Меню Закрыть

Памятник ейский патриот

БК-162 Ейский патриот

Дата Приписка Владелец Примечание
Ейск Памятники
Ейск
Рязань Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) Рязанский городской клуб ДОСААФ
ВМФ СССР ЧФ ВМФ СССР
КДуВФ ВМФ СССР
КВФ ВМФ СССР
Проект: 1124
Место постройки: Астраханский СCРЗ им. А.П. Гужвина (им. 10-ой годовщины Октябрьской революции) Астрахань
Строительный №: 315
Заложено: 1943
Спущено на воду: 1944
Построено: 09.1944
Приписка: Ейск
Владелец: Памятники
Текущее состояние: Не эксплуатируется
Вооружение: 2х76,2 мм в башнях танка Т-34, 2х12,7 мм ДШК.

В 1944 году, когда ейские предприятия в тяжелых условиях после оккупации начали восстанавливать свое производство, коллектив завода «Запчасть» (ныне станкостроительный завод) выступили с инициативой собрать средства на постройку боевого корабля. Жители Ейска откликнулись на этот призыв. Всего было собрано 452650 рублей деньгами и облигациями государственных займов.

К концу 1944 года бронекатер Б-162 был построен на заводе «Х лет Октября» в Астрахани. Всего было построено 4 катера этой же серии. Команда подбиралась из офицеров и матросов Каспийской военной флотилии, находившихся на излечении в госпиталях города.

Катер вступил в боевой строй кораблей Дунайской военной речной флотилии (ранее — Азовской военной флотилии), где действовал в составе гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей, прошел боевой путь от Измаила До Вены, начав его 20 декабря 1944 года.

Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену.

В боях за Гайнбург отразил 7 налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка, 17 САУ, 38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он первым из отряда был удостоин звания «Гвардейский», успешно завершил переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой боевой путь.

Первым командиром катера был лейтенант Борис Фёдорович Балев (1921-2000), переведенный вместе с катером из Каспийской флотилии. Балев Б.Ф. на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. В составе частей морской пехоты и на кораблях Балтийского и Черноморского флотов принимал участие в обороне Ленинграда, Севастополя, в боях за Кавказ. Войну начал старшиной второй статьи, а закончил гвардии лейтенантом. В 1944 году принял под свое командование бронекатер «Ейский патриот».

За мужество и отвагу Б.Ф.Балев был удостоен многих правительственных наград.

После Великой Отечественной войны — на командных должностях ВМФ. В 1970-е годы — в Центральном аппарате ВМФ. Капитан первого ранга. Кандидат военно-морских наук.

Решением Исполкома Ейского городского Совета депутатов трудящихся от 8 мая 1975 года Балеву Б.Ф. присвоено звание Почетный гражданин города Ейска.

После окончания войны БК-162 находился в составе Военно-Морского Флота. 3.10.1960 г. разоружен, исключен из боевого состава и передан Рязанскому клубу ДОСААФ. По инициативе ейчан было принято решение об установке катера на постамент в Ейске. Катер был речным путем отбуксирован в город, где комсомольцы судостроительного завода в нерабочее времени отремонтировали и покрасили бронекатер.

Весной 1975 года начались работы по установке катера. Установку производили строители рыбзавода под руководством инженера-строителя Г.М.Митаева.

Бронекатер БК-162 «Ейский патриот» установлен на высоком пьедестале в центре пляжного комплекса на Ейской косе 8 мая 1975 года. На митинге присутствовали члены экипажа катера: командир Балев Б.Ф., боцман В.И.Сукач, старшина рулевых Н.Д.Школяренко.

К настоящий момент в бывшем СССР в качестве кораблей-памятников сохраняются одиннадцать бронекатеров времен войны, в основном поздних лет выпуска. В основном это малые однобашенные катера проекта 1125, которых из ста пятидесяти одной выпущенной единицы сохранилось девять, девяности семи двухбашенным катерам проекта 1124 повезло куда меньше, их сохранилось всего два.
По первому из них: экспонату Центрального Музея Вооруженных Сил БК-433, никаких вопросов к истории нет. По крайней мере пока.
Фото Михаила Алексеева.

Зав. № 304. Заложен в 1942 г. (Астрахань), спущен весной 1943 г., вст. в строй в августе 1943 г. и 24.10.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 — 11.12.1943 г. десантной операции. 11.11.1943 г. тяжело поврежден в бою с торпедными катерами противника, но вскоре отремонтирован. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Белградской 28.09 — 20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 — 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 — 15.04.1945 г. наступательных операциях. В 1979 г. установлен возле Центрального музея Вооруженных Сил в Москве в качестве экспоната.

А вот история второго, куда более интересна. Историческая справка:

В 1944 году, когда ейские предприятия в тяжелых условиях после оккупации начали восстанавливать свое производство, коллектив завода «Запчасть» (ныне станкостроительный завод) выступили с инициативой собрать средства на постройку боевого корабля. Жители Ейска откликнулись на этот призыв. Всего было собрано 452650 рублей деньгами и облигациями государственных займов.
К концу 1944 года бронекатер БК-162 был построен на заводе «Х лет Октября» в Астрахани. Всего было построено 4 катера этой же серии. Команда подбиралась из офицеров и матросов Каспийской военной флотилии, находившихся на излечении в госпиталях города.
Катер вступил в боевой строй кораблей Дунайской военной речной флотилии (ранее — Азовской военной флотилии), где действовал в составе гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей, прошел боевой путь от Измаила До Вены, начав его 20 декабря 1944 года.
Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену.
В боях за Гайнбург отразил 7 налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка, 17 САУ,38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он первым из отряда был удостоин звания «Гвардейский», успешно завершил переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой боевой путь.
Первым командиром катера был лейтенант Борис Фёдорович Балев (1921-2000), переведенный вместе с катером из Каспийской флотилии. Балев Б.Ф. на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. В составе частей морской пехоты и на кораблях Балтийского и Черноморского флотов принимал участие в обороне Ленинграда, Севастополя, в боях за Кавказ. Войну начал старшиной второй статьи, а закончил гвардии лейтенантом. В 1944 году принял под свое командование бронекатер «Ейский патриот».
За мужество и отвагу Б.Ф.Балев был удостоен многих правительственных наград.
После Великой Отечественной войны — на командных должностях ВМФ. В 1970-е годы — в Центральном аппарате ВМФ. Капитан первого ранга. Кандидат военно-морских наук.
Решением Исполкома Ейского городского Совета депутатов трудящихся от 8 мая 1975 года Балеву Б.Ф. присвоено звание Почетный гражданин города Ейска.
После окончания войны БК-162 находился в составе Военно-Морского Флота. После списания был на стоянке в Рязани. Здесь его случайно нашли ветераны. По инициативе ейчан было принято решение об установке катера на постамент в Ейске. Катер был речным путем отбуксирован в город, где комсомольцы судостроительного завода в нерабочее времени отремонтировали и покрасили бронекатер.
Весной 1975 года начались работы по установке катера. Установку производили строители рыбзавода под руководством инженера-строителя Г.М.Митаева.
Бронекатер БК-162 «Ейский патриот» установлен на высоком пьедестале в центре пляжного комплекса на Ейской косе 8 мая 1975 года. На митинге присутствовали члены экипажа катера: командир Балев Б.Ф., боцман В.И.Сукач, старшина рулевых Н.Д.Школяренко.
На доске, укрепленной на постаменте катера надпись: «Гвардейский бронекатер «Ейский патриот. Построен на средства, собранные жителями города и района. Боевой путь начал 20.ХII.1944 года в Краснознаменной Дунайской флотилии. Под командованием гвардии лейтенанта Балева Б.Ф. участвовал в освобождении гг. Будапешта, Комарно и закончил бои в городе Вене»
.

Справочник С.С.Бережного «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945» в свою очередь отражает его следующим образом:

Вооружение: 2 х 76.2-мм в башнях танка «КВ», 2 х 12.7-мм пулемета ДШК. ( Примечание: касательно башен КВ ошибка исследователя)
Зав. №315. Заложен в 1943 г. (Астрахань), спущен летом 1944 г., вст. в строй в сентябре 1944 г. и 1.10.1944 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 10.01.1945 г. вошел в состав Дунайской флотилии. Участвовал в Венской 16.03 — 15.04.1945 г. наступательной операции. 3.10.1960 г. разоружен, исключен из боевого состава и передан Рязанскому клубу ДОСААФ. 9.05.1973 г. установлен в качестве памятника в Ейске.

Все было бы просто прекрасно, касательно столь бережного сохранения корабля построенного на средства трудящихся, если бы не одно но. Корабль поставленный на пьедестал в Ейске это не БК-162, в чем легко можно убедиться по фото ниже (разные башни, формы форштевней, рубки):
Фото В.Костриченко.

Причем я не только не собираюсь сочится сарказмом по этому поводу, но и хочу сказать спасибо неравнодушию Ейского партийного руководства в 70-е, благодаря которому заслуженный корабль (об этом ниже) не сгнил на стоянке клуба ДОСААФ в Рязани, окончив свой путь под горелками «металлистов» в 90-е, а обрел если не вечный то близкий к весному покой на постаменте, хотя и под чужим названием. Собственно на месте ейчан я бы сделал то же самое.
Касательно описанных обстоятельств у меня только одно замечание. Хотя в Ейске среди «причастных» людей вряд ли является большим секретом что катер на постаменте не есть реальный «Ейский Патриот», но не хотелось бы видеть косметической перекройки катера для приведения его к образцу в ходе ремонтов памятника. Катер на постаменте своим видимо заметно более длинным боевым путем нежели БК-162, это заслужил.

Итак, согласно справочника «Флоты Второй Мировой» (Он у меня на бумаге) и данных справочника С.С.Бережного ( по ссылке выше) известно что выпуск катеров проекта 1124 составил 97 единиц.
К началу войны в состав флота входило 28 единиц , еще 8 единиц вошли в состав флота в 1941 году; 12 в 1942 году; 17 в 1943 году; 26 в 1944 году и наконец 6 единиц в 1945-м.
В годы войны в состав АКФ входило — 30 таких бронекатеров, ВВФ — 13, КБФ -16; АВФ — 35; ДуВФ — 32, ДВФ — 5.
Из них было потеряно за годы войны -14, а именно по номерам на момент гибели — №31(Зав.№314), №72 (Зав.№315), №97 (Зав.№97) , №98 (Зав.№98), №113 (Зав.№114), №114 (Зав.№115), №122 (Зав.№117), №214 «За Сталинград» (Зав.№423), №414 (Зав.№302), №421 (Зав.№303), БК-112 (Зав.№113), БК-338 (Зав.№372) БК-413 «Мститель» (Зав.№301), БК-424 (Зав.№418).
Из оставшихся 83 бронекатеров по понятным причинам исключаем 30 «дальневосточных» и БК-433 экспонирующийся в Москве (хотя в общем то и номер данного катера стоило бы проверить). Осталось 52 единицы.
Теперь смотрим на сам катер. Благодаря компетентному замечанию Александра Буйлова касательно установленных на катере башен Т-34, можно определить период его постройки:
«Башни редкие, носовая 112 завода примерно конца 42 — начала 43, кормовая вообще из литья 264 завода, примерно середины 42. Легко могла попасть в Сормово при эвакуации Сталинграда. Такие в утиле не найдешь, так что они скорее всего родные
В результате чего нас начинают интересовать катера выпуска 1942-1943 годов, с основным вниманием кораблям сданным в первой половине года, до истощения на танковых заводах запасов «пирожков» ( обе башни Ейского катера) и начала монтажа на бронекатерах «гаек» (обе башни реального БК-162), когда «старые» башни выделяемые для бронекатеров попасть на них могли только из ремфонда либо со склада бракованной продукции ( судя по фото, некоторое количество катеров данного проекта несло разнотипные башни).
По внимательному изучению справочника список подозреваемых сокращается до 17 единиц, это: БК-121, БК-215 «Капитан 3 ранга Лысенко», БК-221, БК-111, БК-211, БК-212, БК-314, БК-324, БК-411, БК-412, БК-423, БК-431, БК-432, БК-434, БК-335, БК-336, БК-337.
Далее из этих 18 единиц исключаем катера что несли РПУ М-13-М вместо кормовой башни, что сокращает список до 15 номеров, а именно БК-121, БК-215 «Капитан 3 ранга Лысенко», БК-221, БК-111, БК-211, БК-212, БК-314, БК-411, БК-412, БК-423, БК-431, БК-432, БК-434, БК-335, БК-337.
БК-111 и БК-121 вступившие в строй летом 1942 года и в начале сентября вошедшие в состав Каспийской Флотилии маловероятны, даже без их послевоенной передачи в состав МПО НКВД, с учетом слов Александра о периоде выпуска носовой башни. Так же видимо стоит отбросить вступившие в строй только в декабре 1943 года БК-335 и БК-337.
Вероятность того что что на постаменте стоит БК-423, БК-431, БК-432 и БК-434 , БК-211, БК-212, БК-314 вошедших в состав ВМФ осенью 1943 я бы оценил несколько выше, но основное внимание на мой взгляд следует обратить на бронекатера БК-215, БК-221, БК-411 и БК-412, тем более что касательно послевоенной судьбы трех из них у С.С.Бережного данных не оказалось ( БК-221 7.04.1956 года исключен из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества). Наиболее вероятно что в Ейске стоит именно один из них.

1. №41 («Капитан 3-го ранга Лысенко», с 18.09.1942 г. №91, с 3.02.1942 г. №213, с 22.03.1944 г. «БК-215»)
Зав. №422. Заложен в 1941 г. (Красноармейск), спущен в апреле 1942 г., вст. в строй весной 1943 г. (Астрахань) и 14.06.1943 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 15.09.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 — 11.12.1943 г. десантной операции. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 — 29.08.1944 г., и Белградской 28.09 — 20.10.1944 г. наступательных операциях.

2. №43 (с 18.09.1942 г. №64, с 3.02.1942 г. №221, с 22.03.1944 г. «БК-221»)
Зав. №424. Заложен в 1941 г. (Красноармейск), спущен в апреле 1942 г., вст. в строй весной 1943 г. (Астрахань) и 14.06.1943 г. вошел в состав Каспийской флотилии. 15.09.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 — 9.0.943 г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10 — 11.12.1943 г. десантной операциях. 5.11.1943 г. во время шторма получил повреждения, но был отремонтирован и снова введен в строй. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Белградской 28.09 — 20.10.1944 г. и Будапештской 29.10.1944 — 13.02.1945 гг. наступательных операциях. 26.05.1945 г. получил повреждения, выскочив на берег во время прохода под разрушенным мостом на Дунае, впоследствии отремонтирован. 7.04.1956 г. исключен из списков ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества.

3. №411 (с 22.03.1944 г. «БК-411»)
Вооружение: на 1.09.1944 г.: 2 х 76.2-мм «Ф-34», 1 х 12.7-мм и 2 х 7.62-мм пулемета.
Зав. №414. Заложен в 1942 г. (Зеленодольск), спущен весной 1943 г., вст. в строй летом 1943 г. и 26.08.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. В некоторых документах упоминается под заводским номером. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 — 9.10.1943 г. наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10 — 11.12.1943 г. десантной операциях. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 — 29.08.1944 г. и Белградской 28.09 — 20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 — 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 — 15.04.1945 г. наступательных операциях.

4. №412 (с 22.03.1944 г. «БК-412»)
Зав. №415. Заложен в 1942 г. (Зеленодольск), спущен весной 1943 г., вст. в строй летом 1943 г. и 26.08.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09 — 9.10.1943 г. наступательной операции. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Участвовал в Будапештской 29.10.1944 — 13.02.1945 гг. наступательной операции
.

Поскриптум:
Если на постаменте застыл «Капитан 3-го ранга Лысенко» (касательно БК-221 то основной путь из отдела фондового имущества — в разделку) то ситуация становится очень забавной, поскольку этот катер рискует быть единственным уцелевшим бронекатером постройки завода №264 в Красноармейске/Сарепте в стране. К сожалению не обладаю достаточно полными данными по характерным чертам катеров постройки разных заводов, чтобы сказать это определенно.

Памятник ейский патриот

Ейск
Памятник И. М. Поддубному в сквере его имени
Полезная информация
Население 85 760 чел.
Часовой пояс UTC+03:00

Ейск – город на севере Краснодарского края, районный центр с населением 85 тыс. человек. Вместе с ближайшими населёнными пунктами, которые номинально входят в городское поселение, численность населения вплотную приближается к ста тысячам человек (на 2019 год). Население города почти полностью русское, очень много (реально много) переселенцев из других регионов, в том числе пенсионеров.

Город расположен в равнинно-степной местности на берегу Азовского моря, у основания Ейской косы (и на косе тоже) и практически с трёх сторон окружён водой.

В летнее время в городе большой наплыв отдыхающих – население увеличивается практически в два раза, со всеми вытекающими прелестями.

Ейск основан графом Михаилом Семёновичем Воронцовым в 1848 году, как морской порт на Азовском море и купеческий город. К началу 20-го века город достиг своего расцвета, затем началась Империалистическая война и стало не до торговли.

После революции 1917 года для города Ейска наступили тяжёлые времена. В городе обосновались красные, тогда как в окружающих город казачьих станицах население придерживалось прямо противоположного мнения. В результате город несколько раз переходил из рук в руки, в общей сложности противостояние продолжалось до 1920 года, когда в городе высадился морской десант, и моряки казаков выбили из города, а затем пошли шерстить по станицам. кровавая история, короче.

В 1931 году в город перевели Высшую школу морских лётчиков и лётнабов им. И. В. Сталина — старейшее авиационное учебное заведение Российской империи и СССР. На окраине города построили стационарный аэродром. С того времени и до сих пор город тесно связан с авиацией.

Во время Великой Отечественной войны город несколько раз подвергался бомбардировкам немецкой авиации. На базе училища была сформирована истребительная эскадрилья, которая отражала налёты. Из учебных эскадрилий сформировали штурмовые — на учебные этажерки повесили бомбодержатели. Эти импровизированные штурмовики работали в ходе обороны Крыма, неся при этом просто ужасающие потери: так, 23-й штурмовой полк за три месяца войны был выбит полностью, до последнего самолёта.

Оккупация города продолжалась с августа 1942 до начала февраля 1943 года, сопровождалась арестами и казнями, в том числе были умерщвлены 214 детей из городского детдома.

После оккупации город начали потихоньку восстанавливать. Но война продолжалась — в городе развернули штаб Азовской военной флотилии, на базе училища формировались лётные части.

С окончанием войны город переживает очередной расцвет: активно строятся новые современные жилые районы, новые промышленные предприятия. В город начинают подтягиваться туристы со всей страны, и начинается строительство домов отдыха и пансионатов. Расцвет города закончился с окончанием СССР: начали закрываться заводы, медленно увял туризм — в ходе шоковой терапии людям стало не до отдыха, многие просто выживали.

С началом войны в Чечне на Ейском аэродроме сформирован авиационный полк бомбардировщиков. Обвешанные гроздьями бомб Су-24 регулярно вылетают на задания, с диким грохотом проходя прямо над городским автовокзалом.

Впрочем, к концу 90-х годов туристы вновь потянулись в город, а затем и переселенцы поехали.

Современность Править

В 21-м веке в городе интенсивно развивается туристический бизнес. Так как город с трёх сторон окружён водой, то в черте города организовано несколько пляжей и зон отдыха: Таганрогская набережная с пляжем «Каменка», аквапарком «Немо» и дельфинарием; пляж «Морской»; центральный пляж; пляж «Молодёжный», на котором находится школа виндсерфинга; пляж «Детский»; пляжи на берегу ейского лимана, и др. В городе несколько парков с аттракционами: самый большой парк им. Поддубного, затем парк им. Горького, Никольский парк. Есть куда пойти как днём, так и вечером.

Архитектура города представляет собой смесь частных домовладений конца 19-го начала 20-го веков, зданий сталинской постройки, панельных многоэтажек позднесоветского периода, коттеджей, современных многоквартирных домов и жилых комплексов. В общем, город практически пополам делит ул. Богдана Хмельницкого. Почти вся застройка северо-западнее этой улицы — это старый город, состоящий из огромного числа древних частных домов различной степени сохранности, отреставрированных домов, многоэтажек разного периода постройки. Юго-восточнее этой улицы архитектура города разительно меняется — значительно меньше частного сектора, много многоэтажных домов и откровенно недешёвых коттеджей. Условно город делится на несколько районов: Центр или купеческий город с Таганрогской набережной, Ейская коса с портовой зоной (пляжи и аттракционы соседствуют с промзоной порта), Военный городок (соседствует с аэродромом), Промзона (нежилой район почти посередине города, в котором сейчас разные склады и магазины, жилых домов почти нет); Новый жилой массив, включающий в себя 2-й, 3-й, 38-й микрорайоны, 37-й микрорайон «Солнечный» (самый приличный современный жилмассив, почти полностью из многоэтажных зданий, есть 12-этажные), микрорайон «Кирпичики» (район бывшего кирпичного завода, там-же очистная станция городской канализации, фуу. ), «Поле слёз» (большой район коттеджей), Первое отделение совхоза «Мичуринский» (частный сектор возле старого кладбища, ранее действительно был совхоз). Имеются ещё микрорайоны: Эко-усадьба «Воронцовская» (двух-трёхэтажные таунхаусы), «Поле чудес» (небольшой микрорайон коттеджей, построенный «нищебродами» в 90-х), район дач (городские дачные участки, очень много заброшек, но есть дома, где люди живут постоянно). Без названия огороженный небольшой район коттеджей на южном въезде в город и активно застраивающийся коттеджами район в направлении п. Краснофлотский.

К городскому поселению также относится п. Морской, п. Ближнеейский, п. Краснофлотский, п. Подбельский, п. Широчанка.

Из особенностей городской архитектуры можно выделить высокую плотность застройки как в старом городе, так и в относительно новых районах, с нумерацией домов в порядке застройки, что создаёт определённые проблемы при поиске нужного адреса (в городе большинство многоквартирных домов нумеруются по корпусам через дробь, что иногда превышает все разумные пределы). В старом городе улицы узкие (в своё время они не были рассчитаны на поток автомобилей) и для увеличения пропускной способности часть дорог предназначена только для одностороннего движения. Множество улиц и переулков в частном секторе — грунтовые. В городе только две улицы с четырьмя полосами движения.

Климат города Ейска умеренно-континентальный, на который накладывается близость моря. Жаркое календарное лето с очень небольшим количеством осадков сменяется вполне тёплой ранней осенью, которая постепенно переходит в затяжную позднюю осень с хмурым небом и частыми осадками в виде дождя и мокрого снега. Над морем периодически стеной висит туман. Наиболее холодные месяцы — это январь и февраль. В это время пару недель может пролежать снег, но всё же небесные хляби чаще проливаются дождями до самой весны. Температура в зимнее время зависит от направления ветра — южный ветер даёт плюсовые температуры, тогда как северный приносит минусовые. Весна вступает в свои права к концу марта-началу апреля. Однако в марте вполне может зарядить последний снегопад.

В мае в городе уже вполне комфортно, солнечно и ещё не жарко.

Из-за близости к морю в городе круглый год очень низкие суточные перепады температуры (днём и ночью может быть почти без разницы) и высокая влажность воздуха, а в зимнее дождливое время постоянно близкая к 100% влажность — обычное явление. В летние месяцы тяжело переносится ночная влажная духота, не спадающая даже под утро, тогда как в двадцати километрах на юг от города ночью заметно прохладнее (но и днём ощутимо жарче).

Ещё пару слов про особенности местного климата. Из-за моря, которое везде, весна в Ейск приходит немного позднее, также как и осень задерживается почти до Нового года. Туманы в городе достаточно редкие, тогда как за городом намного чаще (это в межсезонье и зимой). Ну а летом Ейск — это ведьмин угол: вокруг города могут бродить тучи и периодически идти дождь, тогда как в самом городе — ни капли, зато дикая жара и духота!

Зимой в городе непролазная грязища, повсеместно стоят лужи, а всё потому, что совершенно отсутствует ливневая канализация, и даже обыкновенные дренажные канавы по обочинам дорог имеют всего пара улиц в городе.

Памятник «Бронекатер «Ейский патриот»

Удивительный памятник — огромный боевой катер, водруженный на высокий постамент — могут наблюдать туристы на Ейской косе. Памятник находится непосредственно при въезде на косу, у входа на Центральный пляж города. Прямо у памятника — остановка общественного транспорта. Не заметить его невозможно!

Памятник военному катеру «Ейский патриот» — это наследие великой отечественной войны с фашистской Германией. Во время этой войны боевые действия проходили в том числе и на акватории Азовского моря. Именно здесь воевал катер «Ейский патриот», построенный на деньги простых ейчан — жителей города. Скидываться всем миром и строить на эти деньги военную технику, а потом отправлять ее на фронт в те времена было обычным делом, такая «складчина» насаждалось властью и активно пиарилась официальной пропагандой, так что такие вещи имели место практически в каждом городе СССР. Товарищу Сталину не хватало денег на танки и боевые катера, и он беззастенчиво брал их из карманов нищего населения, обрекая людей и их детей на голод и еще большую нищету. Но кого в те «великие» времена заботили такие мелочи? Даже наоборот, зазомбированное коммунистической пропагандой население часто само несло и опускало последние гроши в эту «копилку Победы», искренне считая, что «великое» советское государство иначе не выстоит. А в это время их собственные дети пухли от голода… Но это уже вопросы гипноза и психиатрии, которые не имеют отношения к теме данной статьи.

Те страшные времена миновали. Продырявленный и потопленный немцами боевой катер «Ейский патриот» после войны был поднят со дна Азовского моря и поставлен на бетонный постамент в черте города, при въезде на Ейскую косу. И сейчас потомки тех людей, что выжили и победили в той страшной войне, приезжают в наш город на отдых, дивятся этому необычному памятнику, делают напротив него селфи и групповые фотографии и совершенно не задаются вопросом — сколько жизней, жизней умерших от голода детей, стоил в итоге этот боевой катер? Какова его цена? Но, возможно, думать над этим вопросом и правда не следует — уж слишком страшным получается ответ, как ни крути… Проще забыть.

Серия статей о памятниках города Ейска написана по заказу семейной мини гостиницы «У Азовского моря» , Ейск, ул. Победы, 8 +7(918)2777150.

И помните, что полную и исчерпывающую информацию о Ейске вы всегда найдете в Путеводителе по Ейскому курорту на нашем сайте yeisk-otdih.ru

Подпишитесь на новые статьи, фото, видео!

Скачайте приложение «Ейск для туристов» в Google Play Market!

Достопримечательности Ейска

Главные достопримечательности Ейска — его пляжи. Именно ради них в этот город и приезжают все туристы.

Улицы Ейска украшает множество интересных скульптур и монументов.

Могила Ивана Поддубного, прославленного силача и борца, является историческим памятников федерального значения. Долгое время могила находилась в запустении, однако теперь на ней установлен гранитный монумент. Могила располагается на территории парка, который теперь носит имя Поддубного. В этом же парке, рядом с могилой, располагается скульптура атлета в полный рост, рядом находится музей, рассказывающий о жизни великого спортсмена.

Памятник казакам был установлен к 210-летию переселению черноморских казаков на Кубань. Он изображает бравого казака-атлета, который сидит верхом на бочонке с вином и держит в руках винтовку и чашу с вином. Выглядит памятник очень живописно, так что туристы любят с ним фотографироваться. Памятник установлен на улице Мира, рядом с ТК «Ейск-Аркада».

Бронекатер «Ейский патриот» — известная городская достопримечательность, расположенная на городском пляже. Бронетанкер был построен в 1944 году на деньги ейских работяг, дошел до Вены, был списан в конце шестидесятых. В 1975 году катер, обнаруженный на стоянке в Рязани, занял место на пьедестале. Интересно, что все это общественная инициатива: нашли катер ветераны, привели в порядок — комсомольцы, а помогли установить на новое место вечной стоянки — работники с рыбзавода.

Памятник Тимофею Хрюкину — памятник федерального значения, один из четырех федеральных памятников Ейска. Он установлен в парке имени Горького в память о дважды Герое Советского Союза, генералу-полковнику авиации, родившемуся в Ейске. Монумент создал всемирно известный скульптор Евгений Вучетич, в том числе работавший над колоссальной скульптурой «Родина-Мать» на Мамаевом кургане.

Памятники Ноне Мордюковой и Сергею Бондарчуку-старшему установлены в конце нулевых годов на пересечении улиц Ленина и Победы, рядом с бывшим кинотеатром «Звезда» (ныне «Премьер»). Судьба обоих была связана с Ейском: прославленный актер и режиссер именно в Ейске, еще школьником играл своим первые роли в театральном кружке. Нона Мордюкова жила в Ейске вместе с матерю в 1944 году, а уже в 1945 поступила во ВГИК.

Памятник князю Воронцову — конная скульптура, установленная в честь основателя Ейска в 2008 году. Памятник стоит на площади перед стадионом, на пересечении улиц Нижнесадовой и Портовой аллеи.

Сохранилась в Ейске и старинная архитектура, так что с интересом можно погулять по улицам города. В числе построек выделяются несколько храмовых сооружений. В поисках тенистой природы стоит прогуляться и по паркам Ейска.

Отзывы и истории поездок

Как вообще узнать о близости моря? Да очень просто — по улицам дефилируют люди в пляжных, как это церемонно называется, костюмах. И массово сдается жилье. Читать дальше >

Читайте так же:  Кольский полуостров памятники