Меню Закрыть

Женский монастырь иркутская область

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Впервые в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви прошло на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл скорбит в связи с утратой чтимой Чимеевской иконы Божией Матери

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода в Валаамском монастыре

Святейший Патриарх Кирилл: Мы должны научиться интерпретировать нашу традицию таким образом, чтобы она становилась понятной для современного человека

Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник преподобному Арсению Коневскому на острове Коневец

Иркутский Знаменский женский монастырь

Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары в устье р. Иды (сейчас р. Ушаковка). Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской.

В 1757 г. в монастыре была заложено каменное здание Знаменской церкви на средства иркутского купца И.С. Бечевина. Главный храм был освящен около 1765 г., впоследствии к нему были пристроены приделы и к концу XVIII в. церковь стала четырехпрестольной.

К концу ХIХ века Иркутский Знаменский монастырь представлял из себя крупное хозяйственное образование. Монастырь славился своими мастерицами. Здесь шили парадные священнические одежды, плащаницы, ризы на иконы и другие богослужебные предметы. Шили также по заказам горожан и светские одежды: наряды для невест, дамские платья, башмаки и многое другое, занимались также художественной стежкой одеял. Монахини великолепно владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями.

Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. В своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в общежительных российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была «в сестрах своих укрепить веpу в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укpепить их в подвигах иноческого жития». Постоянно при монастыре проживало несколько так называемых «эпитимийцев», т.е. отлученных по разным причинам от Церкви женщин. Они назначались на самые трудные монастырские работы и всегда имели перед собой пример высокого нравственного поведения монахинь, что давало им возможность встать на путь духовного совершенствования, очищения от грехов.

Сюда попадали и «государственные преступницы», присылаемые из Москвы и Петербурга. Невольницей монастыря была дочь знаменитого Артемия Волынского, казненного в Петербурге 27 июня 1740 г. во времена «бироновщины». Его несовершеннолетние дети ? Мария, Анна и Петр ? через три дня после казни отца были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. Анна 25 ноября 1740 года была доставлена в Иркутский Знаменский монастырь и на следующий день приняла постриг с именем Анисьи. В октябре 1740 г. скончалась императрица Анна Иоанновна, и дети А. Волынского получили свободу. Анна Волынская хранила добрую память об Иркутской обители: из Петербурга она выслала в монастырь напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось.

В 1893 г. при монастыре официально была учреждена школа для девочек, которых обучали чтению, письменной грамоте и церковному пению. В 1908 г. была открыта церковно-приходская школа. Кроме этого в монастыре действовал приют для детей (в 1912 г. в нем содержалось 44 девочки).

На территории монастыря находится некрополь. Здесь похоронили многих настоятельниц и монахинь монастыря; несомненно, здесь погребена преставившаяся 24 февраля 1744 г. первая игуменья Акилина. 20 июня 1795 г. похоронен основатель Российско-Американской компании Григорий Иванович Шелихов. По заказу его супруги Н.А. Шелиховой на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный мастерами Екатеринбурга, эпитафию для памятника сочинил поэт Г.Р. Державин. Здесь похоронена жена декабриста Е.И. Трубецкая (умерла в 1854 г.) с детьми, декабристы Н. Панов, П. Муханов, В. Бечаснов. У монастырских стен нашли свое последнее пристанище члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. В 1960 г. из Братского района привезли останки второго иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в июне 1747 г. в Братской Спасской пустыне, и похоронили на Иркутском Радищевском кладбище. Это было вызвано тем, что территория Братской пустыни при строительстве Братской ГЭС попадала под затопление. 14 октября 2001 г. мощи свт. Иннокентия (Неруновича) были перезахоронены у алтаря Казанского придела Иркутского Знаменского собора.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остается только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы Гидроавиаторов.

В 1926 г. Знаменский храм стал приходским, а с 1929 г. начал выполнять функции кафедрального собора, так как собор Богоявления был закрыт, а Казанский кафедральный собор и вовсе снесен.

В 1934 г. постановлением Президиума городского совета от 11 июля Знаменская церковь была закрыта и отдана под рабочий клуб. Все иконостасы были сломаны и стены храма постепенно разрушались. В середине 1940-х годов Знаменская церковь начала возрождаться. Иконостасы собирали из сохранившихся кусочков. Знаменский иконостас был сделан весь заново, от старого были использованы только Царские врата.

Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 г. В 1948 г. ей был возвращен статус кафедрального собора.

30 августа 1960 г. комплекс Знаменского монастыря Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 (Приложение 1) переведен в ранг памятников архитектуры республиканского (федерального) значения и поставлен на государственную охрану.

В 1990 г. в обитель были перенесены мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого).

Князе-Владимирский монастырь

Начало строительства Князе-Владимирского храма в 1888 году было приурочено 900-летней годовщине с момента крещения Руси киевским князем Владимиром. Средства на новый храм пожертвовал иркутский купец В.А. Литвинцев, и в знак благодарности в народе часто называют этот храм «литвинцевским». Открытие монастыря состоялось в 1903 году.

Монастырь играл немаловажную роль в ходе Русско-японской войны — здесь располагался госпиталь Красного креста. В начале ХХ века при монастыре также функционировала мужская богадельня, была открыта школа для мальчиков. Немалые средства на организацию всех этих учреждений также были выделены В.А. Литвинцевым. В церковно-учительскую школу, открытую при монастыре в 1900 году могли поступить выпускники церковно-приходских школ. Спустя пять лет после открытия, эта школа была преобразована в семинарию и переехала в новое здание.

Князе-Владимирский монастырь просуществовал до 1922 года и был закрыт советскими властями. На территории обители разместился кавалерийский полк НКВД, а остальные помещения были заняты детским домом и исследовательской лабораторией геологического управления. Епархия получила монастырь в свое ведение лишь в конце 1990-х годов. В наши дни восстановленный Князе-Владимирский храм является великолепным образцом архитектуры и украшением городского пейзажа.

Вознесенский монастырь

Вонесенский монастырь был основан в XVII веке старцем Герасимом. Это произошло вскоре после того, как в Иркутске появился острог. Обитель расположилась в четырех верстах от острога, посреди лесов на берегу Ангары. Самой первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня. Вскоре завершилось строительство ограды и келий для монастырской братии. К концу XVII века на территории монастыря было уже два храма.

К началу XVIII века владения монастыря значительно расширились — он владел немалыми территориями, а также соляным заводом. В состав монастыря были включены несколько маленьких обителей. А в 1783 году произошло событие, которое можно отнести в разряду чудес. В монастыре вспыхнул пожар, в результате которого сгорели все кельи, из трех церквей одна сгорела полностью, а две сильно выгорели изнутри, также пострадали колокольни, а два колокола были разбиты. Но один храм остался нетронутым — устояла только Тихвинская церковь, в которой находились святые мощи.

Но несмотря на все беды, монастырь был восстановлен, с 1861 года он стал общежительным, и к началу XX века в нем проживало около 200 человек. В годы гражданской войны в стенах обители расположился Иркутский сводный госпиталь. В 1928 году богослужения еще продолжались, но к 1933 году все церковные здания были снесены. Уцелела лишь Успенская церковь.

В наши дни в монастыре действует единственная — Успенская — церковь с трапезной, в которой есть ризница, кухня, два каменных жилых корпуса для братии, размещенная в бывшем доме настоятеля школа, различные хозяйственные постройки, а также гостиница для паломников.

Знаменский монастырь

Знаменский монастырь, основанный в 1689 году на месте слияния двух рек — Ангары и Ушаковки, является одним из старейших православных монастырей Сибири. Первые постройки были деревянными, и, как следствие, довольно быстро обветшали. В 1757 году началось строительство каменного храма во имя Знамения Божией Материна. Средства на строительство были пожертвованы известным иркутским купцом Иваном Бичевиным. Строительство храма велось на протяжении нескольких десятилетий и завершилось к 1794 году.

В 1920 году неподалеку от монастырских стен был расстрелян руководитель Белого движения адмирал А.В. Колчак и, занимавший пост председателя Совета министров, В.Н. Пепеляев. А после установления в Иркутске Советской власти монастырь закрывается, и в распоряжении епархии остается только здание церкви. Остальные постройки занимают отделы гидроавиаторов, поскольку в 1928 года в устье Ушаковки располагалось авиационное предприятие. Несмотря на то, что монастырь как таковой прекратил свое существование, Знаменский храм в 1926 году становится приходским. Через год к нему переходят функции кафедрального собора — ведь все остальные соборы либо разрушены, либо закрыты.

В 1994 году начинается вторая жизнь обители. Сейчас при нем действует воскресная школа и библиотека, регулярно проводятся просветительские мероприятия. С 1991 года в Знаменском кафедральном соборе покоятся мощи первого епископа Иркутского святителя Иннокентия, покровителя города.

Знаменский женский монастырь

«Знаменский женский. » в энциклопедии:

«Знаменский женский. » в новостях:

В 1696 г. утверждается положение о девичьей обители в Иркутске. С разреше­ния митрополита Тобольского и всей Сибири Павла начал строиться деревянный Знаменский женский монастырь. Наблюдение за возведением построек обители поручается выборному торговому человеку Власу Сидорову Место для обители выбирается на мысу правого берега Ангары при впадении речки Иды (Ушаковки).

Здесь по речушке Соколок ему отводятся земли, где немного позднее появ­ляется деревня Знаменского монастыря. В 1693 г. собственным усердием Власа Сидорова построен деревянный храм во имя Знамения Божией Матери. За пост­ройку Вознесенского и Знаменского монастырей Власу Сидорову была выдана Китайская вотчина.

Впоследствии было построено ещё две церкви: Святых мучеников Дмитрия и Трифона (с благословения первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицко­го) и усердием купца Щербакова — Преображения Господня.

Некоторые летописцы относят основание Знаменского женского монастыря а 1690 г. и даже к 1680 г. Так, в летописи А. И. Лосева в записи за 1690 г. даются оши­бочные сведения: «Некто Сидор Власов, а какого чина и состояния неизвестно, строитель Знаменского девичьего монастыря, подал челобитную в Иркутскую при­казную избу, в которой прописывал, что прошло уже назад тому 10 лет, как начал он строить монастырь Знаменский (а по какому указу или грамоте — в челобитной не объяснено), которого ныне все строения уже окончены, и просил он отвести оному монастырю рыбные ловли».

Через несколько лет на строителя Знаменского монастыря Власа Сидорова ста­рицей Каликией была возведена клевета, в которой содержались обвинения Сидо­рова в присвоении средств, отпущенных на строительные работы. Но за него вста­ли иркутские жители. И вот на основе их челобитных, а также результатов рассле­дования деятельности Сидорова при постройке монастыря 23 августа 1698 г. он оп­равдывается, а митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий предписал «неотлож­но быть Власку Сидорову строителем в Знаменском монастыре по-прежнему и мо­настырскую казну, которая взята была на сбережение в Вознесенский монастырь». Дальнейшая же судьба клеветницы неизвестна.

Читайте так же:  Монастырь сарапул

Первой настоятельницей нового монастыря в 1704 г. становится старица Акилина. В этой должности она прослужила сорок лет. Она расширила владения мона­стыря и укрепила хозяйственную и финансовую сторону обители. При ней монас­тырь получает большую Китойскую вотчину, заводит мельницы, рыбные промыс­лы и кожевенные заводы. Обитатели монастыря и приписанные работные люди занимались хлебопашеством, скотоводством, сенокошением, огородничеством и рыболовством. Вскоре к «Знаменскому женскому монастырю причисляются во­семь зимовьёв на Ангаре до Байкала. А в междуречье Ушаковки и Топки находи­лись монастырские пастбища, сенокосные и пахотные угодья. Огороды примыка­ли к северной стороне ограды монастыря.

В 1707 г. император Пётр I жалует со своей дарственной надписью «в дьевый монастырь Знамения Богородицы Иркутский» Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, изданное в 1698 г. Евангелие состояло из 19 листов и весило-8 фунтов 3 золотника.

Монастырь имел старинные колокола. Самый старый из них был отлит в 1722 г. в Москве, другой — в 1735 г. в Томске, а несколько колоколов было позднее изго­товлено в самой обители.

В 1728 г. в Знаменском монастыре проживало 12 обитателей возраста от 55 до 85 лет. Монастырь в это время имел: пахотной земли 33 десятины, 30 мешков ржи (хра­нившейся в запасниках в селении Китой), лошадей — 75 голов, рогатого скота — 90 голов, овец — 35 голов. К монастырю было приписано крестьян Китойской слобо­ды — мужчин с семьями и детьми 120 человек, имеющих 22 двора. Кроме того, крепостных крестьян числилось 28 человек, проживающих в 10 дворах. Обитель имела 75 вкладчиков в 18 дворах. Все собственные строения с 1693 г. пришли в полную ветхость. Поэтому в этом году срубили новый монастырь.

В 1742 г. в монастыре была построена надвратная шатровая церковь. К середине XVIII в. начали хлопотать о замене всех деревянных построек обители каменными. По описи 1764 г., составленной прапорщиком Давыдовым, о соборной Знаменс­кой церкви было указано: «Церковь с трапезой в 5 сажен начата строиться бывшим иркутским купцом Иваном Бичевиным, по данному ему из Иркутской Духовной консистории указу в 1757 г.». И вот на средства купца-морехода И. Бичевина, а после его трагической смерти на средства монастыря начала строиться каменная собор­ная церковь, главный престол которой во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящается преосвященным Софронием 26 ноября 1762 г. Немного ранее, по мере готовности, в 1760 г. был освящён придел во имя Святого и Чудотворца Николая. В 1787 г. освящается престол во имя иконы Казанской Божией Матери.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы представляла из себя каменное од­ноэтажное здание и имела в 1795 г. четыре престола. Выполнена в стиле «сибирс­кое барокко», но по фасаду наблюдаются элементы древнерусского художества.

С 1764 г. для Знаменского женского монастыря наступили тяжёлые времена. В этот год по указу императрицы Екатерины II все монастыри были лишены своих вотчин. Сам монастырь был причислен к третьему разряду с весьма низким годовым содержанием, которого хватало только на содержание трёх монахинь, включая саму настоятельницу и казначею. Дело шло к закрытию обители. В 1767 г. иркутский епископ Софроний (Кристалевский) обратился с ходатайством об укреп­лении Знаменского женского монастыря. Святейший Синод принял это ходатайство во внимание и своим указом направляет игуменьей Павлуцкую и казначеей Пелагею Сосунову, которые прибывают в Иркутск в 1769 г. На другой год вслед за ними прибывает 14 монахинь.

Большой урон монастырю нанесли два пожара в 1787 г., которые уничтожили кельи, больничный корпус, баню, все хозяйственные постройки, деревянную ограду. Губернскому архитектору А. Я. Алексееву заказывается проект со сметами воз­ведения каменной ограды и двух каменных корпусов. Но из-за отсутствия средств это строительство откладывается.

В 1795 г. освящается престол во имя Преображения Господня. А отдельно сто­ящая деревянная церковь во имя Преображения Господня к этому времени сильно обветшала и в начале мая 1796 г. разбирается. Вместо нее был заложен каменный придел к главной соборной монастырской церкви.

Жена Г. И. Шелихова Наталья Алексеевна пожертвовала значительные суммы Знаменскому женскому монастырю на украшения внутренних помещений обители и на устройство каменной ограды, постройка которой началась с 6 июня 1794 г. Также немалые пожертвования внесла и купеческая вдова Т. Сизых. Получив эти пожертвования, монастырь смог закончить постройки, планируемые ещё десять лет тому назад.

В 1836 г. Знаменский монастырь был возведён во второй класс, а с 27 августа 1872 г. монастырь становится общежительным, то есть без ограничения числа жи­вущих в нём. На пожертвованные средства в это время строится каменный корпус для хлебопекарни, на втором этаже которой разместились рукодельная и золото­швейная мастерские, новый корпус трапезной и амбар для съестных припасов. В 1886 г. на капитал А.Н. Портновой, долгое время жившей в монастыре вместе со своей матерью, было построено новое большее двухэтажное здание для келий. По­зднее в монастыре был построен свечной завод. На Худяковской даче, имевшей 120 десятин прекрасного соснового и смешанного леса с лугами, сеяли хлеб, коси­ли сено, занимались скотоводством и птицеводством. Здесь же на даче содержа­лось несколько десятков улей. На даче были построены вместительные дома для сестёр и игуменьи. В 1903 г. в обители осваивается переплётное дело.

В соборной церкви тёплый храм Святого Николая был отделён от холодного во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы глухой каменной стеной с неболь­шими дверями. Поэтому Никольский храм имел плохое освещение. В 1881 г. архи­епископ Вениамин предложил убрать перегородку, отделяющую тёплый храм от холодного. Техническую возможность выполнения этого предложения поручено определить архитектору В. А. Кудельскому. С февраля 1882 г. мастером Н. А. Ива­новым начата разборка стенки и устройство арки. Одновременно в соборной церк­ви проводились и другие ремонтные работы и работы по украшению внутренних помещений храма.

Мастером из известной в Иркутске династии иконописцев и серебреников Ни­колаем Иннокентьевичем Туголуковым в этом же году написаны в соборной церк­ви монастыря в куполах изображение Божией Матери, по углам — евангелистов. А также иконы для двух верхних ярусов иконостаса и боковых дверей. По окончании работ Знаменская церковь 17 октября 1882 г. была освящена архиепископом в сослужении епископа Мелетия. Правый же придел во имя Казанской Божией Матери подвергся ремонту и обновлению через десять лет. Обновлённый придел архи­епископом Тихоном в сослужении ректора Духовной семинарии епископа Агафангела освящен 29 октября 1892 г.

На средства иркутского купца Евфимия Андреевича Кузнецова в 1853 г. откры­вается при монастыре училище девиц духовного ведомства. С постройкой нового здания женское училище преобразовывается из трёхклассного в шестиклассное. Обязанности учительницы, в основном, сложились на настоятельницу. С 1885 г. обучение девочек вменяется в обязанность наиболее грамотным монахиням и послуш­ницам. В 1908 г. при Знаменском монастыре открывается церковно-приходская школа, а в 1912 г. в приюте при школе проживало и обучалось 44 девочки.

В Знаменском монастыре находится целый некрополь с захоронениями из­вестных исторических личностей. У южной стены соборного храма погребены жена декабриста С.П. Трубецкого Екатерина Ивановна Трубецкая с умершими в малолетстве детьми Никитой, Владимиром и Софией, а также декабристы Ни­колай Алексеевич Панов, Пётр Александрович Муханов и Владимир Александ­рович Бечаснов, оставившие в Иркутске благодарную добрую память у иркутян. У алтаря церкви возвышается памятник на могиле Григория Ивановича Шелихова — иркутского купца-морехода, одного из первых исследователей Аляски и Курильских островов, основателя Российско-Американской компании и посе­лений в Русской Америке.

Иркутские повествования. 1661 — 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: «Оттиск», 2003. Т. 1.

Знаменский монастырь

  • 1. История и расширение монастыря
  • 2. Монастырь в годы советской власти
  • 3. Современное состояние монастыря
  • 4. Особенности архитектуры
  • 5. Святыни
  • 6. Некрополь
  • 7. Контакты
  • 8. Читайте в Иркипедии:
  • 9. Литература
  • 10. Ссылки

«Знаменский монастырь. » в энциклопедии:

«Знаменский монастырь. » в новостях:

Иркутский Знаменский монастырь