Меню Закрыть

Доклад о софийском соборе в киеве

Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.
В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).
Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «? ???? ?? ???? ????? ??? ?? ????????????·???????? ???? ? ???? ?? ???? ???? ???? – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «?????, ?????, ????? – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов. Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» – изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Климент, папа Римский

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература:
Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.
Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.
Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.
Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.
История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.
Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

Софийский Собор в Киеве
Заповедник
София Киевская

Главная Заповедник «София Киевская» Софийский Собор Архитектурные памятники на территории заповедника Софии Киевской

Экскурсии Киев
Достопримечательности Киева
тур выходного дня Киев
экскурсии по Киеву
экскурсионные туры
горящие туры Киев
горящие путевки Киев

Мозаики и Фрески Софии Киевской

Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи («полати», или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков, утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской размещены изображения главных персонажей и сцены христианского вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы — смальты. Сияющий мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников, которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не сохранила.

В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.

«Христос-Вседержитель» (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора София Киевская,— четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка). На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями се-вастийских мучеников. На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена «Благовещение»: слева — архангел Гавриил, справа — дева Мария.

Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

«Оранта» София Киевская:

В среднем ярусе апсиды Софиевского Собора широко развернута многофигурная композиция «Евхаристия»— символическая сцена причащения апостолов, раскрывающая главный догмат христианского вероучения. К этой сцене тяготеют по смыслу фрески религиозного характера на стенах центрального нефа, трансепта и на хорах.

Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения «отцов церкви» — святителей и архидиаконов (мозаика уцелела только в верхней части фигур). Это непревзойденные по совершенству исполнения, глубине характеристики и психологической насыщенности портреты.

Изображения всех трех ярусов главного алтаря тесно взаимосвязаны. Здесь читается единый композиционный и колористический замысел. Белые омофоры на плечах святителей соответствуют светлым одеяниям апостолов в «Евхаристии», синий цвет одежды богоматери перекликается с такого же цвета плащом Христа и фоном орнамента над фигурами святителей. Звучание синих и белых тонов в апсиде усилено малиновым цветом престола в центре сцены «Евхаристия».

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,— это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески, т. е. расписаны водяными красками по сырой штукатурке. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились «Распятие», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа женам-мироносицам», а также сцена «Сошествие святого духа», замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

фреска «Сошествие Христа в ад» («Сошествие в ад»). Трансепт. Северная сторона София Киевская

Евангельские сюжеты представлены и на хорах Софии Киевской: «Чудо в Кане Галилейской», «Чудо умножения хлебов», «Тайная вечеря». Здесь же написаны композиции, связываемые теологами с евангельскими легендами: «Встреча Авраамом трех странников», «Гостеприимство Авраама», «Жертвоприношение Авраама», «Три отрока в пещи огненной».

«Встреча Авраамом трех странников»:

Интересный цикл фресок Софии Киевской, композиционно близких к древним миниатюрам, сохранился в боковых алтарях и нефах собора София Киевская. Здесь сцены из «житий святых» написаны в хронологической последовательности в каждом ярусе. Сюжеты трактованы жизненно и правдиво: живые, выразительные лица, свободные позы, полные динамики жесты. Скорбно лиричный образ Анны («Моление Анны»), встреча юных женщин («Целование Марии и Елизаветы»), трогательная фигура маленькой Марии («Введение во храм») — все это, как и другие сцены, передано глубоко эмоционально. На стенах, крещатых столбах и арках собора Святой Софии Киевской изображены многочисленные фигуры и полуфигуры святых. Древние мастера создали целую галерею впечатляющих образов. Акцентируя внимание на чертах лица, художники убедительно воплощают суровость и величие, благородство и аскетизм, фанатизм и юношескую мягкость изображаемых персонажей.

«Целование Марии и Елизаветы»

Северный придел Софии Киевской посвящен святому Георгию — духовному патрону Ярослава Мудрого (Георгий — христианское имя князя). фрески южного придела рассказывают о подвигах архангела Михаила, считавшегося покровителем княжеской дружины и Киева. В этом сказывается прямая связь между живописью религиозного содержания и светскими изображениями, которые занимают видное место в росписях храма.

Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Портрет семьи Ярослава Мудрого:

1. Реконструкция В. Лазарева: слева от Христа — княгиня Ирина с дочками, справа — Ярослав Мудрый с сынами

2. Реконструкция С. Высоцкого: слева от Христа — князь Володимир и Ярослав с сынами, справа — княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочками

3. Реконструкция А. Поппе: слева от Христа — Ярослав с сынами и дочкой; справа — княгиня Ирина с дочками

Уникальный ансамбль фресок Софии Киевской светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен Софиевского собора — княжеского хода на «полати» (хоры). Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п. Большое место занимает композиция «Ипподром» в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

«Иподром». Реконструкция О. Радченка:

Среди росписей в Софии Киевской часто встречаются изображения животных (гепард, лев, медведь, верблюд, осел, вепрь, собака, заяц), птиц и разнообразных фантастических зверей. Большой интерес представляют фигуры скоморохов: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на придорожном камне, флейтисты, музыканты, играющие на гуслях и лютне. В южной башне сохранилось единственное известное в древнерусском искусстве изображение воздушного органа. Отчетливо видна установка с трубами, органист, ударяющий руками по клавишам, и два скомороха, которые, стоя на мехах, нагнетают воздух в органные трубы.

Орган в сцене «Скоморохи». Реконструкция С. Высоцкого и И. Тоцкой:

Фрески в башнях Софийского собора — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.

Живопись играла большую роль в оформлении древних фасадов. Мастера XI века яркой красной полосой подчеркнули на них все уступы ниш, арок, поребрики и другие элементы архитектурного декора, заполнили росписями многие ниши, украсили узорами наружные части оконных и дверных откосов. Расписанные фресками открытые галереи (застроенные позднее) опоясывали здание богатой цветной лентой В наши дни в нише на западном фасаде Софии Киевской можно увидеть довольно яркую фреску с сочным растительным орнаментом. Она дает некоторое представление о великолепном убранстве прошлого.

На стенах собора София Киевская сохранилось большое количество древнерусских надписей — граффити, которые являются важнейшим документом для датирования росписей. По-видимому, в центральной части здания работы выполнены в 40-е, а в галереях — в 60-е годы XI века. Подробнее о гриффити >>>

Живопись Святой Софии Киевской пережила многовековую историю, тесно связанную с периодами опустошения ссбора, с неоднократными перестройками. Во время капитального ремонта в конце XVII — начале XVIII века древняя стенопись была почти целиком заштукатурена, а на стенах были выполнены новые композиции масляными красками. О существовании древних фресок постепенно забыли. Только в XIX веке они были случайно обнаружены. В 40— 50-е годы прошлого века росписи Софийского собора были очищены от более поздних наслоений и вновь записаны маслом. Долгое время шедевры Софийского собора были скрыты под слоем копоти, пыли, под позднейшими записями масляными красками. Со времени организации государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» (1934 г.) в нем проведены значительные реставрационные работы по расчистке и закреплению древних мозаик и фресок Софии Киевской. Ныне стенопись Киевского Собора Святой Софии полностью освобождена от наслоений. Более поздняя живопись оставлена реставраторами только в тех местах, где навсегда утрачены первоначальные росписи. Перед взором наших современников открылся неповторимый по красоте и стройности ансамбль росписей XI века.

Академик Б. Греков писал: «Переступив порог Софии, вы сразу попадаете во власть ее грандиозности и великолепия. Величественные размеры снутреннего пространства, строгие пропорции, роскошные мозаики и фрески покоряют вас своим совершенством, прежде чем вы успеете вглядеться и вдуматься во все детали и понять все то, что хотели сказать творцы этого крупнейшего произведения архитектуры и живописи».

Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Достижения киевских монументалистов бережно сохранили древнерусские художники последующих поколений. Лучшие традиции живописного убранства Софийского собора живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в фресках Новгорода и Пскова, в древней украинской иконе, в живописных ансамблях Московского Кремля, в росписях деревянных церквей Украины.

Мозаики и фрески собора Святой Софии Киевской — выдающийся памятник средневекового монументального искусства. Наряду с прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры.

Главный алтарь Софии Киевской

Рассказ о Софии Киевской в Киеве фото история описание, архитектура интерьер система росписи Мозаики, фрески, граффити, картины, Заповедник музей София Киевская музейный комплекс

Мозаики и фрески Софии Киевской


Виртуальный тур по территории заповедника

Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская»
Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, 24
ст. метро «Золотые ворота».
Время работы собора: 10:00 — 17.30
Выходной день: четверг
Cайт софийского собора

7. Софийский собор — символ Киева (учебник)

Софийский собор — символ Киева

— Почему Софийский собор стал символом города?

— Как и в связи с чем менялись собор и площадь перед ним?

— Которые изменения в жизни города и киевлян они отражали?

Путешествие в прошлое (Историческая путешествие по-киевски).

Многое изменилось в Киеве за более 1 500 лет. Он пережил времена расцвета и упадка, времена свободы и неволе. На страницах его истории вписано много имен, событий и дат. Мы же призовем в свидетели истории Киева архитектурные памятники. Вот один из этих свидетелей – славный Софийский собор. Его без преувеличения можно назвать символом города. Вместе с Софией мы совершим путешествие в прошлое Киева и проследим, какие изменения происходили с собором и вокруг него, как это отражало изменения, происходившие с самим Киевом.

«Город Владимира», конец Х — начало XI в. Макет Д. Мазюкевича

Рассмотрите макет. На нем вы еще не видите собора Св. Софии. А там, где он будет — «поле вне градом», как писал летописец. Именно здесь состоялась 1036 победная битва с печенегами (обозначена стрелочкой). В память о ней князь Ярослав Мудрый приказал построить храм на образцу храма Cв.Софии в Константинополе.

Город Владимира — новые укрепления, построенные по приказу князя Владимира (980-1015 гг.) Охватывали территорию между современными улицами Владимирской, Десятинной, Большой Житомирской, Михайловская площадь и склонами урочища Гончары вдоль Андреевского спуска и Боричевого Тока.

— Какие выдающиеся события в истории Киева и Киевской Руси связаны с именем князя Владимира? Почему он вошел в историю как «Владимир Святой»?

«Город Ярослава», середина XI в. Макет Д. Мазюкевича

А это уже середина XI в. — Время расцвета Древнерусского государства. Символом его стала София. Место для строительства собора было выбрано так, что с какой бы стороны не входить в город, первое, что замечали путники — это сооружение Св.Софии. Перед ней сходились четыре главные дороги с всех въездов в город, а значит здесь образовалась главная площадь города.

В этот период были построены не только Собор Св. Софии, но и новые стены с Золотыми воротами — парадным въездом в город, Георгииивська и Ирининская церкви в честь самого Ярослава и его жены, многие другие сооружения. Вокруг города Владимира выросло целое новый город, обнесенный новыми укреплениями. Его так и называют — «город Ярослава». Больше современников поражали Софийский Собор и Золотые ворота.

Источник 1. Современники о Софийский собор :

Нестор Летописец : «И украсил он ее иконами многоцинному, и золотом, серебром и утварью церковным »

Митрополит Илларион: «Церковь странная и славна всем окружным странам и нет подобной во всех северных землях? »

Поразмышляем:

— Что поражало современников в Софийском соборе?

— Что сохранилось по сей день?

Иларион («Русин») — Митрополит (глава церкви) Киевский в 1051-1054 гг Стал первым митрополитом местного происхождения, что подтверждается в его призвиську: русин. В 1051 г., во время церемонии посвящения в Софийском соборе произнес знаменитую речь, известную как «Слово о законе и благодать ». Она стала одним из первых произведений древнерусской литературы. Причислен к лику святых, погребен в Киево-Печерской лавре.

Посетите Государственный историко-культурный заповедник «София Киевская» и ознакомьтесь с историей славного храма. Обратите внимание на различия между современным и первичным видом собора. Узнайте, какие элементы его утварь (мозаики, фрески) остались с 11 в. Узнайте о граффити Софийского собора.

София — центральный храм не только Киева и всей Руси. Здесь — резиденция митрополита; здесь проходят торжественные церемонии; здесь школа и собранная Ярославом Мудрым библиотека.У 1240 г. Киев был захвачен монголо-татарами.

Итальянский путешественник Джиованни дель Плано Карпини писал о Киеве того времени: «После длительной осады они взяли его и истребили жителей города? город это было достаточно большим и многолюдным, а теперь сведено почти на нет? «

На удивление, София не была полностью разрушена, но в ней уже не происходили церемонии посадки киевских князей на престол, объявления государственных актов, то есть она уже не является политическим и культурным центром. Некоторое время она еще оставалась резиденцией митрополита и главным храмом Киев, однако она стояла среди развалин. Жизнь в Киеве возрождался очень медленно. Да и татарские нападения не прекращались.

(a) Верещинский Иосиф (Киевский католический епископ с 1589 по 1598)

«Храм этот был построен роскошно и не имел цены. ? Многие согласятся, что во всей Европе нет храмов, которые по ценности и изяществом украшений стояли бы выше константинопольский и киевский (оба построены по одному плану). ? К сожалению, эта святыня ныне не только сделалась жилищем рогатого скота, лошадей, собак и свиней, но и теряет свои украшения за дождей, которые проникают через дырявую крышу. Кое-где и стены начали уже падать . »

(Б) С «Описания Украины»? Гийома де Боплана (1640 г.)

«Храм Святой Софии и Св.Михаила отстроены в их древнем виде. Храм Святой Софии имеет красивый фасад и великолепный вид, с какой стороны на него не взглянуть? »

(В) Из рисунков А. ван Вестерфельда. 1651

— Как описывает состояние Софийского собора И. Верещинский? С чем он его сравнивает? Которые причины разрушения Храма вы могли бы назвать?

— Сравните описание Г. де Боплана с предыдущим. Что изменилось? Подтверждает его источник 2 (в)?

— Сравните источник 3 с первичным видом собора. Что нового появилось? Или можно согласиться с тем, что собор восстановлен в его первоначальном виде?

— Что вы можете сказать о площади перед церковью?

Возрождение Св. Софии связано с деятельностью митрополита Петра Могилы в 1632-1647 гг Он организовал реставрацию собора, устроил при нем монастырь. Для восстановления и достройки церкви был приглашен итальянский архитектора Октавиано Манчини. Собор начинает приобретать привычного нам вида. Перестройки продолжаются и позже, в XVIII в.

В 1685-1707 гг Софийским собором занимался Иван Мазепа. На его средства церковь достраивают, руководствуясь вкусами и обычаями эпохи. Меняется форма куполов, появляются новые. К сожалению, не всегда мастера были квалифицированы, иногда они просто уничтожали или искажали старинные росписи. И все же в основе своей София сохранила свой величественный вид. Рядом с церковью образовался целый комплекс сооружений — митрополичьи палаты, монастырские Кель, ворот. Поэтому Софию считают памятником и XI, и XVIII вв.

Постепенно возрождался и город. Опять Софийский собор стал главным его храмом.

Источник 3. Подумаем, разглядывая и сравнивая.

.

Софийская площадь 1851

— Как изменения вы заметили?

— С какими обстоятельствами в истории города это связано?

Меняется и площадь перед собором. Во второй половине XIX в. она была расчищено и она стала просто огромной — от Софийского в Михайловское собора. Но ненадолго. В 1857 г. был построен дом для большой количества государственных учреждений — т.н «Присутственные мест ».

В 1888 г. устанавливают памятник Б. Хмельницкому.

Теперь площадь выглядела так.

А вот она уже в начале 20 в.

Подумаем, разглядывая и сравнивая.

— Сравните с предыдущими изображениями. Что еще изменилось? Что появилось нового во внешнем виде площади? Какие изменения в жизни Киева и киевлян отразились в нем?

ХХ в. в истории Киева было слишком бурным. Революции, войны — Все это так или иначе отразилось и на Софийской площади. В 1918 г. Киев обстреливают из пушек большевистские войска — несколько снарядов попали и в собор. В 1919 г. на некоторое время закрепившись в Киеве, новая власть ставит новые памятники. На Софийской площади устанавливают обелиск героям революции. При очередной смене власти его уничтожили.

Узнаете? Хорошо, что хотя Богдана не трогали. Хотя из всех дореволюционных памятников в Киеве оставили только два — Богдана и Св. Владимира на Владимирской горке.

В 20-х гг Софийскую площадь переименовали. Она стала называться Площадью красных героев Перекопа и выглядела так.

В 1934 г. в Софийском соборе были прекращены богослужения и всю территорию бывшего монастыря объявили государственным заповедником. Но это не мешало разместить в его постройках различные государственные учреждения.

В том же году Киев стал столицей Советской Украины (до того она находилась в Харькове). Сюда переехало правительство. Тогда же было принято страшное для Киева решение — создать гигантский и величественный правительственный центр.

Это один из проектов пербудовы Софийской площади. Михайловский и Софийский монастыре должны быть разрушены. С первым так и случилось. Софии же повезло.

«В ХХ в. Софийский собор трижды находился под угрозой уничтожения.

Впервые его спас украинский историк искусства Николай Макаренко (1877-1936). Произошло это 1934 г., когда советская власть уничтожала старинные памятники архитектуры в Киеве. Но это стоило ученому жизни.

Во время Второй мировой войны, готовясь к сдаче Киева осенью 1941 г., инженерные части советской 37-й армии минировали важные сооружения города. Была обречена и Св.Софии. Вторично ее спас тогдашний директор заповедника Олекса Повстенко (1902-1974) — ответив минерам, что подвалов в Св.Софии нет.

Третий Софийскому собору угрожали нацистские оккупанты, когда осенью 1943 г. минировали и уничтожали Киев перед видступом.Тоди Софийский собор защищал от пожара сторож Павел Емец. «

После войны Киев быстро отстраивается. Софийский собор остается заповедником. Площадь перед ним теперь называется Площадью Б. Хмельницкого.

Подумаем, разглядывая и сравнивая.

Площадь Б. Хмельницкого, 50-е гг ХХ в.

Площадь Б. Хмельницкого, 80-е гг ХХ в.

Софийская площадь, 2003 г.

А это уже времена независимости — 2003 г. И площадь уже называется Софийской. На заднем плане — восстановленный Михайловский собор.

— Которые изменения вы заметили?

— Или можно утверждать, что площадь становилась лучше? Почему вы так думаете?

— чем, на ваш взгляд, переименовали площадь?

Казалось бы, все хорошо. София хорошеет год от года. Она имеет статус Национального историко-культурного заповедника, включена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (Международная организация, занимается развитием культуры в мире) В 2001 г. отреставрировали звонницу. Отстроили Михайловский собор. Площадь стала пешеходной — чтобы транспорт не разрушал ценные мозаики и фрески. В 2007 г. София вошла в список 7 чудес Украины. Но опять нужна реставрация?

Но не только в реставрации дело.

Здание гостиницы «Хайят» на Софийской площади.

«? На Софийской площади? на месте бывшего фонтана теперь устроена пешеходную зону. Здесь начальник Главного Управления культурного наследия? мечтает видеть нечто вроде площади перед собором Сан-Марко в Венеции — бассейн с фонтанами, окруженный столиками кафе, рядом играет оркестр?

К этих романтических грез хотелось бы добавить только одно. Я считаю, венецианцы утопили бы в канале Гранде того безумца, который вздумал бы прямо на площади Сан-Марко засадить стеклянную громадину в духе отеля «Хайят», воткнуть посреди этой площади коммерческий фитнесс-центр с подземным паркингом или своевольно надстраивать окружающие дома.

А в нас, возле Софии Киевской все это случилось? «

— Почему он так категорически против строительства на Софийской площади?

— Как вы относитесь к этой проблеме? Каковы ваши предложения?

— обсудите проблему застройки исторической части Киева с членами вашей семьи, одноклассниками. Проведите маленькое социологическое исследование: соберите разные мнения и вычислите количество сторонников разных точек зрения. Сделайте выводы.

Когда вы входите в Софийский собор, первое Что вы видите — знаменитое мозаичное изображение Оранты — Богоматери, молится с поднятыми руками. Она молится за всех людей. Эта мозаика сделана греческими мастерами еще в 11 в. Она всегда поражала всех, кто ее видел. И вопреки всем разрушения, пожары, обстрелы продолжает поражать.

Может, именно поэтому еще в древние времена родилась легенда, что Оранта своими поднятыми руками останавливает все беды Киева, бережет его. И Город будет стоять, пока стоит Оранта.

История Софийского собора в Киеве

В четверг, 14 июня, Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнит в Большом зале Московской консерватории ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный» и концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Святой Софии Киевской» Валерия Кикты. РИА Новости и портал классической музыки ParaClassics проведут на сайте информагентства прямую трансляцию концерта в рамках проекта Weekend.

Софийский собор в Киеве (София Киевская) – памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства.

Точное время строительства храма неизвестно. «Повесть временных лет», летописный памятник Киевской Руси, датирует время постройки Софийского собора 1037 годом, во времена княжения Ярослава Мудрого. Некоторые же исследователи утверждают, что Софийский собор был заложен в 1017 году, при князе Владимире I Святославиче.

Но все же большинство ученых, на основании анализа летописных памятников, полагают, что строительство Софии Киевской было начато именно в 1037 году. Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву. Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов и обратил их в бегство. Во славу своей победы на том месте, где были повержены полчища врагов, и заложил храм. В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.

Как считают специалисты, в строительстве собора Святой Софии принимало участие 40 мастеров и около 100 помощников. Длилась стройка 2-2,5 года, еще несколько лет заняла внутренняя отделка и роспись. Для строительства собора Ярослав вызвал мастеров из Константинополя.

Изначально собор представлял собой пятинефное (неф — продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводам) прямоугольное в плане здание (55х37 метров) с двенадцатью крестовидными столбами. Собор был увенчан тринадцатью куполами (ныне у храма 19 куполов), символизировавшими двенадцать апостолов и Христа, главный купол был расположен в центре храма, четыре – над алтарной частью и восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор был окружен двумя рядами галерей, имевших вид «гульбища» – открытого балкона. На втором этаже располагались «полати», предназначавшиеся для князя, членов его семьи и знатных горожан.

Стены Софийского собора выкладывались из крупных гранитных блоков, заливавшихся «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Ряды крупных камней отделывались «плинфой» – оранжево-розовым широким и плоским кирпичом толщиной от 2,5 до 4 сантиметров. Наружная кладка оставалась открытой, фасады здания не штукатурились. Для кровли собора строители использовали свинцовые листы, которые укладывались на каменные своды и купола.

Стены, своды и столбы Софийского собора украшали великолепнейшие фрески. Фресковая роспись Софийского собора занимала около 5 тысяч квадратных метров, из них 2 тысячи квадратных метров уцелели в оригинале до наших дней.

За свою почти тысячелетнюю историю Софийский собор неоднократно разрушался, восстанавливался, подвергаясь коренной перестройке. Впервые храм серьезно пострадал в 1240 году при разграблении Киева ордами Батыя. Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Затем были крымские ханы, литовские князья, времена униатства.

Лишь после того, как митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и организовал при соборе мужской монастырь, София Киевская постепенно начала восстанавливать свое былое величие. До середины XVII века внешний вид Софийского собора практически не изменялся, архитектурный облик храма оставался почти таким же, каким он был в XI столетии. Правда, само здание находилось в плачевном состоянии. В 1633-1647-х годах после нескольких столетий упадка была предпринята первая попытка восстановления Софийского собора. В здании был произведен ремонт, заменена прохудившаяся крыша, настелены новые керамические полы, сооружен богато оформленный иконостас.

В 1697 году большой пожар уничтожил все деревянные здания Софийского монастыря. После этого печального события в Софии Киевской были начаты капитальные восстановительные работы. В это время возвели Софийскую трехъярусную колокольню — четвертый ярус был достроен в 1852 году — еще один уникальный памятник архитектуры, находящийся на территории Софийского монастыря. Серьезной перестройке подверглось и здание Софийского собора, приобретя характерные того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730-х годах на территории Софийского монастыря была построена трапезная, которая спустя столетие была реконструирована в так называемую Теплую, или Малую Софию, а также пекарня, в здании которой позже размещалась консистория (епархиальное управление). Во время реставрационных работ середины XIX века Софийский собор получил новую крышу и позолоченные купола, а также чугунные полы. В конце XIX века была осуществлена последняя дореволюционная перестройка Софийского собора – был серьезно реконструирован западный фасад здания.

В 1934 году решением советского правительства комплекс сооружений объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником.

После закрытия София Киевская лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства – были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 килограмм) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены восемь иконостасов боковых приделов, разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI века, восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

В 1990 году Софийский собор был включен ЮНЕСКО в Список объектов мирового культурного наследия.

В октябре 1990 года здесь была совершена Божественная литургия, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности в управлении.

Спустя 20 лет, в июле 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь возглавил молебен в Софийском соборе Киева.

Фрески и мозаики Софийского собора

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты ее в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века были расчищены из под позднейших наслоений. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стенописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанного в 1651 году во время его визита в Киев. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене – святых. Расчистка этих фресок была осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934 1935 годах. На северной стене Софийского собора, кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого – в XIX веке.

В своде главного алтаря изображена огромная фигура Оранты – Богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней – синий хитон, пурпурный мафорий (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят) с золотыми складками и красные сапожки. Из за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

Под Орантой – многофигурная композиция «Евхаристия» – символическая сцена причащения апостолов. В центре престол, вдоль которого стоят ангелы с рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.
В нижнем ярусе апсиды (свода) изображены «отцы церкви» («святительский чин») – святители и архидиаконы (мозаика сохранилась в верхней части фигур).

Саркофаг Ярослава Мудрого

В восточной части внутренней и внешней северных галерей собора в древности была великокняжеская усыпальница. Здесь были похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодич, Владимир Мономах и другие. До наших дней сохранился лишь саркофаг Ярослава Мудрого, который экспонируется в алтарной части бывшей северной внутренней галереи. Он состоит из прямоугольного ящика и двускатной крышки с выступами по углам. Ящик и крышка саркофага украшены резными изображениями виноградной лозы, пальмы, кипариса, рыб, птиц, крестов и других древнехристианских символов. Вес гробницы – 6 тонн. Саркофаг Ярослава Мудрого сделан из проконесского мрамора и, очевидно, привезен из Византии.

В 1936-1939-х годах, во время вскрытия и исследования саркофага Ярослава Мудрого, ученые обнаружили в нем мужской и женский скелеты, кости которых были перемешаны. Этот факт, а также полное отсутствие каких-либо предметов и одежды свидетельствуют об ограблении гробницы. Сопоставление результатов анатоморентгенологичного исследования костей с данными летописи доказало, что мужской скелет – это скелет Ярослава Мудрого. Женский скелет – скелет жены Ярослава Ирины. По черепу Ярослава Мудрого известный советский скульптор антрополог Михаил Герасимов воссоздал скульптурный портрет князя, который экспонируется в северной внешней галерее собора.

В сентябре 2009 года саркофаг Ярослава Мудрого был вновь вскрыт для антропологического исследования.

В апреле 2010 года украинская газета «Сегодня» со ссылкой на одного из сотрудников Софии Киевской сообщила, что останки, хранящиеся в Национальном заповеднике София Киевская как кости Ярослава Мудрого, могут не принадлежать киевскому князю.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Читайте так же:  София собор турция
__