Меню Закрыть

Храм ники бескрылой

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Примером является Ника Самофракийская. Скульптура, имеющая всемирную славу, располагается в Лувре.

Храм богини Ники Аптерос в Афинском Акрополе

Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Архитектурное описание храма

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.

Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий

Пропилеи. Храм Ники Бескрылой. Эрехфейон

Ворота на Акрополь. После того как был создан Парфенон, афиняне решили украсить Акрополь новыми воротами — Пропилеями. Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около 425 г. до н. э. справа от ворот вырос храм богини победы Ники, и эту часть Пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объемов.

Пропилеи воздвигал архитектор Мнезикл. Они состояли из крытых глубоких ворот, образующих пять разделенных колоннами проходов, картинной галереи слева и небольшого помещения с правой стороны. К Пропилеям снизу вел широкий подъем без ступеней, по которому двигалась торжественная процессия в день праздника Великих Нанафиней. Не имела ступеней и широкая средняя часть ворот, служившая для проезда колесниц и всадников. Лестницы существовали лишь в боковых проходах.

Мнезикл впервые смело совместил в своей постройке дорический и ионический ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных и легких ионических (илл. 84). Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера он усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях — также помогают разнообразию.

Читайте так же:  Николо-берёзовка храм

Храм Ники Бескрылой. Справа от крупных и массивных Пропилеи виден небольшой храм богини победы, изображавшейся обычно в виде женщины с крыльями. Но на этот раз горожане создали храм Ники Бескрылой, желая, чтобы победа никогда не улетала от них и всегда оставалась в Афинах.

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями (илл. 85). Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны на торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом к Пропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя к ним человека, подходящего к священному холму.

Рядом с дорической колоннадой Пропилеи ионический храм Ники может показаться слишком легким (илл. 86). Поэтому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого 55 .

Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

Фриз храма Ники. Снаружи храм украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами (илл. 87). На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.

Плиты со сценами битв сохранились плохо. Но в движениях фигур много порывистости, резкости. Особенно выразительны рельефы на северной стороне, показывающие, как на грека нападает конный перс. Убитыми изображены только персы, показанные обычно одетыми в отличие от полуобнаженных или совсем обнаженных воинов-греков. В связи с этим вспоминается рассказ историка Ксенофонта о том, как спартанский царь Агесилай перед битвой с персами приказал раздеть пленных персидских воинов. Греческие гоплиты, увидев белые, незагорелые, как у женщин, тела персов, решили, что противников нечего бояться.

Рельефы с балюстрады храма Ники. В 1835 г. недалеко от храма нашли несколько плит пентеллийского мрамора с изображениями богини Ники. Плиты эти, возможно, были укреплены в древности на верхней части балюстрады, окружавшей постройку. Колонны храма высились над этими рельефами 56 .

На них показана богиня Ника в различные моменты деятельности: закалывающая жертвенного быка, несущая военные трофеи, развязывающая ремни сандалии перед входом в храм. Ника изображена чаще в профиль. Настроение богини победы в этих рельефах не воинственное, движения спокойные. Мастера с большим успехом изображают теперь красиво ниспадающие складки одежд, изысканную грацию богини, изящные позы. Подобная трактовка Ники не случайна. В последней четверти V в. до н. э. от возвышенных, гражданственных чувств искусство начинает все чаще обращаться к красоте личных, индивидуальных переживаний человека.

Рельефы балюстрады храма Ники Бескрылой выражают уже не те чувства, что воплощены в скульптурах Парфенона. В образе Ники с трофеем мастер любуется красотой стройной фигурки богини, гибкостью движений ее тела. В изображении Ники, развязывающей сандалию, складки одежд кажутся прозрачными, они подобны легкой ряби на поверхности воды (илл.88). Раскраска придавала им еще более красивый вид 57 . Чарующие образы богини Ники воспринимаются порой как волшебное видение, порой как образы реальных прекрасных афинянок. В них подчеркнуто изящество, исчезает величавая строгость статуй Парфенона.

Новые вкусы проявляются и в других памятниках последней четверти V в. дон. э.: в рисунках на сосудах, в скульптуре и в архитектуре. Появляются вазы, украшенные сложными многофигурными сценами, живописные композиции почти совершенно заполняют их поверхность. Подобный стиль в вазописи называют роскошным (илл. 89). Создается статуя богини красоты и любви с яблоками в руке, называемая Афродитой в садах. Подобная стройному деревцу в весеннем саду, она полна грации (илл. 90). Эти произведения по духу очень близки рельефам с балюстрады храма Ники. Усложнение форм, стремление к изысканности видны и в таком архитектурном памятнике Акрополя, как храм Афины, Посейдона и Эрехфея — Эрехфейон.

Крушение идеалов рабовладельческой демократии. В последней четверти V в. до н. э. прежние идеалы греческого общества испытывают жестокий кризис. Нарастает имущественное расслоение. Древние авторы упоминают об огромном числе обездоленных и нищих. Появляются и очень богатые афиняне. Терпит крушение и демократическая общественная основа греческого города-государства. Философ Антисфен утверждает, что «высшее благо для человека — быть свободным от общества». В то же время Сократ углубляется в пристальное изучение отдельной личности. «Познай самого себя», — говорит он, хотя и высказывает скептически сомнение в способности человека что-либо понять в хаосе распада привычных представлений о мире: «Я знаю, что я ничего не знаю». Процветает не возвышенная драма, но комедия Аристофана, зло и цинично иронизирующего над слабостями современников. Мир кажется грекам уже не таким гармоничным и ясным, как несколько десятилетий назад. Рушатся старые представления, рождается новое отношение к миру.

Положение Эрехфейона на Акрополе. За годы, пока строили Эрехфейон 58 , Афины пережили тяжелые события. Шла война со Спартой. В осажденном спартанцами городе вспыхнула чума. Много жителей, в том числе Перикл, погибли во время эпидемии.

Место постройки Эрехфейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехфейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехфейона поэтому имеют различные уровни.

Читайте так же:  Храм на димитрова

Расположение Эрехфейона тем не менее удачно в ансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелая часть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники — справа, то в восточной части холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона, а в левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехфейон. Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общей асимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю 59 .

Человек, вступивший из Пропилеи на Акрополь, сначала не видел Эрехфейон, так как южный его портик был закрыт постаментом статуи Афины Воительницы, а западный — оливами, стоявшими перед храмом. Лишь на пути от статуи Афины можно было рассмотреть Эрехфейон и сравнить его с Парфеноном.

Отличие Эрехфейона от Парфенона. Эрехфейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехфейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехфейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.

Взгляд на Парфенон с одной точки, с угла, дает представление обо всем храме. В отличие от этого сложный и асимметричный Эрехфейон нужно обойти со всех сторон, чтобы воспринять богатство его архитектурных форм. Именно поэтому было, очевидно, нельзя пройти к северному входу в Эрехфейон непосредственно от Пропилеи. Зодчий как бы заставлял человека обойти храм кругом.

В архитектуре Эрехфейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза 60 . Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.

Портик кариатид. Эрехфейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид (илл. 91). Три кариатиды опираются на левую ногу, три — на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, без чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика (илл. 92). Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Волосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения плотности волос — туго заплетенных, слабо заплетенных и распущенных — точно переданы им различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос (илл. 93, 94).

Правее богатого светотеневыми контрастами портика кариатид, на темной поверхности которого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладь большой стены (илл. 95). Она лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. На самом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камне узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика. Стена, таким образом, подчинена ордерной системе всего храма 61 .

Восточный и северный портики. Внутренняя планировка Эрехфейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасимым огнем. Далее располагались святилища Эрехфея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.

В отличие от плоского восточного портика (илл. 96) северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны (илл. 82). Иначе они издали, снизу из города, не были бы заметны. Колонны крупные, они имеют даже небольшое утолщение. Северный портик Эрехфейона особенно хорошо украшен. Потолок его разделен на красивые квадратные углубления, облегчающие тяжесть. Ионические колонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители. Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностью отделки Эрехфейон оттеняет сдержанное величие Парфенона (илл. 97). На украшение Эрехфейона обращалось большое внимание. Заказы на изготовление декоративных узоров давались различным художникам, чтобы не было повторов. Сохранились древние тексты об уплате денег мастерам, работавшим над убранством храма Афины и Посейдона: «Лепщикам из воска за изготовление моделей розеток для покрышек кессонов: Мезею, живущему в Милете, — восемь драхм. За изготовление другой модели, в виде аканфа, для покрышек кессонов: Агафору, живущему в Алопеке, — восемь драхм».

На Акрополе, несомненно, было большое количество и более мелких святилищ, сокровищниц, жертвенников. Там находилось также и много статуй, о которых упоминают древние авторы. К сожалению, местоположение большинства их неизвестно. Только величественно возвышаются сейчас, хотя и в руинах, Парфенон, Пропилеи, храм Ники и Эрехфейон, свидетельствующие о прекрасном искусстве греков в лучшую классическую пору расцвета их общества. Трудно назвать эпоху, в памятниках которой более ярко отразилось бы оптимистическое сознание совершенства мира. В классических произведениях красота выступает как бы в своем чистом виде, не замутненная горечью противоречий. В них всегда выражено глубокое ощущение радости бытия. Человек этой далекой от нас эпохи как бы впервые увидел красоту мира и полюбил его. Сильное и свежее чувство осталось жить в созданных им образах. Оттого так волнуют потомков эти бессмертные произведения древних мастеров Эллады.

97. Эрехфейон. Деталь орнамента фриза. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Акрополь.

Храм Ники Аптерос — храм победителей

В юго-западной части Акрополя, справа от Пропилей, находится небольшой изящный храм, выстроенный в ионическом стиле. Это храм Афины-Победительницы, первое ионическое здание в Афинах. Более известное название этого святилища – храм Ники Аптерос, Ники Бескрылой.

Читайте так же:  С днем введения во храм пресвятой богородицы

Происхождение названия

Своё общеупотребительное имя храм получил во II веке н. э. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, посетивший Афины и рассказавший о них в своём фундаментальном труде «Описание Эллады», принял стоявшую в центральном помещении святилища статую Афины, представленной вразрез с традицией не в традиционном полном вооружении, за статую Ники. Ввело писателя в заблуждение и название храма – Афины-Ники, Победительницы.

Произошло это через 500 лет после постройки здания, и ошибка Павсания осталась неисправленной. Для объяснения нетрадиционного изображения Ники без крыльев Павсаний придумал легенду, что афиняне намеренно нарушили обычай. Время сооружения святилища – период высшего подъёма могущества Афин, которые никогда не оставляла Победа. Чтобы Ника и впредь не покидала город, её изобразили бескрылой.

Подтверждением того, что нынешнее название объясняется именно заблуждением, являются находки частей мраморной балюстрады храмовой площадки, на которых Ника изображена с крыльями.

Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.

В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.

В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.

После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.

Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.

Храм Ники представляет собой амфипростиль – тип здания с двумя фасадами. Расположение здания выбрано очень удачно – один фасад обращен к входу в Акрополь, а второй – внутрь цитадели, к Парфенону. Каждый фасад украшен четырьмя колоннами ионического ордера. Всё здание стоит на трёхступенчатом основании, размеры верхней площадки которого – 8 х 5,4 м.

Хотя колоннада храма в целом выполнена в ионическом стиле, который считался женственным, Калликрат несколько изменил пропорции колонн, приблизив их к воинственному дорическому типу, напомнив тем самым о характере Афины-воительницы. Строгие черты дорического стиля позволили архитектору достигнуть примечательной гармонии с обрамлённым колоннами входом в Акрополь, Пропилеями, над которыми расположен храм Ники Аптерос.

На трёх сторонах фриза храма были расположены рельефные изображения сражений греков с персами, на четвёртой – собрание богов Олимпа, наблюдающее за битвой. В центре «олимпийской» части фриза — Афина и Зевс. Статуя Афины была установлена и в самом храме. Богиня была представлена достаточно необычно – с шлемом в одной руке и плодом граната – в другой.

Перед храмом со стороны Акрополя был установлен алтарь, который утверждался единым проектом со святилищем, а вся храмовая площадка была ограждена балюстрадой, состоявшей из мраморных плит с изображениями крылатой Ники.

Древние авторы с восторгом отзывались о храме Ники Аптерос, и в наше время он считается одним из красивейших произведений архитектуры классической эпохи.

Исторические судьбы святилища

При Перикле строили на века, и храм Ники Аптерос простоял практически без изменений более двух тысячелетий. Но в 1687 году турецкий гарнизон Афин был осаждён в акрополе венецианцами. Испытывая недостаток в боеприпасах, турки начали разбирать здания Акрополя, чтобы извлечь свинец, которыми скреплялись мраморные плиты. Сильно пострадал и храм Ники Аптерос. Позднее, в конце XVIII века, часть камней, из которых он был сложен, была использована турками для ремонта укреплений афинской цитадели.

После завоевания Грецией независимости началась работа по восстановлению архитектурного наследия Эллады. В 1835 году каменные блоки, из которых был построен храм, извлекли из земли, однако работы по воссозданию святилища велись без должной подготовки, да и квалификация исполнителей оставляла желать лучшего. Поэтому вновь отстроенный храм имел не слишком много общего с античным предшественником.

Сто лет спустя обнаружились значительные трещины в кладке Пиргоса, что грозило обрушением укрепления вместе с храмом. Здание святилища было разобрано, а фундамент бастиона тщательно укреплён. После этого храм вновь собрали с использованием фрагментов, найденных за прошедшее после первой реконструкции столетие. При реставрации архитекторы тщательно следили за соответствием друг другу стыков каменных блоков, чтобы максимально точно определить их взаимное расположение и приблизить внешний вид здания к первоначальному.

Именно во время этих работ были обнаружены остатки предшествовавших храму Ники Аптерос святилищ.

Последняя реставрация была произведена в 2000 году. На свои места были установлены многие фрагменты рельефного декора и недостающие элементы конструкции, обнаруженные при раскопках на Акрополе. И сейчас благодаря усилиям историков и реставраторов можно в полной мере оценить красоту замечательного памятника древнегреческой архитектуры – храма Ники Аптерос.