Меню Закрыть

Мужской монастырь архыз

Мужской монастырь архыз

Июль 2019

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Наскальный лик Христа

Обнаружен в 1999 году. Образ, датируемый IX веком, сразу стал почитаемой святыней и объектом паломничества христиан. Икона находится на крутом левом берегу Большого Зеленчука на высоте около 150 метров выше уровня реки на плоской поверхности песчаниковой скалы светло-охристого цвета. Размеры ее примерно 140 на 80 сантиметров, что позволяет считать икону образцом монументальной живописи.

В июне 2011 взамен существующей деревянной к иконе сооружена новая лестница длиною 350 метров, с видовыми площадками и беседками.

Северный храм Архыза

Самый крупный и средневековых храмов Северного Кавказа. Датируется примерно началом 900-х годов нашей эры. Кафедральный храм Аланской епархии. Есть мнение что посвящен Николаю Чудотворцу.

Длина — 25,50 м, ширина с притворами — 19,50 м. Без притворов здание северного храма Архыза строго пропорционально — длина с нартексом 21м, ширина 10,50 м. Кладка выполнена римско-византийским способом из крупных тесаных песчаниковых плит и квадров на прочном известковом растворе, с бутобетонным заполнением между панцирями.

В плане этот храм Архыза трехнефный, трехапсидный, крестовокупольный. Интерьер разделен на три нефа двумя парами мощных пилонов, несущих кирпичные подпружные арки и паруса, держащие барабан главы. Средний неф шире боковых, (средняя апсида выдвинута в сравнении с боковыми). С севера, юга и запада к храму примыкают открытые притворы для размещения в них новообращенных и кающихся.

В восточных стенах северного и южного притворов северного храма Архыза устроены полуциркульные ниши, напоминающие апсиды для свершения мелких треб новообращенными, но еще не получившими право входа в храм. В центральной апсиде открыт облицованный цемянкой трехступенчатый синтрон и двухступенчатая солея, отделявшая алтарную часть храма.

На синтроне северного храма Архыза во время службы размещался церковный клир. В нартексе должен был находиться второй этаж — хоры, опиравшиеся на две кирпичные арки. На хоры вела деревянная лестница, пристроенная к северной стене нартекса и начинавшаяся с небольшой каменной паперти в северо-западном углу.

В этом углу и рядом с папертью четырех находится древняя крещальня северного храма Архыза — кубический резервуар из пяти тщательно подогнанных плит — четыре стеновых, пятая плита пола с отверстием для спуска воды диаметром 5 см. Размеры резервуара по плитам: западной — 1,32 x 72, восточной — 72 x 50, северной — 1,0 x 90, южной — 1,32 x 88 см, плита пола — 90 x 72 см. Изнутри и снаружи плиты были облицованы коричнево-розовой цемянкой.

Средний храм Архыза

Датировка строительства среднего храма Архыза точно неизвестна, но не позже середины 10-го века. Расположен, примерно, в километре южнее Северного. Уступает ему в размера и архитектурной сложности.

Длина — 21,50 м, ширина — 13,25 м, высота от пола до пяты купола — 15 м. Кладка среднего храма Архыза выполнена римско-византийским способом из крупных тесаных песчаниковых плит и камней на известковом растворе, с бутобетонным заполнением между панцирями. Из кирпича сложены только подпружные арки, арки в конхах и некоторые арочные завершения проемов.

В плане средний храм Архыза представляет трехапсидное, крестовокупольное и бесстолпное здание; восточными устоями служат алтарные простенки, западными — стены храма. Подпружные кирпичные арки опираются на вмонтированные в них импосты и несут цилиндрический барабан с низким куполом. Подкупольный квадрат имеет правильную форму со сторонами 3,80 м. Западный рукав открыт и сильно вытянут за счет нартекса и единственного (с западной стороны) притвора. В нем находится главный, портальный вход в средний храм Архыза высотой 5,40 м.

Центральная апсида этого храма Архыза несколько выдвинута по сравнению с боковыми и прорезана тремя окнами. В поперечный неф — трансепт с юга и севера ведут два входа с люнетами подковообразной формы. Интерьер освещался 25 узкими окнами и люнетами входов, причем световой центр приходился на подкупольный квадрат. Объемы среднего храма Архыза представляют крестообразный массив, господствующий над пониженными помещениями апсид и притвора. Средний храм Архыза, как и Северный храм Архыза, покрыт хорошо сохранившимися каменными коробовыми сводами с двускатным и односкатным покрытием из тонких плит, положенных с напуском. В прошлом данный храм Архыза был богато украшен фресками, которые в 19-м веке заштукатурили монахи местного монастыря во время ремонта.

Южный храм Архыза (Ильинский) и монастырь, основанный при храме

Александро-Афонский мужской монастырь был расположен на правом берегу реки Большой Зеленчук, в среднем ее течении, близ пос. Нижний Архыз. В X-XVI вв. эта территория принадлежала Аланской епархии, в 1590 г. вошла в состав Астраханской, затем Донской, Кавказской епархий Русской Православной Церкви, с 1885 г.- Ставропольской епархии Русской Православной Церкви. Александро-Афонский Зеленчукский монастырь основан на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) — резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского монанстыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 г. с целью восстановления христианства среди мусульман. Монастырь учрежден по уставу монастырей священной горы Афон указом Святейшего Синода от 18 окт. 1889 г. с наименованием Свято-Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Открытие монастыря состоялось 12 ноября 1889 г. освящением епископом Ставропольским Владимиром (Петровым) главного («среднего») храма обители во имя св. кн. Александра Невского. Игумен Серафим стал первым настоятелем и строителем монастыря (1887-1903). В те дни в обитель прибыла копия с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, считавшейся покровительницей гор. Писал образ московский художник Дмитрий Струков, много сделавший для сохранения фресок древних храмов Кавказа и их внешнего вида. В свое время Гребневскую икону казаки города Гребнева преподнесли Дмитрию Донскому, возвращавшемуся с победой после сражения на Куликовом поле. Несмотря на начавшиеся снежные бураны, экипаж с епископом Владимиром благополучно после трех дней пути и переправы вброд через бурный Зеленчук прибыл в обитель. Несколько отставшие певчие и дьяконы с ризницей прибыли только на следующий день, поэтому вечернее богослужение владыка совершал с местным духовенством. Утром, за литургией о. Серафим был возведен в сан игумена — первого игумена Александро-Афонской Зеленчукской пустыни. Архипастырь вручил ему также игуменский жезл, напутствуя своими наставлениями. Храм был полон молящимися паломниками, а богослужение сопровождалось протяжным пением монахов с сохранением напевов, принятых на Афонской горе. Крестным ходом были освящены отстроенные здания храма и келий братии. На следующий день, прощаясь, владыка Владимир вынес из алтаря Иверскую икону Божией матери, благословив ею обитель. Вокруг монастыря поселилось много отшельников. Они жили в сохранившихся и до наших дней более чем в 60 уединенных келиях-пещерах, искусно вписанных в ландшафт. В некоторых из них заметны остатки лежанки, печки. Титаническим трудом монахов к монастырю была проложена надежная, местами каменная дорога вдоль берега Зеленчука, в лесах возводились подпорные стенки и террасы. Монахи зарабатывали себе на жизнь тем, что резали из дерева посуду, плели корзины. Казаки носили им хлеб. Александро-Афонскому Зеленчукскому монастырю принадлежал Георгиевский скит на вершине г. Шоана в верховьях реки Кубани (близ аула Хумара и села Коста Хетагурово); в 1891-1894 гг. в нем были сооружены кельи, каменная ограда, проведена дорога. 22 апр. 1895 г. после реставрации освящен во имя Великомученика Георгия Победоносца Шоанинский храм XI века. С 1887 г. братия монастыря восстанавливала храм X в. на Сентинской г. в ущелье р. Теберда, который в 1893 г. был передан девичьей общине, основавшей там Спасо-Преображенский Сентинский жененский монастырь. Почитаемыми святынями Александро-Афонского Зеленчукского монастыря были Гребневская икона Божией Матери — список с чудотворной иконы, находившейся в Москве в церкви Успения Богоматери на Лубянке (дар анонимного благотворителя в память скончавшегося воина Симеона), а также частицы мощей Святого Георгия и мученицы Марины, принесенные с Афона иноками, основавшими монастырь. Последняя архивная запись о Зеленчукском монастыре относится к 1918 г. Обитель еще существовала, молилась, трудилась. Монастырь, кроме всего прочего имущества, имел паровую гидравлическую маслобойню, паровые молотилки, 557 десятин земли, более 100 голов лошадей, подворья в Невинномысске, станицах Зеленчукской, Баталпашинской, под Гулькевичами. В 20 верстах от пустыни находился покровский скит. С начала основания монастыря под его покровительство были переданы также Сентинский и Шаонинский храмы, реставрация которых началась еще по благословению епископа Владимира. …Закрытие монастыря в Зеленчукском ущелье и Георгиевского скита, как и повсюду в России, было отмечено кровопролитием и поруганием святынь. Были расстреляны три монаха. Иконы, сброшенные в кучу, не разрешалось брать под страхом смерти. Одну из них — икону Святой Троицы — тайно вынесла девочка Зоя, дочь репрессированного священника. Сейчас эта икона стоит на левом клиросе зеленчукского храма святых апостолов Петра и Павла. На территории монастыря по советской традиции в 30-е годы находилась колония для преступников, затем жили дети-сироты из блокадного Ленинграда. С 2000 года эта территория принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Заповедный режим не позволяет вести широко строительство, реставрацию, богослужения в древнехристианских святынях — византийских храмах, благоустраивать святые места, впитавшие капли пота и крови многих поколений людей, жаждавших покаяния, общения с Богом, трудов во славу православия и Отечества…. Среди развалин монастырских построек, сильно пострадавших также и в Великую Отечественную войну, растут крымские сосны, грецкие орехи, липы, плодоносят до сих пор более 50-ти яблонь, посаженных монахами, сохранились подземные ходы, порой в рост человека, ведущие к Зеленчуку. Следует отметить и то, что вся территория монастыря — почти сплошь монашеские захоронения. Только у Северного храма они идут в три яруса, и их более 300. «Южный» зеленчукский храм передан Ставропольской и Владикавказской епархии (ныне – Пятигорская и Черкесская епархия) Русской Православной Церкви и освящен во имя пророка Илии, в нем возобновлены богослужения. Этот храм, еще при постройке в Х веке, был посвящен святому пророку — Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено его древнее имя — Ильинский. Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью.

Карачаево-Черкесская Республика

Карача?ево-Черке?сская Респу?блика — субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица — город Черкесск.

Территория Карачаево-Черкесской Республики относится к Пятигорской епархии.

2 сентября 1910 было создано Пятигорское викариатство Владикавказской епархии. Затем существовало как викариатство Ставропольской епархии.

В 1926 или 1927 году учреждена как самостоятельная кафедра, будучи выделена из состава Ставропольской. Епархия пресеклась в конце 1930-х годов.

Вновь учреждена постановлением Священного Синода от 22 марта 2011 года с включением в её состав приходов Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Управляющим епархией назначен епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (Курьянов).

Архызский лик Спасителя

В 1999 году на берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы.

Церковь Георгия Победоносца (Шоанинский храм)

В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода. На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

Шоанинский храм расположен на юго-восточном отроге горы Шоана (карач.-балк. Чуўана на левом берегу Кубани, в окрестностях села им. Коста Хетагурова, в 7 км к северу от города Карачаевск.

Адрес: Карачаево-Черкесская республика, Карачаевский район, поселок имени Коста Хетагурова.

Проезд: От города Черкесск по трассе (А 155) приблизительно 50 км до посёлка им. Коста Хетагурова. Дальше поворот с трассы направо на гравийную дорогу (въезд между домами)и двигаться вверх по серпантину на гору Шоана приблизит ельно 1,5 км. На верху будет площадка, там оставляете машину и дальше поднимаетесь пешком,до храма 50-60 метров.

Храм Архангела Михаила (Усть-Джегута)

История храма самым тесным образом связана с историей города — бывшей казачьей станицы Усть-Джегутинской.

С 1825 года во исполнение высочайшего императорского Указа «Об охране южных рубежей России», сюда, на земли верховьев реки Кубани, на постоянное поселение начали переводиться станицы казаков Хоперского полка. В 1861 г. была заложена и станица Усть-Джегутинская. Едва сложив свои курени наши благочестивые предки приступили к сооружению часовни (малого храма). Леса тогда вокруг было много, поэтому на сооружение часовни потребовался лишь год. Строилась она без особой тщательности, так как предполагалось вскоре заложить капитальный каменный храм. Однако закладка храма была осуществлена лишь в 1879 году. Казакам понравился проект архитектора А. Вознесенского, после утверждения которого началось возведение станичной церкви.

Строили храм согласно проекту в стиле уменьшенной (укороченной) базилики (т.н. «корабля»), применяя технику «афренто», когда каждый камень вытачивался строго для определенного места.

Адрес: 369300, Россия, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Шикута, 36

Телефон: 8(87875) 3-24-71

Храм Спаса Нерукотворного (Нижний Архыз)

В канун 2000-летия Рождества Христова в горах напро­тив монастыря, на скальной террасе был обретен Образ Христа, как его стали называть местные жители, – Лик Христа Спасителя (наскальная икона). По предварительным исследо­ваниям специалистов, Образ можно датировать византий­ским периодом жизни города.

Во всей России и за пределами нашего Отечества хорошо известен обретенный в горах Карачаево-Черкесии наскальный Лик Христа Спасителя.

Ежегодно тысячи человек приезжают в Нижний Архыз, чтобы прикоснуться к Святыне, помолиться у нее. Опыт этих лет показал, что в непосредственной близости от Лика необходимо устроить храм-часовню. По благословению Преосвященнейшего ФЕОФАНА, Епископа Ставропольского и Владикавказского начато строительство Храма Христа Спасителя у Лика Христа в пос. Н. Архызе, Карачаево-Черкесской Республики.

21 мая 2010 года благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского состоялось праздничное освящение шатрового купола и креста, которые были установлены на строящийся храм. Вызывает благоговейное удивление такой факт: после установки купола начался легкий дождь, но когда стали поднимать крест, погода сразу переменилась, стало свежо и тихо, воцарилась атмосфера необыкновенного спокойствия и умиротворения. Многие участники праздничного мероприятия с чувством радости и благодарности еще долго оставались на святом месте.

Адрес: 369167, КЧР, поселок НИЖНИЙ АРХЫЗ, а/я 4

Александро-Невская Зеленчукская мужская пустынь

Александро-Невская Зеленчукская пустынь (Александро-Афонская мужская пустынь) основана на месте бывшей столицы Западной Алании (X-XIII вв.) — резиденции Аланских митрополитов (X-XI вв.) (Нижнеархызское городище) по инициативе иеромонаха Серафима (Титова), настоятеля Благовещенской кельи афонского Хиландарского моастыря с 11 иноками, прибывшими с Афона в 1886/87 годах с целью восстановления христианства среди мусульман.

Сегодня территория монастыря принадлежит историко-культурному музею-заповеднику, при этом, промыслом Божьим здесь снова возрождается монашеская жизнь. По благословению Владыки Феофилакта здесь была создана приходская монастырская община, и на Ильинском празднике 2012 года верующим был представлен ее руководитель — архимандрит Антоний (Данилов), раньше несший послушание в Северной Осетии. Вместе с Антонием в Пустыне сегодня всего двое насельников — монах Николай и иеромонах Митрофан. Им разрешили пользоваться братским корпусом, косить траву и заготовить дрова на зиму.

Адрес: Россия, Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, село Нижний Архыз

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь

Спасо-Преображенский Сентинский женский монастырь возрождается при древнем Сентинском храме, построенном в 965 году.

Храм находится на скальном уступе над долиной Тебердинского ущелья.

Фрагменты настенной живописи храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

Адрес: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, аул Нижняя Теберда

Проезд: Автобусом или автомобилем по трассе «Черкесск-Домбай». У подножия горы Сенты. Расположен на отроге горного хребта на левом берегу Теберды, в окрестностях современного карачаевского аула Нижняя Теберда (ранее Сенты, карач.-балк. Сынты), в 18 км южнее города Карачаевск.



«Когда свершится воля Божия, жизнь здесь наладится!»

Во многих обителях России, разоренных почти до основания, обескровленных в прошлом столетии, возобновилась молитвенная жизнь. На разных этапах возрождения находятся наши монастыри: у кого-то завершен период строительства стен и зданий и все внимание уделяется духовной жизни насельников; кто-то – пока лишь в начале пути и переживает трудное время.

Время это, несмотря ни на что, изобилует радостью потому, что свершилось главное – монашествующие обитают у себя дома, в родных монастырских стенах, где нужно и можно устраивать жизнь так, как устраивали ее предшественники, жертвенно служившие Богу и ближним. Но есть и печальные факты, когда монастырь находится в ведении государственной организации, например, музея, и «музейные объекты» охотно посещают экскурсионные группы, туристы. А монахи там часто оказываются «на птичьих правах».

Алания стала первым государством на территории нашей страны, принявшим христианство от Византии

Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс называют одним из самых крупных памятников древнехристианской культуры в Карачаево-Черкесии. Наиболее известным его объектом является Аланское городище VII-ХIV веков. Здесь когда-то располагалась столица Алании ­– город Магас или Маас (история не сохранила его точного названия), а Алания стала первым государством на территории нашей страны, принявшим христианство от Византии за несколько десятилетий до Крещения Руси. Игумен Григорий (Бочаров), член нынешней монашеской общины, состоящей из трех человек, заметил, что должно было пройти продолжительное время, чтобы небольшая группа греческих миссионеров, небольшая группа христиан дала такие плоды – Аланскую епархию, которая позже, в 997­­– 998 годах, получила ранг митрополии и заняла в списках кафедр Константинопольского Патриархата 61-е место, сразу после Киевской. «Вот этот храм в честь пророка Илии, где с 1995 года совершаются церковные службы, предположительно самый древний из всех храмов городища. В долине реки Большой Зеленчук их было около двадцати, но сохранились только три: Северный, Средний и Южный. (Георгиевский, Троицкий и Ильинский). После нашествия татаро-монгол жизнь в этом крае угасла: часть алан была уничтожена, перебита; часть укрылась в горных ущельях, но так как плотность населения в горах резко возросла и люди не могли прокормиться, многим из них пришлось эмигрировать. Аланы рассеялись по лицу всей земли, вплоть до Северной Африки. А это место пришло в запустение», – с грустью продолжил рассказ отец Григорий.

К слову сказать, у историков можно найти такое высокое сравнение: по своему христианскому значению этот город был для Кавказа тем же, чем был Афон для Византии и Херсонес для Тавриды. Был… Маленький по своим размерам Ильинский храм Православная Церковь арендует у музея-заповедника. С этим, по словам батюшки, сопряжено немало искушений. Серьезно монашескую общину беспокоит сырость и плесень в храме. Когда-то здесь был дренаж, и в бытность Свято-Александровской Афонской Зеленчукской пустыни, о которой речь пойдет дальше, грунтовые воды, а также талые, приходившие с гор, отводились в озеро. Сейчас они идут под фундамент храма. При этом – удивительное дело! – сколько ни предлагали монашествующие руководителям музея-заповедника: давайте, мы поучаствуем в работах по устройству дренажа, отклика это предложение так и не нашло.

Дыхание Афона на Северном Кавказе

Много интересных и волнующих сведений дошло до нас о создании монастыря на развалинах древнего города исчезнувшей аланской цивилизации. Например, такой факт: наслышанный о том, что в раннехристианские храмы в долине реки Большой Зеленчук местные жители загоняют скот и «творят многие оскорбления древней святыне», иеромонах Серафим (Титов) осенью 1886 года обратился к епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Владимиру (Петрову) с прошением об устройстве мужской общежительной пустыни на этом месте. «Посвятить таковую пустынь памяти Святого благоверного князя Александра Невского, доблестного защитника православной земли Русской», – написано было в том прошении. Если задуматься: святогорец-келиот, настоятель совсем не бедной Благовещенской кельи Хиландарского монастыря (кельи тогда были как хутора), мог всю жизнь подвизаться на Афоне – Вертограде Божией Матери, где огромное количество святых икон, мощей и сильны духовные монашеские традиции. С другой стороны, боль об осквернении святынь на Родине не давала покоя. Монах, устремленный мыслями к Небесному Отечеству, не может не разделять беды земного Отечества. Указ Святейшего Правительствующего Синода об учреждении на Северном Кавказе монастыря по уставу Святой Горы Афон был получен через год. А 12 ноября 1889 года состоялось его торжественное открытие. Хотя и с большим трудом добирался сюда, в предгорья Кавказа, епископ Владимир, вынужденный провести три дня пути во время снежного бурана, затем переправляться вброд через бурную реку, но то, чего ждали подвижники духа, свершилось! Иеромонах Серафим был возведен в сан игумена, став первым настоятелем монастыря, первым его строителем. С ним приехали еще 10 иноков из Благовещенской кельи, а со временем пустынь стала разрастаться, и число братии все увеличивалось и увеличивалось. Еще здесь жили мастера и чернорабочие – от 30 до 150 человек, в зависимости от времени года. Кстати, в прошении отца Серафима обращают на себя внимание следующие строки: «…общежительную пустынь на такое число братии, какое пустынь сия содержать будет в состоянии своим трудом, без пособия от казны».

Своим трудом! В свободное от богослужений время насельники занимались изготовлением одежды и обуви. На хуторе для скота завели более 100 голов лошадей, а того зерна, что выращивала братия, полностью хватало для собственных нужд, и иногда монастырь делился хлебом с соседними станицами. Монастырь имел свою паровую гидравлическую маслобойню, кроме того, использовал земледельческую технику – косилку, жатку, паровые молотилки – для заработка в соседних казачьих станицах. Появились мастерские, амбары, сараи, конюшня, каретник, баня, водяная мельница, хутор для скота рабочего и гужевого, пчельник в 120 ульев. Был создан искусственный водоем с проточной речной водой, где насельники разводили форель. Спустя время при новой обители были открыты иконописная школа, приют для детей. Чуть позже – приют для отставных солдат венгерской войны, за которыми братия ухаживала. Но главное – желание подвижников с Афона возродить древнехристианские храмы стало претворяться в жизнь. Монахи полностью восстановили Ильинский храм (тогда освященный в честь святого благоверного князя Александра Невского), и Троицкий (освященный как Спасо-Преображенский). Были возведены доныне сохранившиеся братские корпуса. Монастырь начал вести планомерную миссионерскую деятельность среди горских народов.

Две созидательные высокодуховные личности стояли у истоков создания обители, полюбившейся множеству паломников и богомольцев (их во время Великого поста пребывало здесь от ста до тысячи человек!). Это афонский монах Серафим и поддержавший его патриотические устремления епископ Владимир – выдающийся миссионер, который до этого на Алтае обратил в христианство из язычников и магометан и присоединил из старообрядчества более шести тысяч человек, а Ставропольской епархией он хотя и управлял всего лишь три с половиной года, однако сумел оставить в ее жизни глубокий след. «История русского монастыря была непродолжительная по времени, но очень насыщенная», – заключил игумен Григорий. Для него самого, для архимандрита Антония (Данилова) и иеродиакона Николая (Марзаева), составляющих в XXI веке монашескую общину Зеленчукской обители, чрезвычайно важны свидетельства того, что монастырь был оплотом Православия на Северном Кавказе. Это не менее важно и для нынешних прихожан монастыря. Их, по словам батюшки, немного, но с ними, сказал он вроде бы в шутку, в то же время очень серьезно, можно в разведку идти. Верные монастырю люди. Достойные. Многие из них уже около 30 лет молятся в Ильинском храме, помогают приводить его в порядок, украшают его. А ветхозаветный святой, в честь которого назван этот храм, на Кавказе так же почитаем, как и великомученик Георгий Победоносец…

За Христа пострадавшие… Какого венца сподобились они у Господа!

Непродолжительная история монастыря, о которой говорил его насельник, насчитывает около трех десятков лет. Когда советская власть добралась и до Северного Кавказа, красноармейцы пришли в обитель из станицы Зеленчукской, опечатали все помещения, амбары – словом, все что было у братии, реквизировали, ну и впоследствии самой братии предложили освободить территорию. Об этом имеется упоминание в труде нашего современника, приснопамятного митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона (Докукина), при котором, попутно отметим, Русской Православной Церкви было возвращено и построено 100 храмов, в два с половиной раза увеличилось количество приходов на Северном Кавказе. А книга называется так: «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». Братия Зеленчукской обители оставила родные стены не сразу: кто сторожем устроился, кто еще кем-то. Некоторые ушли в горы. Но к началу 20-х годов стало совсем сурово. Сохранилось предание, согласно которому трех самых стойких монахов, решительно отказавшихся покинуть монастырь, расстреляли на берегу реки. Расправа над ними была совершена под праздник Крещения Господня. Убиенные лежали, их не разрешали хоронить. Присыпавший их тела снег до самой Троицы не таял… Также под страхом смерти не разрешалось брать иконы, сваленные в кучу, но девочка Зоя, дочь репрессированного священника, презрела этот богоборческий запрет. Отец Григорий поделился своими детскими воспоминаниями, связанными с монастырем: «Я еще мальчиком приезжал сюда. А моя бабушка пешком сюда приходила из Заречного с другими старушками, людьми церковными – на Троицу, на Духов день. Они пытались залезть в монастырский храм через окно, чтобы свечечку поставить, помолиться. Помню Зоин рассказ, как она в 12-летнем возрасте проникла внутрь храма, тоже через окно, и утащила отсюда икону Святой Троицы. Несла ее на спине через горы в Маруху (это следующее ущелье за Зеленчукским). И там у них дома икона сохранялась все эти годы. Пришло время, и она была передана в храм».

И одно глубоко личное переживание связывает батюшку с монашествующими, попавшими под каток репрессий. Его родственница по бабушке с 12 лет подвизалась в Спасо-Преображенском Сентинском женском монастыре (Нижняя Теберда). Ее родители поначалу были против, но видя устремления дочки к монашеской жизни, в конце концов согласились с ее выбором. А в годы лихолетья родственницу отца Григория репрессировали, и она десять лет отбыла в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. Вернулась оттуда с подорванным здоровьем и с почти неподъемным грузом страшных воспоминаний. Пришлось ей, по словам батюшки, слоняться по хатам: то у одних родственников поживет, то у других. Не все ее пускали: монастырь, тюрьма – для кого-то это было вроде клейма на человеке. В конце концов бабушка нашего собеседника – боголюбивый милостивый человек – сказала: «Живи у нас!» Скиталице выделили небольшое строение наподобие летней кухни, и она дожила до глубокой старости. Вела подвижническую жизнь. За сорок дней почти сорок раз прочитывала Псалтирь. Читала с умилением и сердечным сокрушением.

А некоторые сестры этого монастыря, когда его закрыли, стали рыть под горой землянки и в них селиться. На пожилых монахинь власти смотрели сквозь пальцы: мол, бабки из ума выжили, пускай себе в земле копошатся. Те же, кто был помоложе, большие скорби претерпели… Последняя благочинная обители монахиня Серафима – карачаевка по национальности – приняла Святое Крещение и ревностно подвизалась в монастыре. Затем жизнь пошла по известному «сценарию»: закрытие обители, скитания, поиски крова над головой. Отец Григорий слышал от людей, что дававшие ей приют прятали монахиню за печкой, чтобы не дай Бог! – не увидели соседи или знакомые. Если кто-либо посторонний в дом приходил, ее тихонько спроваживали на чердак. Умерла мать Серафима зимой, и снова пришлось таиться. Среди ночи женщины повезли усопшую на санях на кладбище на краю станицы. «Как они зимой смогли вырыть могилу?» – спросил батюшка и сам же ответил, что это Господь давал им силы на все. Продолжил: «Вообще есть истории, которые без слез невозможно слушать. Прячешь слезы и думаешь: как мужественно люди встретили лишения! Как сумели их превозмочь и какого венца сподобились они у Господа!»

О скитальческой жизни насельников Александро-Афонской Зеленчукской пустыни мало сведений. Известно только, что еще до революции часть братии избрала отшельничество и поселилась в горах. Их кельи находят до сих пор. В некоторых сохранились остатки лежанок, печки, причем дымоходы были устроены столь искусно, что дым выходил через расщелины скал далеко, в стороне от самой кельи. Монахи-аскеты уходили в горы ради Христа, ради Царствия Божия и несли подвиг среди этих расщелин земных. После октябрьского переворота 1917 года отшельников перестреляли: на них охотились, как на диких зверей. В числе постриженников монастыря есть один новомученик – иеромонах Никандр (Прусак). Выходец из крестьянской семьи, способный и трудолюбивый, он принял здесь монашеский постриг, затем священный сан. Позже был переведен в Россию. Летом 1918 года богоборцы, лютовавшие на Ярославской земле, расстреляли его и погребли в безвестной могиле. Ярославская епархия собрала сведения, необходимые для канонизации, и отец Никандр был канонизирован определением Священного Синода от 17 июля 2001 года. «Для нас это большое утешение, что один из братий, который у нас подвизался, причислен к лику преподобномучеников», – сказал игумен Григорий.

Каждое богослужение в Ильинском храме совершается с молитвой о почившей братии…

Как только будет воля Божия, все вмиг изменится!

Сначала в Ильинском храме служил иерей Виктор Плотников. (Теперь он –протоиерей – служит в Киржаче Владимирской области). Поддерживая огонь веры, священник в своей небольшой книжечке о монастыре писал: «Несмотря на то, что монастырь официально как бы не существует, но вся жизнь здешняя наполнена монашеским духом». Отец Виктор, бывший сотрудник астрофизической обсерватории РАН, которая находится рядом с монастырем, активно работал и с коллегами, оставшимися без работы после сокращения рабочих мест, и с казаками. Они-то и составили в то время костяк прихода. Потом были другие священники. Теперь вот маленькая монашеская община во главе с настоятелем Ильинского храма архимандритом Антонием (Даниловым) все силы полагает на то, чтобы не угасла лампада веры в одной из древнейших колыбелей христианства. Приезжают сюда паломники – из Ставрополя, Краснодара, Ростова-на-Дону, из других мест, но, к сожалению, разместить их негде. Поучаствуют люди в богослужении, монахи их покормят, покажут святыни, и все – приходится прощаться. В ответ на вопрос, как ему видится жизнь монастыря в ближайшем будущем (и что, по его мнению, реально здесь восстановить), игумен Григорий сказал, что неплохо было бы начать с передачи монашеской общине братского корпуса, соединенного в XIX веке с храмом. Причем не в собственность, потому что восстановлением святынь, связанных с седой древностью, должны заниматься специалисты высокого уровня. Должны проводиться серьезные исследования, археологические изыскания. А вот передать в пользование Церкви разрушающиеся монастырские здания (того и гляди они скоро превратятся в руины) – этого шага со стороны руководства Республиканского государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника ждут, и правящий архиерей архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, и монахи. Именно – в пользование!

Далее отец Григорий с нотками горечи заметил, что в некоторых городах России древние монастыри и музеи находят «точки соприкосновения», а у них – нет. О государственной охране уникального храмового комплекса говорить не приходится. В этой связи невольно вспомнился один из самых ярких примеров современной церковной истории, связанный с Богородице-Смоленским Новодевичьим женским монастырем в Москве. На его территории долгие годы располагался филиал Государственного исторического музея. По словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, отношения между музейными работниками и руководством Московского епархиального управления, что находится в ограде монастыря, а также руководством женской обители всегда развивались в форме взаимоуважительного сотрудничества. Владыка неоднократно подчеркивал, сколь высоко он ценит труд музейных работников и реставраторов, которые посвятили свои жизни сохранению того, что осталось от церковного достояния после его разорения в ХХ веке. И когда Московская епархия получила Новодевичий монастырь в безвозмездное бессрочное пользование (чей архитектурный ансамбль в 2004 году был объявлен объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), то со стороны епархии никаких ограничений доступа к памятникам культуры не последовало. Обитель открыта для посетителей от начала утреннего богослужения и до окончания вечернего. На протяжении 15 лет отношения двух сторон развивались гармонично, затем филиал музея переселился в более просторные помещения. Помимо этого, имеются другие примеры, когда Церковь и музей продолжают мирно сосуществовать и плодотворно сотрудничать на одной (монастырской) территории. Вариантов много – появилось бы только искреннее желание выбрать один из них и следовать ему.

Запомнились размышления игумена Григория о судьбе монастыря и о воле Божией. В тех словах была великая надежда смиренного монаха, родившегося и выросшего в Карачаево-Черкесии. Это его родная земля, политая кровью христиан древней Алании и христиан-мучеников XX века. Это тот дорогой сердцу монастырь, куда, как уже говорилось, его верующая бабушка тайком приходила с другими богомолками в дни великих православных праздников. «Волю Божию постичь невозможно, она во много превосходит наш разум, – сказал батюшка. – Не знаю почему, но ее пока нет на возрождение обители. Когда она совершится, все вмиг изменится. Мы даже глазом не успеем моргнуть, как жизнь здесь наладится!» Ожидание воли Божией нашим собеседником и его собратьями – не бесплодное или созерцательное ожидание. Оно проходит в неотступных молитвах, в совершении богослужений, в окормлении прихожан и встречах с паломниками. В беседах с людьми, как не лишиться радости наследия вечности. Идет работа над небольшой книжечкой об истории монастыря. Эта маленькая монашеская община востребована, у нее своя духовная миссия. Насколько ее горизонты могут стать шире, даст Бог, отцу Антонию, отцу Григорию и отцу Николаю доведется увидеть в ближайшие годы. И – поучаствовать в возрождении Зеленчукской Александро-Афонской пустыни уже со статусом монастыря.

Хочется добавить, что в одном из интервью архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, отвечая на просьбу корреспондента прокомментировать статус «Зеленчукских храмов», дать свой прогноз относительно их будущего, твердо и предельно ясно сказал: «Храмы строятся для молитвы, этим определяется их статус. Господь сохранил храмы в Нижнем Архызе – значит, и мы со своей стороны должны заботиться о них, сохранять, реставрировать. Это наша позиция. Мы ведем диалог об этом с государством, в собственности которого находятся храмы. Не вижу юридических препятствий к тому, чтобы наконец началась научная реставрация этих древних памятников христианского Кавказа. Также нет законов, которые препятствовали бы молитве в храме».

…Картина событий последнего времени в этом крае будет неполной, если не сказать о наскальном Лике Христа. Обнаружен он был напротив древнего городища, на противоположном берегу реки Большой Зеленчук, рядом с одной из келий отшельников. Произошло это в мае 1999 года, в канун празднования 2000-летия Рождества Христова. К удивительной находке вела труднопроходимая крутая тропа. Позже установили металлическую лестницу, огражденную высокими перилами. Теперь по ней поднимаются паломники и туристы на 100-метровую высоту к Образу. А внизу, у подножия лестницы, находится недавно построенная церковь. Некоторые историки и искусствоведы утверждают: наскальный Образ представляет собой фреску X–XII веков и является наиболее ранним на территории России иконографическим типом Спаса Нерукотворного. Но высказывается и другое мнение: Лик был написан в XIX веке. Споры ученых мужей продолжаются, аргументы с той и с другой стороны выдвигаются весомые. Но как бы там ни было, для верующих Лик Христа сразу стал почитаемой святыней. Митрополит Гедеон, возглавлявший в то время архиерейскую кафедру нашей Церкви на Северном Кавказе, летом 1999 года побывал в Нижнем Архызе и благословил почитать наскальную икону как Нерукотворный Образ Спасителя.

Материал подготовили: Екатерина Орлова, Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива Пятигорской епархии

Свято-Ильинский храм п. Н. Архыз

Официальный приходской сайт

Свято-Ильинский храм п. Нижний Архыз

Престолы и престольные праздники:
Святого пророка Божия Ильи — 2 августа
Святой Троицы-переходящее празднование — в 50–тый день после Святой Пасхи
Святого Александра Невского — 12 сентября, 6 декабря

Настоятель — архимандрит Антоний

Богослужение
Осуществляется регулярно

Святыни храма
Александро-Невский Зеленчукский монастырь.
В канун 2000-летия Рождества Христова в горах напро­тив монастыря, на скальной террасе был обретен Образ Христа, как его стали называть местные жители, – Лик Христа Спасителя (наскальная икона). По предварительным исследо­ваниям специалистов, Образ можно датировать византий­ским периодом жизни города.

Из истории
Храм Пророка Божия Илии — один из трех древних со­хранившихся храмов на территории Карачаево-Черкесии, в долине реки Большой Зеленчук, в месте, именуемом Ниж­ний Архыз, рядом с академическим поселком Буково.

Храмы располагаются недалеко друг от друга на террито­рии древнего городища — некогда цветущего города, адми­нистративного и религиозного центра Западной Алании.История не сохранила названия города. Известно, что через городище проходил знаменитый «шелковый путь», здесь находилась кафедра аланского епископа (Северный храм).

Сохранившиеся храмы были возведены приблизительно в X веке, два из них — Северный (Георгиевский) и Средний (Троицкий), — являются прекрасными образцами храмовой византийской архитектуры того времени. Южный храм (Пророка Илии) — наиболее архаичный, отличающийся также и меньшими размерами, возможно, самый древний из трех храмов. Есть предположение, что он основан в VI веке, т.е. за 400 лет до крещения Руси.

В XV веке, после нашествия на эту землю полчищ знаме­нитого исламского завоевателя Тимура, город практически престал существовать. Известный своей жестокостью Та­мерлан покоренные народы обращал в Ислам или уничто­жал. По преданию, свои войска Тамерлан направил на Кавказ после неудавшейся попытки покорения Москвы, когда, во время осады города, в видении ему явилась ПресвятаяБогородица и повелела ему оставить город (доныне празд­нуемый Церковью день Владимирской иконы Божией Ма­тери 26 августа по ст.ст. в память о спасении Москвы от на­шествия Тамерлана в 1395 г.).

В 1886 г. в эти места, к тому времени уже поросшие веко­вым лесом, к полуразрушенным храмам, приехали не­сколько русских монахов с греческого Афона. С этого вре­мени начинается история образования здесь мужского монастыря «Общежительной Свято-Александро-Невской Зеленчукской Пустыни». Монахами обители были полностью
восстановлены два храма — Ильинский (Южный), тогда освященный в честь св. благоверного князя Александра Невского, и Троицкий (Средний), освященный как Спасо-Преображенский; возведены доныне сохранившиеся братские корпуса.

Монастырь жил по Афонскому уставу; как и на Афоне, здесь существовали несколько родов монашеского житель­ства. Вокруг монастыря, на склонах гор, найдено около 6о келий, часть из которых построена совершенно уединенно, часть образуют скиты (несколько расположенных рядом келий, иногда с небольшим храмом или часовней). Боль­шая часть келий теперь почти полностью разрушена. Из­вестно, что в монастыре подвизались затворники.

После революции в 20-е годы монастырь был разграблен и разогнан, часть братии ушла в горы, пытаясь скрыться в глухих местах, ущельях от сотрудников НКВД, от кошмаров новой жизни…

В 30-е годы на территории бывшего монастыря распола­галась колония для преступников, немного позже — интер­нат для детей-сирот, среди которых было много ленинград­цев-блокадников, еще позже — детские летние лагеря отды­ха.

Сегодня территория монастыря принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Церковные службы совершаются в одном из трех сохра­нившихся храмов — самом маленьком и самом древнем храме Пророка Божия Илии. Вокруг храмов еще стоят воз­веденные когда-то монахами корпуса, но почти все они за­брошены и разрушаются от ветров, дождей, и к концу деся­тилетия, скорее всего, превратятся в руины. Руководство Республиканского государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника не дает согласие на использование монастыря для Церкви, в частности, братского корпуса, который находится в крайне-аварийном состоянии.

Читайте так же:  Монастыри крита адреса