Меню Закрыть

Монастырь поселок деденево

Спасо-Влахернский женский монастырь

Спасо-Влахернский женский монастырь находится в поселке Деденево Дмитровского района Московской области.


В 20-гг прошлого века монастырь, как и многие другие православные святыни, был закрыт и разорен. Храмы оказались разрушенными практически до основания. С 2000 года, Божией милостью, стараниями благопопечителей и участием неравнодушных людей началась работа по его возрождению.

За минувший век облик поселка значительно изменился, поэтому воссозданный монастырь уже не имел возможности расположиться в прежних своих, обширных, границах.

С юга и северо-востока окрестности его дополняются живописными водоемами. До закрытия обители они входили в ее архитектурный ансамбль. По преданию южный пруд, расположенный вблизи здания бывшей монастырской гостиницы (ныне Деденевская поселковая библиотека), имеет рукотворное происхождение. В его центре есть небольшой остров с беседкой. В былые времена настоятельницы принимали там гостей и проводили с ними богоспасительные беседы. Теперь эти водоемы (за исключением малого ставка у бывшей просфорной) являются частью жилых кварталов поселка и служат их украшением.

В настоящее время два основных храма Спасо-Влахернского женского монастыря, Спасский собор и храм Димитрия Солунского, полностью восстановлены и являются действующими. Частично восстановлены и сестринские корпуса. При монастыре работает Воскресная школа.

Голубые купола Спасского собора можно заметить еще издали – они хорошо видны как со стороны железной дороги, так и с Дмитровского шоссе и Канала им. Москвы – это и есть ориентир, для тех, кто направляется сюда впервые.

Часы работы храмов опубликованы в верхней закладке меню: «Расписание и другая информация» (см. ссылку Расписание).

Доехать к монастырю можно:

Автомобильным транспортом: по Дмитровскому шоссе (от Москвы – на север, не доезжая до г. Дмитров), до. п. Деденево. Поворот на первом или третьем светофоре (см. схему).
Для легковых автомобилей и микроавтобусов у северных ворот (вдоль внешней границы монастырской стены) оборудована автостоянка.
Для больших автобусов автостоянка не предусмотрена, т.к возможность парковки и совершения на ней маневров крупногабаритным транспортом крайне ограничена (по причине плотной застройки, прилегающих к монастырю улиц).

ж/д Транспортом: электропоездом по Савеловской железнодорожной ветке. В Москве станция отправления: «Москва – Савеловский вокзал» (метро «Савеловская»). Электропоездами, следующими до станций: «Дмитров», «Вербилки», «Дубна», «Талдом», «Савелово». Выходить нужно на станции «Турист», от нее до монастыря 5 минут ходьбы (см. схему).

Пассажирскими автобусами, следующими из Москвы (Москва (метро «Алтуфьево») в Дмитров – 401. Остановка: Деденево-рынок (второй светофор). На светофоре необходимо будет перейти дорогу и подняться по Школьной улице к южным воротам.

Спасо-Влахернский женский монастырь (Деденево)

В Подмосковье много живописных мест. Одно из них находится на севере области, в двенадцати километрах к югу от Дмитрова, в старинном поселке Деденево. По преданию на этих землях в конце 13 века во время сражения был убит ордынский полководец хан Дедень. А село, которое выросло тут позже, получило имя Деденево. С конца 17 столетия село принадлежало старинному дворянскому роду Головиных. Здесь расположилась их усадьба. В 1852 году Анна Гаврииловна Головина с сыном Гавриилом Павловичем решили основать в своем имении монастырь. На тот момент в Деденево уже стоял грандиозный храм Спаса Нерукотворного, в котором были собраны фамильные святыни Головиных, в том числе Влахернская икона Богоматери. Вокруг Спасской церкви и выросла одноименная обитель. Анна Гаврииловна приняла в ней монашеский постриг, а затем схиму. После ее смерти земли усадьбы закрепились за монастырем. А сын графини, Гавриил Павлович до конца своей жизни заботился о монастыре и следил, чтобы его насельницы ни в чем не нуждались.

Обитель росла год от года, и стала называлась Спасо-Влахернской, в честь чудотворного Влахернского образа Богоматери. Сестры занимались иконописью, трудились в швейной мастерской, ловили рыбу в монастырском пруду и даже подковывали лошадей. К началу 20 века обитель в Деденево была одной из самых благоустроенных в Московской епархии. В то время в монастыре подвизалось около трехсот сестер. В обители находились иконы, по преданию написанные Андреем Рублевым: образ Спаса-Нерукотворного, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ Владимирской Богоматери. Также сюда приходили богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу Спасителя в терновом венце, в простонародье его называли «Спас Беленький». Икона представляла собой барельеф, в центре которого в углублении располагалась глава Иисуса Христа в терновом венце. По легенде перед этой иконой исцелились две слепые от рождения девочки.

В конце 19-го — начале 20 века в монастыре шло активное строительство. Рядом со Спасским храмом выросла отдельно стоящая высокая колокольня. Позже ее соединили с церковью. В 1910 году на месте ветхой деревянной часовни в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, построили новую каменную часовню. Спустя годы ее переделали в приходскую церковь в честь иконы Богоматери Нечаянная Радость. Она сильно пострадала в советское время и требует ремонта.

Участь третьего храма обители еще более печальна. Красивая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского сгорела перед Великой Отечественной войной. Ныне вблизи Спасского собора стоит современный храм Димитрия Солунского. В 2001 году в нем провели первое богослужение, а еще через год здесь поместили мощи небесной покровительницы Деденева, преподобноисповедницы Параскевы. Параскева Матиешина родилась в Подольской губернии и ступила на монашеский путь в 19 лет. Через некоторое время она оказалась в Деденево. Параскева была высоко образована и крестьяне попросили, чтобы она обучала их дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. Параскева показала себя как талантливый педагог, и скоро это заметил Дмитровский епископ Серафим. Он вызвал ее из монастыря и определил заниматься миссионерской деятельностью. С тех пор Параскева служила диаконисой в Казанском храме Дмитрова и обучала детский хор. В 1930 году за церковную деятельность ее выслали в Казахстан. Ссыльные называли ее «сестрой» и приходили за советом и утешением. После Казахстана бывшая монахиня жила в Астрахани, а затем вернулась в Дмитров. В последние годы жизни она тяжело болела. Матушка Параскева Матиешина скончалась в возрасте 64 лет и была прославлена в лике преподобноисповедницы. Ныне ее святые мощи почивают в Спасо-Влахернской обители.

Сейчас, глядя на монастырь, с трудом верится, что в середине прошлого века он был до основания разрушен. Хотя, безусловно, еще многие здания предстоит восстановить.

Совсем недавно случилось очень важное для обители событие — сюда вернулась чудотворная икона Божией Матери «Влахернская». В годы, когда монастырь был закрыт, святыня хранилась в музее и теперь снова стала доступна для поклонения.

Напомним адрес Спасо-Влахернского женского монастыря: Московская область, Дмитровский район, поселок Деденово.

Спасо-Влахернский монастырь

Спасо-Влахернский женский монастырь

Спасо-Влахернский монастырь — женская православная обитель, расположенная в поселке городского типа Деденево, в 60 км к северу от Москвы. Село на холмах Клинско-Дмитровской гряды был основано много веков назад, и первоначально называлось Деденевской пустошью.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Влахернский монастырь

Монастырь в Деденево существует с середины XIX века. Он находится на живописном холме и окружен долинами Яхромы, Волгуши и Икши. Крутые овраги неподалеку от Спасо-Влахернского монастыря пользуются большой популярностью у любителей зимних видов спорта. Здесь проложены лыжные трассы, работают подъемники.

Искусственный холм делит Спасо-Влахернский монастырь на две части. В центре возвышается величественный собор Спаса Нерукотворного образа, который является архитектурной доминантой всего монастырского ансамбля. По периметру участка расположены монастырский пруд, жилые и хозяйственные строения – гостиница, больница, дом игуменьи, настоятельский корпус, дом притча и просфорная.

Спасо-Влахернский монастырь прошел через период упадка и забвения. Реставрационные работы в нем начались в конце прошлого века и продолжаются в наши дни. За эти годы в обители построили храм Дмитрия Солунского, сестринский корпус и трапезную. В соборе Спаса Нерукотворного Образа хранится почитаемая икона Влахернской Божьей Матери, к которой по воскресеньям в старинный храм приходит много верующих.

В наши дни в обители живет 10 насельниц и настоятельница. Здесь открыта воскресная школа для детей прихожан, а для туристов и паломников проводятся экскурсии по территории Спасо-Влахернского монастыря.

История Спасо-Влахернского монастыря

В 1852 году в имении Головиных появилась женская община из шести монахинь. Спустя 9 лет она получила статус монастыря. Обитель быстро росла, и к началу Первой мировой войны в ней насчитывалось уже 300 монахинь и послушниц.

После появления Спасо-Влахернского монастыря Головины перенесли усадьбу на 1,5 км южнее. В 1907 году на новом месте построили главный усадебный дом, автором проекта которого был известный архитектор Федор Осипович Шехтель. Этот дом не сохранился до наших дней, и сегодня о бывшей усадьбе напоминает лишь небольшой полузаросший парк с прудами и служебная постройка.

В 1922 году обитель в Деденево ликвидировали. В 1930-е годы рядом с поселком начали возводить Канал имени Москвы, который должен был соединить столицу с Волгой. Для масштабной стройки использовали труд заключенных, поэтому на территории Дмитровского района организовали Дмитлаг. Во время строительства канала Деденево сильно разрослось. В бывшем Спасо-Влахернском монастыре жили заключенные. Ужасные условия их содержания и каторжные работы привели к тому, что за время стройки умерли более 22 тысяч человек.

Потом монастырь оказался заброшенным и до конца XX века простоял в руинах. В 1992 году верующие провели собрание и приняли на нем устав Спасо-Влахернского храма. Летом следующего года прошла первая церковная служба, и после этого начались масштабные работы по реставрации православной обители. Монастырь был восстановлен в 2001 году, когда в нем поселились три монахини.

Главный храм Спасо-Влахернского монастыря выстроили на деньги владельца имения В. В. Головина в 1798-1818 годах. В середине XIX века на средства Г. П. Головина прошла реконструкция Спасского собора. Церковь превратили в пятикупольный храм, а ее фасады декорировали четырьмя колонными портиками.

В 1880-1890-е годы перед собором возвели многоярусную колокольню, стоящую на массивном трехэтажном основании. Высокое здание построили по проекту архитектора Николая Васильевича Никитина. Потом Спасский собор и колокольню объединили двухсветной трапезной. В годы Великой Отечественной войны архитектурный памятник получил сильные повреждения от артиллерийских обстрелов. В наши дни собор полностью отреставрирован и открыт для паломников и туристов.

Другие постройки на территории обители

Рядом с главным храмом Спасо-Влахернского монастыря можно увидеть деревянную церковь, освященную в честь святого Дмитрия Солунского. Это новодельный храм, построенный в начале 2000-х годов в традициях русско-византийского стиля.

С севера, за монастырской оградой, стоит каменная церковь Нечаянная Радость, возведенная в 1911 году в традициях псевдорусского стиля архитектором М. Д. Холмогоровым. Храм появился по инициативе Спасо-Влахернского монастыря и до революции использовался в качестве часовни.

Спасо-Влахернский монастырь расположен в Дмитровском районе Подмосковья. Он находится улице Школьной, 4, в селе Деденево, через которое проходит автотрасса А-4. Чтобы добраться до обители на электричке, от Савеловского вокзала нужно ехать до станции «Турист». От станции до монастыря около 0,5 км. Автомобилисты приезжают в Спасо-Влахернский монастырь по Дмитровскому шоссе. От МКАД до Деденево 40 км, и при свободном трафике это расстояние легко проехать за полчаса.

Спасо-Влахернский женский монастырь

Спасо-Влахернский женский монастырь.

Адрес Спасо-Влахернского монастыря: Московская область, Дмитровский район, пос.Деденево.
Как проехать к Спасо-Влахернскому монастырю на автомобиле: по Дмитровскому шоссе до пос. Деденево.
Расписания автобусов — в полезных ссылках.
Фотоальбом.
Рассказ о поездке в Дмитров, и в том числе в Деденево в Спасо-Влахернский женский монастырь.
Посмотреть на карте яндекса:
Спасо-Влахернский женский монастырь в Деденево.

Спасо-Влахернский монастырь ведет свою историю с 1852 года. Находится он в 60 км от Москвы в направлении города Дмитрова, на красивой возвышенности, которая омывалась с трех сторон реками Икшей, Волгушей и Малой Яхромой. Теперь с одной из сторон проходит канал им. Москвы. Возвышенность называлась Деденевской пустошью. Она была приобретена дворянами Головиными в 1677 году.


Собор Спаса Нерукотворного Образа (1798-1818 гг.).

Поколение Головиных сменялось одно за другим, и в 1852 году вдова майора Головина Анна Гаврииловна (урожденная Гагарина) и сын ее Гавриил Павлович, губернский секретарь Московской губернии Дмитровского уезда, решили отдать свое имение под монастырь.


Колокольня (1884-1886 гг.).

К этому времени в имении стоял большой храм Спаса Нерукотворного. В храме были собраны святыни рода Головиных — иконы в серебряных и вызолоченных окладах, на окладах икон в ковчегах помещены частицы святых мощей. На иконах венцы, диадемы, убрусы и подубрусники богато украшены крупным жемчугом, драгоценными камнями, обделанными в золоте алмазами, изумрудами и яхонтами.


Деревянная церковь Димитрия Солунского (2001-2003 гг.).

Возымев желание передать имеющееся богатство монастырю, Анна Гаврииловна и Гавриил Павлович стали ходатайствовать перед Московской Епархией через Митрополита Московского и Коломенского святителя Филарета (Дроздова), об открытии женского общежития по примеру Спасо-Бородинского монастыря по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой пустыни с тем, чтобы впоследствии обратить его в женский монастырь, назвав в честь почитаемой в роду Головиных иконы Влахернской Божией Матери.

Читайте так же:  Из зеленодольска в раифский монастырь


Святые ворота.

Святейший Синод разрешил открыть общежитие монашествующих девиц, что и было утверждено императором в 1852 году.

Ввиду своего возраста и здоровья Анна Гаврииловна не могла быть начальницей общежития. Она стала попечительницей.

Анна Гаврииловна приняла монашеский постриг, затем схиму, а спустя год с небольшим в 1856 году скончалась и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом под алтарем главного престола с северной стороны.


Угловая башенка монастырской ограды.

Анна Гаврииловна пожертвовала на содержание общежития усадьбу, сто десятин пахотной земли, восемьдесят десятин дровяного леса, шесть деревянных и один каменный флигель со всеми прилегающими к ним хозяйственными постройками, мукомольную мельницу на реке Яхрома, двухэтажный дом в Москве на ул. Сретенка. В свою очередь, Гавриил Павлович пожертвовал восемь десятин земли для хлебопашества, обнес общежитие деревянной оградой, построил часовню и обещал содержать храм в благолепии, что и делал до своей кончины. Скончался Гавриил Павлович в возрасте 55 лет 7 июля 1861 года.

Источник постоянной материальной помощи иссяк, но несмотря на возникшие трудности, общежитие успешно развивалось, обустраивалось внутренне и внешне, что позволило заботливому покровителю Митрополиту Филарету обратиться в Святейший Синод с просьбой разрешить переименование общежития в общежительный монастырь. Он указал, что в общине имеется храм со многими святынями.

В 1861 году Синод переименовал общежитие в Спасо-Влахернский монастырь третьего разряда. Игуменьи монастыря

В 1852 году начальницей Спасо-Влахернского общежития была назначена Татаринова Елизавета Андреевна из Дивеевской обители (основанной Серафимом Саровским). После переименования общежития в Спасо-Влахернский монастырь Елизавета Андреевна была пострижена в иночество с именем Серафимы и возведена в сан игуменьи Митрополитом Филаретом.

Игуменья Серафима так умело вела хозяйство, что положение монастыря постоянно укреплялось, давало стабильный доход. В монастыре постоянно велось большое строительство — достраивался храм, строились новые кельи, возводились хозяйственные постройки, возводилась каменная ограда.

Все работы выполняли монахини сами: сушили и убирали сено, вышивали бисером и расписывали иконы. Во время работы сестер с ними обязательно находилась старица, которая читала им святоотеческие и другие душеполезные книги для того, чтобы «духовное семя великого старца Серафима Саровского, посеянное им в обители Девеевской, проникло и в отдаленный. новый рассадник монашеского трезвения. «

Начальница бдительно старалась соблюсти своих духовных чад от зла, праздности и пустословия. Вот воспоминания одного священника: «. здесь, во святой обители тишина, миролюбие, смирение, беспрекословное повиновение старшим, чистота, целомудрие, здесь духовное училище, так что простые неученые делаются духовно образованными от того, что славословие келейное недопустимо, в храме чтение отчетливое, пение сладкозвучное, что возбуждает даже и в приходящих благоговейность к богослужению . «

Монастырь стоял уединенно, посещали его по праздникам жители из близлежащих деревень; дорога в Сергиеву Лавру лежала далеко от монастыря, путешественники заходили редко. Тем дороже было для Спасо-Влахернской обители посещение ее в 1892 году Московским Генерал-губернатором Великим Князем Сергеем Александровичем с супругою Великою Княгиней Елизаветой Федоровной.

За свое особенное умение руководить монастырем игуменья Серафима неоднократно получала высокие награды: 1872 год — Наперстный крест от Синода; 1882 год — благотворители обители и граждане города Дмитрова поднесли ей золотой наперсный крест с драгоценными украшениями; в 1888 году она пожалована наперстным крестом из кабинета его Императорского Величества.

Игуменья Серафима скончалась в 1897 году в возрасте девяноста лет после сорока трех лет управления Влахернским монастырем и была похоронена близ храма Спаса-Нерукотворного на монастырском кладбище.

Преемницей игуменьи Серафимы стала близкая ей монахиня Леонида, одна из бывших при Серафиме сестер.

Это — Лидия Михайловна Фрицель, из дворян. В Дивеевской обители она находилась с семнадцати лет, с 1859 года поступила во Влахернскую обитель. Через десять лет приняла пострижение с именем Леониды. С 1887 по 1897 год по состоянию здоровья пробыла в Белгородском женском монастыре Курской губернии, где была определена ризничей, затем казначеей.

В 1897 году Московский митрополит Сергий возвел ее в сан игумений Спасо-Влахернского монастыря.

При игуменье Леониде в монастыре были построены каменные корпуса. В двухэтажном корпусе в нижнем этаже разместилась просторная монастырская трапезная, кухня и хлебопекарня, вверху рукодельная и несколько небольших келий для монахинь. В 1901 году устроена больница с помещением для больных, с кроватями и другими удобствами. Исправлен корпус для занимающихся живописным и иконописным писанием, который был построен при игуменье Серафиме. Сохранилась переписка игуменьи Леониды с преподобным старцем Амвросием из Оптиной пустыни.

В начале 20-х годов позапрошлого века, игуменьей Спасо-Влахернского монастыря была Апполинария. Об этом узнаем из воспоминаний родственницы священника о. Павла, которая будучи ребенком, ходила со своей мамой в храм и дружила с воспитанницей игуменьи Апполинарии девочкой Валей.

В последние годы перед закрытием Спасо-Влахернским монастырем управляла игуменья Евпраксия из рыбинского купечества. При ней обитель продолжала процветать. В монастыре велось большое строительство: строились новые кельи и хозяйственные постройки. В храме вновь вызолочен иконостас. В алтарях приделов Иерусалимского, Влахернского, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского окрашены стены. В Никольском приделе написано пять икон, орнаменты и расписана арка.

К этому времени число монашествующих доходило до трехсот человек. Монастырь из третьеклассного переведен во второклассный.

В 1922 году Спасо-Влахернский монастырь был объявлен закрытым. Монахини разбрелись кто куда. Осталась игуменья Евпраксия, еще те, кому некуда было идти, и несколько лежачих монахинь.

В это же время в Деденево были созданы коммуны. В деревне Гришино — «Искра», в деревне Григорово — «Борьба».

Игуменья Евпраксия организовала при монастыре сельскохозяйственную артель «Влахернская». Работу монахини знали, поэтому урожай у них был высокий. Осенью волостное Дмитровское начальство подводило итоги сельхозработ и оказалось, что показатели артели «Влахернской» выше, чем в коммунах, что не понравилось. По этой причине артель монахинь разогнали.

Так Спасо-Влахернский монастырь прекратил свое существование на восемьдесят лет.

После долгого забвения монастырь был открыт 20 апреля 2001 года. Определением Священного Синода назначена настоятельницей Спасо-Влахернского женского монастыря Московской Епархии монахиня София (Колосова Анна Анатольевна). Из Крестовоздвиженского храма с. Юсупово Домодедовского района Московской области. Управляла монастырем до декабря 2003 года.

В этом же году в монастыре произошло еще одно событие.

Согласно постановлению Священного Синода от 26 декабря 2003 г. вечером того же дня, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своей резиденции в Новодевичьем монастыре вручил монахине Параскеве (Убасевой) указ о назначении ее на должность настоятельницы Спасо — Влахернского монастыря поселка Деденево Дмитровского района и возложил на нее наперсный крест. При этом присутствовали: епископ Видновский Тихон, благочинный монастырей Московской епархии, протоиерей Александр (Ганаба), секретарь Московского Епархиального управления, игуменья Серафима (Исаева), настоятельница Новодевичьего монастыря, насельницей которого была монахиня Параскева, с двумя сестрами обители, которые станут верными помощницами на новом месте ее служения.

28 декабря 2003 г. епископ Видновский Тихон в сослужении благочинного Дмитровского района архимандрита Романа (Гаврилова) и старшего священника монастыря иерея Валерия Клюсова совершил Божественную литургию в храме Спасо — Влахернской обители во имя святого великомученика Димитрия Солунского, по завершении которой был отслужен молебен перед мощами преподобноисповедницы Параскевы. Владыка вручил игуменский жезл новой настоятельнице.

За последнее время настоятельницей монастыря монахиней Параскевой введено много новшеств в монастырской жизни.

В конце 2005 года прошли Влахернские Рождественские образовательные чтения, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II на тему «Вместе возрождаем Россию». Чтения прошли при большом количестве верующих. При подведении итогов чтения получили высокую оценку.

Открыты Воскресные школы, одна для детей, другая для взрослых, где занятия проходят по воскресеньям.

При монастыре создана иконописная мастерская, в которой принимаются заказы от населения. Непрерывно идет реставрация старых зданий монастыря.

Особенностью архитектурного расположения храма Спаса-Нерукотворного в Спасо-Влахернском монастыре является то, что он поставлен не в центре монастырской территории, а в юго-восточном углу. Это произошло оттого, что первоначально в имении Головиных на этом месте в 1712 году была построена деревянная церковь.

В 1798 году ветхая деревянная церковь была заменена новым кирпичным крестообразным в плане храмом. В нем было устроено два придела: первый с северной стороны — во имя приподобного Сергия Радонежского; второй с южной — во имя Влахернской иконы Божией Матери. С трех сторон были поставлены колонны коринфского ордена.

Иконостас в трапезной на хорах был устроен из фамильных икон Головиных. Начиная с XV века, иконы подписывались собственноручно.

С 1843 по 1850 год крестообразный храм переделывается на квадратный. Капитальными стенами закладываются углы и, по замыслу Головиных, устраиваются десять приделов.

На квадратном храме возводятся пять глав, «покрытых белым железом и увенчанных медными вызолоченными главами с блестящими над оными крестами».

Протоиерей И. Виноградов оставил такое воспоминание о храме: «Храм носил следы Римского стиля о пяти куполах: над средним куполом, сверх крыши на колонках, соединенных карнизом и аркою из белого камня, поставлена глава, на ней устроено составленное из двух круглых чаш с поддоном медное яблоко, вызолоченное червонным золотом, на котором утвержден крест с сиянием. С трех сторон храма устроены входы с фронтонами утвержденными на четырех колоннах коринфского ордена; на фронтонах — священные изображения в похвалу и славу Божией Матери и Ее явление преподобному отцу Сергию Радонежскому чудотворцу. На фронтоне с восточной стороны над главным алтарем изображение Пресвятой Троицы, окруженной множеством Небесных Сил.

В подклети храма были устроены склепы, где покоились «создатели, чтители и украсители святого сего храма».

Спустя некоторое время обнаружили, что колокола оттягивают западную часть храма, и он дал трещину.

В связи с этим архитектором Никитиным к 1886г. была выстроена отдельно стоящая колокольня, соединенная впоследствии с храмом.

Самые первые владельцы храма Василий Петрович Головин и супруга Мария Васильевна погребены в Симоновом монастыре; все последующие владельцы имения — в склепах храма. Под северным Гефсиманским приделом захоронен Василий Васильевич первый и супруга его Прасковья Тимофеевна. Под соборным спасителевым алтарем на восток — Павел Васильевич и супруга его Анна Гаврииловна Головина (урожденная Княжна Гагарина), открывшая с сыном монастырь.

В пустующих склепах с западной стороны устроены печи духового отопления, нагревавшие все приделы трапезной церкви.

В восточных барабанах под куполами разместились ризница и библиотека. Западные барабаны занимали колокола.

Колонны остались с северной и южной сторон. На колокольне установлены часы.

В 1871 году расписан главный придел во имя Нерукотворного Образа Спасителя.

В 1876 году старый иконостас в главном храме заменили на новый пятиярусный.

Благоустройство храма продолжалось и в последующие годы.

В 1900 году на вклад Яхромской фабрикантши Е.С. Ляминой был «Благолепно украшен, с улучшением хода к нему» придел Страстей Христовых. Переустраивался расположенный на хорах центральный придел трапезной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Переустраивались сами хоры, деревянные стены алтаря были заменены на каменные.

Храм был необыкновенно богат. В нем находилось много частей святых мощей в ковчегах и иконах в двух особо устроенных деревянных рамах, а также: крест резной из орехового дерева, в середине которого помещена часть святых мощей преподобного Евстратия, ковчег деревянный со створами, обложенный серебром и вызолоченный, с резными по окладу изображениями Страстей Христовых, в котором сохранялась под белым хрусталем часть Ризы Господней, в другом ковчеге хранилась часть древа Креста Господня, и еще много святынь.

После закрытия монастыря судьба ценных предметов неизвестна. Говорят, что часть предметов поступила в Дмитровский музей.

Во время войны в 1941 году в храме стояла зенитная батарея. Позднее храм был отдан под жилье.

С 2001 года идет восстановление храма.

На месте церкви Нечаянной радости в 1795 году В.В. Головиным — вторым была освящена деревянная кладбищенская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перенесенная из соседнего села Покровского-Ртищево тож. Церковь была построена в стиле модерн, прекрасно оснащена. Вся она внутри и снаружи была отделана своими мастерами, здешними коренными жителями.

В 1818 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорела.

В 1878 году рядом была устроена небольшая деревянная часовня в честь иконы Божией матери Одигитрии Смоленской — родовой святыни Головиных. Здесь же хранилась другая починаемая Чудотворная икона «Спаситель в темнице».

В 1910 году вместо ветхой часовни воздвигли новую, каменную часовню на шесть саженей ближе к северной стене, на месте бывшей Покровской церкви, по проекту М. Холмогорова в стиле построек А.В. Щусева.

Часовня была построена на пожертвования разных лиц и московского мещанина В.М. Виноградова.

Позднее часовня была переделана в приходскую церковь в честь иконы Богоматери Нечаянная радость, потом была пристроена трапезная и западный притвор. Церковь сооружена в неорусском стиле. Состоит из бесстолпного одноглавого высокого четверика с пониженной аспидой, бесстолпной трапезной и западного притвора, во втором этаже которого помещалась звонница. Под трапезной находился подвал, возможно для калориферного отопления. Внутри церкви по углам железные печи.

При советской власти здание церкви было использовано под хозяйственные нужды.

Читайте так же:  Дивеево монастырь район

Все внутреннее убранство утрачено.

В 1994 году на общем собрании верующих был утвержден Приход храма Спаса-Нерукотворного настоятелем церквей Дмитровского округа о. Стефаном и начались хлопоты М.П. Денисовой, чтобы забрать у санатория гараж, т.е. церковь Нечаянной радости. Восстановление шло быстро. Большое участие принял Н.А. Аничкин. Расписывали мастера с большим иконописным опытом. Службу в этот период вели во вновь открытой церкви, устроенной в здании дореволюционной иконописной мастерской.

На территории монастыря, между папертью основного храма и трапезной с 1864 года стояла деревянная летняя церковь во имя святого Дмитрия Солунского.

Весь иконостас церкви был написан местными иконописцами. Внутри и снаружи церковь была отделана в византийском стиле с дубовым паркетом в алтаре.

В 1941 году перед самой Отечественной войной церковь великомученика Дмитрия Солунского сгорела.

С возрождением Спасо-Влахернского монастыря, возрождается и церковь Дмитрия Солунского. Место для нее выбрано в 100 метрах к северу от сгоревшей. Архитектура церкви изменена. Раньше в основании был четверик — теперь крест с огромным барабаном и шлемовидным покрытием.

Торжественно проходила закладка камня для церкви Дмитрия Солунского. Священники и гости съезжались с раннего утра. Ко времени приезда Владыки Ювеналия зазвонили колокола.

Сестры Спасо-Влахернского монастыря преподнесли Владыке вышитое ими бисером изображение будущей церкви.

8 ноября 2001 года, в день памяти святого Дмитрия Солунского было совершено первое богослужение в строящейся церкви.

В строящуюся церковь в 2002 году торжественно перенесены мощи небесной покровительницы исповедницы Параскевы, икона священномученика Николая Крылова и гипсовый образ Спасителя в терновом венце — «Беленький Спаситель».

Построенная церковь служит домовой церковью монастыря.

В храме Спаса-Нерукотворного в Спасо-Влахернском монастыре находились иконы почитаемые в роду дворян Головиных.

Тремя иконами Головины были благословлены русскими царями:

Икона Спаса-Нерукотворного — по преданию писаная Андреем Рублевым. Во имя этой иконы назван храм, заложенный Головиными в своем имении в Деденево. Этой иконой Великий князь Василий Дмитриевич в 1391 году благословил родоначальника фамилии Головиных Князя Стефана Комрина, при принятии его в Российское подданство. Риза на иконе серебрянная, вызолоченная. Кругом ризы в пятнадцати ковчегах помещены святые мощи.

Икона Одтигитрии Смоленской Божией Матери — находилась в часовне у северных ворот монастыря вместе с почитаемой иконой «Спаситель в темнице». Икона писана Андреем Рублевым. Являлась благословением Великого Князя Московского Василия Васильевича Темного. На ней серебряный, вызолоченный оклад с черневою резною отделкою. На окладе помещены: части святых мощей от Имеретинской царицы Анны Матвеевны, изумрудные серьги с алмазными шифрами; от других дарителей: яхонтовые серьги, жемчужные серьги, кресты, перстни, кольца и прочие украшения. Эта святая икона — защитница, покровительница, путеводительница и наставница всего рода Головиных.

Икона Владимирской Божией Матери — также письма Андрея Рублева. Благословение князя Стефана вместе с иконой Спаса-Нерукотворного. Икона была украшена великолепной жемчужной ризой с изумрудами и прочими драгоценными камнями. С этой иконой провожали почти всех Головиных к месту их погребения.

Кроме царских, у Головиных почитались и другие иконы, также перешедшие в монастырь.

Икона Влахернской Божией Матери.

Икона Влахернской Божией Матери несколько веков связана с Деденевым через первожителей поселка дворян Головиных. Многочудесная икона Влахернская (так названа она в старинных описях) получила свое название от Константинопольского храма, названного, как говорит предание, по имени скифского воеводы Влахерны, убитого на сем месте.

Преподобноисповедница Параскева Спасо-Влахернская.

Не менее почитаемой иконой у Головиных считалась икона — Чудотворный Образ Спасителя в терновом венце — «Беленький Спаситель», как ее называли в простонародье. Икона представляет собой барельеф размером 50x50x12, в центре которого углубление, и в нем объемная голова Иисуса Христа в терновом венце.

Чудотворный Образ Спасителя в терновом венце — «Беленький Спаситель».

В то время, когда закрывали монастырь, иконы «Беленький Спаситель» и Влахернской Божией Матери были обнаружены священником храма Вознесения Господня в селе Перемилово.

20 апреля 2001 года, когда вновь открывали Спасо-Влахернский монастырь, священник храма Вознесения Господня протоирей Анатолий Пахмутов передал во Влахернский монастырь икону «Беленького Спасителя».

Икона Святителя Николая из янтаря, находившаяся в храме монастыря, была привезена княгиней Анной Петровной Лопухиной из Бара-Града. Этой иконой благословила она золовку Анну Гавриловну Гагарину во время помолвки с Павлом Васильевичем Головиным в 1805 году.

Две иконы из кости от Архангельских купцов. На одной — Авраамово жертвоприношение Исаака. На другой представлены святые, тезоименитые Царственному дому тогдашнего времени. Эти иконы были подарены императором Павлом I князю Гагарину, который приходился дедом Гавриилу Павловичу Головину и его крестным отцом.

Икона «Достойно есть» принесена с Афона из Пантелеймонова монастыря в благословение игуменье Серафиме.

Икона «Господа Вседержителя», писаная Федором Улановым в 1507 году, находилась в алтаре придала Преподобного Сергия.

Было в Спасо-Влахернском монастыре и еще много редких икон. Основная масса икон была утрачена при закрытии монастыря.

Икона Влахернской Пресвятой Богородицы была вылита из воскомастики с пеплом святых мучеников в Никомидии сожженных. В VIII веке, во время иконоборчества, икона была спрятана в стенах храма Пантократора (Вседержителя). В XIV веке ее видели в Константинополе русские путешественники. Когда турками был захвачен Царь-Град (Константинополь), икону некоторое время скрывали в Патриархии, затем отправили для безопасности на Афон. Местные иноки благоговея к ней, сняли с нее форму и отлили еще три иконы. В 1654 году все четыре иконы были отправлены в Россию царю Алексею Михайловичу.

В Москве иконы были встречены Патриархом Никоном на лобном месте. Основная икона поставлена в кремлевском Успенском соборе в приделе апостолов Петра и Павла.

Вторая попала к Головиным по ходатайству племянницы патриарха Филарета /Никитича/ Марины Троекуровой — супруги Алексея Головина. В Деденевский храм икона Влахернской Божией Матери поступила в 1713 году.

Третья икона находилась в Петровском монастыре Москвы, куда попала из дома Дубровских в 1?04 году.

Четвертая икона находилась в селе Влахерны Кузьминки-тож у князей Голициных.

В 1798 году при строительстве в Деденеве каменного крестообразного храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, Головины устраивают с южной стороны придел во имя Влахернской Божией Матери в холодной церкви около алтаря.

В 1845 году, когда к наружным углам крестообразной церкви были пристроены стены и храм стал иметь вид квадрата, переместили придел Влахернской иконы в более просторное помещение опять с южной стороны.

В 1812 году после изгнания из России французов была создана комиссия по определению нанесенного Ущерба Успенскому собору Московского Кремля. В комиссию входил Павел Васильевич Головин, который Удостоился обрести оную /икону Влахернскую/, т.к. икона была повреждена пожаром. Таким образом основная икона тоже оказалась у Головиных. Князь Ф.И.Голицин предлагал Головину за эту многочудесную икону одно из своих имений, состоящее из четырех тысяч крестьян. Головин не принял такого предложения.

В 1992 году, когда вновь был открыт Приход в поселке Деденево, для церкви Нечаянной Радости икону Влахернской Божией Матери написал хотьковский монах Ион, ее позолотили в дмитровской иконописной мастерской В. Гришанова. На иконе изображены крест, поднесенный патриархом Никоном, и корона, поднесенная В.В. Головиным Вторым.

Вновь написанная икона Влахернской Божией Матери в церкви Нечаянной Радости в 1998 году мироточила. Жители поселка были тому свидетелями.

Самая ценная икона Влахернской Божией Матери для прихожан поселка Деденево, написанная в мастерской Головиных, с 1936 года находится в храме Вознесения Господня в Перемилово.

Постройки на территории монастыря.

За время своего существования монастырь постоянно благоустраивался.

В 1854 году Гавриил Павлович обнес монастырь деревянной оградой. В том же году под северо-восточный купол храма была перенесена ризница, которая стояла к югу от храма у святых ворот на насыпном холме. Холм можно видеть и сейчас.

В 1871 году монастырь обнесен каменной оградой со святыми воротами с южной стороны и воротами с северной стороны.

В 1878 году выстроена двухэтажная гостиница. С 1954 года в этом здании размещается поселковая библиотека.

В 1880 году на насыпном холме в центре монастыря выстроено деревянное здание, в котором разместились: в кирпичном низе — квасная и молочная, а вверху — иконописная и портновская мастерские.

В 1895 году выстроена двухэтажная просфорня -низ каменный, верх деревянный. (Здание сохранилось, рядом пруд.)

В настоящее время здание ремонтируется спонсорами под монастырскую пекарню и вечерние школы.

В 1898 году на западной стороне — двухэтажное кирпичное здание трапезной в псевдорусском стиле с кельями и рукодельной на втором этаже (здание сохранилось).

В 1901 году за трапезной и богодельней к западу выстроен двухэтажный корпус больницы, деревянный верх которой сгорел в 1910 году, после чего восстановили только нижний каменный этаж.

В 1907 году в восточной стене монастыря выстроено двухэтажное кирпичное здание под кельи. К нему Делались пристройки в 1911 и 1942. (Сейчас здание ожидает реставрации.)

В 1908 году рядом с трапезной на западной стороне построена кирпичная богодельня для самых престарелых монахинь. В 1938 году на здание надстроили два этажа под больницу для дефективных детей.

В 1911 году архитектор М. Холмогоров возвел каменную часовню в стиле построек А.В. Щусева, которая после закрытия храма Спаса-Нерукотворого была переделана в существующую ныне церковь Нечаянной Радости.

Задолго до революции в монастыре была выстроена водокачка с машинным отделением и был водопровод.

Несколько деревянных домов располагалось вдоль северной стены монастыря. Дома были снесены в 1999 году.

Первый монастырский пруд с северо-восточной стороны монастыря появился в 1760 году. А когда был закрыт монастырь, то именно в него, по преданию, монахини бросали церковную утварь и иконы, чтобы спасти их от поругания.

Затем вырыт пруд с островом около монастырской гостиницы. На острове были посажены березы и сосны.

В настоящее время благодаря заботам С.Н. Тягачевой идет большая работа по восстановлению пруда. Восстановлены берега, очищен от зарослей остров и поставлена беседка.

Еще был большой пруд в юго-западном направлении от монастыря, который теперь стал частной собственностью.

И, наконец, небольшой пруд в самом центре монастыря — между бывшей иконописной и домами причта, в нем были родники (он появился на плане 1910 года.) Пруд существует и сейчас, но дирекция, находившегося на территории монастыря санатория использовала его как пожарный резервуар, обложив его бетонными плитами. Жители поселка надеются, что вновь открытому монастырю удастся вернуть пруду жизнь.

В день святого Дмитрия Солунского 8 ноября 1992 года благочинный церквей Дмитровского района в то время о.Стефан Немеришин провел первое собрание прихожан в поселке Деденево, на котором был принят Устав общины Спасо-Влахернской церкви. Старостой прихода была единодушно избрана Мария Петровна Денисова. С этого момента стала возрождаться в поселке духовная жизнь.

Сегодня в монастыре монашеская жизнь идет своим чередом. Определен устав монастыря. Службы проходят ежедневно. Торжественно отмечаются церковные праздники при большом стечении жителей поселка, ближайших деревень и почитателей из Москвы. Монастырь незаметно влился в жизнь поселка. Торжественно совершается крещение новорожденных. Церковным отпеванием смягчается боль расставания с уходящими от нас в мир иной родственниками. Немалое влияние оказывается на воспитание детей поселка.

В монастыре принимают паломников, пока только на один день, так как еще не восстановлены бывшие монастырские здания. Приезжающие паломники получают послушания на различные работы: красить, строить, убирать территорию, помогать на кухне и т.д. Приезжают из разных мест школьники, с которыми сестры монастыря проводят беседы на христианские темы, рассказывают историю монастыря, устраивают для них трапезу. Монастырь располагает хорошей библиотекой.

Церковные службы в монастыре проходят каждый день. По воскресеньям — водосвятие.

Ждем ВАС. Приезжайте! Храни НАС всех Бог!

С использованием материалов из книги «Спасо-Влахернский женский монастырь».

Деденево. Спасо-Влахернский монастырь.

Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки монастыря:

4. Святые врата
5. Краеведческий музей (бывш. сторожка)
6. Трапезный корпус
7. Игуменский корпус
8. Настоятельский корпус
9. Просфорная
10. Келейный корпус (XIX в.)
11. Иконописная мастерская
12. Монастырский пруд
13. Бывшая гостиница (начало XX в.)
14. Бывший больничный корпус(начало XX в.)
15. Стены и башни ограды
16. Памятный крест роду Головиных

Подворья монастыря:

МОНАСТЫРЬ СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ организован в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А.Г. Головиной. Комплекс, сложившийся во второй половине XIX — начале XX в. на месте усадьбы Головиных, занимает квадратный, застроенный по периметру участок на вершине холма. Исторические и топографические условия формирования определили его своеобразную внутреннюю организацию. Монастырская площадь отсутствует. Искусственный холм на ее месте разделяет территорию на жилую северную часть с плотной деревянной и каменной периметральной застройкой и южную с массивным объемом доминирующей в комплексе Спассской церкви. Часть домов и деревянная Дмитровская церковь 1864 г. разобраны. За пределами монастыря находятся принадлежавшие ему конный двор, гостиница, больница и приходская церковь. В ансамбле наибольшей художественной значимостью и выразительностью облика обладает грандиозная Спасская церковь. Кирпичная, с осевой трехчастной схемой, она сложилась в результате постепенного расширения усадебного храма, выстроенного В.В. и П.В. Головиными в 1798-1811 гг. Прежний крестчатый двусветный храм с центральным восьмериком от основания, с боковыми портиками и хорами в западной части был реконструирован в 1843-1850 гг. по заказу Г.П. Головина. Он превратился в массивное пятиглавое кубическое сооружение соборного типа с подвалом-усыпальницей и двухэтажными угловыми ячейками для приделов. Оригинальная структура позволила разместить в нем десять капелл. Центрическое здание получило строгую обработку стиля ампир и крупные, увенчанные фронтонами портики, западные барабаны служили звонницами. В конструкциях и декоре храма широко применен белый камень. В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы.

Читайте так же:  Ярославская область женский монастырь

Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам.

Статья из «Памятники архитектуры Московской области», Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская.

В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Своим возникновением Спасо-Вларенский женский монастырь, расположенный в селе Деденево, обязан прославленному роду Головиных. Деденево, ранее называвшееся Ново-Спасское, принадлежало этому роду с 1687 года, когда его купил Василий Петрович Головин. Его сын в 1798 году заложил в своем родовом имении храм во имя Спаса Нерукотворного. Строительство этого обширного и величественного здания продолжалось почти сто лет, и было завершено в 1890 году.

Спасский собор был освящен в 1858 году в честь Спаса Нерукотворного – родовой иконы Головиных, написанной Андреем Рублевым. В этом храме хранились все родовые святыни Головиных, множество древних икон, более трехсот частиц святых мощей и богатейшая церковная утварь.

В соборе было десять престолов: в честь Влахернской иконы Божией Матери, освящен в 1832 году; в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1840 году; в честь Бесплотных Сил Небесных, освящен в 1852 году; Всех Святых, освящен в 1853 году; в честь Страстей Христовых, освящен в 1853 году; в честь священномучеников Кирика и Иулиты, освящен в 1855 году; в честь Спаса Нерукотворного, освящен в 1858 г; в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящен в 1860 году вместо бывшего здесь придела преподобного Сергия; в честь Святителя Николая Чудотворца, освящен в 1867 году; в честь преподобного Сергия Радонежского, освящен в 1869 году.

В 1854 году владелица села Анна Гавриловна, урожденная княжна Гагарина, движимая чувством сострадания к бедным, изъявила желание устроить женское общежитие, чтобы впоследствии его можно было преобразовать в монастырь. С 1862 года, после получения разрешения Святейшего Синода, началась полноценная жизнь обители. К концу XIX века в обители было три храма. Наряду с главным десятипристольным Спасским собором, в 1864 году был освящен храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, который устроила игуменья Серафима из пожертвованной помещицей Т.А.Поповой деревянной церкви по имя Пресвятой Богородицы. Третий каменный кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» перестроен из часовни Смоленской иконы Божией Матери в 1910-1911 годах по проекту М.Д. Холмогорова.

В монастыре было обширное хозяйство. Сестры несли различные послушания: писали иконы, шили золотом церковные облачения, изготавливали одежды для сестер, выращивали овощи (особенно славилась монастырская квашенная капуста), работали в саду и разводили цветы, ловили рыбу в монастырском пруду. В 1914 году в обители насчитывалось около 300 насельниц.

В 1922 году монастырь был закрыт советской властью. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую». В 1924 году артель была упразднена ввиду «сохранения монастырского уклада жизни». В 1928 году на территории монастыря был размещен дом инвалидов (впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной Войны) Но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло около 1931 года. В это время были арестованы 42 монахини.

Храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 году. Церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в 1929 году была приспособлена под электростанцию, потом в ней находились гараж и склад. Здание Спасского собора сильно пострадало от обстрела в годы Великой Отечественной войны. Были утрачены интерьеры храма, выполненные по эскизам В.М.Васнецова, и нарядное убранство.

О судьбе богатейшего имущества монастыря мало что известно. Часть его хранится в московских музеях. Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находиться в центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Икона получила своей название от Константинопольского храма, названного по имени скифского воеводы Влахерна, убитого на этом месте. После взятия турками Константинополя икону некоторое время скрывали в Патриархии, откуда для безопасности она была отправлена на Афон. Здесь иноки, благоговея к иконе Багоматери, сняли с нее форму и отлили еще три подобные иконы из воскомастики и пепла святых мучеников, сожженных в Ниокамии. Все четыре иконы в 1654 году отправили в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. К Головиным одна из икон попала в 1713 году. Судьба трех других икон, написанных Рублевым: Спаса-Нерукотворного, Владимирской иконы Божией матери и Одигитрии, Смоленской иконы – неизвестны.

В 1993 году восстановлена и возвращена верующим церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Вновь отстроен деревянный храм Димитрия Солунского. Отреставрированы часть ограды и главный Собор. Второе открытие монастыря состоялось в 2001 году.

Из книги: Святыни земли Дмитровской, М., 2005

Спасо-Влахернскій 2-го класса общежительный женскій монастырь въ 100 саж. отъ платформы Савеловской жел. дор. „Влахерна», въ 7 вер. отъ станціи той же дор. „Икша» и въ 11 вер. отъ уезд. гор. Дмитрова, при селе Новоспасскомъ-Деденев?, близъ реки Икши. Основанъ въ 1852 г., по определенію св. Синода отъ 18—31 марта того же года, вдовою маіора Анной Гавріиловной Головиной, урожденной княжной Гагариной, и сыномъ ея Гавріиломъ Павловичемъ Головинымъ; открыть въ 1854 г. въ виде женской общины, которая въ 1861 г. была переименована въ общежительный мон — рь.

1) каменный, во имя Нерукотвореннаго образа Спаса (построенъ въ 1811г.), съ 9 приделами: въ честь Влахернской иконы Б. M., въ честь Іерусалимской иконы Б. M., въ память Страстей Христовыхъ, во имя св. Кирика и Іулитты, въ честь Покрова Б. M., во имя Безплотныхъ Силъ, во имя Всехъ Святыхъ, во имя Св. Николая Чудотворца, во имя пр.Сергія Радонежскаго;
2) деревянный во имя св. Димитрія Солунскаго (построенъ въ 1864 г.).

Въ соборномъ храме хранятся следующія замечательныя иконы: Нерукотвореннаго Спаса, по преданію письма Андрея Рублева, которою въ 1391 г. вел. кн. Василій Димитріевичъ благословилъ Мангупскаго князя Стефана Васильевича Комнина, предка Головиныхъ; 2) икона Знаменія Б. M.,которую кн. Михаилъ Васильевичъ Скопинъ-Шуйскій далъ въ 1610 г. своему сподвижнику Семену Васильевичу Головину; 3) Влахернская икона Б. M. Изъ воскомастики, списокъ съ находящейся въ Московскомъ Успенскомъ соборе; 4) икона Нерукотвореннаго Спаса, письма Феодота Ухтомскаго; 5) Іерусалимская икона Б. M., строгановскаго письма, особо чтимая; 6) икона Вседержителя, письма Феодора Уланова1507 г. Въ деревянномъ храме имеется древняя икона Нерукотвореннаго Спаса, которая, какъ видно изъ надписи на ней въ 1574 г., была въ покояхъ царя Іоанна Грознаго. Больница для сестеръ обители. Гостинница для богомольцевъ (съ 1878 г.).М — рь владеетъ 238 дес. земли. Игуменія, монахинь 38, послушницъ 200.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр.517-518.

Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

При приближении к посёлку Деденево уже издалека виден вознёсшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звёздочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нём. Это собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря. Монастырь — относительно молодой, середины ХIХ века, само село (ныне — посёлок) значительно древнее. По некоторым свдениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Вспомним «Дюденеву рать». Вот это как раз о нём. И название населённого пункта тоже, как иногда утвержается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь посёлку иметь красивую легенду о своём происхождении?

В ХVIII веке Деденево принадлежало семье Головиных, фамильной святыней которой являлся список Влахернской иконы Божией Матери. В 1713 году для неё построили деревянный Спасский храм. В 1798 году обветшавшую церковь начали перестраивать в камне. А в 1854 году при ней сформировалась женская община, семь лет спустя преобразованная в полноценный монастырь. Спасским он называется — по главному храму, Влахернским — по главной святыне. Интересно, что для того, чтобы устроить обитель, Головины даже перенесли на другое место свой родовой дом. Отметим, что перестройка Спасского храма, начатая в конце ХVIII века, затянулась — лишь к 1818 году закончили трёхкупольный храм, а в середине столетия его расширили, сделав пятиглавым. В 1886 году собор обзавёлся новой колокольней, изначально стоявшей отдельно. К 1890 году построили обширную трапезную, объединив в один ансамбль ампирный собор и эклектичную колокольню. Собор — безусловно, главный и самый выразительный храм обители, но обратим внимание и на скромную деревянную церковь рядом — это храм Димитрия Солунского, перевезённый сюда из села Горбунова ещё до революции, точнее — его реплика. Оригинальная церковь сгорела в 1930-е годы. Кстати, и собор в советское время сильно пострадал. Да что там, едва не был снесён — в 1937 году его пытались взорвать, но не смогли: купола и своды обрушить богоборцам удалось, но тело храма устояло, что дало возможность пусть не в скором времени, но восстановить его.

Возвращаясь к деревянной церви: рядом с ней находятся две скромные могилки. Под простыми деревянными крестами погребены — деденевские матушки: схимонахини Серафима (Кочеткова; 1858-1928) и Мария (Буторова; год рождения неизвестен, умерла в 1939 году). Обе очень почитаемы в этих краях. Серафима (до пострига Мавра) памятна в обители как «неусыпная молитвенница и великая постница». После того как она в молодые годы решила посвятить себя Богу, её стали одолевать всевозможные искушения, — и тогда Мавра в молитве обратилась за помощью к Господу. Мы не знаем в точности, что произошло тогда, но она получила ответ и узнала, что ради избавления от бесовской напасти должна перенести тяжкую болезнь. Вскоре её разбил паралич, и до конца жизни матушка Серафима была прикована к постели, но при этом у неё открылся дар предвидения, к ней потянулись жаждущие поддержки. Матушка Мария происходила из крестьян, в раннем детстве ослепла. Родители отдали её на воспитание в Спасо-Влахернскую обитель, где она покорила и насельниц, и визитёров своим редким умением никогда не унывать, а главное — дарить радость всем, кого застала печаль. Обе матушки умерли после революции, когда монастырь уже был закрыт. Их похоронили на обычном сельском кладбище. Когда его сносили, местные жители долго хлопотали о перенесении останков из двух «бесхозных» могилок в обитель. И добились своего. По рассказам местных жителей, матушки Серафима и Мария и после смерти творят чудеса: избавляют от скорбей, помогают в осуществлении заветных желаний.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №100, 2019 г.