Меню Закрыть

Памятник александра невского в новосибирске

Архитектура Новосибирска

Храм во имя св. Александра Невского

Храм во имя св. Александра Невского в Новосибирске-Новониколаевске (Красный просп., 1а). Признан памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома № 236 от 14.04.1976 г.).

Н.П. Литвинов в «Справочнике по Новониколаевску» пишет, что, 18 сентября 1895 года было возбуждено ходатайство о строительстве в посёлке храма имени Александра Невского. Сделать это мог вероятнее всего лишь сход граждан посёлка, который в этот момент назывался Александровским. Храм было решено строить кирпичным, что было весьма дорого в то время. Был образован комитет по постройке храма во главе с начальником строительства Средне-Сибирского участка Сибирской железной дороги инженером Г. Межениновым. Временно, до постройки каменного храма, было разрешено выстроить деревянный молитвенный дом. Небольшое, прямоугольное в плане, здание было построено и в декабре 1895 г. освящено священником Константином Львовым. Отдельно, рядом с церковью, на деревянных столбах стояла колокольня. Молитвенный дом был сооружён спонтанно на средства местных жителей. Первым священником в поселке стал Василий Алексеевич Посельский. Из его послужного списка видно, что он «по прошению прихожан был переведён на настоящее место в качестве сверхштатного для заведования новооткрываемым приходом при строящейся сей Новониколаевской церкви».

Указом Синода от 10 февраля 1896г. за №780 в посёлке был открыт самостоятельный приход с притчем из священника и псаломщика, а по указу от 18 марта 1898 г. за № 2877 штат церкви увеличился ещё на одного священника и дьякона. В мае 1896 г. пришло известие об отводе бесплатно земли под церковь. Действительно 4 апреля 1896 года Николай II разрешил безвозмездно передать участок земли в I десятину (2400 кв.саж.), принадлежащей Кабинету. Но начать строительство в 1896 году не удалось, вероятно, средств, собранных среди прихожан, было мало. В церковной ведомости за 1900г. указывается, что закладка церкви произошла 15 мая 1897г.

В «Справочнике по Новониколаевску» написано, что 15 мая 1897г. царь пожертвовал на постройку церкви 5000 рублей, а закладка состоялась 22 мая в присутствии начальства, строителем церкви был назначен инженер-путеец Н.М. Тихомиров.

Строительству этой церкви императорский двор придавал особое значение. Она мыслилась как памятник императору Александру III — основателю Великого Сибирского пути (не считая десятков тысяч рабочих).

Основные средства на постройку церкви выделил фонд имени Александра III. В 1891 году Николай II, тогда ещё наследник престола, завершая кругосветное путешествие, проехал через Сибирь. Набожного наследника поразила малочисленность церквей на пути его следования. Поэтому он, будучи председателем Комитета по постройке Сибирской железной дороги, поднял вопрос о строительстве церкви в зоне строительства железной дороги. Для этой цели и был создан фонд имени императора Александра III. В 1894 году он складывался из взносов «ревнителей» церкви. Вот из этого фонда и было выделено 47 тысяч рублей на постройку церкви Александра Невского в Новониколаевске.

Из этих 47 тысяч рублей 19 тысяч рублей приходится на долю московских купцов братьев Баевых. Строилась церковь по проекту архитектора Соловьева Н. (версия другая — Лыгин К.К.), который положил в его основу проект храма «Во имя ликующей Божьей Матери» в Галерной гавани Петербурга (1885-1890 гг.), гражданских инженеров В.А. Косякова и Д.А. Пруссака.

К концу 1898 г. кладка кирпичных стен церкви была закончена. В ней было три престола: главный придел во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского и два боковых — Святителя и Чудотворца Николая и Святого великомученика Георгия.

Когда выяснилось, что открытие церкви задерживается за неимением средств на изготовление иконостаса, то Николай II пожертвовал 6500 рублей на его изготовление. Роспись церкви выполняла томская иконописная мастерская И.А. Панкрышева, не отличавшаяся особым профессионализмом и готовая исполнять любые пожелания заказчика в любом стиле «от византийского до новейшего академизма включительно». Внутрисоборная живопись была выполнена на достаточно низком, ремесленном уровне. 29 декабря 1899 г. церковь была освящена епископом Томским и Барнаульским Макарием. В 1904 году были освящены два боковых придела.

Церковь удачно поставлена на возвышенном участке у железнодорожного моста, в начале главной магистрали города. И, хотя, официальная пропаганда тех лет неизменно подчёркивала роль церкви А. Невского, как памятника Александру III, на деле она в большей степени была памятником строителям Великого Сибирского пути. Когда в городе стало несколько церквей, то А. Невская церковь как главная стала называться собором. Возможно, это название утвердилось в период 1910-1912 годов. Судя по открыткам и фотографиям 1912-1913 гг. церковь была побелена, но в настоящее время следов побелки практически нет. Крыша была окрашена в зелёный цвет.

В 1913 году в губернском строительном отделении была рассмотрена и удовлетворена просьба на устройство в Александро-Невской церкви Новониколаевска двух боковых дверей и кочегарки, а также центрального водяного отопления и вентиляции.

В 1938 г. по решению Новосибирского горсовета собор был закрыт, сняты колокола, кресты, разрушена колокольня, собор был перепрофилирован и частично реконструирован. В годы Великой Отечественной войны в здании разместился проектный институт «Промстройпроект». В интерьер было встроено перекрытие, лестничный марш, заменены оконные переплеты, частично нарушена кладка фасадов, полностью уничтожена роспись (роспись выполняла томская иконописная мастерская И. А. Панкрышева). В 1957-1985 гг. здание занимала Западно-Сибирская студия кинохроники. В этот период появились дополнительные внутренние перегородки, устроены пожарные выходы из окон 2. го яруса. В сентябре 1989 г. по решению облисполкома здание возвращено Новосибирскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви, а в 1991 году было вторично освящено Святейшим Патриархом Алексием.

Использованы материалы В.К. Старикова и С.Н. Баландина.

Собор отличает единая центрическая трактовка главного столпообразного, восьмиугольного в плане, объема храма. План собственно храма имеет форму креста, который в уровне первого яруса окон закрыт приделами. Цилиндрический световой барабан, венчающий основной объем, завершен куполом. Высота церкви до верха купола 24 м. Диаметр подкупольного барабана 10,4 м. С запада к основному объему примыкает колокольня-звонница, завершающая пристройку притвора. Стены толщиной 1,25 м, выполненные из красного кирпича, опираются на фундаменты из гранитных камней и завершены крышей из деревянных конструкций по кирпичному купольному своду. Кровля собрана из металлических листов «в шашечку».

В архитектуре собора использованы мотивы византийского храмового зодчества. Фасады обильно украшены узорными карнизами из профильного кирпича, зубчатыми поясами, полуколоннами с капителями, рустами, плоскими уступчатыми нишами в форме креста. Большие окна светового барабана визуально облегчают массивный и по-сибирски кряжистый объем храма. Полукруглые завершения оконных проемов повторяют очертания портала главного входа и звонницы.

В интерьерах сохранились узорные кирпичные орнаменты в византийском стиле, рисунчатые полы из керамической плитки, а также фрагменты живописи. Судя по ритму расстановки фигур, всего в барабане было написано 17 фигур. Одна из них отличается по ширине. Можно предположить, что здесь был изображен крылатый архангел, остальные 16 фигур — пророки. Архивные фотографии интерьера свидетельствуют, что живопись была и на парусах, ниши в основаниях которых были заполнены объемными изображениями херувимов.

В начале 1990-х гг. были проведены реставрационные работы: отреставрированы фасады и интерьеры, восстановлена колокольня-звонница, рисунчатые полы, оконные переплеты сложного рисунка, покрыты купола и кровли, установлены кресты, частично выполнена роспись интерьеров. В интерьере собора современный позолоченный иконостас и люстры. В 2001 году начаты работы по благоустройству территорий. Основные габариты в плане: 23×32 м.

Использованы материалы каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». Новосибирск, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2003.

Собор во имя святого благоверного и Великого князя
Александра Невского

г. Новосибирск, ул. Советская, 1А

Собор Александра Невского

Собор, воздвигнутый в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного и великого князя Александра Невского, находится в центре нашего города.

Это первый каменный храм города. Собор – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.

Вопрос о постройке Храма возник с появлением в устье реки Каменки посёлка строителей Транссибирской железной дороги, названного позднее Новониколаевском. Не мыслили верующие наши предки поселения без Храма.

Ещё в 1891 году Николай II, тогда ещё наследник престола, проехал по маршруту будущей Транссибирской магистрали. Набожного наследника поразила малочисленность церквей на пути его следования. Разговаривая с местными жителями, воочию убеждался, что ходит народ «во тьме и сени смертней».

По результатам поездки в 1892 году ставший императором Николай II учреждает Особый Комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Был создан Фонд имени Александра III, который складывался из взносов ревнителей церкви.

10 октября 1895 года жители посёлка (мостостроители, купцы, мещане. чиновники – всего 21 человек) решили ходатайствовать перед Томским и Барнаульским епископом Макарием о том , чтобы построить церковь во имя благоверного князя Александра Невского, а пока возвести временный молитвенный дом. Был организован Комитет во главе с Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение храма, выбрал для него площадку, поручил архитекторам В.Косякову, Д.Пруссаку разработать проект храма вместимостью 500 человек, назначил попечителем стройки инженера В.А. Линка. 24 ноября 1895 года был открыт молитвенный дом, построенный в течение месяца на благотворительные средства, освящён священником Константином Львовым в декабре 1895 года.

Александро-Невская церковь 1900 г.

Клировые ведомости церкви за 1897-1898 годы свидетельствуют:

1. Временный молитвенный дом построен в 1895 году тщанием прихожан.

2. Зданием деревянный и отдельной колокольней на столбах. Ограды нет.

3. Престол в нем – один во имя Святаго Благовернаго Князя Александра Невского.

4. Утварью достаточен: семь облачений для священников, три стихарей для диакона..

5. Указом Св.Синода от 10 февраля 1896 года открыт самостоятельным приходом с причтом из священника и псаломщика. Оба на лицо.

6. Земли усадебной, пахотной и сенокосной нет.

7. Дома для священника и псаломщика есть, деревянные. Удобные…..

В приходе имеется школа, принадлежащая Алтайскому Горному Управлению, на средства которого и содержится. В школе обучаются 83 мальчика и 23 девочки. На содержание школы Горное Управление затрачивает около 600 рублей в год.

Приходское попечительство открыто с 10 апреля 1898 года. Имеется Комитет по построению храма.

Кроме означенной Горной школы, в поселке имеются 3 церковно-приходские школы.

1-я школа открыта 18 сентября 1897 года для девочек и содержится на средства местного священника Василия Посельского. Обучается 45 девочек.

Другая школа для мальчиков открыта 15 октября 1897 года на средства благотворителей, обучается 80 мальчиков, с 26 сентября 1898 года преобразована в двух-классную церковно-приходскую школу.

6 октября месяца 1898 года на средства местного приходского попечительства открыта школа грамоты, в которой обучаются 41 мальчик и 19 девочек.»

Первым священником в посёлке стал Василий Алексеевич Посельский.

По указу Священного Синода от 18 марта 1898 года за № 2877 штат церкви увеличился ещё на одного священника, диакона и псаломщика.

Распоряжением от 2-го марта 1896 года Император Николай II жалует под строительство храма и дома причта 1878 кв. саженей земли, от 20 сентября 1902 года 1000 кв. саженей.

Строился храм Александра Невского в память Императора Александра III, основателя Великого Сибирского пути, поэтому строительству храма императорский двор придавал особое значение.

Император Николай II пожертвовал на строительство храма 5 0000 рублей, да на изготовление иконостаса 6500 рублей. Основные же средства выделил Фонд имени Александра III — 47 тысяч рублей, из них 19 тысяч доля купцов Баевых.

И вот 15 мая 1897 года в присутствии Томского губернатора, начальника Средне-Сибирского участка Транссиба, инженеров Меженинова и Линка состоялась закладка храма. Стройку возглавил инженер-путеец Николай Михайлович Тихомиров (1857-1900)- строитель последнего пролёта моста для Транссиба.

В 1899 году церковь была построена и освящена.

В 1912 году в своём Рапорте Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому и Алтайскому, Благочинный градо Ново-Николаевских церквей протоиерей Николай Завадовский сообщает: «Александро-Невская церковь построена в 1899 году на средства из фонда Имени Александра III и на пожертвования частных благотворителей, из коих главным жертвователем был Государь Императора Николай Александрович, пожертвовавший 4 апреля 1896 году 5000 руб., в декабре 1899 г. – 6500 рублей; и купцов супругов И.Д. и А.З. Баевых и других лиц при пособии из церковных сумм, разрешенных Епархиальным Начальством.

Храм каменный с тремя престолами: главный во Имя Св. Благовернаго Князя Александра Невскаго и два боковых — во имя Св. Чудотворца, Николая Мирликийскаго и св. великомученика Георгия Победоносца.

Главный придел освящен Вашим Преосвященством 29 декабря 1899 года, а последние два по благословению вашего Преосвященства в 1904 г. (1 и 29 декаб.) Причт состоит из трех священников и одного диакона и трех псаломщиков…»

И далее: «исполнивших христианский долг исповеди в текущем году было обоего пола 4269 ч., в минувшем 1911 году 4220 ч.».

7 декабря 1899 года Государь Император пожертвовал священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб Великого князя Георгия Александровича.

Императором Николаем II были также пожертвованы храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Украшением храма также был образ Георгия Победоносца, пожалованный вдовствующей императрицей Марией Федоровной в память об умершем наследнике Великом князе Георгии Александровиче Романове.

Клировая ведомость указывает, что церковь имела достаточную утварь: восемь священнических облачений, семь стихарей, в том числе один из золотой парчи, три серебряных потира с приборами весом от 1 до 5 фунтов, три напрестольных Евангелия, в том числе одно — в серебряном окладе, три серебряных напрестольных креста. (Гано, Ф. Д-159, оп. 11. Д. 113-а). Иконостас собора был застрахован в Синодальном страховом обществе на сумму 35 тысяч рублей. Для размещения штата церковнослужителей были построены три деревянных дома.

Окончание строительства великолепной церкви и освящение ее можно считать одним из самых крупных успехов церковного строительства в Сибири. На крутом берегу Оби, над широко раскинувшимся внизу многолюдным посёлком был красив этот храм и настолько удачно было выбрано для него место.

Церковь была самой крупной и красивой из всех церквей, построенных из средств Фонда Александра III.

За построение храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле, восходящим к традициям ко времени становления Христианства, вознёсся храм своими куполами над двухэтажными купеческими домами, украшенными кружевами деревянной резьбы, и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.

Первым настоятелем храма стал переведенный к церкви из причта Богоявленской церкви села Боготол 35-летний священник Николай Антонович Завадовский.

Завадовский Николай Антонович родился в 1848 году в семье священника, окончил Томскую духовную семинарию и 2 мая 1871 года был рукоположен в иерея. Поочередно служил в храмах Нарыма, Убинска, с. Устъ-Сергиевского, г. Ишима, с. Боготол. 29 января 1899 года указом Томской консистории переведен к Александро-Невской церкви г, Новониколаевска. В 1902 году получил назначение на должность благочинного 8-го округа. 30 августа 1904 года был возведен в сан протоиерея. 6 мая 1909 года награжден орденом святой Анны III степени, 12 февраля 1910 года назначен благочинным церквей г. Новониколаевска.

В 1900 году, в возрасте 43 лет, от кровоизлияния в мозг неожиданно скончался Николай Михайлович Тихомиров.’ Его похоронили в ограде построенной им церкви, установив на могиле мраморную плиту с надписью, сделанной золотом: «Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича».

Священнослужители Александро-Невской церкви занимались просветительской деятельностью. В 1900 году в соборе по воскресеньям в вечернее, а иногда и в утреннее время проводились чтения. Всего за год было проведено 12 чтений, на которых присутствовало около 800 человек. С лекциями выступали священник Николай Завадовский, диакон Михаил Чистосердов и псаломщик Павел Смолин.

На территории прихода Александро-Невской церкви размещались следующие учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырёхклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).

В феврале 1910 года Александро-Невский храм стал центром благочиния новониколаевских церквей.

В 1911 году церковь насчитывала 4442 прихожанина, 28 из которых были раскольники.

В приходе Александро-Невской церкви существовало два приписных храма: Воскресенский клабищенский и храм в честь Покрова Божией Матери. В 1913 году эти храмы были выделены в самостоятельные приходы.

В 1915 году, когда в Новониколаевске было построено уже несколько церквей, храм получил статус собора. В 1924 году с образованием Новониколаевской епархии стал именоваться кафедральным.

В 1915 году храм св. Александра Невского получает статус собора.

В первые послереволюционные годы приходская деятельность продолжается 25 июня 1918 года на общем собрании прихожан под председательством отца настоятеля протоиерея Николая Никольского обсуждался вопрос об открытии при храме Сестричного общества, а 28 июня Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский, благословил это начинание Старшей сестрой избрали Марию Васильевну Востокову, казначеем — священника Иоанна Россова. Вскоре были изданы правила, в которых излагались главные задачи общества: оказание помощи престарелым и больным.

Первый храм и первый каменный собор в разрастающемся с огромной скоростью в Новониколаевске. Но как же недолго он оставался центром Православия!

В 1923 году случился в России раскол, и святыню молодого города захватили обновленцы. С 1923 по 1938 год собор принадлежал раскольникам-«обновленцам». В нем с 1923 по 1934 год находилась кафедра «митрополита всея Сибири» Петра Блинова, а с 1934 по 1938 год -«архиепископа» Александра Введенского (тезки организатора и идейного вдохновителя обновленческого раскола). В 1938 году по постановлению облисполкома храм был закрыт.

Были сняты колокола, кресты, снесена колокольня. В 30-годы трижды делались попытки взорвать его, но закладывали заряд за зарядом, а разрушили лишь подвальные перегородки. На храме не было ни единой трещинки! Конечно можно было уложить столько взрывчатки, чтобы храм взлетел на воздух целиком, но тогда, по расчетам инженеров, легли бы в прах и здания краевой администрации и Запсибкрайисполком. Однако в планы города это не входило. От разграбленного храма с изуродованными подвалами власть в бессилии отступила, решив использовать даром доставшееся народное достояние по собственному усмотрению.

Позднее собор Александра Невского признали памятником культуры местного значения. В его техническом паспорте была сделана запись: «Собор как памятник культовой архитектуры значимости не имеет, Ценен прежде всего тем, что является первым каменным зданием в городе».

За годы советского периода здание храма перестраивалось в зависимости требований его занимавших и разрушалось.

В 40-годы в соборе разместили проектный институт, а заодно уничтожили часть росписей внутри собора.

Внутренний вид храма

В 1957 году здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники и внутри собора учинили полный произвол! Чтобы соорудить второй этаж, огромными швеллерами прошили насквозь стены собора, настелили пол. Из купола сделали комнату и, наконец, добрались до росписей собора, выполненных томскими иконописцами мастерской И.А.Панкрышева. Росписи соскоблили, замазали толстым слоем краски. Клиросная лестница вела теперь в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.

Мрачное зрелище являл собой внешний вид храма; купол без креста, выкрашенный зеленой краской, которая от времени местами облезла; грязные, давно не мытые окна, деревянный забор вокруг храма.

В 1971 году решили проложить кабель. Траншея привела к склепу с останками строителя храма Н.М. Тихомирова Останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. Скромный гранитный памятник стоит на полузабытой могиле одного из основателей нашего города.

В апреле 1984 года студия кинохроники покинула помещение собора. Здание перешло в ведение управления культуры Новосибирского облисполкома, предполагавшего переоборудовать его под концертный зал для камерного хора. Уже был разработан проект реставрации и переоборудования, предполагавший сооружение дополнительного подземного яруса для размещения гардероба, буфета, туалета. На протяжении нескольких лет из-за отсутствия необходимых денежных средств работы по реконструкции помещения не велись. Наконец в 1988 году филармония заключила договор с кооперативом «Эхо» на проведение реставрационных работ, которые вскоре были приостановлены благодаря вмешательству общественности города Новосибирска. Начало работ по переоборудованию храма вызвало волну протеста. На проходившей в декабре 1988 года научно-общественной конференции «Христианство в истории и культуре России» было принято решение добиться передачи храма в ведение Русской Православной Церкви.

8 февраля 1989 года газета «Вечерний Новосибирск» опубликовала статью Александра Плитченко «Дорога «Дорога к храму» с призывом спасти памятник истории, культуры и архитектуры города. Объединенный пленум творческих союзов города поставил вопрос о пересмотре решения о передаче здания собора филармонии и возвращении его Церкви. В Новосибирский облисполком, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР пошли письма: «Совет клуба научных контактов при Доме ученых СО АН СССР счел, что здание бывшего собора Александра Невского должно быть передано Новосибирской епархии» . Клуб организовал сбор подписей в поддержку этой инициативы. К письму прилагались листы с подписями работников Вычислительного центра, Центрального конструкторского бюро, Новосибирского государственного университета, Ботанического сада, Дома ученых, жителей Академгородка, обращения верующих: «Сколько наших деток погибло в Афганистане Мы, матери погибших детей, просим вернуть нам церковь, чтоб свечка горела и лампадка за них. Все мы перед Богом. С низким поклоном Дарья».

В городе возникали инициативные группы по сбору подписей в пользу передачи храма Церкви. В Советском районе было собрано 700 подписей жителей. Одна из активисток писала: «Считаю, что передача Храма в любые другие руки, любые организации, кроме церкви, является кощунством по отношению к верующим, к истории нашего города». В канун празднования 1000-летия Крещения Руси к председателю Новосибирского облисполкома Владимиру Анатольевичу Бокову «с сердечной просьбой рассмотреть вопрос о передаче храма Александра Невского верующим» обратился митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон..

Осенью 1989 года глава Русской Православной старообрядческой церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий обратился в Новосибирский облисполком с ходатайством о передаче здания старообрядческой общине Новосибирска: «Уважаемый Владимир Анатольевич! В настоящее время нахожусь в городе Новосибирске и хотел бы Вас приветствовать и высказать большую просьбу — речь идет о Храме Александра Невского. К Вам уже обращались мои верующие с просьбой передать его Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Новосибирска. Прошу Вас, поддержите их, пойдите навстречу, именно в ЭТОМ будет проявлен, на мой взгляд, новый подход в государственно-Церковных отношениях и справедливость к Старообрядцам. С искренним уважением Высокопреосвященнейший Алимпий Митрополит Московский и всея Руси. 22 сентября 1989 года» (ГАНО. Ф. Р-1418.Оп. 1. Д. 289. Л. 39)..

На рассмотрение в Городской совет поступил пакет документов с предложением организовать на базе храма музей истории православия и атеизма в Сибири. План предполагал восстановление собора по проекту 1897 года, оборудование внутренних помещений традиционными для начала века системами отопления, освещения и вентиляции, сигнализации и связи, определение набора сменяемых экспозиционных установок без нарушения интерьера, витрин для выставок редких книг, живописных произведений, ритуальных предметов. Авторы этой идеи предполагали организовать курс лекционных программ, установить для музея правила и режим работы на правах самостоятельного филиала Новосибирской картинной галереи.

Ситуация в обществе оставалась напряженной. Городская газета продолжала публиковать письма жителей Новосибирска о необходимости пересмотра решения городских властей. 9 июля 1989 года в Нарымском сквере инициативная группа организовала митинг. Его участники приняли резолюцию активизировать борьбу за передачу собора Церкви и применить новые формы протеста: голодовки пикетирование для привлечения внимания общесоюзных средств массовой информации. Было принято обращение к депутатам Новосибирского горсовета: «Уважаемые товарищи депутаты! Десятая сессия Новосибирского городского Совета народных депутатов вопреки ожиданиям общественности города так и не решила судьбу собора Александра Невского. Стало очевидным, что областное и городское руководство категорически против передачи собора Православной Церкви, а проводимые опросы общественного мнения — лишь отвлекающий маневр. Затягивание решения проблемы, навязывание альтернатив использования собора — все говорит о стремлении аппарата измотать общественность в дискуссиях и решить вопрос по-своему. Проблема собора А. Невского давно уже приобрела политический характер. Отказ возвращения храма его истинному хозяину — Русской Православной Церкви — это нежелание развития демократических начал в нашем городе, боязнь победы общественного мнения, в конечном счете — нежелание перемен.

Собор А. Невского — это не только культовое сооружение, это русская святыня! Возвращение его Церкви — это не идеологическая у ступка, как утверждают некоторые функционеры, а один из путей духовного возрождения нашего общества. Уважаемые товарищи! Вспомните год закрытия собора -1937, год разгула беззакония. Почему же сейчас, во времена пробуждения демократии, времена создания правового государства, наши руководители под благовидными предлогами пытаются закрепить произвол? Неужели вы допустите, чтобы это сделали вашими руками? Уважаемые депутаты, голосуя за возвращение храма Александра Невского Русской Православной Церкви, вы не только восстановите историческую справедливость, но и создадите в городе прецедент победы общественного мнения, заложите основу демократического подхода к решению общегородских проблем! Ответственные за митинг: Степанова А. Д., Чернецкий B.C. и 271 подписавшийся участник митинга. (ГАНО. Ф.Р-1418.Оп. 1.Д. 289. Л. 85)

Воздвижение Животворящего Креста Господня

25 августа 1989 года Новосибирский городской совет, «учитывая общественное мнение жителей города, предложения общественных организаций, а также просьбу Новосибирского епархиального управления», принял решение о передаче собора Александра Невского Новосибирской епархии.

Сразу после возвращения собора началось его восстановление. Была вновь отстроена колокольня, перекрыты купола храма, обновлены и восстановлены пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, восстановлена внутренняя планировка и заново отштукатурены внутренние стены.

6 мая 1990 года Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, освятил колокола для возрожденной звонницы собора. А 15 мая 1991 года происходит событие в истории Собора, духовное значение которого трудно переоценить: впервые прибывший с визитом в наш город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает собор. Знаменательно, что событие это совершилось в тот день, когда 94 года назад был освящён закладной камень будущего храма.

С этого момента возрождается духовная жизнь прихода: ежедневно совершаются богослужения, открывается воскресная школа.

В 2002 году рядом с собором было завершено возведение крестильного храма и административно-хозяйственного комплекса по проекту известного новосибирского архитектора А.Г. Скоробогатько. Неоценимую помощь в строительстве оказало руководство Западно-Сибирской железной дороги.

Завершена роспись стен собора. Её автор — художник П.А. Милованов.

Центром общины Александро-Невского собора является православное Братство Александра Невского, которое действует с 1993 года, ведёт активную антисектанскую и миссионерскую работу в Новосибирской епархии.

Созданное при активном участии прихожанок Александро — Невского собора православное сестричество во имя святых Жен-Мироносиц неустанно служит нуждам ближних в областной клинической больнице, много трудится по укреплению нравственности подрастающего поколения.

Сестричество

Православное братство и сестричество за счёт добровольных пожертвований и средств прихода окормляют малоимущих, осуществляют поддержку многодетных семей, ведут просветительскую деятельность.

При соборе действует информационный центр по вопросам сектантства, возглавляемый настоятелем протоиереем Александром Новопашиным.

Работает воскресная школа для детей и взрослых. Организована дружина во имя святого и благоверного князя Александра Невского, которая объединяет молодых людей-прихожан. Основными целями дружины являются охрана православных храмов и церковных мероприятий, участие в миссионерской и просветительской деятельности, возрождение русских боевых традиций, участие в антисектантской деятельности. В дружине молодые люди находят применение своим моральным и физическим силам и реализуют своё желание служить Вере и Отечеству. Миссионерская деятельность дружины: это участие в миссионерском плавании корабля-церкви, в организации и деятельности летнего православного лагеря для детей в с. Завьялово Искитимского района и молодежного военно-спортивного лагеря, миссионерские поездки.

Собор является миссионерским отделом Новосибирской епархии. Ежегодно по территории Новосибирской области совершают миссионерские поездки поезд «За духовное возрождение России» и корабль-церковь « Андрей Первозванный».

С 2005 года при соборе действует епархиальный паломнический центр (председатель — протоиерей Владимир Бобров).

Многократно священнослужители собора были свидетелями снисхождения Благодатного огня в Иерусалимском Храме Гроба Господня в Великую субботу и доставляли великую святыню в Новосибирск.

Величайшим событием в жизни собора явилось перенесение частицы чудотворных мощей небесного покровителя храма — святого благоверного князя Александра Невского из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в 1994 году.

В 2004 году собор отметил своё 105-летие.

Сегодня в соборе, по милости Божией, находится множество православных святынь.

  • Храмовая икона с частицей мощей и с частью схимы святого благоверного князя Александра Невского (расположена в центральной части на амвоне)
  • Икона с частицей мощей святого преподобного старца Амросия Оптинского (расположена в левом приделе храма)
  • Икона с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Кузьмича, старца Томского
  • Ковчег с частицами мощей многих святых (находится в алтаре)
  • Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Иверской» (расположена в иконостасе правого придела)
  • Частица мощей преподобного Стефана Пиперского-Сербского (находится в алтаре)
  • Икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.

Эти святыни (кроме тех, что находятся в алтаре) доступны для поклонения всем верующим и служат утешением и укреплением многим страждущим нашим соотечественникам.

Собор является памятником истории и культуры регионального значения (решение облиспокома № 236 от 14.04.1976 г.)..Советская, 1а.

Источники и литература:

Александр Новопашин «К прежнему облику храма» из книги «Возвращение к свету». Изд-во «Благотворительный Фонд во имя Святителя Николая», г .Новосибирск 1995 -1996

Л. Петрович «Внемлите этому звону» , НЕВ

Е. Шабунин «Александро-Невскому собору -100 лет», НЕВ № 7(12) 1999

Е. Шабунин «Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель.» Новосибирск, 2002.

Документы Гос.архива Новосибирской области: Фонд Д-159, опись 1, дело № 10, лист 32; дело № 64, лист5, 17; дело № 35, лист 1, 2.

«Новониколаевск-Новосибирск — 100 лет. События. Люди. Изд-во «В.О.Наука», Новосибирск, 1993

Памятник александра невского в новосибирске

14 июля в центре города состоится традиционное шествие в честь Дня семьи, любви и верности — Молодежный крестный ход пройдет уже в седьмой раз. Каждый год крестный ход собирает тысячи человек. Маршрут летнего крестного хода в городе стал традиционным — от Александро-Невского собора до памятника святым Петру и Февронии в Нарымском сквере.

Новосибирск встречает своих жителей и гостей города яркими баннерами, на которых изображены «посланники бренда Herbalife Nutrition» — олимпийские чемпионы Тотьмянина и Ягудин. Плакат призывает: «Стань частью большой команды Herbalife Nutrition и меняй жизнь к лучшему». Судя по фотографии, спортсмены находятся в благостном расположении духа, улыбаются, по-видимому им очень нравится быть посланниками. И по улицам Новосибирска тоже расхаживают группы людей в футболках с надписью «Herbalife».

Подлинная человеческая любовь отличительным своим достоинством имеет верность и постоянство! Эти качества красной нитью проходят через все лучшие произведения русской литературы — от древнего «Плача Ярославны» до вдохновенных страниц «Войны и мира», семейной хроники, выросшей в роман-эпопею вселенского масштаба. Вспоминая добродетельных мужей и жён русского средневековья, их отдалённые потомки сегодня испытывают самые различные чувства. Живущие по совести укрепляются в благом намерении донести свечу супружеской взаимной любви до победного конца.

Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11).

И вот сегодня, в день памяти святого Предтечи Господ­ня мы усугубим внимание на житии этого великого Угод­ника Божия и увидим, какая поистине величайшая ми­лость Божия ниспосылается людям в лице праведников.

Благодаря стараниям СМИ создалось впечатление, что все русские стремятся отмечать не праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня, а некий праздник «Ивана Купала». При этом с авторитетностью заявляют, что это праславянский праздник. Однако древние славяне никогда о «Купале» не слыхивали. Упоминание о нем появилось только в XVII веке!

Всемирная паутина – это одна из тех сфер, в которой деятельность сект весьма заметна. Более того, в силу целого ряда своих особенностей Интернет весьма удобен для сектантских «вербовщиков» и «карателей». Начнем с того, что секты активно используют Интернет примерно так же, как его используют коммерческие организации. Секты размещают в сети рекламу своих услуг, создают привлекательные сайты, распространяют вербовочные статьи и видеоролики.

В своём докладе я обозначу некоторые замеченные мной проблемы, непосредственно связанные с организацией антисектантской работы при Комиссии. В конце доклада я напомню о предложенном некоторое время назад белорусским сектоведом В. Мартиновичем возможном создании рабочей площадки для решения перечисленных мной проблем, равно как и об основании, на котором можно начать совместную деятельность.

29 июня, в католический праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, папа Римский Франциск преподнёс подарок Патриарху Константинопольскому Варфоломею, сообщают Новости Ватикана. Торжественную мессу в Ватиканской базилике понтифик завершил молитвой у гробницы святого Петра, под главным алтарём собора, вместе с православным архиепископом Телмесским Иовом, который возглавлял экуменическую делегацию Вселенского Патриархата на праздниках в Ватикане.

В 1994 году, 19 июня / 2 июля, Русская Православная Церковь за рубежом прославила в лике чтимых ею святых одного из величайших подвижников Православия XX века, молитвенника за всех страждущих и нуждающихся, защитника и пастыря оказавшихся вдали от многострадальной Родины – святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича). Промыслительно, что это произошло в канун празднования дня памяти Всех святых, в земле Российской просиявших.

Как известно, секты бывают разные. И основывают свою деятельность они зачастую не только на ранее неизвестных ересях, как муниты и сайентологи, но и на вполне благообразном и приличном христианстве. Различных толкователей учения Иисуса Христа в последнее время развелось настолько много, что невольно на ум приходят строчки из Откровения Иоанна Богослова, о лжепророках, с пришествия которых и начнется апокалипсис.

Сегодня прошла очередная встреча молодёжного клуба собора Александра Невского. Пришло много ребят, в том числе и молодежь храма Успения Божией Матери. Беседовали о проблемах современной жизни, деструктивных новообразованиях, о творчестве и искусстве. А так же о различных формах православной миссии.

Празднование 126-й годовщины основания города Новосибирска по традиции открылся молебном в Вознесенском соборе, который возглавит Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. По традиции торжества в честь Дня города начались колокольным концертом, который подготовили преподаватели, выпускники и учащиеся Школы звонарей при Новосибирском Свято-Макарьевском Православном Богословском институте.

Сотрудник «ITM Холдинга», проработавший в компании более пяти лет, на условиях анонимности согласился рассказать АН «Между строк» о методах корпоративного воспитания, которые применял основатель и совладелец фирмы Юрий Юдин. Напомним, по словам бывших подчинённых, он создал внутри компании подобие секты под названием «Группа крови», куда вошли несколько десятков приближённых к бизнесмену человек.

В этот день по всей России под девизом «Нет наркотикам!» проходят спортивные соревнования и спортивно-оздоровительные мероприятия, встречи со школьниками и студентами, учителями и родителями. Проходят выступления творческих коллективов. Организаторами новосибирского мероприятия «Я выбираю здоровый образ жизни» направленного на профилактику асоциального поведения населения, пропаганды здорового и активного образа жизни и духовно-нравственных ценностей стали Новосибирская митрополия РПЦ, мэрия г. Новосибирска и Областной Дом молодежи.

Сенсация, о которой «забыли» рассказать СМИ случилась на днях, во время проведения в Госдуме круглого стола, посвящённого развитию информационно-коммуникационного сотрудничества на пространстве ОДКБ («Организация договора о коллективной безопасности»). Именно там боевой генерал и заместитель министра обороны Андрей Картаполов открыто заявил, что секты, представители масскульта, а также ряд политиков открыто работают против России и разрушают цивилизационную идентичность россиян.

С недавних пор отдельные граждане и их группы почему-то стали считать информационное пространство своей собственностью, а потому стараются полностью очистить его от оппонентов. Для этого они изобрели «оригинальные» способы борьбы, рассылая фальшивые жалобы в Google, Youtube и Facebook. Их цель – добиться того, чтобы правдивые публикации исчезли из поисковой выдачи, а канал, страница или аккаунт в соцсетях неугодного лица были полностью отключены.

Собор во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

История создания храма

Храм в Ново-Николаевске, нынешнем Новосибирске, начали возводить в 1896 году. Императорская семья даровала земельный участок под собор, выделила деньги на строительство и иконостас. Среди царских подарков была главная святыня будущего собора — Иверская икона Божией Матери афонского письма, а также парча с гроба великого князя Георгия Александровича, из которой сшили облачения для священнослужителей.

Место для храма выбрали на возвышенности, чтобы его могли видеть и прибывающие по реке, и пассажиры железнодорожного транспорта. Проект храма в неовизантийском стиле подготовил архитектор Константин Лыгин. Руководил стройкой инженер Николай Тихомиров.

В 1898 году возвели стены. Высота храма составила 24 метра, а диаметр барабана под главным куполом — 10,5 метра. Это был самый большой храм в городах, расположенных на Транссибирской магистрали. Через год митрополит Томский и Барнаульский Макарий освятил главный придел храма, а через пять лет — два боковых, во имя святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

В 1915 году храм во имя Александра Невского стал собором.

Собор в послереволюционное время

После революции собор перешел к обновленцам — сторонникам новой Православной церкви в СССР, но вскоре богослужения прекратились, храм закрыли. Большевики сняли колокола и кресты, снесли колокольню. Иверскую икону Божией Матери передали в Ново-Николаевский краеведческий музей. В 1930-х годах собор несколько раз пытались взорвать, но несущие стены толщиной 1,25 метра устояли.

В начале 1940-х годов здание передали проектному институту. Позже сюда переехала Западно-Сибирская студия кинохроники и находилась здесь до 1984 года. За это время внутри храма возвели дополнительные этажи, уничтожили настенные росписи и голландскую напольную плитку. А в 1985 году здание передали Новосибирской филармонии.

Восстановление собора

В 1989 году собор вернули прихожанам. Новосибирский краеведческий музей возвратил Иверскую икону Божией Матери. По архивным документам и остаткам, обнаруженным под несколькими слоями краски советского периода, восстановили росписи стен. Колокольню строили заново, купол перекрыли. К 1991 году реставраторы вернули собору первоначальный вид. В том же году его освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, он же провел здесь первое после реконструкции богослужение.

Сегодня в соборе хранят икону Александра Невского с частицей мощей и монашеского облачения святого, ковчег с частицами мощей киево-печерских святых и другие православные святыни.

Памятник Александру III появится в Новосибирске

Комиссия по переименованиям мэрии Новосибирска приняла решение о сооружении памятника императору Александру III на набережной Оби возле пролета железнодорожного моста. Все расходы по возведению монумента взяла на себя Западно-Сибирская железная дорога, благодаря этому проект обошелся без привычного конкурса и публичного обсуждения. Эксперты-историки расходятся в оценках, кто из русских императоров более достоин памятника в Новосибирске: Александр III, практически не имевший отношения к основанию города, или Николай II, непосредственно занимавшийся строительством Транссиба.

Обсуждение проекта членами комиссии, по отзывам ее участников, проходило довольно бурно. Коммунисты и некоторые историки выступали резко против кандидатуры монарха для памятника. Что и говорить, Александр III, хотя и подписал указ о строительстве Транссиба, конкретно к основанию Новосибирска имеет более чем опосредованное отношение. Комитет по строительству дороги возглавлял тогда еще цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II). Он искал деньги, определял конфигурацию трассы, в том числе при его содействии и при личном участии Сергея Юльевича Витте был выбран так называемый «кривощековский вариант», давший импульс развитию Новосибирска. справка Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России.

Длина магистрали 9288,2 км — это самая длинная железная дорога в мире.

Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Челябинска (Южный Урал) до Владивостока. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы. Забавно, что наши политически чуткие предшественники почтили обоих монархов. Поселок железнодорожных строителей у пересечения Транссиба с Обью был назван вначале селом Александровским (в честь Александра III), потом городом Ново-Николаевском (в честь Николая II) и лишь в 1925 году переименован в Новосибирск.

При этом в городе до сих пор нет памятника ни одному из тех людей, кто непосредственно проектировал и строил Транссиб и железнодорожный мост — Николаю Белелюбскому (автору проекта моста), Григорию Будагову (главному инженеру стройки), Николаю Тихомирову (строителю моста и собора Александра Невского) и многим другим. Памятник Николаю Гарину-Михайловскому, который собирались установить на привокзальной площади еще в 1990-е годы, так и не был построен. Впрочем, Гарин-Михайловский имеет к истории города еще более опосредованное отношение, чем Александр III.

Открытие памятника Александру III в Санкт-Петербурге 1909 г.
Памятник Александру III работы Паоло Трубецкого традиционно оценивается как «в своем роде уникальный образец сатирически-гротескного решения образа». О нем ходили такие стихи: «На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка».

«На комиссии я выступал против строительства памятника, — рассказал «НН» доктор исторических наук Михаил Шиловский. — Да, Александр III подписал указ, заставил начать строительство Великого Сибирского пути, и в Иркутске ему уже стоит памятник как инициатору строительства. Но в Новосибирске, если следовать логике, нужно было бы поставить памятник Николаю II, который реально руководил проектом. Именно при его непосредственном участии был выбран «Кривощековский вариант», хотя, например, томские и колыванские купцы давали взятку, чтобы дорога прошла через их город. Колыванцы даже наняли частным образом инженеров и снарядили изыскательскую экспедицию, которая должна была обосновать строительство железнодорожной магистрали именно у них. Так что если бы не Николай и не Витте, который доказал, что с экономической точки зрения надо строить в Кривощеково, возможно, Новосибирска бы и не было. Не понравился мне и эскиз памятника. Он немного похож на тот, что стоит в Иркутске, но другая поза и шапка другого фасона. Странно и то, что он показывает рукой на запад, в сторону Москвы».

«Внешний вид памятника вполне достойный. На эскизе Александр III смотрит на мост, решение о строительстве которого он принимал, здесь все логично, — комментирует защитник проекта, депутат горсовета Николай Люлько. — Что касается личности Александра, именно он считается основателем железнодорожной магистрали, а строительство магистрали считается причиной возникновения города Новосибирска. Поэтому и тут все логично. Я согласен, что Николай II имеет не меньше, а может быть, и больше оснований быть увековеченным в числе основоположников города, как и те люди, которые непосредственно участвовали в строительстве. Со временем, я уверен, мы поставим памятники и им. Но пока это все непросто. Не только из-за финансов, но и из-за политических разночтений истории. Вы знаете, что меня два раза арестовывали за попытку установить памятный знак инженеру Тихомирову? Хотя он не просто строил этот город, он здесь жизнь положил и был похоронен возле собора Александра Невского! Если есть инвестор памятника Александру, давайте начнем с него. У нас в городе не так много памятников, а фигура Александра III вызывает гораздо меньше политических баталий, чем личность Николая II. К тому же железная дорога полностью взяла на себя изготовление и установку монумента, город только предоставляет место».

Открытие памятника состоится уже в этом году, в День города, который празднуется в последнее воскресенье июня.

Историческая справка
В ознаменование завершения строительства Великой транссибирской железной дороги, было решено возвести три памятника Александру III, которого считают основоположником стройки. Первый из них был установлен в Иркутске 30 августа 1908 года, второй в 1909 году в Санкт-Петербурге, третий в 1912 году во Владивостоке.

Автором иркутского монумента в результате всероссийского конкурса был выбран Роман Романович Бах, чей проект признали наилучшим. Александр III изображен на гранитном пьедестале, на четырех гранях которого расположены бронзовые портреты выдающихся исторических деятелей, которые внесли заметный вклад в развитие Сибири: Николая Муравьева-Амурского, Ермака Тимофеевича, Михаила Сперанского. На восточной стороне постамента изображен двуглавый орел, держащий в лапах свиток, символизирующий рескрипт, в котором Александр III назначает цесаревича Николая Александровича председателем комитета Сибирской железной дороги. С правой стороны от орла изображен герб Иркутска. В остальных углах постамента находятся гербы Сибири, Якутской области и Енисейской губернии.

По Декрету о памятниках республики в первомайские праздники 1920 года бронзовую статую царя убрали, оставив один пьедестал. В 1963 году на месте императора установили пирамидальный шпиль из бетона, которому дали название: «Памятник первопроходцам Сибири». В 2002 году Иркутский горисполком одобрил решение ВСЖД о воссоздании монумента Александру III. Осенью 2003 года восстановленную фигуру императора Александра III торжественно установили на постамент памятника. Высота монумента с пьедесталом составляет 13,45 м.

Все расходы на восстановление исторического памятника взяли на себя Восточно-Сибирская железная дорога и МПС.

Читайте так же:  Памятники 30 годов