Меню Закрыть

В москве открылась мечеть

Новая соборная мечеть в Москве примет тысячи верующих на празднике Курбан-байрам

23.09.2019, 15:30 В России Репортаж 130

В Москве сегодня состоялось событие, которое удостоили вниманием первые лица нескольких государств. После десяти лет реконструкции открылась для верующих самая большая в Европе соборная мечеть.

«Это кокаин»: Нарколог прокомментировал поведение Зеленского на совещании

Видео: Михалкова в бикини на яхте сразила фанатов фигурой

Видео: Ванга назвала знаки зодиака, которым особенно повезет в 2019 году

Брежнева о платье-халате Ходченковой: «Красивая неприятно»

Астрологический прогноз для всех знаков зодиака на неделю с 8 по 14 июля

Фанаты в шоке: Игорь Крутой выглядит моложе своего 38-летнего сына

«Обалденная!»: Актриса Мария Порошина сразила поклонников вечерним туалетом

«Она его на плаву держала все эти годы!»: Анита Цой о громком разводе Лолиты

«Это приход!» — соцсети обсуждают странное поведение Зеленского на совещании

В соцсетях раскритиковали свадебное платье Регины Тодоренко — фото

Значительный вклад в восстановление внесла Анкара — стены расписывали турецкие мастера, причём бесплатно. Все эти годы вёлся не просто ремонт, мечеть увеличилась в размерах, теперь она может вместить одновременно 10 тысяч человек, в чем можно будет убедиться уже завтра во время праздника Курбан-байрам. Наш корреспондент Екатерина Иванова — о новой достопримечательности Москвы.

Это не просто мечеть – настоящее произведение искусства. Мрамор привезли из Канады, мозаика, двери и люстры — из Турции, еще часть материалов — из Казахстана. На реконструкцию собирали всем миром. Архитекторы хотели во чтобы то ни стало сохранить исторический облик. Так старые стены здания начала 20 века вписали в новый комплекс. А тот самый, еще царской эпохи, полумесяц водрузили на один из минаретов. Из новшеств – кондиционеры, семь лифтов, конференц-зал, плазменные панели, система видеонаблюдения. В итоге, площадь здания увеличилась в 20 раз. Теперь здесь могут молиться до десяти тысяч верующих.

Главная мечеть страны органично вписывается в архитектуру столицы. Москва, как известно, златоглавая, вот и Большой купол тоже покрыли сусальным золотом. Начали церемонию открытия с чтения Корана. Затем слово взяли высокие гости. Президент Палестины Махмуд Аббас отметил большой вес России на международной арене, в том числе в арабском и исламском мирах, а величественное здание – очередное тому подтверждение. Не скрывал своего искреннего восхищения и глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган:«Позвольте мне поблагодарить всех, чей труд позволил Москве, одной из самых больших столиц мира, обрести этот шедевр. Атмосфера дружбы и доверия, которую мы ощущаем здесь, я считаю символом будущего спокойствия мусульман России».

Владимир Путин, он в своё время лично одобрил проект реконструкции мечети, сегодня отметил – в Москве появился новый культурный и духовный центр. Тысячи верующих ждали этого события.

Владимир Путин, Президент РФ: «Сердечно поздравляю вас с открытием московской соборной мечети. Это большое событие для российских мусульман. Одна из старейших мечетей Москвы реконструирована на историческом месте. Она стала крупнейшей в Европе».

Ислам, подчеркнул Президент, является одной из традиционных российских религий. В Москве мусульмане обосновались еще в средние века. Коран гласит – стремитесь опередить друг друга в добрых делах. Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной. Она так и создавалась – во взаимообогащении культур, традиций, религий. Впрочем, сегодня религией все чаще прикрываются террористы. Имя аллаха звучит как призыв к действию. Противостоять распространению экстремизма должны именно такие духовные центры, как новая соборная мечеть.

Владимир Путин, Президент РФ: «Мы видим, что происходит на Ближнем Востоке, где террористы из так называемого ИГ, компрометируя великую мировую религию, сеют ненависть, убивают людей, в том числе и священнослужителей, варварски уничтожают памятники мировой культуры. Их идеология построена на лжи, конкретном извращении ислама».

После торжественной части президент провел для гостей экскурсию по новой мечети. Завтра, свой первый намаз в обновленном здании в честь праздника Курбан-байрам совершат тысячи верующих.

В Москве открылась крупнейшая в Европе Соборная мечеть

После 10 лет масштабной реконструкции, в преддверии мусульманского праздника Курбан-байрам, на месте исторической исламской святыни открылось новое здание Соборной мечети.

В торжественной церемонии, на которую собрались несколько тысяч человек, приняли участие Президент России Владимир Путин, главы иностранных государств – Турции, Палестины, Казахстана; представители ряда российских регионов, в том числе — главы Татарстана, Чечни, Дагестана, Ингушетии, Председатель Мосгордумы и Мэр Москвы, депутаты Госдумы России, общественные деятели.

«Поздравляю с открытием обновлённой Московской Соборной мечети. Это большое событие для российских мусульман. Одна из старейших мечетей Москвы реконструирована на историческом месте. Она стала крупнейшей в Европе и обрела, безусловно, новый современный великолепный вид», — сказал на открытии мечети Владимир Путин. Поблагодарив всех мусульман, а также правительства Турции и Казахстана за поддержку в реконструкции комплекса, глава российского государства выразил надежду, что мечеть станет «важнейшим духовным центром источником просвещения, истины, подлинных ценностей ислама, будет нести знание и духовность».

«Московская соборная мечеть — это символ нашей веры, нашего единства. День открытия Московской соборной мечети — событие государственного масштаба для Российской Федерации, добрая весть для всего исламского мира», — отметил в своем выступлении председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. «Новый купол мечети, видом своих минаретов одновременно напоминающий и Спасскую башню Московского Кремля, и изящную башню Сююмбике в белокаменном Кремле Казани, демонстрирует необратимое стремление нашего мусульманства к своим духовным корням, к евразийским просторам российской цивилизации и государственности», — подчеркнул он.

«Сегодня, в преддверии священного праздника Курбан-байрам, мы становимся свидетелями значимого и радостного события для всей многомиллионной российской уммы, — отметил Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, — «Уверен, что Московская Соборная мечеть — главный мусульманский храм России останется тем местом, где проповедуют истинные исламские ценности и звучат призывы к добру и миру, согласию и спокойствию, милосердию и миролюбию».

Московская Соборная мечеть была построена в 1904 году, ее реконструкция началась в 2005 году. Общая площадь комплекса, по сравнению со старым зданием Соборной мечети, после реставрации была увеличена в 20 раз и теперь превышает 19 тысяч квадратных метров, что позволит собираться на намаз одновременно 10 тысячам верующих. Зал для богослужений занимает три этажа мечети из шести. Х рам оснащен семью лифтами и всем необходимым для прихожан, а также оборудованием для людей с ограниченными возможностями. В нескольких залах установлены большие плоские экраны, которые будут транслировать происходящее в центральном зале соборной мечети.

Соборную мечеть украшают главный купол, два больших минарета, малый минарет и четыре башни. Высота основного купола составляет 46 метров, диаметр — 27. Малый минарет венчает историческую часть комплекса. Высота навершия малого минарета составляет 5,7 метров.

Как отмечают в Совете муфтиев России, мечеть станет не только первой в Европе по вместимости, при этом будет «не просто мечетью в привычном понимании, а целым исламским комплексом», включающим в себя конференц-зал, библиотеку, музей, выставочную галерею, пресс-центр, гостиничные помещения. Впоследствии на территории комплекса планируется разместить также исламский институт, медресе и культурный центр.

Соборная мечеть в Москве открылась для прихожан

Москва, 23 сентября. Ее видно даже из Кремля! Самая большая в Европе московская Соборная мечеть сегодня открыла двери для верующих. 10 лет велась масштабная реконструкция. Здание практически возвели с нуля. За торжественной церемонией наблюдал корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский.

Читайте так же:  Казань старая мечеть

Этой минуты российские мусульмане ждали более 10 лет. О значимости события говорит даже список высоких гостей. Прилетели главы Палестины и Турции. Во время торжеств Реджэп Тайип Эрдоган назвал Владимира Путина другом, что из уст турка — большая честь. А российский президент удивил многих, процитировав строки из Корана.

«Коран гласит — стремитесь опередить друг друга в добрых делах. Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной. Она так и создавалась, во взаимообогащении культур, традиций, религий заключались и заключаются до сих пор и своеобразие, и сила нашей общей родины — России», — подчеркнул Владимир Путин.

На открытии Соборной мечети было относительно немноголюдно. Попасть на церемонию можно было только по спецприглашениям. Но несмотря на это, верующие все же пришли, чтобы своими глазами увидеть новую достопримечательность столицы, хотя бы снаружи.

Убранство храма — сплошной эксклюзив. Голубой и зеленый — цвета ислама в России, в них и оформлена мечеть изнутри. Строители совместили древние традиции с современными технологиями. Ковры — с системой вакуумной очистки, люстры из горного хрусталя и покрыты золотом в 24 карата. На украшение храма ушло 12 килограммов драгоценного металла.

«С одной стороны его много использовано, с другой стороны не получилось аляписто, чем-то таким тяжелым и принижающим духовную возвышенность этого храма», — отметил главный имам московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов.

Старая мечеть простояла 111 лет. В начале 20 века ее построил русский архитектор Жуков на деньги татарского купца Салиха Ерзина. Возводили в рекордные сроки — за пять месяцев. В итоге в 2011 году после сильного дождя рухнула одна из стен.

Новая соборная мечеть в 20 раз больше и вместительней старой. Здесь могут одновременно молиться более 10 тысяч человек. Минареты уходят в небо на 75 метров, а золотой цвет куполов выбирали специально, чтобы вписаться в архитектурный ансамбль других храмов Москвы.

«Прошу всевышнего Аллаха, чтобы это историческое событие было отмечено нашим господом как способствующее укреплению мира, братства и развитию добрососедских и взаимовыгодных отношений стран, народов и культур», — произнес председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

На строительство главной мечети России потратили более 170 миллионов долларов. Большая часть денег — это пожертвования. Десятки тысяч имен меценатов занимают 300 страниц в золотой книге, которая будет храниться в музее Соборной мечети вместе с исламскими святынями — волосом пророка Мухаммеда и черной шелковой тканью, которой покрывают стены священной Каабы в Мекке. Для простых верующих свои двери мечеть откроет на Курбан-Байрам, то есть уже завтра.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Равиля Гайнутдина с открытием Соборной мечети. Глава РПЦ выразил надежду на продолжение взаимодействия и укрепления мира и согласия между людьми разных религиозных убеждений и национальностей.

Соборная мечеть в Москве без сомнения войдет в список лучших мусульманских храмов в мире.

В москве открылась мечеть

Недалеко от станции «Бунинская аллея» появилась мечеть

Седьмая по счету мечеть в российской столице открылась недалеко от станции метро “ Бунинская аллея ” .

Ее построили на частном землевладении, и пока мечеть не имеет минарета, внутри на сегодняшний день завершаются отделочные работы. Помещение способно вместить до тысячи человек, сообщает МИР 24.
В Москве уже есть Соборная мечеть в Мещанском районе, Историческая в Замоскворечье, Мемориальная в парке Победы на Поклонной горе, две мечети в Отрадном и одна при резиденции посла Ирана.

В Москве открылась седьмая мечеть

Местная религиозная организация “ Милость ” в составе Духовного управления мусульман РФ муфтия Равиля Гайнутдина объявила об открытии в Москве седьмой мечети.

Новая мечеть находится в Новой Москве недалеко от станции метро “ Бунинская аллея ” и вмещает до тысячи человек. Она была построена на частном землевладении и пока не имеет минарета. В настоящее время в ней заканчиваются отделочные работы.

До сих пор в столице функционировали Соборная мечеть, Историческая, Мемориальная, две мечети в Отрадном и мечеть при резиденции посла Ирана.

Еще одна мечеть открылась в Москве

В Москве открылась седьмая мечеть, сообщает местная религиозная организация “ Милость ” , входящая в состав Духовного управления мусульман России.
Новая мечеть открылась на территории ТиНАО возле станции метро “ Бунинская аллея ” . Здание вмещает до тысячи человек. Мечеть построена на территории частного землевладения и пока не имеет минарета. . . . . .

Новая мечеть открылась в Москве

. . . . . Мечеть в Новой Москве возвели недалеко от станции метро “ Бунинская аллея ” . Мечеть построена на частной территории.

. . . . . Пока мечеть не имеет минарета Новая мечеть в столице сможет вмещать до тысячи человек.

Число мечетей в Москве выросло до семи

Седьмую по счету мечеть открыли в Москве. Об этом сообщили в организации “ Милость ” в составе Духовного управления мусульман РФ муфтия Равиля Гайнутдина.

Мечеть расположена на территории «новой Москвы», недалеко от станции метро “ Бунинская аллея ” . Помещение мечети может вмещать до 1 тыс. человек. Она пока не имеет минарета. В здании сейчас завершаются отделочные работы, сообщает “ Интерфакс ” .

Седьмую мечеть открыли на юго-западе Москвы

Седьмую мечеть открыли в Москве в понедельник, 10 июля, сообщает “ Интерфакс ” .
. . . . .
В настоящее время строители заканчивают отделочные работы. Отмечается, что мечеть сможет принять единовременно до тысячи человек.
. . . . .
25 июня десятки тысяч мусульман пришли к московской Соборной мечети, чтобы помолиться в праздник Ураза-Байрам. Помимо простых верующих здесь собрались представители духовенства, послы и дипломаты из арабских стран. Те, кто не смог попасть в здание мечети, молились на прилегающих улицах.

В столице открылась седьмая мечеть

. . . . . До настоящего времени в Москве действовали Соборная мечеть, Историческая, Мемориальная, мечеть при резиденции посла Ирана, а также комплекс с мечетью в Отрадном.

Имам Соборной мечети Ильдар Алаутдинов призвал не называть новую постройку мечетью — это скорее очередной культурно-просветительный центр, деятельность которого ориентирована в первую очередь на мусульман. Он уточнил, что данное строительство осуществлено при участии прихожан, является частной собственностью и арендуется общиной.

В Москве проживает около двух миллионов мусульман. По словам Рауля Гайнутдина, во время религиозных праздников в мечети одновременно приходят до 250 тысяч человек. В результате мест для молитв не хватает, поэтому он считает, что в каждом округе столицы должно быть хотя бы по одной мечети. Однако, попытки выделить участки под новые мечети в границах «старой Москвы» наталкиваются на протесты жителей.

Муфтият Москвы: новый культурно-просветительский центр — не мечеть

Муфтий Москвы, имам Соборной мечети Ильдар Аляутдинов заявил, что информация о том, что в столице появилась новая мечеть не соответствует действительности, сообщается на сайте Духовного управления мусульман Москвы.

Муфтий подверг критике сообщение агентства “ Интерфакс ” , в котором говорится, что это уже седьмая по счету мечеть в Москве. Реклама

«Не совсем корректно и правильно называть данное место мечетью, скорее, это очередной культурно-просветительский центр, деятельность которого ориентирована, в первую очередь, на мусульман», — отметил Аляутдинов.

По его словам, сооружение воздвигнуто при участии прихожан, является частной собственностью и арендуется общиной. Единственное, что отличает эту площадку от других — что это отдельно стоящее здание.

Читайте так же:  Дема мечеть мадина

Как менялась Москва мусульманская

Как менялась Москва мусульманская

За последние пятнадцать лет этнический состав прихожан московских мечетей серьезно изменился, а мусульманское пространство Москвы стало еще более разнообразным. Эти изменения связаны как с внутренней миграцией из северокавказских республик, так и с внешней – из стран Центральной Азии.

Об особенностях жизни мусульманской Москвы в интервью «Фергане» рассказал кандидат исторических наук, старший преподаватель исторического факультета МГУ, научный сотрудник Центра качественных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ Дмитрий Опарин.

Насколько сильно, на ваш взгляд, изменилось мусульманское население Москвы?

– Мусульманская история Москвы началась не одно столетие назад. Говоря о дореволюционной исламской Москве или даже советской исламской Москве, мы обычно подразумеваем Москву татарскую. До революции в городе были открыты две мечети: на Большой Татарской улице и в Выползовом переулке. Кроме того, в те времена в Москве, в Малом Татарском переулке, работала также мусульманская школа. И хотя школа эта была построена на деньги азербайджанского нефтепромышленника Шамси Асадуллаева, большую часть учителей и учеников там составляли татары. После революции татарская школа превратилась в Татарский Дом просвещения. Там действовали разного рода кружки, типография, театр.

В 1930-е годы мечеть на Большой Татарской была закрыта, а ее имам – расстрелян. В городе осталась одна Соборная мечеть, московские татары называли ее «Татарским домом». Она расположена недалеко от станции метро «Проспект Мира». Это было не только религиозное учреждение, но и важная культурная институция со сложившимися традициями. Особенным авторитетом здесь пользовались представители старых московских татарских семей. Любопытно, что население татарской Москвы пополнялось не за счет Казани, а за счет мигрантов из Горьковской и Рязанской областей. Тех, кто хочет узнать об истории татарской Москвы больше, я отсылаю к весьма интересным исследованиям Марата Сафарова, Ислама Зарипова, Фарида Асадуллина и Дамира Хайретдинова.

В послевоенное время в Москву двинулись выходцы из мусульманских регионов – Центральной Азии и Азербайджана. Это были студенты и интеллектуальная элита в целом. Надо заметить, что Москва всегда привлекала к себе региональную интеллигенцию, в том числе с Северного Кавказа, Татарстана и Средней Азии.

Первые волны миграции в постсоветскую Москву пришлись на первую половину 1990-х годов, когда начались конфликты на Северном Кавказе, и в центральную Россию хлынул поток беженцев. Многие из них приехали в начале девяностых, их дети уже родились в Москве и, вероятно, считают себя москвичами. Впрочем, говорить так обо всех едва ли можно: идентичность в наше время – вещь сложноопределимая.

После реконструкции, проведенной на деньги Саудовской Аравии, в 1993 году открылась мечеть на Большой Татарской улице. Она сразу же получила репутацию «кавказской мечети», хотя сейчас во всех молельных домах и мечетях Москвы и Подмосковья большую часть прихожан составляют все-таки выходцы из Центральной Азии.

Следующий этап изменений мусульманской Москвы – среднеазиатская экономическая миграция 2000-х. Мусульманскую элиту России традиционно составляют татары, поэтому имамы и муфтии у нас, за исключением Северного Кавказа и Башкортостана, также, в основном, татары. Однако большая часть прихожан сегодня – это, конечно, выходцы из Центральной Азии. В связи с этим меняется язык хутбы, он перестает быть полностью татарским. Татарское тут остается, в первую очередь, как дань историческому наследию татароязычного пространства Москвы. В жизни мусульман начинает главенствовать русский язык как универсальный язык постсоветского пространства. О русском языке российского ислама стоит почитать Альфрида Бустанова (Европейский университет) и Михаэля Кемпера (Университет Амстердама).

Как меняется религиозность людей, ставших мигрантами? Я замечала, что одни перестают ходить на пятничный намаз и не соблюдают халяль: в Москве общественное мнение не так строго, а большинство недорогих мясных изделий содержит свинину. Другие, столкнувшись с трудностями, наоборот, практикуют ислам в более строгих формах, вероятно, ища утешения и защиты у Всевышнего.

– Тут важно помнить, что мечеть – это не только религиозное учреждение, это и важная социальная институция. В мечети происходит некая адаптация мигранта, здесь складывается определенный круг общения. Да, многие мигранты на чужбине становятся более религиозными и открывают для себя новые грани ислама. Они родились в исламском обществе, но бэкграунд у этого общества сложный. Вероятно, их бабушки и дедушки были довольно религиозными, а родители, скорее всего, восприняли советское атеистическое воспитание. Здесь, в Москве, мигранты встречаются с другим исламом, иными его практиками и иным отношением к религиозности. Тем не менее, обобщать тут не стоит. Безусловно, опыт у всех разный, места исхода тоже разные, и даже мусульманские пространства Москвы могут отличаться друг от друга.

Как уже говорилось, ислам – это не только Коран и сунна. Ислам – это еще и круг общения, и новые форматы взаимопомощи, что очень важно в мегаполисе. Я лично знаю нескольких мужчин-киргизов, ставших очень религиозными уже в России. Так случилось, что половина их класса приехала в Москву, где они продолжали тесно общаться. Один из этих одноклассников принял веру уже здесь. Он оказался лидером группы людей, объединенных не только общим прошлым, но и общим социальным положением здесь, в Москве. Они стали вместе ходить в мечеть, нашли вкус в религии, и это сделалось их повседневной практикой.

Некоторые полагают, что это эскапизм, бегство от тяжелой реальности. Я так не думаю. Мусульманское пространство Москвы не такое уж радушное. Это не телефон доверия, это продукт российской социальной среды. Да, в мечети всегда рады каждому, и ты всегда можешь поговорить с имамом, но все-таки это не то же самое, что в Центральной Азии. Для большей части московских прихожан имам – это человек, который проводит обряды. Для жителей Азии имам является учителем и наставником, психологом, человеком, который помогает и не требует ничего взамен.

Надо помнить, что многие московские имамы – хорошо образованные татары. Они представители так называемого интеллектуального ислама, они москвичи, и они русскоязычные. У них нет таких проблем, как у мигрантов. Кроме того, они не всегда принимают среднеазиатскую исламскую традицию – именно поэтому верующие мигранты ищут среднеазиатских мулл.

Одновременно с этим некоторые мигранты, наоборот, отходят от религии, поскольку на чужбине получают свободу от махалли, родителей и того, что иногда зовут предрассудками. Они не читают намаз, не держат уразу и становятся более светскими.

На первом этапе мечеть для многих мигрантов становится местом социализации: здесь ты можешь найти земляков, обсудить все, что связано с документами, узнать, как лучше переводить деньги и где покупать правильную еду. Мечеть – это место не только религиозного и культурного, но и социального, и финансового взаимодействия. Особенно это видно в молельных домах Москвы и Подмосковья, где все знают, что этот прихожанин, например, хороший врач, а этот – хороший механик. Здесь между людьми устанавливаются горизонтальные связи. Установив эти связи, человек получает возможность лучше жить и эффективнее работать в новом и малопонятном московском мире.

Конечно, мигрант мигранту рознь, и социализация у них тоже разная. Киргизы, например, открывают в Москве и детские сады, и бойцовские клубы. Иными словами, у них есть альтернативные светские институции, где можно найти земляков и попросить помощи. А вот таджики и узбеки социализированы в этом смысле гораздо меньше. С другой стороны, в Узбекистане и Таджикистане их религиозность может быть нежелательной и вызывать вопросы со стороны власти. Поэтому им мусульманами в Москве быть легче, чем на родине.

Читайте так же:  Где находится белая мечеть в татарстане

Что представляют собой молельные дома в Москве?

– Начнем с того, что с каждым годом их становится все больше. Как правило, это несколько квартир на первых этажах жилых домов. К молельным домам местные жители относятся по-разному. Обычно это зависит от имама, прихожан и от того, как они взаимодействуют с местным населением. Так, например, в районе Бутово молельный зал на первом этаже жилого дома существует с 2008 года. Однако там никогда не было проблем с местными, хотя люди иногда молятся на улице, потому что не помещаются. Имам выстроил с местным населением правильные отношения, поэтому там нет конфликтов.

Молельные комнаты есть и в офисных зданиях, и в промышленных зонах. Там обычно вообще нет проблем, потому что это официальные молельные дома, которые относятся к духовному управлению мусульман Москвы. Однако есть и неофициальные молельные дома, которые находятся в квартирах и кафе.

Я иногда хожу в одно таджикское кафе на Рязанском проспекте. По назначению это светское место, но там решаются и религиозные вопросы. Здесь не совершают намаз, но здесь есть определенные правила, связанные с религией, – например, не подают алкоголь. Здесь ты можешь познакомиться с братьями, которые помогут тебе, с муллой, который проведет необходимый обряд в машине или поедет к тебе домой. Надо помнить, что мусульманское пространство Москвы (как и любого другого города) не ограничивается мечетью или молельным домом, оно намного шире.

Сегодня Соборная мечеть, которую на мусульманские праздники заполняют верующие, вызывает у многих москвичей негативную реакцию. Некоторые говорят, что такого никогда не было. Однако на фото 1958 года, которое вы предоставили «Фергане», видно, что во время Ураза-Байрама в те времена мечеть была тоже переполнена. Что это значит? Москва забыла о своем недавнем прошлом?

– Город поменялся, и он теперь не такой, как раньше. Татары – меньшинство русскоязычное и практически невидимое. Многие татары выглядят как русские, ведут себя как русские, часто их сложно вычленить из толпы. Мы живем вместе с татарами столетиями, они для русских «свой другой». Мигрант – тоже другой, но этот другой – чужой. Так что это, скорее, психологическая проблема, чем реальная. Да, могут быть некоторые неудобства, но они сильно преувеличены. Скажите, сколько людей реально страдают от того, что на Уразу-байрам и Курбан-байрам перекрывают дороги?

Вообще, по отношению к мигрантам мы не так уж нетерпимы, как принято думать. Кавказ, который может быть российским или даже христианским, иной раз вызывает гораздо больше возмущения, чем мусульманская Центральная Азия. В сферу моих исследований не входит национализм, межрелигиозная или межкультурная конфронтация, однако мне не кажется, что в Москве так уж актуализирована исламофобия. Хотя, конечно, нетолерантности хватает с обеих стороны – и со стороны местных, и со стороны мигрантов.

Надо не забывать, что российская среда нетерпима в целом. Проблема в том, что у нас потерян навык коммуникации с чужими. Неважно, что это за чужой: чужой ли он, потому что ты его не знаешь, или он чужой, потому что он выглядит не так, как ты. Неприятие чужого – главный корень нетерпимости России. С другой стороны, нетерпимость у нас не слишком устойчивая: она то вспыхивает, то исчезает; когда появляется новый объект, нетерпимость переносится на него, а про старый объект забывают.

Следует понимать одну важную вещь: нельзя воспитать этническую толерантность, можно воспитать только толерантность в целом. Если выбирать одну грань толерантности – это грозит крахом. Ты должен быть толерантен к инвалидам, другим национальностям, людям другой сексуальной ориентации и, самое главное, просто к другим людям, которые живут вокруг.

Как вы полагаете, возможна ли так называемая «исламизация» России? Существует мнение, что если раньше выходцев из Средней Азии и население, и чиновники рассматривали как узбеков, киргизов и таджиков, то сейчас на них смотрят исключительно как на мусульман.

– Никакой исламизации России не происходит. Не хочется повторять прописные истины о том, что мусульманские народы являются коренным населением нашей страны. Думаю, имеет место, скорее, некая религиозная интенсификация в целом. Растет популярность харизматических течений протестантизма, в публичном пространстве усиливается присутствие православия – ну, и ислам тоже не отстает. Тут стоит говорить не об исламизации, а о некотором общем усилении религиозности среди россиян. Другое дело, что усиление это – по большей части обрядовое или даже и вовсе формальное. Ну, скажите, среди тех людей, которые на Крещение прыгают в прорубь, многие ли читали Библию или хотя бы знают, кто такой Иоанн Предтеча?

То же и с исламом. Разве все мигранты – практикующие мусульмане? Очевидно, что нет. Так можем ли мы говорить, что к нам едут именно мусульмане? «Мусульманин» – это в первую очередь самосознание. Сюда едут как люди с разными «мусульманскими самосознаниями», так и люди с отсутствующим мусульманским самосознанием. Самосознание это может появиться и актуализироваться здесь, а может и не появиться. Поэтому хочу повторить еще раз: исламизации России не происходит. Национальные кафе и магазины халяльной еды – это все не исламизация. У людей существуют повседневные практики и просто бытовые привычки. Если они покупают еду в халяльных магазинах или справляют день рождения в узбекском кафе – это не означает, что они мусульмане или становятся ими. Появление национальных кафе и магазинов я бы не сравнивал с появлением молельных залов. Я бы скорее поставил их в один ряд с появлением магазинов органической еды. Это просто диверсификация повседневных практик, в данном случае – кулинарных.

Как вам кажется, среднеазиатские муллы приехали сюда вслед за мигрантами? Это связано с тем, что на них появился спрос?

– Как правило, они приезжали сюда не затем, чтобы быть именно муллами. Все они мигранты, работают в службах такси, на стройках, где-то еще. Кто-то приехал с семьей, кто-то уже получил гражданство. Недавно я познакомился с муллой, который «в миру» работает программистом. Даже вероисповедный бэкграунд у этих людей разный: у кого-то, например, были религиозные предки, а кто-то специально учился в Египте или Марокко. Все они обычно старше 35 лет, знают арабский язык и умеют читать Коран. Они увидели, что на исповедание веры существует спрос, они поняли, что надо помогать людям. При этом, конечно, все они практикующие мусульмане и имеют репутацию в мечетях.

Да, религиозная помощь мулл – это и способ заработка тоже. Но в этом нет ничего особенно меркантильного: люди обладают знаниями и навыками и помогают другим. У них ведь нет прейскуранта – они берут, сколько им дадут. Муллы совершают определенные обряды, такие, например, как никях, изгнание джиннов, читают поминальные молитвы. Наконец, они просто дают советы, и если вы им не заплатите, ничего страшного не случится, это дело вашей совести. При этом они, как правило, еще и работают на какой-нибудь светской работе.