Меню Закрыть

Село кулевча храм

Небольшое село Кулевча в Саратовском районе Одесской области за последние несколько лет приобрело широкую известность среди православных Украины, Молдовы и России. Ежедневно сюда приезжают люди, чтобы своими глазами увидеть чудеса, происходящие в Свято-Николаевском храме. Многие прихожане, побывав здесь однажды, потом еще не один раз возвращаются в Кулевчу. Чем же так привлекает людей обычный сельский храм?

Село Кулевча находится всего в 120 км от Одессы, в Бессарабии, недалеко от украинско-молдавской границы. Вроде недалеко — а как на другую планету попадаешь. Из городской сутолоки и суеты — в неспешный, тихий мир. А сама церковь, окруженная клумбами и цветами даже в пору ранней весны, вообще кажется каким-то райским уголком. Настоятель храма отец Павел просто и доходчиво объясняет самые сложные явления, которые, наверное, всегда будут предметом спора между людьми верующими и атеистами: кто сотворил мир и все сущее в нем? как жить, принимая без горечи и озлобления все тяготы и испытания, не утрачивая веры? как отличить добро от зла.

Отец Павел подробно рассказал нам о чудесах, происходящих в Свято-Николаевском храме в последние 4-5 лет.

Прежде, чем пригласить в храм, отец Павел подвел нас к распятию — поклонному кресту, установленному во дворе. Это и есть первое «кулевчанское чудо». По сути, сам крест является подножием большого креста, который незримо охватывает всю Украину. Дело в том, что он является одним из четырех поклонных крестов, которые воздвигнуты по четырем сторонам Украины по благословению старцев. Один крест — в Чернобыле, один — в Кулевче, один — в Старом Почаеве, один под Харьковом на месте крушения императорского поезда. Сам крест сделан из мореного дуба, которому более 1300 лет. А образ Господа — из современного материала. Удивительно то, что если соединить эти населенные пункты на карте Украины, то окажется, что географические точки находятся прямо напротив друг друга, и на карте появится правильный православный крест на всю Украину. А ведь этого никто не делал специально!

— Значит, это не человеческое произволение, а божеское, это доказательство того, что Господь еще не забыл Святую Русь, несмотря на все перипетии, которые были в нашей истории, это свидетельство того, что Он помнит о нас, охраняет и защищает, — говорит отец Павел.

Сами кресты были установлены в течение полугода. Но задолго до этого к слепой монахине Вере из Киева приехал за советом другой монах — Иоанн. Она сказала: «Тебе есть откровение от Пречистой, чтобы воздвигнуть четыре креста с четырех сторон Украины». И назвала четыре населенных пункта. «Если ты это сделаешь, ты сделаешь великое дело». Иоанн, чтобы удостовериться, что это благословение исходит от Бога, поехал к своему духовнику, который живет на Урале, — 122-летнему старцу. Старец помолился в алтаре и сказал: «Это великое дело». То есть повторил слова матушки Веры. Затем Иоанн поехал в Одессу, еще к одному старцу, чтобы спросить его мнение и его благословение. Тот тоже помолился и сказал: «Это великое дело». Три человека, не сговариваясь, сказали одни и те же слова. И тогда Иоанн, уже ни в чем не сомневаясь, начал эту великую работу. Нашлись спонсоры, которые помогли сделать кресты из мореного дуба, привезти и установить.

У верующих не принято целовать лик и руки Господа, а только ноги. Если посмотреть на тот великий крест, который образовали эти четыре точки на карте, то первый поклонный крест — вершина большого креста — находится в Чернобыле, куда паломникам попасть довольно сложно. Вторая точка — Старый Почаев в Тернопольской области — расположен в трех километрах от знаменитой Почаевской Лавры, куда приезжают тысячи людей. Но об этом кресте они ничего не знают — он как бы спрятан возле старого деревянного храма, где когда-то молился и умер Иов Почаевский. Это святое место оказалось несколько в тени. Так же и под Харьковом — там величественный храм, построенный на месте крушения 19 октября 1888 года поезда, в котором находились император Александр III и его жена Мария Федоровна с детьми. В результате страшной катастрофы было травмировано много людей, несколько десятков человек погибли, но царь и его семья не пострадали, выйдя из-под страшных обломков невредимыми. Спасение императорской семьи было объявлено чудесным и вызвало по всей России радость среди граждан. На месте катастрофы был воздвигнут храм Христа Спасителя Преславного Преображения и часовня Нерукотворного Спаса. Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена. Она простояла более 50 лет без купола и только недавно была отреставрирована. Туда на богослужение приходит не очень много народа. Так что третий крест тоже вроде как спрятан.

Четвертый крест установили в Кулевче. И люди здесь бывают почти каждый день, а в субботу, когда служится молебен, и 400, и 500, и 600 человек приходят и приезжают со всей Украины, из Молдавии, России — и все подходят к этому распятию, которое символизирует подножие большого креста, поклоняются ему. В шахты, в которые установлены все четыре креста, было заложено по одному кирпичу из разрушенного храма Христа Спасителя, стоявшего на месте крушения поезда. А наместник Святогорской Лавры благословил по одной меловой глыбе из келий лавры (они вырезаны в меловой скале) — в знак благословения Святогорской Лавры.

Чудеса нерукотворные

Сам Свято-Николаевский храм в Кулевче не очень большой по размерам, но теплый и уютный. Все время, пока мы разговаривали со священником и рассматривали чудесные иконы, нас не покидало ощущение абсолютного покоя. Так бывает, когда возвращаешься домой после долгого путешествия.

Итак, еще одно чудо — лилии, которые расцветают на срезанных стеблях, помещенных в икону Казанской Божьей Матери. Икона вскрывается раз в году — после Пасхи в пятницу. Люди приносят лилии из своих палисадников, и их кладут на подоконник. До 12 часов цветы освящаются, затем икону вскрывают, прошлогодние цветы забирают, а внутрь кладут свежие. Со временем нижние концы срезанных стеблей засыхают, а верхние продолжают расти, обвиваясь венчиком вокруг лика Богоматери, выпускают бутоны, которые распускаются на праздник Святой Троицы. После этого на сухих стеблях внизу прорастают новые белые клубни, а из них — молодые зеленые листочки, которые не увядают целый год — до следующей Пасхи. Несмотря на то, что этот праздник двигается по календарю, цветы всегда его дожидаются. Потом их, как святыню, раздают прихожанам.

Вот что еще рассказал нам отец Павел.

— Ученые ботанических садов Киева и Одессы уже два года изучают это явление. Несколько веточек забирают с собой, остальные опечатывают в храме на других иконах. Они говорят: «Если растения будут расти одинаково, это естественное явление. Если только в храме, а у нас в лаборатории погибнут, значит, у вас тут какое-то неведомое биополе. Но если погибнут и в храме, а живут только в иконе и на иконе — значит, это что-то науке неизвестное». Так и происходит — цветы живут и цветут только на иконе и в иконе.

В центре храма — большое распятие Иисуса Христа, которое уже пятый год мироточит. Причем, обильно только в пятницу, субботу и воскресенье, когда в храме идет служба. А с понедельника ручейки присыхают, остаются влажными 2-3 ручейка.

А на иконе Великомученика Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя при реставрации увидели удивительную вещь: когда открыли стекло, на стекле осталось изображение иконы. И это отражение не пропадает. Такое явление наблюдается в некоторых храмах в России, а также в Киевском Введенском монастыре, где есть икона Божией Матери «Призри на смирение». Столичные ученые, принадлежащие к разным отраслям науки, в том числе криминалисты, исследовали это киевское чудо и пришли к выводу, что оно имеет нерукотворный характер.

В кулевчанском храме также мироточит икона Касперовской Божьей Матери. А вот с иконой Иверской Божьей Матери начали происходить чудеса, когда она еще принадлежала одной из прихожанок. Как-то отец Павел был на похоронах матери этой женщины. Она показала ему простую сельскую икону — почему-то лик Богоматери начал покрываться красноватым пятном. Вгляделись — и ахнули: да это похоже на кровь!

— Когда нам привезли в храм и подарили эту икону, мы пригласили судмедэкспертов из Одессы, чтобы они установили, из чего состоит то, чем покрыта часть лика Богоматери, — говорит отец Павел. — Они сделали заключение, что «объект, присланный на исследование, определить не представляется возможным». Это значит, что в природе такого вещества не существует. Правда, они нашли в составе этого вещества много железа. Причем, в таком же количестве, как и в миро на иконе Касперовской Божьей Матери. И опять загадка. Понятно, почему в первом случае пятно красное — ведь в нем присутствует железо (железо окрашивает кровь в красный цвет). Но почему тогда миро не красное, ведь количество железа одинаково? И, кстати, кровоточить первая икона начала в то же время, когда у нас в церкви начала мироточить икона Касперовской Божьей Матери.

Последний призыв Господа

Как все это можно объяснить с духовной точки зрения? Ведь такие явления происходят не только здесь, но и в других храмах? — спросили мы отца Павла.

— С одной стороны, это последний призыв Господа к падшему человечеству, чтобы люди одумались, покаялись и пришли к Богу, а тем самым — к своему собственному спасению, — ответил нам священник. — Растление нравственное, разврат, насилие, убийства, наркотики, алкоголизм — человечество потеряло и совесть, и стыд. Когда-то мы спокойно ложились спать и не запирали в доме дверь. Сейчас все боятся друг друга. Родители — детей, дети — родителей. Люди стали зверями друг другу. И поэтому Господь призывает нас к покаянию. С другой стороны, Он хочет укрепить в нас веру. Ведь советская машина превратила нас в бездушные винтики. Бога нет, греха нет — значит, можно все. Так мы живем уже много лет.

Почему Господь показывает нам эти знаки на иконах — миро, кровь? Он призывает нас меньшим — чтобы преподать нам большее. Он призывает нас низшим, чтобы преподать нам высшее. Господь любит нас, как добрый Отец, старается дать нам духовную пищу и вечную жизнь. Посмотрите, как ведет себя непослушный ребенок. Зови его за стол, не зови — все равно не придет. И тогда мать идет на хитрость, возьмет что-нибудь интересное, показывает сыну: «Андрейка, иди сюда, посмотри, что у меня есть!» Тот бросает друзей, бежит, а она его — хвать! — и за стол. Так и тут. Все бегут в Кулевчу — что же там такое? А Господь — раз! — и накрывает нас благодатью своей! И человек окунается в эту благодать, чувствует — что-то необычное с ним происходит. Понемногу становится другим. Потом ему хочется приехать еще раз, и еще раз, и еще. Возникает потребность. Человек начинает понимать, что голод своей души он может утолить только здесь. И душа тянется к этой духовной пище, вечной пище.

Велика милость Божья. Люди здесь получают не только духовную помощь. У нас есть книга, где люди пишут свои отзывы — у кого-то благодаря посещению храма решились личные проблемы, кто-то излечился от серьезного недуга. Таких записей уже больше 700. А сколько тех, кто пока еще не вернулся сюда и не записал такой благодарности?

Некоторые прихожане меня спрашивают: «Батюшка, когда будем исцеляться?» Будто пришли на прием к врачу. А ведь человек, который переступает порог храма, уже начинает исцеляться, и священник здесь ни при чем. Он лишь вынес икону, занес, отслужил молебен. Главное зависит от самого человека. Господь любит нас, Он готов обнять каждого и в Царство Небесное ввести. Но для это мы должны быть к этому готовы. Человек должен сам хотеть пойти к Господу, покаяться и очиститься. И склонить свою гордую голову, попросить о милости Божьей. А, получая ее, не забыть поблагодарить: «Слава Богу!». Богу — а не фортуне, удаче и еще неизвестно кому…

Вот такие простые слова отца Павла, простые и одновременно сложные истины. Но батюшка хорошо знает, насколько тяжелая духовная работа стоит за каждым таким словом, за каждым таким убеждением. Как обычному человеку сложно порой удержаться от соблазна — например, от осуждения, злословия, зависти. Он это понимает и называет такие поступки своих прихожан возвышенным словом «подвиг». И словно в награду за наши маленькие и большие подвиги каждому пришедшему и приехавшему в Кулевчу после богослужения обязательно дадут чашку горячего чая и свежее печенье. Так, как заботливая мать наградит за послушание своего непоседливого Андрейку…

Читайте так же:  Храм почаевский белгород

профессор Николай Андриенко
журналист Татьяна Герасимова

Кулевча

«Радость моя Матинка Божия услыш меня помоги скорбящему супругу Александру и пошли мир и благополучие в семью это я Ксения стою и прошу услыш меня».

«Матiнко Божа, прошу тебе зцiлити молитвами своими до Господа нашего Iiсуса Христа мати мою Марию вiд смертельного недугу рака молочноi залози».

Чтобы оставить такую записку у иконы Божией Матери, горячо помолиться Ей, сотни человек отправляются в Свято-Никольский храм в бессарабское село Кулевча.

Нас Бессарабия встретила, окутанная морозной пылью. Быстро стало понятно, почему жаловался на стужу римский поэт Овидий, сосланный сюда в I веке от Р. Х. Приморский воздух при минус десяти и сейчас пробирал до костей. Описанных древним изгнанником рыб, «живьем вмороженных в лед», мы не видели, но сами практически не отличались от тех рыб. Южная зима просвечивала насквозь, как мощный рентгеновский аппарат.

Село Кулевча, цель нашей командировки, расположено в 110 километрах от Одессы и в 30 километрах от моря. Заложили его в начале XIX века болгары, бежавшие от турок. В этих краях был ранен главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов – пуля оставила его без глаза. Но, несмотря на превосходство турецкой армии в силе, Россия тогда вернула Бессарабию себе. С 1918-го по 1940 год эта земля принадлежала Румынии, а теперь отошла Украине, хотя населена почти сплошь русскоязычными и любящими Россию людьми.

Сейчас в Кулевче три-четыре тысячи жителей, до сих пор в основном болгары. Виноградники, фермы. Колхоз небогатый, но все же способный содержать школу и два детских садика. Зарплаты – около сотни гривен (гривна – около 6 рублей). Газовая труба сюда никогда не дотягивалась. Топят дровами и углем (уголь – 1000 гривен на зиму). До весны обычная семья живет в одной комнате, потому что отопить целый дом невозможно.

До храма в Кулевче нас пообещала довести болгарка Ирина, с которой мы познакомились на автостанции в Белгороде Днестровском (бывший Аккерман).

— Сегодня старый Новый год. Дети щедровать будут. Вечору носить, – рассказывала она, показывая на своего семилетнего сына. И после объяснения, что «щедровать» все равно что колядовать, а «вечора» – торбочка для подарков, которую вешают на грудь, прибавила:

— Я знаю, куда вы едете. К плачущей иконе.

Пасхальные лилии

В киоте Казанской иконы Божией Матери в кулевчанском Свято-Никольском храме живут лилии. Цветы закрыли под стекло после Пасхи, они засохли, и потом снова покрылись белыми луковичками, из которых кое-где брызнули зеленые стебельки. В кулевчанском храме лилии воскресают второй год подряд.

(В Главном Ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН нам сказали, что в природе это обычное явление. Лилии размножаются именно таким способом – на стебле появляются бульбочки, их пересаживают в землю и поливают – иначе они засохнут. В отдельных случаях – все зависит от сорта лилий и условий хранения – бульбочки могут расцвести и на засохшем стебле, если в нем осталось достаточно органических веществ для цветка. Но в Кулевчах из засохшего цветка вырастала новая лилия с длиной стебля до 30 см с цветком размером с кулак – может ли в умершем стебле оставаться такой запас веществ?)

Прихожане кулевчанского храма, без сомнений, считают икону с лилиями чудотворной. Образ обрамлен сотнями сложенных записок с мольбами к Божией Матери. Еще свою Казанскую местные называют плачущей. По их рассказам, во время литургии стекло около губ Божией Матери иногда запотевает, а около глаз выступает влага. Капли держатся до двух с половиной дней, а потом вдруг за полчаса высыхают. Те, кому батюшка кисточкой переносил эти капельки на язык, говорят, что жжет так, как было в детстве, если лизнешь квадратную батарейку.

Во время каждой службы настоятель выносит из алтаря еще одну икону Божией Матери, Касперскую. Этот список с одесского чудотворного образа мироточит – киот изнутри обрызган росой.

На молебнах, которые служат здесь по пятницам и субботам, всегда полный храм народа (бывает, и более 300 человек): и местные жители, и паломники – со всей Украины. Все по очереди прикладываются к святыням и получают по ватке с миром. Для каждого настоятель, о. Павел Нога приоткрывает киот Касперской и предлагает подышать идущим оттуда благоуханием. При этом советует не спешить, задержаться перед иконой, попросить Господа и Божию Матерь – как дети просят родителей. Со смирением, с верой, с надеждой на то, что получишь помощь.

Истории с хорошим концом

Молодая женщина из певчих рассказывает: «Я жена священника Свято-Успенского храма села Кривая Балка.
В 2003 году заболела: саркома с метастазами. Рекомендовали облучение, химиотерапию. Но у меня были две операции подряд, и я отказалась, ходила постоянно сюда в Свято-Никольский храм, заказывала молебны. Когда через год обследовалась, результаты были хорошие. Все говорили, что это чудо. Но у меня еще была опухоль в горле и на почке большая киста. Я опять отказалась от лечения, ходила в храм, молилась, читала Богородичное правило, просила помощи с упованием на Господа, что Он меня спасет. Батюшка собрал мне святое миро, прикладывал обновившуюся икону Спасителя. И я чувствовала, что у меня есть силы жить дальше. Недавно, перед Рождеством, я была у эндокринолога, он опять настаивал на операции и дал мне направление в Киев. Но подготавливая документы, я повторно пошла на УЗИ, и врач обнаружил, что почка совершенно здорова – ни песка, ни камней, ни пленки. Когда посмотрел горло, то сказал: «Странно. Видно, что там что-то было, но опухоли нет». Это просто Господь даровал мне Свою милость, я благодарна за то, что живу возле этих святынь. Я теперь полностью здоровый человек – анализы нормальные, гемоглобин, как у мужчины. Со мной одновременно была выявлена саркома у другой женщины, менее запущенная, но та женщина уже умерла, а я жива».

Еще один рассказ – медсестры Ольги из Одессы: «В этом году приехали в Кулевчу на Рождество, а вокруг храма цветут виолы (анютины глазки). Такого никогда зимой не видела. Сюда приезжаю часто – после одного случая. Раньше муж не пускал: он у меня совершенно невоцерковленный. А в прошлом году, на следующий день после того, как мы с сыном побывали здесь на молебне, сына на улице на большой скорости ударила «Тойота». У машины было выбито лобовое стекло, помяты бампер и крыло. Сына отвезли в ту больницу, где муж работает врачом, сделали полное обследование, но ничего, кроме ушибов и царапин от стекла, не обнаружили. Муж говорит, что такого не бывает. Сам стал в церковь ходить».

Отец Павел просит всех, кто после молитвы в Свято-Никольском храме получал чудесную помощь, оставлять запись в амбарной тетради, которая хранится в свечной лавке. Нам разрешили полистать ее – «Книгу кулевчанских святынь».

В ней более 320 записей – с адресами и телефонами людей, готовых подтвердить свои рассказы.

«Бросила курить, чего не могла сделать 11 лет». «Прошла головная боль. Голова непрерывно болела с 1985 года после Афганистана». «12-летний мальчик исцелился от проказы на лице, которая мучила с 6-месячного возраста». «Молились всей семьей о даровании нам ребеночка. Я беременная. Слава Тебе, Господи!»

Сельская служба

Храму в Кулевче около 130 лет. Хотя Бессарабия переходила из рук в руки и в соседних селах все церкви были разрушены, здесь храм никогда не закрывался. Он небольшой, двуглавый, в нем много старых икон. Несмотря на волну приезжих, атмосфера на службах домашняя, хотя отец Павел достаточно строг и внимательно следит за пришедшими: как крестятся, как молятся – со вниманием или витая в облаках, – и в зависимости от того, что видит, импровизирует проповеди. Говорит о смысле креста, о том, как поминать усопших, о бумажных иконках, которые выпустил какой-то местный политик («лукавец») со своей фотографией на обратной стороне. Говорит небанально: каждое слово звучит очень веско и каждая мысль понятна и актуальна.

У всякой сельской церкви немножко свой устав. Во время всенощной в пятницу кадило батюшке подавала его дочь. Дьякон в сельском храме – роскошь, а алтарники у о. Павла – все школьники, приходят на выходных.

Утром перед литургией у входа в храм стояла девушка-звонарь, от ее рук тянулась длиннющая веревка на колокольню. Каждого входящего девушка приветствовала ударом колокола, а появление священника возвестила троекратным звоном. После чего привязала веревку внизу и пошла на клирос.

Записку вместе с купленной просфорой прихожанин здесь сам кладет на поднос около алтаря. Мужчины группируются справа и стоят всю службу, не сходя с места и скупо крестясь.

Спаситель на распятии от пояса задрапирован фелонью. В вертепе подкрашенная стилизованная фоторепродукция на тему Рождества – из того рода, что предлагают глухонемые в поездах.

На Обрезание храм был полон – человек сто пятьдесят, но причащались только две девочки лет трех и мужчина-паломник. «Почему так мало причастников?» – «Да на святках никто не хочет поститься три дня, – говорит о. Павел. – А вчера все банницу (болгарское блюдо – что-то вроде кулебяки с мясом и сыром под сметаной. – А. К.) ели».
Единственный мужчина, избежавший искушения банницей, как потом выяснилось, преподаватель философии и религиоведения в Одесском университете. А про одну из причастниц тут же рассказала ее бабушка, что Мария родилась слепой, но когда ей было два месяца, отец Павел помазал ей глазки миром и они открылись.
О. Павел советует, молясь чудотворным иконам, просить Господа и Божию Матерь, как дети просят родителей: со смирением, с верой, с надеждой на то, что получишь помощь.

Чудо за чудом

«Более трех лет назад началось мироточение на настенных иконах нашего храма – мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови, Варвары, Екатерины, князя Владимира, – рассказывает о. Павел. – Через полгода замироточил крест – Голгофа. Все больше капелек появлялось – потом и на Божией Матери, и на Иоанне Богослове. Еще через полгода замироточила Касперская икона Божией Матери у нас в доме, митрополит благословил занести ее в храм. Потом нам подарили икону Спаса Нерукотворного.

Я даже не запомнил кто. Сказал: «Спаси, Господи!» – и положил на жертвенник. Она была очень темная, одни глаза видны, но неожиданно быстро обновилась. Этот образ очень сильно действует на бесноватых. А на Троицу нам принесли Иверскую икону Божией Матери, которая закровоточила в одном доме. «

Батюшка вспоминает долго, с подробностями. Иногда ему помогает матушка Наталья, вставляя особо феерические детали. Некоторые моменты кажутся совершенно невероятными, поэтому о них промолчим. Перескажем только один эпизод, подтверждение которого могли видеть своими глазами. Одна женщина принесла в храм полученную здесь же ватку с миром. Запечатанная в целлофановом пакетике ватка пустила листочки – хлопок пророс. Этот пакетик о. Павел поместил в киот Касперской иконы – дивись, народ. Молись и веруй.

Легион свидетелей

Есть и другие свидетели необычности кулевчанских икон. На пятничном молебне одна женщина тонко кричала перед иконами и, откидывая голову, падала навзничь. Хорошо, о. Павел ухватил ее за отвороты пальто и медленно опустил на пол. Через минуту она поднялась и, шатаясь, отошла в сторону. Батюшка объяснял: «Человек в этот момент как бы видит себя со стороны, но ничего не может поделать – он во власти злого духа». Грех высвечивается перед святыней. Бывает, человек ходит к экстрасенсам – как многие водичку Кашпировского пили. Люди сами идут к служителю сатаны, просят о помощи. Господь благодатью их оставляет, а бес заходит. Бывает, этот грех или какой другой человек не исповедал: скрывал или не осознавал. Ходил, причащался, а здесь так это проявляется, что он сам ужасается.

Местные жители по-разному относятся ко всему происходящему в Свято-Никольском храме. Но прихожане, без сомнений, считают свои иконы чудотворными.

По примеру царя Давида

Местные жители очень по-разному относятся ко всему происходящему в Свято-Никольском храме. Судя по тому, что в храме собирается не все население поселка и окрестностей, большинство – скептики. В их числе и несколько молодых священников района, которым в свое время о.Павел помогал готовиться в семинарию и благочинным над которыми он является. В селе есть баптисты и свидетели Иеговы. Некоторые говорят, что батюшка сам нанимает людей, чтобы они изображали собой одержимых. Часть одесских духовников прямо запрещает ездить в Кулевчу. «У нас сначала была сплошная Пасха, а теперь – сплошная Страстная пятница», – говорит о. Павел. В настоящее время он много сил прилагает к тому, чтобы собрать материалы, подтверждающие кулевчанские чудеса. Приглашает специалистов и передает ваточки с миром на экспертизу. О хулящих его говорит с огорчением, но тут же прибавляет: «В Ветхом Завете рассказывается, как оруженосец Давида предложил убить того человека, который хулил царя. Но Давид ответил: «Может быть, ему Господь сказал: «Проклинай Давида!» – и вот он проклинает. Может, за то, что я это со смирением претерплю, Он и меня помилует» (см. 2 Цар. 16, 5-13). Так и мы. Здесь святыня. Господь ее благословил, установил. Каждый напрямую молится. Или напрямую злословит. Что мне до этого? Это их дело с Господом. А мое дело маленькое, я служу, как мне сказал Господь: вынес икону, отслужил молебен, занес икону».

Трудно жить рядом с чудом. Проще было бы умолчать о нем. И непросто, когда свидетельствуешь о необычном, не прибавить что-нибудь от себя. В рассказах некоторых кулевчан, нам показалось, есть некоторые экзальтированные преувеличения. И все же те, кто нам говорил о своих исцелениях, совсем не похожи на безумных (мы процитировали малую часть услышанного). «Только бы люди не возгордились: мол, у нас святое место, – замечает отец Иоанн из одесского Свято-Успенского монастыря, который сослужил отцу Павлу на одном из молебнов. – Милость Божия всем раздается. Матерь Божия у нас одна. Почему именно здесь стали происходить мироточения, кто знает? Может, мученики при турках были или отшельник подвизался. Милость Божия, что у нас еще есть святыни».

Милость Божия… Эти слова за два дня в Кулевче мы слышали неоднократно. А еще колядки – такие красивые, что до сих пор ходишь и напеваешь про себя.

«Эта ночь святая, ночь спасенья/Возвестила всему миру тайну Боговоплощенья», – пели на старый Новый год кулевчанские дети. Поздно вечером они парочками приходили пощедровать к своему храму – с целлофановыми пакетами вместо обещанных торбочек – и несколько цепенели от собственной отваги, которая завела их так далеко. Ведь пришлось выступать перед москвичами – можно сказать, представителями Большого театра.

И на всех службах в эти дни запевал колядки клирос – даже непосредственно перед причастием. Молебен завершался совсем каким-то детским куплетом. Мужской голос солировал: «А за ти колядки дай ми шоколадки…» И хор последний раз возглашал: «О, радуйся, земле, Сын Божий народився!»

Для желающих совершить паломническую поездку к Кулевчанским святыням

По пятницам и субботам от ж/д вокзала в г.Одесса отправляется автобус в Кулевчу.
Ориентировочное время возвращения на ж/д вокзал — 19,00.
На обратном пути — посещение источника святого Иоанна Нового (Сочавского) в г. Белгород-Днестровский.

Запись предварительная. Цена — 70грн

Контакты:
+38 067 480 42 03 (Елена, г.Одесса)
+38 067 480 61 52 (Леонид, г.Одесса)

По этим же телефонам можно заказать церковные требы.

Волшебное место. Свято-Николаевский храм в селе Кулевча, Одесской области.

О ПУТЕШЕСВТВИИ :
Одним прекрасным пасмурным, весенним и воскресным утром я решил съездить в село Кулевча, Саратского района, Одесской области. (видео, о том как добраться см. тут) Давно там не был, хоть это не так уж и далеко от Одессы, примерно лет так 6-7. Погодка выдалась дождливая, всю дорогу туда лило, а в Одессе как я смотрю и не капнуло за целый день) Дорога хорошая только до Маяки дальше жуть. Свято-Николаевская церковь в с.Кулевча основана в кон. XIX в. болгарскими переселенцами. Если не углубляться в историю болгарского народа, то Свято-Николаевскому храму на сегодняшний день уже 135 лет.

о селе Кулевча в Википедии Кулевча (укр. Кулевча) — село в Саратском районе Одесской области. Само село расположено на реке Хаджидер ( Если перевести с турецкого языка то это означает — серебряная река). Центр сельского совета расположен в 22 км от районного центра Сараты, и в 13 км от автомагистрали Одесса — Измаил. В селе есть ж/д станция Кулевча на линии Одесса — Измаил. Население по переписи 2001 года составляло 4032 человека, из них: Село Кулевча основано около 1830 г. (в 1946 г. менялось название на Колесное). Было основано переселенцами из деревни Кюлевча Шуменской области Республики Болгарии.

GPS координаты (на парковку перед главным входом) :
46.031280, 29.935102

ПРО ДОРОГУ
Выше вы уже видели краткую карту, того как я ехал. Из Одессы взял направление на Маяки, дальше от Маяк двигался в сторону Монаши. После повернул в сторону Сараты, немного проехав сразу за Николаевка-Новороссийская на подьеме будет указатель Кулевча, Вам туда это и есть финишная прямая на то село котрое Вам нужно. Ну те кто будут строить маршрут лучше ехать верхом (как это сделал я) а не через Белгород-Днестрочкий т.к. там «сущий ад» — ехать отрезком Белгород — Монаши, там только по полю так как основная трасса вся в хлам. Ниже будет представлено видюшки состояния дороги. Но это Я вынесу в отдельную тему что бы не захламлять пост (ссылка на состояние дорог и так далее и тому подобное…), может быть это кому то поможет расценить свои возможности… и поможет сориентироваться )

НЕМНОГО ФОТОК ПО ПУТИ В ХРАМ…
Выехал я поздно и знал, что на литургию и другие какие то службы не попаду. Потому спешить было не куда, главное было благополучно добраться, ехал не спеша практически в развалочку.

НУ ВОТ И КУЛЕВЧА…
Увидев вот этот указатель после железнодорожного переезда смелее берите влево! Как пишут многие источники что найти Свято-Николаевский храм в селе Кулевча раз плю… легко( т. к. есть указатели указывающие как к нему проехать, но на самом деле это не так… Нужно повернуть под трубу (такая арка из труб дальше проехать вдоль «сильрады» или как там оно их местная дума называется) и уже потом на большой площади взять левее и парковаться вдоль асфальтированной улицы! Вот.

ПРО СВЯТЫНЮ.
В последние годы храм стал объектом массового паломничества благодаря нескольким чудотворным иконам: «Кулевчанским чудом» называют Казанскую икону Божьей Матери. На Пасху ее украшают свежими лилиями, которые, засохнув, вскоре вновь пускают побеги и расцветают на Троицу, обрамляя лик Богоматери. Кроме того, в Свято-Николаевской церкви есть 4 мироточащие иконы: Иверская икона Божьей Матери, Касперовская икона Богородицы, Голгофский Крест, икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. И еще этот храм, одно из 4 мест входящих в «крест украинского православия».

График богослужений перед Кулевчанскими святынями:
— Пятница и Суббота, начало в 12:00
— Все праздничные и воскресные дни Божественная литургия, начало в 9:00

Полезная информация для паломников Пожалуйста подождите, идет загрузка данных…

кулевча карта,
кулевчанська сільська рада,
кулевчанский кхп,
кулевча 2019,
кулевча икона,
кулевча храм официальный сайт,
кулевча погода,
кулевча фото,
кулевчанское чудо,
кулевча храм,
кулевча церковь,
кулевча адрес,
одесса кулевча автобус,
кулевча храм адрес,
кулевча лебедевка автобус,
кулевча белгород днестровский,
кулевча беременность,
кулевча больница,
кулевча расписание богослужений,
кулевча изгнание беса,
кулевча википедия,
кулевча видео,
кулевча время работы,
кулевча вычитка,
кулевча церковь время работы 2020,
кулевча церковь видео,
погода в кулевча,
поездка в кулевча из одессы,
погода в кулевчах варненский район,
кулевча гостиница,
кулевча где это,
кулевча график работы,
гисметео кулевча,
город кулевча,
фермерське господарство кулевча,
фермерське господарство кулевча телефон,
кулевча достопримечательности,
кулевча дома,
кулевча как доехать,
кулевча купить дом,
продажа домов кулевча,
кулевча когда лучше ехать,
кулевча жители,
ж д станция кулевча,
затока кулевча расстояние,
затока кулевча,
с кулевча свято-николаевская церковь,
с. кулевча на карте,
кулевча икона с лилиями,
кулевча индекс,
кулевча из николаева,
измаил кулевча,
кулевча чудотворная икона,
кулевча купель,
кулевча контакты,
кулевча поклонный крест,
кулевча лебедевка,
кулевча монастырь,
монастырь кулевча отзывы,
одесса кулевча маршрут,
святые места кулевча,
кулевча на карте,
кулевча население,
кулевча новости,
кулевча на троицу,
кулевча номер телефона,
николаев кулевча,
недвижимость кулевча,
кулевча свято николаевский храм,
кулевча одесса,
кулевча одесская область церковь,
кулевча официальный сайт,
кулевча одесская область карта,
кулевча одесская область экскурсии,
одесса кулевча как доехать,
кулевча поездки из одессы,
кулевча поездка,
кулевча паломничество,
кулевча последние новости,
кулевча проповеди,
поезд кулевча одесса,
кулевча расписание служб,
кулевча храм расписание служб 2019,
одесса кулевча расстояние,
кулевча храм расписание служб 2020,
кулевча храм расписание служб 2021 год,
кулевча саратского района,
кулевча сільська рада,
кулевча служба,
кулевча сайт храма,
кулевча сельский совет,
кулевча сегодня,
синоптик кулевча,
село кулевча свято-николаевский храм,
погода с кулевча,
протоиерей павел с. кулевча,
кулевча тамбовская область,
кулевча тур,
кулевча телефон,
кулевча украина,
укрпочта кулевча,
кулевча фонтан
кулевча фг,
фх кулевча,
фк кулевча,
село кулевча фото,
храм кулевча форум,
кулевча храм фото,
документальный фильм кулевча,
кулевча храм расписание служб 2022,
херсон кулевча расстояние,
кулевча церковь фото,
кулевча церковь отзывы,
кулевча чудеса,
кулевча школа,
кулевча экскурсия из одессы

Здесь находится один из четырех поклонных крестов, установленных по благословению старцев. Всего их четыре в Украине – в Кулевче, Чернобыле, Старом Почаеве и под Харьковом. Если соединить точки на карте страны, то получается огромный крест. И поселок – его подножие.

И ПУТЬ НАЗАД…

Все материалы представленные на сайте являются, уникальными и неповторимыми. Все права на данные контент принадлежат автору ресурса. Любое размещение контента (частично либо полностью) на других ресурсах и печатных изданиях без указания ссылки на веб сайт источник: www.odesoftami.com являются незаконными.

Если вы нашли ошибку или опечатку в постах на нашем сайте, пожалуйста, выделите текст с ошибкой, нажмите Ctrl+W или сообщите нам об этом. (правописание в комментариях * не модерируется).

Село Кулевча, расположилось на берегу реки Хаджидер, что в переводе с турецкого означает «серебряная река». Само село находится на юге Одесской области в Саратском районе.

В годы Османской оккупации в Болгарском государстве царили бесправие и жестокое отношение к православным жителям. Население было лишено права проживания в городах, занятия привычными ремеслами и сбыта изготовленной продукции. Непосильные поборы, самый страшный из которых налог кровью. Раз в несколько лет мальчиков из болгарских семей насильно увозили из родного края, обращая их в мусульманство и создавая искусных воинов янычар. Болгарам насаждалась чуждая религия ислам. Многие православные церкви были превращены в мечети. Православные храмы не имели права воздвигать кресты на куполах.

Желание сохранить семьи, самобытную культуру и ремесла, а также исповедовать православие, сподвигло болгарский народ искать новые, малоизвестные земли. С разрешения русской царицы Екатерины, пустынные земли Причерноморья массово заселялись разными народами. Так, немецкие колонии возводились рядом с болгарскими селами. Постепенно обживалось все побережье от границ современной Румынии до Крыма.

Во время очередного вынужденного переселения болгар возникли несколько поселений, одним из которых было село Кулевча в Бессарабии. Это произошло в 1830 году. Наряду с возведением домов началось строительство православной церкви. Храм назвали в честь Святого Николая, заступника сирот, скитальцев и обездоленных.

Несмотря на целинные, труднообрабатываемые земли, переселенцы превратили свои деревни в прекрасные, богатые места обитания. Тяжелый труд компенсировался освобождением от налогов на 50 лет, а так же свободой и спокойствием за жизнь близких.

Отдаленность от больших городов и магистралей помогло жителям избежать репрессий и гонений и в годы мировых войн и в революции. Переход бессарабских земель под румынское господство и последующее возвращение в состав СССР не сломали дух и веру кулевчан. Храм стал для них спасительной гаванью и ни одного разу не закрылся для прихожан. Храм стойко выдержал и времена варварского разрушения церквей и атеистические нападки бесноватых чиновников.

Построенный еще в 19 веке храм с его богатой историей стал в последние годы известным местом паломничества жителей как Украины, так и зарубежных христиан.

Некогда тихое, малоизвестное село Кулевча, расположено в Саратском районе Одесской области в 120 км от областного центра, приобрело большую популярность в наше время.

Небольшая, двуглавая, уютная церковь стала известной после установки поклонного креста. Кулевский крест является одним из четырех благословенных крестов, олицетворяющих виртуальный крест, осеняющий крестным знамением всю территорию Украины. Кресты расположены на местах Божественных чудес так, что визуально прочертив прямую вертикальную и горизонтальную линии на украинской карте, получим правильное изображение креста. Изголовье находится в действующей церкви Чернобыльской зоны. Там установлена одна из четырех реликвий. Второй крест находится рядом с Почаевской лаврой Тернопольской области, третий недалеко от Харькова, на месте, где произошла катастрофа поезда, с путешествовавшей царской семьей. Несмотря на множество травмированных людей, члены семьи Александра III уцелели. На этом месте создали храм Христа Спасителя Преславного Преображения и часовню Нерукотворного Спаса. Кулевский крест отождествляет подножье распятия. За установку крестов взялся монах Иоанн, получивший благославление старцев. Слепая монахиня Вера объявила монаху откровение от Богородицы на воздвижение крестов и место их установки. Благодаря упорному труду Ионна, помощи спонсоров и стараний лучших мастеров были изготовлены кресты из древнего мореного дуба. 1300 летний дуб после долгих поисков был поднят из болота в Черниговской области. Образ Господа изготовили по современным технологиям.

Ежедневно многие верующие приезжают на поклон к кресту, символизирующему защиту Господа от различных бед и катаклизм.

Чудотворные святыни Свято Николаевского храма в Кулевче

Церковь в Кулевче славится своими старинными иконами. Несколько лет назад внезапно замироточила настенная икона Веры, Надежды, Любови и Софии. Следом диво произошло и с другими иконами.Чудесное миро появилось на образах мученицы Варвары и Екатерины, затем больше влаги появилось на иконах Божьей матери и Ионна Богослова. Спустя полгода замироточил крест, изображение распятия Иисуса на Голгофе. Уже несколько лет обильное мироточение распятия Христа наблюдается с пятницы по воскресенье и в большие праздники во время служения в церкви. В понедельник благовонная влага на кресте подсыхает.

Еще через полгода замироточила икона Касперской Божьей Матери, находящаяся в доме настоятеля Свято Николаевского храма отца Павла. С благословения митрополита икону перенесли в церковь.

Каждый раз во время Богослужения о. Павел выносит чудодейственный образ Касперской Богородицы к прихожанам и паломникам. Каждый из них прикладывается к иконе, вдыхая благовониями , исходящими от росы внутри киота и получает вату, смоченную благовонной мирой. В одном из таких пакетиков спустя полгода обнаружили 12 проросших хлопковых семян. Батюшка предлагает не уходить сразу, а подольше задержаться и с надеждой попросить Господа и Богородицу о милости и смирении. Несмотря на большое количество жаждущих приобщиться к таинству, у настоятеля для всех найдется доброе слово поддержки и успокоения.

Когда-то в храм принесли старую икону Спаса Нерукотворного, требующую реставрации. На темном фоне лик практически не просматривался, были видны только глаза. Икону положили на жертвенник, и через некоторое время она чудесным образом обновилась без постороннего вмешательства. Эта икона очень сильно действует на людей одержимых и душевнобольных.

Во время реставрации икон Пантелеймона целителя и Георгия победоносца специалисты удивились отображением на снятом стекле ликов святых, которое там так и осталось.

Еще одной из чудотворных святынь является икона Иверской Божьей Матери.

Этот образ, принадлежавший обычной сельской семье, после похорон покрылся бурыми пятнами, напоминающими кровь. Когда в праздник Троицы икону принесли в дар храму, пригласили судмедэкспертов, с целью определения состава неизвестной влаги. Согласно компетентного заключения, определить состав и происхождение жидкости не представляется возможным. Причем основной из составляющих исследуемого объекта оказалось железо. Но вещество, взятое из иконы Иверской Божьей Матери по составу похоже на миро лика Касперской Богородицы. Это явно показал спектральный анализ. Железо окрашивает красные тельца в крови, а миро совершенно другого цвета. Данный вопрос остается открытым до сих пор. Тем более, что мироточить иконы начали практически в одно и то же время.

Мироточение икон с ликом Богородицы отец Павел объясняет заботой и тревогой Божьей Матери о людях, зыбывших Бога и его заповеди. Таким образом она пытается предупредить своих нерадивых детей о каре небесной и наставить на путь истины, а также просит Всевышнего сменить гнев на милость господнюю.

Одной из самых любимых православных образов является Образ Казанской Пресвятой Богородицы. Образ Богомотери обладает большим перечнем истинных чудес. Не раз она спасала народ русский во время битв и указывала верную дорогу.

В военные годы святой образ Богородицы просят о мире и наставлении враждующих сторон на перемирие. Иконой благословляют молодых на счастливый брак, просят об излечении тяжких недугов. Святой лик помогает исцелится от бесплодия. Перед этой иконой матери просят о здравии и заступничестве своих детей.

Неудивительно, что именно с иконой Казанской богородицы так же произошли чудеса.

Раз в год, в пятницу после Пасхи икону открывают. Перед этим прихожане приносят лилии из палисадников и слаживают их в церкви для освящения. Клубни и сухие побеги прошлогодних цветов убирают и раздают людям, а новые, срезанные лилии кладут вовнутрь. Спустя некоторое время нижние листья и стебли подсыхают, а верхние разрастаются и ветвятся, выпуская бутоны вокруг лика Божьей матери. В день Святой Троицы цветы раскрываются, после чего на сухих стеблях образуются маленькие клубни и появляются побеги.

Исследование этого феномена так же не увенчалось успехом. Ученые ботаники пытаются вырастить в лабораторных условиях лилии из Кулевчи, создавая им схожие условия. Но пока чудодействие цветения в закрытой иконе без почвы и влаги не поддается изучению.

Икона Казанской Богородицы тоже мироточит. Горькие капли росы выступают на щеках образа.

Вот и стремятся верующие и страждущие в храм прикоснуться к чуду мироточения, получить благосклонность Божью.

Конечно найдется много скептиков, отрицающих необычные явления небольшой старинной церкви, но многочисленные отзывы излечившихся людей лучше всяких исследований и комиссий говорят о чудодейственных святынях Свято-Николаевского храма.

Протоиерей Павел из Кулевчи всем посетителям храма говорит о любви Господа к каждому из нас, но очень многое зависит и от самого человека. Мы должны сами покаяться, очиститься и иметь желание приблизиться к Богу и просить его о милости.

За это Господь посылает избавление и исцеление от болезней и жизненных проблем.

Когда попадаешь в тихое, спокойное место Кулевчу, хочется отгородиться от городского шума и суеты, злобы и неверия.

Посетить храм в Кулевче, а так же источник святого Иоанна Нового (Сочавского) можно на автобусе и ж/д вокзала Одессы по пятницам и субботам.

Свято-Никольский храм в с.Кулевча одесская область

Свято – Никольский храм с. Кулевча. Одесская область

Вот уже несколько лет Свято – Никольский храм в небольшом селе Кулевча, расположенный в 120 км от Одессы, является местом паломничества тысяч людей.

Они едут туда со всей Украины и зарубежья в надежде найти исцеление от своих болезней или решить сложные житейские проблемы. А может быть увидеть и прикоснуться к чуду, которое так и называют – Кулевчанское чудо.

Чем так привлекателен этот скромный сельский храм для такого большого количества паломников?

Ответ очень прост: своими чудесами, которые, несомненно, имеют божественную силу. Начались чудеса около 10 лет назад, когда на стене храма вдруг замироточила икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На этой иконе чудо больше не повторялось, зато начали мироточить другие иконы – мучениц Варвары, Екатерины, князя Владимира. Все больше капелек потом появлялось на иконе Божьей матери и образе Иоанна Богослова.

А через полгода в центре храма замироточил крест – Голгофа. И мироточит до сих пор. Причем обильно только в пятницу, субботу и воскресенье, когда в храме идет служба. А в понедельник ручейки присыхают. А через некоторое время замироточила Касперовская икона Божьей Матери.

Криминалисты Одесского бюро судмедэкспертизы дважды приезжали в Кулевчу. После тщательного анализа они сделали официальное заключение: струйки на иконе это « органическое маслянистоподобное вещество, происхождение которого установить невозможно». Были сделаны спектограммы, графические изображения веществ с Иверской и Касперовской икон, и…, еще одно чудо! Спектограммы сошлись, то есть миро и кровь имеют одинаковый состав. Ни один эксперт не нашел причин, чтобы обвинить настоятеля Павла в обмане. Все признали – это чудо! Кулевчанское чудо!

В храме есть множество чудотворных святынь:

  • Слезы на щеке Касперовской иконы Божьей Матери.
  • Икона Нерукотворный Спас, которая обладает огромной исцеляющей силой.
  • Кровоточащий лик иконы Иверской Божьей Матери.
  • Проявляющаяся на стекле икона целителя Пантелеймона и Георгия Победоносца.
  • Мироточащий Голгофский крест.
  • Один из четырех Поклонных Крестов, установленных на Украине.
  • Казанская Икона Божьей Матери, в которой сами по себе расцветают засохшие лилии.
  • После того, как в храме замироточили иконы, отец Павел давал каждому прихожанину маленькие пакетики с крошечным кусочком ваты, пропитанные миром. И через некоторое время случилось еще одно чудо. Подаренный пакетик с пропитанной миром ватой, прихожанка храма на долгое время забыла в кошельке. Когда же пакетик был найден, содержимое повергло ее в шок. Вата проросла двенадцатью маленькими зелеными цветочками, похожими на цветки хлопка. Фото этого чуда и сама вата до сих пор хранятся в храме.

Паломникам батюшка обязательно выносит кровоточащую Иверскую Икону Богородицы и благоухающую

Касперовскую икону. Все по очереди прикладываются к святыням и получают по ватке с миром. Для каждого настоятель отец Павел приоткрывает киот Касперовской Божьей Матери и предлагает вдохнуть идущий оттуда аромат. При этом батюшка советует не спешить, задержаться перед иконой, попросить Господа и Божию Матерь – как дети просят родителей. Со смирением, с верой, надеждой на то, что получишь помощь.

Свято-Никольскому храму была подарена паломниками икона Спаса Нерукотворного. «Она была очень темная, одни глаза видны, но неожиданно краски быстро обновились. Этот образ очень действует на бесноватых»,- говорит отец Павел.

Но самое большое чудо случилось около семи лет назад. Вместе с другими иконами начала плакать икона Казанской Божьей Матери. Во время литургии стекло около губ Божией Матери иногда запотевает, а около глаз выступает влага. Капли держатся до двух дней, а потом за полчаса высыхают. Те, кому батюшка кисточкой переносил эти капельки на язык, говорят, что язык от жжения немеет от нескольких часов до нескольких дней.

Тогда батюшкой в киот Казанской божьей Матери было вложено несколько лилий. Когда они завяли, прихожане заметили, что у засохших стеблей стали появляться маленькие белые луковички, а из засохших цветов начали вырастать новые лилии с длиной стебля до 30 см. Теперь каждый год в пятницу, после Пасхи, священниками и прихожанами срезаются лилии, освящаются и ставятся в киот Казанской Божьей Матери. Там они находятся до Троицы.

Они засыхают, на них появляются белые луковички, затем молодые побеги, которые очень быстро растут, правильно обрамляя лик Богородицы и, наконец, цветы, которые расцветают на Троицу, хотя этот праздник не имеет установленной даты.

Удивительная вещь произошла и на иконе Георгия Победоносца и Пантелеймона Целителя. Когда ее хотели отреставрировать и открыли, на стекле с обратной стороны осталось изображение иконы. И это изображение наблюдается и сейчас.

Многие паломники в храме прикладывают к иконам платки и полотенца, чтобы можно было увезти их с собой для исцеления.

Во дворике церкви также есть святыня – Поклонный крест. Он является одним из четырехпоклонных крестов, которые воздвигнуты по четырем сторонам Украины по благословению старцев.

У верующих не принято целовать лик и руки Господа, а только ноги. Если посмотреть на тот великий крест, который образовали эти четыре точки на карте, то первый поклонный крест – вершина – находится в Чернобыле, второй – в Старом Почаеве, третий – в Харькове,на месте крушения императорского поезда, а четвертый – подножие большого креста и есть поклонный крест с. Кулевча.

Почувствуйте и вы на себе силу Кулевчанского чуда, которое исцеляет тело и душу. Совершить паломничество в Кулевчу необходимо каждому верующему человеку.

Ведь иногда спасает только вера и надежда на чудо!