Меню Закрыть

Миссионерский институт при ново тихвинском женском монастыре

Миссионерский институт при ново тихвинском женском монастыре

Нужны ли современным людям миссионеры? Спрашивать об этом так же странно, как о том, смогут ли современные люди жить без истины. Святитель Филарет Московский полтора века назад писал: «Исторгните истину Христову из человечества — с ним будет то же, что с телом без сердца и миром без солнца». И потому появление в Екатеринбурге Миссионерского института — событие весьма значимое. О том, чему и как учат уральских миссионеров, – беседа с ректором Миссионерского института, доктором филологических наук профессором Наталией Александровной Дьячковой.

— Обычно, когда появляется новый институт, к нему относятся не слишком серьезно. Репутацию солидного учреждения он зарабатывает долгие годы. А Миссионерский институт будто родился уже взрослым: крепкие традиции, отработанная программа, тщательно подобранный преподавательский состав, доброе имя. Как и когда вы все это приобрели?
— Спасибо за добрые слова в наш адрес. Действительно, Миссионерский институт создан не на пустом месте: его предшественником были Миссионерские курсы при Ново-Тихвинском монастыре, которые десять лет готовили православных людей к миссионерскому служению. Я могла бы назвать приход, в котором все певчие и все преподаватели воскресной школы — наши выпускники. За эти годы у нас учились и продолжают учиться жители не только Екатеринбурга, но и Первоуральска, Среднеуральска, Полевского и даже Миасса — а это Челябинская область.
Последние три года мы работали уже как Высшие миссионерские курсы. Высшие — потому что начали осваивать государственный стандарт «бакалавр теологии», увеличили срок обучения на курсах с трех до пяти лет, собрали коллектив высококвалифицированных специалистов: богословов, священников, университетских профессоров. Некоторые спецкурсы читали известные ученые из Москвы и других городов, мы специально их приглашали. Одним словом, мы учили наших слушателей так, как учат на вечерних отделениях вузов: у нас были сессии с экзаменами и зачетами, наши слушатели писали курсовые и дипломные работы, действовал семинар дипломников, проходили научные конференции, методические семинары, заседал ученый совет факультета. Вот только документ об образовании мы выдавать не могли. Мы были зарегистрированы именно как курсы при монастыре, цель которых — вести духовно-просветительскую работу среди населения. Но преобразовать курсы в институт мы мечтали давно, поэтому старались, так сказать, подготовить почву. И когда в июле этого года Рособрнадзор предоставил нам лицензию, у нас уже была полностью опробована модель вуза. Все эти три года наши слушатели даже на педпрактику ходили!

— Но почему было необходимо создать именно институт? Ведь Миссионерские курсы вполне успешно справлялись со своей задачей, давали студентам все необходимые знания?
— Да, это так. Но все же, было жаль наших слушателей. Согласитесь, обидно учиться пять лет, как в институте, защитить квалификационную работу — и не получить диплома о высшем образовании. Впрочем, даже не это главное. В нашей епархии практически в каждом храме есть церковноприходская школа, и сегодня там должны преподавать теологи с высшим образованием, а не просто благочестивые миряне. Кроме того, в скором времени и в обычных средних школах нужны будут учителя для преподавания дисциплин с православным компонентом. Хорошо, если эти предметы также будут вести квалифицированные теологи. Я уж не говорю о других миссионерских задачах.

— У кого учится сам Миссионерский институт?

— В основном, у Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы ориентируемся на этот университет, перенимаем его опыт и связаны с ним самым тесным образом. Во-первых, ПСТГУ закончили в свое время многие наши преподаватели. Во-вторых, у нас есть личные контакты с учеными из этого университета. Дважды приезжал к нам заведующий кафедрой истории миссий, профессор, доктор физико-математических наук Андрей Борисович Ефимов, он участвовал в работе нашей конференции «Современная православная миссия», а также читал нашим слушателям спецкурс «Методы и приемы миссионерской деятельности». Частый наш гость — заведующий кафедрой гомилетики протоиерей Артемий Владимиров. В октябре этого года к нам приедут для участия в конференции и чтения актовых лекций заведующий кафедрой философии профессор Владимир Николаевич Катасонов и доцент кафедры догматического богословия Сергей Анатольевич Чурсанов. Надеемся также, что в октябре к нам приедет проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов. Отец Георгий — специалист по Льву Толстому, очень хочется послушать его лекции о Толстом с православной точки зрения.
Дважды был у нас директор НИИ Синергийной антропологии профессор Сергей Сергеевич Хоружий, известный ученый, специалист по исихазму. Его ученик, кандидат философских наук, член редакционной коллегии богословского журнала «Альфа и омега» отец Павел Сержантов также неоднократно приезжал к нам читать лекции.
Помогают нам и специалисты Учебно-методического объединения по теологии, которое создано на базе исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

Напоминающие о Господе, не умолкайте…

— Почему Институт действует именно при монастыре? Кажется, что у этих организаций совсем разные задачи?
— Монастыри всегда были центрами образованности и культуры, центрами просвещения в исконном, изначальном смысле этого слова. Сегодня мы полагаем, что просвещенный человек – это образованный, эрудированный, много знающий интеллектуал с дипломом о высшем образовании, а еще лучше — с ученой степенью. Но когда-то наши предки под просвещением понимали и нечто другое: познание истины и даже таинство, которое вводит нас в царство вечного света — крещение.

В монастырях духовно просвещались тысячи людей, здесь они укреплялись в вере, находили утешение в скорбях. Русские люди любили совершать паломничества в монастыри. Шли пешком по нескольку дней или даже недель, шли по зову сердца, ведь их никто туда не гнал. Я очень люблю повесть Ивана Шмелева «Богомолье», о том, как паломники идут помолиться в монастырь святого Сергия Радонежского — в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Люди идут на богомолье, и каким благодатным оказывается для них это путешествие по родной земле к монастырским святыням! Интересно, что эпиграфом к «Богомолью» Иван Шмелев берет слова из Библии: «О, вы, напоминающие о Господе, — не умолкайте!» (Ис. 62, 6). И монастыри никогда не умолкали, они постоянно напоминали о Боге.
Недавно я была в паломничестве в селе Меркушино, а останавливались мы в гостинице мужского монастыря в Костылева. Так вот, там монастырский колокол будил нас в 3 часа ночи, затем в 5 утра; после этого напоминал нам о том, что нужно молиться, и в 8 утра, и в 3 часа дня. Ночью мы спали, а монахи шли на молитву. Это я намеренно так буквально истолковываю глаголы «напоминать» и «не умолкать». Дело, конечно, не только в колокольном звоне, но в самом молитвенном духе монастырей, в их святынях, в их особых богослужениях, в их мудрых и рассудительных духовниках. Мы знаем, что выдающиеся русские писатели и ученые XIX века ездили в Оптину пустынь к простым монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, потому что эти ответы они не могли бы найти ни в одной энциклопедии. Да и сейчас ездят!
До революции Ново-Тихвинский монастырь был центром не только духовного просвещения, но и просвещения в современном смысле этого слова. При монастыре действовало женское училище, оно было первым на территории Пермской губернии. В нем могли учиться девочки разных сословий, но, наверное, самым ценным было то, что училище давало образование малоимущим детям-сиротам. Все расходы монастырь брал на себя. Представляете, за время существования училища в нём обучалось почти девять тысяч девочек! При монастыре существовала стройная образовательная система: приют, училище, церковноприходская школа. По данным историков, монастырь в деле женского образования и просвещения опередил светскую образовательную систему более, чем на двадцать лет. А мы по благословению духовника монастыря и нашего института схиархимандрита Авраама и настоятельницы монастыря игумении Домники лишь пытаемся возродить эту традицию.

— Преподаватели института — кто они? Как вы их находите? Ведь верующих, да еще и воцерковленных людей в науке, как кажется, совсем немного.
— У нас преподают только верующие преподаватели. Вы правы, к сожалению, таких в наших вузах не большинство, но они всё же есть. У нас преподают профессора и доценты УрФУ, Уральской академии госслужбы, священники, имеющие ученую степень, выпускники ПСТГУ, МДА, ЕПДС, Белгородской миссионерской семинарии… Каждый преподаватель — уникальная личность, интересный ученый, прекрасный педагог. Сама не знаю, за что нам такое счастье?

— А кто ваши слушатели?
— Это люди разные: молодые, пожилые, девушки, бабушки, математики, историки, военные, предприниматели, пенсионеры, поэты. Но случайных людей среди них нет: каждого своими путями привел к нам Господь. Кто-то уже побывал в секте, кто-то увлекался эзотерикой, кто-то недавно уверовал и тут же решил изучать богословские науки, чтобы «верить разумно».
И столь разных людей курсы, а теперь институт, можно сказать, объединяют в одну большую семью. Наши слушатели обрели совершенно иной круг общения, отличный от того круга, который существует в их повседневной жизни. Многие находят здесь друзей. Выпускники продолжают общаться, дружить, вместе ездят в паломнические поездки, вместе отмечают православные праздники. Более того: некоторые находят здесь… супруга. За те годы, что действовали Миссионерские курсы, на наших глазах сложилось несколько православных семей, родились дети. В миру православной девушке гораздо труднее встретить верующего юношу, а молодому человеку труднее найти верующую, воцерковленную православную девушку, с которой хотелось бы создать семью. У нас не просто образовательное учреждение, здесь нет равнодушия, здесь все друг другу братья и сестры во Христе.

— За десять лет курсы выпустили множество подготовленных миссионеров. Понятно, что не все они занимаются активной миссионерской деятельностью, но все же: можете ли вы уже сказать о том, что обучение принесло свои результаты?
— Многие наши выпускники действительно миссионерствуют: преподают в воскресных школах, помогают на приходах своим батюшкам, работают в духовно-просветительских центрах, поют на клиросе. Но даже если, как вы говорите, они и не ведут активной миссионерской деятельности, обучение в монастыре все равно принесло и приносит свои плоды. Наши слушатели миссионерствуют среди своих знакомых, коллег, родственников, они приводят к вере и воцерковляют своих детей, внуков, племянников и даже пожилых родителей.

— Каким, по-вашему, должен быть современный миссионер?

— Прежде всего — верующим и воцерковленным. Должен знать догматические основы православной веры, вести духовную жизнь. А помимо этого он, конечно же, должен иметь расположение к людям, быть отзывчивым, добрым, приветливым. И радостным. Унылый миссионер никого не только не вдохновит, но даже и не заинтересует. Чрезвычайно нужное качество для миссионера — тактичность. Умение не навязывать свою проповедь, не вторгаться агрессивно в чужое личное пространство, не обличать, не обижать, но говорить о православной вере только с теми, кто хочет о ней услышать, проповедовать только тем, кто к этому готов. Кроме того, современный миссионер, несомненно, должен уметь грамотно и красиво говорить и вообще быть культурным человеком.

— Грамотно говорить вы тоже учите?
— Разумеется. Преподаем и риторику, и культуру речи. А кроме этого еще и литературу, и историю.

— А зачем миссионеру знать литературу и историю? Не достаточно ли ему сугубо церковных дисциплин?
— На эту тему очень интересную лекцию прочитал нашим слушателям отец Артемий Владимиров. Интересующихся могу отослать к сайту нашего института «Уральский миссионер», где она опубликована. По мнению батюшки (а он, кстати сказать, выпускник филологического факультета МГУ, член Союза писателей России, заведующий кафедрой гомилетики ПСТГУ), проповедь, которая опирается лишь на знание «сугубо церковных дисциплин», которая игнорирует историю, достижения научной мысли, не обращается к шедеврам классической литературы, — это сектантская проповедь. Она отличается примитивизмом и начётничеством, а ее автор демонстрирует узость своего мировидения, глупое доктринерство и поверхностное морализаторство. Миссионер должен быть эрудированным, образованным человеком, ведь ему приходится общаться и с простыми людьми, и с интеллектуалами. И в том и в другом случае знание истории, литературы необходимы: именно в этих источниках миссионер найдет аргументы для своей миссионерской проповеди. Нужно иметь в виду, что люди охотнее доверяют мнению популярного, авторитетного человека: ученого, поэта, художника. Ссылка на мнение такого человека в доказательство своего тезиса называется в риторике аргументом «к авторитету». И русская классическая литература, как, впрочем, и вся европейская, — это океан таких аргументов, потому что вся она – это один нескончаемый комментарий к Евангелию. Иногда в одной поэтической строфе может в концентрированном виде содержаться суть христианского учения. Вот, например, стихи Николая Гумилева:
Есть Бог, есть мир; они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

А вот Федор Глинка:
Если хочешь жить легко
И быть к небу близко,
Держи сердце высоко,
А голову низко.
Ну чем не азбука веры? А лермонтовскую «Молитву» переписал в свою тетрадь любимых стихов и духовных песнопений старец Николай Гурьянов.

Тем православным, которые говорят мне, что им не нужны литература, музыка, живопись, я отвечаю, что невежественный неофит не только никого не привлечет к Церкви, но и, напротив, может оттолкнуть от нее и что не стоит забывать о том, что вся европейская культура и литература, в том числе и русская, изначально зиждилась на христианском мировоззрении. Можно пойти в Эрмитаж, походить по залам, где висят картины на библейские сюжеты, и убедиться в сказанном.
Теперь об истории. Как можно не знать и не любить историю, в том числе историю своего Отечества, историю Церкви, историю искусства? Без знания истории мы не сможем понять настоящего – это общеизвестная истина. Если бы мы ничего не знали о трагической истории России XX века, то не узнали бы и о подвиге тысяч новомучеников и исповедников – святых! А как долго мы жили, ничего не зная о духовном подвиге святых Царственных Страстотерпцах, святой великомученицы Елизаветы Федоровны! Присваивали улицам имена цареубийц, а проходимцев и авантюристов считали героями! А когда мы читаем, к примеру, исторический роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» или смотрим одноименный фильм Ежи Кавалеровича, то узнаём о жизни Рима времен императора Нерона, и нам становится понятным подвиг христиан-мучеников первых веков христианства.
Какой-то исторический факт, какая-то стихотворная строчка могут стать поводом для глубоких и серьезных размышлений о смысле жизни, а это уже первый шаг к вере в Бога. Помните польский фильм 60-ых годов «Пепел и алмаз»? Главный герой фильма с легкостью убивает людей, он привык убивать, потому что шла война, и он воевал против фашистов, теперь он стреляет в идеологических противников — своих соотечественников. И вот однажды, спустившись в склеп, он и его девушка читают высеченные на надгробии стихи польского поэта Норвида: «Когда сгоришь, что станется с тобою: / Уйдешь ли дымом в небо голубое, / Золой ли станешь мертвой на ветру? / Что своего оставишь ты в миру? / Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней, / Зачем ты в мир пришел? / Что пепел скрыл от нас? / А вдруг из пепла нам блеснет алмаз, / Блеснет со дна своею чистой гранью…» И герой вдруг понимает, что жить так, как живет он, нельзя, и решает изменить свою жизнь. Вот какой силой обладает поэтическое слово.

Читайте так же:  Дубовский монастырь волгоградская область

— Кто из известных лиц является образцом миссионера для вас лично?
— Я могла бы назвать имена великих миссионеров, например святого равноапостольного Николая Японского, который просвещал далекую Японию. Он самостоятельно изучил японский язык, японскую культуру и быт японцев и оставил в Японии после своей кончины сотни православных общин и десятки тысяч человек, обращенных в православную веру. Интересно, что первым человеком, которого он обратил в христианство и крестил, был самурай, пришедший его убить! Мне хотелось бы назвать также святителя Тихона, патриарха Московского, епископа Алеутского и Аляскинского, миссионерствовавшего в Северной Америке. Это не просто великие миссионеры, но и святые! И таких миссионеров в Русской Православной Церкви много!
Но сегодня у миссионеров другая задача. Весной 2010 года наш институт посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к слушателям и преподавателям, он сказал, что «главная задача сегодня – это внутреннее миссионерство, рехристианизация наших расцерковленных соотечественников». Поэтому я хочу назвать имя нашего современника, и мой ответ, скорее всего, удивит вас. Таким миссионером я считаю писателя Фазиля Искандера. Он не только выдающийся художник слова, но и глубокий мыслитель. Никогда не забуду его прекрасную повесть «Софичка». В ней рассказывается о чегемской девушке, судьба которой сложилась трагически. Для меня это образ настоящей христианки. Несмотря на несчастья, трудности, предательство ближних, она не переставала любить людей, одаривать их теплом, заботой, хотя многие из них, по нашим представлениям, этой любви достойны не были. Я не знаю, какого вероисповедания Фазиль Абдулович, но его суждения о христианстве и его художественные образы для меня, например, самая что ни на есть настоящая христианская проповедь. И я уверена, что очень многие его читатели и почитатели согласятся со мной. Вы посмотрите, как мудро он мыслит и пишет! «Глубина стыда определяет высоту человеческой личности. Вот почему пастух как личность может быть выше академика»; «Космический холод мира преодолевается лаской. В этом чудо учения Христа»; «Ленивый человек может быть хорошим человеком, но ленивая душа преступна». И вот еще одно его изречение-предсказание, которое мне очень нравится: «Блудный сын пришёл к отцу, когда ему стало совсем плохо. Так и человечество придёт к Богу».

УТВЕРЖДЕН
Решением Учредителя № 1/МИ
от « 20 » июля 2009 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре» (далее – «ИНСТИТУТ») является негосударственным частным образовательным учрежде¬нием высшего профессионального образования, созданным по решению и на базе собст-венности Учредителя, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «Об об¬разовании»; Законом РФ «О высшем и послевузовском образовании»; Законом РФ «О не¬коммерческих организациях».
1.2. Учреждение является некоммерческой организацией и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
1.3. Полное официальное наименование ИНСТИТУТА на русском языке – Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре».
Полное наименование ИНСТИТУТА на английском языке – Non-state Private Educational Institution for Higher Professional Training «Missionary institute at Novo-Tikhvin Women’ s Monastery».
Сокращенное наименование ИНСТИТУТА на русском языке — НОУ ВПО «Мис¬сионерский институт». Сокращенное наименование ИНСТИТУТА на английском языке – «Missionary Institute»
1.4. Единственным учредителем негосударственного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре» является:
Местная православная религиозная организация женский монастырь Ново-Тихвинский г. Екатеринбург Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), зарегистрированная Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (Свидетельство о государственной регистрации № 208 от 30.08.1994 г.), местонахождение: 620194 г. Екатеринбург, Зеленая Роща,1.
Свидетельство ОГРН 1036605603374, ИНН 6661021498, ОКПО 36401306
1.5. ИНСТИТУТ является юридическим лицом по Российскому законодательству, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, текущий и иные счета в учреждениях банков, в том числе в иностранной валюте, круглую печать, бланки и штампы со своим наименованием на русском и английском языках, эмблему.
1.6. ИНСТИТУТ приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
1.7. ИНСТИТУТ ведет образовательную деятельность со дня получения лицензии на данный вид деятельности.
1.8. Лицензирование ИНСТИТУТА, его аттестация и государственная аккредитация осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
1.9. ИНСТИТУТ для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
1.10. ИНСТИТУТ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоря¬жении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. ИНСТИТУТ не отвечает по обязательствам Учредителя.
1.11. ИНСТИТУТ руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
1.12. Юридический и фактический адрес ИНСТИТУТА: 620194 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 87.

2. ЦЕЛЬ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА

2.1. ИНСТИТУТ, являясь негосударственным образовательным учреждением, не конкурирует с государственными вузами, а используя свой научно-образовательный потенциал и современные образовательные технологии, дополняет государственную систему высшего образования.
2.2. Целями образовательного процесса в Институте являются:
— удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, обра¬зовательном и духовно-нравственном развитии посредством получения высшего и после¬вузовского профессионального образования;
— развитие наук посредством научных исследований и творческой деятельности на¬учно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно — педагогических работников высшей квалификации;
— формирование у обучающихся гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации;
— сохранение и преумножение духовно-нравственных, культурных и научных цен¬ностей общества;
— распространение знаний среди населения, повышение его духовно-нравственного, образовательного и культурного уровня;
— выполнение воспитательных задач, вытекающих из духовно-нравственного и гу¬манистического характера образования, реализуемых в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподава¬телей;
— содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете духовно-нравственных ценностей;
2.3. В ИНСТИТУТЕ реализуются типы и виды образовательных программ, относящиеся к программам высшего профессионального образования соответственно целям об¬разовательного процесса в ИНСТИТУТЕ.
2.4. ИНСТИТУТ осуществляет образовательную деятельность в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Конкретные направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов определяются лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной ИНСТИТУТУ.
2.5. Деятельность ИНСТИТУТА осуществляется в соответствии с его целями и включает в себя следующие направления (виды деятельности):
— образовательную деятельность по реализации программ высшего профессионального образования;
— информационно-консультационную деятельность, связанную с реализацией основной цели ИНСТИТУТА;
— научно-исследовательскую, информационно-аналитическую и внедренческую деятельность, связанную с реализацией основной цели ИНСТИТУТА;
— издание учебных, учебно-методических, научно-методических материалов, журналов, книг, монографий, бюллетеней, справочников, информационно-рекламных материалов и другой печатной продукции, связанное с реализацией основной цели ИНСТИТУТА;
— воспитательную деятельность;
— иную образовательную деятельность;
— распространение учебно-методической и богословско-миссионерской литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов;
— организацию и проведение лекций, семинаров, конференций, круглых столов по религиозным, духовно-нравственным, образовательным, культурно-просветительским вопросам.
2.6. В соответствии с действующим законодательством ИНСТИТУТ может реализовывать образовательные программы высшего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного и послевузовского образования при наличии у ИНСТИТУТА соответствующей лицензии.
2.7. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях» ИНСТИТУТ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых он был создан.

З. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНСТИТУТА

3.1. В своей деятельности ИНСТИТУТ учитывает интересы граждан, обеспечивая высокое качество оказания образовательных услуг.
3.3. ИНСТИТУТ осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных настоящим Уставом. ИНСТИТУТ строит свои отношения с другими учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров.
3.4. Перечень и стоимость услуг, оказываемых ИНСТИТУТОМ, устанавливается с учетом действующего законодательства и решения Учредителя.
3.5. Для выполнения цели своей деятельности в соответствии с действующим зако¬нодательством ИНСТИТУТ имеет право:
— осуществлять в отношении закрепленного за ним имущества право владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества;
— осуществлять выпуск печатных изданий (альманаха, газеты, методических и учебно-наглядных пособий и т.п.) и мультимедийной продукции (в т.ч. дисков, кассет и т.п.) и их реализацию;
— производить инвестиции в сферы, связанные с культурно-просветительской и об¬разовательной деятельностью по согласованию с Учредителем;
— устанавливать по согласованию с Учредителем цены на оказываемые услуги;
— создавать по согласованию с Учредителем или принимать участие в уже существующих ассоциациях (союзах), других некоммерческих организациях, а также в хозяйственных обществах или товариществах, целями деятельности которых является оказание услуг в родственных, аналогичных сферах;
— привлекать для осуществления своих функций на договорной основе другие, в т.ч. зарубежные, учреждения, предприятия и организации, а также граждан;
— открывать по согласованию с Учредителем свои филиалы и представительства на территории Российской Федерации и иностранных государств, которые не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждаемых руководителем ИНСТИТУТА. Руководители представительств и филиалов назначаются ИНСТИТУТОМ по согласованию с Учредителем и действуют на основании доверенности ИНСТИТУТА. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах ИНСТИТУТА;
— открывать счета (в том числе в валюте) в учреждениях банков и по согласованию с Учредителем пользоваться банковским кредитом;
— направлять (в том числе за счет собственных средств) сотрудников ИНСТИТУТА на стажировку и обучение на факультетах повышения квалификации в родственные ведущие учреждения (предприятия), находящиеся на территории Российской ФедераДйи и за рубежом;
— планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласо¬ванию с Учредителем;
— устанавливать штатно-организационную структуру;
— в установленном порядке определять систему оплаты труда и размер средств, на¬правляемых на оплату труда сотрудников ИНСТИТУТА и их поощрение;
— принимать и увольнять сотрудников в соответствии с действующим законодательством;
— совершать в рамках закона иные действия, соответствующие уставным целям.
3.6. ИНСТИТУТ обязан:
— нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федера¬ции за нарушение установленных им правил хозяйствования, а также договорных, кредитных и расчетных обязательств;
— осуществлять в уставных целях только при наличии разрешения, оформленного в порядке, предусмотренном нормативными актами Российской Федерации, те виды (на¬правления) деятельности, на которые в силу закона необходимо получать специальное разрешение (лицензию).

4. УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУТОМ

4.1. Органами управления ИНСТИТУТОМ являются:
-Учредитель;
— Ректор.
4.2. Высшим органом управления ИНСТИТУТОМ является Учредитель.
4.3. Заседания Учредителем проводятся не реже одного раза в год.
4.4. К компетенции Учредителя относится:
— определение основных направлений деятельности ИНСТИТУТА, утверждение его планов и отчетов об их исполнении, а также принятие решения об участии в союзах, ассо¬циациях и других объединениях некоммерческих организаций;
— изменение Устава ИНСТИТУТА;
— принятие решения о реорганизации или ликвидации ИНСТИТУТА, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;
— назначение Ректора ИНСТИТУТА и определение его полномочий, досрочное прекращение полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций;
— утверждение структуры управления ИНСТИТУТОМ;
— избрание Ревизионной комиссии, утверждение балансов и годового отчета ИНСТИТУТА, заключений ревизионной Комиссии;
— определение условий обучения на возмездной или безвозмездной основе;
— установление правил приема в ИНСТИТУТ;
— определение размера и формы оплаты обучения в ИНСТИТУТЕ;
— определение условий оплаты труда работникам ИНСТИТУТА;
— создание, реорганизация и ликвидация филиалов, представительств и других под¬разделений ИНСТИТУТА;
— утверждение положений о фондах ИНСТИТУТА;
— создание фондов, утверждение их размеров, порядка их образования и использования;
— принятие решения об осуществлении конкретных видов предпринимательской деятельности;
— утверждение доли дохода от предпринимательской деятельности, реинвестируемой в образовательную деятельность, порядка покрытия убытков.
4.5. Решение вышеперечисленных вопросов относится к исключительной компетенции Учредителя.
4.6. Учредитель вправе принимать к своему рассмотрению любые вопросы, касающиеся деятельности ИНСТИТУТА, осуществляет права и несет ответственность за деятельность ИНСТИТУТА в соответствии с законодательством России, настоящим Уставом и контрактом, заключаемым с Ректором.
4.7. Управление ИНСТИТУТОМ осуществляет Ректор.
4.8. Ректор ИНСТИТУТА назначается Учредителем, сроком не более чем на пять лет. Объем полномочий Ректора определяются решением Учредителя.
4.9. Ректор подотчетен Учредителю и осуществляет свою деятельность на основании и во исполнение решений Учредителя и требований действующего законодательства.
4.10. Ректор ИНСТИТУТА осуществляет руководство деятельностью ИНСТИТУТА и имеет следующие права и обязанности:
— без доверенности действует от имени ИНСТИТУТА, представляет его во всех учреждениях, организациях и предприятиях как на территории РФ, так и за рубежом, заключает договоры от имени ИНСТИТУТА, выдает доверенности, издает приказы и дает указания, обязательные для всех студентов и сотрудников ИНСТИТУТА;
— осуществляет оперативное руководство ИНСТИТУТОМ в соответствии с его основными целями и функциями;
— обеспечивает выполнение планов деятельности ИНСТИТУТА;
— по согласованию с Учредителем назначает на должность главного бухгалтера ИНСТИТУТА;
— организует бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с требованиями действующего законодательства;
— распоряжается в пределах утвержденной сметы средствами и имуществом ИНСТИТУТА;
— устанавливает по согласованию с Учредителем размер оплаты за обучение и оказываемые услуги;
— утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы ИНСТИТУТА, за исключением документов, утверждение которых отнесено настоящим Уставом к компетенции Учредителя;
— принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности ИНСТИТУТА;
— обеспечивает выполнение решений Учредителя. По требованию Учредителя представляет любую информацию о деятельности ИНСТИТУТА;
— подготавливает материалы, проекты и предложения по вопросам, выносимым на рассмотрение Учредителю;
— осуществляет прием (увольнение) сотрудников в соответствии с трудовым зако¬нодательством РФ, в т.ч. и на конкурсной основе;
— утверждает должностные инструкции;
— решает все вопросы текущей деятельности ИНСТИТУТА;
— осуществляет международные связи;
— несет в пределах своей компетенции персональную ответственность за использование средств и имущества ИНСТИТУТА в соответствии с его уставными целями и задачами;
— при необходимости, по согласованию с Учредителем, подбирает своих заместителей – проректоров;
— принимает меры поощрения работников и налагает на них взыскания в соответствии с Правилами внутреннего распорядка и действующим трудовым законодательством;
— обеспечивает соблюдение Правил внутреннего распорядка;
— накладывает взыскания на обучающихся за нарушения учебной дисциплины и Правил внутреннего распорядка;
— выполняет иные обязанности, возложенные на него трудовым договором (контрактом).
4.11. По согласованию с Учредителем часть своих полномочий Ректор может деле¬гировать своим заместителям – проректорам и другим лицам, действующим на основании положений или доверенностей.
4.12. Проректоры назначаются на должность и освобождается от должности Ректором по согласованию с Учредителем.
4.13. В организации работы ИНСТИТУТА принимает участие Ученый Совет.
4.14. Учёный Совет осуществляет разработку, общую координацию образовательной, исследовательской, научно-методической деятельности ИНСТИТУТА.
4.15. В Учёный Совет входят ректор, проректоры, деканы факультетов, руководители отдельных подразделений и ряда специальных кафедр, ведущие профессор ИНСТИТУТА и учёные внешних организаций, а также руководители образовательных учреждений, организованных ИНСТИТУТОМ.
4.16. Состав Учёного Совета формируется и утверждается ректором сроком на 1 год.
4.17. Учёный Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в месяц.
4.18. Учёный Совет решает следующие вопросы деятельности ИНСТИТУТА:
— рассматривает и принимает решения по основным вопросам образовательной и научной политики;
— утверждает учебные планы и тематические планы научно-исследовательских работ;
— рассматривает предложения по открытию или закрытию направлений (специальностей) и форм подготовки, принимает решения о внутренней аттестации факультетов и заслушивает её итоги;
— рассматривает кандидатуры проректоров и деканов факультетов, заведующих кафедрами;
— рассматривает вопросы формирования студенческого контингента, утверждает правила приёма, контрольные показатели набора;
— регулярно рассматривает планы работы ИНСТИТУТА и заслушивает отчёты проректоров, руководителей учебных и научных подразделений по учебной, организационно-методической и научно-исследовательской работе факультетов и кафедр.
4.19. Решения Ученого совета по вопросам, реализация которых потребует привлечения дополнительных средств, не предусмотренных бюджетом, согласовываются с Учредителем.
4.20. В ИНСТИТУТЕ могут быть созданы Совет попечителей, Студенческие советы, действующие на основе соответствующих положений.
4.21. В ИНСТИТУТЕ действует Ректорат.
4.22. Ректорат возглавляется ректором ИНСТИТУТА и осуществляет оперативное решение текущих вопросов деятельности ИНСТИТУТА в период между заседаниями Ученого Совета.
4.23. Ректорат обеспечивает Ректора и Учёный Совет ИНСТИТУТА необходимой для разработки и принятия решений информацией, готовит и рассматривает проекты решений, выносимых на Учёный Совет ИНСТИТУТА.
4.24. Ректорат может принимать самостоятельные решения по текущим вопросам организации деятельности ИНСТИТУТА, обязательные для исполнения обучающимися и сотрудниками ИНСТИТУТА, в пределах полномочий, передаваемых Ректором.
4.25. Решения Ректората вступают в силу после утверждения Ректором.
4.26. Состав Ректората определяется Ректором. Членами ректората, как правило, являются проректоры и другие руководящие работники ИНСТИТУТА, осуществляющие непосредственное руководство отдельными сферами деятельности ИНСТИТУТА. Регламент деятельности ректората определяется отдельным положением.
4.27. В ИНСТИТУТЕ могут создаваться и другие, в т.ч. общественные органы (советы, комитеты, комиссии), имеющие консультативные функции. Их решения носят рекомендательный характер.

Читайте так же:  Монастырь 15 век

5. УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

5.1. Управление факультетами
5.1.1. Факультет или аналогичные по статусу подразделения, в которых организуется и осуществляется подготовка специалистов по направлению (специальности) или группе направлений (специальностей), возглавляется Деканом.
5.1.2. Кандидатура Декана утверждается Ректором ИНСТИТУТА.
5.1.3. Все вопросы деятельности факультета, включая полномочия Декана и персонала факультета, регулируются Положением о факультете.
5.1.4. На факультете может быть создан выборный представительный орган — Учебно-методический совет факультета.
5.2. Управление кафедрами
5.2.1. Кафедра возглавляется заведующим.
5.2.2. Кандидатура заведующего обсуждается на Ученом Совете ИНСТИТУТА и утверждается Ректором.
5.2.3. Деятельность кафедры регулируется положением о кафедре.

6. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ИНСТИТУТА

6.1. Состав сотрудников ИНСТИТУТА определяется штатным расписанием, утвержденным Учредителем.
6.2. Труд сотрудников регламентируется законодательством России, настоящим Уставом и правилами внутреннего распорядка.
6.3. Условия оплаты труда работников ИНСТИТУТА определяются Положением об оплате труда.
6.4. Ограничения на право ведения педагогической деятельности в ИНСТИТУТЕ вводятся в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
6.5. Заработная плата, должностной оклад работнику ИНСТИТУТА выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом. Заработная плата привлечённого профессорско-преподавательского состава выплачивается на основании фактически выполненной учебной работы в конкретный период.
6.6. Виды учебной работы, подлежащие оплате, и расчётные нормативы устанавли¬ваются отдельными положениями, утвержденными Учредителем.
6.7. Условия трудового договора не могут противоречить законодательству РФ о труде.
6.8. ИНСТИТУТ самостоятельно разрабатывает и реализует системы оценки качества труда работников, учитывающие такие параметры, как посещаемость занятий, успеваемость студентов и соблюдение ими режима контрольных мероприятий, своевременность и качество исполнения функциональных обязанностей, инициативу и творчество, а также наличие или отсутствие претензий со стороны студентов и администрации ИНСТИТУТА, факультетов и кафедр.
6.9. Результат оценки учитывается при определении стимулирующих выплат, решении вопросов о досрочном расторжении или продлении контракта, установлении персональных почасовых ставок и должностных окладов, применении мер нематериального стимулирования в части, не противоречащей трудовому законодательству Российской Федерации.
6.10. Порядок оценки и реализации принимаемых в связи с этим мер определяется специальными положениями.

7. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

7.1. Обучение и воспитание в ИНСТИТУТЕ ведется на русском языке.
7.2. Порядок приема обучающихся для получения высшего профессионального образования:
— прием производится по личному заявлению поступающих, имеющих среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование, высшее (в том числе незаконченное) профессиональное образование на основе результатов вступительных испытаний, формы которых определяются ИНСТИТУТОМ самостоятельно. Испытания проводятся с целью определения возможности поступающих осваивать программы высшего профессионального образования. При наличии конкурса обеспечивается зачис¬ление наиболее подготовленных и способных поступающих;
— к приемным испытаниям относятся: экзамен, собеседование, тестирование и другие формы контроля и аттестации, определяющие качество подготовки абитуриентов и их способности;
— от поступающих наряду с личным заявлением требуются документы, удостоверяющие их личность, гражданство, документ об образовании, необходимое количество фотографий. По требованию ИНСТИТУТА абитуриент обязан предоставить медицинскую справку установленного образца.
7.3. Обучение может проводиться как на безвозмездной основе, так и на основе компенсации затрат на обучение. С каждым из заказчиков обучения заключается договор, в котором оговариваются условия обучения и порядок оплаты обучения. В части, не противоречащей законодательству, ИНСТИТУТ самостоятельно разрабатывает и утверждает правила и порядок приема обучающихся.
7.4. На период проведения вступительных испытаний и зачисления в ИНСТИТУТЕ создаются: приемная, предметные экзаменационные и апелляционная комиссии, назначается ответственный секретарь названных комиссий. Порядок формирования, состав, полномочия и деятельность которых регламентируются положениями, утверждаемыми Ректором ИНСТИТУТА.
7.5. На каждого обучающегося в ИНСТИТУТЕ формируется в установленном порядке личное дело.
7.6. ИНСТИТУТ устанавливает продолжительность обучения на каждом этапе обучения, руководствуясь государственными образовательными стандартами и законодательством Российской Федерации.
7.7. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в слу¬чае сочетания различных форм обучения, при реализации основных образовательных про¬грамм высшего профессионального образования могут увеличиваться на срок до 1 года по сравнению со сроками обучения по очной форме обучения на основании решения Ученого совета ИНСТИТУТА. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, по решению Ученого совета ИНСТИТУТА допускается получение высшего профессиональ¬ного образования по сокращенной или по ускоренной образовательной программе высшего профессионального образования.
7.8. Обучение в ИНСТИТУТЕ по сокращенной или по ускоренной программе допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. Решение об обучении лиц по указанной программе принимает Ученый совет ИНСТИТУТА.
7.9. Порядок и основания отчисления обучающихся из ИНСТИТУТА и восстановле¬ние ранее обучавшихся в ИНСТИТУТ:
— студенты отчисляются из ИНСТИТУТА приказом ректора ИНСТИТУТА на основании волеизъявления обучающихся; по причине непосещения занятий, невыполнения учебного плана, нарушения внутреннего распорядка ИНСТИТУТА;
— отчисление предусматривается также за просрочку оплаты и неоплату обучения в соответствии с договором на обучение;
— студент имеет право на восстановление в ИНСТИТУТ в течение пяти лет после отчисления.
-студент, отчисленный за академическую неуспеваемость, пропуски занятий без уважительной причины, а так же серьезное нарушение дисциплины не имеет право на восстановление на безвозмездную форму обучения.
7.10. Система оценок при промежуточной аттестации:
— при промежуточной аттестации выставляются следующие оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачтено»;
— в ходе текущего контроля и промежуточных аттестаций, кроме вышеуказанных оценок, используются «неудовлетворительно», «не зачтено»;
— формы и порядок проведения аттестаций определяются учебными планами, при¬казами Ректора ИНСТИТУТА;
— результаты аттестаций оформляются отдельными ведомостями.
7.11. Режим занятий устанавливается учебными планами, графиком учебного процесса и расписанием занятий, утверждаемыми Ректором ИНСТИТУТА и Положением об организации учебного процесса в ИНСТИТУТЕ. Устанавливается 6-дневная рабочая неделя;
7.12. ИНСТИТУТ осуществляет образовательную деятельность как на безвозмездной, так и на платной основе. Решение о платном/бесплатном предоставлении образовательных услуг принимает Учредитель.
7.13. Платные образовательные услуги предоставляются на основе договоров между ИНСТИТУТОМ и заказчиками.
7.14. Порядок регламентации отношений между ИНСТИТУТОМ и обучающимися, их родителями (законными представителями) задается и оформляется договорами, определяющими уровень образования, форму обучения, сроки обучения, а в случае предоставления платных образовательных услуг – размер платы за обучение в ИНСТИТУТЕ.
7.15. Иные условия обучения в ИНСТИТУТЕ регламентируются локальными актами ИНСТИТУТА.
7.16. Образовательные программы разных уровней осваиваются в ИНСТИТУТЕ в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната). Допускается сочетание различных форм получения образования, в том числе соединения обучения по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации.
7.17. Организация учебного процесса в ИНСТИТУТЕ по образовательным програм¬мам высшего профессионального образования регламентируется рабочим учебным планом по специальностям, графиком учебного процесса и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются ИНСТИТУТОМ само-стоятельно на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, учебных планов по специальностям и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления обра¬зованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.
7.18. Учебный год в ИНСТИТУТЕ для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану по конкретной специальности. В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 7 недель, в., том числе не менее 2 недель в зимний период. Ученый совет ИНСТИТУТА вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на 2 месяца. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.
7.19. Учебные занятия в ИНСТИТУТЕ проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения квалификационной работы (дипломных проекта или работы). ИНСТИТУТ может устанавливать другие виды учебных занятий.
7.20. ИНСТИТУТ путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения, создает условия для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности.
7.21. Запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.
7.22. ИНСТИТУТ оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников. Итоговая аттестация выпускника ИНСТИТУТА является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.
7.23. Итоговая аттестация выпускника ИНСТИТУТА после получения им государственной аккредитации по программам высшего профессионального образования осуществляется государственной аттестационной комиссией в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утверждаемым федеральным органом управления образованием.
7.24. После прохождения итоговой аттестации студенту по его личному заявлению могут быть предоставлены в пределах срока освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования каникулы, по окончании которых производится отчисление из состава студентов.
7.25. Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность ИНСТИТУТА:
— приказ;
— распоряжение;
— правила внутреннего распорядка;
— расписание занятий;
— инструкция;
— учебный план и программа дисциплины;
— график учебного процесса;
— положение;
— иные локальные акты, необходимые для регламентации деятельности ИНСТИТУТА.
7.26. Лицам, завершившим обучение в ИНСТИТУТЕ и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы (дипломы) специалиста с высшим профессиональным образованием и (или) квалификации. После получения ИНСТИТУТОМ государственной аккредитации, ИНСТИТУТ выдает выпускникам документы (дипломы) государственного образца специалиста с высшим профессиональным образованием и (или) квалификации с официальной символикой Российской Федерации.
7.27. Выпускнику ИНСТИТУТА и обучающемуся, выбывшему до окончания высшего учебного заведения, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в ИНСТИТУТЕ. Заверенная копия документа остается в личном деле. Все прочие документы (выписки из приказов о зачислении, об окончании или выбытии, зачетная книжка, студенческий билет и др.) остаются для хранения в личном деле.

Читайте так же:  Монастырь в ленинск-кузнецкий

8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

8.1. Участниками образовательного процесса являются: обучающиеся, работники ИНСТИТУТА, родители (лица, их заменяющие) обучающихся.
8.2 . К обучающимся в ИНСТИТУТЕ относятся студенты, аспиранты, слушатели и другие категории обучающихся.
Студентом является лицо, в установленном порядке зачисленное приказом ректора в ИНСТИТУТ для обучения по образовательной программе высшего профессионального образования.
Аспирантом является лицо, которое имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и подготавливает диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Слушателями ИНСТИТУТА являются лица, обучающиеся:
— на подготовительных отделениях;
— в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки специалистов;
— в другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают вторе высшее профессиональное образование в ИНСТИТУТЕ;
— по иной специальности в ИНСТИТУТЕ параллельно с получением высшего образования по первой специальности.
8.3. Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента ИНСТИТУТА соответствующей формы обучения.
8.4. Обучающиеся имеют право:
— знакомиться с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса
— на академические права и свободы;
— на получение образования в соответствии с учебными планами и государственным образовательным стандартом;
-на обучение по индивидуальным планам;
— на ускоренный курс обучения
— на получение дополнительных образовательных услуг;
— на пользование в процессе обучения имуществом ИНСТИТУТА;
— на совмещение учебы с работой и другие права в соответствии с действующим законодательством; получать знания, соответствующие современному уровню развита; науки, техники и культуры;
— участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности ИНСТИТУТА, в том числе через общественные организации и органы управления ИНСТИТУТОМ;
— пользоваться при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом, оборудованием, учебными, научными, социально-бытовыми лечебными, спортивно-оздоровительными и другими помещениями ИНСТИТУТА;
— определять по согласованию с кафедрами перечень дисциплин по выбору и факультативных дисциплин в пределах учебного плана;
— принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, семинарах, симпозиумах, проводимых ИНСТИТУТОМ;
— представлять к публикации свои работы;
— создавать органы самоуправления для решения вопросов студенческой жизни, входить в состав этих органов;
— ставить вопросы о качестве преподавания по предмету или о качестве работы конкретного преподавателя;
— обжаловать приказы и распоряжения администрации ИНСТИТУТА в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обучающиеся очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.
8.5. 3а успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе для студентов устанавливаются следующие формы морального и материального поощрения:
— благодарность;
— рекомендации для поступления в аспирантуру;
— льготы по оплате обучения.
8.6. Обучающиеся обязаны:
— выполнять требования настоящего Устава и соблюдать правила внутреннего распорядка ИНСТИТУТА;
— выполнять требования образовательной программы профессионального образования;
— овладевать теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами работы по избранной специальности;
— выполнять в установленные сроки все виды заданий и работ, предусмотренных учебным планом и программами обучения;
— беречь имущество ИНСТИТУТА и нести материальную ответственность за его сохранность в установленном законом порядке;
— постоянно стремиться к духовно-нравственному совершенствованию и повышению общей культуры;
— своими действиями и поступками способствовать укреплению авторитета ИНСТИТУТА.
8.7. За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных настоящим Уставом обязанностей, правил внутреннего распорядка ИНСТИТУТА к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, строгий выговор, отчисление из ИНСТИТУТА.
8.8. ИНСТИТУТ обязан информировать студентов (при их обращении) о положении в сфере занятости населения Российской Федерации, содействовать студентам в заключении договоров с предприятиями, учреждениями и организациями на их обучение и трудоустройство.
8.9. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе:
— знакомиться с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
— получать информацию о стоимости образовательных услуг, порядке осуществления образовательной деятельности, сроках обучения по отдельным образовательным программам;
— защищать законные права и интересы несовершеннолетнего обучающегося;
— обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
8.10. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
8.11. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за их воспитание.
8.12. Родители (законные представители) несовершеннолетних в соответствии с гражданским законодательством несут имущественную ответственность за вред, причиненный обучающимся (слушателем) ИНСТИТУТУ в случае, если у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.
8.13. Работники ИНСТИТУТА имеют право: на обеспечение своей профессиональной деятельности, на пользование информационными фондами; на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и другие права в соответствии с действующим законодательством; на бесплатное пользование библиотекой.
8. 14. Работники ИНСТИТУТА обязаны:
— соблюдать настоящий Устав и правила внутреннего распорядка ИНСТИТУТА;
— постоянно повышать свой профессиональный уровень;
— использовать в учебном процессе методики, обеспечивающие подготовку спе¬циалистов в соответствии с государственными стандартами;
— выполнять указания ректора ИНСТИТУТА, решения Ученого совета, возложенные на работников ИНСТИТУТА функциональные обязанности и работы, указанные в должностных инструкциях, договорах, квалификационных характеристиках и других нормативных актах;
— обеспечивать необходимый профессиональный уровень своей деятельности, гарантирующий соблюдение прав обучающихся, способствующий реализации образовательных программ.
8.15. Работники, занимающиеся в ИНСТИТУТЕ преподавательской деятельностью обязаны выполнять учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу.
8. 16. Работникам ИНСТИТУТА за успехи в учебной, методической, научной, воспитательной работе и другой деятельности, предусмотренной уставом ИНСТИТУТА, устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
8.17. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно- технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала ЙНСТИТУТА определяются трудовым законодательством, Уставом ИНСТИТУТА, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями. Трудовые отношения указанных работников и Ректора регулируются на основании трудового договора.

9. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА

9.1. ИНСТИТУТ проводит научные исследования по направлениям науки в соответствии с профилем подготовки специалистов.
9.2. Основными задачами научной деятельности являются:
— эффективное использование научного потенциала ИНСТИТУТА для выполнения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в соответствии с профилем подготовки специалистов и утвержденными научными направлениями;
— повышение качества подготовки специалистов путем эффективного использования научных исследований в учебном процессе, привлечения студентов к их выполнению;
— повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и подготовка научно-педагогических кадров.
9.3. В соответствии с настоящим Уставом научная деятельность ИНСТИТУТА осуществляется его факультетами, кафедрами и научными подразделениями.
9.4. Научно-исследовательская и инновационная деятельность структурных научных подразделений регламентируется их Положениями.
9.5. Финансирование научной и научно-производственной деятельности, структурных подразделений ИНСТИТУТА осуществляется за счет:
— специально выделяемых Учредителем средств;
— собственных средств ИНСТИТУТА;
— средств, полученных от выполнения хозяйственных договоров;
— средств, получаемых от реализации научной продукции, работ, услуг;
— других источников, не противоречащих действующему законодательству.

10. СРЕДСТВА И ИМУЩЕСТВО ИНСТИТУТА

10.1. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ИНСТИТУТА являются:
— имущество, переданное ему Учредителем;
— доходы, полученные от реализации работ, услуг, а также от других видов разре¬шенной ИНСТИТУТУ собственной хозяйственной деятельности;
— кредиты банков и других кредиторов;
— доходы от операций с ценными бумагами;
— денежные и материальные взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства;
— целевое финансирование заинтересованными в деятельности ИНСТИТУТА российскими и зарубежными юридическими и физическими лицами, а также их безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования и целевые взносы, не запрещенные законодательством РФ;
-средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение ИНСТИТУТОМ требований государственного образовательного стандарта при реализации своих образовательных программ, участие ИНСТИТУТА в выполнении научно-методических и других работ в рамках программ, финансируемых за счет госбюджетных средств.
— иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
10.2. Имущество, закрепленное за ИНСТИТУТОМ, принадлежит ему на праве опе¬ративного управления.
10.3. При осуществлении права оперативного управления имуществом ИНСТИТУТ обязан:
— эффективно использовать имущество;
— обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
— не допускать ухудшения технического состояния имущества, помимо его ухудшения, связанного с нормативным износом в процессе эксплуатации;
10.4. ИНСТИТУТ не вправе продавать или иным способом отчуждать закрепленное за ним имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете.
10.5. Собственник имущества, закрепленного за ИНСТИТУТОМ, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
10.6. Доходы, полученные в результате собственной хозяйственной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение ИНСТИТУТА и используются только в уставных целях. Доходы учитываются на отдельном балансе ИНСТИТУТА и не подлежат перераспределению между учредителями и другими лицами.
10.7. ИНСТИТУТ осуществляет в соответствии с действующим законодательством оперативный бухгалтерский учет результатов хозяйственной и иной деятельности, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность.
10.8. ИНСТИТУТ имеет право собственности:
— на денежные средства и имущество, приобретенное или созданное за счёт собственных средств, включая доходы от своей производственно-хозяйственной и предприни¬мательской деятельности;
— на имущество, переданное ИНСТИТУТУ юридическими и физическими лицами или государством в собственность по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. ИНСТИТУТ самостоятельно распоряжается своим имуществом, которым оно владеет на правах собственника. Для этого не нужно согласие Учредителя или органа управления образованием.
10.9. ИНСТИТУТ не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закреплённого за институтом, или имущества, приобретённого за счёт средств, выделенных институту учредителем, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.

11. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

11.1. Ревизионная комиссия назначается Учредителем сроком на 2 (два) года для проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности ИНСТИТУТА.
11.2. Ревизионная комиссия избирается в составе Председателя и двух членов комиссии.
11.3. Ревизионная комиссия:
— контролирует финансово-хозяйственную деятельность ИНСТИТУТА;
— контролирует исполнение положений Устава;
— не реже одного раза в год проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности ИНСТИТУТА и представляет свой отчет Учредителю.
11.4. Ревизионная комиссия вправе привлечь к осуществлению проверок финансово-хозяйственной деятельности ИНСТИТУТА независимых аудиторов или специализиро¬ванные аудиторские организации за счет средств ИНСТИТУТА.

12. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНСТИТУТА

12.1. Деятельность ИНСТИТУТА может быть прекращена путем реорганизации или ликвидации.
12.2. Деятельность ИНСТИТУТА прекращается по решению Учредителя, а также по решению суда по основаниям и в порядке, установленным действующим законодательством.
12.3. Орган, принявший решение о ликвидации или реорганизации, создает ликвидационную комиссию.
12.4. В случае ликвидации или реорганизации ИНСТИТУТА Ректор и Учредитель ИНСТИТУТА предпринимают необходимые меры для завершения обучения студентов.
12.5. В случае ликвидации ИНСТИТУТА оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается Учредителю, имеющему вещные права на это имущество.
12.6. ИНСТИТУТ считается прекратившим свою деятельность с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

13. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ К УСТАВУ

13.1. Определение порядка изменения Устава ИНСТИТУТА относится к компетенции Учредителя.
13.2. Право внесения предложений по изменению Устава ИНСТИТУТА имеют: Ректор ИНСТИТУТА и Ученый совет ИНСТИТУТА.
13.3. Изменения и дополнения к Уставу утверждаются Учредителем и подлежат государственной регистрации.
13.4. Государственная регистрация изменений и дополнений к Уставу ИНСТИТУТА осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
13.5. Изменения и дополнения к Уставу ИНСТИТУТА вступают в силу с момента их государственной регистрации.
Запись о государственной регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 14 августа 2009 г., ОГРН 1096600002630.