Меню Закрыть

Евангельские церкви абхазия

Евангельские церкви абхазия

Школа Благовестия

Почемучки, почему:
Миссионерская тема звучит часто, а Благовестие – замалчивается?
С ростом количества общин – не растет общее число членства в стране?
Показать полностью…
Как всегда, на самое главное дело не хватает или нет ресурсов и времени?
Сердце испытывает просто нежелание или даже страх в свидетельстве?

Подобные и другие вопросы поднимаются и остаются часто без ответа…

«Живая История» радикально и навсегда изменит наше понимание себя и своего призвания в деле Благовестия и Миссии среди народов.
«Управление ресурсами в деле Благовестия и Миссии» откроет неограниченные возможности для расширения служения Благовестия в нашей стране и в деле «Внутренней Миссии» и Внешней Миссии.
«Благовестие как Образ Жизни» не просто расширит кругозор на служение Благовестия через Учебу, Работу, Семью и Церковь, но и обеспечит необходимыми навыками.

Для эффективного благовестия нам не нужно ничего нового и никаких особенных возможностей, кроме нового взгляда и нового откровения для служения ближним в деле явления Христа для них.

«Господи, дай нам Твое откровение и обнови наш взгляд в эти дни на Благовестие Евангелия»!

Молодёжная конференция

Богословие поклонения

Каждый из нас много слышал о поклонении Богу и зачастую оно связано со служением музыкальной группы в церкви. Правильно ли это?
У многих из нас есть своя практика поклонения, и так или иначе, мы осмысливаем этот процесс. Насколько успешны мы на этом пути?
Наш семинар постарается затронуть несколько важных тем из области поклонения и представит вашему вниманию не только размышления о богословии поклонения, но и практику, которая исходит из этого богословия.
Показать полностью…
Ведь безусловно, верно утверждение о том, что: «Правильное богословие определяет правильное поклонение». В свою очередь, правильное понимание поклонения способно верно формировать жизнь, приносящую плод для Бога!
Первую часть семинара проведёт для нас Герри Матина, директор практического отделения музыкального факультета Университета Либерти в Линчбурге, штат Виргиния. Он поделится с нами введением в вопросы лидерства и служения. Мы рассмотрим особенности нашего призвания и библейский взгляд на него.
Вторую часть семинара мы проведем в компании Джерри Шрёдера, директора Международного Творческого Содружества Музыкантов, музыканта и молодёжного пастора, который занимается служением поклонения уже более 35 лет и Бережного Андрея, лидера поклонения и музыканта, композитора и автора песен поклонения и прославления. С ними мы рассмотрим теорию и практику музыкального служения церкви сегодня исходя из библейского основания этого служения.

Изабелла Айвазян запись закреплена
Олег Ларькин запись закреплена
Анастасия Тесля запись закреплена
Церковь «Дом Евангелия на курорте Сочи»
Церковь Евангельских Христиан «Спасение»г.Гагра запись закреплена

7 апреля – Благовещение

«И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…» Эти слова принадлежат перу знаменитого врача на Востоке, евангелисту Луке, 1:26-56. Поразительно, что Лука, человек науки, с Господней мудростью описывает непорочное зачатие Христа с вмешательством силы Божией, как чудо, выходящее за пределы ограниченного ума человека.
Показать полностью…
Доктрина христианской веры о происхождении Спасителя мира имеет вечное, спасительное значение для всех последователей Христа и для всего истинного Христианства.
Вникая в вопрос о непорочном зачатии Иисуса Христа, нам всегда надлежит помнить слова Божии: «не мудрствуй сверх того, что написано» (1Кор., 4:6), «и беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим., 3:16). Боговоплощение – великая тайна, и кто способен полностью постичь ее? Кто может объяснить, как Всемогущий Бог, Которого не вмещают небеса небес, «сделался подобным человекам и по виду стал как человек (Фил. 2:7)?
Обратите внимание на смирение и доверие Пресвятой Марии: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». Какая вера, какая изумительная способность абсолютно довериться Богу! Такую веру можно в себе выковать подвигом чистого сердца, подвигом любви к Богу. Святая Дева всем сердцем, всей жизнью Своей произнесла имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Благовещение – это особый Праздник, Праздник Воплощения Господа Иисуса Христа. В пространство земли и времени вошел Предвечный и выше всего Пребывающий Бог – ради спасения человечества. Вечна слава Ему!
Дорогие друзья, с Праздником Благовещения, сияющего светом и радостью вечной весны!

Епископ АЦЕХ «Благая Весть» Иван Чехунов

Пасхальное послание Церквам
Евангельских Христиан России и Абхазии

Дорогие братья и сестры,
Светлое Христово Воскресение, Пасха Христова – это удивительной духовной красоты Праздник нашей христианской души, когда по всей стране, из уст в уста, льется переполняющее счастливой радостью приветствие:
Показать полностью…
Христос воскрес!
Воистину воскрес Христос!

Библия говорит нам: в воскресении Иисуса Христа заключается весь Божий план спасения человечества. Святой ап. Павел в Послании к Римлянам, 4:24-25 провозглашает: «Но и в отношении к нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».
Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество упования нашего.
Воскресение Иисуса Христа есть величайшее торжество веры. Если Христос не воскрес, то все истины нашей веры теряют силу.
Воскресение Господа нашего Иисуса Христа служит доказательством Божественности Иисуса Христа и залогом нашего воскресения для вечной жизни. Воскресение означает, что Христос, вне всякого сомнения, есть Бог, пришедшим с небес во плоти на землю, чтобы спасти нас.
Торжествующая сила Христианства – Церкви Христовой покоится на факте воскресения своего Основателя.
Воскресение Иисуса Христа – это возвращение человечеству утерянного рая.
Христос воистину воскрес! Победа Христа над сатаной и смертью – это наша победа, если мы к подножию креста Голгофы в сокрушении положим свои сердца.
Христос воскрес! Посредством этого мы одерживаем ежедневное торжество над силою греха.
Пасха Христова – это Праздник всеобщего христианского ликования о воскресшем Спасителе.
Вспомним сегодня слова Евангельской надежды нашей: «…когда явится Христос, жизнь наша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» — Кол. 3:4. «Ибо Я живу, и вы будете жить» — Ин. 14:19.
В эти славные дни Светлого Христова воскресения желаю всем вам, дорогие мои братья и сестры, небесной любви, счастья благоденствия в Иисусе Христе воскресшем!
Христос воскрес!
Воистину воскрес Христос!
В радости Христовой,
с постоянной молитвой о вас –
Епископ Иван Чехунов,
Президент Ассоциации Церквей
Евангельских Христиан
Пасха Христова, 2019.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения храма преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове Валаамского архипелага

Впервые в истории заседание Священного Синода Русской Православной Церкви прошло на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл скорбит в связи с утратой чтимой Чимеевской иконы Божией Матери

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Священного Синода в Валаамском монастыре

Святейший Патриарх Кирилл: Мы должны научиться интерпретировать нашу традицию таким образом, чтобы она становилась понятной для современного человека

В Абхазии отмечают 100-летие возобновления богослужений на абхазском языке

В ноябре 1907 года в Лыхненском и Моквском храмах были совершены первые богослужения на абхазском языке. «Этому важнейшему для Абхазии событию предшествовала огромная работа абхазского духовенства конца XIX — начала XX вв. С точки зрения исторической науки, 1907 год правильнее считать не годом создания абхазского богослужебного языка, а датой его возобновления после почти пятисотлетнего перерыва», — пишет в газете «Христианская Абхазия» (№ 8, 2007 г.) кандидат богословия, иеромонах Дорофей Дбар.

Священнослужитель полагает, что абхазы, являющиеся древнехристианским народом, не могли не иметь собственного богослужебного языка в более ранний период истории. «Распространение в каком бы то ни было народе христианства, имеющего своим основанием евангельское учение, всегда вызывало необходимость перевода Евангелия на язык того народа, а в случае отсутствия письменности — ее создания», — считает автор.

По мнению отца Дорофея, главным источником, подтверждающим наличие богослужения и церковной письменности у абхазов на родном для них языке, является Моравско-Паннонское житие святого Константина Философа, более известного как равноапостольный Кирилл.

В этом источнике сообщается, что святой Константин во время полемики с западным духовенством в Венеции по поводу допустимости перевода богослужебных книг на славянский язык в качестве своего основного аргумента привел перечень христианских народов, обладающих собственной церковной литературой и прославляющих Бога на своих родных языках.

Среди этих народов святой Константин упоминает и «авазгов», т. е. абхазов. «Разве не идет дождь от Бога равно на все, или не сияет так же солнце на все, или не дышим ли мы все равно одним воздухом? Как вы не стыдитесь, говоря, что только три языка (еврейский, греческий и латинский) должно быть, а прочим народам и племенам вы велите быть слепыми и глухими? . Мы же знаем много народов, имеющих книги и воздающие славу Богу на своих родных языках. Вот эти народы: армяне, персы, авазги (абхазы), иверы (грузины), сигди, готы. и многие другие», — цитирует святого Константина иеромонах Дорофей.

«В подлинности этого источника, относящегося к IX веку, никто из серьезных исследователей, по заявлению абхазской стороны, не сомневается. Более того, как заметил академик М.Н. Тихомиров, перечисленные святым Константином этносы, обладающие своей церковной письменностью и богослужением, соответствуют реальному значению этих народов в IX веке, — пишет отец Дорофей. — Проблема только в том, что многим исследователям трудно согласиться с тем, что в этом списке народов, имевших уже к IX веку свою церковную письменность, указаны и абхазы».

Читайте так же:  Арарат белая церковь

Автор статьи утверждает, что «грузинский язык вводится в богослужебное использование наравне с греческим и абхазским только после образования объединенного «Абхазо-картвельского» средневекового государства».

«До этого, начиная с IV века, абхазы использовали в качестве письменного, делового и богослужебного языка только греческий, о чем свидетельствует целый ряд археологических памятников. В VIII-IX вв., в период образования Абхазского средневекового государства и самостоятельной Абхазской Церкви, наравне с греческим языком в богослужебное использование входит и абхазский язык. В этот период возникает и церковная письменность у абхазов, без которой богослужение на абхазском языке было бы невозможным», — отмечает Дорофей Дбар.

Дело апостолов продолжается!

Дело апостолов продолжается! Иван Николаевич Чехунов — епископ Ассоциации Церквей евангельских христиан «Благая Весть». Восемнадцать лет он несет служение первого пастора центральной евангельской церкви «Дом Евангелия на курорте Сочи».

Также Чехунов является руководителем группы экспертов-правозащитников свободы совести Международного Общества Прав Человека, председателем Краснодарского краевого комитета по защите прав человека и свободы совести. Это и не удивительно, ведь по образованию Иван Николаевич — юрист.

Более десяти лет он был помощником Президента Союза евангельских христианбаптистов России, главным редактором первой полноцветной российской христианской газеты, а потом и журнала «Христианин и Время», участвовал в издании «Христианина», «Баптиста», газеты «Протестант».

Иван Николаевич рассказывает читателям газеты «Протестант» о деятельности евангельского объединения, которым он руководит.

— Какова христианская история вашего легендарного края?

— Черноморское побережье до XVIII века, включая всю территорию курорта Сочи, называлось Большой Абхазией. Здесь жили племена убыхов, черкесов, абхазов. Некоторые из них верили во Христа. У отдельных историков можно найти такой термин, как «понтийское христианство» — это раннее причерноморское христианство, которое восходит к самым первым векам нашей эры. Когда-то Абхазия была окраиной Римской империи. Иисус сказал своим ученикам: «Идите до краев земли». До края Римской империи и дошли первые ученики Иисуса Христа. По преданию, апостол Симон Кананит шел вместе с Андреем Первозванным и евангелистом Матфеем. Матфей вместе с Андреем потом направились к Херсонесу. На киевских горах Господь открыл Андрею, что среди язычников будет великое пробуждение.

Кавказ интересен не только тем, что здесь проповедовал Симон Кананит; сюда был сослан и тот, кого считают одним из отцов раннехристианской церкви — Иоанн Златоуст. Тогда, на заре христианства, он хотел устроить в Константинополе теократическое царство, управляемое по Божьим заповедям. Народ согласился, но Византийский император сослал Иоанна умирать в Абхазию, считавшуюся малярийным краем из-за большого количества болот и комаров. Иоанна Златоуста везли в Питиус (современная Пицунда). По преданию, для мучений его оставляли на солнцепеке, а на ночь — в рассаднике малярийных комаров… А Златоуст, несмотря на тягости и лишения, неустанно проповедовал Евангелие Иисуса Христа. В абхазском местечке Каманы он скончался. Там до сих пор находится его саркофаг. В окрестностях древнего Гюэноса (современный город Очамчыра), которому ныне исполняется 2,5 тысячи лет, Златоуст много благовествовал. Теперь здесь мы возрождаем церковь, которая будет носить имя этого святого мужа. Там нет евангельских верующих, мы начинаем с нуля, по примеру апостолов. Мы также ведем работу в местах проповеди Симона, где и откроем Центр христианской культуры и милосердия святого апостола Симона Кананита. Центр уже сейчас занимается духовным просвещением и социальным служением среди бедных…

— Сколько церквей в вашем союзе?

— Семь небольших евангельских общин только в Абхзаии. У нас там интернациональная команда пасторов — два русских миссионера, два армянина, один грек и два осетина. Станислав Колчин, служитель в Гагре — из Норильска. Бывший афганец, он хорошо вписался в абхазскую обстановку. Диму Лихачева пригласили на служение в Гудауту из тундры. Остальные пресвитеры — достойные христиане, о них можно много рассказывать. В наше объединение также входят несколько церквей из южной столицы России — Сочи, республик Северного Кавказа, средней полосы страны. Посредством духовного партнерства опекаем добрых полсотни церквей евангельских христиан в Средней Азии. Кстати, возвращаясь к служению на апостольской земле, хочу заметить, что в этих местах археологи нашли останки храмов, которые восходят к IV веку — это не православные храмы, а строения из камня, похожие на молитвенные дома, зачастую без креста, с каменной кафедрой. Я склоняюсь к тому, что их построили последователи Симона Зилота, или Симона Кананита.

— Сколько христиан на Черноморском побережье?

— Если говорить об Абхазии — это традиционно языческая страна. Абхазы поклоняются дубовым рощам, приносят жертвы. Хотя некоторые относят себя к православным христианам, но это, как правило, те, кого бабушка крестила в детстве. В республике около двух десятков православных храмов при населении 400 тысяч человек. В Сочи более 20 евангельских церквей — это евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты, харизматы, баптисты, столько же православных храмов.

— Каковы взаимоотношения между церквами?

— Особо близкими не назовешь, но духовный прогресс есть. Мы собираемся с пасторами, достигаем взаимопонимания, во время поста совместно молимся. Была некоторая напряженность между баптистами и харизматами, но это уже в прошлом. Изменение ситуации прибавляет уважения и протестантам. Отношение РПЦ к нам лучше, чем в других регионах страны.

— Как люди реагируют на Весть о Христе?

— Как и везде, по-разному. В Сочи мирно сосуществуют и православные, и католики, и протестанты. Так как это курортный город, отдыхающие ищут чего-то своего. Сегодня перед нашим городом стоят новые задачи — в 2019 году Сочи станет столицей Зимних Олимпийских игр. В связи с этим мы учредили Христианский Олимпийский комитет, который возглавляет Сергей Бондаренко — пастор из Красной Поляны, будущего эпицентра Олимпиады. Он же формирует команду спортивных капелланов. В планах — организация молодежного христианского спортцентра. Мы осознаем, что на игры приедут наши братья и сестры — евангельские христиане из-за рубежа. Им нужна будет молитвенная поддержка, духовное окормление, которое, кстати, является частью нашего постоянного служения для курортников и туристов. Также мы продумываем, какой должна быть евангелизация во время Олимпиады. А вообще, в курортных местах обычно благовествовать легче. Еще в советские времена из-за гонений за веру в Абхазию бежали многие христиане, и она по-прежнему остается веротерпимой. Это Кавказ, здесь абсолютно другое воспитание, другой менталитет…

— При этом абхазцы — воинствующий народ?

— Гордый, воинствующий и вместе с тем очень добрый и гостеприимный. Они гордятся тем, что один из первых христианских апостолов дошел до Абхазии и сложил здесь голову за дело Евангелия. Спорят, кто его все-таки убил. Одни историки говорят, что абхазы, а другие — что это дело рук римлян, так как апостол принадлежал к партии зилотов, противостоял римскому владычеству. Сохранился камень, на котором, по преданию, отсекли голову Симону Зилоту. Когда это произошло, камень стал кроваво-розовым. И в Новом Афоне есть церковь, в основание которой заложен этот камень. А Епископ Пицундский Стратофил, как преемник служения Симона Кананита, был участником первого Вселенского Собора в Никее, где принимался Апостольский Символ Веры.

— На фасадах сочинских церквей красуются вывески «Дом Евангелия». Как на них реагируют люди с улицы?

— Некоторые называют нас сектой. Поэтому в своих церквах мы преподаем историю евангельских христиан России и мирового евангельского движения. Православные нас упрекают в том, что мы потеряли преемственность, что Лютер был самозванцем. Мы объясняем, что Христа никто не рукополагал, как и апостолов. В Послании к Филиппийцам Павел пишет: «подвизаясь за веру Евангельскую», вот и мы подвизаемся, начиная с апостольских времен.

— Кто наиболее активен в миссионерской деятельности?

— Опять-таки все зависит от лидеров. Распространено мнение, что скоро придет Спаситель, поэтому вместо миссии надо приготовить себя и сохранить общину. Опять возвращаемся к тому, что буква убивает, а Дух животворит. В свое время нас посчитали еретиками за то, что в начале собрания мы пели, а затем совершали молитвы. Мы ушли от многого. Например, на богослужении по воскресеньям у нас проповедует около часа один проповедник с определенным тематическим посланием. Времена изменились. Время массового благовестия кануло в лету. В сегодняшней России эффективно благовестие от сердца к сердцу — через реабилитационные центры, социальную помощь.

— Ваша должность на визитке обозначена как «руководитель группы экспертов-правозащитников свободы совести Международного Общества Прав Человека, председатель Краснодарского краевого комитета по защите прав человека и свободы совести»…

— Мы учредили Краснодарский краевой комитет по защите прав человека и свободе совести. Защищаем права верующих христианских конфессий, в том числе земельные, имущественные, а если необходимо, то и вопросы веры и исповедания. К нам обращаются и православные христиане, и неверующие, кто знает, что мы не обманем, небогатые люди, потому что каждая консультация адвоката стоит больших денег.

— В Черноморском регионе права нарушаются в таких же масштабах, как и в Москве?

— Везде хватает нарушений. Сегодня на Черноморском побережье свободной земли нет, даже маленьким куском кто-то владеет. Поэтому лучше купить какой-нибудь сарай и на его месте построить Храм Божий. Это относится ко всем церквам.

— У вас за плечами журналистский опыт. Как вы считаете, чего не хватает евангельской прессе?

— Я рад, что сегодня много разнообразной христианской прессы. Это победа свободы слова и вероисповедания. В советское время мы об этом только мечтали. Тогда у евангельских верующих СССР был единственный журнал — «Братский вестник». Его практически невозможно было достать. Издание читали в церквах всех конфессий. Если он вдруг попадал в семью, то это было событие. Что касается газеты «Протестант», то я ею очень доволен, она стала интересной, насыщенной и разнообразной, при этом выходит в цветном исполнении. Вы освещаете и межконфессиональные отношения, и жизнь протестантских общин, в том числе за рубежом. И это замечательно!

Читайте так же:  Исход церковь королев

— Как вы реагировали на грузино-абхазские конфликты?

— Когда более 15 лет назад началась грузино-абхазская война и в Сочи повезли раненных и беженцев, с нашей помощью на курорт был поставлен из Норвегии хирургический госпиталь на 200 специализированных коек со всем необходимым оборудованием и инструментами, начиная от скальпеля и ваты. Наши церкви организовали Фонд помощи. И хотя автомобили христиан не пускали через границу, мы пользовались транспортом МЧС, Красного креста. Мы тогда организовали питание для всех народностей Абхазии, кто нуждался в чашке похлебки. В страдающий регион мы также доставляли одежду, обувь, медикаменты. В 2008 году мы отправили абхазским детям около семи тысяч рождественских подарков, в 2009 году таких подарков было уже 13 500. Помощь продолжается и сегодня.

— А как насчет работы с сиротами и инвалидами?

— В Абхазии нет сиротских приютов или домов для инвалидов. Сироту должен взять ближайший родственник. А если ближайшего родственника нет, то сход села решает, кому ребенка передать на воспитание. Все дети воспитываются в семьях. В селении Калдахвара, например, старушка-абхазка Нацкуа Ампар 102 лет растит дошкольников — детей своих дальних родственников. Когда мы ее посетили, она стирала на доске своим пятерым внукам. Мы купили ей в подарок стиральную машинку. В Гудаутском районе детям-сиротам подарили несколько ковров, в этих семьях дети ползали по полу. Многим вручили постельные наборы, красивые новые одеяла, микроволновые печи, наборы посуды. Работаем с инвалидами. Недавно подарили автомобили скорой помощи Минздраву и организации по работе с инвалидами «Инва-содействие». Также подарили много инвалидных колясок и специальных приспособлений для инвалидов.

В бедной Абхазии мы стараемся больше заниматься социальным служением, потому что Христос сказал об этом в Евангелии от Матфея, глава 25, стихи 35-40.

Как живут протестанты в Грузии

Преодоление неприятия и борьба за равенство все еще актуальны для «нетрадиционных» конфессий

? Впервые опубликован в 2019 году

Консерваторы, поддерживающие прогресс и отстаивающие западные ценности, — так характеризуют теологи протестантов в Грузии.

Что касается взаимоотношений с доминирующей в стране православной церковью, протестанты утверждают, что открытого конфликта между ними нет. Однако напряжение присутствует – нетерпимости по отношению к протестантам все-таки больше, чем к традиционным для Грузии конфессиям.

Рассказ о том, как живут в Грузии представители протестантских церквей, подготовлен к 500-летию Реформации — даты зарождения протестантизма.

Протестантские церкви существуют в Грузии примерно полтора века. На сегодняшний день в стране живут представители не одной ветви протестантизма, в том числе евангелисты – пятидесятники, христиане-адвентисты, представители евангелистско-баптистской, евангелистко-лютеранской церквей и протестантской церкви Святой Троицы.

К протестантским течениям причисляют теологи и Свидетелей Иеговы, которые являются довольно многочисленной религиозной группой в Грузии.

Самые старые протестантские церкви в Грузии – евангелистско-лютеранская, пришедшая в Грузию в 19 веке, вместе с немцами, переселившимися на Кавказ во времена Российской Империи, и евангелистско-баптистская.

В советское время протестантизм в Грузии прошел тот же путь, что и остальные религиозные группы, познав на себе насилие, репрессии и притеснения. Разрушением церквей и преследованием пасторов, разумеется, особо отличался сталинский период. Вздохнули более или менее свободно протестанты в период перестройки, а полноценно возродить свои церкви, несмотря на многочисленные препятствия, смогли лишь с начала 90-х.

Сколько протестантов в Грузии и где они живут?

Точных статистических данных о количестве протестантов в Грузии нет. Согласно переписи населения 2019 года, протестантизм в качестве вероисповедания указали около двух с половиной тысяч человек или примерно 0,1 процента всего населения. Сюда не входят Свидетели Иеговы, которых, по данным официальной статистики, более 12 тысяч. Таким образом, согласно статистике, протестанты являются одной из самых малочисленных религиозных групп в Грузии. В то время как о принадлежности к православной церкви заявляют 83,4 процента населения – более трех миллионов человек. Второй по численности группой являются мусульмане — 10,7 процента.

Однако эксперты и священнослужители относятся скептически к официальной статистике. Так, по информации теолога Беки Миндиашвили, на самом деле количество Свидетелей Иеговы – до 30 тысяч, а только евангелистов-пятидесятников насчитывается в Грузии до 10 тысяч.

Согласно отчету Центра толерантности при офисе Народного защитника Грузии, по состоянию на 2008 год только евангелистско-баптистская церковь Грузии насчитывала пять тысяч крещеных последователей, а, включая сторонников и сочувствующих, – до 17 тысяч. Сюда входят и прихожане, проживающие на территории Абхазии и Южной Осетии. Согласно тому же источнику, евангелистско-лютеранская церковь Грузии насчитывает чуть более тысячи членов.

Епископ евангелистско-баптистской церкви Малхаз Сонгулашвили оценивает общее количество протестантов в Грузии в 30-40 тысяч.

Географически прихожане протестантских церквей проживают в разных регионах Грузии — как на востоке, так и на западе. Центром протестантизма является Тбилиси, небольшие общины есть в Рустави и Гори. А одно из направлений — протестантская церковь Святой Троицы — представлено только в Батуми, на Черноморском побережье.

Как правило протестантские церкви имеют по одному действующему храму. Церковь Примирения в Тбилиси – единственная евангелистско-лютеранская церковь в Грузии. В 2005 году в Тбилиси открылся также единственный храм евангелистско-баптистской церкви, являющийся главным центром общины.

Несмотря на более чем столетнюю историю, протестантским общинам в Грузии все еще приходится преодолевать не одну проблему, связанную с неприятием и отсутствием терпимости со стороны представителей доминирующей религии. Епископ евангелистско-баптистской церкви Русудан Гоциридзе сказала в беседе с JAMnews, что открыто агрессивные нападения со стороны представителей православной церкви уже в прошлом, однако неприятие и негативное отношение со стороны общества все еще присутствует.

Епископ евангелистско-баптистской церкви Грузии Русудан Гоциридзе. Фото cо страницы в Facebook

«Из ближайшего прошлого можно вспомнить нападения, организованные бывшим православным священником Басилием Мкалавишвили, который сознательно выбирал себе целью представителей протестантских церквей. На сегодня проблема агрессии такого типа хоть и с трудом, но все-таки решена. Однако со стороны общества все еще налицо неприятие религиозных меньшинств, что представляет собой один из главных вызовов для страны. Например, в школах дети из семей баптистов часто подвергаются травле как со стороны учеников, так и учителей», — говорит Русудан Гоциридзе.

Среди других проблем она называет также политизированность религиозных групп, нездоровую модель бюджетного финансирования [православная церковь получает из бюджета около 10 миллионов долларов в год, намного меньшее финансирования получают несколько «традиционных» конфессий, куда протестанты не входят – ред.] и отсутствие закона о религиях. По ее словам, «агентство по делами религий, созданное в 2019 году, служит установлению политического влияния на религиозные группы» и не служит интеграции религиозных меньшинств.

На воскресной службе в Евангелистско-баптистской церкви в Тбилиси, фото Давид Пипия, JAMnews

Враждебным называет отношение православной церкви к протестантам теолог Бека Миндиашвили. По его словам, с одной стороны, представители патриархии считают протестантов «находящимися в грехе», с другой стороны, их агрессивное отношение еще более усиливается из-за четкой прозападной ориентации протестантов. Миндиашвили поясняет, что для патриархии нормальные отношения возможны только с «традиционными» конфессиями (мусульмане, католики и т.д.), в других же случаях патриархия занимает жесткую и недружественную позицию.

На воскресной службе в Евангелистско-баптистской церкви в Тбилиси, фото Давид Пипиа, JAMnews

Протестантизм vs православие

Насколько отличаются взгляды православной и протестантской церквей? Для большей части грузинской общественности взгляды грузинской православной церкви чаще всего довольно консервативны и радикальны. Но по мнению теолога Мириана Гамрекелашвили, называть грузинскую православную церковь ультраконсервативной не совсем точно, так как эта организация довольно большая, и внутри нее идут противоречивые процессы.

«Грузинская православная церковь очень противоречива как в теологическом, так и в политическом плане. Она ультраконсервативна только формально, так как часто эта ее позиция очень поверхностна. Если посмотреть с теологической точки зрения, (церковь) часто отрицает развитие и прогресс, но на практике часто бывает совсем по-другому», — говорит Гамрекелашвили.

В качестве примера того, что для грузинской православной церкви характерно «небольшое развитие», теолог назвал открытую поддержку Католикосом-патриархом Грузии европейской интеграции страны.

Кроме того, считает Гамрекелашвили, ультраконсервативные взгляды не мешают представителям церкви «быстро осваивать продукты новейших технологий».

Что касается протестантских церквей, по мнению теолога, там, за редкими исключениями, доминируют четко выраженные и исполняемые на практике консервативные взгляды. Исходя из их малых масштабов, в отличие от православной церкви там не наблюдается внутренних противоречий и большая часть протестантских церквей Грузии жестко консервативны.

«Со своей стороны, евангелистско-баптистская и евангелистско-лютеранская церкви являются теми редкими исключениями, когда (религии) стремятся к прогрессу в плане теологическом и политическом. Это — заслуга лидеров и иерархов этих церквей», — считает Гамрекелашвили.

Бека Миндиашвили также утверждает, что большинство протестантских церквей Грузии консервативны. Однако, по его словам, налицо фундаментальное различие с православной церковью – протестанты в Грузии четко поддерживают западные ценности и прозападные устремления.

«В отличие от пророссийских настроений в грузинской патриархии протестантские церкви придерживаются западных ценностей. Они часто находятся в авангарде борьбы за права меньшинств. Например, евангелистско-баптистская церковь всегда открыто защищала права женщин и разных меньшинств. К тому же те протестантские церкви, которые придерживаются консервативных взглядов, не имеют ничего общего с ксенофобией, гомофобией и какими-либо элементами притеснения. В этом плане разницы между церквями (православной и протестантскими) огромна», — говорит Миндиашвили.

Он также считает, что по сравнению в православной церковью протестантские церкви гораздо более «нонконформисты».

Читайте так же:  Церковь в городе скопин

Епископ евангелистско-баптистской церкви Малхаз Сонгулашвили сказал JAMnews, что его церковь «ощущает социальную ответственность» за все проблемы общества:

«Церковь обязана разделять все вызовы, стоящие перед обществом. Это неравенство – гендерное либо какое-либо другое, преследование меньшинств, дискриминация. Все эти темы для нас важны».

В 2019 году епископ евангелистско-баптистской церкви Грузии Русудан Гоциридзе удостоилась приза Госдепартамента США «Международная награда женщинам за мужество» за вклад в борьбу за толерантность, равные возможности и равноправие.

Приверженцы идей протестантской реформации, евангельские христиане-баптисты ведут свою историю в Грузии с 1860 года, когда прибывший из Германии миссионер вступил в контакт с молоканами – русскими раскольниками, разошедшимися по идейным соображениям с Русской православной церковью. Именно так на синтезе немецкого протестантизма и русского молоканства начал закладываться фундамент современного грузинского баптизма.

Примечательно, что обосновавшиеся в Тифлисе и других центрах Кавказа немцы-лютеране проводили широкомасштабную проповедническую работу по распространению протестантства не только среди грузинского населения, но и в различных армянонаселенных районах современной Грузии. При этом группы евангелистов в Тифлисе, которые не принадлежали к лютеранской церкви, официально не признавались отдельными евангелическими обществами и считались вольными евангелистами. Кроме Тифлиса, армянские евангелические-баптистские общины были тогда и в ряде районов Грузии – Ахалцихе, Батуми, а так же Абхазии – Сухуми. В их объединении уже тогда были задействованы американские группы баптистов, в частности армянские деятели американской и британской Библейской ассоциации и американское миссионерское общество «Борд» (1).

Видя явную поддержку баптистов со стороны Запада, Экзарх Грузии в 1880 году охарактеризовал баптистов так: «Баптисты — огромные враги России и союзники протестантской Германии». Сегодня же основными финансовыми источниками «Евангельско-баптисткой ассоциации Грузии» выступают основанная российско-немецкими эмигрантами миссия «Посланник мира» («Friedensbote») и организация-выходец из США «Славянское евангельское общество» (SGA). Что лишь подтверждает неизменность позиции Запада по поддержке баптистов на территории бывшей Российской империи в качестве своих «агентов влияния».

Отметим, что первые баптисты в Грузии отличались большей строгостью и почитанием Ветхого Завета, нежели сейчас. Данный факт присутствовал и вне ее территории, влияя на поведение баптистов – выходцев из Грузии вплоть до Дальнего Востока. В частности, вторым президентом Желтугинской республики, существовавшей с 1883 по 1886 год в Приамурье и называвшейся «русской Калифорнией», был выбран горный мастер Еремей (Иеремия) Сахаров – молоканин (русский баптист), родом откуда-то из Грузии. Одним из его решений на посту президента было не только установление демократических норм на территории самопровозглашенной республики, но и активная борьба с гомосексуализмом, которым была охвачена половина ее населения. За него давали 500 ударов плетью, что фактически выступало аналогом смертной казни (2).

В сравнении с тем периодом зарождения в Грузии баптистских организаций сегодня вопрос нетрадиционных сексуальных отношений для грузинских баптистов перестает быть предметом споров. Если к первым заявлениям Архиепископа «Евангельской баптистской церкви Грузии» Малхаза Сонгулашвили о том, что геи — это творение рук Божьих, прихожане относились с недоверием, то сегодня их мнение фактически раскололось. Хорепископ Илья Осепашвили, считает, что общество не однозначно отрицает греховную сущность такой связи: «Одна часть считает, что если два представителя одного и того же пола любят друг друга, не изменяют и не занимаются развратом, их отношения не следует рассматривать как грех. Но для другой части любые однополые отношения, пусть даже основанные на любви, совершенно неприемлемы» (3).

Сам же предстоятель грузинских баптистов Малхаз Сонгулашвили считает, что гомосексуальное партнерство, как моногамное и основанное на любви и верности двух однополых людей в течение всей жизни взаимоотношение, Библии совершенно неизвестно. По словам «священника» «Апостол Павел осуждает имевший место в Риме ритуальный разврат, который был частью храмовой проституции. Ранние Отцы Церкви посчитали, что он имел в виду не храмовую проституцию, а именно необычные гомосексуальные отношения – что спорно. Так что слова Павла следует рассматривать в том контексте, в котором они и были сказаны. Эти слова были направлены против существовавшей в Римской империи культовой проституции» (4). Таким образом гомосексуализм им полностью оправдывается и признается чем то естественным, порой даже более «чистым» нежели гетеросексуальные отношения.

Во многом отклонение от традиционных христианских канонов, уход в сектантство и размывание образа Веры, способствуют недовольствам со стоны грузинского традиционного общества. Грузины, осознавая, что их втягивают в очередную «ересь», выступают резко против подобного «учения». Недоверие вызывают и высказывания руководства «Евангельской баптистской церкви Грузии» о «нетолерантном» отношении к ней со стороны общества. Этим объясняется и празднование Дня памяти Мартина Лютера Кинга, национального дня США, в контексте своей личной «угнетенности», но при участии в нем посла США Ричарда Майлса. Каким образом американские национальные праздники оказываются в числе празднований религиозного культа в Грузии? Ответ есть только один…

Однако гей-поддержка, так неприемлемая для патриархального грузинского общества, оказалось не единичным отклонением для грузинских евангелистов-баптистов. Впервые за 1700 лет существования христианства в Грузии в их среде появилась женщина-священник. Для Русудан Гоциридзе, внучки евангельского христианского священника, мысль принять духовный сан была совершенно естественной. Хотя она и не носит скуфью, но является признанным священнослужителем. Сам факт того, что она является женщиной, хотя и происходящей из пастырской семьи, вызывает озабоченность у представителей грузинского общества. Данное назначение многие люди воспринимают с непониманием и растерянностью. Многие считают, что баптисты переступают через неписанные правила, и потому стремятся к разложению христианства в целом. Если первые миссионеры говорили о статусе женщине, как допущенной с большими оговорками в Храм Божий, то нынешние действия руководство ЕБЦГ вызывает не столько непонимание, сколько стремление дискредитировать христианство.

Активно ЕБЦГ принимает участие в военных и кризисных конфликтов. Не осталась она в стороне и во время «пятидневной войны». Сразу после ее начала Генеральный секретарь Евангельской баптистской церкви Грузии Мераб Гаприндашвили обратился с заявлением к правительствам России и Грузии, в котором просил решать политические проблемы посредством переговоров, а не силовыми методами, лишая жизни невинных людей. По его словам, большинство членов 75 баптистских общин страны целыми сутками молились о мире. Серьезность этих обращений к Богу подчеркивается еще и тем, что «ради мира» некоторые из них постились в течение 24 часов. В свою очередь архиепископ евангельских христиан-баптистов Грузии Малхаз Сонгулашвили заявил о том, что сожалеет о «несправедливости, агрессии и решении конфликта за счет жизней гражданских лиц». Проведение в Грузии большой баптистской конференции, посвященной семье, под девизом «Преображение», решили отменить. Финансовые средства, предназначенные для осуществления этого мероприятия, посчитали необходимым направить на помощь беженцам из Южной Осетии, уехавшим в Грузию. Так 37 членов баптисткой общины Цхинвала подверглись бомбардировкам грузинской армии, но смогли без потерь убежать все вместе в близлежащий грузинский Гори, откуда перебрались центральный офис ЕБГЦ в Тбилиси (5).

Современный украинский кризис не оставил в стороне сообщество баптистов на территории постсоветского пространства. По окончанию проходившего 55-го съезда Евро-Азиатской федерации Евангельских христиан-баптистов в г. Алматы, где принимали участие и грузинские представители, была принята резолюция, призывающая «остановиться на путях ненависти и вражды». «Мы будем прилагать все силы и все наше старание и призываем к этому других, чтобы помочь украинскому народу, и другим народам, восстановить мирную и угодную нашему Господу жизнь…»

Наряду со всеми представители грузинской евангельских христиан-баптистов приняли участие 23 мая 2019 г. в Дне поста и молитвы за Украину, «чтобы Господь послал мир и взаимную любовь и остановил кровопролитие». Естественно, что в своей молитве грузины-баптисты поддержали своего коллегу — тогдашнего исполняющего обязанности президента Александра Турчинова.

Однако, как и любое другой институт общества «Евангельскую баптисткую церковь Грузии» трясут порой резкие изменения. Конец 2019 г. обозначился тем, что руководивший на протяжении 19 лет грузинами-баптистами Малхаз Сонгулашвили сложил свои полномочия. В виду того, что его госпитализировали с сердечным приступом, сторонники архимандрита от его имени распространили текст его отречения: «В течение 19 лет я стоял во главе Церкви евангельских христиан-баптистов Грузии. Для меня это был тяжелый, но очень почетный крест, – говорится в письме. – Но я вижу, что мои представления о борьбе с различными фобиями не разделяет большинство прихожан нашей церкви. По этой причине я не считаю целесообразным оставаться предстоятелем Церкви». Его отставка была неожиданна как для экспертов, так и для большинства прихожан. Во многом она объяснялась непопулярностью его действий и принимаемых им решений по поддержке гей-движения и сближения с мусульманскими организациями (о чем мы писали ранее (6)). Несмотря на то, что Малхаз Сонгулашвили оставил Церковь в своем прощальном заявлении он пообещал больше писать, чаще выступать и посвятить свое служение распространению терпимости в Грузии.

Каким будет будущее грузинских баптистов, покажет время. Нововведения, сделанные Сонгулашвили, в плане ухода к традициям грузинского общества, скорее всего приживутся, и будут способствовать увеличению числа прихожан-грузин. Однако то, что за дверями «церкви» одобряется гомосексуализм, а вслед за ним и иные богохульные деяния, означает лишь то, что политика США по дестабилизации, либерализации и разложению грузинского общества идет верно. На сегодняшний день ЕБЦГ выступает непосредственным исполнителем решений Белого дома по религиозным вопросам общества, влияя на нравственность и мораль своих прихожан. Последствия подобной политики, учитывая постоянный рост ее сторонников, будут катастрофичны. Традиционное общество рухнет, а на его место придет деградирующая анархия, способная стереть из памяти поколений грузинскую историю и культуру, превратив самих грузин в незначительную часть населения на задворках глобального общества.