Меню Закрыть

Монастырь на юго западе

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 1.

Подворье Московского Зачатьевского женского монастыря в селе Барвиха, чтимая икона Св. Харлампия в Одинцове, скит Пюхтицкого Успенского женского монастыря., церковь во имя Свт. Иннокентия Московского в Ракитках, храм Казанской иконы Божией Матери в село Пучково, Никольский мужской монастырь, подворье Московского Новоспасского монастыря., Иоанно-Богословский Вяземский монастырь, город Звенигород, Введенский Звенигородский мужской монастырь, Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь, Саввинский скит

Барвиха. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 2001 г.
Расположено в 8 км к северу от г. Одинцово. Вначале поселок назывался Самынка – по протекавшей вблизи речке. Но к концу XIX в. за ним закрепляется название Барвиха (Борвиха).

В начале XX в. здесь находился хутор – подсобное хозяйство Зачатьевского м-ря. В 1910 г. настоятельница монастыря игум. Мария обратилась к митр. Московскому и Коломенскому Владимиру с прошением о строительстве здесь церкви. По указу консистории хутор осмотрел исполнявший должность благочинного архим. Феодосий, давший ему высокую оценку. Деревянные жилые и хозяйственные постройки, а также школа для крестьянских детей были сделаны основательно и красиво. Проект храма был заказан арх. А. А. Латкову, ранее построившему сам хутор. 16 мая 1911 г. храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (русский стиль с элементами модерна) был освящен, а осенью сюда назначили штатного священника о. Алексия Страхова.

В 1923 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, а спустя два года закрыли и Покровский храм. Монахини были выселены, а сам хутор переименовали в детский поселок имени 7-ой годовщины Октябрьской революции. В 30-е гг. сруб церкви перевезли в с. Ромашково и устроили в нем школу, сломанную в конце XX в.

В начале 1990-х гг. здесь сложилась община верующих, усилиями которых 9 июля 1996 г. в Барвихе заложен новый Покровский храм – близкая копия прежнего. В настоящее время храм действует и продолжает благоукрашаться.

Проезд : До ст. Раздоры Белорусской ж/д (Усовская ветка), далее пешком 1 км.

Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово.

Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово возведен в 1802 г. Закрытый в 1930-е годы, он долгое время находился в запустении. После возобновления кто-то из прихожан пожертвовал сюда икону св. Харлампия, еп. Магнезийского (память 10/23 февраля). Некоторое время на потускневший образ не обращали внимания, но при особых обстоятельствах (высказанное вслух пренебрежение к святыне) проявилась его чудотворная сила. Теперь икона св.Харлампия высоко чтится всеми прихожанами.

Проезд : До ст. Одинцово Белорусской ж/д (24 км). Далее пешком 1 км.

Расположено в с. Юдино в 6 км к зап. от г. Одинцово, при ц. Преображения Господня, возведенной в 1720 г. на средства кн. А. Б. Черкасского. Центрический храм с лепестковым планом представляет упрощенный вариант ярусной композиции, выработанной архитектурной практикой конца XVII в. Цельность первоначальной объемной композиции несколько нарушена сооружением в 1893г юго-зап. придела во имя Владимирской иконы Божией Матери и надстройкой колокольни.

Подворье открыто в 1995г. 18 сестер. Управляет подворьем м. игуменья Филарета.

Адрес : Московская обл., Одинцовский р-н, Успенское ш., д.9

Проезд : До ст. Перхушково Белорусской ж/д (31 км), далее пешком – 1 км. Можайское шоссе.

Расположена на 14 км Калужского шоссе. Освящена 26 сент. 1998 г. Здесь, по инициативе прот. Аркадия Станько (1928-2000 гг., похоронен у сев. стены храма) в 1990-е гг. были перезахоронены честные останки насельниц московского Моисеевского монастыря, обнаруженные в ходе работ по возведению торгового комплекса на Манежной площади. Моисеевский, у Житной Решетки, женский монастырь, на Тверской ул., у Охотного ряда. Основан в середине XVI в. царем Иоанном IV. При монастыре в XVII-XVIII вв. было небольшое кладбище. В 1764 г. м-рь был упразднен, а в зданиях монастырских богаделен (арх. Я. Бухвостов) поселены два батальона гарнизонного полка. В 1789 г. все здания м-ря были снесены и на их месте образовалась Моисеевская площадь. 28 ноябр. 1883 г. здесь была освящена часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г. (арх. Д. Н. Чичагов). снесена в 1922 г.

Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. №531 или маршр. такси №122 до ост. «кладбище Ракитки». Калужское шоссе.

Казанская церковь села Пучково
Расположен в 8 км к юго-вост. от с. Первомайского. Земли, в которые входило с. Пучково, принадлежали боярину Абраму Дурново. С конца XVII в. вотчина перешла по женской линии во владение старинного боярского рода Хитрово. Тогда же здесь появилась первая деревянная церковь. В 1686 г. А. С. Хитрово построил храм во имя прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. Согласно преданию, это было связано с чудесным избавлением Хитрово от смерти во время кораблекрушения по пути в Соловки. В 1792 г. на месте сгоревшей деревянной вдова сенатора П. В. Хитрово Е. Г. Хитрово начала возведение каменного храма, который был закончен их дочерью В. П. Олениной. Здание состоит из основного объема в виде бесстолпного двухсветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, прямоугольного в плане алтаря, трапезной и колокольни в три яруса. 5 марта 1804 г. освятили придел прпп. Зосимы и Савватия. В 1812 г. церковь была разграблена французами. В 40-е гг. XIX в. имение продано отставному полковнику В. А. Сухово-Кобылину. Во 2-ой половине XIX в. были освящены главный Казанский и Петропавловский приделы. В 30-е гг. XX в. храм был закрыт и разорен. Далее – овощехранилище, клуб и … более зо лет под дождями и ветрами.

Первая Божественная литургия в возрожденном храме состоялась 17 апр. 1990 г. – во вторник Пасхальной седмицы. Главный престол освящали известные московские пастыри – прот. Владимир Воробьев, прот. Димитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Александр Салтыков. Возглавил настоятель храма – прот. Владислав Свешников.

28 апр. 1992 г. в востановленной трапезной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был освящен первый в России придел в честь новомучеников и исповедников российских. 2 июля 1994 г. в храме начала мироточить Казанская икона Божией Матери. В том же году по решению Св. Синода она была признана местночтимой святыней. 1 июля 1995 г. был освящен третий придел в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В последнее время в храме мироточат ряд икон: св. апп. Петра и Павла, прп. Серафима Саровского, св. Царя-страстотерпца Николая II.

Восстановление храма продолжается.

Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. № 433 или маршр. Такси до магазина «В» г. Троицка Моск. обл. (35 км), далее пешком до село Пучково (2 км). Калужское шоссе.

Телефон (27) 51-64-93

храм во имя Сошествия Святого Духа с. Первомайское.
Упоминается в 1339 г. в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты. Во 2-ой пол. XVII в. на месте бывшего монастыря сформировалась усадьба Старо-Никольское, принадлежавшая Ф. М. Ртищеву. В 1709 г., в ознаменование великой Полтавской победы здесь, на высоком берегу р. Десны в с. Никольском (ныне с. Первомайское), был заложен храм во имя Сошествия Святого Духа. Сооруженный по заказу внука Ф. М. Ртищева кирпичный с белокаменными деталями кресчатый в плане центрический храм поднят на высокий подклет. Центральный четверик завершен купольной ротондой. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь свт. Николая Чудотворца. В конце XIX в. на месте разобранного сев. крыльца поставлена колокольня в русском стиле с устройством в ней придела во имя мц. Иулиании Никомидийской (ныне возобновлен). Великолепный резной иконостас, современный церкви, утрачен.

В 1786 г. имение перешло к гр. И. П. Мусину-Пушкину, а с 1812 г. принадлежало Е. А. Бибиковой. В 1920-е гг. храм закрыли, а его настоятеля о. Сергия Воздвиженского расстреляли 30 авг. 1937 г. на полигоне в Бутово. Чтимая храмовая икона свт. Николая Чудотворца ныне находится в московском храме Святой Троицы в Кожевниках.

Проезд : От ст. м. Юго-Западная авт. №304 или маршр. такси №106 до ост. «с. Первомайское» (40 км)

Деревня Милюково. Подворье Новоспасского Московского мужского монастыря.
Расположено в 2 км от с. Первомайского, в дер. Милюково. Открылось в мае 1997 г. Место для устройства подворья выбрал наместник Новоспасского монастыря еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). Он же указал и место будущего храма. Уже в ходе строительства выяснилось, что на этом месте, указанном владыкой, когда-то также находилась церковь. 27 нояб. 1998 г. здесь освящен новоустроенный храм во имя Архангела Михаила.

Настоятель иеромонах Владимир (Мельников)

Адрес : 143397, Московская обл., Наро-Фоминский район, Первомайское п/о дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20

С. Большие Вяземы. Преображенская церковь
Располагался в 15 км к юго-востоку от Звенигорода, на р. Вяземке. ныне с. Б. Вяземы. В XVI в здесь, на большой Можайской дороге, располагалась ямская станция («ям на Вяземе»), предпоследняя перед Москвой (следующая находилась в Дорогомилове). С конца XVI в. – вотчинное село Б. Ф. Годунова, при котором были выстроены сохранившиеся до наших дней церковь Живоначальной Троицы (переосвящена в 1694-1702 гг. в честь Преображения Господня) и звонница псковского типа. Вероятно, тогда же была возведена церковь свт. Николая Чудотворца и устроен монастырь св. Иоанна Богослова, который был разорен в годы Великой Смуты и не возобновлялся. В переписных книгах 1680 г. значится: «Иоанна Богослова церковная земля, что прежде был монастырь, Гоголева стана, в государевом дворцовом селе Никольском – Вяземе, на р. Вяземке.»

Проезд : До ст. «Голицыно» Белорусской ж/д (44 км), далее пешком 1,5 км. Можайское или Минское шоссе.

Расположен в 46 км к западу от Москвы, на р. Москва, в 3 км от ст. Звенигород – конечного пункта ж/д ветки (16 км) от ст. Голицыно.

Звенигород. Городок. Храм Успения Пресв. Богородицы (XIV век).
Один из древнейших городов Подмосковья. Предположительно основан кн. Юрием Долгоруким в 1152 г. Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты (1328 г.). В XIV-XVI вв. – важный сторожевой пункт на западных подступах к Москве. В 1339-1492 гг. – центр Звенигородского удельного княжества. Расцвет города приходится на 1389-1434 гг. – период княжения второго сына Вел. Кн. Димитрия Донского – Юрия Звенигородского. В это время на высоком холме левого берега р. Москвы возник т.н. Городок – кремль, обнесенный мощными валами и дубовыми стенами (высота сохранившихся валов – 8 метров), на территории которого в 1399 г. был возведен белокаменный одноглавый и четырехстолпный Успенский собор с резным орнаментальным поясом и перспективными порталами (в интерьере – фрагменты фресок, предположительно принадлежат прп. Андрею Рублеву).

Не позднее XV в. в Звенигороде был основан Крестовоздвиженский мужской монастырь. В Межевой грамоте Вел. Кн. Ивана III на пожалование своему сыну Юрию г.г. Дмитрова, Рузы и Звенигорода (около 1504 г.) значатся деревни «Здвиженского Звенигородского монастыря». В писцовых книгах 1593 г. упоминается: «Здвиженского монастыря, что в Звенигороде, а в нем ц. Козьма и Демьян: село Козловское, пашни монастырские …».

После литовского разорения монастырь запустел, сведений о нем не встречается, кроме принадлежавших ему вотчинных пустошей, отдававшихся в оброк разным лицам из Монастырского приказа.

В 10 км к юго-западу от Звенигорода когда-то существовал Софрониев Успенский мужской монастырь, позднее Успенский погост. До своего упразднения в XVIII в. был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю.

Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. (3 км)

Аксиньино. Никольский храм.
В 12 км к востоку от Звенигорода, на левом берегу Москвы-реки, восточнее с. Аксиньина (ныне Одинцовского района) издавна стоял храм свт. Николая Чудотворца. Около 1448 г. владелец села Игнатий Минин дал село с храмом свт. Ионе Московскому: «господину своему Ионе епископу нареченному в святейшую митрополью Русскую, или кто по нем будет иный митрополит, и з деревнями … куды моя соха ходила, куды коса ходила, куды и топор ходил … А дал есмь то село на поминок своим родителем, и себе, и всему своему роду». В некоторых документах отдельно стоящий храм обозначен как «монастырек». «В Звенигородском уезде, в Городском стану село Оксиньинское з деревнями, да церковь святого Николы на Песку монастырек…» (1522 г.). А в других – как погост: «погост на Москве реке, а в нем церковь Никола Чудотворец» (1558 г.). Позже вместо церкви на погосте выстроили храм в самом Аксиньине, также Никольский. От царя Алексея Михайловича село поступило в Саввин-Сторожевский монастырь, а затем стало «казенным». В 1876 г. здесь выстроили новый каменный храм. На месте монастырька в советское время возник дачный поселок работников Академии наук и искусства (сокращенно РАНИС). Мудреное название не прижилось, и поселок стали называть Николина Гора. Храм в Аксиньине восстановлен и действует.

Читайте так же:  Кладбище в даниловом монастыре

Проезд : до ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. до с. Аксиньино – 15 км.

Введенский Звенигородский мужской монастырь. Введенская церковь.
Находился в 3 км к югу от Звенигорода, на территории с. Введенское. Здесь издавна находился погост – место сбора дани звенигородскими князьями. Монастырь упоминается в межевом акте 1504 г., но, по ряду косвенных свидетельств, его возникновение следует отнести к рубежу XIV-XV вв. – времени княжения Юрия Звенигородского. В годы Великой Смуты монастырь был разорен и более не возобновлялся. На рубеже XVIII-XIX вв. здесь по заказу кн. П. В. Лопухина архитектор Н. А. Львов создал один из красивейших усадебно-парковых комплексов Подмосковья. Купольная Введенская церковь с круглой в плане ярусной колокольней возведена около 1812 г.

Проезд : До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км). Далее пешком – 0,5 км. Минское шоссе.

Саввино-Сторожевский монастырь. Вид с птичьего полёта.
Расположен на окраине г. Звенигорода, на холме Сторожа, при впадении р. Сторожки в р. Москву. Основан около 1398 г. прп. Саввой, учеником прп. Сергия Радонежского, по просьбе звенигородского князя Юрия, второго сына Великого князя Димитрия Донского. Для уединенной молитвы прп. Савва часто удалялся в глубокий овраг близ монастыря, где выкопал себе пещеру (на ее месте в XIX веке будет основан скит).

В 1399 г. кн. Юрий Дмитриевич, отправляясь в поход на волжских булгар, посетил своего духовника, который благословил князя и предсказал ему победоносное возвращение. Предсказание сбылось, и князь Юрий на месте первоначального деревянного выстроил в обители белокаменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же в монастыре останавливался и подолгу жил прп. Андрей Рублев, приглашенный звенигородским князем для писания икон и фресок.

Прп. Савва Сторожевский
Пожалованный князем Юрием на содержание обители ряд сел и деревень положил начало обширным впоследствии монастырским владениям.

3 дек. 1407 г. прп. Савва, много потрудившийся на благо созданной им обители, почил о Господе. Уже в середине XV в. в монастырь стали приходить страждущие богомольцы, получавшие исцеления по молитвам к преподобному. В XVI в. у его св. мощей, почивших в юго – западном углу Рождественского собора, стали служить молебны. На Московском соборе 1549 г. прп. Савва был прославлен в лике общероссийских святых.

С XVI в. монастырь становится царским богомольем. Особенно часто его посещали государи Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович. В годы Великой Смуты обитель сильно пострадала от грабежей сторонников Лжедмитрия II, набегов поляков и литовцев; был утрачен монастырский архив.

Саввино-Сторожевский монастырь. Троицкая церковь, звонница, трапезная.
Наивысшего процветания обитель достигла при Алексее Михайловиче, по настоянию которого монастырю присвоили статус Лавры. Здесь государь жил по несколько недель в году. Особенно он любил праздновать с монахами день памяти прп. Саввы. Еще за две недели государь посылал в обитель сытников для приготовления к празднику меда, пива, кваса и браги. В день праздника (3 декабря) с монастырских стен и башен стреляли из пушек саввинские стрельцы или, как называл их сам Алексей Михайлович, «стрельцы Саввы чудотворца». Двести таких стрельцов были поселены около монастыря, образовав особую слободу. Тогда же, в 1652 г. были обретены мощи прп. Саввы Сторожевского. 1650-1656 гг. – период активного каменного строительства в монастыре.

Строительство велось под руководством подьячих приказа каменных дел Н. Боборыкина и А. Шахова. Автором монастырских укреплений, а возможно, и прочих построек был зодчий Иван Шарутин. Созданный в течение 6 лет архитектурный ансамбль монастырских, дворцовых и оборонительных сооружений – один из наиболее цельных в древнерусском зодчестве. Есть мнение, что в основу его планировки положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который был принят за образец.

Дворец царя Алексея Михайловича, к западу от соборного храма, представляет редкий в русской архитектуре образец дворцовой постройки XVII в. Это двухэтажное кирпичное здание на подклете. Первый этаж имеет анфиладную планировку, сводчатые перекрытия и нарядное внешнее и внутреннее убранство. Второй этаж возведен в регентство царевны Софьи.

Троицкая церковь, звонница, трапезная.
Трапезная, Преображенская церковь при ней и звонница составляют единый архитектурный комплекс. Трапезная, или «большая столовая палата» служила для торжественных царских приемов; в подклете размещалась поварня с обслуживающими помещениями. Преображенская церковь создана на вклад царевны Софьи в 1693 г. Это бесстолпный одноглавый храм с двумя апсидами. Наибольшими художественными достоинствами обладает трехшатровая звонница с открытой наружной лестницей. Ее первый ярус служил парадным входом в трапезную. Во втором ярусе помещалась церковь прп. Сергия Радонежского. Среди 19 колоколов выделялись два, весом более 1000 пудов. Один из них, Благовестный (вес около 35 тонн), был отлит в 1668 г. «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым. По красоте звучания ему почти не было равных в России; его звон был слышен в Москве. От старых монастырских колоколов сохранился лишь один, отлитый в Голландии в 1636 г. и захваченный в качестве трофея во время войны с Польшей в 1654-67 гг.

Царицыны палаты, к востоку от соборного храма, выстроены для царицы Марии Ильиничны Милославской. Одноэтажное, на подклете со стороны крепостной стены, кирпичное здание с анфиладной планировкой и сводчатыми перекрытиями, по некоторым сведениям, первоначально имело второй (деревянный) этаж. Красочностью и богатством декора выделяются шатровое крыльцо на фигурных столбах и резной белокаменный портал палат.

Надвратная Троицкая церковь, составляющая с Красной башней и разделяющим их внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря, выстроена И. М. Шарутиным в 1652 г. Кирпичный бесстолпный одноапсидный храм под декоративным шатром, поставленный на восточном склоне Сторожевской горы, интересен планировкой и архитектурно – художественным оформлением своего подклета, где расположена парадная лестница, ведущая на Соборную площадь. Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.

Фасады церкви в значительной степени скрыты поздними пристройками – трапезной 1807 г. и приделами 1857 г. К югу от Троицкой церкви находятся вскрытые раскопками остатки старой трапезной и Св. ворот (1-я четв. XVI в.).

Саввино-Сторожевский монастырь. Монастырские стены.
Тогда же, в середине XVII в., были возведены два Братских корпуса. Монастырские стены с тремя ярусами боя с внутренней стороны имеют боевой ход на аркадах, защищенный тесовой кровлей. Из семи башен сохранилось шесть: пять из них граненые, шестая – Красная башня над св. вратами – квадратная. Она служила парадным входом в монастырь. Древние шатровые покрытия башен в XVIII в. заменены железными кровлями криволинейных очертаний. На Красной башне восстановлен тесовый шатер со смотрильней.

При царе Феодоре Алексеевиче «комнатный», «первостатейный» монастырь находился в его ведении. В тревожные сентябрьские дни 1682 г., когда в Москве бушевал стрелецкий бунт, именно здесь нашли убежище государи Иоанн и Петр Алексеевичи.

В 1700 г. Петр 1 перевел Сторожевскую обитель в ведение Посольского приказа, а с учреждением Св. Синода – в его непосредственное подчинение. По Указу 1764 г. монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным, а с 1775 до 1920 гг. находился в ведении московских архиереев. В 1740 и 1749 гг. обитель посетила Елизавета Петровна, а в 1762 и 1775 гг. – Екатерина II.

В 1800 г. в монастыре было открыто Звенигородское духовное училище, для которого тогда перестроили царский дворец (арх. Борисов).

Явление прп. Саввы Сторожевского вице-королю Италии Евгению Богарнэ.
Во время Отечественной войны 1812 г. в монастыре останавливались части корпуса вице–короля Италии, пасынка Наполеона, Евгения Богарнэ. Согласно монастырскому преданию, в первую же ночь пребывания в обители, ему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа. Евгений Богарнэ исполнил просьбу Святого старца и стал единственным из наполеоновских генералов, который не только не был ни разу ранен, но и прожил долгую и счастливую жизнь. В августе 1839 г. монастырь посетил его сын вместе с Императором Николаем I и его дочерью – Вел. кн. Марией Николаевной, которая стала супругой Богарнэ-младшего, оставшегося жить в России.

В 1847 г. по воле Николая I на благоустройство обители было отпущено из казны 100 тыс. руб. 25 мая 1858 г. перестроенный Троицкий Собор освятил митрополит Филарет (Дроздов). В июле 1861 г. монастырь посетил Александр II с супругой Марией Александровной, а в 1884-97 гг. здесь четырежды побывали: Вел. кн. Сергей Александрович, Вел. кн. Елизавета Федоровна и Вел. кн. Павел Александрович.

4-8 сентября 1898 г. в монастыре прошли торжества по случаю 500-летия обители. К началу XX в. здесь подвизались 104 насельника.

Гонения на монашествующих, воздвигнутые после переворота 1917 г., приводят к быстрому сокращению их числа. К весне 1919 г. в обители около 13 монахов. 17 марта 1919 г. по постановлению Наркомата юстиции и съезда Советов Звенигородского уезда, в присутствии последнего настоятеля монастыря иером. Ионы, была кощунственно вскрыта рака с мощами прп. Саввы, а в июле того же года обитель была закрыта. В конце авг. 1919 г. она поступила в ведение НКВД. Во дворце Алексея Михайловича был устроен концлагерь для умственно-отсталых детей, в мае 1920 г. его заключенными стали пленные белогвардейцы, а в июле в зданиях обители расположились санаторий Наркомздрава и музей церковной старины, действовавший до 1939 г. В 1941 г. при попытке снятия разбился главный колокол обители. В 1947 г. здесь был возобновлен музей, а в 1949 г. начались реставрационные работы в обители.

Перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввино-Сторожевский монастырь Святейшим Патриархом Алексием II.
В 1994-95 гг. в монастыре несколько раз побывал Святейший Патриарх Алексий II, в результате чего была достигнута договоренность о совместном использовании монастырем и музеем соборного храма.

1 февраля 1996 г. был освящен Саввинский придел Рождественского собора, в котором начались регулярные богослужения, а в ноябре 1997 г. в обители возобновилась монашеская жизнь.

22-25 августа 1998 г. обитель отпраздновала свое 600-летие. К этому торжеству в монастырь была перенесена часть мощей прп. Саввы (его глава), хранившаяся долгие годы в семье Успенских, а в 1985 г. переданная в Московский Свято – Данилов монастырь.

В год 600-летия обители, на Пасху, вновь зазвучали ее колокола. Большинство из них, пожертвованные доброхотами, были отлиты в 1990-е гг. на заводах Урала и Москвы.

Читайте так же:  Монастырь 15 век

К 2000 г. в монастыре – 20 человек братии.

Наместник – архим. Феоктист (Дорошко).

  1. Саввино-Сторожевский монастырь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
    Соборный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возведен около 1405 г. в традициях Владимиро-Суздальской архитектуры. Этот крестовокупольный, четырехстолпный, одноглавый, с повышенными подпружными арками храм является одним из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XIV-XV вв. Его фасады, верх апсид и барабана декорированы трехчастными поясами белокаменной резьбы. Порталы – перспективные с килевидным верхом. Завершение собора тремя ярусами закомар и кокошников восстановлено в 1972 г. Луковичная глава – XVII в. В XVI веке (не ранее 1549 г.) к храму был пристроен придел во имя прп. Саввы Сторожевского (память 16 дек. и 1 февр.). Стены, столпы и своды собора покрыты фресками 1656 г. Этим же временем дотируется иконостас, иконы для которого выполнила артель царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и Яковом Казанцем.
  2. Во имя Живоначальной Троицы, 1652 г., зодчий И. М. Шарутин. Южный придел – во имя Казанской иконы Богоматери, северный – во имя свтт. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (оба-1858 г.).
  3. Во имя Преображения Господня, 1693 г. – при Трапезной палате.
  4. Во имя прп. Сергия Радонежского – в среднем ярусе звонницы.
  5. Во имя св. Алексия, Человека Божия, 1883 г. – в восточной Красной башне над Св. вратами.
  6. Во имя прп. Иоанна Лествичника (XVII в., снесена в 1782 г., сохранились фундаменты) – к западу от Трапезной палаты.
  7. Глава прп. Саввы Сторожевского в ковчеге под сенью в юго-восточном углу Рождественского собора.

    Саввино-Сторожевский монастырь. Купальня.
    Источник:

    Прп. Саввы Сторожевского на Городке (в 2 км от монастыря).

    Адрес: 141980, Московская обл., г. Звенигород, ул. Городок, 5

    Телефон: 592-94-18, 592-94-50, 592-94-41

    Проезд: До ст. Звенигород Белорусской ж/д (60 км), далее авт. – 6 км. Минское шоссе.

    Успенский собор на Городке (г. Звенигород). Сооружен в 1399-1400 гг. звенигородским князем Юрием Дмитриевичем на своем дворе, внутри крепости. Имел патрональный Георгиевский придел. Сложенный из белого камня в форме куба этот четырехстолпный, одноглавый храм крестовокупольного типа, по своим архитектурному мастерству и изысканности принадлежит к лучшим произведениям раннемосковского зодчества. Интерьер украшен недавно поновленной живописью 1880-х гг., скрывающей остатки фресковой росписи начала XV в. На восточных столпах, стенах, сводах и в барабане раскрыты фрески, выполненные прп. Андреем Рублевым. Иконостас второй половины XIX в. в четыре яруса, стилизован в формах XVII в. В 1918 г. около храма были чудесным образом обретены три иконы прп. Андрея из т.н. «звенигородского чина» — исполненные огромной духовной силы образы Спасителя, Архангела Михаила и Апостола Павла (ныне хранятся в ГТГ). Трехпролетная, двухъярусная звонница перед западным входом в собор выстроена в начале XIX в. по образцу древнерусских колокольниц.

Проезд: ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 5 км, Минское шоссе

Село Ершово. Церковь Живоначальной Троицы.
Церковь Живоначальной Троицы в с. Ершово Одинцовского р- на. Сооружена в 1826-1829 гг. на месте деревянной, на средства владельца села В. Д. Олсуфьева. Архитектор – А. Г. Григорьев. В 1941 г. немцы, захватив село, сожгли его, а церковь взорвали вместе с запертыми в ней ранеными бойцами и жителями села. Храм восстановлен во 2-ой половине 90-х гг. и освящен Святейшим Патриархом Алексием II 11 ноября 1999 г.

Наместник архим. Феоктист (Дорошко).

Проезд: до ст. Звенигород Белорусской ж/д, далее авт – 8 км, Минское шоссе

  • В Москве: ул. Тверская, 6 стр. 6 (во дворе). Не действует. На этом месте с 1479 г. до сер. XVII в. существовал Воскресенский Высокий, иначе называвшийся «за золотой решеткой» мужской монастырь. В 1651 г. он был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю и стал его московским подворьем. В 1773 г. подворье было передано Крутицкому архиерею, но при упразднении Крутицкой епархии 1788 г. возвращено. С 1799 г. стало местом пребывания викария Московской епархии, который в то же время состоял настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. На подворье была освящена церковь Казанской Богоматери, известная с 1785 г. После возвращения подворья монастырю ее переосвятили во имя прп. Саввы Сторожевского. Новое здание подворья, сохранившееся доныне, выстроено в 1905-1907 гг. (архитектор И. С. Кузнецов). Храм ликвидировали ок. 1922 г. Некоторые вещи, в том числе икона прп. Саввы были переданы в ц. Воскресения Словущего на Успенском Вражке. (В ходе торжеств по случаю 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря образ прп. Саввы был передан в обитель, где и находится сегодня над ракой с мощами прп. Саввы. На его место в Елисеевском приделе Воскресенского храма помещен новый список с иконы.). В начале 1938 г. здание было передвинуто на 50 м вглубь, а на его месте в 1939 г. арх. А. Г. Мордвинов построил новый жилой дом №6. В здании Саввинского подворья до революции одно из помещений занимала старейшая русская кинематографическая фирма Ханжонкова с крохотным ателье, где велись павильонные съемки первых отечественных фильмов.
  • Скит Саввино-Сторожевского монастыря.
    Расположен в 1,5 км к северо-западу от Саввино-Сторожевского монастыря, на месте уединенных подвигов прп. Саввы. Основан в 1862 г., усердием о. Геннадия, на средства почетного звенигородского гражданина – купца Павла Григорьевича Цурикова. Над пещерой, ископанной, согласно преданию, самим Саввой Звенигородским, были устроены церковь во имя преподобного и келия на 4 монаха. 2 сентября 1862 г. храм был освящен св. Филаретом Московским. Краснокирпичная, с нарядным декором из белого камня, церковь создана в русском стиле с ориентацией на формы XVII в. соседнего Сторожевского монастыря. В 1869 г. в скиту возвели еще 5 деревянных келий на каменных подклетях и гостиницу с храмом свт. Николая Чудотворца на втором этаже. В конце XIX в. территория скита была значительно расширена, здесь возвели братский и служебный корпуса. Из этих построек уцелело лишь одно здание, стоящее на нижней террасе берега р. Разводни.

    Скит был закрыт почти одновременно с обителью. Долгое время он находился в ведении Звенигородского военного санатория, руководство которого было равнодушно к его судьбе. Вокруг архитектурных сооружений скита возвели многочисленные жилые и хозяйственные постройки, исказившие исторический облик святыни; безжалостно разрушили окружавшие скит стены с угловыми шатровыми башенками. В 1980-х гг. сооружения Саввинского скита были частично отреставрированы. Во 2-ой половине 1990-х гг. они были переданы в ведение монастыря. Регулярное богослужение в скиту, в настоящее время, не возобновлено.

    Богоявленский мужской монастырь (Москва)

    Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города.

    Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.

    Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.

    Адрес: 109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва..

    Донской мужской монастырь (Москва)

    Донско?й монасты?рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

    При монастыре действует гостиница.

    В Большом соборе чудотворная Донская икона Божией Матери — чтимый список с чудотворного образа (подлинник всегда находился в Благовещенском соборе Московского Кремля).

    Адрес: 117419, г. Москва, Донская площадь, 1 (м. «Шаболовская»)

    Новоспасский мужской монастырь (Москва)

    Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору. Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.

    Первый каменный собор Спаса Преображения построен был в 1494 году[1]. Монастырь начал пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти рода Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646—1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон.

    Монастырь был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Памятники монастыря, имеющие музейное значение, были приписаны к музею Симонова монастыря.

    Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В июле того же года создан мужской хор Новоспасского монастыря.

    Адрес: 115172, Москва, Крестьянская пл., 10

    Телефон: (495) 676-95-70

    Высоко-Петровский мужской монастырь

    Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2019 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных.

    Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился.

    Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2

    Телефоны: +7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам); +7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев)

    Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.

    Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва)

    Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским — по престолу этой церкви. Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Алексеевский монастырь был уничтожен пожаром в 1547 и возобновлён ближе к центру города, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя (см. Алексеевский монастырь); в XIX веке он переместился на Верхнюю Красносельскую улицу (см. Ново-Алексеевский монастырь).

    На пожарище осталась небольшая община, в 1584 вновь ставшая монастырём при поддержке Фёдора Иоанновича. Между 1584 и началом Смуты здесь были выстроены каменный собор Зачатия св. Анны и Богородице-Рождественская церковь, пережившие разрушения 1612 года.

    Адрес: Россия, город Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2

    Телефон: (495) 695-1694, 695-1692, 695-1691, 695-1690

    Симонов мужской монастырь (Москва)

    Симонов мужской монастырь — в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья. Основан учеником и племянником прп. Сергия Радонежского — свт. Федором в 1370-х гг. на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин.

    В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии. В настоящее время на территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.

    Адрес: Россия, 109280, Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»)

    Богородице-Рождественский женский монастырь (Москва)

    Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой), стал духовным памятником победы русских людей, обителью, где воплотился в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасаемся».

    Первые сестры монастыря — вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов, принесли в его священные стены любовь к почившим близким, своему народу и Отечеству, глубокую веру в Бога и вечную, не имеющую конца жизнь. Любовь и вера затеплили в обители неугасимую лампаду, осветившую путь к Богу многим поколениям людей. После десятилетий гонений и запустения XX века в стремлении к тем же светлым идеалам началось возрождение обители.

    Адрес: 107031, Россия, город Москва, улица Рождественка, дом 20.

    Телефон: 8 (495) 621–39–86.

    Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва)

    Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена.

    В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.

    Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году.

    Адрес: 103031, Россия, город Москва, улица Большая Лубянка, дом 19, строение 1 (ст. м. Сретенский Бульвар)

    Телефон: 8 (495) 623-34-44, 8 (495) 628-78-54

    Проезд: от станций метро «Сухаревская», «Лубянка», «Тургеневская», «Трубная» пешком около 10-15 минут.

    Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Москва)

    Иоанно-Предтеченский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви, расположенный в центре Москвы.

    Основан в XV веке. История монастыря рассказывает о подвижницах обители: св. блж. схимонахине Марфе, Христа ради юродивой, и затворнице монахине Досифее (княжне Таракановой). Духовная старица схимонахиня Марфа почила 1/14 марта 1638 г. и была погребена в древнем соборе монастыря. Монахиня Досифея подвизалась 25 лет в строжайшем затворе, почила 4/17 февраля 1810г.

    В Отечественную войну 1812 г. монастырь был разорен и упразднен. Восстановлена обитель по благословению свт. Филарета (Дроздова). В 1918 г. монастырь превращен в концлагерь, в 1927 г. окончательно закрыт. В 1992 г. монастырь передан Церкви и приписан к храму св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех. 11 августа 2000 г. обитель вновь открыта, в 2002 г. монастырь возглавила игумения Афанасия (Грошева) из Пюхтицкой обители.

    Адрес: 109028, Россия, город Москва, Малый Ивановский переулок, дом 2.

    Телефоны: (495) 624-9209 (канцелярия); (495) 624-0150, 624-5491 (корпус); 624-7521 (часовня)

    Проезд: От станции метро «Китай-город» (выход к улице Солянке) пешком по Солянскому проезду и улице Забелина.

    Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

    Заиконоспа?сский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону — отсюда название «Заиконоспасский».

    Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии.

    Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7. корпус 9.

    Телефон: +7(495) 921 03 78

    Покровский женский монастырь (Москва)

    В 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в память своего родителя — Патриарха Филарета, усопшего на Покров Пресвятой Богородицы, были выделены земли и заложен храм на месте, где раньше находилось кладбище бездомных и странников. Поэтому поначалу именовался монастырь Божедомским (на Убогих Домах). Достраивалась обитель при царе Алексее Михайловиче за счёт средств, полученных благодаря сдаче в аренду землевладений, на которых стояли дома, где сдавалось жильё. Потому в простонародье монастырь стали называть «комнатным».

    Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской. В 1808 г. на её месте построили каменный монастырский собор Покрова Богородицы. Немногим ранее, 1792-1798 гг., был построен храм во имя Всех Святых с трапезной палатой а, спустя год, трехъярусная колокольня и за ней (1833-1853 гг.) стены и ворота.

    Адрес монастыря: г. Москва, ул. Таганская, 58.

    Проезд: станция метро “Марксистская”, выход на ул. Таганская, далее любым транспортом (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская; станции метро “Крестьянская застава” или “Пролетарская”, далее 5 минут пешком до площади Абельмановская застава.

    Андреевский мужской монастырь (Москва)

    В 1648—1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). В 1675 году над «Святыми вратами» на восточной стене монастыря была построена церковь мученика Андрея Стратилата с приделом великомученика Феодора Стратилата (существовал до начала XIX в.), фасады церкви были украшены изразцами работы белорусских мастеров. В 1689 году на месте прежней Воскресенской церкви было начато строительство новой (освящена в 1703 году); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел великомученика Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась Покровская церковь (построена в 1701 году?), впоследствии разобранная, на её месте был сооружен корпус богаделен. В 1748 году на средства графа С. Б. Шереметева была сооружена колокольня — на гравюре XIX века четырёхгранную колокольню с большими арочными проёмами в верхнем ярусе завершал четырёхскатный шатёр с небольшим шаром, увенчанным крестом; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящён в честь архистратига Михаила, а после перестройки колокольни в 1848 году митрополит Филарет (Дроздов) освятил учреждённый на средства купца М. Сеткина храм в честь апостола Иоанна Богослова.

    Адрес: Россия, город Москва, Андреевская набережная, дом 2.

    Марфо-Мариинская обитель милосердия

    Ма?рфо-Марии?нская оби?тель милосе?рдия — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители великой княгине преподобномученице Елизавете Фёдоровне. Располагается в Москве на улице Большой Ордынке. Обитель основана в 1909 году.

    Вскоре после гибели своего мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и расположилась Марфо-Мариинская обитель милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова: сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой). Соборный храм обители — Покровский собор — был спроектирован Алексеем Щусевым совместно с Б. В. Фрейденбергом и Л. В. Стеженским.

    При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Хотя сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов.

    Адрес: 119017, Россия, город Москва, улица Большая Ордынка, дом 34.

    Телефон: 8 (903) 625-70-47

    Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

    Новоде?вичий Богородице-Смоленский монасты?рь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы).

    Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.

    Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

    Действующий монастырь находится в совместном ведении Русской православной церкви и Государственного исторического музея. С 2010 года здесь действует церковный музей Московской епархии.

    Адрес: г. Москва, Новодевичий проезд, д. 1 (ближайшее метро: «Спортивная»)

    Телефоны: 8 (499) 246 0881 (епархиальное управление); 8 (499) 245 3168 (храм); 8 (499) 246 8526 (экскурсионное бюро); 8 (499) 245 3363 (церковная лавка)

    Патриаршее подворье храмов Николо-Перервинского монастыря

    Патриаршее подворье Николо-Перервинского монастыря — патриаршее подворье на месте бывшего Николо-Прервинского монастыря, который, по преданию, был основан во времена Куликовской битвы.

    История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, — «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».

    Адрес: 109383 Москва, ул. Шоссейная, 82

    Телефон: +7 (495) 354-49-65

    Свято-Данилов мужской монастырь (Москва)

    Дани?лов монасты?рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) в Москве — мужской монастырь Русской православной церкви, на правом берегу Москвы-реки.

    Монастырь во имя преподобного Даниила Столпника был основан не позднее 1282 года святым благоверным князем Даниилом Московским на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля. Это был первый мужской монастырь в Москве. Возрождён в 1983 году как ставропигиальный и с этого времени становится духовно-административным центром Русской православной церкви: на его территории расположено здание Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), а также Синодальная резиденция, где проводятся заседания Священного Синода.

    Адрес: Россия, 115191, г. Москва, ул. Даниловский вал, 22

    Для справок — +7(495)958-11-07; +7(495)952-34-08

    Офис и экскурсионное бюро — +7(495)958-05-02

    Алексеевский женский монастырь (Москва)

    История древнейшей в Москве женской обители – Алексеевского девичьего монастыря – восходит к XIV веку. Предание связывает основание монастыря с именем московского святителя Алексия, заботившегося об утверждении общежительных монастырей и по благословению которого на Руси были основаны многие обители.

    Алексеевская обитель была устроена около 1360 года по просьбе родных сестёр святителя, Евпраксии и Иулиании, в честь святого Алексия, человека Божия, чьё имя воспринял в монашеском постриге сам митрополит.

    Для постройки монастыря было выбрано уединённое место близ села Семчинского. Здесь, в пойме Москвы-реки, находились обширные луга и покосы, на которых стояли многочисленные стога сена, отчего вся местность получила название Остожье. В монастыре был возведён храм во имя святого Алексия, человека Божия, а также соборная церковь во имя Зачатия праведной Анны. В основание обители был положен общежительный устав.

    Адрес: 107140, Россия, г.Москва, 2-й Красносельский переулок, дом 7

    Читайте так же:  Тихо как в женском монастыре