Меню Закрыть

Соборы владикавказа

СОБОР МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

Кафедральный собор в честь Михаила Архангела, более известный в народе как «Новый собор», когда-то величественно возвышался над городом и был виден из каждой точки Владикавказа.

Строительство собора было начато в 1872 году в ознаменование счастливого окончания долгой и упорной Кавказской войны. Местность для постройки была выбрана возвышенная, откуда открывался прекрасный вид на Владикавказ и окружающие горы, но грунт оказался неудобным, и пришлось закладывать очень глубокий фундамент. Из-за этого строительство затянулось, а временами и вовсе останавливалось. И лишь в 1890 году епископ Владикавказский преосвященный Петр добился необходимых финансовых средств и постройка ускорилась. В 1894 году в торжественной обстановке в присутствии всего областного и войскового начальства Михайло-Архангельский собор был освящен. Он занял место главного храма города и стал называться Кафедральным.

Настоятелем собора был протоиерей Капитон Александров. Здесь же служили священники Василий Топкин, Николай Иванов, Иван Талантов, Алексей Лосев, Иаков Решетник, Нестор Черняховский, Гавриил Пигров, Алексей Воробьев и Григорий Щвец. Собор окружала большая площадь, на которой Терское казачье войско проводило все свои торжественные мероприятия. В 1917 году в ограде собора были похоронены злодейски убитые Войсковой Атаман Терского казачьего войска Михаил Караулов, его брат подполковник Владимир Караулов и хорунжий Алексей Белоусов.

В советское время собор еще некоторое время функционировал, а затем его постигла печальная судьба большинства храмов Владикавказа. Собор разрушили и на его месте (напротив нынешнего военного госпиталя) построили жилой дом для партийных сановников. Священников, служивших в соборе, репрессировали, одних расстреляли, других сослали в лагеря.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы ныне можно назвать самым старым зданием во Владикавказе. Она была основана в 1823 году и освящена 24 марта 1824 года. При­хожанами этой церкви были 120 дворов осетин, поселенных на окра­ине Владикавказской крепости. В первое время церковь счита­лась миссионерской.

Первоначально церковь была четы­рехугольной, затем стала крестообраз­ной. В 1860 году ее обновили и расшири­ли, а в 1896 году уве­личили новой при­стройкой и обнесли каменной оградой. Главной святыней церкви считался ков­чежец, присланный экзархом Грузии Павлом с мощами святителей Василия Великого, Григо­рия Богослова, Иоанна Домаскина и др.

В ограде церкви находилось клад­бище, где нашли вечный покой мно­гие знатные горожане. В первые годы на кладбище хоронили генералов, офицеров, участников Кавказской войны. Здесь были погребены лучшие представители осетинской интелли­генции. Места было мало, поэтому в ограде церкви хоронили только из­бранных, заслуженных. Особенно пре­стижным стало кладбище, когда на нем похоронили Коста Хетагурова.

В советское время церковь едва из­бежала участи остальных владикавказских храмов. А могилам повезло меньше. Большую часть кладбища снесли и построили на его месте шко­лу № 13, другие могилы разрушились, так как церковь была закрыта и пре­вращена в склад. Были утрачены могилы генерала Левковича, генерала Петра Нестерова, генерала Арсения Таучелова, полковника Василия Хетагурова, князя Михаила Туманова, свя­щенников Алексея Колиева, Михаила Сохиева и Алексея Гатуева, лесниче­го Ивана Тускаева и многих, многих других. К счастью, сохранилась могила Коста Хетагурова. Уцелели также погребения генерала Михаи­ла Баева, полковника Федора Гусова, инженера Иосифа Гиоева, уче­ного Алихана Ардасенова, поручи­ка Георгия Хасиева. Еще совсем недавно старых захоронений было больше, но при недавней реставра­ции церкви их число сократилось.

Хотя кладбище и церковь были закрыты, в советское время здесь было погребено 44 человека. Пер­вым в 1931 году — поэт Мисост Камбердиев, последним в 1984 году — генерал Михаил Дзилихов. Клад­бище оставалось самым престиж­ным в городе, пока не была создана Аллея Славы. Тогда хоронить здесь прекратили. Лишь для Гаппо Баева было сделано исключение, что вполне правильное и естественное решение.

6 мая Владикавказ празднует свой день рождения. Всего на год моложе него первая православная церковь города.

9 мая 1785 года был издан Указ Государыни Императрицы Екатерины II в котором говорилось:

. 14. В построенной крепости при входе в горы Кавказские позволяем Мы соорудить церковь православного нашего закона, употребя на оную и на украшение ея оставшиеся в Кизляре из суммы на приласкание кумык и прочих народов определенной; комиссию же Осетинскую из Моздока перевести в губернский город, но при том наблюдать, чтобы духовенство как той комис­сии, так и церкви в крепости, при входе в горы построенной, не употребляли народам тамошним притеснений или принуждений.

Храм был сооружен в центре Владикавказской крепости. Ныне на этом месте находится Пушкинский сквер.

Сейчас трудно сказать чье имя носил первый храм. В делах соборного архива за 1806 год упоминалось о церкви во имя Иоанна Предтечи. Церковь была выстроена из турлука и обмазана глиной. В 1818 году вместо нее была сооружена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Церковь принадлежала Владикавказскому гарнизонному полку, затем Кавказским линейным батальонам. Об этой церкви изве­стно лишь наличие в ней очень хорошего письма иконостаса, прино­шения одной из царственных особ.

В 1858-1859гг. храм был расширен пределами на юг и север. В 1863 году церковь становится собором и переходит в собственность города Владикавказа. В 1885 году к ней был пристроен придел во имя Святого Николая Мирликийского, она получила статус Кафедрального собора, а через пять лет вместо деревянной постройки была воздвигнута камен­ная церковь. В 1897 году храм стал принадлежать Терскому казачьему войску, выполняя роль войскового собора.

В ризнице собора долгое время хранилось полное священническое облачение и покровы для священных сосудов из малинового бархата, вышитые цветами — дар государя императора Александра III. Из свя­тынь собора прихожане особо почитали икону Божией Матери «Утоли мои печали», приобретенную в Москве в 1869году.

По инициативе Высокопреосвященного Павла, экзарха Грузии при Спасо-Преображенском соборе в сентябре 1890 года было учреждено пра­вославное Братство Грузинского экзархата во имя Пресвятой Богороди­цы, покровительницы Грузии с целью распространения и утверждения религиозно-нравственного просвещения, осуществления миссионерской деятельности среди сектантов и раскольников.

В ограде собора были погребены герои Кавказской войны, гене­ралы, офицеры, знатные горожане. Здесь находились могилы, как основателей Владикавказа, так и владикавказцев начала XX века.

Хотя храм сравнительно небольшой, но он был уютным и прекрасно вписывался в комплекс соседних сооружений, являясь одним из красивейших уголков Владикавказа.

Позади собора находился дворец Начальники Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска. От дворца до соборной ограды спускался красивый парк, в котором были высажены десятки самых разнообразных деревьев, кустарников и цветов, привезенных во Владикавказ из различных уголков Кавказа и Средней Азии. По ухоженным аллеям парка гордо расхаживали павлины, а по соснам прыгали белки.

Рядом с собором была Владикавказская мужская гимназия и здание банка. Трудно даже перечислить имена всех тех, кто окончил гимназию. Десятки их добились больших успехов в различных сферах деятельности.

Перед храмом находился сквер. В 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, Городская Дума постановила: «Назвать именем Пушкина сквер против Старого собора». Этот сквер между Старым собором и Михайловской площадью был разбит давно. В центре его стояла красивая беседка в честь посещения Владикавказа Императором Александром III .

В 20-х годах беседку Александра III снесли, а Пушкинский сквер назвали сквером Красных пожарников. Правда, прежнее название вскоре вернули, но уже в 30-х годах на месте сквера построили правительственное здание. А в 1937 году, в год 100-летия со дня смерти поэта, из Москвы прибыл запрос — существует ли Пушкинский сквер. Спасо-Преображенский храм к этому времени был уже снесен и местные власти спешно снесли кладбище в его ограде, в центр нового сквера поставили памятник поэту и сказали, что это и есть дореволюционный Пушкинский сквер. Такие вот чудеса случаются в истории. И смешно и грустно. Трагизм истории еще и в том, что здесь были похоронены те, с кем А.С.Пушкин общался, посещая Владикавказскую крепость — декабристы и крепостное начальство. И теперь мы, принося цветы к памятнику, топчем их прах.

Думается, было бы правильно соорудить на месте Спасо-Преображенского собора памятный знак с изображением храма и соответствующий надписью. Аналогично можно сделать и в отношении других утраченных храмах. Чтобы наши потомки не забыли историю города.

ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского была сооружена солдатами 78-го пехотного Навагинского полка и освящена 25 сентября 1855 года. Храм был небольшой, стены каменные, купол деревянный и нем была колокольня и здание из четырех комнат для церковно-приходской школы.

В 1860 году церковь была передана 8-му Кавказскому линейному батальону. С этого времени ее стали именовать – Линейная. В 1874 году храм передали Владикавказской местной команде, а в 1892 году он стал принадлежать 45-му драгунскому Северскому полку. В 1897 году, с уходом полка из города, церковь Александра Невского перешла в ведомство епархиального архиерея.

В этой церкви хранилось много исторических документов оставшихся от Кавказских линейных батальонов, Владикавказской местной команды и Северного драгунского полка.

Как это нередко бывает, при храме находилось кладбище, где нашли вечный покой многие известные в прошлом владикавказцы. В их числе Варвара Григорьевна Шредерс, которую знал весь город. Активно занимаясь благотворительной и просветительской деятельностью она стала основательницей городской общественной библиотеки.

В 1934 году церковь Александра-Невского была снесена, а в 50-е году уничтожили и кладбище с уникальными надгробиями и склепами. Местная детвора еще долго лазила по бывшему кладбищу и полуразрушенным склепам выискивая кресты, медали, ордена, а некоторые даже умудрялись доставать черепа.

В дальнейшем на этом месте позже был разбит детский парк им. Жуковского. Таким образом наши дети играют на останках наших же предков.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ Братская церковь

В 1884 году владикавказский священник Иасон Дмитриевич Мамацев, будучи еще законоучителем реального училища, ввиду особенно развивающейся в то время сектантской пропаганды по просьбе многих православных, выступил с рядом противосектантских проповедей, которыми живо заинтересовалось население Владикавказа. Тогда Иасон основал диспуты с сектантами, и начал собеседование с православными в домовой церкви Владикавказского реального училища.

Красноречивое, живое, увлекательное его чтение по праздничным дням привлекало такую массу народа, что училищное начальство, опасаясь, как бы не обрушился пол церкви, находившейся на верхнем этаже, воспрепятствовало продолжению бесед. Беседы были прерваны, что вызвало большое сожаление горожан.

Спустя некоторое время беседы, запрещенные училищным начальством, после ходатайства И.Мамацева и горожан были возобновлены 20 апреля 1886 года в первый после Пасхи, воскресный день. Народ заполнил зал городской думы, и оказалось, что там могла поместиться едва ли треть желающих. Остальным пришлось стоять на улице под окном. Число слушателей превышало две тысячи. Интересно, что на беседах среди православного народа было немало лиц других исповеданий — иудеев и магометан. На первом же собрании было решено приступить к сбору пожертвований для того, чтобы снять более подходящее помещение, и за четыре беседы собрали 1200 рублей, что по тем временам составляло приличную сумму, причем опять же щедро жертвовали не только православные, но и иноверцы. Успех натолкнул Иасона на мысль построить отдельное здание для бесед, тем более, что один из известных ревнителей православия, владикавказский купец Петр Андреев, обещал значительную материальную помощь. Мамацевым было возбуждено ходатайство об отводе городом для этой цели пустовавшего тогда участка земли. В ближайшее воскресенье, как свидетельствуют «Терские ведомости», масса народа, собравшаяся в городском дворе, во главе со своим пастырем Иасоном двинулась по бульвару на место (750 кв. сажень), подаренное городом для строительства молитвенного дома (тогда угол Московской и Гимназической, ныне Кирова и Миллера). Здесь Иасон обратился к народу с искренней речью о том, чтобы ревнители братского дела и теперь, когда город принес такую жертву, усилили свои приношения, помогли, кто, чем может, для осуществления намеченной цели. Призыв этот не прошел даром: со следующего дня сюда стали привозить кирпичи, доски, камни, песок; пришли бесплатные мастеровые, и уже через несколько дней ограда была готова. На участке была поставлена кафедра.

Читайте так же:  Исаакиевский собор в морозный день айвазовский

По инициативе Мамацева и других горожан возникла идея учредить Свято-Троицкое Братство ставящее своей целью утверждение религиозно-нравственного просвещения, христианского благочестия и нравственности среди населения города. 12 июля 1886 года был утвержден устав нового Братства.

Проповеди Иасона проводились при громадном стечении народа. Он вел собрания под открытым небом каждый праздник, несмотря на холод и зной. Благодаря умению протоиерея привлечь к делу Братства внимание всех слоев населения, средства быстро увеличивались, и 8 сентября 1886 года была произведена закладка молитвенного дома во имя Святой Троицы. Закипела работа, и к началу ноября следующего года громадное, каменное здание было отстроено. 12 ноября 1887 года во Владикавказ прибыл проездом из Петербурга в Тифлис новый владыка Грузии архиепископ Палладий, впоследствии митрополит Петербургский, именно он 15 ноября освятил молитвенное здание Братства. Таков был результат воодушевления, энергии, энтузиазма протоиерея Иасона, сумевшего привлечь и расположить даже иноверцев, не остановившегося перед жертвами во имя благого религиозно-просветительского дела.

Вскоре, в сентябре 1888 года, Владикавказ посетил Государь Император с семьей, который будучи ревностным поборником православия не оставил без внимания новый храм. 20 сентября, вместе с семьей и свитой Государь побывал в Свято-Троицкой церкви, а затем пригласил протоиерея Мамацева на обед во дворец начальника Терской области. До начала трапезы протоиерей Иасон стал предметом особого внимания со стороны присутствовавшего здесь же армяно-григорианского архипастыря епископа Геворка, приехавшего из Астрахани во Владикавказ для встречи с императором: «Мне очень приятно познакомиться с Вами», — сказал епископ, приблизившись к Мамацеву. — О вас, о ваших трудах и о вашем внимании к нуждам верующих христиан я слышал очень много. Вы заслужили расположение не одних православных христиан. Имя ваше известно и между иноверцами далеко за пределами Терской области. Да поможет Вам Бог трудиться еще много-много лет».

На 1891 год в состав Владикавказского Свято-Троицкого братства входили: покровитель Братства экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский Палладий, блюститель епископ Владикавказский Петр, председатель Попечительства Братства, учредитель протоиерей Иасон Мамацев. Почетные члены: жена генерал-майора Мария Грессер, жена генерал-лейтенанта Екатерина Дуве, вдова генерал-лейтенанта Екатерина Смекалова, генерал-майор Николай Шепелев с женой Марией, жена статского советника Мария Щигровская. Действительные члены: Петр Андреев, Степан Белохвостов, Лаврентий Береславцев, Петр Бойчевский, Владимир Грозмани, Николай Друецкий, Василий Зипалов, священник Александр Исконицкий, Петр Коноплин, Павел Лилиев, Марк Лиханский, протоиерей Николай Масютин, Роман Марущенко, Владимир Просвирнин, Василий Попов, Гавриил Проценко, Матвей Саханский, Герасим Соловьев, Иван Ситов, Алексей Тимофеев, Иван Уланов, Виссарион Чернявский, Иван Щигровский, Александр Иванов, Михаил Сурмиевич. Приснопамятных членов – 96. Пожизненных – 140. Членов благотворителей: православных – 270, неправославных – 40.

Занимаясь делами Свято-Троицкого братства Мамацев не оставлял и педагогическую деятельность. Он был законоучителем Владикавказской Ольгинской женской гимназии и являлся делопроизводителем попечительного совета гимназии, преподавал Закон Божий и во Владикавказском реальном училище.

С 1 января 1895 года согласно новому уставу Свято-Троицкая церковь стала бесприходной. В 1895 году в специально выстроенном здании при Братстве была открыта церковно-приходская школа, а спустя год, рядом с церковью был сооружен приют для престарелых братчиков. К началу ХХ века Свято-Троицкое братство располагало богатейшей церковной библиотекой с бесплатной читальней. В 1913 году при церкви было открыто Общество трезвости «для борьбы с пьянством и сквернословием». Увы, к этому времени протоиерей Иасон Мамацев был уже тяжело болен и фактически отошел от всех дел. С 1892 по 1894 год настоятелем церкви являлся священник Алексей Богоявленский, затем Иоанн Полянский, в 1909 году его сменил протоиерей Иоанн Завитаев.

2 февраля 1914 года протоиерей Иасон Мамацев скончался, оставив после себя доброю память и церковь, считающуюся одной из самых красивых во Владикавказе.

В советское время Свято-Троицкая церковь была закрыта, а в 30-е годы и вовсе снесена. Спустя несколько лет на этом месте был построен жилой дом для сотрудников МВД (т. н. «Дом чекистов»).

Казалось бы, славное имя Иасона Мамацева навсегда кануло в Лету, но судьбе было угодно вернуть его из небытия. В далеком Южно-Сахалинске проживает правнучка Иасона Мамацева — Ольга Георгиевна Петру­левич. У Иасона Дмитриевича были две дочери, одна из них – Мария, вышла замуж за офицера Императорского Конвоя Николая Долгова. В 1913 году у них родился сын Георгий, восприемником которого была Государыня Императрица Александра Федоровна. Храбрый полковник Долгов, герой Первой мировой войны и участник Белого движения, скончался от тифа в конце 1918 года. Тяжелые испытания выпали на долю Марии и ее детей. Спустя годы, Ольга Георгиевна Петрулевич, по крупицам собрала сведения о своей родословной и добилась увековечивания памяти протоиерея Мамацева. Уже скоро, на доме, находящемся на месте Свято-Троицкой церкви будет установлена мемориальная доска с соответствующей надписью.

В середине XIX века солдатами 77-го пехотного Тенгинского полка недалеко от своих казарм была сооружена деревянная церковь во имя Святых Петра и Павла. В 1879 году она была заменена каменным храмом. Это был большой, красивый пятиглавый храм, единственный в своем роде во Владикавказе. Отличался он и наличием древней церковной утвари. Здесь хранились: серебрянно-вызолоченный Святой Крест с частицами дерева Креста Господня изготовленный в 1705 году, дарохранительница 1734 года, Святое Евангелие напечатанное в 1753 году, образ Святого Автонома из коллекции полководца А.В.Суворова.

С уходом Тенгинского полка из Владикавказа в 1894 году, церковь стала принадлежать 81-му пехотному Апшеронскому полку. В народе она была известна как – Апшеронская. Данный храм не принадлежал Владикавказской епархии, он относился к военному духовному ведомству.

При Петро-Павловской церкви было старинное кладбище, где были погребены сотни офицеров и рядовых, генералов и военных чиновников. Здесь нашли вечный покой герои Кавказской войны и участники войн с Турцией, погибшие в Манчжурии и на полях Первой мировой войны. На могильных плитах читалась история не только Владикавказа и Кавказа, но и России. В 1906 году здесь был погребен отставной полковник Парфентий Кулебякин, гласный владикавказской городской думы. Этот заслуженный офицер сопровождал Государя Императора Александра II в печальный день, 1 марта 1881 года, когда произошло Цареубийство. Сам Парфентий Кулебякин в момент покушения был серьезно ранен, и огорченный, что не смог защитить Царя ушел в отставку.

В начале 30-х годов Петро-Павловскую церковь постигла судьба большинства храмов Владикавказа. С начала ее закрыли, а затем разобрали на кирпичи «для сооружения жилья для рабочих». Постепенно стало разрушаться и кладбище. В 60-е годы кладбище окончательно снесли, а на месте церкви построили здание для Северно-Осетинского драматического театра.

19 февраля 1895 года на углу улиц Воздвиженской (ныне Августовских событий) и Подгорной (ныне Чкалова) была освящена церковь Вознесения Господа Иисуса Христа. Как описывалось в газете: «Церковь приняла празднич­ный вид: впереди массивно и рельефно выделялся иконостас, фонированный под дуб, с искусной русской резьбой и позолотой; в византийс­ком стиле написанная живопись производила благовейное впечатление. Несмотря на то, что был будничный день, народ прибывал к храму боль­шими толпами. В пять часов вечера зазвонили ко всенощной; вмести­тельный храм был полон молящимся народом, который был весь до пос­леднего человека елеопомазан Преосвященным Владыкою и архиманд­ритом Дмитрием, причем из остальных священнослужителей одни сто­яли по сторонам праздничной иконы, другие, по распоряжению влады­ки, раздавали народу листки и крестики. Два хора певчих — архиерейс­кий и местный любительский — довершали праздничное торжество».

Роскошный иконостас для храма заказал в Петербурге известный владикавказский благотворитель И.В. Филькович. При церкви действовала церковно-приходская школа. Приход Вознесенской церкви был один из самых больших в городе, ведь она одна приходилась на эту часть Владикавказа.

В 30-е годы церковь была разрушена, и на ее месте был построен пятиэтажный жилой дом.

В воскресение, 24 марта 1913 года на Владимирской слободке состоялось освящение временной церкви во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия и в молитвенную память 300-летия Царствования Дома Романовых. Храм освятил Преосвященный Питирим архиепископ Владикавказский и Моздокский.

Местные жители уже давно просили соорудить на их слободке церковь. Здесь проживало много владикавказцев, русских и осетин, а ближайшие храмы были относительно далеки.

Усилиями местных деятелей Н. и Е. Атаровых, П. Байматова, Ф. Скублинского, И. и Г. Хетагуровых, Е. Баллоева, А. Краснобрыжева и других были собраны необходимые средства и выстроен вместительный, просторный, деревянный храм. Начальник 21-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Венедикт Ясенский любезно предоставил новой церкви во временное пользование готовый походный иконостас и подвижным престолом и жертвенником.

На освящении Георгиевской церкви присутствовали: супруга Начальника Терской области Н. Флейшер, помощник Начальника Терской области генерал Н. Степанов, члены строительного комитета по постройке храма генералы Кусов, Хоранов, полковники Кулебякин, Гусов, Татаров, подпоручик А. Кайтов и др.

Настоятелем Георгиевской церкви был назначен священник Моисей Коцоев. 23 апреля 1913 года прихожане новой церкви впервые отметили свой храмовый праздник. Этим же летом началась постройка уже каменного храма. Для этого Владыка Питирим выделил 1500 рублей, по его же ходатайству Общество восстановления православия на Кавказе предоставило на постройку 3000 рублей. Владикавкаская городская Управа выделила 1000 рублей и бесплатно лес из городской лесной дачи и камня и песку и русла Терека. Спроектировал каменный храм епархиальный архитектор П.Е. Сергеев.

Георгиевская церковь находилась на месте нынешней средней школы № 26. В декабре 1929 года храм был закрыт на том основании что «верующие отказываются от дальнейшего пользования зданием». Здание церкви передали под клуб, а затем разрушили.

14 сентября 1890 года была освящена церковь во имя Святых Константина и Елены. В народе она была известна как «Харлампиевская» по имени строителя.

Строительство храма началось в 1879 году на деньги Xарлампия Муратандова. Газета «Терские ведомости» по этому поводу писала: «В понедельник 21 мая в горо­де Владикавказе праздновалось заложение греческого храма во имя Св. Кон­стантина и Елены, память которых греко-российская церковь чтит в этот день. Храм заложен на той стороне Терека, где уже давно заготовлялись ма­териалы для его постройки. Строитель храма г. Муратандов возводит его за свой счет, для чего им ассигнован весьма значительный капитал. Таким об­разом, еще одним храмом во Владикавказе будет больше. Хотя греки и не составляют у нас значительной части населения. После молебствия, совер­шенного Преосвященным Иосифом, на котором присутствовали высшие власти и именитейшие граждане, строителям дан был обед в клубе».

Строительство завершили лишь через десять лет. Храм находился на месте нынешней средней школы № 2. В начале XX века в ее ограде был погребен ее строитель Х.Муратандов.

В советское время храм постигла печальная участь. Вначале были сняты колокола «так как их звон мешал работе государственных учреждений и учебным заведениям». Это произошло в сентябре 1932 года. А в 1933 году Константино-Еленинская община была переведена к Ильинской часовне. В этом же году храм был снесен. На его месте была устроена спортивная площадка. В 1937 году здесь соорудили нынешнее здание для школы.

Успенья Богоpодицы церковь

3 июня 1902 года была торжественно освящена епископом Владикавказс­ким и Моздокским церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм был сооружен владикавказскими греками и более известен как – греческая церковь.

Она была сооружена старанияими потомственного почетного гражданина Панайиота Евстафиевича Марандова на собственные средства. Здание было кирпич­ное с одним приделом и колокольная в два яруса. Церковь находилась на улице Нальчикской.

Об этом радостном событии для греков епископ Владикавказский и Моздокский известил королеву Гре­ции телеграммой следующего содержания: «Заветное желание проживаю­щих во Владикавказе греков иметь для себя отдельный храм. в котором со­вершалось бы богослужение на их родном языке, осуществилось. Согласно моего ходатайства. Святейшим Синодом открыт для владикавказских гре­ков самостоятельный приход, и мною назначен священник из греков. Сегод­ня мною освящен для греческого населения приходский храм-школа в честь Успения Божией Матери, построенный на средства местного купца Панаиотия Марандова. В этот знаменательный день, вознесши усердныя молитвы о благоденствии государя императора, царствующего дома и Вашего Королев­ского Величества, от себя, строителя и греческого населения г. Владикавка­за считаю приятнейшим долгом довести до Вашего сведения об этом радос­тном событии в глубокой уверенности, что духовные нужды греков, где бы они ни были, всегда были и будут близки сердцу Вашего Величества».

Читайте так же:  Где собор варвары

Настоятелем нового храма был назначен священник Аристид Какулиди. Он служил настоятелем вплоть до своего ареста в декабре 1937 года. Прихожанами Успенской церкви были греки, всего около ста семей.

В 1927 году в склепе под колокольней был погребен строитель Успенской церкви П.Х. Марандов. Вскоре храм был закрыт и перенесен в другое помещение. В 1933 году колокольня была разрушена, а перед войной уничтожили и скреп.

Покровский женский монастырь

6 января 1894 года, епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский) освятил общинную церковь Владикавказского Покровского женского монастыря. С этого времени женский монастырь в нашем городе окончательно устроился.

Его история берет свое начало в 1891 году, когда по инициативе вдовы отставного рядового Евдокии Лозенко и вдовы мещанина Елизаветы Козиной, во Владикавказе появилась женская община. Для ее обустройства Городская упра­ва отвела небольшой (в масштабах монастыря) пустующий участок земли на окраине города, на котором в 1892 году была воздвигнута церковь Покрова Пресвятой Богородицы, перевезенная сестрами из станицы Тарской. Станичники, выстроив в Тарской новый храм, продали за 600 рублей старую деревянную церковь сестрам Покровской общины. Как и церковь, колокольня была деревянной. Достройка церкви и всего монастыря осуществлялась на добровольные пожертвования и за счет личного безвозмездного участия в строительстве. В материальном плане наибольший вклад внесли устроительницы Евдокия Лозенко и Елизавета Козина, а также отставной коллежский регистратор Александр Иванов.

Территория общины находилась между улицами Форштадтской (ныне О.Кошевого), Курской, Червленной (ныне Интернациональная) и Вокзального проспекта (ныне улица Маркова).

С первого же дня сооружения храма в его стенах стали совершаться богослужения. На антиминсе этой церкви было написано: «Иоанникием, епископом Владикавказским, священодействован анти­минс для священнодействия в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что во граде Владикавказе» и дата 28 сентября 1892 года.

В июне 1894 года, благодаря особому попечению о сестрах Покровской общины Владикавказского преосвященного, последовало синодальное утверждение общины. А в сентябре 1897 года община была преобразована в женский монастырь. К этому времени в общине было 57 монахинь.

1 октября 1894 года в первый храмовый праздник преосвященный Владимир постриг в монахини, под именем Евпраксия, устроительницу общины Евдокию Лозенко.

Первой настоятельницей монастыря стала, прибывшая в августе 1895 года, монахиня Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря Неонила. Неонила была родом из духовного звания, еще молодой девушкой семнадцати лет она поступила в Ставропольский монастырь, где провела свою жизнь до назначения во Владикавказ. Это была весьма образованная монахиня. Ее личную библиотеку составляли 179 книг, в числе которых были творения святителя Игнатия Ставропольского. При ма­тушке Неониле в обители устроены иконописная, швейная и рукодельная мастерские, небольшой свечной завод и просфорня, обеспечивавшие церкви города всем необходимым. В октябре 1897 года при монастыре открывается школа для 30 девочек-сирот. 6 февраля 1898 году матушка Неонила получила звание игуменьи.

5 декабря 1903 года игуменья Неонила скончалась в своей келье на 67 году подвижнической жизни. Погребение ее состоялось на территории монастыря.

Со временем монастырь все больше обстраивался и благоустраивался. У него появилась собственная небольшая больница на 10 мест. А в годы Первой мировой войны в монастыре был открыт лазарет на 20 раненых воинов.

С 12 мая 1905 года в Покровском храме монастыря в специальном ковчежце хранились небольшие частицы святых мощей святого апостола Петра, равноапостольной Марии Магдалины, святой мученицы Татианы, преподобного Игнатия, архимандрита Печерского и Евфросинии, игуменьи Полоцкой, привезенные игуменьей Агнией из Киева.

Так как старая деревянная церковь уже не удовлетворяла нужды монахинь, было решено соорудить еще один новый храм. 24 апреля 1907 года на территории Покровского монастыря преосвященным Гедеоном было совершено молебствие и закладка фундамента для нового монашеского храма — во имя Успения Пресвятой Богородицы. На закладке присутствовали Начальник Терской области генерал-лейтенант А.Колюбакин, младший помощник Начальника области генерал-майор И.Соловьев, генерал-майор Баженов с их семьями, некоторые лица из городских представителей и прихожане. Генералы Колюбакин и Соловьев первыми положили кирпичи в основание нового храма.

Здесь стоит отметить, что областные и городские власти неизменно благосклонно относились к Покровской общине. Особенно много внимания общине уделял городской голова Владикавказа с 1897 по 1908 годы Александр Федорович Фролков. В июле 1910 года, когда А.Ф.Фролков скончался, он был похо­ронен в ограде Покровского женского монастыря. Это было большое исключение, так как на территории монастыря не было обычного кладбища, как это нередко бывает при церквях. Здесь хоронили только монахинь, а остальных лиц лишь в особых случаях.

В трудные годы лихолетия настоятельницей Покровского монастыря стала игуменья Клавдия (Анна Макаровна Щербинина). В 1918 году монастырь был разорен большевиками. Во время разграбления монастыря игуменья Клавдия подверглась страшным пыткам. От нее требовали ключи от кладовых монастыря и от несуществующих сокровищ. Матушка Клавдия не выдавала ключей и была заживо сожжена палачами на медленном огне. По словам ее племянницы, игуменья Клавдия знала об ожидающем ее мученичестве от старицы Анастасии Владикавказской. После мученической кончины игуменьи Клавдии обитель возглавила матушка Ермиония.

В 1921 году распоряжением ЦИК Горской ССР Покровский женский монастырь был закрыт. Не желая покидать родную обитель, в мае 1921 года сестры образовали трудовую общину. В 1932 году с закрытием Покровской церкви сестры окончательно покинули стены обители. Некоторые их них уехали из Владикавказа, другие были репрессированы. Оставшиеся сестры проживали при городских церквях. Схимонахиня Апполинария умерла в 1956 году, инокиня Вера Морозова – в 1964 году. Последняя насельница Покровского монастыря схимонахиня Георгия скончалась 21 ноября 1982 года.

Мэр города Владикавказа Сергей Дзантиев посетил строящийся Свято-Георгиевский кафедральный собор

  • Архиепископ Зосима (на покое)
    • 29 апреля 2019 г. В Санкт-Петербурге состоялся пасхальный концерт духовной музыки вокального ансамбля «Артос»
    • 29 апреля 2019 г. В Екатеринбурге, в Культурно-спортивном комплексе «Олимп», состоялся праздничный концерт, посвященный дню святых Жен-мироносиц
    • 29 апреля 2019 г. Жительниц Хорошовского района Москвы поздравили с днем святых Жён-мироносиц
    • 29 апреля 2019 г. Польский исследователь-белорусист, доктор Ирена Матус презентовала свой труд «Упадок унии и возвращение к Православию в 30-е годы XIX века на Белосточчине»

    Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

    Последние телепередачи

    Прогноз погоды. 11 июля 2019

    11 июля 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

    11 июля. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое

    10 июля 2019 г. «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

    «Православный на всю голову!». О подготовке к исповеди

    10 июля 2019 г. Православный словарь

    Православный словарь. Духовная жизнь

    10 июля 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

    Мульткалендарь. 10 июля

    В чем помогает икона Святой Троицы?

    — Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

    Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

    — Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

    Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

    — Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

    Что такое Церковь?

    — Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

    © 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

    Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
    могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
    при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
    Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

    Решением Владикавказского горсовета № 249 от 30 августа 1991 года предоставлен в бессрочное пользование земельный участок во Владикавказе для строительства собора Святого великомученика Георгия Победоносца. Строительство собора на территории бывшего кладбища, расположенного между улицами Барбашова и Таутиева, начато 18 октября 1996 года.

    За основу архитектурно-планировочного решения взят кафедральный собор, существовавший во Владикавказе в начале XX века. Основные работы по возведению храма выполнены к 2003 году, работы по завершению строительства продолжаются в настоящее время.

    В октябре 2010 года, состоялось историческое событие — Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II передал в дар Свято-Георгиевскому собору частицу мощей святого покровителя храма — Георгия Победоносца.

    Адрес: 362003, РСО-А, г. Владикавказ, ул. Барбашова, 38.

    Строительство часовни пророка Илии на Мещанском кладбище началось в 1888 году и длилось семь лет. Часовня была приписана к Константино-Еленинскому храму (иконостас этого храма и поныне находится в Ильинской церкви). Руководил строительством настоятель Константино-Еленинской церкви отец Василий Жуков.

    В июле 1895 года городской инженер Федор Ковалев объявил о завершении строительства часовни и 11 августа епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Синьковский) благословил совершить освящение.

    После закрытия большинства церквей во Владикавказе часовня осталась единственным приходом для православных верующих. На основании решения Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР 25.09.48 г. было выдано разрешение произвести перестройку часовни в настоящий храм. Реставрация была осуществлена трудами протоиерея Григория Гончарова. Имеет один придел в честь Святителя Николая Чудотворца.

    Адрес: 362008, Республика Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ, ул. Дзержинского, 70.

    Церковь основана в 1812 году Осетинской духовной консисторией и более 50 лет её прихожанами были все православные жители Владикавказской крепости. В 1823 году вместо деревянного строения церкви было построено новое каменное. 24 марта 1824 года здание церкви было освящено. Церковь является единственным сохранившемся зданием из располагавшихся на территории крепости.

    В 1931 году храм был закрыт и передан горисполкому. С 1940 по 1993 является литературным музеем им. К. Л. Хетагурова.

    Когда в 1993 году церковь передали верующим, началась масштабная реставрация. Ныне храм действует, регулярно совершаются богослужения на церковно-славянском и осетинском языках. Чтимая святыня храма — Икона Божьей Матери «Моздокская». Церковь активно развивается трудами настоятеля протоиерея Константина Джиоева и клириков.

    В некрополе вокруг церкви могилы выдающихся жителей Владикавказа и Северной Осетии, в том числе осетинского поэта Коста Хетагурова, градоначальника Владикавказа Гаппо Баева, лингвиста Васо Абаева, народного артиста СССР Владимира Тхапсаева, поэта Ивана Джанаева и других.

    В конце 2019 года, в храме, в первые за последние 100 лет секретарём Владикавказской епархии, иереем Саввой Гаглоевым в сослужении осетиноязычных священников, было совершенна божественная литургия полностью на осетинском языке. Планируется, что и архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима совершит архиерейскую литургию на осетинском языке.

    Адрес: 362007, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Войкова, 22.

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы основан в 1947 г. на пожертвования жителей Владикавказа Георгия и Наталии Шиолашвили – родителей Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

    В 2000 – 2004 гг. по благословлению Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона произведена реконструкция храма протоиереем Владимиром Михайловым.

    Автор проекта – В.Д.Червин.

    Выстроен пятиглавый однопрестольный храм — базилика, над которой установлен восьмерик, несущий центральную главу, маленькие главки установлены на углах базилики. Звонница — на прилегающем церковном здании.

    Читайте так же:  Смольный собор на карта спб

    Адрес: 362002, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Августовских событий,83.

    Телефон: 8 (8672) 76-26-30.

    Церковь святой равноапостольной Нины при грузинской школе была освящена 1 ноября 1898 года. Она располагалась на одной из старейших улиц Владикавказа — Стрелковой (ныне ул. Церетели 12).

    Первая попытка закрыть церковь была предпринята в августе 1928 года. Городской совет постановил изъять у грузинской общины помещение церкви святой Нины, а чуть позже потребовал очистить здание храма от церковной утвари. Православная грузинская община попыталась обжаловать это решение, но безрезультатно. Ответ был однозначным: церковь закрыть; однако реальных шагов со стороны власти не последовало, и храм продолжал действовать еще пять лет. Только в октябре 1933 года здание церкви было передано под библиотеку артиллерийского полка, а с 1935 года стало использоваться как одно из помещений грузинской школы.

    В 1933 году, накануне закрытия, в этом храме был крещен будущий Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.

    13 марта 2011 года, при собрании большого количества молящихся, в храме было совершено первое в новейшей истории богослужение.

    Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Церетели, 12

    Этноконфессиональная пестрота стала отличительным признаком Владикавказа задолго до обретения им статуса города. В 1852 году численность населения в крепости достигала 3653 человек, из которых 3199 представляли православную общину, 154 – католическую, 171 –мусульманскую, 96 – армяно-григорианскую, 27 – лютеранскую. К этому времени в городе Владикавказе со дня его основания было построено много зданий различных религиозных культов: 9 православных церквей, армянская церковь, польский костел, немецкая кирха, еврейская синагога, лютеранская церковь, 2 мусульманские мечети, 8 домовых церквей (при средних учебных заведениях) и т.д.
    Из всего этого количества до нас дошли: две православные церкви (Рождества Пресвятой Богородицы и Ильинская), а также армянская церковь, немецкая кирха, суннитская и шиитская мечети – всего 6 культовых зданий.

    Исторические сведения о возникновении церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинской) весьма скудны.
    В Терском календаре и Страховых ведомостях упоминается о строительстве маленькой деревянной церкви на холме, возвышающемся над всем Владикавказом.
    В 1813 году на территории осетинского селения Дзауджикау (находившегося в небольшом отдалении от крепости Владикавказ, возведенной в 1784 году) на самом возвышенном месте освящается площадка, отведенная под строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
    В 1814 году там возводится деревянная церковь, которая становится одним из первых православных храмов будущего Владикавказа.
    В 1861 г. на месте обветшалой деревянной возводится кирпичная церковь, а с южной и западной сторон холма устраиваются подпорные стенки. Владикавказский священник Сухиев обращается к начальнику Терской области Лорис-Меликову с докладом о том, что разрешенная в 1886 году постройка каменной звонницы при Осетинской церкви окончена, и просит освидетельствовать прочность возведенной постройки и передать ее в ведение священника.
    Впоследствии к основному объему церкви с севера и с юга были пристроены два притвора, а церковь и звонницу соединила деревянная галерея, замененная позже кирпичной трапезной.
    Перестройки церкви осуществлялись при деятельном участии начальника Владикавказского военного округа барона Вревского и на средства князя Святополк-Мирского.
    В начале 1930-х годов верхнюю часть основного объема церкви (центральную главу на восьмигранном барабане) разобрали; вероятно, в тот же период были разобраны малые главки и купол звонницы.
    В 1939 г. церковь закрыли, а помещение ее передали краеведческому музею.
    По своей композиции Осетинская церковь относится к типу трапезных церквей, где главный объем объединен с трапезной и звонницей. Она имеет крестообразный вытянутый план, определяемый расположением архитектурных масс по явно выраженной продольной оси «восток–запад».
    Церковь возведена из кирпича размером 25x13x6,5 см, на бутовом фундаменте. Ее общая длина (включая звонницу) – 28,1 м, а наибольшая ширина (за счет притворов) – 19,86 м. Основное ядро храма образует прямоугольный на плане объем молитвенного зала, завершенный лучковой главой на восьмигранном барабане (на период до начала производства реставрационных работ барабан и глава утрачены).
    С восточной стороны к залу примыкает граненая апсида с алтарем, а с северной и южной сторон симметрично поставлены притворы с дверными проемами полуциркульной формы.
    К несколько удлиненному западному рукаву (трапезная), придающему на плане здания форму греческого креста, примыкает 3-ярусная звонница в виде четверика и двух восьмериков, завершенная восьмигранным шатровым куполом. На период до начала производства реставрационных работ шатровое завершение утрачено и, вместо него, устроена деревянная смотровая площадка с застекленной надстройкой.
    Декоративное убранство памятника сосредоточено в его верхних частях, что типично для небольших приходских храмов второй половины XIX века. Оно состоит из разнообразных филенок, поребрика, зубчиков, профилированных тяг и карниза, «бровок» над окнами и полуциркульных арок, обрамляющих скромно обработанные оконные проемы. Аналогичными приемами прорезаны стены остальных частей здания. «Бровки» над окнами трапезной дополнены декоративными элементами, имитирующими замковые камни.
    В ограде Осетинской церкви обрели последний приют многие деятели осетинской культуры. Здесь покоятся выдающийся ученый Васо абаев и поэт, просветитель Коста Хетагуров. Первые захоронения в ограде храма относятся к началу прошлого века.
    При церкви Рождества Пресвятой Богородицы протоиреем Аксо Корлиевым в начале 1860-х годов было основано 3-классное женское училище.
    В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковноприходская школа. На еке месте ныне расположилась средняя школа № 13.

    В 1863 году, когда Владикавказ стал центром Терской области, сюда начался большой приток людей из центральных и западных областей России, а также из зарубежных стран -Германии, Италии.
    Множество прибывающих в молодой город оказались людьми лютеранского вероисповедания. В последнем десятилетии XIX века число лютеран во Владикавказе настолько возросло, что решено было построить лютеранскую кирху Имелось в виду, что кирха будет также обслуживать исповедующих лютеранскую веру жителей немецкой колонии, расположенной в пяти километрах от города. В соответствии с этим решением, в конце XIX века на углу улиц Моздокской и Гимназической (ныне ул. Толстого и ул. Миллера), была построена лютеранская кирха.
    Здание кирхи выстроено в духе поздней церковной готики и является единственным зданием подобной архитектуры на Юге России. Размеры здания на плане 50×15 метров, материал стен и цоколя — красный кирпич, крыша крыта кровельной сталью. Высота здания со шпилем — 30 метров. Портал здания представляет собой готическую арку, опирающуюся на две колонны, увенчанные капителями.
    В настоящее время здание кирхи приспособлено под филармонию. В процессе приспособления здания кирхи под новое назначение внешний вид здания несколько пострадал, значительные перемены произошли и в интерьере. Следует, однако, заметить, что пристройка к зданию в виде тамбура может быть без особого ущерба для филармонии удалена, и фасад здания по улице Миллера может быть восстановлен.

    Здание Армянской церкви построено в конце 60-х – начале 70-х годов XIX столетия и представляет собой ценный памятник архитектуры.
    Церковь была построена в связи с большим наплывом переселенцев из Армении и частично из Турции.
    Первое упоминание о желании армян иметь во Владикавказе собственную церковь, судя по документам, относится еще к 1839 году. Уже тогда поднимался вопрос о строительстве храма. А в 1843 году здесь была освящена деревянная церковь. Храм получил название Сурб Григор Лусаворич (в честь Святого Григория Просветителя). В 1862 году в Астраханской армянской епархиальной консистории поднимался вопрос о строительстве во Владикавказе каменной церкви Сурб Григор Лусаворич. Уже в 1864 году архитектор Симонсон приступает к сооружению здания церкви. Строилась она на том же самом месте, где ранее стоял деревянный храм. Архитектура церкви выдержана в духе армянской церковной архитектуры XVII — XVIII веков. Храм расписан итальянскими художниками. Особый интерес представляет архитектурная конструкция колокольни. Ее шатровая крыша покоится на стрельчатых арках, опирающихся на круглые колонны, выполненные из кирпича. Для сейсмического района, каким является наш город, конструкция чрезвычайно смелая.
    На главном фасаде здания, выходящем на ул.Ч.Баева (бывшую Купеческую), имеются три входные двери, из которых средняя — главная -более широкая.
    Интересно был решен главный вход в церковь со стороны ул. Ч. Баева — в виде крестовой арки на двух колоннах, каждая из которых сделана из четырех совмещенных кирпичных, круглого сечения колонн, отстоящих от линии фасада на три метра.
    В начале 1930-х гг. здание храма с трудом удалось спасти от сноса. В настоящее время это действующая церковь.

    Суннитская мечеть была построена в 1902–1906 годах на средства бакинского миллионера Мухтарова в дар мусульманам города, уроженкой которого была его жена, дочь генерала Туганова – Лиза.
    Автором проекта мечети был архитектор Иосиф Гаспарович Плошко, для которого это было первое здание подобного назначения, а поэтому задача найти нужный образ проектируемого здания была весьма сложной. Прообразом фрагментов будущей мечети могли послужить каирские мечети Каир-Бея и Хаир-Бека.
    Аналогов такой постройки на территории России не было. Использовался кирпич, отдельные участки выполнены из естественного тесаного камня. Цоколь здания выполнен из плотного естественного камня, а кровля купола и минаретов — из листовой меди. Высота минаретов — 33 метра, высота центрального купола от пола мечети 16,5м. В советские времена к вершине купола был подвешен маятник Фуко, наглядно демонстрирующий вращение земли вокруг своей оси.
    Вход в мечеть подчеркнут живописной стрельчатой аркой, богато орнаментированной. Два минарета симметрично расположены по двум сторонам входа. На минаретах в двух ярусах имеются балкончики. Как купол, так и минареты завершены золочеными штоками с полумесяцами. Минареты совершенны по своей пропорции и изысканности декоративной обработки.
    Незабываемое впечатление производит интерьер мечети и внешняя роспись здания (художник – Ф. Долежаль). Всюду по стенам расположены изречения из Корана — золочеными буквами, арабской вязью. В декоре удачно сочетаются геометрический орнамент и растительный декор. С большим мастерством и художественным вкусом устроена кафедра для муллы – минбар. Над выходом из мечети расположен балкон для молящихся. Ранее на площадке перед мечетью находилось медресе, а позже была построена летняя киноплощадка.
    Мечеть неоднократно реставрировалась. Последняя реставрация (1966 — 1969 гг.) происходила под руководством ленинградского художника А.Н. Ступина. В реставрации принимали участие и местные умельцы. Долгое время здание являлось филиалом Республиканского музея краеведения.

    Из большого количества православных церквей, построенных в разное время до революции 1917 года во Владикавказе, до наших дней сохранилась самая маленькая из всех существовавших в городе.
    Однако, несмотря на свои маленькие размеры, Ильинская церковь с архитектурной точки зрения представляет особый интерес. Церковь была выстроена в духе традиционной русской церковной архитектуры. Дата возведения здания Ильинской церкви относится к последнему десятилетию XIX века. Так как приход Ильинской церкви был невелик, то она была приписана к ранее построенной Константино-Еленинской (греческой) церкви, постройки 1890 года.
    Со временем здание церкви реконструировалось, увеличилось в объеме и утратило первоначальный облик. Во все годы своего существования церковь использовалась по своему прямому назначению — она является действующей, и как единственную из православных церквей, сохранившуюся до наших дней, ее следует рассматривать как памятник архитектуры Осетии.

    Здание шиитской мечети было построено в начале семидесятых годов XIX столетия, в связи с прибытием во Владикавказ в поисках заработка большого числа переселенцев из Персии, множество из которых были торговцами.
    И все эти люди исповедовали религию шиитов (ответвление ислама).
    По их просьбе в конце ул. Московской (ныне ул. Кирова), на берегу Терека, было сооружено здание мечети (ныне здание Планетария). Архитектор неизвестен.
    Если задуматься, в каком стиле построено здание мечети, то правильнее всего будет отнести его к восточно-мусульманскому стилю — это условное наименование общего регионального направления искусства многих стран Ближнего и Среднего Востока. Сближение культур было вызвано общностью феодального мировоззрения и исповедания религии ислама.
    В настоящее время с вершины купола убран шток с полумесяцем.