Меню Закрыть

Часовня плевны

Памятник героям Плевны

Памятник-часовня героям Плевны — весьма скорбного вида монумент, сооружённый в память о русских гренадерах, погибших в ожесточённом сражении под Плевной в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Памятник-часовня построен по инициативе Московского археологического общества и солдат и офицеров расквартированного в Москве Гренадерского корпуса на собранные ими же средства, и открыт 10 декабря 1887 года в честь десятилетия сражения под Плевной.

Памятник построен по проекту архитектора и скульптора Владимира Шервуда и инженера-полковника А.И. Ляшкина и представляет собой часовню, декорированную при помощи горельефов и других архитектурно-художественных приёмов: постройка украшена венками и лентами, а вершину украшают изображения святых и двуглавые орлы на куполе. Восьмигранный шатёр часовни, увенчанный православным крестом, отлит из чугуна и установлен на низком постаменте. Отличительная особенность постройки — идеальная точность подгонки чугунных деталей, благодаря которой на поверхности не видны швы.

Отдельного внимания заслуживают 4 горельефа, расположенные на боковых гранях памятника. На горельефах изображены русский старик-крестьянин, благословляющий своего сына-гренадера на сражение, турецкий янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки, гренадер, пленяющий турецкого солдата, и умирающий русский воин, срывающий цепь с женщины, символизирующей Болгарию.

На гранях шатра нанесены надписи: с восточной и западной сторон — цитаты из Евангелия, с северной и южной — памятные слова:

«Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28го ноября 1877го года».

с северной стороны монумента

«В память войны с Турцией 1877го 1878го года. Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали».

с южной стороны монумента

Перед памятником установлены чугунные тумбы с надписью «В пользу увечных Гренадер и их семейств» — в прошлом на них стояли кружки для добровольных пожертвований.

Интерьер часовни в прошлом был украшен изразцами, внутри помещались 7 бронзовых плит с именами погибших гренадеров (18 офицеров и 542 солдата) и живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Иоанна Воина и Кирилла и Мефодия. К сожалению, большая часть внутреннего убранства, украшения и плиты не дошли до наших дней.

После Революции 1917 года часовня была разорена, в ней обустроили туалет. Её восстановлением занялись в середине 1940-х годов, но после этого часовня достаточно быстро разрушалась, и в 1960-х её полностью покрыли консервирующим составом, из-за чего она приобрела характерный чёрный цвет. Реставрация памятника произошла в 1984 году, а в 1992 — после распада Советского Союза — часовню передали Русской православной церкви.

История часовни-памятника героям Плевны

Русско-Турецкая война 1877-1878 годов — война между Российской империей и союзными балканскими странами против Османской империи, вызванная подъёмом национального самосознания на Балканах. Ущемление прав коренного населения и христиан на захваченных турками территориях балканских стран и невозможность разрешения ситуации мирными методами привели к тому, что Россия объявила Османской империи войну.

Осада Плевны — один из наиболее ожесточённых эпизодов Русско-турецкой войны, когда русско-румынские войска выступили против укрепившихся в городе Плевна турецких войск и в итоге взяли город. Потери составили около 40 000 убитых и раненых со стороны России и Румынии и 25 000 со стороны Османской империи (ещё

43 000 были взяты в плен). Из 90 000 человек русско-румынских войск, принимавших участие в решающем сражении, были убиты 1700 — в том числе 18 офицеров и 542 солдата Гренадерского корпуса.

После окончания войны под Плевной решили установить памятник погибшим гренадерам и сразу же начался добровольный сбор средств в Гренадерском корпусе. Для возведения монумента был выделен участок земли с курганом Копаная Могила, и летом 1880 года состоялся конкурс на проект памятника, на котором были представлены 10 работ от разных архитекторов. По итогам конкурса созванная комиссия посчитала, что предложенные проекты не соответствуют величию события, и для сооружения памятника по рекомендации Ивана Забелина пригласили архитектора Владимира Шервуда.

Шервуд, руководствуясь предполагаемым местом размещения монумента и учитывая его удалённость от дорог и потоков людей, запланировал 20-метровый памятник-часовню, оформленный 4 скульптурными группами. Стоимость такого памятника составляла 70 000 рублей, но в распоряжении было всего 27 000. Комиссия рассчитывала, что государство возместит недостающее, но император Александр II, утверждая проект, рекомендовал им обратиться к купечеству. В конечном итоге было собрано около 29 000 рублей, и в 1881 году новый царь Александр III повелел строить памятник на имеющиеся средства. Шервуд упростил проект, уменьшив его размеры и заменив скульптурные композиции горельефами, и после его одобрения работа над памятником наконец-то началась.

В 1885 году было получено согласие на бесплатную перевозку памятника из Москвы в Болгарию, однако, в 1886 появились предложения оставить его в Москве, и в итоге в 1887 году при горячем одобрении москвичей часовню поставили у Ильинских ворот Китай-города.

Памятник героям Плевны находится в Ильинском сквере на площади Ильинские Ворота. Добраться до него можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

В любое время года
Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

6 июля, суббота
13:00 Крутицкое подворье и окрестности
Место встречи: выход из метро «Пролетарская» (последний вагон из центра, прямо до конца и направо – выход № 9)
Экскурсию ведет Александр Иванов

7 июля, воскресенье
13:00 Автозаводская и Симоново
Место встречи: м. «Автозаводская», последний вагон из центра, выход направо (выход № 2)
Экскурсию ведет Александр Иванов

Памятник-часовня героям Плевны. Интерьер и история

Москвичам хорошо знаком памятник героям Плевны, расположенный у одного из выходов станции метро «Китай-город». Однако мало кто видел этот памятник внутри. Это действующая часовня и по большим церковным праздникам её открывают для всех желающих.

Так как же часовня-памятник выглядит изнутри —>

Далее передаём слово Василию П. Современные фото в этой публикации также его авторства.

В самом центре Москвы, в Ильинском сквере, находится Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной 28 ноября (10 декабря) 1877 года. Ее автор – архитектор и скульптор Владимир Осипович Шервуд.

Часовня является символом памяти о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, которая называлась современниками Великой Освободительной войной. Её также кратко называют «Плевенская часовня», однако официальное название – Часовня Иконы Божией Матери Знамение и Александра Невского.

За Плевну велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой войны. После подписания Сан-Стефанского мирного договора возникла мысль, которую первым озвучил генерал Ганецкий, об установке под Плевной памятника погибшим гренадерам. Сразу была открыта добровольная подписка в Гренадерском корпусе.

Однако в 1886 году, когда отношения между Россией и Болгарией резко ухудшились («примирение» состоялось в 1895 г.), появились предложения не отправлять готовый памятник в Болгарию, а поставить его в Москве. Идея нашла большую поддержку, и решено было оставить часовню в России.

Открытие часовни состоялось 28 ноября (10 декабря) 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Открытие было отмечено парадом частей Гренадерского корпуса, принятого генерал-фельдмаршалом великим князем Николаем Николаевичем. Городскому голове Н.А. Алексееву был вручён акт о передаче памятника-часовни Москве.

После Октябрьской революции 1917 года большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены, часовня была закрыта и разорена. В конце 1920-х – середине 1930-х годов ее занесли в списки зданий, предназначенных к сносу. На ее месте хотели установить памятник В.В. Куйбышеву. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб она быстро разрушалась.

В 1957 г. к Фестивалю молодёжи и студентов часовню внешне привели в порядок и поставили новую ограду взамен утраченной в 1920-е гг.

В 1959 г. и 1966 г. часовню, нуждающуюся в реставрации, покрыли снаружи консервирующим антикоррозийным составом. Именно этим объясняется ее черный цвет в советские годы.


(фото 1986 года. Обратите внимание, что на площадке перед часовней были развернуты стенды о «нерушимой советско-болгарской дружбе»)

В 1984 году исполкомом Моссовета было принято решение о реставрации памятника, и в 1980-е здесь начались вялотекущие реставрационные работы.

В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви. Спустя некоторое время ее внутреннее убранство было восстановлено. 1 марта 1998 года, в ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитном основании. Нижняя часть — восьмигранная часовня; на ней — такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Первоначально памятник был разноцветным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Отлитые из чугуна детали собирались и монтировались с идеальной точностью — на поверхности не видно ни единого шва.

Обойдем часовню по часовой стрелке и посмотрим на нее с четырех сторон.

Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами:


Янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки

Русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера

Гренадер, берущий в плен турецкого солдата

Умирающий гренадер, срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию.

Под горельефами укрепили позолоченные изображения перевитых лентами лавровых венков. Верхнюю часть всех арок и карниза украшала лавровая гирлянда.

На гранях шатра надписи: с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28-го ноября 1877-го года»:

С южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 года» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»:

На восточной и западной гранях размещены цитаты из Евангелия.

Перед входом стояли чугунные тумбы с надписями: «В пользу увечных гренадер и их семейств». На этих тумбах стояли кружки для пожертвований на поддержание памятника и на пособие нуждающимся увечным и раненным воинам-гренадерам и их сиротам:

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

Внутри часовня отделана майоликовыми изразцами и украшена образами святых, с покровительством которых армия связывала свои победы.


Вид на потолок часовни:

В оконных проемах установлены витражи, выполненные по рисункам В.О. Шервуда в живописной мастерской Луи Опеля. Это четыре круглых образа: Христос, Богородица, Иоанн Предтеча и Архистратиг Михаил.

В интерьере часовни помещались живописные образа Александра Невского, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, и других. Эти 7 икон были выполнены мастером восковой и фресковой живописи М.Н. Васильевым:


Образ Николая Чудотворца


Образ Георгия Победоносца


Главный образ Святого благоверного князя Александра Невского.
Под образами Кирилла и Мефодия расположены две памятные доски. На одной описание боя под Плевной, на другой история создания памятника:

В цокольной части интерьера на семи досках начертаны имена офицеров и солдат, убитых в сражении под Плевной 28 ноября (18 офицеров и 542 солдат).

Детали майоликового убранства:


Майоликовый образ Троицы

Освящение и открытие часовни после реставрации состоялось 1 марта 1998 года. Часовня освящена в честь Святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя царя-освободителя Александра II, и в честь Иконы Божией Матери Знамение, поскольку взятие Плевны было в день празднования этой иконы.

В декабре 1999 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II часовня обрела статус Патриаршего подворья.

Ежегодно 10 декабря, в день сражения под Плевной, и 3 марта, в день национального праздника — Дня освобождения Болгарии от османского ига, у часовни в торжественной обстановке служится панихида по погибшим воинам, возлагаются венки и цветы. В эти дни часовня открыта для всех желающих.


Венок от Министерства иностранных дел России, возложенный 3 марта 2019 г.


Венок от Министерства обороны России.

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Пятница, марта 24, 2019 в 16:15 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Нехорошее место: в центре Москвы гибнет памятник героям Плевны

У выхода из метро «Китай-город» стоит знаменитая часовня XIX века, посвященная русским гренадерам, погибшим в боях за Плевну при освобождении Балкан. Вокруг, в Ильинском сквере, во всю идут работы по благоустройству, а часовня вся в птичьем помете, краска, нанесенная год назад, облезла, из-под нее проглядывает ржавчина. Памятные надписи на крыше отваливаются. Скульптуры, украшающие стены, разъедает грибок. Керамическую мозаику внутри часовни — тоже.

«Сейчас здесь одни алкоголики да геи тусуются. Все приходит в упадок. Вот уже 10 лет мы пишем письма мэрии с просьбой отреставрировать здание. У нас даже крыша протекает. Плиты у основания стоят криво, шатаются, между ними щели. На них часто распивают алкоголь. Бутылки и мусор мы выкидываем, но «бычки», которые попадают между плит, достать трудно», — жалуется активист из православного общественного движения «Сорок Сороков» Андрей Куропатов.

Как получилось, что памятник русской воинской доблести в самом центре Москвы оказался в таком состоянии и кто может его спасти — в материале РИА Новости.

Русские забыли, как Балканы освобождали

«В 1992 году часовня была передана в пользование Русской православной церкви, но при этом осталась на балансе Москвы. Церковь не имеет права проводить реставрацию памятника, только мэрия», — говорит староста часовни, помощница настоятеля, протоиерея Александра Салтыкова (также настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах. — Прим. ред.) Наталья Степанова.

Два раза в год — 10 декабря и 3 марта — в часовне проводится богослужение: в день взятия Плевны русскими войсками и в день окончания русско-турецкой войны, освободившей Балканы от османского ига.

«Каждый год к нам приезжают на панихиду именитые гости. Например, космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Сюда направляют своих представителей Совет Федерации, Государственная дума, МИД. Регулярно приезжает посол Болгарии с делегацией, представители Болгарской православной церкви и архиереи Русской православной церкви. Нам перед ними просто стыдно, что святыня в таком состоянии», — сетует Степанова.

По ее словам, в Болгарии 3 марта — национальный праздник, там помнят, что получили независимость благодаря России. Часовня была построена к 10-летию победы под Плевной на средства гренадеров, пожелавших увековечить имена товарищей, павших в бою.

«Памятники, посвященные этой войне, в Болгарии сейчас в прекрасном состоянии. Мы часто упрекаем европейские страны за попрание монументов, связанных с нашей общей историей. Но при этом сами забываем про памятники нашей воинской славе», — говорит староста часовни.

Изначально часовня была украшена позолотой, бронзой, серебром, а сейчас на былую роскошь не осталось даже намека.

«Еще в 1887 году памятник был передан в ведение Москвы с поручением содержать его в должном состоянии на городские средства. Получается, уход был заповедан», — замечает Степанова.

Согласно архивным данным, до революции рядом с часовней стояла сторожка. Ее, как и саму часовню, спроектировал архитектор Шервуд, автор проекта здания Исторического музея на Красной площади. Сейчас архиерейское облачение вместе с метлами и лопатами хранится внутри часовни, на 13 квадратных метрах. Помещение заставлено настолько, что не видно таблиц с именами погибших гренадеров. Помощнице настоятеля пришлось отодвинуть массивный подсвечник и несколько коробок, чтобы показать мне хотя бы одну из них.

«Нам просто необходимо восстановление сторожки, где можно было бы хранить церковный инвентарь», — объясняет староста.

В этом году в часовне планируется отметить двойной юбилей — 140 лет взятия Плевны и 130 лет со дня открытия памятника. Если ситуация не изменится, высокопоставленные гости рискуют увидеть часовню в плачевном состоянии.

«До реставрации все окна были разбиты, плитка внутри рушилась, на полу лежали тюфяки, на которых спали бомжи. В 1998 году памятник отреставрировали. К сожалению, за прошедшие годы часовня вновь пришла в неудовлетворительное состояние. Ввиду некачественной реставрации кровля протекает с первых дней передачи памятника Церкви. Из-за протечек разрушается покрытие стен. Снаружи на часовне есть следы коррозии, ржавчины. Все горельефы, изображающие эпизоды освободительной войны, запачканы. А водоотводная система засорена», — рассказывает Степанова.

Еще одна беда — отключено электричество. Провода, ведущие к часовне, просто отрезали — они до сих пор висят на стене. А теперь еще и всю проводку — в рамках благоустройства в округе — убрали под землю.

«Приближаются юбилеи, памятник необходимо срочно, до наступления морозов, помыть специальными техническими средствами, подать электричество. Мы очень надеемся, что нас услышат», — говорит староста часовни.

Болгарский город Плевна (ныне Плевен) был одним из ключевых действующих мест Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов.
Если с историей не задалось, давайте вспомним детектив Б. Акунина и фильм «Турецкий Гамбит» (кстати, скоро будет пост о местах съёмки фильма) — именно об осаде Плевны там идёт речь. В общем, бои кровопролитные, история значимая и московские гренадеры решили увековечить память своих коллег, погибших под Плевной в этом памятнике часовне.

Открытие памятника состоялось в 1888 году, 10 декабря в честь десятилетия взятия Плевны. Часовня была построена на пожертвования и передана в дар городу Москве.

Далее процитирую Википедию, ибо лучше и не скажешь 🙂

Боковые грани памятника украшены четырьмя горельефами: русский старик-крестьянин, благословляющий сына-гренадера; янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; умирающий русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию. На гранях шатра надписи: с северной стороны — «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28го ноября 1877 г.»; с южной — «В память войны с Турцией 1877—1878 годов» и перечень основных сражений — «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали»; на восточной и западной — цитаты из Евангелия. Перед памятником — чугунные тумбы с надписями «В пользу увечных гренадер и их семейств» (на них стояли кружки для пожертвований).

В интерьере часовни, отделанном полихромными изразцами, помещались живописные образа Александра Невского , Иоанна Воина, Николая Чудотворца, Кирилла и Мефодия, семь бронзовых плит с именами погибших гренадеров (убитых и умерших от ран) — 18 офицеров и 542 солдат.

После 1917 года большая часть внутреннего убранства, украшения и бронзовые плиты с именами погибших гренадеров были утрачены; часовня была закрыта и разорена. В ней устроили туалет. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, к концу войны её привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В 1959 и 1966 годах ремонтировалась; была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид чёрного чугунного памятника. В 1984 году исполкомом Моссовета было принято решение о реставрации памятника, — под наблюдением архитектора Г. Ф. Мелентьева .

В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму . На сегодняшний день часовня приписана к Кадашевскому храму, настоятелем которого является протоиерей Александр Салтыков .

В ознаменование 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора, 1 марта 1998 года состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии патриарха Алексия II; 3 марта, в день национального праздника Дня освобождения Болгарии от османского ига у вновь освящённой часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской Православных Церквей; в декабре 1999 года при часовне было учреждено Патриаршее подворье (в настоящее время здесь регулярно совершается заупокойное богослужение).

А теперь без лишних слов фотографии внутреннего убранства. Это был один из тех моменто, когда я зашла и ахнула.

Памятник героям Плевны и Русско-турецкая война 1877-1878 годов

В самом центре Москвы, на площади Ильинские ворота, стоит памятник. Памятник-часовня. Немногие москвичи бросают на него свой взгляд, и лишь несколько раз в год он становится центром торжеств и памятных мероприятий. Это Памятник героям Плевны. Гренадерам, погибшим при штурме этого города. Плевенская битва была одним из ключевых сражений русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Памятник построен в честь всех героев этой войны. Часовню соорудили по проекту известного архитектора Владимира Иосифовича Шервуда и торжественно открыли к десятилетней годовщине этого выдающегося сражения в 1887 году.

Историческая память русского народа ныне оставляет желать лучшего, и эту войну незаслуженно забывают. Как будто не было освобождения братской Болгарии от 500-летнего турецкого владычества, как будто не стоит сейчас в каждом болгарском селе и городе памятника героям, очистившим эту балканскую территорию от страшного исламского ига. Русско-турецкая война 1877-1878 годов резко выделяется на фоне других военных конфликтов, в которых участвовала Россия в XIX веке. Она выделяется, в первую очередь, целями и задачами. Все остальные войны диктовались исключительно интересами экспансионистской политики Российской Империи, стремлением к приращению новых территорий.

Рассматриваемая война велась не только не на русской территории, но даже не на территории сопредельного государства. И все же Россия вела эту войну целенаправленно. Болгарский народ – братский славянский и, что самое главное, православный – томился долгие столетия под гнетом Высокой Порты. У болгар отсутствовали какие-либо права. Первенцы нещадно изымались из семей для службы в мусульманской армии. Налоги душили финансовое благосостояние болгарского сообщества. Церковь была в унизительном положении, количество священнослужителей регламентировалось и являло собой крайне малую цифру, а церковные структуры вообще не развивались и находились под строжайшим османским контролем.

XIX век характеризовался новыми веяниями на международной арене. Феодальная Оттоманская монархия начала свое движение в сторону разложения. Оставаясь на месте в своем политическом развитии, стремясь сохранить и упрочить традиции средневековой Порты, и не желая приспосабливаться к условиям изменившегося времени, она становилась все более жестокой по отношению к угнетаемым национальностям. Но эти же самые народы начали понимать, что их властному врагу вскоре наступит конец и что истинный момент для попытки освобождения настает. Первопроходцами стали греки, сбросившие с себя турецкое владычество еще в 20-х годах XIX века.

Это стало сигналом и для других порабощенных народов. Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина переняли эту эстафету отвоевания национального суверенитета. В 70-х гг. XIX века за ними последовала и Болгария. В 1876 году произошло кровопролитнейшее Апрельское восстание, ставшее отчаянной попыткой озлобленного и измученного народа противостоять туркам. Результатом его явилось более сорока тысяч жертв, погибших от рук турецких янычар и башибузуков. В свою очередь, именно на Россию, как на единственную православную Империю, возлагали болгары свои надежды на освобождение. Александр II взвешивал все плюсы и минусы помощи болгарам.

В 1877 году стало ясно: ни один из способов не даст желаемого болгарами эффекта, кроме военного вмешательства. При этом в России были в разгаре «Великие реформы», сильно истощившие экономику Империи, выступления пролетариата приобретали массовый характер, а недовольство императором нарастало в умонастроениях русского общества. И все же Александр II решился на военное вторжение. 12 апреля 1877 года война была официально объявлена. Однако это событие вызвало небывалый ажиотаж в русском обществе, в положительном смысле, и привело к единению и совпадению точек зрения по вопросу вызволения единокровных и единоверных болгар из средневекового плена.

Люди не скупились на щедрые пожертвования освобождаемым, собирая крупные суммы денег и всевозможную гуманитарную помощь. Все это было не по принуждению, но по велению сердца, по единственно верному желанию помочь той стране, которая, хотя и не являлась непосредственным нашим соседом, но невидимые духовные связующие нити с которой интуитивно ощущались большинством русских людей в разных городах нашей страны. По истечении некоторого времени после начала войны император Александр II прибыл в Москву, чтобы в древней столице России получить поддержку своего решения. Результаты превзошли все его ожидания.

Красочно живописала торжественное прибытие императора в Москву 22 апреля 1877 года газета «Московские Епархиальные ведомости» (№19, 1877 г.): «Иллюминация Курского вокзала была великолепна, платформа представляла собою оранжерею тропических растений и живых цветов, среди которых красовался мраморный бюст Государя Императора; вдоль вокзала, с его внутренней стороны, горел целый ряд газовых звезд и орлов, а на площади против вокзала, из газовых же рожков, горела лента «Боже царя храни», слева громадный щит с вензелем Государя Императора и с надписью: «Царствуй на славу нам, царствуй на страх врагам». Трудно себе вообразить несметное множество собравшегося еще засветло народа».

После прибытия в город государя народный ажиотаж вспыхнул с еще более яростной силой: «Трудно изобразить взрыв народнаго энтузиазма при виде Государя. Народная волна заколебалась порывисто, и громовый клик пронёсся по Москве. Весь путь от Курской станции до Кремля был великолепно иллюминован и пестрел тысячами национальных флагов, торжественно развевавшихся в воздухе… Едва появилась коляска государя, народ, прорвав канаты оцепления, бросился за коляской с оглушительными кликами. Шапки полетели вверх… Кремлевские решетки были унизаны сплошными рядами, все галереи Ивановской колокольни были переполнены. Кремлевский звон и народные клики приветствовали появление Государя».

Государю в Москве была явно обеспечена поддержка. Москва стала и на протяжении всей войны главным оплотом царской поддержки. Россия выиграла эту войну. Достойно и с честью освободила болгар от турецкого ига. В марте-апреле 1878 года по городу торжественным маршем прошли русские войска, освободившие Болгарию, а уже через 9 лет был сооружен памятник героям Плевны. На открытии подполковник-гренадер И.Я. Сокол произнес следующие слова: «Пусть же этот памятник, воздвигнутый благодарными гренадерами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям, из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны!»

Внешний вид часовни массивен. Чугунный восьмигранный шатер на низком постаменте венчает православный крест. Боковые грани памятника дополнены четырьмя горельефами: русский крестьянин, благословляющий сына-гренадера перед походом; янычар с кинжалом, вырывающий ребенка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; раненный русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины. На гранях шатра надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны с Турцией 1877-78 годов» и перечень основных сражений – «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали».

В советское время часовня была заброшена и использовалась как общественный туалет. К сожалению, большая часть убранства, в том числе памятные плиты с именами, были безвозвратно утеряны. Часовня в Ильинском сквере казалась непонятным памятником давно ушедшего прошлого. Только с 1990 года началось ее восстановление. Ныне часовня являет собой настоящую отлитую в чугуне память о Русско-турецкой войне 1877-78 годов. Она напоминает нам о подвиге русского солдата, проливавшего свою кровь за братьев-славян. Не забудем же эту войну, будем сохранять эту священную память об этом важном событии русской истории!

Внешний вид часовни массивен. Чугунный восьмигранный шатер на низком постаменте венчает православный крест. Боковые грани памятника дополнены четырьмя горельефами: русский крестьянин, благословляющий сына-гренадера перед походом; янычар с кинжалом, вырывающий ребенка из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; раненный русский воин, последним усилием срывающий цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию. На гранях шатра красуются надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны с Турцией 1877-78 годов» и перечень основных сражений – «Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали».

В советское время часовня была заброшена и использовалась как общественный туалет. И только с 1990 года началось ее восстановление. Ныне часовня являет собой настоящую память о войне с Турцией, отлитую в чугуне, напоминающую нам о подвиге русского солдата, проливавшего свою кровь за братьев-славян. Не забудем же эту войну, будем сохранять эту священную память об этом важном событии русской истории!

Читайте так же:  1 рубль 1839 года часовня на бородинском поле