Меню Закрыть

Исаакиевский собор в морозный день айвазовский


30. Проектная модель собора Исаакия Далматского, 1818–1821 гг. Группа мастеров под руководством В. Столярова по проекту О.-Р. Монферрана. Академия Художеств. Фото: Г.Н. Попов.


31. Сарай для обработки колонн. Литография с тоном по оригиналу О.-Р. Монферрана. 1845 г.


32. Выгрузка колонн на набережной Адмиралтейства. Литография с тоном по оригиналу О.-Р. Монферрана. 1845 г.


33. Установка первой колонны северного портика Исаакиевского собора. На заднем плане – неразобранные части предыдущего собора. Литография с тоном по оригиналу О.-Р. Монферрана. 1845 г.


34. Разборка предыдущей Исаакиевской церкви. Литография с тоном по оригиналу О.-Р. Монферрана. 1845 г.


35. Исаакиевский собор в морозный день. И.К. Айвазовский. 1891 г.

Двести лет назад в центре имперской столицы началось строительство нового, четвёртого по счёту Исаакиевского собора. 20 февраля 1818 г. Александром I утверждён проект грандиозного храма, подготовленный французским архитектором О.-Р. Монферраном.

В 1818 г. приступили к заготовке материалов, забивке свай и устройству фундамента. В том же году был заключён контракт с Самсоном Сухановым на поставку камня, необходимого для кладки фундамента. В 1819 г. Суханов также «обязался поставить к строению Исаакиевского собора пятьдесят кубических сажень гранитного камня для бута» и по просьбе Монферрана нанял около ста каменотёсов для обтёски камня. Торжественная закладка Исаакиевского собора состоялась 26 июля 1819 г. Осенью следующего года началась разборка старого здания Исаакиевского собора. В 1821 г. в «сломке полуциркульных выступов старой церкви» принимали участие подрядчики Самсон Суханов, Иван Кореляков и Тимофей Афонин.

В это же время в каменоломнях Пютерлакса на северном берегу Финского залива заготавливались гранитные монолиты для колонн собора. 27 января 1819 г. Самсон Суханов взял огромный подряд на изготовление и доставку 36 гранитных монолитов колонн для южного и северного портиков. Согласно контракту, он обязался вырубить и привезти в 1819 г. десять колонн из «цельного гранитного камня», в 1820 г. – двенадцать, а остальные – в 1821 г., «каждую вышиной 56 футов, толщиною около 6 футов с лишком». Сухановым доставлены только одиннадцать колонн; подряд на изготовление остальных Комиссия по строению Исаакиевского собора передала Архипу Шихину, нарушив договор с Сухановым и тем самым принеся ему невосполнимые убытки.

Каменоломня Суханова находилась на небольшом острове Халнеми между Фридрихсгамом и Выборгом, «в 125 саженях расстояния от морского берега на скате холма». После грубой обтёски колонн на каменоломне их скатывали по склону на пристань, грузили на баржи и доставляли в Санкт-Петербург к временной деревянной пристани у наплавного Исаакиевского моста. Перекаткой гранитных колонн «от пристани до места строения Исаакиевского собора» в 1820–1821 гг. занималась артель Суханова. На «перетаскивании колонн» ежедневно трудилось до двухсот работных людей артели. Как обыкновенно происходила выгрузка и перекатка колонн, рассказал очевидец, будущий декабрист, Н.А. Бестужев: «Выгрузка была препоручена тем же мужичкам, которые ломали и грузили колонны. Они приступили к делу с обыкновенной своей механикою: привязали покрепче судно к берегу, подложили ваги, бревна, доски, завернули верёвки, перекрестились, крикнули громкое «ура», – и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег и, прокатясь мимо Петра, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви».

Летом 1821 г. был заключён договор с купцами Самсоном Сухановым и Архипом Шихиным на поставку к строению собора двадцати гранитных баз под колонны из собственных ломок. Каждый из подрядчиков вытесал по десять баз. Колонны портиков, вопреки принятым традициям, устанавливали до возведения стен храма. Первая из 48 колоссальных колонн, высотой 17 метров и весом около 114 тонн, была поднята в присутствии царской семьи и гостей 20 марта 1828 г. за 45 минут с помощью лесов и особых механизмов – кабестанов конструкции инженера А.А. Бетанкура. 11 августа 1830 г. все четыре портика с гранитными колоннами явились взорам петербуржцев.

Н.А. Бестужев с удивлением и гордостью писал: «Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностию читаем древние истории, повествующие нам об исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: чудно! неимоверно. И проходим мимо сих чудных неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством… Огромность колонн, простые способы, которые по секрету открыла сама природа нашим простым людям, наполняет мою душу каким-то приятным чувством, от которого мне кажется, будто я, россиянин, вырос целым вершком выше иностранцев, так что мне нет никакой надобности смотреть на них с подобострастием исподлобья».

Храм строился сорок долгих лет и был торжественно освящён 30 мая 1858 г. — в 186-ю годовщину со дня рождения Петра I. По своим грандиозным размерам собор вошёл в тройку величайших купольных сооружений Европы: высота собора – 101,5 м, ширина – около 100 м, диаметр купола – 25,8 м.

Это одна из статей выпуска №119 благотворительной стенгазеты «Коротко и ясно о самом интересном» – «Искусство дел каменотёсных». Поводом для создания выпуска послужило 250-летие со дня рождения каменотёсных дел мастера Самсона Суханова. Имя его сейчас не особенно известно, несмотря на то, что Суханов построил со своей артелью почти половину Петербурга первой трети XIX века. Выпуск продолжает серию «Каменное убранство Санкт-Петербурга».

Айвазовский поставил рекорд в Лондоне

Искусство вечно – это общеизвестная истина. Пусть в разное время становятся популярными разные направления, пусть все восхищаются «Черным квадратом» Малевича и готовы платить огромные деньги за картины в стиле «импрессионизм», тем не менее классические пейзажи Айвазовского, Репина и Шишкина всегда будут привлекать внимание самой искушенной публики. Неоспоримым доказательством этого стал прошедший в последний день ноября аукцион Christie’s в Лондоне.

Главной интригой торгов стал вопрос, сохранился ли интерес коллекционеров к русскому искусству. В основном это зависело от того, будет ли продана картина Ивана Айвазовского «Исаакиевский собор в морозный день».

Коллекцию полотен, выставленных на аукционе, назвали «Выдающиеся русские картины». Были представлены творения выдающихся русских мастеров, написанные в период с 1800 по 1920 годы. На продажу было выставлено около 340 лотов. Среди них – ювелирные украшения из коллекций Фаберже, работы Репина, Шагала, Сурикова, Поленова. Жемчужинами аукциона по праву считалось знаменитое полотно Айвазовского «Исаакиевский собор в морозный день». Организаторы предполагали выручить за всю коллекцию около 8 млн фунтов стерлингов. Однако только за полотна Айвазовского, Шишкина, Репина, Сурикова и Поленова они получили более 9 млн фунтов.

Сам аукцион проходил более чем оживленно. Хотя каталог был составлен от «простого к сложному», то есть сначала торги идут за недорогие лоты, а затем за более ценные, такая предосторожность оказалась ненужной. Состязание пошло даже за недорогую графику. Рекорд был установлен на произведения Николая Сверчкова: его картина «Император Николай II и кайзер Вильгельм I в конном экипаже на фоне Петропавловской крепости» была продана за 300 тыс. фунтов стерлингов по цене зала.

Марины Айвазовского также ушли с хорошим повышением. Затем настал черед его «Исаакиевского собора в морозный день», написанного в 1891 г. и уже продававшегося с торгов 15 лет назад. Первоначальная оценка картины составляла 1-1,5 млн фунтов, однако аукционист начал торги с 550 тыс. фунтов. Торг пошел медленно и осторожно, и в конце концов полотно было продано анонимному покупателю по рекордной цене 2 млн фунтов стерлингов, как сообщает «КоммерсантЪ».

Следует также отметить, что на этой неделе сразу несколько аукционных домов проводят распродажу работ русских мастеров. Сегодня состоятся торги в Sotheby’s, а затем пройдет распродажа русских полотен в MacDougall. Таким образом, аукцион в Christie’s показал, что интерес к русскому искусству не угас и коллекционеры готовы по-прежнему выкладывать огромные деньги за картины русских мастеров ХIХ–ХХ веков.

Айвазовский идет на новый рекорд

В среду в Лондоне началось русское арт-безумие: три аукционных дома — Christie’s, MacDougall’s и Sotheby’s — начали «русские торги». За три дня на продажу будет выставлено почти полторы тысячи икон, картин, ювелирки.

Первым в бой пошли Christie’s: торги начались в 10 утра по местному времени, и уже через два часа здесь произошла сенсация. Семидесятый лот — картина Ивана Айвазовского «Исаакиевский собор в морозный день» (редкий для художника-мариниста городской вид) была продана за 1 млн фунтов стерлингов (примерно 1,9 млн долларов). Если учесть, что покупателю предстоит заплатить еще и двадцатипроцентный аукционный сбор, можно уверенно говорить, что на торга в Лондоне поставлен абсолютный рекорд не только для Айвазовского, но и для всей истории «русских торгов» (наши Малевич, Кандинский и Шагал ставят свои рекорды, как правило, на торгах модернизма, поскольку признаны в мире как интернациональные, а не сугубо русские художники). Все три аукционных дома открыли предпродажные экспозиции. Желающие могут не просто посмотреть вещи поближе, но и потрогать руками: услужливые ассистенты без проблем достают из витрин самовары или столовое серебро. Покупателям здесь доверяют. Еще бы — все они зарегистрированы и проверены, Sotheby’s даже выпустил листовку о том, что имеет право потребовать от клиента предъявить удостоверение личности: «В международном масштабе законы и регулирования необходимы для предотвращения процесса «отмывания денег» с использованием поддельных документов с именами невинных людей, как вы».

Торги Sotheby’s и Christie’s проходят в шикарных интерьерах их головных офисов на Нью-Бонд-стрит и Кингс-стрит соответственно. Торги только что созданного аукционного дома MacDougall’s — в обычном лондонском террас-хаусе: выставку они повесили на обычных фанерных выгородках. «У нас все по-домашнему», — улыбается Екатерина Макдугал, сохозяйка аукциона.

Впрочем, дело, конечно, не в интерьерах, а в качестве работ и в ценах на них. Честно говоря, если судить о русском искусстве по этим полутора тысячам произведений, то сложится довольно неприглядная картина. Попросту: русские художники рисовать не умели! Дело, естественно, не в том, что рисовать не умели (некоторые все же умели), а в том, что на рынке почти не осталось хороших вещей.

При этом цены — безумные. На вопрос корреспондента «Известий», откуда взялась такая гигантская цена на Айвазовского — ведь в последние годы его произведения достигали лишь миллионной (в долларах) отметки, директор Русского отдела Christie’s Алексис де Тизенхаузен ответил просто: «Это рынок!». И не поспоришь: у рынка свои законы — если покупают за миллион, то почему бы не попробовать продать и за два. Что называется, спрос. К искусству эти законы не имеют никакого отношения: ну и что, что за те же два миллиона можно купить небольшого Рубенса — художника (с точки зрения истории искусства) куда более значимого. Нет, хотим Айвазовского. То есть Рубенс — это серьезный высокохудожественный вклад в коллекцию, а Айвазовский — это проявление ностальгии (напомним, что главные покупатели на лондонских «русских торгах» — наши соотечественники). Именно ностальгия, по словам Тизенхаузена, — вторая причина столь высокой цены на не очень-то шедевр Айвазовского: все-таки Петербург, Исаакий, снег, зима, крестьянин, торжествуя.

Помимо Айвазовского Christie’s предлагает стандартный рыночный набор русского искусства: Николай Сверчков (портрет Александра II и кайзера Вильгельма в коляске на фоне Петропавловской крепости — эстимейт 200-250 тысяч фунтов), Иван Шишкин (типичный лесной пейзаж — 450-550 тысяч), Илья Репин (эскиз семейного портрета -350-450 тысяч и очень странная, какая-то неказистая картина, изображающая военную атаку во главе с медсестрой, — 250-350 тысяч), а также Маковский, Бурлюк, Коровин и т.д.

Примерно тот же набор и у Sotheby’s. Топ-лот — тоже Айвазовский, но подешевле («Спасшиеся» — эстимейт 350-500 тысяч), Константин Маковский («Русская красавица» — 180-250 тысяч), Петр Верещагин («Рынок в Нижнем Новгороде» — 350-450 тысяч), Василий Шухаев («Тройной портрет» — 120-180 тысяч), Филипп Малявин («Вихрь» — 400-600 тысяч), несколько эротических картинок Льва Чистовского (рядом — персональный охранник), портреты Маревны, чудовищный по колориту и манере «Носорог» Сергея Шутова (правда, и цена соответствующая — 6-8 тысяч). Самый интересный в этом стандартном перечне лот, по мнению директора Русского отдела Sotheby’s Джоанны Викери, — самовар в виде головы лешего со штампом Фаберже (80-120 тысяч).

Гораздо более необычным может стать аукцион MacDougall’s: здесь выставлены произведения художников Парижской школы, прославленных во всем мире, но пока не пользующихся особым вниманием русских коллекционеров. Цены по сравнению с Christie’s и Sotheby’s смешные: Осип Цадкин (эстимейт 8-10 тысяч фунтов), Мане-Кац (10-15 тысяч), Андрей Ланской (9-12 тысяч), Эрте (гуашь — 1,5-2 тысячи), Пинхус Кремень (3-4 тысячи), Леопольд Сюрваж (4-6 тысяч) и т.д. Возможно, покупателями этих работ будут не русские коллекционеры, а западные, так как, скажем, Цадкина — одного из величайших художников XX века — по таким невысоким ценам в мире не найдешь.

Телефон для связи с интернет-магазином: 8(800)22-22-850

Адреса и телефоны магазинов:

Срок действия акции с 18.06.2019 г по 19.06.2019 г.

Желаем Вам приятных покупок!

18.06.19 г. День рождения интернет-магазина «Императорский фарфор» www.ifarfor.ru .

Распродажа со скидками 20% на всё начнется 18 июня 2019 года в 00:00 часов по московскому времени в интернет-магазине www.ifarfor.ru и завершится 19 июня 2019 г. в 23:59

  • 18 июня 2019 г.:
    На все товары в наличии действует скидка -20%
    • 19 июня 2019 г.:
      На все товары в наличии действует скидка -20%
    • В интернет-магазине скидка рассчитывается автоматически при подборе товара в корзину и действует только на ТОВАРЫ, ИМЕЮЩИЕСЯ В НАЛИЧИИ.

      УСЛОВИЯ АКЦИИ:

    • Скидка не суммируется со скидками по дисконтным картам ИФЗ.
    • Условия акции не распространяются при оплате по безналичному расчету для юридических лиц.
    • На высокохудожественные изделия и продукцию Галереи современного искусства указанные условия акции не распространяются.
    • Скидка не суммируется с другими акциями и распространяется только на товар в наличии на складе и в магазинах.

    Приятных вам покупок!

    Общие условия оплаты, доставки и возврата

    Общие условия оплаты.

  • При заказе изделия по России вы ничего не оплачиваете.*
  • Оплата происходит только после осмотра товара.*
  • Оплата осуществляется наличными или банковской картой при получении в пункте выдачи заказов или курьеру.
  • Если товар вам не подошел, вы ничего не оплачиваете, а просто отказываетесь от получения.
  • Также возможно произвести оплату на сайте после оформления заказа через через ПАО СБЕРБАНК с использованием Банковских карт следующих платежных систем: МИР, VISA, Mastercard, JCB
  • При заказе доставки за пределы России необходимо полностью оплатить товар и доставку до отправки заказа
  • *Исключением являются случаи, когда стоимость доставки (не товара, а только доставки)превышает 1000 рублей и это ваш первый заказ.
    В этом случае необходимо внести предоплату в размере стоимости доставки или стоимости товара.
  • Общие условия доставки.

  • Примерную стоимость доставки в ваш город вы можете узнать при оформлении заказа.
    Для этого положите товар в корзину, перейдите в корзину и нажмите Оформить заказ.
    Выберите свой город и нажмите на надпись Показать стоимость и срок доставки
  • Доставка по России осуществляется в сотрудничестве с международной курьерской службой доставки СДЭК и Почтой России.
  • Адреса пунктов выдачи СДЭК можно посмотреть на карте на странице оформления заказа.
  • Стоимость доставки до пункта выдачи СДЭК обычно составляет 210 рублей.
  • Обычно доставка по России от 3000 рублей до пункта выдачи СДЭК осуществляется бесплатно. Исключением является доставка в удаленные регионы и доставка тяжёлого груза.
  • При заказе срочной доставки или доставке в удалённые регионы требуется предоплата, как минимум в размере стоимости доставки
  • Доставка до пункта выдачи заказов по России во время акции осуществляется по обычной стоимости, независимо от суммы заказа.
  • Обычный срок доставки до пункта выдачи в г.о. Москва и Московскую область 2-3 рабочих дня.
  • Обычный срок доставки до пункта выдачи в г. Оренбург, Воронеж, Краснодар 3-4 рабочих дня.
  • Обычный срок доставки до пункта выдачи в г. Махачкала 7-14 рабочих дней.
  • Обычный срок доставки до пункта выдачи в г. Якутск 14-21 рабочий день.
  • Стоимость доставки по России определяется тарифами службы доставки.
  • Точная стоимость доставки будет рассчитана и сообщена заказчику по телефону менеджером сайта после формирования заказа и указания адреса получения.
  • Возможна доставка в любую точку мира, стоимость и сроки доставки рассчитает менеджер сайта, после создания заказа и сообщит по телефону.
  • Условия возврата и обмена товара.

    1. Условия возврата и обмена некачественного товара

  • При получении заказа в пункте вывоза СДЭК Вы можете проверить комплектацию заказа и качество товара до совершения оплаты. Если какой-либо предмет в посылке обнаружен разбитым либо Вас не устроило его качество, Вы можете сразу на месте от него отказаться и выкупить заказ за вычетом этих позиций заказа.
  • Если при получении заказа возможности проверить товары не было, то в случае обнаружения боя или брака, Вы можете связаться с нами в течение 48 часов с момента получения заказа по телефону: +79272681533, электронной почте [email protected], WhatsApp/Viber +79272680673 с 09:00 до 18:00 по московскому времени
  • По Вашему выбору мы либо заменим товар на аналогичный или другой с перерасчетом стоимости заказа либо вернем Вам полную стоимость товара.
  • Все расходы на замену и возврат боя/брака (включая расходы на возврат денежных средств) мы берем на себя.
  • 2. Условия возврата и обмена качественного товара

  • Если Вам не понравился полученный товар и Вы хотите вернуть его или обменять на другой, то Вам необходимо сообщить нам об этом не позднее 7 календарных дней с момента получения заказа по телефону: +79272681533, электронной почте [email protected], WhatsApp/Viber +79272680673 с 09:00 до 18:00 по московскому времени
  • До момента получения заказа Вы можете отказаться от него в любой момент.
  • Возврат качественного товара возможен только при соблюдении следующих условий: товар не был в употреблении, были сохранены его потребительские свойства, товарный вид, упаковка, ярлыки.
  • Рекомендуем Вам сохранять упаковку до тех пор, пока Вы не будете уверены в том, что действительно хотите оставить товар себе. Если же упаковку сохранить не удалось, Вам необходимо упаковать товар в материал, обеспечивающий сходную степень сохранности.
  • Если в процессе возврата заказа транспортной компанией какие-либо предметы будут повереждены (разбиты) по причине ненадлежащей упаковки, то мы не сможем вернуть Вам денежные средства и претензию необходимо будет направлять в адрес курьерской компании, которая повредила товар в процессе доставки.
  • Возврат денежных средств будет осуществлен не позднее 10 рабочих дней с момента получения нами товара. Мы можем вернуть Вам деньги переводом на банковскую карту или расчетный счет.
  • Все расходы на возврат и обмен товара надлежащего качества оплачиваются клиентом.
  • Ваш заказ оформлен. В ближайшие два дня в рабочее время с 10:00 до 18:00 по московскому времени вам позвонит менеджер интернет-магазина.

    Петербург Айвазовского — 14 картин с изображением Петербурга и его пригородов

    Иван Константинович Айвазовский — русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат, живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

    Наиболее выдающийся художник-маринист армянского происхождения XIX века Айвазовский мастерски передавал игру света и бурные моменты морской пучины, а также с удовольствием занимался написанием пейзажей.

    Айвазовский не является автором одной картины «Девятый вал», как некоторые думают. Эта картина, написанная в 1850 году, получила у современников и критиков всего мира высочайшие оценки.

    Действительно, она явилась не только синтезом творчества Айвазовского за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением романтического направления в русской живописи. Знаменитая картина сейчас находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

    Равно так же можно сказать, что не все полотна мастера, как полагают многие, посвящены водной стихии и своей малой родине на Чёрном море. На некоторых картинах художника можно увидеть Санкт-Петербург — морозный, заснеженный, с мачтами и шпилями, в разных ракурсах.

    Иван Константинович Айвазовский был талантливым, творческим человеком. У многих людей он ассоциируется с морем, но настоящие ценители искусства знают, он писал не только морские пейзажи. Сложно перечислить все направления творчества художника, но в каждом он проявляет себя как художник во всей красе.

    Начало жизненного пути и творчества Айвазовского

    Иван Константинович Айвазовский — Ованнес Айвазян родился 17 [29] июля 1817 года в Феодосии и умер — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же. Айвазовский был братом армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.

    Ованнес (Иван) Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности.

    Мальчик, в частности, самостоятельно научился играть на скрипке. Первым, кто обратил внимание на художественные способности Ивана, был феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Он и давал юноше первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому и постоянно дарил ему карандаши, бумагу, краски.

    Айвазовский учился в уездном училище Феодосии. Кох рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву, который, в свою очередь, помог будущему художнику поступить в симферопольскую гимназию. Казначеев в то время уже был поклонником таланта Айвазовского.

    Петербург Айвазовского: учёба и первые шаги в мастерстве

    Затем Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Иван приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва.

    Уже в 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» Айвазовский получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Он запрещал Айвазовскому работать самостоятельно.

    Однако, несмотря на это, Иван Константинович продолжал писать пейзажи и представил 5 картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики.

    Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью.

    Айвазовский проучился в классе Зауервейда всего несколько месяцев, и уже в сентябре 1837 года получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение — выпустить Айвазовского из академии на 2 года раньше положенного срока и послать его на эти 2 года в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на 6 лет.

    Успех творчества Айвазовского и чуть ли не гибель

    Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл 2 лета. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

    В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Осенью 1844 года, в возрасте 27 лет, художник вернулся в Россию.

    Выставки Айвазовского в России и Европе

    В 1844 году Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

    Айвазовский первый среди русских художников, задолго до организации «Товарищества передвижных выставок», стал устраивать выставки картин не только в Петербурге и Москве, но и в столицах европейских государств, а также во многих провинциальных городах России: Симферополе, Одессе, Николаеве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове, Херсоне, Тифлисе и др.

    Награды, титул дворянства и картины в галереях

    Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника — II класс табели о рангах, что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.

    Айвазовский много путешествовал, часто, иногда по нескольку раз в году, уезжал в Петербург, но домом своим считал Феодосию. В письме Павлу Михайловичу Третьякову Айвазовский написал:

    Мой адрес — всегда в Феодосии.

    Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов, часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже.

    В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом. Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира.

    Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:

  • Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского;
  • Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге;
  • Государственная Третьяковская галерея в Москве;
  • Национальная картинная галерея Армении;
  • ГМЗ «Петергоф» в Санкт-Петербурге;
  • Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге;
  • Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.
  • Выставка в Русском музее к 200-летию Айвазовского

    2019 год ознаменовался празднованием 200-летия со дня рождения русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Многие музеи страны и зарубежья отмечали великую дату показом выставок работ великого живописца. Но главный показ состоялся в Русском музее. Картины Айвазовского были представлены в Санкт-Петербурге наиболее известными произведениями.

    В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Но, чтобы выставка охватила все грани жизни и творчества Айвазовского, она была дополнена экспозициями, привезенными из музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса.

    К 200-летию со дня рождения художника многие владельцы поделились на время проведения выставки звёздными шедеврами своих приватных коллекций. Некоторые произведения были доставлены из-за рубежа, из музеев Флоренции, Рима, Берлина.

    Выставка работ Айвазовского в Русском музее размещалась в нескольких залах. Основой презентации творчества мариниста были — хорошо известные картины, отмеченные высоким уровнем и любовью поклонников. Наряду со знаменитыми полотнами к двухсотлетию Айвазовского были выставлены малоизвестные произведения из частных коллекций.

    Экспозицию дополнили предметы, сопровождающие творческий путь живописца. По своей постановочной концепции выставка существенно отличалась от выставки, проходившей ранее в помещении московской Третьяковской галерее.

    Петербург Айвазовского — 14 великих картин художника

    Айвазовский, который легко запечатлевал на холсте разбушевавшуюся морскую стихию, с таким же успехом живописал русскую зиму в Петербурге. К одному из самых знаменитых примеров можно отнести полотно с зимним пейзажем «Исаакиевский собор в морозный день».

    К сожалению, картина нигде не экспонируется, так как находится в частном собрании. Её продали в 2004 году на аукционе Christie’s за 1,125 млн фунтов стерлингов. Безусловно, дело не в деньгах. Стоимость работы обозначается с целью отражения полноты успеха работ Айвазовского на аукционах. Прославленный художник владел зимним пейзажем на таком же уровне, как и морским.

    Картины И. К. Айвазовского с изображением Петербурга и его пригородов
    1. Исаакиевский собор в морозный день. 1891 г. 110 ? 144 см. Частная коллекция.
    2. Нева. Н/Д год. Размер: 54 х 44 см. Находится: Таганрогская картинная галерея, Таганрог.
    3. Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835 г. Размер: 133,6?107 см. Находится: Государственная Третьяковская Галерея, Москва.
    4. Большой рейд в Кронштадте. 1836 г. Размер: 71,5х93 см. Находится: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
    5. Кронштадтский рейд. 1840 г. Размер: 124х199 см. Находится: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
    6. Кронштадт. Форт «Император Александр I». 1844 г. Размер: 120х185 см. Находится: Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
    7. Морское сражение при Выборге, 29 июня 1790 года. 1846 г. Размер: 222 x 335 см. Находится: Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского, Санкт-Петербург.
    8. Петербургская биржа. 1847 г. Размер: 81х116. 5 см. Находится: Государственный дворцово-парковый музей-заповедник Петергоф, Петергоф.
    9. Смольный монастырь. Закат солнца. 1847 г. Размер: 42х60 см. Находится: Частные собрания, Н/Д.
    10. Финский залив. 1848 г. Размер: Н/Д см. Находится: Днепропетровский художественный музей, Днепропетровск.
    11. Смольный монастырь. 1849 г. Размер: 40х58 см. Находится: Феодосийская картинная галерея, Феодосия.
    12. Приезд Петра I на Неву. 1853 г. Размер: 94 х 138 см. Находится: Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
    13. Переправа через Неву. 1870-е гг. Размер: 22 х 16,6 см. Находится: Киевский государственный музей русского искусства, Киев.
    14. Вид Петербурга. 1888 г. Размер: 46,2 х 76,2 см. Находится: Национальная галерея Армении, Ереван.

    Как можно увидеть из Петербургской коллекции Айвазовского, мастер писал и пейзажи города на Неве, а также выступал в роли баталиста, и, конечно же, посвящал полотна своей навеки любимой стихии — морю.

    Читайте так же:  Соборы в лесосибирске