Меню Закрыть

Мечеть в храме святой софии

Константинопольская София – мать всех церквей

Интервью с Христосом Спиру, лидером «Совета по освобождению Святой Софии»

Крис (Христос) Спиру

Ветеран американской политики, грек по происхождению Крис (Христос) Спиру [1] – лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии», ставящей своей целью возвращение верующим храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), превращенного в XX веке в музей. О том, какие шаги предприняты для решения этой проблемы, он рассказал греческому еженедельнику «Омония».

Православный храм Святой Софии – Премудрости Божией был построен в Константинополе в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель сразу же после взятия Константинополя велел перестроить храм в мечеть.

Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.

– Господин Спиру, споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать акцию по «освобождению» Святой Софии?

– Однажды по телеканалу CNN я увидел репортаж, в котором шла речь о главном храме Кремля и всей Москвы: спустя 70 лет кафедральный Успенский собор Кремля стал вновь местом служения Богу. И тогда я подумал, почему храм Святой Софии по-прежнему остается музеем? С того момента я решил добиваться того, чтобы Святой Софии был возвращен ее первоначальный статус. Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, я обратился к лучшим американским юристам и адвокатам. Однако восстановить права, нарушенные в 1453 году, оказалось делом непростым.

– Храм Святой Софии не может являться мечетью по закону?

– Конечно. В этом нет никаких сомнений. Храм Святой Софии строился не как мечеть, мечетью не был, в мечеть был превращен насильственно после того, как в 1453 году Константинополь завоевали турки.

– И вы хотите восстановить справедливость 554 года спустя.

– Если Турция (или любая другая страна) найдет убедительные доказательства своей правоты, пусть предъявит их суду. Вы можете представить, чтобы, к примеру, через Верховный суд США Д. Бушем или Б. Клинтоном был проведен закон о преобразовании кафедрального храма в боулинг-клуб? Или закон, требующий считать местом рождения Иисуса Христа не Назарет, а Техас? И только на том основании, что в их руках власть?

И закон, который бы устанавливал, что никакое правительство не вправе определять способ использования святых почитаемых верующими мест, проводить не придется, потому что в мире нет правительства, в компетенции которого входило бы определение святости тех или иных мест.

Константинополь. Храм Святой Софии

– Что вы уже успели сделать в защиту Святой Софии?

– Главное, что в комитете по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus) организованы слушания по этому вопросу, которые имеют положительный резонанс. Как заявил влиятельный конгрессмен Том Ландос, «ситуация вокруг Святой Софии – один из наиболее важных вопросов, которые когда-либо рассматривались в комитете по правам человека при Конгрессе США». Слушания проходят в Конгрессе в этом году, и я рассчитываю на то, что будет принята резолюция в поддержку наших требований. Тем более что власти Турции, превратившие святую церковь непонятно во что и тем самым нарушившие права верующих, рано или поздно будут осуждены общественным мнением.

– И все же, каковы ваши главные аргументы?

– Константинопольская София – мать всех православных храмов, древнейший христианский храм. Сегодня он оскверняется. Наша борьба – это борьба не за передел границ и не за права на месторождения нефти. И потому мы хотим, нет, мы требуем, чтобы нас поддержало все человечество, поддержали политические лидеры разных стран, духовные лидеры, кто бы они ни были: папа, патриарх Московский или патриарх Иерусалимский. Никто не должен спасть спокойно в то время, как оскверняется святое место, превращенное в балаган. Храм Святой Софии принадлежит местным властям, впрочем, под их влиянием находится и патриарх Константинопольский.

– На ваш взгляд, кто все-таки примет решение о возвращении прежнего статуса храму и как оно будет реализовано?

– Прежде всего следует сказать, что это будет правильным решением. Знаете, когда Нельсон Мандела добивался от президента Южной Африки Фредерика де Клерка права голоса для чернокожих, его братья по расе говорили: «Да кто же сможет заставить этих расистов, которые угнетают нас вот уже 400 лет, изменить свое мнение?» Кажущееся невозможным может стать возможным. Нет такого правительства, которое может быть сильнее Святой Софии!

– У вас есть единомышленники? Кто вас поддерживает?

– Я считаю, что в деле возвращения православным храма Святой Софии должны принимать участие главы всех Церквей и религий. Так, например, Католическая Церковь в Америке весьма влиятельна, и я предполагаю обратиться и к ее иерархам тоже. Проблема требует разрешения или политического – путем подписания специальных соглашений или же юридического – путем принятия соответствующих законов.

Хочу заметить, что мы не ведем антитурецкой политики и, конечно же, не имеем ничего против мусульман и приверженцев других религий. К тому же я уверен, что нас поддержат многие мусульмане Турции. Ведь исламом запрещено закрывать мечети или превращать их в светские места, запрещено также убивать патриархов.

– Насколько все же реально то, что Турция примет решение об изменении статуса храма Святой Софии?

– Однажды президент Америки посоветовал президенту Китая дать китайскому народу свободу вероисповедания. Вскоре так и произошло. Думаю, что и на сей раз президенту США не составит труда подсказать руководству Турции, что необходимо возвратить Святую Софию верующим. Это вовсе не будет попыткой давления на Турцию. В чем «давить» на Турцию? В том, чтобы призвать ее поступить согласно логике вещей?

– Ваша организация имеет отделения в США и Греции. Планируете ли вы распространить свою деятельность на другие страны, в том числе и на Россию?

– Для нас поддержка россиян чрезвычайно важна, и я очень надеюсь на поддержку России – страны, международный авторитет которой все возрастает. Я, кстати, собираюсь посетить Москву, так что возможность обсудить наши совместные действия будет.

Беседовала София Прокопиду,
член Союза журналистов Греции
Еженедельник «Омониа»

Авторизованный перевод с греческого специально для Православия.Ru

[1] Крис (Христос) Спиру – американский политик греческого происхождения. Иммигрировал из Греции в США в 1950-е годы в возрасте 13 лет. Учился в Америке. Баллотировался в губернаторы штата Нью-Гемпшир. Неоднократно возглавлял отделение Демократической партии США в Нью-Гемпшире. Принимал активное участие в предвыборных кампаниях всех кандидатов на пост президента США от Демократической партии – от Джимми Картера до Альберта Гора. Друг и соратник нынешнего кандидата в президенты США Хилари Клинтон.

Возглавляемый им «Совет по освобождению Святой Софии» – организация, подчеркивающая свой неправительственный статус и дистанцирующаяся от каких-либо связей с Грецией.

«Мечеть Святой Софии»: что скрывается за инициативой Эрдогана?

В конце минувшей недели в Турции случилось одно знаменательное событие, которое за пределами страны мало кто заметил. Президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил с «благотворительной» инициативой преобразовать христианский Софийский собор в мечеть. Благотворительность здесь заключается в том, что сие изменение позволит посещать Святую Софию бесплатно. Пока же храм имеет статус музея, и вход в него обходится каждому желающему в 60 турецких лир (примерно $ 10).

Воспитанные на необходимости вести себя и думать политкорректно западные аналитики поспешили объяснить слова Эрдогана желанием попиарить свою партию, чтобы привлечь избирателя накануне местных выборов 31 марта.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»?

Католической ветви христианства, по большому счету, вообще нет дела до Софийского собора — храм-то православный, вот пусть православные сами свои проблемы и решают.

Поэтому ноту протеста Анкаре высказали только в Греции. Пресса этой страны отметила, что «идет целенаправленная атака на христианские святыни и христианскую церковь в целом» и напомнила, что «в 2019 году Эрдоган уже обнародовал разрешение (или призыв) читать в Софийском соборе суры Корана в период празднования священного для мусульман месяца Рамадан». В 2019-м, получив «добро» от руководителя государства, религиозные власти эти чтения во время Рамадана провели. А в 2019-м Коран в соборе читал и лично Эрдоган. Надо сказать, что инициатива в возглавляемой им стране понравилась не всем: в 2019 же году приватная организация «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» обратилась в судебные инстанции Турции с протестом на инициативу президента страны о превращении собора из музея в мечеть. В итоге Конституционный суд признал изменение статуса недопустимым. И вот Эрдоган вновь возвращается к своему предложению.

Что же все-таки стоит за идеей турецкого президента — это чистой воды самореклама или планомерное наступление на чуждую ему и большинству турецкого населения религию? И не противоречит ли превращение христианских церквей в мечети канонам ислама? А вдруг простое переименование здания не сможет выветрить из него дух «неверных», ранее молившихся в нем?

Ислам, являющийся сегодня одной из ведущих в смысле количества последователей религий мира, возник относительно недавно. Как утверждают мусульманские богословы, в 610 году в пещеру Хира (Саудовская Аравия), где жил в уединении бывший караванщик и торговец Мухаммед, провозгласивший себя пророком божьим, явился архангел Джабраил и продиктовал тому первые аяты Корана. От этого момента история ислама и ведется.

Мировоззрение свое арабы-мусульмане распространяли нельзя сказать чтобы мирно — к началу VII века они, действуя огнем и мечом, захватили почти весь Ближний Восток и Северную Африку, а в 711 году вторглись и в Европу — через Испанию, которая под их властью находилась впоследствии около 800 лет. Естественно, что мечетей за это время понастроено на территории Пиренейского полуострова было немало.

А во время Реконкисты, то есть войны испанцев против мавров за освобождение своих территорий от чужестранцев, и началось самое интересное.

От мечети до церкви — одно желание короля

Арагонский король Хайме I больше всех святых почитал Богородицу. Любовь его к матери Иисуса Христа была столь велика, что каждую свою победу над маврами этот герой Реконкисты посвящал Деве Марии. Празднование виктории после очередной успешной битвы всегда начиналось с молебна во славу Пречистой и в храме ее имени.

Как известно, к моменту начала освободительно-объединительной миссии Хайме (1208?1276), оставшегося в испанской истории под прозвищем «Конкистадор» (Conquistador), то есть «Завоеватель», Испания уже пять сотен лет находилась во владении арабов, исповедовавших ислам. Откуда ж на пути следования Конкистадора из Арагона через Каталонию и до южных границ сегодняшней автономии Валенсия взялись католические храмы вообще и носящие имя Девы Марии в частности? Ответ прост и, может быть, кому-то он покажется неожиданным.

Войска Хайме всегда сопровождали священники. Без их благословения ни пехота, ни конница на врага не бросались. Старший из служителей божьих всегда был у короля под рукой. Именно этому церковнослужителю и давал Завоеватель «одно маленькое, но очень ответственное поручение». Прежде чем воздавать почести Богородице и благодарить ее за помощь в сражении капеллан входил в мечеть только что отобранного у мусульман города. Разбрызгивая по сторонам святую воду и крестя стены здания, католический священник «легким движением руки» превращал мечеть в христианскую церковь. После чего в ней служили мессу.

Читайте так же:  Пустая мечеть

Мусульман в те времена любили все меньше, беспощадно выталкивая с насиженных мест вначале в другие регионы полуострова, а позднее и вовсе на историческую родину в Северную Африку. Поначалу желающим остаться предоставлялась такая возможность, но при одном условии: принять христианство. Сменивших вероисповедание называли «морискос». Термин происходил от moro, то есть «мавр», но, как считают некоторые испанские специалисты, он не был лишен пренебрежительной интонации из-за своей созвучности с «марискос» (mariscos), означающим морепродукты — креветки, ракушки, мидии и прочую «нерыбную» обитающую в воде живность.

После того, как эпоха арабского владычества была официально признана завершенной (1492 год — падение Кордовского халифата), даже смена веры не спасала от изгнания — испанские короли вообще не хотели видеть на своей земле мавров и депортировали их, набивая до отказа корабли. Понятно, что в такой ситуации вернуть отжатые храмы для мусульман было делом невозможным.

Но это совсем не означало, что передовую методику Хайме Конкистадора мусульмане не могли взять на вооружение.

От христианского храма до мечети — одно нашествие турок

Православный собор Святой Софии был возведен в Константинополе в 537 году в соответствии с распоряжением императора Юстиниана, решившего увековечить славу города. В 1453 году Константинополь был захвачен османами, которые, долго не раздумывая, обратили собор в мечеть. В этом качестве здание прослужило до 1930 года, после чего его закрыли на реконструкцию. Это было время, когда Турция в результате реформ Мустафы Кемаля Ататюрка превращалась в светское государство и училась мириться с присутствием на ее территории других религий, и потому Ататюрк во избежание трений с христианами, но и не желая при этом выглядеть слабохарактерным в глазах своих сограждан, распорядился в 1935 году придать Святой Софии нейтральный статус музея.

Маловероятно все-таки, что Эрдоган решится на самом деле издать какой-нибудь указ, превращающий христианский собор-музей в действующую мечеть. Он и сам, хотя в интервью агентству Anadolu 18 марта и произнес резкую фразу «Мы не позволим врагам превратить Стамбул в Константинополь», вряд ли рискнет заявить в открытую, что христиане — враги турецкого народа. Появление на свет приведенного выше высказывания — не более, чем душевный порыв главы османского государства, возмущенного терактом в новозеландском Крайстчерче 15 марта, где злоумышленником были убиты несколько десятков мусульман. Турецкий президент пытается позиционировать себя в качестве мирового мусульманского лидера, но ссориться с христианами, в особенности с православными, от которых Анкара будет получать газ, ему невыгодно.

Кроме того, Эрдоган за несколько дней до заявления о возможном изменении статуса Святой Софии, говорил, что это нереально, поскольку может вызвать негативную реакцию во многих государствах Европы и мира, правительства которых могут ответить преобразованием старинных мечетей в христианские храмы. Благо исторический опыт (см. выше) имеется.

Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии

Друзья, всем привет!

То что главная достопримечательность Стамбула с наружи похожа на турецкую баню не удивляет. Этой версии Собора Святой Софии (тезке Софиевского собора в Киеве) по меньшей мере 1500 лет.

А сколько за это время было обрушений главного купола и соседних меньшего размера во время землетрясений, повлекший за собой бесчисленное количество реставраций, не берется сосчитать даже Википедия.

Константинопольский храм по прямому назначению использовали, как христиане: православные и католики, так и мусульмане пристроив к нему минареты и замазав христианскую символику штукатуркой.

Теперь, с 1935 года его используем мы, туристы, как объект для восхищения. В 2019 году Собор Святой Софии Стамбул был признан самым популярным объектом для посещений в Турции .

Ну, а чтобы вы просто так глазами внутри не хлопали и, не дай бог, за 15 минут его обежали и скрылись в клубе пыли в направление следующей достопримечательности Стамбула, я и расскажу о самых основных моментах истории, посещения и на что нужно обязательно обратить свой взгляд во время экскурсии.

Храм Святой Софии – чему учит нас история

Копание в прошлом, обычно, это мутное занятие. За 5 минут об истории создания какого-либо объекта можно прочитать в энциклопедии, но так ничего толком и не уяснить. А уж проследить мотивацию тех или иных исторических личностей – задача, без должного исследования, неподъемная.

Я не буду вдаваться в детали, а лишь набросаю контуры событий, чтобы вы понимали, что за чем и откуда ноги растут. Если вам нужны более откровенные пассажи, то этого добра полно в интернете, а также на лекциях «профессиональных» экскурсоводов в самом Соборе. На крайняк, можно взять аудиогид. Благо даже есть и на русском.

Итак, жил был царь и было у него два сына… Нет, так мы точно к обеду не закончим.

Кто за кем и историческая справедливость

Тот вид здания из красного кирпичика, которое мы видим сегодня было заложено византийским императором Юстинианом I, на месте 1-й версии собора от императора Константина, которая не пережила пожары и восстания.

Вплоть до 1520 года – это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор .

Первый крупнейший разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма, благодаря стараниям участников Четвертого Крестового поход . Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Сохранилось ли захоронение не известно.

Но 1261 год все расставил на свои места и церковь вновь отошла к ортодоксальным христианам до 1453 года, когда власть в свои руки в Константинополе на этот раз взяла уже Оттоманская империя.

Говорят, что султан Мехмет II буквально на пороге святыни сделал выбор между «сравнять с землей» и «пристроить 4-ре минарета» в пользу созидания, а не разрушения и выделил баснословные суммы на восстановление.

Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили штукатуркой.

До 1616 года даты окончания постройки Голубой мечети Султана Ахмета (отдельная статья здесь ), Собор Святой Софии был первой мечетью государства.

Действующей же она оставалась до 1931 года , когда по приказу Ататюрка была превращена в музей и после 4-х лет реставрации стала доступна для публичных посещений.

Итак, после вашего первого обманчивого впечатления о наружном дизайне собора, будьте готовы открыть рот, как только попадете во внутрь. Мое первоначальное впечатление было немного сглажено нагромождением лесов по левую руку, но тем не менее, зрелище захватывающее.

Ощущение такое, что попал в параллельную реальность, неземное творение космических инженеров или, по крайней мере, парящий купол нереальных размеров.

Сама обстановка, огромная сводчатая крыша, увенчанная по кругу десятками окон и массивные колоны на фоне невероятно красивого мраморного пола заставляют тебе на минут забыть о будничной суете, а также, хотя бы здесь, отключить действие земного притяжения, чтобы наконец испытать чувство полета!

Для меня это было единственное место, где я действительно был готов упасть и удариться о земь, признавая тот факт что только какие-то ангелы могли соорудить такую неземную конструкцию.

К тому же, по историческим выкладкам, именно здесь происходила коронация византийских императоров, так что мест явно сохранило атмосферу помпезности и величия. Да и наличие практически в центре собора места именуемого «Пуп Земли» тоже обязывает к уважению.

Видеть всем, вне зависимости от возраста, размера заработной платы, личных убеждений и отношения к религии. Но для ощущения погружения просто необходимо, чтобы в соборе было как можно меньше людей.

Это просто must be! Поэтому не поленитесь хотя бы сюда прийти пораньше.

Это в Голубую мечеть или дворец Топкапы можно втиснуться наравне с раззадоренной толпой, пахнущей шаурмой и непрестанно клацающими своими фотоаппаратами. Здесь в Соборе Святой Софии просто необходима интимность. Иначе ничего не будет. Сорри!

Тут, конечно, я задам лишь ориентиры. Как поступать дальше дело ваше. Возможно вы придете сюда с аудиогидом, экскурсоводом или в сопровождение со знакомыми турками, которые и будут вводить за нос вас в курс дела.

Но я бы рекомендовал подготовиться заранее и прийти в одиночестве, чтобы никто не зудил вам на ухо со своими: «…оттоманский архитектор Минамар Синах пристроил к собору… и т.д.».

Пропустив пятиминутное забвение, стоит перейти к деталям.

Первым делом обратите внимание на сам пол! Что это? Мраморная доска?

Такого великолепного качества работы даже не знаю, где и поискать. Я бы себе на дачу заказал.

Вторая деталь бросающаяся в глаза – это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги.

Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3мм в день. Ну это также как и многотонные блоки рабы в набедренных повязках в команде с неунывающими буйволами затаскивали на неподъемные вершины.

Третий этап прозрения – это коринфские колоны . Как сообщают историки, они были завезены в Константинополь из Баальбека, Либана. Кстати, то еще место в плане изучения.

Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.

Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона – Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара.

Если задрать голову наверх, то можно увидеть остатки старинной росписи, а также архангела Михаила и Гавриила и Серафима вместе с ними на сводах купола.

Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо – урна духовного очищения.

Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, куда мы и отправились потом, после посещения Стамбула. Подробнее об этом чуде, читайте здесь .

Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте». Это работа наждаком как минимум (а они тогда были?), а может и вообще токарное производство.

Кстати, в северо-западной части собора есть «Колона желаний» . Там есть специальное отверстие для пальца, который нужно вставить и повернуть на 360 градусов. Если палец не отвалится, то будет вам счастье и здоровье))

К колоне мы не пошли, так как ее уже оккупировала группа китайских туристов. А это беда. Пока все 30 человек руки себе не повыкручивают ничего сфотографировать вам не удастся.

Если вы закончили любоваться игрой света и красок, то можете пройти на второй этаж. Отсюда вид будет еще более захватывающий.

На второй этаж ведет шикарная лестница. Здесь можно полюбоваться храмом в относительной тиши и сделать шикарные снимки.

Но всему мешают различные вопросы сыплющиеся на вас со всех сторон. Вот кто вообще смог изваять такие двери и как их сюда установили. Как вы думаете? Сколько они весят?

Читайте так же:  Апанаевская мечеть казани

Кстати, вот и еще одна загадка с 1-го этажа. Обратите внимание на вот эти ковано-деревянные двери с мраморными косяками, которым уже 1500 лет.

Вот чему бы надо поучиться сегодняшним строителям.

А вот и восстановленные фрески, демонстрирующие сюжеты священных писаний и их главных героев. Смотрится по-богатому и торжественно.

Каждая деталь внутри храма будь-то колона, будь-то люстра или какой-либо узор, все выполнено с высочайшим профессионализмом и заслуживает, как минимум внимания, ну а как максимум обожествления.

Ходить и любоваться внутренним убранством можно часами, но я вам напомню, что после 10 часов утра на собор начинается организованная атака организованных групп туристов. Вы должны скрыться до их появления, иначе затопчут!

На территории собора

После того как вы окажитесь на территории храма, я рекомендую сразу проходить во внутрь для ознакомления с основной программой посещения. Уже после визита вы можете прогуляться по внутренней территории и посмотреть еще кое-что.

Если обойти музей справа, то вы попадете в мавзолеи султанов . Честно говоря, о такой возможности я узнал уже позже, поэтому никаких данных предоставить не могу.

Также во внутреннем дворике есть несколько саркофагов, поваленных колон и некоторые фрагменты архитектурных строений. Обратите внимание на колоны, такое ощущение, что они просто собраны из пластов и склеены непонятным составом.

Также здесь есть кафе, туалет и сувенирный магазин. Кстати, цены в кафе при государственных музеях (которые вы будите посещать по Museum Pass Istanbul ) идентичны. Вот расценки на напитки.

Где находится храм Святой Софии

Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: Голубая мечет ь и Дворец Топкапы , Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет.

Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий.

Для ориентации на местности я рекомендую статью «Районы Стамбула». Ну а если в двух словах, то вам нужен только трамвай Т1 и немного силы в ногах, чтобы перемещаться между всеми самыми популярными достопримечательностями Стамбула и вашим потенциальным местом проживания .

О транспорте Стамбула смотрите здесь.

Для ориентации на местности вот вам карта Google maps .

Как попасть в Айю Софию

На первый взгляд, ни каких проблем. Купил и билет и валяй, наслаждайся. Но все таки есть пару нюансов.

Дело в том, что в сезон, очереди в этот самый популярный музей Стамбула пугают. Тут есть 3 варианта решения проблемы:

  • прийти к открытию
  • купить карту Museum Pass Istanbul. Зачем? Читаем здесь
  • купить билет с гидом и проходом без очереди здесь

Но если вас все же интересуют экскурсии на русском языке (а не вольная интерпретация от турецких сограждан) от наших соотечественников, то я рекомендую посмотреть здесь .

Тут все официально и без необходимости посещать после экскурсии местные лавки ковров и ювелирных украшений.

Информация для посетителей

Режим работы 09:00 – 17:00, а летом с 15 апреля по 25 октября до 19:00. Кассы и вход в музей закрываются за час до закрытия.

В летнее время музей открыт все дни недели, а в зимний период выходной в понедельник!

Стоимость 60 лир за взрослый билет. Дети до 12 лет бесплатно, но только при наличие подтверждающего возраст документа.

Если вам интересно не просто билет, а включенная в него обзорная экскурсия по собору, тогда лучше купить его здесь . Но сразу предупрежу — тур на английском языке.

Лично я рекомендую покупать карту Musseum Pass Istanbul за 185 лир (новая цена с 1 октября 2019 года вместо 125 лир), которая действует 5 дней. Отбить карту очень легко посещение только Собора Святой Софии и дворца Топкапы. К тому же везде вы будите проходить без очереди.

Подробнее про карту и где ее купить читайте в этой статье.

Официальный сайт: ayasofyamuzesi.gov.tr

Лайфхак для экономных

Если вы идите по моему маршруту из путеводителя « Уикенд в Стамбуле » и не собираетесь задерживаться в Стамбуле более, чем на 36 часов. То вам нужен комби-билет. Это билет сразу в 2 или 3 достопримечательности:

  1. Собор Святой Софии + Археологический музей — 80 лир.
  2. Собор + музей + дворец Топкапы — 135 лир.

И фишка не только в экономии 10-15 лир, а в том, что билет можно купить в Археологическом музее, где очереди минимальны и пройти без очереди в другие.

Друзья, на этом у меня все. Если вас заинтересовала данная статья или у вас остались вопросы, то делитесь ими в поле для комментариев или в социальных сетях. Также подписывайтесь на обновления , и вы не пропустите новых статей и увлекательной информации.

Для тех, кто планирует путешествие в Стамбул, рекомендую почитать

Если вы хотите расширить ваш кругозор, то рекомендую компанию Tripster в качестве организации индивидуальных туров. Если вас 2-4 человека, то выходит даже дешевле, чем у официальных турагенств и не мне вам говорить на сколько это увлекательнее. Наш опыт экскурсии в этой статье.

Для покупки авиабилетов в Стамбула, заказа трансфера и подбора отеля зайдите на страничку «Ресурсы». Там есть все))

Ну и небольшое видео о пользе Музейной карты!

Выборы и Святая София: превратят ли снова Великую Церковь в мечеть

Как выборы в Турции отразятся на судьбе одной из главных святынь Православия и кто этому может помешать.

31 марта состоялись не только президентские выборы в Украине, но и выборы в местные органы власти в Турции. Незадолго до этого президент этой страны Реджеп Эрдоган анонсировал превращение собора Святой Софии в Стамбуле из музея в мечеть. Причем такое решение могут принять сразу после муниципальных выборов в Турции.

Выборы состоялись. Превратится ли Святая София в мечеть, какие события могут за этим последовать и о чем говорит ситуация вокруг одной из главных святынь христианского мира?

Немного о соборе Святой Софии

Собор Святой Софии Премудрости Божией построили при императоре святом Юстиниане Великом в первой половине VI века (освятили в 537 г.). Его высота достигает 55,6 м, диаметр купола – 31 м. Более тысячи лет собор был самым большим христианским храмом в мире. Еще на этапе строительства он получил титул «Великая Церковь».

Ежедневно на строительстве трудились 10 тысяч рабочих. Постройка обошлась в три годовых бюджета Византийской империи. Монументальность и великолепие собора породили многочисленные легенды о прямой помощи небесных сил в проектировании и строительстве Святой Софии. По свидетельству историков, император Юстиниан после окончания строительства, войдя в величественный храм, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!»

Для проведения богослужений и содержания собора назначили многочисленный штат, который доходил до 600 человек, включая 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов и т.д.

Именно в этом храме в 1054 г. легаты Римского Папы Льва IX положили на престол грамоты об отлучении Константинопольского патриарха Михаила Кирулария, что послужило формальной точкой отпадения римской курии от Церкви. Здесь послы киевского святого равноапостольного князя Владимира настолько были поражены красотою православного богослужения, что описывали свое состояние так: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле».

В I тысячелетии собор Святой Софии дважды сильно страдал от землетрясений. Впервые это случилось через несколько лет после окончания строительства. Тогда была разрушена восточная часть здания, что обнаружило некоторые ошибки в проектировании. В 989 г. сильным разрушениям подвергся купол. При его восстановлении здание перестроили, и оно утратило свой первоначальный вид.

В ночь с 28 на 29 мая 1453 г. в соборе Святой Софии отслужили последнюю в его истории божественную литургию, за которой причастились император и все его окружение. А уже через несколько часов в храм ворвались турки, которые стали неистово убивать христиан и грабить сам собор. Крови было пролито столько, что на одной из колонн оставили красную полосу для обозначения ее уровня.

Собор обратили в мечеть и назвали Айя-София. Большинство фресок и мозаик замазали штукатуркой, а к зданию пристроили дополнительные опоры, существенно изменившие его внешний облик.

В середине XIX века провели реставрацию, а в 1935 г. первый президент Турецкой Республики Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому Айя-София стала музеем. С фресок и мозаик счистили штукатурку, что позволило продемонстрировать людям сохранившиеся священные изображения.

Современный интерьер собора Святой Софии

Никаких религиозных обрядов в Софии не проводили с 1935 г., но в 2006 г. в музейном комплексе выделили небольшое помещение для совершения намаза сотрудниками музея.

Немного о внутриполитической ситуации в Турции

История современной Турции началась в 1923 г. когда была провозглашена Турецкая Республика. Это государство образовалось после уничтожения Османской империи в ходе Первой мировой войны и последовавших за ней событий.

Турецкую Республику объявили светским государством. Закон закрепил отделение религии от государства и свободу совести. Однако мусульманство играет очень большую роль в жизни общества. В Турции действует порядка 78 000 мечетей, примерно 1 мечеть на 1 000 населения.

Турцию вполне можно было бы отнести к исламским государствам, если бы на страже светского характера государства не стояла армия. Именно она до недавнего времени не позволяла руководителям турецкого государства превратить его в оплот ислама на Ближнем Востоке. Если турецкие политики уж слишком далеко заходили в своих попытках превратить Турцию обратно в религиозное государство, генералы устраивали госпереворот, и все возвращалось на круги своя. Но так было до тех пор, пока к власти не пришел нынешний президент.

Реджеп Тайип Эрдоган – выходец из религиозной исламской семьи, в 1973 г. окончил религиозный лицей имамов-хатыбов в Стамбуле. Политическую карьеру начинал в молодежном подразделении исламской Партии национального спасения. В 1994-м его избрали мэром Стамбула от другой исламской политсилы – Партии благоденствия, которую запретили в 1997 г. после очередного военного переворота, сам Эрдоган тогда ненадолго оказался в тюрьме.

Эрдоган хорошо усвоил политические уроки и понял, что продвигать исламизацию турецкого государства необходимо по принципу «медленно, но уверенно». В 2001 г. он учредил Партию справедливости и развития, которая одержала победу на парламентских выборах в 2002 г. В 2003-м он стал премьер-министром Турции, а в 2019-м – президентом.

Все эти годы он медленно, но уверенно старался сократить влияние на политику генералов и расширить свое. Но делал это очень аккуратно, чтобы не спровоцировать против себя очередной переворот.

В 2019 г. военные все же попытались силой отстранить Эрдогана от власти. Переворот не удался, и вместо потери поста президента Эрдоган, наоборот, получил огромный карт-бланш на расправу со своими политическими противниками, которым он не преминул воспользоваться. В стране начались массовые аресты и увольнения. Под стражу взяли несколько сотен высших армейских офицеров, в том числе 103 генерала и адмирала. Из органов власти и управления уволили более 100 000 госслужащих. А Эрдоган в 2019 г. провел референдум, на котором одобрили 18 поправок к Конституции, значительно расширяющие полномочия президента.

Переворот не удался, и вместо потери поста президента Эрдоган, наоборот, получил огромный карт-бланш на расправу со своими политическими противниками.

В этих новых и благоприятных внутриполитических условиях Эрдоган стал примерять на себя роль лидера всего мусульманского мира. Его политика, проводимая уже около 20 лет в мягкой форме, стала более явственной и жесткой. Это политика неоосманизма, которая предполагает возвращение Турции в клуб самых сильных держав мира в качестве возродившейся империи.

Читайте так же:  Куала лумпур мечеть

Все чаще турецкий президент жестко реагирует на притеснения мусульман, где бы это ни происходило и какое бы гражданство ни имели эти притесняемые. Религиозная карта становится одной из основных в руках Эрдогана. И вот тут мы подходим к вопросу о соборе Святой Софии.

В 2019 г. Эрдоган распорядился читать в Софийском соборе суры Корана в период месяца Рамадан. Чтения транслировали по телевидению. В 2019-м Коран в соборе читал лично президент. Однако в этом же году по запросу организации «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» конституционный суд Турции признал недопустимым изменение для святой Софии статуса музея.

15 марта 2019 г. в новозеландском городе Крайстчерч произошел теракт: в двух мечетях погибли 50 человек и еще около 50 получили ранения. С наиболее резкими заявлениями по этому поводу выступил турецкий президент, хотя среди погибших не было ни одного гражданина Турции. Эрдоган обвинил Запад в замалчивании этого теракта и вообще исламофобии.

Незадолго до теракта его главный организатор Брентон Тарант обнародовал манифест, в котором на 73 страницах объяснил мотивы своего поступка. В частности, Брентон упоминал собор Святой Софии, называл Стамбул Константинополем и призывал убить Реджепа Эрдогана и Ангелу Меркель.

Выражая негодование по поводу теракта, Эрдоган назвал Брентона «подонком, который осмелился назвать город (Стамбул – Ред.) его прежним именем». (Интересно, каким эпитетом в таком случае должен наградить турецкий президент Константинопольского патриарха Варфоломея?) Эрдоган заявил, что собор Святой Софии не будет превращен в православную церковь «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа».

24 марта 2019 г. Эрдоган сказал, что Святая София может опять превратиться в мечеть, а 26 марта увязал это решение с предстоящими муниципальными выборами: «Мы можем изменить юридический статус, чтобы все могли посещать его бесплатно. И что это значит? Будет не только бесплатный вход, но после выборов мы уберем статус музея и переделаем собор Святой Софии в мечеть». При этом Эрдоган отдельно подчеркнул, что «Константинополя больше никогда не будет. Название этого региона – Истамбул. И вы это знаете».

Эрдоган обещает, что собор Святой Софии не будет превращен в православную церковь «до тех пор, пока существует турецкий народ и душа».

Но самое интересное, что президент Турции высказал намерение превратить Святую Софию в мечеть в ответ на признание США Голанских высот территорией Израиля, а Иерусалим – его столицей: «Сейчас Трамп объявляет, что Иерусалим является столицей. Не так ли? Присваивает Голанские высоты оккупанту Израилю. Вы получите ответ из Турции».

Вдумаемся: в ответ на действия США православный храм должен стать мечетью? Какое отношение имеет Святая София к Дональду Трампу?

Однако такая логика является абсурдной только на первый взгляд. Фактически, своими словами Эрдоган признал, что Константинопольский патриархат, главной святыней которого в прошлом была Святая София, на сегодняшний день является структурой, аффилированной с американской администрацией. А США в глазах турецкого лидера сегодня являются противником Турции, о чем он заявляет с завидной регулярностью. Эрдоган обвиняет США и в поддержке курдских вооруженных формирований в Сирии, и в укрывательстве Фетхуллаха Гюлена, которого он считает главным организатором неудачного госпереворота 2019 г., и в экономическом кризисе, охватившем Турцию в последнее время.

Возражений на намерение превратить Святую Софию в мечеть последовало два: из ЮНЕСКО и Греции. Йоргос Катрунгалос, министр иностранных дел Греции заявил, что превращение собора в мечеть является «не просто оскорблением чувств христиан, но оскорблением международного сообщества и международного права». Вряд ли Эрдоган обратит внимание на эти слова.

А после возражений со стороны ЮНЕСКО риторика турецкого лидера стала еще более резкой: «Наша нация хочет увидеть собор Святой Софии мечетью. Было большой ошибкой позволить Святой Софии превратиться в музей. Поэтому мы должны что-то предпринять. Настало время сделать этот шаг. С этим шагом собор Святой Софии больше не будет музеем, он приобретет правовой статус мечети. И все туристы, посещающие мечеть Султана Ахмеда или мечеть Сулеймание, будут приходить в мечеть Святой Софии, а не в музей Святой Софии».

Выразил ли протест планам превратить Святую Софию в мечеть Константинопольский патриарх Варфоломей? Сообщений об этом обнаружить не удалось. Вроде бы ему, как никому другому, следовало выступить с резким заявлением, но его голос пока не слышен. Почему же молчит его всесвятейшество? Почему не призывает на помощь своих покровителей из Госдепартамента США? Почему не обращается к мировому сообществу?

Можно предположить, что Константинопольский патриарх не хочет давать повода турецким властям начать репрессивные действия против него самого. А именно – вернуться к давней идее выселения Константинопольской патриархии на Афон или в какое-либо другое место. Нужен ли турецкому президенту, который позиционирует себя в качестве лидера мусульманского мира, патриарх, который позиционирует себя в качестве лидера мира православного? Вопрос риторический. А если еще учесть, что этот патриарх выполняет инструкции американской администрации, которая стоит Эрдогану поперек горла, ответ становится еще более ясным.

Муниципальные выборы в Турции состоялись. Реджеп Эрдоган объявил о победе своей Партии справедливости и развития. Несмотря на то, что мэрами Стамбула и Анкары становятся представители оппозиции, около 56% местных органов власти в Турции возглавят представители президентской политсилы.

Что будет с собором Святой Софии? Некоторые эксперты выражают мнение, что заявления о превращении собора в мечеть были не более чем предвыборной риторикой, призванной мобилизовать электорат. Однако, учитывая общую политику неоосманизма, которую последовательно проводит Эрдоган, можно предположить, что он действительно попытается воплотить свои обещания в жизнь.

Да, это может вызвать некоторое неудовольствие западных стран, но в мусульманском мире превознесет авторитет Эрдогана очень высоко. Святая София нужна Эрдогану в качестве мечети, как символ победы мусульманства над христианством. Это действие позволит ему продемонстрировать всем свою решимость отстаивать интересы ислама несмотря ни на что.

Вроде бы патриарху Варфоломею, как никому другому, следовало выразить протест планам превратить Святую Софию в мечеть, но его голос пока не слышен.

К сожалению, с большой долей вероятности можно утверждать, что Святую Софию, как и в 1453 г., превратят в мечеть. А после этого турецкие власти могут взяться и за патриарха Варфоломея. Но и без выселения последнего за пределы Турции превращение Святой Софии в мечеть очень сильно ударит по авторитету его всесвятейшества.

Кто же может помешать подобному развитию событий, столь катастрофическому для патриарха Варфоломея? На протесты греков турецкие власти просто не реагируют, американские власти записаны в противники Турции. Ответ так же очевиден – те, с кем глава Фанара так недальновидно рассорился, беззаконно вмешавшись в религиозную ситуацию в Украине.

Еще полтора года назад мы предполагали, что Константинопольский патриархат не даст Петру Порошенко Томос об автокефалии – по той причине, что не захочет сориться с Русской Православной Церковью и Россией вообще. В условиях, когда между руководством Турции и американской администрации постоянно растут вражда и недоверие, США уже не смогут эффективно покровительствовать и защищать Фанар, как это было в последние полвека. Именно РПЦ и Россия и исторически и ментально более всего подходят на роль заступников Константинопольского патриархата.

Предположение, что Фанар занят укреплением связей с РПЦ, оказалось ошибочным. Полтора года назад просто нельзя было и предположить, насколько велика зависимость Фанара от Госдепартамента США. Теперь мы видим, что Константинопольские иерархи не только идут на самое грубое попрание канонов Церкви в угоду своим заокеанским патронам, но еще и вынуждены нести ответственность за их действия. Голанские высоты признал американский президент, а «ответка» в виде превращения Святой Софии в мечеть прилетела патриарху Варфоломею!

Будет ли Россия, после всего того, что Фанар натворил в Украине, предпринимать какие-то усилия, чтобы заставить Эрдогана отказаться от своих планов? Этот вопрос пока остается открытым.

Собор Св. Софии в Стамбуле

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов — центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул. 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Устали читать? Посмотрите! Вот рассказ о 9 главных районах Стамбула.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 60 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.