Меню Закрыть

Музей заповедник конный двор

Музейный комплекс «Конный двор»

История «Конного двора»

Среди старейших зданий Сергиева Посада первое место, без сомнения, занимает музейный комплекс «Конный двор». Расположенный в одном из самых живописных уголков города, на берегу Белого пруда, он давно отнесён к числу важнейших архитектурных памятников Сергиева Посада. Заложен он был в 1790 году. Современники сравнивали его с «монастырьком» у стен великой Лавры.

История появления конного двора неотделима от истории конюшенного хозяйства Лавры. Уже в XVII— XVIII вв. Троицкая обитель содержала огромное по размерам конюшенное хозяйство, необходимое и для обслуживания своих многочисленных вотчинных владений .

К началу 1764 г., когда императрица Екатерина II подписала указ об изъятии монастырских земель в казну и о переводе монастырей на очень небольшое государственное («штатное») жалованье, Лавра имела свыше 700 лошадей. Изъятие вотчин потребовало сокращения огромного и разветвленного конюшенного хозяйства. И в 1790 г. огромные опустевшие деревянные конюшенные дворы были заменены одним небольшим по размерам каменным конным двором. Предложение о его постройке исходило от самого митрополита Платона.

Конный двор был построен в 1790-1791 гг. «квадратно на 20-ти саженях» в виде замкнутого каре одноэтажных корпусов с четырьмя круглыми башнями по углам и прямоугольной башней над южными воротами. Современники сравнивали внешний вид конного двора с «монастырьком», примостившимся рядом с огромными крепостными стенами великой Лавры.

После 1918г. национализированные строения Конного двора, распределенные между различными организациями, постепенно пришли в аварийное состояние и были возрождены усилиями Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Значительную помощь в восстановлении Конного двора оказала и Троице-Сергиева Лавра.
При реставрации Конного двора удалось воссоздать наполовину утраченное историческое ядро его строений, — то самое первоначальное каре 1790-1791 гг. с круглыми угловыми башенками. В конце XVIII в. тесовые кровли башен конного двора завершались деревянными шпилями с точеными шарами. После реставрации вместо шаров на шпилях поставили флюгеры в виде всадника на коне. Образцом послужил чудом уцелевший флюгер XIX в.

Конный двор без преувеличения можно назвать уникальным архитектурным памятником и подлинной достопримечательностью Сергиева Посада. В настоящее время в отреставрированных зданиях Конного двора развернуты экспозиции и фонды открытого хранения Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея, в которых размещены интереснейшие экспонаты, представляющие историю края и Троице-Сергиевой Лавры, русское народное творчество и современное декоративно-прикладное искусство.

В залах Конного двора на примере представленных здесь археологических находок VI тыс. до н.э. — I тыс. н.э. можно представить повседневную жизнь и верования наших далеких предков, удивиться тому, как украшали свой быт русские крестьяне XIX— начала XX в., залюбоваться оригинальными крестьянскими костюмами и головными уборами, восхититься произведениями декоративно-прикладного искусства мастеров Хохломы, Жостова, Гжели, Городца и других многочисленных художественных центров России. Конный двор открыт для посещения и ждет гостей.

Музейный комплекс «Конный двор», расположенный на улице Первой Ударной Армии, является одним из корпусов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Здание это появилось в 1790 году взамен многочисленным монастырским деревянным конюшням. К тому времени численность лошадей в ведении лавры сократилась с 700 до 40, так как Екатерина II своим указом перевела часть монастырских земель в казну и сократила расходы на содержание оставшихся. Правильное каменное строение, квадратное в плане с круглыми башнями по углам и угловатой над воротами появилось на северном берегу Белого пруда. «Монастырёк» — так часто называют Конный двор, стоящий у самых стен Троице-Сергиевой лавры.

Несколько слоёв бересты защищают стены музея от размывания грунтовыми водами. Первоначально одноэтажные, постройки достраивались вместе с увеличением количества лошадей и обслуги. Со временем здесь появился второй этаж для рабочих и дополнительный корпус. Конный двор Троице-Сергиевой Лавры – единственный сохранившийся из двух монастырских дворов, позволивших себе их содержание. Ранее подобные постройки можно было встретить только на богатых помещичьих землях.

Сейчас «Конный двор» — это название музея, который представляет четыре постоянных экспозиции, рассказывающих о древнейшем прошлом Сергиево-Посадского края, об архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой лавры, о русском прикладном искусстве от XVIII века до наших времён и о мире русской деревни.

Экспозиция «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края». Здесь с подлинными археологическими находками соседствуют точные копии исторических предметов. Вы пройдёте от каменного века через «бронзовую» эпоху к становлению русского государства в XIII веке. Основную часть этой коллекции составляют различные орудия труда (от каменных и костяных до железных) для охоты, рыболовства, возделывания земли и прочее. Здесь же Вы познакомитесь с культовыми и обрядовыми предметами разных эпох, найденных в результате раскопок на Сергиево-Посадской земле.

Об истории и архитектурном ансамбле главной святыни края поведают выставочные залы первого этажа музея. Переходя из одной комнаты в другую, Вы увидите всю историю развития обители от самых её истоков. Во многом созданию этой экспозиции способствовали известные реставраторы, восстанавливавшие Лавру. В первом зале можно рассмотреть весь монастырь вблизи – здесь находится его макет. Об одном из самых сложных периодов в жизни обители Сергия Радонежского, польско-литовской осаде 1608-1610 годов, расскажут оружие, документы, портреты, живопись. Развитие книжного дела представлено на выставке: письменные принадлежности, рукописи, азбука, часть созданной Максимом Греком библиотеки.

Читайте так же:  Балет лебединое озеро кратко

На втором этаже музея Вы найдёте прикладной промысел Центральной России. Конечно, основную часть выставки занимают работы сергиево-посадских мастеров. Многочисленные деревянные игрушки, в том числе, известная всему миру богородская, принесли известность городу. Экспонаты составляют порядка четырёх тысяч экземпляров. Коллекции каргопольской, филимоновской, дымковской глиняных игрушек представляют развитие декоративно-прикладного искусства начала XX века. Невозможно рассмотреть все работы мастеров Хохломы, Жостова, Гжели, Городца и других художественных центров России.

Одной из последних экспозиций, открывшейся в «Конном дворе» в 2008 году, является «Мир русской деревни». Её можно найти в центральном корпусе музея. Здесь представлены занятия, распространённые в европейской части Руси: работа с деревом, глиной, тканью, кружевоплетение и прочее. В костюмах повседневных и праздничных прослеживается вся жизнь крестьянина от рождения до смерти.

Кроме постоянно действующих экспозиций музей организует выставки и праздники.

Музейный комплекс «Конный двор»

Музейный комплекс «Конный двор» — один из четырех филиалов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Он занимает солидную территорию бывших монастырских конюшен на берегу Белого пруда, что на углу комплекса Троице-Сергиевой лавры. Здесь разместилось несколько постоянных экспозиций, посвященных археологии края, истории обители, русскому декоративно-прикладному искусству 18-21 веков и миру русской деревни, а также разнообразные выставки, в числе которых Музей русской матрешки, коллекция изразцов и виды русских монастырей. А еще здесь интересно просто погулять по территории и представить, как некогда протекала хозяйственная жизнь лавры в период ее расцвета.

Каждые выходные в комплексе устраиваются интерактивные программы и интересные мастер-классы.

Археологическая экспозиция «Конного двора» рассказывает о древнейшем прошлом Сергиева Посада и края с 7 тысячелетия до нашей эры. Здесь можно увидеть находки со стоянок каменного века (орудия труда и посуду), скульптуры из кости, выполненные первобытными мастерами, и свидетельства поклонения разным культам, в том числе солнцу, огню и медведю. В экспозиции железного века стоит обратить внимание на особые «шумящие» украшения, захораниваемые вместе с усопшими: они были призваны отпугнуть злых духов в путешествии души в загробный мир.

Залы первого этажа южного корпуса «Конного двора» рассказывают об архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой лавры в 14-18 веках. Здесь стоит увидеть макет монастыря 15 века, чтобы представить величие и масштабы лавры, обратить внимание на старейшую каменную икону Богоматери и даже посидеть в «уголке писца» — реконструкции рабочего места древнерусского писаря.

Экспозиция Ризницы Лавры (в монастыре она уже 3 года находится на реконструкции) представляет уникальные экспонаты 14-18 веков. Среди них парные портреты дарителей (Петр I с братом, Екатерина II с Павлом I), из изюминок — подарок Бориса Годунова — 32-килограммовый церковный подсвечник из серебра, а также икона, писаная на деревянной крышке от гроба Сергия (он был сделан без единого гвоздя и сейчас находится в Успенском соборе), и деревянные дорублевские иконы. Стоит обратить внимание и на изделия золотошвей Лаврской школы.

Второй этаж того же корпуса отведен под коллекцию русского декоративно-прикладного искусства 18-21 веков. Сквозь череду игрушек и статуэток, образцов резьбы по кости и дереву, украшений и посуды вы совершите увлекательное путешествие вглубь времен, в разные уголки нашей земли. Здесь и матрешки, и богородская игрушка, и очаровательные дымковские судари и сударыни, и занимательные многофигурные композиции на бытовые темы.

Центральное крыло «Конного двора» — оживший мир русской деревни. В коллекции, отражающей место народного искусства в жизни человека, представлено более 700 экспонатов: резьба и роспись по дереву, образцы керамики и вышивки, ажурные кружева, отдельные предметы и целые комплексы женской и мужской одежды. Жемчужины экспозиции — реально снятые с домов коньки крыш, резные наличники и даже резной фасад целого дома. Уникально и воссоздание крестьянской избы — вход с печкой и жилая комната с люлькой младенца. Завершает выставку зал с предметами быта русской женщины: ткацкий станок, приспособление для того, чтобы мять лен, валик, чтобы гладить белье, прялки, донца от прялок с мезенской, городецкой и северодвинской росписями. Отдельный уголок посвящен технологии набивания рисунка на ткань: здесь представлены штампы, варианты рисунков, бадья, в которой промывали ткань.

Музей русской матрешки расскажет об увлекательном пути, который прошла эта простая и очаровательная игрушка за 110 лет своей истории — от «опытного экземпляра» для детского воспитания при мастерской Мамонтова до символа России. Здесь множество деревянных кукол разных форм и тем — и первоначальные китайские, и относящиеся ко времени Наполеона (гротескные Наполеоны со товарищи), и классические русские красавицы, и советские вожди, и матрешки-неваляшки, и современные сложнокомпозиционные матрены.

Читайте так же:  Озеро байкал расстояние от тольятти

А еще вы научитесь на глаз отличать сергиевопосадскую матрешку от семеновской и вятской.

Непременно загляните и на выставку печных образцов — именно так в старину называли изразцы. Здесь представлены самые разнообразные варианты этих нарядных русских украшений печей и домовых фасадов. А на экспозиции видов русских монастырей вы увидите гравюры и литографии из собрания 19 века, служившего своего рода учебником для живописцев лавры.

Практическая информация

Адрес: Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 2. Веб-сайт.

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье — с 10:00 до 17:45, в пятницу — до 16:45. 2-я среда каждого месяца — с 11:00 до 19:45. Выходные — понедельник и последняя пятница месяца.

Вход — 100 RUB, школьникам и пенсионерам — 50 RUB, детям до 7 лет вход бесплатный. Цены на странице указаны на сентябрь 2019 г.

Сергиево-Посадский музей-заповедник не ограничивается Троице-Сергиевой лаврой ни тематически, ни территориально. Только один из его филиалов — Ризница — находится в стенах монастыря. Остальные три — Главный корпус, музейный комплекс «Конный двор» и Краеведческий корпус — перебазировались из лавры в историческую часть города, на разные адреса минутах в семи ходьбы друг от друга. Правда, возглавляет музей лицо духовное — архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков Феогност Михайлович), так что церковь окормляет и бесценное древнерусское, и драгоценное декоративно-прикладное, и просто народное искусство вместе с историей города Сергиева Посада.

Туристы чаще всего начинают знакомство с музейными коллекциями с посещения Ризницы. И на этом заканчивают, что неудивительно: концентрация художественных сокровищ, не говоря уж про «злато и жемчуг», в Ризнице такова, что не у каждого остаются силы на поиск новых впечатлений. Возможно, стоит начать с других коллекций — тех самых, которые располагаются за стенами лавры.

В музейном комплексе «Конный двор» четыре большие экспозиции. Во-первых, археологические находки, иллюстрирующие древнейшее прошлое этих мест, когда Сергиева Посада не было и в проекте. Во-вторых, история Троице-Сергиевой лавры, в том числе архитектурная, с интересными материальными свидетельствами (от церковных одеяний до золоченой кареты от императора Павла) и с подробным рассказом о ключевых событиях вроде полуторагодовой осады монастыря войском польско-литовских интервентов (средневековое снаряжение, вооружение, портреты участников). В третьих, выставка народного декоративно-прикладного искусства от восемнадцатого века до современности: шитье, посуда, деревянные игрушки, Хохлома, Городец и Палех, жостовские подносы и павловопосадские платки, резные дверцы шкафа по эскизу Рериха и панно художника И.А.Мазина, «русского Пиросмани». Четвертая постоянная экспозиция называется «Мир русской деревни» и представляет этот мир в разнообразных деталях: здесь и аутентичная крыша русской избы с резным охлупнем, и смертная одежда старообрядцев, и вятский сундук XIX века — под рассказы экскурсоводов о свадебном «разгонном пироге» и родильных обычаях славян.

Кроме того, стоит посмотреть на сам «Конный двор». Эти здания, построенные в XVIII-XIX веках, замкнуты в прямоугольник с единственной аркой-проходом. Двор вымощен булыжником, вокруг высятся стены красного кирпича — отреставрированный островок исторического Сергиева Посада. За музейным комплексом есть парк с живописным прудом, где можно просто погулять.

Экспозиции Краеведческого корпуса представляют Сергиев Посад как типичный провинциальный городок XIX века и последующую советскую историю Загорска.

В Главном корпусе проходят выставки из фондов музея.

В «Конском дворе» можно заказать экскурсию по Троице-Сергиевой Лавре и Ризнице.

Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей-заповедник состоит из нескольких зданий в центре города:
— Главный корпус (Проспект Красной Армии, д. 144);
— Историко-архитектурный комплекс «Конный двор» (ул. 1-й Ударной Армии, д.2),
— Краеведческий корпус (Овражный переулок, д.9а),
— «Ризница» (на территории Троице-Сергиевой лавры).

Ризничное собрание — гордость музея и причина его образования. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник был создан в 1920 году на основе Ризницы и ради ее сохранения. В комиссию по созданию музея входили выдающиеся ученые, историки и искусствоведы высочайшего уровня — такие, как И.Э.Грабарь, П.П.Муратов, С.В. Бахрушин, М.В. Нестеров. Если сначала это был музей по преимуществу древнерусского церковного искусства, то к 30-м годам его пытались переквалифицировать в антирелигиозный. Несмотря на «разоблачающую» антицерковную идеологию того десятилетия, Сергиевский/Загорский музей продолжал заботиться о сохранении и восстановлении памятников. В 1938 году Н.И Трофимов при участии Щусева разработал Генеральный план реставрации лавры.

В годы Великой Отечественной самую ценную часть собрания музея вывезли за Урал, но не всю. Экскурсантов пускали в лавру уже в 1942 году, причем их было очень много — сказывалось общее изменение отношения к церкви, связанное с военными испытаниями. После войны монастырь снова стал действующим, поделив территорию с музеем, который занимал здания у западной стены лавры, причем на большей площади, чем сейчас. В 1992 году все монастырские строения вернули церкви, а музею предоставили новые здания. Сотрудники музея говорят, что места стало меньше, а экспозиции пришлось сократить и перетасовать. Только Ризница не пострадала.

Читайте так же:  К чему снится голубая вода озеро

«Нецерковные» коллекции наслоились за 90 лет музейной жизни. Первая выставка сергиево-посадских кустарных изделий открылась еще в 1922 году. Фонды пополнялись экспонатами из Музея Сергиевского края, московского Музея народных художественных ремесел, археологическими находками, историческими документами. Кроме того, с 30-х годов сотрудники ежегодно выезжали в экспедиции, откуда привозили образцы народного искусства

Музей заповедник конный двор

Телефон: (496) 540-63-58, 540-53-56 (экс. бюро)

Интернет:
www.museum.ru/M484 — официальная страница
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник — W456, официальный сайт www.museum-sp.ru/

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 20.04.1920

18 мая — Международный день музеев
24 мая — День славянской письменности и культуры
c 3 по 7 января — Новогодняя программа «Чудеса на Конном дворе»
март — Маслена-маслёна на «Конном дворе»
сентябрь — Музейный праздник для первоклассников «Давай дружить!»

Описание:

Сегодня коллекция музея насчитывает более 110 тыс. экспонатов: иконы, средневековые рукописи и старопечатные книги, памятники лицевого и орнаментального шитья, золотого и серебряного дела, произведения живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. Часть из них представлена в экспозициях и на выставках, размещённых в 4-х зданиях в центре города: Ризница (на территории Троице-Сергиевой Лавры); Музейный комплекс «Конный двор» — ул. 1-ой Ударной Армии, 2а (народное и декоративно-прикладное искусство, археология, история); Краеведческий отдел — Овражный пер, д. 9а; Главный корпус — пр. Красной Армии, д. 144 (выставочные залы)

Здание(я):

Основные экскурсии:
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
Сокровища монастырской ризницы
Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края
История Троице-Сергиева монастыря
Мир русской деревни
Поиграем в русскую свадьбу
Экскурсия по залам Краеведческого корпуса

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал

Образовательные услуги:
Образовательная программа «Аз да буки»
Музейно-образовательная программа для детских оздоровительных лагерей
Музейно-образовательная программа «Музыка в музее»
Благотворительная музейно-образовательная программа «Родная история и культура» для молодежных центров «Пересвет» и «Прометей»
Музейно-образовательная программа «Народный университет»
Кинолекторий (образовательный проект)
Кружки: «Художественная роспись по дереву»; «Авторская кукла»; «Художественная керамика»; «Ручное ткачество»; «Лоскутная радуга»
Клубы: «Юный археолог»; «Историко-эстетический клуб «Дорогами прекрасного»; «Краеведческий клуб «Хронос»
Лекционные циклы по истории края, древнерусскому искусству, декоративно-прикладному и народному искусству для дошкольников, школьников разных возрастов и студентов

Поблизости имеются:
места группового питания

Местные достопримечательности:
Черниговский скит
Древний Радонеж
Хотьковский Покровский монастырь

профессионалу

Основные должностные лица:*
Генеральный директор: Гузиков Феогност Михайлович, тел. (496) 540-63-58
Зам. директора по научной работе: Николаева Светлана Викторовна, тел. (496) 541-35-63
Главный хранитель: Баранова Галина Константиновна, тел. (496) 540-48-42
Ученый секретарь: Манушина Татьяна Николаевна, тел. (496) 540-53-55

Тел. дирекции:
(496) 540-63-58, Факс: (496) 540-63-58

Адрес дирекции:
141310, Московская область, г. Сергиев Посад, Проспект Красной Армии, 144

Даты открытия и основания:
основан: 20.04.1920

Бюджетный статус:
Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 2770м 2
фондохранилищ 1208м 2

Количество сотрудников:
268, из них 82 научных

Среднее кол. посетителей в год:
150000

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, реставрационные мастерские

Единиц хранения:
111 000, из них 105 760 предметов основного фонда

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Древнерусское искусство — 1500 ед. хр.
Графика — 11030 ед. хр.
Декоративно-прикладное искусство XVIII-нач. XX вв. — 68354 ед. хр.
Историко-бытовые коллекции — 18827 ед. хр.
Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней — 5403 ед. хр.
Археология — 2426 ед. хр.
Ткани — 28659 ед. хр.
Фотографии — 7769 ед. хр.
Живопись — 1821 ед. хр.

Выездные и обменные выставки:
«Русское народное искусство». Резьба и роспись по дереву, народные костюмы, головные уборы, предметы быта
«Современное декоративно-прикладное искусство». Произведения народных художественных промыслов и художественной промышленности России

Издания, выпущенные организацией:
Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. Иконография XV — начала XX века. Альбом-каталог. М.:Лето, 2019. — 432 с.

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник».

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых музею нужна помощь сторонних организаций и фондов: полная музеефикация музейного комплекса «Конный двор»; подготовка к 700-летию Преподобного Сергия Радонежского; реставрация (реконструкция) здания Ризницы; строительство фондохранилища; компьютеризация работы музея.

информация от: 16.05.2019
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .