Меню Закрыть

Часовня в астраханском кремле

Кирилловская часовня (Астрахань)

Координаты: N46 21 E48 1.896.

Кирилловская часовня (Астрахань) представляет собой небольшое кубическое здание, храм без алтаря. Строение увенчано куполом сферической формы и крестом. Вход в часовню оформлен в традиционном стиле для русского зодчества 17 века. На фасадной стороне архитектурного сооружения установлены четыре колонны, объединяющие портик, что придает зданию парадность и величие. Сферический купол, колонны и портик придают Кирилловской часовни в Астрахани вид сооружения в стиле русского ампира.

Кирилловская часовня построена на месте захоронения местночтимого святого преподобного игумена Кирилла, основателя первого православного монастыря Астрахани. Игумен умер в 1576 году и был изначально похоронен в Троицком монастыре. Позже священнослужитель был перезахоронен рядом с Троицким собором, а на этом месте построили деревянную часовню. Если верить историческим источникам, игумен Кирилл оказал помощь астраханцам во времена страшного пожара. В рукописи Никифора Туркина об этом говорится так: «…видела воеводская жена ис хором своих преподобного Кирилла на гробе с воем стояща. И десницею огонь крестовидно осеняюща. И абие пламень угасе. И пожар предста; яже, видяще сие, поведа мужу своему и протчим людям и того ради над ним Начальником Кириллом построили часовню. ».

Ранее вход в деревянную Кирилловскую часовню был сделан с восточной стороны. Это считалось каноническим нарушением. В 1677 году из-за того, что деревянная Кирилловская часовня (Астрахань) обветшала, построили новую, каменную. А вход сделали по каноническим правилам, с западной стороны.

У ныне существующей часовни с правой стороны от входа вмонтирована каменная плита, именно здесь в 1703 году был погребен астраханский губернатор генерал-майор фон Менгдена.

В 19 веке, когда проводили крупные реставрационные работы на территории Астраханского кремля, не обошли и Кирилловскую часовню. Чтобы выдержать стиль, который был присущ всем зданиям духовного ведомства, сооружению добавили в фасадной части колонны и портик. Здание стало строгим и простым, но не потеряло своего величия.

В советские годы Кирилловская часовня (Астрахань) была в распоряжении военных гарнизонов. После реставрации Астраханского кремля здание служило магазинчиком для торговли сувенирами. Однако в 1992 году часовня была вновь возвращена церкви.

Фото: s42s, В.Д. Ремнев, Татьяна Абликеева, Павел Бутенко.

Кирилловская часовня

Часовня в стиле русского ампира была возведена в 1677 году на месте деревянной часовни, возведённой в конце 16 века. В ней находится захоронение игумна Кирилла, основателя и настоятеля Троицкого монастыря. В 19 веке, когда в кремле производилось строительство зданий в классическом стиле, часовне добавили ампирного декора и портик с 4 дорическими колоннами.

История возведения Кирилловской часовни

Игумен Кирилл, основатель и настоятель Астраханского Троицкого монастыря, умер в 1576 году. Изначально его похоронили в монастырском соборе, однако позднее его перезахоронили рядом с Троицким собором, и над его могилой воздвигли деревянную часовню.

Причиной перезахоронения игумна Кирилла, по преданию, стало совершённое им чудо — спасение Астрахани от пожара. В «Рукописи Никифора Туркина», опубликованной в Астраханском сборнике, это описано так: «. видела воеводская жена ис хором своих преподобного Кирилла на гробе с воем стояща. И десницею огонь крестовидно осеняюща. И абие пламень угасе. И пожар предста; яже, видяще сие, поведа мужу своему и протчим людям и того ради над ним Начальником Кириллом построили часовню. ».

При этом вход в деревянную часовню был ошибочно сделан с восточной стороны, что считается явным каноническим нарушением. Потому к середине 17 века с обветшанием деревянной часовни было принято решении о возведении на её месте каменной часовни с входом с западной стороны.

Кирилловская часовня в 18 — 20 вв

В 1731 году в часовне был похоронен астраханский губернатор генерал-майор фон Мендген. В начале 19 века на территории Астраханского кремля был размещён военный гарнизон. В этот период здесь началось активное строительство — возводились здания в классическом стиле. Для поддержания стилистики нового кремля старинным зданиям духовного ведомства добавили ампирный декор и строгую простоту фасадов. Кирилловской часовне в процессе реставрации добавили портик с четырьмя дорическими колоннами.

В советские годы в Кирилловская часовня использовалось как постройка для армейских нужд астраханского гарнизона. К сожалению, за это время была утрачена роспись её сводов. В 70-е годы 20 века была проведена масштабная реставрации кремля, после которой в здании часовни был открыт магазинчик сувениров.

В 1992 году часовня была возвращена церкви.

Архитектура Кирилловской часовни

Кирилловская часовня представляет собой небольшой храм кубической формы, без алтаря. Строение увенчано сферическим куполом с четырехконеченым крестом.

Вход в часовню обрамлен резным перспективным порталом — традиционным для русского зодчества 17 века. Пристроенный позже портик с колоннами в сочетании со сферическим куполом придают часовне вид постройки в стиле русского ампира.

Справа от входа на западной стене часовни располагается каменная мемориальная плита с рельефным декором, свидетельствующая «о погребении здесь в 1731 году астраханского губернатора генерал-майора фон Менгдена».

Часовня в астраханском кремле

Полное название: Кирилловская часовня
Дата постройки: 1677 г. (17 в.)
Адрес: Астраханский кремль
Объект культурного наследия федерального значения
Автор проекта: неизвестен
Архитектурный стиль: русский ампир
Храм действует

Часовня входит в ансамбль Троицкого собора и построена на месте захоронения игумена Кирилла — первого настоятеля Троицкого монастыря в Астрахани. Далее расскажем о самом игумене и о событиях, связанных с ним и происходящих как во время его земной жизни, так и после его кончины.
Иван Грозный для крещения народа и строительства церквей и монастырей в Астрахани решил послать в сей край игумена Кирилла. Из царских чертогов ему был вручен царем чтимый образ Владимирской Божьей матери, бывший точным списком с чудотворной иконы, хранившейся в Успенском соборе Московского кремля. И в 1568 году игумен Кирилл речным караваном из Казани отправился в Астрахань, на собственные средства закупив для монастырского строения лес и всевозможную церковную утварь.


Фото 1950-х годов

Прибытие в Астрахань игумена Кирилла было торжественным. На пристани он был встречен как царский посланец Астраханским воеводой князем Василием Ивановичем Барбашиным, с дьяками и приказными людьми. В кремле игумен Кирилл отслужил молебен и водрузил крест, ознаменовав место для церкви во имя Сретения иконы Владимирской Божией Матери, которая была построена в этом же году. Этот деревянный храм стал первым Астраханским собором. Здесь же была установлена и икона Владимирской Божией Матери, которая позже была перенесена в новый собор в честь Успения Божией Матери, построенный в конце 16 века.

Постепенно монастырь прирастал всевозможными церковными постройками. В 1574 году монастырь, основанный игуменом Кириллом и названный во имя Николая Чудотворца в царских грамотах и грамотах монастыря уже именуется как монастырь Живоначальной Троицы.
Но насколько торжественной и почтительной была встреча игумена Кирилла по прибытии в Астрахань, настолько дальнейшая его жизнь в Астрахани была невыносима. Бесчинства астраханских властей по отношению к монастырю и самому игумену были по истине вопиющими. Они придумывали всевозможные наветы на них с целью выжать побольше денег из монастырской казны. Расточив последние свои личные сбережения на устройство монастыря, потеряв пожалованные монастырю угодья, денежное и хлебное содержание, игумен Кирилл не имел никакой возможности содержать братию и слуг монастырских. Единственная помощь приходила от простых жителей города в виде щедрых подаяний.

Кирилл пишет прошение к царю, на что государь посылает грамоту, в коей всячески законом и своим повелением ограждает монастырь от всяких посягательств, а также жалует монастырю земли, угодья и учуги для рыбной ловли, чтобы монастырь смог себя прокормить. Выращенный урожай и пойманная рыба могли продаваться монастырем не облагаясь пошлиной. При этом денежного и хлебного содержания монастырю выделено не было.
Несмотря на все искушения, чинимые от мирских властей и подстрекаемых ими жителей, духовный авторитет Троицкого монастыря и самого игумена Кирилла рос и укреплялся.

Несомненно, способствовало этому и одно важное событие, происшедшее вскоре после прибытия в Астрахань преподобного Кирилла в 1568 году.
Весть о его приезде и построении им монастыря и многих храмов в скором времени дошла и до самого лютого ненавистника христиан — турецкого султана Селима. Он, невыразимо возмущенный, считая Астраханское царство своей вотчиной, приказал своему наместнику в Кафе (ныне Феодосия в Крыму) Касиму изгнать русских из Астрахани.
Весной 1569 года в Кафу пришло семнадцатитысячное турецкое войско, которое соединилось с войском крымского хана Давлет-Гирея. Вскоре войско выступило похлдом на Астрахань. Казалось, участь города предрешена.
В Московском государстве не ожидали нападения османов, поэтому защитники Астрахани не ведали, когда ждать помощи и ждать ли ее вообще. Приходилось расчитывать на свои силы и на дружелюбие ногаев и татар, кочевавших вокруг города. Игумен Кирилл явился связующей нитью, объединившей жителей города, независимо от того, кто они были — христиане или мусульмане.
Также после долгих молитв, Кириллу пришло разумение, как спасти город. Он послал доверенного монаха в стан врага, где его схватили и вместе с ранее захваченным послом приковали к пушке. Вместе они смущали турок разговорами о приближающемся огромном русском войске.
Из степи прискакали несколько ногаев и с ужасом возвестили, что русские перехватили всех ногаев, перешедших на сторону турок, что ратников идет несметное множество, и что все около Астрахани уже трепещет от имени Московского царя. Турецкое войско взбунтовалось и вышло из подчинения паши Касима. В ужасе они бросились бежать через безводные степи к Азову. Так безславно и закончился турецкий поход на Астрахань.

Читайте так же:  Составить слова из слова часовня

Преподобный Кирилл Астраханский

Всего восемь лет продолжалась деятельность игумена Кирилла в Астрахани, но сделать он успел много. Не только Троицкий монастырь и астраханские храмы были его детищем. Также он стал прародителем Чуркинского монастыря. Любил игумен уединиться в молитве на берегу реки Чурки. Вскоре на этом месте построил часовню, затем деревянный храм. А после его кончины в этом месте возник Чуркинский монастырь. После полного уничтожения в годы советской власти, ныне монастырь возрождается.

Завершающим делом земной жизни игумена Кирилла стало освящение в устроенном им монастыре соборного храма в честь Живоначальной Троицы 26 июля 1576 года. Неслучайно, что сама кончина его произошла в том же году, вскоре после освящения соборного храма. Он был погребен у южной стены Троицкого монастыря, возле Братской трапезы. Первоначально его могила была отмечена обычным православным крестом. Вскоре рядом с игуменом Кириллом после своей кончины 25 августа 1584 года был погребен его преемник в управлении монастыря игумен Ферапонт.
По прошествии нескольких лет, после кончины преподобного, весной 1599 года Астрахань постигло страшное несчастье. Не успел еще город отстроиться, только недавно возведены были каменные стены кремля, как завертелась, закружилась, сокрушая все на своем пути, огненная стихия. Это был первый великий пожар Астрахани. Выгорел весь Белый город (тогда еще острог), гостинные дворы заморских купцов, дворы служилых казацких и стрелецких голов, детей боярских, весь хлебный запас, припасенный на несколько лет. Огонь приближался к стенам кремля. И тут жене воеводы, молящейся о спасении, явился игумен Кирилл, стоящий на своей могиле и осеняющий крестным знамением бушующий огонь. Тут же пожар стал утихать и вскоре совсем перестал, остановившись у порога Троицкого монастыря. Устоял кремль перед огнем, целы и невредимы остались Троицкий монастырь и Успенский собор.
Воеводствующий в то время в Астрахани князь Иван Васильевич Сицкий по просьбе своей супруги устроил на могиле святого игумена деревянную часовню дверями на восток в знак укрощения преподобным огненной стихии на востоке. Эта часовня была торжественно освящена игуменом Феодосием (впоследствии архиепископом Астраханским), и с тех пор все страждущие стали приходить к могиле Кирилла и служить панихиды. Так гласит предание, записанное в летописи Никифора Туркина. В 1677 году часовня была перестроена в камне, но уже дверьми на запад.
В начале 18-го века фасад часовни был украшен итальянской архитектуры портиком о четырех колоннах тосканского ордера. Сама часовня украшена полукруглым куполом, на вершине которого возвышается четырехконечный крест, утвержденный над большим позолоченным шаром. Внутри часовни, у северной его стены, помещалась гробница преподобного, а над гробницей находилось его изображение. На своде часовни была роспись, изображающая Господа с четырьмя евангелистами.

На восточной стороне был представлен Авраам, угощающий трех странников. На северной — молящийся игумен Кирилл и изображение святых отцов, а на южной, — стояла в киоте икона великомученицы Параскевы. Молебны также служились и перед иконой Иверской Божией Матери, находившейся снаружи, на восточной стороне часовни. Этот образ, написанный на самой стене, был украшен посеребренною ризою. Перед ней постоянно теплилась лампадка.

Так продолжалось до 1917 года. После революционных событий была поругана и часовня преподобного. От надгробия гробницы преподобного не осталось и следа. Роспись внутри часовни была варварски замазана. Обезображена была и Иверская икона Божией Матери, написанная на восточной стороне часовни. В кремле после установления Советской власти располагался военный гарнизон. Часовня как и другие здания кремля были отданы в его распоряжение. В 1960-х годах в часовне был прокатный пункт, в 1970-х — сувенирный киоск. В 1992 году часовня была возвращена церкви. У ныне существующей часовни с правой стороны от входа вмонтирована каменная плита, именно здесь в 1703 году был погребен астраханский губернатор генерал-майор фон Менгден.

Каменная плита на западной стене часовни
о захоронении в ней астраханского губернатора
фон Менгдена в 1731 году

Сейчас часовня постоянно открыта для посещения ее верующими и всеми жителями города. Ее отреставрировали как снаружи, так и внутри. Чтимый образ Иверской Божией матери, расчищенный при реставрации, представлял столь печальное зрелище от многочисленных осквернений, что его снова пришлось забелить. В 1999 году была написана новая икона Иверской Божией Матери и, помещенная в киот, повешена на месте прежнего образа. В том же 1999 году, на пожертвования верующих была изготовлена деревянная гробница, покрытая плащаницей с изображением святого. В 2002 г. Синодальная комиссия по канонизации, рассмотрев поданные от Астраханской епархии материалы, вынесла решение о восстановлении его почитания в лике святых угодников. 31 марта 2002 года в Успенском соборе г. Астрахани состоялось торжество прославления преподобного Кирилла.

Астраханский кремль – уникальный памятник русского оборонно-крепостного зодчества второй половины XVI века, главная достопримечательность Астрахани. Изначально кремль был деревянным, а в 1582–1589 годах был выстроен каменный кремль с башнями. Возглавляли строительство Астраханского кремля московские мастера городового дела Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцын и дьяк Дей Губастый. Известно, что при постройке Кремля широко использовался старый кирпич из бывшей столицы Золотой Орды – Сарай-Бату. Среди других кремлей России астраханский выделяется особой мощью – стены его изрезанных бойницами не только подошвенного и верхового боя, но и уникального, среднего.

Колокольня Успенского кафедрального собора с Пречистенскими воротами имея высоту около 85 м, является самой высокой колокольней в ансамбле русских кремлей, в том числе превосходит по высоте знаменитую Троицкую башню московского кремля. Построенная в 1912 году по проекту епархиального архитектора Сергея Ивановича Карягина (1865-?), она по праву считается одним из символов города Астрахани. По проектам этого талантливого архитектора в Астрахани были также возведены: храм во имя Казанской иконы Божией Матери г. Астрахани (проект выполнен совместно с инженером П.И. Коржинским), церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Форпосте, Единоверческий храм (не сохранился), колокольня (разрушена, сегодня восстановлена) и часовня Святителя Николая в Благовещенском монастыре, колокольня Крестовоздвиженской церкви (не сохранилась), храм во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского в с. Разино Володарского района и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское Енотаевского района Астраханской области. Колокольня имеет 3 проезда и 2 придела. Является звонницей расположенного рядом Успенского кафедрального собора (см. ниже). Примечателен тот факт, что колокольня, которую мы видим сегодня, – третья по счету, отстроенная на этом месте. Две построенные ранее колокольни были разобраны из-за непрочности фундаментов и угрозы разрушения. Первая колокольня высотой 63 м была построена одновременно с Успенским кафедральным собором в 1710 году, разобрана в 1765 году. Вторая колокольня высотой 53 м была построена в 1809-1813 годах по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска (1762-1822) и простояла до конца XIX века, повторив печальную участь своей предшественницы. Пречистенские ворота, расположенные под колокольней являются главными действующими воротами кремля (с 2019 года действуют также Никольские ворота – см. ниже).

Успенский кафедральный собор – один из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, символ русской духовности и государственности. Построен в 1698-1710 годах под руководством крепостного зодчего Дорофея Мякишева. Сам император Петр I, прибывший в Астрахань в 1722 году, восхищался Успенским собором, сказав: «Во всем государстве моем нет более лепотного храма!». К пятикупольному собору кубической формы с восточной стороны примыкает алтарь с пятью абсидами, а с западной – лобное место с широкой двухмаршевой лестницей. Собор двухэтажный, имеет высоту 75 м (с крестом) и состоит из 2-х храмов: верхнего – Успения Пресвятой Богородицы и нижнего – Сретенья иконы Владимирской Божией Матери. Здесь покоятся мощи архиепископа астраханского и терского Феодосия и митрополита астраханского и терского Иосифа, а также захоронены грузинские цари Вахтанг VI и Теймураз II. Помимо этого храма, в Астраханской области еще 2 храма Русской Православной Церкви имеют статус кафедральных соборов – Покровский г. Астрахани (входит в состав Астраханской епархии Астраханской митрополии) и Свято-Троицкий с. Енотаевка (входит в состав Ахтубинской епархии Астраханской митрополии).

Единое целое с Успенским кафедральным собором составляет Лобное место – уникальное сооружение начала XVIII века. Подобных сооружений больше нет ни в одном кремле России! В его круглом объеме диаметром 15 м был оборудован Пыточный подвал и Судная палата. В XVIII веке на Лобном месте наказывали плетьми, отсюда оглашались указы. В 1828 году здесь были установлены солнечные часы, просуществовавшие 90 лет.

Троицкий собор – сложный архитектурный комплекс, являвшийся частью Троицкого монастыря, основанного в конце XVI века преподобным игуменом Кириллом и упраздненного в XVIII веке. К собору пристроены Сретенская и Введенская церкви, а также Большая и Малая трапезные палаты. В 1614 году в Троицком монастыре жила польская авантюристка Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий. Был здесь и Степан Разин. Под сводами собора были похоронены первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Вокруг собора хоронили братию монастыря, а по преданию к северу от храма – братская могила с казненными по приказу Степана Разина астраханцами. Во время реставрации часовни в 2008 году, под слоями краски была обнаружена уникальная стеновая иконопись XVII века.

Читайте так же:  Троице сергиева лавра надкладезная часовня

Рядом с Троицким собором расположена Кирилловс кая часовня, построенная в 1677 году. Она находится над могилой основателя и первого игумена Троицкого монастыря преподобного Кирилла, направленного в Астрахань в 1568 году самим царем Иоанном Васильевичем (Грозным). Еще при жизни преподобный Кирилл прославился силой молитвы и помощью людям, за что был почитаем не только православными, но и местными татарами, называвшими его «Кара Дауд», что значит «Черный Давид». Татары сравнивали Кирилла с почитаемым мусульманами пророком Давидом (Даудом), а черным (Кара) они называли его из-за цвета монашеского облачения. Помимо Троицкого монастыря преподобный Кирилл основал на астраханской земле еще одну обитель – Высокогорскую Успенско-Николаевскую Чуркинскую Пустынь, разрушенную большевиками и сегодня восстающую из руин небытия.

Астраханский кремль был свидетелем многих исторических событий, многие из которых оставили след и в его облике. О трагических временах прихода к власти большевиков нам напоминает Надгробная плита на месте захоронений борцов за установление Советской власти в Астрахани (1924-1926 гг.): начальника астраханского гарнизона П.П. Чугунова, командира красной гвардии И.Е. Лемисова и участника гражданской войны Ф.А. Трофимова. В 1926 году на месте захоронений был установлен памятник-обелиск, изготовленный по проекту В.А. Толмачева. Уже в наше время памятник был демонтирован, а на его месте установлена скромная надгробная плита, которую мы видим сегодня.

В самом центре астраханского кремля внимание привлекает одноэтажное здание в стиле классицизма с большим деревянным помостом перед ним – это Гауптвахта. Она была построена в 1807 году для содержания под стражей старших офицеров кремлевского гарнизона. Главный фасад здания почти не имеет декоративного оформления, украшен только галереей, опирающейся на простые прямоугольные столбы с арочными перемычками. В ходе реставрации 2008-2010 гг. было восстановлено не только само здание Гауптвахты, но и плац для развода караула. Сейчас здесь действует выставочная экспозиция, приглашающая посетить офицерскую гостиную, кабинет начальника гарнизона, караульное помещение и арестантскую комнату.

Если пройти от здания гауптвахты в глубь кремля, слева можно увидеть огромное здание Цейхгауза, служившее в XIX веке для хранения амуниции и оружия изначально построенное как военный склад, а сегодня превращенное в выставочно-музейный комплекс.

Никольские ворот а получили свое название по Н адвратной церкви во имя святителя Николая Чудотворца, устроенной на проездной башне еще в XVI веке. Эта церковь является старейшей в Астрахани. К 1728 году Никольская надвратная церковь обветшала и была разобрана, а к 1738 году отстроена заново и сохранилась до наших дней. Является домовой церковью единственной в России государственной православной гимназии, также расположенной в кремле. Помимо Пречистенских ворот (см. выше), с 2019 года Никольские ворота кремля также являются действующими.

Водяные ворота кремля были обнаружены в ходе реставрационных работ, проводимых в кремле в 1970 году. В XVI–XVII веках Водяные ворота считались воротами жизни: при длительной осаде только через них можно было выбраться к берегу протекавшей тогда у стен кремля Волги и набрать воды.

Крымская башня существует с тех пор, как построили кремль в Астрахани. Напротив башни, на правом берегу Волги проходила дорога, именовавшаяся Крымским шляхом, откуда постоянно ожидалось нападение крымцев. Из-за этого и башня стала называться Крымской. Крымская башня была одной из важнейших в стратегическом отношении. В плане ромбовидная (12,8 х 13,2 м) она имеет наибольшую толщину стен (3,5 м), пять ярусов и 20 бойниц. Высота башни достигает 17 м.

Житная башня получила свое название потому, что с юга к стене кремля примыкал Житный двор, где хранились запасы ячменя, овса, пшеницы, солода и других жизненно важных товаров. Именно отсюда, с крыш житных амбаров, повстанцы Разина проникли в кремль Астрахани во время штурма города.

Архиерейская башня названа так потому, что внутри кремля к ней примыкало Архиерейское подворье, где располагались двухэтажные каменные Архиерейские палаты с домовой церковью во имя Нерукотворного Спаса. Это была резиденция митрополита. Четырехъярусная квадратная (8,4 х 8,4 м) башня имеет 12 бойниц, толщина ее стен более 1 м, а высота – 15 м. Башня, которую мы видим сегодня была построена без сохранения исторических форм в 1843 году на месте разобранной в 1825 году старинной башни.

Башня «Красные ворота» свое название получила от астраханцев как самая красивая башня кремля. Она служила командным пунктом всей кремлевской обороны, так как с нее просматривалась вся территория кремля и большая часть Белого города. В конце XVIII века башня из-за ветхости была разобрана. Восстановлена в 1958-1966 годах архитектором А.В. Воробьевым в формах XVI века. Трехъярусная в плане башня имеет форму двенадцатигранника, оборудована 17 бойницами для пушечного боя и 24 для пищального.

Астраханский кремль является объектом культурного наследия федерального значения.

Более подробную узнать о том, что представляет собой кремль в Астрахани Вы можете получить в ходе экскурсии по астраханскому кремлю , а также в ходе обзорной или пешеходной экскурсии по городу Астрахани .

Астрахань — форпост Православия на южном рубеже России.

Астрахань — морской и речной порт, русский город на южном рубеже России. О его святых и святынях подробно рассказывалось за прошлый год газеты «Благовест» в статьях, посвященных 400-летию Астраханской епархии. Но новая поездка в составе паломничества «Волга Православная — 2003» в июне этого года принесла новые открытия и впечатления, которыми хочется поделиться с читателями нашей газеты.

Собор святого Князя Владимира

Сразу с теплохода самарские паломники отправились в собор Равноапостольного Князя Владимира — храм этот построен в византийском стиле, с зелеными куполами. Его выстроили к 900-летию Крещения Руси, а освящение происходило 15 июля 1902 года с участием святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот храм был символом державной мощи Православия в этом полуазиатском регионе Российской Империи. В 30-е годы собор хотели сломать, но помешали… татары: у них в соборе был рыбный склад, и они устроили сидячую забастовку, чтобы не лишиться помещения. Так чудесно храм был спасен. С 1967 года в здании собора был автовокзал, сейчас собор вновь действует.

Астрахань — это прежде всего Кремль. Вначале город был на правом берегу Волги. Но после того как был он взят казаками и стрельцами Царя Иоанна Грозного в 1556 году, в 1558 году заложили Кремль на Заячьем острове на левом берегу Волги. Сначала деревянный, позже выстроили каменный. Астраханский Кремль ни разу не был взят вражеским штурмом. До XVII века весь город находился внутри Кремля. Окруженный высокой белокаменной стеной, Кремль возвышается над городом своими великолепными храмами, башнями и колокольней, крестами, которые уходят в небо. Это иной, прекрасный мир среди не очень процветающего современного города со всеми его проблемами. Но благодаря Кремлю город имеет вектор своего бытия не горизонтальный, а вертикальный. Астраханский Кремль является государственным памятником, на его реставрацию в 2000 году было выделено 20 миллионов рублей. На Троицкий собор, который пока находится на реставрации, на недавно «отвоеванный» древний храм Николы на вратах, где был раньше музей. Престол восстановили, но пока не освятили, к зимнему Николе собираются. На колокольню на главных воротах — Пречистенских. 13 лет назад на колокольне были телевизионные антенны. Первым свидетельством перемен стал подъем и установка креста осенью 1991 года на колокольне Астраханского Кремля. Крест на колокольне установили два брата — сыновья того человека, который этот крест снимал в 30-е годы. Этим актом покаяния замаливали дети грех отца и последствия греха для всего рода. Так история сделала круг. Колокольня на этом месте — третья, построена она в 1910 году. Две предыдущие давали крен, и их разбирали. Эта тоже отклоняется от оси. В чем причина отклонения — только ли в рыхлой почве, или и в нашем отклонении от духовной вертикали? Вслед за установкой креста на колокольне, церкви в 1992 году были возвращены Кирилловская часовня в кремле и Успенский собор. Устремленность ввысь ощущается в высоком пятидесятиметровом двухъярусном кафедральном Успенском соборе, кубической формы византийского стиля, вверху — закомары, где расписаны праздники, их подсвечивают, и их видно отовсюду. Это один из красивейших храмов России, через семь лет ему исполнится 300 лет. Император Петр I сказал о нем: «Во всей державе моей нет более лепотного храма!»

Читайте так же:  Тайна заброшенной часовни антон иванов анна устинова

Клирик храма иерей Димитрий Романов (на снимке он — слева, в темном облачении) ведет меня по собору. Почитаемые Православным народом мощи Митрополита-мученика Иосифа Астраханского и игумена Феодосия, первого астраханского Архиепископа, в раках выставлены на поклонение верующим. Взгляд останавливается на иконе мученика Евгения-воина (Родионова), к которой часто приходят молиться морские пехотинцы. Икона Царской Семьи. Икона святой блаженной Матроны Московской, привезенная из московского Покровского монастыря. Идем в нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, где в усыпальнице хоронили до революции Святителей, которые служили на Астраханской кафедре.
Мы прибыли в Астрахань 23 июня, в день Собора Сибирских святых. В нише нижнего храма стоял красный гроб с мощами Епископа Герасима (Добросердова). «Сегодня ему память, — сказал иерей Димитрий Романов, — можете приложиться». Мы с радостью поспешили приложиться ко гробу, отец Димитрий спел величание. Это маленькое чудо для нас, самарцев, знак того, что Епископ Герасим, прославленный в 1988 году в Соборе Сибирских святых, молится за Самару и ее жителей, мы связаны духовно: много лет он возглавлял Самарскую кафедру. Приплыть в Астрахань в день памяти Святителя и прийти поклониться ему — это мог устроить только Промысл Божий. В Астрахани Святитель Герасим прожил всего три года после Самары и скончался в 1880 году. Прославление его состоится в сентябре. Это будут третьи мощи, выставленные в раке для народного поклонения в соборе. Хорошо бы и Самаре получить частичку его мощей!

Часовня преподобного Кирилла

Недалеко от собора на территории Кремля — часовня-усыпальница с гробницей и плащаницей преподобного Кирилла, градостроителя Астраханского, здесь же под спудом находятся его мощи. Известного в те времена подвижника прислал в Астрахань в 1570 году Царь Иоанн Грозный — утверждать Православие в только что завоеванном краю. Священники и монахи в буквальном смысле строили Русь. Они двигались в первых рядах переселенцев, ибо без храма, особенно в малообжитых и отдаленных местах, русскую жизнь невозможно было себе представить, — писал в своем обращении к верующим по случаю 400-летнего юбилея основания Астраханской епархии Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона.
Вот что рассказала о преподобном Кирилле Антонина Алексеевна Карпова, которая работает в часовне:
— Игумен Кирилл приехал к нам в середине XVI века, когда Астрахань только что присоединили к России, на этой земле храмов еще не было. Здесь жили люди многих национальностей, между ними часто вспыхивала вражда. Отец Кирилл здесь прожил около десяти лет, много сделал, построил Троицкий собор. Не менее важной была его миротворческая миссия. Он сумел всех людей сблизить, примирить. Его при жизни чтили как святого, и не только Православные, мусульмане очень хорошо к нему относились, они его называли «кара Дауд» — «черный пророк», по имени ветхозаветного пророка Давида. И когда сюда шла стотысячная армия турок, он не выходил из своей кельи целую неделю, не ел, не пил, молился перед образом Божией Матери «Владимирская», с которым сюда прибыл. Эту икону ему подарил из своих царских палат Царь Иоанн Грозный, она стала благословением для града Астрахани и чтимой святыней всей Астраханской земли. Турки надеялись, что местные мусульмане поддержат их. Но с помощью Матери Божией и по молитвам святого Кирилла нога турок сюда не ступила. И в Великую Отечественную войну немцы так и не дошли до астраханской земли.
Преподобный Кирилл не оставлял свою паству и наш град и по смерти. Он совершал чудеса. Вскоре после смерти преподобного был сильный пожар. Жена воеводы усиленно молилась на коленях перед иконой Божией Матери, и когда посмотрела в окно, увидела, что отец Кирилл стоит на своей могиле и все вокруг осеняет крестом. И по мере того как он осенял крестом, пламя утихало и потухло. Эта часовенка — тоже свидетельство его помощи. Один купец спустя сто лет после его смерти плыл в районе Черного Яра, и начался сильный шторм, они стали тонуть. Купец призвал в молитве Господа Бога и увидел старца, который шел по волнам, ступил на корабль, и буря утихла. И когда купец спросил: «Кто ты?», — старец ответил, что он — игумен Кирилл, настоятель Троицкого астраханского монастыря. Когда купец приехал сюда и увидел икону игумена Кирилла, то сказал: «Он нас спас!» — и в знак благодарности построил в 1677 году часовенку, ей уже триста с лишним лет. И по сей день игумен Кирилл не оставляет нас. Сколько к нему приходит и Православных, и мусульман, и калмыков — а они буддисты. Идут сюда учащиеся, студенты, и до экзаменов, и после — благодарят за помощь. Очень помогает отец Кирилл, очень! К нам на теплоходе несколько лет назад приезжала женщина, у нее 20 лет не было детей. Она здесь молилась игумену Кириллу, заказала ему молебен, через три года приехала с дитем. На многие просьбы наш батюшка Кирилл отзывается. В годы советской власти мощи замуровали, а в часовне был магазин сувениров. И здесь происходили невероятные вещи: сувениры перемещались, падали, на продавщицу нападал страх. И магазин закрыли. В святом месте не может быть торговли.
Часовню вновь освятили в 1991 году, и здесь каждый день до 1992 года, когда был открыт храм, совершались молебны (сейчас — по субботам). Такая была невероятная благодать, столько исцелялось людей.
На часовне — Иверская икона Божией Матери, и прежде чем идти к Кириллушке, все подходят к иконе, прикладываются к ней, споют тропарь и потом идут в часовню. А молодожены по традиции приходят к этой иконе и игумену Кириллу.

В Астрахани прихожане Покровского собора идут благоговейно приложиться к склепу-усыпальнице в стене левого придела, на которой помещена памятная плита с надписью: «Здесь покоится тело Архиепископа Астраханского и Саратовского Филиппа. 1884-1952». Церковь Покрова Божией Матери не была обновленческой, практически не закрывалась. Здесь служил старейший архиерей того времени — Святитель Филипп (Ставицкий), противник обновленчества. При нем храм стал кафедральным. Это был пастырь, готовый жизнь свою положить за овец своих, по словам очевидцев, человек необычайной веры и святости. Уже одним своим присутствием он внушал окружающим благоговейные мысли о Боге. В 1929 году его первый раз арестовали, после лагеря он вернулся, немного послужил — забрали снова. В общей сложности он провел 14 лет в лагерях и ссылках. В последний раз вернулся в декабре 1943 года. Он духовно укреплял верующих в то трудное время, служил почти каждый день, много проповедовал. Его очень почитал Святейший Патриарх Алексий I. Патриарх хотел назначить Владыку Митрополитом в Одессу, но астраханцы отстояли своего любимого Архиепископа. До сих пор живы некоторые его духовные чада. Ему служатся панихиды. Святителя не прославляют из-за того, что в архивах почему-то нет данных о его пребывании в ссылке. Но верится, что в конце концов этот угодник Божий будет прославлен.

Есть в Астрахани храм дивной красоты, который называли жемчужиной Поволжья, он был виден отовсюду издалека. А сейчас он так тесно застроен со всех сторон и скрыт от глаз, что увидеть его можно, только подойдя близко. Эконом храма во имя Казанской иконы Божией Матери Сергей Михайлович Жевагин с большой любовью рассказывает о «своем» храме:
— Казанский храм в виде ковчега был построен в 1907 году на средства астраханских купцов братьев Губиных и на народные пожертвования. Такой большой и красивый, очень прочный, он был построен всего за четыре года. А до этого почти три века стоял деревянный Казанский храм, но он уже не вмещал всех молящихся. Храм очень притягивал всех своей красотой, и сейчас мы с Божией помощью хотим вернуть ему эту былую красоту. В советское время здесь было зернохранилище, и мусор от зерна дал уцелеть полу. В 30-е годы комсомольцам давали лестницы, скребки, платили деньги, и они соскребали роспись. А роспись была прекрасная. Сохранилась только икона Максима Исповедника. В 80-х годах власти хотели сделать здесь планетарий, но Господь этого не допустил, и в 1991 году храм вернули Церкви. Под руководством настоятеля храма протоиерея Валерия Павлова закончили восстановление церкви изнутри, теперь будем восстанавливать его снаружи и с Божией помощью его восстановим в первоначальном виде.
Я приложилась к большой красивой храмовой иконе Пресвятой Богородицы, вышитой бисером, стеклярусом и жемчугом всего за 8 месяцев матушкой Фотиной с двумя дочерьми, матушка посвятила эту икону выздоровлению дочери. А на аналое лежала простая бумажная икона Божией Матери, которая улыбалась в 1997 году на престольный праздник, это видели многие.

На фото: Успенский собор Астраханского Кремля;
Архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона во время встречи с руководителем акции «Волга Православная — 2003» иереем Сергием Проскуриным;
В часовне преподобного Кирилла;
Место захоронения Архиепископа Филиппа в Покровском соборе г. Астрахани.