Меню Закрыть

Ногинск храмы монастыри

Близ деревни Авдотьино в Ногинском районе расположены уникальные храмовые пещеры. Два года назад в них начались археологические раскопки. С недавнего времени уникальные предметы древнего искусства может осмотреть любой желающий.

От Москвы по Щелковскому шоссе до деревни Авдотьино не более часа езды. Можно добраться и электричкой с Ярославского вокзала, от железнодорожной станции Чкаловская почти к самому месту доставит 321-й автобус. Несколько минут пешком — и мы у стен знаменитого епархиального мужского монастыря Николо-Берлюковской пустыни. Он стоит на высоком берегу реки Воря. На просторной поляне среди сосен вырыт котлован с уходящими под землю ходами. Это и есть знаменитые монастырские пещеры, уникальное явление в истории христианства. Кстати, на территории России такие подземные монастыри создавали в Чернигове, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Псковской областях. Большинство из них до сегодняшнего времени не дожили и вряд ли когда-нибудь будут найдены. Это придает подмосковным пещерам особую ценность. Если раньше они были открыты только для специалистов, то сейчас пускают и туристов.

Как пояснил корреспонденту «РГ» послушник Николо-Берлюковской пустыни Алексей Дьяконов, пещеры возникли не на пустом месте. Первыми карстовые пустоты обнаружили древние славяне и создали над ними культовый языческий центр и поселение Берлино. Затем место облюбовали монахи-скитники. А в начале XVII века при пещерах была основана Свято-Николаевская Берлинская пустынь, впоследствии переименованная в Берлюковскую. В 1806-1811 годах иеромонах Максим (Погудкин), «возлюбя безмолвие», начал копать себе келью. В 1863 году при иеромонахе Иосифе (Иванове) над пещерами был заложен храм во имя Собора Иоанна Предтечи. Храм имел наружный фасад обычной церкви с куполом, а вот его алтарная часть была подземной. Из алтаря по переходам можно было попасть в созданные монахами земляные кельи. Средства на возведение подземной части храма дал меценат. Как писал иеромонах Иосиф: «Московский купец Никита Щенников через посредство неоднократного сновидения желает устроить во вверенной мне обители в нижней пещерной часовне Церковь». На храм купец пожертвовал три тысячи рублей серебром, еще тысячу рублей — на возведение чугунного иконостаса весом 180 пудов. Как писали тогда современники, иконостас «был вызолочен намордан через агонь», а иконы были на медных листах. Пещерные ходы были расширены и обложены кирпичом. Руководил работами известный в то время архитектор Николай Козловский.

Сейчас сложно представить, как столетие назад выглядел действующий подземный комплекс, ведь в советские годы храмовые постройки пребывали в запустении, монастырь был закрыт. Несколько полноводных весен размыли береговую линию реки, а местные дачники разобрали кирпичи на постройки. Довершили дело краеведы-спелеологи, в 1960 годах они разобрали одну из стен храма, в результате произошел оползень, заваливший остатки церкви.

Однако в мае 2007 года в праздник Иоанна Ветхопещерника были начаты исследовательские работы. Как рассказал корреспонденту «РГ» руководитель московского клуба «Реставросъ» Константин Лобачев, место представляло собой огромную мусорную свалку. К расчистке территории присоединились члены братии, жители деревни и даже местные чиновники. За два года значительная часть подземелий был расчищена. Более того, был обнаружен и знаменитый иконостас, а помимо него остатки церковного пола, керамические глазурованные изнутри трубы, служившие некогда дренажем. В ближайшее время его отреставрируют и восстановят медные иконы. На эти цели уже идет сбор средств. Поиск реликвий продолжается.

shurov_oleg

Храмы Ногинского района

По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей…
Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…

После некоторого перерыва, я продолжаю рассказ о храмах Подмосковья. На этот раз церкви и часовни Ногинского района. В нём, как и в соседнем Павлово-Посадском районе, почти в каждом населённом пункте есть часовни и часовенные столбы. Но сначала мы посмотрим храмы городов района: Ногинска, Старой Купавны, Электростали и Электроуглей.

Ногинск — Собор Богоявления Господня
Большой однокупольный храм в стиле позднего классицизма, выстроен на месте старой каменной церкви 1755-1767. Трапезная с Покровским и Никольским приделами построена в 1823, возведенная тогда же колокольня надстроена четвёртым ярусом в 1885-1886. Закрыт в 1938, занят производством, однако избежал сильных искажений. Открыт в 1989, но в течении 1993-1997 удерживался общиной УПЦ КП, в 1997 возвращен обратно РПЦ. В настоящее время главный храм Богородского благочиния (территория Ногинского р-на).

Ногинск – Старообрядческая церковь Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы
Одноглавый храм старообрядцев-окружников со звонницей, стилизующий мотивы псковского зодчества и модерна, хороший образец неорусского стиля. Выстроен на средства А. И. Морозова. Имелись Никольский и Покровский приделы. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. Занят бараночным цехом хлебокомбината.

Ногинск — Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская
Пятиглавый кладбищенский храм в русско-византийском стиле был выстроен в 1846 на средства купца П. Ф. Елагина. Трапезная и колокольня пристроены в 1870-х, в нач. 1890-х к храму на средства купца С. Г. Куприянова пристроены Сергиевский и Никольский приделы в псевдорусском стиле. Закрыта в 1930-х, венчания сломаны, кладбище срыто. Была занята кинотеатром. Открыта в 1991, отреставрирована.

Ногинск — Церковь Константина Богородского
Новый каменный одноглавый храм на полуподвале в русском стиле с колокольней 1999-2001 гг. Приписан к Богоявленскому собору.

Ногинск — Церковь Татианы Мученицы, при СИЗО
Небольшой одноглавый храм, устроенный при тюремном замке, в ХХ в. был перестроен до исчезновения. Взамен в здании СИЗО сооружена новая небольшая церковь.

Ногинск — Церковь Троицы Живоначальной, Киевского патриархата
Небольшой храм, оборудованный в части каменного жилого дома дореволюционной постройки отлученным от Церкви архим. Адрианом (Стариной) после возвращения к РПЦ удерживавшегося им в 1993-1997 городского собора. Внешне выделен звонницей над крыльцом.

Ногинск — Церковь Успения Пресвятой Богородицы, в Пороховом заводе
Церковь типа восьмерик на четверике, выстроенная в 1753-1756 гг. на средства купца Г. П. Клюева. Трапезная с приделами Сергия Радонежского и Двенадцати Апостолов и колокольня построены в нач. XIX в., трапезная расширена в 1856. Закрыта в 1930-х, открыта в 1990, отремонтирована.

Ногинск — Церковь Церковь-часовня (соборная) Иконы Божией Матери Тихвинская
Небольшая одноглавая кубическая часовня в стиле классицизма в юго-западном углу соборного двора. Построена на рубеже 1820-1830-х. В 1930-х закрыта, в 1990-х вновь освящена, пристроен алтарь.

Ногинск — Часовня в Бабёнках
Кирпичный часовенный столб. Сооружен в 2007 на ул. Майская (бывшая д. Бабёнки).

Ногинск — Часовня в Доможирово
Кирпичная кубическая деревенская часовня в псевдорусском стиле. Построена в 1905 в память рождения цесаревича Алексея. В ХХ в. венчание разобрано, использовалась как трансформаторная будка. В настоящее время отремонтирована, в 2012 вновь освящена.

Ногинск — Часовня в память погибших на войне
Каменная одноглавая часовня в неорусском стиле, построена в память горожан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Входит в состав городского военного мемориала.

Ногинск — Часовня у церкви Иконы Божией Матери Тихвинская
Кирпичная одноглавая кубическая входная часовня с шатровой крышей на небольшом кладбище за алтарной частью Тихвинской церкви. Выстроена в 2009.

Ногинск — Часовня Николая Чудотворца в поселке Ильича
Кирпичная одноглавая часовня-сень. Сооружена в 2008 на средства ОАО «Ногинское ППЖТ» неподалёку от предприятия, на территории быв. сельца Жеребчиха.

Старая Купавна – Церковь Троицы Живоначальной
Двухэтажная одноглавая церковь, декорированная в стиле барокко, выстроенная в 1751 г. на средства Д. Я. Земского, внизу тёплый храм Печерской Богоматери. К нижнему храму в 1850-х пристроены боковые приделы Илии Пророка и Андрея Первозванного. В 1902-1905 над ними надстроены Владимирский и Покровский приделы, сама церковь перестроена в стиле необарокко. Закрыта в 1940, венчания сломаны, занята клубом. Открыта в 1991, реставрируется.

Старая Купавна – Часовня Георгия Победоносца
Каменный часовенный столб 1996 г. рядом с Троицким храмом.

Электросталь – Церковь Андрея Рублёва
Церковь, оборудованная в нач. 1990-х на время строительства Вознесенского храма в здании бывшей школы ДОСААФ. В 2008-2009 реконструирована, сооружён купол.

Электросталь – Церковь Вознесения Господня
Новый большой пятикупольный храм в византийском стиле. Строится с 2006, 11 марта 2019 совершено поднятие колоколов.

Электросталь – Церковь Иоанна Кронштадского
Однокупольная центрическая церковь в византийском стиле рядом с зданием Андреевской церкви. Служит крестильным храмом.

Электросталь – Церковь Пантелеимона Целителя
Церковь на территории Центральной городской больницы. Небольшой одноглавый храм выстроен из здания трансформаторной подстанции постройки 1970-х.

Читайте так же:  Как пройти небесный храм в симс 3

Электросталь – Часовня в парке в память погибших на войне
Небольшая часовенная сень в городском парке. Памятник горожанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Электросталь – Часовня на старом кладбище

Электроугли — Церковь Троицы Живоначальной
Однокупольная четырёхстолпная церковь в неовизантийском стиле, построена на средства П. Г. Брунова, высокая колокольня пристроена в 1908. Боковые приделы Петропавловский и Чернигово-Гефсиманской Богоматери. Закрыта в 1937. В 1989 в аварийном состоянии возвращена верующим, отреставрирована.

А теперь сельские храмы Ногинского района

Авдотьино — Николо-Берлюковская мужская пустынь
Монастырь основан братией Чудова монастыря в 1700-х на месте уничтоженного в Смуту Николо-Берлинского погоста, есть мнение о проживании тут иноков и в XVI-XVII вв. В 1770 упразднен, но в 1779 восстановлен митр. Платоном (Левшиным). В 1829, после прославления чудотворного образа Лобзание Христа Иудою, стал одним из богатейших монастырей Подмосковья. В сер. XIX в. были выстроены или перестроены ограда с башнями, келейные корпуса. Многоярусная колокольня сооружена в 1895-1899. Закрыт в 1920. С 1972 занят психиатрической больницей N 16 г. Москвы (для больных туберкулёзом). В нач. 2000-х часть зданий возвращена верующим, вновь открыт на восточной части старой территории в 2007.

Авдотьино — Собор Иконы Спасителя, лобзаемого Иудою в Николо-Берлюковской мужской пустыни
Кубический в плане кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле позднего классицизма, построенный в 1835-1848 усилиями архим. Венедикта на средства купца А. Е. Щекина. Служил летним собором монастыря, закрыт в 1930. Во 2-й пол. ХХ в. занят складом. Возвращен верующим в 2004, ремонтируется. В подвале устроен теплый храм Михаила Архангела.

Авдотьино — Собор Троицы Живоначальной в Николо-Берлюковской мужской пустыни
Большой однокупольный кирпичный храм в псевдовизантийском стиле с трапезной, выстроенный в 1878-1884 на месте кирпичной церкви 1780-х. Служил зимним монастырским собором. Боковые приделы Никольский и муч. Мины. Закрыт в 1920-х, в наше время используется как столовая.

Авдотьино – Церковь Василия Великого в Николо-Берлюковской мужской пустыни
Однокупольная кирпичная церковь над северными Святыми воротами монастыря, построенная в 1840 стиле позднего классицизма. Закрыта в 1920-х, в настоящее время занята администрацией психбольницы.

Авдотьино — Церковь Всех Святых в Николо-Берлюковской мужской пустыни
Кирпичная церковь, построенная в 1845-1853 на средства купца Ф. Ф. Набилкина на месте хлебопекарни, где 24 мая 1829 был обретен чудотворный образ Лобзание Христа Иудой. Внешне была выделена главкой, ныне не существующей, к церкви с севера и юга примыкали настоятельские и больничные кельи. Ныне используется как один из лечебных корпусов. На фото корпус келий с церковью Всех Святых Николо-Берлюковской мужской пустыни в Авдотьино Ногинского района Московской области. Вид с восточной стороны.

Авдотьино — Часовня Николая
Кирпичный часовенный столб, приписанный к храму в Воскресенском. В 1990-х отремонтирован.

Балобаново — Церковь Троицы Живоначальной
Кирпичный храм, построенный в 1899-1903 гг. на средства купца С. В. Липина, представляет любопытный пример сочетания псевдорусского стиля с элементами модерна. Кубическое здание завершено многогранным световым барабаном под низким шатром, над притвором звонница. Боковые приделы Покровский и Успенский. Закрыт в 1929, занят производством. Открыт в 1992, отремонтирован.

Бисерово — Церковь Богоявления Господня
Храм 1814 г. в стиле классицизма — однокупольная постройка с трапезной, трёхъярусная колокольня перестроена в 1872. В трапезной Казанский и Сергиевский приделы. Закрыта в 1939. Открыта в 1989, отремонтирована.

Бисерово — Часовня
Часовня-памятник погибшим в войну сельчанам.

Богородское кладбище — Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь 2000-2002 гг. типа восьмерик на четверике с шатровой колокольней на Богородском кладбище у гор. Электроугли. Приписана к Богоявленскому собору Ногинска.

Богослово — Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Уничтоженный в Смуту храм был восстановлен только в 1719. Каменная церковь сер. XVIII в. была заменена в 1838-1849 гг. ныне существующим однокупольным храмом в стиле ампир с трапезной и четырёхъярусной колокольней. В 1911 главный престол был переосвящён в Казанский. В трапезной приделы Иоанна Богослова и Митрофана Воронежского. Храм закрыт в кон. 1930-х. Открыт в 1990, отремонтирован.

Богослово — Часовня Новомучеников и Исповедников Российских
Каменная кубическая часовня на новом сельском кладбище.

турбаза «Боровое» — Часовня в память воинов павших в Чечне
Деревянная часовня-столб с шатровым верхом. Выстроена в память воинов, погибших в Чечне.

посёлок Воровского — Часовня Александра Невского
Кирпичная одноглавая часовня-сень. Сооружена в 2007-2008 на средства благотворителей.

Воскресенское — Церковь Вознесения Господня
Одноглавый деревянный храм на подклете 1702-1706 гг., обходные галереи на консолях разобраны в ХХ в. С 1845 не использовался для богослужений, с годами обветшал. В сер. 2000-х переложен с добавлением новых брёвен.

Воскресенское — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Однокупольный храм в стиле ампир с трапезной и трёхъярусной колокольней 1833-1848 гг. В трапезной приделы Пятницкий и прп. Марфы. Закрыт в 1937, вновь открыт в 1945.

Всеволодово — Часовня
Кирпичный часовенный столб, поставленный ок. 2002. В XIX в. деревня входила в архангельский куньинский приход (ныне с. Иванисово).

Гаврилово — Часовня
Новопостроенный каменный часовенный столб.

Громково — Часовня
Каменный часовенный столб. Сохранился в поврежденном состоянии.

.
Ельня — Часовня
Новопостроенный каменный часовенный столб, приписан к церкви в Обухове.

Есино — Часовня Воскресения Христова
Большая однокупольная часовня в псевдорусском стиле, приписанная к церкви в Иванисове. После революции закрыта, отремонтирована в 2004.

Иванисово — Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Крестообразный в плане однокупольный храм в стиле классицизма с колокольней 1824-1838 гг. Главный престол Казанский, в трапезной Михаило-Архангельский и Ильинский приделы. Закрыт в кон. 1930-х, открыт в 1944.

Иванисово — Часовня Чуда Михаила Архангела в Хомех
Деревянная часовня 1882 г. в виде шестигранного сруба на месте разобранной деревянной церкви XVIII в., возможно, выстроенная из её алтарной части. Один из немногих уцелевших образцов такого рода построек.

Ивашево — Церковь Троицы Живоначальной
Ротондальный усадебный храм 1815 г. в стиле классицизма, выстроенный на средства А. С. Небольсиной, отдельно стоящая колокольня 1851-1867. В трапезной Никольский и Сергиевский приделы. Закрыта в 1941. В 1991 в тяжёлом состоянии возвращена верующим, ремонтируется.

Кабаново — Часовня
Новопостроенный каменный часовенный столб.

Калитино — Часовня
Кирпичная глухая кубическая часовня рядом с памятником погибшим в Великой Отечественной войне сельчанам. Построена в 2007 на средства В. А. Чеванкова. Приписана к Ильинской церкви в Мамонтово.

Карабаново — Часовня
Каменный часовенный столб кон. XIX — нач. ХХ вв. В настоящее время отремонтирован.

Караваево — Часовня
Кирпичный часовенный столб, поставленный в 1903. Приписан к церкви в Богослове, в нач. 2010-х отремонтирован с упрощением первоначального облика.

Колонтаево — Часовня Георгия Победоносца
Кирпичная часовня-памятник погибшим в войну сельчанам. Приписана к церкви в Ивашеве.

Кудиново — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Одноглавая церковь в стиле классицизма 1815-1835 гг. Трапезная с Никольским и Ильинским приделами перестроена в 1861. Многоярусная колокольня псевдорусского стиля выстроена в 1901. Закрыта в кон. 1930-х. В 1989 возвращена верующим в аварийном состоянии, отреставрирована.

Кудиново — Церковь Иоанна Предтечи
Малая крестильная церковь при Покровском храме.

Мамонтово — Церковь Илии Пророка
Двусветный пятиглавый четверик с трапезной и трёхъярусной колокольней 1820 г., декорирована в стиле классицизма. В расширенной в 1840-х трапезной Покровский и Никольский приделы. Практически не закрывалась.

Марьино 2-е — Часовня
Кирпичный часовенный столб, построенный в кон. XIX — нач. ХХ вв. в деревне ратмановского прихода. Поддерживается в порядке, используется как памятник павшим в Великой Отечественной войне.

Марьино 3-е — Часовня
Каменный часовенный столб, отремонтированный в 1990-х. Приписан к церкви в Воскресенском.

Молзино — Церковь Иконы Божией Матери Сорительница Хлебов
Деревянная шатровая церковь со звонницей, стилизующая деревянное зодчество Русского Севера 1996-2001гг. Построена на подворье Саввино-Сторожевского монастыря, расположенном рядом с селом. В сер. 2000-х расширена пристройкой боковых приделов.

Ногинск-5 – Часовня Михпила Архангела
Кирпичная кубическая «входная» часовня, перекрытая купольной кровлей. Сооружена на территории бывшего военного городка, в 2011 освящена.

Обухово — Церковь Вознесения Господня
Однокупольная церковь 1817 г. в стиле классицизма с трапезной и колокольней, проект близок к типовым. В расширенной в 1845 трапезной Петропавловский и Рождество-Богородицкий приделы. Закрыта в 1937, с годами пришла в аварийное состояние. Открыта в 1989, отреставрирована.

Обухово — Часовня Матроны Московской
Небольшая новая часовня в центре поселка.

Починки — Часовня
Каменный часовенный столб, построенный на месте разрушенного старого. Приписан к церкви в Ямкине.

Читайте так же:  Служение в храме на подоле

Пушкино — Часовня
Каменный часовенный столб с главкой, недавно построенный.

п. Родинки — Церковь Воскресения Словущего
Небольшая ярусная церковь в стиле барокко, выстроенная на средства А. А. Нарышкиной в её усадьбе. Трапезная с приделом Иоасафа Царевича и колокольня построены в нач. XIX в. Закрыта не позже 1930-х, в сер. ХХ в. капитально перестроена, венчания разобраны. Используется под жилье.

Следово — Часовня Илии Пророка
Часовенный столб. Первоначально выстроен деревянным, ок. 2007 заменен кирпичным. Приписан к церкви в Мамонтово.

Следово — Часовня Петра и Павла
Кирпичный часовенный столб. Приписан к церкви в Мамонтово.

Соколово — Часовня в Соколово (первая)
Глухой кирпичный часовенный столб. Был приписан к церкви в Ямкине. Сильно пострадал в ХХ в., требует ремонта.

Соколово — Часовня в Соколово (вторая)
Деревянный часовенный столб под небольшим шатриком.

Соколово — Часовня в Соколово (третья)

Степаново — Часовня Александра Невского
Каменная деревенская часовня, выстроенная недавно вместо разрушенной. Приписана к церкви в Иванисове.

Стулово — Часовня
Новопостроенный каменный часовенный столб, приписан к церкви в Обухове.

Тимково – Старообрядческая церковь
Деревянная клетская церковь в псевдорусском стиле 1912 г., выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны, занята клубом. К настоящему времени разорена.


Фото

Тимково — Часовня 2-я

Тимково — Часовня Георгия Победоносца
Каменный часовенный столб. В 1990-х отремонтирован.

Ямкино — Церковь Рождества Христова
Однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной и колокольней 1818-1826 гг. В трапезной, построенной заново в 1892-1894, Казанский и Пятницкий приделы. Закрыта в 1941. Открыта в 1990, отремонтирована.

Ямкино — Часовня
Новая кирпичная часовня-столб. Поставлена на месте прежде существовавшей Всехсвятской церкви.

До нескольких храмов в Ногинском районе я не сумел добраться. Их вы можете посмотреть по этим ссылкам:

У этого рассказа обязательно будет продолжение, в котором я расскажу о храмах следующего подмосковного района.

6 декабря 2019 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура

В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь

Богословская пустынь – исчезнувший монастырь на Клязьме

17 дек. 2019 г., 14:36

Успенская церковь в селе Богослово в Богородском городском округе была построена в середине XIX века, но история церковного погоста намного древнее. Первый деревянный храм Иоанна Богослова, стоявший у места впадения реки Шерны в Клязьму, был известен еще до польско-литовского разорения. Он входил в число самых древних приходов округи наряду с храмами Воскресения Христова в Павловском Посаде, Петра и Павла в Обухово и Николая Чудотворца в Авдотьино. В XVIII веке на Богословском погосте появился монастырь, который просуществовал несколько десятилетий, но был упразднен.

После Смутного времени древняя церковь апостола Иоанна Богослова на погосте исчезла, а на ее месте осталось лишь кладбище и ветхий деревянный крест-памятник. В следственном деле о споре за церковную землю с помещиком Василием Яновым приведено такое свидетельство старожилов: «В 1700 году на то кладбище пришед монах зовомый Питирим неведомо откуда и по какому указу, поселясь самою малою кельею». Десять лет инок Питирим жил отшельником на пустынном Богословском погосте, затем построил деревянную часовню, а потом и новую церковь. В 1720-е годы деревянный храм на Богословском кладбище заменили каменным и освятили в честь Успения Богородицы.

Любопытна связь бывшей Богословской пустыни с другим монастырем – Введенской Островской пустынью на Вятском озере. Как и Богословская обитель, она появилась вблизи Владимирского тракта, но уже на территории Владимирской губернии недалеко от города Покрова. Монастырь основали в конце XVII века старцы Сергий и Тимофей. В глухом лесу и на острове, окруженном водами Вятского озера, они построили келью и часовню. Монахи желали укрыться здесь от мира, но через несколько лет слух о лесных подвижниках распространился по округе. На берег озера приходили монахи, умоляя отшельников принять их в островной скит. Со временем число братии увеличилось, поэтому старцы Сергий и Тимофей обратились к царю Петру I и церковному начальству о позволении построить деревянный храм. Разрешение было получено, и на острове появилась церковь Введения Пресвятой Богородицы, а на Владимирском тракте – часовня для сбора пожертвований в пользу лесного скита.

После смерти основателя Островской пустыни Сергия строителем обители назначили иеромонаха Нектария, который попытался перенести монашескую общину из Вятского озера в соседнюю Богословскую пустынь Московской епархии. Летописец указывал, что Нектарий и пятеро монахов забрали с собой «церковную утварь, книги, хлеб, всякий скот и монастырские припасы» и отправились на новое место. Монахи Богословской пустыни, не имея начальника, попросили церковные власти сделать своим строителем Нектария, а Островскую пустынь, из которой тот ушел, приписать в подчинение Богословской. Обосновавшись на новом месте, Нектарий разобрал и продал построенную Сергием и Тимофеем церковь на острове Вятского озера, а придорожную часовню на Владимирке отдал священнику села Покров.

Таким образом, благодаря Нектарию Богословская пустынь в Московской епархии укрепилась, а Островская обитель Владимирской епархии, наоборот, пришла в полное запустение. Однако Островскому монастырю не суждено было исчезнуть. Старец Тимофей и остатки братии опустевшей обители пожаловались на иеромонаха Нектария властям. Духовное ведомство, разобравшись в споре, встало на сторону монахов Владимирской епархии и велело вернуть церковные постройки и имущество Введенской обители.

Введенская Островская пустынь смогла пережить период упадка и сохранилась до нашего времени, а Богословская обитель на Клязьме исчезла. В середине XVIII века новый строитель обители инок Димитрий – в миру Данила Гусев – вместе с сообщником Кириллом Алексеевым тайно распространил в обители хлыстовщину, что, возможно, роковым образом повлияло на судьбу монастыря. Через несколько лет после скандала Богословская пустынь была упразднена как монастырь, а Успенский храм обращен в приходской.

Хлыстовство в то время проникло даже в монашескую среду, например, Ивановский, Варсонофьевский и Чудов монастыри в Москве стали рассадниками тайной ереси. Сектантов было сложно распознать, потому что внешне они соблюдали все обряды православной церкви. Одним из зараженных хлыстовством монастырей стала и подмосковная Богословская пустынь.

Дореволюционный автор Е. Пеликан в материалах о хлыстах и скопцах приводил свидетельство допроса сектанта Осипова, который сознался, что его учитель Трофимов сочинил обряд наподобие церковного причастия. Он давал сектантам после радения – «верчения, трясения и говорения речей» – пять хлебов, испеченных якобы с кровью младенца. Один из таких хлебов Трофимов передал и в Богословскую пустынь Дмитрию Гусеву. Правдиво ли это свидетельство, остается неясным, но по виду оно больше похоже на сильно преувеличенные слухи о раскольниках-гусляках. Они вели закрытый образ жизни, из-за чего в XIX веке их считали поголовно разбойниками, мошенниками и колдунами.

После революции 1917 года богослужения в Успенском храме прекратились не сразу. На должность священника церкви села Богословское в тяжелые для православия годы был назначен уроженец Дмитровского уезда отец Алексий Сперанский. После коллективизации отец Алексий, не оставляя священнического служения, устроился в колхоз кузнецом. Всю неделю священник работал в кузнице, а в субботу и воскресенье снимал фартук, надевал облачение, служил и проповедовал. Однако трудовой образ жизни не спас священника от расправы, в 1937 году его арестовали и расстреляли по ложному обвинению. В 2000-м году о. Алексий Сперанский был прославлен в лике новомучеников, а на уцелевшем доме в Богослово, где он жил, в наше время появилась мемориальная табличка.

Храмы Московской области

Храмы Московской области

История. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан на месте прежнего храма во имя свт. Николая был возведен новый каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и переименовано в Богородск.

В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая. Тогда же сооружена двухъярусная колокольня, к которой через 20 лет надстроили еще один ярус.

В 1876 г. по просьбе прихожан на месте старого храма был выстроен более просторный, новый, с теми же приделами, но он уже стал называться собором. В 1890 г. на надстроенную колокольню торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой в то время из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего в здании было 13 колоколов.

В 1895 г. настоятелем назначен будущий сщмч. Константин Богородский (протоиерей Константин Алексеевич Голубев (1852-1918). Его честные мощи были обретены 20 ноября 1995 г. и в настоящее время почивают в Тихвинском храме города Ногинска. Затем настоятелем собора стал протоиерей Николай Александрович Сперанский, который неоднократно арестовывался. В 1937 г. он был расстрелян в Бутове. Подобная участь ожидала также настоятеля собора сщмч. Сергия (Сергей Константинович Махаев), который расстрелян в том же 1937 г.

Читайте так же:  Первый православный храм в россии

Собор был закрыт в 1938 г., в здании размещалось сапоговаляльное производство. В 1953 г. со стороны местного исполкома были предприняты попытки сломать купол и разобрать колокольню — но храм отстояли верующие. Храм передан православной общине в 1989 г.

В ноябре 1997 г., после неудачного захвата собора в 1993 г. раскольнической группой, храм окончательно возвращен Православной Церкви. Постепенно тут восстановилась приходская жизнь, были проведены большие восстановительные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами.

К собору приписаны часовни: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, находящаяся на территории собора; памяти павших в годы Великой Отечественной войны — на площади Победы; часовня на городском кладбище.

Адрес: 142400, Московская обл., г. Ногинск, ул. Рабочая, д. 16 а.

Телефон: (49651) 4-73-28, 4-70-38, ф.4-33-71.

Проезд: от Москвы с Курского вокзала до ст. Ногинск (68 км).

Кипрская икона и Савва Стромынский

В Ногинском районе на границе с Владимирской областью стоит село Стромынь с большой Успенской церковью. В древности здесь проходила сухопутная дорога Стромынка, соединявшая Москву с Суздалем и Владимиром. В XIV веке преподобный Сергий Радонежский основал Стромынский Дубенский монастырь, однако при Екатерине II его упразднили и превратили в обычный приход. В Успенской церкви Стромыни есть две святыни: мощи игумена Саввы Стромынского и старинная икона Кипрской Божией Матери.

Кипрская икона в подмосковном селе

Кипрская икона Божией Матери почитается в Стромыни с середины XIX века. Богородица изображена здесь сидящей на троне с младенцем Иисусом на коленях. По обе стороны трона стоят ангелы с ветвями в руках, а в нижних углах помещены маленькие фигуры мучеников Антипы и Фотинии. По-видимому, это небесные покровители семейной пары, пожертвовавшей деньги на написание иконы. В 1783 году икона помещалась в деревянной Никольской церкви села Стромынь за левым клиросом, а в 1823 году переместилась в алтарь придела Сергия Радонежского. В 1829 году деревянную Никольскую церковь сломали, а вместо нее возвели каменную Успенскую, которая сохранилась до сих пор. Икону перенесли в новый храм, но повесили не внутри, а над папертью перед входом. На лике Богородицы под глазом есть небольшое повреждение.

С Кипрской иконой связано древнее сказание. В IV веке над дверью церкви на острове Кипр располагалось изображение Божией Матери на троне, Иисуса и двух ангелов по сторонам. Один араб проезжал мимо христианской церкви и выстрелил в икону из лука. Его стрела попал в изображение Богоматери, и из «раны» потекла настоящая кровь. Испуганный араб побежал прочь от иконы, но не успел дойти до дома живым.

Археолог Яков Иванович Смирнов полагал, что это сказание относится к существовавшей на Кипре древней настенной мозаике, а не деревянной иконе. Сложная композиция Стромынского образа подсказывала, что ее первоисточником была монументальная картина. Икона на дереве обычно изображала только портрет святого, а сложные композиции из нескольких фигур в полный рост создавались в настенных фресках и мозаиках. Изначальная кипрская мозаика пропала, но исследователь хотел восстановить ее облик по сохранившимся в России копиям. Для этого Смирнов ездил в конце XIX века в село Стромынь и обследовал подмосковный чудотворный список.

Почитание Кипрской иконы в Стромыни началось в 1841 году после чудесного исцеления восемнадцатилетней девушки Мавры. Эта крестьянка заболела золотухой и скорбутом. Припадки были настолько сильны, что родные опасались за ее жизнь. После причащения Мавре приснилась икона Божией Матери, от которой она услышала слова: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением, и будешь здорова». Больная пошла в местную Успенскую церковь, чтобы найти икону из сна, но ни одной похожей не обнаружила. Она обратила внимание на образ над дверью и узнала в нем свою икону. Священники сняли лик Богородицы со стены, отнесли в дом Мавры и отслужили молебен. Вскоре больная выздоровела.

Слух об исцелении Мавры разошелся по Стромыни и ее окрестностям. Кипрскую Богоматерь поместили в храме, и последовало еще три случая исцеления. Крестьянин Алексей Порфирьев из деревни Новой Богородского уезда исцелился от паралича рук и ног. Девица Анна Петрова из соседней деревни Мележа и Алексей Петров из деревни Зубцово также избавились от расслабления рук и ног после молебнов перед Кипрской иконой.

Многие подмосковные святыни пропали в советские годы, но Кипрский Стромынский образ сохранился. Успенский храм закрывали в XX веке два раза: в 1930-е и в 1960-е. После первого закрытия прихожане не дали разграбить храм, но во второе закрытие комсомольцы вывезли все иконы из церкви. Главную святыню – Кипрскую икону – спасла прихожанка. Она уговорила комсомольцев оставить верующим две иконы: Кипрскую и Казанскую. Женщина поспешно унесла тяжелую икону через огороды, опасаясь, что расхитители передумают. В течение тридцати лет святыня хранилась в Стромыни в частном доме, а после того, как храм вновь открыли в 1989 году, вернулась на место. Тогда же из краеведческого музея Ногинска вернули и другие иконы старого убранства храма.

Два Саввы и два Дубенских монастыря

Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году прах преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.

Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».

Обе исчезнувшие Успенские обители стояли на реках с одинаковым названием и имели двух тезок-игуменов из числа близких учеников Сергия Радонежского. По мысли М.В.Толстого, это были два разных человека. В подмосковном селе почитался Савва Стромынский, а в Шавыкино – Савва Сторожевский. После игуменства в Дубенском монастыре он уехал под Звенигород и прославился как основатель уже этой подмосковной обители.