Меню Закрыть

Часовни и крипты колонии гуэль

Фабрикант Эусебио Гуэль в 1898 году основал ткацкую фабрику неподалёку от Барселоны – в местечке Санта Колома де Сервельо. Для фабричных рабочих было выстроено автономное поселение. Назвали его Колонией Гуэль (Colonia Guell). Разработку проекта колонии фабрикант поручил своему другу — Антонио Гауди.

Фабрикант Эусебио Гуэль (Eusebi Guell), известный как ценитель искусств и убеждённый меценат, в 1898 году основал ткацкую фабрику неподалёку от Барселоны – в местечке Санта Колома де Сервельо (Santa Coloma de Cervelloo). Для фабричных рабочих было выстроено автономное поселение. Назвали его Колонией Гуэль (Colonia Guell). Разработку проекта колонии фабрикант поручил своему другу — Антонио Гауди.

Гауди работал над этим проектом совместно с архитекторами-модернистами — Франциском Беренгером, Хуаном Рубио и Джозефом Каналета.

Колония Гуэль задумывалась, как маленький городок с собственной инфраструктурой. Там были построены магазины, школа, клиника и даже театр. Поселению нужна была своя церковь. Проект храма разработал сам Гауди.

В городке можно увидеть старинные жилые дома и несколько общественных зданий. «Почерк» архитекторов-модернистов заметен в облике фасадов и карнизов построек начала XX в. Дома, построенные в 50-60 гг. существенно отличаются от первых зданий колонии.

Франциск Беренгер строил господский дом (1916 г.) и Культурный центр (1917 г.); здание потребительского кооператива (1900 г.) было совместной работой Хуана Рубио и Беренгера. Центром жизни городка была площадь Joan Guell (в центре площади установлена статуя Эусебио Гуэля).

Церковь Гауди в колонии Гуэль

Сохранился единственный рисунок, где виден полный замысел архитектора. Храм, который хотел создать Гауди, многие считают прообразом знаменитого собора Саграда Фамилиа. К сожалению, в Санта Колома архитектору удалось построить только церковную крипту. Работы были прерваны в 1914 г., а после смерти Эусебио Гуэля в 1918 г. окончательно прекращены.

Строительство крипты началось в 1908 г. Архитектор добивался органичного сочетания строения с окружающей природой. В облике крипты нет геометрически правильных форм и прямых линий. Её башни напоминают пещеры; криволинейные колонны, сложенные из кирпича и вытесанные из цельных базальтовых глыб, похожи на чёрные каталонские сосны.

На первый взгляд, такое сооружение противоречило всем законам физики. Чтобы здание было устойчивым, Гауди изготовил архитектурную модель. При помощи грузов, подвешенных к прототипам арок и опорных столбов, он просчитал нагрузку на несущие конструкции. Полученные углы наклона архитектор фиксировал на фотографиях. Модель крипты Гуэля сегодня хранится в музее Саграда Фамилиа.

Серое строение крипты сливается с массивом холма. Цветные витражные окна выглядят полупрозрачными каплями или крыльями огромной бабочки. Наклонные колонны образуют входной портик; внутри здания, по мере продвижения к алтарю, визуальное «напряжение» нарастает. Неустойчивые на вид конструкции, поддерживающие потолок из кирпичных нервюр, кажутся сводом естественной пещеры.

С 2005 г. крипта стала объектом ЮНЕСКО. Тысячи туристов приезжают в Colonia Guell, чтобы увидеть творение Гауди.

Предприятие закрылось в 1973 г. Всё имущество фабрики и жилые дома были переданы государственным учреждениям. На рубеже XX-XXI вв. началась реставрация крипты, заводских корпусов, здания потребительского кооператива и комплекса главной площади. C 1990 г. Колония Гуэль объявлена культурно-историческим памятником Каталонии.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Часовни и крипты колонии гуэль санта колома де сервельо. Архитектура. Антонио Гауди.

Архитектура. Антонио Гауди.

Пыльный Рыцарь:
Антонио Гауди-и-Корнет, (исп. Antonio Plcido Guillermo Gaud y Cornet; каталан. Antoni Plcid Guillem Gaud i Cornet; 25 июня 1852, Реус, Каталония — 10 июня 1926, Барселона) — выдающийся испанский (каталонский) архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого, словно вылепленных руками, возведено в Барселоне.

В 1870—1882 годах Антонио Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.), проектировал также мебель для собственного дома.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Раскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится совершенно неповторим, архитектура столь же далека от общепринятой, как геометрия Лобачевского — от классической Евклидовой.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль Капричо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона) — единственное здание, признанное и любимое горожанами при его жизни.

Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические Епископский Дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем (Eusebi Guell Bacigalupi). Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Антонио выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).

Дом Бальо (1906)
Дом Мила (1910)Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, объявляя войну прямой линии и навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля (Palau Gell), был ответом художника меценату. С завершением строительства дворца Антонио Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.

Заказчики, готовые выкинуть на строительство полсостояния, изначально верили в гениальность архитектора, без всяких усилий пролагающего новый путь в архитектуре.

Саграда Фамилиа
В 1891 году, когда Гауди было за уже 30 лет, Общество почитателей Святого Иосифа предложило ему продолжить начатый в 1882 году Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия), строительству которого он посвятил все последующие годы жизни, оставив в 1914 году архитектурную практику.

Гауди мечтал создать «Собор ХХ столетия», синтез всех своих архитектурных знаний со сложной системой символики и визуального объяснения тайн веры.

Саграда ФамилияХрам стал его навязчивой идеей. Углу*цензура*ясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в своё мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (пожертвования были единственным источником финансирования строительства, поэтому она строилась так долго). Строительство собора Саграда Фамилия не закончено и по сей день.

Смерть Гауди
Гауди погиб, попав под трамвай недалеко от Собора Святого Семейства, работы всей его жизни.

В 1926 году, Антонио Гауди, величайшего архитектора XX века, которого никто не знал в лицо, но чьи творения теперь и уже навсегда определили облик Барселоны, похоронили в крипте недостроенного им собора.

Хронология построек
Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Творчество Гауди можно разделить на два периода — ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900).

1883—1888 Дом Висенс, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1883—1885 Эль Капричо, Комильяс (Кантабрия)
1884—1887 Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886—1889 Дворец Гуэля, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1888—1894 Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
1889—1893 Епископский дворец в г. Асторга, Кастилия (Леон)
1891—1892 Дом Ботинес, Леон
1891—1926 Собор Святого Семейства, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1892—1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не построена)
1895—1898 Винные погреба Гуэля, Гараффа — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1898—1904 Дом Кальвет, Барселона
1898—1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло
1900—1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900—1914 Парк Гуэль, Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1901—1902 Усадьба Миральяс
1904 Склады кузнечной артели Бадиа
1905 (май) Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904—1906 Дом Бальо («Дом костей»), Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1904—1914 Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906—1910 Дом Мила («Каменоломня»), Барселона — включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1909—1910 Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона

Читайте так же:  Корсунская часовня изборска

Пыльный Рыцарь:
Искупительный Собор Святого Семейства, Саграда Фамилия (каталан. Temple Expiatori de la Sagrada Famlia) расположен к северу от Старого Города Барселоны (Каталония, Испания) в районе Eixample. Строительство храма, начатое в 1882 году, до сих пор не завершено.

Проект собора был изначально разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (Francisco de Paula del Villar y Lozano), который спустя год после начала строительства был замещён Антонио Гауди. Гауди полностью переработал проект, выполнив его в стиле модерн. Финансирование строительства производилось по подписке, из пожертвований католической общины и государственных грантов.

История строительства: 1882—1926
В 1882 году городские власти Барселоны начали строительство церкви, посвящённой Святому Семейству — Саграда Фамилия. Для нового храма был выделен свободный участок, находившийся в то время в нескольких километрах от города. Первоначальный проект храма принадлежит архитектору Франческо дель Вильяру. Дель Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел построить только крипту под апсидой. В 1891 году главным архитектором строительства стал Антонио Гауди. Строительство Саграда Фамилия продолжалось все последующие годы жизни Гауди. На вопросы о необычно долгой длительности работ он отвечал: «Мой клиент не торопится». С самого начала Гауди решил не следовать путём обычной архитектуры неоготического стиля. Церковь должна была быть готической только по духу и в основных формах, имея план в форме «латинского креста», но во всём остальном архитектор намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов. По мере того, как строительство прогрессировало, собор приобретал свой необычный для католического храма вид: веретенообразные башни, по форме напоминающие песчаные замки, элементы крыши, выполненные в стиле кубизма.

Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял предварительных планов работ. Он, скорее, набрасывал в общих чертах основные формы строительства, а затем импровизировал конструкции и детали по мере продвижения вперёд. Для этого ему необходимо было постоянно присутствовать на строительной площадке, и в итоге он переселился в одну из комнат в недостроенном здании собора. Наблюдая за постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в голову неожиданные мысли и он стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и ломая построенное. Так над домами Барселоны начало подниматься одно из самых удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое замешательство у горожан: какая же это церковь? Это не то муравейник, не то вырастающий из земли сталагмит, каменная сосулька! По замысду Гауди все три фасада Саграда Фамилии должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А каждый из трёх фасадов был посвящён одному из трёх центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». По замыслу Гауди, фасады должны были украшать огромные панно и рельефы на соответствующие темы.

Несмотря на то, что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть трансепта и апсида, составляющие большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроены. Более того — и сам Рождественский фасад был достроен только в 1950-е годы.

Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. «Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проёмы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звёзды», — писал Гауди.

С 1914 года Гауди все силы отдавал только строительству своего храма. Церковь стала его навязчивой идеей. Углу*цензура*ясь в себя, он становился всё более эксцентричным, свято верил в своё мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (решением инициаторов основания храма — Ассоциации почитателей Св.Иосифа — строительство должно было финансироваться только за счет пожертвований прихожан, поэтому работы не раз приостанавливались из-за нехватки средств). Однажды, в 1926 году, направляясь в близлежащую церковь к вечерне, недалеко от строительной площадки Гауди был сбит трамваем. Никто не узнал в старике, одетом в поношенную одежду и похожем на бродягу, известного всей Барселоне архитектора. Он был отправлен в госпиталь Святого Петра и Святого Креста — больницу для бедных. Через два дня в возрасте 74 лет Антонио Гауди умер. Он похоронен в крипте недостроенного им собора.

История строительства с 1926
После смерти Гауди в 1926 г работы над храмом продолжились под руководством Доминика Суграньеса (каталан. Domnech Sugranyes). Но вскоре события Гражданской Войны в Испании на несколько лет прервали строительство. Во время войны каталонские анархисты разрушили модель собора и уничтожили чертежи Гауди. Самому зданию также был нанесен ущерб. В 40-х годах работы были возобновлены. В 80-х гг по инициативе архитектора Jordi Bonet i Armengol для расчета конструкций собора стали применять компьютерные модели.

В середине 90-х гг вокруг недостроенного собора возникли споры о целесообразности продолжения работ. Группа архитекторов и градостроителей, которую возглавил известный каталонский архитектор Oriol Bohigas, призывала к полному их прекращению. Тем не менее проект был продолжен, финансируемый теперь консервативными католическими организациями, частными лицами и из-за рубежа (значительная часть средств поступает, например, из Японии).

Скорому окончанию проекта также препятствует сложность изготовления каменных блоков, формирующих эксцентричные формы собора. Согласно компьютерной модели, каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки. Предварительной датой завершения строительства указывается 2026 г — столетие со дня смерти автора проекта Антонио Гауди. В 2008 г предстоит завершить важный этап — покрытие кровлей центрального нефа здания.

В 2008 году группа из более чем 400 деятелей культуры Испании (в т.ч. ведущие архитекторы, режиссеры, галеристы) призвала остановить работы по завершению строительства собора. По их мнению, творение великого архитектора стало жертвой небрежной, неумелой реставрации в угоду туристической индустрии.

Благодаря своему необычному внешнему виду, недостроенный собор стал одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Peridico de Catalunya, в 2006 г собор посетило 2,26 миллиона человек, что ставит его в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.

Описание проекта
Целью Гауди было сделать собор Святого Семейства «последней великой святыней христианства», вследствие чего архитектурные элементы храма полны христианского символизма. Наиболее сильное впечатление производят веретенообразные шпили собора, общим числом 16, символизирующие (по мере увеличения высоты) 12 Апостолов, 4 Евангелистов, Пресвятую Деву Марию и Иисуса Христа. Башни евангелистов украшены скульптурами их традиционных символов: быка (Св. Лука), ангела (Св. Матфей), орла (Св. Иоанн) и льва (Св. Марк). Центральный шпиль (Иисуса Христа) будет увенчан гигантским крестом, так что максимальная высота собора составит 170 м — на 1 м ниже чем гора Montjuc в Барселоне. Так, по замыслу Гауди, его творение не должно было превосходить творение Божье. Меньшие башни также украшены снопами пшеницы и гроздями винограда, символизирующими Святое Причастие.

Собор будет иметь три фасада, символизирующие Рождество (восточный), Славу (еще не закончен) и Страсти (западный) Христовы. Фасад Рождества был завершен до Гражданской войны и выполнен в соответствии с оригинальным замыслом Гауди. Фасад Страстей Христовых отличается фигурамии изможденных людей, в том числе скульптурами, изображающими бичевание и распятие Христа. Автором этих скульптур является Josep Subirachs.

В декоре здания широко использованы тексты литургии, в том числе слова «Hosanna», «Excelsis» и «Sanctus». Главные врата фасада Страстей Христовых украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский. Фасад Славы будет украшен словами Апостольского Символа Веры.

Крипта церкви Санта-Колома

Крипта церкви Санта-Колома

В конце 80-х годов XIX века дон Эусебио Гуэль решил построить поселок для рабочих ткацкой фабрики, которая начала свою работу в марте 1891 года. Тогда же был открыт и рабочий поселок с жилыми домами, поликлиникой, клубом, библиотекой и спортивным комплексом. Испанский поселок не мог долгое время существовать без церкви. К концу 90-х годов XIX века население рабочего поселка, находившегося в усадьбе Санта-Колома Сервильo, значительно увеличилось, и старая часовня не могла уже вмещать всех желавших присутствовать на службе.

Читайте так же:  Хельсинки кампи часовня

Тогда-то дон Эусебио Гуэль и решил обратиться к Антонио Гауди с просьбой составить проект большой приходской церкви, получившей название храм Святого сердца.

Для возведения новой церкви Гауди выбрал открытое место на вершине горы, окруженной высокими соснами. Нужно заметить, что в проекте здания церкви колонии Гуэль отразилось формирование творческой манеры архитектора, его поиски в области создания совершенной конструкции и завершенной образной системы архитектурной композиции.

Еще зодчие XVIII столетия разработали и широко использовали при создании деталей, украшавших постройки, такой прием, как включение в композицию арки, представлявшей собой перевернутый контур свободно повисшей цепи. Подобные элементы мастера чаще всего применяли при создании разнообразных арочных и купольных комплексов.

Антонио Гауди в стремлении создать архитектурную композицию, конструкция которой была бы близка по своему совершенству и завершенности к самой природе, опирался в работе на такой принцип. Он полагал, что линии арки должны напоминать контур перевернутого напряженного многоугольника. При этом, по мнению мастера, первоначально форму арочного сооружения следовало изобразить на макете.

Для того чтобы получить арку требуемой формы, в точках будущего приложения сил Гауди закреплял цепь, а к ее концам привязывал две веревки. После этого к веревкам прикрепляли небольшие мешочки с грузом, вес которого должен был пропорционально соответствовать нагрузке. Тогда получались очертания арочной конструкции требуемой формы. Работая со сложным макетом, также можно было определить направление реакций по обеим сторонам арки и угол наклона для размещенных в конструкции опор с тем, чтобы в результате равномерно распределить нагрузку вдоль оси стены или колонны, не используя при этом распоры.

Неслучайно местом для строительства нового храма Гауди выбрал вершину холма. Именно там он планировал возвести навес, под которым возникало трехмерное изображение создаваемой им постройки. В работе над макетом церкви колонии Гуэль принимал также участие архитектор Франциско Беренгер, инженер Эдуардо Гоетц, скульптор Бельтран и каменщик Агустина Массипа. Все они пользовались чрезвычайным уважением и доверием автора сооружения. По свидетельствам современников, появляясь на строительной площадке, Гауди сначала смотрел, как идут строительные работы, а затем уже шел осматривать работу над макетом.

Нужно заметить, работа по возведению церкви в колонии Гуэль и ее макета была крайне трудной. Для того чтобы облегчить задачу строителей, на поверхность крыши навеса был нанесен чертеж будущей постройки. От него вверх шли стойки с прикрепленными к ним свисающими вниз цепями, к концам которых привязывали несколько сотен мешочков, начиненных мелкой дробью. Таким образом готовили своеобразный каркас будущего здания.

Для того чтобы наметить месторасположение той или иной детали постройки, Гауди наносил на листы тонкой полупрозрачной бумаги контурные линии элемента. Кроме того, по мере продвижения строительных работ приходилось менять положение опор, а следовательно, и перевешивать прикрепленные к ним грузы, поскольку любое изменение равновесия могло привести к разрушению собранного макета.

После того как та или иная деталь или часть сооружения была завершена и автор выражал удовлетворение по поводу ее конструкции и внешнего вида, приступали к фотографированию, для чего разбирали стены возведенного ранее вспомогательного навеса. В дальнейшем работали гуашью и пастелью с использованием отпечатков, размеры которых составляли 50 х 60 см.

В 1916 году работы по строительству церкви колонии Гуэль были прерваны, макет остался незавершенным. Однако он существовал на том же месте в течение более чем 20 лет.

Сооружение знаменитой крипты-часовни колонии Гуэль велось в период с 1903 по 1916 год. При этом в работе принимали участие всего лишь трое каменщиков и около десяти человек подсобных рабочих. Нужно заметить, что на всех строительных площадках Гауди указанное выше количество рабочих оставалось неизменным.

Интерьер крипты церкви колонии Гуэль

Возведение верхней части церкви колонии Гуэль так и не было начато. Судить о красоте и оригинальности замысла автора современный ценитель архитектурного искусства может только по сохранившимся до наших дней наброскам.

Помещая архитектурную композицию в природный ландшафт, автор заботился прежде всего о том, чтобы созданная его руками постройка хорошо вписывалась в окружающий лесистый пейзаж. Это было достигнуто оригинальным способом: здание ни с одной из сторон не обозревается целиком, его можно рассматривать только по отдельным частям. Действительно, отстроенные детали здания являются своеобразным отражением растительного мира. Среди прочих элементов особенного внимания заслуживают верхняя часть крипты (хоры), почти упирающаяся в рельефные стволы опор, и портик, расположенный перед главным входом в церковь и выполняющий функцию опоры для главной лестницы, устремившейся ко входу в верхнюю церковь.

В плане церковь колонии Гуэль имеет овальную форму и размеры 25 х 63 м (без портика). В основе ее конструкции лежит полюбившаяся автору геометрическая фигура – гиперболический параболоид. Направляющие гипербол образуют наклонные в местах соединения различных плоскостей. Именно они несут нагрузку, передаваемую стенами верхней часовни.

Среди опор-наклонных, используемых архитектором в композиции, можно выделить основные (несущие) и дополнительные. Четыре центральные опоры-наклонные сделаны из сколов базальта, остальные представляют собой выложенные из кирпича конструкции, отделанные штукатуркой до линии, образованной от свешивающейся цепи.

Опоры несут арки, размещенные по диагоналям и сложенные из кирпича, поставленного на ребро. Им соответствуют плоские арки, поддерживающие пол верхней части церкви. Несколько арок, расположенных близко к наружной стене, раздваиваются в верхней части с тем, чтобы оконные проемы оставались открытыми.

Набросок верхней части церкви колонии Гуэль

Лестница, ведущая на хоры, выполнена в сложном барочном стиле. Ее ограждение настолько пластично и биоморфно, что заставляет зрителя забыть об имеющемся функциональном назначении данной детали.

В композиции трудно найти декоративный элемент, который не отвечал бы требованиям функциональности или содержательного наполнения образного строя. Так, например, мозаичная картина, выполненная из яркой разноцветной смальты и размещенная над входом в крипту, является символическим воплощением идеи единства доброты, справедливости, силы и уверенности.

Лестница ризницы и хоры церкви колонии Гуэль

Линию символической наполненности архитектурных образов словно бы продолжают сделанные из морских раковин и заключенные в металл чаши для святой воды, напоминающие об известном символе святой Марии. А навесы, обрамляющие окна-витражи, являются символом голубок (в переводе с испанского Колома означает «голубка»).

Портик, находящийся у главного входа в крипту колонии Гуэль, представляет собой завершенное самостоятельное произведение архитектурного искусства. Его обособленность создана за счет расположенной в центре главной колонны и нескольких других, установленных вокруг нее по периметру площадки.

Портик у главного входа в церковь колонии Гуэль

Достойным украшением портика церкви колонии Гуэль являются многочисленные арки, закрепленные на колоннах. Они разнонаправлены по биссектрисам гиперболических параболоидов. Направляющие этих параболоидов составляют выпуклые своды, которые сложены из кирпича.

Характеризуя композицию крипты колонии Гуэль, можно говорить о том, что, с одной стороны, это чисто романтическое произведение, наполненное своим глубоким символическим смыслом. Но, с другой стороны, сооружение является некоей рациональной конструкцией, каждая деталь которой призвана выполнять свою функцию. В том случае если рассматривать крипту колонии Гуэль как рациональное произведение архитектурного искусства, то нужно говорить о том, что оно выполнено в стиле барокко, характеризующемся построением такой конструкции, в которой главная тема обрастает множеством пышно украшенных дополнительных, каждая из которых, в свою очередь, самостоятельна и несет свое значение.

Чаши для святой воды в церкви колонии Гуэль

В произведении Гауди в качестве подобного дополнительного украшения выступает цвет. Так, нижняя часть постройки отделана оттенками коричневой краски, напоминающей окраску сосновой коры. Для этого автор использовал специальный обожженный кирпич с подплавленной поверхностью. Сходство окраски нижней части крипты с соснами еще более усилилось при включении в композицию осколков зеленой керамической плитки, по цвету напоминавшей малахитовую хвою.

Навесы, обрамляющие окна церкви колонии Гуэль

Наружная поверхность стен верхней части церкви колонии Гуэль должна была быть окрашена в яркие голубые, белые и золотисто-желтые тона и символизировать единение земного и небесного начал. А это, в свою очередь, связывало идею общей композиции с традиционными религиозными представлениями о дороге, ведущей к спасению.

Современные исследователи творчества Антонио Гауди часто характеризуют поэтику композиции крипты колонии Гуэль как максимально напряженную. Это подтверждается художественным анализом целого ряда включенных автором в архитектуру постройки нововведений. Их так много в композиции, что сменяющие друг друга поколения зодчих не перестают находить все новые и новые элементы, представляющие интерес не только с точки зрения их конструктивного, но также и содержательного построения.

Впечатляющие достопримечательности, оказывается, есть не только в самой Барселоне – неподалёку от города разместилось удивительное место, которое называют сегодня одним из величайших градостроительных наследий Испании – это Колония Гуэля.

В конце XIX века Эусеби Гуэль, богатый каталонский фабрикант и меценат, решил возвести для своих рабочих посёлок, который будет отвечать всем необходимым требованиям жизни. Он должен был стать самым удобным для проживания – одним словом, это предполагалось строительство совершенной идиллии для рабочих его текстильной фабрики. Сказано – сделано, и вот уже возводятся жилые дома и магазины, больница и, конечно же, церковь. Строительство шло (как и любое строительство, задуманное Гуэлем) на широкую ногу – помимо зданий, типичных для похожих колоний, у него были также школа, театр – промышленник стремился приобщить тех, кто там будет проживать, к культуре, к образованию. Конечно же, в качестве одного из авторов был приглашён Антонио Гауди, который уже успел произвести на Гуэля впечатление и даже стать его другом. Непосредственно автором-разработчиком проекта стал ученик Гауди, Франческ Беренгер и Местре, вместе с ними работал также и Хуан Рубио, ещё один сподвижник архитектора.

Читайте так же:  Часовня в перми

Давайте же пройдёмся по улочкам посёлка. Он находится как раз возле ворот текстильной фабрики, на которой и работали в своё время местные жители. К центральной площади от ворот ведёт довольно живописная аллея – зелени здесь вообще много. Посмотрите: кажется, это какая-то средневековая крепость видна там, на холме? Оказывается – всего лишь водонапорная башня, спроектированная так оригинально.

А вот и жилые дома – уютные двухэтажные здания с небольшими клумбами, садиком на заднем дворе. Есть и многосемейные коттеджи. Конечно же, дома, предназначенные для руководства, выглядят эффектнее.

Наконец подходим и к той самой церкви, автором которой стал знаменитый Гауди. Многие специально приезжают сюда, чтобы увидеть именно эту крипту, построенную архитектором. Она считается одним из самых главных его произведений, хотя строительство и не было завершено. Архитектор создал свой проект ещё в 1898 году, однако пройдёт целых 10 лет прежде, чем начнётся её строительство. Гуэль хотел видеть в своей колонии не просто часовню, а нечто более величественное – Гауди же всегда старался осуществлять планы своего покровителя. Понять задумку Гауди (как, впрочем, и остальные его задумки) практически невозможно. Даже макет он делал вверх ногами, а затем, уже полностью сформированный, сфотографировал и перевернул само фото. Это и был приблизительный облик будущей церкви – так архитектор видел, какие формы будут иметь колонны.

Естественно, это не должно было быть просто ровное здание – попадая сюда, создаётся впечатление, будто попал в пещеру. А натуральный материал – дерево, смолы, камень – вновь указывает на стремление Гауди добиться единения с природой. Величие колонн, витражи на окнах делают церковь возвышенной и торжественной.

К сожалению, полностью завершить строительство церкви так и не удалось – в 1918 году, когда Гуэль умирает, его наследники отказываются финансировать довольно амбициозный проект, она так и осталась стоять недостроенной.

Сама текстильная фабрика в начале гражданской войны (1936 год) была коллективизирована и передана в управление рабочим, однако после войны была возвращена семье Гуэль, а ими продана в 1945 году. На фоне промышленного кризиса фабрика просуществовала до 1973 года, а затем была реструктуризирована. Владеет территорией голландская компания, в том числе частично сдавая её в аренду под производственные помещения и склады.

В 1990 году Колония Гуэль была объявлена культурно-историческим памятником. В 2000 году здесь были начаты восстановительные работы, а в 2002 году, в Международный год Гауди, она была открыта для посетителей.

Сегодня в Колонии ежегодно в середине октября проводится праздник. В течение трёх дней на её территории проходят разнообразные представления – сценки из жизни в начале XX века, марионеточные спектакли. Организовываются мини-рынки по продаже различной продукции – рыбы, овощей, фруктов. Можно понаблюдать также за народными умельцами, которые прямо на улицах демонстрируют свои «мастер-классы» по ткачеству, вышиванию. А вокруг – множество аниматоров, переодетых в одежду той эпохи; среди гуляющих можно увидеть даже самого «сеньора Гуэля» с «супругой». В общем – довольно увлекательное зрелище. Ну, а, проголодавшись, вы всегда можете купить сосиски с пивом, или бисквит с вином, которые продают здесь же, на прилавках.

Прогулка по Колонии Гуэля позволит вам не только увидеть интересные архитектурные памятники, но и насладиться природой, окунуться в историю.

При желании на входе можно приобрести аудио-гид, который обойдётся вам в 2 евро.

Добраться до Колонии можно на поезде ФСК– для этого нужно сесть в Барселоне на станции «Площадь Испании», и доехать до станции «Колония Гуэля». Время в пути – 22 минуты, поезда ходят каждые 15 минут.

Часовни и крипты колонии гуэль

Годы жизни: 1852 — 1926

Основная информация:
Антонио Гауди / Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет — известнейший испанский архитектор XX века. Преодолев нелегкий путь от простого чертежника, он стал одним из самых дорогих, модных и востребованных зодчих своего времени. Все богачи Барселоны мечтали владеть необыкновенной усадьбой, созданной Антонио Гауди. Ориентируясь на опыт неоготики, архитектор пришел к своему особому, ни на что не похожему стилю, который лишь приближенно можно отнести к модерну. Последний и самый значимый для автора — проект Собора Саграда Фамилия, до сих пор не завершен.

Биография (по материалам книги Райнера Цербста «Антонио Гауди», сайтов: wikipedia.org, dark.gothic.ru, www.gaudiclub.com, www.catalan.ru)

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspИспанский архитектор Антонио Гауди-и-Корнет появился на свет 25 июня 1852 года в маленьком городе Реус в Каталонии. После смерти его матери, троих братьев и сестры, еще совсем юный Антонио вместе с отцом и племянницей перебирается в Барселону. Там он проходит подготовительные курсы и поступает в местную архитектурную школу. К 26 годам он получает диплом по своей профессии.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspНа протяжении двенадцати лет, начиная с 1870 года, Гауди работает чертежником под руководством двух опытных архитекторов: Эмилио Сала и Франциско Вильяра. В это время он только начинает изучать ремесло, выполняя такие мелкие задания, как проектирование оград, фонарей. Он также моделирует мебель для своего дома.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspВ своих ранних работах архитектор ориентировался на популярное в тот момент во всей Европе направление «новой готики» или, как ее еще называют, неоготики. Чтобы понять этот стиль, достаточно вспомнить средневековые постройки с длинными заостренными башнями и каменной отделкой фасадов зданий. Юного Антонио восхищало и вдохновляло творчество французского архитектора Виолле ле Дюка, который был одним из самых известных в свое время реставраторов соборов, он же занимался и восстановлением Собора Парижской Богоматери. Также Гауди восхищался критиком и искусствоведом из Англии Джоном Рёскиным.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspНачиная с 1883 года появляются первые реальные постройки Антонио Гауди. «Дом Висенс», «Эль-Каприччо», «Павильон усадьбы Гуэля» хоть и создаются в один и тот же период, однако совершенно непохожи друг на друга своей формой и стилем. Объединяет их разве что большое количество декоративных деталей, присущих неоготическому стилю, который так нравился архитектору.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspЭти заказы дали возможность автору попробовать себя в разных стилях и даже выйти за рамки привычного. Он создает совершенно невероятные здания, в которых вместо четких прямых привычных всем линий преобладают волнистые очертания всевозможной кривизны.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspНастоящую известность Антонио приносит дом фабриканта в Барселоне — Дворец Гуэля. Этот архитектурный шедевр настолько сильно отличался от остальных построек того времени, что почти тут же сделал архитектора одним из самых популярных и модных специалистов в Барселоне. У него стали заказывать все более необычные постройки в его собственном, уникальном, стиле.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspВ 1891 Гауди предлагают заняться строительством Собора Святого Семейства (Саграда Фамилия). Архитектор соглашается на эту работу и занимается ею вплоть до 1914 года, после чего он больше не проектирует здания.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspИдея создания собственного уникального «Собора XX века» настолько поглотила творца, что он стал воспринимать его делом всей своей жизни. Архитектор пытался вытянуть из себя ту самую идею, тот уникальный симбиоз стилей, который был бы достоин этой постройки. Для этого Антонио Гауди некоторое время ни с кем не общался, ведя отшельнический образ жизни в своей мастерской, которая располагалась на стройплощадке. Выходил он из этого состояния только для сбора средств на строительство, так как возводилась церковь исключительно на деньги с пожертвований.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspК сожалению, собор остается недостроенным, а сам Гауди в 1926 году погибает, попав под трамвай как раз неподалеку от проекта всей его жизни. Хоронят его в скрипте Собора Саграда Фамилия.

&nbsp &nbsp &nbsp &nbspСегодня здания великого архитектора XX века завораживают своей смелостью форм не только туристов, но и специалистов со всего мира. «Собор века», над которым так усердно трудился Антонио Гауди, во всем мире признан шедевром церковной архитектуры.