Меню Закрыть

Николо-малица тверь монастырь

Николо-Малицкий мужской монастырь

Николаевский Малицкий мужской монастырь (разг. Николо-Малицкий монастырь, Николо-Малица) — православный монастырь в Тверской области.

  • 1751-1760: Плюсков П. Я. — строительство по собственному проекту
  • 1829: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)
  • 1839: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)

Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.

В 1675 г., от сильного пожара вся обитель сгорела. Среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство.

В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново, руководил строительными работами арх. П. Я. Плюсков.

В 1829 по проекту И. Ф. Львова был перестроен братский корпус.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Судьба большинства братии сегодня неизвестна.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения.

В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.

С 2008 г. возобновлена монашеская жизнь.

Современное состояние

Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов).

В настоящее время монастырский комплекс находится в стадии завершения строительства. Его архитектура решена в греческом стиле, который просматривается в узорах, созданных сочетанием кирпичей светло-желтого и коричневого цветов в облицовке стен строений, в их конфигурации. В планах монастыря – строительство гостиницы для паломников.

Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях. Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Молитвенное предстояние монахов обычно начинается в пять часов утра. В монастыре действует лекторий, работают христианские воскресные школы для детей и взрослых.

  • Соборная Всемилостивого Спаса. По правую сторону устроен придел Святителя Николая, а по левую ризница. (Разрушена)
  • Покровская теплая церковь, престола два: правый Архистратига Михаила, левый — Покрова Пресвятой Богородицы. (Вновь отстроена)
  • Церковь преподобного Петра Афонского. (Разрушена)
  • Церковь Святителя Николая.
  • — Покровский Отмицкий монастырь;

    — Димитрия Солунского Черкасский монастырь;

    — Вознесенский Тутанский монастырь;

    — Введенская Нектарьева пустынь;

    — Тверской Успенский Желтиков монастырь.

    Святынями монастыря являются икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675 (найдена среди пепла частично обожжённой, с сохранившимся ликом), почитаемая чудотворной, а также частица мощей святого Арсения Тверского. Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку cвятой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери. Кроме того святитель основал на реке Тьмаке близ Твери Желтиков монастырь.

    Престольные праздники

    Покровская церковь (14 октября).

    Церковь Святителя Николая (22 мая).

    Ктиторская икона Свт. Николая

    Перед пасхальной службой



    Адрес: Тверская обл., Калининский р., д. Николо-Малица, ул. Школьная, д. 17.

    Добраться до Твери можно на самолете, поезде или автобусе.

    Николо-Малицкий монастырь находится в 9 км. от г. Тверь.

    До монастыря ходят маршрутки № 4 ( остановка — Спортивная база «Динамо» ) и № 23 (конечная остановка в д. Николо-Малица).

    Николаевский Малицкий мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

    Монастырь может принять организованные паломнические группы, накормить паломников, провести экскурсию по территории и храмам обители. Для паломничества многочисленных групп (25-60 чел. и более) требуется обязательная договорённость по телефону. Руководителям паломнических групп необходимо заблаговременно позвонить в монастырь по телефону, для получения благословения на посещение обители.

    К сожалению, в монастыре нет гостиницы.

    Телефон: 8-915-728-95-31 (эконом)

    Телефон: 8-980-635-07-58 (с 10.30 до 12.30)

    Николо-Малица. Николаевский Малицкий мужской монастырь.

    Николо-Малицкий мужской монастырь

    Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю и чудесную историю. Он был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». И вот здесь, окруженный почти со всех сторон высоким густым сосновым лесом располагался этот монастырь. Даже только его внешний вид переносил мысль всякого приезжего богомольца к векам, давно минувшим: когда ревнители благочестия и монашеских добродетелей – нестяжания, послушания и девства – оставляли города и веси, небоязненно селились в дремучих лесах, в соседстве с дикими зверями, для того, чтобы без всяких развлечений пещись о спасении души.

    Сначала обитель была очень бедная.После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. Хотя задняя сторона иконы была обожжена, лик святителя остался неповрежденным. Икона имеет размер 24,5 х 20 см., написана по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика Святителя – небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба. Такое чудо привело в радость все городские сословия Твери, как об этом пишет летописец, которые решили возродить обитель.

    В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя. В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м, шириной 85 м, обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова.

    К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного необщежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой. С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь. Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено.

    В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет. В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима. Три года назад в северном крыле зияющего пустыми глазницами окон братского корпуса бывшего монастыря усилиями прихода блаженной Ксении Петербуржской была оборудована небольшая часовня. Обретена древняя чудотворная икона Святителя Николая. Теперь пришло время возрождать и монашескую жизнь. Богу нашему слава. Теперь монастырь снова восстанавливается. Постоянно происходят Богослужения. Недавно в монастыре была возведена звонница.

    Статья с сайта Тверской епархии tver.eparhia.ru

    Малицкий Николаевский монастырь, заштатный, при ручье Малице, в 6 верстах от Твери, приписанный к архирейскому дому. Основан в 1584 — 1595 годах. В монастыре находится образ святого Николая чудотворца, найденный после пожара в 1675 году среди пепла неповрежденным.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

    Николо-Малицкий монастырь (официальное название – Николаевский Малицкий мужской монастырь) – православная обитель в деревне Николо-Малица, вблизи северо-западной границы города Твери, основанная в конце XVI века. В советское время монастырь был закрыт и почти полностью разрушен, возрожден в начале 2000-х г.г.

    История монастыря уходит своими корнями в XVI век. Основанный на пустоши Шевякова между 1584 и 1595 г.г. во времена царствования Федора Ивановича, он получил свое название от речки Малицы, впадавшей в Межурку, приток Волги, и огибавшей обитель с севера. Со всех сторон монастырь был окружен сосновым лесом, частично сохранившимся до наших дней.

    Первое время обитель была бедна. В смутное время она подверглась разорению от поляков, но постепенно трудами и молитвами немногочисленной братии начала возрождаться. Согласно данным тверских писцовых книг за 1627, 1628, 1685 г.г., хранящихся в Государственном архиве Тверской области, владения Николаевского Малицкого монастыря в XVII веке заметно расширились – вероятно, к нему были приписаны монашеские обители и земли, запустевшие в Смутное время. Тогда же рядом с монастырем возникла Малицкая слобода.

    Изначально монастырь был посвящен святителю и чудотворцу Николаю, что имело для всей его истории важнейшее значение. В архиепископе Мир Ликийских, которого на Руси называли Угодником Божиим, видели само воплощение святости. Близость к Большой Московской дороге, пролегавшей южнее монастыря, привлекала к нему купцов, заезжавших сюда помолиться Николаю Угоднику, покровительствующему путешественникам, и порой делавших ценные вклады.

    В 1675 г. во время сильного пожара монастырь сгорел дотла, спасти не удалось почти ничего. Но на пепелище монахи нашли неповрежденный образ небесного покровителя обители – Николая Угодника. Обгорела только задняя сторона иконы, лик святого остался нетронутым. Чудо, по сообщению летописца, обрадовало всех жителей Твери, было решено всем миром возродить обитель.

    В 1676 г. на пожертвования Григория Дмитриевича Овцына, тверского дворянина и царского стольника, вместо уничтоженной пожаром деревянной церкви был выстроен каменный пятиглавый храм в честь Всемилостивого Спаса с теплыми приделами: святого Николая Чудотворца и иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Остальные строения были возведены из дерева, вокруг монастыря построили деревянную ограду. В монастыре возобновились службы. В 1683 г. скончался Г. Д. Овцын и, согласно завещанию, был погребен в Николо-Малицком монастыре рядом с Соборной церковью напротив придела иконы Богородицы «Одигитрия».

    В 1742 г., в дни торжеств по случаю коронации Елизаветы Петровны, ближайшая подруга императрицы, статс-дама ее двора графиня Мавра Егоровна Шувалова, серьезно заболела во время следования по дороге из Петербурга в Москву и была вынуждена сделать остановку в Малицкой слободе. Доктор, знавший о том, что графиня ждет ребенка, не находил действенных средств лечения и опасался за жизнь обоих. Узнав о находившемся в Николо-Малицком монастыре чудотворном образе Святителя, графиня попросила, чтобы святыню доставили к ее постели и отслужили молебен. Она молила Николая Чудотворца о помощи и обещала перестроить деревянный монастырь в каменный. Вскоре после молебна наступило выздоровление, графиня благополучно доехала до Москвы, где родила сына, назвав его в честь Угодника Христова Николаем. Николаевский Малицкий монастырь с тех пор приобрел особое покровительство, ведь ставший его ктитором Петр Иванович Шувалов, супруг Мавры Егоровны, был генералом-фельдмаршалом, сенатором, президентом военной коллегии, являясь фактическим руководителем правительства императрицы. Во исполнение обета, данного графиней Шуваловой, с 1751 г. в монастыре началось каменное строительство в стиле «петровского» барокко, все работы велись на средства Петра Ивановича и Мавры Егоровны Шуваловых.

    Читайте так же:  Сретенский монастырь старцы

    После реконструкции территория Малицкого монастыря приобрела вид четырехугольника 138,5 x 85 метров, обнесенного каменной оградой с башнями по углам, завершенными восьмиугольными деревянными куполами, увенчанными шпилями. К началу ХХ века ограду, башни и остальные каменные постройки обители покрыли железом. В одной из башен в восточной части монастырской стены была устроена келья. В центре монастыря стоял перестроенный Спасский собор, в плане имевший вид усложненного греческого креста, с двумя приделами – святителя Николая Чудотворца и святых праведных Захарии и Елизаветы. Восточнее соборного храма появился братский корпус. В южной части монастырской территории располагались настоятельские покои. Святые врата были надстроены двухъярусной колокольней, по сторонам от них построены церкви преподобного Петра Афонского и Покрова Пресвятой Богородицы. На колокольне было шесть колоколов, самый древний из которых датировался 1687 годом и весил 14 пудов, самый тяжелый колокол весом 126 пудов был отлит в 1743 г. и пожертвован обители графом и графиней Шуваловыми. В 1891 г. на монастырскую колокольню подняли новый колокол, отлитый на колокольном заводе Самгина в Москве и имевший вес 293 пуда. В целом именно во второй половине XVII в. Николо-Малицкий монастырь превратился в цельный архитектурный ансамбль. В первой половине XVIII в. здесь был посажен фруктовый сад.

    Мавра Егоровна Шувалова скончалась 9 (20) июня 1759 г. и по завещанию была похоронена в склепе под южным приделом Спасского собора, в храме у святых ворот погребены ее сын и другие родственники. Среди семейных реликвий, переданных Шуваловыми в дар монастырю, были предметы большой культурной и исторической ценности разного времени.

    Ежегодно с 1862 г. 9 мая (по ст. ст.) проходил крестный ход с иконой святого Николая Чудотворца в память избавления Твери от свирепствовавшей в 1860–1861 .гг. эпидемии холеры, в котором участвовали жители ближайших деревень и города Твери. Чудотворную икону переносили из Николо-Малицкого монастыря в Знаменскую церковь Твери, а с 1901 г. – в церковь Николая Чудотворца в Капустниках.

    За пределами основной монастырской территории также имелись постройки, принадлежавшие обители. На северной стороне к теплому храму была пристроена каменная часовня, где стоял старинный иконостас с «древними» иконами. Еще одна часовня была выстроена в 800 м от монастыря, вблизи дороги на Санкт-Петербург, при ней имелись монашеская келья и деревянный сарай.

    В 1886 г. открылась Николо-Малицкая церковно-приходская школа с четырехгодичным курсом обучения, где преподавали два учителя. По данным на декабрь 1916 г., в школе проходили обучение 38 мальчиков и 38 девочек из Николо-Малицкой слободы и деревень Старое Каликино, Новое Каликино, Брянцево, Сакулино, Черкассы. Деревянное, крытое железом здание школы отапливалось двумя голландскими и одной русской печами. Закон Божий преподавал настоятель Николаевского Малицкого монастыря архимандрит Даниил.

    В 1901 г. рядом с обителью и на ее средства было построено здание церковно-приходского училища.

    К началу ХХ столетия монастырь располагал многочисленными хозяйственными постройками, на его территории размещались изба для рабочих, баня, хлебный амбар, погреб, два сарая для лесоматериалов и дров, конюшня, сарай для телег, каретный сарай. За монастырской оградой также располагались принадлежавшие монастырю постройки: скотный двор с двумя избами, сараи для соломы и сена, рига с крытым гумном. Во владении обители находились мукомольная двухпоставная мельница на реке Малица в 2-х верстах от монастыря, свыше 520 десятин сенокосных, пахотных и лесных угодий. Только лесная дача монастыря имела площадь более 290 десятин. Кроме того, владения монастыря находились в пустошах: Рогачеве и Предтеченской (вблизи Предтеченской церкви Твери). Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие. Мельница, пустоши и сенокосы сдавались в аренду. Из вышеперечисленного видно, что Николо-Малицкий монастырь вел активную хозяйственную деятельность, что было обусловлено его статусом. Обитель принадлежала к числу заштатных особножительных монастырей, поэтому была более зависима от изменений в экономической и общественной жизни России.

    Перемены в Тверской губернии, произошедшие с началом Первой мировой войны, не обошли стороной и Малицкий монастырь. С сентября 1915 по август 1917 гг. в конюшнях и помещениях обители размещалось четвертое отделение Рижского общего конского запаса. На постое находилось от 40 до 240 человек ежедневно, за месяц здесь содержалось до 4 800 человек. С конца XIX в. до 1918 г. численность монастырской братии составляла от 8 до 10 человек. На начало 1918 г. штат монастыря состоял из настоятеля, четырех иеромонахов (один из которых исполнял должность казначея), двух иеродиаконов, одного монаха и двух послушников.

    В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. монастырь продолжал вести хозяйство. 20 июля 1918 г. игумен Николо-Малицкого монастыря был уведомлен Брянцевским волостным исполкомом о том, что монастырь обязан уплатить в семидневный срок единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1 000 рублей. Менее чем через полгода, 5 декабря 1918 г. от властей поступило еще одно уведомление об уплате налога в сумме 4 000 рублей.

    Братия предпринимала попытки реорганизовать обитель в сельхозартель, однако разрешения на это не получила. Монахи не сразу оставили монастырь, какое-то время они проживали здесь как частные лица. Собор и другие постройки были отобраны, до 1929 г. действующей оставалась только Покровская церковь. Точная дата полного закрытия монастыря на данный момент остается неизвестной, это случилось, предположительно, в период 1929–1933 г.г. Неизвестной остается и судьба большинства братии. Ясно только, что обитель пополнила число новомучеников и исповедников российских.

    После завершения церковной жизни помещения монастыря использовали под склады, общежития, Дом культуры. На его территории даже стали хоронить мирских людей.

    Во время Великой Отечественной войны по деревне Николо-Малица проходила линия фронта, здесь шли кровопролитные бои за Октябрьскую железную дорогу. Большая часть архитектурного ансамбля Николаевского Малицкого монастыря была уничтожена немецкой бомбежкой: разрушены два храма, трапезная, колокольня, настоятельский корпус, большие повреждения получил собор. Сгорело и большинство малицких домов. Многие из вернувшихся сюда жителей остались без крова. Некоторые члены расположенного рядом колхоза «Нива» заняли кельи уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся стенах собора хранили рожь. Для обустройства своих домов люди использовали доски, двери, рамы – все, что было можно разобрать из монастырских строений.

    В 1954 г. был взорван последний храм на территории монастыря – Покровский. От некогда величественного монастырского ансамбля остался только братский корпус, в нем располагалось общежитие для местных колхозников. В 1980-е г.г., после того, как колхозникам было предоставлено жилье, здание пустовало, с крыши сняли черепицу, вынесли окна и двери. К началу 1990-х г.г. от братского корпуса остался лишь кирпичный остов. Землю исторической территории бывшего Николо-Малицкого монастыря стали раздавать под индивидуальное жилищное строительство.

    Начало возрождению монастыря положил игумен Юстиниан, первый настоятель возвращенной верующим в 1992 г. церкви Вознесения Господня в центре города Твери, ныне архиепископ, взявшийся вместе с прихожанами наводить порядок на монастырской территории. В Светлое Христово Воскресение 1 мая 1994 г. у стен полуразрушенного братского корпуса установили поклонный крест, игумен Юстиниан отслужил возле него молебен – первый после полувекового перерыва.

    В конце 1990-х г.г. Тверской Союз православных мирян под руководством Сергея Дмитриева, являвшегося в ту пору депутатом Тверской Гордумы, приступил к восстановлению совершенно заброшенного братского корпуса. Сначала восстановили северную часть здания, в 2001 г. здесь была устроена часовня, освященная во имя святителя Николая.

    На заседании епархиального совета 14 июля 2005 г. было рассмотрено обращение жителей Николо-Малицы к архиерею и принято решение назначить клирика собора Белая Троица иеромонаха Бориса ответственным за восстановление Николо-Малицкого монастыря. Первым делом часовня была преобразована в домовую церковь. Уже 20 августа в ней была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в домовой церкви стали совершаться каждую субботу. В октябре 2005 г. силами неравнодушных людей территория монастыря была обнесена забором, к весне 2006 г. на территорию провели электричество. В том же году была зарегистрирована церковная община, благодаря статусу юридического лица появилась возможность организовать целенаправленный сбор средств и работы по воссозданию обители.

    От идеи восстановления монастыря в прежнем виде пришлось отказаться. По мнению искусствоведов и историков, архитектурный ансамбль Николаевского Малицкого монастыря ко времени его упразднения включал в себя разностильные строения, складывавшиеся с конца XVII до начала ХХ вв. Полного описания и результатов обмера большинства разрушенных зданий не сохранилось.

    В ту пору будущий настоятель монастыря побывал на Афоне и его не оставляло желание перенести частичку святогорского благочестия на тверскую землю. После долгих размышлений за основу первого монастырского храма было решено взять храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря, размеры которого примерно совпадали с размерами церкви Покрова Пресвятой Богородицы Николо-Малицкого монастыря.

    К середине 2008 г. архитектором Михаилом Будкиным был разработан проект будущего храма с использованием опубликованных планов церкви в Ватопеде. 4 сентября того же года состоялась торжественная закладка церкви в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, который совершил молебен.

    В конце 2008 г. игумен Борис, ставший к тому времени наместником действующего Николаевского Малицкого монастыря, поселился в обители. Богослужения в монастыре с тех пор стали проводиться ежедневно. К этому времени был восстановлен братский корпус, построено здание трапезной, на втором этаже которой устроены кельи. В ноябре 2009 г. над куполом Покровской церкви был установлен крест. В мае 2010 г. завершилось строительство колокольни, вскоре была построена каменная ограда с четырьмя башнями. На средства благоустроителей в городе Бежецке были отлиты 15 колоколов.

    1 июня 2012 г., в день Святой Троицы, в полностью построенной Покровской церкви была отслужена божественная литургия. Ранее, в 2010 г., по благословению архиепископа Виктора, из собора Белая Троица в Николо-Малицкий монастырь была возвращена главная святыня – чудотворный образ Святителя Николая.

    Комментарии и обсуждение

    Настоятели Николо-Малицкого монастыря: 1. Игумен Митрофан (1689г.). 2. Игумен Мелентий (1722г.). 3. Строитель Сергий (1803г.). 4. Иеромонах Иосиф (1859г.). 5. Иеромонах Серафим (1865г.). 6. Игумен Серафим (11 февраля 1872г.),(1873г.). 7. Иеромонах Нафанил (1875г.), (1876г.). 8. Иеромонах Даниил (1880г.). 9. Архимандрит Даниил (1893г.). 10. Игумен Павел (20 ноября 1906 г.). 11. Игумену Иосифу (2 января 1909г.,1917г.). 12. Игумен Павел (без даты). (Повторяющиеся года — это документы, датированные на имя данного настоятеля).

    21 августа 2010.

    16 августа 2012, Т..

    17 августа 2012 Владыка Виктор совершил чин закладки храма во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в с. Отмичи Калининского района, который станет подворьем Николаевского Малицкого мужского монастыря.

    В 20 км от Твери, вверх по Волге, на левом ее берегу есть село Саввино, освященное подвигами и трудами великих подвижников XIV в. Варсонофия и Саввы Тверских.

    Здесь в 1397 г. во время управления Тверской паствой святителя и чудотворца Арсения и по его благословению был основан монастырь, первоначально называвшийся Сретенскою пустынею, а потом получивший громкую известность под именем Саввина монастыря. Иноки его отличались строгой жизнью, и обитель вскоре стала привлекать к себе любителей пустынного безмолвия. В эту обитель в конце XIV столетия приходил и в ней подвизался знаменитый подвижник благочестия препод. Савва Бороздин, основавший впоследствии свой монастырь на реке Вышере в пределах Новгорода и причисленный к лику святых.

    Преподобный Савва Вышерский (Бороздин) был родом из города Кашина, сын Ивана Васильевича Борозды, предки которого отличались мужеством в боях. Воспитанный в благочестии, он уже с молодости не любил житейских развлечений, постился и усердно ходил в храм. «Потом удалился он в Саввину Тверскую пустынь, где хранилось тогда примерно строгое житие. Здесь во всех монастырских службах был он рабом Божиим и искренне усердным. Братия столько уважали его за высокую его жизнь, что избрали его себе во игумены. Но ласки и уважение знакомых так тяготили его, что он, отказавшись от начальствования над другими, отправился на Афонскую Гору».

    Преемником себе в управлении обителью Савва Бороздин поставил мужа, отличавшегося высокими подвигами благочестия и ревностного любителя уединенной жизни — Варсонофия, который вместе со своим братом Саввой подвизался в этой обители. Преподобные Савва Бороздин и Варсонофий неоднократно посещали великого Тверского и Оршинского подвижника преподобного Савватия, который с благословения святителя Арсения одновременно подвизался в 12 км от Твери в основанной им Савватьевой пустыни, и который в глазах Саввинских пустынников имел то преимущество, что был в Иерусалиме и принес оттуда Животворящий Крест Господень. Здесь, в Савватьевской пустыни, подвижники услаждали себя духовными беседами, внимали рассказам Савватия о его путешествии в Иерусалим и учились у него строгой подвижнической жизни. Быть может, близкое духовное общение с перп. Савватием и рассказы последнего о свое путешествии расположили и Савву Бороздина отправиться на Святую Афонскую Гору, чтобы лицезреть великих подвижников Христовой церкви.

    Преподобный Варсонофий управлял Саввиным монастырем только 5 лет и потом удалился в пустыню, из которой не выходил в течение 40-ка лет. В 1440 году к великому подвижнику приходил еще юношею Иосиф Волоколамский и просил указать ему надежного руководителя в монашеской жизни. Варсонофий дал юноше совет идти в Боровск к преподобному Пафнутию.

    Читайте так же:  Монастыри в климовске

    Преподобный Варсонофий поставил настоятелем обители своего брата Савву, который правил ею более 50-ти лет. Об этих двух братьях сохранил драгоценные сведения преподобный Иосиф Волоколамский: «Мы видели и блаженного Савву, который был настоятелем в Саввине монастыре в Тверских пределах пятьдесят лет и больше. Он имел столь великое попечение и заботу о братии своей, что всегда становился перед церковными дверями и держал в руках своих жезл. Если кто из братии не поспевал к началу, или уходил прежде отпуста, или разговаривал во время службы, или переходил с одного места на другое, он не молчал о том, а напротив бранил и выговаривал, даже если кто выходил не раз по нужде; так что не оставлял без внимания ни малейшего проступка и бесчиния.

    История Cаввина монастыря

    Саввин монастырь на реке Тьме был основан в 1397 году. В этом году исполняется 715 лет со дня основания обители. Основателями его были преподобный Савва Бороздин, впоследствии устроивший под Новгородом Савво-Вишерский монастырь, и два брата — Савва и Варсонофий, происхождение которых неизвестно.

    В XV веке эта пустынь уже называлась монастырем св. Саввы, вероятно, по имени нового храма, посвященного памяти великого подвижника греческой церкви Саввы Освященного, и по великим подвигам двух настоятелей ее, носивших имя Саввы, и также обнаруживает особое почитание памяти великого князя Тверского Михаила Александровича. Необыкновенная кончина великого князя, запечатленная памятью инока, тесно связывалась с годом основания монастыря. Примечательно, что время основания монастыря совпадает со временем назначения в епископы на Тверскую кафедру святителя и чудотворца Арсения, который в это же время основал свой монастырь в Желтикове. По его благословению основана и Сретенская обитель, процветавшая по теплым молитвам святителя.

    Обитель с самого своего основания отличалась строгой жизнью настоятелей и братии и вскоре стала привлекать к себе ревнителей уединенного безмолвия. В конце XIV в. сюда пришел знаменитый подвижник благочестия Савва Бороздин, но вскоре он удалился на Афонскую Гору. Преемником себе в управлении обителью Савва Бороздин в 1400 — 1410 гг. поставил Варсонофия, по прозвищу Неумоя, который вместе со своим братом Саввой подвизался в этой обители. Преподобные Савва Бороздин и Варсонофий неоднократно посещали великого Тверского и Оршинского подвижника Савватия, который с благословения святителя Арсения одновременно подвизался в 12 км от Твери в основанной им Савватьевой пустыни, и поучались у него пустынножительству. Преподобный Варсонофий управлял Саввиным монастырем 5 лет, до конца 1416 года, и потом удалился в пустыню близ своей обители, из которой не выходил в течение 40-ка лет. В 1440 году к великому подвижнику приходил еще юношею Иосиф Волоколамский, прося указать ему надежного руководителя в монашеской жизни.

    Преподобный Варсонофий поставил настоятелем обители своего брата Савву, который правил ею более 50-ти лет, до 1466 года. Об этих двух братьях сохранил драгоценные сведения преподобный Иосиф Волоколамский — один из выдающихся церковных деятелей русского средневековья, основатель Иосифо-Волоколамского монастыря, неоднократно посещавший Саввину обитель. Отрывок из «Духовной грамоты многогрешного и недостойного игумена Иосифа», ярко описывает эпизоды, дающие представление о жизни обители.

    Саввин монастырь был крупнейшим монастырем в низовьях Тьмы, располагал многочисленными вотчинами и числился в ряду самых значительных тверских обителей, известность его простиралась далеко за пределы Тверского княжества.

    В начале XVII в. в период Смутного времени монастырь был разграблен и опустошен, храмы сожжены и разорены, деревни и вотчины обращены в пустоши. В каменной Саввинской церкви до 1846 г. находились две гробницы, расположенные над могилами преподобных Варсонофия и Саввы, над которыми были написаны лики преподобных.

    По данным археографа П. М. Строева последним настоятелем Саввина монастыря был уже не игумен, а строитель, что говорит о том, что монастырь шел к своему упадку, и в 1693 г. приписан к Тверской епархии. В 1764 г. монастырь был совсем упразднен, и вместо него было открыто село Саввино.

    В памяти местных жителей твердо хранилось благоговение к древним подвижникам и настоятелям Саввина монастыря, не смотря на то, что епархиальное начальство запрещало чтить их память. В 1842 г. иконописец М. С. Пешехонов пожелал написать изображения преподобных Саввы основателя и игумена Варсонофия для гробниц, находившихся в Саввинской церкви, но епархия на дала на то разрешения. Между тем благоговейное чествование преподобных в народе не прекращалось, и перед гробницами продолжались богослужения и молебны. Но когда слух об этом дошел до тверского архиепископа Григория (Посникова), он приказал гробницы уничтожить.

    Интересна судьба библиотеки Саввина монастыря. Она создавалась в период расцвета обители в 1-й половине XV в. и, поскольку монастырь был поначалу очень авторитетен и пользовался княжеским расположением, снабжалась качественными рукописями. Лучшая из сохранившихся рукописей — пергаментный «Устав церковный» нач. XV в. — переписана на Афоне и принесена в Тверь одним из иноков Саввина монастыря. Устав, как принесенный «изгрек», был очень авторитетен га Руси, списки с него имели многие крупные обители. В 1416 году иеромонахи Авраамий и Исаакий переписали «Слова постнические» прп. Исаака Сирина. Эту рукопись купил коллекционер Ф. А. Толстой в нач. XIX в.

    Древний Саввинский собор, где были похоронены его основатели, возведенный в сер. XVI в., был разрушен в сер. XIX в., новый каменный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделами преподобного Саввы Освященного, Николая Чудотворца и Казанской иконы Богоматери, сооруженный в 1864 г., снесли перед войной.

    В 2011 году храм был приписан Тверскому Николаевскому Малицкому монастырю для организации монастырского подворья, а его восстановление было поручено настоятелю монастыря игумену Борису (Тулупову).

    Дни памяти: Саввы Вишерского — 1 (14) октября, Саввы и ВарсонофияТверских — 2 (15) марта.

    Николаевский Малицкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

    В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.

    В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.

    С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.

    Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.

    Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю и интересную историю. Он был основан между 1584–1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и впадавшей в реку Межурку — приток Волги. Густой сосновый лес, частично сохранившийся и поныне, укрывал обитель со всех сторон. Один его внешний вид переносил мысль всякого приезжего богомольца к векам, давно минувшим: когда ревнители благочестия и монашеских добродетелей — нестяжания, послушания и девства — оставляли города и веси, небоязненно селились в дремучих лесах, в соседстве с дикими зверями, для того чтобы без всякой суеты заботиться о спасении души.

    Изначально обитель была очень бедна. После смутного времени, когда монастырь подвергся разорению от поляков, молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться.

    Судя по выпискам из тверских писцовых книг 1627, 1628 и 1685 года, сохранившимся в Государственном архиве Тверской области, земельные владения Николо-Малицкого монастыря в XVII столетии заметно прирастали — видимо, за счет причисления к нему земель и иных запустевших в Смутное время монашеских обителей. Тогда же выросла рядом с монастырем Малицкая слобода.

    Близость монастыря к Большой Московско-Новгородской дороге, пролегавшей южнее монастырских построек, привлекала к нему ездивших по торговым делам купцов, не только заезжавших сюда, чтобы помолиться покровительствующему путешественникам Николаю Угоднику, но и делавших порой ценные вклады.

    Важнейшее значение для всей истории монастыря имело изначальное его посвящение святителю и чудотворцу Николаю. Почитание архиепископа Мир Ликийских на Руси издревле носило особый характер. Его называли Угодником Божиим и видели в нем само воплощение святости. Потому и храмов и монастырей, посвященных святителю, в России особенно много.

    Безмятежная, хотя и бедная, жизнь обители продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара монастырь в одночасье сгорел дотла. Пламя так быстро охватило все его строения, что почти ничего не удалось спасти. Но Господь не оставил иноков в такой скорби без утешения. Когда монахи стали осматривать пепелище, среди золы они нашли неповрежденным один образ небесного покровителя обители. Только задняя сторона иконы Николая Угодника обгорела. Ясно было видно, что образ находился в огне, но лик Святителя остался нетронутым. Икона имеет размер 24,5 х 20 см, написана она по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика святителя — небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба.

    Такое чудо, как об этом пишет летописец, привело в радость всех горожан Твери, которые решили возродить обитель всем миром.

    В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина царского стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Все остальные строения, в том числе и ограду вокруг монастыря, возвели из дерева. Были восстановлены братские келии и возобновлены службы в монастыре.

    В 1683 г. Г.Д. Овцын скончался и был погребен, согласно его завещанию, в Николо-Малицком монастыре возле Соборной церкви напротив придела Богородицы Одигитрии.

    К этому периоду относится одно монастырское предание о чудесном явлении некоему игумену святителя Николая. После столь страшного разорения от огненной стихии, монахи, боясь новых пожаров, перестали возжигать неугасимые лампады перед иконами небесного покровителя монастыря. Однажды ночью, святитель сам явился отцу-настоятелю. Грозно обличив маловерие игумена, святой повелел всегда держать зажженными лампады перед его образами и сказал, что будет хранить и защищать свою обитель от пожаров. После этого случая братия уже более никогда не осмеливались тушить неугасимые лампады перед иконами Николы Угодника, и монастырь более не горел.

    Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило чудо от образа Святителя. В дни коронационных торжеств 1742 г. ближайшая подруга и наперсница императрицы Елизаветы Петровны, действительная статс-дама ее величества графиня Мавра Егоровна Шувалова, следуя по дороге из Петербурга в Москву, серьезно заболела и вынуждена была остановиться в Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктор, не находя действенных средств лечения, опасался за жизнь обоих. Узнав о чудотворном образе Святителя, хранившимся в Николаевском Малицком монастыре, графиня попросила принести святыню к своей постели и отслужить молебен. Графиня молила св. Николая Чудотворца о помощи, обещая перестроить деревянную обитель на каменную. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем.

    С тех пор Николо-Малицкий монастырь приобрел особое покровительство, ведь его ктитор и благодетель супруг Мавры Егоровны, Петр Иванович Шувалов был сенатором, генералом-фельдмаршалом, президентом военной коллегии и фактическим руководителем правительства императрицы.

    Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле «петровского» барокко, которые велись на средства Мавры Егоровны и ее супруга.

    Читайте так же:  Тюменские монастыри

    По плану реконструкции, территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м, шириной 85 м, обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. Первоначально башни завершались восьмиугольными деревянными куполами со шпилями, к началу ХХ в., как все другие каменные постройки монастыря, ограда и башни были покрыты железом. В одной из башен с восточной стороны была устроена келья. На территории монастыря имелись также деревянные хозяйственные постройки. В центре обители располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделами святителя Николая и святых праведных Захарии и Елизаветы. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам — церкви Покрова Пресвятой Богородицы и преп. Петра Афонского. В одной из них хранилась мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. По описанию, на колокольне было 6 колоколов, в том числе самый древний — 1687 года — весом 14 пудов, а также весом 126 пудов, отлитый в 1743 году и пожертвованный монастырю графом и графиней Шуваловыми. В июле 1891 г. на колокольню был поднят новый колокол весом 293 пуда, отлитый на заводе Самгина в Москве.

    В целом именно со второй половины XVII века Николо-Малицкий монастырь приобрел вид цельного архитектурного ансамбля. Благоустроенность монастыря и порядок в ведении хозяйства отметил при проведении инспекции в конце 1790 года благочинный Желтикова монастыря архимандрит Павел. До полного благолепия не доставало только фруктового сада, который и был посажен почти полвека спустя.

    Сама благодетельница графиня М.Е. Шувалова по ее завещанию была погребена в склепе под южным приделом нового собора, а ее сын и другие родственники — в церкви у святых ворот. Шуваловы передали в дар монастырю свои семейные реликвии. Среди них было немало уникальных предметов исторической и культурной ценности разного времени и происхождения. Например, золотое Распятье с накладками из финифти, служившее ковчегом для частицы Ризы Господней — одной из главной святынь кремлевской царской сокровищницы. Им императрица Елизавета Петровна благословила своего крестника Николая Шувалова. Среди реликвий, переданных монастырю, были также две небольших иконки Божией Матери: резная по полудрагоценному камню XV века и другая — в технике эмали на золотой пластине (в настоящее время они находятся в Тверском Государственном объединенном музее). Передана была монастырю и знаменитая икона Спаса Нерукотворного М.В. Ломоносова, ныне хранящаяся в Государственном историческом музее Москвы. Это был его первый опыт в работе техники мозаика. Судя по дарственной надписи автора на иконе, она была подарена им своим покровителям Шуваловым.

    Удобное географическое положение, а также древние монастырские традиции богослужения и множество почитаемых святынь делали монастырь весьма популярным среди населения не только ближайших деревень, но и Твери. Многие жители участвовали в крестном ходе с иконой свт. Николая, проходившем с 1862 г. ежегодно 9 мая по старому стилю в память избавления Твери от эпидемии холеры (1860–1861 гг.). Чудотворная икона переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. — в Никольскую церковь в Капустниках (на современной Соборной площади) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.

    За пределами основной территории также имелись принадлежавшие монастырю постройки. На северной стороне к теплой церкви была пристроена каменная часовня, в которой находился старинный иконостас с «древними» иконами. Вторая часовня была построена в 800 метрах от монастыря, у шоссейной дороги на Санкт-Петербург. В ней находился резной из дерева образ святителя Николая и другие иконы. Как все прочие каменные строения монастыря, она была крыта листовым железом, выкрашенным зеленой масляной краской. При часовне имелась келья для монаха и деревянный сарай.

    В 1886 г. была открыта Николо-Малицкая церковно-приходская школа. В школе преподавали два учителя, курс обучения составлял четыре года. В декабре 1916 г. в школе обучали 38 мальчиков и 38 девочек, продолжительность учебного года составляла 157 учебных дней. Школу посещали дети, проживавшие в Николо-Малицкой слободе, в деревнях Старое и Новое Каликино, Сакулино, Черкассы, Брянцево, в рабочей слободке вагонного завода и при железнодорожной будке (ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 180. Лл. 28-29).

    Здание школы было деревянным, крыто железом, отапливалось одной русской и двумя голландскими печами.

    Преподаванием Закона Божиего занимался настоятель Николо-Малицкого монастыря архимандрит Даниил. Учителем пения был один из послушников. С самого основания школы учительницей работала дочь мещанина О.В. Попова, имевшая свидетельство на право обучения. Несмотря на скудные материальные средства, школа достигла замечательных успехов именно благодаря усердию лиц, принявших на себя труд обучения крестьянских детей, и их искреннему желанию приносить народу посильную духовно-нравственную помощь.

    В 1901 г. рядом с монастырем на его средства было построено специальное здание для церковно-приходского училища.

    С 1880 г. монастырь начал строить деревянные дачные дома, которые сдавались жителям г. Твери на летний сезон. К 1910 г. за пределами основной территории монастыря было выстроено 16 таких домов.

    К началу ХХ в. на территории обители размещались погреб, хлебный амбар, два сарая для дров и лесоматериалов, изба для рабочих, конюшня, каретный сарай, сарай для телег, баня. Часть хозяйственных построек находилось за пределами монастырской ограды: скотный двор с двумя избами, рига с крытым гумном, сараи для сена и соломы. Монастырю принадлежала также мукомольная двухпоставная мельница, построенная на реке Малица в двух верстах от монастыря, более 520 десятин пахотных, сенокосных и лесных угодий рядом с монастырем. Площадь только лесной дачи монастыря превышала 290 десятин. Кроме того, были еще владения в пустошах: Предтеченской (близ Предтеченской церкви г. Твери) и Рогачеве. Пахотная земля обрабатывалась силами наемных рабочих; пустоши, сенокосы и мельница сдавались в аренду.

    Из всего вышеперечисленного видно, что монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, что было обусловлено его статусом.

    К концу XIX в. все монастыри России делились на общежительные и особножительные, штатные и заштатные.

    В общежительных монастырях ни монахи, ни должностные лица, в том числе настоятель, не имели права владеть какой-либо собственностью. Все необходимое они получали от монастыря, в пользу же монастыря поступали все результаты их труда. Настоятель избирался самими монашествующими.

    В особножительных монастырях монахи имели от монастыря лишь общую трапезу. Одежда и все необходимые принадлежности (например, для богослужения) приобретались самостоятельно на жалование, а также доходы от богослужений, продажи предметов монастырского рукоделия. Настоятель в такие монастыри назначался епархиальным архиереем.

    В штатных монастырях число монашествующих и размеры финансового содержания были определены.

    Заштатные монастыри не получали финансового содержания от епархии, а существовали на свои доходы, в соответствии с которыми определялись их штат и жалование братии.

    Николаевский Малицкий монастырь принадлежал к числу заштатных особножительных. В силу этого он был более зависим от изменений, происходивших в общественной и экономической жизни страны.

    Перемены в жизни Тверской губернии после начала Первой мировой войны коснулись и монастыря. С сентября 1915 г. по август 1917 г. в помещениях и конюшнях монастыря размещалось 4-е отделение Рижского общего конского запаса. Ежедневно на постое было от 40 до 240 человек, за месяц содержалось до 4800 человек. (ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Лл. 198, 202, 262).

    Судя по описаниям монастыря, с конца XIX в. и до 1918 г., число монастырской братии составляло 8–10 человек. В фонде Николо-Малицкого монастыря, хранящемся в Тверском областном государственном архиве, имеются послужные списки братии монастыря, составленные в начале 1918 г. В этот период в штат монастыря входили настоятель, четыре иеромонаха, в том числе один из них исполнял должность казначея, два иеродиакона, один монах, два послушника. Все происходили из крестьян или мещан, за исключением одного иеромонаха, происходившего из духовного сословия.

    Все благолепие Николаевского Малицкого монастыря после революционных бурь ХХ века оказалось утрачено.

    В первые месяцы после Октября обитель продолжала вести хозяйство, пытаясь уживаться с новой властью.

    20 июля 1918 г. Брянцевский волостной исполком уведомил игумена Николо-Малицкого монастыря о том, что в семидневный срок монастырь обязан уплатить единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1000 рублей. 5 декабря 1918 г. от властей было получено еще одно уведомление о налоге 4000 рублей. (ГАТО. Ф. 184. Оп. 2. Д. 264. Лл. 17, 53). Для сравнения: в последнем сохранившемся отчете о деятельности монастыря за 1918 г. игумен Иосиф сообщал, что после раздела братией 2180 руб. остаток на 1919 г. составил 7094 руб. 96 коп. (ГАТО. Ф. 184. Оп. 1. Д. 204).

    Братия пыталась реорганизовать монастырь в сельхозартель, но не получила на это разрешения. Монахи не сразу выехали из монастыря, некоторое время они продолжали там жить как частные лица. Соборный храм и другие строения были отобраны. До 1929 года действовала только одна церковь — Покровская.

    Пока историкам не удалось документально установить точную дату закрытия монастыря. В массовом порядке такие акции были проведены в 1929-1933 гг., хотя бывали исключения.

    Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель пополнила сонм новомучеников и исповедников российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения — село Славинка Харьковской области. Профессия — служитель культа. Место служения — Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф в возрасте 77 лет был приговорен к трем годам ссылки и отправлен по этапу в северный край, откуда не вернулся.

    В 1929 году, когда в Твери кроме церкви Белой Троицы все храмы уже были закрыты, на Рождественскую службу верующие пришли в Покровский храм бывшего Николо-Малицкого монастыря, и после праздничного богослужения священник объявил о том, что приходил уполномоченный от властей с требованием уплаты большой суммы налогов. Он сказал, что, если эта сумма не будет уплачена, храм закроют. Верующие собрали необходимую сумму. Но их обманули. Через некоторое время, когда богомольцы разъехались, храм, несмотря на уплату обозначенных налогов, был закрыт, священник отправлен в тюрьму. На этом вся церковная жизнь здесь завершилась. В дальнейшем помещения монастыря использовали под склад, Дом культуры, общежития. На территории монастыря даже начались захоронения мирских людей. Если раньше хоронили только братию обители, то в 20–30-е годы стали хоронить всех.

    В период Великой Отечественной войны линия фронта проходила по деревне Николо-Малица, здесь шли ожесточенные бои за Октябрьскую железную дорогу. Немецкой бомбежкой была уничтожена большая часть архитектурного ансамбля монастыря: две церкви, колокольня, трапезная, настоятельский корпус, сильно поврежден собор. Во время боев большинство малицких домов также сгорело. Когда жители вернулись сюда, многим негде было жить. Некоторые члены колхоза «Нива», расположенного рядом, заняли кельи уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранилась рожь. Колхоз в то тяжелое послевоенное время не имел возможности выделять строительные материалы, и люди стали использовать для обустройства своих домов доски, рамы, двери — все, что можно было разобрать и выломать из монастырских строений. В некоторых домах до сих пор встречаются толстые монастырские доски на полу.

    Последний на территории монастыря Покровский храм был взорван в 1954 году. История этого события, по воспоминаниям старожилов, была следующая.

    Председателю сельского совета понадобился материал для строительства своего дома. Не долго думав, он решил, что церковный кирпич будет как раз подходящим. По его указанию трое местных жителей участвовали в минировании храма. Взорвать церковь получилось с первого раза, но использовать кирпич разрушители не смогли, так как весь храм рассыпался в пыль. Впоследствии эту груду мелких обломков грузовиками вывозили на строительство дороги Москва – Ленинград.

    Вот так варварски погиб монастырь, и вместе с ним были стерты с лица земли все монастырские захоронения, только на старом кладбище сохранилась могила последнего иеромонаха Стефана.

    А что стало с теми, кто совершил это последнее злодеяние, старожилы деревни хорошо помнят. Вскоре после взрыва храма их, одного за другим, постигла страшная скоропостижная смерть: один в мазуте сгорел, другой погиб в пожаре, последний утонул.

    От некогда величественного монастыря, остался только одинокий братский корпус. Он использовался как общежитие для местных колхозников. В 80-е годы, после того как им предоставили жилье, здание пустовало, и с него сняли черепичную крышу, унесли окна, двери. К началу 90-х годов остался только кирпичный остов, внутри которого уже росли деревья. Постепенно землю исторической территории монастыря начали раздавать под индивидуальное жилищное строительство.

    Никого, казалось, не занимала не только история бывшего монастыря, но и память о жестоких боях, шедших здесь в октябре-декабре 1941 года, и о многих погибших, оставшихся лежать здесь без должного погребения и поминовения.

    Именно воздание памяти усопшим стало первой целью игумена Юстиниана, ныне архиепископа Элистинского, ставшего первым настоятелем возвращенного верующим в 1992 году храма Вознесения Господня в центре Твери, взявшегося вместе с прихожанами за наведение порядка на монастырской территории. 1 мая 1994 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, у стен разрушающегося братского корпуса был установлен поклонный крест, возле которого игумен Юстиниан отслужил первый после полувекового перерыва церковной жизни молебен. К этому кресту стали приносить и хоронить возле него все обнаруживаемые поблизости человеческие останки — как из древних разоренных могил, так и не столь давние военные. Сюда же привозились и останки людей, обнаруживаемые на территории бывшего Смоленского кладбища в Твери.

    Прекрасно образованный и деятельный игумен Юстиниан особое значение придавал взращиванию крупиц древних духовных традиций, наиболее ценными из которых были традиции монашеской жизни, понимая, что без такой духовной опоры православная вера в России неизбежно угаснет.