Меню Закрыть

Храм в сельцо

Георгия Победоносца и великомученицы Варвары села Матвеево

Удомельский район, Сельцо Карельское, храм Воскресения Христова

Денис Ивлев, председатель Вышневолоцкого историко-краеведческого общества.

К историческим документам Сельца Корельского.

К 170-летию храма Воскресения Христова в с. Сельце-Карельском.

Сельцо Корельское — одно из древнейших селений на территории бывшего Вышневолоцкого уезда. Оно раскинулось на берегу реки Мсты — древнейшего водного пути на Новгород. За столетия существования этого села накопилось немало интересных исторических документов, о некоторых из них мы поведем свой рассказ, расставив их в хронологическом порядке.

Из истории прихода XVIII в.

Документы конца XVIII столетия донесли до нас некоторые сведения сельском храме и о его священнослужителях. С образованием в 1772 г. Вышневолоцкого уезда Сельцо Корельское вошло в его состав и уже первые «Ведомости», имеющиеся в нашем распоряжении приводят сведения о приходе этого села.

1784 г. в «селе Сельце Корельском церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова деревянная холодная с пределом во имя Рождества Иоанна Предтечи, посредственная, в твердости, утварию довольна построена в 1700 году». Удивительно, но факт — этот храм дожил до наших дней, хотя богослужения в нем давно уже не совершаются. Это один из старейших храмов области, имеющий в своих интерьерах необычайно ценные свидетельства прошлого — надписи на тяблах иконостаса, которые указывают и дату построения церкви — между 1719-1721 гг. «при царе и великом князе Петре». Иконы, украшавшие иконостас Воскресенского храма были написаны в XVI в. О них мы поведем речь ниже.

Сложенный простым клецким способом, храм представляет собой четверик с примыкающими к нему с востока и с запада более низкими вомигранной апсидой и трапезным помещением. Сохранилась планировка церковной территории: фрагменты валунной ограды, памятник у алтарной части, несколько берез по периметру. На набережной с северо-западной стороны сохранился дом одного из священнослужителей. Ещё живущие в нем хозяева называют его «домом псаломщика» и рассказывают истории о его прошлом, а так же и о деревянном Воскресенском храме.

К слову сказать, храм носил весьма редкое посвящение — Обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Только в этих храмах в престольный праздник позволялось совершать богослужение по Пасхальному чину.

В приход Сельца Карельского входили 260 дворов. В одном только Сельце Карельком проживало крестьян Экономическаго ведомства — 63 дв., 115 мужчин, 145 женщин. Экономическими, т.е. государственными были и приходские деревни Млевской вотчины: Ношкина(?) — 25 дв., 95 м., 97 ж., в 9 вв. Кожино — 30 дв., 111 м., 113 ж., в 7 вв. Хмельники — 7 дв., 20 м., 25 ж., в 3 вв. Ивкино(?) — 3 дв., 10 м., 11 ж., в 2 вв. Бабино — 10 дв., 35 м., 35 ж., в 1 в. Карасино — 10 дв., 28 м., 29 ж., в 5 вв. Свирка — 8 дв., 21 м., 23 ж., в 5 вв. Ровень — 11 дв., 35 м., 31 ж., в 5 вв. Копенкино — 8 дв., 15 м., 17 ж., в 10 вв. Беховни Липячи(?) — 11 дв., 15 м., 17 ж., в 8 вв. Липячи(?) — 30 дв., 112 м., 121 ж., в 9 вв.

Были и помещичьи деревни. За помещиком Николая Мозовским значились усадище Дмитрово при нем дворовых людей 11 м., 12 ж., в 5 вв, Озера — крестьян 12 дв., 30 м., 21 ж., в 5 вв, Хотенова — 7 дв., 10 м., 13 ж., в 6 вв., Максимовское — 10 дв., 31 м., 22 ж., в 8 вв.
За помещицей Анной Алексеевой дочери Сысоевой числилась деревня Максимовское — 4 дв., 9 м., 9 ж., в 7 вв.

Сохранившиеся документы донесли до нас и имена священнослужителей храма в сельце Карельском. При храме из-за большого количества прихожан имелось два причта, т.е. было два священника, два дьячка и два пономаря.

В 1782 г. в первый причт входили: «Священник Иоанн Иларионов, 62 лет, в школах не был, в чтении и пении исправен, вдов, состояния хорошаго, произведен во священника в 1759 году, грамоту имеет. Диакон Петр Петров, в школах не был, в чтении и пении исправен, женат, состояния хорошаго, произведен во диакона в 1774 году, грамоту имеет. Дьячек Стефан Иванов, 26 лет, уволен из Грамматики, в чтении и пении исправен, женат, состояния хорошаго, посвящен в стихарь в 1778 году. Понамарь Петр Данилов, в 46 лет, в школах небыл, читает а писать не знает, женат, состояния средственнаго, посвящен в стихарь в 1782 году. У показаннаго священника Иоанна Иларионова дети: Василей, 28 лет, читать писать необучен, состояния хорошаго. Егор, 16 лет, читать, писать обучен, петь учится, холост, состояния хорошаго. Мария, 19 лет. Васильевы дети: Степан — 8. Иван — 2. Петр — 1 месяца. Анна — 7. Диаконовы дети: Агрепина — 12. Евдокия — 11. Евдокея — 10. Анна — 9. Агафия — 7. Параскева — 3. Дьячковы дети: Савва — 2. Евдокея — 2 месяцов. Понамаревы дети: Леонтей, 20 лет, читает нехудо и пишет петь учится, холост, состояния не худаго. Феодор, 13 лет, неучен. Иван, 2 лет. Параскева, 10 лет».
Второй причт составяли: «Вторый священник Петр Ефремов, 56 лет, в школах не был, в чтении и пении исправен, женат, состояния хорошаго, произведен во священника в 1774 году. Дьячек Алексий Григорьев, 57 лет, в школах не был, в чтении и пении хорош, женат, состояния хорошаго, посвящен в стихарь в 759 году, грамоту имеет. Понамарь Иван Васильев, 26 лет, в школах небыл, в чтении и пении хорош, женат, состояния хорошаго, посвящен в стихарь в 1776 году. У показаннаго священника Петра Ефремова дети: Иван, 16 лет, читать обучен писать учится. Семеон, 8 лет, часослов учит. Ефимия, 20 лет. Агрепина, 19 лет. Анна, 5 лет. Дьячковы дети: Петр, 35 лет, читает не худо и пишет петь учится, женат, состояния хорошаго. Герасим, 15 лет, читать обучен, писать учится. Екатерина, 18 лет. Петровы дети: Фаддей, 2 лет. Понамаревы дети: Алексей, 4 лет. Иван, 1 года».

При храме продолжали жить и праздноживущие престарелые «бывый пономарь Василей Иванов, 48 лет, в школах не был, в чтении и пении хорош, женат, состояния хорошаго, произведен в понамаря в 1749 году, о чем имеет ставленную грамоту. У него дети: Никита, 20 лет, читать писать обучен петь учится. Ксения, 21 года. Дьяческая жена вдова Матрена Никифорова, 48 лет. Дочь ее Марья, 18 лет.

В 1796 г. «Ведомости» Вышневолоцкого уезда доводят до нас следующую картину на приходе Сельца Карельского: «Приходских 273 дв., 855 м., 897 ж. Священник Иван Ларионов, 76 лет, отец дьячку Василию и дядя диакону Петру. Священник Иван за обвенчание непозволительных браков по резолюции Преосвященнаго Иоасафа и по определению Духовной Консистории в 1785 году был штрафован посылкою в монастырския труды в Добрынскую Пустыню. 2-й священник Петр Ефремов, 70 лет, в школах небыл, в чтении и пении исправен, состояния хорошаго, произведен в 1774 году.
Жена его Анна Афанасьева, 59 лет. Дети их: Симеон, 22 лет. Яков, 14.5 лет. Российской грамоте обучены. Диакон Петр, Петров, 59 лет. Жена его Лукерья Семенова, 37 лет. Дети их: Симеон — 6. Анна — 23. Агафья — 21. Параскева — 20. Дьячек Василей Иванов, 42 лет, в школах небыл, в чтении и пении хорош, состояния средственнаго, произведен в 1787 году, сын священника Ивана, двоюродный брат дьячка Петра. Дьячек Василей штрафован взысканием двух рублей пятидесяти копеек за исправление своей должности при венчании священником Иваном беззаконных браков. Жена его Параскева Сергеева, 49 лет. Дети их: Петр, 14 лет, российской грамоте обучен. Иван — 5. Агрипина — 11. Акилина — 8. 2-й дьячек Петр Алексеев, 49 лет, в школах не был, в чтении и пении не худ, состояния не худаго, вдов, произведен в 1785 году, двоюродный брат дьячка Василия и племянник священника Ивана, родной дядя пономарю Леонтию. Дети его: Фадей, 17 лет, грамоте обучен. Гаврил, 8 лет, обучает часослов. Евфросиния, 13 лет. Пономарь Иван Васильев, 40 лет, в школах не был, в чтении и пении не худ, состояния не худаго, произведен в 1784 году. Жена его Марфа Яковлева, 37 лет. Дети их: Андрей, 8 лет, обучает часослов. Ирина — 13. Марфа — 7. 2-й пономарь Леонтий Петров, 34 лет, в школах не был, в чтении и пении хорош, двоеженец, состояния не худаго, произведен в 1784 году. Пономарь Леонтий Петров за исправление при венчании священником Иваном беззаконных браков своей должности по определению Духовной Консистории в 1785 году штрафован был взысканием двух рублей пятидесяти копеек, а притом и положением за ослушание упомянутаго священника при Благочинном ста земных поклонов. Жена его Екатерина Харитонова, 21 года. Дочь их Матрена, 1 года. Дьячиха вдова Агрипина Леонтиева, 71 года. Пономарица вдова Марья Евдокимова, 60 лет. Умершаго дьячка Степана Иванова жена Марья Григорьева, 37 лет. Дети ея: Савва, 16 лет, российской грамоте обучен. Евдокия — 14. Пелагия — 13″.

Из истории прихода в XIX в.

В начале XIX века приход вырос, поменялись священнослужители, увеличилось количество живущих «праздно» при церкви, а ведь часть церковного дохода уходила и на их содержание.

1804 год: «Приходских 334 дв., 964 м., 1051 ж. Священник Тимофей Васильев, 26 лет, уволен из Философии, проповеди говорит в Вышневолоцком Соборе по две в год, в чтении и пении хорош, состояния хорошаго, произведен в 1800 году. Жена ево Агафия Петрова, 29 лет. Сын их Иван, 2 лет. 2-й священник Зиновий Максимов, 46 лет, в школах не был, в чтении и пении хорош, состояния хорошаго, произведен в 1800 году, диакон Семен ему зять родной. Жена ево Анна Александрова, 44 лет. Дети их: Стефан, 11 лет, обучается Тверской Семинарии в нишшем классе, прозывается Нечаев. Никифор — 7. Надежда — 1. Диакон Семен Петров, 30 лет, в школах не был, в чтении и пении хорош, состояния хорошаго, произведен в 1800 году. Жена ево Татияна Зиновьева, 23. Дочь их Анна, 4 лет. Дьячек Петр Алексеев, 57 лет, в школах не был, в чтении и пении нехуд, вдов, состояния хорошаго, произведен в 1785 году, пономарь Леонтий ему племянник родной. Дети ево: Гавриил, 16 лет, обучается Новоторжской Гимназии в Русском классе, прозывается Селецкий. Ефросиния — 20. 2-я дьяческая вакансия праздна. Понамарь Иван Васильев, 48 лет, в школах не был, в чтении и пении хорош, состояния хорошаго, произведен в 1784 году. Жена ево Марфа Яковлева, 45 лет. Дети их: Андрей, 16 лет, обучается в Тверской Русской школе, прозывается Селецкий. Марфа — 15. 2-й понамарь Леонтий Петров, 42 лет, в школах не был, в чтении и пении хорош, двоеженец, состояния нехудаго, произведен в 1784 году. 1-е) за неисправление при венчании беззаконных браков своей должности в 1785 году был штрафован взысканием двух рублей пяти копеек. 2-е) был штрафован за ослушание своего священника в том же году был штрафован положением ста земных поклонов. 3-е) за фальшивое рукоприкладство подпискою данным от крестьянина Михаила Игнатьева на его дом был в 1803 году штрафован посылкою в монастырския труды на месяц. Жена ево Екатерина Харитонова, 29 лет. Дети их: Матрена — 9. Татияна — 2. Вдова дьячиха Параскева Сергиева, 57 лет. Дети ея: Иван, 13 лет, обучается российской грамоте. Агрипина — 19. Акилина — 16. Вдова попадья Анна Афанасьева, 67 лет. Вдова диаконица Лукерья Семенова, 45 лет. Сын ее Семен, 14 лет, обучается Тверской Семинарии в Синтаксиме, прозывается Кудрявцев. Дьячиха вдова Агрипина Леонтьева, 79 лет. Пономарица вдова Марья Евдокимова, 68 лет. Дьячиха вдова Марья Григорьева, 46 лет. Дочь ее Авдотья — 22″.

Читайте так же:  Храмы киева для венчания

Век XIX запомнился в истории прихода грандиозным событием — строительством нового Воскресенского храма. В 1833 г. на отдельной от погоста обширной площадке на берегу реки Мсты появился величественный двухэтажный храм. Посвящение его приделов осталось прежним — в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме — в нижнем зимнем ярусе, и в честь Рождества Иоанна Предтечи в верхнем летнем храме. Добавился ещё один придел в зимней части на первом ярусе — в честь Казанской иконы Божией Матери, особо почитавшейся в селе как чудотворная. В 1847 г. состоялось освящение приделов в первом этаже храма при священнике храма Иоанне Гаврилове.

К 1849 г. церковь осталась вчерне отделанной, кроме фронтонов с колоннами с юга и севера и верхнего яруса колокольни. В первом этаже действовали приделы Обновления храма Воскресения Христова в основном храме и Казанской иконы Божией Матери в трапезе. Верхний этаж оставался закрытым. В документах за 1850 г. упоминается и деревянная часовня в честь Казанской иконы, 5 на 3 сажени, а вот деревянного Воскресенского храма уже не упоминается. Очевидно, его планировалось или сжечь или перепродать в другое село, как это обычно делалось, и богослужения в нем уже не совершались.

В архиве прихода сохранился уникальный документ – проект иконостаса верхнего храма. Иконостасы нижнего и верхнего храмов отличаются и по исполнению и составу икон, а так же видна разная рука мастеров, которые их изготавливали. Многие иконы в нижний храм были перенесены из прежней деревянной церкви, а в верхний написаны заново.

В 1862 г. деревянная церковь «на церковном погосте» была перестроена. Судя по сохранившимся надписям на тяблах над алтарем в основном храме, перестраивалась не вся церковь, а только её часть, разобрали и колокольню, сократили объем трапезной. Освящена новая церковь была в честь Святителей Алексия и Кирилла патриархов Александрийских. Вместо трех прежних приделов остался лишь один – в основном храме. Иконостас оставался «старого убранства с колоннами». В документах описывается деревянный пол, металлическая кровля, выкрашенная, как и на каменном храме, зелёной краской в 1879 г. В клировых ведомостях даты постройки храма разнятся от 1770 до 1836 гг. Видимо, указаны даты ремонтов, т.к. многие элементы церкви подтверждают более раннюю постройку церкви. Рядом с храмом до сих пор хорошо читается территория церковного погоста, некогда обсаженная по периметру деревьями. Сохранились плиты с могил местного духовенства.

1887 г. Документы за этот период дают полное представление о храме и принадлежавших ему зданиях. Снова перечислены наименования приделов, а так же дано описание внутренней отделки храма на втором этаже с приделом Рождества Иоанна Предтечи: «Иконостас нового убранства с колоннами, стены расписаны живописными письменами». Роспись храма закончили в 1882 г.

Четко дано описание сюжетов росписи и икон в храме и в трапезной. В трапезной по правую сторону западной двери изображены «Мытарь и фарисей», по левую – «Суд Соломона», над ними «Изгнание торгующих из храма», на первом простенке по правую сторону «Преподобный Макарий», на втором – «Дмитрий Ростовский», на третьем «Обретение мощей Нила Столобенского». Над ними вверху «Милосердный самарянин», «Христос в доме Марфы и Марии», «Предсказание разрушения храма Иерусалимского». На стене арки «Распятие» в раме на холсте, над ним «Усекновение главы Иоанна Предтечи». На стене под аркой Ангел, записывающий входящих и исходящих из храма. В трапезной по левую сторону на первом простенке «Косьма и Дамиан» в раме на холсте, на втором «Василий Блаженный» в раме на холсте, на третьем «Коронование Богоматери» на холсте, над ними на стене «Притча о блудном сыне», «Двенадцатилетний Иисус в храме». На стене арки «Успение Божией Матери» в раме на холсте. Под ним на стене «Проповедь Иоанна Предтечи», на стене под аркой Ангел, записывающий входящих и исходящих из храма».

Далее следует описание росписи и больших икон основной части храма: «В настоящей церкви по правую сторону – «Михаил Архангел» в раме на холсте, рядом – «Князь Владимир». На простенках в раме на холсте «Николай Чудотворец», над ним под аркой на стене «Нагорная проповедь». По левую сторону «Архангел Гавриил» в раме на холсте, рядом «Александр Невский», рядом «Божия Матерь». Упомянуты изображения святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги.

В куполе написаны Троица, между окнами двенадцать Апостолов, на парусах, поддерживающих купол, четыре Евангелиста. Живопись храма была переписана заново в начале XX в., появилось много новых элементов и сюжетов на евангельские темы. Такой она дошла и до наших дней.

К концу столетия при храме значились в списках имущества церковно-приходская школа, сторожка и лавка. В приходских деревнях было семь часовен. В самом Сельце-Карельском в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1882 г. в честь чтимой на селе иконы Богоматери. В Ровенях — Введения во храм Пресвятой Богородицы, деревянная, в д. Максимовская — Архистратига Михаила, деревянная, в д. Хотенове, преподобного Нила Столобенского, деревянная, в сельце Дмитрове, Преображения Господня, деревянная, в д. Свирке Иоанна Предтечи, деревянная, в д. Карасине, Трех Святителей — деревянная.

Судьбы этих часовен в XX в. сложились по разному, многие из них утрачены, но одна из них – из д. Максимовское сохранилась и восстановлена в первозданном виде. Сейчас эта часовня находится в музее деревянного зодчества в Василеве под Торжком, куда она была перевезена в 1987-88 гг. Часовня датирована реставраторами 1760 г.

В 1901 г. на приходе служили священник Петр Андреевич Обновленский, 37 лет, из студентов семинарии, в службе с 1885 г., рукоположен во священника в 1888 г., духовный следователь, награжден набедренником в 1895 г. Диаконом был Владимир Дмитриевич Смоленский, 21 года, после окончания духовного училища в 1899 г. руколоположен во диакона. Псаломщик Матвей Васильевич Соколов, 57 лет, из духовного училища в должность назначен с 1862 г.

Приходскими деревнями значились деревни Вышневолоцкого уезда: Дмитрово, Максимовское, Хотеново, Озера, Хмельники, Ровени, Вялье, Горка, Бабино, Свирка, Карасино и Новгородской губернии Боровического уезда: Терехово. Всего прихожан было 336 дворов, 1171 мужчин, 1169 женщин.

В 1915 г. в приходе служили священник Петр Пенкин, 39 лет, после окончания семинарии с службе 14 лет, на приходе Сельца Карельского – 1 год, диакон Владимир Смоленский, 36 лет, окончил духовное училище, на службе 21 год, в селе – 15 лет, псаломщик Николай Троицкий, 24 лет, окончил духовное училище, ну службе 2 года, на этом приходе – 1 год. Прихожан в селе было 1127 мужчин, 1406 женщин. Значилось в приходе церковно-приходская и земская школа на 148 учеников.

Приход Сельца Карельского в 1943-1983 гг. По материалам Регистрационных дел.

Действовавший с небольшим перерывом храм в Сельце Карельском был возрожден уже в 1943 г. В Регистрационном деле прихода сохранился любопытный документ — рукописный договор с 1 января 1943 г. по 1 января 1944 года: «Мы, нижеподписавшиеся Церковный Совет церкви Сельца Карельское, Озеро-Горского с/с Удомельского района с одной стороны и служитель культа, священник деревни Ганино, Млевского с/с, Кудрявцев Арсений Иванович с другой стороны, заключили настоящий договор и просим священника Кудрявцева Арсения Ивановича служить в церкви Сельца-Карельского исправлять все религиозные обряды Христианского вероучения. За что будем уплачивать Кудрявцеву один пуд муки в месяц и Квартиру в сторожки с отоплением, а все налоги подоходный, культзбор и гостпоставки и прочие налоги уплачивать будет Церковный Совет. Я, священник Кудрявцев согласуюсь служить в церкви и исполнять все религиозные обряды, за что и буду получать один пуд муки в месяц и Квартиру с отоплением в Сторожки, а все доходы за исправление треб будет получать Церковный Совет. К чему и подписуюсь (даю свое согласие Служить) священник Кудрявцев Арсений Иванович – его рукой, председатель Филиппов, казначей Толбина».

21 декабря 1943 г. произошло приходское собрание на котором был избран исполнительный орган в составе Филиппова Ивана Филипповича, Фыковой Параскевы Васильевны, Лапочкина Семена Дмитриевича и Ревизионная комиссия — Стрелков Федор Гаврилович, Корольков Петр Васильевич, Максимов Алексей Кириллович. Приходской совет был зарегистрирован уполномоченым от 23 июня 1944 года, тогда же выдано регистрационное удостоверение приходу и священнику.

Историческую ценность представляет списки двадцатки (без указания даты, возможно на 1943-44 гг.), в которую в разное время входили: Иван Филиппов Сельцо Карельское 1888 колхозник, Толбина Екатерина Сельцо Карельское 1895 колхозник, Петров Карп Сельцо Карельское 1872 единоличник, Антипов Михаил Сельцо Карельское 1886 колхозник, Максимов Алексей Сельцо Карельское 1880 колхозник, Корольков Петр Бабино 1874 колхозник, Королькова Наталия Бабино 1902 колхозница

Иванова Анна Бабино 1911 колхозница, Васильева Параскева Бабино 1901 колхозница, Иванова Евфросинья Бабино 1899 колхозница, Васильева Фекла Бабино 1881 единоличница, Лапочкин Семен Сельцо Карельское 1873 единоличник, Мещанова Александра Сельцо Карельское 1881 единоличница, Булина Анастасия Сельцо Карельское 1907 колхозница, Булина Таисия Сельцо Карельское 1908 колхозница, Стрелкова Степанида Сельцо Карельское 1876 колхозница, Голина Анна Сельцо Карельское 1908 колхозница, Реброва Дарья Сельцо Карельское 1914 колхозница, Толбина Парасковья, Сельцо Карельское 1906 колхозница, Максимова Варвара Сельцо Карельское 1911 колхозница.

А вот список двадцатки на 4 марта 1946 года: Шышлева М.А. Сельцо Карельское 1899 колхозница, Стрелков Ф.Г . Сельцо Карельское 1877 колхозница, Соколова Т.И. Сельцо Карельское 1905 колхозница, Алешина К.М. Сельцо Карельское 1888 колхозница, Булина Т.И. Сельцо Карельское 1908 колхозница, Гордина А.Н. Сельцо Карельское 1885 колхозница, Булина А.Н. Сельцо Карельское 1907 колхозница, Кудрявцева В.Г. Сельцо Карельское 1901 колхозница, Иванова П.Т. Максимово 1873 единоличница, Петров К.П. Сельцо Карельское 1872 единоличник , Булина Н.П. Сельцо Карельское 1893 колхозница, Павлова П.И Сельцо Карельское 1891 колхозница, Андреева А.И. Бабино 1914 колхозница, Иванова А.Н. Бабино 1910 колхозница, Иванова А.А. Бабино 1904 колхозница, Максимов А.К. Сельцо Карельское 1880 единоличник , Корольков П.В. Бабино 1874 колхозник , Лапочкин С.Д. Сельцо Карельское 1873 колхозник, Фыкова П.В. Сельцо Карельское 1883 единоличница, Булина Т. Сельцо Карельское 1881 колхозница, Булина М.М. Сельцо Карельское 1882 колхозница.

1947 г. — снова следует перерегистрация церковного совета, подаются списки двадцатки на 23 марта 1947 года. В справке о регистрации церковного совета от 24 мая 1947 года значатся Михеева Евдокия Андреевна, Максимов Алексей Кириллович, Корольков Петр Васильевич, в ревизионной комиссии — Кудрявцева Варвара Григорьевна, Булина Таисия Ивановна, Булина Анастасия Никитична.

Сохранились в документах и имена священников того периода. 12 апреля 1948 года уполномоченым выдана регистрационная справка священнику Белокурову Вячеславу Алексеевичу, вскоре он был переведен в Вышний Волочек. 11 января 1950 года

был зарегистрирован священник Панков Александр Федорович из села Савцыно Кашинского района. Он прослужит недолго, 2 января 1953 г. его сменил архимандрит Анатолий (в миру Арсений Иванович Кудрявцев) из с. Ганино Удомельского района.

Из документов, связанных с его именем, в деле имеется акт передачи имущества от 1 января 1953 года от архимандрита Анатолия Ивановича Кудрявцева церковному совету в составе Реброва Татьяна Павловна, Бараусова Ирина Фроловна, Булина Анастасия Никитична, причем осталось свечей 12 кг, масла 40 кг, поминаний 47, полотенец 35, вина 1 1/5 литра, муки 2 кг, , ладану 250 г., крестиков 241, венчиков 244, дров 40 м3.

1960-е гг. один из самых интересных периодов в жизни прихода, связанный с именем игумена Никона (в миру Степанов Никон Степанович). Этот период открывает список двадцатки на 1 июня 1960 года и акт совместного вступления в управление имуществом от 26 мая 1959 года. В Церковном совете в это время состояли Реброва Татьяна Петровна, Булин Иван Петрович, Кудрявцева Варвара Григорьевна, ревизионная комиссия Березина Евдокия Михайловна, Бутикова Мария Ивановна, Булина Анастасия Никитична. Из имущества значатся: храм каменный, двухъэтажный, сторожка церковная деревянная. Денежных средств 12 390 руб., из них в наличии 2630 руб., в банке 9767 руб.

Читайте так же:  Матерей зовут храмы

Протокол общего собрания от 25 февраля 1962 года о перевыборе председателя ревизионной комиссии постановил избрать Булину Анастасию Никитичну председателем, а членом Алешину Екатерину Михайловну. 15 апреля 1962 года была переизбрана казначей — Былинская Лидия Аркадьевна на место Кудрявцевой В.Г. В документе есть приписка уполномоченного Хевронова: «Должны быть перевыборы Былинской, так как она к этой работе не пригодна. Хевронов».

Протокол заседания исполнительного органа от 7 августа 1962 года переводит духовенство на оклад. Священнику полагается 50 руб., псаломщику 20 руб. Тогда же закл.чается договор о найме священника Степанова Никона Степановича и псаломщицы Маркушевой Евгении Яковлевны.

Интересен протокол заседания исполнительного органа от 10 октября 1962 года, в котором принято решение установить стоимость свечей №140 – 8 коп, №120 – 10 коп, №100 – 12 коп, №80 – 15 коп, №60 – 20 коп, №40 – 30 коп, №30 – 60 коп.

1965 г. — заслуживает отрывок из документа о венчании — редчайшем событии в тот период в приходской жизни: «18 октября с.ч. которые были у вас на консультации по составлению годового отчета по вопросу венчания, совершенно у нас в III квартале 1965 г. Мною было объявлено, что венчание было совершено и квитанции не выписано. Это получилось по недоумению, относительно этой требы. Так как венчание у нас никогда не бывает, и у нас на него не было, даже установленной таксы».

1966 г. В документах мы находим состав управления приходом: член церковного совета и ревизионной комиссии Реброва Татьяна Павловна 1902 г.р. Сельцо Карельское, образование 2 класса церковно-приходской школы, пенсионерка, до пенсии работала в колхозе, Булин Иван Петрович 1887 г.р. Сельцо Карельское, образование 4 класса церковно-приходской школы, пенсионер, до пенсии работал в колхозе, Кудрявцева Варвара Григорьевна 1900 г.р. Сельцо Карельское, образование 1 класс церковно-приходской школы, пенсионерка, до пенсии работала в колхозе, Булина Анастасия Николаевна 1907 г.р. Сельцо Карельское, образование 2 класса, работает в колхозе, Алешина Екатерина Михайловна 1910 г.р., Сельцо Карельское, образование 3 класса, работает в колхозе, Бушикова Мария Ивановна, 1910 г.р., образование 3 класса, проживает Бологовский район, с. Березовский Рядок, работает в совхозе.

1968 г. Выдается регистрация псаломщице Маркушевой Евгении Яковлевне. В справке о штате на 10 декабря 1968 года значатся: Настоятель Степанов 50 руб, Псаломщик Маркушева 10 руб, Председатель исполнительного органа Реброва 10 руб, Помощник председателя Булин 5 руб, Казначей Кудрявцева 5 руб, Счетовод Кудрявцева 5 руб, уборщица Маркушева 15 руб, Алтарница Шилова 3 руб, Просвирня Кудрявцева 5 руб, Регент Кудрявцева 5 руб, хор певчих-любителей 4 человека. .

Те же лица указаны и при перерегистрация договора на имущества от Удомельского райисполкома секретарь Компасов Борис Иванович. Вместо договора от 23 июня 1944 года вновь заключен 28 сентября 1969 года. В справке о штате от 10 декабря 1969 года значились: Настоятель игумен Никон 50 руб. с 1959 года, Псаломщик Маркушева Евгения Яковлевна 25 руб. с 1960 года, Председатель исполнительного органа Реброва Татьяна Павловна 10 руб. с 1950 года, Помощник председателя Булин Иван Петрович 5 руб. с 1955 года, Казначей Кудрявцева Варвара Григорьевна 5 руб. с 1955 года, Счетовод Кудрявцева 5 руб. с 1961 года, Уборщица Маркушева 15 руб. с 1967 года, Алтарница Шилова Елизавета Ивановна 3 руб. с 1966 года, Просвирня Кудрявцева 5 руб. с 1960 года, Регент Кудрявцева 5 руб. с 1960 года, Хор певчих-любителей 4 человека.

Сменивший в Калинине уполномоченного по делам религии Хевронова новый уполномоченный Шантгай сразу же направил письмо Секретарю исполкома Удомельского районного Совета депутатов трудящихся т. Федоровой Р.С.: «По состоянию на 1 июля 1971 года в религиозном обществе Воскресенской церкви с. Сельцо Карельское имеется остаток денежных средств около 5 тысяч рублей и кроме того церковных свечей на сумму 4800 руб. В то же время отчисления этого религиозного общества в Фонд мира составляют мизерную сумму. Просьба усилить работу с исполнительным органом Воскресенской церкви на предмет добровольного перечисления им в Фонд мира свободного излишка денежных сумм. Шантгай».

В 1972 г. в селе побывали сотрудники Музея Андрея Рублева. Один из них – Валерий Николаевич Сергиев вспоминал: «Никон был огромного роста, черный такой, немного похожий на медведя. Служил он чрезвычайно рано, можно сказать, ночью. Не знаю, что было тому причиной, вероятно, что добраться в Сельцо можно было только поездом, и чтобы люди успели к обратным утренним поездам на Удомлю и Бологое, надо было начинать где-то в час ночи. Тем более, что он служил не спеша, по монастырскому уставу. Уже тогда к нему ездило множество народа, что страшно раздражало областного уполномоченного по делам религии… Такого вкусного меда, как у него, и с таким своеобразным вкусом, я не пробовал никогда в жизни».

Побывали сотрудники в деревянной церкви, стоявшей на бывшем сельском погосте. Там тогда хранилось еще много старинных икон. Но самое главное сокровище отдал в музей сам отец Никон. Одной из жемчужин Музея Андрея Рублева являются две иконы «Воскресение Христово (Сошествие во ад)» и «Спас в силах», обе XVI в. В записях музея о них дана следующая информация: «Происходит из Воскресенской (позднее Казанской) церкви 1719-1720 гг. Карельского Сельца на реке Мсте Удомельского района Тверской области. Передана в дар музею в 1972 г. уроженцем Карельского Сельца игуменом Никоном (Степановым)». Обе иконы опубликованы в каталоге музея.

Вместе с тем к храму, после того, как там побывали исследователи из Москвы, создававшие на тот момент коллекцию Музея Андрея Рублева, стали проявлять интерес и сотрудники Калининской картинной галереи. Об этом свидетельствует акт с нижеследующим содержанием: «Мы, нижеподписавшиеся научные сотрудники Калининской обл. Картинной галереи Гершфельд В.Ф., Куюкина Т.С., Сопко И.С., с одной стороны, староста церк. Реброва Т.П. с другой стороны составили настоящий акт в том, что при обследовании Воскресенской церкви нами было установлено следующее:

Опись церковного имущества был проведен в январе 1971г. исполнена по разосланной схеме. В схеме отсутствовала графа «Сохранность», нет ее и в описи. Все предметы включены в опись. Сохранность церковного имущества удовлетворительная.

В музейном отношении интересны следующие предметы: большемерные иконы 17 — 18века. 1.Восхождение пророка Илии с житием (верхняя церковь) 2.Иконы чиновые: а)Спас Вседержитель (верхняя церковь), б)Апостол Матфей (верхняя церковь), в)Апостол Марк (верхняя церковь); 3.Христос Царь — Царем (нижняя церковь); 4.Распятие (нижняя церковь); 5. Народная скульптура Христос скорбящий (нижняя церковь); 6.Положение во гроб Иисуса Христа (нижняя церковь). Нуждаются в изучении произведения новой живописи в церкви, а также иконы, связанные, с народными письмами, такие как «Богоматерь Иверская» (верхняя церковь); «Богоматерь Казанская» (нижняя церковь). Гершфельд, Куюкина, Сопко и Реброва».

Протокол общего собрания от 26 марта 1972 года вместо умершего Булина Ивана Петровича постановил избрать заместителем председателя церковного совета Калинину Анастасию Ивановну. О ней нам известно немногое: Калинина Анастасия Ивановна, 1908 г.р., образование 3 класса, проживает дер. Межозерье, рядовая совхозница, получает пенсию 45 руб., в церкви была певчей.

1973 г. В церковном исполнительном органе и ревкомиссии значатся: Бушкова Мария Ивановна, 1912 года рождения, образование 3 класса начальной школы, проживает Березовей Рядок Бологовского района пенсионер, пенсия 60 рублей, работала в колхозе дояркой. Член ревизионной комиссии, Булина Анастасия Никитична 1907 года рождения, образование 4 класса начальной школы, проживает Сельцо Карельское, пенсионер, пенсия 15 рублей, председатель ревизионной комиссии, Алешина Екатерина Михайловна, 1910 года рождения, образование 3 класса начальной школы, проживает Сельцо Карельское, пенсионер, пенсия 21 рубль, член ревизионной комиссии.

В справке о штате на 10 декабря 1973 года мы снова находим знакомые нам имена: Священник Степанов Никон Сергеевич 100 руб. с 1959 года, Псаломщица Меркушева Евгения Яковлевна 40 руб., с 1960 года, Староста Реброва Татьяна Павловна с 1950 года, Помощник старосты Калинина Анастасия Ивановна с 1972 года, Казначей Кудрявцева Варвара Григорьевна с 1956 года, Уборщица Меркушева Евгения Яковлевна в 1967 года, Алтарница Дмитриева Татьяна Александровна с 1970 года, Просвирня Кудрявцева Варвара Григорьевна с 1960 года, все без оклада, Хор певчих любителей 4 человека.

1974 г. — в присутствии секретаря райисполкома Федоровой Раисы Семеновны прошло перезаключение договора на здание церкви и сторожки. В справках о штате с 1 октября 1974 года нет изменений вплоть до 1983 года.

Зато в деле мы находим любопытные сведения о жизни игумена Никона: «Во время пребывания в Удомельском районе выяснилось, что священник Степанов (игумен Никон) ведет замкнутый образ жизни, службу ведет старательно, за свой трезвый образ жизни пользуется авторитетом среди прихожан. По заявлению самого Степанова он с проповедями не выступает, поскольку считает, что в этом нет необходимости: в самом богослужении вполне достаточно «слова божьего». Члены комиссии и группы содействия контрою на богослужениях бывают редко и материалами о проповеднической деятельности Степанова не располагают. Взаимоотношения священника с исполнительным органом и местными властями нормальные. По сообщению секретаря Озерогорского сельсовета т. Яковлевой Т.И. она не располагает сведениями, что к Степанову приезжают верующие из других городов. Но известно, что приезжие бывают группами в доме гражданки Седовой Анастасии Павловны. Последняя пенсии не получает, но иногда вносит в церковную кассу в качестве пожертвования значительные суммы (по 100-150 руб.). Тов. Яковлева предполагает, что эти деньги через Седовой вносят приезжие верующие. Иногда в адрес религиозного общества поступали и почтовые переводы. По словам т. Яковлевой связи приезжих верующих с местным священником не отмечено. При проверке финансовых документов религиозного общества оприходования денежных пожертвований от отдельных граждан не выявлено. Председатель же исполнительного органа Реброва ответила, что крупных денежных пожертвований в их религиозном обществе не бывает. Тов. Яковлевой предложено через членов группы содействия контроля выяснить личности приезжающих к Седовой граждан, а также источник доходов, из которых она делает денежные пожертвования религиозному обществу. Предложено также выяснить фамилии и адреса лиц, направляющих денежные переводы в адрес религиозного общества. 14 июля 1975 года. Шантгай».

Последней к делу приложена опись имущества храма Воскресения Христова.

Настоятель храма игумен Никон был зверски избит в своем доме неподалеку от храма. Он умер в больнице на станции Мста 11 февраля 1998 года, в 22.20. Ему было неполных 65 лет…

Источники:

1. ГАТО ф. Р-2723, оп. 1, №133. Регистрационное дело прихода Воскресенской церкви села Сельцо-Карельское Удомельского района

2. ГАТО ф. Р-2723, оп. 3, №320Регистрационное дело прихода Воскресенской церкви села Сельцо Карельское Удомельского района Т.2.

3. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник, Тверь, 1901 г.

4. Справочная книга по Тверской епархии за 1915 г., Тверь, 1915 г.

5. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, д. 16101.

6. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, д. 16113.

7. ГАТО, Ф. 160, Оп. 1, д. 16156.

8. ИИМКРАН, Р-III, № 6378, Сельцо Карельское, 1827 г.

9. Иконы XIII-XVI вв. в собрании музея имени Андрея Рублева, Москва, Северный паломник, 2007 г.

Автор благодарит за помощь Павла Сергеевича, Георгия Константиновича Смирнова и монахиню Сергию за предоставленные материалы.

Освящен храм Святителя Николая в городе Сельцо Брянской епархии

  • 7 ноября 2012 г. В Екатеринбурге прошел фестиваль мужской культуры «Дмитриев день»
  • 7 ноября 2012 г. Француский мастер боевых искусств Джозеф Саади принял Православие
  • 7 ноября 2012 г. В Краснодаре состоялся первый на Кубани молодежный форум «Фавор»
  • 7 ноября 2012 г. При Курганском епархиальном управлении идут катехизаторские курсы

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Последние телепередачи

Прогноз погоды. 11 июля 2019

11 июля 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

11 июля. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое

Читайте так же:  Скульптуры святых в храме

10 июля 2019 г. «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

«Православный на всю голову!». О подготовке к исповеди

10 июля 2019 г. Православный словарь

Православный словарь. Духовная жизнь

10 июля 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 10 июля

В чем помогает икона Святой Троицы?

— Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

— Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

— Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

Что такое Церковь?

— Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Покровское в начале XVII столетия называлось пустошью Макеево на Рожае в древнем Замыцком стане Московского уезда. В 1627 году Макеево числилось в поместье за Бежецким воеводой князем Булатом (в крещении Иоанном) Михайловичем Мещерским. Его сын князь Иван Иванович Мещерский поселил в Макееве крестьян и поставил двор вотчинникам, таким образом, с 1630-х годов Макеево стало называться сельцом.

После 1685 года Макеевым владел князь Федор Иванович Мещерский, при котором Макеево стало называться селом Покровским, Макеево тож. В 1695 году по прошению князя Ф. И. Мещерского построена деревянная церковь в его поместье сельце Макееве. Храм посвятили Покрову Пресвятыя Богородицы и назначили первого настоятеля о. Артемия Афанасьева, которому князь Феодор Мещерский выделил положенный участок церковной земли. Святой антиминс выдали в новопостроенный храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Макееве 21 января 1695 года.

Князья Мещерские владели селом Покровским до начала XVIII века, когда вдова храмоздателя княгиня Матрена Илларионовна Мещерская продала его в 1708 году дьяку Адриану Григорьевичу Ратманову. В дальнейшем село Покровское побывало в руках разных владельцев пока в середине XVIII века оно не перешло дворянам Голохвастовым. Однако в память о своих первых владельцах село Покровское получило второе именование – Мещерское, затеряв прежнее название Макеево. В 1767 году имение Покровское принадлежало капитану Петру Ивановичу Голохвастову, а на рубеже XVIII –XIX веков им владел его сын Николай Петрович Голохвастов. В это время Покровская церковь уже не существовала, помещики не поддерживали клир храма материально и не выделяли средств на ремонт ветхостей. Село превратилось в сельцо Мещерское и, потеряв самостоятельность, вошло в приход соседней каменной церкви Спаса Нерукотворенного образа в селе Спасском — Прохорове – родовом владении князей Трубецких. Ненадолго от Голохвастовых Покровское перешло во владение графов Шереметевых.

Возрождение Покровского, Мещерского тож относится к первой четверти XIX века, на время владения усадьбой старинного рода баронов Боде-Колычевых. В мае 1817 года сельцо Мещерское, Покровское тож покупает отставной гвардии полковник, позже тайный советник и гофмейстер барон Лев Карлович Боде. Новый владелец имения Мещерское перестраивает подмосковную для своего многочисленного семейства. Супруга Л. К. Боде баронесса Наталья Федоровна, происходившая из знаменитого дворянского рода Колычевых, потомков Святителя митрополита Филиппа (Колычева), задумала восстановить Покровский храм. Её идею поддержал Святитель Московский митрополит Филарет (Дроздов) и в апреле 1847 года ходатайствовал об этом перед Святейшим Синодом. Разрешение было получено на строительство домовой Покровской церкви при имении сельце Мещерском, в приходе Спасского в Прохорове храма. Строительство каменной церкви продолжалось несколько лет до 1853 года, когда храм был торжественно освящен при участии митрополита Московского и Коломенского Филарета.

Богослужения в новом храме исправлял благочинный священник, настоятель Спасской в Прохорове церкви о. Иоанн. В 1869 году уже после кончины храмоздателя Покровский храм из домового переименовали в приписной.

В 1859 году после кончины Л. К. Боде его прах был похоронен около Покровского храма на южной стороне. Здесь была построена каменная часовня с родовым склепом баронов Боде. Во второй половине XIX века родовой центр баронов Боде переместился в новую подмосковную село Спасское, Лукино тож, где известный русский историк, археолог, коллекционер барон Михаил Львович Колычев-Боде построил замечательный архитектурный усадебный ансамбль в «русском стиле». В настоящее время сохранившиеся здания ансамбля – резиденция святейших Патриархов Московских и всея Руси в Переделкине.

Дети умершего барона Л. Л. Боде продают свое имение при селе Покровском, Мещерском Московскому губернскому земству, которое устраивает здесь в 1891 году Покровскую психиатрическую земскую больницу. В 1895 Московское губернское земство ходатайствовало перед епархиальным начальством об утверждении прихода в Покровском, Мещерском самостоятельным, с назначением священника и псаломщика. Тогда же в августе 1895 года при лечебнице открылось церковное кладбище для умерших душевнобольных и служащих больницы.

В 1910 году с разрешения Московской Духовной Консистории Покровский храм в селе Покровское, Мещерское 5 благочиннического округа церквей Подольского уезда отреставрирован (иконостас и иконы).

Во время начала гонений большевиков против Православной церкви в 1920-е годы храм при Психиатрической больнице пытались закрыть. Первые попытки были отражены православными сотрудниками, которые в 1919-1923 годах составили Покровское православное общество и оформили в пользование общины здания храма и колокольни. Больничных служащих поддержали крестьяне села Мещерского Молодинской волости Подольского уезда. Церковным старостой общины с 1922 года выбрали Михаила Андреевича Соколова. С июня 1917 года настоятелем Покровского храма состоял выпускник Московской Духовной семинарии священник Николай Евгеньевич Павловский, награжденный Святейшим Патриархом Тихоном за отличную усердную пастырскую деятельность золотым наперсным крестом. В 1923 году в приходе Покровского храма состояли 35 дворов с населением 268 человек.

В советское время Покровский храм закрыт по постановлению Мособлисполкома в 1929 году, разрушено пятиглавие. Он был перестроен, разделён перекрытием на два этажа; в нём открыли кафе (1960-1970-е гг.), а затем отдали под склад домоуправления поселка Мещерское и в нем разместились ремонтные мастерские.

В настоящее время храм возвращён верующим. Регулярные богослужения возобновлены в 1994 году.

Богородицерождественский храм д. Льялово

Телефон: (495) 380-86-64 (доб. церковь), (985) 282-40-03 (деж.)
Адрес: Солнечногорский район, д. Льялово, д. 1б
Проезд: 1. Электричкой с Ленинградского вокзала до станции Крюково (1 час езды), выход на правую сторону, далее автобус № 476 Л до конца (с.Льялово) или маршрутным такси № 127 до конца. 2. Автобусом № 350 М или маршрутным такси № 350 от станции метро «Речной вокзал» до пос. Менделеево, далее пешком 2 км. или на автобусе № 476 Л. 3. Своим транспортом по трассе М-10, Москва — Санкт-Петербург, до второго въезда в г. Зеленоград (ориентир — Монумент «Штыки»,21 км. от МКАД), далее направо (указатель Льялово 4 км.), первый поворот направо по главной дороге, не въезжая в пос. Менделеево, повернуть налево(указатели Льяловское ш.и Богородицерождественская церковь).
Сайт: http://lyalovo.ru/

Престолы: главный – Рождества Пресвятой Богородицы, приделы: Покрова Пресвятой Богородицы (левый), правый придел не освящен (до закрытия храма был освящен в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа).

Приписные храмы: домовый храм прав. Иоанна Русского, храм Преображения Господня

История храма

На высоком левом берегу реки Клязьмы расположено село Льялово с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. В основе странного для слуха названия села лежит слово льяло – форма для литья, изложница. В XVI веке сельцо Льялово принадлежало роду князей Стародубских. Родоначальником князей Стародубских был младший, седьмой сын великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, Иван, получивший в удел от брата своего, великого князя Ярослава, в 1238 году город Стародуб Владимирский на Клязьме. В версте от сельца, на правом берегу реки Клязьмы , на погосте, стояла церковь Богоявления Господня, разрушенная в начале XVII века в смутное время.

В 1621-1622 годах князь Григорий Петрович Ромадановский ( из рода князей Стародубских ) взамен разрушенной церкви, на левом берегу Клязьмы во Льялове, выстроил деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1731 году княгиня Анастасия Феодоровна Ромадановская, на месте обветшавшей выстроила новую деревянную церковь, которая простояла менее 70 лет. Дочь Анастасии Феодоровны, Екатерина Ивановна была замужем за Михаилом Гавриловичем Головиным — видным сановником при правлении Анны Леопольдовны. После государственного переворота, в результате которого к власти пришла императрица Елизавета, Головин был обвинён в государственной измене и сослан в Сибирь. Село Льялово было отчуждено в казну.

С конца XVIII Льялово принадлежит Екатерине Ивановне Козицкой, дочери заводчика-миллионера И.С. Мясникова, жене статс-секретаря Г.В. Козицкого, покончившего жизнь самоубийством в 1775 году. В 1800 году она построила кирпичную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в виде ротонды с отдельно стоящей колокольней. Между церковью и колокольней была устроена стеклянная галерея. Существует предположение, что в строительстве этой церкви принимал участие митрополит Московский Платон (Левшин) – сын причетчика храма соседнего села Чашникова. Эта церковь была однопрестольной.

Дочь Екатерины Ивановны Анна Григорьевна вышла замуж за статского советника князя Александра Михайловича Белосельского, которому указом Павла I как старшему в роде Белозерских князей, было дано право именоваться Белосельским-Белозерским.

В 1847 году в церкви был похоронен сын князя Александра Михайловича Эспер Александрович.

В 1862 году, при князе Константине Эсперовиче Белосельском-Белозерском, на средства владелицы соседнего сельца Никольского генерал – майорши Анны Петровны Митрино, на месте стеклянной галереи, была выстроена теплая трапезная с приделами Нерукотворного Образа и Покрова Пресвятой Богородицы. В сельце Никольском была деревянная кладбищенская церковь, приписанная к храму Рождества Пресвятой Богородицы, однако, в 1837 году она была упразднена и разрешения на ее восстановление Московская духовная Консистория не дала. Впоследствии А.П. Митрино и ее дочь баронесса Юлия Николаевна Штомберг были похоронены в Льяловской церкви.

В усыпальнице князей Белосельских-Белозерских находилась главная святыня церкви — образ святой равноапостольной княгини Ольги, написанный на дубовой доске, в серебряной вызолоченной раме, украшенный драгоценными камнями – вклад князей Белосельских-Белозерских. По преданию этот образ был написан как портрет в Греции, во время пребывания там святой княгини.

После революции в мае 1922 года в церкви было изъято 15 золотых и серебряных предметов, украшенных бриллиантами жемчугом и драгоценными камнями общим весом 22 килограмма. В 1937 году церковь была закрыта. Здание использовалось под колхозный склад, мастерские Хозяйственного управления Совета Министров СССР. В 1956 году оно было перестроено под клуб, при этом были разобран 2-й ярус колокольни с кирпичным шпилем, завершение ротонды. Надстроен 2-й этаж над трапезной, изменена конфигурация окон, в стенах прорублены двери.

В 1991 году была создана община Церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялово и в январе 1992 года здание было передано общине. Первое служба в возвращенном храме состоялось 4 января 1992 года, и с этого времени в церкви совершаются регулярные богослужения.

В настоящее время храм полностью восстановлен, производится роспись интерьера. В храме имеется купель для крещения взрослых полным погружением.

На склоне горы, под храмом, обустроен источник, известный с давних времен, оборудована купальня.

При храме действует Воскресная школа, имеется библиотека. Приход окормляет Берсеньевскую коррекционную школу-интернат, Радумльский кадетский корпус, две менделеевские школы, Менделеевскую городскую и Ржавскую участковую больницы, воинскую часть.