Меню Закрыть

Казанский собор в санкт-петербурге в картинках

Собор Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор в Санкт-Петербурге относится к числу крупнейших храмов города. Он находится в самом сердце Северной столицы и выходит фасадами на Невский проспект и канал Грибоедова. Казанский собор пользуется большой популярностью среди туристов – как отечественных, так и иностранных. Такое внимание обусловлено, в первую очередь, величественным внешним видом, архитектурой и внутренним убранством храма. Главная же особенность собора Казанской иконы Божией Матери – это второе название храма – в том, что он очень похож на собор Святого Петра в Ватикане. Такое сходство зачастую настолько впечатляет путешественников, что в какой-то момент начинает казаться, будто находишься не в Петербурге, а за 1000 км от него, возле самой известной святыни Вечного города.

Сэкономь на путешествии!

Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский кафедральный собор является действующим храмом, это значит, что интерес и внимание к нему значительно шире, чем просто к туристической достопримечательности. Для православных верующих это особенное место, где они могут побывать на церковной службе, напитаться неповторимой энергетикой храма, где буквально каждый уголок как живой, но безмолвный свидетель его богатой летописи, в которой нашлось место и трагическим страницам. И, самое главное, именно в этом соборе хранится главная святыня Санкт-Петербурга – Казанская икона Божией Матери. А еще он является памятником русской воинской славы, статус которого он приобрел после Отечественной войны 1812 года.

Как видим, здесь сплелись воедино религия и история, архитектурное наследие и память о доблестных защитниках Отечества. И вся эта монументальность, пронесенная через века, делает храм поистине уникальным, которым город на Неве гордится как своим бесценным достоянием. Но чтобы прочувствовать всю его одухотворяющую атмосферу, в Казанском соборе Санкт-Петербурга обязательно надо побывать лично, и такой возможностью пользуются очень и очень многие.

История Казанского собора

Во второй половине XVIII века император Павел I Петрович, на тот момент еще наследник престола, путешествовал по Европе. Оказавшись в Риме, он был поражен величием и красотой собора Святого Петра и тем, насколько он гармонично вписывался в окруженную колоннадами площадь перед ним. В 1799 году, уже взойдя на трон, государь пожелал, чтобы такой же храм был построен в Петербурге. Не привыкший откладывать свои идеи в долгий ящик, преемник Екатерины Великой тут же объявил конкурс на лучший проект собора. По его задумке, он должен будет заменить собой церковь Рождества Богородицы, именуемую в народе Казанской. Она была построена в 30-х годах того же столетия и успела обветшать. Именно в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, почитаемая как одна из главных реликвий страны.

В конкурсе приняло участие немало талантливых архитекторов. Но поскольку главным условием было то, чтобы будущий храм походил на упомянутый римский собор, который так понравился императору, из всех представленных работ отобрали проект Андрея Никифоровича Воронихина, молодого, но очень талантливого архитектора, происходившего, кстати, из бывших крепостных. Однако по некой злой иронии судьбы царю так и не довелось увидеть ни сам ход строительных работ, ни сдачу здания в эксплуатацию. Торжественная закладка будущего храма состоялась 27 августа 1801 года, через три месяца после убийства Павла I офицерами в Михайловском замке в собственной спальне. К слову, идейным вдохновителем и организатором покушения стал столичный генерал-губернатор и по совместительству глава тайной полиции П. А. Пален. Таким образом, на церемонии закладки фундамента присутствовал сын и наследник погибшего от рук заговорщиков царя, действующий император Александр I.

Место под строительство храма отвели на вытянутом с запада на восток участке у Невского проспекта, что усложнило стоявшую перед архитекторами задачу. В православных церквях, как известно, алтарь всегда смотрит на восток, а вот главный фасад с входом – в противоположную сторону, то есть на запад. Существовавшие традиции никак нельзя было нарушать, поэтому к Невскому проспекту оказывался обращенным не главный (западный) фасад, а северный – боковой. Как же выйти из этого положения? Воронихин нашел гениальное решение: пристроив к боковому фасаду величественную полукруглую колоннаду, он зрительно превратил его в главный. Колоннада же раскрывалась в направлении главной магистрали города – Невского проспекта. Колонн было в общей сложности 96, и они были поставлены в четыре ряда, одновременно став напоминанием о таких же сооружениях, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Ватикане.

После разгрома французов в Отечественную войну 1812 года в храм перенесли на хранение 27 знамен поверженной армии Наполеона. Впоследствии Казанский собор стал хранилищем и других трофеев, а именно флагов и ключей от многих европейских городов и крепостей, добытых русской армией в походах 1813-1814 годов. В соборе, точнее, у его стены, нашел свой последний покой прославленный военачальник Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Именно он, ученик и соратник Александра Васильевича Суворова, был главнокомандующим русской армией во время той войны и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

С Казанским собором связаны имена и других знаменитых людей. Так, 8 ноября 1893 года под его сводами отпевали великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который входил в число первых великих русских музыкальных деятелей, обратившихся к написанию церковной музыки, толчком к чему стали собственные религиозно-художественные настроения и ощущение назревших в последней четверти XIX века в этой сфере реформ. А ранее, еще в 1773 году, здесь венчался цесаревич Павел Петрович. Были и трагические моменты: когда в марте 1913 года в соборе праздновалось 300-летие династии Романовых, произошла давка, унесшая жизни, по меньшей мере, 34 человек.

Происходившие при советской власти гонения на церковь не обошли стороной и Казанский кафедральный собор. Очень сильно пострадал его интерьер вследствие изъятия церковных ценностей, имевшего место в 1922 году. Одного лишь серебра, по очень приблизительным оценкам, было вывезено из собора около двух тонн. На переплавку пустили уникальный иконостас, изготовленный из этого драгоценного металла, и куда потом исчезло это серебро, неизвестно до сих пор. Через год храм перешел к так называемым обновленцам, а в конце января 1932 года его и вовсе закрыли. Осенью того же года Казанский собор отвели под Музей истории религии и атеизма. В первой половине 1950-х годов был отреставрирован интерьер, а в начале 60-х – фасады.

Казанский собор стал, что называется, самим собой уже на закате горбачевской перестройки. 25 мая 1991 года в его левом приделе возобновились богослужения, а главный придел освятили только через год. В конце апреля 1994 года на купол водрузили крест. А дата 29 марта 1998 года навечно вписана в летопись собора как день его полного освящения после долгих лет забвения. Церемонию совершил бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ставший с 19 марта 2019 года почетным настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. Статус же кафедрального один из самых больших храмов Северной столицы получил в 2000 году.

Особенности архитектуры и внутреннее убранство

Казанский кафедральный собор, в котором целый ряд колонн, но только один купол, своими архитектурными особенностями отличается от других церквей. Он больше напоминает резиденцию Папы Римского, чем характерный для севера России православный храм. Однако величия, великолепия, красоты, а также самобытности, несмотря на сходство с «ватиканским братом», у него действительно не отнять.

Подойдя к северному фасаду, вы увидите четыре скульптуры: это увековеченные в бронзе князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Над первым и последним изваянием работал скульптор С. Пименов, а над остальными двумя, соответственно, И. П. Мартос и В. И. Демут-Малиновский. Итальянские же мотивы угадываются не только во внешнем облике храма в целом (как мы уже отмечали, он похож на собор святого Петра в Ватикане), но и в деталях. Например, бронзовые двери на северной стороне здания, отливкой и чеканкой которых занимался Василий Екимов, скопированы с дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции. Скульптор планировал поставить на каменные пьедесталы по обе стороны колоннады изваяния архангелов Михаила и Гавриила, однако его задумка так и не была осуществлена.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.

Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

Вообще все важные исторические события в нашей стране, так или иначе, были связаны с Казанским собором. Так, М. И. Кутузов уехал в действующие армейские части только после того, как совершил в храме торжественный молебен. И именно сюда в июне 1813 года доставили прах великого полководца, который, как уже было отмечено выше, был погребен здесь же. На парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли – русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810-1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия. Оба монумента органично вписаны в архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Их отлили по моделям скульптора Б. И. Орловского. Полководцы изображены во весь рост, на их плечах – плащи. И на этом сходство заканчивается: Кутузов изображен дающим сигнал своим войскам к наступлению, а Барклай-де-Толли как бы стоит в ожидании.

Нельзя не сказать и о фасадах Казанского собора, облицованных пудостским камнем – известковым туфом с небольшой объемной массой, добываемым вблизи поселка Пудость Гатчинского района Ленинградской области, обладающим морозостойкостью и пористостью и легко обрабатывающимся. У этого камня, к слову, очень необычные свойства, которых нет у других отделочных материалов: он меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, становясь то серым, то желтовато-серым. Изначально же фасады украшали рельефы, выполненные Ф. К. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. До наших дней дошли два пьедестала, установленные по бокам знаменитой колоннады. Прежде на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, простоявшие вплоть до 1824 года. Их должны были заменить бронзовыми аналогами, однако этого так и не случилось.

Из бронзы изготовлены и северные врата величественного храма – их отливали по образцу «райских дверей» баптистерия в городе Флоренции (XV век). Что же касается колонн коринфского ордера – они изготовлены из розового финского гранита, а капители украшены позолотой – их внутри собора 56. В прошлом интерьер был украшен многими барельефами, но к нашему времени уцелели всего два. Назовем их: «Взятие под стражу» (автор Ж. Д. Рашетт) и «Несение креста» авторства Ф. Ф. Щедрина. А что с остальными? Они были удалены еще в 1814 году, причины неизвестны. В 1899-1900 годах перед Казанским собором разбили сквер, ставший своего рода дополнением или, если хотите, завершающим штрихом к его самобытному и узнаваемому во всем мире облику.

Богослужения в Казанском соборе

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.

Читайте так же:  Мышкин успенский собор

В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев». В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.

И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

К сведению туристов: несмотря на то, что Казанский собор – действующий, он продолжает оставаться одной из главных визиток Санкт-Петербурга, и экскурсии к этой достопримечательности никто не отменял. В его здании есть специальный уголок, где можно записаться к экскурсоводу. Кроме того, каждый желающий может приобрести здесь иконы, свечи, бутылки для освященной воды и памятные сувениры. Ну и, конечно, вы можете приникнуть к знаменитой иконе Казанской Божией Матери. Правда, придется набраться терпения, чтобы дождаться своей очереди – паломников к ней в наше время меньше не стало.

Казанский собор в Санкт-Петербурге работает ежедневно с 7:00 до 20:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный.

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга расположен по адресу: Невский проспект, дом №25.

Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться: Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы: Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье — с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.

Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.

Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.

Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.

Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.

Казанский собор в Санкт-Петербурге — официальные сведения и легенды

Казанский собор считают крупнейшим храмом начала 19-го столетия. Также его причисляют к самым креативным, крутым и прекрасным сооружением своего времени. Он заслуженно занимает почетное место в самом сердце Санкт-Петербурга. Святое сооружение обладает уникальными фактами и поверьями.

Его общая длина — 72 с половиной метра, высота — 71 с половиной, ширина — 56 метров 700 сантиметров. У него есть 2 крыла с длиной каждого по 42 метра 700 сантиметров. При возведении купола, диаметром 17 метров, впервые использовали металлоконструкции.

На иконостас главного придела собора потратили 640 килограмм серебра. Правда, при советской власти данное богатство, казалось, Петербург безвозвратно потерял. К счастью, благодаря специалистам-реставраторам все вернулось на круги своя.

Гармоничное сочетание

Архитектор собора Андрей Никифорович Воронихин с честью выполнил необычную и непростую задачу, которую поставили перед ним император Павел I — создать европейский собор и православная церковь — соблюсти все ее каноны.

Для него долгое время подбирали и очищали место, было разобрано 11 частных строений. По проекту архитектора храм должен был обладать 2-мя колоннадами. Почему возвели лишь 1, по сей день неизвестно. Но и эта единственная сегодня служит величайшей архитектурной жемчужиной Северной столицы.

Величие колонн, их наличие

Колоннада Казанского собора состоит из 96 колонн. Двухметровый цоколь собора и его колоннад был изготовлен из массивных блоков сердобольского гранита. Балюстрада наверху колоннады может похвастаться красивым ревельским известняком.

Из гатчинского пудостского камня, легко поддающегося обработке, изготвляли колонны. Уникален этот материал за счет своего природного характера к изменению цвета в зависимости от освещения и погоды. Благодаря непревзойденным и самобытным свойствам камня, его надлежащей обработке и применению, изделия из него способны выдерживать температурные перепады, влажность и капризы петербургской погоды.

На отделку пошло 12000 м2 пудостского камня, изготовили из него 182 колонны снаружи и 12 полуколонн коринфского ордера, перекрытия пролетов. Внутри — 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Каждая из них весит по тридцать тонн, обладает высотой в 10 метров 600 сантиметров.

Печальное событие прошлого

Казанский собор стал местом празднования 300-летия династии Романовых. Образовалось столпотворение, что привело к гибели более 30 человек. Некоторые верующие усматривали в данной трагедии зловещий умысел. В связи с этим, поговаривали о скором окончании правления Романовых. Увы, так и произошло.

Архитектура Петербурга: тайны и загадки колонн испокон веков в числе самых мистических и обсуждаемых тем. До 1824 года на пъедесталах с боку с обеих сторон колоннады стояли гипсовые скульптуры ангелов. Вскорости должны были появиться фигуры архангелов из бронзы. По каким-то причинам они так и не были установлены. С тех пор существует поверье — покуда Россией не станут управлять мудрые и честные политики, пьедесталы так и будут пустовать.

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (199)
    • Музеи (90)
    • Фестивали, праздники, шоу (5)
    • Замки, дворцы (19)
    • Храмы, соборы, мечети (21)
    • Парки (16)
    • Парки развлечений (17)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Зоопарки (3)
    • Площади (6)
    • Мосты (13)
    • Небоскребы (1)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Аэропорты (1)
    • Театры (9)
    • Рестораны и кафе (45)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Озера (5)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Пляжи (12)
    • Галереи (1)
    • Пабы (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Пивные (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Метро Линия 2 (синяя ветка) ст. «Невский проспект»
    Автобус №3, 3М, 3МБ, 4М, 4МБ, 5М, 5МБ, 24, 27, 191 ост. «Невский проспект» и №100 ост. «площадь Казанская»
    Троллейбус №17 ост. «Казанский собор» и №1, 5, 7, 10, 11, 22 ост. «Невский проспект»
    Маршрутное такси №К-306 ост. «площадь Казанская»
    Читайте так же:  Церкви и соборы саратов

    Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших действующих храмов города. Главной его святыней является Чудотворная икона, благодаря чему храм получил название Собор Казанской иконы Божией Матери.

    Приход собора регулярно участвует в церковных праздниках и крестных ходах. Сегодня на территории церкви действуют библиотека, художественная школа, лекторий, воскресная школа для детей и взрослых, православный музей веры, молодежный клуб, народный хор Победы и социальный отдел. Культурно-просветительский центр Казанского собора в Санкт-Петербурге ведет активную просветительскую и миссионерскую деятельность.

    Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых во всем мире, была явлена в Казани 8/21 июля 1579 года. Этот праздник ежегодно отмечают верующие по всей России.

    До переезда в Санкт-Петербург икона находилась в казанском монастыре Пресвятой Богородицы, основанном Иваном Грозным в 1579 году.

    Икона относится к типу Одигитрии — Богородица на ней изображена фронтально с младенцем Иисусом Христом на руках. Из-за своей ценности и драгоценного оклада образа икона Божией Матери неоднократно подвергалась кражам и попыткам уничтожения. Чтобы предотвратить утрату было сделано множество копий.

    История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге

    Архитектором собора является Андрей Никифорович Воронихин. Возведение храма продолжалось 10 лет с 1801 по 1811 годы. Строительство велось на Невском проспекте, где раньше стояла небольшая церковь Рождества Богородицы.

    Новый храм начали строить по указу императора Павла I, который хотел создать кафедральный собор для чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Церковь строили исключительно из отечественных, в основном, карельских материалов. Каменщиками, кузнецами и плотниками были крепостные крестьяне. Строительство Казанского собора послужило началом к открытию школы мастерства инженеров, архитекторов и градостроителей.

    Вид на Казанский собор с Невского проспекта: панорама Google

    Открытие храма состоялось накануне Отечественной войны 1812 года. Сюда поступали завоеванные французские знамена и штандарты, некоторые и сегодня висят на стенах собора, хотя большинство из них хранится в Москве. В северо-восточной части храма находится могила М. И. Кутузова — знаменитого полководца, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Поскольку история церкви тесно связана с войной, собор получил звание памятника русской воинской славы.

    Император Павел I хотел построить собор, похожий на храм Святого Петра в Риме. Поэтому он выбрал проект, который максимально соответствовал этому требованию. Казанский собор в Санкт-Петербурге выполнен в стиле ампир, в форме классической римской базилики и крестово-купольного храма.

    Внутренняя часть разделена колоннами на три нефа. Центральный неф — самый большой, он перекрыт полуцилиндрическим сводом. Пол храма выложен сложной мозаикой из разноцветного мрамора и кварцита, что делает Казанский собор практически музеем природного камня. Единственным материалом «нерусского» происхождения был французский алебастр, из которого выполнены цветочные розетки на потолке.

    Крест собора находится на куполе, который поддерживается четырьмя пилонами. В его барабане вырезано 16 окон, сквозь которые в храм проникает солнечный свет. Диаметр купола более 17 метров, что делает Казанский собор одним из самых высоких купольных зданий.

    Главным акцентов внешнего убранства собора являются бронзовые двери, которые являются копией знаменитого храма Баттистеро во Флоренции.

    Над скульптурами и барельефами для украшения собора трудились лучшие российские мастера — Пименов, Мартос, Екимов, Гордеев, Прокофьев и другие. Живопись храма, выполнена в академическом стиле, с явным подражанием мастерам эпохи Ренессанса. Наиболее известной картиной является «Взятие Богородицы на небо» кисти Карла Брюллова. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге стал ярким образцом европейского искусства, в нем гармонично сочетаются архитектура, скульптура и живопись.

    Внутреннее убранство собора: панорама Google

    Расписание богослужений

    Богослужения в соборе совершаются ежедневно. В течение дня совершают Таинства крещения и венчания, молебны и панихиды.

    • 07.00 — ранняя Божественная литургия, начало исповеди в 07.00;
    • 10.00 — поздняя Божественная литургия, начало исповеди в 09.30;
    • 18.00 — вечернее богослужение.
    • В Казанском соборе ежедневно с 11.30 до 18.00 работает экскурсионная служба. Здесь можно заказать индивидуальную или групповую экскурсию, с аудиогидом или экскурсоводом. Проведение частных экскурсий возможно, когда не проходят богослужебные мероприятия. На все экскурсии необходимо записываться заранее.

      Также в соборе есть паломническая служба, которая организует духовно-просветительские и образовательные поездки по святым местам России и Европы. Маршруты и программы регулярно обновляются.

      Правила посещения Казанского собора в Санкт-Петербурге

      Казанский кафедральный собор является действующим храмом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В связи с этим администрация собора призывает посетителей уважительно относится к верующим, так как во время посещения в храме могут проходить богослужения.

      В Казанском соборе запрещено:

      • проносить с собой огнестрельное, холодное и иное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, а также пиротехнические, токсичные, ядовитые и легковоспламеняющиеся жидкости и предметы;
      • пользоваться открытым огнем;
      • приходить и находиться на территории собора без одежды и обуви;
      • находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
      • курить и употреблять спиртные напитки;
      • приносить в храм мороженое, еду, жевательные резинки и прочие предметы, которые могут испачкать других посетителей и имущество собора;
      • проводить несогласованные экскурсии;
      • посещать собор с животными;
      • приносить сумки и рюкзаки, размером больше 30 см х 20 см х 15 см;
      • трогать руками иконы и другие экспонаты;
      • заходить за ограждения;
      • производить профессиональную фото- и видеосъемку (в том числе съемку со штативом и с селфи-палкой) без письменного разрешения собора;
      • кататься на самокатах, роликовых коньках, велосипедах, скейтбордах и других аналогичных средствах;
      • играть на музыкальных инструментах;
      • проводить митинги и другую агитационную деятельность;
      • засорять и наносить ущерб имуществу собора.
      • Казанский кафедральный собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2.

        Прямо перед главным входом в собор есть остановка общественного транспорта «Невский проспект». Здесь ходят автобусы: № 3, 3 М, 3 МБ, 4 М, 4 МБ, 5 М, 5 МБ, 24, 27, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

        На улице «площадь Казанская» останавливается троллейбус № 17 (остановка «Казанский собор»).

        Со стороны Воронихинского сквера тоже есть остановка «площадь Казанская», где ездят автобус № 100 и маршрутное такси № К-306.

        Через дорогу от собора находится станция метро «Невский проспект» (синяя ветка/линия 2).

        Для вызова такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber, Gett.

        Также можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 30 минут.

        Маршрут из аэропорта до Казанского собора в Санкт-Петербурге на карте — Google Maps

        Казанский собор в Санкт-Петербурге: аэросъемка

        Возвращение Казанского собора

        Беседа с историком Михаилом Шкаровским

        Казанский собор в Санкт-Петербурге не только шедевр храмового зодчества – судьба храма тесно связана с историей Российского государства, с воинской доблестью и памятью о гонениях в годы богоборчества. В этом году мы отмечаем его 200-летие. О том, как складывалась судьба одной из главных святынь Санкт-Петербурга в XX веке, рассказывает доктор исторических наук, профессор Михаил Шкаровский.

        XX век – тяжелейший период в истории Казанского собора. И ведь первые утраты собор понес уже в годы революционного лихолетья.

        – После революции собор еще действовал 15 лет. И с его историей тесно связана биография знаменитого протоиерея Философа Орнатского, который одним из первых принял мученический венец в революционные годы. Отец Философ был руководителем епархиального совета и настоятелем Казанского собора. В январе 1918 года, еще до принятия декрета об отделении Церкви от государства, он организовал крестный ход в защиту Александро-Невской лавры. Напомню, что тогда большевики хотели отобрать монастырь у верующих, закрыть церкви и выселить оттуда митрополита. Несмотря на запрет властей, в крестном ходе, по некоторым оценкам, приняли участие до полумиллиона верующих. Именно этого большевики отцу Философу не смогли простить. И когда через несколько месяцев он хотел организовать подобный крестный ход в защиту преподавания закона Божиего, его арестовали вместе с двумя его сыновьями, и в августе 1918 года все они были расстреляны. За известного проповедника ходатайствовали не только церковные деятели, но и нарком просвещения А.В. Луначарский, сохранилось даже его письмо Г.Е. Зиновьеву, в котором он просит освободить отца Философа. Впрочем, еще до этого письма прихожане Казанского собора организовали шествие к зданию ЧК с требованием отпустить своего настоятеля. Тогда чекисты не решились разогнать это шествие и пообещали в скором времени освободить отца Философа, но сами перевели его в Кронштадт, и туда верующие уже не смогли добраться. Сейчас отец Философ прославлен в лике святых. Очевидцы его мученической кончины рассказывали, что, когда священника и двух его сыновей привели на берег Финского залива, почти вся команда отказалась стрелять в пастыря, и тогда комиссар собственноручно застрелил приговоренных.

        – Кто стал настоятелем собора после мученической кончины отца Философа?

        – После отца Философа настоятелем стал не менее выдающийся пастырь протоиерей Николай Чуков – будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий. В Петрограде он возглавил воссозданный после закрытия Петроградской духовной академии Богословский институт, а позднее Высшие богословские курсы, которые просуществовали до конца 1920-х годов. Отец Николай служил в соборе вплоть до известной кампании по изъятию церковных ценностей, которая началась в 1922 году. Она сильно ударила по Казанскому собору. Тогда большевики поставили задачу не просто изъять церковные ценности, но разгромить Церковь как централизованную организацию. В ходе этой кампании был арестован Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) – будущий священномученик – и его ближайшие сподвижники, в число коих попал и отец Николай Чуков. Он пытался, насколько это возможно, спасти от изъятия и уничтожения святыни Казанского собора. Удалось сберечь чудотворную Казанскую икону Божией Матери, а вот уникальный серебряный иконостас Казанского собора, изготовленный по проекту Константина Тона, изъяли и переплавили на первые советские полтинники. А ведь иконостас был сделан из того самого церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили. Верующие защищали это замечательное произведение церковного искусства, дошли до всероссийского старосты М.И. Калинина. Он приказал не трогать иконостас, но председатель Петроградского ЧК Бакаев, который командовал губернской комиссией по изъятию ценностей, не посчитался с этой телеграммой и отправил иконостас на переплавку. Уж больно крупной показалась ему добыча. Человек, о котором мы ведем рассказ, – протоиерей Николай Чуков – был активным участником этой истории, и его вместе с митрополитом Вениамином приговорили к смертной казни, но потом все-таки помиловали.

        – Чем был собор для жителей Петрограда в те годы?

        – Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. Летом 1922 года храм был захвачен обновленцами. Это случилось, пока настоятель отец Николай томился в застенках ЧК. На какое-то время храм вообще стал кафедральным собором Петроградской епархии обновленческой Церкви. Ну а окончательно он был закрыт в 1932 году. К этому времени подвалы храма были изъяты и переданы ГПУ, и там были устроены склады. Верующие в очередной раз начали апеллировать к властям, написали в ЦИК, но все же собор был закрыт.

        – Что стало с Казанской иконой Божией Матери?

        – Некоторое время она пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась, кстати, и в течение всей Великой Отечественной войны. Наконец в конце 1990-х годов реликвия вернулась в Казанский собор.

        – Как использовался собор после закрытия?

        Выставка агитационных плакатов на колонаде Казанского собора. 13 октября 1941 г.

        – Там разместился знаменитый Музей истории религии и атеизма. В этом качестве он действовал до начала Великой Отечественной войны. История собора в годы войны довольно интересна. Музей прекратил свое существование уже в июле 1941 года. Причина тому – изменившийся характер церковно-государственных отношений в Советском Союзе.

        Довольно скоро советские власти поняли, что не могут вести успешные боевые действия, взывая только к гражданскому патриотизму, и были вынуждены обратиться к старым русским национальным патриотическим традициям, которые были тесно связаны с церковной темой. Не случайно тогда стали выпускать ордена Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Кроме того, я думаю, тут не обошлось без влияния союзников – Великобритании и США, которые требовали от советского руководства уступок Церкви. Еще одна причина была в том, что на оккупированных немцами территориях стали стихийно открываться храмы и началось возрождение религиозной жизни. Тогда открылось около 9 тысяч церквей, и важно было этому что-то противопоставить. Конечно, нужно принять во внимание и то, что оставшееся духовенство с первого дня войны заняло патриотическую позицию: как известно, Церковь первая сказала людям правду о войне.

        Все эти факторы привели к тому, что практически сразу прекратилась атеистическая пропаганда, был распущен Союз воинствующих безбожников, прекратилось издание книг и плакатов, оскорбляющих чувства верующих. Экспонаты Музея истории религии, которые находились в Казанском соборе, были эвакуированы, а величественный храм стал местом патриотического воспитания жителей Ленинграда и воинов советской армии.

        Возложение цветов на могилу М. И. Кутузова. 1943 г.

        В конце августа – начале сентября 1941 года перед Казанским собором стали приносить клятву бойцы, которые уходили на фронт. В колоннаде Казанского собора была развернута выставка патриотических картин и плакатов. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли не обложили мешками с песком, как другие, защищая от артобстрелов, а оставили как есть, чтобы при взгляде на них люди вспоминали о великом прошлом своей Родины.

        Потом собор открыли, и люди получили возможность приходить к могиле Кутузова; сюда привозили бойцов Ленинградского фронта. В подвалах храма в разное время размещались штаб одного из соединений, детский сад, бомбоубежище и много других учреждений.

        – Как собор удалось сохранить от обстрелов?

        – Церковные здания, которые являются удобной мишенью, очень активно маскировали. На купола надевали специальные чехлы, или же забивали их фанерой и красили серой краской, чтобы на фоне серого неба они не были заметны. Применялись также маскировочные сети. Но, конечно, снаряды в Казанский собор попадали, и у нас есть уникальная карта зданий, которые пострадали во время артобстрелов; она была составлена в конце войны, и из нее явствует, что в Казанский собор было несколько попаданий. Но поскольку здание большое и прочное, серьезных повреждений оно не получило, хотя были зафиксированы попадания в купол. После войны началась реставрация собора, она заняла не один год.

        – Были ли какие-то службы в Казанском соборе во время войны?

        Ленинградские ополченцы уходят на фронт

        – Нет. Всю войну в городе действовали всего десять храмов, в том числе Князь-Владимирский собор, где хранилась Казанская икона Божией Матери и куда даже в тяжелейшие годы войны приходили паломники. Но в Казанском соборе богослужений не было.

        – Сейчас можно встретить много свидетельств о той роли, которую сыграли Казанская икона Божией Матери и митрополит Гор Ливанских Илия в судьбе города на Неве. Что здесь правда, а что – вымысел?

        – Конечно, в этой истории много легендарного. Достоверно известно, что никто с Казанской иконой вокруг Ленинграда на самолете не облетал и крестным ходом с этой святыней никто весь город не обходил. Так что легенда о том, что немцев остановили как раз по линии, где пролетел самолет с иконой, не достоверны. Крестные ходы с чудотворным образом совершались – но в ограде Князь-Владимирского собора.

        Истинное в этой истории то, что митрополит Илия действительно приезжал в 1947 году и в Ленинград – в сопровождении Косыгина, посетил Духовную академию, Музей блокады Ленинграда и Князь-Владимирский собор, где оставил запись в книге почетных гостей. А потом возложил к иконе позолоченную коронку и рассказал верующим о своем видении, в котором Богородица открыла ему, что город на Неве выстоит. До недавнего времени еще оставались живые свидетели этого выступления владыки.

        – А как складывалась судьба собора после снятия блокады и окончания войны?

        – В Казанский собор вернулся Музей истории религии и атеизма. Отмечу, что на тот момент в Советском Союзе подобных музеев практически уже не было; музей, разместившийся в соборе, остался едва ли не единственным на территории РСФСР. Именно в послевоенный период из закрывшегося в столице Центрального музея атеизма различные реликвии, изъятые у Церкви в 1920-е годы, привезли сюда. В частности, привезли мощи очень многих святых: Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Зосимы и Савватия Соловецких.

        В период хрущевских гонений на Церковь из собора попытались сделать крупный научный и атеистический центр. С 1958 по 1964 год очень большое значение придавалось научному обоснованию атеизма. Именно тогда при музее начал выходить научный журнал-альманах, который издавался несколько лет. Там печатались религиоведческие и атеистические статьи. Надо сказать, что музей оказывал на посетителей действительно большое впечатление, и, по воспоминаниям некоторых священников, это впечатление было не враждебным, а скорее дружественным, так что в некоторых случаях антирелигиозная пропаганда производила обратный эффект. Это и не мудрено, ведь в музее была очень большая экспозиция, знакомящая с Православием, там выставлялись облачения, предметы утвари, иконы и живописные картины религиозного содержания. Экскурсоводы рассказывали об истории Православной Церкви и волей-неволей просвещали людей, давали пищу для ума и сердца, и естественно, что самые чуткие и одаренные улавливали этот посыл и начинали искать свой путь к Богу. Я тоже посещал музей в детские годы, но мне больше всего запомнилась комната пыток инквизиции с различными приспособлениями, располагавшаяся в подвальном помещении, и экскурсоводы довольно подробно рассказывали, как эти пытки там проводились.

        – Вы упомянули про мощи святых, которые хранили в соборе. Можно ли говорить, что эта ссылка в запасники спасла их от уничтожения?

        – Сама по себе ссылка в запасники еще ничего не гарантировала. Вот, например, какая история произошла с мощами Иоасафа Белгородского. Это нетленные мощи, и они очень хорошо сохранились, но в 1950-е годы директор музея приказал их уничтожить. Один из проводивших реставрационные работы работников, по фамилии Соколов, решил спрятать их на чердаке Казанского собора. В конце 1980-х годов он был еще жив; его дочь тогда обратилась к церковному священноначалию и рассказала, где спрятаны мощи. Приснопамятный митрополит Иоанн создал специальную комиссию, были организованы изыскания, и под слоем угля на чердаке собора действительно нашли мощи святителя.

        – А как были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского?

        – Они находились в специальном ларце. Их не было в основной экспозиции, они хранились в запасниках, и когда в 1989 году на ларец обратили внимание, то не было известно, кому принадлежат эти мощи. Специальная комиссия провела освидетельствование этой реликвии. При ней были обнаружены документы и вещественные доказательства, которые подтверждали, что это мощи преподобного Серафима. Все эти работы велись в 1989 по 1991 год.

        Обретение мощей прп. Серафима Саровского в Казанском соборе. 11 января 1991 г.

        Второму рождению многих святынь помогали сотрудники музея, которые знали, чьи именно останки находятся в экспозиции и запасниках. Когда гонения на Церковь прошли, они помогли вновь обрести утраченные святыни. Надо сказать, что среди сотрудников музея были верующие люди, и 20 лет назад, когда в соборе появился настоятель, именно они стали инициаторами начала работы по передаче мощей.

        В основную экспозицию антирелигиозного музея мощи не попадали с конца 1920-х годов. В первые годы нового режима мощи святых активно использовали для антирелигиозной пропаганды, а потом человеческих останков стали «стесняться». Рассказывают, что в 1920-е годы вместе с мощами святителя Иоасафа Белгородского в музее положили труп какого-то преступника, мумифицированного специально, чтобы вскрыть обман церковников. Но через какое-то время тело преступника начало разлагаться, и от него решили избавиться. Благодаря этому случаю нетленные мощи спрятали в запасники, и после войны они уже не выставлялись.

        – Как собор был передан Церкви? Чья это была инициатива?

        – Первым, кто попытался вернуть Казанский собор, был митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) – о нем я уже рассказывал. Но тогда, сразу после войны, эта попытка потерпела неудачу, несмотря на усилия Патриархии и Отдела внешних церковных сношений, который тогда возглавлял митрополит Николай (Ярушевич). Известно, что он приезжал в Ленинград и вел переговоры с тогдашним первым секретарем обкома партии Попковым. И Попков ему даже пообещал вернуть храм верующим, но в последний момент советское руководство решило, что это будет слишком большой уступкой Церкви. Так что Казанский собор для Церкви был потерян еще на 40 лет, до конца 1980-х годов. В те годы инициативу проявили верующие города на Неве и тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) – будущий патриарх Алексий II. Он активно поддержал эту идею, но реализовать смог только после того, как взошел на Патриарший престол. В самом начале 1990-х в собор назначили настоятеля, но какое-то время здесь еще продолжал работать музей. Экспозиция выехала только в середине 1990-х, когда для музея сумели найти помещение. Для исследователей собора большую ценность представляет архив Музея истории религии. В нем хранится очень много документов, которые были изъяты из действующих храмов и монастырей при их закрытии. Причем не только из петербургских, но и со всей России.

        После войны музей долгое время возглавлял Владимир Бонч-Бруевич. Он был управделами Совнаркома еще при Ленине, но известность в научных кругах приобрел не этим, а своими трудами по истории сектантства и старообрядчества. На посту директора музея он продолжил свои изыскания. Личный архив Бонч-Бруевича и архивы других руководителей, которые занимались церковными делами в 1920-е годы, конечно же, представляют большую ценность.

        Настоятели собора, которые делили его с музейщиками, менялись достаточно часто, пока не появился протоиерей Павел Красноцветов, который ранее был настоятелем Князь-Владимирского собора и много лет был связан с Казанской иконой. Ему удалось добиться и возвращения Казанской иконы: при нем собор получил статус кафедрального.

        – Какие самые интересные находки и открытия сделали исследователи Казанского собора в последнее время?

        – Буквально на прошлой неделе к нам пришло письмо из-за границы от одной из исследовательниц Казанского собора. Она написала, что удалось обнаружить рисунок, изображающий знаменитый серебряный иконостас собора, и авторский чертеж алтарной преграды. Она написала, что есть возможность приобрести этот уникальный документ на аукционе.

        Конечно, сейчас у исследователей по-прежнему много работы в соборе. Несколько лет специалисты восстанавливали внутреннее убранство храма, общими усилиями Церкви и государства это практически удалось сделать. Например, воссоздан знаменитый серебряный иконостас. Такое огромное количество серебра современным храмоздателям найти было трудно, и тогда было принято решение восстановить алтарную преграду по другой методике – серебряным напылением. Внешне иконостас полностью соответствует своему историческому предшественнику, но, конечно, искусствоведческие нюансы остались.

        – Как воспринимают Казанский собор сегодняшние жители Петербурга – как памятник или все же как храм?

        – Расположенные неподалеку Исаакиевский собор и храм Спаса-на-крови воспринимаются и остаются в сознании массовой публики музеями, а Казанский собор – единственный действующий православный храм в этом районе уже 15 лет. За это время отношение к собору у людей изменилось. То, что он кафедральный, тоже привлекает к собору повышенное внимание – ведь там регулярно служит митрополит Владимир. Но при этом для верующих жителей этого района города Казанский собор все же остается их приходским храмом. Его воспринимают как живой приход, здесь много постоянных прихожан. На мой взгляд, это замечательно.

        Сейчас в нижних, крестильных помещениях собора планируется создать культурно-просветительский центр с постоянной экспозицией и лекционными залами. Мы надеемся, что в будущем все больше и больше людей смогут познакомиться с историей собора.

        Читайте так же:  Маятник исакиевский собор