Меню Закрыть

Большая мечеть хасана где находится

Мечеть Хасана II находится в Касабланке (Марокко). Она самая большая не только в стране, но и в Африке и 7-я среди крупнейших мечетей мира, вмещающих более 5 тыс. молящихся. А вот минарет самый высокий на планете. Его высота составляет 210 метров.

Это величественное сооружение стоит на мысе и обдувается ветрами Атлантического океана. Но мыс – понятие не совсем точное. Ещё в 1980 году король Хасан II заявил, что трон Аллаха стоит на воде. Поэтому огромная строительная конструкция опирается на платформу, которая выступает в море. Пол в мечети стеклянный, и через него хорошо видно морские волны, бьющиеся о скалистый берег.

Гранитные стены облицованы мрамором. Огромные люстры, висящие в молитвенном зале, сделали мастера Венеции. Длина мечети составляет 183 метра. Ширина достигает 92 метров. Высота равна 55 метрам. Зал для молитвы вмещает 25 тыс. человек. Есть также внутренний двор, в котором могут разместиться 80 тыс. молящихся. Всего же это сооружение рассчитано на 105 тыс. верующих. Имеется подземная автостоянка, рассчитанная на 1000 автомобилей. К основному зданию примыкает конюшня на 70 лошадей.

Географические данные

Располагается рукотворное творение между морской гаванью и маяком Эль Ханк. От ближайшей железнодорожной станции 20 минут ходьбы. Чтобы защитить постройку от океанских волн (бывают в высоту до 10 метров), построили 2 волнореза. В этом месте нет городского шума и загрязнений, поэтому экология отвечает лучшим стандартам.

Вокруг располагается великолепный сад. Во дворе радуют глаз фонтаны. Их число равно 41. При молитвенном комплексе имеются медресе (исламская школа), хаммам (бани), исторический музей, конференц-зал и библиотека. Она считается наиболее полной в исламском мире.

История строительства

Величественный молитвенный комплекс был построен по инициативе короля Марокко Хасана II. О будущем строительстве он сообщил в 1980 году. Архитектурный проект разработал и претворил в жизнь французский архитектор Мишель Пинсо (Michel Pinseau), живший в Марокко.

Начало работ датируется 12 июля 1986 года. Намечалось завершить строительство в 1989 году к 60-летию короля. Поэтому вначале все трудились сутками. Однако вскоре стало ясно, что такой короткий срок явно нереален. В общей сложности работы продолжались 7 лет, а торжественное открытие состоялось 30 августа 1993 года. Это как раз накануне очередной годовщины пророка Мухаммеда.

Стоимость проекта составила 585 млн. евро. Но государственная казна такую сумму выделить не могла. Поэтому деньги собирали по всей стране, сообщив людям банковские счета. Пожертвования сделали 12 млн. человек. Каждый из них получил квитанцию и сертификат.

Самый маленький вклад составил 5 дирхам. Сумма самого большого вклада неизвестна. Помимо этого жертвовали также предприятия и другие арабские страны (Саудовская Аравия, Кувейт). Франция и Испания предоставили строительные кредиты. Так что можно сказать, что мечеть Хасана II построили всем миром.

Молитвенный комплекс сделан из гранита, гипса, мрамора, дерева и других материалов, которые в основном поставлялись из разных уголков Марокко. Только из Италии привезли белые гранитные колонны и 56 стеклянных люстр.

На строительстве работало 6 тыс. ремесленников. В течение 5 лет они создавали красивую мозаику, мраморные полы и колонны, скульптурную гипсовую лепнину, резные и расписные деревянные потолки. Снаружи мечеть отделали бронзой, титаном, гранитом и украсили бледно-голубой мраморной кладкой.

Все несущие конструкции выполнены из монолитного железобетона, а художественные украшения сделаны в стиле традиционного марокканского дизайна. Строение примечательно колоннами, подковообразными арками и украшенными потолками. Купол и своды зрительно делают внутреннюю часть мечети ещё больше.

Общественная баня находится в подвале и имеет отдельный вход. Тщательно продумана и выполнена акустическая система. Думается, что пророк Мухаммед остался доволен этим современным шедевром марокканской архитектуры.

Невероятная мечеть, носящая имя короля Хасана II, кажется, того гляди готова взмыть с утёса над Атлантикой и вознестись в небесные выси. Главная достопримечательность Касабланки и одна из самых примечательных мечетей мира может похвастать 210-метровым минаретом, расположением аккурат над бурным Атлантическим океаном и массой суперсовременных фишек, как-то: раздвигающаяся крыша, подогреваемый пол и лазерный луч, бьющий прямо в сторону Мекки. С общим количеством одновременно молящихся, превышающим 100 тысяч человек, мечеть Хасана II считается третьей по величине в мире. Словом, это сооружение непременно нужно увидеть!

Первый камень в основание мечети заложил сам король Марокко Хасан II. Произошло это в 1986 году, а уже спустя три года монументальное сооружение было завершено. Архитектором мечети стал француз Мишель Пинсо. Впрочем, до открытия мечети для верующих было ещё далеко: почти четыре года велись отделочные работы. Десятки тысяч оформителей и мастеров трудилось над интерьерами: выкладывали мозаики, украшали залы резьбой по дереву, вытёсывали каменные колонны, клали мраморные полы. Мечеть открылась для публики в 1993 году и сразу стала одним из чудес света мусульманского мира.

Мечеть Хасана II — масштабный архитектурный комплекс на 9 гектаров, в котором внимания заслуживают не только религиозное сооружение, но и обширная прилегающая территория. Половина комплекса расположена буквально над Атлантическим океаном — на платформе, поддерживаемой пилонами. В часы прилива вода подходит вровень с основанием платформы, и создаётся иллюзия, что мечеть несётся по волнам.

Во внутреннем дворе мечети — буйство красок и великолепие отделочных материалов. Обратите внимание на 78 колонн розового гранита и пол, устланный правильным чередованием золотистых мраморных и изумрудных ониксовых плит. Великолепен и главный купол мечети — он выложен ярко-зелёной черепицей. Минарет вознёсся на высоту 210 метров — это мировой рекорд. Мощный лазерный прожектор в его верхнем ярусе в тёмное время суток светит в сторону Мекки — луч пронзает пространство на 30 км.

Крыша мечети может раздвигаться в хорошую погоду или остаться в собранном состоянии, защищая молящихся от дождя и ветра. Полы в молельном зале мечети подогреваются, а само здание было построено в строгом соответствии с канонами сейсмоустойчивости. Кстати, в молельном зале могут одновременно молиться 25 тысяч мусульман.

Обратите особое внимание на хрустальные люстры. Каждая весит 50 тонн, и это единственное украшение мечети, привезённое из-за рубежа — из Италии.

Практическая информация

Адрес: Casablanca Cornich.

Правила посещения: мечеть, за исключением молельного зала, открыта для немусульман. Экскурсии проводятся ежедневно, кроме пятницы, в 9:00, 10:00, 11:00 и 14:00; по пятницам — в 9:00, 10:00 и 14:00. Стоимость — 12 EUR. Посещение мечети возможно только в рамках тура с экскурсоводом; внешними красотами же можно любоваться бесплатно.

Цены на странице указаны на сентябрь 2019 г.

Великая Мечеть Хассана II

Великая Мечеть Хассана II – одно из немногих религиозных сооружений в Марокко, куда разрешён вход не только мусульманам. Только при входе обязательно надо снять обувь.
Весь пол устлан огромным ковром, на котором нанесены полосы – для равномерного размещения верующих мусульман во время молитвы.

Еще издалека мечеть впечатляет просто своими размерами. Мечеть располагается между гаванью и маяком Эль-Хэнк. Вот как она выглядит от маяка на другой стороне залива

Высота ее минарета составляет 210 метров. Мечеть Хасана II признана самым высоким религиозном сооружением в мире: она на 30 метров выше пирамиды Хеопса и на 40 метров — собора Святого Петра.

Мечеть красиво и причудливо украшена фресками, мозаиками, лепниной. Затейливые узоры и роспись по дереву, честно говоря, завораживают.

Резьбой также украшен балкон для женщин. Как известно, у мусульман женщины должны молиться отдельно от мужчин. Вот для них, женщин, и устроены такие балконы с отдельным входом.

Внутри молитвенного зала воздвигнуто 78 колонн из розового гранита

Пол устилают плиты, причудливо сделанные из золотистого мрамора и зеленого оникса.

Над созданием лепнины и потолков мастера трудились около 5 лет. Строительство всего ансамбля началось в 1980 году и продолжалось 13 лет. Торжественное открытие состоялось в августе 1993 года.
Марокко со времен средневековья славится своими ремесленниками, и многие старинные промыслы здесь не забыты и по сей день. На строительство мечети со всех концов страны приехало около двух с половиной тысяч лучших мастеров страны — каменщиков, мозаичистов, резчиков по камню и дереву. Всего же на сооружении храма ежедневно работало 35 тысяч человек. Основные материалы, используемые для строительства, марокканского происхождения (гипс, мрамор, дерево), исключением являются лишь белые колонны из гранита и люстры. Мрамор привезли из каменоломен Агадира, гранит — из Тафрута.
Лишь огромные 50-тонные люстры для центрального молитвенного зала были заказаны в Венеции.

При строительстве этого грандиозного сооружения были применены технологические новшества с целью адаптировать его к катаклизмам — здание является сейсмоустойчивым, и разным погодным условиям — полы имеют подогрев, крыша может раздвигаться. Нам при посещении этой мечети повезло. Прямо над нами вдруг две половины потолка стали медленно раздвигаться

Читайте так же:  Мечети в тюменской области



и внутреннее убранство мечети заиграло ещё ярче под лучами солнца.

Ещё одной особенностью является то, что часть здания стоит на суше, а часть возвышается над водой – это стало возможно, благодаря платформе, выступающей в море, а через прозрачный пол мечети можно разглядеть Атлантический океан.

Это хорошо заметно на спутниковых снимках из космоса

По словам главного архитектора – Мишеля Пинсо, его вдохновили слова из Корана: «Трон Аллаха находится на воде».

В этом сооружении — Великой мечети Хассана II традиции живо переплетаются с современными технологическими достижениями: так, по ночам на вершине минарета появляется луч лазера, указывающий в сторону Заповедной Мечети в Мекке.

Вечером мы были уже на борту нашего лайнера. Вот так Минарет выглядит в вечерних сумерках с балкона нашей каюты. Увы, лазерный луч нам был не виден, возможно, он был направлен в другую сторону от порта.

Для того чтобы показать как это впечатляюще – лазер с минарета, пришлось поискать картинку в сети.

Этот лазерный прожектор, создаёт в небе световую линию зеленого цвета длиной в 30 км.

Ну и о финансах.
Бюджет строительства составил около 800 млн. долларов, часть средств была собрана с помощью пожертвований граждан и благотворительных организаций, часть – кредиты государства у других стран.

10 самых красивых мечетей

Выдающиеся места для молитвы мусульман разных традиций и эпох

Единственное сооружение, которое мусуль­мане называют домом Бога, находится в Мекке, на территории Заповедной мечети: это главная святыня ислама — Кааба. В направлении Каабы мусульмане молятся, к ней они совершают обязательное палом­ничество (хадж). Здания мечетей (от араб. масджид — «место поклонения») храмами не являются, это лишь простран­ство для совместной молитвы. В отличие от других религий, ислам не фор­му­лирует требований к планировке, структуре и сим­волике мечетей; их архитектура, как пра­вило, определяется местными традициями, климатом и вкусами заказчиков. Рассказы­ваем о самых выдающихся мечетях разных традиций и эпох.

Дамаск, Сирия, VIII век

Мечеть Омейядов была построена в 715 году в столице халифата Дамаске — на месте, где раньше были сначала арамейский и римский храмы, а позже — византийская церковь. Преж­них построек практически не осталось, но с визан­тийских времен здесь хранится важная христианская релик­вия — частица головы Иоанна Крестителя, почитаемого также в исламе как пророк Яхья.

Строительство мечети было инициировано халифом Валидом I из династии Омейядов — первой мусульманской наследственной монархии. По преданию, халиф сказал горо­жанам: «Существуют четыре вещи, которые возвысили вас над остальным миром: ваш климат, ваша вода, ваши фрукты и ваши бани. К этому я хочу прибавить пятое — эту мечеть».

По замыслу заказчика, огромное и роскошно украшенное здание мечети должно было отвлечь мусульман от созерцания велико­лепных христианских церквей. Действи­тель­но, до этого арабские мечети представ­ляли собой всего-навсего открытые дворы с зате­ненными навесами и были лише­ны декорации. Для работ над строи­тельством и украшением дамасской мечети мозаиками халиф пригласил масте­ров из Ви­зантии. Таким образом, мечеть Омейядов стала хрестоматийным памят­ником одновре­менно исламского и визан­тийского искус­ства. Изображения византий­ских дворцов и парков над входом в мечеть стали для мусульман образом рая Орнаментальные мозаики галерей были скры­ты под слоем штукатурки и расчищены в XX веке. .

Молитвенный зал мечети спроектирован как типичная раннехристианская бази­лика дли­ной более 130 метров; ее три нефа, рав­ные по ширине и высоте, разделены двухъярус­ными аркадами и имеют открытые двускат­ные деревян­ные перекрытия, сохра­нившие следы средневековых росписей. Коринфские капители колонн и отдельные каменные блоки с резьбой были взяты из раз­рушенного римского храма. Короткая ось мечети, веду­щая к михрабу (нише, указы­вающей направ­ление на Мекку) оформлена как трансепт (поперечный рукав креста в плане христиан­ских базилик), и на ее пересечении с цент­раль­­ным нефом установ­лен купол — один из первых в исламской архитектуре.

Перед входом в молитвенный зал располо­жен огромный вытянутый двор, окруженный двухъярусной галереей. Выходящая во двор аркада молитвенного зала до конца XIX века оставалась открытой, не изолируя зал от двора: так было принято во всех арабских мечетях. В центре двора — фонтан для омовений (сабиль); в западной части — небольшая постройка с мозаичными панно, подня­тая на древних колоннах (говорят, что здесь хранилась казна халифата: у всех на виду, но не дотянуться). Считается, что именно в мечети Дамаска появился первый минарет — башня, с которой звучит призыв на молитву. Позже были добавлены еще два минарета (для композиции — используют обычно один).

Главной реликвией мечети Омейядов, наряду с частицей головы Иоанна Кре­стителя, явля­ется усыпальница с головой имама Хусей­на — вну­ка пророка Мухаммада. Реликварий Иоанна Предтечи расположен в восточной части молитвенного зала, где установлен особый режим поклонения для христиан. За северной стеной мечети расположен мавзолей султана Салах ад-Дина (Саладина), изгнавшего крестоносцев из Иерусалима.

Кайруан, Тунис, VII–IX века

Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и осно­вал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «кара­ван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расши­рявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строи­тельства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внеш­ние контрфорсы, придавшие зданию вид непри­ступной крепости.

Кайруанская мечеть ознаменовала станов­ление собственной магрибинской (арабо-североафриканской) архитектурной тради­ции Магриб — исторически земли между гор­ны­ми хребтами Алжира и Марокко и атлантиче­ским и средиземноморским берегом. В пере­воде с арабского эль-Магриб — «страна, где захо­дит солнце» или «Запад». . Планировка здания следует уже отработанной в первые десятилетия ислама арабской схеме: открытый двор и нефная базилика молитвенного зала, — однако нефы получи­лись не поперечными, как в мечетях Сирии и Египта, а продольными. Попереч­ным остался только неф, идущий вдоль стены киблы (направление на Мекку), и в со­че­тании с повышенным и более широким центральным нефом в плане мечети отчетливо читается литера Т (образующая две смысловые оси интерь­ера). На пере­сечении осей над михрабом уста­новлен купол; еще один купол поднят над входом в молитвенный зал, и таким образом центральная ось мече­ти, ведущая к михрабу, стала отчетливо выразительной. Этот планировоч­ный прием стал впослед­ствии обычным для мечетей мусульманского Запада.

Михраб, декорированный резными мрамор­ными панелями и перламутровыми встав­ками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.

Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский дере­вянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колон­ны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с раз­личными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магри­бин­ских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фри­­зы с растительным орна­ментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротех­ническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей.

В кайруанской мечети впервые в мусуль­манской архитектуре использованы подко­вообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пя­тами (основания­ми). Подобные арки, названные мавритан­скими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архи­тектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.

Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский уни­верситет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и са­мой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.

Каир, Египет, IX век

В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укреп­ле­ния власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.

Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — сто­лице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знако­вый памятник своих сюзе­­­­ренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (мина­рете), стоящей за пределами молит­венного двора со стороны, противо­полож­ной кибле. Как и его прототип в Самарре, мина­рет опоясан внешней лестницей как спи­ралью. В качестве строительного мате­риала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для сред­невековой архи­тектуры Египта, где не было недостатка в камне.

Читайте так же:  Мечеть гВладикавказ

Здесь арабские мастера уже почти отказа­лись от использования элементов ан­тичных и византийских зданий. Внутренние поверх­ности арок покрыты рез­ным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяже­нии столетий служила предметом изучения для му­суль­манских художников.

Позже, в XIII веке, в центре двора был возве­ден фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.

Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгоражи­вавшая периметр культового здания от жилых и базарных квар­­талов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная от­крытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молит­вы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из му­сульман­ской архи­тектуры Ирака.

4. Мечеть Кувват аль-Ислам

Дели, Индия, XII век

После захвата мусульманами-тюрками Северной Индии и основания новой столицы Дилли (это южная, старая часть современного Дели) возникла необхо­димость создать здесь архитектурный комплекс, воплощавший бы могу­ще­ство новой власти и новой для страны религии. Этот комплекс получил знаковое название — Кувват аль-Ислам (в переводе «мощь ислама»).

Строительство ансамбля началось в 1192 го­ду по персидскому образцу, с кото­рым новые правители Индии были хорошо знакомы: большой (250 на 150 мет­ров) центральный двор, окруженный галереями, с угловыми башенками и па­вильонами, оформляющими проходы в середине каждой стороны прямо­уголь­ника двора, и широкий открытый молит­венный зал, перекрытый купо­лами. Однако местные мастера, в отличие от пер­сидских коллег, не вла­дели ни тех­никой кирпичной кладки, ни опытом возведения сводчатых конструк­ций, обычных для иран­ских построек. Был найден компромисс: мечеть сохра­нила персидскую планировку, но в ней использованы плоские перекры­тия, потребо­вавшие большого количества опор. Строительным материалом послу­жили фраг­менты разрушенных индуистских и джайн­ских храмов, на месте которых строился комплекс, и в момент эта практика получила идеологиче­ское обоснование: культовое сооружение новой веры возводи­лось из руин по­пранных храмов идоло­поклонников, зримо свидетель­ствуя о действительной мощи ислама.

Такое вторичное использование камней предопределило уникальность делий­ской мечети: на ее стенах, колоннах и балках перекрытий, сложенных из крас­ного песчаника, оказались не просто фигуратив­ные изображения, но рельеф­ные образы чужеземных божеств, ставшие своеобразным трофеем мусульман. Некоторые из рельеф­ных изображений оказались перевернутыми, другие — сильно стертыми, но тем не менее галереи двора остаются памятником как му­сульманской архитектуры, так и традицион­ной индийской скульптуры и орна­менталь­ной резьбы.

Центральный вход в мечеть был оформлен порталом иранского образца, по­кры­тым арабскими надписями. Предполагается, что этот портал должен был стать своеобразной ширмой, скрывавшей иконографические странности по­строй­­ки и примирявшей ее с традициями исламской архитектуры, однако кал­лиграфическая резьба, выполнен­ная местными мастерами, превратилась в ана­лог растительной «плетенки», типичной для индийского искусства.

Минарет комплекса (Кутб-Минар) представ­ляет собой сужающуюся пяти­ярус­ную «победную башню», возвышающуюся на 72,6 метра, и остается самой вы­сокой в мире кирпичной постройкой подобного типа.

Почти через сто лет один из султанов Дели заложил рядом с мечетью второй минарет — Алаи-Минар, который должен был вдвое превзойти размеры Кутб-Минара, но успел возвести только первый ярус. Наследники не стали продол­жать амбициозный проект, и основание минарета осталось огромной кирпич­ной тумбой высотой около 25 метров.

5. Мечеть Юч Шерефели

Эдирне, Турция, XV век

Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болга­рией в сере­дине XIV века почти на столетие стал столи­цей Османской импе­рии. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее трех площадок для муэдзина (служи­теля мечети, призывающего на мо­лит­ву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».

До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византий­ских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей состав­лялись из одина­ковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огром­ный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиоз­ное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.

Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоя­щими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пяти­главую композицию здания.

Сочетание в плане подкупольного шести­угольника и угловых квадратов приве­ло к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхи­тив залитые светом мечети «великолепного века» Великолепный век — эпоха расцвета Осман­ской империи, ве­ка. .

Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку боль­шого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется компози­ция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для боль­ших султанских мечетей Стамбу­ла. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре мина­рета — тем самым был не только заложен новый стандарт фикса­ции террито­рии мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалкон­ный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструк­ция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.

Исфахан, Иран, XVI–XVII века

В 1598 году шах Аббас I Великий перенес столицу Сефевидского государства из Казви­на в центр Персии — в Исфахан. Церемо­ниальным центром города стала огромная площадь Накш-э Джахан, предназначенная для игры в поло Игра в поло появилась в середине I тысяче­летия н. э. и была популярна на территориях Средней Азии и в тюркских странах. и обстроенная галереями базаров; по сторонам вытянутого прямо­угольника расположились дворец Али-Капу, небольшая мечеть шейха Лотфоллы и огром­ная мечеть Шаха, законченная в целом в 1618 году, но оформлявшаяся до годов.

Здание, служившее главной городской мечетью столицы, замыкает перспек­тиву площади в направлении с севера на юг. Основой его планировки стал сформировав­шийся в архитектуре Ирана тип четырех­айванной мечети — то есть мечети, компози­ционным центром которой является двор, в середине сторон которого расположены открытые во двор сводчатые помещения — айваны. За боковыми айванами расположены дополнительные купольные молитвенные залы, к которым примыкают два медресе Медресе — мусульманское учебное заведе­ние по подготовке служителей культа, учи­те­лей и чиновников. .

Для правильной ориентации на Мекку мечеть пришлось развернуть под углом к площади. Чтобы скрыть этот излом осей и сохранить целостность компози­ции, архитектор расположил за входным порталом дополнительный вести­бюль, открывающийся в боковую часть ниши северного айвана мечети.

Михрабная ниша молитвенного зала перекрыта огромным куполом, поднятым на 52 метра; четыре боковых нефа — 16 ма­лыми куполами. На полу под цент­ральным куполом сохранена особая отметка, откуда муэдзин провозгла­шает последний призыв к молитве: любой звук из этого места отражается от стен и перекрытия 12 раз.

Особенность декоративного убранства мечети Шаха составляет покрытие всех поверхностей расписной глазурованной плиткой с дробным ковровым орна­мен­том в желто-синей цветовой гамме, перетекаю­щим на решетки в световых проемах. Кера­мическая облицовка интерьера способствует как выдающейся акустике, так и сохранению прохлады внутри молитвенных залов.

Входной портал мечети и айван, ведущий в центральный зал, симметрично оформ­лены минаретами с закрытыми площадками для муэдзинов. Четыре баш­ни, поднимающиеся на высоту 42 метра, оптически сглаживают изгиб планировочной оси, не совпадаю­щей с осью площади.

7. Мечеть Султанахмет

Стамбул, Турция, XVII век

Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре осман­ской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византий­ского ипподрома и Боль­шого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерь­ера израз­цовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.

Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постанов­ке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным про­порциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеоб­разного «соревно­вания возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, расту­щей вверх и образующей пирамидаль­ный объем, доминирующий над истори­ческой частью города.

Композиция купольного зала мечети представляет собой ренессансный тип храма-тетраконха Тетраконх — (от греч. tetra — «четыре» и «конха» — перекрытие в форме полу­купо­ла) — в раннехристианском и средне­вековом зодчестве тип центрического храма с четы­рехлепестковым планом. , применительно к исламской архитектуре доработанному в середине XVI века великим турецким архитектором Синаном, учеником кото­рого был и строи­тель Голубой мечети Мехмед Ага. Купол диаметром 23,5 метра с четырех сторон опирается на полукупола, образуя в интерь­ере четырехлист­ник и создавая ощущение идеальной симметрии и уравновешен­ности про­странства. Световые проемы в основании купола и сводов обеспечи­вают ровное освещение по всему периметру огромного помещения.

Читайте так же:  Мечеть на татарской улице

Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По ле­генде, такое рекордное для своего времени коли­чество башен появилось в результате ошибки: перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная ме­четь в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.

Исламабад, Пакистан, XX век

Строительство столицы Пакистана — нового исламского государства, появив­ше­гося на карте в конце 1950-х годов, — стало проектом, объединившим уси­лия многих мусульманских стран. Инициатором строи­тельства большой мече­ти был король Саудовской Аравии Фейсал. Объявленный в 1969 году междуна­род­ный конкурс проектов предлагал архитекторам создать в пред­горьях Гима­лаев здание, символизи­рующее устремленность в будущее. Победителем стал турецкий архитектор Ведат Далокай.

К тому моменту по проекту Далокая возво­дилась большая мечеть в Анкаре: там зод­чий, сохранив традиционный образ куполь­ной мечети, отказался от несу­щих стен и свел конструкцию здания к един­ственному вспарушенному своду Вспарушенный свод — крестовый свод, центральная часть которого заметно поднята над боковыми. опирав­шемуся прямо на цоколь. Однако в процессе строи­тельства нова­торский проект был признан слишком авангардистским, и на го­товом фундаменте было возведено вполне осман­ское здание. Переработанный проект Далокай предста­вил на пакистанский конкурс, отказавшись от сводчатого пере­крытия, но со­хранив идею самонесущей (без дополнительных элементов, подпорок и стен) конструкции.

Здание мечети Фейсала, строившееся до середины 1980-х годов, составлено из тре­угольных плоскостей по принципу кресто­вого свода. Мечеть образно срав­нивают с бело­снежным шатром, раскинутым у под­ножия гор. Четыре фасада превращены в жалюзи, ограничивающие попадание прямого света в интерьер, а все грани, образованные плоскостями перекрытия, — в световые дорожки, позволяющие легко прочитать конструкцию и форму сооруже­ния. Вопреки всей художественной традиции ислама, здание и снаружи, и внутри лишено плавных изгибов, закруглений, перетеканий: архитек­тур­ная идея сведена к разнонаправленным прямым линиям, пересечению плоско­стей, граням и углам. Эта идея подчеркивается и ночной подсвет­кой мечети, основанной на проникновении освещения молитвенного зала через швы.

Четыре минарета, закрепляющие углы шатра, также представ­ляют собой кон­струк­цию из граней, между которыми на просвет видны лестничные марши, и напоминают технологические фермы космодрома, прекрасно выражая основ­ную идею заказа.

Официальные источники указывают, что мечеть Фейсала с открытым двором, окру­женным двухъярусной галереей, вмещает до 300 тысяч молящихся, что обеспечивает ей место в тройке крупнейших мусульман­ских зданий. Ислама­бадская мечеть продемонстрировала возможность сочетания исламской риту­альной функциональности с авангардистскими конструктивными реше­ниями, а необходимых традиционных элементов — c современными формами и стала отправной точкой и аргументом для целого ряда экспериментов в мусульман­ской культовой архитектуре.

Касабланка, Марокко, XX век

Прекрасным примером современного про­чте­ния традиционных форм мечети явля­ется здание, построенное в Касабланке. Амбициозный заказ короля Марок­ко Хасана II был ориентирован на создание не только самой западной мечети Старого Света, но и постройки, уступающей размерами только меккан­ской Заповедной мечети. По результатам конкурса заказ был передан архитек­турно­му бюро француза Мишеля Пинсо и реализован в 1986–1993 годах.

Пинсо, долго работавший в Марокко, вдохно­вился стихом Корана, гласящим, что трон Аллаха находится на воде (Кор. 11:7), и вынес фундамент здания в океан, создав искус­ствен­ную платформу в зоне прилива и распо­ложив молит­венный зал мечети буквально «над водами»: сквозь стеклянные вставки в полу можно видеть перекатываю­щиеся волны.

Архитектор внимательно изучил местные художественные традиции и напол­нил постройку узнаваемыми цитатами, пре­дельно корректно введя современ­ное куль­товое здание в контекст всего мусульман­ского зодчества и создав своеобразную энциклопедию зодчества Магриба. Композиция молитвенного помещения, вмещающего 20 тысяч человек, воспроиз­водит поперечные бази­ликальные залы классических марокканских мечетей с понефным скатным перекрытием и зеленой черепицей; композиция ансамбля отсылает к мечети Омейядов в Дамаске. Открытое пространство перед мечетью, рассчитанное на размещение еще 80 тысяч молящихся, вызывает ассоциации с площадкой Храмовой горы Иерусалима перед мечетью Аль-Акса. Декор насыщен отсыл­ками к римским, арабским и мавританским памятникам. Раздвижная крыша, конструкция которой позаимствована из театральных и спортив­ных сооруже­ний, дает возможность совершать молитву под открытым небом, напоминая о ритуальной практике первых мусульман. В то же время, не отступая от тради­ций и интерпретируя художе­ственную классику, Пинсо сумел создать совер­шенно новый архи­тектурный образ: двор перед мечетью не четырехуголь­ный, а треугольный, направленный верши­ной на восток, что заставляет сравнивать мечеть Хасана II с кораблем, причаливаю­щим к африканскому берегу.

Дополнительное сходство с образом корабля придает минарет — четырех­гран­ная призма, полностью соответствующая традициям мавританской архитекту­ры, но развернутая углом к зданию. Достигая 210 метров, мина­рет в Касабланке не только удерживает звание самого высокого минарета, но и обес­пе­чивает мечети Хасана II статус самого высокого религиозного сооружения в мире (для сравнения: башни Кельнского собора, одного из самых высоких соборов мира, поднимаются на 157 метров). С наступлением темноты установлен­ный на минарете лазерный прожектор направляет в сторону Мекки зеленый луч.

Современный архитектурный шедевр стал безусловной достопримечательно­стью Касабланки, однако мусульманская община приняла новую мечеть насто­роженно: молящихся пугали застекленные проемы в полу, которые приходится огораживать; потребовалось также установить особый режим посещения па­мятника туристами. Кроме того, сразу после открытия мечети Хасана II потре­бовалось дополнительное укрепление ее платформы, размывае­мой океанскими приливами.

10. Мечеть шейха Зайда

Абу-Даби, ОАЭ, XXI век

Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султа­на ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строитель­ство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из глав­ных достопри­мечательностей ближневосточной страны.

Поскольку о особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено пре­вратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архи­тектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, моголь­ского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типич­ном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможно­стям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называе­мого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала маври­танская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусуль­манской культурой.

Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвы­шаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «велико­лепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.

Хотя само здание построено из бетона с применением современных техно­логий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капи­тели колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкру­сти­рованы растительным орнаментом из цвет­ного камня (по образцу моголь­ских куль­товых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчи­танных точек зрения.

Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позоло­чен­ными капителями напоминают о сирий­ских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудраго­ценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.

Особое внимание уделено освещению мече­ти: помимо семи огромных позоло­ченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.

Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным приме­ром сочетания традиционных форм и совре­менных технологий, продемонстрировав один из вариантов «совре­­менной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.