Меню Закрыть

Памятник учителю москва

Памятник учителю москва

Скульптурная композиция «Памятник Учителю» сделана из бронзы. Общая высота – 3,25 м. Постамент облицован гранитом. Авторы образа – скульптор Иван Полегаев (г. Москва), литейщик Иван Дубровин (г. Екатеринбург). Эпиграфом к скульптуре стали слова известного отечественного педагога Василия Сухомлинского: «Сердце отдаю детям». От задумки до воплощения прошло около полугода. Торжественное открытие состоялось 12 сентября 2019 года в сквере имени М. Ломоносова (г. Магнитогорск).

История создания скульптурной композиции
«Памятник Учителю»

С инициативой создания памятника учителю выступила председатель городского комитета профсоюза работников народного образования и науки Светлана Белик. Идею поддержали управление образования администрации города, председатель Магнитогорского городского Собрания Александр Морозов и глава города Виталий Бахметьев.
К разработке эскизов приступили сразу. Совещания проходили в кабинете спикера городского Собрания Александра Морозова, активного сторонника создания в городе интересных парковых скульптур. И как только возникла мысль олицетворить в памятнике учителю дорогу к знаниям, процесс стал более интенсивным. От задумки до воплощения прошло всего полгода.

Авторы скульптурной композиции

Автор образа — московский скульптор, доцент кафедры скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, член Союза художников России Сергей Полегаев.

Он последователь современной русской реалистической школы. Основная тема творческих работ мастера — государственная тематика и люди, прославляющие историю России.

Подробнее

Литейщик «Памятника Учителю» — Иван Дубровин.

Именно в семейной мастерской «Дубровин» — известной на Урале и во всей стране – сначала отливалась частями, а потом собиралась воедино парковая скульптура.

Открытие скульптурной композиции

12 сентября 2019 года в сквере имени Михаила Васильевича Ломоносова состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Памятник Учителю».

Стать участниками исторического и радостного момента пришли почти четыре сотни горожан. В основном педагоги: заслуженные учителя, имеющие награды и звания, и молодые преподаватели, делающие первые шаги в педагогике, а также их воспитанники – ученики городских школ. Звучали добрые стихи и песни об одной из самых уважаемых в мире профессий – учителя.

Приветствовал собравшихся исполняющий обязанности главы города Сергей Бердников:

«Все доброе и хорошее, что есть в нас, — это, в том числе, заслуга учителей. Учитель должен всегда быть в нашей памяти. Нужно любить и уважать эту профессию. Я хочу, чтобы этот памятник был не последним. Надеюсь, будут и другие, в честь разных профессий и людей. Давайте будем хранить сквер и делать все, чтобы наш город был прекрасен».

Об истории создания скульптуры рассказал спикер городского Собрания Александр Морозов, курировавший все работы:

«Эта скульптура посвящена всем учителям: тем, кто был до нас, кто учит детей сейчас и тем, кто будет после. Это собирательный образ. Спасибо всем, кто принимал участие в создании этой скульптуры. Идея ее создания действительно находила отклик в сердцах людей. Когда впервые зашел разговор о скульптуре, то речь шла об отдаленной перспективе, затем мы постучались с такой инициативой к главе города Виталию Бахметьеву, и он горячо поддержал нас, предложив ускорить процесс. И вот праздник состоялся».

А Виталий Бахметьев оценил творение с точки зрения профессионала:

«Я – литейщик. И должен вам сказать, что исполнение памятника на высшем уровне. Всегда ревностно отношусь к таким вещам, но тут все сделано безупречно! И замечу, быстро. Когда говорят, что лучше бы отдали потраченные деньги на что-то другое, я отвечаю: эти деньги пущены не на ветер. Это в дело, для нас – для людей. И обращаюсь еще раз ко всем: берегите свой город». Приехавшая специально к этому событию первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова отметила: «В Челябинской области впервые так высоко поднят учитель! Действительно, магнитогорская система образования – лучшая в регионе и от ваших достижении во многом зависит успех всей образовательной отрасли».

После того как со скульптуры сняли полотнище, все смогли прочитать эпиграф – известные слова выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского — «Сердце отдаю детям». Благодарственные письма за плодотворный труд и преданность профессии получили учитель школы №62 Руслан Магасумов, воспитатель детсада №156 Вера Петрова, заместитель директора Дворца творчества детей и молодежи Олег Садкеев, председатель горкома профсоюза работников образования – инициатор установки скульптуры Светлана Белик и заслуженный учитель РФ Сергей Колобов.

На открытие композиции приехали ее создатели. Автор образа — московский скульптор, доцент кафедры скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, член Союза художников России Сергей Полегаев и литейщик Иван Дубровин. Именно в семейной мастерской «Дубровин» — известной на Урале и во всей стране – сначала отливалась частями, а потом собиралась воедино наша скульптура.

Здесь же родилась и легенда, что, если потереть верхнюю ступеньку, учиться будет легко и приятно. Причем, каждому возрасту — своя ступенька по дороге к знаниям.

Вместе с установкой памятника благоустроили и близлежащую территорию. Заменили фонари, установили лавочки и урны. Теперь сквер стал наряднее. Приобрел свое лицо — симпатичное, умное и доброе.

Для просмотра пройдите по ссылке и выберете «Сквер Ломоносова»

Учительница из Уфы предложила Путину установить в Москве памятник учителю

30.01.2019 в 16:36, просмотров: 1111

В Москве более 30 россиян получили государственные награды из рук президента страны Владимира Путина. Среди приглашенных оказалась и педагог из Уфы, обладатель звания «Народный учитель России» Лиза Агадуллина.

Лиза Киямовна преподает химию в уфимском лицее №42, а общий трудовой стаж учителя – 57 лет. Получив награду из рук президента, Лиза Агадуллина отметила, что главной ее целью было не выпускать победителей олимпиад, а воспитывать порядочных и творческих личностей. Педагог также предложила установить в Москве памятник учителю.

— У нас в республике в двух местах – в городе Стерлитамак и Мелеузовском районе — есть прекрасные памятники учителю. Как бы хотелось бы и в столице увидеть памятник именно учителю начальных классов, мудрому учителю, с его добрыми красивыми детьми!

  • Самое интересное
  • Комментарии
  • Оставьте ваш комментарий

    Комментарии пользователей

    Скинулись бы вы деньгами на помощь кассирше Хайруллиной?

    Нет, с какой стати. Она преступница
    Да, она вызывает сочувствие
    Можно было бы помочь, но денег у меня нет

    Популярно в соцсетях

    Наш канал в Яндекс Дзене

    Сетевое издание «МК в Башкортостане» ufa.mk.ru

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-56916

    Учредитель СМИ – ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец»

    Редакция СМИ – ООО «КМ-Урал»

    Адрес редакции: 450054, г.Уфа, улица Орловская, 22, кв. 23, Телефон редакции: (347) 248-47-68

    Главный редактор Валиева Светлана Викторовна

    Все права на материалы, опубликованные на сайте ufa.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
    Использование материалов, опубликованных на сайте ufa.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

    Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
    Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

    В Якутске поставили памятник учителю

    ИА SakhaNews. 1 октября, накануне Международного дня Учителя, в сквере перед Якутским педагогическим институтом был торжественно открыт памятник Учителю.

    Фигуру учительницы, с букварем в руке стоящей рядом с первоклассником, скульптор Максим Павлов отлил в бронзе.

    В церемонии открытия памятника приняли участие президент республики Егор Борисов, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова Евгения Михайлова, министр образования Сардаана Татаринова, ветераны педагогического труда, учителя, студенты института.

    Проект «Памятник учителю» был инициирован и реализован руководителем Фонда поддержки образовательных учреждений Игорем Никитиным.

    «Я благодарен тем, кто инициировал установку этого памятника, — отметил Егор Борисов. — Каждого из нас вел по дороге знаний учитель. Педагоги делают доброе дело и всегда остаются очень скромными. Я уверен, что тропа к этому памятнику не зарастет, потому что все мы благодарны нашим учителям».

    Символическую красную ленточку разрезали президент РС(Я) Егор Борисов, Игорь Никитин и заслуженный учитель Якутии Лидия Бубякина.

    Народный художник Якутии Максим Павлов отливал скульптуру в Улан-Удэ вместе со своими учениками Прокопием Слепцовым и Павлом Никитиным.

    В России это шестой памятник учителю, а в Якутии – второй. Первый установлен в Год учителя в Хангаласском улусе, сообщает ЯСИА.

    Поделиться в соцсетях

    Добавить комментарий:

    ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЕСЛИ ХОТИТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ

    Комментарии на портале SakhaNews удаляются, если они содержат:

    1. Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму (в т.ч. хакерским атакам), экстремизму.
    2. Публичные призывы к сепаратизму, к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
    3. Пропаганду фашизма, геноцида, нацизма. Посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годыВторой мировой войны.
    4. Разжигание межнациональной, межрелигиозной, социальной розни, грубые высказывания в адрес представителей любых национальностей, рас и вероисповеданий.
    5. Пропаганду курения, наркомании.
    6. Угрозы физической расправы, убийства, сексуального насилия.
    7. Описание средств и способов суицида, любое подстрекательство к его совершению.
    8. Переход на личности, оскорбления в адрес официальных и публичных лиц (в т.ч. умерших), грубые выражения, оскорбления и принижения других участников комментирования, их родных или близких.
    9. Заведомо ложную, непроверенную, клеветническую информацию.
    10. Нарушают права несовершеннолетних лиц.
    11. Оскорбления журналистов и других сотрудников SN, авторов, модераторов, администрации сайта, руководства издания, читателей «SN», грубые высказывания о самом портале.
    12. Присвоение чужих имен и фамилий, комментирование от чужого имени.
    13. Распространение персональных данных, нарушение тайны переписки и связи.
    14. Брань (в т.ч. измененное написание мата).
    15. Дублирование комментариев (флуд).
    16. Бессмысленные комментарии (флейм).
    17. Комментарии, не относящиеся к темам статей (офф-топ).
    18. Реклама других сайтов (в т. ч. ссылки на другие сайты). Реклама товаров и услуг.
    19. Сообщения, оставленные не на русском языке.
    20. Сообщения, содержащие более 3000 символов и пробелов.
    21. Прочие нарушения законодательства РФ.

    Комментарии, нарушающие правила поведения на портае, удаляются без предупреждения. При вторичном размещении уже удалённого сообщения, модератор вправе заблокировать («забанить») пользователя.

    Почему вы не можете оставить свой комментарий?

    • Администрация портала оставляет за собой право по собственному усмотрению или решению автора закрыть материал для комментирования.
    • Возможно, вы попали в черный список.
    • «Именем Пушкина» (Встреча — ассоциация с памятником А.С. Пушкину в Москве)

      Разделы: Литература

      Цели урока:

      • познакомить с историей создания памятника А.С. Пушкину;
      • осмыслить непреходящее значение творческого наследия поэта;
      • выявить литературные и личностные ассоциации учащихся.

      Оборудование: портрет А.С. Пушкина, портрет скульптора А.М. Опекушина, фото памятника А.С.Пушкину в Москве, репродукция гравюры «Москва. Открытие памятника А.С. Пушкину в 1880 г.», фотовыставка «Скульптурные изображения А.С. Пушкина», видеофильм «Моя Москва».

      Словарь: памятник, ассоциация.

      Памятник Пушкину останется мерой того, до какой высоты может доходить полнота человеческой жизни. (М.М. Пришвин)

      Это памятник — учителю! ( И.С. Тургенев)

      1. Вступительное слово учителя.

      Память: Есть множество способов её увековечить, ведь человеческая благодарность изобретательна. Земля усеяна знаками памяти. От одних веет покоем, другие тревожат, третьи зовут в светлые дали. Иные напоминают идолов — от них делается смутно на душе, иные кажутся недоступными — так они высокомерны. И дело тут не только в мастерстве ваятелей. Главное — КОМУ сооружается памятник.

      А кому может быть поставлен памятник? (Ответы учеников).

      Сегодня у нас состоится встреча с памятником Александру Сергеевичу Пушкину в Москве.

      Встреча с памятником: Это не оговорка. Ещё в начале прошлого века Марина Цветаева сказала, что «Памятник-Пушкина — это одно понятие в одно слово, потому что он живой, так как выношен благодарной памятью народа, создан вдохновенным трудом, а главное — он ведёт негласный разговор с каждым из нас, кто остановился у его пьедестала:»

      А другой поэт примерно в то же время написал стихотворение, в котором, обращаясь к памятнику, произнёс: «Александр Сергеевич, разрешите представиться» и подписался: «Маяковский».

      А ведь ещё совсем недавно он со своими поэтами-друзьями пытался «сбросить Пушкина с парохода современности». Но время всё расставило на свои места, и стало очевидно: Пушкин живёт в каждом из нас. Он постоянно присутствует в нашей жизни. Как свет. Как воздух.

      Итак, я приглашаю вас на встречу не с идолом, кумиром, а с вечно живущим среди нас Поэтом, Человеком, Современником, запечатлённым в бронзе.

      2. Просмотр фрагмента «Памятник А.С. Пушкину» из видеофильма «Моя Москва».

      Учитель. Перед нами удивительный памятник, хотя наша земля хранит сотни монументов, посвящённых великому сыну России. И каждый из них открывает для нас нового и нового Пушкина, ведь он неисчерпаем.

      3. Работа с фотовыставкой.

      На нашей фотовыставке вы можете увидеть некоторые из них: «Пушкин в Михайловском», «Пушкин и Гончарова», «Пушкин и Мицкевич», «Пушкин и Даль», «Пушкин и Арина Родионовна», «Пушкин в Царском Селе»: Мы видим и фотографию известного памятника Пушкину в Петербурге работы Аникушина. А сколько ещё памятников великому поэту бережно хранит наша земля!

      Учитель. Сегодня мы будем говорить о первом, одном из самых лучших памятников А.С. Пушкину.

      4. Сообщение «История создания памятника»

      Незадолго до смерти, 21 августа 1836 года, словно предчувствуя скорое расставание с жизнью, Пушкин подводит итог своему творчеству:

      Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
      К нему не зарастёт народная тропа,
      Вознёсся выше он главою непокорной
      Александрийского столпа:

      Да, Пушкин «памятник себе воздвиг нерукотворный» тем, что «чувства добрые» сумел пробудить в каждом из нас. И эти чувства отозвались в народном сердце, пожелавшем создать рукотворный памятник своему поэту.

      Эта идея родилась в передовом русском обществе сразу же после гибели поэта.

      Тебя ж, как первую любовь,
      России сердце не забудет. —

      писал Ф.И. Тютчев в 1837 году. А в 1843 году В.Г. Белинский выразил уверенность, что «придёт время, когда потомство воздвигнет /поэту/ вековечный памятник».

      Но царское правительство отвергло саму мысль о создании памятника Пушкину. Оно мотивировало это тем, что памятники ставятся царям и героям. А, как сказал один из приближённых царя, «способность писать стишки не делает их автора выдающимся человеком».

      Долгих 25 лет идея создания памятника шла к своему воплощению.

      И лишь в 1860 году, после смерти Николая 1, на инициативу друга-лицеиста Ф. Малышкина было получено «высочайшее разрешение», но с оговоркой: средства на памятник из государственной казны не выделять.

      Но деньги были собраны всем народом. Да, вся Россия хотела увековечить Пушкинскую славу!

      Выразительное чтение стихотворения Н. Доризо:

      Едва он умер, тихо, величаво,
      Как в тот же самый миг и на века
      Пришла на Мойку пушкинская слава,
      Пришла, как на Сенатскую войска.
      Она пришла к нему в дыму метели
      В салопчике, в душистых соболях,

      Пришла в худой студенческой шинели,
      В тулупе, в чуйке, в стоптанных лаптях.
      Пришла, и на гранитном пьедестале —
      Доныне, до сегодняшнего дня —
      Её цветы живые не увяли.
      Они — как трепет Вечного огня.

      Очень долго обсуждался вопрос о месте установления первого памятника Пушкину.

      В 1875 году, на одном из заседаний по сооружению памятника, было принято решение поставить его не в Царском Селе, где поэт был слишком «уединён», не в Петербурге, столь богатом монументами царских особ, а в Москве, на родине поэта.

      Позднее М. Цветаева напишет: «Москва родила — Петербург убил» поэта.

      Итак, Москва: Но Москва большая. В каком месте сердца России должен стоять памятник?

      5. Заочная экскурсия с литературоведческим комментарием по Тверской улице.

      В этом месте многое связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Сколько раз проезжал он по Тверской улице, отправляясь из Москвы в Петербург или возвращаясь обратно.

      Рядом с площадью, в доме на углу Тверской и Козицкого переулка в двадцатых годах 19 века был салон Зинаиды Волконской, который часто посещал Пушкин.

      А приезжая в Москву, он часто останавливался в гостинице «Англия», располагавшейся неподалёку.

      С Тверским бульваром были связаны светлые воспоминания Пушкиных. Недалеко от Страстной площади в одном из домов на балу Александр Сергеевич познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой.

      Тверская тех дней ярко запечатлена в романе «Евгений Онегин».

      Чтение отрывка из романа (» Пошёл! Уже столпы заставы: И стаи галок на крестах».)

      Учитель. Поэтому здесь на площади, в центре Москвы, где многие места хранят воспоминания о поэте, решили установить памятник Пушкину.

      Памятник Пушкину — очень ответственная работа.

      6. Сообщение о трёх конкурсах на лучший проект памятника.

      Учитель. Давайте пофантазируем и попытаемся воспроизвести фрагмент заседания художественной комиссии.

      7. Инсценирование-«реконструкция» заседания комиссии.

      Учитель. Русский поэт Аполлон Николаевич Майков, обращаясь к скульптору памятника Пушкину, в 1876 году написал стихотворение-пожелание «Ваятелю» с указанием того, что должен выражать памятник Пушкину:

      Изобрази ты в нём поэта,
      Чтоб — в царстве мысли
      царь — он был

      Исполнен внутреннего света,
      Да им и нас бы охватил!

      Кто же он, автор первого памятника Пушкину?

      8. Сообщение об А.М. Опекушине.

      Учитель. Итак, прошло 25 лет, прежде чем идея была воплощена в жизнь.

      Давайте мы с вами вернёмся на более чем сто лет назад и посмотрим, как состоялось открытие памятника.

      9. Сообщение «Открытие памятника Пушкину».

      На открытии памятника выступило очень много людей. Среди них был великий русский писатель И.С. Тургенев.

      Дав оценку А.С. Пушкину как гению русской литературы, как человеку, постигшему суть русского народного характера, Иван Сергеевич обратился к памятнику.

      Выразительное чтение фрагмента речи И.С. Тургенева.

      Учитель. А в тот же вечер на заседании Общества любителей российской словесности с речью выступил Ф.М. Достоевский. Он говорил о национальном и общечеловеческом смысле уникального явления Пушкина. Заканчивая своё выступление, Фёдор Михайлович сказал: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою: некоторую великую тайну. И:мы теперь: эту тайну разгадываем:»

      За эту речь литературная Москва увенчала писателя лавровым венком.

      Глубокой ночью Достоевский пришёл к памятнику Пушкину и положил венок к его подножию, отдавая дань глубокого уважения гению пера.

      Давайте же и мы подойдём поближе к памятнику великому поэту.

      10. Устное словесное рисование «Памятник Пушкину».

      Поэт стоит, слегка наклонив голову. Правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. И кажется, что шёл он по бульвару, а потом остановился и глубоко задумался. О чём? Может быть, в его душе рождаются строки: «Так, полдень мой настал:»

      Пушкин стоит в накинутом на плечи поверх сюртука широком плаще. Лежит он свободно, собран крупными складками. Кажется, что перед нами не литая бронза, а мягкая ткань!

      Особенно выразительно лицо поэта. Будто думает он о жизни, о своём народе.

      Скульптор удивительно точно передал и портретное сходство с оригиналом. Пушкин, как живой, стоит перед нами.

      Всё строго и просто в памятнике, никаких лишних украшений.

      На фасаде постамента, на передней его части, — гусиное перо и лавровый венок — в благодарность поэту за его гениальный труд. Чуть выше высечено только одно слово: ПУШКИНУ.

      А на боковых сторонах — строки из знаменитого стихотворения «Памятник»:

      И долго буду тем любезен я народу,
      Что чувства добрые я лирой пробуждал.

      Что в мой жестокий век восславил я Свободу
      И милость к падшим призывал.

      Какой перифразой вы могли бы заменить надпись на памятнике Пушкину?

      Ответы учащихся. («России первая любовь!», «Любимец народа», «Талант, умеющий любить:», «Душа в заветной лире:» и др.).

      Как вы думаете, какие поэтические строки могли рождаться в ту минуту, которую запечатлел А.М. Опекушин?

      Но не хочу, о други, умирать;
      Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать:(«Элегия»)

      О нет! Недаром жизнь и лира
      Мне были вверены судьбой! («Козлову»)

      И неподкупный голос мой
      Был эхо русского народа. («К Н.Я. Плюсковой»)

      Мой друг, отчизне посвятим
      Души прекрасные порывы! («К Чаадаеву»)

      Учитель. Отлитый из бронзы памятник, как мы уже сказали, был установлен в начале Тверского бульвара, а позже, уже в советское время, когда разрушили Страстной монастырь, был перенесён на другую сторону Пушкинской площади.

      Но для коренных москвичей этот перенос был воспринят очень болезненно.

      Чтение отрывка из повести В. Катаева «Алмазный мой венец» («Москва. 20-е годы. Тверская: А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак».)

      Учитель. У меня в руках вырезка из газеты «Комсомольская правда» от 1 февраля 1987 года.

      Здесь телеграмма от москвича, адресованная хранителю Пушкиногорья Семёну Степановичу Гейченко с просьбой о возвращении памятника Пушкину на прежнее место.

      Чтение отрывка из письма.

      Учитель. Но, увы, переноса памятника на прежнее место пока не произошло. Но коренные москвичи верят, что историческая справедливость восторжествует.

      11. Литературные ассоциации.

      Учитель. А мы вернёмся к памятнику. У каждого он вызывает свои ассоциации.

      1) Иван Шмелёв считал, что встреча с Пушкиным (пусть в бронзовом обличье) — это для каждого из нас знак судьбы. Он со своего пьедестала как бы говорит нам: «Помните своё, не теряйте себя, сознавайте себя, кто вы! откуда вы! из какой стихии! какого корня!».

      2) Встреча Анны Ахматовой с памятником Пушкину стала толчком для рождения стихотворения «Пушкин». (Чтение стихотворения).

      3) Вспоминаются удивительные строчки стихотворения «Александр Сергеевич». Их автор — Булат Окуджава, коренной москвич, для которого Пушкинская площадь, наряду со старым Арбатом, была любимом местом Москвы. (Чтение стихотворения).

      4) Странная и удивительная ассоциация родилась у М.И. Цветаевой. Она считала, что у А.М. Опекушина была «чудная мысль — гиганта поставить среди детей. Чёрного гиганта — среди белых детей:

      Памятник Пушкина есть памятник чёрной крови: Расизм до своего зарождения Пушкиным опрокинут в самую минуту его рождения. Нет — раньше: в неизвестный день и час, когда Пётр впервые остановил на абиссинском мальчике Ибрагиме чёрный, светлый, весёлый и страшный взгляд. Взгляд-приказ — Пушкину быть. Так что наши дети будут расти под памятником против расизма — за гения».

      Учитель. Как вновь не вспомнить пушкинские строки:

      И как бы подтверждением этих слов являются стихи поэтов ХХ века.

      Чтение учениками стихотворений (Л. Озеров «Старик тунгус, приехавший в Москву:», Р. Гамзатов «Пора ученья для меня настала:» и др.).

      Учитель. Да, истинный гений интернационален, поэтому у подножия памятника Пушкина можно встретить людей с разным цветом кожи, из разных уголков нашей страны и всего мира. У каждого — свой Пушкин, своя кровная связь с ним.

      11. Творческая работа.

      Какие ассоциации вызывает памятник Пушкину у вас? (Чтение творческих работ).

      12. Подведение итогов размышления.

      Учитель. Мы живём на Севере. Много лет тому назад сюда приехал писатель Борис Шергин. Именно здесь у него произошла удивительная встреча с поморкой С.И.Чёрной, неграмотной женщиной, которая поведала ему северный сказ о Пушкине, в котором выразила своё понимание гения великого поэта.

      Чтение наизусть «Северного сказа о Пушкине» С.И. Чёрной.

      Учитель. Как мы видим, пушкинская поэзия понятна и близка разным людям. В этом её непреходящее значение.

      Хочется процитировать слова Давида Самойлова:

      Учитель. Евгений Евтушенко как-то сказал: «Если бы у меня была возможность воскресить хотя бы одного человека, я воскресил бы Пушкина». И это не случайно, ведь

      Непредставима жизнь без Пушкина.
      Она без Пушкина — вдова.

      Пока душа не обездушена
      И Пушкин в ней — душа жива.

      Я очень надеюсь, что когда вы будете в Москве, то обязательно подойдёте к памятнику Пушкину и поговорите с ним по душам. А может быть, спросите: «Что, брат Пушкин? И ты, небось, так же томился ночами, тяжело ступал ногами по половицам, гадал о прошлом, страшился будущего? Ты, Пушкин, скажи! Как жить? Что грядёт?»

      Приходят к памятнику люди, кладут цветы. И светлеют их лица, воскресает душа.

      А в самые радостные дни своей жизни они с родными и близкими фотографируются на фоне Пушкина. Нет, не на фоне, а с Пушкиным.

      И происходит чудо: у фотографа из аппарата птичка вылетает. Если не верите, то у вас есть возможность это проверить!

      Звучит запись песни Булата Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство».

      Учитель. Давайте и мы на память снимемся на фоне Пушкина и будем счастливы!

      Читайте так же:  Памятник ленину в поселке разлив