Меню Закрыть

Коломна богоявленский собор

Коломна. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь

Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, супруга царя Иоанна III — София Палеолог — долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм. На рубеже XVI-XVII вв. эта церковь сгорела. После пожара была найдена в пепле невредимой от огня икона Нерукотворного образа Спасителя, когда-то пожертвованная жителями из деревни Митяево. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, была построена другая — в честь Нерукотворного образа Господня.

В XVII в. храм перестраивается и закладывается из камня, сохранив свое старое название. Внешний облик храма подвергся переделкам в духе классицизма. Бесстолпный двусветный четверик церкви был перекрыт лотковым сводом, прорезанным световым центральным барабаном пучкового пятиглавия. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь Богоявления Господня. Иконостасы в приделах киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX в.

Зимой службы переносились в соседний деревянный храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов. В 1800 г. при настоятеле отце Никите Афанасьеве были пристроены два придела — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика Харлампия — и возведена новая колокольня. В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых.

В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

В советское время Богоявленский храм не закрывался.

Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны — это означает, что когда-то он стоял на окраине, а ещё раньше — за пределами города. Много веков назад здесь располагалось село Бабышево, которым владела супруга Дмитрия Донского, княгиня Евдокия. Первые упоминания о Бабышеве относятся к ХIV веку. Известно, что вскоре после вхождения Коломны в состав Московского княжества его оставил в наследство своей супруге князь Иван Калита. Видимо, после этого закрепилась традиция владения селом жёнами великих князей. В эпоху Куликовской битвы Бабышево принадлежало будущей преподобной Евфросинии (в миру княгине Евдокии), а позже — жене её сына Софье Витовтовне и жене её внука Марии Ярославне. Впрочем, храма тогда в Бабышеве не было, во всяком случае сведений о нём не сохранилось. Вероятнее всего, первую церковь здесь построила следующая владетельница села: дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог. По преданию, она долго не могла забеременеть и много молилась в храмах Коломны и иных московских окрестностей — в том числе в Троице-Сергиевом монастыре, где ей явился преподобный Сергий. Вскоре после этого великая княгиня родила наследника, будущего Василия III. В честь счастливого разрешения от бремени и памятуя о данных обетах, Софья Палеолог велела заложить в вотчинном селе Бабышеве деревянную церковь. Освятили её, что вполне объяснимо, в честь Зачатия св. Анны, и в первые века своей истории храм был известен именно как Зачатьевский.

К ХVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу, где селились гончары и кирпичники, строители стен Коломенского кремля. Строили его, кстати, по приказу Василия III — того самого вымоленного Софьей сына, рождению которого и обязана была своим появлением сельская, а теперь слободская церковь. С превращением села в слободу прекратилась традиция княжеского владения — теперь это место вошло в епархиальные земли. В конце ХVI века храм постигло общее для деревянных храмов бедствие: он сгорел. Возможно, кстати, что сгорел не тот храм, что построили по велению Софьи Палеолог, а «наследовавший» (или один из «наследовавших») ему — известно, что Гончарная слобода выгорала не единожды. Сколько всего раз деревянный храм горел и восстанавливался, не известно, однако во время одного из пожаров произошло чудо, изменившее его судьбу. Вот как об этом рассказывал святитель Филарет (Дроздов), родившийся здесь и часто бывавший в Гончарной слободе: «В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бабышеве и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, другая — в честь Нерукотворного Образа Господня». Таким образом, храм приобрёл новое посвящение и стал Спасским. Именно под этим именем он известен на протяжении большей части ХVII века. В 1649 году слобода, фактически являвшаяся городским районом, официально вошла в состав Коломенского посада.

Ближе к концу столетия, когда каменное дело получило достаточно широкое распространение и многие старые храмы перестраивались в камне, задумались и о строительстве каменной Спасской церкви. Архиепископ Коломенский Никита (Тотемский) благословил это начинание. Работы начались в 1680 году и затянулись почти на 10 лет. Освятили каменный храм только в 1689 году. И здесь кроется тайна храма. По документам церковь строилась как Спасская — в соответствии с посвящением её предшественницы. Однако освящена она была в честь Богоявления. С чем связан такой поворот дела, до сих пор неизвестно. Однако факт свершился — в 1689 году в коломенской Гончарной слободе появился новый храм, не связанный со своими предшественниками даже названием. Выглядел храм в то время совсем не так, как сейчас. Хотя в архитектуре церкви и ныне вполне угадываются черты русского узорочья, нынешний его облик с колоннами и четырёхскатной кровлей сформировался уже в эпоху классицизма. Особенно «громко» об этом говорит явно более поздняя колокольня. Впрочем, так как колокольню нередко пристраивали к церквям позже завершения строительства собственно церкви, в Средней России и, в частности, в Подмосковье есть немало храмов с таким сочетанием стилей: сам храм — ещё в формах древнерусской архитектуры, а колокольня — уже отчётливый классицизм. Впрочем и храмовые формы, напоминающие о древнерусском зодчестве, часто видоизменяли, приспосабливая к меняющимся архитектурным модам. В ХVII столетии Богоявленский храм обладал многими ныне утраченными деталями, среди них: вместо четырёхскатной крыши — каскад кокошников (замена этого выразительного элемента в старых храмах простой ровной кровлей — один из лейтмотивов малопонятных нам с точки зрения сегодняшнего дня перестроек церквей в ХVIII-ХIХ веках); более маленькие окна с массивными наличниками; отсутствие крылец с колонками и пилястр на углах основного четверика. При этом самая заметная часть Богоявленской церкви, пятиглавие куполов, осталась практически неизменной. Известно, что новый храм долго оставался холодным, то есть не отапливался, а поэтому богослужения зимой в нём не совершались. Рядом с ним как минимум с середины ХVIII столетия стояла тёплая деревянная Введенская церковь. Вместе с Богоявленским храмом она составляла классическую пару большого летнего и маленького зимнего храмов, однако до нашего времени эта церковь не сохранилась: дерево — материал недолговечный. Однако память о той церкви осталась в виде Введенского придела, который находится сейчас справа от главного алтаря.

В 1799 году была упразднена Коломенская епархия, вошедшая в состав Московской епархии. Архирей, занимающий последнюю кафедру, отныне носил титул митрополита Московского и Коломенского. В 1800 году священник церкви Никита Афанасьев затеял расширение храма за счёт строительства колокольни и устройства двух приделов. Благословение от митрополита Платона (Левшина) было получено, и в самом начале нового столетия начались строительные работы. К тому времени в Богоявленском храме оборудовали печное отопление, и деревянный Введенский храм оказался не нужен — вскоре его разобрали, а память об этой церкви решили запечатлеть в посвящении одного из приделов. Второй же придел освятили во имя священномученика Харлампия — по обету, данному купцом Герасимом Свиридовым, одним из прихожан этого храма. В 1803 году работы были завершены. Храм приобрёл тогда колокольню в стиле классицизма и значительно расширился. Однако сам основной объём при этой перестройке оставили неизменным — некоторые из настенных росписей, существовавших ещё в ХVIII веке, сохранились и уже в наше время были обнаружены под слоями позднейшей живописи. Несмотря на то, что Богоявленскому храму довелось сыграть роль кафедрального собора в советские годы, в истории православия славен он прежде всего не этим. А именно здесь, в настоятельском доме при храме, родился и получил воспитание виднейший деятель православия — святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1846 году храм обнесли новой каменной оградой. В начале следующего десятилетия была поновлена трапезная; митрополит Филарет лично заново освятил оба боковых придела. Владыка заботливо следил за состоянием дел в Коломне, приезжал сюда на освящение храмов и на праздники. Во второй половине ХIХ века настоятелями храма были уже не родственники семьи святителя Филарета. Последним настоятелем Богоявленской церкви в досоветское время был отец Михаил Холмогоров. Он скончался вскоре после революции, не успев стать жертвой антирелигиозной вакханалии.

Богоявленская церковь оказалась в ряду тех немногих храмов, где богослужения не прерывались и в самые тяжёлые для Церкви и страны годы. По окончании Великой Отечественной войны храм получил статус кафедрального собора Крутицкой и Коломенской епархии — во многом потому, что выбирать было особенно не из чего: почти все храмы к тому времени оказались упразднены. Здесь, в тихом районе тихого подмосковного города, продолжалась молитвенная жизнь, и московские архиреи несколько десятилетий служили в храме, ставшем физической и духовной родиной для одного из славнейших деятелей Русской Церкви.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №118, 2019 г.

Архитектура Богоявленской церкви состоит как бы из двух слоёв — основы конца ХVII века и переделок в классическом стиле, выполненные на заре ХIХ столетия. Причём последние настолько аккуратно вплетены в первоначальный замысел, что создают как будто новый синкретичный стиль, предвещающий эклектику второй половины того же века.

«Оригинальная» церковь построена в характерном для провинциальной архитектуры своей эпохи стиле. Это бесстолпный двухсветный четверик, перекрытый лотковым сводом. Характерная черта храма — тесно поставленное пятиглавие: пять небольших главок стоят купно в центре кровли. Центральный барабан является световым, оконные прорези на нём — совсем небольшие; боковые барабаны — глухие. Запоминающаяся черта храма — сильно выдвинутая к востоку невысокая алтарная апсида. Остальные элементы основного объёма по преимуществу относятся к ХIХ веку. Тогда были вырезаны большие окна, устроены классические портики крылец и карнизы. Но сочетание различных эпох в облике храма не вызывает ощущения разнородности и даже не сразу замечается — настолько оно гармонично. Во время перестройки Богоявленского храма, предпринятой в 1800-1803 годах, он обзавелся высокой четырёхъярусной колокольней. Возможно, она несколько великовата по отношению к самому храмовому зданию: как следствие, колокольня как бы «перетягивает» на себя внимание и доминирует над миниатюрным на её фоне пятиглавием. С другой стороны, большая колокольня, несомненно, украсила храм, сделав его более торжественным. Основание колокольни — высокий восьмерик, переходящий в цилиндрический ярус звона с полусферической кровлей и главкой. Храм и колокольня соединены широкой трапезной с двумя приделами. Её довольно внушительные размеры — также результат переделки ХIХ века. Вокруг храма — ухоженная территория с небольшим садом и церковной лавкой в старинном двухэтажном деревянном приходском доме. Храм богато украшен колоннами, по которым безошибочно узнаются постройки эпохи классицизма. Изящные колонны ионического ордера использованы в верхнем ярусе колокольни. В ХVII веке появились портики над боковыми входами. С северной стороны к четверику храма примыкает поздняя пристройка с отдельной главкой. Алтарная апсида храма, имеющая чуть заметное трёхчастное деление, выглядит резко выступающим отдельным архитектурным элементом. В более привычном исполнении апсиды как бы вытекают из основного объёма храма. Здесь, как мы видим, это правило нарушено. Пять характерных для второй половины ХVII века небольших куполов поставлены очень тесно друг к другу в центральной части четырёхскатной крыши. Вследствие этого привычные нам по иным храмам пропорции верхнего яруса оказываются тоже нарушенными.

Читайте так же:  Собор архангела михаила молитва

Как почти все немногие церкви, в которых в советскую эпоху не прекращались богослужения, Богоявленский храм сохранил многое из своего дореволюционного убранства. Главная достопримечательность его интерьра — оригинальный центральный иконостас ХVII века, поставленный вскоре после завершения строительства каменной Богоявленской церкви. Он имеет оригинальную структуру, будучи как бы разделён на два примерно одинаковых по высоте «этажа», в нижнем из которых расположены местный и праздничный чины, а верхнем — деисис и пророческий чин. Праотеческий чин устроен необычно — в виде отдельных икон в округлых окладах, помещённых выше «тела» иконостаса. Иконостас украшен богатой резьбой, особенно искусно выполнены царские врата. Большинство икон в нём — подлинники ХVII века. Основной объём храма гораздо выше и торжественнее трапезной, хотя и ту нельзя назвать бедной или обделённой старыми иконами. По северной и западной стенам основного объёма идут деревянные хоры. Иконостасы приделов гораздо моложе — они относятся к концу ХIХ века. С того же времени сохранились киоты, паникадила и металлическое ограждение солеи. Помимо икон, иконостаса и утвари, с дореволюционных времён сохранились в храме и фрески. Правда, оригинальной старинной живописи здесь не найти — фрески регулярно поновлялись, и те росписи, что мы видим сегодня, созданы, скорее всего, незадолго перед революцией. Помимо образов святых, в росписях храма присутствуют орнаменты. Левый придел освящён во имя священномученика Харлампия, икона которого расположена неподалёку. Справа — Введенский придел. Ещё один престол является выносным — его используют, когда нужно совершить две литургии. Длина Богоявленской церкви — более 30 метров. Ширина основного храма — 10 метров; трапезной части — около 15 метров. Пол храма выстлан исторической метлахской плиткой.

С Богоявленским храмом связано рождение святителя Филарета (Дроздова). Здесь он был крещён 1 января 1783 года. В церкви служили священниками его прадед и дед по материнской линии. Всё младенчество святителя прошло в Гончарах, в доме деда и бабушки, а впоследствии владыка неоднократно бывал здесь и проповедовал. Среди священников, служивших в церкви Богоявления, был Иаков Бриллиантов — составитель акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прославленный в наше время в лике новомученика. Его преемник — протоиерей Иоанн Розанов — спас Богоявленскую церковь, не допустив её закрытия. Когда нечем было оплатить налог, батюшка продал свой дом у Троицкой церкви и погасил долги. В 2019 году слева от алтаря храма был установлен памятный крест на предполагаемом месте захоронения владельца фабрики пастилы купца П. К. Чуприкова, долгие годы бывшего старостой прихода.

В советское время Богоявленская церковь была единственной в городе, которая не закрывалась, и по ней можно судить, как выглядели другие коломенские церкви со своими храмовыми участками, обнесёнными оградами. За те годы в Богоявленскую церковь поступали ряд святынь из закрытых храмов. Среди них местночтимая резная икона Божией Матери «Страстная» из разрушенной часовни в Ямской слободе. В 1970-е годы в Богоявленской церкви старостой был Василий Чураин, отличавшийся особым рвением к собиранию святынь. Ему удалось собрать в стенах храма около 70 реликвий. Для них были изготовлены специальные ризы.

Внутренний интерьер церкви украшают старые иконостасы: главный ХVII века, пятиярусный, барочный, близкий к тябловым, с иконами ХVII века, и небольшие придельные — конца ХIХ века. Того же времени киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи. В храме совсем недавно отреставрированы росписи на библейские и евангельские сюжеты, относящиеся к ХVIII столетию, которые были скрыты под поздними записями. На стенах церкви установлены мозаики работы прихожанки храма коломенской художницы Василины Королёвой.

Из книги: Ломако Е. Л., Воробьёв М. Г. «Знакомьтесь: Коломенский посад». — Коломна: Лига, 2019

Коломна богоявленский собор

Храм Богоявления Господня в Коломне

Один из уникальных памятников в истории Коломны — Богоявленская церковь или, как ее еще называют: Крещения Господня церковь, Крещенская церковь, церковь Богоявления в Гончарах находится недалеко от железнодорожной платформы Коломна Московской железной дороги. Она – единственная из городских святынь, избегшая поругания в пору атеистических гонений. Здесь сохранилось драгоценное собрание реликвий и церковного искусства, непрерывная приходская традиция и своеобразная устная летопись: предания и легенды.

Считалось, что богослужение «отодвинуто» на самую окраину города. А на деле получилось как раз наоборот. Богоявление замыкало сказочную панораму Коломны, раскрытую вдоль Москвы-реки. И все, кто проезжал мимо по железной дороге, видели этот чудесный силуэт: лазоревый храм с белоснежной отделкой и золотыми главами. Гончарский храм символично воплотил в себе краски коломенского герба: лазурь, белизну и золото. Именно он и стал на многие годы символом Коломны, воплощением её духовной жизни. Не одно десятилетие эта приходская церковь выполняла обязанности городского собора, была кафедрой Митрополита Крутицкого и Коломенского. Невозможно представить Коломенский Посад без этих стен, несущих в себе следы архитектурных стилей XVII, XVIII и XIX веков.

История этого храма уходит гораздо глубже – ко временам расцвета Русского Средневековья. После 1300 года, когда Коломна входит в состав Московского княжества, начинается стремительное развитие города. Кремль и Посад окружаются богатыми пригородными сёлами. В их числе – и Бабышево, издавна принадлежавшее великим княгиням Московским. Позднее оно станет центром Гончарной слободы.

А на первых порах это село даже не имело названия. Иван Калита в своём завещании в 1339 г. оставляет супруге и младшим детям «2 селе коломеньские». Возможно, что это – Репенское и Бабышево. Во всяком случае, внук Калиты – св. Димитрий Донской – записывает во второй духовной грамоте (апрель-май 1389 г.) на имя супруги Евдокии: «А на Коломне мои примысл Самоилецев починок з деревнями, Савельевский починок, Микульское село, Бабышево, Ослебятевское, а то княгини моеи. А что ея село Репеньское и прикуп то ея и есть».

Затем Бабышевым (возможно, это имя не случайно, ведь владелицами села были женщины) владела супруга Василия Дмитриевича, сына Донского – гордая и властная Софья Витовтовна, единственная дочь великого князя Литовского Витовта. В 1451 г., за два года до смерти, она завещала село своей невестке, жене Василия Тёмного, Марии Ярославне. В духовной грамоте великого князя Василия Васильевича, законченной незадолго до смерти, (3 мая 1461 г. — 27 марта 1462 г.) мы встречаем новое упоминание Бабышева: «Да даю своей княгине Бабышево у города Коломны, что еи дала моя мати, великая княгиня, и з дворы з городскими, что к нему потягло…» В 1478 г. вдова великого князя Василия II Мария Ярославна приняла монашеский постриг с именем Марфа, но продолжала распоряжаться своими вотчинами, в том числе – Бабышевым, вплоть до кончины в 1485 г.

По смерти инокини Марфы, ее владения и, в том числе, Бабышево, перешло в пожизненное владение второй жене великого князя Иоанна Васильевича Софье Фоминишне Палеолог . Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, София Палеолог долго молилась о чадородии во многих обителях, в том числе и в обители Троицкой, где явился ей Св. Сергий, держа на руках своих благовидного младенца, которого, приблизившись к великой княгине, ввергнул в ее недра. Софья затрепетала от видения, столь удивительного, с усердием облобызала мощи Святого и через девять месяцев родила сына Василия, о чем, будучи уже государем, Василий рассказал митрополиту Иоасафу. Родив сына, в благодарность, Софья «не забыла обетов, данных и в Коломне: вышив хоругвь для здешнего Соборного храма, она поставила на сем месте деревянный Зачатьевский» Н.Д. Иванчин-Писарев. «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», то есть — построила несколько храмов, среди которых – деревянный храм Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в своем селе Бабышеве. Позднее село слилось с Коломной и на его землях возникла Гончарная слобода.

При постройке каменно-кирпичного Коломенского Кремля крестьянами, переселёнными из своих сёл в пригородные слободы, в церковь был перенесён громадный образ Нерукотворного Спаса. Скорее всего, на рубеже XVI-XVII вв. церковь сгорела и сменила своё посвящение. Об этом сохранилось предание в старинном иерейском роду Дроздовых, из которого происходил великий церковный деятель XIX в. митрополит Филарет. Вот отрывок из проповеди святителя, сказанной именно в Гончарах: «…В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бобышево и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви другая – в честь Нерукотворного Образа Господня»…

Так, грозным пламенем пожара начинается новая страница истории Гончарной слободы. Вместо прежнего храма, строится новый – Спасский. Сохранилось много свидетельств о существовании Спасского храм, в основном это надписи на священных предметах и тексты из церковных архивов. Первым церковным предметом, определённо связанным с бабышевским храмом, можно назвать оклад первой половины XVII века. На нём была вычеканена следующая надпись: «Сия святая икона Нерукотвореннаго Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа во изображение пречистаго лица Его, а писана и украшена, обложена и обнизана в похвалу и славу Великолепнаго, устроен престол во граде Коломне, на Бабышеве обещанием многогрешнаго раба Своего гостинныя сотни Василия Михайлова сына Волкова в лето 7156 (1648)». На звоннице появился новый колокол с надписью: «Лета 1767 февраля 9-го дня лит сей колокол к церкви Богоявления Господня и Всемилостивого Спаса… лил мастер Семен Возжухин… Нерукотворенного Образа и Введения Пресвятыя Богородицы того прихода прихожанин, а в том колоколе старинной вкладчины 7161 /1653/ году гостинной сотни Матрены Петровны дочери Волковой 30 пуд, данной ею в вечное поминовение». В XVIII в. его перелили, но записи были повторены, отчего эти сведения и дошли до нас. Интересно, что храм неизменно именуется сложным именем – Спасский-Богоявленский-Введенский!

Еще одно свидетельство, на сей раз, о первом бабышевском священнике – отце Иоанне. На первых трёх листах Евангелия 1657 года издания можно прочитать следующую надпись: «7167(1659) году месяца иуня в 1 сие святое Евангелие, кроме распятия и Евангелистов; построил грешнои священник Иоанн Сергеев». Через 7 лет на среднике задней доски упомянутого Евангелия было отчеканено: «В лето 7176(1668) января 23 построено сие Евангелие, на Коломне в церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа».

В 1680 году закладывается новый, на сей раз каменный храм, который был освящен только в 1689 году. Вот текст с одного из напрестольных крестов церкви: надпись эта удивительная – в ней один и тот же храм упоминается под двумя названиями: «В лето от создания мира 7188, а от Рождества Христова 1680-е в граде Коломне, что на посаде, в Гончарах, основана каменная церковь Божия во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а святится в лето от мироздания 7197, а от Рождества Христова 1689, индикта 10-го, месяца июля в 7 день во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе Благочестивейших Великих Государей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержавцев при великом господине Кир Иоакиме, патриархе Московском и всея России, а освящен Преосвященным Никитою, Архиепископом Коломенским и Каширским».

Читайте так же:  Собор архангела михаила в москве

Архитектура церкви того времени была далека от современной. Ещё не было современной трапезной; окна четверика, вероятно, меньшие по размеру, имели более сложный декор, вместо теперешней четырехскатной кровли храм венчали несколько рядов кокошников. Как раз от этого декоративного покрытия остались белые арочки над современным карнизом и у барабана наверху. Колокольня, конечно же, была шатровой. .. 7 июля 1689 храм освятили в честь Богоявления Господня.

Прежде Богоявленская церковь не отапливалась, поэтому зимой служба переносилась в соседнюю деревянную. Исследователи XIX в. не смогли найти упоминаний об этом храме ранее середины XVIII столетия, но, вероятно, он был заложен одновременно с каменным. Комплексы зимних каменных и летних бревенчатых церквей характерны для того времени. Первое упоминание о зимнем деревянном храме относится к 1751 году. Названа «другая церковь Входа во храм Пресвятыя Богородицы». Иногда святыни упоминались вместе: «града Коломны церкви Богоявления Господня да Введения Пресвятыя Богородицы». На фотографии виден столб, вероятно поставленный на месте разобранной деревянной Введенской церкви.

В 1755 году Коломна пережила новую эпидемию холеры. С этого времени перестали хоронить на приходских погостах (во избежание заразы и по недостатку места). Появилось общегородское кладбище у Рязанской заставы при церкви Петра и Павла. Защитником города во время эпидемии считался священномученик Харалампий. Со времён великого мора и начинается особое почитание этого святого в Коломне. А икона с его изображением хранилась в Богоявленской церкви. Ниже я расскажу еще одну, достаточно забавную историю, связанную с этим святым и Богоявленской церковью.

В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Самое древнее упоминание о родственниках святителя Филарета в Коломне относится к 1751 г. в городских документах упоминается Афанасий Филиппов, священник церкви Богоявления в Гончарах, прадед Митрополита Филарета. Сам Филарет был крещен в этой церкви (в 1792).

В 1800 году к новому духовному пастырю Коломны, Высокопреосвященному митрополиту Московскому и Коломенскому Платону обратились Богоявленский настоятель иерей Никита Афанасьев (дед Филарета) с прихожанами купцами: Герасимом Ивановичем Свиридовым и Галактионом Космичём Курчевским с просьбой о дозволении построить при церкви приделы Введения Богородицы во храм и священномученика Харалампия, а также новую колокольню (с разборкой старых трапезной и колокольни). Таким образом, после перестройки в одном из приделов сохраняется престол прежнего зимнего храма, а другой посвящен памяти чтимого святого. У Герасима Ивановича Свиридова были свои причины чтить память именно этого мученика. Рассказывали, что, не надеясь выиграть спорное дело, купец дал обет в случае удачного исхода все вырученные деньги обратить на постройку храма в честь того святого, на день которого выпадет суд. И так случилось, что дело было удачно разрешено 10 февраля, когда празднуется память святого Харалампия.

С тех пор вид храма с его колоннами и портиками относится к эпохе классицизма. Но даже сквозь строгие покровы новой архитектуры пробивается пышное узорочье «московского барокко». Особенно заметно оно в упругом сплетении золочёного пятиглавия. Главный световой барабан охвачен четырьмя «глухими», а главки венчаются узорчатыми «процветшими» крестами с нарядными цатами-полумесяцами.

Большим художественным достоинством отмечена четырехъярусная колокольня в стиле классицизма, с развитым восьмигранным основанием и цилиндрическим верхом

Во дворе храма — дом причта Богоявленской церкви, построенный в середине XIX века.

Радикальные изменения коснулись только новых частей. Древние же объёмы в основе своей сохранились, в том числе алтарные росписи XVIII века. Они недавно были обнаружены под поздними записями и отреставрированы.

Внутренний интерьер церкви украшают старые иконостасы: главный пятиярусный, характером близкий к тябловым, строгих форм позднего барокко, и небольшие придельные — конца XIX в. Того же времени киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи. Академическая настенная живопись неоднократно поновлялась.

В трапезной устроены два придела: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика. Харлампия.

В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых. «Страстная» икона Божией Матери (Одигитрия) — чудотворная икона, представляющая собой один из иконографических вариантов Одигитрии. В углах иконы изображены летящие ангелы с орудиями страстей Христовых в руках (копие, трость, Голгофский крест), лик Богоматери склонен к Младенцу, повернувшему голову к летящему ангелу и держащемуся обеими руками за кисть правой руки Богоматери. В поствизантийское время этот иконографический тип был популярен у мастеров итало-критской школы и получил большое распространение как в Католической, так и в Православной церкви.

С 1929 по 1932 гг. настоятелем храма был священник Иаков Бриллиантов, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой (память 2 декабря). 21 августа был арестован еще один священник церкви Александр Павлович Миролюбов. Расстрелян 14 октября того же года.

При Богоявленской церкви работает воскресная школа для детей, попечение о пациентах детского противотуберкулезного санатория, православное молодёжное движение, общество трезвости.

За 350 лет своего существования Богоявленская церковь не единожды меняла свой облик, изменялось и внутренне убранство церкви. В начале 21-го века храм вновь переживает очередной этап обновления. С 1999-го года здесь ведется реставрация росписи сводов приделов храма и его центральной части. Реставраторы очищают его от копоти, реставрируют живопись, старые изображения исполняются по новым эскизам.

Ведется обновление храма с фасада: его облачают в ярко-голубую «ризу», дополняя белым обрамлением. С 2000-го года ведется работа по реставрации икон, многие из которых датированы 18-м веком. За период с 2000 по 2004 гг. было отреставрировано порядка двадцати икон из киотов и иконостаса церкви, а также аналойные иконы.

В сентябре 2004 года была начата плановая работа по обновлению росписей алтаря. В ходе расчистки от грязи и копоти от стены отошел слой краски, под которым был обнаружен фрагмент древней росписи. Реставраторам пришлось снять до 7-ми слоев более поздней живописи, не столь оригинальной и ценной. Зато открывшиеся композиции, сохранность которых достигала 95 %, поразили даже опытных художников. Специалисты утверждают, что найденные росписи на библейские и евангельские сюжеты относятся к XVIII веку. Не исключено, что именно эту живопись видел в детстве святитель Филарет, будущий Митрополит Московский.

В 2005-2006 г. отреставрированы росписи на стенах четверика храма. В это же время очистили от многолетней копоти все четыре паникадила, позолотили, добавили недостающие детали и установили новые свечи для электролампочек. В 2009 году отреставрирован купол колокольни с главкой, купол храма. Все пять глав Богоявленского храма покрыты позолотой.

Протоирей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011

Николай Михайлович Карамзин «История государства Российского том VI «Золотая аллея» 1993

Богоявленский храм в Коломне [VI/11362]

ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Музей/экскурсия
Прогулка
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ Россия
Москва и Московская обл. БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ Коломна ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?] Доступность: 1
Местность: 1 РЕЙТИНГ ПАСПОРТ ТАЙНИКА ЭКСПОРТ ТОЧКИ ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ БОЛЬШЕ КАРТ

Описание окружающей местности

Однажды, пользуясь новогодними каникулами, решили мы посетить замечательный город Коломну, что примерно в 100 километрах на юго-восток от Москвы и, заодно, взять несколько тайников. Сохранили описания тайников в телефоне, ибо распечатать негде было и двинулись в путь. И вот, перемещаясь по городу в поисках ответов на тайник «Музей исчезнувшего вкуса» ( http://www.geocaching.su/?pn=101&c >) заметили красивейшую церковь! Проверили карту на сайте геокэшинга и обнаружили, что пока никто не включил ее в тайники. Церковь настолько понравилась, что было решено создать здесь тайник. Кстати, в процессе прогулки по Богоявленскому храму мы узнали, что это единственная церковь, которая не закрывалась и в советское время.

Контакты храма: Московская область, г.Колома, ул.Гончарная 8. тел:(496)612-35-09, 612-25-02(факс). http://bogoyavlenie.prihod.ru/index

P.S. Рядом с храмом есть очень забавный дом с игрушками (ответ на один из вопросов тайника «Музей исчезнувшего вкуса»), крайне рекомендуем посетить его. Можно даже попроситься в гости – у хозяйки огромная коллекция кукол! Адрес: г. Коломна, ул. Посадская 50.

Первое упоминание о храме в Гончарной слободе Коломны, бывшем селе Бабышеве (в другой транскрипции — Бобышеве) относится к 15 в., но это только церковное предание.
Предание гласит, что супруга Иоанна III — София Палеолог, долго молилась о чадородии во многих обителях, в том числе и в Троицкой Лавре, куда ходила пешком. Молилась великая княгиня и в коломенских церквах, дав обет: поставить на сей земле Божий храм.
После долгих молитв, узнав о том, что ждет младенца, София не забыла своего обещания и воздвигла в Коломне деревянный храм в честь Зачатия праведной Анны.
На рубеже 16-17 вв. церковь сгорела. В то время в храме находилась пожертвованная жителями из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя. После пожара икона была найдена в пепле невредимой от огня. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, строится другая — в честь Нерукотворного Образа Господня. (1648 г.)
В 1680г. храм перестраивается и закладывается из камня со старым названием, но 7 июля 1689г. его освятили в честь Богоявления. Очевидно, произошли какие-то исключительные события, приведшие к переименованию.
В те времена Богоявленская церковь не отапливалась, поэтому зимой служба переносилась в соседний деревянный храм, освященный в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов.
С Богоявленским храмом связано еще одно замечательное событие — рождение великого церковного деятеля — митрополита Филарета (Дроздова). В храме Богоявления служили священниками прадед и дед святителя по материнской линии.
В 1800 г. при настоятеле священнике Никите Афанасьеве были пристроены два придела — Введения во храм Пресвятой Богородицы (в честь находившегося рядом деревянного зимнего храма, тогда же разобранного) и священномученика Харлампия, также была построена новая колокольня.
С 1929 по 1932 гг. настоятелем храма был священник Иаков Бриллиантов, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой (память 2 декабря).
В лютую годину гонений на православную церковь храм Богоявления-в-Гончарах не закрывался.
В настоящее время в храме находятся особо почитаемые: местночтимая икона Божией Матери «Страстная» в резном исполнении, ковчег с частицами мощей более 60-ти святых.
Каждый день в храме проходят богослужения: ежедневно совершаются утреня, Божественная литургия и вечерня с акафистом. В четверг вечером в — водосвятный молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В воскресенье — две Божественные литургии, вечером вечерня с акафистом Воскресению Христову или двунадесятым праздникам.
Действует детская воскресная школа, для взрослых проводится катехизация перед принятием Таинства Крещения.
За три с половиной столетия Богоявленская церковь много раз меняла свой облик, менялось и внутреннее убранство храма. В конце XX — начале XXI веков церковь в Гончарах переживает очередной этап обновления в своей многовековой истории.
С 1999 г. ведется реставрация росписи сводов центральной части храма и его приделов. Художники-реставраторы очищают от копоти, восстанавливают живопись, некоторые изображения исполняются по новым эскизам. В это время храм обновляется с фасада: проводятся штукатурно-малярные работы, и храм облачается в ярко-голубую «ризу» с белым обрамлением.
В 2000-м году начата многолетняя работа по реставрации древних икон храма, многие из них датированы XVIII в. Реставрационные работы ведут московские художники-реставраторы 1 категории Объединения «Росреставрация». За период с 2000-2004 год отреставрировано более двадцати икон из иконостаса и киотов храма, а также аналойные иконы.
В сентябре 2004 года была начата плановая работа по обновлению росписей алтаря. В ходе расчистки от грязи и копоти от стены отошел слой краски, под которым был обнаружен фрагмент древней росписи. Реставраторам пришлось снять до 7-ми слоев более поздней живописи, не столь оригинальной и ценной. Зато открывшиеся композиции, сохранность которых достигала 95 %, поразили даже опытных художников. Специалисты утверждают, что найденные росписи на библейские и евангельские сюжеты относятся к XVIII веку. Не исключено, что именно эту живопись видел в детстве святитель Филарет, будущий Митрополит Московский.
19 января 2005 г., в престольный праздник Крещения Господня, после чина Великого освящения воды, настоятель храма протоиерей Андрей Хмылов совершил освящение вновь обретенных и отреставрированных росписей главного алтаря храма.
В 2005-2006 г. отреставрированы росписи на стенах четверика храма. В это же время очистили от многолетней копоти все четыре паникадила, позолотили, добавили недостающие детали и установили новые свечи для электролампочек.
19 января 2006 г., в престольный праздник Богоявления, освятили росписи на стенах четверика храма.
В 2009 году отреставрирован купол колокольни с главкой, купол храма. Все пять глав Богоявленского храма покрыты позолотой.

Богоявленский храм Коломна

Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны. Первую деревянную церковь здесь построила дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог.

Длина Богоявленской церкви — более 30 метров. Ширина основного храма — 10 метров; трапезной части — около 15 метров. В пятиярусном иконостасе главного придела храма имеется множество икон XVII века. Пол храма выстлан исторической метлахской плиткой.

К XVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу.

Много раз деревянный Богоявленский храм Коломны горел и восстанавливался. Ближе к концу столетия, когда каменное дело получило достаточно широкое распространение и многие старые храмы перестраивались в камне, задумались и о строительстве каменного Богоявленского храма в Коломне. Работы начались в 1680 году и затянулись почти на 10 лет. Освятили каменную церковь только в 1689 году и в коломенской Гончарной слободе появился совершенно новый храм.

Коломенский Богоявленский храм проделал долгий путь: от сельской церкви до кафедрального собора Крутицкой и Коломенской (то есть, географически, московской областной) епархии. Столь высокий статус храм получил уже в советские годы, избежав закрытия и оставшись единственной действующей церковью в древнем городе у слияния Москвы-реки и Оки.

Новый Богоявленский храм долго оставался холодным, то есть не отапливался, а поэтому богослужения зимой в нем не совершались.

В 1799 году начались строительные работы по раширению храма за счет строительства колокольни и устройства двух приделов.

В 1803 году работы были завершены. Храм обрел колокольню в стиле зрелого классицизма и значительно расширился. Однако сам основной объем при этой перестройке оставили неизменным — некоторые из настенных росписей, существовавших еще в XVIII веке, сохранились и уже в наше время были обнаружены под слоями позднейшей живописи.

Несмотря на то, что Богоявленскому храму довелось сыграть роль кафедрального собора в советские годы, в истории православия славен он прежде всего не этим. Первое, что расскажут любознательному посетителю о Богоявленской церкви Коломны, — что именно здесь, в настоятельском доме при храме, родился и получил воспитание виднейший деятель русского православия — святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

1920-е годы коломенские храмы пережили относительно спокойно, но в 1929 году, в момент «великого перелома», гонения резко усилились, но Богоявленская церковь так и не была закрыта. Она оказалась в ряду тех немногих храмов, где богослужения не прерывались и в самые тяжелые для Церкви и страны годы.

По окончании Великой Отечественной войны Богоявленская церковь получила статус кафедрального собора Крутицкой и Коломенской епархии — во многом потому, что выбирать было особенно не из чего: почти все храмы к тому времени оказались упразднены.

Здесь, в тихом районе тихого подмосковного города, продолжалась молитвенная жизнь, и московские архиереи несколько десятилетий служили в храме, ставшем физической и духовной родиной для одного из славнейших деятелей Русской Церкви.

Тихвинский храм в Коломне

На соборной площади Коломны рядом со старинным Успенским собором расположен кирпичный храм Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинский образ Богородицы, оригинал которого хранится сегодня в Успенском монастыре города Тихвина Ленинградской области, появился на русском Севере во времена княжения великого князя Дмитрия Донского, а монастырь, где несколько столетий хранилась святыня, был основан по указу царя Ивана Грозного. Так совпало, что оба этих правителя тесно связаны с историей подмосковной Коломны. В XX веке чудотворный Тихвинский образ ждала необычная судьба: сложными путями русская святыня оказалась в городе Чикаго, где провела полвека в церкви этого американского города.

Тихвинский храм принадлежит к числу церквей соборной площади Коломны. На небольшом пространстве в центре кремля находится целая плеяда храмовых построек: величественный Успенский собор, Троицкий собор и псевдоготическая Покровская церковь Ново-Голутвина монастыря, а также каменный Воскресенский храм, возведенный на месте деревянного, где венчался со своей супругой великий князь Дмитрий Донской. Чуть дальше в сторону Пятницких ворот стоят еще две церкви – Николы Гостиного и построенный в классическом стиле Крестовоздвиженский храм. Не сразу можно определить, какой же из этих храмов назван в честь почитаемой святыни русского Севера – Тихвинской иконы Богородицы. Тем не менее, найти церковь достаточно просто, ее вытянутое кирпичное здание вплотную примыкает к большой шатровой колокольне. Кстати, колокольня на площади тоже не единственная: рядом возвышается башня со звоном Ново-Голутвина монастыря.

Бросается в глаза странное соотношение масштабов колокольни и храма. Это достаточно редкий в церковной архитектуре случай, когда основное церковное здание является как бы вторичным по отношению к звоннице. Причина этого несоответствия состоит в том, что старинная шатровая колокольня была построена намного раньше Тихвинского храма. Нынешнее здание церкви при колокольне появилась на площади по инициативе местного купца Ф.Н.Тупицына в середине XIX века. До этого здесь стоял обветшавший храм XVIII века. Существовала легенда, будто на этом месте находился деревянный Тихвинский храм еще в XIV веке, то есть современный чуду появления иконы в Тихвине.

Большой список Тихвинской иконы Богородицы находится за колонной с правой стороны иконостаса этой коломенской церкви. К сожалению, после закрытия храма в советские годы, от внутреннего интерьера ничего не сохранилось, поэтому и нынешний Тихвинский образ – это современная работа иконописцев. В период господства в стране атеистической идеологии, когда в Коломне оставался действующим только один Богоявленский храм, расположенный вдали от основных достопримечательностей города, Тихвинский храм лишился своих куполов, а шатровая колокольня, к которой он примыкает, утратила циферблат и механизм часов. Кстати, это были не единственные городские куранты. Башенные часы с механизмом и боем находились еще и на колокольнях церквей Иоанна Богослова и Вознесения Господня в посадской части Коломны.

Коломну и Тихвин – далекие друг от друга города – связывают личности двух русских правителей: Дмитрия Донского и Ивана Грозного. Оригинал чудотворного образа, который получил имя Тихвинского, появился в русских землях в 1383 году. По преданию, рыбаки обнаружили его парящим над водами Ладожского озера. Икона Божией Матери необъяснимым образом несколько раз перемещалась из одного места в другое, пока, наконец, не остановилась в лесистой и болотистой местности у берегов реки Тихвинки, где позже возник монастырь. В то время, когда в Новгородских землях произошло явление Тихвинской иконы, в Москве правил великий князь Дмитрий Иванович Донской. С Коломной легендарного полководца связывала не только свадьба с суздальской княжной Евдокией в местной Воскресенской церкви. В 1380 году в Коломне собирались русские полки, которые под предводительством храброго московского князя должны были двинуться к Куликовскому полю, чтобы сразиться с полчищами ордынского хана Мамая. В память об этом событии над Пятницкими воротами Коломны установлена Донская икона Божией Матери.

Другой правитель, чье имя связано как с Тихвинским монастырем, так и с Коломной – это Иван Грозный. Почти два столетия после обнаружения чудотворной Тихвинской иконы, святыня хранилась в обычной деревянной церкви. В 1547 году царь Иван Грозный посетил эту церковь и поклонился Тихвинскому образу, а, вернувшись в Москву из богомолья, решил устроить на месте храма монастырь. С этой целью в Тихвин был послан московский митрополит Пимен. В 1552 году, возвращаясь в Москву из взятой Казани, Иван Грозный велел основать монастырь и в Коломне, который сегодня известен под именем Брусенского. Обитель находится в пятистах метрах от Тихвинского храма Коломны вблизи Грановитой башни кремля. В этом монастыре сохранился старинный шатровый Успенский храм-памятник, построенный в благодарность за победу над Казанским ханством. Естественно, что победитель считал себя продолжателем дела своего великого предка Дмитрия Донского, который первым одержал серьезную победу над восточным противником. Позже к крохотной Успенской церкви Брусенского монастыря была пристроена более просторная трапезная часть. Сегодня в этой обители особо почитается Казанская икона Божией Матери.

Удивительная судьба сопутствовала в XX веке оригиналу Тихвинской иконы, копия которой находится в Коломне. После революции над Тихвинской святыней нависла угроза уничтожения. В 1930-е годы великолепный монастырь в городе Тихвине ликвидировали, его церкви закрыли, а икону поместили в местный музей. За одной бедой последовала другая. В 1941 году немцы на месяц заняли этот северный город. Девятого декабря советская армия заставила захватчиков отступить, однако те успели вывезти Тихвинскую икону с собой в Псков, откуда перенаправили в Прибалтику. К концу войны святыня оказалась в руках у православного священнослужителя латышского происхождения Иоанна Гарклавса, который скрылся в американском секторе оккупированной союзниками Германии.

Вместе с Гарклавсом русская святыня перебралась через Атлантический океан в США и нашла себе место в Троицкой православной церкви города Чикаго, где священнослужитель стал настоятелем. Деревянный храм, построенный американским архитектором Салливаном в русском стиле, появился в Чикаго еще в 1903 году. В начале XX века русские миссионеры, в частности Тихон Белавин, избранный в 1918 году московским патриархом, основали Православную Церковь в Америке. Сначала новая церковная структура окормляла коренных жителях Аляски и Алеутских островов, которые издавна исповедовали православие, а затем объединила под своим крылом закарпатских русинов, спасавшихся в США от религиозных преследований Австро-Венгрии. Впоследствии американское православие росло благодаря нескольким волнам эмиграции из СССР и России, а также перехода так называемых «конвертов» из протестантских общин и католицизма.

В православном храме Чикаго Тихвинская икона хранилась более полувека. Иоанн Гарклавс завещал своему приемному сыну вернуть святыню в Тихвин при условии прекращения гонений на православие в России и полного восстановления обители. Хранитель иконы умер в 1982 году, и в те годы возрождение монашеской жизни в Тихвинском монастыре казалось несбыточной мечтой. Тем не менее, еще в 1945 году советские власти вернули верующим один из закрытых монастырских храмов в Тихвине. Это была небольшая церковь Успенского монастыря, которую в народе называли «Крылечком». В ней стали вновь совершаться богослужения. В 2004 году Успенский монастырь в Тихвине был, наконец, полностью восстановлен и возрожден. Уже не оставалось причин, чтобы чудотворный образ оставался в «американском плену», поэтому он вернулся на свое историческое место. Спустя три года после возвращения святыни из США в Тихвин в 2009 году иконописцами был заново расписан Тихвинский храм в Коломне, а 9 июля того же года – в день церковного празднования этой иконе – коломенский храм был освящен по архиерейскому чину.

Читайте так же:  Собор в средневековье сообщение