Меню Закрыть

Диплом краеведческий музей

Реферат на тему «Краеведческий музей»

от проекта «Инфоурок»

Экспозиции «..здесь все мое, и я отсюда родом», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Школа – ты начало всех начал» также созданы в большей степени учащимися. Проведена большая и интересная работа по поиску и сбору материала, касающегося истории сел нашего колхоза, истории Рыхловской школы, которая насчитывает более 100 лет.

Материалы по истории Пильны и историко-экономический очерк с. Курмыш позволяют «выйти» за пределы села, в котором ты родился, и изучить родной край района.

Анализ музейно-краеведческой деятельности школы показывает, что наиболее разработанным направлением на базе музея являются организация и проведение общешкольных мероприятий, бесед, классных часов. В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками – ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии, и др. на базе школьных музеев успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам. В нашей школе, в частности, это детское объединение «Родничок». Наряду с символикой и атрибутами современной детской организации здесь имеется экспозиция, посвященная истории пионерской организации советского периода нашей страны.

2.2. Школьный музей как одно из средств изучения исторического краеведения

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и родному пепелищу: в них краелюбие». 1

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

В школьной практике историческое краеведение, как и в целом школьное краеведение, можно разделить на три направления:

-учебное (уроки, факультативные занятия);

— внеурочное (занятия краеведческих кружков, ученических клубов и обществ);

— внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования).

Учебная работа — это область, которая на практике медленнее других видов деятельности интегрируется с возможностями музейной педагогики. Между тем, музей сельской малочисленной школы имеет все предпосылки к тому, чтобы стать центром учебно-воспитательных усилий педагогического коллектива школы, способным объединить все сферы образовательной деятельности. Музей служит прекрасным наглядно-иллюстрированным пособием для многих учебных дисциплин. В то же время он играет роль выразителя социальной памяти, помогающего воссоздать обстановку прошлых лет, вести разговоры со школьниками на эмоционально-личностном уровне восприятия программного материала. Поэтому очень важно систематизировать приемы включения элементов краеведения в уроки, а также методы использования музейно-краеведческого материала на уроках.

Для интеграции краеведческих материалов непосредственно в урочную деятельность возможны два пути:

включение в обязательную программу (через школьный компонент) спецкурсов, разработанных на базе краеведческой исследовательской деятельности педагогов и школьников;

использование краеведческих сведений на уроках (проведение урока – экскурсии в школьном музее, эпизодическое включение элементов краеведения и музейных предметов в контекст урока).

Приемами включения элементов краеведения в уроки могут быть: краеведческое вступление к теме урока, краеведческая конкретизация основных вопросов урока, краеведческий материал как основа изучения темы урока.

На мой взгляд, важным и ценным является включение элементов краеведения в содержание урока систематически и целенаправленно.

Среди методов использования краеведческого материала на уроках можно выделить обобщенные и специфические для каждого предмета.

Обобщенные методы могут быть:

— рассказ, беседа, лекция, объяснение учителя с использованием краеведческого материала;

— сообщения учащихся на основе выполненных ими учебно-исследовательских работ краеведческой направленности;

— встречи на уроках с земляками, знающими историю и культуру родного края;

— воспроизведение магнитофонных записей, содержащих информацию краеведческого характера;

— показ экспонатов школьного музея – коллекций подлинных предметов (документы, предметы быта, украшения, орудия труда и пр.);

— использование наглядных пособий краеведческого характера (например, макеты, гербарии);

— демонстрация карт, таблиц, диаграмм, схем из официальных источников, содержащих сведения о родном крае;

— просмотр альбомов, фотографий, иллюстраций, видеофильмов, содержащих краеведческий материал;

— самостоятельная работа учащихся с тестом краеведческого характера и справочной литературой;

— разбор, анализ, систематизация материалов о родном крае (по итогам экскурсий, внеклассной работы);

Приобщение к местным народным промыслам, ремеслам;

Решение и составление задач и использованием данных из жизни края;

— проведение учебно-исследовательской работы.

Специфические методы использования краеведческого материала можно рассмотреть на примере уроков истории, граждановедения: доклады, рефераты учащихся, составление таблиц, графиков, картосхем по вопросам развития общества (своего края) на основе краеведческого материала (см. Приложение); встреча с ветеранами труда и военных действий; рассказы о знаменитых земляках, вписавших свои страницы в историю сельского хозяйства, литературы, науки, искусства, спорта; экскурсии к памятникам боевой и трудовой славы, осмотр исторических и культурных достопримечательностей родного края.

Значение краеведения – важное средство формирования исторического мышления учащихся. Выделяют три уровня краеведческой познавательной работы учащихся:

Получение школьниками «готовых» знаний о крае со слов учителя.

Самостоятельное получение знаний. Источниками их могут быть, кроме учебных пособий, публикации в местной периодической печати, материалы школьных музеев и т.д.

Изучение школьниками родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли исследователя. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих музеев, кружков. 2

В основе авторской модели исторического краеведения лежит принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края, как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний: мой дом, родословная семьи, родная школа, село, город, прошлое и настоящее, история района. Интерес к краеведению, пробудившийся у школьников в процессе сбора материала при подготовке к урокам, можно развивать и во внеурочное время деятельности. К примеру, анализируя различные типы источников (фото, письменные, официальные, неофициальные, вещественные, устные), юные исследователи не только открывают неизвестные страницы нового, но и сталкиваются с различными проблемами. Вещественные источники (орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда), изъятые из исторического контекста, мертвы. Задача исследователя состоит в том, чтобы заставить их заговорить. Для этого необходимо реконструировать эпоху, воссоздать «историческую повседневность». Процесс исследования – воспоминания современников.

Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал: «Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники». 3

2.3. Школьный музей как один из способов мотивации познавательной активности учащихся

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем.

Читайте так же:  Музей сайдашева в казани

При подготовке к уроку, в работе над учебным планом учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности? Он использует все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс, чтобы развить любознательность учеников. Все, что ее повышает, пробуждает познавательный интерес, может быть включено в урок: новые необычные факты, ваш или чей-то еще оригинальный взгляд на события, яркие наглядные пособия, использование новых современных педагогических технологий – все идет в ход. Заслуженный учитель РФ Александр Литвинов, основной темой педагогического поиска которого является вопрос, как увлечь ребят историей, как сделать историю ближе, показать непрерывность исторического процесса, считает необходимым проводить уроки в школьном дворе, на кухне, на рынке. 4 Одной из таких возможностей, несомненно, является и школьный музей. Обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку, пассивность. Проведение же урока в музее оживит его, сделает более интересным.

Малое число учащихся дает возможность учителям досконально изучить индивидуальные способности, психологические особенности и бытовые условия каждого ученика, что способствует созданию в школе теплой, доверительной обстановки, помогает отслеживать и отмечать достижения в обучении каждого ребенка, уделять внимание формированию учебной мотивации школьников. Музейно-краеведческая деятельность в сельской малочисленной школе нередко становится той питательной средой, в которой успешно развивается межличностное взаимодействие в системах «ученик – учитель», «учитель — родитель», «ученик – родители».

Таким образом, организация и деятельность школьного музея в значительной мере связаны с краеведением. Не случайно музеи считают одной из форм работ по краеведению. Краеведческие материалы обычно составляют основу школьных музейных экспозиций. Растет число школьных музеев, совершенствуется их деятельность, актуализируются экспозиции. Музей можно встретить и в большом городе и в небольшом селе. Сегодня в стране по данным Банка паспортизации школьных музеев Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ функционирует около 5850 музеев. Самую большую их группу – около двух третей – составляют исторические музеи, музеи истории села, города, края, жизни и деятельности земляков, истории родной школы. Историко-этнографические и археологические.

Необходимое условие эффективного функционирования системы краеведения в школьной истории – высокая профессиональная, в том числе краеведческая, подготовка учителя. Сегодня, когда национально-региональный компонент стал обязательной составляющей школьной истории, каждый учитель истории должен быть краеведом.

Фактическое положение дел в школьном музее – закономерное отражение состояния школьной жизни в целом. Школьная жизнь тесно связана с социальной ситуацией села. А село, как известно, переживает сегодня тяжелые времена. К сожалению, школе сегодня не хватает средств для обеспечения учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований, предъявляемых образовательным учреждениям. В связи с этим в работе возникают определенные проблемы: затруднено оформление музейных экспозиций, так как школа не имеет достаточных средств для того, чтобы приобрести стеллажи, витрины и другое оборудование; педагоги лишены возможности приобретать новейшие методические материалы по музейной педагогике, что тормозит внедрение ее практических наработок в учебно-воспитательный процесс школы.

Поэтому, вопрос существования музея, его пополнения и развития целиком и полностью зависит пока еще от энтузиазма музейных активистов. Но то, что Министерство образования и науки РФ стало заниматься этим вопросом, радует и вселяет надежды на то, что школьным музеям жить и развиваться. Оно рассматривает школьные музеи как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи.

ОРСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

С благодарностью к дарителям

Практическая информация

2019 год – Благодарность ФГБУК “Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” за участие в работе выставочного стенда федерального проекта «Территория Победы» на XX международном фестивале «Интермузей — 2019».

2019 год – Специальный приз жюри в номинации «Великая Отечественная война в музейном пространстве» XII Областного музейного форума «Содружество музеев» в городе Оренбурге.

2019 год – Благодарственное письмо Министерства культуры и внешних связей за значительный вклад в сохранение историко — культурного наследия, развития музейного дела и в связи с 75-летием образования музея.

2019 год – Почетная грамота ОГикМ за большой вклад в сохранение историко — культурного наследия и в связи с 75-летием музея.

2019 год — Диплом участника, за проект детской интерактивной площадки «Школа юного археолога»

2019 год — Диплом участника всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл».

2019 год — Почетная грамотой ФГБУК “Центральный музей Великой Отечественной войны” за участие во Всероссийском конкурсе на лучшую музейную экспозицию патриотической направленности.

2019 год – Диплом победителя, Гран-при в двух номинациях X Областного музейного форума в городе Оренбурге.

2019 год — Сертификат участника международного форума «Новые парадигмы образования: Европейский диалог», Париж, Франция.

2012 год – Диплом победителя в номинации «Музей и культурно-образовательные проекты и программы» IX Областного музейного форума в городе Оренбурге.

2010 год – Диплом победителя в номинации «Музей и современные технологии» VII Областного музейного форума в городе Оренбурге.

2008 год – Диплом победителя, Гран-при V Областного музейного форума в городе Оренбурге.

2006 год – Диплом I степени в номинации «Лучшая культурно – образовательная программа для детей» III Областного музейного форума в городе Оренбурге.

2005 год – Диплом I степени в номинации «Лучший выставочный проект» II Областного музейного форума в городе Оренбурге.

Диплом за активную работу по сохранению культурно-исторических памятников, и в связи с 25 летним юбилеем со дня осуществления первых археологических исследований в Восточном Оренбуржье

2004 год – Диплом победителя I Областного музейного форума в городе Оренбурге.

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина

Б УК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина» – один из старейших музеев Поволжья. В настоящее время музей располагает несколькими зданиями. Основное специализированное здание, бывший Самарский филиал Центрального музея В. И. Ленина, было построено в 1989 году.

В нем 2 500 кв. м. экспозиционных и выставочных площадей, кинолекционный зал на 270 мест, библиотека с читальным залом. Здесь расположены основная экспозиция музея, помещения для хранения коллекций, художественная мастерская, фотосалон, кафе на 40 мест, музейный магазин и информационный центр. Ежегодно музей посещает более 205 тыс. человек. В фондах музея хранятся свыше 180 тысяч музейных предметов. Музей располагает богатыми археологическими, естественнонаучными коллекциями (палеонтологической, минералогической, зоологической, ботанической), выразительными историко-бытовыми и этнографическими коллекциями. Интересны нумизматическая коллекция, коллекции редкой книги XVIII–XIX веков, документов XVIII–XX веков, холодного и огнестрельного оружия России, а также стран Запада и Востока (XIV–XX веков).

В основном корпусе музея особенно интересны экспозиции по природе края «От морского ящера и до степного сурка» и «Четыре стола. Жизненный круг народов Среднего Поволжья». В 2000 году налажены международные контакты с Канадским музеем цивилизации. В 2006–2007 году в Канаде реализован совместный выставочный проект «Хозяева степей». Проект «Хозяева степей» не имеет аналогов в мировой музейной практике. Для создания совместной российско-канадской выставки были использованы результаты многолетних археологических исследований в обоих регионах, результатом которых стал научный труд «Хозяева степей: древние кочевники Канады и России», изданный на английском, французском и русском языках. Впервые в рамках одной выставки можно сравнить образ жизни, способы охоты, жилища и искусство древних кочевников Северной Америки и Степного Заволжья. С июня 2008 г. по 15 февраля выставка работала в России в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина. Выставку посетили 53 000 человек.

Читайте так же:  Музеи об индии в россии

В музее успешно освоен проектный метод работы. За последние 10 лет были реализованы десятки проектов, выигравшие конкурсы таких фондов как «Институт Открытое Общество», Фонд Форда, Фонд IREX, Фонд Президента РФ, Фонда Потанина и др.

Музей одним из первых стал активно внедрять в свою деятельность информационные технологии. Все рабочие места автоматизированы, соединены единой сетью и выходом в Интернет. Одним из первых в России СОИКМ им. П. В. Алабина внедрил учетно-фондовую программу КАМИС. Ежегодно увеличивается электронная база данных музея, в настоящее время достигающая 50 000 единиц.

Музей трижды принимал участие во Всероссийском фестивале «Интермузей». На первом фестивале в 1999 году был получен Диплом за лучшую тематическую экспозицию. В 2003 году – Специальный диплом «За милосердие» (за лучший социально-ориентированный проект). В 2008 году с проектом «Горизонт – 120» музей стал одним из трех номинантов на получение Гран-при конкурса.

Оренбургский областной краеведческий музей

Даты открытия и основания: 1831 г.

Адрес: 460000, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Советская, 28

Проезд: от ж/д вокзала троллейбус 1,2, ост. «ул. Кирова»

Режим работы: с 10:30 до 18:00 кроме понедельника и вторника

Телефон: (3532) 77–56–69 (факс), 77–01–44

Основные должностные лица:

  • Директор: Еремина Наталия Александровна, тел. (3532) 77-5669
  • Главный хранитель: Нелюбова Любовь Дмитриевна, тел. (3532) 77-0144
  • Гл. бухгалтер: Семионова Ирина Львовна, тел. (3532) 77-0743
  • Площади организации:

    • экспозиционно-выставочная 1031,4 м 2
    • фондохранилищ 819,3 м 2
    • парковая 1 га
    • Классификация организации: Историческая , Краеведческая

      Количество сотрудников: 61, из них 21 научных

      Среднее кол. посетителей в год: 100500

      Основные экскурсии:

      • «История Оренбургского края XVIII–XIX в.в.»
      • «Флора и фауна Оренбургского края»
      • В структуре организации имеются: архив, научная библиотека, экспертная группа

        Филиал или подчиненная организация:

        Организации партнеры:

        • Центральный музей Вооруженных Сил
        • Музей истории города Москвы
        • Бузулукский городской краеведческий музей
        • Национальный музей Республики Башкортостан
        • Государственный литературный музей И.С.Тургенева
        • Единиц хранения: 90000, из них 84500 предметов основного фонда

          Наиболее ценные (уникальные) коллекции:

        • Нумизматика (ордена и медали, монеты)
        • Рукописный и старопечатный фонд
        • Ткани (одежда, вышивка, ткачество)
        • Художественный металл
        • Декоративно-прикладно искусство
        • Археология
        • Мебель, часы, музыкальные инструменты
        • Крупные выставочные проекты:

        • «Степной Вавилон» — г. Москва — 1996 г
        • «Интермузей — 2001» — г. Москва — 2001 г
        • Издания, выпущенные организацией:

          • Альбомы «Оренбургский областной краеведческий музей»
          • «Улица вела к храму» — оренбург, изд. «Южный Урал»
          • Сборник научный статей к 170-летию музея «Из истории музея» — Изд. ОСХА г. Оренбург, 2001г.

          Областой краеведческий музей — один из старейших в России, основанный в 1831 году военным губернатором, графом П. П. Сухтеленом, является центром культуры и науки края. Музей располагается в особняке купца Еникуцева, памятнике архитектуры XIX века, стиль — поздний русский классицизм. Сохранились центральный фронтон с портиком ионического ордена, 2 больших портика с полуколоннами. Внутри здания — анфиладная система планировки залов вдоль всего фасада здания, антресольный балкон, парадная мраморная лестница с лепным сводом. В залах фриз в стиле ампир и т.д.

          У истоков его стояли актуариус Ф. П. Шангион-Гартинг, магистр философии, Томаш Зан, ксендз М. Зеленко, а также, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль. Уже к концу XIX века музейное собрание насчитывало около 100 тыс. ед., среди которых наиболее ценными были зоологические и палеонтологические коллекции, коллекции национальных костюмов, древних золотых и серебряных монет и медалей, научная библиотека в 40 тыс. томов. Оренбургский музей был законным предметом гордости научных обществ, много и плодотворно работавших в г. Оренбурге в конце 19 — начале 20 века. В 1920 г. Оренбурге вошел в Киргизскую Республику, а в 1924 г. вновь отошел к России и в результате экономического и культурного размежевания 80% музейного собрания в 1927г. отошло к Казахстану.

          В настоящее время музей имеет около 90 тыс. ед. хранения, среди которых наиболее ценные коллекции:

          «Национальные костюмы народов Оренбуржья»

          «Ручное узорчатое ткачество»

          «Рукописные, старопечатные книги XVI–XIX вв.»

          «Старинные музыкальные инструменты».

          Среди раритетов — подлинная посмертная маска с лица А. С. Пушкина, пушка Пугачевского войска, дамский столик императорского дворца начала XIX в., жалованные сабли императриц Елизаветой и Екатериной Оренбургским казакам и т.д.

          Основная экспозиция музея посвящена истории Оренбургского края, которая включает разделы по истории основания города, Оренбургского казачьего войска, развитию торговых отношений, образования, науки, культуры, становлению музея и т.д.

          Среди выставочных проектов наиболее интересны — «Степной Вавилон» — экспонировалась в Москве и Казахстане, «200 лет Оренбургской Епархии», «Музей в зеркале времени» (к 170-летию музея), «Военный исторический костюм XVIII–XIX в., «Национальная культура народов Оренбуржья XX века» и др.

          Областной краеведческий музей — удостоен диплома победителя в номинации «Душа России» на фестивале музее России «Интермузей-2001».

          Совместно с Оренбургским государственным Университетом, комитетом по межнациональными отношениями проводятся научно-практические конференции: «Музей: история и современность», «Интеркультурные коммуникации», «Многонациональное Оренбуржье».

          Проводится ежегодная благотворительная акция «Музей — детям».

          Областной краеведческий музей получил лицензию на осуществление деятельности в Российской Федерации вместе с ведущими музеями России.

          Межшкольный краеведческий музей

          Среди музеев легендарного города–героя Севастополя особое место занимает Межшкольный краеведческий музей имени Е.Н. Овена (МКМ). Его уникальность заключается в том, что он является единственным в городе музеем, который рассказывает о природе нашего края. Работу музея высоко оценивают коллеги, о чем свидетельствуют грамоты управления образования и науки, диплом «Образцовый учебный объект».
          Как центр пропаганды краеведческих знаний МКМ поддерживает тесные связи со своими коллегами – учеными и работниками Института биологии южных морей, Национального музея – заповедника «Херсонес Таврический», Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, музея Черноморского флота Российской Федерации, Карадагского природного заповедника, кафедры зоологии Таврического национального университета.
          Свидетельством популярности нашего музея и любви к нему горожан являются многочисленные редкие экспонаты, подаренные музею. Практически все новые поступления (чучела животных, мокрые препараты рыб, научные материалы, редкие фотографии, карты, книги и т.п.) являются подарками от краеведов города или находками кружковцев.

          Режим работы:
          В течение учебного года (с сентября по май): понедельник – пятница с 9.00 до 17.00,
          суббота, воскресенье – выходные дни).
          Экскурсии проводятся по предварительным заявкам по телефону: (8692) 54–54–40.
          Экскурсионное обслуживание туристских групп в выходные дни осуществляется по предварительным заявкам.

          Севастопольские школьники обслуживаются бесплатно.

          Диорама «Горный Крым» Почетный знак форума “Общественное признание” Диорама “Степь”
          Диорама “Околоводный ландшафт” Грамоты и награды музея Диорама “Карстовая пещера”
          Фрагмент диорамы “Околоводный ландшафт” Зал “Неживая природа” Фрагмент диорамы “Горный Крым”

          Выписка из паспорта

          Межшкольного краеведческого музея им. Е.Н. Овена

          Cвидетельство № 16509 от 12.05.2019 г .