Меню Закрыть

Чудотворная икона в введенском монастыре

Введенская икона «Призри на смирение»

Введенская икона «Призри на смирение» — чудотворная икона Богородицы, которая имеет нерукотворный отпечаток на стекле киота. Находится в Введенском мужском монастыре г. Киева. Празднование иконе совершается 29 сентября и 1 августа (н.ст.).

Временем написания образа считают 2-ю пол. XIX в. Первым известным владельцем иконы был служивший во Введенском монастыре священник Борис Квасницкий, который в 1928 г. оставил обитель из-за неприятия им Декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности Русской Православной Церкви к советской власти (в 1931 г. о. Бориса арестовали и осудили на заключение в концлагерь). Уходя из монастыря, пастырь передал святыню на хранение введенской монахине Феофании (Тоцкой). После закрытия обители м. Феофания берегла икону в миру, затем вернулась с нею в возрожденный монастырь, а после его повторного закрытия жила и хранила образ во Флоровской обители. В 1992 г. м. Феофания – уже схимон. Феодора (†1994) – вернула святыню во Введенский храм.

Летом 1993 года настоятель Введенской общины игумен Дамиан обратил внимание, что ико­на, находящаяся в деревянной раме под стеклом, потускнела, будто вуалью покрылась. Пригласили реставраторов, чтобы опреде­лить причины изменения красочного слоя.

Верующие с ог­ромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы. Но некоторые люди были убеждены, что это фальсификация. Они потребо­вали проведения всестороннего изучения отпечатка на стекле, а также самой иконы, чтобы разоблачить обман. Митрополит Ки­евский и всея Украины Владимир дал своё благословение на проведение исследовательских работ. Но при усло­вии, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из хра­ма: это было бы непочтением к об­разу Божией Матери.

В храм была привезена специальная аппаратура. Целый год ведущие со­трудники Института судебной экспертизы, Политехническо­го и других научных учреждений г. Киева проводили тщательные исследования. Учёные сразу же высказали несколько гипотез, однако в конце концов пришли к заключению, что процесс появления отображения современная естественная наука пока ни объяснить, ни вос­произвести не может. Они установили, что отпечаток на стекле светло-серого цвета имеет органическое происхожде­ние и является нерукотворным. Отражение Лика Богоматери и Младенца на тёмном фоне выглядит негативом, а на белом – позитивом. Украинские учёные, доктора наук, заведующие лабораториями и кафедрами, имеющие в своём распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований, были единодушны во мнении: речь идёт об одном из чудес XX века.

22 ноября 1995 г. Священный Синод УПЦ, заслушав сообщение Митрополита Никодима о чудесном отображении на стекле иконы Божией Матери «Призри на смирение» и последующих исцелениях, постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной. В нач. XXI в. для иконы был изготовлен золотой оклад. За минувшее время святыня посетила многие регионы Украины и Российской Федерации.

Введенский мужской монастырь.
Адрес: Украина, г. Киев, ул. Московская, 42 (индекс — 01015)
Телефон: (044) 254–20–10 <<#yandexmap:Украина, г. Киев, ул. Московская, 42|400|300|cdzMP>>

Икона Богородицы “Призри на смирение”: чудеса и верующим, и неверующим

21 октября в Республику Саха прибыла необычная гостья. Скажи кому, не поверят: Сама Царица небесная побывала у нас с визитом.

Казалось бы, ну что произошло? Икону привезли в Якутию? Разве у нас своих нет? Таких нет, сказали. Официально признано: чудотворная. И народ пошёл – и верующий, и неверующий – за чудом. Пошёл смотреть на Ту, что более двух тысяч лет назад родила Спасителя мира; Ту, что была свидетельницей крестной смерти Своего Сына и Его воскресения; Ту, что не только простила этот мир, распявший и продолжающий распинать Иисуса Христа, но и покрыла его Своей Любовью; Ту, что выше Херувим и Серафим молится Господу о каждом, обращающемся к Ней за помощью; Ту, что являет людям великую чудотворную силу через Свои образы.

Один из них, многократно прославившийся чудесами, – «Призри на смирение». Жители Якутска, Ленска, Мирного, Айхала, Удачного, Чернышевского, Мохсоголлоха, Покровска, Нерюнгри смогли помолиться перед ним, приложиться к святой иконе. Все ли понимали, к Кому они обращаются? Все ли знали, Кого Пречистая Дева будет молить об их прошении? Наверное, нет. Но была, как на Пасху, радость и верующим, и неверующим, и уверенным, и растерянным, и богатым, и нищим, и опытным молитвенникам, и тем, кто первый раз в жизни попытался молитвословить.

Об этом необычном путешествии Необыкновенной Гостьи мы поговорили с монахом Киевского Свято-Введенского монастыря, иеродиаконом Авениром, который сопровождал икону в поездке.

ВЕРДИКТ УЧЁНЫХ: ЧУДО

– Отец Авенир, за всю историю христианства более тысячи икон Божией Матери прославились чудесами. Кто и как решает, что тот или иной образ является чудотворным?

– В Украине – специальная комиссия при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, возглавляемая митрополитом, на основании наличия множества достоверных, документально подтверждённых фактов дарования конкретной помощи, исцеления, спасения и т.д. Таких чудес от иконы было получено множество.

– О самых ярких расскажите, пожалуйста. Два-три примера хотя бы.

– В Киеве на Днепре женщина с дочкой катались в лодке. Мама отвлеклась и не заметила, как ребёнок упал в воду. Когда она спохватилась, девочки уже не было видно. Женщина взмолилась Божией Матери, и в водах реки, как на стекле, отобразилась икона «Призри на смирение». Богородица подняла малышку со дна, и та была спасена.

Однажды после молитвы перед иконой глухонемая девочка заговорила. Удивлённая бабуш­ка стала расспрашивать её, как это произошло. – «Тётя на меня подула», – сказала внучка, указывая на чу­десный образ Богоматери.

Был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом во время беременности. Врачи говорили, что болезнь губительно скажется на здоровье мла­денца, и требовали сделать аборт. Но женщина побоялась взять на себя грех, совершить убийство собственного ребёнка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, прося о помощи. Повторные анализы показали отсутствие в крови вируса гепатита. Родившаяся девочка была совершенно здорова.

Но самое главное – икона несёт душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к Исповеди и Причастию.

– Когда и как случилось, что икона «Призри на смирение» была официально признана чудотворной?

– Летом 1993 года настоятель Введенской общины игумен Дамиан обратил внимание, что ико­на, находящаяся в деревянной раме под стеклом, потускнела, будто вуалью покрылась. Пригласили реставраторов, чтобы опреде­лить причины изменения красочного слоя.

Однако когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что на самом деле краски на иконе не изменились. Они казались потемневшими потому, что на стекле с обратной стороны появился серебристый отпе­чаток, в точности повторяющий силуэты Богоматери и Мла­денца.

22 ноября 1995 г. Священный Синод УПЦ, заслушав сообщение Митрополита Никодима о чудесном отображении на стекле иконы Божией Матери «Призри на смирение» и последующих исцелениях, постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной.

– Я видела фильм режиссера Лесового «Киевское чудо», запечатлевший эти события, он есть в видеотеках при наших храмах. Каждый может посмотреть.

А почему на иконе висит множество золотых украшений – драгоценные кресты, кольца?

– Конечно, Богородица не нуждается в наших дарах, но люди так выражают свою благодарность. Или усиливают свою молитвенную просьбу. Например, одна женщина в Якутске принесла ожерелье, её дочь не может иметь детей, и мать хочет, чтобы этот материальный знак её молитвы был рядом с иконой.

Люди молятся и перед самим образом, и перед его чудесным отпечатком (стекло с отображением было установлено рядом с иконой для поклонения), возжигают свечи, преклоняют колени, благоговейно прикладываются к ней, прося благодатной помощи во всех житейских невзгодах, и, конечно, благодарят.

АПОСТОЛЬСКОЕ СЛУЖЕНИЕ БОГОРДИЦЫ

– А кому пришла такая замечательная мысль привезти икону в Якутию? Как вы решились?

– Это не первое путешествие иконы «Призри на смирение». Впервые она отправилась в путь в 1995 году. В Запорожье состоялась первая в стране церковно-светская конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова. Для делегации из Киева, которую возглавлял Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, был предоставлен специальный самолёт. Но вылететь он не мог из-за сильной вьюги. Не принимал из-за метели и аэропорт Запорожья. Участникам конференции, в числе которых были губернатор Запорожья и видные бизнесмены, предложили ехать на поезде, но тогда делегация не успела бы к началу форума. Командир корабля подошёл к митрополиту и сказал: «Погода нелётная, но я человек верующий, если благословите, я подниму самолёт в воздух». Блаженнейший Владыка глянул на икону и произнёс: «Полетим, с нами Пречистая». Самолёт вырулил на взлётную полосу, и, к всеобщему удивлению, посреди вьюги открылся тоннель. Полёт прошел успешно, и святыню торжественно встретили в Запорожье.

В тот же день работники аэропорта рассказали, что стали свидетелями явления, с которым не сталкивались никогда прежде. Радары, следившие за полётом самолёта, в котором находилась чудотворная икона, показали, что авиалайнер летел в воздушном коридоре, вокруг которого бушевала стихия.

После этого из разных епархий начали поступать просьбы привезти икону «Призри на смирение» к ним для поклонения. Икона начала путешествовать: сначала по территории Украины, потом отправилась в Москву, Беларусь, Молдавию, Грузию. Увидев, сколько радости и благодатной помощи принёс людям этот чудотворный образ в Москве, епископ Якутский и Ленский Зосима захотел, чтобы и вверенная ему паства получила возможность помолиться перед ним. По приглашению преосвященного владыки икона и прибыла в вашу епархию.

– Дорога до Якутска оказалось нелёгкой. Самолёт сильно задержался, и я, помню, сказала: «Не нашлось в нашем городе и десяти смиренных, ради которых Пречистая Дева захотела бы приехать вовремя».

– Не знаю, не знаю. Но семь часов задержки были, к тому же, самолёт оказался поломанным…

Препятствия начались в Домодедово. Мы вдвоём с Алексеем везли иконки, маслице, акафисты, и, естественно, был перегруз. К тому же икону нельзя провозить в багажном отделении – это святыня, она всегда летит в салоне. Икона большая, с дорогими украшениями. Нужно было дополнительное разрешение. Но когда мы прибыли в аэропорт, оказалось, что человек, с которым предварительно всё было согласовано, заболел и не вышел на работу. Икону разрешили везти в салоне сразу, но остальные вопросы трудно решались.

Вылета мы ожидали долго. Сначала икона была закрыта, и люди недоумённо поглядывали на двух церковнослужителей в рясах. Но когда рейс начали откладывать, мы открыли икону и принялись молиться. Наши спутники стали присматриваться к иконе. Потом пассажирам, возмущённым тем, что треть суток вылет задерживали на час, на полтора, стюардесса объявила: «Самолёт уже давно прилетел, но сломался. Его ремонтируют». Люди в лице поменялись. Мы снова начали молиться, и пассажиры стали подходить поближе, интересоваться иконой. Видимо, поняли, что на технику рассчитывать нечего, а Божья Матерь всегда готова прийти на помощь. Не знаю, какие чувства были у них в душе, но постепенно лица засветились верой в то, что полёт пройдёт благополучно. Нам помогли погрузиться в самолёт, а когда мы приземлились в Якутске, все старались узнать, где будет икона.

Прямо на аэродроме нас встретил владыка Зосима в сопровождении духовенства. Икону привезли в Преображенский собор, отслужили молебен. Несколько дней люди молились перед святым образом. Потом икона гостила в Никольском храме, а затем – в Свято-Покровском женском монастыре. Оттуда она полетела в г. Ленск. Два дня храм был открыт до двенадцати ночи, люди шли сплошным потоком. Приехало и телевидение, и всё руководство города. Воспользовавшись этим, игумен Иннокентий, благочинный Западного округа, представил первым лицам нового настоятеля о.Анатолия, который прилетел в Ленск всего за несколько дней до прибытия иконы. Отец Анатолий был рад, что Царица Небесная оказала ему такую поддержку. Игумен Иннокентий сопровождал нас по всему благочинию, и мы очень благодарны ему за такое тёплое гостеприимство. Мы посетили города Мирный и Удачный, посёлки Айхал, Светлый, Чернышевский.

– Какие впечатления у Вас остались от этой поездки?

– Больше всего меня поразили не стены храмов, а радушный приём, отношение людей к нам и прежде всего к иконе. Хотя и храмы тоже очень понравились, особенно Мирнинский – огромный, красивый. И Ленский деревянный храм на берегу Лены, в очень живописном месте тоже очень красив. Отец Иннокентий как добрый пастырь окружил нас заботой, переживал за нас. А староста мирнинского храма Сергей Николаевич Долгих организовал всё просто великолепно, не было никаких сбоев.

В Айхал и Удачный мы ехали на машинах. Сначала планировалось, что икона посетит только крупные города республики, но потом график наш изменился. И люди очень хотели видеть икону, и погода благоприятствовала. Говорили даже, что это Божья Матерь привезла из Киева тепло.

– Для ноября тепло было необычное.

– Воспользовавшись этим, мы постарались посетить даже маленькие приходы, где нет священников. В Чернышевском, например, есть лишь небольшая домовая церковь. Отец Иннокентий служил молебены перед чудотворным образом. Люди так горячо молились! Признаюсь, отправляясь на Север, мы столь тёплого приёма не ожидали. Конечно, и в Киеве к иконе постоянно очередь стоит, но здесь такая искренняя радость была у людей!

– А потом вы вернулись в нашу столицу…

– Да. Но икона была не только в Преображенском храме, мы посетили Бестях, Мохсоголлох (и исправительные колонии, и сам посёлок), и г. Покровск. Там есть только домовые церкви, но уже выбраны места под храмы, и люди молились не столько о своих личных нуждах, сколько о том, чтобы Божья Матерь помогла в строительстве.

– Думаю, что там, где есть храмы, многие молились, чтобы Пречистая привела к ним священника.

– Да, в Украине сейчас тоже нехватка священнослужителей. Церковный раскол, поддерживаемый правительством, благополучно процветает.

Из Якутска святая икона полетела в Южную Якутию, г. Нерюнгри.

Икона – не компьютер

– От иконы и у нас было много чудес. Я от разных людей слышала трогательные истории, но этим очень трудно поделиться. Особенно если речь идёт не о каком-то видимом исцелении, явном чуде, а о том сокровенном, что происходит в сердце: когда печаль претворяется в радость, когда уходит мучившая страсть, когда просто чувствуешь благодать.

Люди, стоявшие в разных местах храма, рассказывали, что Богородица смотрела именно на них, причём очень по-разному: на одного – так сурово, что прошибал холодный пот, на другого – так сочувственно, что утихало горе, на третьего – так скорбно, словно знала о предстоящих испытаниях и обещала помощь. Даже добрую иронию в Её взгляде прочитали. И всё же явные чудеса были?

– Были, но не обо всех люди готовы сообщать. Много говорили об исцелении женщины-мусульманки. У неё рука была недвижима и начала работать. Люди приходили, рассказывали, мы фиксируем случаи благодатной помощи, но многое просто не успели записать.

Чудес много. Люди радуются. Но когда Божья Матерь или Господь совершают чудо, у человека, с которым оно произошло, наступает совершенно новый этап в жизни. Для него уже не просто «что-то где-то» существует, он чувствует, понимает, что Бог есть, Он – возле тебя, Он тебя слышит и отвечает на твои прошения. Поэтому твоя жизнь должна стать другой. А этот этап, этап изменения, личного подвига – самый трудный.

Многие люди идут к иконе за чудом, но не многие могут принять Божии дары. Часто люди начинают пугаться, оправдывать случившееся стечением обстоятельств, совпадением. Другие радостно принимают чудо, но потом забывают о нём. Живут так, как будто ничего от Бога не получили. Из десяти прокажённых, исцелённых Христом, лишь один вернулся, чтобы Его поблагодарить.

Читайте так же:  Расписание служб в задонском мужском монастыре

– А что думать людям, которые просили о чуде, об исцелении, например, но его не получили – видимого, по крайней мере. Бывает же так, что болезнь не уходит, но тебе становится легко её терпеть или попадаешь к хорошему врачу, или духовное утешение человек получает. Почему не всем даётся осязаемое чудо?

– Икона – окно в другой мир, это не автомат и не компьютер: нажал на кнопочку и получил результат. Если человек способен не только получить чудо, но и с радостью его понести, изменить свою жизнь по заповедям Христа, тогда Бог даст ему эту попытку. Всё, как и две тысячи лет назад, – Господь, исцеляя людей, говорил: «Иди и впредь не греши, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Если человек готов изменить свою жизнь так, как требует Спаситель (Он это каждому открывает через Евангелие, через совесть), то человек получает исцеление. Свидетельств – море.

ИЗ КУРСАНТОВ – В МОНАХИ

– А Вам лично Божья Матерь даровала какое-то чудо?

– Для меня самое большое чудо, связанное с иконой «Призри на смирение», это то, что я – в Церкви, в монастыре.

– Как интересно! Расскажите.

– Я воспитывался в благополучной обеспеченной семье. Закончил общеобразовательную, музыкальную и спортивную школы и поступил в престижный военный институт связи в Киеве. Как все молодые люди, планировал свою будущую жизнь. Но в начале 90-х в стране произошёл перелом. У людей поменялись цели и ценности. Я не мог и не хотел принять того, что надо работать только ради денег, а жить – чтобы получать удовольствие. Может, потому, что материальных трудностей наша семья никогда не испытывала, мне хотелось чего-то большего – приносить пользу обществу, родине (хотя в наше время это звучит неискренне). Тогда я решил посвятить себя научной работе.

На 4-м курсе я начал читал книги о жизни великих учёных, и вдруг с удивлением обнаружил, что многие из них были глубоко верующими. Для меня это было большим открытием. Может, потому, что я занимался спортом, мне казалось, что медицина и церковь – не очень необходимые человечеству общественные институты. Конечно, моё отношение к религии быстро не изменялось. Ведь нам в школе объясняли, что в церковь ходят только неграмотные бабушки, религия – это пережиток в развитии общества. А оказалось, что верующими были люди, которые двигали научный прогресс. Это надо было переварить. Мне захотелось сходить в храм и посмотреть, что же там такое.

– Как Вы впервые переступили порог храма?

– С этим и было связано моё первое чудо. Однажды во время дежурства в наряде я познакомился с верующим сослуживцем. И, как обычно, начал с ним спорить: это же несовременно, неинтересно… Для меня было важно услышать мнение образованного человека, который уже был в церковной ограде. Он говорит: «Ты знаешь, что нетленные мощи в Киево-Печерской Лавре находятся, что Огонь сходит с неба каждый год?» Я ему – про «нетленного» Ленина, фараонов – в ответ. А схождение Благодатного огня просто отрицал. Мои аргументы быстро были разбиты, и он мне предложил самому сходить в храм и посмотреть на всё изнутри.

В ближайшее воскресенье я отправился в увольнение, иду и думаю: «Что же мне сначала съездить купить книгу «120 философов» (я увлекался психологией и философией) или в церковь заглянуть?» И вдруг слышу: «Привет!» Смотрю: тот самый военнослужащий со своим другом майором. «Ты куда?» – спрашивают. У меня сразу сомнения прошли, говорю: «В церковь». А они мне новую задачку задают: «А служба уже закончилась. Она или рано утром, или вечером бывает. Мы уже домой возвращаемся. Пойдём с нами, пообщаемся, а потом в какой-нибудь храм пойдём». Я с радостью согласился, потому что, к своему стыду, ни в одном храме никогда не был. Мы поговорили, подумали, в какой монастырь лучше пойти на службу, и решили, что пойдём именно в Введенский. Так первым храмом, порог которого я переступил, был тот самый монастырь, в котором находится икона «Призри на смирение» и в котором я теперь служу.

– И как, Вы сразу прониклись верой?

– Сначала было одно сплошное недоумение. Ничего не видно, ничего не понятно. Стою, чувствую тяжесть, смущение. Служба закончилась, я выхожу, вздыхая с облегчением: «Слава Богу, достоял», неудобно просто было спутников бросить. Но для себя решил, что больше сюда не приду. И тут вдруг ощутил в себе необычную лёгкость и радость – то, что я давно искал в философии, психологии. Искал цель, своё место в жизни, думал, как принести пользу, раскрыть свои возможности. Прошёл день и я почувствовал, что меня тянет посмотреть церковь при свете дня, понять, чем эта радость была вызвана.

– Радость вопреки сознанию…

– Да. И я начал ходить в храм, читать книги. Я ощутил что-то необычное. Меня охватили неизведанные особенные чувства, и мне захотелось найти этому какое-то рациональное объяснение.

– Вы видите по моей одежде. Слава Богу, уже восемь лет я нахожусь в монастыре.

– А почему именно монашество? Ведь ваши друзья были военными, и это не мешало им верить!

– Может, потому, что я изначально пришёл в монастырь, для меня вопрос встал ребром: служить Богу или же обществу.

– Выбор был трудным?

– Для меня сразу всё встало на свои места, разложилось по полочкам так, как и осталось до сего дня. Трудным было объяснение с родителями, с преподавателями, с товарищами. Ведь бывают явные чудеса: вот прозрел человек, вот нога исцелилась – видишь? Но бывает так, что чудо творится в сердце человека, происходит исцеление души, а как это показать, как объяснить? Не получается. Мне все косточки перемыли, чем только ни пытались объяснить уход в монастырь – и несчастная любовь, и крыша поехала… Люди не могли этого понять, а я не мог объяснить, что переживает моя душа при общении с Богом, при прикосновении к святости. Только чувствовал, что поступаю правильно.

– Сейчас родители приняли Ваш выбор?

– Конечно, ходят в храм, причащаются, повенчались, и сестра венчалась. И вот что интересно, она вышла замуж за военного из института, в котором я учился, и зовут его Александр (это моё мирское имя). Отец очень хотел видеть меня военным, а мама, когда я уходил в монастырь, очень плакала. И у меня вырвалось: «Богу всё возможно. Он никогда не останется в долгу. Если что-то взял, то всё вернёт». Год у нас была холодная война, потом наступила оттепель, а теперь мама сама говорит: «Всё случилось так, как ты сказал. У меня теперь есть зять Александр, и он военный».

– Отец Авенир, мы теперь воспринимаем вашу икону, как родную. А вы будете вспоминать нас? Молиться?

– Я – монах, и путешествие для меня – большая редкость. А такая долгая поездка по Якутии, конечно, оставила в моей душе неизгладимый след. И владыка Зосима, и отец Иннокентий, многие прихожане и священнослужители стали как родные. Православие, конечно, роднит, и даже сильнее, чем кровные узы.

– Спаси, Господи, владыку Зосиму и всех, благодаря кому икона «Призри на смирение» побывала в Якутской епархии!

ПРИЗИРАТЬ, призреть на что, на кого, взглянуть, бросить взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно… Принять, приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, и озаботиться нуждами ближнего.

Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III .

Беседу вела Ирина Дмитриева, главный редактор якутской газеты “Логос”.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона «Призри на смирение» Божией Матери, значение и в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди икон, что относятся к типу «Путеводительница», очень красивым церковным чудотворным изображением считается икона Божьей Матери «Призри на смирение». Явился этот образ в далеком 1420 году, но проявил он свои целительные свойства только в ХХ веке. Изображение Богоматери может несколько изменяться в вариациях иконописи, это позволяет тип образов, к которым относиться икона «Призри на смирение».

Икона «Призри на смирение»: значение иконы

По легенде явился этот образ Богоматери на территории Пскова в период эпидемии и голода. Из ее глаза сочилась кровь. Таким образом, Дева давала понять жителям, что она заботиться и сопереживает им. Позже икона была перемещена в храм Живоначальной Троицы в городе Псков. С ней совершались Крестные ходы и просили о помощи в прекращении бед. Празднование в честь иконы «Призри на смирение» приходиться на 29 сентября.

Так как икона Богородицы «Призри на смирение» является «Путеводительницей», изображение иногда несколько меняется в разных храмах. Младенца могут размещать и на левой, и на правой руке Пресвятой Девы. При этом он может сидеть на коленях или стоять, держа в руках сферообразный шар или свиток, как признак власти церкви над миром. Основные составляющие иконы следующие:

  • Богородица на голове имеет корону;
  • в правой руке у нее скипетр, левой она придерживает Сына Божьего;
  • маленький Христос правой ладоней аккуратно прикасается к ланите Девы, а в левой руке держит шар.
  • Иисус Христос в таком положении как-будто поворачивает Деву ко всем молящимся и призывает ее на помощь и заступничество.

    Копий древней иконы не так уж и много. Известно, что одна из них храниться в Фроловском монастыре в городе Киев, а второе изображение — в Киевском Свято-Веденском монастыре. По преданию данная икона была написана княгиней, которая стала монахиней и получила имя Мария.

    За ее подвиги перед Господом она была удостоена художественным даром и возможностью прикасаться к мощам святых. Поэтому монахиня Мария написала образ Пресвятой Девы, используя косточку святых мощей и краски, разбавленные святой водой. В процессе иконописи Мария читала Иисусовую молитву. Поэтому созданная ею икона «Призри на смирение» была наделена способностью исцелять нуждающихся.

    В 1917 году икона «Призри на смирение» перешла на хранение к Борису Квасницкому. Перед его арестом, он передал святое изображение дочери — монахине Феофании. Она стала хранительницей иконы целых 55 лет. После того, как Введенский монастырь разогнали, Феофания с другими настоятельницами перебралась во Фроловский монастырь.

    Там же случилось первое чудесной исцелении глухонемой девочке, которая молилась иконе. Она произнесла слово «бабушка», после чего объяснила, что тетя с образа подула на нее. За несколько лет до своей смерти хранительница приняла имя Феодоры и передала икону во Введенский монастырь, первое место обитания образа. Это необыкновенное изображение Блаженной Девы привлекало к себе много паломников и верующих, а также было помещено в специальный киот.

    Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

    Когда в 1993 году сняли стекло для реставрации иконы, увидели отпечаток изображения. При чем он повторял все контуры Богоматери и Младенца. Соприкоснуться с нарисованным изображением стекло не могло, поэтому были приглашены разные специалисты, чтобы установить причину возникновения явления. Ученые сделали заключение, что образование носит нерукотворный характер и имеет органическую природу.

    Объяснить, как такое могло произойти, не смогли. Стекло с отпечатком иконы установили рядом с образом и от них начали происходить исцеления.

    Признали образ Богородицы «Призри на смирение» чудотворным в 1995 году. Первой излечившейся была беременная женщина с диагнозом гепатит. Она усердно три дня молилась Пресвятой Деве, и при пересдаче анализов, заболевание не было выявлено. Все исцеленные люди приносит в дар украшения, поэтому икона часто увешана различными ювелирными изделиями разной стоимости.

    Икона «Призри на смирение», о чем молятся

    В вопросе, как научиться смирению, следует отметить важность произнесенных молитв, особенно перед иконой «Призри на смирение». Смиренный человек чист душой и своими помыслами. Он скромный, вежливый, не гордый и кроткий. Эти качества характеризуют отношение человека к самому себе, уважение себя и принятия своего бытия с любыми тяготами.

    Молитва иконе «Призри на смирение» произносится для того, чтобы:

    • получить смирение себе и своим близким;
    • покаяться за грешников, которые не осознают своих поступков;
    • облегчить другую жизнь ушедшим с земли;
    • оградиться от ложных мыслей и неправильных учений;
    • получить исцеление от заболеваний сердца, сосудов и женских половых органов;
    • решить проблемы с жилплощадью.
    • Текст молитвы следующий:

      О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном.

      Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Пресвятая Богородица с иконы «Призри на смирение» помогает тем, кто страдает от гонений, некрепкой веры, отчаявшиеся. Молитвы Святой Деве помогают оправдать невиновных и распознать клевету и наговоры. Для получения положительного результата и достижения желаемого рекомендуют читать акафист «Призри на смирение».

      Перед этой иконой, как и перед другими образами Богородицы, следует излагать только свои самые сокровенные желания и мысли. Пресвятая Дева обязательно поможет тем, кто обращается к Ее чудотворному образу с глубокой верой и любовью.

      Господь всегда с Вами!

      Смотрите видео молитву Богородицы Призри на смирение:

      Впервые икона Божией Матери «Призри на смирение» явилась в 1420 году на Каменном озере в Псковской области. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия» (голода), которое разразилось тогда над Псковской областью.

      В Псковской летописи встречается упоминание об этом образе:
      «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы святыя Богородицы, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли от иконы в убрус, как в Псков провадили икону Пречистыя, месяца сентября в 16, на память святыя великомученицы Евфимии».

      Икона была перевезена в Псков и хранилась в соборном Троицком храме. В память этого перенесения, празднование в честь иконы было установлено 16/29 сентября. Древний образ «Призри на смирение» не дошел до наших дней. В XIX веке уже не встречается упоминаний о древней иконе, находившейся в Троицком соборе, и, возможно, погибшей во время одного из стихийных бедствий.

      Списков иконы «Призри на смирение» известно немного.
      Один из них конца XVII в. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре.
      Второй — икона Божией Матери «Призри на смирение» — украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

      Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение», принадлежит к типу «Путеводительница» («Одигитрии»).

      Икона «Призри на смирение» (XIX в.), прославившаяся чудесным явлением — нерукотворным отпечатком на стекле — была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. Монашеская жизнь в этой обители тогда только начиналась.
      Изготовили специальный киот, и икона была установлена в храме, слева от иконостаса.

      Образ привлекал к себе внимание верующих своей необычайной красотой, и они часами могли молитвенно простаивать перед ним. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе.

      Летом 1993 года настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя. Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца.

      В результате исследований киевских ученых установлено, что светло-серого цвета отпечаток на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом.

      Это событие было запечатлено в видеофильме режиссера А. Лесового «Киевское чудо».

      Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.
      От самой иконы и от нерукотворного ее отпечатка на стекле стали происходить исцеления.
      22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной, с празднованием в ее честь 16/ 29 сентября.

      Каждый год 19 июля/1 августа в Свято-Введенском мужском монастыре торжественно отмечается и день явления чуда — нерукотворного отпечатка на стекле.

      Одним из первых подтверждений чудотворности образа был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, требовали немедленно прекратить беременность, считая что болезнь губительно скажется на здоровье младенца. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех убийства во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, прося о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова.

      Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась по всей стране, и отовсюду стали стекаться паломники. Почтить православную святыню приходят и гости из-за рубежа, католики и протестанты.

      За последние годы чудотворная икона пребывала по приглашению во многих местах Украины. И где бы она не была, сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелении недужных, которую Божия Матерь подавала от многоцелебного своего образа.

      Так, получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом.

      Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, она повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!».

      Известен случай, когда мальчик, получивший 60 процентов ожога тела, был исцелен елеем от чудотворной иконы.

      Адрес Свято-Введенского мужского монастыря: 01011, Киев, ул. Московская, 42. Тел. 254-20-10.
      Проезд: от ст. м «Арсенальная» – авт. 55, 62, трол. 38 до ост. «Кинотеатр “Зоряный”»;
      от ст. м «Печерская» – авт. 62, трол. 38 до ост. «Кинотеатр “Зоряный”»

      Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

      © 2009-2019 Храм свт.Феодосия Черниговского
      (03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

      По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

      Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

      Чудотворная икона в введенском монастыре

      29 сентября праздник чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ»

      Эта икона ХІХ века является списком чудотворного образа 1420 года, который явился на Каменном озере в Псковской области. В Свято-Введенский монастырь икона Божьей Матери «Призри на смирение» была передана схимонахиней Феодорой, которая хранила ее у себя на протяжении 55 лет.

      В августе 1993 года образ Богородицы с младенцем странным образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.

      Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.

      Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.

      В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Что же касается иконы «Призри на смирение», то таких списков известно немного. Один список конца XVII ст. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, и второй — икона Божией Матери «Призри на смирение» — украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

      Поскольку в литературе и в архивных документах дореволюционного периода не встречаются какие-либо упоминания о ней, почти невозможно с точностью определить время ее написания и установить имя, несомненно талантливого иконописца, создавшего этот образ. Предположительно, киевская икона была написана в конце XIX ст.

      Икона «Призри на смирение» (XIX в.) была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

      Схимонахиня Феодора (в миру Тоцкая Феодосия Дмитриевна) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В Великий пост вместе с мона-хиней этого же монастыря, девочка в возрасте 12 лет пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Еливферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания.

      В 20-х годах священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона «Призри на смирение». В 30-е годы, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до аре-ста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

      После закрытия Введенского монастыря, матушка Феофания вынуждена была оставаться в миру и работала домработни-цей, а, когда после оккупации Киева немцами, в 1941 году мона-стырь возобновил свое существование, вернулась в обитель, принеся с собой икону Божией Матери.

      В 1960 году монастырь был вторично закрыт, матушка Феофания, став насельницей Флоровского Вознесенского монастыря, разместила икону в своей келье. Все это время монахиня поддерживала связи с сыном священника — Михаилом, который вернулся в Киев через много лет уже со своей семьей. Он был настолько напуган расстрелом отца, что, стремясь оградить от возможных неприятностей свою семью, никогда и никому, кроме дочери, не рассказывал о трагедии. Михаил часто наведывался во Флоровский монастырь к матушке Феофании и радовался, что удалось сохранить икону. В течение всех этих лет икона «Призри на смирение» находилась в келье у монахини, которая со временем приняла схиму с именем Феодора. Каждый год, 16/29 сентября, в день памяти иконы, в келье у матушки вечером читался акафист «Благовещения Пресвятой Бо-городице», а утром, с благословения игумений монастыря, служился молебен с водосвятием, в котором принимали участие насельницы обители. По воспоминаниям матушки Магдалины, в последний год пребывания иконы в этом монастыре, произошло событие, запомнившееся многим. Схимонахиня Феодора, в то время уже немощная и слепая, практически не выходила из своей кельи. Ее келейница, монахиня Магдалина, приводила в порядок келью, готовясь к утреннему молебну. Время было позднее, она прилегла отдохнуть и не заметила, как уснула. Проснулась внезапно, как будто кто-то толкнул ее в бок, и с ужасом увидела, что келья заполнена дымом. От свечи, стоявшей перед образом в массивном подсвечнике, воспламенилась бумага на столике, рядом обгорела стена. Пламя уже готово было перекинуться на занавеси, и тогда могло произойти непоправимое. Но Божия Матерь отвела несчастье, пожар был вовремя замечен и потушен.

      По рассказам старицы схимонахини Феодоры, у иконы Божией Матери «Призри на смирение» исцелилась глухонемая отроковица, которая молилась вместе со своей бабушкой. Однажды девочка вдруг позвала: «Бабушка». Удивленная бабушка стала расспрашивать внучку, как это произошло? — «Эта тетя на меня подула» — проговорила девочка, указывая на чудесный образ Богоматери.

      Незадолго до своей кончины, схимонахиня Феодора пригласила к себе Михаила с тем, чтобы решить, как в дальнейшем поступить с иконой. Матушка предложила оставить икону во Флоровском монастыря, поскольку много лет она хранилась и почиталась здесь. Но Михаил отказался. В память об убитом отце, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место в том храме, где мог бы стать действительно почитаемой святыней, доступной многим верующим. Он знал, что Введенская церковь вновь была открыта, в ней возобновились богослужения, и передал икону возрожденной обители. Таким образом, икона «Призри на смирение» оказалась в храме, где она пребывала прежде, и где отсутствовала долгих и трудных 30 лет.

      Для иконы, размером 110?72 см, изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса.

      Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к так называемому типу изображения Богородицы — «Одигитрия» (Путеводительница), о котором упоминалось выше. Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

      Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. В этом величественном единстве, благородной гармонии особенно подчеркивается Божественность Христа, Его неземная власть и сила. Киевская икона «Призри на смирение» соответствует этому типу изображения Богородицы с Младенцем. Образ Богородицы, наделенный Божественной силой, высокой духовностью, торжественен и строг. Все в Ее облике овеяно какой-то удивительной тонкой красотой и изысканностью. В лице, почти классическом по правильности пропорций, особое внимание привлекают ее огромные, внимательные глаза, которые смотрят на тебя, в какой бы части храма ты не находился. Столько в них глубины и понимания, от этого проницательного взора ничего невозможно скрыть. Причем, выражение глаз бывает разным: иногда Богородица строга и серьезна, а в другой раз Ее глаза светятся добротой и участием, и едва заметная улыбка просветляет Лик. Это трогательный образ материнской любви, хрупкости и призрачности материнского счастья в жестоком мире. Нежность сочетается с задумчивостью, тревогой и печалью Матери, предчувствующей гибель Сына. Такой представляли образ Матери, разделившей с Сыном тернистый жизненный путь, наши предки, такой Она предстает перед верующими и ныне, через тысячелетие после принятия христианства.

      Идеальный образ Богоматери, вместе с чертами человеческой скорби, обретает просветленное неземное величие, что пе-редается в композиционном решении чудотворного образа. Икона строится по принципу текста — каждый элемент прочитывается как знак, символ, имеющий определенное значение. Толкование чудотворных икон раскрывает духовную значимость Богородицы, способствует пониманию христианских добродетелей.

      На иконе Богородица облачена в красный мафории — это верхняя одежда в виде четырехугольного плата, покрывавшего голову, окутывавшего грудь и спадавшего на спине мантией. Мафорий был частью одежды замужней женщины. Пурпурный цвет мафория Богородицы означает Ее материнство, а голубой цвет туники, длинного платья с расшитыми узкими рукавами, — символ целомудрия, девства и небесной чистоты. Пурпурный цвет, (по-русски — багряный), был выражением красоты, драгоценности и принадлежности к царскому роду. Пурпурные одежды и обувь носили только императоры.

      Орнаментальная кайма на одежде Богородицы — это знак Ее прославления, а три золотых звездочки на мафорий символизируют Ее Приснодевство. Поверх мафория изображена ко-рона, которая является символом Царства, Богоматерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V век) называл Богородицу «досточтимым сокровищем всего мира, неугасимым светильником, венцом девства, скипетром православия, храмом неразрушимым». В правой руке Богородица держит жезл, скипетр православия, который является также атрибутом царской власти и свидетельством происхождения из царского рода. Левой рукой Она нежно поддерживает Младенца, стоящего у нее на коленях. Спаситель облачен в белый хитон. Белый цвет — соединение всех цветов, символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру. В руках у Иисуса мы видим державу, которая символизировала царственную власть над миром. Золотые нимбы, из-лучающие Божественный свет, служат выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.

      Редкое и не понятное, на первый взгляд, название иконы, которое можно истолковать по-разному. В хвалебной песне Богу сама Пресвятая Дева рекла так: «…яко призре на смирение рабы своея «(Еванг. от Луки, гл. 1, ст. 48 ). Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость — воплотить слово Бо-жие, и чрез это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту Богоматерь, как бы говоря ей: „Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их“. И те, кто поклоняется несравненной и лучезарной святыне Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, те, над которыми сияющий в смирении Ее образ имеет великую силу, пусть почтут Ее тем самым смирением, каким была Она полна. Будем смиренны перед Богом, чтобы чувствовать все Его благодеяния и испытывать благодарность к Нему.

      Икона своей необычайной красотой привлекала к себе вни-мание верующих, которые часами могли молитвенно простаивать перед образом. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе. Но вскоре произошло событие, которое стало выдающимся в истории этой обители и взволновало не только прихожан, но и всю общественность Киева.

      Летом 1993 года, настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.

      Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Многие иконы в храме находятся под стеклом, это древняя традиция, имевшая своей целью предохранение от повреждений и сохранение святых икон, которые зачастую были украшены драгоценными окладами. Но подобного явления с остальными иконами в Введенском храме не произошло, хотя все канонические иконы священны, благодаря своему духов-ному содержанию и смыслу. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и люди, имеющие к церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.

      Свято-Введенский монастырь в Киеве

      Отношение к произошедшему событию с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, верующие люди с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы Божией Матери, и само явление не вызывало никакого сомнения. В то время, как некоторые киевские ученые были убеждены, что это — очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также и чудотворной иконы, с тем, чтобы разоблачить обман. Его Блаженство Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины дал свое благословение на проведение исследовательских работ. При этом было поставлено одно условие, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из храма, ибо подобное деяние явилось бы явным непочтением к образу Божией Матери.

      В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. С этой целью в храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много научных гипотез, однако, было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светлосерого цвета отпечаток изображения на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом. Таково заключение украинских ученых, которые имеют в своем распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований. Ответы на многие вопросы так и не найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. Все эти волнующие события были запечатлены в видеофильме режиссера А. Лесового „Киевское чудо“, который можно и сейчас приобрести в обители.

      Тайна подобных знамений смущает многих скептиков. Почему мы всегда хотим докопаться до сути, всему дать объяснение? Чудо — это сверхъестественное событие, прямое действие Промысла Божиего в нашем земном мире, совершаемое Господом по Его благой воле, по заступничеству Своей Пречистой Матери или молитвам святых угодников для нашей душевной и телесной пользы. Чудо, произошедшее в Введенском храме, это достоверный факт, который случился в окружающем нас реальном мире. Однако, это событие нельзя объяснить никакими известными нам законами природы. Чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить наше воображение, а имеют конечной целью укрепить веру и помочь нам исправить нашу жизнь. Святитель московский Филарет писал: „Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие — нет ? На сие могу отвечать просто — не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы, то как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, несомненно, выше и сокровеннее действий и тайн природы. Объясните, каким образом силы природы у одного и того же растения, — лилии, дают листку зеленость, а цветку, возникающему из зеленого стебля, белизну? Как же можно объяснить, каким образом сила благодати простирает свое действие через один избранный предмет и дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия… Если бы не было сокровенного и неизъяснимого, к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим, открытое и объясненное просто знаем.“

      Из истории церкви мы знаем, что наибольшие чудеса происходят во времена потрясений, как это было, например, в период первых гонений на христиан. В то время Апостолы и мученики творили неисчислимые благодатные чудеса. В истории Православной церкви еще не было периода, когда чудесные явления от икон были бы столь многочисленны и следовали одно за другим, как это наблюдается в наше время. Так например, обновилась Барская икона Божией Матери, которая находится сейчас в Киево-Печерской Лавре, а Боянская икона (с. Бояны, Черновицкой обл.) начала источать слезы. Отпечатались на стекле лик святителя Спиридона в Иерусалимском храме и образ Спасителя во весь рост в церкви в Симферополе. Можно привести еще множество примеров, поскольку чудеса, таинственным и непостижимым образом посылаемые Господом через иконы, безчисленны и многообразны, и рождают в человеке радость и трепет от близости Господа, Его участия в нашей жизни.

      День явления чуда в Введенской обители стал началом непрекращающегося праздника, непреходящей радости оттого, что отныне мы, как недавно наши предки, имеем возможность припадать еще к одному чудесному образу Божией Матери, этому великому и неисчерпаемому источнику милостей и щедрот роду человеческому. Милость Божия, даже явленная в одном месте, принадлежит всем. Храм, точно осиянный ее светом, преобразился. Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

      22 ноября 1995 года в Киево-Печерской Лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана). Священный Синод заслушал сообщение Митрополита Никодима о чудесном явлении от иконы Божией Матери „Призри на смирение“ в Киевском Свято-Введенском монастыре и последующих исцелений, произошедших как от самого образа, так и от отпечатка на стекле. Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери „Призри на смирение“ — чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год, 19 июля/1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, в обители так же торжественно отмечается день явления чуда.

      Перед иконой возжигают свечи, преклоняют колени, к ней благоговейно прикладываются, испрашивая благодатной помощи во всех житейских невзгодах. С древнейших времен существует обычай украшать Святые иконы окладами — ризами». Красота окладов именно Богородичных икон говорит о богатстве, чистоте и святости души Богородицы, украшенной множеством духовных дарований. Это свидетельство особой любви и почитании Ее в православном народе, за постоянные молитвы к Господу о спасении, просвещении и очищении душ человеческих. Оклад чудотворной иконы отличается особым мастерством и красотой исполнения. Тончайший сканный орнамент покрывает поле иконы, оставляя открытыми фигуры Христа и Богоматери.

      Присутствие в храме чудотворной иконы распространяет особую благодать. Главным основанием для почитания образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи, будь то исцеление, спасение и т. д. Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.

      Но самое главное, икона несет душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к исповеди и причастию. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась не только по нашему городу, но и по всей стране. К ней стали стекаться паломники со всех концов земли. Приходят сюда и гости из-за рубежа, католики и протестанты, чтобы почтить православную святыню, и остаются глубоко взволнованы встречей с чудотворной иконой.

      Многие прихожане имеют возможность приобрести святый елей от чудотворной иконы. Помазание елеем от иконы накладывает на нас обязательства быть милосердными в своих поступках. Святой елей обладает еще и даром телесного врачевания. И наглядным подтверждением этому явился случай исцеления мальчика из Борисполя, получившего 60 процентов ожога тела.

      Ежедневно в церкви за богослужением произносятся песнопения, воспевающие величие и славу Богородицы. В конце литургии, по заамвонной молитве, перед иконой Божией Матери читается канон «параклисис». «Богородицу и Матерь Света» возглашают перед чудотворной иконой. В пятницу, по 6-ой песне канона на утрени читается акафист «Невеста Неневестная», а на Похвалу Пресвятой Богородицы перед чудотворной иконой читается часть акафиста. Стало традицией, по воскресеньям, после литургии, совершать молебное пение с чтением акафиста, посвященного иконе «Призри на смирение».

      Богородичных акафистов существует более 20, одни из них касаются событий из благодатной жизни Богородицы, другие написаны в честь некоторых Ее чудотворных икон. Первыми были составлены в Константинополе акафисты ко Благовещению и Успению Божией Матери. Дальнейшее развитие этого вида православной церковной гимнографии связано с историческим бытием Русской церкви. Киевской чудотворной иконе «Призри на смирение» тоже был посвящен акафист, составленный Архимандритом Дамианом и иереем Анатолием Шереметьевым. Молитвами и пением акафиста славится Пречистая Божия Матерь, и в чудных словах слышится не только преклонение пред Ней, но и радость оттого, что город наш не забыт Царицей Небесной и что у него опять появилась благая Заступница, надежно оберегающая его покой.

      За последние годы чудотворная икона пребывала по приглашению во многих местах Украины и России. И где бы она не была, сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелении недужных, которую Божия Матерь подавала от многоцелебного своего образа. Самое первое свое путешествие икона совершила в Запорожье, где состоялась первая не только в нашей стране, но и в мире, церковно-светская конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова, которая называлась «Аще возможно, будьте в мире со всеми». Для делегации из Киева, которую возглавлял Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, авиакомпанией «Моторсіч» был предоставлен специальный самолет, вылет которого в назначенное время не состоялся из-за неблагоприятного прогноза погоды. Не принимал самолет из-за метели и аэропорт Запорожья. Участникам конференции, в числе которых был губернатор Запорожья Головко А. С. и видные бизнесмены, предложили совершить свое путешествие на поезде, но в таком случае делегация не успела бы к началу форума. «Полетим, с нами Пречистая»- произнес Блаженнейший Владыка. И вечером, в 18 часов, самолет все-таки поднялся в воздух. Полет прошел успешно, несмотря на непогоду. Сама Пречистая сопровождала свою икону, и самолет благополучно приземлился в Запорожье, где святыню торжественно встретили Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, епископат и многочисленные верующие. Утром перед иконой был совершен молебен, и торжественно открылась конференция, на которой сама чудотворная икона была символом мира и любви.

      В тот же день работники аэропорта рассказали о том, что они явились свидетелями явления, с которым им не приходилось сталкиваться до сегодняшнего дня. Радары, следившие за полетом самолета, в котором находилась чудотворная икона, показали, что авиалайнер летел в воздушном коридоре, вокруг которого бушевала стихия. Участники события полностью подтвердили этот рассказ.

      В Запорожье Чудотворная икона посетила все храмы города и многие церкви области, где она даровала особое общение с собой и совершила множество чудес. Так, от иконы получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, женщина повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»

      Поездка по Киевской и Черниговской областям была отмечена радостным ожиданием встречи с чтимым образом Божией Матери, который ожидали паломники во многих храмах, скитах и монастырях.

      Памятным было путешествие чудотворной иконы по Елисаветградской епархии по приглашению Архиепископа Елисаветградского и Александрийского Василия. Посещение иконой этой епархии было отмечено также многочисленными исцелениями, особую благодать получили люди, страдавшие заболеваниями рук.

      Сердечную благодарность выразил Наместнику Свято-Введенского мужского монастыря Архимандриту Дамиану Епископ Херсонский и Таврический Иов за предоставленную возможность посещения иконой Херсонской епархии, что способствовало духовному благосостоянию епархии и ограждению от раскольников. Почти целый месяц чудотворный образ пребывал на Волынской земле, которая занимает огромную территорию и включает в себя несколько епархий. Были получены приглашения от Епископа Владимире-Волынского и Ковельского Симеона, Архиепископа Луцкого и Волынского Нифонта и Архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея. За это время икона посетила свыше 300 храмов в различных районах области.

      В октябре 1998 года верующие Днепропетровской епархии имели великую радость лицезреть образ Божией Матери на прославленной чудотворной иконе. Здесь она находилась по приглашению Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Икона посетила все основные храмы, в которых в этот период собралось огромное множество православных христиан, с одним единственным желанием, хотя бы увидеть святыню.

      «К концу пребывания святого образа в нашем городе действительно люди поняли, какая это великая милость Матери Божией. Это не только то, что над собором очень ярко светила многоцветная радуга, было и другое сияние — в сердцах, человеческих душах» — сказал Архиепископ Ириней. Пребывание Иконы в Днепропетровской епархии широко освещалось в печати, как и те чудеса и исцеления, которые были ниспосланы Милостью Божией. Так, отец Георгий, настоятель храма в честь Св. Равноапостольного князя Владимира, рассказывал, что в тот день, когда икону привезли в храм, была очень плохая погода, шел дождь с мокрым снегом, и только над храмом не было ни облачка.

      Все притекающие к Иконе люди, измучившись от невзгод, потерявшие веру в свои силы, пришли к последнему упованию и получали Божию Милость. Прошло воспаление после прививки на руке у девочки. Родители приложили к чудотворной иконе копию с изображением Богородицы и затем этой копией обернули руку.

      Торжественным было завершение пребывания чудотворного образа «Призри на смирение» в епархии. Ни один человек не остался без утешения, верующие с честью и благодарностью смогли отправить икону в Киев.

      Впереди у нее еще длинный путь, ее приглашают в Россию, в Белоруссию, и возможно, «…эта икона действительно совершит великую святую просветительскую миссию среди народов Святой Руси, которая начиналась в незыблемом единстве и пребывает духовно такой по сей день», — сказал Архиепископ Днепропетровский Ириней.

      Обычно в зимний период икона пребывает дома, в храме, в котором она всем явила чудо. С самого раннего утра и до позднего вечера, пока открыт храм, постоянно приходят к иконе люди со своими бедами и радостями, подолгу стоят перед Образом, доверчиво обращаясь к Небесной заступнице, как к родной матери, поверяя ей свои тайны и надеясь на ее заступление и теплое участие. И просветленные лица многих говорят о том, что уходят они с надеждой и утешением, чтобы вскоре опять вернуться сюда, потому что уверены, — Божия Матерь готова выслушать и подать Свою помощь просящим Ее об этом. Со временем сложилась такая традиция, перед началом важного дела приходить к чудотворной иконе за благословением Божией Матери на свои труды. Безмерная благодатность Девы Марии выражена в ответ на молитву глубоко верующего человека, взывающего к ней из глубины своего сердца. И как правило, такая молитва к Божией Матери находит отклик.

      Икона Божьей Матери «Призри на смирение»

      Икона Божьей Матери «Призри на смирение» Введенский монастырь

      Киевское чудо Призри на смирение О чудотворной иконе Божией Матери