Меню Закрыть

Болхов монастыри

Болхов. Богородичный Всехсвятский женский монастырь.

Женская община устроена в 1851 г. С.И. Трубицыной (позже схиигуминьей Софией) в приходе Введенской церкви города, с 1853 г. помещена в доме при Всехсвятской кладбищенской церкви. Официально открыта в 1857 г., с 1875 г. — монастырь, сооружены многочисленные постройки. Закрыта в 1923 г., постройки заняты под жилье, позже в основном разобраны.

Община женская монастырская основана в начале 1850-х гг.; в 1851-1853 гг. располагалась в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы; далее — при Всехсвятской церкви, со 2 июня 1857 г. наименована Богородично-Всехсвятской; в 1875 г. возведена на степень монастыря.

Собор Положения Ризы Господней построен при второй игуменьи Иларии (Козиной), освящён 21 июля 1987 г. епископом Митрофаном. Величественный двухсветный храм, увенчанный пятью луковичными головами. Имел приделы Покровский и Никольский.

Собор Положения Ризы Господней в Богородичном Всехсвятском монастыре

Крупный кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в русско-византийском стиле с боковыми крыльцами, выстроенный в 1859-1897 гг. Боковые приделы Покровский и Никольский. Закрыт в 1920-х гг., сломан в 1930-х гг.

Болхов — город церквей. Очерки истории и святыни. СПб., 2005, с. 237-244

Богородичный Всехсвятский женский монастырь — обитель, действовавшая в Болхове с 1851 по 1923 годы. Женская община была устроена в 1851 году дворянкой Софьей Иосифовной Трубицыной, которая, потеряв 21-летнего сына, отдельно от супруга поселилась в общине Введенской церкви Болхова. В 1853 году общину решили устроить за городом при Всесвятской кладбищен­ской церкви. Торжественное открытие общины совершил архиепископ Смарагд 2 июня 1857 года в день престольного праздника. Указом Синода от 31 марта 1875 года Болховская Богородицко-Всесвятская община была возведена в степень общежительного заштатного женского монастыря. 15 января 1885 С.И. Трубицына скончалась и была погребена у алтаря собора Положения Ризы Господней.

В 1894 году было построено здание для одноклассной церковно-приходской школы, преобразованной в 1900 году в двухклассную. В 1912 году была открыта школа по обучению башмачному ремеслу. В 1901 году Указом Синода монастырь возведен на степень второклассного. В 1910-е годы в монастыре проживало 245 сестер, из них 51 монахиня и 8 схимонахинь.

В 1923 году Богородичный Всехсвятский женский монастырь был закрыт, а его территорию заняла коммуна «Спартак», куда насильственно переселяли жителей Болхова. В 1930-е годы были уничтожены собор Положения Ризы Господней и церковь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник», построенные во второй половине XIX века. До наших дней уцелела только Всехсвятская церковь, которая в настоящее время восстанавливается.

Собор Положения Ризы Господней. Собор построен при второй игуменьи Иларии (Козиной). Освящён 21 июля 1987 г. епископом Митрофаном. Величественный двух светный храм, увенчанный пятью луковичными головами. Имел приделы: Покровский и Никольский. В 1923 г. закрыта, в 1930-е гг. взорвана.

Троицкий Оптин женский монастырь

Троицкий Рождества Богородицы Оптин Монастырь — православный женский монастырь в городе Болхове Орловской области.

Троицкий Рождества Богородицы Оптин Монастырь был основан ранее XV века. По одному из преданий, это было сделано князьями Хотетовскими, которым получившими Болхов в удел. По другому, монастырь основал раскаявшийся и постриженный в монахи разбойник по имени Опта (наряду с Козельской Оптиной пустынью). Согласно третьему преданию, название Болховской Оптиной пустыни связано с традицией общежительного монашеского проживания, распространенной в XV веке. Обитель была окружена крепостной каменной стеной, что наряду с четырёх башен-бойниц служило приспособлением к самозащите.

В 1614 году во время польско-литовского нашествия монастырь был сожжен, о чём сообщают писцовые книги 1620 года. До сожжения в обители две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, при этом одну из них по актам называли Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы. В 1628 году повелением царя Михаила Романова церкви восстановили почти в прежнем виде. Обитель терпела нужду, «имела всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». С этими колоколами связано древнее предание о двух спрятанных в озере больших колоколах, один из которых после ухода врагов не достали, и его гул издавался из водоёма. Ещё одно предание говорит о том, как монахи монастыря увидели Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды и благословила Свою обитель.

Обитель всегда имела покровителей в лице царственных представителей Дома Романовых, ибо супруга царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична Милославская была уроженкой Болхова; преемники царя — цари Фёдор, Иоанн, царевна София и Пётр I — также помогали монастырю. Именно здесь отец царицы Илья Милославский и ее сестра Анна приняли «последнее целование». Здесь бывали цари Иван Грозный и Пётр I, оказывавшие помощь городу и монастырю.

Жертвователями Оптина монастыря несколько веков являлись многие знаменитые русские фамилии: Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и некоторые другие; здесь же по завещанию они и погребались. Таким образом, как связи монастыря, так и духовное его влияние далеко простирались за пределы Орловской губернии.

В 1705 году Пётр I посетил с царевичем Алексеем Болхов, повелев «ради многонародного жительства города» — «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно быть в монастыре архимандриту».

Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря XIX века был причисленный к лику святых архимандрит Макарий (Глухарёв), любимый ученик св. Филарета Московского и переводчик ветхозаветных книг, просветитель и миссионер Алтая. Он умер в монастыре 18 (31) мая 1847 года и был погребён в склепе Троицкого собора.

К началу XX века в обители имелось три храма: Св. Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря, Тихвинской Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека, Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосии Печерских.

В XX веке известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря (с 1917 по 1921 годы) был подвижник и исповедник архиепископ Даниил (Троицкий).

Революция, а также Великая Отечественная война, в течение которой обитель в ходе боёв семь раз переходила из рук в руки, и последующее время принесли разрушение большей части монастыря. На данный момент в монастыре имеются только уникальный Троицкий собор, федеральный памятник искусства и культуры XVII века; частично сохранившиеся старинные могильные плиты; часть монастырской стены с башнями и вратами, к которым пристроено здание келий, возведённое в XIX веке.

Троицкий собор, построенный в 1668 году, «собор старинного вкуса, в византийском стиле», был возведён в подобие Успенского собора Московского Кремля. Средства были выделены царём Алексеем Михайловичем и царицей Марией Милославской, ибо он задумывался как родовая усыпальница родственников царицы; именно в связи с постройкой храма было изменено название монастыря.

Современное состояние

17 июля 2002 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия было начато возрождение монастыря как женского. На данный момент здесь снова совершаются службы, крестные ходы и праздники, возрождается Троицкий собор. 17 марта 2004 года в день памяти св. князя Даниила Московского состоялось освящение правого придела Троицкого собора в честь Царственных Мучеников. 20 марта 2004 года в Троицком соборе, возведённом на помин души Романовых — Милославских, вновь отслужили первую Божественную литургию. 6 апреля 2004 года, во время Страстной Седмицы, центральная глава собора была увенчана 4-метровым ажурным просечным крестом с царской короной.

9 июля 2009 года с торжественным крестным ходом в монастырь была возвращена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. В то же время на месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигли Поклонные Кресты.

  • икона Божией Матери «Тихвинская»

Престольные праздники

Проезд: Монастырь расположен в Верхней Монастырской слободе Болховского района Орловской области. Добираясь до слободы из Орла, следует ехать сначала до районного центра – города Болхов на прямом ежедневном автобусе, затем – пешком около 6 км. Рядом проходит трасса Р92 (Калуга — Перемышль — Белёв — Орёл). Расстояние до Орла составляет 64 км.

Адрес: 303140 Орловская область, г. Болхов, сл. Верхняя Монастырская, д. 1.

Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь Епархиальный женский монастырь

«Один из известнейших среднерусских монастырей», — как его называли в литературе XIX в., Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.

Читайте так же:  Задонский монастырь область

Основан Болховский Оптин монастырь ранее XV века, по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому — раскаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой, так же как и Козельская Оптина пустынь, находящаяся в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь распространенной в XV веке.

К XX веку в Троицком Оптине монастыре было три храма:

  • Живоначальной Троицы, с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря.
  • Тихвинской Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека.
  • Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями — бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.

    В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620од, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы.

    В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение,»…име всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг; в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия каких-то врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой вытащить не смогли, его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся.

    Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.

    Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея — цари Феодор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю.

    В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» — «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно, быть в монастыре архимандрит»».

    И многие знаменитые русские фамилии : Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие – в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались.

    Обширные связи монастыря и духовное его влияние, таким образом, простирались далеко за пределы Орловской губернии.

    Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в XIX веке был любимый ученик св. Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий ( Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; ныне причисленный к лику святых Божиих.

    В XX веке еще один выдающийся подвижник, исповедник нашего времени архиепископ Даниил (Троицкий, 1887 – 1934 гг.), как и его родной брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 годы.

    Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор — федеральный памятник искусства и культуры XVII века, а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки XIX века.

    17 июля 2002 г. благословением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря как женского. Ныне после многих страшных лет тьмы, поругания и запустения здесь снова совершается Божественная литургия, молитва и труд, возрождается древний Троицкой собор, крестные ходы и праздники.

    17 марта 2004 г. в день памяти св. князя Даниила Московского, которого прославил царь Алексей Михайлович, был освящен правый придел Троицкого собора в честь Царственных Мучеников. 20 марта в Троицком соборе Оптина монастыря, построенном на помин души Романовых – Милославских, вновь была отслужена первая Божественная литургия.

    6 апреля 2004 г., на Страстной Седмице, на центральной главе Троицкого собора установлен 4 – метровый ажурный просечной крест с царской короной.

    9 июля 2009 года с торжественным крестным ходом вернулась в Свою обитель чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Взорванный, списанный из живых, монастырь чудом воскресает. На месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигнуты Поклонные Кресты.

    Орловская митрополия

    Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь

    Историческая справка

    Город Болхов — Орловский Суздаль

    В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области, один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск — это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возник Болхов в глубине минувших столетий. В середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, рельеф, природа вокруг и особенное благочестие жителей — за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд.

    И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали — картина. »

    ?«Один из известнейших среднерусских монастырей»

    Так его называли в 19 веке; Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.

    ? Основан Болховский Оптин монастырь ранее 15 века, по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому — покаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой, как и Козельская Оптина пустынь, что в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь распространенной в 15 веке.

    ?К 20 веку в Троицком Оптине монастыре было три храма:

    1. Святой Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря;
    2. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека;
    3. Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских.

    Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями — бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.

    ?В 1614 году во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 года, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы. В 1628 году по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение, «. име всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг; в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой — не смогли, его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.

    ?Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, так как супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) — царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея — цари Феодор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Данилович Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю. В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» — «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно, быть в монастыре архимандриту».

    ?И многие знаменитые русские фамилии — Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние простирались далеко за пределы Орловской губернии.

    ?Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в 19 веке был любимый ученик святителя Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 года и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; в 2000 году причислен к лику святых. Первоапостол Алтая, преподобный Макарий Алтайский, «Незабвенный архимандрит» — одна из самых светлых личностей в истории нашего миссионерства и истории Церкви, а 31-й день зеленого мая да будет навечно днем похвалы святому старцу и праведнику, каким архимандрит Макарий почитается не только в России — далеком Алтае и Сибири, Москве, Петербурге, Орле и Болхове, но и во всем мире.

    ?В 20 веке другой выдающийся подвижник, исповедник нашего времени, архиепископ Даниил (Троицкий), как и его брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 годы.

    Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор — федеральный памятник искусства и культуры 17 века, а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки 19 века.

    ?Троицкий собор 1668 года — единственный памятник Орловщины, который связывает нас с древней Русью, «собор старинного вкуса, в византийском стиле», построен в подобие Успенского храма Московского Кремля на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии как родовая усыпальница родных царицы; в связи с постройкой собора тогда же было переименовано название монастыря.

    Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война, когда в ходе боев монастырь, как «генеральная высота», семь раз переходил из рук в руки, и годы «строительства социализма» разрушили остальное.

    Тихвинская икона Божией Матери

    ?Забота Богоматери о роде человеческом избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ея с людьми. Чудными путями приходят в мир Богородичные иконы. Нередко чудесные явления бывали на деревьях и при деревьях.

    ?К числу таких явленных икон и принадлежит чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явленная на трех соснах у Троицкого Оптина монастыря «11/24 мая ранее 1620 года в день священномученика Мокия», где для нее была устроена большая часовня и на поклонение сей святой иконе стекалось на Тихвинскую 26 июня / 9 июля огромное количество горожан, жителей окрестных деревень и дальних паломников. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский источник, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь носил название Тихвинского. Также у стен Оптина монастыря в эти дни ежегодно проводилась знаменитая Тихвинская ярмарка, привлекавшая множество народа.

    17 июля 2002 года благословением ныне почивших Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря как женского. И сегодня, после многих страшных лет тьмы, поругания и запустения здесь снова совершается Божественная литургия, молитва и труд, крестные ходы и праздники, древняя обитель расцветает.

    17 марта 2004 года, в день памяти святого князя Даниила Московского, которого прославил царь Алексей Михайлович, был освящен правый придел Троицкого собора в честь Царственных Мучеников: царя Николая с Семьей. 20 марта, на «родительскую» в день поминовения усопших, через 80 лет плена, когда храм стоял «без света и пения», в Троицком соборе Оптина монастыря, построенном на помин души Романовых — Милославских, была отслужена первая Божественная литургия. 6 апреля, на Страстной Седмице, на центральной главе Троицкого собора установлен 4-метровый ажурный просечной крест с царской короной.

    9 июля 2009 года благословением архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона торжественным Крестным ходом вернулась в свою обитель чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Взорванный, списанный из живых, монастырь чудом воскресает. На месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигнуты Поклонные Кресты.

    Пока у болховских сестер есть только Крест, Храм и Икона, монастырский синодик и «своя» молитва, приснившаяся одной послушнице:

    Восстановлен единственный уцелевший келейный корпус 19 века, в котором теперь домовый храм во имя Царственных мучеников и живут сестры и паломницы. Установлены Поклонные Кресты на месте двух взорванных храмов и часовни – месте явления монастырской чудотворной Тихвинской иконы.

    Издана замечательная миссионерская книга «Болховский альбом. Под небом голубым» в двух частях — прекрасный фотоальбом со стихами Владимира Быкова о духовном возрождении России и Орловщины.

    Открыта православная гимназия-пансион во имя преп. Сергия Радонежского для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

    С трудом, но идет напряженная работа по федеральной программе Министерства культуры РФ по реставрации древнего исторического Ансамбля монастыря: восстановлена трапезная и склеп Троицкого собора, крепостная монастырская стена протяженностью 400 м (а всего 537 м): фундаменты, башни, контрфорсы; воссоздается по описи, найденной в архиве Древних Актов, старинный, 1702 года описания, иконостас Троицкого царского собора.

    ?Летом – стройка, трудники и паломники, экскурсии, покос и огороды. Зимой – белое безмолвие… Рождество Христово и Великий Пост, духовное напряжение молитвы, заснеженные дороги. И снова – Пасха! И снова – горячее лето и престольные праздники: летний Никола, память преп. Макария Алтайского, день Святой Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери. А осенью – славные праздники обители – Рождество и Покров Пресвятой Богородицы! В монастыре было 14 алтарей!

    И еще одно послушание у сестер: строительство воинского скита во имя св. Георгия Победоносца и возрождение разрушенного храма близ Кривцовского мемориала на месте бывшего села Березуй для поминовения погибших солдат в годы ВОВ, чьи имена переданы военкоматом (14 тысяч воинов) в монастырский синодик.

    И мы приглашаем всех желающих помочь и помолиться, и потрудиться в нашей древней пустыни, веруя, что возрождение древней святой обители и поминального воинского скита на Орловской земле нужно живым и мертвым и всей воскресающей России, «всему миру», за который и возносятся неусыпные монашеские молитвы.

    Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь г. Болхова

    Город Болхов – Орловский Суздаль

    В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области, один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск – это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возникший в глубине минувших столетий, в середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, природа и особенное благочестие жителей – за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд.

    И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали – картина…»

    Троицкий Оптин монастырь

    «Один из известнейших среднерусских монастырей», — как его называли в литературе XIX в., Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.

    Основан Болховский Оптин монастырь ранее XV века, по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому – раскаявшимся и постригшимся в монахи разбойником Оптой, так же как и Козельская Оптина пустынь, находящаяся в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общежительного проживания монахов и монахинь, распространенной в XV веке.

    К XX веку в Троицком Оптине монастыре было три храма: Св. Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря, Тихвинской Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека, Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосии Печерских.

    Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями-бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.

    В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 года, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы.

    В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение «имел всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг, в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия каких-то врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой вытащить не смогли. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.

    Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея – цари Федор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь и цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю.

    И многие знаменитые русские фамилии: Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние, таким образом, простирались далеко за пределы Орловской губернии.

    В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» — «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно быть в монастыре архимандриту».

    Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в XIX веке был любимый ученик св. Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; ныне причисленный к лику святых Божиих.

    Первоапостол Алтая, преподобный Макарий Алтайский, «Незабвенный архимандрит» — одна из самых светлых личностей не только в истории нашего миссионерства, но и в истории Церкви, а 31-й день зеленого мая да будет навечно днем похвалы святому старцу и праведнику, каким архимандрит Макарий почитается не только в России – далеком Алтае и Сибири, Москве, Петербурге, Орле и Болхове, но и во всем мире.

    В XX веке еще один выдающийся подвижник, исповедник нашего времени архиепископ Даниил (Троицкий, 1887-1934 гг.), как и его родной брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 годы.

    Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., когда монастырь в ходе боев, как «генеральная высота» семь раз переходил из рук в руки, и последующие годы «строительства социализма» разрушили остальное.

    Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор – федеральный памятник искусства и культуры XVII века, а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки XIX-го века.

    Троицкий собор 1668 года – единственный памятник Орловщины, который связывает нас с древней Русью: «Собор старинного вкуса, в византийском стиле», построен в подобие Успенского храма Московского Кремля, на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской как родовая усыпальница родных царицы; в связи с постройкой Троицкого собора также было переименовано название монастыря.

    Тихвинская икона Божией Матери

    Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ея с людьми. Удивительными путями приходят в мир Богородичные иконы. Нередко чудесные явления случались на деревьях и при деревьях.

    К числу таких явленных икон и принадлежит чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явленная на трех соснах у Троицкого Оптина монастыря г. Болхова «ранее 1620 года в день священномученика Мокия», где для нее была устроена большая часовня, куда для поклонения сей святой иконе стекалось на Тихвинскую 26 июня / 9 июля огромное количество горожан, жителей окрестных деревень и дальних паломников. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский источник, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь носил название Тихвинского. Также у стен Оптина монастыря по царскому указу проводилась знаменитая Тихвинская ярмарка, привлекавшая множество народа.

    Сила Божия

    17 июля 2002 года благословением недавно почивших Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря как женского. Ныне после страшных лет тьмы, поругания и запустения здесь снова совершается Божественная литургия, молитва и труд, возрождается древний Троицкий собор, крестные ходы и праздники.

    17 марта 2004 г. в день памяти св. князя Даниила Московского, которого прославил царь Алексей Михайлович, был освящен правый придел Троицкого собора в честь Царственных Мучеников: царя Николая с Семьей.

    20 марта на «родительскую», в день поминовения усопших, через 80 лет плена, когда монастырь стоял без «света и пения», в Троицком соборе Оптина монастыря, построенного на помин души Романовых – Милославских, вновь была отслужена первая Божественная литургия.

    6 апреля 2004 г., на Страстной Седмице, на центральной главе Троицкого монастыря установлен 4-х метровый ажурный просечной крест с царской короной.

    9 июля 2009 года благословением правящего архиерея – архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона торжественным крестным ходом вернулась в свою обитель чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

    Взорванный, списанный из живых, монастырь чудом воскресает. На месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигнуты Поклонные Кресты. Пока у болховских сестер есть только Крест, Храм и Икона, монастырский синодик и «своя» молитва, приснившаяся одной послушнице.
    Спаси, Господь, собор!
    Спаси! Святая Троица, спаси!
    Сбери все слезы Богородицы к Руси,
    Умой народ, открой глаза, спаси!

    Есть лишь горький плач о тяжких грехах наших, и что «не до конца прогневается Господь!», и молитвенное упование на Бога, Матерь Божию, святых Его и людей, созданных по образу и подобию Его… Но есть Господь и голубое небо – Вечный Покров Царицы Небесной, которая посетила же однажды эту обитель… и скудные ее сестры веруют и надеются возжечь еще одну свечу и лампаду в мире – Свет Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря.

    Приглашаем всех желающих помолиться и потрудиться в нашей древней пустыни и веруем, что возрождение святой обители на Орловской земле нужно всей воскресающей России, «всему миру», за который и возносятся неусыпные монашеские молитвы.

    По праздникам и воскресным дням совершается Божественная литургия, а в субботу восстановлено особое молитвенное песнопение перед иконой Божией Матери Тихвинской, по древнему чину параклисис. Совершается поминовение усопших царственных благодетелей монастыря, всех бывших насельников монастыря, чьи имена удается установить, алтайских миссионеров, воинов, погибших на Куликовом поле, экипаж крейсера «Варяг». А также о здравии всех жертвователей, строителей монастыря, духовных наставников, детей из приюта и всех православных христиан.

    Монастырь входит в состав Орловско-Ливенской епархии Московской патриархии, правящим архиереем епархии является архиепископ Орловский и Ливенский Антоний. Настоятельница монастыря – игумения Евфалия (Мастепанова).

    Реставрационные работы по восстановлению древнейшей обители ведутся с огромным трудом, т.к. федеральное финансирование невелико и нерегулярно, а своих средств обитель не имеет совсем.

    Любой старинный монастырь – это всегда кладбище. Кладбище Болховского Троицкого монастыря разрушено до основания, т.к. все богатые захоронения были вскрыты в годы гонений, останки выброшены в овраг.

    Рядом с местом явления Тихвинской иконы забил источник, который почитают чудотворным, но в послевоенные годы он был засыпан землей по приказу председателя колхоза. Мы надеемся, что с помощью добровольных помощников он будет восстановлен.

    Читайте так же:  Пюхтицкий монастырь требы