Меню Закрыть

Сеймчан церковь

Бурно растущее в Якутии колхозное движение только что начинает выходить за пределы организационного периода и подготавливаться к сплошной коллективизации».

Что из себя представлял поселок Нелемное, о котором упоминает в своих документальных очерках и художественных произведениях В.Н.Богораз, тот самый известный ученый и исследователь Севера, который еще в конце ХIХ века в чине политкаторжанина изъездил эти места и отобразил жизнь юкагиров в книгах «Союз молодых», «Чукотские рассказы», «Воскресшее племя»? В 1930 году здесь стояло шесть избушек юкагиров, семьи которых занимались охотой и рыбной ловлей. Жили трудно, надеясь только на свои силы. До ближайших поселений — Оймякона, Сеймчана — зимней дорогой — 400 километров, водным путем — свыше 1 000 километров.

В соответствии с данными указаниями Казанову удается организовать здесь колхоз под удивительно поэтическим названием «Светлеет жизнь», в который, как было сказано в отчете, вошло 25 хозяйств, — и особо подчеркнуто, что членами его стали 17 батраков и 8 бедняков.
Председателем колхоза избрали Егора Прокопьевича Солнцева.
Вместе с председателем сельсовета Степаном Матвеевичем Дьячковым они участвовали в проведении коллективизации беднейших хозяйств юкагиров реки Ясачной.

Тот самый Борисов
В ноябре 1930 года в Сеймчан прибывает молодой, от роду восемнадцать лет, учитель Панкратий Борисов. Его появление открывает поистине новую страницу в истории сеймчанской округи. Это была сильная, неординарная личность, своими слишком активными действиями вызывающая недовольство тогдашних вышестоящих чиновников.

Выполняя поручения представителя Якутского ЦИК Яна Крумина, он провел перепись населения долины Сеймчана с целью подготовки выборов Совета, впервые организуемого административного района на Колыме.

В 60-70-е годы я неоднократно встречался с Панкратием Иовичем в Сеймчане, где он тогда занимал должность заместителя председателя райисполкома, приглашал его на уроки истории в магаданской школе, на которых ребята, разинув рты, слушали удивительные истории о своем крае. После выхода на пенсию Панкратий Иович руководил созданным им Сеймчанским краеведческим музеем. Еще раз хочу подчеркнуть, что Панкратий Иович был колоритнейшей, многогранной личностью, каковых на Руси называют народными самородками.

Борисов — выходец из крестьянской семьи, обосновавшейся под Якутском в числе переселенцев, появившихся здесь в 1837 году с Черниговщины и Могилевщины. Как обычный крестьянский сын, с семи лет начал боронить, а в десять ездил в лес за дровами, чистил хлев, в двенадцать научился пахать однолемешным плугом, косить, мог сесть верхом на любую необъезженную лошадь.
Вспоминая свое детство, Панкратий Иович рассказал мне такую замечательную историю. Его отец, человек неграмотный, но любопытный, водил дружбу с царскими политссыльными. Общаясь с ними, старался понять их поступки, причины, по которым они оказались в далекой ссылке. Частым гостем в доме был ссыльный Г. Чистов. Он-то и рассказал отцу, что в Канаде есть особый сорт пшеницы «пятиколоска». Уж чем руководствовался Чистов, или просто пытался утешить якутского крестьянина, но обещал достать и послать Иове Борисову эту самую «золотую пшеницу».

Прошло много лет. После февральской 1917 года революции в России Чистов уехал, а спустя пять лет вновь появился в Якутске с научной экспедицией. Так происходило со многими бывшими политкаторжанами, проведшими свою молодость на Севере и прикипевшими к нему. За делами, видно, не удалось Чистову вновь побывать в доме Борисовых, но заветный обещанный подарок — бутылку с семенами той самой канадской «пятиколоски» — прислал. Не забыл!

Посеяли семена на небольшом участке. Сняли первый урожай, а через пару лет выращенных семян хватило на 1,5 десятины. Вот только земли хорошей не было. Взялись корчевать поле, принадлежащее богатому якуту-скотоводу. Изнурительная была работа, зато собрали 400 пудов зерна.
По окончании в Якутске школы 2-й ступени с педагогическим уклоном, как хорошо владеющий якутским языком, Борисов получил назначение в Среднеколымск, но Я.Я. Крумин предложил юноше другой вариант — послал через Иркутск, Владивосток на Охотское побережье, а затем через Олу таежной трассой во вновь организуемый советский район на Верхней Колыме.
Как вспоминал впоследствии Панкратий Иович, 37 суток добирался он от Олы до стана Среднекан, где была база геологов и старателей.

Общее собрание Сеймчанского наслега состоялось 14 декабря 1930 года. Как явствует из архивных документов, работу свою признали слабой. И это неудивительно: из-за отсутствия постоянной дорожной связи (Борисову пришлось добираться кружным путем) возникла полная оторванность наслега от культурных и административно-хозяйственных центров Якутии.

Действительно, в течение четырех лет до этого собрания в Сеймчан не приезжал ни один представитель вышестоящих советских органов власти. Вот почему, узнав о целях создаваемого нового административного района, вынесли постановление: «Приветствовать образование Сеймчанского района с центром в Среднекане и приближением этим советской власти к населению».
Борисов вел протокол собрания, отмечая и фиксируя все предложения жителей будущего района. А затем дружно приступили к строительству административного здания. Помочь ему вызвалось человек 20. Они приехали на лошадях и быках, привезя с собой глину, лиственничный накатник. За неимением стекла в специально изготовленной проруби наморозили большие льдинки, чтобы «застеклить» окна.

«Разрешите открыть школу…»
Но главной своей задачей Панкратий Борисов считал, конечно, открытие школы. И это нужно было сделать буквально на пустом месте. Но не это было самым трудным: нужно было собрать и организовать детей, при этом обеспечить их школьными принадлежностями, едой, одеждой. А у него ничего, кроме букваря в единственном экземпляре, не было.

Тогда в долине Сеймчана стояло два десятка избушек, в которых жило 79 якутов-скотоводов и охотников. Здесь же выделялось приметное здание церкви, выстроенное в 1911 году, которое и решено было переоборудовать под школу. Из чурок сделали столы. Из ствола большого тополя Борисов выдолбил корыто и вымыл в нем всех своих учеников — 16 черноглазых якутских ребятишек разных возрастов.

Дети не знали русского языка, многие рассматривали книги как невиданную диковинку, не знали вкуса сладостей, даже простого хлеба. Но зато они умели ездить верхом на лошади, ставить западни на зайцев, ловушки и петли на куропаток, хорошо ходить на лыжах. Помогали своим родителям по хозяйству — заготавливать сено, ухаживать за скотом. Трудовым навыкам и умениям учить их не требовалось.

Проблема Борисова состояла в организации самого процесса обучения. Ребятам не были знакомы понятия «урок», «учебник», «переменка». На всех, как уже отмечалось, был один букварь, два химических карандаша да коробка цветных. Не было бумаги, но кто-то подсказал — и стали пользоваться церковными бланками. Не было перьев — пришлось собирать лебединые, затачивать их. Чернила делали из химических карандашей, а когда они закончились, стали использовать сок голубицы.

После того, как многие организационные проблемы были решены, Борисов решился написать своему наставнику Крумину: «Разрешите открыть школу. Помещение готово, но нет одежды для ребят. Прошу организовать сбор нижнего, верхнего белья среди геологов и рабочих. Знаю, что с продуктами туговато на прииске, поэтому не прошу. Изыщем на месте. На собрании бедняков решили каждое хозяйство обложить взносом — мясом в фонд школы. Пришлите, если можете, бумагу для изготовления тетрадей».

В ответ получил небольшой, но ценный, по меркам того времени, подарок с сопроводительным письмом. Во-первых, Крумин торжественно сообщал: «Посылаю лозунг: «Да здравствует Октябрь!» Ты его повесишь в юрте, где будет размещаться школа». Во-вторых, извинялся: «Сколько могли найти серой бумаги, также направили. Из нее выйдет десятка два тетрадей. Разлинуешь сам. Продукты питания послать не можем, питаемся сами в основном крупой, ждем транспорта из Нагаево, тогда что-нибудь выделим. Среди коренных жителей ты найдешь многих, кто поможет в работе. Оргкомитет разрешает открыть школу. Посылаем 26 рубашек, но они для взрослых, перешейте по размеру; 4 суконных одеяла и 19 метров мануфактуры». И наконец, выставлял оценку проделанной работе: «Молодец, что проявил инициативу. Советская власть не забудет твой труд».

Помощниками учителю вызвались Давыд Белолюбский, Моисей Винокуров и другие, всего человек 15. Они вырезали из бересты буквы алфавита, палочки для счета, изготовляли посуду, мебель, причем без единого гвоздя, коих просто не было в наличии.

В первую очередь в школу брали детей из семей, где было голодно и тесно в юрте. Борисов заметил, что ребята свободно владеют счетом до ста, хотя никогда не знали ни одной цифры. Учеба для них становилась новой интересной игрой.

И вот состоялось волнующее событие:
к Дню Красной Армии, 23 февраля 1931 года, в Сеймчане был создан первый пионерский отряд из 7 человек. Вместо галстуков им повязали красные банты (исходя из нужд экономии материала). Торжественным и волнующим оказался этот день для Николая и Василия Гермогеновых, Гурия Дягилева, Гани и Петра Винокуровых , а главное, для самого учителя — Борисова. Возможно, сегодня нам этого не понять, но, как признавался мне Панкратий Иович, этот день и это событие оставили в его судьбе одно из самых ярких воспоминаний.

Многое для коренных жителей было в новинку. В тот день пионеры подготовили для жителей Сеймчана концерт художественной самодеятельности. Петр Винокуров читал вслух стихи, Паша Слепцов — букварь. На мотив популярной песни Демьяна Бедного «Как родная меня мать провожала. » написали свою, на якутском языке, где были такие строчки: » Я старался вступить в пионеры, но меня мать-старушка не пускала».

Читайте так же:  Метро тверская церкви

Увидели зрители и пьесу на якутском языке «Как бабушка меня в школу не пускала» — на очень злободневную по тем временам тему, автором и постановщиком которой был, естественно, Борисов.
Взрослым понравилось невиданное ранее зрелище — выступление своих детей, хотя некоторые и чувствовали себя неловко, узнавая себя и свои поступки на импровизированной сцене.

И началась наисерьезнейшая игра (все-таки игра, ибо ею были увлечены дети) под названием «Панкратий и его команда». Подучившись грамоте, ребята стали каждую субботу ходить по юртам: занимались с родителями, обучая их грамоте, разъясняя необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм. Они стали инициаторами запрета курения среди детей, несмотря на то что это было давней традицией. Пионерский отряд во главе с Борисовым организовал первый в Сеймчане общественный огород. Добыв в Среднекане буквально несколько семян капусты, репы, редиски, они их посеяли на площади в 12 квадратных метров. Так была заложена, по существу, социальная основа ставшего знаменитым впоследствии на всей Колыме овощеводческого хозяйства «Сеймчан».

Обучая и воспитывая детей, надо было думать и о питании школьников. Панкратий Иович вспоминал, что до весны кормил ребят мясом без соли и молоком. Лишь весной геологи подбросили 25-килограммовый мешок муки-крупчатки. И вот еще какая немаловажная деталь: к концу 1931 года, через пропаганду пионеров и школьников, удалось убедить жителей Сеймчана произвести «культурно-бытовую» революцию: отделить скотники-хотоны, где содержался скот, от жилья.

Но, чтобы идти в ногу со временем, Панкратий задумал организовать и комсомольскую ячейку. В 1931 году, в апрельские дни, когда традиционно в советские времена торжественно отмечался день рождения Ленина, было объявлено о появлении комсомольской организации. Прежде всего в комсомол записался, как тогда выражались, сам учитель, за ним последовали его ученики, по возрасту имевшие право стать его членами, несмотря на то что учились всего лишь в первом классе. Это были Петр Винокуров, Гурий Скребыкин, Иван Аммосов, которым было от 15 до 17 лет. Все было честь по чести: рекомендацию они получили в пионерском отряде. И все действо не носило формального характера, а было проникнуто волнительной чистотой.

Символом позитивных изменений, происходящих на Колыме, стало новое название колхоза, предложенное Борисовым: вместо «Светлеет жизнь» — «Светлая жизнь».

ВЕХИ ИСТОРИИ СЕЙМЧАНА

Трудно поверить, что еще несколько веков назад сеймчанская долина не была заселена человеком.

Всего лишь несколько веков назад сеймчанская долина не была заселена человеком. Древние охотники и рыболовы, побывавшие здесь, не оставили каких-либо следов, и трудно судить, к какой группе кочевого поселения они принадлежали. Только в конце ХVIII века, когда на Колыме появляются первые якутские переселенцы, возникают и их небольшие, состоящие всего из нескольких юрт, поселения: Сеймчан, Таскан, Санча-Талон, Оротук.

Переселившиеся якуты занимаются охотой, рыболовством, скотоводством.

Название «Сеймчан» не якутского, а эвенского происхождения – «Хэйимчэн», что в переводе означает «полынья». Издавна в местах выхода в русло реки Сеймчан грунтовых ключей образовывались полыньи во льду. Впервые на основе расспроссных данных нанес на карту реку Сеймчан известный русский ученый И.Д.Черский в 1891 году.

С 1893 года жизнь в сеймчанской долине несколько оживилась, когда возник так называемый Ольско-Колымский тракт, связанный с доставкой грузов из Владивостока до Олы морем и с дальнейшей переброской вьюками на оленьих упряжках на реку Колыма. Открытие этого тракта связано с именем Петра Николаевича Калинкина, отставного казацкого пятидесятника.

Этот путь дал мощный толчок к заселению близлежащих районов и даже привел к проведению первых опытов земледелия в районе Сеймчана. Здесь в течении ряда лет успешно разводили огороды местный священник Парфений и урядник.

В 1901 году по этому тракту из Сеймчана в Якутск через Оймякон проехал Колымский исправник Н.М. Березкин, чтобы определить пригодность его для перевозки больших грузов на Колыму.

Но Березкин посчитал этот путь труднопроходимым и забраковал его. Тем не менее Ольско-Колымский тракт сыграл большое значение в снабжении Колымы. Вплоть до двадцатых годов ХХ столетия шли по нему караваны с грузами. Бессменными проводниками этих караванов в первые годы был П.Н. Калинкин, а позже его товарищи Александров и Медов.

О том, что представлял собой Сеймчан в начале ХХ века, так написал побывавший здесь Н.И. Березкин: «Местечко Сеймчан расположено на левом берегу речки того же имени, впадающей в Колыму… Это местечко, составляя часть Оймяконо-Борочанского наслега, насчитывает лишь девять семей инородцев. Это наслеги, часть коих поселилась здесь очень давно, а часть в последнее время, с открытием Ольско-Колымского пути. Местность, в которой расположены усадьбы этих инородцев, представляется громадным кочковатым и местами болотистым полем, поросшим кое-где редким лесом и мелким кустарником. Жители Сеймчана — скотоводы».

При царизме Колыма была одной из самых заброшенных, нищих окраин России. Оторванность от центральных районов материка и Охотского побережья, рабская зависимость от местных богатеев, шаманов, купцов, скупщиков пушнины, нищета, постоянное недоедание, голод, эпидемии уносили в могилу целые стойбища и селения. На огромной территории Колымы не было ни одного грамотного человека.

В 1928 году устье реки Сеймчан было нанесено на карту И.Ф. Молодых, который сделал съёмку и составил атлас Колымы от устья Бохапчи и до впадения Колымы в Восточно-Сибирское море.

Начало планомерного и систематического освоения района связано с открытием на Колыме золота. Первое золото открыли старатели-одиночки, в первом ряду которых стоял легендарный Бориска – Бари Шафигуллин. Это был исключительно сильный человек, упорство и настойчивость которого состязались с суровой колымской природой. Судьба старателя-одиночки, первооткрывателя колымского золота, впервые нашедшего золото в 1915-1916 годах в одном из безымянных притоков Среднекана, сложилась трагически. Внезапная смерть застала Бориску с щепоткой золота в грязной тряпице у выбитого им же шурфа, в котором и похоронили его якуты.

Много их было, старателей-одиночек, на Среднеканской земле. И не только на Среднеканской. Тысячи километров непроходимой тайги, сквозь гари и болота, в дождь и пургу, испытывая муки голода и холода, исходил Бориска, прежде чем наткнулся на золото. Старатели-одиночки не могли исследовать всю Колыму, они были не в состоянии переваливать горные хребты, углубляться на тысячи километров в неизведанную страну вечной мерзлоты и полярного холода. Поэтому они изучили лишь долину Среднекана, и здесь же возникли первые старательские артели.

В 1928 году страна приступила к выполнению первого пятилетнего плана. Все больше требовалось угля, нефти, металла, нужно было осваивать новые земли, строить новые города, заводы, фабрики, прииски. Государство нуждалось в промышленной добыче золота.

Колыбелью золотой Колымы стал Среднеканский район. Именно отсюда началось освоение природных богатств Северо-востока страны.

Первая Колымская экспедиция 1928-30 годов, во главе с легендарным геологом Ю.А. Билибиным и его помощниками В.А. Цареградским, С.Д. Раковским и другими, открыла в недрах нашего края наличие больших запасов золота.

По прибытии на Среднекан экспедиция Ю.А. Билибина застала там уже пять артелей, насчитывавших 29 человек, которые примитивным образом добывали золото. Эта старательская вольница работала без всякого руководства с чьей-либо стороны. Добытое золото уносилось с собой, продавалось, пропивалось и даже уходило за границу. С таким положением дел в старательских артелях мириться было невозможно, ибо стихийный процесс освоения территории Среднекана мог привести к сугубо хищнической бессистемной обработке колымских россыпей. Поэтому территория открытых месторождений была закреплена за государственной организацией «Союззолото», а прибывший в конце сентября 1928 года на Среднекан управляющий Среднеканской конторой «Союззолото» Ф.Д. Оглоблин объявил, что вся территория от Буюнды до Бохапчи закреплена за этой организацией и старатели должны все намытое золото сдать в контору по цене 1 руб. 30 коп. за грамм.

Он также объявил, что организуется прииск «Первомайский», первый прииск на Среднекане. Оглоблин прошел по артелям, записал, кто остается на прииске. Остались почти все. Первыми его рабочими стали старатели времен Бориски и Поликарпова. Филипп Романович Поликарпов стал горным смотрителем – такая раньше должность была на приисках. Остались на прииске и китайцы, корейцы, даже один американец.

В 1932 году было создано приисковое управление с приисками «Первомайский», «Борискин», «Утиный» и другими. Начинается промышленная добыча драгоценного металла.

Ю.А. Билибин обнаружил в нашем районе и первые крупицы касситерита – оловянного камня. Об этом было доложено в Москву, и в 1931 году на Среднекан посылается геологическая партия под руководством Б.Л. Флерова. По результатам работ этой партии впоследствии было открыто месторождение «Кинжал» и несколько других оловорудных месторождений. Заработали рудники имени Лазо, имени Чапаева и 3-й пятилетки. Сеймчан стал центром оловодобывающей промышленности всей Колымы.

Читайте так же:  Протестантская церковь петра и павла в москве

Основную рабочую силу в те годы составляли заключенные. Для многих тысяч людей этот суровый северный край, красивый и благодатный, был лагерной зоной.

В истории каждого района есть знаменательные даты и события, определившие важнейшие вехи на историческом отрезке времени. Для Среднеканского района такой важной и изначальной вехой явился первый Сеймчанский съезд Советов, проходивший 25-28 января 1931 года.

Съезд проводило Якутское правительство, так как до 1932 года эта территория входила в состав Якутии.

В 1930 году, для проведения работы по подготовке и проведению I съезда Советов района из Якутии на Колыму приехала группа во главе с активным участником гражданской войны Я.Я. Круминым.

В состав этой группы входил и 19-летний П.И. Борисов, ставший в районе первым учителем, а позднее и почетным жителем Сеймчана, которого сеймчанцы искренне любили и уважали.

Почти пять месяцев группа добиралась от Якутска до Среднекана. Особенно трудным был путь от бухты Нагаева до Колымы, так как ко времени организации первых органов власти в районе совершенно отсутствовали дороги, связь, транспорт. Тогда в Нагаево стояли 4 домика пустующей культбазы, а Магадана и в помине не было, на этом месте шумела тайга. От Нагаево до Среднекана, в то время районного центра, так как Сеймчана – поселка тоже не было, группу вел проводник В.И. Вензель.

Вьючные животные не выдержали изнурительного пути по снегу через перевалы, наледи и трущобы – все пали, а люди голодные и обмороженные 19 ноября 1930 года добрели до стана Второй Колымской экспедиции. Весь путь от Нагаево до Усть-Среднекана был проделан за 37 суток.

21 ноября Крумин провел совещание по организации района, где Борисов был избран секретарем оргкомитета. После совещания Борисов выехал в Сеймчанскую долину.

Население долины было разбросано на протяжении 30 километров . Первым делом Борисов сделал перепись. Всего оказалось 121 человек.

14 декабря состоялось первое собрание, на которое приехал и Крумин. Он рассказал, для чего организуется район, были обсуждены наказы первому сельскому Совету. Было решено организовать товарищество бедноты по совместной охоте и заготовке сена и другим вопросам. А главное для Борисова – принято решение открыть школу. На следующий день впервые заседал исполком. Панкратия Иовича избрали секретарем сельсовета.

Он сразу же принялся за организацию школы. Сообща вышли на ремонт бывшего поповского жилища. Стекла, конечно, не было, заделали окна пластинками льда. Из чурок сделали столы. У Борисова имелся всего один букварь на якутском языке, пара химических да коробка цветных карандашей. Он вез учебники из Олы, однако, когда лошади начали гибнуть, еле двигались сами люди, пришлось предельно освободиться от какого-либо груза. Не было бумаги. Кто-то подсказал, что есть она вроде бы в церковной кладовке. Там действительно нашлось килограмма полтора всякого рода бланков, воззваний. Не было и перьев, пришлось собирать лебединые и затачивать. Чернила делали из химических карандашей, а когда они кончились, пользовались соком черники.

1 декабря 1930 года состоялся первый урок… Шестнадцать востроглазых ребятишек в возрасте от восьми до пятнадцати лет внимательно слушали учителя.

Работа по подготовке съезда закончилась к концу января 1931 года.

К 25 января съехались на стан Среднекан делегаты. В 6 часов вечера, в торжественной обстановке открылся I съезд Советов. На съезде были рассмотрены вопросы развития огородничества, земледелия, молочного хозяйства, коллективизации, говорилось о задачах развития золотой промышленности в Сеймчанском районе (так он тогда назывался). Съездом также была поставлена задача повести решительную борьбу по ликвидации неграмотности, открыть во всех поселках школы, фельдшерские пункты, организовывать избы-читальни, построить радиостанцию. Было решено обратиться к правительству с предложением о строительстве автопроезда от Бухты Нагаево до Среднекана. Съезд избрал РИК (районный исполнительный комитет), в него избрали 15 человек. Первым председателем райисполкома был избран И.Е. Кочнев.

Необыкновенная судьба выпала на долю П.И. Борисова. Было много интересных событий, незабываемых встреч с людьми-легендами. Молодому Панкратию довелось быть не только свидетелем исторических свершений, но и их активным участником, а нередко -–творцом. Усилиями П.И. Борисова в Сеймчане создан районный краеведческий музей. Он и стал его первым директором.

В 30-х годах местное население – якуты, юкагиры, эвены объединяются в колхозы «Искра», «Светлая жизнь», «Именем третьей пятилетки», «Красный богатырь», «Сталинец». Позднее на их базе будут созданы совхозы «Среднеканский», «Сеймчан», «Рассохинский», производящие овощи, молоко, мясо.

В 1940 году организуется Сеймчанское геологоразведочное управление.

С развитием золотодобывающей промышленности облик района сильно менялся, а население за годы росло быстрее, чем за века. Нужно было открывать школы, врачебные пункты, строить жилые дома. К началу 40-х годов в Сеймчане проживало около двух тысяч человек.

Когда в 1941 году враг напал на нашу Родину, тысячи среднеканцев стремились попасть на фронт, но стране требовалось золото, олово, уголь, пушнина. И поэтому в армию из нашего района было призвано ограниченное количество людей.

Многие из тех, кто ушел на фронт, были награждены боевыми наградами. Среди них есть и Герой Советского Союза. Это Орлов И.П., перед войной он работал столяром в совхозе «Сеймчан». С двумя товарищами внес на строительство танка 37,5 тысяч рублей и ушел добровольцем на фронт. В боях под Ленинградом 25 июня 1944 года одним из первых форсировал реку Нарву, уничтожил три вражеских дзота с 27 фашистами, взорвал 2 автомашины, взял пленных с важными оперативными документами и доставил их в штаб полка. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 24 марта 1945 года присвоил И.П. Орлову звание Героя Советского Союза.

Возвратиться на Колыму Иван Петрович хотел, но не мог, уехал к себе на родину, в Сумскую область. Мечтал о Колыме и наконец в 1972 году приехал в Магадан. Здесь состоялись его встречи со школьниками города, Олы, Гадли, Сеймчана. Умер Орлов И.П. в 1985 году.

В числе ушедших на фронт были и коренные жители Колымы: якуты, эвены, юкагиры. Среди них колхозники «Искры»: П.А. Винокуров, Ф.П. Сыромятников, И.С. Винокуров, П.И. Жуков и другие.

С первых дней войны в районе развернулась большая работа по сбору средств в фонд обороны. Население сдавало ценные вещи, деньги, облигации, подписывалось на заём. Руками детей и женщин готовилось огромное количество кисетов, перчаток, рукавиц, носков и других теплых вещей. Все это отправлялось фронтовикам. Бригада охотников, кроме пушнины, заготавливала для отправки на фронт мясо диких животных, рыбу, диких уток.

Среднеканский район за годы войны добыл и поставил оборонным заводам не один десяток тысяч тонн олова. Основным предприятием было Юго-Западное горнопромышленное управление. На полную мощь работали рудники имени Лазо, «Индустриальный», «Галимый», «Днепровский», прииски имени III-й пятилетки, имени Чапаева, разведрайоны: «Каньон», «Балыгычан», «Хатарен», «Джагын».

В годы войны вступил в строй Сеймчанский аэродром – один из аэродромов Особой воздушной линии Красноярск – Уэлькаль. Тысячи самолетов были перегнаны 3-м авиаполком, который дислоцировался в Сеймчане с 1942 по 1945 годы. Личный состав был сформирован из боевых летчиков, инженеров и техников в городе Иваново.

Участок авиаполку достался длиной 1200 километров . Он был самым нелегким на всей трассе, ибо пролегал над высокогорной территорией, а также над оймяконским районом полюса холода.

Четкую бесперебойную работу авиаполка во многом обеспечили коллектив ЮЗГПУ и колхозники района. Они участвовали в строительстве посадочной полосы в Сеймчане, предоставили жилье для личного состава авиаполка, построили здание авиавокзала, гостиницу и другие служебные помещения. Сеймчанцы часто проводили воскресники, выходили на строительство полосы и в вечернее время. Организовали питание, оказывали бытовые услуги. Шили для своих друзей теплые рукавицы, чижи (теплые носки).

Не всем летчикам суждено было прибыть на место назначения. Так в районе реки Нагани (правый приток Колымы) 28 июня 1943 года разбился самолет А-20-Ж №233203. При выполнении задания погибли: командир самолета Александр Федорович Охапкин, капитан, заместитель командира эскадрильи; штурман звена Борис Захарович Сопруненко, капитан; стрелок-радист Василий Дмитриевич Скирдонов, старший сержант.

Установить имена погибших летчиков удалось работнику Сеймчанского авиапредприятия В.А. Матвееву. Большую поисковую работу провели и члены штаба красных следопытов Сеймчанской средней школы. С места аварии самолета поисковиками в районный краеведческий музей доставлены отдельные части оборудования и агрегатов воздушного судна: переключатель скорости, колпачки освещения строевого огня, металлические этикетки агрегатов, бортовые часы, свеча зажигания, крепления парашютов, а также боевое оружие – пулеметы, ракетница, патроны.

Из личных вещей погибших летчиков в музей доставлены опасная бритва, карманные часы, нож, пряжки от ремней, металлические деньги.

В.А. Матвеев нашел родственников членов экипажа. Так в музее появились фотографии А.Ф. Охапкина и В.Д. Скирдонова.

В память о погибших летчиках в Сеймчане воздвигнут обелиск.

Читайте так же:  Евангельские церкви абхазия

После окончания войны Сеймчан продолжал преображаться. На территории Среднеканского района успешно велась разведка полезных ископаемых, действовали промышленные комбинаты, предприятия авиа- и автотранспорта, строительные и ремонтные организации, была создана широкая сеть торгово-бытового и коммунального обслуживания, совершенствовалась сеть учреждений культуры, народного образования.

Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви

Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви, Сеймчан – полные сведения из официальных источников: контакты, учредители, руководство, реквизиты и прочие данные о компании.

Данные об учредителях Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви отсутствуют в ЕГРЮЛ.

Выявлены 2 связанных c Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви организации и индивидуальных предпринимателя.

Ближайшие конкуренты Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви:

Информация об участии организации в судебных делах отсутствует.

Сведения об участии Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.

Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.

За период с 2019 года в отношении Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви проведены 2 проверки.

Сведения о финансовых показателях организации отсутствуют.

Информация об исполнительных производствах в отношении Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви не найдена.

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах и представительствах Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви отсутствуют.

Юридический адрес изменен с Магаданская область, поселок Сеймчан, улица Ленина, 33 на Магаданская область, Среднеканский район, поселок Сеймчан, улица Ленина, 33

Айрапетов Сурен Эдуардович : добавлены сведения об ИНН руководителя 760500755751

Рурак Оксана Александровна: добавлены сведения об ИНН руководителя 490400207030

Юридический адрес изменен с Магаданская область, Среднеканский район, рабочий поселок Сеймчан, улица Ленина, 33 на Магаданская область, поселок Сеймчан, улица Ленина, 33

Выписка из ЕГРЮЛ на 15.12.2019. Более ранние сведения из ЕГРЮЛ отсутствуют. Дата создания организации: 14.12.2001.

Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви действует с 14 декабря 2001 г., ОГРН присвоен 27 ноября 2002 г. регистратором Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области. Руководители организации: настоятель прихода Айрапетов Сурен Эдуардович, староста прихода Рурак Оксана Александровна. Юридический адрес Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви — 686160, Магаданская область, Среднеканский район, поселок городского типа Сеймчан, улица Ленина, 33.

Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций». Организации МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД ХРАМА ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ П.СЕЙМЧАН СРЕДНЕКАНСКОГО РАЙОНА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ МАГАДАНСКОЙ И СИНЕГОРСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ присвоены ИНН 4904004172, ОГРН 1024900000982, ОКПО 55426980.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Местная Православная Религиозная Организация Приход Храма Иконы Божией Матери Владимирской П.Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской Епархии Русской Православной Церкви отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Список организаций в регионе
Магаданская область, Районы Магаданской области, Среднеканский (ОКАТО: 44210)

АДМИНИСТРАЦИЯ МО «СЕЛО ВЕРХНИЙ СЕМЧАН» не действующее
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛО ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН»
ИНН: 4904004461
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 18

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛА КОЛЫМСКОЕ не действующее
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛО КОЛЫМСКОЕ»
ИНН: 4904004454
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С КОЛЫМСКОЕ,УЛ СОВХОЗНАЯ, Д 10

ДО «ПРИСТАНЬ СЕЙМЧАН»
ДОЧЕРНЕЕ ОБЩЕСТВО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ОТКРЫТОГО ТИПА «КОЛЫМСКАЯ СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ»»ПРИСТАНЬ СЕЙМЧАН»
ИНН: 4904000097
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С КОЛЫМСКОЕ,УЛ НАБЕРЕЖНАЯ, Д 14

К/Х «АВГУСТ» не действующее
КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО «АВГУСТ»
ИНН: 4904001855
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С КОЛЫМСКОЕ,УЛ СОВЕТСКАЯ, Д 19.

К/Х «ОХТА» не действующее
КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО «ОХТА»
ИНН: 4904002714
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 39.

КФХ «КОЛОС»
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО «КОЛОС»
ИНН:
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 21.

КФХ «СЕДАН»
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО «СЕДАН»
ИНН: 4904001816
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН

КФХ «СКЫНТЕЯ»
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО «СКЫНТЕЯ»
ИНН:
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 31/12

КФХ «СНАЛ» не действующее
Крестьянско-фермерское хозяйство «СНАЛ»
ИНН: 4904001848
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 6-А.

КФХ «ТАС»
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО «ТАС»
ИНН: 4904002626
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С КОЛЫМСКОЕ,УЛ СОВХОЗНАЯ, Д 17.

КФХ «ФААТ»
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО «ФААТ»
ИНН: 4904001823
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ НОВАЯ, Д 13

МКДОУ детский сад «Березка» не действующее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»
ИНН: 4904003330
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 15

МКОУ СОШ С.В.СЕЙМЧАН
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Верхний Сеймчан
ИНН: 4904003500
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 20-А

МУП «ЖИЛКОММУНСЕРВИС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЖИЛКОММУНСЕРВИС»
ИНН: 4904004687
адрес: 686164, Магаданская область, Среднеканский район, Среднеканский район, ул Холодченко, д 18

МУСАП «Новый Сеймчан»
Муниципальное унитарное сельскохозяйственное автотранспортное предприятие «Новый Сеймчан»
ИНН: 4904006765
адрес: 686164, МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, РАЙОН СРЕДНЕКАНСКИЙ, СЕЛО ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН, УЛИЦА ХОЛОДЧЕНКО, 18

ООО «АСТЕЛЛО» не действующее
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АСТЕЛЛО»
ИНН: 3663040300
адрес: 686150, МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН, С КОЛЫМСКОЕ, УЛ НАБЕРЕЖНАЯ, Д 14

ООО «ВЕКТОР» не действующее
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ВЕКТОР»
ИНН: 6440016891
адрес: САРАТОВСКАЯ ОБЛ.,Г БАЛАШОВ,УЛ КАРЛА МАРКСА, Д 43.

ООО «КРИСТИНА»
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КРИСТИНА»
ИНН: 4904004510
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 39-А

РО-Приход в честь Святителя Тихона
Местная православная религиозная организация Приход храма Святителя Тихона патриарха Московского и Всея Руси п.Верхний Сеймчан Среднеканского района Магаданской области Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви
ИНН: 4904004207
адрес: МАГАДАНСКАЯ ОБЛ.,СРЕДНЕКАНСКИЙ Р-Н,С ВЕРХНИЙ СЕЙМЧАН,УЛ ХОЛОДЧЕНКО, Д 15-А

Завершается строительство нового храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в п. Сеймчан

  • 23 июня 2019 г. Донская митрополия организовала пункты сбора гуманитарной помощи для беженцев из Украины
  • 23 июня 2019 г. В Уфе состоялся круглый стол, посвященный сотрудничеству православных и государственных библиотек
  • 23 июня 2019 г. В городе Козельске прошли юбилейные мероприятия по случаю 100-летия паломничества на Калужскую землю преподобномученицы Елисаветы Федоровны Романовой
  • 23 июня 2019 г. В Санкт-Петербургской духовной академии состоялся очередной выпуск воспитанников

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Последние телепередачи

Прогноз погоды. 11 июля 2019

11 июля 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

11 июля. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое

10 июля 2019 г. «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

«Православный на всю голову!». О подготовке к исповеди

10 июля 2019 г. Православный словарь

Православный словарь. Духовная жизнь

10 июля 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 10 июля

В чем помогает икона Святой Троицы?

— Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

— Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

— Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

Что такое Церковь?

— Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.