Меню Закрыть

Пафос музей мозаики

Paphos Archaeological Park, Kato Pafos, Cyprus

Музей под открытым небом

Археологический парк Пафоса на карте

В шестидесятых годах во время полевых работ один из местных фермеров обратил внимание на то, что в земле находятся развалины древних стен. После проведения археологических исследований был открыт уникальный парк.

В его южной части обнаружены развалины средневековой крепости Саранта-Колонес. Сохранились и части сооружений II века нашей эры: храм Аслепия, руины театра и акрополя. Раскопки продолжаются до сих пор, но дома, принадлежавшие римской знати, открыты для туристов. Условно им дали имена богов и героев: Диониса, Орфея, Тесея, Иона.

Именно в доме Диониса, площадью 2 тысячи квадратных метров, сохранилась самая большая часть мозаичных полов. В вилле было 40 комнат и 15 мозаичных полов, которые разместились на 556 квадратных метрах. Сложенные из камней, кусочков разноцветного стекла и мрамора, напольные рисунки изображали сцены из жизни богов и античных героев. Здесь были Дионис и Икарий, Посейдон и Амимона, Апполон и Дафна, Пирам и Фисба.

Помимо мозаик были найдены предметы быта, которые перевезли в археологический музей Пафоса. Дом Диониса был разрушен во время сильных землетрясений.

Западнее дома Диониса были обнаружены руины дома Тесея, в котором насчитали больше ста комнат общей площадью 9600 квадратных метров. Здание считается одним из крупнейших на Кипре сооружений римского периода. Предполагают, что здесь мог жить римский проконсул на Кипре.

Раскопки дома Эона еще продолжаются, но уже найдены его стены с фресками. Часть из них восстановили и перевезли в археологический музей. Полы, как и в предыдущих домах, украшены мозаикой.

Ближе к морю расположен дом Орфея. По своему строению он похож на дом Диониса. Небольшой атриум, в котором сохранились фрагменты колонн, окружен комнатами. Раскопки здесь начали проводить только в 1982 году. Полы большей частью земляные и только три комнаты украшены напольными мозаиками. На самой большой из них изображен Орфей, играющий на лире. В верхней части мозаики греческими буквами выложено имя владельца дома, Тита Гая Реституа.

Развалины Саранта-Колонес представляли собой двойную крепость. Внешний замок состоял из толстых трёхметровых стен и четырех башен по углам. Подковообразные крепостные ворота располагались с восточной стороны. Внутренний замок занимали военные и хозяйственные постройки, казармы, конюшни, мраморные бассейны и т.д. На верхнем этаже была часовня.

На севере археологического парка находится часть объектов: храм Асклепия (Асклепион), театр (одеон), агора (площадь). От храма остались только колонны и небольшие фрагменты стен. Одеон частично восстановлен, из двадцати пяти рядов амфитеатра одиннадцать отреставрировали. На скале к западу от одеона расположен маяк.

Также на территории парка можно увидеть остатки городских стен, рва с каменным мостом, руины базилики панагия Лимениотисса.

Время не пощадило древние здания. Во время сильных землетрясений много строений было разрушено.

Археологический парк дает представление о культуре древней архитектуры Кипра разных эпох. Старая часть Пафоса вместе с археологическим парком включена в список Всемирного наследия Юнеско.

Посещать парк лучше всего в прохладное время суток. Желательно взять питьевую воду, головной убор.

В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах к северу от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл III — II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. В 1980 году археологические памятники Като Пафоса были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, что и послужило поводом создания городского Археологического парка, который станет целью нашей сегодняшней экскурсии.

Прежде чем мы с вами отправимся на экскурсию прослушайте «важную информацию».

Парк расположен на открытом месте и занимает большую площадь, поэтому ходить по нему придётся довольно долго. Очень рекомендуем спланировать его посещение либо с самого утра, либо совсем уж во второй половине дня. Солнце жарит летом нещадно, поэтому мало того, что будет днём очень тяжело ходить, так ещё и сгореть можно. Возьмите с собой крем «от загара», воду, а также хорошее настроение и. фотоаппарат.

Живущие в районе Пафоса знают как сюда добраться, а для остальных приведём GPS координаты парковки, которая западной своей частью просто упирается во вход в парк.

34.756400 32.410000 ? парковка рядом с гаванью в Пафосе

Ну что ж, пора начинать! От места парковки или автобусной остановки подойдём к входу в парк.

В рассказах о Кипре мы часто пользуемся услугами «аудиогида». Сегодня не будет исключением. Давайте послушаем вводную часть, рассказывающую историю о «происхождении» Пафоса. Как ни странно, город Пафос на Кипре находился в разное время в разных местах ? бывает такое. Слушайте пока рассказ, а мы дадим небольшую ремарку по этому поводу.

Введение (послушать или скачать): MP3

Палио Пафос (старый Пафос — Palio Paphos — ????? ?????) ? совсем древний Пафос, который располагался в семнадцати километрах от теперешнего. Сейчас на этом месте находится деревня Куклия.
Нео Пафос (новый Пафос — Neo Paphos — ??? ?????) ? древний Пафос, расположенный на месте, куда мы сегодня приехали.
Като Пафос (нижний Пафос — Kato Paphos — ???? ?????) ? прибрежная часть современного Пафоса, «оккупированная» в основном туристами.
Пано Пафос (верхний Пафос — Pano Paphos — ???? ?????) ? деловой центр города, а также место проживания собственно пафовчан.
Деление на «като» и «пано» в общем-то условное.

Давайте предварительно познакомимся с тем, что нам предстоит сегодня посмотреть и попутно сориентируемся на местности. Как и в Курионе названия виллам были даны по именам героев греческой мифологии, изображённых на мозаиках, а не по именам их хозяев. Сегодня четыре виллы ? Диониса, Тесея, Орфея и Эона открыты для посещения. Кроме них интересны также древний амфитеатр (Одеон), Агора (форум) и руины замка «Сорока колонн» (Saranda Kolones Castle).

Глянем на их расположение на карте.

Мы видим, что ближе всего к входу расположены сразу три виллы ? прямо по направлению от входа. Но почему-то «организованные» экскурсии начинают обычно с виллы Диониса, что находится чуть правее. Её легко отличить ? она укрыта большим навесом. Вы лучше сами решите на месте куда идти сначала. Если приехали рано, то можно для начала открытые местности пообследовать, а потом перебраться «под крышу». Но мы уж начнём с Диониса.

Жилище Диониса (Вилла Диониса)

Можете включить как фон подробный рассказ о жилище Диониса, а мы дадим только краткую информацию.

Жилище Диониса (послушать или скачать): MP3

Начнём рассказ с самой древней мозаики, случайно обнаруженной здесь уже при возведении навеса над основными экспонатами. Она самая древняя и датируется IV веком до н.э., то есть ещё доримскими временами Кипра. Мозаика изображает Сциллу ? женщину, собаку и рыбу в одном лице. Так её описал когда-то Гомер в своей «Одиссее». Пока аудиогид доказывает нам, что Сцилла (Скилла ? по версии гида) не всегда была чудовищем, а сначала была вполне себе нормальной девушкой, мы рассмотрим мозаику.

А теперь начнём осмотр более «современных» мозаик, относящихся к началу нашей эры. Многим известна история красавца Нарцисса, который никому не отвечал взаимностью. Даже нимфа Эхо не смогла обратить на себя его внимания. В итоге совсем, бедняжка, зачахла, оставив от себя только свой голос ? эхо. Ну а Нарциссу воздалось за это от богов. Увидев как-то своё отражение в воде Нарцисс так и не смог оторвать взгляд от себя любимого, за этим занятием и умер. Боги в результате всё-таки сжалились над ним и посмертно превратили парня в красивый цветок, растущий у воды ? в нарцисс.

Рядом с Нарциссом расположена ещё одна мозаика. В момент, когда мы были там, пришла англоязычная экскурсия. А экскурсоводом у них был большой такой негр. ну или может афрокиприот. И вот он, склонившись над мозаикой, задал вопрос присутствующим ? мол что на ней изображено? И все начали играть в отгадайку.

Я тоже пытался отгадать, пока кто-то не произнёс four seasons, на что гид сказал ? правильно! Я ещё тогда подумал, а при чём здесь модный среди россиян лимасольский отель с одноимённым названием? Но врубившись в перевод осознал, что речь идёт про времена года.

Начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке это лето, весна, осень и зима. Ну что ж квест пройден, пойдём дальше. В этом доме смотреть и смотреть. Но мы сейчас покажем ещё одну фотографию и будем перебираться далее. А на более полный фотоальбом дадим ссылку в конце рассказа.

Насмотревшись на мозаики в доме Диониса, будем двигаться чуть обратно, но не к входу, а немного правее него. Нас там ждёт большое пространство, на котором представлены сразу несколько вилл: Эона, Тесея и Орфея.

Первым по ходу будет вилла Эона.

Она, как и Диониса, располагается в укрытом помещении. Эта вилла находилась как раз напротив дома тогдашнего римского проконсула. Наверно достаточно знатным был и его сосед, на территорию которого мы сейчас пришли. Здесь раскопки ещё продолжаются, но и по имеющимся в наличии мозаикам можно судить об этом. Предоставим слово для пояснения нашему аудиогиду. Правда гид считает, что мы будем двигаться сначала к Орфею, потом Тесею и наконец к Эону. а мы поступим ровно наоборот.

Жилище Эона (послушать или скачать): MP3

Для нашего рассказа я просто поясню, что именно здесь находятся мозаики филигранной работы ? они выполнены из очень мелких кусочков, содержащих большую гамму цветовых оттенков, благодаря чему мастерам удалось добиться объёма в изображении лиц. Постарайтесь рассмотреть это, когда будете там. На фото трудно передать такие нюансы, но мы попробуем.

Мозаики датируются началом IV века н.э. ? периодом распространения христианства на Кипре. Посмотрим сейчас на ещё одну из мозаик и пойдём дальше.

Дальше, по мере продвижения, нам встретится жилище Тесея. Оно находится уже на открытом пространстве. Предполагается, что именно здесь жил римский проконсул. Самое время вспомнить, что проконсула Сергия апостол Павел в 45-ом году сумел обратить в христианскую веру. Но эта вилла датируется более поздним периодом. Добравшись до её «окраины» можно запечатлеть один из самых «открыточных» видов Кипра, который мы поместили на нашей главной странице. Покажем почти тот же вид, но с другого ракурса. Самолёт в кадре напоминает, что рядом с Пафосом есть аэропорт.

Да, чуть не забыли про нашего аудиогида!

Жилище Тесея (послушать или скачать): MP3

А теперь подойдём к одной из главных мозаик виллы, на которой Тесей готовится вступить в битву с Минотавром. Вкратце напомним эту легенду, описанную в википедии.

Минотавр (??????????, бык Миноса) — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. (тьфу! — прим. моё ) Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей).
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра — дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому — покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.

Но кипрским гидам по душе больше другая легенда, основанная на рассказе Пеона Амафунтского, по которой Тесей покинул Ариадну на Кипре, где она умерла во время родов, и её могила была в роще Ариадны-Афродиты, которая находится как раз в Амафунте. Грустная история в общем. Кстати, почему я подчеркнул слово, догадываетесь? Амафунта или Аматус ? это название одного из древних городов-государств на Кипре, по руинам которого можно побродить, добравшись до восточной окраины Лимасола. А Пеон был оттуда, значит ему виднее!

Ну вот теперь, наконец, смотрим на мозаику, посвящённую этому знаменательному событию: приготовлению Тесея к схватке с Минотавром. Круг на мозаике символизирует Лабиринт. Заметим, что эта мозаика является самой древней и датируется третьим веком нашей эры.

Следующая легенда учит нас тому, что надо не забывать про обещания, даже если ты совершил много подвигов.

Уезжая на битву с Минотавром Тесей поднял на своём корабле чёрные паруса. Но он договорился с отцом, царём Эгеем, что в случае победы вернётся обратно на корабле с белыми парусами. И вот убив Минотавра и распрощавшись с Ариадной Тесей отправился в обратный путь, забыв поменять паруса. Царь Эгей, заметив корабль с чёрными парусами, уверился в гибели сына и покончил с собой, бросившись в море. По легенде, именно поэтому море получило название Эгейское.

Чуть поодаль находится ещё одна мозаика, посвящённая рождению знаменитого Ахилла. Пусть о ней пока расскажет аудиогид, а мы вкратце напомним ещё одну легенду, теперь уже об Ахилле.

Рождение Ахилла (послушать или скачать): MP3

Приведём небольшую википедическую справку об Ахилле и о версиях о том, что с ним мать вытворила в детстве.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» — для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Остальные мозаики дома Тесея вы посмотрите сами или в крайнем случае в нашем фотоальбоме , а пока двинемся дальше. но не далеко. Чуть ближе к морю расположилась вилла Орфея.

Жилище Орфея (послушать или скачать): MP3

Здесь тоже можно найти несколько мозаик.

Замок Саранда Колонес (Saranda Colones castle)

Покидаем это место трёх вилл и выйдем снова на дорогу, приведшую нас от входа в парк к жилищу Диониса, которое мы посетили в первую очередь.

Доходим до развилки. Если пойти налево, то как раз к Дионису снова попадём, а если направо, то согласно указателю нас ждут руины замка Сорока колонн (Saranda colones). Сворачиваем и идём. Через двести с небольшим метров откроется территория, на которой находился этот замок, и остатки которого нам предстоит сегодня поисследовать.

Крепость была возведена в VII веке византийцами. Для строительства её стен использовались фрагменты более ранних античных сооружений, в том числе базальтовых колонн ? отсюда и произошло её название.

В 1191 году этот замок, как и портовая крепость, капитулировала перед Ричардом Львиное Сердце. В начале XIII века крестоносцы укрепили крепость, но вскоре она была практически полностью разрушена землетрясением 1222 года. Уцелели лишь две изящные ажурные арки и мощные подвальные помещения, по которым можно судить об оригинальной планировке замка.

Читайте так же:  Макет города спб музей

Замок имел в основании форму квадрата с длиной стороны 10 с небольшим метров с квадратными же башнями в каждом углу. Главный вход проходил через пятую башню на восточной стороне, имевшую форму подковы. По периметру замок был окружён стенами трёхметровой толщины с восемью башнями, а вокруг пролегал ров, через который был переброшен деревянный мост для прохода в крепость. Давайте глянем на план крепости и на фото, снятое с воздуха, чтобы лучше представлять, где мы будем сейчас ходить.

Ну а теперь можно неспеша побродить по замку и поразглядывать его потаённые уголки.

Остальные фотографии вы увидите в нашем фотоальбоме, а пока двинемся дальше.

Возвращаемся снова на дорогу, где мы встретили указатель, и движемся по направлению, куда указывает надпись Odeon. Метров через двести пятьдесят приблизимся в краю Агоры. Собственно это просто участок земли, на котором ещё ведутся раскопки. Нам пришлось отойти в край площади, чтобы захватить их вместе.

Агорой в те времена называлась рыночная площадь. Да и сейчас в греческом языке слово агора (?????) означает место торговли, например «псарагора» (????????) не что иное, как «рыбный магазин». А теперь подойдём к Одеону или, иначе, к древнему амфитеатру.

Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке. В античные времена они имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя.

Сегодня амфитеатр частично восстановлен. Отреставрирована половина из 25 рядов амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, около которой найдено много фрагментов украшавших её колонн. В летние месяцы, как и на Курионе, здесь под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления. Так что у вас есть шанс посетить Одеон, выступающий в роли современного театра.

Близ Одеона находятся руины асклепиона , возведённого в своё время в честь бога врачевания Асклепия.

Ну вот на этом познавательная часть нашей экскурсии практически закончена. Если остались силы, то можно дойти до стены, окружавшей когда-то город. Подошли и мы.

Вы наверно заметили, что на последних снимках что-то маячило у вас в глазах. Да, это пафосский маяк. Давайте уж подойдём, тем более, что по нему можно немного полазать, чтобы сделать несколько снимков с «верхотуры».

Маяк Пафоса ? самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами «всего лишь» в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них. Башня маяка имеет высоту 20 метров, да плюс к тому стоит на возвышении. Поэтому получается, что сам фонарь светит в высоты 36 метров над уровнем моря, что делает его очень заметным с воды. Маяк продолжает выполнять свои функции и в наши дни, вспыхивая в вечернее время с интервалом в 20 секунд.

Наша прогулка по парку закнчивается. Ну а если она затянется до вечера, то вы сможете наблюдать здесь очень красивые закаты! 🙂

Время работы: ежедневно: 08:00 — 17:00 (ноябрь ? март), 08:00 — 18:00 (апрель ? май, сентябрь ? октябрь), 08:00 — 19:30 (июнь ? август)
Телефон: +357 26306217
Входная плата: 4,50 €

На сегодня всё. Но в Пафосе нас ждут ещё Гробницы королей, так что изучение Пафоса продолжается!

Археологический парк Пафоса

Като-Пафос — прибрежная зона Пафоса, его историческая часть, где собрано больше всего достопримечательностей. Это настоящий музей под открытым небом, в котором соседствуют древние храмы, виллы, развалины крепости и другие архитектурные памятники, многие из которых входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сооружения этого старинного квартала родом из разных эпох и культур, начиная от 2 века до н. э. и до средних веков, среди них есть представители древних империй Рима, Греции, Византии, Османской империи. Древнеримские виллы 3-5 веков до н. э. с мозаичными полами занимают почетное место в богатой коллекции памятников архитектуры древнего Пафоса.

Как правило, находки древних сооружений случаются во время строительства или возделывания земли. Обретение сокровищ Като-Пафоса также произошло благодаря удаче простого земледельца. Местный фермер, во время вспашки своего поля недалеко от городской гавани, нашел фрагмент старой мозаики, которая оказалась украшением напольного покрытия древнеримской виллы. Тут же сюда устремились сотни археологов, и вскоре они откопали целый древний город с улицами, домами, храмами, мостами, рынком, театром и другими строениями, обнесенными крепостной стеной. Хотя работы еще продолжаются, объекты исторического комплекса открыты для туристов.

Наиболее ценной частью этой архитектурной коллекции считаются развалины вилл 3-5 веков н. э. Эти богатые дома были названы в честь богов и героев Древнего Рима (Диониса, Геракла, Эона и Тесея) и сохранили их мозаичные изображения со сценами из античных легенд. Отдельные мозаики собраны из очень мелких элементов, что делает их весьма объемными и реалистичными. Местные гиды наполняют экскурсию древнегреческими и древнеримскими легендами, на время оживляя образы их персонажей.

Самая древняя в этом городе-музее — вилла Диониса, построенная в 4 веке до н. э. еще до прихода на Кипр римлян. На напольных мозаиках много узнаваемых персонажей: чудовище Сцилла, описанное Гомером в «Одиссее», любующийся своим отражением в воде красавец Нарцисс, 4 времени года и другие герои и божества.

Вилла, где предположительно жил римский проконсул Тесей, как будто сошла с открытки — несколько полуразрушенных колонн возвышаются на фоне голубого неба.

Мозаика на полу дома рассказывает о битве древнегреческого героя Тесея с полубыком Минотавром, проходившей в лабиринте, из которого герой смог потом выбраться при помощи своей возлюбленной — Ариадны.

Здания древнего города

Неподалеку расположены руины нескольких капитальных античных сооружений. Некогда величественный замок-крепость Саранда Колонес был построен византийцами в 7 веке на 40 базальтовых колоннах, отчего и был так назван. В 12 веке крепость захватили крестоносцы, но тогда она не пострадала. Погубило ее землетрясение, обрушившееся на город в 13 столетии, после которого которого от здания остались только арки и часть подвальных помещений.

Рядом с рыночной площадью Агорой находится древний амфитеатр Одеон. Построенный в 3 веке н. э., он был крытый, но со временем верхняя часть строения обвалилась. Сейчас храм искусства частично восстановлен, в нем проводятся концерты и спектакли под открытым небом.

Маяк Пафоса гораздо моложе его соседей — он сооружен в 1888 г. англичанами и считается самым известным на Кипре действующим маяком. Его прожектор возвышается над морем на высоте более 30 м, а со смотровой площадки хорошо просматриваются окрестности.

Осмотр Като-Пафоса занимает несколько часов, поэтому лучше всего запланировать его на утро или вечер, чтобы избежать дневного зноя. Головной убор с широкими полями, закрытая обувь и запас воды помогут чувствовать себя комфортно во время столь длительного похода.

При входе на территорию археологического парка выдают карту, на которой отмечены все интересные объекты. В павильоне можно посмотреть документально-исторический фильм о ходе археологических работ, а затем отправиться на фотоохоту на сокровища древнего мира.

Практическая информация

Адрес: Пафос, Paphos Archaeological Park. GPS-координаты: 34.756453,32.4072714. Веб-сайт.

Часы работы: ежедневно с 8:00 до 17:00 (ноябрь-март), с 8:00 до 18:00 (апрель-май, сентябрь-октябрь), 8:00-19:30 (июнь-август). Стоимость билета в музей — 4,5 EUR. Цены на странице указаны на октябрь 2019 г.

Археологический парк Пафоса (Paphos Archaeological Park)

Пафос: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Пафоса
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (22)
    • Пляжи (11)
    • Зоопарки (1)
    • Магазины и ТРЦ (2)
    • Национальные парки (1)
    • Храмы, соборы, мечети (2)
    • Музеи (3)
    • Парки развлечений (1)
    • Замки, дворцы (1)
    • Аэропорты (1)
  • Забронировать отель в Пафосе
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Пафоса
  • Советы о Пафосе
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Пафосе
  • Автобус ост. Kato Paphos, № 603, 611, 615, 631 — из туристического сектора; № 610 — из центра города; № 612 — из аэропорта; № 618 — от Karavella Station.

    Археологический парк Като Пафос — музей под открытым небом на Кипре, включенный во все путеводители и официальные экскурсии как «must go». Путешественники приезжают посмотреть на руины античного города Неа-Пафос и хорошо сохранившиеся древнеримские мозаичные панно, случайно обнаруженные в начале 1960-х годов при сельскохозяйственной вспашке земли. Раскопки и исследования культурных слоев продолжаются до сих пор, при этом исторические сооружения открыты для посетителей круглогодично. Доступ прекращается лишь на Пасху, Рождество и новогодние каникулы.

    Часы работы парка зависят от времени года. С ноября по март: 8:00 — 17:00; апрель, май, сентябрь, октябрь: 8:00 — 18:00; летом (с июня по август): 8:00 — 19:30. Вход стоит 4,5 евро, дети до 16 лет пропускаются бесплатно. Билетная касса расположена со стороны гавани.

    Комплекс раскинулся на площади 80 га, что сопоставимо по размерам с десятком футбольных полей. Даже беглый осмотр основных объектов экскурсионного маршрута займет 2–3 часа, поэтому следует позаботиться об удобной обуви, а в летний период — о головных уборах, солнцезащитных очках и одежде, закрывающей плечи. На обширной территории не растут деревья, и укрыться от палящих лучей солнца будет негде. У входных дверей не забудьте захватить карту-схему на русском языке, на которой также указано расположение катакомб Святой Соломонии и «Царских гробниц», находящихся за пределами парка. Для посещения некрополя потребуется купить отдельный билет за 2,5 евро. Ориентацию на местности облегчают указатели.

    Предусмотрены бесплатные туалеты, скамейки и беседки для отдыха, вендинговые автоматы по продаже снеков, шоколада, колы и бутилированной питьевой воды. Возле построек есть информационные стенды с описанием достопримечательностей на английском и греческих языках, часть текста дублируется шрифтом Брайля.

    Смотровые площадки с галереями позволяют сделать панорамные снимки и оценить масштаб Нового Пафоса с высоты. Планировка кварталов с системами водопроводных и канализационных труб свидетельствует о развитой городской инфраструктуре.

    Перед самостоятельным визитом не лишним будет скачать аудиогид. Тем, кто плохо знаком с историей и мифологией, не стоит пренебрегать услугами экскурсовода, поскольку без соответствующих пояснений памятник мировой культуры покажется нагромождением камней. Готовые экскурсии с трансфером предлагают во всех отелях и туристических бюро.

    Достопримечательности

    Парк-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, включает здания разных эпох и цивилизаций: Эллады и Древнего Рима, Византии и Османской империи. Свой след оставили также древнегерманские племена — франки, и крестоносцы раннего Средневековья.

    Туристы могут увидеть акрополь с агорой (рыночной площадью), колонны и фрагменты стен храма Асклепия, театр, замок Саранта Колонес и мозаики в 4-х виллах богатых горожан: это дома Диониса, Тесея, Эона и Орфея. Названия присвоены по именам главных героев мифологических сюжетов, запечатленных на напольных мозаичных полотнах. Самый древний из артефактов относится к IV в. до н. э. и изображает Сциллу — чудовище из греческого эпоса, описанное в поэме Гомера «Одиссея».

    Для создания рисунков и орнаментов использовались галька, мрамор и цветное стекло. Филигранная работа мастеров поражает воображение. Тонкая детализация и гармоничность цветовых сочетаний придают лицам богов пространственный объем и выразительность. Кроме композиций на тему мифов и легенд, встречаются и сцены из повседневной жизни. Найденные образцы декоративного искусства говорят о том, какое большое внимание уделялось красоте и эстетике в интерьерном оформлении публичных мест и жилых помещений.

    Дом Диониса насчитывал 40 комнат и 15 мозаичных полов общей площадью более 500 кв. м, на которых чаще всего изображен бог виноделия. Археологи нашли здесь украшения, кухонную утварь и амфору. В сосуде хранились 2500 золотых монет, относящихся к периоду владычества Птолемеев (204–88 гг. до н. э.). Царская династия, правившая эллинистическим Египтом в течение 300 лет, перенесла столицу Кипра в Пафос примерно во II в. до н.э., так как большой порт открывал короткий путь в Александрию. Деньги были отчеканены в монетном дворе Пафоса.

    Дом Тесея, состоявший из 100 комнат, — самая крупная постройка времен Римской империи на всем Кипре. Остатки мозаик датируются III — IV вв. н. э.

    Дом Орфея куда более скромный по размерам и убранству — всего 3 комнаты с мозаичной кладкой, в остальных пол был земляным.

    В доме Эона раскопки еще ведутся, здесь обнаружены мозаики начала IV в. н. э. и фрески, вошедшие в экспозицию археологического музея Пафоса. Кроме способов декорирования, интерес представляют материальные свидетельства комфортного обустройства жилья у представителей знатного сословия: термы, бассейны для разведения рыбы, инженерные коммуникации.

    Византийская крепость Саранта Колонес разрушена до основания. Толщина крепостных стен превышала 3 м, по углам возвышались дозорные башни. Оборонительный пункт был основан в VII в. для защиты от набегов арабов, но укрепление не выдержало натиска войск. Внутри цитадели размещались пекарня и мельница, казармы, кузница и ремесленные мастерские, баня, мраморные бассейны, склады для хранения продовольствия и оружия на случай длительной осады.

    Первый кипрский форт капитулировал в 1191 году, сдавшись на милость короля Ричарда Львиное Сердце, во время Крестового похода завоевавшего Кипр за 25 дней. Землетрясение 1222 года превратило форпост в развалины. Новым фортификационным сооружением стал Пафосский замок.

    Одеон, возведенный эллинами и переделанный во времена правления римского императора Августа, служил местом проведения театральных представлений. Крыша защищала публику от солнца и осадков. В настоящий момент отреставрирована сцена и половина рядов амфитеатра, на которых снова собираются зрители. В высокий сезон ставятся спектакли, выступают музыкальные и танцевальные коллективы, устраиваются концерты и фестивали.

    От базилики Панагия Лимениотисса уцелели лишь обломки фундаментных плит, колонны и мозаичные полы с геометрическими узорами. Также можно спуститься в каменоломни, где веками добывали известняк, а вырубленные в подземельях коридоры и пещеры затем служили убежищем для первых христиан, подвергавшихся гонениям.

    Доминанта парка — действующий маяк высотой 20 м, построенный англичанами в 1888 году на холме для безопасной швартовки британских торговых судов и военных кораблей. В темное время суток прожектор на белой башне подает световые сигналы каждые 15 секунд.

    Как добраться в Като Пафос

    Железнодорожное сообщение на острове отсутствует, зато автобусная сеть отлично развита. Проезд стоит 2 евро, билет приобретается у водителя. Нужная остановка называется Като Пафос, это центральная городская автостанция. До ближайшего к археологическому комплексу пляжа — Аликес — идти пешком около километра.

    Основной маршрут автобуса в Пафосе — № 615, он проходит от пляжа Geroskipou Public Beach по живописному побережью до Coral Bay Beach. Интервал движения составляет примерно 15 минут, транспорт курсирует с 6:00 утра до полуночи. Из туристического сектора также получится добраться автобусами № 603, 611, 631.

    Автовокзал Karavella Station, принимающий междугородные рейсы, находится в 3 км от парка. По прибытию из Никосии, Ларнаки или Лимассола нужно пересесть на маршруты № 610 или № 618. Из аэропорта следует автобус № 612, из центра города — автобус № 610.

    Автомобилисты, взявшие машину напрокат, могут воспользоваться бесплатной парковкой.

    Для быстрых и комфортных передвижений пригодятся мобильные приложения вызова такси: Taxidi, nTAXI, IGOGO (доступны на русском, авторизацию лучше пройти с местной SIM-карты). Международных агрегаторов типа Uber на Кипре нет.

    Археологический парк Пафоса: видео

    Пафосские мозаики, дом Диониса на Кипре.

    Пафосские мозаики находятся в Древнем городе Неа Пафос.


    В трехстах метрах к северу от Пафосской гавани находится один из самых привлекательных туристских объектов — пафосские мозаики, внесенные в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО. В 1962 г. случайно были обнаружены остатки строений, относящихся к III в. н. э. В ходе последующих двадцатилетних раскопок археологи нашли фрагменты четырех зданий той поры, три из которых открыты для осмотра — это так называемые виллы Диониса, Тесея и Айона.

    В 300 метрах от гавани кипрского города Пафос расположен археологический парк, который посещают все туристы, приезжающие в этот удивительный город. В данной местности находится несколько особняков зажиточных римлян, относящихся к 3-5 векам нашей эры. Полы этих домов украшены роскошной мозаикой, которая считается лучшим образцом древнеримского искусства. В 1961 году римские мозаики были обнаружены местным фермером во время вспашки земли, после чего польские и кипрские археологи начали обширные раскопки этих мест, продолжащиеся до сих пор. Сегодня раскопаны и открыты для широкой публики три римских особняка, они являются основными достопримечательностями Пафоса. Дома были названы по сюжетам мозаик, отображающих мифологические сцены и повествующих о быте людей того времени — дом Диониса, дом Айона, дом Тесея и дом Орфея. Все мозаики были созданы из мелких мраморных, каменных и стеклянных кубиков.

    В доме Диониса изящной мозаикой выложены 14 комнат, занимающих 556 квадратных метров. Здесь изображен бог вина Дионис, раскрывающий секрет виноградарства афинскому царю Икариосу, а также два опьяненных вином крестьянина, лежащие возле пустой винной амфоры. В доме Айона можно увидеть сцену рождения Диониса, относящуюся к 5 веку, а также царевну-лебедь Леду, а в доме Тесея — изображение битвы Тесея с Минотавром в лабиринте.


    Окрестности археологического парка украшает обилие диких цветов, растущих здесь весной и даже зимой: дикие артишоки, анемония, цветы горчицы и некоторые из 55 видов кипрских орхидей.

    Сами строения практически не сохранились, но остались великолепные мозаики. Для мозаик древние мастера использовали сюжеты греческой мифологии; изображенные на них мифические герои и дали названия виллам. Лучше всего дошли до нашего времени мозаики на вилле Диониса. Виллы Тесея и Айона находятся немного в стороне. Здесь мозаики не столь впечатляющи, как на вилле Диониса, но стоит обратить внимание на хорошо сохранившуюся многофигурную композицию на вилле Айона.

    Рядом с виллой Диониса находится театр Одеон.Он был сооружен при римлянах во II в. н. э. и в те времена представлял более внушительное строение, чем сейчас: в нем было 25 зрительских рядов, а не 12, как ныне, после реконструкции. В настоящее время в летние месяцы в Одеоне проводятся фестивали и театрализованные представления.

    Место Асклепион находящееся южнее Одеона, знаменито тем, что здесь лечили жителей античного Пафоса и поклонялись богу медицины Асклепию.

    Древний город Неа Пафос, в котором в настоящее время ведутся раскопки, представляет огромную культурную ценность (занесен в список ЮНЕСКО). Особенно интересны дома зажиточных римлян с мозаичными полами — это лучшие на острове римские мозаики. Предполагается, что их сделали мастера из Александрии: по их наброскам из тысячи мелких камешков разных цветов были выполнены изящные красочные картины. Дома получили названия по сюжетам мозаик (мифологических и бытовых): дом Диониса (там находится одна из самых древних мозаик острова, изображающая Сциллу — полуженщину, полурыбу, полусобаку), дом Айона (там можно увидеть прекрасную Леду, царевну-лебедь), дом Тесея (где находится изображение битвы Тесея с Минотавром), дом Орфея.

    Севернее виллы Диониса находится восстановленный римский театр ll века. Летом здесь ставятся спектакли и проходят концерты.

    Одеон был построен во II веке н.э. из песчаника, сегодня одеон используется как арена для летних музыкальных и театральных представлений. После того, как театр был откопан, его частично отреставрировали, сегодня здесь есть 12 рядов сидячих мест.
    Неподалеку находятся руины древних городских стен и римская агора. Агора использовалась как рынок и находилась точно перед одеоном. Сохранились лишь основания колонн.


    Рядом с одеоном находится современный маяк, считается, что здесь находился городской акрополь, здесь находился всего один храм. Но и от него мало что сохранилось.

    История Пафоса

    Пафос (греч. ????? – чувство, эмоция) – риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.

    Согласно письменным источникам, основателем Нового Пафоса считается царь Никоклес (325 год до нашей эры), укрепивший «просторный город высокими башнями». Город быстро рос и превратился не только в торговый и культурный, но также важный политический и административный центр. За высокими стенами города находились театры, одеоны (здания для проведения певческих и музыкальных состязаний), амфитеатры, гимнасии (учебно-воспитательные учреждения в Древней Греции), палестры (частные гимнастические школы), акведуки, купальни, рынки, частные и общественные здания. А еще за стенами города-крепости, окруженного высоким рвом, находились два некрополя (кладбища). Одно из них сохранилось до сих пор – это знаменитые Царские гробницы.

    По стратегическим и экономическим соображениям Пафос был назначен столицей острова. Когда в 58 году до нашей эры Кипр был захвачен Римом и стал частью римской провинции, резеденцию проконсула разместили именно в Пафосе. Первым римским проконсулом на Кипре был Марк Туллий Цицерон – выдающийся римский оратор. Римское владычество для Кипра началось с политических и административных преобразований: была унифицирована налоговая система, города Кипра стали более автономными за счет расширения местных органов самоуправления, но в целом для простых людей жизнь не изменилась.

    Наивысшего расцвета Пафос достиг во времена правления императора Августа. После сильнейшего землетрясения в 15 году нашей эры по распоряжению Августа город был восстановлен, в дальнейшем в документах его называли не иначе, как «Пафос Клавдия Флавия – священная столица городов Кипра».

    Новый Пафос процветал и в период раннего христианства. Событием чрезвычайной важности стал приезд в город апостола Павла, Варнавы и Марка. Согласно «Деяниям Святых Апостолов» Павел обратил в христианство римского проконсула Сергия Павла. Благодаря их проповедям об учении Христа христианство получило распространение на острове, а Кипр стал одним из первых в мире государств, во главе которого стояли последователи христианского учения.

    Принятие христианства тогдашним правителем Пафоса Сергием Павлом открыло новую эпоху в жизни острова, а Пафос стал важным центром учения Христа. Фамильные подземные гробницы, вырубленные в скалах, были превращены в христианские церкви, а некоторые из них, такие как катакомбы Святой Саломонии и Святого Ламбрианоса, превратились в скиты – жилища христианских отшельников. Но после землетрясений 332 и 342 годов Пафос начинает приходить в упадок, а столицу острова переносят в Констанцию – город близ Саламина.

    Проходили годы, огромные территории древней столицы Кипра лежали погребенные под песком и камнями. Весной 1962 года трактор, работавший в поле, поднял на солнечный свет часть мозаичного пола! Так началась новая жизнь старого города.

    Пол этот находился в одной из комнат частной виллы позднеримского периода. Руины виллы располагаются между гаванью и маяком. С точки зрения архитекторов, вилла эта была построена по древним греческим образцам, которые в ту эпоху доминировали даже в римской империи: огромная постройка с открытым двором – атрием и бассейном. По периметру атрия традиционно располагался перисталь – колоннада. Наличие огромного двора-атрия говорит о том, что дом принадлежал представителям высшего социального слоя.

    Согласно древним традициям расположение комнат в доме выбиралось соответственно сторонам света. Спальни, купальни, уборные обычно располагались в восточной и северо-восточной частях, а кухонные помещения и мастерские – в западной. В западной же части было традиционно расположено и самое большое помещение виллы – зал для приемов. На юге виллы располагался большой бассейн, имевший дренажную систему. Полы в спальнях и купальнях были выложены галькой, а затем отштукатурены, в кухонных же помещениях полы оставляли земляными. В результате археологических раскопок в некоторых домах были обнаружены великолепные напольные мозаики. Самое большое количество прекрасно сохранившихся мозаик было найдено в так называемом доме Диониса.

    По мнению кипрских археологов вилла Диониса была построена на фундаменте здания, относящегося к эпохе Флавия, повторяющего стиль эпохи эллинизма. Первая комната виллы – вестибул – расположена в юго-западной части постройки. Пол этой комнаты выложен мозаикой с изображением Нарцисса, любующегося своим отражением в воде ручья.

    Версий легенды о Нарциссе существует множество. По одной из них Нарцисс был сыном речного бога Кефисса и нимфы Лириопы. Любви необычайно красивого юноши добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Отверг он и страсть прекрасной нимфы Эхо. Удалившись от людей в леса, Эхо истаяла от горя, от нее осталось лишь эхо. Отвергнутые Нарциссом женщины обратились к богам с требованием наказать Нарцисса. Однажды, возвращаясь с охоты, он заглянул в чистый источник и, увидев в воде свое отражение, влюбился в него. Нарцисс не мог оторвать взгляда от своего отражения, день и ночь любовался им и умер от голода и жажды. На месте его гибели вырос красивый, но холодный цветок, названный нарциссом.

    Возможно, имя «Нарцисс» произошло от греческого глагола ????????? – столбенеть, цепенеть. В древности цветок нарцисс считался символом умирающей природы. Он упоминается в мифе о Персефоне, которую похитил бог царства мертвых Аид; также в те времена букеты нарциссов возлагали к могилам. Возможно возникновение мифа связано с боязнью древнего человека увидеть свое отражение, которое считалось его вторым, потусторонним «я».

    Пройдя от вестибула с изображением Нарцисса чуть вправо, мы попадем в «Зал Вечности и Времен Года». Изображение мозаики этого зала и использованная символика несут глубокий философский смысл. По углам мозаики изображены четыре времени года: Зима замерла с кувшином, из которого течет вода; Осень увенчана короной из листьев; на голове Весны венок из цветов; Лето изображено с венком из колосьев пшеницы. Времена года, поочередно сменяя друг друга, образуют Вечность, изображенную в центре. Простые и одновременно удивительные по силе символы были выбраны древним художником для отображения времени, пространства и движения.

    Обратите внимание на кубы, которые на первый взгляд играют лишь декоративную роль соединения всех элементов и персон этой мозаики. Некоторые из них кажутся нам вертикальными, некоторые наклоненными. Обойдя мозаику по кругу, вы увидите поразительную трансформацию кубов: те, что казались вертикальными, стали наклонными, и наоборот. Согласитесь, это просто удивительная находка мастера для демонстрации непрерываемой и гармоничной взаимосвязи не только каждой части картины, но и символическое изображение движения времени и пространства.

    Богиня любви Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, произошедшая с царем Кипра, Пигмалионом, искусным скульптуром.

    Однажды Пигмалион вырезал из слоновой кости удивительной красоты статую молодой женщины. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств. Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Во время праздника Афродиты Пигмалион принес ей жертвы с мольбой: «О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение!»

    Афродита вняла мольбе Пигмалиона и оживила статую. Пигмалион женился на девушке и провозгласил ее царицей Кипра. Вскоре у них родился сын, которого они назвали Пафос. Любопытно, что согласно другой версии имя Пафос носила дочь Пигмалиона.

    Мозаики дома Диониса

    Самые красивые и наиболее хорошо сохранившиеся мозаики на Кипре находятся в Пафосе. Особенное внимание посетителей и любителей истории привлекает так называемый дом Диониса. Некоторые ошибочно считают, что дом этот принадлежал самому богу Дионису или когда-то являлся его святилищем. На самом деле название дом получил благодаря тому, что сюжеты мозаик в главных комнатах этого дома посвящены именно ему, богу вина и веселья, богу, который подарил людям виноградную лозу и научил их изготавливать из плодов винограда вино.


    Дионис (у римлян Бохес) – бог вина и виноделия, а также «бог экстаза и ужаса», неистовства и самого блаженного освобождения. Его царство распространяется на всю природу, а в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, неуправляемые процессы в природе, как приливы и отливы – то, что приходит и уходит. Его изображали в образе юноши, завернутого в звериную шкуру, с венком из плюща или винограда на голове и с тирсом в руке – жезлом, увенчанным еловой шишкой и увитым виноградом или плющом.

    Младший из олимпийских богов, он единственный среди них, у кого мать была смертной женщиной, отцом же был Зевс. Узнав о беременности Семелы, матери Диониса, ревнивая жена Зевса Гера решила отомстить. Коварная богиня посоветовала девушке проверить, действительно ли ее любовник является богом, а для этого попросить его явиться к ней во всем его великолепии. Поддавшись на уговоры Семелы, Зевс принял облик бога-громовержца, и его молнии убили девушку. В момент смерти Зевс извлек Диониса из лона матери, зашил его себе в бедро и выносил до тех пор, пока сын не созрел для того, чтобы родиться. Но гнев Геры повсюду преследовал Диониса: она свела с ума его приемных родителей, и они пытались убить его, а безумие и насилие повсюду сопровождало молодого бога. Безумными становились даже люди, отвергавшие Диониса. Один из наставников Диониса – Силен – открыл ему тайны природы и научил его выращивать виноград. Повзрослевший Дионис спустился в подземное царство, чтобы вернуть к жизни свою мать Семелу: он – единственный бог, спасающий и восстанавливающий женщин в правах, в то время, как другие олимпйские боги подавляют и насилуют женщин.

    Торжества, посвященные Дионису, назывались вакханалиями, а участницы – вакханками. Употребив вина, участники оргии входили в экстатическое состояние при помощи танцев. Кульминация оргии наступала тогда, когда они рвали на части жертвенное животное и ели его сырое мясо, считая, что в нем воплощен бог – через это ритуальное действо бог Дионис якобы входил в празднующих. Эта традиция сохранялась на протяжении многих веков: в амфитеатрах перед началом театрального действа на глазах у публики закалывали – приносили жертву Дионису, богу вина и веселья, – молодого барашка. И только после пролития свежей крови начиналось действо.

    Итак, возвращаемся в Пафос, в дом, названный в честь этого молодого бога.

    Мозаика «Триумф Диониса»

    Слева от самого большого зала, на полу которого изображены сцены сбора урожая, находится длинная прямоугольная мозаика, которой было дано название «Триумф Диониса». В центре картины – Дионис, который сидит на колеснице, запряженной двумя леопардами. На юном боге венок из плюща, в правой руке тирс (жезл), левая рука покоится на колене. За повозкой, где сидит Дионис, следует Сатир – низшее лесное божество, демон плодородия, составлявший свиту Диониса. Традиционно Сатиры представляются ленивыми, похотливыми, часто полупьяными; они постоянно заняты игрой, танцами. Обычно Сатиры бродят по лесам и вместе с нимфами, устраивают веселые хороводы. В ранний период античного искусства Сатиры изображались полулюдьми-полукозлами с заостренными, похожими на козьи ушами, козьим или лошадиным хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом.

    Кажется, что нога Сатира стоит на колеснице, на колене он держит сосуд, а в руке у него пустой мех для вина. Следом за ним шествует Пан – в греческой мифологии бог лесов, охотников и пастухов, и постоянный спутник Диониса. В правой руке он держит пастуший посох – символ сельской местности, в левой – щит.

    За Паном идет обнаженный темнокожий юноша. Похоже, что руки его связаны сзади. Следом за ним – фигура в длинной тунике с покрывалом. В правой руке этот человек держит чашу, а левой разбрызгивает вино. Последняя фигура левой части мозаики – девушка в длинной тунике и покрывале. На голове у нее венок из цветов. В правой руке девушка держит тирс, а в левой, вероятно, у нее находится ковчежец – небольшой ларец для хранения реликвий, ритуальных предметов и святых даров.

    А теперь мы вновь вернемся к центральной фигуре Диониса и рассмотрим, кто же находится справа от главного героя этой картины. Его колесницей правит Силен. Он был божеством рек и мест, изобилующих водой и богатой растительностью. Именно Силен вскормил и воспитал маленького Диониса, научил его виноделию и пчеловодству. В свите Вакха (Диониса) Силен обычно фигурирует как пьяный его спутник; он часто изображается с плешивой головой, толстым животом, волосами на теле. В левой руке он держит вожжи, в правой – тирс. На голове его – венок из виноградных листьев.

    Перед леопардами на коленях стоит дрессировщик. Рот его открыт – возможно он кричит на животных, а в правой руке у него находится ремень. Следом за ним располагается женщина в длинной тунике и покрывале с тимпаном (ударным музыкальным инструментом) в руках. А рядом с ней – горюющий темнокожий юноша. Согласно мифам, Дионис привез с собой много трофеев – темнокожих молодых людей – из своих походов в Индию. Последняя фигура панели – флейтист. Он обнажен, лишь его плечи покрыты шкурой, а на голове венок из тростника. Флейта прижата к его губам – он играет в честь Диониса!

    Триумф Диониса заключался в том, что вино постепенно и повсеместно вытеснило другие опьяняющие напитки. Однако при чтении мифов создается впечатление, что авторы описывают не столько пьяные оргии, сколько наркотические галлюцинации. Но вино их вызвать не может, тем более – в массовом масштабе: либо авторы преданий впадали в чрезмерное преувеличение, либо в те времена в вино добавлялось какое-то наркотическое зелье.

    «Вобрав в себя оргиазм природы, – писала профессор А.А. Тахо-Годи, – Дионис дает возможность человеку, ограниченному традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к бесконечной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь».

    Комментарий специалиста
    «Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек, – проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук – во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит – с Дионисом».
    Александр Мень. «История религии»


    увеличить
    Дионис и Акми.

    Акмэ — прекрасная девушка, которая пьет не пьянея. В смысле — в меру пьет, а не то, что вы подумали 🙂


    На этой мозаике запечатлено содержание известного мифа, который был положен в основу трагедии Еврипида «Ипполит». Молодой юноша, изображенный в левой части мозаики, был сыном царя Тесея и царицы амазонок Антиопы. После смерти жены Тесей женился на Федре, дочери царя острова Крит Миноса (она изображена в правой части мозаики). После свадьбы Федра воспылала страстью к своему пасынку, красавцу Ипполиту. Когда же целомудренный Ипполит отверг ее, она оклеветала юношу, рассказав его отцу, своему мужу, о том, что пасынок грязно домогается ее. Разгневанный Тесей, прокляв любимого сына, обратился к своему отцу, богу морей Посейдону с просьбой покарать Ипполита. Посейдон выполнил просьбу Тесея: он послал быка, который, появившись из волн, напугал лошадей Ипполита. Лошади понесли, колесница перевернулась, Ипполит погиб. Федра же, осознав, что стала причиной гибели невинного юноши, покончила с собой (согласно некоторым версиям, она покончила с собой сразу после того, как отправила мужу письмо, в котором оклеветала пасынка).

    ПавлинНа мозаике Ипполит и Федра изображены во время беседы: после того, как Ипполит отверг мачеху, она разговаривает с ним в резких тонах. Плащ Ипполита перекинут на плечо, на ногах сандалии. Он – само воплощение отказа. В его левой руке длинное копье, а в правой – послание Федры, которое как бы говорит «Что написано, то останется» (Scripta manent). Печальная Федра сидит на троне. На ее лице грусть и безысходность. Покрывало ниспадает на плечи. По замыслу художника она находится как бы меж двух огней: прекрасный юноша – с одной стороны и Эрот, пускающий стрелы, еще больше воспламеняющие сердце женщины, с другой.

    Сюжет злосчастной любви Федры к пасынку нашел отражение в художественных произведениях, самыми известными из которых стали трагедии «Федра» Сенеки, Расина и Софокла. Она также изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах: ее тело качается, подвешенное на веревке. В XX веке драмы на этот сюжет создали такие писатели как Унамо («Федра») и Сара Кейн («Любовь Федры»). Также было написано две одноименных оперы (Б. Бриттен и Хенце).


    Ганимед – прекрасный юноша, сын троянского царя Троса – из-за своей необыкновенной красоты был похищен Зевсом и перенесен на Олимп. По одной из версий похищение произошло около мыса Дардания (вблизи Дардана). Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу работы бога Гефеста, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

    Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, он стал виночерпием на пирах богов и любимцем Зевса. Согласно Цицерону, он подавал богам нектар и амброзию. Был ли Ганимед любовником Зевса? Разные авторы отвечали на этот вопрос по-разному. Согласно Еврипиду, он делил ложе с Зевсом. Согласно некоторым версиям, Ганимед был помещен Зевсом на небо в виде созвездия Водолей.

    На мозаике Ганимеда похищает орел – это сам бог Зевс, который иногда принимал облик сильной хищной птицы. Орел изображен с расправленными крыльями, в своих когтях он держит юношу, в теле которого есть что-то трогательное и женственное. Юноша испуган, но при этом нежно обвивает шею орла. Клюв орла находится прямо над головой Ганимеда, что означает «он под моей защитой». Расправленные крылья орла и ноги Ганимеда, не касающиеся земли, создают полное ощущение полета, парения.

    Ганимед упоминается в трагедии Софокла «Колхидянки». Существует также ряд комедий о Ганимеде. Статуи Зевса и Ганимеда работы греческого скульптора Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.


    В центре этой мозаики изображен павлин с расправленным хвостом. Павлин является символом богини Геры, жены Зевса. Глаза («павлиний глаз») на переливчатом пышном хвосте этой птицы символизировали бдительность Геры, которая неустанно следила за своим любвеобильным мужем. В греческой мифологии у Геры было два противоположных аспекта: ее торжественно почитали как могущественную богиню брака, и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, вздорная, ревнивая жена.

    Гера была дочерью Реи и Кроноса. Она была проглочена отцом вскоре после рождения, как и ее четверо братьев и сестер. Освободилась из плена Гера, уже будучи очаровательной девушкой. Она привлекла внимание Зевса, который к тому времени победил Кроноса и стал верховным богом Олимпа. И не важно, что он был ее братом – у олимпийцев были свои собственные правила, когда дело касалось близких отношений.

    Чтобы добиться близости с сестрой, Зевс превратился в маленькую, трепещущую от холода птичку. В попытке согреть ее, Гера прижала птичку к своей груди. Вернувшись в свое обличье, Зевс начал домогаться Геры и получил согласие только после того, как пообещал жениться на ней. Медовый месяц продолжался триста лет. Но когда он закончился, Зевс вернулся к своему привычному образу жизни. Снова и снова изменял Зевс своей жене, вызывая у нее мстительную ревность.

    Существует множество историй о гневе Геры. Она освободила чудовищного дракона, который истребил множество людей, когда Зевс пытался овладеть Эгиной. Она превратила Каллисто, очередную любовную жертву Зевса, в медведицу и натравила на нее охотника – собственного сына Каллисто. Зевс поместил их в созвездие Большой и Малой Медведицы. Она подговорила Семелу, беременную Дионисом, уговорить Зевса предстать ей во всем своем великолепии – в результате бедная девушка погибла от молний Зевса-громовержца.

    Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, они порочили их брак, который был священным для нее, и потому Гера бурно реагировала на каждое новое унижение. Особенность мести Геры заключалась в том, что она наказывала не мужа, который изменял ей, а женщин, с которыми он вступал в связь, совершенно игнорируя тот факт, что большинством женщин Зевс овладевал с помощью силы или обмана.

    В переводе с древнегреческого ?????? – лающая, в латыни – Scylla, Сцилла.


    Если вы войдете в дом Диониса с западной стороны, слева у входа увидите мозаику, которая отличается от других черно-белым изображением и тем, что выложена из простой морской гальки. Это одна из самых ранних мозаик этого дома. На ней изображено морское чудовище Сцилла с собачьими головами и хвостами дракона. Согласно древнегреческой мифологии, Сцилла жила в морском проливе и представляла собой смертельную опасность для любого, кто проплывал мимо нее.

    Когда-то Сцилла была красивой девушкой, любви которой искал морской бог Главк. Отвергнутый Сциллой, он обратился за помощью к волшебнице Кирке с просьбой приворожить девушку. Но ревнивая и коварная Кирка, сама влюбленная в Главка, отравляет снадобьями воду озера, где любила купаться Сцилла. В очередной раз входя в воду для купания, Сцилла начинает превращаться в безобразное чудовище: нижняя часть тела превратилась в шесть собачьих голов и хвосты дракона. На мозаике вы можете видеть ее руки, раскинутые в отчаянии – верхняя часть туловища до сих пор принадлежит прекрасной девушке, а нижняя уже изуродована коварной волшебницей.

    Гомер пишет, что скала Сциллы поднималась острой вершиной до неба и всегда была покрыта темными облаками и сумраком; доступ к ней был невозможен из-за ее гладкой поверхности и крутизны. Посредине ее, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращенная темным жерлом на запад: в этой пещере обитала страшная Сцилла. Без умолку лая, чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом. Спереди у Сциллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей, и на каждой шее торчало по голове; в пастях голов сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы. Вдвинувшись задом вглубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу, шаря лапами вокруг скалы и вылавливая дельфинов (их изображения вы также можете видеть на мозаике), тюленей и других морских животных. Когда мимо пещеры проплывал корабль, Сцилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек.

    Сцилла — самая древняя на Кипре мозаика. Она собрана из маленьких округлых камушков одного размера. В дальнейшем техника изменится на более привычную — крупные камни станут дробить на кусочки и подбирать по цветам.

    Увидеть настоящую Сциллу можно на другом конце острова — в Ая-Напе.

    Археологические находки


    Во время раскопок в самых нижних пластах дома Диониса были найдены сосуды эпохи эллинизма (300 лет до н. э.), сосуды римской эпохи (50 лет до н. э.), кухонная утварь, расписные амфоры для хранения вина и глиняные фигурки идолов римской эпохи. Огромный интерес для ученых представляют миниатюрные каменные алтари, бюсты сатиров, маски эпохи эллинизма, глиняные пробки для амфор, а также железный меч римской эпохи. Все эти древние предметы представлены в витринах третьего зала Археологического музея в Пафосе.

    Одной из самых важных археологических находок в доме Диониса является амфора эпохи эллинизма с 2484 монетами эпохи Птолемеев. По мнению ученых все эти монеты были отчеканены на монетных дворах Саламина, Пафоса и Александрии. Найденный клад хранится в Кипрском музее Никосии.

    О чем рассказывает древняя постройка


    Мозаики виллы Диониса являются одной из ценнейших археологических находок на Кипре. Очень скоро после начала раскопок над ними была возведена деревянная крыша, чтобы уберечь эту бесценную находку от дождей и прямого солнечного света. В 1974 году во время турецкой бомбардировки строение было разрушено, к счастью, мозаики не пострадали. После войны было возведено более прочное и современное строение, которое мы можем видеть и сегодня. Крыша покрывает только ту часть виллы, где были найдены мозаики, жилище же занимает гораздо большее пространство.

    К великому сожалению большинство стен дома было разрушено, поэтому ученым трудно определить точное количество комнат в доме. Размеры многих комнат обозначены в тех местах, где заканчивается одна мозаика и начинается другая, что, возможно, не соответствует истине. Входы и выходы из комнат археологи обозначили, опираясь на правила постройки древних домов и учитывая опыт предыдущих раскопок. Функциональное назначение комнат было также определено на основании логических выводов и соответственно находкам, обнаруженным в тех помещениях.

    С восточной стороны дома находится углубление квадратной формы – бассейн, ко дну которого ведет каменная лестница. Дно бассейна выложено каменной галькой и покрыто водонепроницаемой штукатуркой. У основания стен бассейна вы увидите небольшие полукруглые углубления, основания (днища) которых, кстати, водонепроницаемой штукатуркой не покрыты. При обсуждении предназначения этих ниш мнения ученых расходятся. Согласно первой версии, эти ниши были построены для того, чтобы золотые рыбки, живущие в этом бассейне, могли спрятаться в тени от палящего солнца (Guide to the Paphos Mosaics, 2009). По второй версии, углубления без водонепроницаемого покрытия играли роль естественного дренажа. Две тысячи лет назад не существовало химической системы очистки воды в бассейнах, вода в которых быстро застаивалась и портилась на жаре. Ниши медленно пропускали воду из бассейна в землю, а свежую воду подливали из колодца, который, кстати, расположен прямо рядом с ним. Видимо, так мудрые древние греки экологически чистым способом очищали воду в своих купальнях.

    Необходимо учитывать, что такие большие дома, как вилла Диониса, могли позволить себе только самые богатые и знатные люди того времени, так что этот дом не нужно считать типичным жилищем древнего грека. И тем не менее современного человека может удивить количество комнат в этих домах. Для того, чтобы лучше представить себе жизнь людей в те времена, можно, к примеру, почитать книгу Ефремова «Таис Афинская». Отправляясь куда-либо, Таис брала с собой пару рабынь, которые обслуживали только хозяйку, несколько слуг, отвечавших за перевозку вещей и выполнявших функцию охранников, а также любимую лошадь, а то и несколько лошадей, за которыми ухаживал специальный человек, и т.д. Путешествие в те времена занимало от нескольких дней до нескольких недель, поэтому визит не ограничивался одним лишь обедом. Порой гости задерживались в доме радушного хозяина на несколько месяцев. А это значит, что каждому из них должна была быть предоставлена спальня, комната отдыха, ванная, а также жилища для слуг и рабов. Поэтому многочисленные комнаты в домах древних греков вряд ли пустовали.

    Археологи посвящают огромное количество времени, проводя раскопки в том или ином месте, но не всегда раскопки оказываются удачными, а на вопросы находятся ответы. Но благодаря этой кропотливой и сложной работе приоткрываются тайны человечества, и мы получаем представление о жизни древних цивилизаций, об особенностях культур разных народов, о развитии науки того времени. Раскопки в районе дома Диониса до сих пор не закончены и, возможно, однажды мы получим более подробную информацию о жизни людей и о культуре того времени.


    Мы всегда предоставляем услуги высшего качества.


    Мы работаем круглосуточно 24/7 !


    Мы работаем в любой точке на Кипре.

    Читайте так же:  Государственный русский музей шишкина