Меню Закрыть

Высоковский успенский монастырь

Высоковский успенский монастырь


Высоковский Успенский монастырь
находится на высоком берегу реки Утрус в 2 км от села Высоково Ковернинского района Нижегородской области , в 160 км от Нижнего Новгорода, 35 км от Ковернино.

Как доехать в Высоковский монастырь из Нижнего Новгорода

Доехать можно с пересадкой в Ковернино. До Ковернино – на автобусе № 543 с автостанции Канавинская. От Ковернино ходит автобус до Наумово, который заезжает в поселок Успенский, где и находится монастырь. Уточняйте расписание по телефону (831) 246-20-21

По трассе Нижний Новгород — Ковернино. За Ковернино нужно повернуть по указателю И-Заборское, через Большие Мосты. Далее будет левый поворот на Марково, Высоково. Проехать Марково, Каменное, Высоково. Доехать до поселка Выселок Успенский.

Монастырь будет виден уже при подъезде к поселку — после почти бесконечного пути по разбитой дороге неожиданно вдалеке показывается белоснежная колокольня. От Каменного до поселка Выселок Успенский — плохое дорожное покрытие.

Схема проезда Нижний Новгород — Высоковский монастырь

История Высоковского Успенского монастыря

История Высоковского мужского монастыря насчитывает чуть более 200 лет. Эта уединенная, расположенная в Заволжских лесах обитель долгое время была единоверческой и способствовала примирению старообрядцев с Православной церковью.

Согласно летописи, Высоковский Успенский мужской монастырь был основан в 1784 году монахом Герасимом, в миру Григорием Ивановым — выходцем из донского казачества. Григорий стремился к отшельничеству и удалился от мира в старообрядческий Комаровский скит Семеновского уезда Нижегородской губернии, где и принял иноческий постриг с именем Герасим. В дальнейшем со своим сподвижником, иноком Паисием, он удалился в еще более уединенное место — дремучие Рымовские леса Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь на берегу речки Утрус, недалеко от деревни Высоково, Герасим основал новое старообрядческое поселение, которое стало называться Высоковским скитом.

Однако спустя 15 лет раскольнической иноческой жизни, Герасим стал сомневаться в правильности своего пути, и после долгих молитв принял решения об обращении к Православной церкви. В результате в 1807 году состоялось освящение первого деревянного храма в честь Успения Божией Матери, а Герасим вместе с насельниками был принят в православие. В течение следующих 12 лет более пятисот раскольников из ближних селений перешли в православие, став прихожанами Успенского храма. А Высоковский скит был переименован в Высоковскую Успенскую пустынь, а позднее — с ростом численности братии — в монастырь.

В начале 19 века были возведены все сохранившиеся до наших дней монастырские постройки. Поскольку комплекс монастыря строился на высоком берегу речки, то строения размещались на трех уровнях. Ансамбль монастыря составляли Успенский собор, Никольский храм, Трехсвятительская церковь с трапезной. Венчала комплекс четырехъярусная колокольня, которая располагалась на самом верхнем уровне.

В 1929 году монастырь был закрыт, монастырское хозяйство разрушено. Возрождение обители началось в 1999 году, когда он был передан Нижегородской епархии.

Высоковский Успенский монастырь сегодня

Высоковский монастырь — один из немногих сохранившихся монастырей с интересным архитектурным ансамблем периода классицизма. Особенность планировки заключается в размещении зданий на трех уровнях .

В монастыре сохранились: пятиглавый Успенский собор (1834), Трехсвятительская церковь с трапезной, (1835), Никольский храм (1827), корпуса настоятеля и келейный, а также четырехъярусная колокольня.

Этот белокаменный архитектурный комплекс с первого взгляда и не выглядит монастырем. Он очень приветливый — здесь нет никаких крепостных стен, вход на территорию свободный. Рядом находятся жилые дома мирян — жителей поселка.

У открытых ворот гостей встречает нарядная Трехсвятительская церковь, но поначалу ее даже не замечаешь, т.к. взгляд устремляется вперед, на грандиозный Успенский собор. Успенский собор находится на реставрации, и в настоящее время не действует (2019 год). Но даже не до конца приведенный в порядок, собор великолепен. Венчает комплекс белоснежная колокольня. При подъезде к поселку она так неожиданно появляется из-за деревьев, и выглядит так впечатляюще, что хочется вскрикнуть от удивления.

Приехать сюда стоит, кроме осмотра монастыря, еще и ради созерцания тишины. Этот тихий уголок в самом сердце Заволжских лесов на берегу чистой лесной речки наполняет душу умиротворением. Неспешно осмотреть храмы, вдоволь налюбоваться архитектурой, поразмышлять о бренности существования под деревцем около ограды, ведущей на небольшое кладбище, охладиться в чистейшей лесной речке Утрус и просто отдохнуть от городского шума. пока еще это можно сделать здесь.

Успенский. Высоковский Ковернинский Успенский мужской монастырь.

Высоковский Успенский монастырь, единоверческий, 3 класса, общежительный, в Макарьевском уезде, в 70 верстах от города Макарьева. Учрежден в 1829 году из существовавшей с 1820 года общежительной единоверческой пустыни.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

На том месте, где находится монастырь, до 1800 года существовал Высоковский единоверческий скит. Основатель скита инок Герасим был утвержден святейшим Синодом первым настоятелем единоверческого монастыря. В 1820 году переименован в Высоковскую Успенскую общежительную для монашествующих пустынь. Высоко-Успенская пустынь возведена в штатный третьеклассный общежительский монастырь. Возле монастыря возникла деревня Выселок Успенский. На территории монастыря находились четыре церкви: Соборная Успенская (с одним престолом, построенная в 1834 году; во имя Святителя Николая (каменная, теплая, с одним престолом), построенная и освященная 1835 году; во имя святого мученика Георгия (деревянная, теплая, с одним престолом), построенная и освященная в 1834 году. Замечательная каменная колокольня высотой 30 сажен позднее перевезена в деревню Щегольное.

Аветисян В.Б. «Родина Хохломы: Очерки истории Ковернинского края» 2000 г. Материал подготовлен на основании рукописи волостного писаря М.П. Сперанского

Высоковский Успенский монастырь является одним из немногочисленных сохранившихся монастырских комплексов с интересным архитектурным ансамблемпериода классицизма. Каменные постройки монастыря возведены в начале 19 века, почти одновременно, что обеспечило единство и целостность крупного архитектурного ансамбля. Особенность планировки монастырского комплекса заключается в размещении его зданий на трех терассах с перепадом их высот до 14 метров.

С 1917 года начались годы забвения и безмолвия монастыря. Монастырское хозяйствопостепенно было разрушено. В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального значения. Возрождение монастыря началось в 1999 году, когда сохранившиеся монастырские постройки были переданы Нижегородской епархии.

По материалам краеведческого музея «Отчина» в р.п.Ковернино

Основателем монастыря во времена царствования империатрицы Екатерины Второй был донской казак Григорий Иванов (в монашеском постриге Герасим). Испытывая огромное стремление к пустыннической духовной жизни, в 38 лет Григорий удалился от мира и ушел жить в старообрядческий скит. В 1784 году по дозволению костромской казенной палаты и уездного гражданского начальства, расчистив непроходимую лесную чащу, сумел своими трудами выстроить в лесу иноческие кельи. Затем место это по названию ближайшей соседней деревни Высоково — стало официально именоваться «Высоковским скитом». 7 июня 1807 года в будущем единоверческом монастыре состоялось освещение первого деревянного Успенского храма. 13 июля 1820 года в Царском селе государь император Александр Первый утвердил Синодальный доклад о том, чтобы Высоковский скит костромской епархии был переименован в общежительскую монашескую пустынь с названием «Высоковская Успенская». 13 апреля 1829 года Высоковская пустынь была официально преобразована в третьеклассный монастырь.

Развитию монастыря и обширному каменному строительству в нем содействовал император Александр Павлович и обер-прокурор св.Синода князь А.Н. Голицын. Строитель обители иеромонах Герасим дважды был удостоен встречи с Российским государем. Внервые это произошло в 1823 году в С-Петербурге в Зимнем дворце, когда Александр I соизволил лично пожертвовать пять тысяч рублей на возведение в Высоковской пустыни первой каменной церкви. На следующий год, во время своего путешествия по Сибири в 1824 году, государь-император вновь произвел прием о.Герасима и «за особые его труды и попечение о Высоковской пустыни» наградил строителя золотым наперстным крестом с украшениями. В 1827 году в обители состоялось освящение первого каменного Никольского храма, а в 1829 году по Высочайшему указу Св.Синода Высоковская заштатная мужская пустынь была преобразована в третьеклассный единоверческий монастырь, а его настоятель возведен в сан архимандрита.

После кончины основателя монастыря архимандрита Герасима (2фев. 1830 г.), в обители продолжилось обширное каменное строительство. На средства монастыря и благотворителей в период настоятельства архимандрита Зосимы здесь возводят основные сооружения монастырского архитектурного ансамбля: главный Успенский собор (1834 г.), церковь во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с трапезной (1835 г.), деревянная кладбищеская церковь во имя Св. Великомученника Георгия (1834 г., не сохранилась), четырехъярусная великолепная колокольня (1830-е гг.), высота которой достигает 75 метров, жилые братские келейные корпуса и различные хозяйственные постройки. Обширная территория обители была обнесена высокой каменной оградой с четырьмя квадратными башнями по углам, одна из которых сохранилась и ее можно лицезреть пристроенной к братскому корпусу. На западной стороне ограды находились главные монастырские Святые ворота. В обители особо почитался чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, который ежегодно с крестным ходом приносили для поклонения в уездный город Ковернино.

В 1919 году по причине малочисленности братии, Высоковский монастырь был преобразован в единоверческий приход, который просуществовал до 1929 года. Впоследствии здесь располагались различные организации и учреждения: правление местного колхоза, кинотеатр, конюшни, склады. Часть помещений использовалась в качестве жилых квартир для колхозников. В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального значения.

Возрождение монашеской жизни в монастыре началось в 1999 году, когда сохранившиеся монастырские постройки были переданы Нижегородской епархии. Первоначально в братском корпусе была обустроена часовня. В дальнейшем эта часовня была переоборудована в домовой Никольский храм, в котором в 2004 году была отслужена первая Божественная Литургия.

Согласно летописи, Высоковский Успенский мужской монастырь основан в 1784 году монахом Герасимом, в миру Григорием Ивановым, по прозванию Cтуканогов. Он был донским казаком из станицы Батийской в Малороссии. Стремясь к пустыннической жизни, казак Григорий Иванов в 38 лет удалился от мира в старообрядческий Комаровский скит Семеновского уезда Нижегородской губернии один из центров старообрядчества в России. Здесь он принял иноческий постриг с именем Герасим и прожил 10 лет. В дальнейшем со своим сподвижником, иноком Паисием, он удалился в еще более уединенное место — дремучие Рымовские леса Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь, на высоком правом берегу лесной речки Утруса, недалеко от деревни Высоково, инок Герасим основал новое старообрядческое поселение, которое стало именоваться Высоковским скитом. После 15 лет жизни в скиту инок Герасим стал сомневаться в истинности старообрядческого вероисповедания. Он долго молился и пришел к выводу о необходимости перехода в Православную Церковь. Вместе с другими насельниками инок Герасим написал прошение в Священный Синод, и 13 августа 1807 года при освящении первого деревянного храма в честь Успения Божией Матери состоялся обряд принятия раскольников в лоно Православной Церкви. В течение следующих 12 лет более пятисот раскольников из ближних селений перешли в Православие, став прихожанами Успенского храма.

13 июля 1820 года Указом императора Александра I Высоковский скит был переименован в общежительную Высоковскую Успенскую пустынь. Новая обитель явилась оплотом в борьбе с расколом и старообрядческими сектами в поволжских лесах. 14 июля 1823 году священноинок Герасим, при личной встрече с Александром I в Петербурге, обратился к нему с просьбой о помощи в строительстве монастыря. Император пожаловал на сооружение в Высоковской пустыни церкви святителя Николая Чудотворца 5 тысяч рублей. Построенная на них каменная однопрестольная Никольская церковь была освящена в 1827 году. Постепенно количество братии возрастало, и 13 апреля 1829 года Высоковская пустынь была преобразована в третьеклассный монастырь. До 1917 года он относился к Костромской епархии. В 1929 году монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1999 году, когда он был передан Нижегородской епархии.

Храмы монастыря: Соборный храм в честь Успения Божией Матери; храм в честь Святителя Николая Чудотворца; храм в честь святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца в келейном корпусе.

Монастырь имеет подворье — храм-часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Балахне Нижегородской области.
При Высоковском Успенском мужском монастыре существует социально-реабилитационная группа для мирян. Кроме этого, монастырь духовно окормляет Детский дом в Балахне. При подворье Высоковского Успенского мужского монастыря в Балахне существует воскресная школа для взрослых и детей. Монастырь издает свою газету «Мир Вашему дому».

Третьеклассный Высоковский Успенский Единоверческий монастырь.

На том месте, где ныне Успенский Высоковский монастырь, до 1800 года находился раскольнический скит. Основатель сего скита инок Герасим, с присоединением к православной церкви на правах единоверия, был утвержден Святейшим Синодом первым настоятелем единоверческого монастыря. Высоковский монастырь находится в Макарьевском уезде, в расстоянии от местной Консистории на 200 верст, от Белбажского девичьего монастыря в 17 верст., от Кривоезерской пустыни в 65 верст. и от Макариево-Унженского в 70 верстах.

Церквей в сем монастыре четыре: а) соборная Успенская, каменная, с одним престолом, построена в 1834 году; б) во имя Святителя Николая каменная теплая, с одним престолом, построена в 1827 году; в) во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, каменная, теплая, с одним престолом, построена и освящена в 1835 году и г) во имя св. великомученика Георгия, построена и освящена в 1834 году, зданием деревянная, теплая, с одним престолом. Из церковных зданий этого монастыря замечательна каменная колокольня вышиною в 30 саж. Принадлежащая сему монастырю часовня, деревянная, устроена при дороге в город Макарьев для сбора подаяний.

Высоковскому монастырю принадлежат следующие угодья: а) два участка строевого и дровяного леса, из коих в одном 317 дес. 580 саж., в 30 верстах от монастыря, а в другом вблизи монастыря 123 дес. 322 саж.; б) 24 дес. 1797 саж. пахотной; в) сенокосной 32 дес. 2286 саж.; г) мукомольная мельница, приносящая дохода до 150 руб. в год и д) вместо рыбных ловель, которых при сем монастыре не имеется, получается из казны по 114 руб. 24 коп. ежегодно.

Высоковский Единоверческий скит первоначально, согласно Высочайше утвержденному в 13 день июля 1820 года докладу Святейшего Синода, переименован в общежительную для монашествующих пустынь с наименованием Высоковскою Успенскою, с правами, Высочайше предоставленными в 1800 году, единоверческой церкви вообще и с числом монашествующих, положенным по штату для второклассных монастырей, т.е. 17 человек, включая строителя.

В 1829 году по Высочайше утвержденному 13 апреля докладу Святейшего Синода, Высоковская заштатная пустынь возведена в штатный третьеклассный общежительный монастырь, на место упраздненного Максаковского единоверческого монастыря (Черниговской епархии) с переводом на оный и той суммы, какая производилась Максаковскому монастырю, именно в количестве 799 руб. 26 коп.; последнему же Высочайше назначено было содержание в сравнении с Ниловой и Софрониевой пустынями, где должно иметь по 30 братий. Ныне в Высоковском монастыре состоит налицо братии: заведывающий монастырем 1, иеромонахов 4, священник белый 1, иеродиаконов 3, иноков 5 и послушников 5.

Штатного жалованья на содержание монастыря получается 799 руб. 26 коп.; сверх сего Высоковский монастырь получает ежегодно 614 руб., процентов с 15350 руб., внесенных различными жертвователями на содержание монастыря.

Самарянов В.А. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868, с. 108-109

Высоковский Успенский мужской монастырь

Высо?ковский Успе?нский монасты?рь (Высо?ко-Успе?нская пу?стынь) — мужской монастырь Городецкой епархии Русской православной церкви, расположенный в заволжских лесах на высоком берегу реки Утрус в двух километрах от села Высоково Ковернинского района, в 160 км от Нижнего Новгорода. Основан в 1784 году как старообрядческий скит, с 1801 года — единоверческий скит, а с 1920 года — штатный монастырь. В 1929 году был закрыт, а в 1996 году — возрождён.

Высоковский Успенский монастырь является одним из немногочисленных сохранившихся монастырских комплексов с интересным архитектурным ансамблем периода классицизма. Каменные постройки монастыря возведены в начале 19 века, почти одновременно, что обеспечило единство и целостность крупного архитектурного ансамбля.

Согласно летописи Высоковский Успенский мужской монастырь основан в 1784 году монахом Герасимом, в миру Григорием Ивановым, по прозванию Cтуканогов. Он был донским казаком из станицы Батийской в Малороссии.

Стремясь к пустыннической жизни, казак Григорий Иванов в 38 лет удалился от мира в старообрядческий Комаровский скит Семеновского уезда Нижегородской губернии один из центров старообрядчества в России. Здесь он принял иноческий постриг с именем Герасим и прожил 10 лет.

В дальнейшем со своим сподвижником, иноком Паисием, он удалился в еще более уединенное место — дремучие Рымовские леса Макарьевского уезда Костромской губернии. Здесь на высоком правом берегу лесной речки Утруса, недалеко от деревни Высоково, инок Герасим основал новое старообрядческое поселение, которое стало именоваться Высоковским скитом.

После 15 лет жизни в скиту инок Герасим стал сомневаться в истинности старообрядческого вероисповедания. Он долго молился и пришел к выводу о необходимости перехода в Православную Церковь. Вместе с другими насельниками инок Герасим написал прошение в Священный Синод, и 13 августа 1807 года при освящении первого деревянного храма в честь Успения Божией Матери состоялся обряд принятия раскольников в лоно Православной Церкви.

В течение следующих 12 лет более пятисот раскольников из ближних селений перешли в Православие, став прихожанами Успенского храма. 13 июля 1820 года Указом императора Александра I Высоковский скит был переименован в общежительную Высоковскую Успенскую пустынь. Новая обитель явилась оплотом в борьбе с расколом и старообрядческими сектами в поволжских лесах.

14 июля 1823 году священноинок Герасим, при личной встрече с Александром I в Петербурге, обратился к нему с просьбой о помощи в строительстве монастыря. Император пожаловал на сооружение в Высоковской пустыни церкви святителя Николая Чудотворца 5 тысяч рублей. Построенная на них каменная однопрестольная Никольская церковь была освящена в 1827 году.

Постепенно количество братии возрастало, и 13 апреля 1829 года Высоковская пустынь была преобразована в третьеклассный монастырь. До 1917 года он относился к Костромской епархии.

В 1929 году монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1999 году, когда он был передан Нижегородской епархии.

После назначения в 2002 году настоятелем игумена Александра (Лукина), началось активное восстановление монастыря: за 2,5 года под его руководством все здания монастыря были покрыты кровлей, восстановлены купола и установлены кресты. В колокольне восстановлены лестничные марши, оборудован для летних служб храм Трех Святителей, под братский корпус отремонтирована бывшая монастырская больница. В 2005 году братский корпус являлся единственным жилым помещением, в нём размещалась храм-часовня в честь святителя Николая, в которой совершались зимние службы. Также в братском корпусе находились трапезная, котельная и склады.

Современное состояние

  • Соборный храм в честь Успения Божией Матери
  • Храм в честь Святителя Николая Чудотворца
  • Храм в честь святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • Домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца в келейном корпусе
  • Монастырь имеет подворье — храм-часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Балахне Нижегородской области.

    При Высоковском Успенском мужском монастыре существует социально-реабилитационная группа для мирян.

    Кроме этого, монастырь духовно окормляет Детский дом в Балахне.

    Просветительская деятельность

    При подворье Высоковского Успенского мужского монастыря в Балахне существует воскресная школа для взрослых и детей.

    Монастырь издает свою газету «Мир Вашему дому».

    • Мощевик с частицами мощей некоторых святых.
    • Особо чтимая икона Божией Матери «Невеста Неневестная».

    Престольные праздники

    Адрес: 606570, Нижегородская область, Ковернинский район, поселок Выселки

    Телефоны: (83157) 2-68-17

    По субботним, воскресным и праздничным дням в 8.00 – Божественная литургия, накануне в 16.00 – всенощное бдение.


    Высоковский Успенский монастырь

    Страна Россия
    Район Ковернинский район Нижегородской области
    Конфессия Православие
    Епархия Нижегородская и Арзамасская
    Тип Мужской
    Основатель Герасим (Иванов)
    Дата основания 1784 год
    Статус Действующий
    Состояние восстанавливается
    Читайте так же:  Свято-иоанно-предтеченский мужской монастырь

    Ошибка скрипта

    Высоковский Успенский монастырь — расположен в заволжских лесах на высоком берегу реки Утрус в двух километрах от села Высоково Ковернинского района, в 160 км от Нижнего Новгорода [1] . Основан в 1784 году монахом Герасимом (в миру Григорий Иванов, выходец из Екатеринославского Донского казачьего войска). [2]

    Казак Григорий Иванов в возрасте 38 лет ушёл в старообрядческий Комаровский скит, где он принял иноческий постриг и прожил 10 лет. [2] Затем он вместе с иноком Паисием, удалился в более уединенное место в «Рымовских» лесах Макарьевского уезда Костромской губернии к двум инокам, жившим на высоком правом берегу лесной речки Утруса, недалеко от деревни Высоково. [2]

    Новое поселение получило название Высоковский скит. [2] Пополнение происходило за счёт новых беглецов-старообрядцев. Было получено разрешение светских властей на строительство деревянного молитвенного дома.

    Монастырские летописи хранят признание инока Герасима, согласно которому [2] он 15 лет хранил «спокойствие совести», но затем он стал сомневаться в выбранном пути. Герасим решил «понудить себя на молитву ко Господу Богу». Совершая при особом воздержании молитвенные подвиги, Герасим получил от Бога внушение самому изучить старопечатные книги, Священное Писание и учения Святых Отцов об архиерействе и священстве.

    Герасим убедил других иноков последовать его примеру. 8 октября 1801 года был составлен письменный «приговор» 22 насельников и обращение с прошением в Священный Синод. [2]

    13 августа 1807 года состоялось освящение первого деревянного храма, перед освящением над каждым переходящим в единоверие иноком была прочтена разрешительная молитва. [2] В течение 12 лет более 500 проживающих в округе раскольников присоединилось к единоверческой церкви, став прихожанами Успенской церкви. [2]

    13 июля 1820 года Александр I переименовал Высоковский скит в «общежительную для монашествующих пустынь», с названием Высоковской Успенской. [2]

    Читайте так же:  Сергиев-посадский монастырь

    В монастыре сохранились: [2]

    • пятиглавый Успенский собор с четырьмя античными портиками [1] (1834),
    • Трехсвятительская церковь с трапезной (1835),
    • Никольский храм (1827),
    • корпуса настоятеля и келейный (1860—1870 [1] ),
    • четырёхъярусная «падающая» [3] колокольня высотой 75 м [1] , смотровая площадка — 60 м [3] (1800—1830 [1] ),
    • юго-западная башня ограды (1820—1830 [1] ).
    • Особенность планировки заключается в размещении зданий на трех террасах. [2]

      До 1917 года монастырь относился к Костромской епархии. [4]

      В 1929 году монастырь был закрыт, по его территории проложена асфальтовая дорога, а на площади выстроены магазины. [2] Монастырские здания были переданы колхозу: в Успенском соборе хранилось сено, в церкви Трех Святителей находились деревообрабатывающие мастерские, в настоятельском корпусе — колхозная контора и жилые квартиры. [2] Рядом появилась небольшая деревня Выселки. После переезда колхоза бывшие монастырские здания остались заброшенными.

      Монастырь возрождён в 1996 году. [4] В 1999 году по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) сохранившиеся постройки Высоковского монастыря были переданы Церкви. 19-20 апреля 2000 года по представлению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая Священный Синод принял решение о возрождении монашеской жизни. [1]

      После назначения в 2002 году настоятелем игумена Александра (Лукина), началось активное восстановление монастыря: за 2,5 года под его руководством все здания монастыря были покрыты кровлей, восстановлены купола и установлены кресты. В колокольне восстановлены лестничные марши, оборудован для летних служб храм Трех Святителей, под братский корпус отремонтирована бывшая монастырская больница. [2] В 2005 году братский корпус являлся единственным жилым помещением, в нём размещалась храм-часовня в честь святителя Николая, в которой совершались зимние службы. Также в братском корпусе находились трапезная, котельная и склады. [2]

      В 2005 году в обители проживало два человека: иеромонах Паисий и инок Андрей, а в Балахне находилось подворье с деревянным храмом-часовней. [2] Бригадой строителей производилась реконструкция настоятельского корпуса, велись отделочные работы в колокольне и Никольской церкви.

      1. ^ 1,01,11,21,31,41,51,6Подростки помогают восстанавливать монастырь, Нижегородская епархия, 20 июля 2004 года
      2. ^ 2,002,012,022,032,042,052,062,072,082,092,102,112,122,132,142,15В Ковернинском районе восстанавливается Высоковский Успенский мужской монастырь, Нижегородская епархия, 2 сентября 2005 года
      3. ^ 3,03,1Святыни земли Нижегородской, Нижегородская епархия
      4. ^ 4,04,1Действующие монастыри, Нижегородская епархия

      О. В. Дёгтева (директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии) Высоковский Успенский мужской монастырь. — Нижний Новгород: 2007. — 41 с. — (Святыни Нижегородской епархии).

    • В Ковернинском районе восстанавливается Высоковский Успенский мужской монастырь (фото), Нижегородская епархия, 2 сентября 2005 года
    • Подростки помогают восстанавливать монастырь (фото), Нижегородская епархия, 20 июля 2004 года
    • Православный крест Это незавершённая статья о православии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

      Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

      В ысоковский У спенский монастырь

      Этот когда-то единоверческий монастырь я посетил три года назад, в 2019 году во время своей мини-экспедиции от истока до устья Керженца.

      Скажу сразу, что именно такие монастыри, находящиеся на краю цивилизации, где-то в тайге, и обладают той самой притягательной энергетикой, которая должна быть в каждом монастыре. Но в городах такого не бывает — почувствовать её можно исключительно в таких местах. И люди здесь совсем другие — открытые, добрые и располагающие к себе. Кстати, именно здесь я первый раз в жизни заночевал в монастыре.

      При рассказе о нем я воспользуюсь текстом из небольшой брошюры, которую я купил в самом монастыре. Его точно нет в интернете, так как я сам его сканировали и распознавал, так что информация для интересующихся такими вещами очень полезная. Текст местами правда немного сокращу и поменяю, так как он написан с позиции господствующей православной церкви, меня же больше интересуют старообрядцы.

      Высоковский Успенский мужской монастырь, основанный в 1784 году, расположен на территории Ковернинского благочиния, на самом севере обширной Нижегородской епархии, в знаменитых Заволжских лесах, где издревле искали уединения монахи-отшельники. До 1922 года территория современного Ковернинского района входила в состав Костромской губернии, и поэтому Высоковский единоверческий мужской монастырь прежде относился к одноименной Костромской епархии.

      Единоверие как форма православного вероисповедания возникло в конце XVIII столетия. В 1783 году 1500 старообрядцев города Стародубья подали прошение в Святейший Синод, чтобы им дозводили совершать богослужения по старопечатным книгам и назначили епископа, который бы подчинялся Синоду, управляя делами всех старообрядцев-поповцев. В ответ на данное прошение Синод разрешил определить к ним священнослужителей, но без архиерея. Так было положено начало едиверию — компромиссной форме объединения части старообрядцев-поповцев с Православной Церковью, при условии сохранения за ними права блюдения старых обрядов, но и подчинении юрисдикции официальной Матери-Церкви.

      Присоединившиеся к единоверию освобождались от проклятья, которому был предан раскол на церковном Соборе в 1667 году, единоверцам разрешалось иметь свою церковную иерархию, назначенную по благословению епархиального архиерея, которому они подчинялись в делах духовных и церковного суда.

      12 марта 1798 года был издан указ Павла I о предоставлении старообрядцам-поповцам права «иметь у себя церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиальных архиереев для отправления службы Божия по старопечатным книгам».

      В 1820-е годы в Нижегородской епархии появились первые единоверческие приходы, которые канонически подчинялись правящему архиерею и по административному делению были объединены в отдельное благочиние. К 1904 году на Нижегородской земле существовало уже 22 единоверческих прихода, два из которых находились в Нижнем Новгороде. Кроме того, в Заволжье (на территории бывшего Семеновского уезда) существовали три единоверческих монастыря: Благовещенский Керженский мужской и две женских обители — Медведевский Покровский при селе Медведеве и Осиновский Крестовоздвиженский около селе Хохлома.

      На территории соседней Костромской епархии также находились единоверческие приходы, а вот монастырь единоверческий был единственный — Высоковская Успенская мужская обитель. Согласно сохранившемуся рукописному летописанию, основателем Высоковского Успенского монастыря во времена царствования императрицы Екатерины II был простой донской казак Григорий Иванов (в монашеском постриге Герасим).

      «По смотрению Божию Высоковский Успенский Единоверческий монастырь возымел начало свое с 1784 года, в благочестивое Царствование Премудрой царицы, Великой Императрицы Екатерины Второй. Основатель сего монастыря бывший в мирском звании Екатерининославского Донского Войска казак Григорий Иванов. »

      Про этого подвижника известно немногое. Будущий архимандрит Герасим происходил родом из украинской казачьей станицы Батийской и имел прежде мирское прозвище «Стуканогов». Возможно, что столь необычное мирское прозвище он получил по причине какого-либо увечья ноги, так как, прежде, чем удалиться на жительство в старообрядческий скит, состоял на государевой воинской службе. Первоначально, от рождения, по своему вероисповеданию Григорий являлся раскольником и состоял в так называемой «Перемазанской» секте старообрядцев.

      Испытывая огромное стремление к пустыннической духовной жизни, на 38 году своей жизни Григорий удалился от мира и ушел жить в старообрядческий скит. Местом для своего уединения им был выбран знаменитый в свое время среди староверов Комаровский скит, находившийся в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Именно здесь Григорий тайно от беглого иеромонаха принял иноческий образ с наречением при постриге имени Герасим и прожил среди комаровских раскольников около десяти лет.

      Поселились отшельники в соседних дремучих лесах Макарьевского уезда Рыбновской волости Костромской губернии. Земли эти являлись государственными и принадлежали к казенным лесным дачам под названием «Рымовские леса».

      Объединившись для молитвенного жития с этими отшельниками, инок Герасим в 1784 году, по дозволению Костромской казенной палаты и уездного гражданского начальства, расчистив непроходимую лесную чащу, сумел своими трудами выстроить в лесу иноческие кельи. Затем место это по названию ближайшей соседней деревни — Высоково — стало официально именоваться «Высоковским скитом».

      Причиной избрания ими именно этого места было намерение инока Герасима жить в лесной глуши, и чтобы « .. .свободнее оставаться в своем положении, и беспрепятственней отправлять с беглыми священниками Старообрядческое богослужение». Так, по воле Божией, первоначально на месте будущего единоверческого монастыря возникло небольшое старообрядческое поселение.

      Количество обитателей в Высоковском скиту постепенно увеличивалось, к 1800 году здесь уже насчитывалось до 50 обитателей. Сюда стали приходить и прятаться все новые беглые иноки и беглые священнослужители, которые под руководством инока Герасима в скором времени с разрешения светских властей построили для своих нужд деревянный молитвенный дом. Однако, как сказано в монастырской летописи, «Господь Бог, желавший всем, людям спасения и в разум истины прийти, не презрел по милосердию Своему такой ревности этих пустынножителей» и указал им иной путь ко спасению душ христианских.

      Господь Бог, видя такое его великое подвижничество к познанию истины, внушил ему спасительное намерение, чтобы он сам изучил все старопечатные книги, Священное Писание (Новый Завет) и учения Святым Отцов о главной проблеме и недоумении всех старообрядцев — о благодати архиереев и священства.

      Когда же старообрядцы-отшельники смогли убедиться в необходимости воссоединения их со Святой Православной Церковью, с принятием единоверия, то 8 октября 1801 года составили они официальный письменный «приговор» за подписью двадцати двух обитателей Высоковского скита и обратились с соответствующим прошением в Святейший Правительственный Синод.

      В качестве просителей перед церковными властями из скита с соответствующей доверенностью были отправлены двое иноков: Дионисий (в миру московский купец второй гильдии Дмитрий Андреевич Рахманов) и инок Паисий (московский мещанин Петр Тимофеев), которые, очевидно, на тот момент имели паспорта, были наиболее свободными в своих передвижениях и не преследовались как старообрядцы со стороны властей. В своем прошении о присоединении к единоверию обитатели Высоковского скита указали определенный условия, на которых они были бы согласны воссоединиться с официальной Церковью.

      Брат Исаакий стал вести с насельниками скита беседы о православной Греко-Российской Церкви и ее обрядах. Однако нашлись среди насельников те, которым эти разговоры оказались не по душе, и они пожелали проучить смутьяна. Однажды, пригласив его для беседы, расценив его речи как еретические, с руганью и бранью стали староверы избивать отца Исаакия. Но нашлись среди них и те, кто по добродушию и из сострадания сообщил о случившемся настоятелю скита иноку Герасиму. Настоятель, избавив Исаакия оп побоев, укрыл его у крестьян в Высокове, а затем и вообще отправил в Нижний Новгород.

      Первоначальные прошения оставались безрезультатными пока не направили прошения императору, который пожаловал земельный участок.

      Читайте так же:  Монастыри иоанна богослова