Меню Закрыть

Херсонес владимирский собор службы

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Владимирский собор в Севастополе

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимирский собор на центральном холме Севастополя — одно из исторических достопримечательностей города и архитектурный артефакт места упокоения морских офицеров. С возвышенности это место хорошо видно. В Херсонесе было обнаружено археологическое открытие три храма, в одном из которых было проведено крещение князя Владимира в 988 году. Когда император Александр I посетил Севастополь, то изъявил желание увековечить историческое событие сооружением собора.

Созданию архитектурного строения предшествовали исторические события. Город Севастополь расположен на берегу Черного моря и имел важное стратегическое значение в будущих действий Крымских войны пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

Первоначально планировалось осуществить возведение строения в Херсонесе, но адмирал Лазарев написал прошение императору Николаю второму возвести Владимирский собор в Севастополе, а не Херсонесе, потому что в городе было мало православных церквей.

В середине девятнадцатого столетия была заложена стройка по проектированию зодчего Тона, согласно которому строительство планировалось завершить через три года. Адмирал Лазарев заказал иконостас из мрамора и медные иконы в Италии. Однако он внезапно умер в Вене и принято решение доставить тело покойного и похоронить на месте будущего храма. Для этого соорудили склеп, в строительстве которого принимали участие более двухсот человек.

События крымской войны не дали завершить строительство храма. Знаменитые адмиралы в битве за Севастополь покидали поле сражения только мертвыми или тяжело раненными. Военные морские офицеры Истомин, Корнилов, Нахимов были похоронены рядом с Лазаревым. Так незавершенная стройка храма стала усыпальницей Владимирского собора Севастополя. Поэтому его еще называют «адмиралтейским».

Военные действия закончились, Россия проиграла в войне, город был в руинах, было подписано соглашение о перемирии. Условия поставили Россию в невыгодное положение: установлен запрет на присутствие русского флота на Черноморском побережье. Южная часть Севастополя отошла англичанам и французам. Строительство возродили к концу пятидесятых годов девятнадцатого столетия.

После победы над Врангелем в 1920 году в городе установили Советскую власть. Революционные события и период тридцатых годов отразились на храме, как и на других церковных сооружениях. Храм предоставили общине православных христиан с условием недопущения пропаганды угрожающей советскому строю. Но диктаторская политика к православию изменила расположение людей к религии.

В храме совершались факты глумления над святыми реликвиями и неоднократные кражи, бились стекла. Богослужения проходило вплоть до начала тридцатых годов, затем церковь закрыли и предоставили авиационно-строительному сообществу, затем поместили склад политического управления Черноморского флота.

В период отечественной войны строение сильно пострадало. Восстановительный процесс начался в середине шестидесятых годов двадцатого столетия. После ремонтных работ был открыт музей Героической обороны и освобождения Севастополя. К моменту передачи музею живопись была утрачена на две три, а иконостас полностью уничтожен.

Владимирский собор в Херсонесе Таврическом

Владимирский собор в Херсонесе Таврическом

Владимирский собор находиться в городе Севостополь, в старинное его части Херсонесе Таврическом, по адрессу г. Севастополь ул. Древняя, 1.
Телефон Владимирского собора в Херсонесе +7 978 110-26-21

Географические координаты Владимирский собор в Херсонесе Таврическом на карте Крыма GPS N 44.612357, E 33.490147

Самая идея возведения храма в древнем городе Херсонесе родилась ещё в 1825 году. Она пришла в голову А.С. Грейгу — главнокомандующему Черноморским флотом, который и начал предпринимать последовательные шаги по воплощению этой идеи в жизнь.

Выбор места для строительства был достаточно простым. В 1827 году под руководством Н. Крузе стали проводится раскопки на территории древнего городища, результаты которых подтвердили предположение, что крещение Руси 988 года князем Владимиром произошло именно здесь. Поэтому и решили, что на этом святом месте просто обязан находится христианский собор.

Но разрешение на строительство Владимирского собора в Херсонесе удалось получить лишь к 1852 году, несмотря на то, что деньги на его возведение были собраны намного раньше. Но и тут возникло новое препятствие – Крымская война. Лишь в 1859 году появился проект собора, разработанного архитектором Д.И. Гриммом, и в 1861 году было положено начало строительства императором Александром II и его женой Марией Александровной, которые поучаствовали в закладке первого камня.

Более чем через 15 лет строительство Владимирского кафедрального собора завершилось. Его стены, выложенные мраморными плитами, стояли на месте древнего храма, в котором происходило крещение Руси. Большой медный колокол, пожертвованный российским императором, был установлен на звоннице церкви. Нижняя часть собора состояла из серых известняковых плит, посередине фасадов находились кресты и мраморные колонны. А на второй этаж храма вели две большие лестницы из гранита. В целом, Владимирский кафедральный собор соответствовал всем канонам византийского архитектурного стиля.

На оформление интерьера Владимирского кафедрального собора средств было недостаточно. Как только появилась возможность, несколько художников приступили к росписи стен храма. Они были расписаны П.Ф. Тихобразовым, М. Ю. Арнольдом, В.И. Неффом, И.Т. Молокиным, И.А. Майковым и А.И. Корзухиным, который написал визитную карточку Владимирского собора – «Тайную вечерю». Кроме того им же были написаны ещё более семидесяти икон.

Внутри храм сиял роскошью. Многие элементы были выполнены их каррарского мрамора, окна были украшены цветными стёклами, а на полу была выложена мозаика наподобие той, которая была в древнем храме, стоящем ранее на этом же месте.

В 1922 году Владимирский собор в Херсонесе подвергся антирелигиозным гонениям. Все ценные вещи были вынесены, а колокола сняты. Только восьми монахам разрешили продолжать в нём жить, так как другого дома у них не было. Позже через крышу в собор проникли грабители и вынесли последние ценности. А вода, попавшая в храм от дождей, очень повредила его роспись. В 1926 году провели последнюю церковную службу, и собор стал музеем.

Здание Владимирского кафедрального собора долго находилось в плачевном состоянии. А во время Великой Отечественной Войны оно было ещё больше разрушено из-за попавшей в него бомбы.

В начале 90-х годов 20 века Владимирский кафедральный собор был снова передан верующим. В начале 2000-х годов прошла масштабная его реставрация, которая завершилась в 2006 году. Тогда же прошла первая Пасхальная служба в уже обновлённом соборе, и по сей день его двери открыты для прихожан.

Владимирский собор Севастополь на карте Крыма

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе Таврическом, Севастополь

Попадая в развалины тысячелетий на юге Крыма, в заповедник Херсонес Таврический, поражаешься оглушительной тишине на фоне шума морских волн. Удивительный уголок Севастополя сохранил старинные строения, на фоне которых возвышается величавый Свято-Владимирский собор в Херсонесе.

Белоснежное строение с золотым куполом буквально завораживает, манит к себе, не зайти внутрь храма просто невозможно. При входе в собор стоит памятник равноапостольному князю Владимиру, который принял крещение именно в Херсонесе.

История строительства херсонесской святыни

Идея возвести храм Владимира в Херсонесе принадлежит главнокомандующему Черноморским флотом А. Грейгу, который в 1825 году подал прошение царю Александру I. Первоначально было предложено возвести небольшой храм и богадельню. Пока не было принято решение о строительстве собора, по инициативе мичмана Н.Крузе на деньги, собранные матросами, начались археологические раскопки, целью которых было определить точное место крещения князя Владимира.

После смерти Александра его преемником стал Николай I, который утвердил строительство другого Владимирского собора, в центре Севастополя. Все планы по строительству христианских святынь разрушила крымская война. К идее строительства херсонесской церкви вернулись в 1859 году.

Архитектором нового строительства был избран Д. Гримм, который планировал возведение храма на месте древней базилики, найденной во время раскопок, организованных графом А.Уваровым. Археологические исследования позволили определить место церкви Рождества Богоматери, в которой принял крещение равноапостольный князь Владимир в 988 году.

Читайте так же:  Исаакиевский собор санкт-петербург панорама

Судьбоносное для России событие по воспоминаниям преподобного Н. Летописца происходило в центре города под именем Корсунь. Первый камень Свято-Владимирской обители был заложен императором Александром II и его женой Марией Александровной. По этому случаю в присутствии большой императорской свиты был отслужен торжественный молебен.

Постоянная нехватка средств растянула возведение херсонесской обители на многие годы, в 1877 году черновые работы были закончены. 11 лет собирались деньги на внутренние работы, чтобы в 1888 году провести Литургию в честь 900-летия Крещения Руси в нижней церкви, которая носила название тысячелетней базилики — Храм Рождества Божьей Матери.

Убранство храма

Широкую известность и интерес паломников приобрел деревянный иконостас, расположенный на нижнем этаже церкви. Придворному мастеру Тихонову удалось при помощи тонкой резьбы достичь удивительного изящества.

О православном храме:

Не отстал от него по красоте иконостас второго этажа, выполненный из орехового дерева мастером В. Корецким. 54 мраморные колонны стали опорами для оконных арок первого этажа. Темный мрамор и белоснежные стены выглядели особенно величественно.

Интересно! Средневековые храмы Херсонеса богаты мозаичными полами, при выкладывании которых использовали мрамор нескольких цветов. Монументальность Свято-Владимирского собора подчеркивал трехступенчатый цоколь, выполненный из светло-серых мраморных плит и огромный купол, находящийся на 36-метровой высоте.

Постепенно собор обрастал великолепием и изяществом. В 1891 году состоялось освящение главного престола, а в 1892 — нижнего предела, который украсил новый иконостас.

В главном храме иконостас был сделан из мрамора, правую сторону его украшал киот, отделанный позолоченным деревом. Киот был украшен восемью образами, перед ним в мраморном постаменте были выложены мощи Владимира Великого, о чем свидетельствовала надпись.

«О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости».

Аналой, служивший возложением для складня, напоминавшего о дне спасения царской семьи во время крушения поезда, расположился перед левым киотом.

В 1891 году святой Мартиниан, в то время служивший архиепископом Таврическим и Симферопольским, освятил главный престол Свято-Владимирского храма. Имя святого Мартиниана носит правый придел, где архиепископ был похоронен в 1898 году.

Именем святого Андрея Первозванного освящен левый престол. Алтарь верхнего храма привлекал прихожан списком чудотворного лика Корсунской Богоматери. Эта икона написана евангелистом Лукой, датируется первым веком нашей эры и хранилась в Эфесе. В 988 году список уникального лика был привезен византийской принцессой Анной в Корсунь, оттуда икону передали в Киев, затем святитель Иоаким Корсунянин перевез ее в Новгород.

В 1571 году Новгород был завоеван царем Иваном Грозным, который все иконы перевез в Москву, оставив на хранение в Успенском соборе. Далее, пройдя длинный путь, икона Корсунской Божьей Матери оказалась в Херсонесе.

Революция 1917 года стала настоящей катастрофой для христианской святыни. Мало того, что все золотые, серебряные вещи были разграблены, на территории храма устроили музей под открытым небом, закрыв Владимирский собор окончательно в 1925 году.

Во время войны уничтожение Владимирского монастыря довершила бомба, попавшая в купол церкви и мина, заложенная немцами, от взрыва которой все внутреннее убранство было уничтожено. Долгое время руины некогда великолепного храма оставались в развалинах, привлекая только туристов.

Возрождение херсонесской святыни

Восстановление Свято-Владимирского собора началось только в конце 90-х годов ХХ века. Архиерей, Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь благодаря большим стараниям и настойчивым просьбам сумел добиться возрождения Владимирского храма на государственном уровне.

Читайте еще о крымских святых местах:

1998 год стал переломным периодом в истории херсонесской обители. Президент Украины Леонид Кучма и его супруга взяли реставрацию церкви под свой патронат, через 7 лет в 2002 году прихожане храма были благословлены пасхальным богослужением.

Важно! В 2004 году Блаженнейший Митрополит Киевский Владимир совершил чин освящения Кафедрального Владимирского собора, о котором сообщил звук колокола, история его уникальна.

История колокола

Колокол отлили в 1776 году из пушек, которые захватили после войны с турками. В период Крымской войны французы украли колокол, вывезя его во Францию, в собор Парижской Богоматери.

В 1913 году колокол вернули в Россию, его установили на звоннице Владимирской церкви. Громкий звук со звонницы стал маяком для кораблей, предупреждая об опасности приближения к скалистым берегам.

В 1925 году при закрытии монастыря все колокола сняли, только один оставили на берегу моря для охраны кораблей. При очистке колокола священнослужители обнаружили надписи, свидетельствующие о том, что это тот самый, возвращенный из Парижа. Надписи свидетельствовали о том, что колокол вылит из артиллерии турков, в честь Николая Угодника. Работы по отливке произведены в Таганроге.

В 1960 году местные варвары вырвали у колокола язык.

Только в 2004 году над Севастополем раздались мощные удары пережившего 2 войны колокола.

В помощь паломникам и туристам

Нынешний Свято-Владимирский кафедральный собор работает с понедельника по пятницу.

В 7.30 утра начинается Литургия, в 16.00 — вечернее богослужение.

В субботу Литургия начинается в 8.00, а в 15.45 можно посетить Всенощное бдение.

Воскресенье начинается в 7.50 водосвятным молебном, затем в 8.20 — Литургия, в 16.00 — вечернее богослужение.

Посетить собор туристы могут каждый день, вход в заповедник бесплатный, он открыт с семи утра до семи вечера.

Собор хранит мощи более 115 святых, многие из них обладают уникальной целительной силой.

Как добраться в Херсонес из Севастополя

Древние раскопки и уникальная христианская святыня находятся всего в 3 км от города, в не знойный день можно добраться пешком.

Узнать историю Херсонеса и его святынь можно во время экскурсий.

Севастополь: на богослужение – по билетику

Специально для Крым.Реалии

Российские власти Севастополя ищут способ организовать доступ для верующих в Свято-Владимирский собор, находящийся на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический». Звучат предложения или выдавать так называемые «паспорта прихожан», или организовать проход на территорию по Единой городской карте севастопольца. Между тем, севастопольский омбудсмен заявляет, что нарушено право граждан на свободу совести и вероисповедания. Также уполномоченный по правам человека собирается заняться восстановлением прав севастопольцев на купание у береговой линии Херсонеса.

Российская прокуратура Гагаринского района Севастополя вынесла предостережение руководителю заповедника «Херсонес Таврический» Елене Морозовой о недопустимости запрета верующим свободно посещать Владимирский собор. Соответствующее письмо было направлено руководству музея-заповедника. Об этом на пленарном заседании Заксобрания Севастополя сообщил уполномоченный по правам человека Павел Буцай.

В ответе правоохранителей на обращение омбудсмена указывается о недопустимости запрета верующим свободно проходить во Владимирский собор на богослужения, а паломникам и прихожанам – в Севастопольское благочиние. Ограничение допуска прихожанам и паломникам может повлечь нарушение федерального законодательства России и прав на свободу совести и вероисповедания, сообщили в надзорном ведомстве

«Моя четкая позиция – право бесплатного посещения музея «Херсонес Таврический» имеют все граждане Российской Федерации. Посещение музеев (на территории заповедника – авт.), каких-то специализированных площадок может быть платным, но доступ должен быть для всех граждан России, а не только для граждан Севастополя», – сказал Павел Буцай.

Херсонес без Крещения

В храм – по графику и пропускам

Первый скандал с недопуском верующих на территорию Херсонеса случился в этом году накануне Рождества. 6 января охрана заповедника не пустила верующих, пришедших вечером на богослужение в Свято-Владимирский собор.

Как оказалось, в соответствии с утвержденным руководством музея-заповедника графиком, в 21:00 полиция должна была обеспечить дополнительную охрану в Херсонесе, в 22:00 служба безопасности «Херсонеса Таврического» – начать пропуск верующих в собор, а в 23:00 должно было начаться само богослужение. По этому поводу исполняющая обязанности директора «Херсонеса Таврического» Елена Морозова сообщила: «Вы же поймите, мы не имеем права это делать – не дай Бог, что-то случится с человеком. Пускать людей (заранее – авт.) мы не имеем ни морального, ни юридического права, потому что это территория федерального объекта, памятника. И, конечно, люди должны находиться на территории под охраной, поскольку объект сложный, это археология, темное время суток – не дай Бог, что-то случится».

Читайте так же:  Казанский собор г Кириллов

По словам прихожанки Свято-Владимирского собора в Херсонесе Елены Полищук, под закрытыми воротами стояли пожилые люди, родители с детьми, предпринимавшие неудачные попытки объяснить охранникам, что им нужно попасть на службу и исповедь, которая предваряет Литургию. «Одна бабушка прорвалась сквозь охрану, бросилась бежать к храму. Это было зрелище… как во время войны», – говорит очевидица событий.

После Рождества разрешением конфликта занялись даже депутаты Госдумы России. «В ближайшее время я, как председатель, соберу заседание подкомитета Госдумы по законодательному обеспечению государственной национальной политики в Республике Крым и городе Севастополе для решения вопроса беспрепятственного прохода православных к Владимирскому собору», – заявил Руслан Бальбек на своей странице в социальной сети. Он акцентировал внимание на действиях администрации музея в тот день. «Отбирать у православных масло или вино, которые принесли их в храм освятить, – это вопиющая недальновидность и неуважение к верующим», – считает депутат.

Депутат Дмитрий Белик, в свою очередь, направил официальное обращение на имя министра культуры России Владимира Мединского с просьбой рассмотреть возможность организации беспрепятственного доступа верующим во Владимирский собор. «Нюансы с допуском севастопольцев на территорию Херсонеса вызывают огромное количество претензий горожан последние два года. Помимо свободного прохода верующих в храм, жители Севастополя просят вернуть им возможность купаться на территории Херсонеса», – отметил Белик на своей странице.

17 января на выездном заседании представителей комитета Госдумы России по делам национальностей в Симферополе благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта сообщил, что в Севастополе верующие все еще лишены свободного доступа во Владимирский собор в Херсонесе. Представители заповедника в заседании не участвовали.

«Между службами людей просто не пускают. Если человек в полдесятого утра не прошел в собор, то до полчетвертого вечера его просто не пропустят, он вынужден будет платить за вход. Конечно, мы воспринимаем это все болезненно и регулярно проводим консультации с дирекцией заповедника по поводу того, чтобы люди могли беспрепятственно приходить в храм», – сказал Халюта.

Сейчас для севастопольцев и отдельных льготников вход в музей-заповедник бесплатный при предъявлении паспорта и соответствующих документов. А для тех, кто не имеет севастопольской прописки, составляет 100 рублей, но в будущем может вырасти в несколько раз, считает Халюта. «Я уверен, что к началу летнего сезона цена будет совершенно другая, уже цифры звучат от 300 до 500 рублей. Конечно, для человека православного это будет неподъемно», – сказал он.

В начале февраля Руслан Бальбек сообщил, что прихожанам храма в Херсонесе выдадут некие «паспорта православных». По словам депутата, для того чтобы постоянные посетители Свято-Владимирского собора могли быстрее проходить контроль, администрация музея в ближайшее время изготовит 3000 «паспортов прихожан». Их передадут благочинному, который впишет в них фамилии постоянных прихожан.

Через неделю российский губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников предложил свой вариант допуска горожан за забор Херсонеса. Он предложил музею присоединиться к проекту «Умный город», чтобы севастопольцы могли проходить на территорию «Херсонеса Таврического» по «Единой городской карте Севастополя» и «тем самым были избавлены от необходимости предъявлять какие-либо документы».

Новый «варяг» для Херсонеса

Пляжными тапками по сакральной земле

В теплых водах Черного моря на территории Херсонеса в летнее время купались многие поколения севастопольцев. Микрорайон Стрелецкой бухты пляжами небогат, а добираться к ним тем, кто живет неподалеку заповедника, нужно в обход расположенных на побережье воинских частей. Вот и ходили потихоньку на херсонесский берег утром и вечером, чтобы охрану не нервировать. Стоит отметить, что береговая линия у Херсонеса – около полутора километров, а у расположенного рядом пляжа «Солнечный» – всего 100 метров.

Формально купание в Херсонесе запрещалось и в советские, и в украинские годы, но никогда реально не исполнялось. За многие десятилетия севастопольцы привыкли здесь купаться, и, несмотря на запреты, никакие реальные «репрессии» к купающимся не применялись.

Через год после аннексии Крыма, летом 2019 года, российское правительство Севастополя определило перечень участков, где запрещено купание. Документ подписал экс-губернатор Сергей Меняйло. В этот перечень попал и участок берега у древнего Херсонеса.

Житель города Александр Карлюк обжаловал запрет в судебном порядке. Севастопольский городской суд согласился с его доводами и решением от 20 августа 2019 признал постановление противоречащим российскому законодательству. Однако Верховный суд России с этим не согласился, констатировав, что, согласно российскому законодательству, «купаться разрешено только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах».

В сентябре 2019 года российский премьер-министр Дмитрий Медведев присвоил Херсонесу статус объекта культурного наследия федерального значения. И понеслось. В конце января 2019-го западный вход в Херсонес закрыли – якобы «из-за террористов».

К лету того же года стало известно, что купаться на территории музея запрещено еще с 1925 года. Заведующий юридическим отделом музея-заповедника «Херсонес Таврический» Дмитрий Недогибченко сообщил, что у музея сохранились архивные документы, в соответствии с которыми купание в Херсонесе запрещается. По его информации, такую позицию занимает и Министерство культуры России.

После этого ежегодно перед началом летнего сезона севастопольцы поднимали шумиху, требуя разрешить купаться в привычном месте, даже письмо Путину отсылали. Но все безрезультатно.

А недавно, 28 марта, вступили в силу изменения в российском федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Водном кодексе России. С указанной даты музеи-заповедники будут сами устанавливать правила доступа к водным объектам на своей территории.

Пропаганда о «сакральной Корсуни»

Председатель постоянного комитета Законодательного собрания города Севастополя по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов считает, что эти изменения несут серьезные риски для севастопольцев. «Береговая полоса, расположенная в границах музея-заповедника «Херсонес Таврический», традиционно много лет использовалась жителями Севастополя и гостями города для оздоровительных купаний. При этом отсутствуют подтвержденные, документированные данные, что эти купания оказывали или могли оказывать вредное влияние на сохранность памятников археологии, в том числе объектов, представляющих интерес для подводной археологии», –? отметил он.

Теперь, говорит Вячеслав Горелов, у руководства музея появляются законные основания полностью запретить купания на территории Херсонеса, в том числе утренние, которые, хотя и негласно, были возможны.

Между тем, севастопольский омбудсмен намерен в этом году заняться правом граждан на свободный доступ не только на территорию Херсонеса, но и к морю в пределах заповедника. «Люди едут за тысячу километров, для них омовение в водах Черного моря в этом месте имеет совершенно другой смысл, как омовение в реке Иордан», – отметил Павел Буцай.

Андрей Покровский, крымский блогер (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции

В материале используется терминология, принятая на аннексированном Россией полуострове

Владимирский собор — собор во имя святого равноапостольного князя Владимира возведенный в XIX веке к 900-летию крещения Руси на территории Херсонеса Таврического, на месте крещения князя Владимира в Крыму.

Восстановленный Свято-Владимирский собор в Херсонесе поражает величественностью, красотой и соразмерностью линий. В нижнем храме складывается ощущение присутствия в древней христианской церкви. Верхний храм, залитый светом, яркий, восхищает превосходной росписью, изящным иконостасом, выполненным в Италии. А под куполом парит серебристый голубь — символ Святого Духа.

Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию (Борисову). В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А. С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические расковки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году Император Николай I, уступив просьбе адмирала М. П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе.

Читайте так же:  Галерея в соборе свпавла

В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже разработали проект, однако помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823–1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику. По его мнению, она и была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.

23 августа состоялась торжественная закладка нового собора. После молебна Император Александр II и Императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь и царица пожертвовали богатый серебряный с позолотой оклад, украшенный драгоценными камнями, к чудотворной иконе Корсунской Божией Матери и деньги на медный колокол весом 11 пудов. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.

Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю — украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Расписывали собор святого Владимира известные художники.

Верхний храм украсили работы А. И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, предохранявшую их от главного врага — влаги. Так была выполнена «Тайная вечеря», занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И. Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского и отреставрировал пришедшие в ветхость иконы, изготовленные для храма еще в 1849–1850 гг.

Внутреннее убранство собора было богато. В нижнем храме роскошь отделки, тонкая работа иконостаса, сверкающая мраморной белизной, контрастировали с грубой бутовой кладкой древней базилики — основной святыни храма. В верхнем храме нижнюю часть стен облицевали темно-пурпурным каррарским мрамором, панели завершались светло-розовым карнизом. Арочные окна первого яруса опирались на 54 мраморные колонны, образуя галерею. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса. В окна вставили стекла красного и желтого цвета, отчего даже в пасмурную погоду храм казался наполненным теплым светом.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. Верхний храм имел три престола. Главный во имя святого равноапостольного князя Владимира освятил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский) в присутствии К. П. Победоносцева. Именно в этот день, как гласила надпись на левой части иконостаса, совершалось «благодарное воспоминание дивного спасения благочестивейшего Императора Александра III и всего августейшего семейства его от грозившей при крушении поезда опасности». Северный придел освятили во имя святого апостола Андрея Первозванного. И, наконец, 12 июля 1892 года освятили южный придел во имя князя Александра Невского. Три десятилетия неустанных забот, переживаний и великих трудов завершились рождением величайшего собора. В том же году в соборе установили иконостас.

Иконостас главного храма выполнили из мрамора итальянские мастера Сеппи и Баскерини. Все основные части, панели, кресты, они изготовили у себя на родине в Серавессе близ острова Карары, в Херсонесе же произвели окончательную обработку. На правой стороне иконостаса установили позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию ости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед ним стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с Императором в тот печальный день и пожертвованный им Херсонесскому монастырю. Мастера И. Т. Сафронов, И. А. Морозов выполнили бронзовые Царские врата, изготовили паникадила, лампады и фонари. В храме нижнего этажа придворный мастер Тихонов установил деревянный резной иконостас, восхищавший тонкостью и изяществом работы. Не уступал ему в красоте ореховый иконостас верхнего храма, изготовленный в мастерской Владимира Корецкого.

В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Важней Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, хранившаяся в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунокую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.

Во Владимирском соборе покоились 115 частиц мощей святых. Здесь также был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солотчина) небольшой придел, освященный во имя преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году.

Последнюю службу в Херсонском монастыре совершили во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником. Правда, в сентябре 1925 года внутрь собора пробрались грабители, они разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма. Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними — трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить Богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы планировали провести в два этапа. К 28 июля 2001 года завершили все внешние строительные работы: возвели разрушенные стены, купол покрыли медной кровлей, установили крест, в окнах снова красуются витражи.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.