Меню Закрыть

Мечеть в болгарах википедия

Болгар находится в Татарстане, в 140 км от Казани, примерно на полпути между Казанью и Ульяновском.

Болгар
Bolgar
Официальный сайт
Полезная информация
Население 8650 (2010)
Телефонный код 84347
Часовой пояс UTC+03:00

В двух километрах к востоку от центра города находятся руины Булгара — древней столицы Волжской Булгарии. По одной из версий Булгар — транскрипция славянского слова «волгарь». Город Булгар был основан в Х веке и вскоре стал политическим и культурным центром ханства и одним из наиболее значимых центров Поволжья в целом. В XII веке город подвергся разграблению войсками Батыя, а в 1431 году сожжен. Современное поселение было основано в 1781 году под названием Спасск, затем назывался Спасск-Татарский и Куйбышев.

Сейчас Булгар — это обширное городище с архитектурными памятниками XIII—XIV веков. На территории городища расположен Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, позволяющий получить картину жизни одного из самых влиятельных восточноевропейских государств того времени. Режим работы: с 1 мая по 1 ноября — ежедневно с 8:00 до 17:00 без выходных; в осенне-весенний сезон — с 8:00 до 17:00 кроме субботы и воскресенья.

В начале июня Болгар становится центром паломничества мусульман, поскольку в это время отмечается очередная годовщина принятия ислама татарами.

Через аэропорт Казани или Ульяновска.

Неудобно. Ближайшие железнодорожные станции, от которых напрямую можно добраться в Болгар, — Казань и Ульяновск.

На автомобиле Править

Проезд автотранспорта на территорию городища стоит 20 руб.

Из Казани:
В сторону Оренбурга по трассе Р239 до мостового перехода через Каму у с. Сорочьи горы, далее на транспортной развязке направо на Ульяновск, а после д. Мокрые Курнали — налево. Вся дорога до Болгара имеет качественное асфальтовое покрытие.

Из Ульяновска:
Через Чердаклы, Красную Реку и Шмелево по проселочным дорогам.

Из Казани:
С Южного автовокзала два автобуса в день, время в пути — около 4 часов.

Из Ульяновска:
Четыре автобуса в неделю, время пути — 3,5 часа.

Самый живописный и, наряду с автомобилем, самый быстрый способ добраться до Болгара. В летнее время от речного порта Казани дважды в день ходит судно на подводных крыльях. Расписание можно узнать в диспетчерской пассажирского порта: +7-843-2310582.

В Болгаре также останавливаются круизные теплоходы.

Чудеса в церкви на окраине Болгара. Сюда приезжают российские звезды

Корреспондент АиФ-Казань побывал в старинной Свято-Авраамиевской церкви в Болгаре и пообщался с отцом Владимиром.

«Год прошёл, как я молюсь великомученику Пантелеймону вместе с вашей церковью. За это время у сына-инвалида не было ни разу даже обострения. Он стал чемпионом по велогонкам», «Не верится, но не находят врачи у нашего ребёнка ВИЧ! Болезнь куда-то исчезла», — такие письма приходят в храм святого мученика Авраамия Болгарского.

Досье
Отец Владимир (ГОЛОВИН) родился в 1961 г. в Ульяновске. Учился в Московской духовной семинарии. 25 лет является настоятелем храма Святого Авраамия в г. Болгар. Женат. Трое детей, четверо внуков.

В эту скромную церковь, появившуюся на окраине древнего Болгара ровно 25 лет назад – 25 сентября 1988 года, приезжают православные, мусульмане со всей России, недавно побывали паломники из Швейцарии, США. Цель у всех одна — услышать проповедь протоиерея Владимира (Головина), получить ответы на свои вопросы в беседе с ним.

Одни называют этого священника прозорливцем и святым, другие – проходимцем. «Ну и пусть, — пожимает плечами

отец Владимир. — Мне всё равно, что обо мне подумают. Главное – служение своё совершить. Чтобы люди имели опору, цель и смысл жизни. Потом, я знаю, буду им не нужен.

Сегодня многие не видят разницы между священниками, экстрасенсами, гадателями. Основная масса верующих, которые позиционируют себя с православием, исламом, буддизмом, — люди никакой не веры вообще. Знаний у них нет, священных книг даже в руках не держали. Вера у них своеобразная – самовыдумка. Например, в народном сознании есть вера в судьбу. А Библия говорит, что судьбы не существует. Никакого запрограммированного будущего нет и не может быть. «Что посеешь, то и пожнёшь», иными словами, твои нынешние проблемы зависят от того, что ты делал раньше. Так что вопрос «Что со мной будет?» из разряда «Сколько килограммов от Казани до Москвы?»

Рассказывая, как он стал священником, отец Владимир вспоминает трагический случай, перевернувший его жизнь. Когда ему было 11 лет, умер дядя, брат отца – редкой красоты человек. «Мы все умрём, нас забудут, – плакал ребёнок. — Бросят на кладбище и на поминках будут водку пить! Зачем мы живём?!»

Родителям он как-то сказал: «Вы меня учите жить так, чтобы сделать меня несчастным. Мать в испуге воскликнула: «Что ты такое, Володя, говоришь? С чего это ты взял?» — «Вот вы меня учите говорить только правду, учите не воровать. Но ведь я видел, что благоденствует тот, кто берёт чужое и при этом даже не краснеет. Кто говорит правду, того давят. Все, кто процветают, достигли своего богатства только воровством. Как же тогда мне жить? Кем стать, чтобы жизнь была интересной и нужной?» И вдруг выплыло воспоминание: каждый раз перед началом учебного года бабушка приводила его в церковь причащаться. Там священник, в отличие от других взрослых, которые говорили одно, а делали совершенно другое, называл вещи своими именами, в словах его не было лжи.

Девчонки вплоть до 60 лет всё о женихах спрашивают. Вот ей 28-29, она чувствует: жизнь проходит. Но не понимает, что её зазомбировали, она омужичилась: от одежды до обучения, до образа жизни. А мужичка никому не нужна…

Сегодня очень модны так называемые гражданские браки. Но в них нет ни гражданства, ни брака – одна безответственность. Меня отец женил не по любви, а по долгу. Надо, и всё тут! Брак очень сложно начинался. Но я понимал: несу ответственность за свою жену, должен сделать её счастливой, должен её полюбить. И через восемь месяцев после свадьбы объяснился своей жене в чувствах, живём мы все эти годы в любви, счастье».

У татар среди русских

Много лет назад отцу Владимиру предсказали: будет он священником в храме «на берегу Волги, между Ульяновском и Казанью, ни в городе, ни в деревне, у татар, но среди русских». «Болгар – не только место принятия ислама Волжской Булгарией, но и место глубокой православной истории, — объясняет отец Владимир. – Христианин Авраамий, благие дела которого начались с того, что он исцелил слепого мусульманина, появился не на пустом месте. С IV по VII век до прихода булгар основным этническим пластом здесь были славяне. Предки русских появились на этой земле на 300 лет раньше, чем предки татар. Среди булгар, среди сувар (предки современных чуваш. – Прим. авт.) было много христиан. В Болгаре жили армяне-христиане, поэтому его архитектура — это уникальный синтез культуры Закавказья и исламских традиций.

Да, между нами есть разница. Но ещё больше того, в чём мы родные: у нас одни корни, одна Родина, одно будущее. Главный постулат ислама — заповеди Бога выше выдумок человеческих. И Библия об этом же говорит слово в слово! Так что простому христианину и мусульманину в России делить нечего».

От редакции. Спустя 5 лет после публикации материала Владимиру Головину было запрещено служить.

Гостевая книга Болгарского музея-заповедника

Я в полной мере и вовсем согласен Альфией с автором предыдущего поста , есть на , что посмотреть после рестоврации,но сервис полный ноль. много писать не буду . пришли в РЕСТОРАН
так называемый, а нам в ответ у нас туристы сегодня кормить вас не будем нам некогда. А мы не туристы якобы я про себя подумал. туристы в их понимании это те люди которые приехали группами с эскурсоводами, а те люди которые приехали своим ходом -это видимо не туристы, так мимо проходящие. ИТОГ: КРАСИВО НО ГОЛОДНО, так что еду берите ссобой

Булат (Челны) . Написано: 20 августа 2019 года в 14:21

Читайте так же:  В каспийске построен мечеть

Очень обидно и стыдно читать негативные и резкие высказывания приехавших туристов, в адрес тех служб, которые должны на высоком уровне организовать свою предпринимательскую деятельность и оказывать потрясающий европейский сервис в обслуживании туристов, но увы. Не занимайте место бездарности в оказании услуг общественного питания, не можете-освободите место другим. Благодарите М.Ш. Шаймиева за то, что только благодаря его усилиями и его Команды, у нас в РТ восстановили такой Памятник мирового Ислама, и привлекаются туристы со всего мира. А Министерству, службам конторолирующим общепит в РТ, Роспотребнадзору и руководству Памятника надо обратить серьезнее внимание на эти пробелы, и с позором выдворить таких горе продпринимателей, как романьковы, чтоб не позорили и не омрачали праздник туристам. Видимо и руководству Заповедника еще надо над многим поработать.Цените труд людей, воссоздавших все эту Красоту, и давшим вам возможном там работать.

Альфия (Казань) . Написано: 15 августа 2019 года в 11:23

здравствуйте! Давно хотели посетить исторический центр республики Татарстан. Перед поездкой искали много информации об оказываемых в городе услугах и в принципе пришли к выводу что едем в цивилизованное общество со всеми необходимыми удобствами (больше всего нас интересовали услуги общественного питания). Посетили город 04.08.2019г. (пришли на метеоре из Казани). С исторической и познавательной стороны все понравилось, получили массу незабываемых впечатлений. Однако все хорошее было испорчено тем что в таком месте, куда приезжает много туристов (в том числе и иностранных), семьями, с детьми, к обеду ни в одном из предприятий общественного питания (кафе, ресторан или буфет, даже не знаю как назвать) нечего было покушать (даже хлеба не было). Билеты на обратный рейс теплохода заранее не продаются, то есть надо к 14.00 вернутся на причал, приобрести билеты на теплоход, который отправляется только в 15.25 (хотя еще час можно гулять по городу). Причем желающих уехать из города, почему то на порядок больше чем приехавших утром туристов). В так называемом здании речного порта отсутствуют даже элементарные условия (туалет); говорить о каком-то магазине, буфете или кафе вообще не приходится. В общем мой совет всем выезжающим в Булгар: либо берите с собой рюкзак с едой (особенно если с вами едут дети), либо приезжайте пораньше, покушайте в местных буфетах и кафе и только потом отправляйтесь наслаждаться историческими ценностями.

Турист (Петропавловск-Камчатский) . Написано: 06 августа 2019 года в 21:20

Добрый день. Планируем приехать 3 августа, нужен гид. Сколько это будет стоить.2 взрослых

Елена Исмагилова (Москва) . Написано: 01 августа 2019 года в 12:25

хотим приехать в субботу,в 10 ч, 3 взрослых и 3 ребенка, нужен будет гид. Сколько будет стоить, и нужно ли будет еще платить за вход в «музеи»

эльвира (Лениногорск) . Написано: 30 июля 2019 года в 11:02

Никах в белой мечети не проводится до дальнейших указаний. Как указания будут, об этом будет объявлено на нашем новом сайте bolgar-muzey.ru

Ильич. Написано: 26 июля 2019 года в 12:07

Доброго времени суток! Помогите, пожалуйста, кто знает!! Хотим провести никах в Белой Мечети в Болгарах, но прежде чем ехать, хотим договориться по телефону с хазратом (имамом) и встретиться с ним до церемонии. Проблема в том, что нигде не можем найти его номер, или хотя бы номер мечети. Помогите, пожалуйста,с этой информацией. Спасибо!!

Наиля (Зеленодольск) . Написано: 25 июля 2019 года в 12:35

20 июля всей семьёй посетили Ваш музей-заповедник. Получили массу незабываемых впечатлений. В неописуемом восторге от красоты, значимости и вложенного труда. Огромное спасибо людям, которые востановили древний город Болгар, и в частности Шаймиеву М.Ш. Единственной «ложкой дегтя» в нашем путешествии оказалось посещение Чайханы, индивидуальным предпринимателем которой является Романькова Ольга Викторовна, которая хамила всем подряд, невзирая ни на возраст, ни на статус туриста. Объясняя это тем, что она здесь хозяйка, и поэтому что хочу, то и делаю. Обидно, что госпожа Романькова испортила всё впечатление, и кстати не у меня одной.
Еще раз Вам огросное спасибо за массу впечатлений и процветания ВАМ.
С уважением семья Буяновых.

Алла (Казань) . Написано: 21 июля 2019 года в 15:26

Эльмира (Нижнекамск)
8(4347) 39-4-14 экскурсионный отдел

информационный отдел (Болгар) . Написано: 18 июля 2019 года в 21:39

напишите пожалуйста Ваш контактный телефон

Эльмира (Нижнекамск) . Написано: 15 июля 2019 года в 10:24

Главной жертвой «плясок в священном Болгаре» станет имам Закабанной мечети?

История вокруг клипа «?аным» певицы Резеды Ганиуллиной может стоить работы сыну «татарского Жириновского»

Правило бумеранга может сработать для имама Закабанной мечети Сейджагфара Лутфуллина. По информации «БИЗНЕС Online», он может быть отстранен от своей нынешней должности, на этом настаивают во властных коридорах республики: там считают, что целый ряд заявлений имама дискредитирует Татарстан — не помогли даже профилактические беседы в аппарате президента РТ. В татарстанском муфтияте неохотно комментируют ситуацию, а сам Лутфуллин заявил, что удаляется из социальных сетей.

ПРАВИЛО БУМЕРАНГА

Как оказалось, вроде бы уже отправившаяся в архив история вокруг певицы Резеды Ганиуллиной, исполнявшей танец живота на территории мусульманских святынь Болгара, может получить неожиданное продолжение. По информации «БИЗНЕС Online», единственной жертвой информационного скандала в результате может стать 38-летний имам Закабанной мечети Казани Сейджагфар Лутфуллин, который и спровоцировал широкую общественную дискуссию и даже интерес правоохранительных органов к малоизвестной артистке.

Однако в отношении Сейджагфара хазрата может сработать правило бумеранга. Как сообщают источники нашей газеты в мусульманских кругах, светские власти республики очень недовольны тем, что история с клипом на песню «?аным» вышла на уровень федеральных СМИ и даже едва не превратилась в ремейк дела Pussy Riot. Теперь Лутфуллин, известный своими эксцентричными заявлениями, например, призывавший бойкотировать концерт Элтона Джона в Казани и проклявший ГИБДД за камеры фиксации нарушений ПДД, может лишиться работы.

После высказываний о ГИБДД имама Закабанной мечети уже вызывали в аппарат президента РТ, где выразили резкое недовольство его публичными речами, которые дискредитируют республику как символ толерантности в стране. По данным «БИЗНЕС Online», мусульманский деятель обещал исправиться. Более того, якобы в недрах татарстанского муфтията есть расписка, собственноручно написанная Сейджагфаром хазратом, где тот обещает прекратить общение с прессой и удалиться из социальных сетей. Но певица Ганиуллина изменила его планы.

Теперь на высоком уровне требуют увольнения Лутфуллина. Причем есть неплохой повод сделать это без дополнительного скандала: именно сейчас все имамы республики проходят переаттестацию в ДУМ РТ, которая может быть использована как инструмент увольнения шефа Закабанной мечети.

МУФТИЙ РТ: «КТО УЙДЕТ, КОГДА ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ ИМАМОМ, — ЭТО ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ АЛЛАХА»

В самом ДУМ РТ не слишком охотно комментируют ситуацию, хотя и подтверждают. что публичные высказывания Сейджагфара хазрата отрицательно сказываются на имидже мусульманской уммы. «Кто уйдет, когда перестанет быть имамом, — это все зависит от Аллаха. Но несогласованные заявления — это, конечно, не приветствуется, — сообщил „БИЗНЕС Online“ муфтий РТ Камиль Самигуллин. — На данном этапе этими действиями занимается Приволжский мухтасибат. Дальше, если нужно будет, подключимся и мы».

Читайте так же:  Описание мечети ислама

Присоединяется к его словам и первый заместитель муфтия РТ, руководитель пресс-службы ДУМ РТ Рустам Батров. «Есть угроза, что высказывания хазрата вызовут обратный эффект — нанесут урон имиджу мусульманской уммы в целом. К сожалению, Сейджагфар хазрат делает свои заявления, не согласовывая с ДУМ РТ. Если вспомнить всю историю с его заявлениями, то они не всегда были однозначными, поэтому они по-разному воспринимаются общественностью, — говорит Батров и добавляет, что решение о возможном отстранении должен принимать районный мухтасибат. — У нас субординация, он находится в подчинении Приволжского и Вахитовского мухтасибата, такие вещи решаются первоначально на уровне мухтасибата, поэтому мы ждем, пока мухтасибат решит эту ситуацию». Сам мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов, имам мечети Аль-Марджани Мансур Джалялетдин от комментариев воздержался.

«Просим у Аллаха наставить на праведный путь, а Сейджагфара хазрата просим, чтобы Всевышний наставил на послушание вышестоящим и чтобы он сам стал образцом для своей паствы», — сказал «БИЗНЕС Online» известный исламский богослов Фарид Салман. По его словам, имам — это прежде всего дисциплина. «Время скандальных заявлений, скандальных рассуждений, громогласного топота мух — это время прошло. Надо прекращать. Мы не даем оценку кому-либо, ни живым, ни покойным. — уверен Салман. — Его [Сайджагфара Лутфуллина] заявление наделало достаточно много шума, нужно исходить из того, что певица сделала покаяние».

СЫН «ТАТАРСКОГО ЖИРИНОВСКОГО»

Между тем подобные осторожные заявления руководства ДУМ РТ можно понять. Несмотря на некоторую экстравагантность, Сейджагфар хазрат здесь на хорошем счету. Многие даже называют его образцовым мусульманским деятелем, одним из последних настоящих идейных имамов, которых интересуют не деньги, а именно служение. При этом Лутфуллин не был замечен в потворстве исламским радикалам, более того, активно разоблачал в Татарстане сторонников запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир».

Он сын легендарного первого имама Закабанной мечети Исхака Лутфуллина (1942 — 2007). В перестроечные годы тот первым в Татарстане в 1990 году открыл исламское учебное заведение — медресе имени 1000-летия принятия ислама, в течение 6 лет был его ректором. Но главная заслуга Исхака хазрата — восстановление мечети. Казанской умме он запомнился своей активностью, был инициатором передачи здания медресе «Мухаммадия» верующим, устраивал митинги, перекрытие улиц вплоть до момента возврата объекта ДУМ РТ. Лутфуллина-старшего за эпатажность называли еще «татарским Жириновским». Прямой, без церемоний и дипломатии он мог в лицо высказать человеку все, что о нем думает, и это невзирая на чины и положение в обществе. Но, как говорят друзья бывшего политрука, полковника Советской Армии в отставке, он, в отличие от сына, более тонко чувствовал грань между тем, что можно говорить, а что находится не в его компетенции.

Сын же продолжает не только религиозную деятельность отца, но и активно занимается благотворительностью, социальным служением. Приход под руководством Лутфуллина шефствует над детскими домами, помогает неимущим. Его характеризуют как бессребреника, лично помогающего людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.Многие коллеги считают, что экстравагантность не повод для увольнения, ведь сейчас Сейджагфар хазрат набирается мудрости. Ведь, как известно, в исламе умственная и интеллектуальная зрелость наступает в 40 лет. Ждать осталось немного.

Пока же Лутфуллин написал на своей страничке «ВКонтакте»: «Ассаламуалейкум вынужден закрыть страничку и удалиться с соц сетей. Спасибо всем за поддержку и дружбу. Приходите в Закабанную мечеть» (авторская орфография и пунктуация сохраненыприм. ред.). И попутно обвинил в непрофессионализме прессу: «Я всегда говорил журналистам что каждый должен быть профессионалом в своем деле. Необъективная подача и искажение фактов — это показатель непрофессионализма самих журналистов и тот факт, что я как религиозно-общественный деятель, отказываюсь давать интервью тем или иным информационным изданиям или телевидению, еще раз доказывает отсутствия к ним доверия. Вот и приходиться им слизывать с частных страниц и изрыгать ненавистью и пре писывать несуществующее» (авторская орфография и пунктуация сохраненыприм. ред.).

«ЛЮБОЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИЗБЕГАТЬ ГРУБЫХ АГРЕССИВНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В АДРЕС КОГО БЫ ТО НИ БЫЛО. »

Одновременно у певицы Ганиуллиной, концерт которой на этой неделе был отменен филармонией им. Тукая, появился нежданный онлайн-защитник. Житель Санкт-Петербурга, журналист и переводчик Юрий Линник, разместил на своей странице в «Фейсбуке» текст обращения в ФСБ РФ и генеральную прокуратуру РФ, в котором назвал критические отзывы Лутфуллина в адрес Ганиуллиной «экстремизмом», а его стиль — «напоминающим угрозы исламских террористов».

Поводом для заявления в правоохранительные органы стал пост Лутфуллина, где он требует удаления видео на песню «?аным». В заявлении имама Линник усмотрел признаки преступления, предусмотренного ст. 119 УК ФР («Угроза убийством») и ст. 282 УК РФ («Экстремизм»). «Гражданин Лутфуллин, используя агрессивные оскорбительные выражения, в которых явно прослеживается женоненавистничество (а это статья 282, оскорбление человека из-за его половой принадлежности), требует от певицы Резеды Ганиуллиной удалить из интернета свой видеоклип, который ему не понравился, — настаивает в социальных сетях защитник певицы. — В последнем абзаце гражданин Лутфуллин переходит к прямым угрозам, по стилю очень напоминающим угрозы исламских террористов: «В случае если вы не уберете свой клип, то в пятницу мы вместе с прихожанами будем просить защиты от таких оскорблений и посягательств и Я надеюсь что Аллах с.б.т. -Все слышащий не оставит наши молитвы и воздаст всем тем кто оскорбляет Его дома -а Он Всевышний скор в расчете.! (авторская орфография и пунктуация сохраненыприм. ред.

Нажмите, чтобы увеличить

Автор обращения в прокуратуру убежден, что заявление Лутфуллина — это «точная копия угрожающих посланий, распространяемых самыми опасными исламскими террористами, желающими убить какого-то человека или группу людей». В заключение обеспокоенный интернет-пользователь потребовал от правоохранительных органов проверить имама Закабанной мечети на предмет его связи с террористическими исламистскими группировками, а также привлечь его к уголовной ответственности по ст. 119 и 282 УК РФ.

«Любой религиозный деятель (особенно мусульманский) должен избегать грубых агрессивных высказываний в адрес кого бы то ни было, потому что такие высказывания запросто могут спровоцировать религиозных фанатиков на физическую расправу с этим человеком, — отметил Линник уже в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Особенно это касается ислама: когда какой-то исламский деятель публично заявляет что-то типа „Аллах тебя покарает“, то сразу возникает ассоциация с исламскими террористами». Вдобавок собеседник издания не приемлет оскорбления женщин: «Оскорбляя женщину, вы тем самым демонстрируете неуважение именно к ее женскому достоинству, то есть вы считаете женщину существом низшим, которому можно вот так грубить и которого можно вот так оскорблять („стриптизерша“ и т. п.)», — заметил Линник. По его мнению, в клипе Ганиуллиной нет ничего провокационного, поскольку снят он на фоне «архитектурного памятника», и в данном случае совершенно неважно, что этот «архитектурный памятник» используется как культовое здание, поскольку на видео здание мечети «используется как произведение искусства, а не религиозное сооружение».

Нажмите, чтобы увеличить

Линник не упустил случая проявить свои филологические познания. «В тексте песни — ни слова о религии, там поется о земной любви, которую воспевали все величайшие поэты Востока. — заметил он. — Я как светский гуманист в принципе критически отношусь к любой религии, будь то православие, иудаизм, ислам или буддизм. Я считаю ошибкой нынешнего правящего режима заигрывание с религией».

Читайте так же:  Мечети шарм эль шейха на карте

Сама Ганиуллина, у которой после всех предшествующих событий отменили творческий вечер в филармонии им. Тукая, так отозвалась о своем оппоненте из мусульманской уммы в беседе с нашим корреспондентом: «Прежде чем оскорблять кого-то, нужно посмотреть на себя, все мы не без греха. Я и сама хотела иск подать на него [Лутфуллина] за клевету, за то, что замарал мое имя или как минимум получить от него извинения. Мне поступали и угрозы, чтобы меня наказать каким-то способом, и Лутфуллин у себя на странице, оказывается, тоже написал, что я должна понести какое-то наказание и что Всевышний расправится со мной в ближайшее время. Я это воспринимаю как угрозу. И в этом случае следственный комитет не заинтересовался моим состоянием, жива ли я вообще, здорова ли? Это мало кого волнует».

Между тем результатов проверки правоохранителями по факту появления в сети обросшего скандалами видео пока нет. «Проверка началась 22 сентября и пока идет», — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий. Письмо Линника, которое он пообещал отправить в генпрокуратуру, пока предположительно находится в федеральном надзорном ведомстве. В прокуратуру Татарстана обращение не поступало, сообщил корреспонденту издания старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев.

Величественное здание держит свои двери открытыми для каждого, кто пожелает зайти внутрь и прикоснуться к истории Казани и татарского народа. Главная татарстанская джума-мечеть считается также одной из крупнейших в Европе. Площадь достопримечательности — 10000 м 2 .

История мечети Кул Шариф

Современное здание главной религиозной достопримечательности Казанского Кремля — не историческое сооружение. Знаменитая мечеть Кул Шариф в Казани была разрушена в 1552 году войсками царя Ивана Грозного во время штурма города. На татарских землях осталась лишь славная память о величественном здании, а о том, как она выглядела в 1552 году, не известно никому. По прошествии многих веков, с 1996 и по 2005 годы проводилось ее восстановление. Приурочили открытие к тысячелетию Казани.

История названия. Имам Кул Шариф

Название было дано как память о последнем имаме Казани Кул-Шарифе. Он действительно жил во времена Казанского ханства, об этом свидетельствуют как исторические хроники, так и память народа. Для татар он был великим человеком, его называли «сеид», что у мусульман означает почетный титул для потомков пророка Мухаммеда. Поэтому название мечети его именем неудивительно.

Строительство мечети Кул Шариф

Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища. Казанская мечеть Кул Шариф была построена в основном на пожертвования от жителей Татарстана и России. 400 миллионов рублей — столько было потрачено на восстановление всенародной жемчужины. 24 июня 2005 года произошло открытие религиозного комплекса, ставшего символом Казани.

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором — смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как «голубая мечеть».

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети — 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама — с южной.

Вместимость здания — 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Интерьер мечети Кул Шариф

Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.

Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.

В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.

Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика .

Ковры на полу мечети — подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Интересные факты о мечети

Существует несколько увлекательных фактов об этой достопримечательности:

  1. Достопримечательность составляет не одно сплошное здание, а большой комплекс. Центральный купол достигает высоты около 39 метров.
  2. Считалось и считается, что Кул Шариф — самая большая мечеть в Европе, но на данный момент она таковой не является.
  3. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  4. Купол напоминает шапку.
  5. Музей, размещенный в двух залах, был открыт через год после официального открытия комплекса, в 2006 году.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В мечети Кул Шариф можно проводить никах — исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.