Меню Закрыть

Храм святой екатерины балашиха

Братья и сестры, рады Вас видеть на сайте нашего храма

—>

—> —>

Войти через uID

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Свт.Василий Великий Беседы на шестоднев

31.05.2019г. Добавлено расписание богослужений на июнь месяц.

Христос Воскресе! В это благословенное время поздравляем Вас с праздником Светлого Христового Воскресенья! Святая Пасха несет нам долгожданную радость победы Сына Божьего, дарит надежду и уверенность в завтрашнем дне, вселяет покой в сердца, укрепляет веру и умиротворяет души. Пусть же милость Божья и благословение осветят ваш жизненный путь, а мир, любовь и согласие воцарятся в ваших домах. Желаем вам пасхальных радостей, хорошего здоровья, семейного благополучия и свершения всех замыслов. Воистину Воскресе Христос! (Администрация сайта)

26.04.2019г. Пасхальное послание Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси.

22.04.2019г. Праздник Входа Господня в Иерусалим в Московской епархии.

21.01.2019г. Братья и сестры, тем кто пользуется браузером Google Chrome могут заполнить записки для поминовения родных в информационном блоке «Записки в храм».

Х РИСТОС РОДИЛСЯ! С ЛАВИМ ЕГО!

04.01.2019г. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА.

01.01.2019г. РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ.

01.01.2019г. Заявление пресс-службы Московской епархии.

Содержание:

Храм святой екатерины балашиха

—> СТАТИСТИКА —>
| —>Регистрация | —>Вход —>Приветствую Вас Гость

—>

—>

—> —> ГЛАВНОЕ МЕНЮ —>
—>

—>

—> —>

—> НАШЕ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ —>
—>

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОГО ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

07.07.2019г. Вчера прошёл молебен на освящение колоколов для нового храма. Фотоотчёт о молебне можно посмотреть перейдя по этой ссылке .

30.06.2019г. Создана группа нашего храма в мессенджере Telegram. Ссылка на вступление в группу.

28.06.2019г. Добавлено расписание богослужений на июль месяц.

Администрация сайта поздравляет всех прихожан нашего храма и посетителей сайта с ДНЁМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

30.04.2019г. Добавлено расписание богослужений на май месяц.

26.04.2019г. Пасхальное послание митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

17.04.2019г. Братья и сестры. В разделе Медиатека можно скачать приложения для смартфонов и планшетов Православной библиотеки: Библия, Православный молитвослов и Православный календарь и др. Язык используемый в этих приложениях как церковно-славянский, так и гражданский.

07.04.2019г. На заседании Священного Синода, который состоялся 04.04.2019г., постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерея Андрея Зимина с определением празднования дня его памяти 5/18 января, священника Павла Кушникова (день памяти — 23 февраля/8 марта), священника Николая Заварина (день памяти — 6/19 августа), священника Григория Никольского (день памяти — 27 июня/10 июля). Честные останки их, в случае обретения, было постановлено считать святыми мощами, а также решено писать новопрославленным святым иконы.

04.04.2019г. Добавлено расписание богослужений на апрель месяц.

28.01.2019г. Добавлено расписание богослужений на февраль месяц.

07.01.2019г. Сегодня на 73-м году жизни 7 января отошел ко Господу советский и российский философ и историк церкви, автор телевизионных фильмов Николай Николаевич Лисовой .

Д ОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

А ДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАС И ВАШИХ БЛИЗКИХ С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА!

Ж ЕЛАЕМ ВАМ ЗДОРОВЬЯ И СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ, ДУХОВНОГО ВОЗРАСТАНИЯ И БОЖИЕЙ БЛАГОДАТИ ВО ВСЕХ БЛАГИХ ДЕЛАХ.

И ПУСТЬ СВЕТ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ ОСВЕЩАЕТ ВАШ ПУТЬ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ!

Храм преподобного Саввы
Сторожевского

Русская Православная Церковь,
Московская епархия,
Балашихинское благочиние

Преподобне отче наш Савво, моли Бога о нас.

История храма прп. Саввы Сторожевского в микрорайоне Заря

История храма преподобного Саввы Сторожевского берет свое начало с 1999 года, когда в поселке Заря образовалась инициативная группа православных христиан в количестве 32 человек, которая обратилась к Главкому ВВС с просьбой о строительстве в поселке Заря православного храма. Их обращение поддержала организация ветеранов Великой Отечественной войны и работников тыла, ветеранов Вооруженных Сил и труда поселка, возглавляемая генералом в отставке Добровольским И.Л. На основании договора между Вооруженными Силами Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви о духовном воспитании военнослужащих и членов их семей по просьбе православных людей и ветеранов поселка Зари, Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами России генерал армии Корнуков А.М. ходатайствовал перед Патриархом Московским и всея Руси Алексием II о строительстве в поселке Заря православного храма. Обращаясь в декабре 1998 года к Патриарху он писал:

16 марта 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство православного храма в честь преподобного Саввы Сторожевского – Патриаршего подворья при Главном Штабе ВВС в поселке Заря Московской области. Для духовного окормления населения городка настоятелем храма был назначен священник Виктор Алексашкин – сотрудник Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, зачисленного в штат из Брянской епархии.

Приказом Главкома ВВС от 06 апреля 1999 года, под строительство храма выделили участок земли. Строительством храма занимался лично Начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Синицын Виктор Павлович и командир войсковой части 96000 полковник Баскаков Юрий Михайлович. Образовалась группа добровольцев и активных помощников настоятеля храма из числа православных христиан городка, которые по очереди готовили еду строителям, занимались сбором добровольных пожертвований.

В июне 1999 года началось строительство храма-часовни в честь мученика Иоанна Воина, а окончание работ завершено в ноябре месяце. 19 декабря этого года прошла первая Божественная литургия, которую совершил епископ Красногорский Савва – Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами. В общем богослужении приняли участие начальник Главного Штаба ВВС генерал-полковник Синицын В.П., представители администрации города Балашиха, командование воинских частей, ветераны и другие гости. Во время службы пел хор из Троице-Сергиевой лавры.

В 2000 году началось строительство храма в честь преподобного Саввы Сторожевского. Строительство велось на пожертвование частных лиц, организаций-меценатов, оказали финансовою помощь и командование ВВС. 1 мая 2002 года в праздник Воскресения Христово прошла первая пасхальная служба. Только в крестном ходе приняло участие около двух тысяч человек. В последующие годы храм украшался, благоустраивался. Вокруг храма были посажены клумбы, зеленые декоративные кустарники, посажен фруктовый сад, территория храма огорожена ажурным по форме кирпичным забором, обустроена детская площадка.

Впервые в 2012 году, на престольный праздник прошла Божественная литургия архиерейским чином, которую совершил наместник Новосспаского монастыря города Москвы епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии.

При храме 12-й год работает воскресная школа. В 2019 году при храме создан православный детский военно-патриотический клуб. В нем занимаются мальчики и девочки в возрасте от 7 до 12 лет. Цель клуба – воспитание детей в православной вере, в духе добра, мужества, любви к Родине. Занятия проводят опытные инструктора из числа прапорщиков и офицеров, прихожан храма.

В храме находятся частички святых: святителя Андрея Критского, мученика Трифона, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобноисповедника Кукшы Одесского, преподобных Кирилла и Марии родителей преподобного Сергия Радонежского, священномученика Иосифа митрополита Астраханского, преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова, преподобноисповедника Александра Санаксарского.

Новейшая история храма преподобного Саввы Сторожевского

В 2008 году поселок Заря от Министерства Обороны Российской Федерации был передан в собственность городского округа Балашиха. Он стал микрорайоном городского округа Балашиха. В связи с этим поменялся и статус храма преподобного Саввы Сторожевского — Патриаршего подворья при Главном штабе ВВС: он стал приходским.

В 2019 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм преподобного Саввы Сторожевского был передан Балашихинскому благочинию Московской епархии. Указом Патриарха Московского и всея Руси № У-02/196 от 25 сентября 2019 года настоятель храма преподобного Саввы Сторожевского при Главном штабе ВВС в микрорайоне Заря протоиерей Виктор Алексашкин был освобожден от должности и переведен в Юго-Восточное викариатство г. Москвы.

Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия №3856 от 11 сентября 2019 года настоятелем храма преподобного Саввы Сторожевского в микрорайоне Заря был назначен благочинный церквей Балашихинского округа епископ Балашихинский Николай. 26 сентября 2019 года была отслужена первая Божественная литургия, которую возглавил епископ Балашихинский Николай. По благословению епископа Балашихинского Николая в храме прп. Саввы Сторожевского было введено ежедневное богослужение.

23 августа 2019 года состоялось Великое освящение храма, которое совершил епископ Балашихинский Николай. Владыке Николаю сослужили: протоиерей Михаил Макашов – настоятель храма св. вмч. Екатерины, протоиерей Олег Лебедев и иерей Владимир Кутьенков – настоятель храма прав. воина Феодора Ушакова, а также диакон Роман Стрельников и диакон Артемий Кравченко. Более подбробную информацию см здесь

Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия №5126 от 18 декабря 2019 года настоятелем храма преподобного Саввы Сторожевского в микрорайоне Заря был назначен священник Дмитрий Огнев.

Храм Святой Великомученицы Екатерины на Всполье

Подворье Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси * 119017, Москва, Большая Ордынка, 60/2 * +7 (495) 959-12-96

09.07.2019 г. Панихида в 15-ю годовщину со дня убийства журналиста Пола Хлебникова

9 июля 2019 г. исполнилось 15 лет с момента трагической кончины журналиста Пола (Павла) Хлебникова.

В этот день в храме священномученика Климента папы Римского настоятелем храма протоиереем Леонидом Калининым, который был духовником Пола Хлебникова, была отслужена панихида.

Представитель Блаженнейшего митрополита всея Америки и Канады Тихона протоиерей Даниил Андреюк, по приглашению отца Леонида, принял участие в заупокойном богослужении.

  • 09.07.2019 г. Визит представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии и представителя Сербской Православной Церкви в храм великомученицы Екатерины на Всполье

    9 июля 2019 года Подворье Православной Церкви в Америке посетили
    архиепископ Пражский и Чешских Земель Михаил (Дандар) и
    епископ Моравичский Антоний — представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси.

    Гости приложились к святыням нашего храма и осмотрели Екатерининский и Спасский храмы.

  • 08.07.2019 г. Празднование памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии в храме великомученицы Екатерины на Всполье

    8 июля Православная Церковь празднует память благоверных князя Петра и княгини Февронии. Также в этот день, начиная с 2008 года, во всех городах России отмечают День семьи, любви и верности.

    В этот радостный день настоятелем храма великомученицы Екатерины на Всполье протоиереем Даниилом Андреюком в сослужении иерея Павла Зуева и диакона Дмитрия Асратяна была отслужена Божественная литургия.

    Во время сугубой ектении были вознесены прошения о единении Церкви и сохранении Ее от расколов и разделений, а также клир и прихожане храма сугубо молились о ниспослании мира на братскую Украину.

    После заамвонной молитвы духовенство и прихожане храма молились святым Петру и Февронии о том, чтобы они принесли за нас святые молитвы ко Господу Богу, и испросили нам вся благопотребная для нас: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, живущим в браке- целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие.

    Во время проповеди отец Даниил поздравил прихожан с праздником, поблагодарил за участие в совместной молитве, с особым чувством поздравил тех, кто сподобились причаститься Пречистых и Животворящих Христовых Таин.

    Сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Галатам — это очень известное послание апостола Павла, всегда читается, когда празднуется память святых, прославленных в лике «преподобных».

    Петр и Феврония в конце своей жизни приняли монашеский постриг — на Руси существовала такая традиция, что когда дети в семье вырастали, то родители принимали монашество.

    В апостольском послании говорится следующее: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.»

    Брак — это тяжелое дело. Если человек хочет сохранить брак, то обязательно нужно всегда отсекать свое «я». Те качества, которые перечисляет апостол Павел необходимы для достижения этой цели.

    «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенными.»

    В гневе нет правды — если человек хочет кого-то исправить, то нужно делать это в духе кротости, предварительно успокоившись и убрав свои эмоции.

    Прославляя сегодня Петра и Февронию, мы просим их молитв, чтобы они укрепили нас, наши семьи, наши браки, страну, и чтобы по молитвам святых Петра и Февронии Господь вразумил нас.

    Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!

07.07.2019 г. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в храме великомученицы Екатерины на Всполье

7 июля Православная Церковь празднует Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот радостный день, настоятелем храма великомученицы Екатерины на Всполье протоиереем Даниилом Андреюком в сослужении протоиерея Христофора Хилла, иерея Павла Зуева, диаконов Дмитрия Асратяна и Рустика Карташева была отслужена Божественная литургия.

Также за богослужением духовенство и прихожане храма молились об упокоении душ офицеров-подводников, которые погибли при пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате 1 июля в Баренцевом море — Дионисия, Николая, Дионисия, Константина, Андрея, Константина, Владимира, Александра, Александра, Димитрия, Сергия, Владимира, Виктора, Михаила, Александра. Вечная память героям, положившим свой живот за Отчизну и други своя!

После заамвонной молитвы духовенство и прихожане храма молились Пророку и Предтече Господню Иоанну об укреплении нас в вере.

Во время проповеди отец Даниил поздравил прихожан с воскресным днем, поблагодарил прихожан за участие в совместной молитве, с особым чувством поздравил тех, кто сподобились причаститься Пречистых и Животворящих Христовых Таин.

Сегодня читался отрывок из 6 главы Евангелия от Матфея. Апостол Матфей передает нам слова своего учителя и говорит так: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло;если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?» Здесь Господь говорит нам о состоянии нашей души: как можно увидеть человеческую душу? Ее увидеть невозможно — но Господь говорит, что состояние нашей души передается глазами. По глазам можно увидеть и хитрость, и подлость, и недовольство, и зависть. Можно и причащаться, но одновременно заказать убийство — примером того служит Иуда Искариотский.

Поэтому Господь и говорит, что наши глаза отображают нашу душу.

Далее Господь обращает наше внимание на следующее:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?»

Мы всегда должны помнить, что нельзя заботиться о богатстве и одновременно служить Богу. Потому что если вся жизнь человека подчинена только цели — как можно больше заработать денег, то в душе и жизни такого человека нет места Богу.

В конце Спаситель добавляет такие слова: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть»? или «что пить»? или «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.»

Нужно эти слова Господа нашего Иисуса Христа верно понимать — нельзя постоянно заботиться о земных вещах, не имея при этом упования на Господа; нужно помнить, что мы сами, не имея в себе благодати Божией и Его помощи, ни на что не способны. Но вместе с тем, нельзя сидеть без дела и совсем не трудиться.

Нет никакого смысла в том, чтобы покупать 5-ю квартиру либо 3-ю машину — это как раз и будет служением маммоне; но нет ничего плохого в том, чтобы иметь одну квартиру и одну машину — ведь этого вполне достаточно для нормальной жизни.

Сегодняшнее Евангелие должно напоминать, что Господь нас знает и Господь знает, что нужно для нашего спасения.

Также за литургией читалась 5 глава Послания апостола Павла к римлянам. Апостол Павел пишет так: «…оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией».

Здесь речь идет о том, что если человек хочет мира — в стране, семье, на работе — то этого можно достичь только через Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Далее апостол напоминает нам: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» С земной точки зрения не очень понятно — как это хвалиться скорбями? В одном из апостольских посланий, мы узнаем, что апостола Павла очень сильно мучили головные боли — мигрени — и он просил Господа избавить его от этого; но Господь отказал — ссылаясь на то, что через скорби апостол Павел будет Его славить.

У каждого человека скорбей в жизни хватает — у 15-летнего человека скорби одни, у 40-летнего — другие; у 65-летнего — третьи. При этом скорби 15-летнего кажутся смешными, не заслуживающими внимания для 65-летнего и наоборот. Апостол Павел напоминает нам эти слова для нашего назидания, чтобы мы не впадали в уныние; за терпение и надежду Господь нам пошлет благодать, необходимую для нашего спасения.

После литургии клириком храма иереем Павлом Зуевым был отслужен водосвятный молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет», а также настоятелем храма протоиереем Даниилом Андреюклм была отслужена лития об упокоении всех усопших православных христиан. С особым чувством приход молился о упокоении душ офицеров-подводников, погибших 1 июля.

Накануне вечером было совершено всенощное бдение.

  • 05.07.2019 г. Cостоялись торжества по случаю 1150-летия кончины равноапостольного Кирилла, просветителя Великой Моравии

    В пятницу, 5 июля 2019 года представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате протоиерей Даниил Андреюк, принял участие в торжестве в Кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия в городе Прага, Чехия в по случаю 1150-летия кончины равноапостольного Кирилла, просветителя Великой Моравии.

    Возглавил Божественную литургию архиепископ Пражский и Чешских Земель Михаил (Дандар). Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Кременчутский и Лубенский Николай — представитель Украинской Православной Церкви ; епископ Моравчский Антоний — представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси.

    Балашихинское благочиние Московской епархии

    Балашихинское благочиние было образовано выделением из Щелковского благочиния храмов, расположенных на территории Балашихинского района, в соответствии с указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за №257 от 26 марта 1993 года. Первым благочинным был назначен архимандрит Роман (Гаврилов, ныне епископ Серпуховский, викарий Московской епархии).

    В настоящее время благочиние состоит из 23 приходов, расположенных на территории городских округов Балашихи и Реутова, в которых совершают свое служение 58 священников и 11 диаконов. Указом №1398 от 6 марта 2019 года благочинным назначен протоиереей Димитрий Мурзюков, настоятель Троицкого храма г. Реутова.

    (составлена на основе книги протоиерея Георгия Кулемина «Храмы Балашихинского благочиния», 2005)

    История церквей Балашихинского округа Московской епархии охватывает страницы как древней истории, так и современного периода возрождения подмосковных приходов. На территории нынешнего Балашихинского района Московской области храмостроительство началось в XVI-XVII веках. Важнейшим фактором заселения этой местности явилось наличие здесь старинных торговых путей: стратегической дороги – Старого Владимирского тракта (современное Горьковское шоссе), на которой в древности находились крупные дворянские вотчины: Горенки, Яковлевское, Никольское-Полтево, Троицкое-Кайнарджи; а также Большой Стромынской дороги (современное Щелковское шоссе), по сторонам которой располагались крупные монастырские владения – от Преображенской заставы (мимо известного митрополичьего села Черкизово) к Успенскому Стромынскому монастырю, с дворцовыми и монастырскими селами Никольское-Трубецкое и Пехра-Покровское.

    В XVI-XVII вв. храмы этой местности в основном входили в Вохонскую десятину Московского уезда и дань с них собиралась в Патриарший Казенный приказ. Если в 1628 году здесь числилось 25 «жилых данных церквей», то в первой половине XVIII столетия из 77 приходских церквей 17 были каменными. Большинство храмов располагалось в селениях Почернева стана Московского уезда и часть из них были в Васильцеве (Горенки) и Каменском (Полтево) станах того же уезда. После образования в 1782-1784 гг. Московской губернии одна часть селений оказалась в составе Московского уезда, другая – в Богородском уезде Московской губернии. На рубеже ХIХ-ХХ столетий церкви современного Балашихинского благочиния распределялись по округам следующим образом.

    В первом благочинническом округе Московского уезда (из 24 храмов) числились:

    1. церковь Архистратига Михаила в селе Архангельском-Никольском;

    2. церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пехра-Покровское;

    3. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Никольское-Трубецкое;

    4. церкви Святой Живоначальной Троицы и Воскресенская (кладбищенская) в селе Троицком-Кайнарджи;

    Во втором благочинническом округе Богородского уезда (из 23 храмов) числились:

    5. церковь святителя Николая Чудотворца в селе Никольское-Полтево;

    6. церковь Преображения Господня в селе Спасское-Саввино;

    7. церковь святителя Николая Чудотворца в селе Милет.

    Кроме того, в начале XX века в 1-м благочинии Московского уезда числились приписные церкви: во имя святого благоверного князя Александра Невского в Горенках, дачная церковь в поселке Ново-Кучино (Салтыковка), а также молитвенный дом, устроенный в 1918 году при фабрике Реутовской мануфактуры.

    Хронологически, по времени возведения, старинные храмы нынешнего Балашихинского благо­чиния можно поделить на следующие группы:

    1-ю группу составляют церкви, построенные в первой половине XVIII в., а именно в Петровское и постпетровское время. Это храмы в селениях: Полтево (1706 г.) — храмозда­тели графы Апраксины, и Никольское-Архангельское (1740-е гг.) — храмоздатели князья Долгоруковы;

    2-я группа включает церкви, возведенные во второй половине XVIII столетия в стиле зрелого классицизма русскими архитекторами круга Баженова — Казакова. Примером является храм в Троицкое-Кайнарджи (1778 г.);

    3-ю группу составляют храмы, возведенные в XIX веке: в первой его четверти — в селе Пехра-Покровское (1828 г.) по проекту выдающегося московского архитектора Осипа Бове; а также второй половины XIX века — в селах Никольское-Трубецкое (1862 г.) и Спасское-Саввино (1867 г.);

    4-я группа включает в себя храмы, построенные на рубеже ХIХ-ХХ веков в селах Горенки (1895 г.), Милет (1902 г.), Ново-Кучино (1914 г.) и молитвенный дом в Реутове (1918-1920 гг.).

    Из перечисленных церквей не сохранилось церковное здание в Горенках (Николаевке) и в настоящее время здесь возведён новый храм во имя св. бглв. кн. Александра Невского.

    Возрождение храмов Балашихинского благочиния происходит на наших глазах и относится уже к новейшей истории Русской Православной Церкви. Но вернемся в сталинские годы тотальных репрессий и ко времени гонений на Русскую Православную Церковь в «хрущевский» период. Результатом этих тяжелых времен стало то, что и в Московской епархии, и в самом столичном граде остались лишь единицы действующих храмов, расположенные в основном вдалеке от крупных промышленных центров Подмосковья или в сельской местности.

    Уже во время первой «безбожной» пятилетки в 1928-1932 гг. столичные власти, планируя ликвидацию «религиозного дурмана», начали кампанию по закрытию храмов, в основном в Москве. Ликвидация церквей в Московской области столкнулась с активным сопротивлением верующих, которые, опираясь на законодательную базу по закрытию церковных приходов, апеллировали к советским органам через Комиссию по делам культа при Мособлисполкоме и выше, и в Комиссию при ВЦИК. В некоторых случаях верующие теряли терпение и открыто выступали против произвола «безбожников». В тот период в большинстве случаев церкви окончательно не закрывали, так как действовала апелляция, и Комиссия имела право отменить постановление Мособлсовета. Таким образом, православные приходы продолжали существовать. Но это длилось недолго. В начале 1930-х годов большевики поменяли тактику: они стали «душить» приходы налогами, приравнивая хозяйства священнослужителей к кулацким и применяя к ним такие же репрессии, как и к кулакам — за «долги» духовенство лишалось имущества и шло под суд. Таким образом, многие священники и миряне (члены церковных советов) оказались на Соловках, в Дмитлаге на строительстве канала Москва-Волга и в Северной ссылке. Из последних сил приходы собирали деньги на уплату налогов. Почти за каждым богослужением священники предупреждали о возможном закрытии храма по предписанию финансовых отделов местных Советов. С другой стороны, местные власти отбирали церковные здания, например, для ссыпки зерна во время коллективизации, что также поощрялось сверху. Однако, опасаясь обвинения со стороны верующих в кощунстве, храмы стали отбирать под «культурные нужды» (избы-читальни, клубы и т.д.).

    С 1934 года, когда после убийства Кирова Сталин развязал массовый террор, политика партии большевиков и советского правительства в отношении Церкви изменилась — началось массовое закрытие храмов и аресты «церковников». В те годы органы ОГПУ и позже НКВД «создавали» уголовные дела так называемых «антисоветских церковных центров».

    На совещании партийного актива МК ВКП(б) в 1937 г. коммунисты представили статистику по так называемому «церковному фонду» Московской области, отмечая что «по количеству функционирующих церквей, по сравнению с другими областями, Московская область находится на четвертом месте». Власти были особенно обеспокоены тем, что после принятия «Сталинской» Конституции в Секретариат ВЦИК СССР на имя «всесоюзного старосты» М.И. Калинина посыпались сотни писем в защиту приходов и духовенства. Как замечали партийные аппаратчики, «…после опубликования проекта новой Конституции изменился тон подаваемых заявлений во ВЦИК. Если раньше писали: «слезно просим», то теперь ссылаются на статью 125 Конституции (свобода слова, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций), требуя отмены тех или иных постановлений». Эти подтверждало, что многолетняя антирелигиозная пропаганда коммунистов, страх и запугивание населения не смогли решить «церковной проблемы» даже в столице и Московском регионе.

    В 1936 году на территории Московской области находились 1993 действующие церкви, священнослужителей числилось 2257 человек (для сравнения: в наши дни священнослужителей в Московской епархии числится менее 2000 человек). Религиозного актива, по сведениям НКВД, по Московской области числилось (члены церковных советов и активные церковники) 50 000 человек. К этому времени в области уже были закрыты более 2300 храмов, в том числе в самом 1936 году 150 церквей. За первый квартал 1937 года власти закрыли 12 храмов, и все факты закрытия были обжалованы верующими во ВЦИК.

    В Балашихинском районе активное закрытие храмов здесь началось с 1931 г. В период первой «безбожной» пятилетки находившиеся в Реутовском промышленном районе православные храмы мешали проводить сталинскую программу коллективизации и индустриализации. Для местных властей настала необходимость включиться в общую кампанию по закрытию церквей, исходя из «просьб трудящихся». Сначала варварски закрыли Покровскую церковь в селе Пехра-Покровском, затем в 1933 г. храм Спаса Нерукотворенного образа в селе Пехра-Яковлевском (Леоново); в 1934 г. церковь Александра Невского в сельце Горенках и в это же время церковь-часовню в поселке Салтыковка; в 1935 г. Никольскую церковь в селе Полтево; в 1940 г. Никольскую церковь в селе Милет. Оставались действующими храм Рождества Богородицы в селе Никольском-Трубецком, который захватила обновленческая община, кладбищенская Михаило-Архангельская церковь в селе Никольско-Архангельском, Троицкая церковь в усадьбе Румянцевых – Троицком-Кайнарджи (Фенино).

    Легализация (возрождение) Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., связанная с патриотической позицией иерархов, духовенства и верующих в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, а также с вопросами внутренней и внешней политики советского государства, на время восстановила статус православных приходов в Московской епархии. За период 1943-1944 гг. многие общины были восстановлены постановлением Облисполкома. На июнь 1946 г. в Балашихинском районе числилось пять действующих церквей: в селениях Саввино, Никольское-Трубецкое, Фенино, Никольское-Архангельское и Ивановское (последнее позднее вошло в городскую черту Москвы). В храмах оставалось 7 священнослужителей: 6 священников и 1 диакон. В конце 1940-х годов из лагерей стало возвращаться репрессированное духовенство. Так, в храм Преображения Господня в Саввино вернулся священник Митрофан Андреевич Орлов, прошедший весь ужас сталинских лагерей.

    Верующие Балашихинского района с 1943 г. начали подавать ходатайства в Облисполком об открытии ранее закрытых приходов, но обычно получали отказ. Областное правительство утверждало ходатайства верующих об открытии храмов только в тех местах Московской области, где к 1943 г. не было ни одной церкви, а так как в Балашихинском районе числилось 5 храмов, то никаких разговоров об открытии новых приходов и не предполагалось. Начало «хрущевской оттепели» принесло лишь короткую передышку. Волна грубой атеистической пропаганды, администрирование государственных чиновников, выполнявших указания идеологов ЦК КПСС, и жесткая налоговая политика были особенностями новых гонений на Русскую Православную Церковь.

    В 1955 году в Московской области числилось действующих 176 церквей и один монастырь – Свято-Троице-Сергиева Лавра. Уполномоченный А. А. Трушин, находясь на своем посту более 40 лет (до 1984 г.), ретиво исполнял руководящие инструкции, которые гласили: «Открывать не будем ни одной церкви. По первичным заявлениям выносить решение Мособлисполкома об отказе. Что касается всех остальных ходатайств, по которым в прошлом были вынесены решения Исполкома Мособлсовета, пересматривать не следует, и по таким ходатайствам заявителям следует отвечать, что «их просьбу в настоящий момент удовлетворить не представляется возможным». Согласно закрытой статистике, действующих церквей на 1956 год не имелось в пяти районах Московской области и в 13 подмосковных городах, в том числе в Балашихе и Реутове. Однако заявления об открытии храмов продолжали поступать на имя самого Хрущева, а также членов правительства (Ворошилова, Маленкова). По сведениям для Управления КГБ по Московской области (А.Н. Коноплева) в 1956 году поступило 126 заявлений об открытии 51 подмосковной церкви, и за четыре месяца 1957 года – 52 заявления об открытии 27 церквей.

    В 1952 году на должность благочинного назначили протоиерея Александра Владимировича Оранского, настоятеля храма в Никольском-Архангельском. Получив образование во Владимирской духовной семинарии, отец Александр стал священником в 1915 году. В сохранившейся его краткой биографии нет сведений о том, что он подвергался репрессиям в 1920-30-е годы, но упоминается, что с 1917 по 1944 год он «работал по пчеловодству». С 1944 года отец Александр служил благочинным в Дмитровском районе Московской области и был настоятелем церкви Вознесения Господня в селе Перемилове. Активный деятель на церковной ниве, отец Александр пытался в трудных условиях «хрущевских гонений» помогать храмам благочиния, нередко оплачивая строительные и восстановительные работы в других храмах.

    Еще в 1955 году Трушин получил инструктивное письмо Г.Г. Карпова по поводу настоятелей, «которые с точки зрения политической и личных качеств могли дать ответы на соответствующие вопросы иностранцев…, которые, разъезжая по автомагистралям, проявляют интерес к встречающимся на пути церквам, осматривают, фотографируют, беседуют с духовенством». Отец Александр Оранский попал в это число неблагонадежных настоятелей храмов, которых требовалось заменить.

    Со второй половины 1950-х годов большинство церковных зданий Балашихинского района Московской области были взяты под охрану Министерства культуры РСФСР, как памятники архитектуры Московской области. В книгах выдающегося русского медиевиста, академика С.Б. Веселовского и известного историка архитектуры профессора М.А. Ильина, выпущенных под названием «Подмосковье», впервые дается характеристика таких замечательных памятников архитектуры, как Покровская церковь в Пехра-Покровском, Архангельский храм в Никольском-Архангельском, церковный ансамбль в Троицком-Кайнарджи, и звучат имена замечательных русских зодчих: М.Ф. Казакова, В.И. Баженова, О.И. Бове. В дальнейшем, архитекторы-реставраторы исследовали памятники и проводили ремонтно-восстановительные работы. Итогом этих исследований стала публикация каталога «Памятники архитектуры Московской области», который включил в себя и церкви Балашихинского района.

    Ветер перемен 1990-х годов, конец диктатуры КПСС во всех областях жизни, духовная свобода, когда большинство людей обратились к живительным основам Православия, определили новый этап развития Русской Православной Церкви. Большие изменения произошли и в Московской епархии. Повсеместно стали восстанавливаться поруганные святыни, возрождаться православные общины.

    В 1990 г. была образована православная церковная община Никольского храма в Полтево, которой передали церковное здание. Для удобства реставрации был построен временный храм. Заказан проект реставрации храма и проект его благоустройства. На сегодняшний день сделана кровля с 1 по 3 ярус храма, утеплены полы, восстановлен алтарный свод и иконостас, благоустроенна территория вокруг храма, сооружена детская площадка. С Пасхи 2010 г. в храме постоянно совершаются богослужения.

    С 1992 года начались восстановительные работы в храме села Пехра-Покровского, здание которого использовалось в качестве заводского помещения – внутреннее пространство разбили на этажи, работа станков, сварка металла, вибрация пола нанесли непоправимый ущерб внутреннему убранству храма. 14 октября 2004 г., в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения всех его трех престолов.

    В 1993 году началось восстановление Никольской церкви в селе Ново-Милет. В последние годы здание использовалось под спортзал. Здание было разделено на два этажа, колокольня разрушена, глава снесена, полностью было утрачено внутреннее убранство, все святыни, иконы. Сохранились лишь остатки росписи на сводах. К настоящему времени проведены большие реставрационные работы. Совершаются регулярные богослужения.

    В 1994 году в Реутове новосозданная церковная община начала строительство каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Это было исполнением заветов Святителя Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году), который в 1919 году совершил молебен на Реутовской фабрике. Первые богослужения православной общины в Реутове проходили в помещении первого этажа жилого дома, отданном общине во временное пользование. Закладку церкви совершили 6 февраля 1997 г., а уже 3 октября 1999 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил новый храм в Реутове.

    В 1998 году к митрополиту Ювеналию обратился военный комиссар Московской области генерал-майор А.С. Семакин с просьбой о благословении на строительство Троицкого храма на территории Областного сборного пункта военкомата Московской области в Железнодорожном. В 2001 г. была зарегистрирована церковная община, а 3 февраля 2002 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия новопостроеный храм был освящен архиепископом Можайским Григорием. В этом храме окормляются не только воины и призывники, но и жители соседнего микрорайона.

    В 1999 г. в Железнодорожном была зарегистрирована православная община храма во имя Новомучеников и исповедников Российских. В 2001 г. администрацией был выделен участок земли под строительство храма в районе станции Кучино. В начале был построен временный храм для проведения регулярных богослужений, рядом с которым в 2003 г. был заложен каменный храм. В середине 2019 года строительство кирпичного храма было закончено и начаты регулярные богослужения. 17 июля 2019 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископ Балашихинский Николай совершил великое освящение храма.

    В 1999 г. в поселке Заря образовалась инициативная группа, которая обратилась к Главкому ВВС с просьбой о строительстве в поселке Заря православного храма. В 2000 г. началось строительство храма во имя преподобного Саввы Сторожевского. На Пасху 2002 г. состоялось первое богослужение. В 2008 году поселок Заря Министерством обороны был передан в собственность городского округа Балашиха и стал городским микрорайоном. В связи с этим поменялся и статус храма — он стал приходским. 23 августа 2019 г. состоялось великое освящение храма, которое по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совершил епископ Балашихинский Николай.

    В Балашихе в 2001 г. было начато строительство нового храма во имя святого благоверного князя Александра Невского вместо уничтоженного ранее во время хрущевских гонений. Сейчас храм достроен, в нем совершаются регулярные богослужения. 12 сентября 2006 г., в день престольного праздника храма, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил чин его великого освящения.

    В мкр. ВНИИПО г. Балашихи, где расположен Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны, по инициативе Совета ветеранов института и жителей района было решено построить храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины». 17 сентября 2006 г., в день празднования иконы, на месте будущего строительства был совершен первый молебен. В Сибирском филиале ВНИИПО был изготовлен и доставлен в Балашиху сруб из кедровой сосны, и уже 5 июля 2007 г., в день юбилея института, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения церкви.

    В 2006 г. началось возрождение Почаевского храма на площади рядом с железнодорожной платформой Салтыковская. В короткие сроки был воздвигнут временный деревянный храм, и на престольный праздник был отслужен первый молебен. В 2007 г. были освящены закладной камень и крест на место под строительство большого каменного храма. С Рождества Христова в 2019 г. начались регулярные службы в новом строящемся храме.

    30 июля 2006 г., накануне Дня Военно-моского флота, состоялась закладка камня в основании часовни во имя св. прав. воина Феодора (Ушакова) в мкр. Купавна. В 2010 г. была разработана и согласована проектная и рабочая документация храмового комплекса, который по замыслу архитекторов будет включать в себя помимо основного храма еще и здание дома причта. В 2011 г. начались работы по строительству, а с 2012 г. в храме начались регулярные богослужения.

    На городском кладбище в деревне Пуршево в 2007 г. на средства благотворителей было начато возведение храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Были построены не только храм, но и дом причта, звонница, а также благоустроили территорию – бывший пустырь около кладбища. 27 декабря 2009 г. чин великого освящения новопостроенного храма и первую Божественную литургию в нем совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

    В 2007 г. во время посещения Балашихинского благочиния митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил место под строительство Екатерининского храма в мкр. Новый Свет г. Балашиха. 7 декабря 2008 г. в праздник великомученицы Екатерины был отслужен молебен с акафистом и после этого началась духовная жизнь новообразованной церковной общины. В 2009 г. началось строительство временного деревянного храма. В 2019 г. была выделена земля, а в июле 2019 г. получено разрешение на строительство. 12 августа того же года началось строительство каменного храма.

    22 декабря 2007 г. была совершена закладка первого камня для строительства храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в деревне Федурново – новом микрорайоне г.о. Балашиха. В 2012 г. из строительных вагончиков был сооружён временный храм, где совершаются регулярные богослужения.

    20 июля 2008 г. по завершении всенощного бдения накануне престольного праздника в недавно построенном Казанском храме Реутова крестный ход направился в центральную часть города, где был выделен участок земли для строительства нового – Троицкого храма. На месте будущего строительства были установлены и освящены крест и закладной камень. Инициатором строительства храма стал глава города Реутова А.Н. Ходырев. К концу 2011 г. были завершены все наружные работы, благоустроена прилегающая территория. В июне 2019 г. были полностью завершены расписные работы. 19 августа 2019 г., в праздник Преображения Господня, состоялось великое освящение храма, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении духовенства Московской епархии. В 2019 г. благочинным церквей Балашихинского округа и настоятелем Троицкого храма был назначен протоиерей Димитрий Мурзюков, с этого времени храм становится центром Балашихинского благочиния. 11 июня 2019 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил архипастырский визит в Московскую епархию и возглавил Божественную литургию в Троицком храме.

    В мае 2012 г. в Железнодорожном была создана община храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 13 августа 2019 г. на Рождественской улице епископом Балашихинским Николаем по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен закладной камень на месте будущего строительства. В апреле 2019 г. на участке был построен небольшой деревянный храм во имя священномученика Алексия (Никольского).

    В 2012 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на территории нового микрорайона Авиаторов г. Балашихи было начато возведение деревянного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Первый молебен на месте строительства храма был совершен 28 октября 2012 г. С этого времени молебны проводились регулярно по воскресным дням. 2 ноября 2019 г., в Дмитровскую родительскую субботу, была совершена первая Божественная литургия.

    В декабре 2019 г. председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов, проживающий в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха, получил благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на строительство храма во имя святителя Николая Чудотворца в этом микрорайоне. В 2019 г. был выделен земельный участок, а 3 июля 2019 г. Владыка Ювеналий в сослужении епископа Балашихинского Николая совершил чин великого освящения храма.

    10 декабря 2019 г. в мкр. Дзержинский г. Балашихи, в котором проживают военнослужащие войск Национальной гвардии России и члены их семей, епископ Балашихинский Николай по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совершил чин основания церкви и освящения креста на месте строительства храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира — небесного покровителя войск Национальной гвардии Российской Федерации.

    Читайте так же:  Храм любви и красоты