Меню Закрыть

Преображенский собор в ярославле

СОБОР
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
в Ярославле

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ собор — главный храм бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, выдающийся памятник архитектуры и живописи XVI века.

Строился собор в 1506—1516 году по указу великого московского князя Василия III. Строительные мастера были присланы из Москвы, возможно руководство итальянского зодчего, из числа тех, кто возводил соборы Московского Кремля. Спасо-Преображенский собор стоит на фундаментах и почти полностью повторяет размеры предшествующего ему собора XIII века, рухнувшего во время пожара 1501 года. Сегодня это самый древний ярославский храм и самое старое каменное здание в городе.

Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четерехстолпный крестово-куполный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями — открытыми двухъярусными с запада и юга ( последняя перестроена), с севера — закрытая двухъярусная, пристроена в XVII веке. Главы собора шлемовидные, первоначально были покрыты « белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренесансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI века.

На протяжении своего существования Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался, в результате чего его облик изменился до неузнаваемости. Наиболее значительные переделки были в 1709—1727, 1768?1780, 1811?1812, 1814, 1817 гг. Архитектурная реставрация проводилась с 1919 года в несколько этапов, самый главный и завершающий проходил в 1957—1961 годах под руководством архитектора . В результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен.

Интерьер Спасо-Преображенского собора расписан в 1563—1564 годах московскими и ярославскими мастерами. Об этом свидетельствует летопись, расположенная в двух круглых клеймах на внутренних гранях западных столпов: «…подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы дети». Братья Афанасий и Дементий Сидоровы — первые ярославские художники, имена которых известны. На сегодняшний день это единственный в России сохранившийся памятник монументальной живописи грозненского времени, имеющий точную дату росписи и имена мастеров.

Система росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Живопись обладает высокими художественными достоинствами, характеризуется монументальностью и духовностью. Особенно интересны композиции: Преображение, Сорок мучеников Севастийских, Покров Богородицы, Семь Вселенских соборов и др. Уникальным является изображение Саваофа в конхе дьяконника — едва ли не первое в русской монументальной живописи самостоятельное изображение Бога-Отца.

Живопись Спасо-Преображенского собора неоднократно поновлялась, а в 1780—1781 годах была впервые полностью записана. В 1814 году ее прописали масляными красками, последствия этих поновлений были особенно значительны на западной стене, где пострадала композиция Страшного суда. Несколько фресок погибли при перестройках полностью, часть композиций утрачена частично. Реставрация монументальной живописи шла на протяжении почти всего XX века. В разное время здесь работали , , , . Основной и завершающий этап реставрации относится к 1984?1996 годам.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Нил (Исаакович Н.Ф.). Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением Жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев, и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы. — Ярославль: 1862. 96 с.; 2-е изд. — Ярославль: 1869.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. — М.: 1881; 2-е изд. — Ярославль: 1913.

Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.

Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960.

Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. – Л.: Аврора, 1973;

Добровольская Э., Гнедовский Б. Ярославль. Тутаев. – М.: Искусство, 1981.

Брюсова В.Г. Фрески Ярославля. – М.: Искусство, 1983.

Масленицын С.И. Ярославская иконопись. – М.: Искусство, 1983.

Ярославль. Памятники архитектуры и искусства / Сост. В.П. Выголов. – М., 1985;

Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.

Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле. – М.: «Северный паломник», 2002.

Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005; 2-е изд. – 2008.

История губернского города Ярославля / сост. А.М. Рутман. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2006.

Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. – Ярославль, 2007.

Летопись Ярославля. 1010 – 2010 / авт. текста В.М. Марасанова; научн. ред. Ю.Ю. Иерусалимский. – СПб.: Морской Петербург, 2007.

Одно из наиболее привлекательных туристических мест Ярославля — это древнейшая территория Спасо-Преображенского монастыря, которая на данный момент находится в ведении Ярославского музея-заповедника. А самой старейшей его, но и общегородской достопримечательностью по праву считается Собор Преображения Господня или как его чаще называет — Спасо-Преображенский собор, сооруженный на монастырской территории в 13 веке в качестве главного обительского храма.

Однако, тот храм, которым сегодня могут любоваться многочисленные туристы является сооружением более позднего периода — 16 века, но находится он на фундаментной основе своего предшественника.

Спасо-Преображенский собор — фото

Сегодня Спасский собор относится к уникальнейшим архитектурным и фресковым памятникам средневековой храмовой русской культуры и охраняется государством.

Первый главный монастырский храм появился в Спасской обители, как уже упоминалось, в начале 13 века, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Спасский собор, сооруженный к 1224 году, стал вторым каменным храмовым городским строением после Успенского собора в Рубленом городе. Сам Константин Всеволодович не дожил до окончания данного храмового строительства, и завершалась эта работа при его сыне Всеволоде, который стал первым князем ярославского удельного княжества.

Ростовский князь Константин Всеволодович

Этот собор как главный храм основной монастырской обители города был очень значим как политический и идеологический объект, посещаемый сильными мира сего.

Но в начале 16 века на территории монастыря произошел крупный пожар, в результате которого Спасский собор сильно пострадал и частично обрушился. Поэтому восстанавливать его не стали, а на основании изданного московским князем Василием Третьим указа в 1506 году началось строение нового Спасского собора.

Для сооружения нового храма были присланы московские мастера, среди которых, вероятно, находились и итальянские зодчие. Образцом монастырской постройки являлись храмы московского Кремля и, прежде всего, его Благовещенский собор. В качестве фундамента было решено использовать фундамент предшественника, поэтому новый храм повторил форму и размеры погибшего. Строительство собора шло 10 лет и завершилось к 1516 году.

Строительство Спасского храма. Миниатюра 16 века

В течении своего многовекового существования храм неоднократно перестраивался, видоизменялся и в конце концов полностью утратил свой первоначальный облик. Особо сильные видоизменения происходили в 18 и в первой половине 19 столетий.

Реставрационные работы над восстановлением древнего храмового облика начались в 1919 году и шли поэтапно до 60-х гг. 20 столетия.

Архитектурные особенности храма

Согласно традиции храмового строительства 16 века Спасо-Преображенский собор является четырехстолпным крестово-купольным сооружением, воздвигнутом на мощном подклете. Этот подклет долгое время служил местом захоронения княжеских правителей Ярославля. По трем сторонам основного четверика шла частично открытая, частично закрытая двухъярусная галерея.

Открытая западная галерея

Общий декор закомарных фасадов был решен в простом, строгом и, в то же время, изящном виде, что соответствовало архитектурному стилю древнерусского периода. Поражает профессиональный уровень мастеров, создавших удивительно ровную кирпичную кладку и гармоничную соразмерность отдельных частей и общекомпозиционных пропорций.

Особо выразителен и строг соборный фасад с восточной его части с тремя высокими апсидами и узкими бойницами.

Восточный фасад

Западный фасад построен в более сложном варианте. У него на первый план выходит выразительная и монументальная открытая аркада двухэтажной галереи, которая в 17 веке имела роскошное крыльцо. Таким же был ранее и северный фасад храма, но его арочные проемы со временем были заложены кирпичом, и эта галерея стала закрытой.

Закрытая северная и часть открытой западной галереи

С южной стороны храм имеет общую стену с Церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 19 веке взамен Храма входа Господня в Иерусалим.

Кровля собора как у всех ярославских храмов первоначально имела позакомарное покрытие, а венчался храм тремя шлемовидными куполами, первоначально покрытыми белым железом. Купола покоятся на удлиненных световых барабанах, чьи основания украшают замкнутые цепи небольших кокошников, ближе к куполам расположен аркатурно-колончатый декор.

Трехглавье Спасо-Преображенского собора

Внутреннее оформление храма

Стены Спасского собора расписали почти через полвека после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный период Ивана Грозного. В сохранившейся храмолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.

Информационный текст храмолетописи

Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитом Макарием.

Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения, Покрова Богородицы, сюжеты о Сорока мучениках Севастийских и Семи Вселенских соборах, выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображений Саваофа. Очень живописен и крылатый Иоанн Предтечи.

Изображение Крылатого Иоанна Предтеча

Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов.

Читайте так же:  Могилы князей в софийском соборе

Росписи центрального купола

Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.

Фрагмент росписи храмовых столпов

Преображению Господня посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинами Страшного суда, в то время как стены северной и южной сторон состоят из четырех ярусов, нижний из которых является орнаментальным.

Стеновая роспись Спасо-Преображенского храма

Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.

Сюжетная композиция фресковой росписи

Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, очень крупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов.

Крупномасштабный образ Саваофа

При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.

Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своем многолюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.

Мелкомасштабная роспись

В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.

Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.

К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкий образ Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время — практически в течение всего 20 столетия.

Одна из уникальных фресок Спасского собора

Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее времяс мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаются с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды. Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.

Спасо-Преображенский монастырь – культурно-исторический центр Ярославля

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Богоявленская площадь
Дата основания: конец XII века
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Ярославских Чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, церковь Воскресения Христова (крестовая), Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери, часовня Трифона, епископа Ростовского
Координаты: 57°37’18.3″N 39°53’20.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В XII веке возле переправы через р. Коротосль основали православную обитель, которая стала крепостью, защищавшей Ярославль с западной стороны. Несколько столетий она играла в жизни города роль религиозного, экономического и даже политического центра. Сейчас в монастыре находится древнейший ярославский храм – Спасо-Преображенский собор, где сохранились настенные росписи, сделанные еще во времена Иоанна Грозного.

Вид монастыря с высоты птичьего полёта

История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века

Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.

Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту — в Ростов.

Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница

Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг. В честь важного события — создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор.

Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.

Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор

Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор — сын Иоанна IV.

Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.

После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

История Спасо-Преображенского монастыря в XVIII-XX веках

В середине XVIII века, по решению ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), в монастыре начались занятия в духовной славяно-латинской семинарии — одной из первых российских семинарий. Спустя три десятка лет в ней обучалось около трех сотен студентов. В монастыре эта семинария размещалась вплоть до 1875 года.

В 1787 году, согласно решению российской императрицы Екатерины II, кафедра ростовского митрополита переехала в Ярославль, и монастырь преобразовали в архиерейский дом. Спустя несколько лет, в 90-е годы XVIII века, среди большой библиотеки, где хранилось очень много старинных книг и рукописей, А. И. Мусин-Пушкин сделал выдающееся в истории русской литературы открытие. В Трепезной палате монастыря, среди древних манускриптов им была обнаружена уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», датированная XII веком. Это историческая находка и в особенности публикация текста «Слова…» принесли российскому историографу и коллекционеру известность во всем мире.

В XIX веке на территории бывшего монастыря появилось несколько новых каменных построек – корпус для семинаристов, Смоленская часовня и храм, посвященный Ярославским Чудотворцам. Кроме того, в это время произошла реставрация Святых ворот и монастырских стен.

Церковь Воскресения Христова (крестовая)

В годы советской власти в монастырских строениях размещались различные учреждения и ведомства – военкомат, тюрьма, керосиновая лавка и учебные заведения. В XX веке дважды проводили реставрацию этого архитектурного комплекса. В 1918 году стены и храмы пострадали в результате белогвардейского восстания в Ярославле. Последствия разрушений ликвидировали в течение пяти лет – до 1923 года. Вторая реставрация прошла в монастыре в 1957-1958 годах. После нее территория бывшей обители была отдана городскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который размещается здесь и поныне.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Преображенского монастыря

Главным архитектурным памятником обители по праву считается Спасо-Преображенский собор. Самый первый собор из камня был возведен в мужской обители еще в 1216-1224 годах. Этим строительством ярославцы отметили образование своего княжества. Однако, в самом начале XVI века произошел большой пожар, храм был сильно поврежден, и его пришлось возводить заново. Красивый храм, похожий на главные соборы Кремля в Москве, освятили в 1516 году. Считается, что этим строением были заложены основы традиций ярославской архитектурной школы.

Спустя полвека собор расписали фресками. К счастью, они частично сохранились и сегодня являются древнейшими фресками Ярославля. Настенная живопись со времен Иоанна Грозного сохранилась всего только в двух храмах России. Кроме Ярославля, подобные фрески можно увидеть в Богородицко-Успенском монастыре, который находится в городе Свияжск в Татарстане. В Спасо-Преображенском соборе чудом сохранилось также 16 икон, написанных для храмового иконостаса московскими и ярославскими изографами.

Архитектурный облик собора за несколько веков сильно изменился. Первоначальный вид имеет только восточная (алтарная) часть фасада с характерными полукруглыми абсидами. Трехглавый храм увенчан низкими шлемовидными куполами.

В 60-е годы XVI века на монастырской стене возвели первую сделанную из камня башню — красивые Святые ворота. В это же время деревянные стены заменили на каменные и построили Трапезную палату и храм Рождества Христова (или Крестовую церковь). Позже, в начале XIX века, этот храм переосвятили в Воскресенский.

За годы, когда монастырь отстраивался и восстанавливался после польско-литовской интервенции, было возведено несколько каменных башен, из которых Угличскую и Богородицкую мы можем увидеть и сегодня. Две другие башни – Михайловскую и Богоявленскую построили в обители в самом начале XIX века.

Читайте так же:  Ноттингемский собор

В конце XVII века в монастыре возвели Келейный корпус. Сейчас в этом двухэтажном здании размещены музейные коллекции, в которых можно увидеть драгоценные царские вклады и сокровища из православных храмов Ярославской области.

Бок о бок со Спасо-Преображенским собором стоит храм Ярославских Чудотворцев, построенный в 30-е годы XIX века. Он узнаваем издалека по портику с белыми колонами. Церковь эту заложили на фундаменте более древнего храма — Входоиерусалимской церкви, которая существовала здесь с начала XVII века.

Звонница – самое высокое здание на монастырской территории. Эту колокольню построили в XVI в. и дополнительно надстроили в XIX в. С ее высокой смотровой площадки открываются чудесные вида на устье Коротосли, Волгу и сам город.

Несколько лет назад на территории монастыря установили памятную стелу «Клятва князя Пожарского», декоративные ульи для пчел, сделанные в виде архитектурных памятников – храма, терема и деревянной избы, а также памятник «Копейке 1612 года».

Современное состояние и режим посещения Спасо-Преображенского монастыря

Сегодня в стенах древнего монастыря расположены основные коллекции Ярославского музея-заповедника. В этом культурном центре города экспонируются ярославские иконы, написанные с XVI по XIX век, а также уникальные художественные изделия из драгоценных металлов. В музее существуют также экспозиции, рассказывающее о природе Ярославского края, о «Слове о полку Игореве» и истории монастыря. А для групп взрослых посетителей и старшеклассников проходит несколько интерактивных программ и мастер-классы на офортном станке. Вход на территорию и посещение музейных экспозиций – платные.

Угличская башня, вид с территории монастыря

С октября по апрель территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 18.00 (кассы закрываются на полчаса раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.30 (кассы закрываются на час раньше). С мая по сентябрь территория открыта ежедневно с 8.00 до 20.00 (кассы закрываются на час раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.45 (кассы работают до 17.00). Выходной день – понедельник.

В Спасо-Преображенский собор можно попасть в теплое время года — с мая по сентябрь с 10.00 до 18.00. Его закрывают по средам и по рекомендации реставраторов — в дождливые дни.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

Монастырь расположен по адресу: Богоявленская площадь, 25, в Кировском районе города, рядом с Московским мостом через Коротосль, неподалеку от ее устья.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Территория монастыря расположена справа, сразу за автомобильным мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Спасо-Преображенского монастыря составляет 2,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.

Спасо-Преображенский собор

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в 1507-151г гг. возвели новое храмовое здание. Ход строительных работ значительно ускорило покровительство московского князя Василия Третьего, направившего в Ярославаль своих зодчих с тем, чтобы за образец при создании вновь возводимых построек ими была взята храмовая архитектура столичного Кремля. Ныне Спасо-Преображенский храм — старейший в Ярославле памятник православного зодчества, сохранившийся в первозданном виде.

В инженерном отношении собор является зданием четырехстолпного типа, возведенным на высоком подклете с четырьмя прямоугольными кирпичными столпами-опорами. Постройка увенчана тремя главами, которые представляют собой удлиненные световые барабаны с воздетыми на их верхние оконечности шлемовидными золочеными куполами. Основание каждого из барабанов окружено замкнутой цепью кокошников, имеющих относительно небольшие размерные параметры. Несколько выше кокошников главы по всей их окружности опоясаны аркатурно-колончатым декором. Наружные участки стен храмовых фасадов вершат сводчатые закомары без каких-либо декоративных изысков.

С северной и западной сторон собор окружен галереями. Наглядными свидетельствами высшей степени профессионализма зодчих можно считать совершенную кирпичную кладку, а также гармонию размерных параметров каждой из отдельных частей в общекомпозиционном контексте, в значительной мере обусловленную тем, что в ходе всех этапов строительного процесса была использована одна и та же мера длины – так называемая «маховая сажень».

Восточные фасады собора отличаются аскетической строгостью очертаний, что делает их целостность наиболее выразительной. Три высоких апсиды оснащены узкими оконными проемами в виде бойниц. В целом же внешний вид ансамбля способствует созданию образа классического храма в древнерусском стиле, отличающегося простотой и изяществом пропорций.

Контуры западного фасада имеют более сложную геометрию. Здесь на переднем плане в перспективе выдвинуто уже не трехглавие, а имеющая открытую аркаду двухэтажная галерея, визуально обогащающая фасад за счет глубокой игры светотеней и придающая ему пространственную выразительность. В семнадцатом веке вход на галерею осуществлялся по роскошному обширному крыльцу.

Открытой была поначалу и северная галерея с широкими проемами арок, которые позднее заложили кирпичом и заштукатурили.

Настенные и потолочные фрески в интерьерах собора были созданы в 60-е годы XVI в. знаменитыми мастерами церковной живописи из Москвы в лице Лариона Лонтьева, а также братьев Никитиных – Третьяка и Феодора. В создании росписей на равных правах с москвичами принимали участие и ярославские живописцы – Афанасий и Дементий Исидоровы.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском .

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей.

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался .

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр.

Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п.

Мы в социальных сетях:

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский монастырь расположился в самом центре исторической части Ярославля, у слияния рек Волга и Которосль. Основанный более восьми веков назад, он является одним из самых древних культовых сооружений города и свидетелем бурных и драматических событий, произошедших на этой поволжской земле.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Преображенский монастырь

Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.

Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.

Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю со второй половины XII века. Он был заложен за пределами городского посада и стал частью системы фортификационных сооружений, защищая город с юго-запада. Согласно преданию, монастырь возвели на земле, где находилось Велесово капище – место поклонения местных жителей языческим богам.

В начале XIII века, при первом ярославском князе Всеволоде Константиновиче на территории монастыря был построен Спасо-Преображенский собор, миниатюрная Входоиерусалимская церковь. Здесь начала формироваться библиотека, велась работа по переписке книг. Однако первые деревянные и каменные монастырские постройки были уничтожены во время монголо-татарского нашествия, впоследствии сооружения стирали с лица земли бессчетные пожары. До наших дней сохранились каменные строения, относящиеся к XVI-XVII вв., когда монастырь являлся одной из самых значительных крепостей Поволжья и крупнейшим церковным феодалом-вотчинником: святая обитель постоянно прирастала новыми землями, которые даровали ей царственные особы, отписывали в завещаниях богобоязненные богачи.

Спасо-Преображенский монастырь был свидетелем бурных событий начала XVII века – лихолетья гражданской войны и польско-шведской интервенции. В 1609 году монастырские стены выдержали 24-дневную осаду сподвижников «тушинского вора» Лжедмитрия II, не позволив неприятелю пробиться на свою территорию. В 1612 г., когда в Ярославль прибыло нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, а город фактически стал столицей Русского государства, Спасо-Преображенский монастырь, по мнению многих историков, являлся штаб-квартирой временного правительства – «Совета всея земли». 27 июля 1612 года отсюда в освободительный поход на захваченную поляками Москву отправилось 25-тысячное войско ополченцев.

Читайте так же:  Византия собор софийский

В годы правления Петра I Свято-Преображенский монастырь начал терять свое государственное значение, а его феодальные права постепенно урезались. Святая обитель еще более пострадала экономически в период секуляризации, инициированной в 60-х годах XVIII века государыней Екатериной II. В довершении к этому, в 1763 году в монастыре произошел один из сильнейших за всю его историю пожаров. 20 000 рублей, выделенные императрицей из государственной казны на восстановление монастырских построек, стали последним крупным вкладом в его истории. В 1788 году был издан высочайший указ о преобразовании Спасо-Преображенского монастыря в Ярославский архиерейский дом. Стоит сказать, что ко времени окончательного упразднения за монастырем числились около 14 000 тысяч крестьянских душ, а также более 30 сел и 500 деревень.

В последующие столетия многие древние монастырские постройки были снесены, но строились новые здания. Среди них – Семинарский корпус, церковь ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, Смоленская часовня, келейный корпус, ризница.

В 1918 году, после жесткого подавления белогвардейского мятежа в Ярославле, советская власть закрыла архиерейский дом. На территории монастыря расположились реставрационные мастерские. Но некоторое время здесь еще продолжали жить несколько монахов, исполняющих роль хранителей церковной ризницы. Впрочем, сокровища древней обители все же разграблялись. Современники свидетельствовали, что знаменитую библиотеку монастыря, где в 1795 году историк Мусин-Пушкин обнаружил рукописное литературное творение «Слово о полку Игореве», часто посещали любители древностей без охраны, после чего многие ценные книги исчезали.

В 30-е годы реставрационные работы остановились, а на территории монастыря расположились различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые. Позже здесь обосновались военные, занимавшие бывшие монастырские владения вплоть до 1949 г. В 50-х годах реставрация древних памятников возобновилась, а в 1959 году на территории Спасо-Преображенского монастыря разместился Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, переименованный в 70-е годы в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря

Как и много веков назад, Спасо-Преображенский монастырь опоясывают мощные стены, составляющие пятиугольник неправильной формы, а их углы венчают живописного вида башни. Парадным входом в монастырь, как и прежде, служат Святые ворота, выступающие от южной стены и обращенные к набережной речки Которосль. Декорированные катушечным поясом, они были выстроены в 1516 г. Их свод был расписан еще в 1564 году, но спустя столетие мастера заменили роспись. Тема творения – Апокалипсис («Видение апостола Иоанна Богослова о грядущих судьбах мира»). Святые ворота – единственная из монастырских башен, сохранившихся с XVI столетия. Осмотра заслуживают и другие древние башни: Богородицкая (1623 г.), построенная на глубоком подвале с потайным ходом, Угличская проездная башня, возведенная в 1635 году на территории посада, что, к слову, вызвало недовольство у горожан и даже привело к рукопашным боям с монастырскими служками. Михайловская и Юго-Западная башни относятся к началу XIX века.

Самый древний архитектурный памятник не только монастыря, но и всего Ярославля – Спасо-Преображенский собор, возведение которого относится к 1506-1516 годам. Согласно последним данным, над его проектом работали итальянские зодчие, принимавшие участие в строительстве Московского Кремля.

Этот четырехстолпный трехглавый собор выстроен на высоком подклете и окружен открытыми галереями. Храм по своей архитектурной форме ассоциативно напоминает Благовещенский собор Московского Кремля, а декором – Архангельский собор в Кремле. Убранство фасадов собора строго, но изысканно и весьма изящно. В интерьере храма представлены примечательные фрески, созданные московскими и ярославскими мастерами, их имена запечатлены в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи относятся к 1563-1564 годам и являются очень редкими. В их стилистике отображены монументальность, пышность, и, вместе с тем, суровость эпохи Ивана Грозного.

На западной стене можно увидеть росписи с сюжетами Страшного суда. Среди них выделяется фреска «Шествие праведных в рай», отличающаяся легким, воздушным рисунком и мягкими очертаниями ликов персонажей. Росписи южной и северной стен размещены на трех ярусах, а фрески на восточной стене, за иконостасом, – на четырех. Верхние демонстрируют библейские и евангельские сюжеты, нижние посвящены семи Вселенским соборам. В апсидах – изображение Иоанна Предтечи, предстающего аскетом с жестким, суровым, изможденным лицом, фреска «Похвала Богоматери». Среди самых значительных росписей собора – «Преображение» с центральной фигурой Христа.

Напротив храма установлена стела-памятник «Клятва князя Пожарского».

К востоку от собора возвышается эффектная массивная монастырская звонница, выстроенная еще в XVI веке. Ранее ее северная стена была соединена с собором двухъярусной галереей, а в нижнем этаже звонницы находилась церковь. Существующая надстройка колокольни, созданная в псевдоготическом стиле, относится к началу XIX столетия.

Высота монастырской звонницы составляет 32 метра, а на ее вершину ведет узкая витая лестница. По ней непременно стоит подняться, чтобы оказаться на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама на Спасо-Преображенский монастырь и старинный город Ярославль. На звоннице можно увидеть 18 колоколов, отлитых в период с XIV по XIX век. Самый крупный из них, «Благовестник», весит более ста пудов. В летнее время здесь часто проводятся колокольные концерты.

К западу от площади перед собором расположен большой корпус трапезной палаты, к которому примыкает церковь Рождества Христова. Возведенная в XVI веке, она несколько раз перестраивалась, но в целом сохранила свой древний облик.

В трапезной палате ранее находилась столовая для монастырской братии, еда сюда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стен. Здесь также располагались приемные покои для знатных гостей. С настоятельскими покоями трапезную соединяют огромные сени.

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора находится келейный корпус, состоящий из двух почти одинаковых блоков. Эта постройка относится к концу XVII века, а отреставрированы они были в середине минувшего столетия.

На территории монастыря, в вольере, живет огромная медведица Маша, любимица туристов, являющаяся символом Ярославля. В детском возрасте она была привезена в город из глухого вологодского села после того, как от рук браконьеров погибла ее мать. В 1990 году малышку приютил музей-заповедник, построив для нее большой вольер, домик для зимнего сна и ванну для купаний летом. Со временем Маша превратилась в роскошного, ухоженного зверя, отличающегося отменным здоровьем и аппетитом. Чтобы полюбоваться Машей, нужно приобретать отдельный билет, но туристы не скупятся – ведь так они вносят свою лепту в содержание любимицы.

Музеи Спасо-Преображенского монастыря

Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.

Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.

Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.

В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.

На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».

Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.

Практическая информация

Спасо-Преображенский монастырь расположен в Кировском районе Ярославля по адресу: Богоявленская площадь, 25.

Отправиться на экскурсию по Спасо-Преображенскому монастырю вы можете в любой день недели. С мая по сентябрь его двери открыты с 8:00 до 20:00. Музеи работают с 10:00 до 17:45. В период с сентября по апрель посетить монастырь можно с 9:00 до 18:00, музеи – с 10:00 до 17:45.

В дождливые дни архитектурные памятники могут быть недоступны для посещения. Это связано с рекомендациями реставраторов, настаивающих на соблюдении условий сохранности фресковой живописи.

Вход в монастырь пролегает через башню Святые ворота. Неподалеку от него находится бесплатная автостоянка. Есть сквозной выход через Северные ворота. Кассы расположены рядом со входом.

Единый билет для взрослого в выходной день стоит 700 рублей, по будням – 500 рублей. Льготный билет для учащихся старше 16 лет, студентов, пенсионеров РФ – соответственно 300 и 250 рублей. Если вы не планируете осматривать все достопримечательности и выставки, определите заранее, что именно вы хотите увидеть, и какие выставки там проходят в настоящий момент, так как посещение каждого объекта и мероприятия имеет отдельную стоимость и потребует наличия отдельного билета. Не позаботившиеся о нужных билетах туристы часто вынуждены возвращаться в кассу, где, как правило, длинные очереди, особенно по выходным.

Желающие просто прогуляться по красивой территории Спасо-Преображенского монастыря, не посещая его достопримечательности, могут заплатить всего лишь 40 рублей. Обзорная экскурсия по территории, длящаяся полчаса, обойдется в 100 рублей.

На территории обители расположены кафе, ларьки, где продают воду, детская площадка, платный туалет. Здесь есть много киосков, где продаются сувениры, самые популярные из которых – изделия из ярославской майолики – милой, сказочной и веселой.