Меню Закрыть

Храм солнца в конараке индия

Храм Сурьи в Конараке

На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма древнего индийского бога Солнца Сурьи — одного из самых больших святилищ во всей Индии. Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс издавна служил им ориентиром в плавании.

Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой I в XIII веке. Это одно из последних и крупнейших сооружений в честь бога Солнца.

Правитель Ориссы раджа Нарасимхадева I (1238-1264) из династии Ганга, после серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить радже милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, дань вассальных князей, дары родственников раджи.

Местность, избранная для сооружения храма издавна почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак — «Кона-Арка» — означает «Край солнечного света». Возведение храма началось в «благоприятный» пятый год правления раджи и продолжалось восемнадцать лет. Камень для строительства — гранит, базальт, песчаник различных оттенков — доставляли водным путем из трех дальних каменоломен.

Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты — шикхара. Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть — здание колонного зала, где находился вход в храм. Главная часть святилища, башня-шикхара, разрушена то ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится: «Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились, осталась одна ветошь». Кто такие фиринги — неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия. Может быть, это европейцы — например, португальцы.

Несмотря на то, что храм Сурьи был разрушен и опустел, к нему долгое время продолжались совершаться паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (это соответствует концу января — началу февраля). В этот день по древней традиции отмечался праздник Парамасура — праздник Высшего Сурьи.

В середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден был с проводниками пробираться к нему сквозь джунгли. Он увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город Пури, где они были установлены в местных храмах.

Но и сегодня, несмотря на плохую сохранность многих архитектурных деталей, общий облик здания вполне величественен. Высота сохранившейся части святилища составляет почти 40 метров. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по другим преданиям — белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья едет по «верхнему» и «нижнему» небу.

Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса диаметром в три метра каждое — по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие солнечного диска, символ повторяющегося ритма времени.

Два колеса, соединенные осью, символизируют Небо и Землю, соединенные в супружеском союзе. Отсюда происходит такое обилие эротических сцен, бесконечно повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений. Наиболее вероятным считается, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц — «невест бога Сурьи», постоянно живших при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал «слияния».

Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо-чакра. Восточный фасад разрушенной башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев — символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе означает «человек-лев». Стены храма в изобилии украшены скульптурой и резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозностью проработки, почти кружевной отделкой.

На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними — традиционные эротические сцены. Многие рельефы посвящены страницам истории правления раджи Нарасимхадевы: отряды воинов в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже редкого подарка из Африки — жирафа.

Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре стороны храма. С ювелирной тщательностью выполнены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма.

Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину с присущим индийским мастерам совершенством и реализмом. Вполне вероятно, что это — боевые слоны раджи Нарасимхадевы. Один из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного вражеского воина, и вот-вот отшвырнет его в сторону…

Еще более выразительна скульптура коня, топчущего передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешившийся всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хавелл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском искусстве.

Читайте так же:  Храм 3 мкр московский

Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Недаром одним из названий храма Сурьи было Падмакешара — «пестик лотоса».

Храм солнца в Конараке, Индия

В городе Конорака, в Индии, находится храм Солнца, или, как его называют индусы, храм солнечного бога Сурьи. Ещё одно распространённое наименование храма — «Черная пагода». Это имя храм получил от английских моряков, которые использовали храм своего рода маяком, из-за его темных камней, что были заметны в непогоду на светлом песке. Храм был построен в XII веке на побережьи Бенгальского залива.

Храмовый комплекс бога Солнца

Храм Солнца – это целый храмовый комплекс, который построен как огромная колесница с семью лошадьми. Колесница эта имеет двенадцать колёс, которые символизируют перемену месяцев и сезонов.

Как только храмовый комплекс был воздвигнут, он имел три зала. В первом зале располагались жрицы, которые исполняли ритуальный танец, посвященный богу Солнца. Современные исследователи обнаружили в этих танцах своеобразный шифр, благодаря которому тайно передавались знания. Телодвижения жриц означали символы санскрита, что давало возможность говорить у всех на виду, ведь несведующие ни за что бы не поняли о чем идёт речь. Сейчас многие склоняются к мысли, что суть этих танцев только лишь исполнение гимнов, прославляющих Сурью.

Во втором зале находились молящие, прославляющие бога Солнца. Солнце с давних времен считалось символом плодородия и продолжения рода людского. Именно поэтому в зале для молитв находятся сохранившиеся фигурки, которые изображают совокупляющихся людей. Также в этом зале раньше находились мягкие тюфяки. Третий храм, к сожалению, не сохранился до нашего времени – его стены были обрушены и восстановить их не является возможным. Та часть, которая сохранилась, теперь соединена с молитвенным залом.

Легенда, связанная со святилищем

Если верить легенде, то место построения святилища совпадает с тем местом, где сходятся вместе Небо и Земля. Верили, что здесь для осведомленных открыты двери в другие миры. Именно из одного из таких миров и пришёл Сурья. Эта легенда подтверждается научными исследованиями – именно здесь, где построен храм, замечается необычная магнитно-временная аномалия. Из-за неё перестают работать компасы и даже электронные приборы.

Паломничество и достижение просветления в храме Сурьи

В храм Солнца каждый год на праздник Парамасуры съезжаются паломники с разных городов Индии, чтобы повстречать Высшего Сурью. Празднество приходится на месяц Матх, что по нашему календарю припадает на конец января – начало февраля. Торжество это сродни нашему Новому году – завершалась зима и открывалась дорога Солнцу, которое заново возрождало жизнь.

Присутствующая в храме аномалия, о которой говорилось выше, способна даже психическое состояние человека, особенно приходящих паломников. Они называют такое состояние Светом Разума Сурьи. Оно характерно тем, что человек перестает нуждаться в пище и сне, а также Свет Разума Сурьи вызывает сильное сексуальное желание. Если человек имеет слабую психику, то ему лучше не посещать храм, чтобы избежать такого эффекта на собственное состояние. Тем не менее, если человек уверен в своём разуме, то посещение святилища остаётся в памяти. Также индуистские писания говорят о том, что в душе человека навсегда остаётся частичка бога Сурьи.

Храм бога Солнца — лучшее место для того, кто хочет достичь просветления, однако не готов уйти от своей жизни и внешнего мира. Не следует забывать, что после посещения храма, человек никогда больше не сможет вернуться к своей банальной и скучной жизни.

С понедельника по воскресенье (06:00 до 20:00)

Адрес: Индия, г. Конарак
Дата основания: XIII в
Высота: 75 м
Координаты: 19°53’15.5″N 86°05’40.7″E

Расположено это святилище, посвященное богу солнца, было прямо на берегу живописнейшего Бенгальского залива на территории современного штата Орисса. Почему было? Дело все в том, что за время существования храма море отступило от него чуть более чем на 3 километра. Огромный храм, который, согласно сохранившимся до наших дней документам, был известен еще в средние века мореплавателям из Старого Света, являлся и своеобразным ориентиром для торговых экспедиций. Кстати, раньше европейцы называли это чудо индийской архитектуры «Черной Пагодой». Стоит отметить, что это название и сейчас можно встретить в многочисленных туристических проспектах по Индии, которые предназначены для путешественников из Европы и Соединенных Штатов Америки.

Есть у храма в Конараке и другое название, которое часто используется местным населением. Некоторые индийцы по-прежнему называют святилище бога солнца Падмакешара. Дословно это название можно перевести на русский язык, как «пестик лотоса». Когда храм был только построен и являл собой настоящее чудо, впрочем, им он является и в наши дни, паломники, приходившие поклониться божеству в Восточную Индию, сравнивали это гигантское сооружение с прекрасным цветком лотоса, который на рассвете показывается из воды.

Храм Сурьи в Конараке: строительство

Перед постройкой храма у раджи Нарасимхадева I даже не возникало сомнений в том, что святилище солнца должно было быть построено именно в этом месте. Дело все в том, что еще до появления на свет могущественного правителя, территория на берегу Бенгальского залива считалась священной: именно там поклонялись солнцу. Кстати, название Конарак произошло неслучайно: в индийском языке существует словосочетание «Кона-Арка», которое дословно переводится, как «территория солнечного света».

Современным археологам, которые вели длительное время свои исследования на территории Храма Сурьи в Конараке, удалось доказать, что в свое время огромный храм украшала гигантская башня высотой чуть более 60-ти метров. По ее руинам удалось даже составить компьютерную модель, на которой наглядно видно, что представляла собой в XIII веке башня-шикхара.

Читайте так же:  Протестантские храмы искусство

Как нетрудно догадаться, период расцвета Храма Сурьи в Конараке пришелся на конец XIII века. Религиозные обряды в нем совершались до середины XVI века. Потом произошло какое-то ужасное событие, которое по какой-то неизвестной причине довольно туманно описывается в летописях. «В момент, когда фиринги пришли в святилище, мы потеряли все, что у нас до этого было. Все благовония улетучились, а нам осталась одна только ветошь», — примерно так можно перевести древнюю летопись, которой удалось чудом уцелеть до наших дней. Многие историки и лингвисты пытались раскрыть тайну этого документа, однако пока их попытки не увенчались успехом. Кто такие «фиринги»? Одна версия говорит о том, что это были враждебно настроенные мусульмане, а вторая, что европейцы. Однако эти версии не больше, чем предположения: что именно произошло в XVI веке в Храме Солнца, так и остается загадкой.

Храм Сурьи в Конараке и местные достопримечательности: небольшая памятка туристу

Посещение «Черной пагоды» будет интересно всем без исключения туристам, которые интересуются историей и культурой Индии. Кроме этого, если путешественника пути-дороги привели к Храму Сурьи в Конараке в первых числах декабря, он еще и сможет полюбоваться грандиозным фестивалем танца, в котором особое внимание уделяется искусству одисси. Этот удивительный танец говорит всем о том, что все скульптуры на нашей планете – это и есть застывшая на время (!) жизнь, а движения танцоров символизируют собой ожившие скульптуры.

Храм бога солнца Сурьи в Конараке: загадки гигантской «Черной Пагоды»

К огромному сожалению, этот удивительный памятник истории и архитектуры не сохранился до наших дней в первоначальном виде: время было безжалостно к культовому сооружению и многие его части и декоративные элементы разрушились. Более того, существуют версии, кстати, подтвержденные археологами, что огромное сооружение, в котором жили служители культа бога солнца, подверглось в определенный период времени нападению, и было частично разрушено. Однако Храм Сурьи в Конараке нельзя назвать руинами: если сравнить его с древнейшими греческими святилищами, в которых приносились жертвы богам Олимпа, то можно даже сказать, что он прекрасно сохранился.

Особый интерес у туристов, конечно же, вызывают знаменитые рисунки, на которых изображены эротические сцены. Современные ученые до сих пор не пришли к единому мнению и не могут дать ответ на вопрос: «С какой целью на стенах Храма в Конараке в мельчайших деталях древними мастерами переданы плотские удовольствия?». В ХХ веке, особенно в его середине, появилась даже версия о том, что именно в Храме Сурьи зародилось искусство под названием Камасутра. Однако такое утверждение некоторых специалистов, по мнению их оппонентов, не выдерживает никакой критики: эротические сцены имели чисто религиозное значение, и в камне «рассказывают историю» культа, в котором главное значение уделялось богу солнца. Однако на этих уникальных росписях стен, к которым в первую очередь спешат гости Индии, приехавшие посмотреть на храм в Конараке, стоит остановиться несколько подробнее, ведь именно по ним можно понять, что представлял собой древний религиозный культ.

Доподлинно известно, что Храм Сурьи в Конараке был возведен в середине XIII века по приказу Раджи Нарасимхадева I, правившего Ориссой. Этот раджа вошел в историю не только благодаря тому, что возвел храм. Его имя довольно часто упоминается на древних табличках, где говорится о том, что это был величайший стратег, сумевший завоевать огромные соседние территории и присоединить их к своему государству. Раджи Нарасимхадева I поклонялся богу солнца и свято верил, что своими успехами он обязан именно ему. Огромная часть военных трофеев пошла на строительство Храма Сурьи. Кроме этого, своим появлением на берегу Бенгальского залива святилище, в котором возносились молитвы, проводились загадочные, мистические ритуалы и приносились дары богу Солнца обязано и родственникам раджи, которые были довольно состоятельными людьми. Они входили, как и раджа, в религиозный культ, и преподносили в качестве дара золото и драгоценные камни, которыми оплачивалась работа древних мастеров.

К концу XVI началу XVII века в индийских летописях полностью исчезают упоминания о Храме Сурьи в Конараке. О нем «случайно вспомнили» уже в XVIII веке. В середине восемнадцатого столетия паломничество к «Черной Пагоде» решил совершить Баба Брахмачари. По его записям можно сделать вывод: что святилище было к тому времени уже полностью заброшено: брахману пришлось более двух дней пробираться к огромному зданию, которое уже «поглотил» тропический лес. В некоторых документах говорится: «Баба Брахмачари был удручен увиденным зрелищем, которое являл собой некогда величественный Храм в Конараке. Он отдал приказ своим многочисленным проводникам расчистить вход в святилище и забрать из него самые важные для культа Сурьи скульптуры и предметы. После этого паломник с большим количеством скульптур вернулся в город Пури». В настоящий момент во многих храмах этого древнего города можно действительно увидеть многочисленные статуи из Храма бога солнца в Конараке.

Храм Сурьи в Конараке: одна из главных достопримечательностей современной Индии

Храм бога солнца представляет собой гигантскую колесницу, точнее, ее образ Виману. На ней при помощи семи священных коней по верхнему и нижнему небу передвигается великий Сурья. В цоколе здания можно даже рассмотреть колеса этой мистической колесницы, каждое из которых богато украшено резчиками по камню. Всего колес в Вимане 12, каждое из них имеет диаметр чуть более 3 метров. Согласно древнему культу, колесо является символом времени. Ось между двумя колесами также служит символом. Два колеса – это земля и небо, а ось между ними – тесная связь двух миров. В религиозном культе, в котором поклонялись богу солнца, считается, что Земля и Небо это мужское и женское начало, которые находятся в супружеском союзе!

Читайте так же:  Храм тихвинский на вднх

Среди постоянно встречающихся эротических сцен можно разглядеть скульптуры львов и боевых слонов. Грозный хищник был своеобразным символом Нарасимхадева I, а боевые слоны помогали радже добиваться великих побед. Кстати, среди руин храма прекрасно сохранилась статуя слона, который вот-вот ударит человека, опутанного хоботом о землю. Более вероятно, что ранее в Храме Сурьи в Конараке было множество подобных скульптур, которые должны были увековечить имя великого полководца раджи Нарасимхадева I. По крайней мере, многие сцены из жизни этого правителя остались в храме нетронутыми: по ним можно даже узнать, что послы из далекой страны подарили завоевателю живого жирафа!

Одно из самых известных древних архитектурных сооружений Индии, которое постоянно пользуется популярностью среди гостей этой загадочной страны, это, безусловно, легендарный Храм Сурьи в Конараке.

Благодаря тому, что в XIII веке в Индии велись летописи, можно с уверенностью утверждать, что храм начали строить в 1243-м году. Это был пятый год правления Нарасимхадева I, который считался наиболее благоприятным для начала строительства Храма Сурьи. Огромное богатство раджи, его родственников и дань от правителей из соседних княжеств позволили возвести величественный индийский Храм в Конараке всего за 18 лет! Удивительно, но за этот короткий промежуток времени были построены не только стены, башня высотой в 60 метров, но и выполнены резьба, украшены внутренние залы. При этом следует еще и учесть тот факт, что строительный материал приходилось доставлять из гигантских каменоломен по морю. Более того, каждая часть храма была продумана до мельчайших деталей: святилище, которое должно было умилостивить богов, было возведено из трех видов камней. Отдельное внимание уделялось и цвету материала, из которого построен храм Сурьи в Конараке: под лучами солнца он должен был переливаться множеством цветов и оттенков. Задача перед строителями была непростой, однако они справились с ней быстро и без особых трудностей. По крайней мере, именно так говорится в летописях: то, что трудностей при возведении такого колосса не возникало, маловероятно.

«Черная Пагода»: период расцвета и упадок

Некоторые специалисты ссылаются и на то, что слово «фиринги» может обозначать какое-либо разрушительное природное явление, например, ураганные ветры или штормы. Поэтому с уверенностью говорить, что на храм напали враги и разграбили его, было бы слишком самонадеянно. Пока ученым не удастся найти ответ на вопрос, кто или что такое «фиринги», тайна разрушения храма так и не будет раскрыта.

Интересно то, что после такого непонятного документа, рассказывающего о разрушении индийского Храма в Конараке, тут же появляются летописи, в которых говорится о том, что после разрушения, святилище по-прежнему остается местом, куда устремляются со всей страны тысячи паломников. Больше всего индусов приходило к храму в конце января: именно в этот месяц в культе бога Сурьи празднуется восход седьмого дня или, как его называет местное население, Парамасура.

В наши дни территория вокруг Храма Сурьи в Конараке полностью очищена от джунглей. Этот величайший памятник истории и архитектуры, который, как говорят историки, «представляет собой одну большую загадку», занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что говорит о том, что он должен быть сохранен для наших потомков. Сейчас туристы могут увидеть храм высотой «всего» в 40 метров. Башня-шикхара, как уже говорилось выше, практически полностью разрушена. Разрушена то ли в результате неумолимого хода времени, то ли загадочными «фирингами».

Видимо, в XIII веке в Индии было принято открыто говорить о супружеском союзе и физической близости. Практически все стены храма, как говорилось в самом начале материала, покрыты вырезанными в камне фигурами мужчин и женщин, предающихся плотским утехам. Интересно то, что даже на колесах можно встретить эротические сцены, которые навечно были запечатлены древними мастерами в камне. Если попытаться разобраться, почему такое внимание уделялось довольно откровенным скульптурам и орнаментам, то можно сделать вывод, что жрицы Храма Сурьи в Конараке, которые исполняли танцы для бога, еще и вступали в физическую близость с паломниками. Это был своего рода ритуал, который проводился с целью привлечь милость высших сил. Именно такое мнение наиболее широко и распространено среди современных ученых. Ничего общего с Камасутрой эти скульптуры не имеют. Правда, никаких убедительных доказательств, подтвержденных древними летописями, в пользу того, что танцовщицы ублажали всех паломников мужского пола, не существует.

После посещения Храма Сурьи в Конараке туристу следует обязательно отправиться на ближайший пляж. К огромному сожалению, власти Индии еще не сделали его безопасным для пляжного отдыха, однако вид на море с него открывается поистине великолепный. Кроме этого, совсем неподалеку от святилища бога солнца находится самый настоящий целебный пруд! Называется он Чандрабхага: по древним поверьям после купания в нем Самбе удалось полностью излечиться от страшнейшей болезни – проказы. Некоторые паломники по-прежнему верят в силу этого небольшого пруда и совершают в нем омовения. Туристы же из Старого Света и США чаще всего не принимают участие в этом ритуале, а лишь издали наблюдают за ним.