Меню Закрыть

Мечеть аметьево

«Нужна ли центру Казани еще одна главная мечеть?»

Инициатива строительства в столице Татарстана новой соборной мечети, которую высказал муфтий РТ Камиль Самигуллин, активно обсуждается общественностью республики. Включается в дискуссию и известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. О непонятном статусе Кул Шарифа, количестве верующих, посещающих пятничный намаз в Казани, и лайфхаках от ДУМ РТ — в материале автора «БИЗНЕС Online».

Действительно ли новую мечеть так уж необходимо снова строить в центре? Или стоит инициировать строительство мечетей там, где их не хватает, — в спальных районах города? Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИДЕТ ОТКРОВЕННОЕ ПРИНИЖЕНИЕ КУЛ ШАРИФА»

В Татарстане начала активно обсуждаться тема строительства в центре Казани новой соборной мечети. Сначала об этом заявил муфтий ДУМ РТ Камиль Самигуллин, а затем появилась и соответствующая петиция на имя президента РТ. Само по себе строительство храмов — дело хорошее. Однако удивляет то, с какой подачей инициируется данное начинание.

К примеру, вместе с этим обсуждением идет откровенное принижение Кул Шарифа, вдруг в одночасье переставшего в озвученных оценках быть главной мечетью Татарстана. Девальвацию его статуса действующий муфтий Татарстана начал осуществлять еще в 2019 году. Именно тогда он впервые перенес намаз по случаю праздника Ураза-байрам из Кремля в Галеевскую мечеть — небольшой храм, отреставрированный незадолго до этого во дворе нового здания муфтията. За исключением одного раза, когда муфтий был в дни одного из двух главных мусульманских праздников в отъезде, сложившаяся многолетняя традиция так и осталась порушенной: вместо Кул Шарифа главная служба праздничных намазов теперь проводится исключительно в примуфтиятской мечети. Однако, если раньше суть происходящего замалчивалась, то сейчас Камиль хазрат откровенно признался, чем было продиктовано его странное решение. «Мечеть Кул Шариф никогда не была центральной мечетью, — заявил он на интернет-конференции в редакции „БИЗНЕС Online“. — Почему Кул Шариф должен быть главнее, чем, например, мечеть Аль-Марджани или любая другая? Главную мечеть нам еще предстоит построить».

Новая главная мечеть, по задумке Камиля хазрата, должна вмещать как минимум 10 тыс. человек. Интересна при этом аргументация муфтия: «Нам нужна большая мечеть. В Казани нет ни одной мечети, которая может на праздник вместить всех мусульман под одной крышей». И далее: «Кул Шариф вмещает примерно 1,5 тысячи человек, даже по пятницам туда с трудом вмещаются все желающие. Для проведения праздничных мероприятий она слишком мала».

Здесь обращают на себя внимание сразу три момента. Во-первых, если даже Кул Шариф с его вместимостью в 1,7 тыс. человек для праздничного намаза слишком мал, то как так получилось, что в последние годы главная служба по случаю гаета проводится у нас в Галеевской мечети, которая от силы может вместить всего 300 человек? Где тут логика? Во-вторых, с каких это пор все верующие на празднике должны быть собраны под одной крышей? Люди приходят в ту мечеть, которую любят и имама которой уважают, согнать их всех в одно место при всем желании не получится: никто и никогда не отменит проведение праздничных намазов в других приходах. Ну и в-третьих, это раньше Кул Шариф был переполненным, а сейчас там даже по пятницам есть куда упасть яблоку, в религиозные же праздники там от силы собирается 2 тыс. человек. С чего это вдруг в новую главную мечеть будет приходить в пять раз больше народа?

«СКОЛЬКО СЕЙЧАС ВСЕГО МЕЧЕТЕЙ В КАЗАНИ?»

Наверняка вышеобозначенная петиция была инициирована в недрах самого ДУМ РТ. На это указывает целый ряд обстоятельств, на которых мы сейчас не будем заострять внимание, т. к. главное заключается не в том, кто написал данный документ, а в сути поднимаемого им вопроса: действительно ли центру Казани нужна вторая большая мечеть? И если петиция оперирует здесь в основном лозунгами, то мы в поисках ответа на данный вопрос будем апеллировать к цифрам и фактам.

Сколько сейчас всего мечетей в Казани? Большинство экспертов из самых разных структур, которых я опросил, готовя данный материал к публикации, называют цифры 60 или 62. Именно на стольких площадках проводятся пятничные и праздничные службы в столице Татарстана. Причем сюда входят в том числе мечети пригородных поселков Казани: Залесного, Осиново, Юдино и др. Общее же количество зарегистрированных приходов, в том числе общин без действующих мечетей, оценивается в районе 82. Правда, муфтий недавно заявил, что в Казани в 76 мечетях читается пятничная молитва, а еще 5 мечетей строится в различных районах Казани.

Теперь следующий вопрос: сколько же из этого числа приходится на центр города, где нам предлагают построить новую мечеть? Центр, как известно, у нас расположен в Вахитовском районе. Считаем вручную: Азимовская, Аметьево, Апанаевская, Бурнаевская, Галеевская, Голубая, Закабанная, «Ирек», «Иске Таш», Кул Шариф, Аль-Марджани, «Нурулла», Розовая, Султановская, «Туган авылым», «Хатер», Хороводная, «Энилэр». Итого 18 мечетей. Другими словами, из 7 районов Казани на Вахитовский приходится около 30% всех городских мечетей. При этом зарегистрированное население Казани составляет 1 млн 243,5 тыс. человек, а Вахитовского района — всего 86,6 тысячи. Таким образом, почти треть казанских мечетей приходится на менее чем 7% населения города. Справедливо ли по отношению к оставшейся большей части казанцев строить мечеть не в их районах, а снова в центре? Сомневаюсь.

В опубликованном обращении к президенту РТ Рустаму Минниханову сказано: «Если выехать за стены Казанского кремля, вы увидите множество церквей и не найдете ни одной мечети, где можно было бы помолиться, да к тому же там строится еще один огромный православный собор. Вам не кажется, что это двойные стандарты?» Оставим на совести автора петиции заявление о «двойных стандартах», но обратим внимание на другое несоответствие сказанного действительности. На самом деле если мы выйдем за пределы Казанского кремля, то почти сразу же увидим мечеть, которая недавно была построена почти что под его стенами на Кремлевской набережной, кстати, по соседству с упомянутым в петиции православным собором.

Надо полагать, автор обращения доносит до нас мысль, что все мечети центра города якобы расположены лишь в его исторической татарской части, то есть в Старой и Новой татарских слободах, а в так называемой русской половине исторического центра Казани их якобы нет. Все это не совсем так или даже совсем не так, ибо из 18 мечетей Вахитовского района за пределами татарских слобод построено на сегодняшний день 7 (Кул Шариф, Закабанная, «Ирек», «Хатер», «Энилэр», Аметьево, Хороводная, «Туган авылым») — цифра, которой могут позавидовать и целые районы Казани.

Из всего этого следует закономерный вопрос: действительно ли новую мечеть так уж необходимо снова строить в центре? Или стоит все-таки начинать думать о людях и инициировать строительство мечетей там, где их порой катастрофически не хватает, — в спальных районах города? Кстати, сами казанцы в комментариях на «БИЗНЕС Online» указывают, где им больше всего хотелось бы видеть мечети. «На Квартале на Гаврилова» — пишет один из них. «В Советском районе нужно сразу три мечети на 250 тысяч населения, — пишет другой, — на Аделя Кутуя, Патриса Лумумбы и на Сибирском тракте». «Помогите лучше мечеть на Зорге построить. » — восклицает третий.

Мусульмане также просят муфтия довести до конца начатое строительство Соборной мечети в Набережных Челнах, которая бы соответствовала масштабу второго города республики, где долгострой тянется уже много лет. Напоминают и о других незавершенных проектах ДУМ РТ, например о мусульманской школе для девочек «Музаффария», здание под которое было передано муфтияту в собственность более года тому назад. «Коррекционную школу для детей выгнали со здания напротив мечети по улице Сары Садыковой, — пишет об этом один из читателей „БИЗНЕС Online“, — под видом размещения медресе для мусульманской школы. И там сейчас все рушится, никто ничего не делает. Хотя муфтий РТ обещал, что школа откроется в сентябре, даже деньги собирали на ремонт». Увы, немногие захотели поддержать Камиля хазрата в этом добром начинании.

«ПОПРОБУЕМ ПОСЧИТАТЬ, СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ПРИХОДИТ НА ПЯТНИЧНЫЕ СЛУЖБЫ»

В последнем интервью председатель ДУМ РТ также признал, что не случилось и анонсированного к 200-летию Марджани открытия музея в доме, в котором проживал ученый, на улице Каюма Насыри в Казани. «К сожалению, историческое здание находится в муниципальной собственности, — отметил религиозный деятель, — а не в собственности муфтията, потому эту идею реализовать не получится». Уже несколько лет в заброшенном состоянии находится и историческое здание медресе «Касимия» (Шигабутдина Марджани, 28), которое в данном случае было передано в собственность ДУМ РТ. Давно приостановлены все работы и в другом памятнике старины — мусульманском детском приюте братьев Юнусовых (ул. Габдуллы Тукая, 89/14), где ДУМ РТ также планировало развернуть свои грандиозные проекты. Пока на эти и целый ряд других объектов у руководства муфтията не получается найти спонсоров.

Однако, как видно из вышеизложенного, наш муфтий не отчаивается, он, как всегда, полон идей и планов и уже объявляет о своей новой затее — строительстве еще одной главной мечети республики. «Нам нужна большая мечеть, — говорит Камиль хазрат, — это потребность, которую я сейчас четко осознаю». При этом, как уже было сказано, хазрат оговаривает, что такая мечеть должна быть как минимум на 10 тыс. мест. Зададимся новым вопросом: действительно ли сейчас существует такая потребность в Казани?

Попробуем посчитать, сколько людей приходит на пятничные службы. Это сделать немного сложнее: точных цифр нет ни у кого. Тем не менее приблизительную оценку дать все же можно.

Мечети в Казани очень разные. Есть совсем маленькие. Например, мечеть «Миргазиян» была переделана из бывшей котельной, зажатой в узком пространстве между двумя хрущевками, а мечеть «Ометлелэр» представляет собой по сути квартиру на первом этаже многоквартирного жилого дома, приспособленную под нужды мусульман. Мечеть в комплексе «Туган авылым» — это крохотная избушка, а «Хатер» вообще размером с православную часовню, буквально в несколько квадратных метров. Однако и в относительно больших мечетях, где теоретически могли вместиться 200–300 человек, по разным причинам на молитву приходят лишь десятки. Например, в Розовой мечети расположено медресе им. 1000-летия ислама и под молельную зону в ней выделена только одна небольшая комната, где на пятничной службе собираются порядка 60 человек (в основном это студенты медресе, приехавшие в Казань из районов и других регионов). Многие мечети рады были бы похвастать большой посещаемостью, но, увы, пока этого не наблюдается. Так, в мечети им. 1000-летия Казани на джума собираются до 50 человек, в мечетях «Иске Таш» и «Сулейман» — до 40, в «Раджап» — до 30. Бывают и совсем аховые ситуации. Как-то однажды время пятничной молитвы застигло вашего покорного слугу у мечети «Рафик». Так там на джума-намаз помимо меня и имама пришли всего два человека. Есть, конечно, и более успешные мусульманские храмы. Например, в мечети Аметьево собираются порядка 135 человек, в Апанаевской — 150, в «Иман нуры» — 200, в Аль-Марджани — 300, в «Гаиля» — 600, а в «Ярдэм» — 700.

Все это, конечно, весьма условные цифры, взятые как от имамов упомянутых мечетей, возможно, несколько завышающих свои показатели, так и со слов свидетелей. Никто, естественно, прихожан по головам не считает. Тем не менее, опираясь на эти цифры, мы можем примерно прикинуть общее число мусульман, приходящих на пятничную молитву во все мечети Казани. Оно будет колебаться в районе 7–10 тыс. человек. Повторюсь: это весьма приблизительная оценка.

Тем нее менее она дает нам понять, что идея построить мечеть как минимум на 10 тыс. человек, по сути, означает, что речь ни много ни мало об удвоении мусульманских молельных площадей Казани. Это как если бы за раз было построено еще столько же мечетей, сколько уже существует в татарстанской столице. Или около того. Возникает вопрос: откуда дополнительно взять столько верующих, к тому же готовых ехать на пятничную службу в центр города, когда и сейчас там не все из мечетей заполняются? О потребности в мечети на 10 тыс. мест уместно было бы говорить, если бы на улице молились 10 тыс. казанских мусульман, но сейчас такого нет даже близко.

Читайте так же:  Мечеть альхарам

Значит ли это, что цифра 10 тыс. взята с потолка? Не думаю. Полагаю, она обусловлена тем, что именно столько вмещает в себя мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. «Почему в других республиках есть, а у нас нет?» — говорит об этом сам Камиль хазрат.

«ПРОРОК ВКЛАДЫВАЛ СВОИ УСИЛИЯ НЕ В КАМНИ, А В ЛЮДЕЙ. ЭТО И ЕСТЬ ЕГО ПОДЛИННАЯ СУННА»

Если бы в Казани не было Кул Шарифа, расположенного в Казанском кремле, то, конечно же, надо было бы инициировать вопрос о строительстве мечети, которая бы подчеркивала особый статус ислама в нашей республике. Но Кул Шариф есть.

От себя добавлю, что надо строить не просто мечети, а социальные центры, которые бы проводили активную благотворительную работу. Это та ниша, которую наши религиозные организации, увы, пока за редким исключением, занимают не очень активно. В таком случае будет решен вопрос и с посещаемостью мечетей, и с их финансированием, и с уважением ислама и религиозных деятелей. Прекрасный пример мечети «Ярдэм» — яркое тому подтверждение. Мечеть сильна и жива не только молитвой, но прежде всего служением людям.

Подобного же мнения придерживаются и многие татарстанцы. Реагируя на слова муфтия о том, что «нам нужна мечеть минимум на 10 тысяч мест», они в ответ призывают строить то, что будет направлено на оказание реальной помощи людям: хосписы, дома для одиноких стариков, детские приюты, реабилитационные центры, ночлежки для бездомных, столовые для нищих.

Справедливости ради заметим, что ДУМ РТ все же занимается благотворительностью и даже учредило для этих целей специальный фонд «Закят». Правда, изучив его отчетность за 2019 год, мы с удивлением обнаруживаем, что он выделяет на больных и обездоленных в среднем всего 393,35 тыс. рублей в месяц (при том, что на зарплаты сотрудников этого фонда ежемесячно уходит в среднем 261,13 тыс. рублей). Скажем прямо: не очень большой масштаб для общереспубликанского ведомства, ведь даже в отдельных мечетях Татарстана людям помогают порой намного активнее.

И в заключение стоит отметить, что руководство ДУМ РТ в своих заявлениях часто позиционирует себя в качестве ярых поборников Сунны. Что ж, зададимся закономерным вопросом в данной связи: а как Пророк решал вопрос с нехваткой мест в мечети на праздничной молитве? Очень просто. Праздничные намазы он проводил за городом — там, где могли собраться все желающие без исключения: и женщины, и мужчины. У него и мысли не было о том, чтобы впихнуть всех людей в одно здание. И хотя в наших климатических условиях эту Сунну Пророка легко можно исполнять в определенные периоды времени (а если бы не было послепророческой календарной реформы, в результате которой происходит ежегодное смещение мусульманских праздников, в том числе на зиму, то мы могли бы молиться за городом абсолютно каждый год), все же вряд ли, наверное, благоразумно отказываться от сложившихся исторических традиций нашего народа. Однако урок из этого мы все же извлечь можем: Пророк вкладывал свои усилия не в камни, а в людей. Это и есть его подлинная Сунна.

P. S. Ну и небольшой бонус для читателей — лайфхаки от ДУМ РТ, как надо вести подсчеты своих показателей.

Вчера вечером, уже после того, как материал был сдан в редакцию, на официальном сайте республиканского муфтията появилась статья под заголовком «Джума и гает-намазы посещают около 33 000 казанцев». Бывают же в жизни совпадения: всю неделю мы обзванивали казанских имамов с просьбой оценить статистику посещения их мечетей, а за несколько часов до публикации текста ДУМ РТ размещает статью на ту же самую тему. Что ж, не оставим без внимания труд коллег по перу. Тем более что это весьма занятно:

1. Буквально несколько дней назад на «БИЗНЕС Online» были опубликованы слова муфтия о том, что в Казани всего 76 мечетей, а теперь ДУМ РТ уверяет, что их 75. Одну мечеть куда-то потеряли, зато нашли неизвестные ранее площади в Кул Шарифе: в том же интервью Камиль хазрат говорил, что он вмещает примерно 1,5 тыс. человек, а теперь ДУМ РТ пишет, что их там может разместиться в два раза больше — 3 тысячи. Вот уж воистину, не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

2. В заголовке к статье нам говорят, что «Джума и гает-намазы посещают около 33 000 казанцев», а уже в тексте оказывается, что речь шла на самом деле о казанцах и гостях столицы. Теперь понятно, на кого направлена новая строительная инициатива руководства ДУМ РТ.

3. Как видно из вышеизложенного, авторы статьи не знают, что на джума и на гает-намазы в мечети приходит совершенно разное число молящихся: на праздниках их гораздо больше, чем в пятницу. А если знают, то, стало быть, говоря о 33 тыс., они имеют в виду сумму двух этих показателей. Надо признать, хитрая уловка. Или в ДУМ РТ действительно полагают, что на гает-намазы приходит столько же людей, сколько и на джума?

4. ДУМ РТ не раскрывает методику подсчета. Но, как видно из текста, оно отталкивается от совокупной вместимости казанских мечетей. Никаких других исходных данных в статье не приводится. В самом деле, никто же не ходил по мечетям и не считал верующих по головам: просто взяли предполагаемую общую квадратуру молельных мест и поделили ее на площадь, которую занимает один молящийся. Таким образом, как явствует из статьи, и было получено число 33 000. При этом нас уверяют, что средняя вместимость казанских мечетей составляет 300 человек. Всего же мечетей насчитали 75. Теперь умножьте два последних числа.

Озвучен список мечетей Казани, где будут проводиться ифтары

Известен список мечетей, где в священный месяц Рамадан проведут ифтары. Среди участников 30 святынь, в каждой из которых пройдут застолья. Планируются обширные мероприятия, не менее, чем на тысячу человек — такие пройдут в мечети «Ярдэм», и поскромнее (не более, чем на 150 человек) — в мечети «Марджани».

Побывать на ифтаре могут все желающие вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Список мечетей Казани, где пройдут ифтары

— «Нур-эль-Ислам» (Мусы Бигиева, 36)

— «Салихжан» ( Бестужева , 66а)

— «Булгар» ( Мусина , 10)

— «Казан нуры» (Ф.Амирхана, 3)

— «Дин Ислам» (Чишмяле, 17а)

— «Борнай» ( Ахтямова , 7)

— «Омет» (поселок Аметьево , Дачная, 3а)

— в этой мечети дни проведения ифтара нужно уточнять заранее

— « Иман нуры» (Нагорный, ул.Дорожная, 32а)

— «Аль-Марджани» (Каюма Насыри, 17)

293-00-35 (приемная); 293-36-86

— «Нурулла» (Парижской Коммуны, 15)

— « Апанай » (Каюма Насыри, 27)

— «Закабанная» (Хади Такташа , 26)

— Туган авылым (Туфана Миннуллина , 14)

— «Зангар» (Фатыха Карима, 19/8)

— «Розовая» (Мазита Гафури, 67)

— «Шамиль» (Борисовская, 64)

— «Шарафутдин» (Ягодная 16Б)

— «Ислам» (Вяземская, 28)

— « Ометлелэр » (2-я Азинская, 1В)

— «Гадель» (Оренбургский проезд, 193а)

— «Хузейфа» (Фучика, 52а)

— «Куддус» (Яснополянский переулок, 16)

— сухуры и ифтары проводятся через день

— «Ярд?м» ( Серова , 4А)

22-303-59; 8-960-048-04-47; 8-927-400-05-50; 8-904-666-99-59; 8-937-282-02-80

— «Фатиха» (Рихарда Зорге в поселке Кадышево, 4А)

— «Ризван» ( Мавлютова , 48а)

— «Тынычлык» (поселок Мирный, Мелитопольская, 15)

— «Азимовская» ( Фаткуллина , 15)

— « Энилэр » (Газовая, 18)

— « Этилэр » (поселок Кояшлы)

После совершения ифтара произносятся молитвы. Фото: Рамиль ГАЛИ

Ифта?р (араб. ??????) — разговение, вечерний приём пищи во время месяца Рамадан. Проводится после вечерней молитвы по местному времени.

Начинается ифтар сразу после захода солнца. Его нежелательно откладывать на более позднее время.

Разговляться по сунне начинают финиками или водой. Пророк Мухаммад сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, пусть разговляется водой, ибо поистине она очищает».

Еще больше материалов по теме: «Культура и искусство Татарстана»

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 18+

Адрес редакции: г.Казань, ул. Ямашева, 10, 3-й этаж. Почтовый индекс: 420080 г. Казань, а/я 268 Контактный телефон: + 7 (843) 528 21 00, + 7 (843) 528 20 30

Аметьевская мечеть обрела полумесяц. ФОТО

Сегодня в поселке Аметьево города Казани состоялась торжественная церемония по случаю возведения полумесяца на мечеть. На мероприятии приняли участие председатель ДУМ РТ, муфтий Камиль хазрат Самигуллин, Главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев, имам-мухбасиб города Казани Мансур хазрат Джалялетдинов, начальник отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями исполкома города Казани Ирек Арсланов, приглашенные гости и жители поселка.

Церемония началась с чтения Священного Корана руководителем Центра подготовки хафизов Корана при РИУ Ибрахимом Сабировым, затем, имам аметьевской мечети Равиль хазрат Бикбаев предоставил слово муфтию Татарстана Камилю хазрату Самигуллину. Он в своей речи заметил, что, по воле Всевышнего, в Татарстане активно идет строительство новых мечетей. Председатель ДУМ РТ сказал, что число мечетей в Республике уже достигло числа 1500. После чего, он призвал народ активно помогать участвовать в ее строительстве. Затем, со словами возвеличивания Аллаха на мечеть был возведен полумесяц. Многие люди со слезами на глазах наблюдали за этим событием.

Когда на мечети появился новый полумесяц, слово предоставили имам-мухтасибу города Казани Мансуру хазрату Джалялетдинову. Он, выступая перед народом, вспомнил историю получения земли под нее и поблагодарил за это экс-мэра Казани Камиля Исхакова. Также он поблагодарил всех тех, кто вносит свою лепту в ее строительство.

Также перед гостями на церемонии выступил Ирек Арсланов, он отметил, что в Казани в разных районах активно идет строительство новых мечетей, а совсем недавно распахнула свои двери мечеть Ярдэм на пересечении улиц Кулахметова-Серова. Он пожелал, чтобы мечеть поселка Аметьево поскорее достроилась и открыла свои двери для жителей поселка.

Слово предоставили и первому имаму мечети Альберту Саяхову, который внес немалый вклад для того, чтобы мечеть стояла именно на этом месте. Он вспомнил историю, как все начиналось, как выделяли землю. Он отметил, что у мэрии Казани, удалось выпросить в поселке землю не только под мечеть, но и для церкви. Места же мэрия выделила самые лучшие.

Когда время подошло к обеденной молитве, то прямо с минарета, на который только что возвели полумесяц, был прочитан призыв – азан. Затем собравшийся народ во главе с муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным вошли в мечеть, где была совершена обеденная молитва.

Как отметил имам аметьевской мечети Равиль хазрат Бикбаев, строительство мечети планируется закончить к наступлению следующего Священного месяца Рамадан. Аметьевская мечеть активно начала строиться в 2009 году и состоит из трех этажей с учетом цоколя. Она рассчитана на 300 молящихся.

Курсы «Каида Нурания» воспитание правильного произношения арабских букв по методике «Каида Нурания»

Курсы по обучению чтению Корана для детей и взрослых по методике Каида Нурания

В Коране сказано: «Состязайтесь же в добрых делах!» (сура «Маида»,48 аят).

Следуя этому аяту, наш коллектив предложил идею организовать конкурс по заучиванию Корана. Эту идею поддержал имам-хатыйб мечети «Бишбалта» Галимов Ильназ хазрат. Таким образом, руководством мечети и нашим коллективом был организован и проведен 19 февраля 2019 года конкурс религиозно-воспитательных курсов для детей при мечети «Бишбалта» под названием «Вспоминая Рамадан!».

Неспроста было выбрано именно такое название конкурса по заучиванию Корана «Вспоминая Рамадан!».

Читайте так же:  Соборная мечеть г москва

Во-первых, приближается месяц Рамадан. Во-вторых, после основного обучения, когда наступают каникулы, чтобы не оставить изучение Корана, в прошлом месяце Рамадан был организован конкурс «Заучивание в Рамадан». Он проводится в несколько этапов. Первым из них был этап прослушивания участников, где всем конкурсантам необходимо было выучить не только суры, но они должны были знать тафсир суры и ответить на вопросы, относящие к ней. Всех участников прослушивало и оценивало компетентное жюри. Второй этап, он же основной, обычно проводится в формате встречи в стенах мечети. И всем нам было очень приятно принимать гостей, конкурсантов, которые прошли в основной тур и смогли продолжить свое соревнование в рамках общего конкурса в мечети «Бишбалта».

Такого рода конкурс при мечети «Бишбалта» по заучиванию Корана наизусть «Вспоминая Рамадан», был организован впервые.

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый Великодушный». (сура «Аль-Аляк», 1-3 аята).

Именно с этих аятов и с истории ниспосылания первых аятов Корана и началось мероприятие. Также вспомнили и прочитали суру «Аль-Къадр», в которой сказано:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия)». (сура «Аль-Къадр», 1 аят)

Таким образом вспоминая суры из Священного Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о Рамадане и о достоинствах Книги Всевышнего подошли к основной части конкурса. То есть к прослушиванию конкурсантов.

Перед этим со вступительной речью перед гостями выступила муаллима Лейсан ханум Шакурова. И было представлено жюри конкурса. В состав которого вошли:

1. Альбина ханум – учитель по Корану в мечети «Аметьево».

2. Альфия ханум – муаллима Корана и таджвида в мечети «Бишбалта».

3. Аниса ханум — муаллима таджвида курсов «Каида Нурания».

4. Сабира ханум – учитель таджвида в медресе при «Закабанной» мечети.

Так началось прослушивание конкурсантов, Хвала Всевышнему. В конкурсе было заявлено 4 основные номинации и 2 внеконкурсные номинации. Было принято решение разделить наших участников на две группы. Первая группа участников состояла из 1 номинации и 2 внеконкурсных номинаций, которые ранее участвовали в конкурсе «Заучивание в Рамадан». Вторая группа — это 2,3 и 4 номинации, в которых участвовали дети религиозно-воспитательных курсов при мечети «Бишбалта». Прослушивались обе группы одновременно, но в разных подготовленных кабинетах.

Первую группу прослушивало жюри в составе Анисы ханум и Сабиры ханум.

1 номинация конкурса «На знание суры «Ан-Наба». Принимали участие в этой номинации 9 участников (мальчики и девочки):

1 номинацию на знание суры «Ан-Наба» наше жюри решило проверить читая им с разных мест суры, чтобы конкурсанты могли продолжить чтение. Ма ша Аллах, участники хорошо справились с поставленной задачей!

Первая внеконкурсная номинация «На знание суры «Аль-Агля». Принимали участие 2 мальчика:

Оба мальчика проявили огромное усердие в заучивании суры «Аль-Агля» и прочитали суру полностью.

Вторая внеконкурсная номинация «Сестры на знание суры «Аль-Мульк». Принимали участие в этой номинации 2 участницы:

Обе участницы разделили между собой суру и первая из них прочитала суру до середины, а вторая продолжила чтение до конца.

ДжазакумуЛлаху хайран всем участникам за проявленное усердие и терпение.

Вторую группу конкурсантов прослушивало и оценивало жюри в составе Альбины ханум и Альфии ханум. В этой группе были:

2 номинация «На знание сур от «Аль-Кафирун» до «Ан-Нас». В ней участвовало 7 человек:

* Латыпов Салих – группа Камария 3

* Закиров Камиль – группа начинающая мальчики

* Ходжиев Али — группа начинающая мальчики

* Денисова Марьям – группа Камария 3

* Алиев Султанахмед — группа начинающая мальчики

* Загретдинов Идрис – группа Камария 1

* Казачков Ален – группа начинающие мальчики

3 номинация «На знание сур от «Аль-Гаср» до «Ан-Нас» . В ней принимали участие 9 человек:

* Асхатзянов Сулейман – группа Камария 1

* Давлидов Сулейман – группа Камария 1

* Бахтияров Абдулькарим – группа Камария 1

* Шайхуллин Халид — группа Исламия

* Габдрахманов Ханиф – группа Камария 1

* Сабирова Исламия – группа Исламия

* Гумерова Руфайда – группа Исламия

* Гайнуллина Набиля – группа Исламия

* Бахтияров Салават – группа Исламия

4 номинация «На знание сур от «Аль-Къадр» до «Ан-Нас». В этой номинации принимали участие 7 человек:

* Хакимова Сафийа – группа Нурания

* Шайхуллин Умар — группа Нурания

* Загитова Сююмбикэ — группа Нурания

* Чирков Исмагил — группа Нурания

* Зиннатуллина Марьям – группа начинающие

* Кильмаков Расул — группа Нурания

* Загретдинова Кадрия — группа Нурания

Всех конкурсантов этой группы жюри прослушивало по выбранным билетам, которые были подготовлены заранее.

После основного прослушивания конкурсантов жюри удалилось на совещание для подведения итогов. В это время все участники и гости в теплой и дружественной обстановке могли передохнуть и полакомиться чаем и угощениями.

Да воздаст Аллах благом, джазакумуЛлаху хайран, дорогим сестрам, которые организовали такое приятное чаепитие. (амиин)

После перерыва и подведения итогов все вновь собрались в зале проведения конкурса. И начали мы вторую часть мероприятия со стихов.

Зажёг для меня светлый путь

Руководство от Милосердного, чтобы вести нас

Сияющий свет на протяжении веков

К добрым делам, благородству и иману.

Это Книга Аллаха, свежий ручей знаний.

Благословляющий тех, кто выпьет из него.

Господь сохранил его через заучивание наизусть.

Он держит его в безопасности до тех пор, пока он не исчезнет.

Великая награда тому, кто заучил его,

Как очаровательную яркую звезду.

И воплощает Коран в своих хороших манерах и делах.

И связал своё сердце с Кораном,

И читал его во тьме ночной,

И слезы лились бы из глаз.

Все признаки хафизов Книги Аллаха

Это истина, так живите по ней!

О, Хафизы Корана, читайте аяты выразительно,

И все, кто слышит Коран, усмиряются.

О, Хафизы Коран, вы не настоящие хафизы,

Доколе вы не придерживаетесь того, что заучиваете!

Простое заучивание не пойдет на пользу вам,

Если Книги Всевышнего нет в ваших сердцах!

О, люди Корана, это наш путь!

Придерживайтесь его, чтобы не заблудиться.

И собирайтесь вокруг Корана ,

чтобы сделать его посредником в наших делах.

И чтобы полагаться на обещание Аллаха.

О, люди Корана, это наш путь.

Придерживайтесь его, чтобы не заблудиться!

Плавно мы перешли к награждению дипломами и подарками как победителей, занявших 1,2 и 3 место соответственно, так и участников, которые не заняли призовые места, но очень старались и проявили усердии в заучивании Книги Аллаха. Без подарков не оставили и участников внеконкурсных номинаций.

Призовые места в конкурсе «Вспоминая Рамадан!» распределились следующим образом:

1 номинация конкурса «На знание суры «Ан-Наба»

1 место — Дадаев Мухаммадхабиб

2 место — Загретдинова Кадрия

3 место — Дадаева Шуайнат

2 номинация «На знание сур от «Аль-Кафирун» до «Ан-Нас»

1 место — Алиев Султанахмед

2 место Денисова Марьям

3 место — Ходжиев Али

3 номинация «На знание сур от «Аль-Гаср» до «Ан-Нас»

1 место — Гайнуллина Набиля

2 место Шайхуллин Халид

3 место — Давлидов Сулейман

4 номинация «На знание сур от «Аль-Къадр» до «Ан-Нас»

1 место — Загретдинова Кадрия

2 место Загитова Сююмбикэ

3 место — Хакимова Сафийа

Поздравляем всех победителей с их успехами и просим Всевышнего даровать им в этом благо, чтобы они и дальше проявляли старание в заучивании Корана, просим Аллаха, чтобы Он даровал благо и остальным участникам за их усердие! Все участники конкурса уже являются победителями, так как выбрали для себя путь следования Корану.

Как говорится в одном хадисе:

От Анаса сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у Аллаха есть приближенные из числа Его творений!» Его спросили: “Кто они, о посланник Аллаха?” Он ответил: «Ахлюль-Къуран (читающие и изучающие Коран)! Они и есть приближенные Аллаха и Его избранники!».

В завершении, после награждения конкурсантов было предоставлено слово уважаемому жюри, которые произнесли очень важные напутственные слова. Они обратили внимание всех присутствующих особенно родителей не упускать время пока их дети малы и у них хорошая память и они много времени проводят вместе для заучивания Корана. Напомнили, чтобы родители обучая детей не забывали и сами обучаться и брать знания, чтобы Коран был не только в памяти, но и проявлялся в следовании ему.

В знак благодарности нашему жюри. им был предоставлен приятный сюрприз в виде розы и небольшого подарка. Выражаем огромную благодарность уважаемому жюри, да воздаст Аллах вам благом. (амиин)

И вновь вспоминается хадис:

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечети), где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них сакина (спокойствие), и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним».

Именно в такой приятной, дружественной и баракатной обстановке проходило наше мероприятие! В то время, пока проходило прослушивание последней номинации, чтобы время не прошло без пользы, мы попросили всех желающих из числа гостей почитать любые суры из Корана. И ма ша Аллах, это был один из самых сближающих моментов всего мероприятия. Читали и дети, и сестры и даже мамы вместе с детьми. Хвала Аллаху это было очень радостно и приятно слушать. Уважаемые родители деток, которые посещают наши курсы, мы выражаем огромную благодарность и вам всем!! Без вас, без вашего ежедневного участия, труда и усердия не было бы и курсов, не было бы таких радостных результатов ваших детей в обучении Корану. Да воздаст Аллах благом всем вам, вашим семьям и откроет еще большие пути в постижении Корана! (амиин)

Этот конкурс, этот день мы посвятили достоинству месяца Рамадан и достоинству заучивания Корана. Хвала Аллаху, мы надеемся, что все мы извлекли из этого много пользы. Возносим Хвалу и благодарность Всевышнему за Его милость, просим Его воздать благом всем, кто присутствовал и кто принимал участие в этом мероприятии! Б лагодарим всех кто принимал участие в организации данного конкурса: руководство мечети «Бишбалта», коллектив религиозно-воспитательных курсов при мечети «Бишбалта», жюри, которое оценивало конкурсантов, конкурсантов и их родителей, которые усердно занимаются со своими детьми, сестер, которые организовали вкусное чаепитие, организации, которые предоставили подарки, и тех кто помогал нам во время проведения мероприятия.

ДжазакумуЛлаху хайран всем.

И завершить статью хочется приятными отзывами, которыми поделились родители участников:

» Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!

Хотим выразить огромную благодарность за проведённый сегодня конкурс Корана всему коллективу курсов и администрации мечети Биш Балта! Это был настоящий праздник! МашаАллаh. Праздничная атмосфера, декорации, волнительное настроение шакирдов, звучание книги Аллаha, вкусное чаепитие, подарки и много много Дуа! Эльхамдуллиляh дети очень довольны! Для них это настоящий праздник, который они будут помнить ещё долго ин ша Аллаh ! Мы с нетерпением ждём такие праздники. Особую благодарность выражаем нашим устазам, которые из урока в урок вкладывают все свои силы, знания, энергию в наших детей! Джязакумуллаhy хайран! Результаты есть и они очевидны! Пусть Аллаh будет доволен вами! Так же зур Рэхмэт волонтёрам за организацию чаепития и тд!

Наша семья завсегдатаи конкурсов чтецов Корана, и поэтому хотели бы отметить то, с какой оперативностью вы сегодня провели мероприятие!

Пусть Всевышний наградит всех нас своей милостью, баракятом и сделает нас всех из числа Его праведных рабов!

Амин! С уважением, Сулейман А. и братья)».

«Джазаки Аллаху хайран всем нашим устазам, организаторам праздника Вспоминая Рамадан, а особенно нашей всеми любимой и уважаемой Лейсан ханум! Наши дети Салават и Абдулькарим впервые приняли участие в конкурсе чтецов Корана, и надеюсь не последний! Честно скажу, я сама не ожидала таких результатов от своих детей! Оба сына каждый день готовились и с нетерпением ждали сегодняшний день. Для них это был настоящий праздник

спасибо за подарки и сладкое чаепитие! Приезжим гостям и председателям жюри тоже выражаем благодарность от нашей семьи».

«Получили огромное удовольствие, поучаствовав в сегодняшнем конкурсе, альхамдулиллях! Все прошло очень организованно, празднично! Было много напоминаний о достоинствах Рамадана, получили дополнительную мотивацию для дальнейшего изучения Книги Аллаха, встретились с сестрами, попили «чаю» и, конечно, слушали чтение Корана из уст наших детей, а еще получили подарки))) Вообщем, ин шаа Аллах с пользой провели время

Читайте так же:  Мечети казани википедия

Джазакумуллаху хайра всем организаторам, устазам, спонсорам, жюри, участникам и членам их семей. Прошу у Аллаха процветания и бараката нашим курсам! «.

«Очень праздник Корана. Отдых и отрада глаз ,когда видишь детей читающих Коран . МашаЛлаh. Джазаки Аллаhу хайран за этот отдых и радость».

Жители улицы Хороводной: «Есть такой хадис: «Лучше разрушить сто мечетей, чем обидеть соседа!»

Жители многоквартирного дома на улице Хороводной выступили резко против строительства мечети у них под окнами. По мнению людей, культовое сооружение может предоставлять опасность – пожарную и социальную. Накануне прошло собрание, на котором стороны крайне эмоционально обменялись аргументами. «Казанский репортер» стал свидетелем перебранки и попытался услышать позицию обеих сторон.

Среди жителей семиэтажки по адресу Хороводная, 50, только и разговоров, что о строящейся мечети. Даже доска объявлений у подъезда вся заполнена информацией о собрании, вся повестка которого посвящена этой теме, да листовками, в которых написано, что строительство незаконно. К назначенному времени собирается довольно внушительное количество людей, большинство из которых решительно против строительства. По словам жильцов, территория, на которой хотят возвести молельный дом изначально предназначалась лишь для индивидуального жилищного строительства. К тому же, это только на вывеске мечеть стоит на просторной площадке, в реальности объект будет буквально вплотную прилегать к многоэтажке.

Председатель ТСЖ Айрат Фахрутдинов появляется со стопкой газет «Казанские ведомости». На развороте издания интервью с владелицей участка на котором развернулось строительство: «Разия Еникеева: Благотворительность – это не обязательно миллионы рублей». Свежую прессу, по его словам, передала жителям для ознакомления героиня публикации. Сама же она предпочла не приходить на собрание жильцов.

— Еникеевой мы посылали телеграмму, я лично приглашал, по телефону приглашал, сегодня тоже звал, но она категорически отказалась. Вот представитель застройщика, — сообщил собравшимся глава ТСЖ, кивнув на главу местной общины мусульман Мансура Кадырова.

О мечети на Хороводной в газете лишь небольшой абзац, из которого можно узнать, что местные мусульмане просили ее построить еще 5 лет назад, а по окончании строительства молельный дом будет передан вместе с землей Духовному управлению мусульман РТ. Кстати, это будет уже вторая мечеть, которая появилась благодаря Еникеевой. Первую построили в Зеленодольском районе. Тогда тоже не обошлось без скандала, но его причина, скорее, комична.

Сегодня жильцам многоэтажки на Хороводной не до шуток, настроены они довольно решительно. Работы вблизи их дома начались две недели назад. Из аншлага можно узнать, что объект планируют сдать 30 октября 2019 года. Последние несколько дней на участке Еникеевой тяжелая техника не появляется, но строители что-то мастерят. Из-за забора видно, что на участке уже появились сваи. Начало работ для обитателей многоэтажки неожиданностью не стало. Впервые против строительства культового заведения под окнами своего дома жители выступили еще два с половиной года назад, на публичных слушаниях. Вообще же конфликт, как выяснилось, имеет давние корни.

– Во-первых я здесь родился, на этой Калуге. Это самое главное, да?, – обратился к жильцам Мансур Кадыров. – Этот участок был оформлен еще до строительства вашего дома. Он был куплен. Мы свое время тоже пикетом вставали, чтобы ваш дом не строили. Мы тоже выходили с баннерами и не давали проезда вашим машинам. Зачем приехали именно сюда, на этот участок?

Сказать, что между сторонами состоялся диалог было бы сильным преувеличением. Разговор довольно быстро превратился в словесную перепалку из которой можно выделить несколько главных причин того, почему люди не хотят видеть культовое сооружение у себя под боком. Прежде всего жители дома на Хороводной считают, что мечеть строится с нарушением градостроительных норм: слишком близко от многоквартирного дома.

– Из прокуратуры, Госпожнадзора уже были люди. Уже проверили все наши документы, все бумаги. Иначе мы бы гвоздя не забили здесь. Мы свои деньги вкладываем. Мы уговаривали Еникееву начать строить мечеть еще в прошлом году. Она сказала, нет, сначала нужно собрать все бумаги, чтобы никаких загвоздок не было, только после этого, – рассказал «Казанскому репортеру» лидер мусульманской общины Калуги.

Квартал Калуга расположенный довольно близко к центру, в то же время довольно обособленный район. Здесь сохранилось немало старых построек в частном секторе, есть пятиэтажные хрущевки, а в последнее время появились коттеджи и несколько многоквартирных домов. Калуга действительно обделена культовыми сооружениями. Ближайшая мечеть в нескольких километрах отсюда.

Застройка здесь довольно плотная. Кроме самой мечети, мусульмане собираются устроить еще и религиозную школу в доме Еникеевой. По мнению жителей соседнего дома, молельный дом и медресе просто никак не впишутся в существующую дорожную инфраструктуру. Уже сейчас на Хороводной довольно сложно найти свободное место для автомобиля. Люди опасаются, что с постройкой мечети и вовсе будет ни пройти, ни проехать.

– Я проекта не видел, но насколько я знаю мечеть строится в 14 метрах от нашего дома?

– Как жильцы, так и прихожане будут подвергаться той же пожарной опасности в случае затора. Вы не беспокоитесь о жильцах, для вас чувства верующих выше, но они тоже могут пострадать при любой нештатной ситуации?

– Я здесь живу, здесь машины в два ряда стоят и даже скорая помощь иногда не может подъехать к подъезду. А если пожар будет? – Все, как один, вопрошали собравшиеся

– Есть пожарные нормативы, которые мы соблюли изначально, – пытался убедить возмущенных людей Кадыров.

– Зимой максимум одна машина помещается, какие нормативы?!

– В пятницу, один раз в неделю мы занимаем 45 минут, – говорит глава общины мусульман. – И вы считаете, что сюда будут приезжать со всей Казани?

– Какая проходимость мечети?

– Она 190 квадратных метров. Мест на 50 человек.

– Вот! 50 машин! Плюс полиция, плюс ФСБ.

– Вы считаете, что сюда будут приезжать с Горок или из Кировского района?

– А что, вы их будете выгонять?

– Я вам говорю: никто сюда с Горок не приедет. Эта мечеть строится по нашей просьбе, просьбе калужских мусульман. Эта мечеть всего лишь на несколько десятков человек. Кто сказал, что там будут сотни человек собираться?

– А кто сказал, что не будет? Праздник будет, там и что, и двести человек приедут. Вы что, запретите кому-то ходить туда? Стройте мечеть, но в другом месте. Стройте тем, где ее хотят видеть! Вы видите, что здесь сотни людей против! Еникеева одна, а нас сотни, и нас никто не слышит, – пытались докричаться жильцы дома на Хороводной.

Тем временем атмосфера накалялась, и будущих прихожан еще не построенной мечети заподозрили исповедании нетрадиционных течений со всеми вытекающими последствиями.

– А если будут теракты?! – Возмущалась одна из жительниц.

– Какие-теракты?! О чем вы говорите? Мои предки 1000 лет исповедуют ислам, они не были террористами, – подключился к дискуссии один из немногочисленных среди местных жителейсторонников строительства мечети, Искандер Гилязов.

Среди собравшихся строительство одобряют лишь несколько человек: это семья профессора истории из КФУ Искандера Гилязова. Другие, по крайней мере, на собрании себя никак не проявили. Остальные полсотни человек заняли категорическую позицию. Среди идей, которые предлагали жильцы дома на Хороводной был даже вариант выкупа участка Еникеевой. Один из жильцов сказал, что готов это сделать лично. Но владельцы территории вряд ли уступят ее.

Около часа дискуссия продолжалась в таком духе. Многие уже оставили спор непосредственно с инициатором строительства мечети и возмущались между собой, как вдруг раздался возглас: «Мирное решение найдено!»

– Да! Строительство мечети – это благое дело! – сообщила одна из самых активных жительниц Светлана Друлис. – И мы, давайте все вместе будем обращаться в правительство за то, чтобы выделили землю, на прекрасном месте, с подъездными путями, с остановками. И пусть люди делают благое дело, молятся за всех нас, за мир, за дружбу! Только не близко к жилому фонду.

– У вас есть время, пожалуйста, в течение недели облазьте всю Калугу, сфотографируйте и скажите: вот это место нас устраивает, мы вам его пробиваем и делаем, – не особо веря в то, что такие поиски могут привести к успеху, сказал Мансур Кадыров.

– Давайте искать, давайте выступим с предложением вместе. Мы составим петицию, вы ее первым подпишите! Хорошо? Приостановите стройку пожалуйста!

– Пожалуйста, у вас есть неделя, чтобы вы нашли нам место.

– Давайте стройку приостановим, чтобы ваши деньги не ушли. Это благие деньги, давайте мирным путем все это решать.

– От вашего дома пинаем, давайте пусть другой дом будет, да?

– Ну хорошо, давайте, найдите…

– Будем искать. Но вы тоже давайте с нами вместе.

– Да я уже искал! Искал. Вы не понимаете.

Мансур Кадыров пообещал, что переговорит с собственницей участка и предложит ей такой вариант. Правда в то, что это имеет хоть какой-то смысл он не верит. Некий итог встречи подвел председатель ТСЖ. Первоначальная идея нанять юриста и обратиться в суд, по его мнению, желаемого результата не принесет.

– Сейчас мы пишем письма. Ответ, по моему опыту, будет такой: разрешение, экспертиза, суд. Мы сейчас голосуем за или против мечети. Второй вопрос: нанимаем ли юриста и идет ли в суд. Но я могу вам сказать итог судебного процесса. Первое: юриста мы взяли, суд будет длится полгода-год. У мечети календарный план строительства коробки – октябрь, – объяснил жильцам Айрат Фахрутдинов. – То есть за это время коробку поднимут.

– Пусть сносят потом.

– Сносить мечеть никто не даст, не 30-е годы. Отсудимся мы, да мы остановим, но коробка будет стоять. Через 5-6 лет вы свыкнитесь, и ее запустят. Понятно, мы сейчас будем судиться, но я вам говорю итог. Либо мы идем на федеральные каналы, бьемся, доказываем, чтобы это вышло за пределы Татарстана. Если вы этого хотите. Я этого делать не могу, нужно вам всем вместе, жителям. Второй вариант – идите на улицу, проводите демонстрацию. А от того, что мы будем собранные деньги тратить на юриста, это практически бесполезно. Нужно привлекать исполнительную власть как арбитра, но до исполнительной власти как-то достучаться нужно. Давайте я приведу хадис (предание о словах и действиях пророка Мухаммада – прим. ред.). Абы, вы хадис этот знаете: «Лучше разрушить сто мечетей, чем обидеть соседа!». Выводы на этот хадис должен он со своей общиной. Этот хадис есть, он достоверный!

Слово «мигранты», кажется, в течение всей встречи не было произнесено ни разу. Однако подлинные причины недовольства людей вполне ясно проглядываются в том же объявлении на информационном стенде, которое призывало жителей дома выйти на собрание. «Вокруг строящейся мечети уже сейчас видны люди «приезжие», с наружность, отличной от мусульман нашего региона. Возможно, некоторые из них придерживаются экстремистских взглядов. Вопрос безопасности и с этой стороны не стоит упускать из вида», – гласит обращение к жильцам. И далее «Мы все любим наш район, как тихий, безопасный и уютный. Теперь вопрос в том, выпустить ли детей во двор, где ходят непонятные люди, выглядит совсем иначе» (Орфография и пунктуация авторские – прим. ред.)

Не особо веря в возможности правового решения конфликта, люди собираются предать делу максимально возможный общественный резонанс. Уже прошла серия одиночных пикетов на площади Свободы, а на балконах домов появились баннеры с призывом к властям обратить внимание на их проблему.

P.S. Мансур Кадыров сообщил «Казанскому репортеру», что обсудил возможность приостановки работ с собственницей участка и строительство решено заморозить на неделю. Тем не менее, в пятницу рабочие на стройке снова появились и, как сообщает издание Idel.Реалии, дело дошло до столкновений.

– Сварочные работы там производили по изготовлению буронабивных свай, – объяснил появление рабочих лидер местной мусульманской общины. Они делают шпильки. Если даже они это делают, эти шпильки мы можем их перевезти и в любом месте использовать. Это не капитальное строительство. Мы все равно же будем строить мечеть.