Меню Закрыть

Часовни суздаля

Сколько церквей в Суздале? Практически все туристы посетившие город, отмечают уникально высокую концентрацию храмов на весьма скромной территории. Но в своих отзывах никогда не называют точного количества, ограничиваясь лишь округленными цифрами, порой совершенно фантастическими. Удивительно, но не называют точное число храмов Суздаля даже местные жители. Посетители нашего сайта могут легко ответить на этот вопрос, самостоятельно подсчитав количество церквей, расположенных в черте города. При подсчете необходимо учесть ряд замечаний, указанных в конце данной страницы.

Храмы расположенные в посаде

Посад — бывшая торгово-ремесленная часть Суздаля и второй после кремля важнейший сегмент города. Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость. Центр Суздальского посада — Торговая площадь, а планировочную основу его составили дороги, ведущие из кремля: на юг — во Владимир, на север — к Ростову, и на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород.

Замечательный ансамбль каменных посадских храмов в Суздале складывается в XVII-XVIII веках. Понемногу богатеющее «третье сословие» по своему вкусу осваивает и обустраивает городское пространство. Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви представляют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. В пару к холодному «летнему» храму строятся теплые «зимние» (трапезные) церкви, которые в XVIII веке также заменяются каменными. Обязательной частью архитектурного ансамбля становится колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром-«дудкой», характерной только для суздальского края.

Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.

Воскресенская и Казанская церкви

Казанская (на переднем плане) и Воскресенская с колокольней (на заднем плане) церкви. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Воскресенская и Казанская церкви в Суздале расположены на Торговой площади города и вместе составляют классический ансамбль посадских церквей. Стоявшие на этом месте деревянные церкви были уничтожены крупным городским пожаром в 1719 году.

Каменная Воскресенская церковь построена в 1720 году. В архитектурном отношении особый интерес представляет система коробовых сводов, перекрывающих здание. Во внешнюю стену алтарной части Воскресенской церкви вмонтирована плита из белого камня с надписью, возможно свидетельствующей о более поздней постройке церкви. В настоящее время в храме проводится служба, а на смотровую площадку колокольни Воскресенской церкви может подняться любой желающий.

Каменная Казанская церковь была построена в 1739 году. Сейчас это действующий храм. Примечательно, что он оставался действующим на протяжении почти всего XX века. А в послереволюционные годы был единственным действующим храмом в Суздале. Каменная ограда ансамбля церквей до наших дней не сохранилась.

Входоиерусалимская и Пятницкая церкви

Входоиерусалимская (на переднем плане) и Пятницкая (на заднем плане) церкви. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

При выходе из кремля, на высоком берегу реки Каменки, с запада от Торговых рядов, ранее стояли три деревянных церкви, которые были разобраны по причине ветхости.

Каменная Входоиерусалимская церковь была построена в 1707 году. В архитектурном плане здание церкви представляет собой приниженный куб, верхняя часть фасада которого окаймлена узорчатыми килевидными арочками. Помещение перекрыто сомкнутым сводом, а четырехскатная кровля завершается пятью главами. В настоящее время это действующий храм.

Расположенная рядом Пятницкая церковь построена в 1763 году. Архитектурной особенностью данного типичного зимнего храма является восьмигранник на барабане которого установлена чеканная главка в виде фигурной вазы, являющаяся редкостью для города.

Обнесенные каменной оградой Пятницкая и Входоиерусалимская церкви, а также стоявшая между ними колокольня, составляли красивейший архитектурный ансамбль Суздаля. Колокольня и каменная ограда со Святыми воротами были разрушены в конце 30-х годов XX века.

Лазаревская и Антипьевская церкви

Антипьевская церковь с колокольней (слева) и Лазаревская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Лазаревская церковь в Суздале расположена на Старой улице между Торговыми рядами и Ризоположенским монастырем. Церковь построена в 1667 году и является самым ранним храмом Суздальского посада. Впервые в Суздале церковь была завершена пятью главами, поставленными на световые барабаны. Также в карнизе церкви впервые применены изразцы. Главной архитектурной особенностью Лазаревской церкви является система сводов внутреннего пространства здания с пятью световыми отверстиями.

Рядом с Лазаревским храмом расположена Антипьевская церковь. Это теплый зимний храм с колокольней. Антипьевская церковь построена в 1745 году, взамен стоявшей тут ранее деревянной. Фасады колокольни декорированы фигурным кирпичом, а завершена она типичным суздальским вогнутым шатром. Каменная ограда ансамбля Лазаревской и Антипьевской церквей не сохранилась.

Цареконстантиновская и Скорбященская церкви

Цареконстантиновская (слева) и Скорбященская с колокольней (справа) церкви. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Цареконстантиновская церковь расположена рядом со сквером Вечного огня. Каменная церковь построена в 1707 году взамен разобранной из-за ветхости деревянной. В архитектурном плане здание Цареконстантиновской церкви представляет собой высокий куб, перекрытый четырехскатной крышей, увенчанной пятью главками. Представляют особый интерес сильно вытянутые шейки главок и длинные кресты. В настоящее время это действующий храм.

Рядом с Цареконстантиновским храмом стоит Скорбященская церковь. Это теплый зимний храм, совмещенный с восьмигранной колокольней, завершенной вогнутым шатром, типичной для Суздаля формы. Каменная Скорбященская церковь построена в 1750 году, взамен стоявшей на этом месте деревянной. В настоящее время это действующий храм.

Цареконстантиновская и Скорбященская церкви представляют классический для города Суздаля ансамбль летнего и зимнего храмов. Каменная ограда этого ансамбля не сохранилась.

Крестоникольская церковь

Крестоникольская церковь с колокольней. Фото: Владимир Сухов, 2001 год.

Крестоникольская церковь в Суздале расположена у северной стороны Торговых рядов. Церковь построена в 1770 году на месте часовни Креста. В память об этом у алтарной части установлена небольшая часовня. В XIX веке западная часть церкви была перестроена, появилась новая трапеза и колокольня. В настоящее время Крестоникольский храм в Суздале является действующим.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Церковь Иоанна Предтечи в Суздале построена в 1720 году. Стоявшие на этом месте деревянные храмы сгорели во время крупного городского пожара в 1719 году. Архитектурные формы каменной церкви Иоанна Предтечи очень просты и лаконичны. К западному крыльцу храма пристроена колокольня. На фасадах здания церкви и колокольни отсутствует декоративное убранство. Построенный в 1734 году по соседству теплый Никольский храм был разрушен в начале XX века. Каменная ограда церковного ансамбля так же не сохранилась до наших дней.

Храмы расположенные в слободах

Выбор места для постановки церквей в городском ландшафте Суздаля позволяет прийти к выводу, что наши предки-строители обладали огромным эстетическим вкусом. Почти все памятники расположены на самых красивых местах, по берегам речки Каменки, отражаясь в ее водах, в прогалинах тины, среди кустов осоки и кувшинок. В этом отношении даже маленькая Каменка приобретает смысл одного из художественных элементов общего архитектурного ансамбля. Только гениальность русского человека, любящего свой родной край, родной город, могла создать столь гармонически единое с природой произведение искусства, как ансамбль церквей Суздаля.

Смоленская и Симеоновская церкви

Симеоновская церковь (слева), колокольня и Смоленская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Смоленская церковь в Суздале расположена на центральной улице города, рядом со Спасо-Евфимиевым монастырем. В архитектурном отношении здание пятиглавого храма отличается своими монументальными размерами. Смоленская церковь построена в 1696 году, а колокольня в конце XVIII века. Слобода, на которой поставлена церковь, ранее именовалась Скучилихой и принадлежала Спасо-Евфимиеву монастырю.

Рядом с колокольней Смоленской церкви находится Симеоновская церковь. Это теплый зимний храм, очень простой по архитектуре, копирующий деревянные зимние церкви. На его фоне еще более внушительно выглядят Смоленская церковь и колокольня. Симеоновская церковь построена в 1749 году. Сейчас это действующий храм города.

Ильинская церковь с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Ильинская церковь в Суздале расположена на противоположном от кремля высоком берегу реки Каменка. Это место в городе называется Иванова гора. Ильинская церковь построена в 1744 году. Малый восьмерик с луковичной главкой поставлен на широкое кубическое основание, что представляет редкость в архитектуре Суздаля. В XX веке была разрушена колокольня Ильинской церкви и стоявший рядом зимний храм Иоанна Богослова. В 2010 году колокольня была восстановлена.

Богоявленская и Предтеченская церкви

Церковь Рождества Иоанна Предтечи с колокольней (на переднем плане) и Богоявленская церковь (на заднем плане). Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Богоявленская и Предтеченская церкви в Суздале расположены на берегу реки Каменки, на окраине Ильинского луга, в месте, которое ранее называлось Кожевенной слободой. Стоявшие тут до этого деревянные храмы были разобраны по причине ветхости.

Каменная Богоявленская церковь построена в 1781 году. В архитектурном плане церковь представляет собой куб с рустованными углами.

Рядом с Богоявленским храмом находится церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она построена в 1739 году. В архитектурном отношении здание церкви очень характерно для XVIII века, повторяет черты деревянных храмов и представляет собой вытянутый прямоугольник, разделенный посредине аркой. Паперть церкви одновременно является основанием колокольни. Восьмигранный столб которой завершен узким вогнутым шатром. Вместе две церкви составляют типичный для города ансамбль зимнего и летнего храмов.

Тихвинская церковь. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Тихвинская церковь в Суздале расположена на окраине города, рядом с Ильинским лугом. Ранее на этом месте находился Андреевский монастырь, который был сожжен во время польского нашествия. Тихвинская церковь построена в конце XVII века. Алтарная часть и паперть с колокольней не сохранились до наших дней. На боковых фасадах Тихвинской церкви присутствуют троечастные наличники, связующие два окна и киот посредине. Подобный элемент не встречается больше ни в одном суздальском памятнике архитектуры.

Знаменская и Ризоположенская церкви

Знаменская церковь (слева), колокольня и Ризоположенская церковь (справа). Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Знаменская церковь построена в 1749 году. Это большой одноглавый кубической формы храм, имеющий, как у гражданских строений, большие регулярно расположенные окна и четырехскатную кровлю. Когда по плану регулярной застройки он оказался на восточной стороне улицы Пинаихи, то парадный вход в храм был сделан с западной стороны через притвор с широкими перспективными порталами в приделе. Этот портал хорошо просматривается с крыльца, о котором следует сказать особо. Вероятно, над большим крыльцом с массивными гранеными столбами прежде находилась колокольня, как у церкви Иоанна Предтечи, что стоит «в валах» Суздальского кремля. Колокольня, имеющая барочные формы, построена в XVIII веке. Сейчас Знаменская церковь в Суздале это один из действующих храмов города.

Рядом с колокольней Знаменской церкви находится Ризоположенская церковь. Храм построен в 1777 году. Это небольшой зимний храм, тесно связанный с образцами старой суздальской архитектуры так называемого корабельного типа постройки. Отличительной чертой этого храма является то, что каждый фасад четверика завершается фронтоном. Фронтоны переходят в сферическую ребристую кровлю с небольшой луковичной главкой на тонком длинном барабане. Таких завершений нет у других суздальских посадских церквей, оно напоминает завершения трапезных церквей Архиерейских палат Суздальского кремля и Васильевского монастыря. С 1972 года в Ризоположенской церкви находится экскурсионное бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Борисоглебская церковь с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Борисоглебская церковь в Суздале расположена на западной окраине города. Ранее на этом месте существовал Борисоглебский монастырь, сожженный в период польского нашествия. Существующая Борисоглебская церковь построена в 1749 году. Среди памятников архитектуры Суздаля это единственная постройка с ярко выраженными элементами стиля барокко. Внутри церкви сохранились росписи XVIII и XIX веков.

Козьмодемьянская церковь

Козьмодемьянская церковь с колокольней. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Козьмодемьянская церковь в Суздале стоит на высоком берегу реки Каменки на месте, где в древности существовал мужской монастырь, основанный в XII веке. Это место в городе называется Ярунова гора. Каменная Козьмодемьянская церковь с колокольней построена в 1725 году, взамен стоявшей тут деревянной. Сейчас это действующий храм города.

Читайте так же:  Храм часовня иверской божьей матери

Петропавловская и Никольская церкви

Никольская (слева) и Петропавловская (справа) церкви. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Петропавловская и Никольская церкви Суздаля расположены рядом с территорией Покровского монастыря, поставлены на месте существовавших тут ранее деревянных храмов и вместе составляют ансамбль из летней и зимней церквей.

Каменная Петропавловская церковь построена в 1694 году. В архитектурном отношении представляет собой квадратное бесстолпное здание. Шатровая колокольня храма была разрушена в начале XX века. Зимняя Никольская церковь построена в 1712 году. Интересна тем, что копирует в миниатюре архитектуру крупных одноглавых храмов города Суздаля.

Козьмодемьянская и Крестовоздвиженская церкви

Крестовоздвиженская церковь с колокольней и Козьмодемьянская церковь. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Козьмодемьянская церковь расположена на северо-западной окраине города на улице Коровники. Село Коровники было присоединено к Суздалю в начале XX века. Церковь была построена в XVIII веке в стиле барокко. В архитектурном отношении это восьмерик поставленный на четверик. В настоящее время Козьмодемьяновский храм принадлежит русской православной старообрядческой церкви и нуждается в реставрации.

Крестовоздвиженская церковь расположена рядом с Козьмодемьянской и составляет вместе с ней типичный архитектурный ансамбль. Крестовоздвиженская церковь это теплый зимний храм с шатровой колокольней, построенный в 1696 году. Храм принадлежит к русской православной старообрядческой церкви. В настоящее время в нем проводятся богослужения.

Церкви Михаила Архангела, Флора и Лавра и Александра Невского

Слева направо: Церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Флора и Лавра, церковь Александра Невского. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Михаило-Архангельская церковь в Суздале расположена на юго-восточной окраине города, за рекой Каменкой. Ранее это место города было селом Михайлова Сторона. Церковь построена в 1769 году. В архитектурном отношении это высокий пятиглавый храм с богатым декором, соединенный с колокольней в стиле классицизма. Это главный храм Михаило-Архангельского прихода. На территории которого помимо церквей, размещается и православный лицей.

Церковь Флора и Лавра это теплый зимний храм образующий с Михаило-Архангельской церковью классический архитектурный ансамбль. Церковь Флора и Лавра в построена в 1803 году.

Церковь Александра Невского построена в конце XIX века. В архитектурном отношении она представляет собой один из редких для Суздаля образцов церквей псевдорусского стиля. Как и другие церкви Михаило-Архангельского прихода, храм является действующим.

Церковь Святых новомученников и исповедников российских

Церковь святых новомученников и исповедников российских. Фото: Павел Сухов, 2019 год.

Церковь святых новомученников и исповедников российских в Суздале построена в 1999 году в новом микрорайоне Суздаля, на улице Советской. 26 октября 2000 года состоялось освящение храма и прошли первые службы.

Примечание: При подсчете количества церквей в Суздале, к указанным на данной странице храмам, нужно прибавить церкви, расположенные в кремле, монастырях и на территории музея деревянного зодчества. Следует учесть, что домовая церковь является частью здания бывшей Блохинской богадельни (ул. Ленина, дом 106). Синодальный храм Иверской иконы Божьей Матери русской православной автономной церкви в Суздале находится по адресу ул. Теремки, дом 2. Часовни Суздаля собраны в отдельном разделе.

На протяжении веков архитектурный ансамбль Суздаля складывался не вокруг кремля, как это обычно бывало в других городах, а вокруг разраставшихся и благоустраивавшихся монастырей. Каждый из них представлял собой крупный самостоятельный архитектурный центр, а рядом вырастали подмонастырские и посадские слободы с жилыми и хозяйственными постройками, жители которых занимались ремеслом или мелкой торговлей. Таким образом, Суздаль к XVIII веку имел как бы несколько центров, которые соперничали между собой, стараясь превзойти друг друга богатством и украшением своих сооружений.

При строительстве торгово-ремесленный, люд со своими вкусами и со своими, как оказалось, весьма значительными средствами, застроил пространство между кремлем и окраинами монастырского комплекса. Тесниться горожане не любили, поэтому и дома возводили не угол к углу, а посвободнее, с запасом огородной земли, чтобы в семье достаток был. И стали один за другим появляться дома — на вид вроде бы однотипные, но в то же время бесконечно разнообразные, благодаря неистощимой выдумке строителей.

Да и улицы горожане особо не прямили, хоть на это и был царский указ. Впоследствии, в 1788 году, императрица Екатерина II тоже повелела утвердить для Суздаля регулярный план, согласно которому городу должны были придать строгий, геометрически упорядоченный вид. Но и из этого мало что получилось, лишь на возвышенном левобережье была чуть отодвинута от реки и выпрямлена главная городская улица, по которой шла дорога из Владимира в Ростов.

При Петре I Суздальская епископия была упразднена, к тому же с XVII века ослабевает влияние церкви на искусство, в нем усиливаются светские начала, и в архитектуру начинает проникать дух жизнерадостной непринужденности. Каменное строительство, которое в Суздале продолжили купечество и горожане, развивает живописные традиции, сложившиеся уже в деревянном зодчестве; народные вкусы сказываются в многоцветности, красочности и праздничном изобилии декоративного убранства зданий.

В конце XVII века и в следующее столетие в городе было возведено почти все, что представляет не меньшую славу и гордость Суздаля, чем его древние памятники. Более тридцати каменных храмов (на месте прежних деревянных) построили богобоязненные посадские люди — оловянники, кузнецы, купцы, огородники и др. И возводя свои приходские храмы (холодные и теплые), они словно бы соревновались друг с другом. Повторяться горожане не любили, и поэтому каждая слобода старалась поставить храм лучше, чем у других. И хоть слободы, по словам краеведа А. Скворцова (заслуженного деятеля искусств России), «жили своей внутренней жизнью, характер имели почти общинный и со множеством забот справлялись всем миром. Для храмов отводили самое лучшее место в слободе, строили быстро и на совесть, стараясь не отставать от соседей. Поэтому и получались церкви не похожими друг на друга, во всем оставаясь оригинальными и самобытными — и в месте, на котором храм стоял, и в размерах, и в украшении, и даже башенки под церковными куполами были сложены каждая на свой лад, со своим рисунком кладки»…

Главные храмы города, сохранившиеся до нашего времени, были в основном построены в сравнительно недолгий период самостоятельной жизни Суздаля. Но кроме них повсюду — у древних валов и в тихом глухом переулке, на зеленых пригорках с полуразрушенными каменными лестницами и возле торговых рядов старой базарной площади — можно встретить маленькие одноглавые церковки с глухими выбеленными стенами, с двускатными, крытыми жестью кровлями и широкими окнами. Они больше похожи на жилые одноэтажные дома состоятельных горожан, а об их назначении напоминают только миниатюрные вытянутые главки и закругления алтарных апсид. Почти все эти церковки построены в XVIII веке суздальскими купцами и посадскими людьми.

Против Святых врат Свято-Покровского монастыря многочисленные гости Суздаля могут видеть Петропавловскую церковь, возведенную в 1694 году во имя святых апостолов Петра и Павла. Теперь она является памятником посадской архитектуры города, и в настоящее время в ней открыта выставка росписи по дереву. Среди ее экспонатов можно увидеть прекрасные памятники рельефной резьбы и росписи XVII века — Царские врата и уникальную Иорданскую сень XVII века. Последняя представляет собой деревянное сооружение в виде беседки, богато украшенное снаружи: ее устанавливали над прорубью на реке Каменке в праздник Крещения, а свое название она (и подобные ей) ведет от палестинской реки Иордан. Были подобные сени и в других городах, но до наших дней сохранился только суздальский памятник, поэтому он ценен вдвойне — и как единственный в своем роде образец русского церковного быта, и как замечательное художественное произведение, так как построили и расписали его мастера и крепостные Архиерейского дома и Свято-Покровского монастыря.

В 1712 году рядом с пятиглавой Петропавловской появилась небольшая одноглавая Никольская церковь, с которой в Суздале церкви начали строить парами — большую летнюю и поменьше зимнюю. В Никольской церкви царица Евдокия Лопухина устроила престол в память о своем сыне — царевиче Алексее.

Церковь во имя Козьмы и Дамиана располагается на Яруновой горе, на которой в языческие времена находилось капище бога Яруна — покровителя плодородного Суздальского края[92].

Святые мученики и чудотворцы Косма и Дамиан были родными братьями и жили в селении неподалеку от Рима.

Научившись врачебному искусству, они стали успешно исцелять всякие болезни, и во всем им содействовала благодать Божия.

Помимо благодати исцеления Косма и Дамиан помогали людям и щедрыми подаяниями. У них было богатство, собранное предками и доставшееся им от родителей. Они продали его, вырученные деньги раздавали нищим и нуждавшимся, кормили голодных, одевали нагих — всем оказывали милосердие и благодеяние. Жили братья Косма и Дамиан в III веке и только одной награды требовали от исцеляемых ими людей — веры в Иисуса Христа. Когда они занимались врачеванием, то всегда говорили: «Мы только возлагаем на вас руки и ничего не можем сделать собственной силой. Все совершает всемогущая сила единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа. Если вы уверуете в Него и не усомнитесь, то немедленно сделаетесь здоровыми». На самых больных людей (и даже на животных) возлагали они руки свои, и те сразу же выздоравливали. Исцеляли братья всех бесплатно, ни от кого не беря никакого вознаграждения и платы, за что люди прозвали их «безмездными врачами» (бессребрениками). И вскоре братья не только в самом Риме, но и в окрестностях города и селениях, которые они обходили, многих обратили ко Спасителю. Во время гонений на христиан они не захотели скрываться, поэтому их схватили и предали жестоким истязаниям.

Вот во имя этих мучеников и был устроен в Суздале храм — на том месте, где речка Каменка делает заворот. Космодамианская церковь, отражающаяся в воде, в настоящее время — один из самых поэтичных ансамблей города. Построена она была в 1725 году на месте прежней деревянной. В суздальском зодчестве здания зимней и летней церквей и колокольни обычно располагались отдельно друг от друга. В Космодамианской церкви здание летнею храма (основное), примыкающая к нему зимняя церковь и поставленная между ними восьмигранная колокольня сливаются в единый живописный памятник архитектуры.

В память блестящей победы русских дружин над шведами в 1240 году святой благоверный князь Александр Невский повелел устроить в Суздале обитель и назвать ее Александровской. В древности обитель называлась Большой лаврой, и этому монастырю великие князья московские — Иоанн Данилович и сын его Иоанн II — жаловали многие вотчины. Здания в монастыре были деревянными, кроме каменного соборного храма, при котором была устроена теплая церковь. Во время одного из пожаров обе церкви были сильно повреждены, но по указу царя Федора Алексеевича их довольно быстро восстановили на средства двух других суздальских монастырей — Свято-Покровского и Спасо-Евфимиева.

Эти церкви тоже оказались непрочными, и в 1695 году при митрополите Суздальском и Юрьевском Иларионе на месте двух прежних церквей был отстроен новый храм во имя Вознесения Господня, с северной стороны которого был устроен придел. Храм возводили на средства царской казны, пожалованные царицей Натальей Кирилловной и сыном ее царевичем Петром I, а также на вклады других жертвователей. В 1774 году Александровский монастырь упразднили, а храм был обращен в приходскую церковь с двумя престолами: один — в честь Вознесения Господня, другой — в память мученика Александра Перского.

Таким образом, до наших дней от старинного Александровского девичьего монастыря ничего не сохранилось, и сейчас многочисленные посетители и туристы могут увидеть только то, что было построено в XVIII веке — главные ворога с надвратной башней, гордо взметнувшуюся в небо колокольню с шатровым куполом да небольшую Вознесенскую церковь. В преддверии придельного храма можно еще увидеть надписи на надгробиях двух суздальских княгинь — Марии и Агриппины.

В одном из своих писем граф М. Толстой приводит следующую историю княгини Агриппины, имя которой значится на одной из надгробных плит. Она была младшей из двух дочерей князя Ростислава Михайловича, который правил в Сербской Мачве, и Анны Беловны — королевны Венгерской. Около 1250 года, когда Агриппина выросла, родители выдали ее замуж за польского короля Лешка И Черного. После того как они прожили 15 лет, Агриппина объявила, что уходит в монастырь из-за неспособности мужа к чадорождению. Потом супруги примирились, и Агриппина была объявлена наследницей престола.

Читайте так же:  Часовня спаса на крови

В 1275 году она овдовела и право на престол передала племяннику (сыну своей старшей сестры — чешскому королевичу Вячеславу Богемскому). Никаких дальнейших известий о судьбе Агриппины история не сохранила.

Гробницы суздальских княгинь находятся под полом, где в свое время была устроена усыпальница, и, по преданию, стояли они не на земле, а висели на цепях, прикрепленных к каменным столбам. В старину вход в усыпальницу вел снаружи, но потом его заделали.

Старинное предание рассказывает, что, когда Александровский монастырь был упразднен и теплый храм оказался велик для прихода, решено было пробить вход в усыпальницу, чтобы убрать гробницы. Но какая-то невидимая сила оттолкнула рабочих, и все осталось по-прежнему.

То же предание сообщает, что в Александровской девичьей обители подвизалась родная сестра преподобного Евфимия, а когда был устроен Свято-Покровский монастырь женский — стала его первой игумен ней.

В паперти холодной церкви сохранился надгробный камень, надпись на котором гласит: «Под сим камнем лежит тело служившего при сей церкви священноиерея Никиты Иванова, который родился в 1722 году марта 26 дня, а помре 1812 г. февраля 24 дня». Надпись на другой стороне камня сообщает, что служил он при церкви 70 лет, и далее следует эпитафия:

Жизнь долголетняя хвалы его венец,

Он дни свои провел в молитве и пощенье.

Чад добрых воспитал, быв нежный им отец,

Всевышний, упокой его в Твоем селеньи.

В Воскресенской церкви, которая находится на базарной площади, хранится чудотворная икона Божией Матери. Ее написал благочестивый инок Иоаким, живший в XVII веке и подвизавшийся в Шартомском Николаевском монастыре. Написал после явления ему в сонном видении Пресвятой Богородицы — по тому образу, какой был в Казани. По велению Царицы Небесной он принес и поставил икону в Воскресенской церкви, после чего уже не захотел возвращаться в свою прежнюю обитель. Устроив небольшую хижину неподалеку от Воскресенской церкви, он жил в ней до самой смерти.

В 1728 году, копая ров под фундаментом теплого храма, строители нашли гроб его целым и невредимым. Тогдашний суздальский епископ Иоаким знал, по преданию, кто покоится в этом гробе, и потому приказал не трогать и не открывать его, оставить на том же месте. В церкви сохраняются рассказы о подвигах блаженного инока Иоакима и о чудесах, бывших от написанной им иконы.

О суздальских церквах следовало бы рассказывать в отдельной книге, здесь же мы рассказали только о нескольких из них. И отметим, что до Октябрьской революции их было в городе 32, а к концу 1926 года осталось лишь шесть действующих церквей. «Все другие, — как пишет в своем исследовании А.И. Аксенова, — хоть и числились на учете и под охраной музея, томились закрытыми, постепенно разрушаясь и умирая, чему способствовало и местное население. В декабре 1926 года комиссия Суздальского горсовета констатировала, что Успенская и Пятницкая церкви «представляют пустующие здания без стекол и оконных переплетов». Иконостасы уже разобраны в связи со сдачей для смыва позолоты. В таком состоянии находилось большинство обезлюдевших храмов».

В.И. Романовский считал, что разоряют храмы подростки из местных детских домов, потому что «всю металлическую утварь и крепеж можно было сдать в Госторг по цене 28 копеек за килограмм». После набега на Троицкую церковь он сообщал начальнику суздальского уголовного розыска: «В теплой церкви не осталось ни одной целой вещи и нет возможности установить, от каких предметов валяются отдельные части. Внутри холодной церкви произведен полный разгром всего имущества. Остался иконостас с ободранными иконами первого яруса, все остальное обращено в мелкий лом».

В первое десятилетие советской власти было уничтожено внутреннее убранство многих суздальских храмов, создававшееся веками. Так, в начале июля 1926 года администрация политизолятора ОГПУ возбудила «вопрос об использовании одного из церковных зданий для строительных надобностей». И первой для этих целей разобрали Афанасьевскую церковь, которая располагалась в кремле. В.И. Романовский в том году записывал: «Когда началась разборка Афанасьевской церкви, то многие почтенные граждане Суздаля горько жаловались и упрекали музей».

Полный разгром всего имущества был произведен и в теплой Богоявленской церкви: «Все паникадила, подсвечники, лампады и проч. разобраны на мелкие части, поломаны и расхищены; все отдельные иконы на стенах сброшены со своих мест и изуродованы… плащаница выброшена и изорвана, стеклянный футляр разбит, книги порваны». Богоявленская церковь была разграблена и еще раз — в конце апреля 1928 года: «Перебиты все стекла, в том числе на киотах с иконами».

Но церкви не могут стоять пустыми и заброшенными, если их крепкие и добротные здания можно использовать для нужд народного хозяйства молодого Советского государства.

И помещения архитектурных памятников русскою зодчества стали сдавать внаем за плату: в теплой Ильинской церкви разместилась красильня Суздальской трикотажной артели им. В.И. Ленина; в теплой Богоявленской церкви льнозавод устроил склад… Бесплатно была отдана теплая Смоленская церковь под клуб для Суздальского политизолятора, в алтаре холодной Смоленской церкви разместилась сначала кузница политизолятора ОГПУ, потом мельница на электроприводе, а когда политизолятор ОГПУ был закрыт — база заготскота…

Крестоникольскую церковь первоначально занимал спортивный клуб «КИМ», а позднее — база торга; в Лазаревском храме эта база торга устроила свой склад; в храме Казанской иконы Божией Матери размещался клуб, в церкви Петра и Павла — хлебозавод, Вознесенскую церковь Александровского монастыря еще до Великой Отечественной войны заняла артель металлистов (размещалась она там и после войны), и работники артели разжигали печи иконами… Но пришло время, и на защиту и спасение уникальных сокровищ Суздаля встали многие замечательные люди — подвижники и энтузиасты…

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери была сооружена в конце XVII века на месте разрушенного Андреевского монастыря. Это каменная церковь дошла до нынешнего времени без алтарной части и шатровой колокольни.

Внешний и внутренний облик церкви весьма интересен: арки, большие окна, небольшие колонны, резные фрагменты. На верхней части церкви находится фигурная главка, поставленная на высокий барабан с кокошниками.

Тихвинская церковь является прекрасным примером различных интересных декоративных решений и методов, которые можно увидеть в интерьерах древних сооружений Суздаля.

Сегодня церковь не действует, а лишь является важным архитектурно-историческим сооружением города.

Христорождественская церковь

Церковь появилась в 1775 году. Сразу строилась качественно из камня, а не из дерева как делали раньше. Внешне очень похожа на обычный крестьянский дом, если бы не тонкая главка с барабанами.

Здание церкви состоит как бы из двух частей разных по размеру. Это характерная особенность многих суздальских храмов.

Не смотря на маленькую площадь храма, он вмешает в себя помимо основной части еще трапезную и притвор. Фасад украшен резными пилястрами, зубчатыми фризами и каменными наличниками. Стены побелены в кипельно-белый цвет. Все окна в форме арки. Над притвором установлена фреска Рождество Христово.

В 1964 году Христорождественскую церковь была частью декораций в фильме «Женитьба Бальзаминов» режиссера К. Воинова.

Церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского — одна из трёх церквей, расположенных в юго-восточном районе Суздаля, называемом Михали или Михайлова сторона. Она построена в начале 20 века и является единственной сохранившейся церковью Суздаля в псевдорусском стиле.

Небольшой крестообразный в плане храм из красного кирпича нарядно украшен наличниками, карнизами и колонками. Строители стремились приблизить его к древнерусскому узорочью. Завершает четырехугольный объем небольшой широкий шатер с маленькой главкой на высоком расписном барабане.

Эта церковь долгое время была заброшена, и только в начале 21 века ее отреставрировали и обнесли оградой вместе с церковью Михаила Архангела и храмом Флора и Лавра.

Зачатьевская трапезная церковь

Зачатьевская трапезная церковь входит в комплекс Покровского монастыря в Суздале и располагается к северу от Покровского собора обители. Она была построена в 16 веке, после смерти дочери Ивана Грозного Анны, по высочайшему приказу на месте прежней деревянной. Церковь выделяется из общего ансамбля монастыря, поскольку была возведена несколько позднее остальных зданий, когда на Руси стали применяться иные принципы монастырской застройки.

Верхнюю часть стены одноглавого большого здания украшает необычный рисунок из крупных ромбов. А также довольно необычной является и техника кладки сводов и стены – из мелкого кирпича, что характерно для польской архитектуры. Основой церкви является большой одностолпный трапезный зал, нижний этаж занимали хлебопекарня и кухня. На небольшой звоннице расположен шестигранный шатер, что характерно для деревянного зодчества.

Весь ансамбль Покровского монастыря включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Церковь святого Лазаря с пятиглавым завершением 1667 года постройки представляет собой старейший каменный посадский храм, который был построен на месте одноименной деревянной церкви.

Лазоревский храм стал первым храмом Суздаля, в архитектуре которого впервые появились те декоративные детали и приемы, которые позже стали характерными для суздальских храмов XVII-XVIII веков.

Внутреннее убранство церкви впечатляет своим богатством и говорит о статусе людей, на чьи средства она строилась.

Деревянная Никольская церковь

В архитектурном ансамбле суздальского Кремля, который практически весь сделан из камня, сохранилась небольшая церковь, сделанная из дерева. Это Никольская церковь. Она была построена в 1766 году в селе Глотово, в Юрьев-Польском районе. В 1960 году церковь была восстановлена архитектором М. М.Шароновым и перевезена в Суздаль в качестве первого экспоната Музея деревянного зодчества. Перевоз связан с необходимостью полного сохранения памятника и планами развития города Суздаля, как туристического центра.

Теперь Никольская церковь — один из самых главных экспонатов Музея деревянного зодчества в Суздале. Она поражает, так как является произведением плотницкого искусства – церковь создана без единого гвоздя. Никольская церковь имеет чёткий силуэт, хорошие пропорции срубов, изысканную форму своего алтаря, изящную главку, крытую осиной.

Ильинская церковь (или Церковь Ильи Пророка) расположена в Суздале, на вершине небольшого холма, напротив Суздальского кремля. Ильинская церковь из камня появилась здесь в 1744 году на месте деревянной церкви. Церковь пережила многое. Так, во времена советской власти церковь существенно пострадала. Были разрушены колокольня и трапезная. Храм долгое время был на реставрации, которая завершилась только к 2010 году. После реконструкции церкви был возвращен её первоначальный вид.

Эта бесстолпная одноглавая церковь, увенчаная луковичной головкой является примером храма 18 века.

Пятницкая церковь была возведена в 1772 году рядом с Входо-Иерусалимской церковью.

Обе церкви представляли до революции единый комплекс. Другое название храма — Никольская церковь. Но поскольку новая церковь была построена на месте деревянного храма с таким же названием, то и за новым храмом закрепилось название «Пятницкая».

Здание церкви — это две каменные клети с широкой абсидой с восточной стороны. На центральный куб поставлен восьмерик с высоким куполом, увенчанным необычной фигурной главкой. В этом — отличие церкви от других храмов.

Колокольня оформлена в классическом стиле: имеет вогнутую форму и создана без окон-слухов.

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь — это летняя церковь, построенная в 1720 году. Она находится на главной площади Суздаля, напротив Гостиного двора.

Воскресенская церковь — это удивительный и редкий образец двухстолпного кубического храма.

Она представляет собой возвышающееся белоснежное одноглавое здание с гладкими стенами фасадов и колокольней.

По углам ее стены украшены пилястрами, а четырехскатную кровлю венчает один барабан, украшенный наличниками и треугольными фронтонами. С востока к ней примыкает алтарь, а с запада — прямоугольная паперть. На стенах и столбах храма вы сможете увидеть сохранившиеся фрагменты росписей 18-19 веков.

Читайте так же:  Часовня марии магдалины

Благовещенская надвратная церковь — замечательное произведение древнерусского зодчества. Это самое раннее сооружение в Покровском монастыре, построенное около 1515 года.

Архитектура здания — комбинация крепостной башни с церковкой. В церкви имеется центральная часть и алтарь. Помещение для отдельного престола находится в юго-восточной части храма. В северо-восточном углу строения есть небольшое помещение — «придел» с престолом, оформленный в честь Михаила Архангела. Позже все боковые помещения были разобраны в связи с преобразованием молельни.

Благовещенская церковь — это работа и творчество местных суздальских мастеров. Доказательством этого служит декорирование южного фасада здания валиками, поребриком и ширинками.

Борисоглебская церковь

Борисоглебская церковь, построенная в 1749 году на месте разрушенного Борисоглебского монастыря, располагается недалеко от Музея деревянного зодчества Суздаля. Церковь является ярчайшим примером барочной архитектуры XVII—XVIII веков.

Сегодня взору туристов и местных жителей доступна полуразрушенная церковь из красного кирпича, однако на ней видны новые оконные рамы. Ее реставрация производилась Варгановым в 1961 году. Ранее рядом с храмом стояла Никольская церковь XVIII века постройки, ныне несуществующая.

Колокольня храма напоминает по своей архитектуре владимирскую колокольню храма Никиты-мученика, а композиция – храм Николы в Галлеях (восьмерик на четверике). Храм Бориса и Глеба отличается своей выразительностью, простотой и крупными деталями. Украшают здание белые наличники, пилястры, портал.

Парная Боголюбская и Козьмы и Дамиана церковь

Крестовоздвиженская и Козьмодемьянская церкви в Суздале, расположенные на живописном берегу реки Каменки, представляют собой так называемые «парные» церкви, то есть зимнюю (теплую) и летнюю (холодную). В Крестовоздвиженской зимней церкви службы проводились в зимнее время,так как она отапливалась, а в неотапливаемой Козьмодемьянской церкви службы проводились летом.

Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1696 году, состоит из двух клетей разной высоты, более высокая клеть увенчана главкой на широком барабане. Колокольня церкви шатровая, шатер колокольни не является вогнутым, на нем в два ряда расположены небольшие слуховые отверстия.

Козьмодемьянская однокупольная церковь постройки XVIII века возведена в стиле барокко. Высокий восьмерик поставлен на невысоком четверике, глава купола посажена на узорный барабан с кокошниками.

В настоящее время службы в этих церквях не ведутся.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела в Суздале является одной из самых высоких в городе — красно-белое здание хорошо видно с берега реки.

Два яруса окон обрамляют увесистые наличники, выделяющиеся белым цветом на фоне красных стен. Колонки наличников созданы не гладкими, а ребристыми – это делает их узорчатыми и воздушными. Второй ярус украшен красивым пояском, под кровлей выделяется карниз. Центральный барабан выглядит немного ярче других – его броский «наряд» сразу бросается в глаза. Центральная глава подчеркнута крестом с оригинальным рисунком.

В западной части к церкви сделали пристройку – храм соединили с трапезной. По композиции церковь близка Преподобенской колокольне Ризположенского монастыря, которая считается самой высокой точкой Суздаля.

Цареконстантиновская церковь

В Суздале сосредоточено немалое количество храмов. Один из них – это Цареконстантиновская церковь. Местным жителям она известна еще под названием Царевская.

Из исторических источников известно, что в начале XVII века, на месте теперешней церкви стояла деревянная церковь царя Константина. По истечении времени церковь была разобрана, а в 1707 году, на ее месте начались строительные работы по возведению нового каменного храма.

К церкви пристроили алтарную абсиду, а позже и круглая «ампирная» паперть с тремя портиками. Такое строительное решение верха здания было вполне характерным для суздальского зодчества. Само здание являет собой высокий куб, который перекрыт кровлей на 4 ската и украшен пятью главами с длинными, вытянутыми крестами.

Главным отличием храма является его завершение – это пять красивых глав, которые так как и барабаны удлинены во всех деталях купола (шпили, купола, шейки). Декоративный карниз с арками в форме подковы с поребриком является уникальным примеров в истории архитектуры Суздаля.

Белые стены церкви декорированы кокошниками и красивыми резными оконными наличниками. В XIX веке к зданию церкви пристроили круглый притвор, который хоть и был выполнен в классическом стиле, очень гармонично дополнял основной объем.

Смоленская церковь Суздаля

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери — православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII–начала XVIII в. в городе Суздале. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника.

Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе или Козьмодемьянская церковь — православный храм в Суздале на левом берегу реки Каменки, построенный в 1725 году.

В древности здесь существовал мужской монастырь Космы и Дамиана, основанный в конце 12 века. Но в 17 веке от него осталась только деревянная церковь, которую 1725 году заменили каменным храмом с колокольней и приделом.

Церковь рассчитана на то, чтобы быть видной издалека. Хороший вид на нее открывается с улицы Ленина. Храм обладает живописной асимметрией композиции, которая характерна для архитектуры 17 века. Колокольня размещена в северо-западном углу простого куба здания, увенчанного одной главкой. С другой стороны к церкви примыкает низкий одноглавый придел. До революции вокруг храма была сооружена каменная ограда с лестницей, спускавшейся к реке Каменке.

Входо-Иерусалимская церковь

Входо-Иерусалимская церковь относится к числу достопримечательностей Суздаля. Вместе с Пятницкой церковью храм образует единый ансамбль.

Расположен храм рядом с оборонительными укреплениями Кремля, в юго-западной части торговой площади.

Храм был возведен в 1707 году на месте ветхой деревянной церкви. Здание построено в классическом стиле. Стены храма гладкие. Окна украшены резными наличниками и расположены на одной высоте с окнами соседней Пятницкой церкви.

Изначально церковь была пятиглавой. В 18 веке к пятиглавию постепенно угасал интерес, и во время первого ремонта были снесены четыре главы. Но в 1990-1995 годах все пять глав были восстановлены и сейчас украшают храм.

Воскресенская церковь из села Потакино

Воскресенская церковь, построенная в 1776 году, привезена из села Потакино и входит в комплекс Музея деревянного зодчества.

Она представляет собой распространенный в то время во Владимирской губернии вид храмов – «восьмерик на четверике». Храм увенчан небольшой главкой и крытый дощатой кровлей.

К основной части церкви примыкает трапезная, а к ней, в свою очередь, со стороны запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню венчает широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, которая крыта лемехом.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь. Спасо-Евфимиев монастырь является дошедшим к нашему времени памятником монастырского зодчества XVI–XVII веков. К нашим дням дошел нижний ярус с проездной аркой в таком виде, в каком он был в XVI веке. Именно здесь находились главные монастырские ворота и южная граница территории монастыря.

Строение XVII века представлено в виде небольшого бесстолпного одноглавого храма, укрытого четырёхскатной кровлей. С восточной стороны выступает алтарная часть, с западной примыкает паперть.

Декорирование строений представлено килевидными закомарами-кокошниками, лопатками и карнизами в верхней части фасадов, окна разного масштаба обрамлены килевидными наличниками размещены на разной высоте, киоты расположены над проездной аркой.

В XVII веке церковь имела двухшаровый верх, в XVIII веке – пятиглавие, немного позднее была достроена одна главка. В храме сохранилась настенная роспись XIX века.

Никольская церковь или церковь Святого Николая была построена в Суздале в 1720 -1739 годах неизвестным мастером, судя по почерку – суздальским. Она была построена как летняя церковь на месте деревянного храма, сгоревшего во время пожара в 1719 году.

Располагается Никольская в юго-восточной части кремля, возле крепостного вала. Тут же находятся старинные Никольские ворота, названные так в честь деревянной церкви, предшественницы той, что мы видим сегодня. Как уже говорилось ранее, Никольская церковь- летняя, и в 1775 году в пару к ней построили зимнюю церковь – Христорождественскую.

Церковь Святого Николая состоит из основного объема, колокольни и трапезной их соединяющей. Это очень красивое здание, богатое украшениями. Не зря именно его выбрали для съемок фильма «Женитьба Бальзаминова» (эпизод, когда барыня в исполнении Нонны Мордюковой крестится на церковь).

Последняя реставрация проводилась в 1960 году под руководством О.Г. Гусевой.

После того, как в 2007 году настоятелем храма стал священник Андрей Давыдов, в Никольской церкви под управлением настоятеля открылась мастерская по написанию икон.

Смоленская церковь с колокольней

В древнем Суздале привлекают внимание не только монастырские комплексы и Кремль, но и множество отдельно стоящих храмовых построек. Среди последних особо выделяется пятиглавая Смоленская церковь, создание которой относят к 1696-1707 гг.

Церковь была построена на юго-востоке от Спасо-Евфимьева монастыря и освящена в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Храм выделяется своей массивностью и монументальностью. Основу постройки составляет почти правильный куб, который мог бы выглядеть несколько тяжеловесно, если бы не пять легких башенок (барабанов), украшенных куполами. Они устремляются ввысь, зрительно увеличивая высоту храма и компенсируя основательность нижней его части.

Смоленская церковь встречает гостей города, приезжающих в Суздаль со стороны Ярославля, видимо, поэтому отделке фасада с северной стороны уделено особое внимание. Северный фасад показывает «товар лицом»: его украшает дверной портал, окна декорированы наличниками особой формы с фигурными колонками, прекрасными бусинами и удивительно красивым карнизом из обожженного лекального кирпича без побелки. Внизу возле юго-восточного угла расположено только одно окно. Южный фасад храма совсем прост, он не имеет даже входа. По верхнему периметру здание украшено фризом из 12 кокошников(арок) на каждой стороне. Колокольня, стоящая рядом, появилась гораздо позже, уже на рубеже XVIII-XIX веков.

Преображенская церковь с. Козлятьево

Преображенская церковь из села Козлятьево, полностью выполненная из дерева, – шедевр древнерусской архитектуры. Предположительно, постройку относят к 1756 году, а в 1967 году с целью сохранения церковь была перенесена в Суздаль на территорию музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

По мнению искусствоведов, это один из примеров многоярусного деревянного храма. Ее неизвестные создатели обладали недюжинным талантом: используя только деревянные конструкции, они создали храм нарядный и торжественный. Вместе с тем линии его необычайно выразительны, гармоничны, а само строение имеет очень четкие пропорции.

Основу Преображенского храма составляет четверик. На него поставлены один за другим три восьмерика, которые постепенно уменьшаются кверху. К основному строению с восточной части примыкает алтарная апсида, с юга и севера – приделы во имя Николая Чудотворца и Симеона Столпника. С западной стороны — трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях. Луковичные главки на барабанах и бочкообразные кровли крыты нарядным осиновым лемехом (деревянной черепицей).

Преображенская церковь не только одна из самых высоких в музейной экспозиции — ее высота достигает 67 метров — но и, пожалуй, самая красивая. Она очень гармонично вписывается в типично русский суздальский пейзаж.

Петропавловская церковь 1694 года

Петропавловская церковь была построена в 1694 году по монастырскому заказу и расположена вблизи южной стороны Покровского монастыря, в Суздале. Церковь считается одним из самых монументальных творений поздней суздальской архитектуры.

Петропавловская церковь больше похожа не на приходскую церковь, а на собор – такое впечатление создается из-за широкого и мощного объема храма, перекрытого сомкнутым сводом. Ранее около северо-западного угла храма находилась шатровая колокольня, выполненная в строгой и монументальной форме, но после революции она была снесена. Церковь получилась достаточно большой и была построена с учетом ансамбля древнего монастыря, которому на момент постройки уже было более двух сотен лет.

За ходом постройки следил Илларион, известный в городе митрополит, живший с 1631 по 1708 годы.

Петропавловская церковь получилась монументальной и отлично вписалась в пейзаж Покровского монастыря. Оконные наличники, перспективные порталы, фигурный карниз и обходная галерея – весь архитектурный ансамбль церкви Петра и Павла делает образ храма завершенным и современным.