Меню Закрыть

Киево-печерский монастырь где находится

Киев, Лаврская 15, корп. 42, станция метро Арсенальная

Киево-Печерская лавра, одна из главный достопримечательностей Киева и Украины в целом, раскинулась на почти 30 гектаров. На этой громадной территории нашлось место и 16 церквям, и множеству жилых и хозяйственных построек, и нескольким музеям, и, конечно, разветвленной системе пещер, за которые лавра и получила свое название (по-украински печера – пещера). Впрочем, туристов пускают не во все все помещения и уголки — значительная часть лавры открыта только для паломников и духовенства.

Киево-Печерская лавра на карте

Падения и возвышения лавры

В 1051 благочестивый монах Антоний, пришедший с Афона, поселился в пещере в холмах над Днепром, чтобы вести жизнь, свободную от мирской суеты. Святость Антония привлекла в его жилище последователей, среди которых был и Феодосий, будущий Феодосий Печерский. Вместе монахи расширяли здешние катакомбы и копали новые пещеры, в которых и вели свою суровую жизнь, полную постов и молитв. Сухой и холодный климат пещер хранил тела монахов и после смерти — нетленные и по сей день мощи подвижников — лишнее доказательство их святости для православных паломников. В 1096 году обитель, превратившаяся к этому времени в крупный монастырь с несколькими постройками, пережила нашествие половцев, однако, буквально за 10 лет была восстановлена, благодаря усилиям монахов.

Самое ужасное разорение лавры произошло в 1240 году, когда все киевские земли были захвачены и разграблены ордами татаро-монгольского хана Батыя. Об этих темных годах в истории монастыря известно не так уж много — храмы были сожжены, а монахи убиты. Но уже в XIV веке слава Киево-Печерской лавры, превратившейся в усыпальницу княжеских родов, снова гремит по всей Руси.

В последующие века монастырь рос и расширялся: здесь появилась одна из первых в Восточной Европе типографий, монастырские территории были обнесены валами, превратившись в серьезную крепость, старые церкви сменялись пышными барочными храмами, а построенная тут 95-метровая Большая Лаврская колокольня на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины. Прекратившиеся на время советской власти богослужения возобновились в 1988 году.

Верхняя и Нижняя лавры

Киево-Печерская лавра разделяется на Верхнюю и Нижнюю лавры. На территории Верхней лавры стоят Троицкая надвратная церковь 12-го века — старейшая из сохранившихся здесь, Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия с трапезной, украшенной великолепными фресками, Успенский собор — недавняя копия с оригинала, взорванного в годы Великой Отечественной войны то ли немецкими войсками, то ли советскими партизанами, колокольня и много иных строений. Пещеры с нетленными мощами находятся в Нижней лавре.

Посещать лавру лучше в будни, когда поток туристов слегка мелеет, — отсутствие людей помогает в полной мере ощутить непередаваемую атмосферу древних стен и узких коридоров. Для посещения монастыря женщин просят надевать платок и юбку, закрывающую колени, а мужчин воздержаться от шорт и футболок.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Киевской епархии, один из важнейших, древнейших, крупнейших, и знаменитейших монастырей на Руси

  • Адрес: Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 15, корп. № 42
  • Тел.: 255-11-05 (канцелярия [1])
  • Официальный сайт: http://www.lavra.ua/
  • Проезд: от ст. м. «Арсенальная» — авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    На протяжении столетий главное достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества.

    Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).

    Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

    Киево-Печерская лавра

    Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

    С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

    После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты — костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

    В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

    На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года [2].

    • XVII в. — до семи тысяч монахов [3]
    • 2009 — ок. 100 монахов, ок. 50 послушников [3]
    • 2019 — 180 монахов и послушников [4]
    • 2019 — 220 монахов [5]
    • Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

      Храмы Киево-Печерской Лавры

      До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

      На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

      На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.

      Великая Печерская Церковь (Успенский собор)

      Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.

      К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

      Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, — это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

      Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.

      Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, — ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

      Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

      Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.

      Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

      Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

      Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.

      С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

      К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

      Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

      Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

      Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.

      Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

      Церковь во имя всех преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 году в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже была устроена и освящена церковь в всех преподобных отцов Киево-Печерских. С освящением церкви во вторую Неделю Великого поста того года связано и установление празднования Cобора всех Киево-Печерских преподобных именно в этот день [6]. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

      У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914 — 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

      Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

      Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754 – 1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.

      Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2019 г.

      Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества — Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

      Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

      Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

      С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.

      Карта-схема Киево-Печерской лавры
      1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
      2. Крепостные стены
      3. Башня Ивана Кущника
      4. Часовая (Южная) башня
      5. Онуфриевская башня
      6. Малярная башня
      7. Никольский больничный храм
      8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
      9. Бывшие келии соборных старцев
      10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
      11. Большая Лаврская колокольня
      12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
      13. Бывший экономический корпус
      14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
      15. Церковь Спаса на Берестове
      16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
      17. Бывшая типография
      18. Бывший дом наместника Лавры
      19. Фонтан, бывший колодец
      20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
      21. Бывшая трапезная палата
      22. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
      23. Южные ворота
      24. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
      25. Вход в Ближние пещеры
      26. Колокольня на Ближних пещерах
      27. Дебоскетовская (опорная) стена
      28. Аннозачатиевская церковь
      29. Церковные лавки
      30. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
      31. Колокольня на Дальних пещерах
      32. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
      33. Галерея Ближних пещер
      34. Галерея Дальних пещер
      35. Церковь Воскресения Христова
      36. Липа преподобного Феодосия
      37. Конференц-зал, 45-й корпус
      38. Хозяйственные ворота
      39. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
      40. Киевская Духовная Академия и Семинария
      41. Гостиница для священников
      42. Гостиница для паломников
      43. Часовня над источником преподобного Антония
      44. Часовня над источником преподобного Феодосия
      45. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
      46. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

      Настоятели и наместники

    • прп. Антоний (до 1032 — ?)
    • прп. Варлаам (1052 — 1062)
    • прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
    • прп. Стефан (1074 — 1078)
    • прп. Никон (1078 — 1088)
    • Иоанн I (1088 — 1103)
    • свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
    • Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
    • Тимофей (1124 — 1131)
      • Акиндин (1124 — 1131)
      • прп. Пимен Постник (1132 — 1141)
      • Феодосий II (1142 — 1156)
      • Акиндин I (1156 — 1164)
      • Поликарп I (1165 — 24 июля 1182)
      • Василий (1182 — 1197)
      • Феодосий III (1198 — 1203)
      • Акиндин II (1203 — 1232)
      • Поликарп II (1232 — 1238)
      • Агапит I (1238 — 1249)
      • свт. Серапион (1249 — 1274)
      • Агапит II (упом. 1289)
      • Иоанн II (упом. 1292)
      • Азария (упом. 1300)
      • Варсонофий (упом. 1321)
      • Максим (упом. 1335)
      • Давид (упом. 1377 — упом. 1392)
      • Авраамий (упом. 1396)
      • Феодосий IV (упом. 1398)
      • Никита (упом. 1399)
      • Иоанн
      • Азарий
      • Варсонофий
      • Никифор (упом. 1416 — упом. 1434)
      • Прп. Игнатий (1435/1436 — 1438)
      • Авраамий (17 октября 1437)
      • Николай (упом. 16 июня 1446 — ?)
      • Макарий I
      • Николай, повторно (1455 — 1462)
      • Иоанн III (упом. 1470)
      • Иоасаф I (упом. 1477)
      • Феодосий V (Войнилович (1480 — 16 марта 1486)
      • Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 — ?)
      • Феодосий VI
      • Сильвестр I
      • Вассиан I (Шишка)
      • Иона I
      • Сильвестр II, иерусалимец
      • Иоанн IV
      • Григорий
      • Филарет (Волынец), повторно (упом. 1500 — 25 августа 1501)
      • Вассиан II (28 ноября 1506 — 1508)
      • Иона II (1509)
      • Макарий II
      • Варлаам II
      • Никандр
      • Петр
      • Протасий I (упом. 1514)
      • Игнатий II (июль 1522 — июнь 1525)
      • Антоний (апрель 1524 — 1525)
      • Антоний, вторично (упом. 1526 — 1528)
      • Иоаким (упом. 1532)
      • Геннадий (упом. 1535)
      • Протасий II (упом. 1535)
      • Иоакинф (упом. 1536)
      • Иоаким (1538)
      • Софроний (1540 — 1541)
      • Вассиан III (1541 — упом. 1544)
      • Серапион
      • Иосиф (1550 — 1555)
      • Иларион (Песочинский) (1556 — 1572)
      • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
      • Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 — 1590)
      • Никифор (Тур) (1590 — 1598)
      • Константинопольские патриархи (1598 — 1687)
        • Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 — 1605)
        • Елисей (Плетенецкий) (1605 — 1624)
        • Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
        • Свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
        • Иринарх (февраль — май 1646)
        • Иосиф (Тризна) (1647 — 1655)
        • Иннокентий (Гизель) (1656 — 8 ноября 1683)
        • Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
        • Паисий (1690 — 1691) [7]
        • Московские и всея Руси патриархи (1688 — 1721)
          • Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 — 6 февраля 1697)
          • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
          • Иларион II (1709)
          • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 — 1714)
          • Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
          • Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)
          • Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 — 1786)
            • Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 [8])
            • Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
            • Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
            • Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
            • Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 — 8 октября 1751)
            • Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
            • Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)
            • Киевские митрополиты (1786 — ?)
              • Каллист (Стефанов) (1786 — 1792 [9])
              • Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
              • Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
              • Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
              • Свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
              • Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
              • Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
              • .
              • Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
              • Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
              • Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 — 24 декабря 1878 [10])
              • Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
              • Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
              • Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 — 22 февраля 1893 [11])
              • Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
              • Антоний (Петрушевский) (1896 — 1909 [12])
              • Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
              • Климент (Жеретиенко) (1917 — 23)
              • Московские и всея Руси патриархи (1924 — ?)
                • Климент (Жеретиенко) (30 сентября 1923 — 25 октября 1924 [13])
                • Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
                • Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)

                  • Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
                  • Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 — 1989)
                  • Елевферий (Диденко) (1989 — 22 января 1992)
                  • Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)
                    • Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
                    • Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
                    • Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский

                    Документальный фильм режиссера Леонтенко О., 2006. Рассказ об истории обители, архитектуре и внутреннем убранстве всех храмов Киево-Печерской Лавры, о подвигах Преподобных Печерских, о сегодняшнем дне монастыря.

                    Использованные материалы

                  • Храмы Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2004.
                  • Святыни Киево-Печерской Лавры, К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2005.
                  • Храмы Украинской Православной Церкви в г. Киеве [консультант: иерей Александр Кандий], ИПЦ «Даниил-Принт».
                  • Страница сайта Русское Православие:
                    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?5_818 (источник использован частично)
                    • Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 11-14.
                    • Закревский Н. В., Описание Киева (Приложение) / Издание Московского археологического общества Т. 2. — М. : Тип. Грачева и К°, 1868, с. 890
                    • [3] Ахмедова, Марина, «Киево-Печерская лавра: Цветок, доросший до небес,» Русский репортёр, 15 октября 2009, http://www.taday.ru/text/224223.html

                      [4] «Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем,» портал Православие и мир, 28 мая 2019, http://www.pravmir.ru/mitropolit-pavel-lebed-rasskazyvat-o-n. em/

                      [5] ««Умовою для об’єднання повинні бути любов до Церкви, смиренність і виключення особистих інтересів» — бесіда з екзархом Єрусалимської Церкви (рос)», официальный сайт синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, 30 июля 2019, http://news.church.ua/2019/07/30/umovoyu-dlya-objednannya-po. os/

                      [6] Согласно сообщению о. Спиридона (Письменного) переданного пользователем «Древа» диаконом Александром Васильевым 3 мая 2019 г., https://drevo-info.ru/forum/14920.html .

                      [8] Д. Б. Кочетов, С. Г. Яковенко КПЛ Начало XVI в.- 1786 г., «Православная Энциклопедия» Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2019 г., http://www.pravenc.ru/text/1684519.html

                      [9] Евгений (Болховитинов), митр., Избранные труды по истории Киева, 1995, http://www.pecherski.net/?file=izbrannie-trudy-po-istorii-kieva-48 и К.К. Крайний, Э. П. Р Киево-Печерская Лавра 1786-1961, «Православная Энциклопедия» Т. 33, С. 8-83, от 24 мая 2019 г., http://www.pravenc.ru/text/1684519.html

                      [10] Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1879, № 7 неофиц. отд., с. 7-8.

                      [11] Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1893, № 5 неоф. отд., с. 138-139.

                      Киево-Печерская лавра

                      Киево-Печерская лавра — древнейшая и одна из главных православных святынь, уникальный монастырский комплекс, аналогов которому больше нет в мире. Это первый монастырь на территории Киевской Руси, здесь сохранились практически в первозданном виде храмы, возведенные еще в 11 веке.

                      По сути, Киево-Печерская лавра — это настоящий городок в сердце Киева, здесь находится четырнадцать православных храмов, мужской монастырь, семь музеев, одна из первых на Руси типографий и т. д. Лавра переводится с греческого как «улица», такого названия удостаивались далеко не все монастыри, и говорило оно об их масштабах и огромной важности.

                      Постепенно Церковь Успения Пресвятой Богородицы и монашеские кельи образовали монастырь. В 1688 году монастырь обрёл статус лавры, то есть монастыря многолюдного, важного, находящегося под непосредственным ведением священного синода. Наместники лавры получают сан архимандрита.

                      Многие столетия лавра подвергалась набегам и нападениям, несколько раз был разрушена, но её восстанавливали вновь и вновь. Её грабили половцы, турки, крымские татары, а пожаром 1718 г. были уничтожены библиотека монастыря и многие документы.

                      Главная ценность лавры — мощи преподобных отцов и избранных мирян — например, здесь с XIV в. находится усыпальница многих княжеских и знатных родов, а также могила Петра Аркадьевича Столыпина. Сюда часто привозят известные и очень древние чудотворные иконы — например, икону Успения Божьей Матери.

                      В советское время на территории Лавры был организован Всеукраинский музейный городок: здесь разместилась Государственная историческая библиотека Украины (находится здесь до настоящего времени), а также Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др. В Великую Отечественную Лавре был нанесён немалый урон, взорван Успенский собор, разграблены сокровищницы монастыря. Однако к празднованию Тысячелетия крещения Руси и последующие годы многое было восстановлено и воссоздано.

                      Сегодня лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю, к последней относят наземный историко-культурный комплекс, а Нижняя лавра — это ныне действующий мужской монастырь и собственно пещеры, которые, в свою очередь, также различают на Ближние (общая длина 313 метров) и Дальние (293 метра). Вообще же, по некоторым сведениям, эти пещеры более обширны и имеют разветвленную систему подземных ходов, которые пролегают под водами Днепра и даже соединяют монастырь с монастырями близлежащих городов.

                      Но самые ценные сокровища лавры находятся под землей, на глубине от пяти до пятнадцати метров, именно там без малого тысячу лет назад поселился основатель монастыря монах Антоний. В подземных пещерах размещаются кельи, где монахи проводили свою жизнь в молитвах за простых людей, а также покоятся мощи святых. Среди них особенно следует отметить три мироточивых главы, миро (или елей) которых имеет исцеляющие свойства и помогает всем, кто приходит в лавру с верой.

                      Примечательно, что когда с 1917 по 1988 год советские власти сделали из монастыря музей, эти главы перестали мироточить, но как только монастырь стал опять функционировать, главы снова замироточили. Также на территории лавры находятся могилы многих легендарных личностей, например, Ильи Муромца, Нестора Летописца и даже Петра Столыпина.

                      История и особенности

                      Все храмы строились на средства киевских князей, которые часто бывали в лавре, а некоторые из них даже стриглись в монахи, как то князь черниговский Святослав Давыдович, ставший впоследствии монахом Святошей. Сюда за благословением приезжали такие монархи, как Петр Первый, Екатерина Вторая, Николай Второй и другие. Именно здесь создавалась главная летопись Киевской Руси — «Повесть временных лет».

                      Сегодня лавра занимает площадь около тридцати гектаров, свой современный облик она обрела лишь в конце 18 столетия, когда монастырь был восстановлен после сильнейшего пожара, именно тогда возвели каменную стену, а главный Свято-Успенский собор приобрел новый фасад в лучших традициях украинского барокко.

                      Киево-Печерская лавра включена в Список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Попасть сюда можно ежедневно с 9:30 до 18:00, стоимость входного билета в пещеры составляет около 60 рублей (июнь 2012).

                      КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — один из древ­ней­ших пра­во­слав­ных мо­на­сты­рей Ру­си.

                      На­хо­дит­ся в Кие­ве (Ук­раи­на).

                      Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым Ан­то­ни­ем Пе­чер­ским, поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 года — начале 1052 года, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово — загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча.

                      В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, — по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Сту­дий­ский ус­тав, стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-1078 годах на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.

                      С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Не­стор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).

                      В 1240 году мо­на­стырь был раз­граб­лен в хо­де мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии [1615 год, при архимандрите Елисее (Плетенецком), по другим данным, в середине XVI века]. Наибольший расцвет лавры относится к 1627-1647 годам, времени управления ею митрополитом Киевским Пет­ром Мо­ги­лой. При нём около 1643 года состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу XXI века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних — 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.

                      К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лав­ра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

                      В XIX веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели — митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).

                      В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

                      После установления советской власти в лавре был создан Музей культов и быта (1922 год). 29.09.1926 года территория лавры объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием её во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек, архивов. В это же время с разрешения властей в Киево-Печерской лавре была учреждена обновленческая община (смотрите Об­нов­лен­че­ст­во).

                      Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях — Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.01.1930 года обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 годах из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 года вновь упразднён.

                      В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

                      Иллюстрация:

                      Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра. Тро­иц­кая над­врат­ная цер­ковь. 1106–08. Фа­сад 1-й пол. 18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

                      Киево-печерский монастырь где находится

                      Троицкая надвратная церковь 1108 года, Киево-Печерский заповедник.

                      Монахи враждебно встретили Великую Октябрьскую революцию

                      Киево-Печерская Лавра — древнейший монастырь на Руси, с 1926 года — историко-культурный музей-заповедник (в черте города Киева). Основан в 1051 году при Ярославе Мудром, в 11-18 веках — крупный феодальный землевладелец (накануне секуляризации 1786-1788 годов Киево-Печерская Лавра владела сотнями тысяч десятин земли с 80 тысяч крепостных). В конце 11 века развернулось большое строительство, мастерские монастыря изготовляли камень, стекло, мозаику и др. Искусственно созданные пещеры, которым монастырь обязан своим названием, были в древности местожительством и церквами монахов, затем только кладбищем (до 16 века). В 11-12 века монастырь был одним из культурных центров Древней Руси. Здесь жили и работали древнерусские летописцы, в том числе Нестор. В 13 веке здесь создан Киево-Печерский патерик. В конце 16-17 веках после Брестской унии 1596 года монастырь, получивший название лавры (1598, при переходе Киево-Печерской Лавры в ведение Московского патриарха подтверждено царской грамотой 1688 года), приобрел особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В 1606-1616 годы (по другим данным, 1616-1617 годы) в Киево-Печерской Лавре основана типография, которая наряду с богословской литературой выпустила ценные для истории украинской культуры издания (Словарь Памвы Берынды, Синопсис, Патерик и др.), в 1631 году — школа Киево-Печерской Лавры. В 19 — начале 20 веков Киево-Печерская Лавра играла реакционную роль в борьбе с революционным движением, монахи Киево-Печерской Лавры враждебно встретили Великую Октябрьскую революцию. Монастырь закрылся в 1929 году, снова был действующим в 1942-1961 годы.

                      Успенский собор 1073-1078 годов — древнейшее и центральное здание Киево-Печерской Лавры, неоднократно перестраивался. Взорван гитлеровцами в 1941 году. Уцелел только юго-западный угол собора и придел 17 века. Церковь Спаса в соседнем княжеском селе Берестове не относится к архитектурному комплексу Киево-Печерской Лавры, но входит в состав музея-заповедника. Церковь — фамильный храм-усыпальница семьи князя Владимира Мономаха, здесь похоронен князь Юрий Долгорукий. Сохранилась только западная часть древнего храма, построенного в конце 11 — начале 12 веков. Остальные части постройки 1640-х годов, а колокольня — 19 века. Троицкая надвратная церковь начала 12 века — парадные ворота монастыря. Современное оформление фасадов конца 17 — начала 18 веков, внутри ценные росписи 1734 года украинской реалистической школы. Стены и башни — рубежа 17-18 веков; колокольня высотой 96 м 1730-1740-х годов (архитектор Г. Шедель). Ряд гражданских и церковных построек украинского архитектора С. Кознира. Общая длина коридоров пещер (Ближних и Дальних) свыше 500 м.

                      Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965.

                      Древнейший во всей России и знаменитейший монастырь

                      Киево-Печерская лавра, Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Название свое он получил, как говорит прп. Нестор летописец, потому что “братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. горы”, совершая свое великое и святое на Руси дело. Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой св. обители. В 1096 монастырь был подожжен и разграблен половцами; в 1240 разорен и сожжен татарами; в к. XVI в. им пытались овладеть униаты, но безуспешно. В н. XVIII в. монастырь был обнесен крепкой каменной стеной.

                      В 1718 большой пожар истребил весь монастырь. От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери. Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 по 1688 Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха; с 1688 именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандрией; в 1786 утвержден в степени лавры. Здесь над Царскими вратами находилась первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители. С того времени св. икона и пребывала в Лаврской церкви. С 1812 пред сею св. иконою, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горела неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра священноархимандрита лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились. При возобновлении храма после пожара 1718 внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI в. В этом же храме находились: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у св. кн. Игоря Ольговича, пред которой он молился пред своей мученическою кончиною в 1147 и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови св. Иоанна Крестителя и ап. Фомы, частью мира из гроба св. вмч. Димитрия Солунского и частицами мощей свв. пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей свв. печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей св. архидиакона Стефана; мощи прп. Феодосия Печерского под спудом; над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем, предстоящими двумя ангелами и прпп. Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая; мощи св. Михаила, первого митр. Киевского, и глава св. равноап. кн. Владимира, положенная здесь митр. Петром Могилою в 1635; нетленное тело Тобольского митр. Павла (Канюскевича), гробница кн. К.И. Острожского. Кроме того, в лавре находились гробницы: Кирилла (Куницкого), еп. Чигиринского, митр. Петра Могилы, В.Л. Кочубея и И. Искры, а равно и других князей, гетманов и знатных южнорусских панов, благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 в Киеве председатель Совета министров П.А. Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса, построена в 1731-1745; Обновлена в 1825; 10 ее колоколов имели свои особые названия: Орел, Зосимин, Полиелейный, Благовест, Балык, Успенский, Братский, Ранний, Буденный, Скликун и Часовой; самый большой из них — в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находились кельи архимандрита лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже — Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя св. Флавиана, патр. Цареградского, слева — св. Митрофана, еп. Воронежского), а в нижнем — св. Михаила, первого митр. Киевского. Далее, к востоку, находилась братская трапеза и при ней церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Влево от св. ворот лавры находился Больничный Троицкий монастырь, основанный прп. Николою Святошей; здесь больница с аптекой, устроенная в 1842.

                      Вблизи лавры находился целый ряд неизвестно когда ископанных пещер, каковы: Варяжские, Кирилловские, Китаевские, Межигорские, Пироговские, Трехсвятительские и Ивановские. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остались в безызвестности. Славны же только пещеры свв. угодников Киевских. Пещеры эти находились на крутом берегу Днепра и разделялись на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы. Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимися пред иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно безмолвствовавшими и вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая, или обыкновенная, степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая, или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при прп. Антонии, усилилось в XII в. Самые пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей.

                      В XV веке началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред ними теплилась лампада; над гробницею или нишей — табличка с именем святого. Ближние пещеры находились на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, пред которой в пятницу вечером читался акафист Божией Матери; 3) надгробия погребенных здесь митр. Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто. Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают свв. мощи угодников Божиих и устроены церкви: прп. Антония, основателя пещер, прп. Варлаама, первого игумена, и Введенская. Церковь прп. Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами прп. Феодосия находились две каменные церкви: одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной прп. Варлаамом), вторая, небольшая, — во имя Зачатия св. Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают свв. мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах). В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви прп. Феодосия находилась в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазывались приходящие на поклонение свв. мощам. В Христорождественской церкви находилась в особой раке часть мощей св. младенца, Христа ради убиенного от Ирода, данная в лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан прп. Антонием, а другой — прп. Феодосием.

                      Киев один из древнейших русских городов.

                      Печерская, чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

                      Читайте так же:  Благовещенский мужской монастырь муром иконы