Меню Закрыть

Памятники серго орджоникидзе

arhistrazh

Памятник Серго Орджоникидзе (г. Магнитогорск, сквер имени Серго Орджоникидзе, у дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе) — объект культурного наследия регионального значения (1979).

Местонахождение: г. Магнитогорск, ул. Жданова, у дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе

Григо?рий Константи?нович Орджоники?дзе (груз. ?????? ???????????? ?? ??????????; партийное прозвище Серго? (груз. ?????; 12 (24) октября 1886, с. Гореша, Шорапанский уезд, Кутаисская губерния, Российская империя — 18 февраля 1937, Москва, СССР) — известный грузинский большевик и видный советский государственный и партийный деятель, революционер.

Григо?рий Орджоники?дзе родился в западной Грузии, в обедневшей дворянской семье. По национальности грузин. Весной 1898 года окончил двухклассное училище в селе Харагаули. Там Григорий подружился с Ноем Буачидзе. В те же годы он осиротел. В 1900 году родственники отвезли его в Тифлис, где в 1901—1905 годах он учился и окончил фельдшерскую школу при городской Михайловской больнице. Член РСДРП с 1903 года, большевик. В Тифлисе познакомился с В. К. Курнатовским. Ученик Камо. Впервые арестован в 1904 году за хранение нелегальной литературы, вскоре отпущен. С сентября 1905 года — в Гудауте, активный участник Первой русской революции в Закавказье. При получении оружия из-за границы был арестован казаками и попал в Сухумскую тюрьму, где находился с декабря 1905 года по май 1906 года. Вместе с другими заключёнными готовил побег, который сорвался. Был выпущен на поруки под залог. В августе того же года по фальшивому паспорту уехал в Германию, в Берлин, откуда в начале следующего года нелегально вернулся на родину. Затем член Бакинской организации РСДРП, работал фельдшером на нефтяных промыслах. 1 мая 1907 года арестован за участие в демонстрации, но вскорости отпущен. В ноябре 1907 года вновь арестован, находился в тюрьмах Баку и Сухума. Был осуждён на вечное поселение в Сибирь и в феврале 1909 года выслан в деревню Потоскуй Пинчугской волости Енисейской губернии (ныне — п. Орджоникидзе Мотыгинского района Красноярского края), откуда в августе бежал. Вернулся в Баку, откуда осенью уехал в Персию, где принял участие в революции. В конце 1910 г. выехал в Париж. Весной 1911 года учился в ленинской партийной школе в Лонжюмо.

Летом 1911 года по заданию Ленина вернулся в Россию во главе уполномоченных Заграничной оргкомиссии по созыву Всероссийской партконференции, состоявшейся в январе 1912 года в Праге (VI конференция РСДРП). Делегат её от тифлисской организации, был избран на ней в состав ЦК и Русского бюро ЦК РСДРП(б).

14 апреля 1912 года арестован в Петербурге, приговорён к 3 годам каторги, которую отбыл в Шлиссельбургской крепости, а затем был выслан в Якутск, где работал врачом.

В июне 1917 года вернулся в Петроград, член горкома РСДРП(б) и Исполкома Петроградского Совета. Делегат VI съезда РСДРП(б). Активный участник Октябрьской революции 1917 года. Был включён в первый состав ВЧК (кратковременно). В годы Гражданской войны — на руководящей работе в армии, один из организаторов разгрома Деникина. Орджоникидзе непосредственно участвовал в революционном свержении правительств в Азербайджане, Армении и Грузии и создании ЗСФСР.

В 1912—1917, 1921—1927 и с 1934 года член ЦК партии. С февраля 1922 года 1-й секретарь Закавказского, с сентября 1926 года Северо-Кавказского крайкома РКП(б).

В 1926—1930 годах Орджоникидзе — председатель ЦКК ВКП(б), нарком РКИ и зам. председателя СНК СССР. С 1930 года — председатель ВСНХ, а затем нарком тяжёлой промышленности. С 1930 по 1937 годы — член Политбюро ЦК ВКП(б) (кандидат в 1926 году). Член ЦИК СССР 1—7 созывов.

Орджоникидзе дважды посетил Магнитогорск (июль 1933 и август 1934). На совещании хозяйственно-партийного актива Магнитогорска (1933) дал анализ сложившейся обстановки: отметил отставание в строительстве прокатных станов, возникновение трудностей в обеспечении предприятия железной рудой.

В 1936 году был арестован старший брат Орджоникидзе Павел (Папулия). «Учитывая характер Орджоникидзе и его особое отношение к семье и друзьям, это был очень сильный удар», — отмечает историк Олег Хлевнюк. Причём известие об аресте брата Орджоникидзе получил в Кисловодске в октябре 1936 г., в день своего 50-летия. «27 октября, — вспоминала жена Орджоникидзе, — в Пятигорске проходило торжественное заседание, посвящённое пятидесятилетию Серго. Он отказался присутствовать на нём, и я отправилась туда одна». В самом конце октября Орджоникидзе уехал в Москву, где, по официальной советской версии, вскоре с ним случился сердечный приступ, однако есть целый ряд свидетельств и мнений высокопоставленных советских деятелей, что Серго застрелился.

Памятник Григорию Константиновичу Орджоникидзе был торжественно открыт 27 июня 1979 года в старом парке культуры и отдыха на проспекте Пушкина, после закрытия парка монумент перенесли на площадь перед Дворцом культуры металлургов, где он стоит и сейчас. Автор скульптуры – А.С. Гилев, архитектор – В.Н. Богун.

Читайте так же:  Памятник ленину театральная площадь киров

Однофигурная скульптурная композиция в полный рост и детали постамента отлиты из чугуна на ММК мастерами-литейщиками А. П. Бестужевым, В.И. Густашкиным, И.Д. Курмашевым. Авторы изобразили С. Орджоникидзе в момент его беседы с рабочими Магнитики. Постамент полированный, из красного гранита. Высота памятника – 9 метров.

Памятник представляет собой стоячую скульптуру мужчины в военной форме и установленную на мощный постамент с памятной надписью. Скульптура выполнена с портретным сходством наркома Орджоникидзе. Площадка вокруг памятника выложена мраморной плиткой, затем идет цветочница и гранитный бордюр.

Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе»

Памятник-паровоз «Серго Орджоникидзе» встречает гостей Красноярска, приезжающих в город по железной дороге.

«Серго Орджоникидзе» установлен в Красноярске на перроне железнодорожного вокзала с западной стороны.

Паровозы серии «СО» (Серго Орджоникидзе) считаются машинами военного времени — их обкатали накануне Великой Отечественной. По силе тяги они превосходили паровозы предыдущих выпусков — серии «Э». Их расчетная скорость была на 35% выше прежней машины и составляла 65 км/ч. Паровозы этой серии были основой колонн особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, обслуживавших прифронтовые железные дороги.

Красноярские паровозы занимают особое место в истории. Их выпускал Сибирский завод тяжелого машиностроения («Красный Профинтерн»). За годы войны заводом было выпущено 40 паровозов. И они отличались от других машин этой серии. Над усовершенствованием «СО» работали заводские проектировщики под руководством главного конструктора завода Григория Александровича Щукина. Талантливый конструктор также преподавал черчение в только что созданном паровозостроительном техникуме (ныне Красноярский машиностроительный колледж). Предложения по улучшению многих характеристик паровоза, которые рождались в спорах и беседах со студентами, помогали инженерам и технологам. Их совместные идеи находили отражение в чертежах, в технологии изготовления деталей и узлов, в сборке паровозов.

Красноярские паровозы свободно брали составы по 40 вагонов, а иногда в силу военной необходимости тянули поезда и потяжелее. За счет новой топки была увеличена площадь обогрева воды. Паровозы красноярской марки отличались и живучестью (выходили артобстрела с тяжелыми повреждениями, но своим ходом), и долговечностью (работали по 30–40 лет на магистралях страны и маневровых путях).

С историей страны неразрывно связана судьба двух красноярских паровозов: и .

с наступающими на запад частями Красной армии первым прибыл в поверженный Берлин и дал длинный гудок. Это был символичный звук победы. А в июле 1945 г. именно он, , доставил правительственную делегацию во главе с на знаменитую Потсдамскую конференцию. Вела паровоз интернациональная бригада: русский А. Смирнов, белорус М. Плетня и грузин А. Лаципидзе.

После войны легендарный паровоз еще два десятка лет был в строю. Руководство «Сибтяжмаша» готовило документы на право поставить «героя» на территории завода — как символ прочной связи машиностроителей и железнодорожников. Но не успели. В 1974 г. паровоз был поставлен на вечную стоянку в Днепропетровске, где он в последние годы работал. В музее завода «Сибтяжмаш» находится сегодня его макет.

СО17-1600 — это первый паровоз, который вышел с территории Сибирского завода тяжелого машиностроения. В 1943 г. он доставил в Москву эшелон из двух десятков вагонов с боеприпасами и продовольствием для солдат. Затем работал в прифронтовой полосе, доставлял раненых с фронта в разные госпитали Сибири, а на фронт тянул эшелоны с танками, артиллерией и боеприпасами. Не единожды был «ранен», но после войны тоже много лет оставался в строю. Это о нем красноярцы написали:

«Сквозь пар веков не шел — летел!
Железных жил не опасался рвать.
Был ранен. Выжил. Жил. Успел
Еще при жизни памятником стать».

В 1984 г. легендарная машина была установлена на площади возле Красноярского железнодорожного вокзала. В сентябре 2004 г. место стоянки паровоза было изменено: сейчас он стоит на перроне вокзала с западной стороны. Его видят пассажиры из окон поездов, возле него фотографируются молодожены, к нему приходят ветераны.

Паровоз-памятник «Серго Орджоникидзе»

Мы уже неоднократно говорили о том, что Красноярск — это город памятников! Памятников самых разнообразных: греческих богов, рек Сибири в образе прекрасных девушек, работникам водоканала.

Одним из самых знаменитых памятников является паровоз — памятник «Серго Орджоникидзе».

Это самый популярный памятник Красноярска, установленный на перроне железнодорожного вокзала. Конечно же, установка данного монумента очень символична для Красноярска, ведь в годы войны такие модели паровозов выпускались заводе «Красный Профинтерн», который в военные годы был эвакуирован в Красноярск. На данный момент этот завод известен красноярцам как «Сибтяжмаш».

Памятник — паровоз «Серго Орджоникидзе» был установлен в Красноярске в 2004 году. Открытие было приурочено к празднованию 70 — летия Красноярского края. Как мы уже говорили, выпуск этих поездов в годы войны выпускались в Красноярске, но паровоз, располагающийся на вокзале, был выпущен на Харьковском заводе в 1938 году. Перед тем, как установить монумент, его отреставрировали.

На конструкции паровоза СО 17- 1600 (а именно такой серийный номер присвоен нашему памятнику) располагается красная звезда с изображением советских вождей: Владимира Ленина и Иосифа Сталина. Подобные изображения были не редкостью для советской эпохи.

Читайте так же:  Немецкие надгробные памятники

На период реконструкции железнодорожного вокзала паровоз — памятник «Серго Орджоникидзе» был на время вывезен с территории вокзала, но как только ремонтные работы были закончены, СО 17-1600 был возвращён на законное место.

Абсолютно каждый человек, который хоть раз приезжал в Красноярск, видел паровоз — памятник, украшающий вокзал города.

Подобные памятники есть практически в каждом российском городе, ведь это частичка нашей истории, знать которую обязан каждый житель страны.

Памятник, который открывает дверь в прошлое, в советскую эпоху.

Старинный музей-пароход пришвартовался у набережной Енисея. В его каютах посетителей встречают император Николай II и Владимир Ильич Ленин.

Пётр Красиков был известным соратником В. И. Ленина. В красноярском доме революционера можно узнать о его жизни и политической деятельности. Дом-музей Красикова менее известен, чем музей-усадьба именитого красноярского художника Сурикова. Он находится в центре города на улице Ленина, 124. Здание само по себе представляет собой историческую ценность: в начале 19 века здесь жил протоиерей кафедрального Рождественского собора В.Д. Касьянов. Он при жизни занимался преподавательской и просветительской деятельностью, принимал участие в ведении городской летописи и ходатайствовал об открытии в Красноярске школ и библиотек. Второй и более известный хозяин дома, Пётр Ананьевич Красиков (годы жизни 1870-1939), приходился Касьянову внуком. Он родился в Красноярске, а в студенческие годы примкнул к революционному большевистскому движению. За активную деятельность в партии “Освобождение труда” его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость, а через год, в 1895-м, сослали в Сибирь к родителям. Именно в это время Красиков познакомился с Лениным, который в 1897 году часто бывал в гостях у красноярца. После домашнего заключения в 1900-м году Пётр Ананьевич уезжает сначала в Псков, а затем в Санкт-Петербург. А его дом в 1970-м году решено было сделать музеем. Сначала в музее действовала выставка о жизни и политической деятельности Красикова, но затем, в 90-е годы, дом стал филиалом Красноярского краевого краеведческого музея, и количество экспозиций постепенно увеличилось. В настоящий момент в доме действует выставка «Бегство от удивлений»: это интерактивная экспозиция, рассказывающая о законах физики и их применении в современном мире. Все представленные экспонаты можно трогать, исследовать, проводить с ними удивительные опыты. Например, в секции «Механика и звук» можно посмотреть, как работает подлинная музыкальная шкатулка 19 века. А в разделе «Связь и изображение» можно посмотреть современные телевизионные каналы по первому советскому телеприёмнику.

Василий Суриков — один из самых известных художников, он родился и вырос в Красноярске. Художественный музей его имени — это большая галерея картин и скульптур российских авторов.

Красноярский музейный центр — это уникальная комплексная площадка для современного искусства. Здесь выставляют свои работы как признанные мастера, так и начинающие художники.

Наш город славится своим историческим достоянием — музеями, хранящими в своих стенах историю наших предков, а также многочисленными архитектурными памятниками, по которым можно проследить важнейшие события в истории развития Красноярска. Предлагаем вам совершить прогулку в историческое прошлое, в которой вы сможете познакомиться с самыми интересными музеями нашего города, почитать о том, как они появились, какие секреты хранятся в их стенах, проникнуться духом того времени, когда Красноярск был еще совсем другим. А также узнать много нового об архитектурных памятниках, разбросанных по нашему городу, их создателях, их историческом значении для красноярцев.

Обновленный памятник Орджоникидзе открыли в Подольске

24 мая 2019 г., 16:22

Александр Тюлькин, Подольское ИА

Обновленный памятник советскому наркому тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе, установленный напротив инженерного корпуса Подольского машиностроительного завода открыли в Подольске 24 мая, говорится в сообщении корреспондента Подольского информагентства.

«Открытие обновленного памятника Серго Орджоникидзе состоялось в Подольске в пятницу, 24 мая, к 100-летию Подольского машиностроительного завода (ЗиО). После реставрации он установлен напротив инженерного корпуса ЗиО. С 1939 года памятник стоял на территории завода, но за 80 лет обветшал и оказался на промышленной окраине Подольска в поселке Северный за пределами заводской территории», – говорится в сообщении.

Отмечается, что в открытии памятника приняли участие представители коллектива ЗиО, заместитель председателя правительства Московской области Вадим Хромов и глава городского округа Подольск Николай Пестов.

Сегодня ЗиО – один из крупнейших машиностроительных заводов Подмосковья, котлами марки ЗиО оснащено большинство электростанций России, Казахстана и стран Восточной Европы. Свою историю завод ведет со 2 мая 1919 года, когда в недостроенный цех тогда еще завода Пароремонт были поставлены на ремонт пять паровозов серии «Щ». В 1930 году, в связи с переходом на выпуск крекинг-аппаратов для нефтяной промышленности и электровозов завод был переименован в Крекингэлектровозостроительный завод.

За досрочное выполнение плана пятилетки 8 апреля 1936 года заводу было присвоено имя первого народного комиссара тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе. А 1 мая 1939 года возле проходной завода ЗиО был воздвигнут памятник С.Орджоникидзе. Он был установлен у заводской проходной №2. Через 80 лет скульптура обветшала и оказалась уже на промышленной окраине Подольска за пределами заводской территории. В юбилейный для предприятия 2019 год по решению главы городского округа Подольск Н.И.Пестова был согласован перенос памятника на территорию Подольского машиностроительного завода. Группа скульпторов — реставраторов выполнила работы по переносу и отделке памятника.

Читайте так же:  Памятник на могилу коломна

— Мало предприятий, как ваше, которое перешагнуло столетие. Хочется поблагодарить работников завода за сохранение его потенциала, которым мы гордимся сейчас. В настоящее время завод выполняет задачи по котлостроению на благо Московской области и России. Желаю коллективу и директорскому корпусу успехов в выполнении производственной программы, а правительство Московской области вас поддержит. От имени губернатора Московской области поздравляю вас со 100-летним юбилеем предприятия», – сказал Вадим Хромов.

— Май – плодотворный и памятный месяц для нас. Проходят мероприятия, посвященные столетию Подольского машиностроительного завода и 75-летию ЦНИИТОЧМАШ. Из завода имени Орджоникидзе вышли и продолжают свою деятельность два предприятия – машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» и Подольский машиностроительный завод. По инициативе руководства предприятия от ул. Железнодорожной на ул. Машиностроителей был перенесен уже разрушавшийся памятник. Заводчанам удалось его восстановить и установить на достойное место. Приятно, что в Большом Подольске живут традиции, уважается историческая память. С радостью поздравляем сегодня эти трудовые коллективы, которые уверенно смотрят в будущее и созидают экономику Большого Подольска.

Отреставрированный памятник Серго Орджоникидзе установлен на территории Подольского машиностроительного завода

Сто лет назад началась история одного из крупнейших заводов Подмосковья – Подольского машиностроительного завода. 2 мая 1919 года на ремонт в еще недостроенный цех завода «Пароремонт» были доставлены первые пять паровозов серии «Щ» — именно с этой даты ведет отсчет своей трудовой летописи предприятие. Со дня его открытия пройдет всего 17 лет, когда в 1936 году заводу будет присвоено имя первого народного комиссара тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе. Через три года накануне 1 мая 1939 года в дань памяти наркому, умершему в 1937 году, возле проходной завода был установлен памятник.

С тех пор минуло 80 лет, развивался завод, рос Подольск, переменилось очень многое. Так получилось, что скульптура Орджоникидзе оказалась за пределами заводской территории. В январе 2019 года – в год 100-летия предприятия – его руководство совместно с администрацией Городского округа Подольск приняло решение о спасении монумента. По решению главы муниципалитета Николая Пестова был согласован перенос скульптуры на территорию Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе. Группа скульпторов-реставраторов в короткий срок выполнила реставрационные работы.

В пятницу, 24 мая, состоялось торжественное открытие обновленной скульптуры, установленной у проходной предприятия. В церемонии приняли участие заместитель председателя Правительства Московской области Вадим Хромов, глава Городского округа Подольск Николай Пестов, член правления, член совета директоров, президент группы компаний «ЗиО» Виктор Даниленко, Почетный гражданин Подольска, Почетный гражданин Московской области, более 20 лет проработавший на заводе Владимир Овчар и другие.

Поздравляя заводчан со знаменательным событием, Вадим Хромов отметил, что Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе является одним из передовых предприятий Московской области.

Это одно из самых старейших предприятий, — сказал Вадим Валерианович. – Столетний юбилей – очень важная веха. Необходимо помнить все, что сделали прежние поколения, создавшие завод в сложное для страны время, перепрофилировавшие его затем для нужд Советского Союза, Российской Федерации. Очень приятно видеть ветеранов, молодежь в составе трудового коллектива завода. Открытие памятника Серго Орджоникидзе – хорошее событие для того, чтобы вспомнить историю, чтобы воспитывать патриотизм, необходимый в наше время.

Открыли памятник Серго Орджоникидзе Вадим Хромов, Николай Пестов, Виктор Даниленко и Владимир Овчар.

Май 2019 года – памятный месяц для многих подольчан, проходят мероприятия, посвященные столетию Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе, — сказал в интервью журналистам Николай Пестов. – Памятник был перенесен на территорию завода с улицы Железнодорожной, он уже разрушался, и даже не очень верилось, что возможно его восстановление. Но заводчанам это сделать удалось, он установлен на достойное место. Мне очень приятно, что традиции живут, историческая память уважаема в Большом Подольске. Я поздравляю всех заводчан с замечательным юбилеем и выражаю уверенность в том, что темпы развития Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе будут помогать и в дальнейшем развитию экономики Городского округа Подольск.

Отметим, что сегодня на Подольском машиностроительном заводе имени Орджоникидзе работают 325 человек. На производственных площадках изготавливаются части котлов, запчасти, дополнительное оборудование. Осуществляется основное проектирование, монтаж котельного оборудования. В настоящее время в линейке продукции завода – паровые котлы, котлы-утилизаторы, а инновационным продуктом на предприятии считают сухие вентиляторные градирни. Они уже изготовлены для двух новых объектов в Крыму – Севастопольской ТЭС и Симферопольской ТЭС, которые уже запущены в эксплуатацию.

Пресс-служба администрации Городского округа Подольск