Меню Закрыть

Вознесенский мужской монастырь в сызрани

Сызрань. Вознесенский мужской монастырь.

Другие постройки и сооружения:
5. Трапезный корпус
6. Братский корпус
7. Богадельня
8. Бухгалтерия монастыря
9. Домик садовода
10. Служебная постройка
11. Привратная сторожка
12. Главные ворота
13. Некрополь
14. Монастырский сад
15. Раскопки (фундамента прясла)
16. Ограда

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Сызрань. Небольшой городок, расположенный в местечке, где впадают в Волгу реки Сызран и Крымза. Основан он был в 1683 году по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей, Сибирским и Казанским воеводой Григорием Козловским и являлся одним из тех русских городов-крепостей, которые охраняли волжский речной путь и новые земли Поволжья от набегов кочевников с Востока.

Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась первая соборная церковь во имя иконы Божией матери «Живоносный Источник». Как свидетельствуют хроники тех лет, «…многие из солдат стары и дряхлы, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…». Поэтому в мае 1685 года постановлением царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. Кашпир был построен в 1686 году для охраны подходов по реке со стороны Царицына, Астрахани. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. А в 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов.

Первым строителем монастыря до переноса его в город Кашпир был старец Кирилл. Настоятелем вновь построенного монастыря в городе Сызрани был старец Филарет. Его сменил старец Корнилий I. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь.

В 40-х годах XVIII столетия здесь, в этой тихой обители доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь.

По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние 2 года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.

Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 года, когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму. Архимандрит Герман был награжден высокими наградами Российской империи: орденами святой Анны II и III степеней.

Самый же больший вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В период его правления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный летний Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью.

На главном куполе находился позолоченный крест, а на малых куполах деревянные кресты, обшитые железом. В этом же году построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. О том, как была построена теплая церковь во имя иконы Феодоровской Божией Матери, свидетельствует следующая история.

В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине XVIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась, ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человек в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Нужно заметить, что благочестивый жертвователь сильно рисковал. В России тогда действовал введенный еще Петром I запрет на сооружение каменных зданий за пределами Петербурга, а время было суровое – «бироновщина». Позднее, в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855 году она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. В ней хранился чудотворный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской, которая была выложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Икона была помещена в вызолоченной раме на треугольном пьедестале, пожертвованном в 1889 году княжной Екатериной Васильевной Урусовой. В 1911 году на чудотворную икону Феодоровской Божией Матери выписывается новая риза, серебряная, вызолоченная с таким же венцом, в последнем – корона с крестом, на челе и левом плече – по эмалевой звезде, на шее и на левой руке – эмалевые украшения: угольники на руке также с эмалевыми украшениями; подпись «Феодоровская Божия Матерь» тоже эмалевая. В 1859 году отец Августин определен Благочинным Сызранского Сретенского женского монастыря; именно он его полностью возвел, обустроил и украсил. Начальство, уважая его высокое благочестие и примерную жизнь, ценя его труды, за 16-летнее управление монастырем, являло к нему знаки своего благоволения и доверия. В 1849 году он стал кавалером наперсного креста, а в 1862 году получил орден св. Анны II степени.

В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский).

В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. В 1897 году жители города Сызрани чествовали архимандрита Антония по поводу 35-летия служения в священническом сане. От лица городского духовенства и по резолюции Преосвященнейшего Никандра, епископа Симбирского и Сызранского, отцу Антонию был преподнесен юбилейный адрес и большой наперстный крест. За время настоятельства отца Антония монастырская служба и строения были приведены в образцовое состояние. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью.

В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Выписывались в библиотеку и духовные журналы. При библиотеке находился архив, в нем хранились копии указов и грамот с 1776 года.

Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. По древнему русскому обычаю усопших хоронили около церкви, а особо знатных и заслуженных людей — непосредственно в храмах. Так в Сызрани на территории монастыря у храма Феодоровской Божией Матери с западной и южной его сторон сложилось первое кладбище. Вероятно, строители крепости и монастыря были похоронены здесь. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души. Согласно архивным данным на кладбище погребены князь Михаил Владимирович Урусов и дочь его княжна Анастасия Михайловна Урусова; иерей Троицкой церкви Павел Алексеевич Репьев, иеромонах Иаков (Орлов), наместники Сызранского монастыря архимандрит Августин и архимандрит Антоний, первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, а также Сызранский городской глава Алексей Иванович Леднев и многие другие именитые жители города Сызрани. В Феодоровском храме в 1790 году была погребена девица из дворян Екатерина Ивановна Дмитриева, родная сестра поэта и министра юстиции Ивана Ивановича Дмитриева. Сделано это было по заслугам этого государственного деятеля, который являлся попечителем обители и способствовал возвращению монастырских земель, конфискованных во времена Екатерины II. В 1844 году в Феодоровском храме был похоронен первый управляющий Симбирской епархии архиепископ Анатолий (Максимович), в 1847 году настоятель Сызранского монастыря архимандрит Герман (Похвалинский).

В начале XX столетия монастырь представлял собой крепкое, отлично налаженное хозяйство, сильное как с духовной, так и с материальной сторон.

Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным, именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. Все здания и владения монастыря вне его стен: духовное училище, мельницы, торговые лавки, подворья, леса, земельные угодья – были национализированы и отошли городу. В распоряжении церковно-приходской общины оставался единственный Феодоровский храм. Вся деятельность общины контролировалась горсоветом и органами НКВД. Из сохранившихся документов видно, что церковный причт в то время терпел ощутимые лишения и фактически оставлен был без денег, без питания, без работы и под надзором органов ОГПУ. В 1931 году архимандрит Александр был судим и приговорен к 3 годам ссылки. Он был сослан в город Алатырь. А в 1937 году архимандрита Александра обвинили в участии в церковно-монархической контрреволюционной организации. Согласно выписке из протокола №87 заседания тройки при УНКВД по Куйбышевской области от 30 декабря 1937 года Вахатова Сергея Флегонтовича постановили расстрелять. Приговор был приведен в исполнение 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве.

По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х годов – и Феодоровская.

В 1933 году комбинат «Союзплодовощ» взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Феодоровской церкви сначала была водонапорная башня, затем заводской гараж, а с 70-х годов – склад. В храме вознесения Господня разместили клуб. Монастырское кладбище было разорено и закатано под асфальт. Здесь построили заводские корпуса и автодорогу, соединяющую центр города с районом, который по сей день называется Монастырской горой.

Милостью Божией после празднования тысячелетия Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. В 1993 году по обращению Благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника, администрация города Сызрани приняла постановления о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Православной церкви. Все возвращается на круги своя. 24 июня 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи и послушники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», о страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, а также читается «Неусыпаемая Псалтырь».

В Вознесенском храме постоянно ведутся работы по росписи стен, сводов, в нем установлен новый иконостас и новое паникадило. Стараниями настоятеля в храме установлен ковчег с частицами мощей более 40 угодников Божиих. В обители отремонтировано два братских корпуса, полным ходом идет реставрация игуменского дома и самой старинной в городе церкви иконы Феодоровской Божией Матери. К сожалению, двухэтажный трапезный корпус находится в плачевном состоянии. На все не хватает средств.

Монахи и послушники Вознесенского мужского монастыря несут послушание в трапезной, в просфорне, на строительно-реставрационных работах, на клиросе, в ризнице, в алтаре храма, в столярной мастерской. В свободное от послушания время они читают душеспасительные книги, смотрят православные видеофильмы, слушают духовные песнопения.

К сожалению, до прежнего благолепия Вознесенской обители очень далеко. Но с Божиим благословлением, трудами и молитвой братии, а также с помощью доброхотов эта святая обитель возродится в своей первозданной красоте.

Феодоровская икона Божией Матери

Главной святыней монастыря более двухсот лет являлась чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная в начале XVIII века из Кашпира в монастырь.

В 1713 году чудотворная икона была дивно обретена на водном источнике близ крепости Кашпир. Вблизи этого источника часто отдыхали со своими стадами местные пастухи. За несколько дней до явления святой иконы они стали наблюдать над источником необыкновенный свет, который исчезал всякий раз, как только пастухи приближались к этому месту. Однажды свет воссиял еще более ярко, угаснув, как прежде, когда пастухи подошли ближе. Но на этот раз они увидели у источника св. икону Божией Матери и, осмотрев ее с благоговением и душевной радостью, тотчас дали знать об этом местным жителям и рассказали также о прежде виденных ими явлениях.

Кашпирцы, возглавляемые местным духовенством, немедленно собрались на месте явления святой иконы и с молитвами перенесли ее в свой приходской храм. Но в следующую же ночь икона из закрытого храма перенеслась на прежнее место своего явления. Узнав об этом, местные жители, ведомые духовенством, немедленно с хоругвями и святыми образами крестным ходом направились к источнику и здесь усердно молились, чтобы Владычица сподобила их иметь Ее пречистый Лик в их приходском храме.

Читайте так же:  Кто похоронен в донском монастыре в москве

При огромном стечении горячо молящегося народа, с благоговением окружавшего стоящую на камне икону Царицы Небесной, священнослужители совершили перед нею благодарственный молебен и , подняв ее с трепетом и страхом Божиим на свои руки, снова перенесли в приходской храм.

Но не долго пребывала там эта икона. Жители Сызрани возымели желание перенести ее к себе. Отправившись крестным ходом в Кашпир, они с честью взяли образ Божией Матери и поставили его в соборе. К общему удивлению, на следующий день по перенесении икона оказалась на прежнем месте своего чудного явления.

Первым, кто увидел ее на явленном источнике, был местный земледелец, пахавший неподалеку землю и пришедший сюда напоить свою лошадь.

Узнав об этом новом чуде, сызранцы исполнились еще большим благоговением и решили снова с крестным ходом перенести икону в свой город, но поместить уже не в соборном храме, а в Вознесенской мужской обители, что и было ими исполнено. При перенесении чудотворного образа одна прокаженная девица, умывшись водой из родника, получила полное исцеление. В то же время, по молитвам Владычицы, утихла поднявшаяся на р. Волге сильная буря, от которой едва не погибли богомольцы, пожелавшие переплыть расстояние от Кашпира до Сызрани на лодках. Эти события возбудили в народе еще большее благоговение к святой иконе. По перенесении ее в монастырь нашлись благочестивые жертвователи, которые украсили образ драгоценною ризою. Она была вложена в серебряную позолоченную ризу с венцом и короной, украшенной камнями. Помещалась икона в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой. Все это говорит о том, как народ почитал чудотворный образ Божией Матери. После октябрьских событий при закрытии монастыря чудотворная икона в 30-е годы была спрятана верующими, а при возобновлении богослужения в 1944 году была перенесена в Казанский собор.

Эта икона и до сих пор является самой почитаемой святыней города.

Вознесенский мужской монастырь

Адрес:
г. Сызрань, 446013, ул. Монастырская, 2.

Контактный телефон:
(8-8464)33-29-22

Дополнительная информация:
История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. Жизнь людей того времени была неразрывно связана с православным храмом. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет «…Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …». Поэтому в мае 1685 г. по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен. Подробные сведения о настоятелях появились с 1834г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. О том, как была построена теплая церковь во имя иконы Феодоровской Божией Матери, свидетельствует следующая история. В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня — икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине ХУIII столетия из Кашпира. На тот ключ, где она явилась ежегодно шел крестный ход. Икону носили по домам, окрестным селам и деревням. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери. Вскоре он полностью излечился и в благодарность он дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил. Позднее в 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855г. она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери. В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью. В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов, Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян. По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х- Феодоровская. Но милостью Божией после тысячелетия празднования Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. Все возвращается на круги своя. 24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи, послушники, трудники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша», для страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, читается «Неусыпаемый Псалтырь». В 2002 году Священным Синодом на должность настоятеля монастыря утвержден иеромонах Марк (Алексеев), а в 2004 году архиепископом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан игумена. Именно игумен Марк начал активную деятельность по возрождению святыни Сызранского края – Вознесенского мужского монастыря. Он лично руководит всеми строительно-реставрационными работами. При монастыре действует православная библиотека. работают швейная и иконописная мастерские. Монахи обители ведут большую просветительскую деятельность. Ими реализуются различные социальные и просвятительские проекты. С Божием благословением, трудами и молитвой насельников помощью доброхотов эта святая обитель возродится в своей первозданной красоте.

Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Вознесенский монастырь — действующий мужской православный монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви, располагающийся в городе Сызрани Самарской области России.

Первоначально был создан в 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но уже спустя три года монастырь был перенесён в соседний город, вновь воссоздан в Сызрани в 1691 году. Владея крупнейшей мельницей губернии являлся одним из богатейших монастырей Симбирской епархии. Святыней монастыря был образ Феодоровской иконы Божией Матери, полагавшийся чудотворным. При советской власти, в 1923 году, монастырь был закрыт, в дальнейшем монастырский комплекс использовался под концлагерь, склады и гаражи, но в целом относительно хорошо сохранился. В 1992 году монастырь был восстановлен, в настоящее время действует, на территории продолжаются реставрационные работы.

В 1683 году царским указом на Волге была основана крепость Сызрань, в гарнизон которой были переведены солдаты и сержанты из Симбирска, Казани, Тетюш, Чебоксар. Спустя год, в 1684 году, старец Кирилл и солдаты «новорождённой крепости Сызран» обратились к властям с прошением об открытии для горожан и солдат, пожелавших принять монашество: «…Многие из солдат „стары и дряхлы“, собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…».

Однако в том же 1687 году по просьбе старца Кирилла монастырь был переведён в основанный годом ранее в восьми верстах ниже по течению Волги городок Кашпир, монастырь стал именоваться Кашпирским. Отведённый монастырю земельный участок также отошёл к Кашпирскому монастырю. На прежнем месте, в Сызрани, была построена часовня, там осталось жить несколько членов братии во главе со старцем Филаретом.

Несколько лет спустя оставшиеся монахи и сызранские горожане вновь обратились с прошением об открытии монастыря в Сызрани, и о возвращении от Кашпирского монастыря Сызранскому пожалованной тому земли. В 1691 году патриарх Адриан разрешил воссоздание монастыря. Началось строительство, в том числе возведение однопрестольной деревянной Вознесенской церкви, на которую была пожалована небольшая сумма из царской казны.

Из-за недостатка средств строительство шло медленно, и было окончено только в 1694 году. Кроме храма и колокольни было построено 4 деревянных кельи для монахов, которых тогда насчитывалось 7 человек. Вскоре монастырю были переданы во владение земли, возвращённые от Кашпирского монастыря, однако не полностью, а лишь 825 десятин 2135 сажен. Остальная же земля отошла к городам Сызрани и Кашпир.

Дальнейшая история монастыря изучена слабо, регулярные исторические сведения о нём появляются лишь с начала 1830-х годов. Сохранились сведения о монастырском имуществе в 1739 году. К этому времени в монастыре была одна каменная двухпрестольная и две деревянные церкви, одно- и двухпрестольная; 8 келий размерами 2-4,5?30 саженей, три хлебных амбара, монастырская территория была огорожена деревянным забором, за которым размещался скотный двор. Пашни имелось лишь 9 десятин. Никакими окладными и неокладными доходами монастырь не располагал, насельники существовали лишь на подаяния. Проживало в монастыре 14 человек, из них 9 монашествующих. В монастыре был особножительный устав.

В 1740 году упоминается о владении монастырём уже двумя архиерейскими мельницами с пятью амбарами и четырьмя помольными избами. В 1763 году — тремя мельницами, расположенными в полуверсте одна от другой. При каждой было два амбара и шесть постав. Мельницы приносили архиерейскому дому 350—650 рублей ассигнациями дохода. Из-за бывших ранее сложностей с определением собственника монастырские земли на другом берегу реки Сызран уже были заселены местным жителями, но так как земля в итоге была признана монастырской, то монастырь получал с неё «посаженный сбор» по 3 копейки за квадратную сажень. В самой монастырской усадьбе всё оставалось примерно как и в 1739 году.

После указа Екатерины II «О разделении церковных имений…» монастырь был сохранён как сверхштатный, не имеющий содержания, но все его владения были секуляризованы. Монастырь, лишившийся всех своих владений, пришёл в упадок, в 1784 году в нём проживало всего 2 монаха. В таком состоянии он пребывал до 1798 года, когда вышел указ Павла I о снабжении монастырей мельницами, рыбными ловлями и пахотной землёй. В рамках исполнения этого указа в 1800 году монастырю было отведено 30 десятин пахоты, мельница на реке Сызрань в 60 верстах от города, рыбные ловли на озере Широкое. Также ежегодно до 1830 года из казны монастырю перечислялось на содержание по 300 рублей «милостинных денег». В 1803 году в монастыре было четыре кельи. В 1804—1805 годах был построен двухэтажный каменный корпус для настоятеля и братии размерами 13?6 сажень, была заменена деревянная ограда монастыря.

В 1811 году рыбные ловли были заменены на 200 рублей ассигнациями в год, а в 1814 году завершилось дело, начатое ещё в 1803 году, о возврате монастырю владений, принадлежавших ему до 1764 года. Постановлением Сената Вознесенскому монастырю были возвращены прежние земли и мельница. Однако, так как земли уже вошли в состав города и частично были застроены, то монастырю был отведён иной земельный надел, сохранявшийся за ним до закрытия монастыря, площадью в 807 десятин 2314 квадратных сажени, из которых на удобную землю приходилась 711 десятина (около 543 десятин дубового, местами берёзового и осинового леса, примерно 150 десятин пахотной земли, сдававшейся под пахоту и бахчи, 7 десятин сенных покосов), а также частью реки Сызран. В том же году на средства симбирского купца Ивана Зверева в монастыре появилась внутренняя каменная ограда окружностью в 162 сажени.

Читайте так же:  Тюменские монастыри

После образования в 1832 году Симбирской епархии, Вознесенский монастырь был приписан теперь уже к Симбирскому архиерейскому дому, а его братия пополнилась на 19 человек за счёт перевода в Сызрань сверхштатной братии Симбирского Покровского мужского монастыря, преобразованного в архиерейский дом.

С 1833 года монастырь содержал Сызранское духовное училище, для чего был приобретён двухэтажный каменный дом.

В 1836 году монастырь возглавил переведённый из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман. При нём велось масштабное монастырское строительство, так в 1845 году вся монастырская территория была обнесена каменной стеной высотой в полторы сажени, окружностью в 411 сажень. В линии внешней ограды с внешней стороны было построен каменный корпус 8?5,5 сажени для помещения Сызранского духовного правления. В 1847 году был построен каменный братский корпус размерами 9?6 саженей, крытый железом. Также была построена каменная двухэтажная богадельня с переходом в Феодоровскую церковь.

С 1848 года монастырь управлялся Симбирским епископом через назначаемого им наместника. Первым стал наместник Августин. За время его управления в монастыре большинство деревянных построек были заменены на каменные. Автором проекта многих из них стал архитектор Сызранской удельной конторы Иван Адольфович Бенземан, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств. В 1851 году он спроектировал, а в 1852 году построил каменный холодный Вознесенский храм. Он же проектировал и строил многие другие монастырские строения.

В 1850 году был построен каменный двухэтажный братский корпус, в следующем году — каменный двухэтажный трапезный корпус, с кельями для наместника на втором этаже. Корпус соединялся с братским корпусом крытой каменной галереей. В том же году был построен настоятельский архиерейский дом и комнатами для прислуги. В 1857 году появилась каменная настоятельская кухня, в 1859 — квасоварня, в 1863 году к трапезной был пристроен одноэтажный каменный корпус для пекарни и проживания чернорабочих, а к квасоварне каменная баня с предбанником. Также были построены два больших амбара для зерна и муки, мукомольный амбар, крупчатый, просотолчейный, коротолчейный амбары, три флигеля при мельнице для приказчиков, помольцев и кузнеца. Монастырю также был пожертвован большой деревянный, на каменном фундаменте, дом в Сызрани с двором и службам.

При Августине же монастырь был из третьеклассного возведён в степень первоклассного. В представлении Святейшего Синода обер-прокурору указывалось, что часть братии почти постоянно в отлучке, сопровождая чудотворную икону по домам сызранцев и в окрестные селения для домашних молебнов, на монастырском кладбище для поминовения часто совершаются обедни и панихиды, для всего этого положенной по штату третьеклассного монастыря численности монахов недостаточно, при том, что благодаря построенным новым братским корпусам в монастыре может проживать и большее число насельников. Императорским указом от 12 (24) ноября 1855 года монастырь стал первоклассным по штату, но без соответствующей прибавки выплат из казны на содержание.

В 1879 году на монастырской территории было открыто кладбище, где за особую плату устраивали семейные склепы знатных горожан. Так на монастырском кладбище были похоронены князь Михаил Владимирович Урусов и его дочь княжна Анастасия Урусова, сызранский городской голова Алексей Иванович Леднев и другие миряне. Также на монастырском кладбище упокоились первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, священнослужители городских храмов, наместники Августин и Антоний.

В 1885 году наместником монастыря стал иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему был пожалован сан игумена, а в 1895 году — архимандрита. При нём на монастырские средства в 1895 году было построено для духовного училища в Сызрани двухэтажное каменное здание с общежитием для учащихся и домовой церковью.

Монастырь при советской власти

2 января 1920 года Сызранский уездный исполком постановил под создаваемый концентрационный лагерь принудительных работ использовать территорию Вознесенского мужского монастыря. Религиозная община монастыря обратилась с ходатайством «о незакрытии монастыря, в связи с открытием в помещениях такового концентрационного лагеря». 27 февраля 1920 года исполком постановил «Оставить в распоряжении общины монастыря обе церкви и часть одного корпуса для помещения монахов и церковнослужителей, предложив общине отгородить забором оставленные в её распоряжении церкви и часть здания». Впрочем, концлагерь размещался в монастыре недолго, 22 февраля 1922 года вышло постановление Симбирского губернского исполкома о ликвидации концлагеря.

В апреле 1923 года на основании декрета об отделении церкви от государства Сызранский уездный исполком принял постановление о роспуске монастыря. Всё монастырское имущество было передано женской общине, переселённой из Сызранского Сретенского женского монастыря. Акт о роспуске монастыря был подписан настоятелем, архимандритом Александром (в миру Сергеем Флегонтовичем Вахатовым).

В июне 1923 года при Вознесенском храме монастыря было образовано религиозное общество православных граждан, которые заключили с советской властью договор и получили в пользование часть монастырского имущества.

В 1926 году в качестве приложения к местной газете «Красный Октябрь» вышла книга краеведа Н. О. Рыжкова «Чудотворная икона Сызранского монастыря», предназначенная для антирелигиозной пропаганды. В ней автор широко использовал документы и факты из изъятого монастырского архива, тем самым сохранив их для истории, так как сам архив к настоящему времени сохранился лишь частично.

Постановлением Средне-Волжского крайисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь. В апреле 1933 года договор с верующими был расторгнут, был закрыт и последний, Феодоровский храм. Служебные помещения монастыря использовались под склады, жилые были переданы работникам гидростроя для жилья. Храм Феодоровской иконы Божией Матери использовался как водонапорная башня, позднее как гараж и склад. Вознесенский храм превратился сначала в клуб, позднее тоже в склад. Монастырское кладбище было разорено, застроено производственными корпусами, по нему прошла автодорога.

Современный монастырь

27 марта 1992 года вышло постановление администрации Самарской области о восстановлении Вознесенского мужского монастыря.

В 1994 году бывшая монастырская территория была передана во владение Самарской епархии. Монастырский архитектурный комплекс, хотя и пострадал, но меньше, чем прочие монастыри региона. Из четырёх башен, расположенных на монастырской стене, сохранилась лишь одна. От самой стены, построенной ещё в 1850-х годах сохранился лишь небольшой фрагмент. В целом монастырский комплекс нуждался в значительной реставрации. В ходе работ были найдены различные захоронения монастырского кладбища, уничтоженного в 1930-х годах. Были обнаружены и останки архиепископа Анатолия, по решению патриархии перевезённые в Ульяновск, архимандрита Германа, а также множество иных, которые монахи восстановленного монастыря перезахоранивают в общей могиле.

24 июня 1996 года епископ Самарский и Сызранский Сергий заново освятил Вознесенский храм, начались богослужения. В начале XXI века в монастыре проживало 20 послушников во главе с иеромонахом Марком (Алексеевым), в 2002 году утверждённым в должности настоятеля, а в 2004 году возведённом в сан игумена. При монастыре в настоящее время действует православная библиотека, работают швейная и иконописная мастерские.

В 2007 году на источнике, где по преданию некогда была найдена Феодоровская икона Божией матери, было открыто монастырское подворье, на котором трудятся насельники монастыря. В 2009 году здесь был построен храм.

В сохранившемся Феодоровском храме и монастырской трапезной продолжаются реставрационные работы.

Первый монастырский храм был построен в 1695 году. Это была холодная деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1718 упоминается о наличии у храма придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. При храме имелась деревянная колокольня с четырьмя небольшими медными колоколами. В 1738 году храм был упразднён, так как в монастыре был построен новый каменный храм.

Это был тёплый двухпрестольный храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя Федоровской иконы Божией Матери. Он был построен на средства дворянина И. В. Борисова, который страдал тяжёлой болезнью глаз, но, согласно преданию, полностью излечился после молитв находившемуся в монастыре образу Феодоровской Божией Матери. Тогда Иван Васильевич дал обет выстроить вместо деревянного храма в обители каменный, что и исполнил, несмотря на продолжавший действовать запрет Петра I на сооружение каменных зданий за пределами Санкт-Петербурга. Позднее Борисов сам был пострижен в монахи. С алтарём и папертью размеры храма составляли 10,5 на 6 саженей. В 1796 году был устроен четырёхъярусный иконостас столярной работы. В 1811 году в приделе, а в 1812 году в главном храме были проведены значительные ремонтные работы, с расширением окон, заменой полов на новые, а каменных сводов на накатные потолки. Оба раза престолы заново освящал архимандрит Покровского монастыря Евстафий. В 1825 году храм был расписан крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым (по другим данным это произошло ещё в 1796 году). В 1839 году храм был покрыт железом, иконостас частично позолочен. В 1849 году иконостас был заменён на новый, весь позолоченный, а роспись как снаружи, так и внутри, была замазана.

В 1790 году в правой части трапезы храма, в юго-западном углу, была похоронена Екатерина Дмитриева, сестра писателя и министра Ивана Дмитриева, в левой стороне в северо-восточном углу в 1844 году был похоронен первый симбирский епископ Анатолий, а в 1847 году в ногах у него — настоятель монастыря, архимандрит Герман.

В 1853 годах была освящена новая церковь, из-за чего престол храма сменил название, вместо Вознесенского он стал именоваться во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а престол в приделе был переименован во имя Архангела Михаила. В настоящее время Феодоровская церковь считается старейшим зданием Сызрани.

В 1851—1853 годах был построен и освящён каменный холодный однопрестольный храм во имя Вознесения Господня. Автором проекта стал архитектор сызранской удельной конторы И. А. Бенземан. Храм размерами 16 на 10 сажен, был пятиглавым, с восьмериковыми главами, покрытыми белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, на малых — деревянные кресты, обитые железом. Потолок, стены внутри храма и алтаря был расписаны масляными красками. При храме была построена колокольня. В 1894 году в храме был устроен пятиярусный иконостас из липового дерева столярной работы, иконы для которого были написаны в Москве.

В 1854 году был построен холодный однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он размещался над святыми вратами монастыря. Но храм просуществовал недолго, в 1867 году он был разобран, на его месте началось пятиярусной колокольни общей высотой 53 метра, в которой должен был разместиться храм. Однако в 1869 году недостроенная колокольня рухнула, в связи с этим храм был упразднён.

В 1859 году в монастыре был освящена каменная домовая однопрестольная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Иконостас в храме был небольшой, столярной работы, украшенный резьбой, иконы в основном новой живописи, были вставлены в рамы, позолоченные на полименте.

В 2009 году уже в воссозданном монастыре был построен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он находится на монастырском подворье, рядом с источником, где некогда была явлена икона Феодоровской Божией Матери. Одной из прихожанок в храм была пожертвована старинная икона «Живоносный источник», до революции находившаяся в храме села Радищево.

В монастыре находилась особо почитаемая икона Феодоровской Божией Матери. Образ, считающийся чудотворным, почитали и старообрядцы, которых было довольно много в Сызрани. В настоящее время она находится в Казанском соборе Сызрани.

В современном монастыре также имеются свои святыни. Это икона великомученицы Варвары с частицей мощей; ковчежец с частицами мощей преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, святителя Павла I Константинопольского; икона преподобного Серафима Саровского с частицей покрова с мощей.

Феодоровская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Феодоровская», по преданию, была написана самим евангелистом Лукой. Названа так по её нахождению в храме Феодора Стратилата в Городце. После нашествия Батыя икона была повторно обретена, по настоящее время хранится в Костроме и почитается как чудотворная.

Примерно в начале XVIII века году под Сызранью был обретён список с этой иконы. По легенде это случилось в 1713 году на источнике около села Кашпир. Местные пастухи стали замечать некое сияние над источником, пропадавшее при приближении людей. В одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло. Подойдя ближе пастухи увидели образ Богородицы, стоящий на камне. На следующий день икону перенесли в приходской храм, откуда она ночью чудесным образом перенеслась на прежнее место. После отслуженного молебна крестным ходом икону принесли в Христорождественский собор Сызрани, но через несколько дней вновь образ вернулся на источник. Тогда сызранцы совершили крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь, откуда уже икона не исчезала. Тогда же были описаны первые чудеса, произошедшие от образа: умывшись водой из источника, где был обретен образ, исцелилась прокажённая, и на Волге внезапно утихла буря, грозившая погубить много лодок с людьми. Существуют и другие варианты истории об обретении иконы. Так, по некоторым сведениям, икона 17 лет находилась в Кашпире и лишь затем была перенесена в Сызрань.

Однако сызранский краевед Рыжков в своей антирелигиозной книге «Чудотворная икона Сызранского монастыря» раскритиковал церковную легенду. По его данным в монастырском архиве было три различных дела с описанием обретения иконы: авторства архимандрита Евстафия (написанное в 1803 году), авторства монаха из мещан Василия Ревякина (написанное в 1860—1780-х годах) и анонимное (созданное около 1850 года). Евстафий источником сведений указывает некого солдата, который пересказывал слова своего столетнего отца, умершего ранее. Анонимная рукопись ссылается на монастырских монахов, которые в 1817 году ходили в Кашпир и расспрашивали там местных старожилов, а Ревякин вовсе не указывает источников информации. По Евстафию икона появилась до 1705 года, а по анонимному автору и вовсе «в половине ХVI в.». Рыжков отмечает, что все монастырские источники сильно путают даты иных исторических событий, датировка которых известна из документов, что делает их ненадёжными, и что ещё в 1853 году на запрос властей об иконе монахи отвечали, «ни о времени явления, ни о перенесении в Сызран иконы никаких письменных фактов не сохранилось».

По мнению Рыжкова, точная датировка события была связана с приближающимся юбилеем — трехсотлетием царствования дома Романовых, чем ближе была дата празднования, тем ближе дата обретения образа сдвигалась к 1713 году. Рыжков также отмечал, что все сведения о подробностях обретения иконы, о её исчезновениях из храма и возвращении на источник впервые были записаны более, чем сто лет спустя после предполагаемого события, при том, что монастырский архив сохранил копии документов ещё конца XVII века. По его мнению, автором «чудесного явления» был некий «костромской иеромонах Иоанникий», осознававший выгоду для монастыря от наличия чудотворного образа. Потому и образ является копией с костромской иконы, и не пожелал он оставаться ни в Кашпире, ни в соборе, а только в монастыре, где и подвизался в то время Иоанникий. Критике подверглись и сведения о чудесах, происходивших от иконы. Отмечалось, что их описания никем не заверены и даже преимущественно не подписаны, большей частью представляя собой либо обычные события, не имеющие ничего чудесного в основе, либо исторически недостоверные, а некоторые описания прямо копируют чудеса, приписываемые оригинальному костромскому образу.

Читайте так же:  Тихвинский монастырь икона божьей матери

Так или иначе, на источнике, на месте явления иконы, был установлен памятный знак. Ежегодно 12 июня к источнику совершался крестный ход с иконой. Образ находился в Феодоровском храме монастыря до его закрытия. Она помещалась в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой. Монахи монастыря собрали сведения о пятнадцати происходящих от образа чудесных явлениях. Чудотворный образ стал весьма почитаем в народе. После закрытия храма икона была сохранена верующими и в 1944 году принесена во вновь открытый Сызранский Казанский собор, где находится по настоящее время. Ежегодно 8 июля и 27 марта в Казанском соборе проходят торжественные богослужения в честь чудесного явления Феодоровской иконы.

Престольные праздники

Проезд: от железнодорожного вокзала Сызрань1 на автобусе ( №4,7,8,28,36,44,58); от Автовокзала на автобусе (№13,27,32,33,35,37,41,45,65). Остановка «Вознесенский монастырь»

Адрес: 446013, Самарская область, г.Сызрань, ул.Монастырская, 2.

Тел.: 8 (8464) 33-29-22 — настоятель игумен Марк (Алексеев)

Вознесенский мужской монастырь в сызрани

В составе Самарской митрополии образована Тольяттинская епархия

9 июля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о необходимости иметь еще одну епархию в Самарской области (журнал №76).

Участники заседания приняли решение образовать в административных границах Тольяттинского, Жигулевского городских округов и право- и левобережной частях Ставропольского района — Тольяттинскую епархию, выделив ее из состава Самарской и Сызранской епархи.
Показать полностью…

При этом Свято-Богородичный Казанский монастырь с. Винновка Ставропольского района и при нем духовно-просветительский центр Самарской митрополииостаются в канонической юрисдикции Самарской епархии. Новообразованная епархия включена в состав Самарской митрополии.

Правящему архиерею Самарской епархии усвоен титул «Самарский и Новокуйбышевский», правящему архиерею Сызранской епархии — «Сызранский и Шигонский», правящему архиерею Тольяттинской епархии — «Тольяттинский и Жигулевский».
Преосвященным Тольяттинским и Жигулевским назначен епископ Кузнецкий и Никольский Нестор, с освобождением его от управления Кузнецкой епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды.
Временное управление Кузнецкой епархией поручено митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Серафиму. Временное управление Сызранской епархией оставлено за митрополитом Самарским и Новокуйбышевским Сергием.

СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ СЫЗРАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
Православные добровольцы Сызрани
Дом Культуры им.М.Жукова.

06 июня в Свято-вознесенском Сызранском мужском монастыре состоялась концертная программа ко Дню Вознесения Господня. В концертной программе творческие коллективы дома культуры поселка Новокашпирский исполнили вокальные и хореографические номера.

Нельзя представить себе нашу Россию без храмов, без их золотых куполов, светящихся на ярком солнце. Эти святые места завораживают своей величественной гордостью и красотой.

Поздравляем всех верующих с Вознесением Господним. Будьте счастливы и пусть ваши помыслы станут еще более чистыми, а души светлыми. Пусть в этот день прольется свет на души людей и торжествует духовность.

Сызранская епархия Русской Православной Церкви

Сызранский Вознесенский мужской монастырь отметил престольный праздник.

В четверг 6-го июня 2019 года, седмицу 6-ю по Пасхе, праздник Вознесения Господня, один из старейших монастырей Самарской губернии, основанный в 1685 году (всего на два года позже града Сызран!) – Сызранский Вознесенский мужской монастырь – отметил престольный праздник. В этот торжественный день Божественную литургию возглавил исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Агафангел (Кузнецов).
Показать полностью…
Ему сослужили клирики Вознесенского монастыря. За богослужением пел хор обители (регент Людмила Шмакова). После Литургии при большом стечении верующих прошел крестный ход и был совершен молебен.

Затем состоялась замечательная концертная программа, подготовленная творческими коллективами Дома культуры имени Макара Жукова (директор Лариса Камаева) пос. Новокашпирского, а также юными артистами из учебных заведений, окормляемых отцом Агафангелом: школы № 22 (директор Лариса Зубова), школы № 34 (директор Любовь Наумова), детского сада — структурного подразделения школы № 34 (заведующая Ника Кутумова).
В рамках празднования престольного торжества Вознесенского монастыря, члены общественной организации инвалидов «Исток» (председатель Ольга Белкина) представили на выставке-продаже, организованной на территории обители, мастерски изготовленные ими предметы декоративно-прикладного творчества. Также большой интерес у участников праздника вызвали выставочные работы клиентов психоневрологического пансионата (отделение реабилитации) пос. Новокашпирский (старший воспитатель Елена Трухина, воспитатель Наталья Кабаченко), искусно выполненные в различных техниках.

Руководитель отдела по социальной работе Вознесенского мужского монастыря Татьяна Лобанкина отметила, что большую помощь в плане организации и проведения престольного праздника оказали добровольцы милосердия — студенты Сызранского политехнического колледжа (заместитель директора по УВР Ирина Кузнецова) и Губернского колледжа (Виктор Колосов). Вопрос с предоставлением транспорта успешно помог решить Общественный совет № 1 пос. Новокашпирского (Людмила Буравова). А в целом, усилиями многих людей, организаций и структур, получился замечательный праздник – день рождения Вознесенского мужского монастыря.

По традиции праздник завершился совместным чаепитием со сладким угощением от братии Вознесенской обители.

В субботу 4-й седмицы по Пасхе Священноархимандрит Вознесенского мужского монастыря г. Сызрани епископ Сызранский и Жигулевский Фома совершил всенощное бдение в обители.

Владыке Фоме сослужили клирики Вознесенского монастыря.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ФЕОДОРОВСКАЯ»

ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ Его Преосвященства, Преосвященнейшего Фомы, епископа Сызранского и Жигулевского

Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

В святую Пасхальную ночь, по Своей неизреченной милости и человеколюбию, Господь дает нам вновь пережить великое торжество победы жизни над смертью. Он призывает нас на брачный пир веры, на котором мы становимся и тайнозрителями, и участниками преславного Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
Великий праздник Святой Пасхи Господней всегда празднуется весной. Как вся природа воскресает, приходит в движение и неизменно устремляется к жизни, так и светлый праздник Пасхи наполняется силою и действием Божиим для нашей же жизни – как земной, так и небесной.
Пшеничное или иное зерно, брошенное весною в землю, истлевает, чтобы вновь ожить в полноте и красоте и принести свой плод. Апостол Павел говорит об этом так: «Сеется (зерно) в тление, восстает в нетлении, сеется не в честь, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстает тело духовное. Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в бессмертие» (1Кор. 15, 35-53).

В эту святую ночь мы особенно отчетливо понимаем, что Воскресший Спаситель оставил нам не только учение и заповеди, но прежде всего — Свой живой пример и образ, оставил нам Самого Себя. И Воскресение Христово вбирает в себя всю жертвенность и веру, все страдание за правду, все мужество и решимость, всю любовь, проявленные в ходе человеческой истории… Все те духовные силы, которые зачастую кажутся слабыми и неуместными, на самом деле оказываются тверже алмаза, долговечнее времени и сильнее смерти.
Совершая Пасхальное торжество, умножим нашу святую радость усердной молитвой к Воскресшему Господу. Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех и нас на земли сподоби, чистым сердцем Тебе славити. Но как достигнуть чистоты нашего сердца, когда вокруг нас столько нравственного несовершенства?
Говоря словами Святого Евангелия, лишь с Божией помощью можно достичь чистоты и святости. «Все могу о укрепляющем мя Господе, — сказал апостол Павел. – Главное – иметь веру в Бога, любить Его всем сердцем, заботиться о людях». Человек всегда имеет нужду, если не в материальном, то в духовном. А это значит – нужно встретиться с нуждающимися, посоветовать, подсказать им, куда и при каких обстоятельствах нужно обращаться, подарить им Евангелие или духовную книгу. Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир для того, чтобы спасти людей от греха, проклятия и смерти, и спасение это совершается в Церкви.

С праздником всех вас, дорогие! Пусть радость о Воскресшем Господе и немеркнущий свет Христова Воскресения, дарующий крепость душевных и телесных сил на созидание новой, богоугодной жизни в богоспасаемом Отечестве нашем, неизменно пребывают со всеми нами.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Самарская Митрополия

Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Самарского и Тольяттинского, Преосвященным Архипастырям, боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам Самарской митрополии.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению.
Показать полностью…

Из Пасхального канона на утрени.

Сердечно поздравляю вас, дорогие во Христе Архипастыри, христолюбивые пастыри, боголюбивые иноки и инокини и благочестивые миряне Самарской епархии.

Мы много раз повторяем и будем повторять эти священные слова и в храмах, и при встрече друг с другом — сегодня и в предстоящие сорок дней.

С Воскресением Христовым воскресли на земле святая истина, правда и добродетель и посрамилась всякая ложь. Сколько было в мире до этого величайшего события зла, беззаконий, преступлений, скверн, лукавства, какими загрязнилась земля за долгие годы Ветхого Завета. Даже саму Правду Божию, Саму Святость Божию, явившуюся грешному роду человеческому в образе Иисуса Христа, человеческая злоба и неправда гнала и преследовала вплоть до креста.

Но Христос Воскрес, и попраны, низринуты ад, диавол и злоба с нечестием. Ибо в том событии, которое мы празднуем сегодня, вечное торжество правды, мира и радости. Во Христе воскрес мир — человечество, «в Нем… воскресло небо, воскресла земля», — писал в свое время святой Амвросий Медиоланский. Воистину великая и искупительная жертва Спасителя за падшее во грехах человечество произвела глобальную перемену и на небесах, и на земле, и в душе каждого человека. Величием жертвы Христовой была уничтожена первопричина падения человека — Адамов грех, воссоздан в человеке образ Божий, и, как всепрощающий Отец, Спаситель мира Христос соделал человека участником Божественной полноты, усыновил его и указал ему путь в жизнь вечную.

Христос в Своем Воскресении становится победителем смерти, начатком и первенцем из мертвых (Кол. 1, 18). Наша вера в Воскресение Христа Спасителя неизбежно приводит нас к чаянию всеобщего воскресения и жизни будущего века, ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 20-23).

Именно в этой неразрывной связи праздника Воскресения Христова с грядущим воскресением мертвых, с откровением Нового Неба и Новой Земли, в связи Пасхи земной, явленной во времени, с Пасхой Вечной и заключается для нас, живущих ныне, источник пасхального света и пасхальной радости.

В день Своего славного Воскресения Христос возвестил всем людям земли не только радость и любовь, но еще и мир. Событие Воскресения Христова радостно и потому, что оно, как и Рождество Христово, обещает миру всеми желанный и всеобщий мир. Ведь Воскресший из мертвых Христос уже при первом Своем явлении святым Апостолам три раза возвестил: «Мир вам!»

И потому-то странно христианину сознавать в эти дни, что по-прежнему существуют на земле зло, ненависть, раздоры и войны. Всякий искренне верующий во Христа Воскресшего — противник насилия и зла. Поэтому среди наших священников и мирян, живущих на благословенной Самарской земле, нет ни одного, кто был бы равнодушен к делу любви и взаимопонимания между людьми разных наций и вероисповеданий. Молитвой, неустанными трудами, творческим созиданием на пажити Христовой будем стремиться к миру и творить мир. Уважение и любовь ко всем без различия является основой Православной веры: Шедше… научите вся языцы (Мф. 28, 19), — говорит Господь, не называя и не исключая ни одной нации.

В своем слове, слышанном вами в Пасхальную ночь, святой Иоанн Златоуст говорит с восторгом: «и мертвого ни одного нет во гробе». Все, кто когда-либо жил на земле, — наши предки, наши родители, близкие и родные — бессмертными душами живут у Господа. А прах наш будет воскрешен силой всемогущества Божия в последний день. Эту радость нам принесла весть о Воскресении Христовом. Воскрес Христос: «Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа?» — восклицает Иоанн Златоуст словами ветхозаветного пророка.

Дорогие во Христе Архипастыри, пастыри, боголюбивые монашествующие и миряне, верные чада нашей Матери-Церкви, живущие в пределах Самарской епархии!

Воскрес Христос! И всё, что мы имеем святого и дорогого для жизни на земле, — дано нам Воскресшим Господом. И как утешительно сегодня осознавать, дорогие во Христе, что наша радость о Воскресшем Господе в этот день сливается с радостью бесчисленных тысяч людей во всех концах земли, празднующих преславное Воскресение Христово — Пасху Господню. А она — величайшее событие в истории мира — наполняет светом и торжеством, по слову одного из пасхальных песнопений, и небо, и землю, и преисподнюю.

Пусть радость о Воскресшем Спасителе сбережет всех от уныния и отчаяния в минуты наших скорбей, жизненных тягот, в дни несения нами жизненного креста. Слава и благодарение Творцу, сподобившему нас вкусить радости Воскресения Христова. Дабы не случилось с нами того, о чем говорит пророк народу своему: яко посрамиша радость сынове человечи (Иоиль 1, 12). Пусть в ваших сердцах навсегда останется неизреченная радость о Воскресшем Иисусе, Господе нашем. Этот великий день Пасхи Христовой пусть озаряет всегда нашу земную жизнь, чтобы нам быть достойными радости жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Пасха Христова 2019 год,
град Самара.