Меню Закрыть

Богослужебные указания храмы и монастыри киева

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода в Валаамском монастыре

Богослужебные указания за 7 июля 2019 года

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Рождество? честно?го сла?вного Проро?ка, Предте?чи и Крести?теля Госпо?дня Иоа?нна.

Прп. Анто?ния Ды?мского (службу зри 17 января). Собор всех новоявле?нных мучеников Христовых, по взятии Царягра?да пострада?вших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)112. Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)113. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)114. Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)115. Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)116.

Правв. отроко?в Иа?кова и Иоа?нна Меню?жских.

Бденная служба праздника Рождества Иоанна Предтечи совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Примечание. «Подоба?ет ве?дати, я?ко а?ще случи?тся пра?здник Иоа?нна Предте?чи в Неде?лю, предваря?ются вся воскре?сная» (Минея, 24 июня).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и Предтечи, глас 4-й – 6. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Днесь Света свети?льник…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре?йде сень зако?нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Предтечи – 3.

На литии стихиры Предтечи, глас 1-й (см. на литии). «Слава» – Предтечи, глас 5-й: «Проро?ков преде?л…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…»117.

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – Предтечи, глас 8-й: «Иса?ии ны?не проро?ка глас…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Виждь Елисаве?ть…»118.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Предтечи, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве?ка. ».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные119.

Полиелей. Величание Предтечи: «Велича?ем тя, Предте?че Спа?сов Иоа?нне, и чтим е?же от непло?дове пресла?вное рождество? твое?», и избранный псалом120. «Ангельский собор. ». Ипакои гласа. Седален Предтечи по 1-м стихословии, глас 4-й: «Ны?не прозябе?. »; седален Предтечи по 2-м стихословии, глас 8-й: «Христо?ва прише?ствия. ». «Слава» – седален Предтечи по полиелее, глас тот же: «Да ра?дуется оте?ц. », «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодари?м Тя при?сно…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Предтечи (два канона) на 8.

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» – ин седален Предтечи, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен Предтечи: «Предте?чево днесь…», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и Предтечи, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником121 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондаки Предтечи и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и Предтечи, песнь 3-я – 4.

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи; кондак воскресный. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи; кондак воскресный. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Предтечи.

Апостол и Евангелие – дня и Предтечи.

112 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 429–444.

113 См.: Там же. С. 445–455.

114 См.: Там же. С. 458–466.

115 См.: Там же. С. 467–475.

116 Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 5 ноября 2019 года утвержден Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2019 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4251204.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

117 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

119 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па?че смы?сла…».

120 При пении избра?нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

121 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

Официальный сайт Московского Патриархата

Святейший Патриарх Кирилл скорбит в связи с утратой чтимой Чимеевской иконы Божией Матери

Богослужебные указания за 7 февраля 2019 года

Четверг. Свт. Григо?рия Богосло?ва, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Влади?мира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли? моя? печа?ли».

Свт. Моисе?я, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского161.

Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А). Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б).

Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым162. Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний.

Читайте так же:  Храмы в японии картинки

Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского.

Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского163 (В), и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды)164. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Бо?дрый язы?к твой…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе?сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Боже?ственными дея?ньми…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При?зри на моле?ния…».

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Сердца? ве?рных…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе?стная Де?во…».

По Трисвятом: при полиелее – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии?лу веща?вшу…»; на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии?лу веща?вшу…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя.

Каноны: Богородицы (в службе святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8.

По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – ин светилен святителя, «И ныне» – Богородичен Минеи.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас 1-й: «Цевни?цу Ду?ха…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра?дуйся, Богоро?дице Де?во. ».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии?лу веща?вшу…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Примечание. Если в честь свт. Григория Богослова совершалось всенощное бдение:

В храме святого – тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.

Апостол и Евангелие – святителя (рядовые чтения переносятся на среду 24 января).

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы – 4 и святителя – 4. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 2 и святителя – 1.

На литии стихиры Богородицы и святителя (см. на стиховне вечера). «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.

На стиховне стихиры Богородицы (со своими припевами). «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.

По Трисвятом: при полиелее – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы; на всенощном бдении – тропарь Богородицы (дважды) и тропарь святителя (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы (дважды). «Слава» – тропарь святителя, «И ныне» – тропарь Богородицы.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален Богородицы. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седальны святителя (оба, помещенные в службе по 1-м и 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы.

Полиелей. Величания два – Богородицы и святителя.

Примечание. По древним Уставам, во время пения величания Богородицы предстоятель кадит только икону Божией Матери на аналое, а затем правую сторону храма и возвращается к праздничным иконам; по окончании избранного псалма – малая ектения, седальны Богородицы по полиелее. Потом начинают петь величание святителя. Предстоятель, взяв кадило, кадит только икону святителя на аналое, а затем левую сторону храма и возвращается к праздничным иконам; по окончании избранного псалма – малая ектения, седальны святителя по полиелее.

В современной практике каждение храма совершается за один раз, пение величаний и стихов избранных псалмов чередуется, седальны по полиелее поются следующим образом: седален Богородицы; «Слава» – седален святителя, «И ныне» – седален Богородицы.

Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира Богородицы.

Каноны: Богородицы (иконы) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 6.

Катавасия «Су?шу глубороди?тельную…».

По 3-й песни – кондак, икос и седален святителя. «Слава, и ныне» – седален Богородицы.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы.

На хвалитех стихиры на 6: Богородицы – 3 и святителя – 3. «Слава» – святителя, «И ныне» – Богородицы.

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы.

На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и Богородицы читаются попеременно.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…»165.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (иконы), тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы.

Апостол и Евангелие – дня, Богородицы (под зачало) и святителя.

Примечание. Если совершалось всенощное бдение:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы и святого – тропарь Богородицы (иконы), тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Богородицы (иконы).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы и святителя.

Апостол и Евангелие – Богородицы и святителя (рядовые чтения переносятся на среду 24 января).

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 1-й и глас 2-й – 4 и священномученика, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Бо?дрый язы?к твой. », «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе?сный. ».

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Бу?ди и?мя Госпо?дне. », «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе?стная Де?во. »; или Богородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Прииди?те, лю?дие. ».

Читайте так же:  Храм города воткинска

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава» – тропарь священномученика (по выбору); «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (по выбору); «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста? моя? возглаго?лют прему?дрость, и поуче?ние се?рдца моего? ра?зум»; стих: «Услы?шите сия?, вси язы?цы, внуши?те, вси живу?щии по вселе?нней». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу?). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Преподо?бне треблаже?нне…».

Каноны: Богородицы (в службе святителя) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и священномученика на 4.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони?теля фарао?на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше?д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 2-й; седален священномученика, глас 8-й. «Слава» – седален святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Помышле?ньми попо?лзся. ».

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Преблагослове?нна еси. ».

На хвалитех стихиры на 6: святителя, глас 4-й – 3 и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас 1-й: «Цевни?цу Ду?ха. », «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра?дуйся, Богоро?дице Де?во. ».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава» – тропарь священномученика (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь священномученика. Кондаки священномученика и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и священномученика, песнь 6-я – 4.

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен и аллилуиарий – святителя и священномученика.

Апостол – дня, святителя (под зачало) и священномученика.

Евангелие – дня и святых (Ин., зач. 36)166.

Причастен: «В па?мять ве?чную. »167.

Г. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры священномученика, глас 4-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 8-й: «Боголюби?вому отцу? твоему?…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе?сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 3.

На стиховне стихиры священномученика, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Бу?ди и?мя Госпо?дне…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе?стная Де?во…», или Богородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Прииди?те, лю?дие. ».

По Трисвятом – тропарь священномученика (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды).

Полиелей. Величание священномученика и избра?нный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 4-й: «Во?нмем, о христолюби?вии лю?дие…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Кто возмо?жет разлучи?ти нас…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Честна? пред Го?сподем смерть преподо?бных Его?»; стих: «Что возда?м Го?сподеви о всех, я?же воздаде? ми?». Евангелие – Лк., зач. 67. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика…». Стихира священномученика, глас 6-й: «Прииди?те, ве?рнии…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и священномученика на 8.

По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 2-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры священномученика, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Святи?телие Це?ркве Росси?йския…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады?чице, приими?…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика.

Апостол и Евангелие – дня и священномученика (Евр., зач. 334; Ин., зач. 36).

161 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2019 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Петру, архиепископу Воронежскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5090885.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).

162 Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 36–37.

163 См.: Минея-Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 594–605.

164 Ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 270 об.–271.

165 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения. в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года. М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ?). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).

166 Евангельские чтения святителя и священномученика совпадают.

167 Причастны святителя и священномученика совпадают.

Читайте так же:  Как проехать в храм христа спасителя на метро

Русская Православная Церковь

Кафедральный город — Киев. Кафедральный собор — Трапезный храм прп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры.

Решением Синода УПЦ от 23 декабря 2010 г. (журнал № 49) в Киевской епархии образованы викариатства: Броварское, Переяслав-Хмельницкое, Макаровское, Яготинское.

24 декабря 2010 г. управляющий Киевской епархией Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир утвердил Положение о викариатствах Киевской епархии.

Решением Синода УПЦ от 25 сентября 2019 г. (журнал № 58) из состава Киевской епархии выделена Бориспольская епархия. В составе Киевской епархии оставлены город Киев, Васильковский, Бородянский, Иванковский, Киево-Святошинский, Макаровский, Обуховский, Полесский и Фастовский районы Киевской области.

Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2019 г.)

Из доклада митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на епархиальном собрании Киевской епархии 25 декабря 2019 г.:

Объединяет приходы и монастыри на территории Киева и 7 районов Киевской области: Обуховского, Васильковского, Фастовского, Макаровского, Бородянского, Киево-Святошинского и Иванковского.

В епархии 33 благочиния ? 32 приходских (15 в Киеве и 17 в области) и монастырское.

В епархии действует 396 прихода (163 в Киеве и 233 в области).

Действуют 23 монастыря: 13 мужских (в том числе Киево-Печерская лавра) и 10 женских. Кроме того, в подчинении митрополита Киевского и всея Украины находится 9 ставропигиальных монастырей УПЦ (среди которых Почаевская лавра, 3 мужских и 5 женских).

На конец 2019 г. на приходах и в монастырях Киевской епархии несут служение 777 клириков: из них в Киеве ? 524 (443 священников и 81 диакон), в области ? 253 (229 священников и 24 диакона).

В монастырях, в том числе и ставропигиальных, несут монашеское послушание 1035 человек: 455 в мужских и 580 в женских.

Действуют 12 епархиальных отделов и 2 комиссии.

Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на епархиальном собрании Киевской епархии (25 декабря 2019 г.)

Впервые в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви прошло на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл: Мы должны научиться интерпретировать нашу традицию таким образом, чтобы она становилась понятной для современного человека

Богослужебные указания за 31 августа 2019 года

Пятница. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло?ра и Ла?вра.

Прп. Иоанна Ры?льского.

Служба мчч. Флора и Лавра не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Успения.

На вечерне кафизма 15-я (если накануне совершалась бденная служба Погребения Божией Матери, то кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Ревни?тели святи?и…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Прииди?те, воспое?м, лю?дие. ».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Дави?дскую песнь…».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучеников на 4.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).

По 3-й песни – кондак мучеников, глас 8-й; седален мучеников, глас тот же. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает об икосе мучеников: «Кра?сная дво?ице. ». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 184 об.) этот икос также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Всечестно?е Твое? успе?ние…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 4-я – 6 (1-го канона со ирмосом).

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и мучеников.

Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник преподобному Арсению Коневскому на острове Коневец

Состоялась торжественная церемония награждения лауреатов общероссийского конкурса по выбору мозаичных панно для московского храма св. равноап. кн. Владимира в Тушине

8 июля 2019 года на столичном стадионе «Открытие Арена» прошла торжественная церемония награждения лауреатов Открытого общероссийского конкурса по выбору живописных мозаичных панно для оформления храма святого равноапостольного великого князя Владимира — Патриаршего подворья в Тушине г. Москвы.

Лауреатами конкурса стали: первое место — А.Д. Корноухов; второе — А.В. Гончаренко; третье — А.В. Баталина.

Организаторами конкурса была учреждена дополнительно к призовому фонду «Специальная премия». Ее получила К.Г. Меладзе.

На церемонии присутствовали: наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляющий Северным московским викариатством епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северо-Западным московским викариатством епископ Бронницкий Фома, руководитель архитектурных проектов Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, руководитель Рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Юревич, члены Попечительского совета храма святого равноапостольного великого князя Владимира в Тушине Л.А. Федун, В.В. Киселев, Ю.А. Посаженников, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств Е.Н. Максимов.

«Мы провели неординарное в современной истории мероприятие, когда для оформления фасадов храма организован открытый конкурс, в котором могли принять участие все желающие. Надеюсь, что наша инициатива даст импульс для раскрытия творческих возможностей и талантов участников и лауреатов. Поиск художественных идеалов является необходимой частью оформления любого храма. К примеру, в 1896 году прошло освящение храма св. равноап. кн. Владимира в Киеве, который расписывался такими художниками, как Васнецов и Нестеров. Поэтому возведение нашего храма, на мой взгляд, имеет несомненно большую художественную значимость и будет формировать восприятие людей не только в духовном, но и эстетическом плане», — отметил Л.А. Федун.

«Мы живем во время созидания, во время благоукрашения не только столицы, но и других городов русских. Примером такого созидания является возведение нового района города Москвы в Тушине, который строится по четкому плану, продуманному для жизни и учитывающему духовные потребности будущих жителей. На мой взгляд, это лучший пример того, как нужно относиться к своей земле, к своему Отечеству, к своему городу», — подчеркнул епископ Сергиево-Посадский Парамон.

По итогам конкурса призовой фонд составил 3,5 миллиона рублей. Лауреатам конкурса были присуждены четыре денежные премии в размере: за первое место — 1,5 миллиона рублей, за второе — 1 миллион рублей, за третье — 800 тысяч рублей, «Специальная премия» — 200 тысяч рублей.

Организатором конкурса является ООО «Стадион «Спартак»».

Оргкомитет конкурса/Патриархия.ru