Меню Закрыть

Музей дальней авиации в дягилево

Музей дальней авиации в дягилево

Музей Дальней авиации

Рязань, ул.Белякова, д.11
+7 (960) 568-86-66

Рязанскому Музею Дальней авиации 40 лет !

29 апреля 2019 года Рязанский музей Дальней авиации отметил 40-летний юбилей с момента своего создания.

Немало подвигов у «Дальней» за плечами
И помня все её победы с первых дней
Мы, ветераны неба, ратными делами
Внесли свой вклад в её 100-летний юбилей.

И будем подвигом заслуженно гордиться,
Не будет нашим он народом позабыт,
Пока есть те, кто собирая по крупицам
Её историю в реликвиях хранит.

Пусть 40 лет и промежуточная дата,
Но сколько вложено уже души и сил!
Я славлю тех, кто создавал Музей когда-то
И кто сейчас себя Музею посвятил!

Председатель ветеранской организации «Авиатор»
Осокин Борис Вячеславович

Музей Дальней авиации (гарнизон Дягилево, г. Рязань)

Музей Дальней авиации создан к 30-летию Великой Победы над фашистской Германией и был открыт 29 апреля 1975 года. Инициатива создания Музея принадлежит преподавателю 43 ЦБП и ПЛС подполковнику Ермакову Юлию Николаевичу. За годы существования Музея его посетило около 120 тысяч человек, проведено около 6000 экскурсий, причём число заявок не уменьшается, а посещение музея входит в большинство туров по Рязанской области. Музей удостоили вниманием многие иностранные делегации (в том числе командующие ВВС Англии, Франции, США), лётчики-космонавты СССР и России Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов, Владимир Аксёнов. Слова благодарности оставили в книге отзывов легендарные лётчики Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Алексей Маресьев, а также Главкомы ВВС П. Кутахов, А. Ефимов, П. Дейнекин. Экспозиция музея разделена на две части: это собственно музей и площадка авиационной техники под открытым небом. На стоянке музея собраны уникальные образцы боевой авиации, в различное время состоявшей на вооружении частей и соединений Дальней авиации. Это такие самолеты как, Ту-16Р, М4, Ту-22ПД, Ту-22М2, Ту-22М4, Ту-95К, ВМ-Т, Л-39 «Альбатрос». В залах музея хранятся и экспонируются подлинные фотографии, личные вещи, военная форма и награды летчиков-героев, письма, карты довоенного и военного времени, пробитые пулями неприятеля, а также макеты самолетов.

БЕЛЯКОВ Александр Васильевич

Беляков Александр Васильевич – штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
Родился 9 (21) декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Детство и юность провёл в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.
В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт).
В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 – преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир – В.П.Чкалов, второй пилот – Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалов) протяжённостью 9374 км.

История Дальней авиации России

Дальняя авиация (ДА) берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал Шидловский М.В.. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец». Самолет «Илья Муромец» — одно из самых выдающихся творений известного русского авиаконструктора Сикорского И.И. Первый полет «Муромец» выполнил в декабре 1913 г.
За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец». В апреле 1917 г. в эскадру входило четыре боевых отряда, два десятка бомбардировщиков.

Самолёт «Илья Муромец» (ИМ) был создан на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) конструктором И.И. Сикорским, как развитие его первой тяжёлой машины «Русский витязь». Самолёт был заказан военно-морским ведомством, а позже – командованием русской армии.

Музей дальней авиации на авиабазе в Дягилево

Открытие Музея дальней авиации, которое состоялось 29 апреля 1975 г., было приурочено к празднованиям тридцатой годовщины победы в Великой Отечественной войне. Энтузиасты и военные историки выполнили колоссальную работу по сбору документов, фотографий, личных вещей известных летчиков, а также создали программу экскурсий и сопроводительные лекции.

За годы работы в музее побывали более 120 тыс. человек, для которых было проведено порядка 6 тыс. экскурсий. Интерес к музейным экспонатам не угасает, сегодня посещение музея включено во многие экскурсионные туры по Рязанской области.

Музей дальней авиации на авиабазе в Дягилево считается одним из старейших подобных музеев.

В Дягилево бывали иностранные делегации, а также именитые посетители из России: известные маршалы и генералы, учёные, Герои Советского Союза и России, музей удостоили своим вниманием легендарные лётчики Александр Покрышкин, Иван Кожедуб и Алексей Маресьев, знаменитые лётчики-космонавты Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов, Владимир Аксёнов.

Музейные экспонаты размещены в двух выставочных пространствах: непосредственно в залах музея и под открытым небом, на площадке для авиационной техники. Внимание посетителей традиционно привлекают уличные экспонаты, оно и понятно, ведь на открытом пространстве представлены эксклюзивные авиационные образцы, которые в разные годы состояли на вооружении Военно-воздушных сил СССР, например, авиабомбы и крылатые ракеты. Здесь можно увидеть и настоящего армейского долгожителя — надёжный бомбардировщик Ту-16.

Сам музей состоит из пяти залов площадью 416 кв. м. На выставочных стендах экспонируются подлинные архивные фотографии, военная форма разных лет, награды прославленных пилотов, довоенные и военные карты, гвардейские знамена, макеты авиационной техники, а также разные виды бортового оружия.

При осмотре экспозиции невозможно пройти мимо воссозданного сотрудниками музея фрагмента землянки, где в годы войны лётчики могли почитать письма из дома, послушать патефон или просто отдохнуть перед боевым вылетом.

С 2009 г. Музей дальней авиации существует только благодаря энтузиазму его сотрудников и добровольным пожертвованиям. С точки зрения Минобороны РФ, все 8 тыс. экспонатов устарели и не представляют ни интереса, ни исторической ценности, так что было предложено закрыть музей. К счастью, пока он выживает, но остро нуждается в финансовой поддержке.

Полезная информация для туристов

Адрес: г. Рязань, ул. Белякова, в/ч 41521.

Телефон: +7 (4912) 33-53-36, +7-910-503-78-58.

Время работы: понедельник — пятница: 8:00-17:00, суббота, воскресенье: выходные дни.

Посещение музея возможно только в составе экскурсионной группы (от пяти человек) и по предварительной договорённости. Обратите внимание, бронирование экскурсий по электронной почте не осуществляется, заявку можно оставить по телефону или лично.

Экскурсия занимает два часа, фотографировать можно бесплатно.

Авиабаза Дягилево находится в 11 км на запад от Рязани. Добраться до музея можно на троллейбусе № 1, а также на маршрутных такси № 41 и 168 (до остановки «Дягилевский военный городок»), далее нужно пройти примерно 500 м по аллее до КПП № 1 в/ч 41521.

Музей дальней авиации

Познакомиться с историей военной авиации, посмотреть настоящие боевые самолёты возможно прямо на территории военной части в Дягилевском городке в Рязани.

В Рязани есть уникальный в своём роде музей, удалённый от центра города, но приближённый к небу. Музей дальней авиации базируется на территории гарнизона в Дягилевском военном городке, что вовсе не делает его закрытым, а, скорее, добавляет романтики. Ведь для попадания внутрь, нужно преодолеть КПП наравне с лётным составом. Потому, чтобы не получить от ворот поворот, попроситься в музей лучше заранее, собрав единомышленников (желательно группу).

Читайте так же:  Далай лама в музее

В назначенный день и час визитёров встретят и проведут на территорию гарнизона. Экскурсоводы музея — пилоты дальней авиации в отставке, люди, не обделённые чувством юмора и готовые поделиться с гостями байками из лётной и приземлённой среды. Руководит предприятием майор в отставке, пилот с приличным лётным стажем Владимир Васильевич Самошин. Он как никто владеет информацией об истории музея, и для тех, кто не знал, но забыл, пояснит, что Беляков (неслучайно улица в его честь) — основатель гарнизона. А точнее — первой в стране штурманской школы, которая была создана на этом месте в 1940 году. Генерал-майор авиации Александр Беляков — тот самый штурман экипажа Чкалова, который первым на АНТ-25 совершил перелёт через Северный полюс в США и возглавил рязанскую школу штурманов. Название школы многократно менялось и сегодня зовётся «43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС».

Сама идея организовать при авиабазе музей принадлежит ныне здравствующему преподавателю центра подполковнику Юлию Николаевичу Ермакову. Инициативу одобрил командующий дальней авиацией, Герой Советского Союза авиации дальнего действия ныне здравствующий (23 декабря прошлого года ему исполнилось 98 лет) Василий Васильевич Решетников. Музей открыли накануне 30-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне — 28 апреля 1975 года. Над экспозициями работал назначенный руководителем и экскурсоводом Ермаков. К слову, бюст, что встречает посетителей, лепили как раз с него. Залы музея — это восточное и западное крыло второго этажа центрального и самого красивого здания гарнизона, и, конечно, площадка с семью настоящими самолётами у лётного поля. Налюбоваться ими вдоволь позволят, когда в головах посетителей уже осядет и сформируется полное представление о рязанцах, покоривших небо.

История покорения берёт начало в восточном крыле. Для погружения экскурсантам запускают трёхминутный сюжетик о попытках человека взлететь из кинофильма «Воздушное приключение». В целом же за 42 года внешне музей почти не изменился, признаётся Самошин. Но от него и не ждёшь мультимедийности. Рязанский музей дальней авиации пока ещё хранит атмосферу прошлого, а вовсе не пережитки. Расскажут тут о полёте холопа Никиты с Распятской колокольни на деревянных крыльях, который при этом остался жив, но голова его долго на плечах не продержалась — царь Иван Васильевич велел её удалить. Поведают про Крякутного, который якобы первый оторвался от земли на воздушном шаре в 1731 году. Укажут на портреты людей, которые влияли на авиационную науку: отца русской авиации Николая Жуковского, создателя первого в мире самолёта Александра Можайского, изобретателя всего на свете Михаила Ломоносова, члена общества воздухоплавателей Дмитрия Менделеева и, конечно же, Константина Циолковского.

В одном масштабе для сравнения здесь висят самолётики Можайского и братьев Райт. Попытку взлёта пионеру авиации не зачли, в приоритете оказались братья Райт — Уилбур и Орвилл, которые пробыли в воздухе 8 секунд и пролетели при этом 36 метров. И, как известно, 17 декабря 1903 года считают днём рождения авиации. Здесь же и стенд первых русских лётчиков в активной фазе летания. Учились они во Франции, а демонстрировали своё умение на самых больших и ровных в то время полях — ипподромах. Михаил Ефремов, получив документ (brevet №31) об окончании лётной школы, стал 31-м в мире дипломированным лётчиком и первым из русских, кто овладел лётными навыками.

С фотографии смотрит и первая жертва русской авиации — капитан Лев Мациевич, который выпал из разрушающегося самолёта над Санкт-Петербургом. Трагическую картину наблюдал актёр питерского театра Глеб Котельников: тогда-то и пришла ему в голову гениальная мысль о парашюте. В региональном архиве удалось найти снимок первого полёта самолёта рязанского лётчика Адама Габер-Влынского. Говорят, он ругался так, что ему завидовали все ломовые извозчики Питера.

В металле для наглядности можно увидеть и первую мёртвую петлю, которую продемонстрировал Пётр Нестеров. С тех пор все международные соревнования по высшему пилотажу на спортивных поршневых самолётах проходят на Кубок Нестерова. Он же и автор первого воздушного тарана — 8 сентября 1914 года, в начале Первой мировой, Нестеров протаранил австрийский альбатрос. Это был первый результативный воздушный бой, но со смертельным для пилота исходом. Интересно, что в Рязани проживал единственный в мире лётчик, который совершил четыре воздушных тарана и остался жив. Им был Герой Советского Союза Борис Ковзан, начальник Рязанского аэроклуба, а жил он на улице Грибоедова.

Доминирует надо всей экспозицией, нависая под самым потолком, «Илья Муромец». С этого самолёта и принято вести отсчёт всей дальней авиации России. Конструкцию этого аэроплана разработал недоучившийся студент Киевского политехнического института Игорь Сикорский, который увлёкся авиацией, отучился во Франции, привёз оттуда два двигателя и занялся конструированием. Воплотит он свои мечты уже в Америке. К слову, на вертолёте Сикорского до сих пор летают президенты США.

А заметили его ещё на родине, когда Сикорский с друзьями гоняли на выставки свои первые самолёты. Председатель акционерского общества Русско-балтийского вагонного завода Михаил Шидловский пригласил его на роль главного конструктора на только открывшееся на предприятии авиационное отделение для разработки многомоторных самолётов, хотя в эту затею не верил даже сам отец русской авиации. С самолётом Сикорский справился довольно быстро — назвали его «Гранд», и когда он трансформировался до четырёх моторов, то получил название «Русский витязь», в котором успел полетать и сам император Николай II.

Осенью 1913 года взлетает совсем новая машина Сикорского с именем уже конкретного богатыря — «Илья Муромец». Аппарат служил и для пассажироперевозок — на борту имелись столики и кресла из плетёных ивовых прутьев, комната отдыха и даже туалет.

Военные увидели в «Илье Муромце» бомбардировщика, заказали крупную партию. Сикорский, чтобы проверить, как поведёт себя машина на дальних перелётах, летит из Петербурга в Киев. С вынужденной пересадкой «Илья Муромец» триумфально приземлился в назначенном месте, а уже на банкете в честь перелёта Сикорский узнаёт об убийстве эрцгерцога Фердинанда. И уже через месяц в воздушные бои Первой мировой вступают «Муромцы». Сикорский и Михаил Шидловский убеждают царя в необходимости подчинить все аэропланы одному человеку. Согласившись с доводами, Николай II 23 декабря 1914 года издаёт Указ о создании эскадры воздушных кораблей. Уже в постсоветское время эта дата стала днём рождения дальней авиации. Михаил Шидловский стал первым в стране авиационным генералом.

В рязанском музее можно разглядеть самодельную, но идентичную реальной носовую часть кабины пилота «Ильи Муромца», а также макеты бомб легендарного самолёта. Макет аэродрома в Яблонне под Варшавой, где базировалась эскадра боевых воздушных кораблей. Модель штурмовика Ил-2 со стола Сергея Ильюшина. Собирая экспонаты в музей, Юлий Ермаков наведался к авиаконструктору, который прямо-таки с порога заявил — «Что я тебе дам? У меня последние штаны забрали». Потом поглядел на свой рабочий стол, затем на расстроенное лицо гостя и решил, что любимую модель для рязанского музея не жалко.

В восточном крыле музея можно обогатиться знаниями и нескучными байками военного и мирного времени вплоть до развала Советского Союза. Здесь и формы лётчиков 1930-х годов с кожаными регланами, шлемофонами, планшетами, очками бабочкой с лозунгом «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех!». Подробная схема перелётов Валерия Чкалова, карта маршрута, нарисованная его рукой, и лицевая кротовая маска, в которой лётчик покорял Америку через Северный полюс. Делалась маска из шкурки крота по той причине, что она (шкурка) совсем не впитывает влагу.

Читайте так же:  Музей пушкина итальянский дворик

В стеклянном шкафу музея имеется немало значимых предметов лётчицкой одежды. К примеру, плащ Николая Гастелло. Лётчик-штурмовик Иван Воробьёв служил в соседнем полку с Гастелло, их жёны дружили, супруга Воробьёва же была родом из-под Рязани. Когда их эвакуировали (пришлось собираться на бегу, похватали, что успели), жена Гастелло взяла плащ мужа, а в дороге отдала подруге, чтобы та смогла укутать малыша. Воробьёвы сохранили плащ как реликвию, правда, меховую подкладку съела моль. Передал в музей плащ внук Воробьёва, который работает в Рязанском военном суде.

Среди других экспонатов одежды — шарф генерала Тихонова. Он был одним из первых, кто получил задание бомбить Берлин. Перед стартом каждому члену экипажа вручались такие шарфики. К слову, в одном из стендов можно обнаружить проект приказа о поощрении личного состава 432-го полка за штурм Берлина, который Иосиф Сталин правил своей рукой. В рязанском музее, конечно, репродукция, а оригинал можно лицезреть в Энгельсе. После этого приказа стало принято выдавать деньги за успешные боевые действия — сбитые самолёты противника и прочее.

Не утаит Владимир Васильевич, как ведёт себя в работе панорама ночного Берлина в августе 1941 года, печка-буржуйка, самодельный светильник и заведёт на патефоне популярную у военных лётчиков Второй мировой песню «Бомбардировщик» Леонида Утёсова. Расскажет невероятный случай о том, как штурман Иван Чиссов на высоте 7 тысяч метров под Вязьмой в феврале 1943 года выпрыгнул из горящего самолёта, как парашют не раскрылся, но спас Ивана крутой склон оврага, по которому он и приземлился по касательной, сильно поломанный, но живой.

Возможно, каждому, кто заглянет в оба крыла музея авиации, приятно будет узнать, что до него здесь побывали такие влиятельные в истории люди, как Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Владимир Аксёнов, Алексей Леонов, Павел Попович, Пётр Дейнекин. Но есть тут и одно вакантное место — берегут для кого-нибудь из прославленных и знаменитых, так что можно попробовать попасть в рязанский музей в доску почётных посетителей. К слову, оставил о себе память один из таких — бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. Он всем своим видом показывал, что желал бы наградной пистолет генерала, дважды Героя Советского Союза Евгения Фёдорова — 9-миллиметровый Browning High-Power с тринадцатью патронами в обойме. Но что-то его остановило: то ли кондового вида стекло, то ли скромность.

В западной части музея можно усвоить развитие авиации после войны. Поможет в этом и чёрный ящик, и приборная доска самолёта Ту-16, кресла и штурвалы Ту-95, кресло-катапульта самолёта Ту-16, шлемофоны. Всем обязательно дадут подержаться за штурвал, почувствовать себя настоящим пилотом, а уже скоро обещают запустить в шлемофоны радиопереговоры, чтобы слушать полёт.

А на подходе к лётному полю авиабазы на свежем воздухе в нужном порядке красуются самолёты с историей — это образцы техники, которые в разные годы стояли на вооружении дальней авиации. В этом ряду, к примеру, первый советский стратегический турбореактивный бомбардировщик М4: он мог загрузить более 20 тонн бомб и пролететь с ними почти 10 тысяч километров. Первый в стране сверхзвуковой реактивный дальний бомбардировщик Ту-22 уникален своим аварийным выходом — все три члена экипажа катапультируются не вверх, а вниз. А его модифицированный вариант Ту-22ПД попал в музей волей случая: он участвовал в боях в Афганистане и потребовал ремонта, а когда перегоняли на 360-й авиаремонтный завод, который тут совсем поблизости, отказал один из двигателей, ремонтировать не стали и через год передали в музей дальней авиации. Стоит на рязанском поле и такой музейный экспонат, который находился в составе эскадрильи в Моздоке, а в середине 1980-х Ту-95К пригнали в Рязань для подготовки командиров кораблей.

Обитатели Дягилевского городка и прилегающих районов уже давно привыкли к взлётно-посадочному гулу, да и прочих рязанцев не удивишь внезапностью появления самолёта из-за угла. Но несмотря на будничность, немыслимое количество гостей собирает лётное шоу «Авиамикса» в свидетели свежих образцовых полётов. А экскурсантам Музея дальней авиации может повезти ещё больше и они увидят то, что в Центре боевого применения и переучивания лётного состава так же обыденно. А именно — тренировочные полёты.

Адрес музея — Дягилевский городок, улица Белякова, дом 9А. Проехать сюда можно общественным транспортом на троллейбусе №1, маршрутном такси №41 или №168 до остановки «Дягилевский военный городок». Ориентиром станет самолёт Ту-16 напротив остановки. От него полкилометра по аллее до КПП. Работает музей с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00 только по предварительным заявкам. Созвониться с руководителями музея можно по телефонам: (4912) 33-53-36, 8-910-503-78-58.

Дягилево: музей Дальней авиации, открытая площадка

Столовые лётного и инженерного состава гарнизона Дягилево мы осмотрели, а теперь давайте заглянем на открытую площадку музея Дальней Авиации, что расположен на территории Центра переподготовки. Самолётов там стоит немного, зато все большие и интересные. С историей.

Музейный Ту-16 на площадке, с макетами штатного оружия

2. Проходим на площадку направо, вот по этому указателю. Налево же — КДП, нам не туда.

Интересным штрихом музея является то, что тут сконцентрированы основные модификации формально одного и того же бомбардировщика — Ту-22. Что меня поразило в них, так это то, что все они — фактически разные самолёты, но называются одним буквенно-цифровым кодом, только с литерами после -22. Странно, почему так получилось — что, цифр для присвоения не было?

3. Вот этот, скажем — Ту-22М2.

4. К самолёту прилагается и его штатное оружие, точнее габаритно-весовые макеты.

5. Ту-22М2 сверху, с огромной туши М-4-2.

6. Рядом стоит первый Ту-22, по прозвищу «Шило». Как видите, он совсем другой, чем его младший собрат. Ну совсем — и расположение движков, и крылья, и кабина. Странно, что они называются одинаково.

8. Первый Ту-22, образца 1950-х, заслужил недобрую славу аварийного самолёта ВВС. Потом, по мере модернизаций, самолёт сильно изменили и усовершенствовали и он стал стабильным и надёжным. Но произошло это не сразу, а в течение лет 15-ти.

9. Дальше стоит трудяга Ту-16, средний бомбардировщик и папа гражданского Ту-104..

10. Крылатая ракета.

11. Ту-16, вид сбоку.

12. Напротив 16-го стоит Ту-22М3, более современная модификация, летающая и сейчас. Но эта (см. справа) — музейная.

13. За самолётом, на своей стоянке, готовился к полётам летающий тренажёр Ту-134УБЛ (видео взлёта).

14. Под крылом 22-го. А вдали немного виден летающий Ту-22М3, с желтыми стремянками у кабины. Готовят к полёту (видео взлёта).

15. Но наибольшее время на стоянке я потратил на осмотр самого любимого экземпляра из всех бомберов.

16. Вы, наверное, догадались, что это — Ту-95 🙂

17. Гиганты НК-12 с совершенно уникальным звуком, который можно безошибочно узнать и за километр (видео запуска винтов).

18. Вид спереди. 95-й напоминает хищную осу, перетянутую в талии, в отличие от гораздо более массивного силуэта его гражданского братца Ту-114.

19. Двигатели НК-12 и Ту-16 в отдалении.

20. Под крылом — штатное оружие бомбера.

Читайте так же:  Словацкий национальный музей в братиславе

21. Для масштаба — автор и лопасти НК-12.

22. Красавец двигатель!

23. Хвостовая часть с гермокабиной стрелка.

24. Крылатая ракета Х-20М.

25. Для масштаба — автор и Х-20М (фото onepamop ).

26. Но лучше всего вид на Ту-95 — со спины танкера М-4-2.

27. Передняя часть бомбардировщика, поближе.

28. Хвосты бомберов, на музейной стоянке.

29. Ещё один любопытнейший самолёт — воздушный танкер М-4-2 КБ Мясищева, переделанный из первого советского реактивного стратегического бомбардировщика М-4.

30. Хвостовая часть с кабиной стрелка и пушкой.

31. Вид сбоку, на М-4-2.

32. Самое интригующее у этого самолёта — необычное расположение крыльев. Они сильно стреловидны, скошены вниз и на концах смонтированы поддерживающие стойки с колёсиками.

33. Скошенность вниз, причём, довольно сильная по углу.

У одного из кончиков крыла М-4-2 состоялся интересный диалог с лётчиками — нашими сопровождающими. Я перед визитом сюда зашёл в инет на планшете и прочёл краткую справку на airwar, ну и типа решил блеснуть знанием деталей:
— Так что, говорят, он был очень сложный в пилотировании, а особенно на взлёте-посадке? Да?
Тут взял слово лётный капитан, до того все время молчавший в тряпочку:
— У меня отец на таких танкерах летал.
— И что говорил?
— Нифига они не «сложные в пилотировании», а напротив, у них была отличная аэродинамика. Он взлетал чуть ли не сам по себе, с минимальным участием лётчика. Погубило его как бомбер совсем другое.
— ?
— Он жрал много топлива, от этого получилось неприемлемая дальность с возвратом домой, порядка 6 тысяч. Или даже меньше. Так что его в итоге обставил Ту-95. А летал он — как самолёт в небе — прекрасно, после реконструкции начала 60-х. Отец говорил, только в снег приходилось вот эти стойки беречь, они иногда ломались от заносов.
— Понятно.
В разговор включился полковник-замполит:
— Это, на самом деле, был уже хороший самолёт, после доводки. Его довели до кондиции в начале 60-х и вылизали — не зря же Атлант потом возил «Бураны». Только Хрущёв их порезал почти все, сделал ставку на ракеты. Так что не повезло этой модели, просто родился как танкер рановато. Они в Литве при Союзе базировались, летали везде на дозаправку.

34. А вот вид с хребтины этого гиганта. Крылья, как видите, скошены так, что по ним можно спокойно спуститься вниз, на землю.

35. Вид на хвостовую часть.

36. И ещё один вид. Оцените размер самолёта! 🙂

37. А это вид вперёд. Верхушка гиганта несколько подзасрана аэродромными птицами.

Вот такое вот интересное место.
Потом ещё немного покажу картинки с экспозиции музея в здании.

Музей Дальней Авиации в Дягилево. Штаб ЦБП

Кто помнит, по поездке туда лета 2012 я рассказал про саму авиабазу в 2-х частях — военный городок и полёты на аэродроме, включая эпический Ту-95МС. Потом написал безобидный пост про лётные столовые в гарнизоне, который почему-то вызвал крупномасштабное отложение битых кирпичей у некоторых категорий храждан. Затем рассказал про музей Дальней Авиации — что стоит там на открытой площадке. Но вот до помещений музея внутри воинской части руки уже не дошли тогда, вытеснили новые события.

Так вот, давайте заполним этот пробел, в порядке праздничного показа. Музей там был очень интересный, хотя к сожалению и закрытый для посторонних — как очень многие ведомственные музеи. Небольшая выжимка фото оттуда с мини-рассказом, без претензий на полноту.

Приборные панели из кабины Ту-16

2. Итак, после инструктирования нас по технике безопасности и поведению на режимной территории ВЧ мы наконец попали внутрь, и вот поднимаемся на второй этаж помещения штаба ЦБП ДА. Именно там и находится музей Дальней Авиации.

3. Ждём сбора всех присутствующих, у картины Ту-160 нас уже ждёт директор музея.

4. Коридоры второго этажа штаба расписаны самолётами дальней авиации разных эпох.

5. Директор музея ДА, отставной дедок-лётчик, немного похожий на авиаконструктора Туполева, проводит нам краткий инструктаж по программе посещения.

6. После этого двери музея гостеприимно распахиваются, и мы начинаем смотреть содержание. В музее несколько залов, функционально разделённых по эпохам. Самое начало — это ранние годы бомбардировочной авиации Империи и Первая Мировая.

7. Дальше идут стенды, посвящённые заре советской дальней авиации и массовому призыву молодёжи на Воздушный Флот СССР.

8. «Военных» зала (1941-45) целых два, там столько всего, что пришлось бы делать отдельный пост.

9. Газета ВВС РККА называлась «Сталинский Сокол».

11. Культовая фигура у лётчиков ДА — главный маршал авиации А.Е. Голованов, командующий Дальней Авиацией в годы войны, ненавистник Хрущёва и твердокаменный сталинист, написавший в советское время нашумевшие мемуары, пощипавшие многих тогдашних политических фигур.

12. Голованова тут много на разных стендах, и на самом видном месте висит его парадный маршальский мундир.

13. Рядом — наградной пистолет.

14. Есть ещё и мемориальный уголок, где выставлены различные памятные знаки и дарственные сувениры.

15. В музее довольно много и моделей самолётов. Я их почти не снимал — но там их десятки, просто клондайк для любителей авиамоделизма.

16. Затем идут два послевоенных зала. Один больше набит техническими экспонатами, а второй — постсоветскими фото, стендами и документами.

17. Фрагмент стенда с полётной экипировкой лётчиков ДА.

18. Командирский штурвал от Ту-16. Нас там, кроме директора, сопровождало ещё трое лётчиков этой авиабазы, так вот в беседах с ними выяснилось, что самым культовым историческим самолётом дальней авиации у них считается не Ту-160, не Ту-22, не Ту-4 и даже не эпический Ту-95, а именно Ту-16 с его богатейшим послужным списком «холодной войны».

19. С Ту-16 снята приборная доска и другая комплектация кабины лётчиков, и выставлена в музее.

20. М-м-м, какой изящный стиль приборов!

21. Ту-4 — клон Б-29, тоже крайне важная веха в истории ДА, обеспечившая за какие-то 3 года (1946-49) полное перевооружение авиационной промышленности СССР на современные стандарты.

22. М-4, оказавшийся в малой серии из-за ракет.

23. Бомбардировочный прицел — когда-то жутко секретная штука.

24. В завершающем зале — всякие постсоветские вехи истории. Изрядный кусок посвящён российско-китайскому сотрудничеству в области авиации. Больше никто тут не удостоился эпитета «дружба с. «.

25. Партию в постсоветское время в армии заместила Церковь; свято место пусто не бывает. Так что теперь, вместо товарищей Суслова и Пономарёва — Патриарх Всея Руси.

26. Нашлось место тут и Темнейшему. Он тоже полетал на самолётах ДА этого соединения.

27. А вот и схема его полёта, весьма подробно расписанная, с запасными аэродромами и маршрутом заправщика. Траектория полета бомбардировщика Ту-160 показана красным, заправщика Ил-78М — зелёным.

28. Есть в музее и целый уголок контактов с САК ВВС САСШ. Самый разгар взаимной любви был в 2002-2006 гг., затем всё пошло на спад, «лебединая песня» была на 100-летие ВВС РФ в 2012, а с начала 2019 сотрудничество и вовсе прекратилось.

29. В Дягилево с визитом прилетали американские Б-52 с нашими лётчиками на борту, а в Штаты, соответственно, летали Ту-95МС, с американцами на борту. Но всё это сейчас закончилось.

* * *
Это лишь малая часть того, что есть в музее ДА, но надеюсь, что какое-то общее впечатление от показанного есть.