Меню Закрыть

Буддийский храм в корее

В известном всему миру сеульском районе Гэнгнэм можно найти не только ультра-современные строения, но и образцы древней архитектуры, к коим относится и буддистский Храм Бонынса, расположенный на склоне горы Судо, буквально в нескольких десятках метров от крупного торгово-выставочного центра COEX.

Храм был основан в 794 году буддистским монахом Йеон Хо. В первоначальном своем виде он просуществовал примерно четыре века, поскольку в годы правления династии Чосон (1392-1897) буддизм жестоко искоренялся, а потому храм был закрыт и сильно обветшал. Однако потомки представителей династии Чосон, отличавшиеся толерантностью и широтой взглядов, столь нетипичных для азиатских правителей средневековья, в 1498 отдали распоряжение о восстановлении храма. С тех пор Бонынса стал самым популярным буддистским храмом в Корее. Еще одну реставрацию храму пришлось пережить после окончания корейско-японской войны.

В оформлении Храма Бонынса преобладают красные и зеленые цвета. Попадая через главный вход на его территорию, можно увидеть большие деревянные фигуры четырех Небесных Королей. Несмотря на то, что они вооружены мечами, их лица довольно дружелюбны. Зал Panjeon, переживший войну и пожары, предстает перед посетителями практически в своем первоначальном виде, позволяя проникнуться духом древности. Все желающие туристы могут остаться в храме на несколько часов и в течение этого времени пожить жизнью буддистского монаха.

Храм Чогеса расположен в районе Чонно, что в центральной части Сеула. Без преувеличения этот храм можно назвать сердцем корейского Дзен-буддизма. В отличие от буддистских храмов, расположенных в горах, храм Чогеса не так величественен и не окружен живописной природой, однако при этом он удобен для посещений туристами в виду своего местоположения.

Возле здания храма возвышаются два древних дерева: софора высотой 26 метров и белая сосна, возраст которой превышает 500 лет. В самом же храме можно увидеть статую Будды Сокгамони, перед которой преклоняют головы буддисты. Неподалеку расположена семиярусная каменная пагода, где захоронены останки монахов.

Основан храм Чогеса был еще в 1395 году, во времена правления династии Чосон, однако после войны с японскими захватчиками был практически полностью разрушен, а современное здание построили только в 1910 году. С тех пор храм стал знаковым местом для всех корейцев, исповедующих буддизм.

На улице, где расположен храм Чогеса, работает несколько специальных магазинов по продаже тематических сувениров: здесь можно приобрести одежду буддистских монахов, гонги, четки, специальную литературу и благовония. Территория храма открыта для посещения круглосуточно, а посещение служб доступно с 4 утра до 9 вечера.

Храм 1000 Будд Seonggoksa

Seonggoksa — храм 1000 Будд — одно из наиболее популярных мест паломничества, где посреди горных лесов можно увидеть 1000 статуй Будды, которые впечатляют своими размерами.

Строительство храма было начато в 1983 году и продлилось до 1995 года, но так и не было закончено до конца. В его строительстве принимали участие несколько тысяч людей, благодаря которым сегодня здесь можно увидеть несколько сотен статуй Бодхисаттвы, в центре которых, как в круге, находится удивительно красивая статуя 12-метрового бронзового Будды, сидящего на лотосе.

Спустившись с холма, можно увидеть этого большого медного Будду, а за ним — 333 статуи, которые имеют ночную подсветку и отличаются не только размерами, но и внешне.

Южная Корея:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи

Знаменитые буддийские храмы Кореи

Подраздел: Cтатьи об Южной Корее | Южная Корея Страницы: 1

С возникновением корейского буддизма, история которого насчитывает 2.500 лет, в стране стало появляться много крупных буддийских храмов. Самые знаменитые и крупные среди них – храмы Трёх Драгоценных камней. В буддизме тремя драгоценными камнями считаются Будда, Дхарма и Санха.

Каждый из храмов Трёх Драгоценных камней представляет свой камень: храм Тхондоса представляет Будду, потому что в нём есть знаменитая пагода, в которой хранятся реликвии Будды из Китая; храм Хэинса представляет учение Дхармы, так как в нём находится большое количество буддийских писаний; а храм Сонгванса представляет Буддийское сообщество, или Санха, в честь того, что около пятнадцати корейских патриархов были выходцами этого храма.

Храм Тхондоса был построен в 646 году, во время правления Королевы Синдок, великим учителем Чжачжаном. Учитель Чжачжан, являющийся одним из величайших корейских монахов, привёз реликвии Будды из Китая и поместил их в этом храме. Поэтому в отличие от других храмов, в Главном здании храма Тхондоса нет статуи Будды. Вместо статуи, буддисты боготворят пагоду и проводят у неё служения.

За Главным зданием храма находится платформа Алмазных Предписаний, на которой установлена колоколообразная пагода, окружённая каменной оградой. Дверцы ограды изящно украшены драконами, облаками и двумя стражниками. На четырёх углах платформы стоят божества-хранители. Сама колоколообразная пагода украшена цветами и лепестками лотоса, а на её основе и верхних ярусах изображены Четыре Добродетели и божества. Перед пагодой находится живописный пруд Девяти Драконов. Считается, что этот большой пруд, был когда-то обиталищем девяти драконов.

Храм Хэинса — второй ведущий храм Кореи. Его название в переводе с корейского означает «отражение в гладком море» и символизирует глубокую медитацию в сутре Аватамсака. Первоначально, храм Хэинса был маленькой отшельнической хижиной, построенной Учителем Сунуном и Учителем Ичоном после возвращения из Китая в 802 году. Когда заболела жена Короля Эчжан, эти два монаха помогли её излечить. После этого король приказал построить в честь них храм Хэинса, и с тех пор Хэинса превратился в большой храм.

За Главным зданием стоят две постройки, сделанные в 1488 году, в которых хранятся деревянные дощечки Трипитаки Кореана и буддийские писания. Трипитака Кореана первоначально была вырезана в 11 веке в храме на острове Ганхва. Считается, что эти деревянные дощечки защищали страну от нападений.

Однако, эти деревянные дощечки были сожжены во время Монгольского нашествия. В 13 веке, по приказу Короля Гочжона, был сделан новый набор деревянных дощечек. Чтобы вырезать на 81.258 дощечках 52.330.152 иероглифа понадобилось 16 лет. Для более надёжного хранения дощечки были перенесены с острова Ганхва в храм Хэинса на головах монахинь.

Храм Сонгванса, название которого переводится как «храм развесистых сосен», был построен на горах Чжогесан Учителем Чжинулем(1158-1210). В 1190 году, для общего служения буддизму Чжинуль создал Общество Концентрации и Мудрости.

В поисках наилучшего места для храма он вырезал из дерева журавля и пустил его по воде. Журавль плыл по воде и пристал у того места, на котором сейчас стоит храм Сонгванса. Храм, в котором был построен зал с портретом Учителя Чжинуля, представляет Санха, т.е. последователей Будды.

Буддийская философия Чжинуля послужила началом буддийских дебатов, которые продолжаются и по сей день. Он утверждал, что знание может быть достигнуто довольно легко, но только непрерывная практика может уберечь человека от силы привычки.

Это философия называется философией Внезапного пробуждения и Постепенного совершенствования. В противоположность этой философии существуют мнения, что после борьбы в достижении высокого уровня познания, дальнейшее совершенствование не имеет смысла.

16.11.11 Южная Корея. Сеул. Храм Чогеса

г.Сеул, Чонно-гу, Кёнчжи-дон, 45

Храм Чогеса находится в центральной части города Сеула и считается сердцем корейского Дзен-буддизма. До храма Чогеса легко добраться, пройдясь по оживлённой улице Чонно по направлению к станции метро Ангук. Первыми вас встретят величественные древние деревья, растущие на территории храма. Перед главным зданием храма Тэунчжон растут софора японская и белая сосна, которым уже около 500 лет. Софора, высота которой достигает 26 метров, даёт огромную тень и делает храм ещё живописнее. А белая сосна – одна из ценностей храма, занесённая в список Редких памятников природы. Расположенное напротив софоры здание Тэунчжон, было построено в центре храма в 1938 году и настолько велико, что даже больше святилища Кынчжончжон во Дворце Кёнбокгун. Особенностью этого храмового здания считаются чудесные разноцветные узоры «танчхон». Внутри Тэунчжона можно увидеть статую Будды Сокгамони и покорно кланяющихся буддистов. У здания Тэунчжон стоит 7-ярусная каменная пагода, в которой хранятся святые останки монахов.

Читайте так же:  Остров родос церкви и храмы

По сравнению с горными храмами, храм Чогеса не так величественен и не окружен такой живописной природой, но зато его расположение делает его легкодоступным для туристов, которые приехав сюда на любом виде городского транспорта, могут заодно увидеть и другие многочисленные близлежащие туристические достопримечательности. Кроме того, по обеим сторонам улицы, на которой расположен этот храм, работают специальные магазины по продаже буддистских храмовых принадлежностей. Здесь помимо монашеской одежды, деревянных гонгов, чёток, буддистской литературы и курений, интересующиеся буддизмом туристы, могут приобрести такие сувениры, как статуэтки маленьких монахов, брелки и проч.

В храме Чогеса для иностранных туристов проводится программа по проживанию в храме «Тэмпл Лайф». Приняв участие в этой программе, вы сможете ознакомиться с корейской традиционной храмовой культурой. В программу «Тэмпл Лайф» входит участие в утренней службе «чхамсон», чайной церемонии «тадо», принятии пищи «пальу конъян» и других буддистских обрядах.

Программы: обычная программа, в которую входит служение «чхамсон», чайный ритуал «тадо» и осмотр храма длится 2 часа / специальная программа, приняв участие в которой можно попробовать пищу по-монашески «пальу гонъян», длится 1 час / программа по рисованию буддистских картин и изготовлению цветов лотоса занимает 1 час). Для участия в любой из вышеуказанных программ нужно сделать бронирование за неделю и заплатить 10.000 вон. Программы проводятся тогда, когда набирается не менее 6 участников, поэтому советуем заранее позвонить в храм. Возможны услуги на английском и японском(только с 11:00 до 16:00) языках.

Пульгукса? — буддийский храм в провинции Кёнсан-Намдо, Южная Корея, в 13 км юго-восточнее города Кёнджу. В нём находится семь предметов, входящих в сп.

Южная Корея. Международный аэропорт Инчхон.

На западном побережье острова Йонджонжо-Йонъюндо, соединившем в себе четверку больших островов и несколько малых, в 70 км от столицы Южной Кореи Сеул.

Южная Корея. Кёнджу. Храм Пульгукса

Южная Корея: буддийские храмы и национальные парки

7 дней / 6 ночей
Сеул – Сувон — Кенчжу – Сеул

Южная Корея. Программа тура:

1 день. Сеул
Прибытие в аэропорт Сеула Инчхон. Встреча в аэропорту, краткая экскурсионная программа до заселения в отель: посещение императорского дворца Кенбоккун, национального фольклорного музея. Прогулка по торгово-сувенирной улице Инсадонг, где можно попить чай в традиционных корейских чайных и вдоль ручья Чхонгечхон, набережная которого превращена в самую протяженную прогулочную зону в городе. Отель в Сеуле.

2 день. Сеул – Кенджо
Завтрак в отеле. Переезд в древнюю столицу Кёнджу, это город бережно сохраненных исторических и культурных ценностей. Около 1000 лет назад Кёнчжу являлся древней столицей королевства Шилла, несколько мест здесь получили статус Мирового Наследия ЮНЕСКО. Темпл стэй в буддийском храме Колькульса (комнаты без кроватей, стелят матрасы на подогреваемом полу) – монахи практикуют здесь боевое искуство Сонмудо. Сам храм живописно расположен в горах с небольшими пещерами-гротами на территории буддийского храма. Вегетарианский ужин.

3 день. Кенджо
Подъем в 03:30. Утренние молитвы, Медитация Дзен, работа в храме. Вегетарианский завтрак. Желающие могут попрактиковаться и участвовать в тренировках боевого искуства Сонмудо. Посещение достопримечательностей Кенджу. Пещерный храм Соккурам, конструкция которого – поистине удивительное достижение древних архитекторов. Посещение монастыря Пульгукса, построенного в 535 году. Хотя большинство деревянных зданий не раз перестраивались на протяжении веков; каменные мостики, лестницы и пагоды сохранились в первозданном виде. В 1995 году монастырь Пульгукса и грот Соккурам были включены ЮНЕСКО в список памятников всемирного культурного наследия. Проживание в буддийском монастыре Киримса (комнаты без кроватей, стелят матрасы на подогреваемом полу). Участие в церемониальных обрядах и знакомство с укладом монастырской жизни. Ознакомительная экскурсия по храму. Вегетарианский ужин. Вечерние буддийские молитвы, чайная церемония и общение с монахами. Отход ко сну.

4 день. Кенджу
Подъем в 03:30. Утренние молитвы, Медитация Дзен, работа в храме. Вегетарианский завтрак. Посещение национального парка Намсан, расположенного рядом с Кенджу, здесь можно найти многочисленные изображения Будды, выгравированные на скалах в разное время, начиная с 7 века. По дороге к вершине посещение одного из небольших местных монастырей. Проживание в отеле Gyeongju Kolon (комнаты с кроватями). При заявке до приезда можно заменить на проживание в буддийском монастыре Киримса (комнаты без кроватей, стелят матрасы на подогреваемом полу).

5 день. Кенджо – Сеул
Переезд в Сеул, по пути посещение необычного буддийского монастыря Ваучжонса – здесь собраны самые разнообразные статуи Будды из Кореи и со всего мира, одна из них сделана из дерева, специально привезенного из Индии, родины буддизма. Этот памятник занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая деревянная статуя лежащего Будды во всем мире. Каменные башни и пирамиды, колокол Объединения и много другое можно увидеть в этом храме. Отель в Сеуле.

6 день. Сеул
Свободный день в Сеуле. Сеул – отличное место для всевозможных покупок – от традиционных сувениров на улице Инсадонг (таких как фарфор и керамика, живопись, традиционная одежда, лаковая миниатюра, хрупкие изделия из бумаги и дерева), до недорогой одежды в районе рынков Нандемун и Тондемун, и качественной электроники. В Сеуле также можно приобрести ювелирные изделия – в основном это украшения из традиционного корейского аметиста в золотой или серебряной оправе. Вы можете также посетить самостоятельно национальный парк Пукхансан, находящийся в северной части Сеула. Отель в Сеуле

7 день
Завтрак в отеле. Трансфер в аэропорт.

от $1 480 на чел. (2 чел. в номере)
Сингл – $2 290

В стоимость включено:

  • Standard в отелях Seoul Hamilton Hotel, Gyeongju Kolon, завтраки в отеле (отели около 3*)
  • Темпл стэй в буддийских храмах (матрасы на полу без кроватей)
  • Туры согласно программе с русским гидом, трансферы и входные билеты по программе тура

Доплата за доп. ночь в Темпл стэй в буддийских храмах $60 с чел. (матрасы на полу без кроватей) без гида и без транспорта.

В зависимости от наличия номеров возможна замена отелей на аналогичные.

Буддийские храмы Южной Кореи — корабли на пути к Нирване

Прожив достаточно долго в Корее, от приезжавших в гости друзей или просто от случайных знакомых иностранцев часто периодически доводилось слышать вопрос: «Что можно увидеть здесь настоящее корейское, где здесь можно почувствовать Восток?» Посоветовать можно многое, но часто на ум приходили буддийские храмы. Это тот самый настоящий восток, без которого поездка в Азию даже самым отъявленным любителям «стандартных пятизвездочных» отелей кажется неполной. Здесь не обходится и без корейской специфики, которая сразу становится очевидна, если сравнить с буддийскими монастырями, скажем, Таиланда (тоже вроде бы Азия, но совсем другая), хватает и интересных впечатлений, а заодно и того, что сразу хочется снять на камеру. Согласитесь, без фотографий многое в итоге забудется, да и перед друзьями нечем будет похвастаться. Кроме того, буддийские монастыри Кореи имеют свою спокойную, немного загадочную атмосферу с присущим этим местам ароматом благовоний. В общем, хотя бы один буддийский монастырь в Корее надо обязательно посетить.

Буддизм на Корейский полуостров, как считается, проник еще в 372 г. н.э., вместе с китайским монахом Сундо. Долгое время — c VII по XIV века буддизм занимал положение государственной религии. Пришедшая к власти в 1392 году династия Ли, которая и проправила Кореей вплоть до начала ХХ века, в качестве основной идеологии приняла конфуцианство, а буддизм был лишен многих своих привилегий. До жестоких гонений дело не дошло, но отношение властей было несколько прохладное. Именно из-за этого многие монастыри были основаны в горах — в крупных городах и деревнях далеко не всегда власти позволяли. Так что буддийские храмы оказались в достаточно отдаленных живописных горных районах не только из-за любви к природе и стремления отречься от всего мирского, хотя, наверняка, и этот факт оказал свое влияние.

Сейчас Южную Корею нельзя назвать преимущественно буддийской страной. Последователей буддизма среди верующих хватает, но их не большинство. Если верить статистике, то христиан (если вместе считать протестантов и католиков) в Южной Корее больше, чем буддистов. По данным на 2008 год, первых было 13,8 миллиона (или 55,1 % верующих), а вот буддистов — 10,7 миллиона (43 %). Немало, но буддизм в Южной Корее отнюдь не доминирует, хотя и заметен. Почему так произошло — история отдельная и оставим ее для другого случая.

В Южной Корее из всех направлений буддизма получила Махаяна (иногда это направление не совсем корректно называют «Большой колесницей») в форме дзен-буддизма. По-корейски, «дзен» звучит как «сон». Этот тот же самый иероглиф, который по-китайски известен как «чань», а в России чаще всего известен благодаря японскому звучанию — «дзен». Но и среди этого течения хватает своих школ. В Южной Корее их насчитывается около двух десятков (18, если быть точным), а самая распространенная — школа Чоге.

Как бы там ни было, буддийское наследие и влияние традиций этой религии в Южной Корее заметно. Эта религия является неотъемлемой частью корейской культуры. Изящные пагоды, строгие каменные фонари, многочисленные скульптуры, фрески, картины, даже время от времени попадающиеся на улицах мегаполисов одетые в скромные серые одеяния монахи — все это постоянно напоминает о том, что Южную Корея без буддизма уже не представить. С другой стороны, адепты этой религии ненавязчивы, а сам «буддийский элемент» не надоедает и не является назойливым или агрессивным.

Конечно, самое яркое и заметное проявление буддизма в стране — это буддийские храмы и монастыри. Конкретные буддийские храмы в Южной Корее называются по-разному. Как правило, это очень поэтические названия. Но среди такого разнообразия есть одна неизменно общая деталь — в конце всегда следует слог «-са», что означает «храм»: Кванакса, Попчуса, Хэинса, Михванса, Пульгукса.

Общее число буддийских храмов в Южной Корее составляет около десяти тысяч. Среди такого множества достаточно трудно выделить «самый главный» или «самый красивый». Если говорить с точки зрения «визитной карточки», то на это звание больше всех претендует, пожалуй, расположенный возле города Кенчжу храм Пульгукса, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно туда чаще всего возят туристов, включая иностранных, а найти корейца, который ни разу не посетил Пульгукса, крайне сложно.

Но многие специалисты и приверженцы буддизма все же выделяют среди тысяч храмов «три главные жемчужины» Южной Кореи. Это три храма, каждый из которых символизируют основные части самой религии — Будду, священное учение (дхарма) и буддийскую общину (сангха). Так, храм Тхондоса, что на юго-востоке страны примерно в 35 км от портового города Пусан, символизирует Будду. Там хранятся реликвии Будды. Тоже примерно в этом регионе, но в глубине материка есть храм Хэинса. В нем хранится уникальное собрание буддийских текстов Трипитака, которая также внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому, наверное, логично, что этот храм представляет такую важнейшую часть этой религии как учение, дхарму. Ну а храм Сонгванса представляет собой то, без чего любое учение было бы мертвым — буддийскую общину, сангху. То есть можно считать, что Тхондоса, Хэинса и Сонванса — три главных буддийских храма Южной Кореи.

Любой храм представляет собой единый, законченный ансамбль, составленный по строгим и четким правилам. При всем своем множестве и разнообразии буддийские храмы имеют единую общую структуру. Внутри практически каждая деталь имеет свое определенное значение, которое раскрывается только тем, кто разбирается в учении. Храм — это как своего рода большая интересная книга, надо только уметь ее читать.

В Южной Корее буддийские храмы чаще всего расположены в горах. Конечно, встречаются и в городах, и у моря, но все же подавляющее большинство этих сооружений вам встретится именно в горных массивах.

При входе вас встретят ворота Ильчхульмун или «ворота с одной опорой». Другое название этих ворот — Хэтхальмун или «ворота отрешенности». Они символизируют единство души и тела паломника, его стремление достичь своей истинной единой сущности, сущности Будды, желание и готовность отрешиться от наносных мирских желаний и эмоций. При этом опасаться не следует, в самом храме никто вас не будет заставлять выполнять ритуалы или отбивать поклоны. Здесь рады всем, в том числе и тем, кто зашел «просто посмотреть». Строго говоря, пройдя Ильчхульмун вы уже как бы покидаете пределы обычного мира и вступаете в царство Будды.

Сразу же после первых ворот, а иногда даже до них можно встретить и несколько больших яйцеобразных каменных памятников с красивыми крышами. Это так называемые «пудо» — в них хранятся пепел кремированных монахов, а также «сари» — особые круглые шарики, которые находят в теле после сожжения тела. Они считаются доказательством святости ушедшего в иной мир человека. Откровенно говоря, назвать это место кладбищем как-то не очень подходит. Да и сами монахи относятся к «пудо» почтительно, но без присущей посещению могил скорби. Скорее всего сказывается характерное для буддизма отношение к смерти — это в худшем случае перерождение в другом виде, образе, а в лучшем — достижение мира Будды, так что сожалеть о смерти не особо принято.

За Ильчхульмун вскоре встретятся «ворота небесных царей» или Чхонванмун. В них по обеим сторон изображены весьма грозные защитники храма. Они исполнены в виде достаточно свирепых божеств и своим видом должны отпугивать злых духов. Таких защитников всегда четыре — по два с каждой стороны. Каждый из защитников символизирует одно из времен года, а также четыре основных географических направления — север, юг, запад и восток. Кроме того, эти божества, которые, кстати, попали в буддизм из индуизма, держат в руках либо флейту, либо саблю, либо дракона или пагоду.

После Ильчхульмуна могут встретится и третьи по счету ворота — Пулимун (врата освобождения, врата нирваны), которые символизируют состояние пробуждения сознания, становления на путь открытия в себе Будды.

И только после нескольких ворот вы наконец попадаете в первый внутренний двор храма, границы которого очерчены стоящими по периметру строениями, где проходят медитации, проводятся проповеди, проходит изучение дхармы.

В некоторых храмах, хотя, честно говоря, достаточно редко, может попасться на глаза очень высокая вертикально стоящая труба. Это своего рода флагшток, на который иногда вывешивают флаг с символом того направления буддизма, к которому данный конкретный храм относится.

Пройдем первый двор насквозь и попадаем во второй, главный внутренний двор. В левой части внутреннего двора в любом храме вы обязательно увидите часто двухъярусное открытое строение, внутри которого стоит большой колокол Буддийские колокола отличаются от привычных россиянам колоколов более вытянутой формой, а также отсутствием «языка». Звук же издается при ударе по колоколу бревном, которое висит тут же на канатах. В установленное время, например, когда подается сигнал о пробуждении или отходу ко сну, а также во время торжественных мероприятий монах раскачивает бревно, а затем резко ударяет по колоколу — так издается звук. Рядом с колоколом часто можно увидеть огромный барабан, гонг, а также изображение деревянной рыбы. Все эти предметы используются для подачи сигналов, четко регулирующих определенные моменты или периоды жизни монастыря.

Как уже говорилось, храм и все его детали напоминают большую книгу, причем смысловых уровней у каждого предмета может быть несколько. Например только что упомянутые колокол, барабан и рыба имеют особое значение. Поверхность барабана сделана из выделенной шкуры — с одной стороны обязательно коровы, а с другой — быка. Это уже символ двойственного начала вселенной, инь и янь, женского и мужского. Кроме того, барабан представляет наземных животных. В барабан бьют, когда начинаются церемонии, связанные с изучением Дхармы. Деревянная рыба символизирует обитателей океана. Гонг считается связанным с птицами. В него бьют перед началом дзен-медитации.

Главный же из всех инструментов — колокол. Он символизирует обитателей подземелья. Считается, что его звук дает облечение всем существам на небесах и в аду. Утром на рассвете в колокол бьют 28 раз, а вечером — 33 раза.

Часто посередине главного внутреннего двора храма можно встретить башню или пагоду (иногда их называют и ступами) с нечетным числом ярусов — 3,5,7 и т.д. В таких башнях хранятся священные тексты, прочие реликвии. Кстати, от того, есть башня (по-корейски «тхап») в центре двора или нет, зависит то, как стоит обходить двор. Если нет — то против часовой стрелки, если есть — по часовой. Иногда на квадратных горизонтальных плитах, показывающих каждый ярус башни, висят небольшие колокольчики, которые при каждом дуновении ветерка издают приятный мелодичный звук.

В противоположной от входа части главного двора расположено главное культовое сооружение, название у которого могут быть разные. В нем, как правило, стоит главный алтарь, а также тот Будда, в честь которого построен данный конкретный храм. Такой зал чаше всего разделен на три смысловые части. В центре — статуя Будды, которому молятся, справа — поминальные таблички, слева — изображения охранников храма в виде мифических существ.

Вокруг главного двора могут быть постройки хозяйственного значения — кухня, библиотека, здания, где живут монахи. За главным зданием храма практически всегда есть аналогичные строения с алтарями поменьше. Здесь происходят поклонения другим Буддам, архатам. Может также встретиться и алтарь, посвященных местному духу горы.

Вообще все эти здания с алтарями имеют еще одно символическое значением. Они считаются частями царства Будды на нашей бренной земле. Заходя в них, вы как бы на время попадаете в царство Будды. С другой стороны, эти здания символизируют и своеобразные корабли, которые помогают смертным людям достичь Нирваны, преодолев море страданий обычного мира. В общем, корабли, на которых верующие переправляются в рай. Именно поэтому часто одна из балок изображена в виде морды дракона — это нос того самого корабля.

Перед главным залом храма встречаются каменные фонари. Выглядит типичный фонарь следующим образом: на пьедестале стоит многоугольный каменный куб, в котором прорезаны отверстия, выходящие на четыре стороны. Они символизируют свет учения Будды, который распространяется по всему миру.

В общей композиции буддийских храмов Южной Кореи часто присутствует река. Не всегда, но, когда есть возможность, ее обязательно впишут в ансамбль монастыря. Она тоже несет особое значение. При этом основную тропинку в сам храм чаще всего прокладывают так, чтобы гостю надо было перейти по мосту с одна берега на другой. Это глубоко символично и подразумевает переход из суетного светского мира в царство Будды, представленное храмом.

Побывав в более-менее значительном количестве буддийских храмов, невольно начинавших их сравнивать и больше внимания обращаешь на мелкие детали. На территории практически каждого храма вы найдете красиво оформленный родничок с питьевой водой. Эти роднички очень интересно оформляют: иногда вода льется из пасти рыбы, или черепахи, или дракона, или лотуса, может быть большая каменная чаша, перед которой будет стоять статуя Будды, как бы благословляя льющуюся воду, в общем вариантов много. Просто, если будет возможность, обращайте на это внимание — именно такие мелкие детали, которые часто остаются не замеченными при беглом взгляде, помогают помочь и прочувствовать всю красоту и глубину буддийских монастырей.

Остановимся немного поподробнее на часто встречающихся в монастырях изображениях и фигурах, узнав значение которых, гулять по любому храму будет гораздо интереснее.

Практически невозможно будет не заметить в корейских буддийских храмах изображения дракона. Иногда они выполняют роль охранников священных строений, иногда символизируют головную часть вымышленного корабля, на котором люди переправляются в мир Будды. Несколько иной смысловой подтекст у размещенного на вершине храмового колокола дракона, выполняющего роль крюка, за который колокол можно поднять. Считается, что дракон очень боится воды. А потому приходит в ужас, когда видит рыбу. Часто бревна, которыми бьют по монастырским колоколам, представляют собой деревянную фигуру рыбы. Дракон, сидящий на колоколе, видя это, должен кричать от ужаса, тем самым помогая колоколу издавать более громкий звук. По крайней мере в это верят.

Теперь пару слов о рыбах. Это животное олицетворяет неустанное стремление к познанию и мудрости, так как рыба, как раньше считалось, никогда не спит или, как минимум, никогда не закрывает глаза.

Вряд ли получится найти какой-либо буддийский храм без изображения цветка лотуса. Многие храмы специально выращивают лотусы в прудах. Это священный для буддизма цветок. Будду часто изображают стоящим на большом цветке лотоса. По одной легенде, Будда, когда шел, то под его ногами вырастали лотусы. Этот цветок символизирует чистоту и красоту, которая может появиться из окружающей его грязи (это растение обычно появляется в заболоченной местности). Здесь присутствует и сравнение с буддийской практикой: как прекрасный лотус вырастает несмотря на грязь, так и душа может достичь просветления и уйти в Нирвану несмотря на окружающий обыденный мир, переполненный страданиями.

Как уже неоднократно говорилось, в храмах очень много символов, многочисленных уровней ассоциаций. Названы были лишь некоторые — самые заметные и часто встречающиеся.

В храмах стоит обратить особое внимание на структуру крыш зданий. Во-первых, она очень сложная. Впечатляет, когда понимаешь, насколько сложно было создать такую красоту. Во-вторых, многочисленные балки, торцы и прочие части крыши украшены самыми разными узорами, рисунками, замысловатыми линиями. Получаются великолепные фотографии.

Ну и в завершение несколько основных правил поведения. Буддисты — люди очень терпеливые, а к иностранцам вдвойне. Если вы невольно что-то сделаете неверно, то вам просто спокойно и доброжелательно подскажут правильный способ. Но лучше знать хотя бы базовые правила, хотя они, как часто говорят применительно к техническим новинкам, «интуитивно понятны». В храмах нельзя громко разговаривать, шуметь, бегать, злословить. Одежду следует также подбирать скромную, хотя в этом плане жестких рекомендаций нет. Встретив монаха, следует поприветствовать следующим образом: сложить ладони рук перед грудью и сделать полупоклон. Правда, это правило часто игнорируется, но ни один монах не забудет вам ответить таким же поклоном, если вы его поприветствуете так.

Заходить в здание с главным алтарем можно, но обязательно сбоку. По центру вход только для монахов. Внутри здания не обязательно молиться, можно просто взять, как правило, тут же лежащие небольшие подушки и посидеть на них. А можно попытаться скопировать те поклоны, которые отбивают верующие.

Также не следует забывать, что монастырь это все же чей-то дом. Если написано перед каким-то зданием «просьба не входить», то лучше этого не делать. Там либо монахи живут, либо идет медитация. Но это уже правила обычной вежливости, которой следует придерживаться и в миру.

В последние годы буддизм в Южной Корее переживает второе рождение. Появились программы проживания в монастыре (так называемые «темпл-стэй»), в которых могут принять участие все желающие. Вы платите небольшую плату и живете несколько дней как монах — вместе едите, вместе молитесь, медитируете, участвуете в чайной церемонии, работаете и т.д. Такой вот способ на себе испытать, какова эта жизнь в монастыре. Данные программы, кстати, пользуются большой популярностью, в том числе и среди приезжающих в Корею иностранцев. Некоторые часто «уходят в монастырь» на несколько дней, чтобы сбросить стресс нашего современного мира и просто немного отдохнуть на природе в размеренном ритме жизни храма. Есть и более серьезные длительные программы — дзен-медитации, изучения буддизма и прочие, но в их принимают участие, как правило, верующие, хотя формальных ограничений в этом плане нет. А вот «темпл-стэй» пользуются бешеной популярностью, часто там можно увидеть целые семьи. Это теперь уже полноценный туристический продукт с буддийским «уклоном».

Буддийские храмы были, есть и будут оставаться неотъемлемой и очень интересной частью культурного ландшафта Южной Кореи. А потому, оказавшись в Стране утренней свежести, обязательно следует хотя бы мельком заглянуть в один из монастырей. А если есть время, то, может быть, и самому на пару дней стать монахом по программе «темпл-стэй» — без ярких и незабываемых впечатлений на всю жизнь точно не останетесь.

Читайте так же:  Храм мертвых divinity original sin