Меню Закрыть

В армении есть мечети

Исламское сердце христианской Армении: чем дышит Голубая мечеть Еревана?

На одном из центральных проспектов Еревана — пожалуй, самом шумном и оживленном — можно заметить причудливые ворота с красивым орнаментом сине-голубых оттенков. Стоит только зайти туда, как мир вокруг сразу меняется — суета сменяется безмятежностью и умиротворенностью; шум и вой автомашин — тишиной, изредка нарушаемой пением какой-нибудь взволнованной птицы; жара — приятной, спасительной тенью вишневых деревьев.

Кажется, будто Голубая мечеть с прилегающими к ней зданиями и небольшим садом — это отдельный, обособленный мир, притаившийся в самом сердце города. Он живет своей собственной жизнью, ленивый и размеренный темп которой не совпадает с бешеным ритмом столицы. Туристы, торопливо шагающие по проспекту Месропа Маштоца, попадая сюда, расслабляются и начинают неспешно рассматривать павильоны с образцами декоративно-прикладного искусства, привезенными из культурной столицы Ирана — Исфахана.

Персидская мечеть была построена в Ереване в 1766 году Гусейнали-ханом Каджаром. Весь комплекс, раскинувшийся на семи тысячах квадратных метров, включает в себя внутренний двор, ритуальную постройку, купол и минарет. Павильонов всего 28, а в северной части расположена библиотека.

Две туристки из Польши рассказывают, что их очень заинтересовал памятник мусульманской религии в такой древней христианской стране, как Армения. Ни в одной исламской стране они пока не побывали, но планируют посетить Иран.

По саду прогуливаются мать с дочкой из Калининграда. На вопрос о том, почему они решили посетить Голубую мечеть, мать отвечает:

«Мы в первый раз в Ереване, поэтому хотим осмотреть все достопримечательности столицы. Здесь очень красиво, особенно понравилась майолика».

Мужчины и женщины молятся отдельно, причем ноги и руки у женщин должны быть закрыты, а на голове — платок.

Вскоре я замечаю, что осмотреть Голубую мечеть пришли некоторые участники ежегодной международной гуманитарной премии The Aurora Prize, среди них первый лауреат премии — Маргарет Баранкитс. Она уделяет нам минутку и делится впечатлениями.

«Эта мечеть говорит о гармонии в стране, гармонии между народами. Она подчеркивает различие, которое в действительности является нашим богатством. Конечно, я впечатлена, ведь люди приходят посмотреть на памятник другой религии», — сказала она.

Чуть позже сотрудники охраны комплекса знакомят меня с Марьям. Марьям работает в здешней библиотеке, а также рассказывает туристам о мечети. Она иранка.

— Уже полгода живу в Ереване, я получила грант и теперь учусь в аспирантуре ЕГУ (Ереванский госуниверситет — ред.). Специально работу не искала, но когда прежняя библиотекарша ушла на пенсию, моя преподавательница порекомендовала меня. — Марьям говорит на литературном армянском с мягким акцентом. — В библиотеку не много людей приходит, поэтому я часто хожу с туристами, отвечаю на их вопросы.

По словам девушки, больше всего посетителей из России, Франции и Литвы.

— Они спрашивают про архитектурный стиль зданий, про курсы, мероприятия, которые здесь проходят, ведь Голубая мечеть — это не только религиозный, но и культурно-образовательный центр. Иранцы изучают здесь армянский язык, а армяне — фарси.

Студентов в последнее время прибавилось, и не последнюю роль в этом деле играет развитие армяно-иранских торговых отношений.

Как религиозный центр мечеть посещают местные иранцы, сами же иранские туристы приходят сюда в основном во время религиозных праздников — Новруза, Рамадана, Шаб-е Ялда.

— Как правило, посетители из Ирана предпочитают осматривать местные достопримечательности. А мечетей и в нашей стране очень много, — говорит с улыбкой наша собеседница.

Сама Марьям признается, что заинтересовалась армянским после того, как прочла переводы некоторых произведений Паруйра Севака.

— В них было столько новых мыслей, идей. Это было что-то совершенно новое, отличное от того, с чем мне доводилось сталкиваться в персидской литературе. Я тогда училась в вузе, и решила прочесть эти стихотворения в оригинале. Думала, несколько месяцев хватит, чтобы осилить их, но когда начала изучение армянского, уже не смогла остановиться. Теперь Севак и Чаренц — одни из моих любимых поэтов, — рассказывает она.

Кстати, Голубая мечеть сохранилась до наших дней именно благодаря Егише Чаренцу. В советский период, когда в Армении разрушались все персидские сооружения, известный поэт предложил превратить ее в музей. Так, она на время стала Музеем истории и естествознания Еревана.

— Да, и мы ему очень благодарны за это, — с улыбкой говорит Марьям.

В заключение напомним, что Армения намерена включить Голубую мечеть в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

Голубая мечеть в Ереване

В 1766 г. тюркский хан Эриванского ханства Гусейнали-хан Каджара, сардар (губернатор) города Еревана, приказал на 7 тыс. кв. м выстроить Голубую мечеть (символ армяно-иранской дружбы), которая сегодня — единственный в стране мусульманский собор, действующий в столице Армении, и самый большой на Кавказе. В прошлом мечеть входила в восьмерку главных функционирующих мечетей в Эриванском ханстве. Она была возведена с четырьмя минаретами, но в разные годы три разрушили, уцелел до сего дня только один и три купола.

«Голубой» или «Геой-джами» («геой» — «голубой», тюркский) она называется из-за облицовки купола центральной мечети. В юго-восточной части Голубой мечети располагается 24-метровый минарет и 28 павильонов, в северной части — библиотека, в которой проходят занятия по изучению персидского языка, маленький выставочный зал, в южной — основной зал и купол. Декоративным украшением стен минарета и купола стала их отделка фаянсовой плиткой с майоликой.

Читайте так же:  Белая мечеть булгар казань

В мечети есть небольшой уютный внутренний дворик с большим тутовым деревом, под которым пил чай гениальный армянский поэт Егише Чаренцу, частенько заглядывавший сюда.

Ереванцы говорят, что как раз благодаря Чаренцу, предложившему устроить в Голубой мечети склад боеприпасов во времена уничтожения мечетей (Первая мировая война), ее не разрушили, и она сохранилась до наших дней.

В Голубой мечети, расположенной на проспекте Маштоца рядом с бывшим Центральным рынком (сегодня — супермаркет), после Второй мировой войны был устроен сначала Музей истории и природы Еревана, демонстрировавший археологические, исторические и культурные экспонаты, чуть позже — планетарий. А с 1995 г. с помощью Ирана, профинансировавшего восстановление, Голубая мечеть снова стала действующей. Сегодня Голубая мечеть — культурный центр иранской общины Армении.

Существование мечети в православном Ереване говорит о том, что в стране уважение к Богу и культура толерантности очень глубоки, нет никакого расового и по признакам вероисповедания притеснения или ограничения, а для мусульман созданы все условия. Правда, независимо от того, что мечеть действующая, намаз и пятничная проповедь в ней почему-то не совершаются.

Голубая мечеть — это маленький прелестный оазис в центре Еревана, прекрасное место для отдыха или чтобы укрыться от палящего солнца, с абрикосовыми деревьями и розовыми клумбами.

Храм совершенно неприметен с улицы. Чтобы его увидеть, нужно войти в арку, во внутренний двор. Говорят, можно пробраться в башню минарета, но это на свой страх и риск.

Внутри небольшой мечети — минимум декоративных украшений. Заходя в храм, нужно прикрыть голову.

Тем, кто не продумал этот момент заранее, на месте выдаются довольно хорошие, чистые хиджабы из белого хлопка.

В этом очаровательном месте, известном еще под названием «Небесная мечеть» (старое название), очень тихо и спокойно — чувствуешь себя счастливым после посещения Голубой мечети.

Адрес: Армения, Ереван, проспект Месропа Маштоца, 10. Доехать до мечети можно на метро до станции Zoravar Andranik.

Республика Армения — государство на западе Азии, в Закавказье. До 1991 входила в состав СССР, с 1992 – независимая республика. Площадь 29,8 тыс. кв. км. Выхода к морю не имеет. Граничит на севере с Грузией, на западе и юго-западе – с Турцией, на юге – с Ираном, на юго-востоке – с Нахичеванской республикой, входящей в состав Азербайджана, на востоке – с основной территорией Азербайджана. Столица Армении — город Ереван основан в 8 веке до н.э. Население — 1258 тыс. человек (2002).

Население

По данным переписи населения в 2003 году, в Армении из официально зарегистрированных 3326 тыс. человек, фактически проживали 3003 тыс. человек (в 1989 численность населения составляла 3,3 млн., в 1979 – 3,7 млн.). В 1989 на долю этнических армян приходилось 93,3%. Наиболее значительными меньшинствами были азербайджанцы (2,6%), курды (1,7%) и русские (1,6%). Кроме того, в Армении жили украинцы (0,3%), ассирийцы (0,2%), греки (0,1%), а также евреи, грузины, белорусы, поляки, немцы, литовцы (0,2%). В результате этнических конфликтов 1989–1993 почти все азербайджанцы покинули страну, а 200 тыс. армян с территории Азербайджана переселились в Армению. За последние 10 лет страну покинули примерно 955 тыс. человек, преимущественно армяне, а также азербайджанцы, курды-мусульмане, греки, русские, украинцы, евреи, ассирийцы. Доля национальных меньшинств снизилась до 3%. Среди них доминируют езиды и курды.

История

Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Там существовали государство Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов. После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.

Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей).

В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в царство с арабским наместником.

В средневековье с ослаблением арабского влияния в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884–1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства.

Затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании».

В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана. В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной. В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия завоевала северную часть турецкой Армении.

28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

Появление Ислама в Армении

Ислам появился в Армении в VII веке н.э. в период арабских завоеваний. В это время в Армении появляются мусульманские общины, строятся мечети. Так, Ибн-Хаукаль сообщал в Х веке:

«Дабиль — город больше Ардабиля; это самая значительная местность и округ во внутренней Армении. Он же столица Армении и в нем дворец правителей области Армении.… Вокруг города стена; христиан в нем много, и соборная мечеть города рядом с храмом, как мечеть Химса, смежная с церковью и находящаяся рядом с ней. . Большая часть Армении населена христианами.

…Они находятся под покровительством мусульман и рабы из них не продаются в Багдаде. Я помню сам, что было это так до 325 года, и никто не разрешал этого (продажи в рабство), потому что они находились некоторым образом под защитой мусульман, не имея формального договора с ними».

Читайте так же:  Femen в мечети

Для укрепления своей власти и ускорения процесса исламизации арабские халифы заселяли покоренные земли арабскими племенами, и довольно много их появилось в Армении.

Первые огузские кочевые племена, исламизированные в X веке, появились на территории Армении в середине XI века. Начиная с XI века, территория Армении подвергается нашествию тюрок-сельджуков — предков современных турок, туркменов, гагаузов и азербайджанцев. Нашествие сельджуков привело к появлению в регионе мусульманского населения.

Численность мусульман и мечетей

Эривань. Минарет городской мечети).

До присоединения территории современной Армении к России в 1828 году из приблизительно 107 тысяч жителей Эриванского ханства 87 тысяч были мусульманами. Согласно статистическим данным имперской администрации, составленным в 1831 году, число мусульман уменьшилось до 50 тысяч. В городе Эривань все еще оставалось мусульманское большинство. Из 11400 жителей более 7000 были мусульмане.Согласно переписи 1897 года, в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман из 92323 жителей губернии (27,3 % населения), по другим справочным данным — 41 % населения (36,7 % — шииты, 4,3 % — сунниты).

В 1906—1911 гг. в одном только Ереване, согласно списку казенных и общественных зданий, составленному ереванским техником Б. Я. Меграбовым, существовало 8 мечетей: Мечеть Тапабашинская, Мечеть Шагарская, Мечеть Сартиб, Гёй мечеть (Голубая мечеть) Гаджи-Гусейн Али-хана, Мечеть Гаджи Новруз Али-бека, Мечеть крепостная, Мечеть Демирбулагская и Мечеть Гаджи Джафара.

Вид Эривани с минаретами в 1796 году

Память, которой почти нет

Мечетей постройки до XVI века в Ереване не сохранилось, все они были разрушены в войнах османов и сефевидов, когда город переходил из рук в руки. В начале ХХ века, когда 49 % населения Эривани и 53,5 % населения Эриванского уезда составляли азербайджанцы (адербейджанские татары), в городе было 7 мечетей. Так же, как и большинство армянских церквей, в советский период большинство их было закрыто. Из мечетей на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана (Голубая мечеть), отреставрированная иранскими мастерами. В 1990 году была снесена бульдозером небольшая азербайджанская мечеть на улице Варданац, под влиянием ложных слухов о якобы разрушении армянской церкви в Баку; по словам британского журналиста Томаса де Ваала, «ей не посчастливилось: постройку не сочли „персидской“ и снесли». Среди снесенных в начале 1930 гг. памятников также ханский дворец, память о котором сохранилась в рисунках художника Г. Гагарина, и развалины турецкой крепости.

Археолог Филип Л. Коль отмечает малочисленность существующих в Армении исламских памятников, включая находившиеся в столице Ереван. Указав на преобладание мусульманского населения на территории Армении до подписания Туркманчайского договора и последовавших за ним этнических перемещений, Ф. Коль пишет:

«К какой бы демографической статистике мы не обратились, не подлежит никакому сомнению, что значительные материальные памятники Ислама должны были существовать в этом регионе. Их почти полное отсутствие в наши дни не может быть случайным».

Ислам в Армении сегодня

Ислам в Армении в настоящее время не имеет большого числа последователей, хотя в определенные периоды истории он был господствующей религией на территории этой страны. Сейчас подавляющее большинство населения Армении – христиане. В современной Армении Ислам исповедуют в основном представители курдской и персидской национальностей. Среди курдов довольно значительную общину образуют езиды (йезиды), среди которых много мусульман. Йезиды населяют, прежде всего, сельские районы в горах Арагаца, к северо-западу от Еревана. Согласно данным переписи населения в 1989 их количество достигало 51,9 тыс. чел., но по последним оценкам, оно составляет 30–40 тыс.

В столице Армении — Ереване проживают около 1 тысячи мусульман — курды, персы и выходцы с Ближнего Востока. Община курдов-мусульман насчитывает несколько сотен человек и проживает в основном в Абовянском районе. Большинство из них принадлежат к суннитам шафиитского толка. На востоке и севере страны, главным образом в приграничных селениях, живут небольшие группы мусульман-азербайджанцев, а в городах насчитывается более 200 чел. бехаитов.

В период существования Советского Союза Ислам в Армении был распространен в основном среди азербайджанцев и курдов, однако в результате карабахского конфликта большинство мусульман было вынуждено оставить страну. Несмотря на постоянное снижение удельного веса мусульман на территории Армении с момента присоединения региона к СССР и последовавших за этим миграций населения, до начала карабахского конфликта в Армении сохранялась крупная мусульманская община.

«Голубая мечеть» в Ереване

В настоящее время в столице Армении находится действующая «Голубая Мечеть»— символ армяно-иранской дружбы.

Это мечеть площадью 7000 кв. м была построена в 1765 г. по приказу Хосеина Али Хана – в то время губернатора Еревана.

В юго-восточной части мечети находится минарет высотой 24 м, имеется 28 павильонов, библиотека в северной части, основной зал и купол в южной части, и внутренний двор. Периодически в библиотеке проводятся занятия по изучению персидского языка. Это уникальная возможность поближе познакомиться с древней культурой.

«Голубая Мечеть» действовала с первых дней постройки и до начала Первой мировой войны. Говорят, что мечеть сохранилась благодаря гениальному армянскому поэту Егише Чаренцу. Дело в том, что во двор мечети, где по сей день растет тутовое дерево, нередко заглядывал поэт и, устроившись под ним, пил чай. Во время войны был дан приказ уничтожить все 8 (или 9 мечетей), построенных на территории Армении, и они были уничтожены. Но по предложению Е.Чаренца в единственной мечети, которая сохранилась до наших дней, устроили склад боеприпасов, что и спасло «Голубую мечеть» от разрушения.

После Второй Мировой войны и до 1995 г. на территории мечети располагался музей истории и природы Еревана. В нем хранились и демонстрировались дошедшие до наших дней, а также найденные археологами и представляющие ценность для культуры и истории Армении, старинные предметы.

Участники Проекта Летней Школы, собравшиеся в Ереване, в Российско-Армянском (Славянском) государственном университете на международную конференцию по изучению трансформации конфликтов и путей установления мира на Южном Кавказе, побывали в «Голубой Мечети».

Вот впечатления представителей различных регионов, впервые побывавших в «Голубой мечети».

Так, представитель из Грузии – Георгий Масалкин (кандидат философских наук, доцент Батумского государственного университета) в гостевой книге записал: «Как прекрасно и символично то, что в центре Еревана, в мусульманской мечети, гидом служит прекрасная женщина-католичка».

А вот представительница из Абхазии – Далила Пилия (доцент кафедры политологии Абхазского государственного университета) пишет: «Маленький оазис в центре Еревана – «Голубая Мечеть» сначала удивляет человека. Но стоит войти во двор, походить по еще недостроенным, но уже уютным комнатам, послушать голос гида – армянки (католички) – это тоже особенность мечети, увидеть, как соседи относятся к ней, становится ясно, что армянский народ из истории унаследовал не только историческую память, но и глубокую культуру толерантности и уважения к религии».

Сам факт существования «Голубой мечети» в Ереване очень важен, считает Рауф Раджабов (председатель общественного объединения «Мир, демократия, культура») из Азербайджана. В настоящее время реконструированная «Голубая Мечеть» является не только мусульманской святыней, но также и памятником культуры. Мечеть свидетельствует также о том, что для мусульман в Армении созданы все условия и в республике нет случаев притеснения по расовым признакам или вероисповеданию. Если в Армении есть одна мечеть, то в Иране есть 60 действующих церквей, большая часть из которых – армянские.

Абаза В. История Армении. Ереван, 1990;

Айвазян С.М. История России. Армянский след. М., 1997;

Армения глазами журналистов. М., 1999;

Постсоветский Южный Кавказ: библиография и обзор публикаций по социальным и политическим наукам. М., 2002;

Исторические хроники. Ислам в Армении, 2003.

В армении есть мечети

Армянское варварство: разрушение мечетей в Армении.

Часто армяне упоминают о разрушении крестов в Нахичевани и говорят о том что мусульманская мечеть в Ереване действует. Наверное многие из них не знают о том сколько было разрушено мечетей армянами, после того как Эриванское ханство было завоевано русскими. Армяне ненавидят мусульман так как это соответствует фашисткой идеологии дашнаков, которая столь распространена в Армении. Вот как происходил культурный геноцид мусульман в Армении.

Читайте так же:  Мечеть 6 минаретов

В современной Армении ислам исповедуют в основном курды и персы. Община курдов-мусульман насчитывает 2 тысяч человек и проживает в основном в Абовянском районе. Несмотря на постоянное снижение удельного веса мусульман на территории Армении с момента присоединения региона к России и последовавших за этим миграций населения, до начала карабахского конфликта в Армении сохранялась крупная мусульманская община, состоявшая в основном из азербайджанцев, однако практически все они были депортированы с территории республики.

В момент присоединения территории Восточной Армении к России в 1828 году из приблизительно 107 тысяч жителей Эриванского ханства 87 тысяч были мусульманами. Согласно статистическим данным имперской администрации, составленным в 1831 году, число мусульман уменьшилось до 50 тысяч. В городе Эривань все ещё оставалось мусульманское большинство. Из 11400 жителей более 7000 были мусульмане[9][10]. К 1869 году на территории Эриванского уезда было 60 мечетей[11].

К 1879 году мечети были расположены в следующих населенных пунктах Закавказья, расположенных ныне в пределах современных границ Армении (знаком * отмечены селения, где имелись только мусульманские молитвенные дома)[12]:
В Эривани — 5 мечетей
В Эриванском уезде: Арбат, Хачапарах*, Шорлу-Демурчи, Шорлу-Мехмандар, Донгузян, Неджилю Верхнее*, Неджилю Нижнее*, Сарванлар-улия, Каракишляг, Чарбах*, Агджа-кишлаг, Хаджи-Эльяз, Улуханлу (3 мечети), Каракоюнлу*, Сабунчи (2 мечети), Беюк-Веди, Авшар, Халиса*, Шихляр*.
В Эчмиадзинском уезде: Хаджи-Байрам, Мегрибан, Шагрияр (4 мечети), Джанфида, Кярим-арх, Игдалу, Акерак, Тос, Караханлу, Зейва Татарская, Кёлани-Аралых, Молла-Абдал, Каргабазар, Чобанкара.
В Шарур-Даралагезском уезде: Чива.
В Новобаязетском уезде: Хусейн-Кули-Агалу (Агкилиса) (2 мечети).

Согласно переписи 1897 года, в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман из 92323 жителей губернии (27,3 % населения)[13], по другим справочным данным[14] — 41 % населения (36,7 % — шииты, 4,3 % — сунниты). К 1896 году в пределах Новобаязетского уезда (приблизительно соответствующей территории марза Гехаркуник) насчитывалось 10 мусульманских школ и 13 мечетей[15].

В 1906—1911 гг-х в одной только Эривани, согласно списку казенных и общественных зданий, составленному ереванским техником Б. Я. Меграбовым, существовало 8 мечетей: Мечеть Тапабашинская, Мечеть Шагарская, Мечеть Сартиб, Гёй мечеть (Голубая мечеть) Гаджи-Гусейн Али-хана, Мечеть Гаджи-Новруз-Али-бека, Мечеть крепостная, Мечеть Демирбулагская и Мечеть Гаджи Джафара.[16].

К началу XX века мусульмане составляли 62 % населения Эриванского уезда (52,5 % населения — шииты)[17] и 35,6 % — Эчмиадзинского (30 % шииты)[18]

Однако в настоящее время на территории республики действует всего лишь одна мечеть — Голубая мечеть, находящаяся в Ереване. Она была построена эриванским ханом Гусейн-Али в 1765 году.[19]

После взятия Эривани в 1827 году русскими главная эриванская мечеть, построенная ещё турками в 1582 году и украшавшаяся золотой луной, была обращена в православную церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в память взятия в этот день крепости[21] (сама золотая луна была отправлена сардаром в Казвин[22][23]). К 1852 году в Эриване было восемь мечетей, две из которых были превращены в арсенал и магазин, а остальные — Залиханская, Навруз-Али-бегская, Сартин-ханская, Гусейн-Али-ханская, Гаджи-Имамвердиевская и Гаджи-Джафар-бегская[24]. Также при каждой мечети находилась школа, где грамоте обучалось несколько десятков мальчиков. В Гусейн-Али-ханской мечети учеников было около 200[24].

Вид Эривани с минаретами при взятии крепости русскими в 1827 году. Худ. Ф. Рубо
В начале ХХ века, когда 49 % населения Эривани и 53,5 % населения Эриванского уезда составляли азербайджанцы (адербейджанские татары), в городе было 7 шиитских мечетей.[17] В советский период большинство их было закрыто[25] (также, как и большинство армянских церквей). Из мечетей на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана (Голубая мечеть), отреставрированная иранскими мастерами. В 1990 году была снесена бульдозером небольшая азербайджанская мечеть на ул. Варданац,[26] под влиянием слухов о разрушении армянской церкви в Баку; по словам британского журналиста Томаса де Ваала, «ей не посчастливилось: постройку не сочли „персидской“ и снесли.»[27] Среди снесенных в начале 1930-х гг. памятников также ханский дворец, память о котором сохранилась в рисунках художника Г. Гагарина, и развалины турецкой крепости.

Археолог Филип Л. Коль отмечает малочисленность существующих в Армении исламских памятников, включая в столице Ереван. Указав на преобладание мусульманского населения на территории Армении до подписания Туркменчайского договора и последовавших за ним этнических перемещений, Ф. Коль пишет:

К какой бы демографической статистике мы не обратились, не подлежит никакому сомнению, что значительные материальные памятники ислама должны были существовать в этом регионе. Их почти полное отсутствие в наши дни не может быть случайным

«Голубая мечеть» — частичка истории Еревана

10 декабря правительство Армении приняло решение о передаче прав на ереванскую Голубую мечеть — Ирану, сроком на 99 лет. Ожидается, что здание мечети будет использовано Ираном в качестве культурного центра.

Действующая «Голубая Мечеть» в столице Армении уже много лет служит символом армяно-иранской дружбы.

Мечеть площадью 7000 кв. м была построена в 1765 году (1144 г. по персидскому календарю) ханом Хусейн Али – в то время сардаром Эривана. В юго-восточной ее части находится минарет высотой 24 метра, имеется 28 павильонов, в северной — расположилась библиотека, а в южной части — основной зал, купол и внутренний двор.

Мечеть действовала с первых дней постройки и до начала Первой мировой войны. Говорят, что она сохранилась благодаря армянскому поэту — Егише Чаренцу. Дело в том, что во двор мечети, где по сей день растет тутовое дерево, нередко заглядывал поэт и устроившись под ним пил чай. Во время войны был дан приказ уничтожить все 9 мечетей, построенных на территории Армении. Но по предложению Чаренца, в единственной мечети, которая сохранилась до наших дней, устроили склад боеприпасов, что и спасло «Голубую мечеть» от разрушения.

После второй мировой войны и до 1995 года, на территории мечети располагался музей истории и природы Еревана. В нем хранились дошедшие до наших дней, а также найденные археологами и представляющие ценность старинные предметы.

Новую жизнь мечети дала реконструкция 1996-1999гг, средства для которой выделил Иран. Сегодня «Голубая мечеть» — культурный центр иранской общины в Армении. Несколько раз в день сюда приходят мусульмане — совершить намаз.

В большой библиотеке представлены работы выдающихся персидских писателей, там же организовываются курсы персидского языка.

На орнаментах мечети – многочисленные надписи на арабском языке. Это мудрые изречения из главной священной книги мусульман – Корана.

Иранец Амир женился на армянке 20 лет назад и с тех пор живет в Ереване. Голубая мечеть — святой уголок для него. «Здесь мне дорог каждый сантиметр, если у меня бывает свободное время, я обязательно сюда прихожу. Люблю просто посидеть, подумать, тут есть уже родные для меня люди, с которыми можно посоветоваться, поделиться мыслями», — рассказывает Амир.

Каждый четверг после заката — обязательный намаз, его правоверный мусульманин пропускать не может.

В дни Рамадана (мусульманский пост), как говорит наш собеседник , вечером в мечети собираются верующие, чтобы вместе поужинать. Амир практически не пропускает ни одного собрания общины.

«Несмотря на то, что мечеть кирпичная, у нее есть душа, она дышит», — говорит Амир.

Впрочем, для Амира — это не только святое место, но и родной уголок на чужбине. Летними вечерами он часто приходит сюда, чтобы просто провести время, посидеть во дворе мечети, вдохнуть аромат душистых цветов, полюбоваться фасадом здания.

«Это невероятное архитектурное строение, на которое можно смотреть бесконечно»,- признается он.