Меню Закрыть

Часовня спиридон тримифунтский

Храм Преображения Господня

город Люберцы, Московская обл.

О святителе Спиридоне Тримифунтском

Святой Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр от простых родителей. В миру он был пастухом, имел жену и детей и отличался нестяжательностью, странноприимством и милосердием к бедным. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был рукоположен во епископа Кипрского города Тримифунта.

Святитель Спиридон был человеком не книжным и не ученым, но мужем высокой святости. В сане епископа он сохранял простой образ жизни, пас овец, принимал странников, помогал нуждающимся, утешал скорбных.

У него был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. При этом он просто показывал им вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Святитель с любовью заботился о своей пастве. Провидя тайные грехи людей, он призывал их к покаянию и исправлению. Тех же, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало Божие наказание.

Все житие святителя Спиридона поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

Однажды на острове Кипр было бездождие и страшная засуха, множество людей гибло от голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия или подобный ему, который отверз бы небо своей молитвой. Таким оказался святой Спиридон. После того, как он усердно помолился Богу, тотчас небо покрылось облаками и пошел обильный дождь, не прекращавшийся несколько дней. Святой помолился опять, и настало вёдро. Земля, обильно напоенная влагой, дала обильный урожай, и, по молитвам угодника Божия, в тот год во всём было великое изобилие.

В 325 году святой Спиридон участвовал в Первом вселенском соборе, собравшимся в Никее для низложения еретика Ария, называвшего Сына Божия тварью, а не творцом, и для исповедания единосущия Сына Божия с Богом Отцом. Святитель вступил в спор с греческим философом, выступавшим в защиту Ария. Простая речь святого показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. После беседы со святым противник христианства принял православную веру и сделался ее ревностным защитником. «Пока состязание со мною велось посредством доказательств, — говорил он впоследствии своим друзьям, — я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, — доказательства бессильны против неё, так как человек не может противиться Богу». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил еретикам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: он взял в руки кирпич и сжал его — мгновенно вверх вырвался огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути разлившимся от наводнения ручьем. Чудотворец, вспомнив, как Иисус Навин с Ковчегом Завета посуху перешёл разлившийся Иордан, и веруя во всемогущество Божие, приказал потоку остановиться. Водная стихия повиновалась святому, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

Зайдя однажды в пустую церковь, святой повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он услышал в ответ раздавшееся сверху великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Слышал это необыкновенное пение и диакон, сослуживший ему. На каждой ектении невидимый хор возглашал: «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, войдя в церковь, они не увидели никого, кроме епископа с немногими церковнослужителями, и небесное пение прекратилось.

Во время одного из богослужений в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь, исполняющий желания боящихся Его, утешил свего угодника: лампада наполнилась елеем так, что он стал переливаться через края, как некогда сосуд вдовицы во дни пророка Елисея.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона. Глубокой ночью они забрались в овчарню, но тут же оказались связанными невидимой силой. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, освободил их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святой ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

После смерти дочери святого Спиридона Ирины к нему пришла некая женщина и рассказала с плачем о том, что она отдала его дочери золотые украшения для сохранения, и теперь эти драгоценности пропали без вести. Святой обыскал весь дом, но не нашёл их. Тогда, сострадая женщине, вместе со своими домашними он подошёл ко гробу дочери и, обращаясь к ней, воскликнул:

— Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение? — Ирина, как бы пробудившись от крепкого сна, отвечала:

— Господин мой! Я спрятала их в доме, — и указала место, где спрятаны украшения. Тогда святой сказал ей:

— Теперь спи, дочь моя, пока не пробудит тебя Господь во время всеобщего воскресения.

На присутствовавших при виде такого дивного чуда напал страх. А святитель нашёл в указанном месте спрятанные драгоценности и отдал их женщине.

По смерти Константина Великого империя его разделилась на две части. Восточная половина досталась старшему сыну — Констанцию. Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не могли исцелить. Тогда царь оставил врачей и обратился к Богу с молитвой о своём исцелении. В видении ночью он увидел ангела, который показал ему целый сонм епископов и среди них двоих, которые, видимо, были вождями и начальниками остальных; ангел поведал при этом царю, что только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о виденном, он не мог догадаться, кто были эти два епископа, явившиеся ему. Долгое время царь был в недоумении и, наконец, по чьему-то доброму совету, собрал к себе епископов всей империи. Царское приказание, а лучше сказать, прошение, достигло и острова Кипра, и города Тримифунта, где жил святитель Спиридон. Святому же всё было заранее открыто Богом. Тотчас он отправился к императору, взяв с собой ученика своего Трифиллия, который в то время не был ещё епископом. Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове митру, а на груди глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима (в таких сосудах носили они елей от святого Креста). Когда святой входил во дворец, один их дворцовых служителей, богато одетый, счёл его за нищего и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке. Спиридон же, по своему незлобию и памятуя слова Господа (Мф. 5, 39), подставил ему другую щёку. Служитель понял, что перед ним стоит святой епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил.

Едва только святой Спиридон вместе со своим учеником, будущим епископом Левкуссийским, вошли к царю, последний тотчас узнал их — именно такими были те «вожди епископов», что явились ему в видении. Констанций встал, подошёл к святому и поклонился ему, со слезами прося помолиться Богу об его исцелении. Лишь только святой Спиридон коснулся головы царя, тот сразу выздоровел. Царь оказал ему великие почести и в радости провёл с ним весь тот день.

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу ( ок. 348). Память его Церковь совершает 12 декабря (25 декабря по нов. стилю).

О жизни Тримифунтского чудотворца сохранились свидетельства церковных историков IV-V вв. — Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, обработанные в X в. византийским агиографом блаженным Симеоном Метафрастом. Известно также древнее Житие святителя Спиридона, написанное ямбическими стихами его учеником святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской ( ок. 370, память 13 июня). Канон святителю Спиридону написал в первой половине IX века преподобный Феофан Исповедник (память 11 октября).

Мощи святителя Спиридона до середины VII века покоились в храме Святых Апостолов в городе Тримифунте, а затем были перевезены в Константинополь. В 1453 году, когда столица Византийской Империи пала под натиском турок, иерей Георгий по прозванию Калохерет, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Сербию, а в 1460 году привез их на остров Корфу (по-гречески Керкира). Здесь, в храме святителя Спиридона, они хранятся до сего дня.

Неизвестно, когда и по каким причинам десница была отделена от мощей святителя. По свидетельствам Христодула Вульгариса (великого протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в 1592 году десница была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который в 1606 году передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный католический церковный историк, в свою очередь, передал десницу церкви Божией Матери (S. Mаria in Vallicella) в Риме, о чем свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Л. С. Врокинис, греческий историк, ссылаясь на Христодула Вульгариса, писал, что десница находилась в храме Божией Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра. В ноябре 1984 года, накануне праздника святого Спиридона, усилиями митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея, святыня была возвращена Церкви Керкиры.

Почитание, храмы, новые чудеса

«Не знатность рода, потому что род его был убог; ни высокость звания, потому что он был пастух овец; ни знание света мудрости мирской, потому что он в училищах не обучался; ни другая какая вещь, кроме добродетели, возвели на такую высоту этого чудотворца и предстателя нашего Спиридона… И до нынешнего дня не поклоняются ли ему все славные и владетельные князья? Не полагаем ли мы за великую для себя честь целовать не только главу его, но и кончики сапог, которые он носил?» — Так говорил, восхваляя святого Спиридона, замечательный проповедник, уроженец Корфу российский архиепископ Никифор Феотокис (1731-1800), закончивший свои дни в Московском Даниловом монастыре.

Особо чтят святителя Спиридона жители греческого острова Корфу, где с середины XV века хранятся его святые мощи. Святитель по праву почитается небесным покровителем острова.

Древняя церковь святого Спиридона в городе Керкире (столице острова) считалась богатейшей на Востоке, на храм жертвовали не только православные христиане, но и католики. Многочисленные вклады были сделаны российским императорским домом, в частности, императрицей Екатериной II и императором Павлом I. В храме посетителя поражают огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами святителя Спиридона на цепочках висит большое количество металлических фигурок: кораблей, машин, отдельных частей тела — знаков благодарности прихожан и паломников, получивших помощь от святого.

В 1801 году, после освобождения острова от войск Наполеона святым адмиралом Феодором Ушаковым, храм святителя Спиридона в Керкире был принят под особое покровительство России, в знак чего над его западными вратами был установлен императорский герб (к 1807 году это покровительство сохранило лишь номинальный характер, поскольку по условиям Тильзитского договора, подписанного Александром I и Наполеоном, Ионические острова отошли к Франции).

Местное предание содержит множество новых чудес святителя, не вошедших в традиционные жития, составленные, как правило, на основании Метафрастова повествования о святом второй половины X века. Приведем некоторые из них.

В 1716 году турецкая эскадра с пятидесятитысячным войском окружила Корфу плотным кольцом, отрезав выходы к морю. Однажды на рассвете турки вдруг увидели явившийся над их рядами образ святителя Спиридона, держащего в правой руке сверкающий меч. Испуганное грозным видением турецкое войско было обращено в бегство, и осада не состоялась.

Об этом чудесном избавлении вспоминает в одном из своих слов Никифор Феотокис. В годы его детства это событие еще было свежо в памяти его соотечественников. Напомнив о древних чудесах святого, Никифор говорит далее о множестве новых его чудес, хорошо известных, как видно из его слов, каждому керкирцу.

«Не были ли мы услышаны им столько раз? — восклицает Никифор. — Не утишил ли он землю от землетрясений, не прогнал ли окружившую нас моровую язву, не доставил ли пшеницу в хранилище чудным образом для прекращения бывшего у нас глада? В прошедшую вербную неделю, когда отправляли молебствие с ношением по граду чудотворных его мощей, все вы видели бесноватую жену, как она из себя пены испускала и зубами скрежетала; и хотя у нее связаны были руки и ноги, однако два или три человека с трудом могли удерживать бесчинное стремление ее движений. Вы видели, что лицо ее не походило на человеческое; слышали ее голоса, как она иногда по подобию вола ревела, иногда как щенок лаяла, иногда как младенец рыдала. И когда, положив ее на землю, над нею троекратно пронесли мощи чудотворца, помещенные в иконе святой Троицы, Которую он на соборе исповедывал, то в третье ношение, – О, преславное чудо! – немедленно она приняла образ человеческий, успокоилась от разновидного движения, престала от ужасного крика, стала говорить как человек. Тогда немедленно ее развязали, и она, сама встав, со слезами на глазах припала к ногам святого и с благодарением ему поклонилась».

Одним из свидетелей чуда, происшедшего от мощей святителя Спиридона, стал русский писатель Н.В. Гоголь (1809-1852), который во время своего пребывания за границей приезжал на Корфу. В это время совершалось обычное празднование святителю в день его памяти 12 декабря. Святые мощи торжественно обносили вокруг города. Среди присутствующих при этом находился некий английский путешественник, воспитанный в скепсисе и рационализме протестантской культуры, которому показалось, что тело святого набальзамировано. Когда он подошел к раке с мощами поближе, то с ужасом и изумлением заметил, что мощи святого медленно приподнялись в раке, как будто нарочно для того, чтобы скептик смог убедиться в ложности своего предположения. Н.В. Гоголя это происшествие, о котором он поведал оптинским монахам, потрясло до глубины души.

В годы Второй мировой войны авиационная бомба, сброшенная с самолета на храм святителя Спиридона, где покоятся мощи святого, взорвалась в воздухе, не причинив зданию никакого вреда.

Святитель Спиридон издревле почитается и в России. «Солнцеворот» или «поворот солнца на лето» (25 декабря нов. стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святой в Новгороде и Москве, а позже и в Санкт-Петербурге. В 1633-1639 годах в Москве, в патриаршей слободе на «Козьем болоте», «благословением патриарха Филарета» была выстроена церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святителя Спиридона. Эта церковь в народе называлась обычно Спиридоньевской. Посвящение придела святителю Спиридону можно объяснить тем, что в слободе, где построили церковь, разводили коз, а святой Спиридон, бывший пастухом, считается покровителем скотоводства. Церковь стояла на углу улицы Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка и была разрушена в 1932 году. На ее месте ныне жилой дом.

В настоящее время престол в честь святителя Спиридона сохранился в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах (в Большом Власьевском переулке, рядом с Пречистенским), одной из древнейших в Москве (впервые упоминается в 1560 году). Считают, что эту церковь впервые выстроил в камне внук патриарха Филарета царь Алексей Михайлович около 1653 года. В 1799-1806 гг. Успенская церковь была отстроена заново по проекту архитектора Н. Леграна. Очевидно, именно тогда в ней был устроен придел в честь святителя Спиридона. Эта церковь была закрыта в 1932 году и в 1990-е годы возвращена Церкви.

Читайте так же:  Корсунская часовня изборска

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке (в Брюсовом переулке), одной из немногих, не закрывавшихся во время советской власти, находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его мощей.

В Санкт-Петербурге было четыре Спиридоньевских церкви: при Главном управлении императорских уделов, при Елизаветинском женском институте, при Лейб-гвардии Финляндском полку и в Главном Адмиралтействе. Все они были воздвигнуты в царствование Александра I, что не было случайностью. Император родился 12 декабря 1777 года, в день святого Спиридона, и Тримифунтский святитель являлся вместе со святым Александром Невским его небесным покровителем. «Адмиралтейский» храм святителя Спиридона Тримифунтского, устроенный по проекту О. Монферана, был освящен 12 декабря 1821 года.

На Васильевском острове, на углу Большого проспекта и 19-й линии в 1903-1904 годах, к 100-летию Финляндского полка, была построена часовня святителя Спиридона, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Часовня, закрытая после революции, сейчас возвращена Церкви и в ней по-прежнему возносятся молитвы к Господу и Его святому угоднику.

Сохранилась церковь святителя Спиридона в Ораниенбауме, построенная в 1838 году для нужд Лейб-гвардии Волынский полка (образованного из одного из батальонов Финляндского полка). В настоящее время храм восстанавливается, здесь возобновлено богослужение. Одной из святынь этого храма является частичка башмачка святителя Спиридона, привезенная настоятелем с о. Корфу.

Бархатный башмачок святителя хранился ранее в «Адмиралтейском» храме в Санкт-Петербурге, а часть башмачка — в церкви при Елизаветинском женском институте. Мощи святого Спиридона, по обычаю, переобувают, и замечательно то, что башмачки его оказываются изношенными. Жители о. Корфу верят, что святитель ходит по земле, навещая тех, кому нужна его помощь, и поэтому чудесным образом истаптывает свою обувь (то же известно у нас о преподобном Сергии Радонежском). Истоптанные святителем башмачки передают, как великую святыню, верующим.

Святитель Спиридон Тримифунтский и святой Феодор Ушаков

В период 1386-1797 гг. остров Корфу принадлежал Венецианской республике. В 1797 году Корфу, как и другие Ионические острова, был занят французскими войсками, а в 1799 году, в результате трехмесячной осады объединенного русско-турецкого флота под командованием Ф.Ф. Ушакова французский гарнизон был вытеснен с острова. За эту победу Ф.Ф. Ушаков был возведен в чин адмирала. Освобождение острова от инославных захватчиков было ознаменовано великим шествием, назначенным на первый день Пасхи 27 марта 1799 года. Адмирал Ушаков пригласил духовенство совершить крестный ход с выносом мощей святого Спиридона. О том, как проходило это празднество, сообщает биограф Ф.Ф. Ушакова Р.К. Скаловский: «В избранный адмиралом день, 27 марта, народ собрался со всех деревень и ближайших островов; русские войска были расставлены по обеим сторонам пути, по которому должна была идти процессия, и часть их расположилась на главной площади. Гробницу и балдахин поддерживали наши генералы, штаб- и обер-офицеры и первые лица города. Ее обнесли вокруг крепостных строений, и в это время из всех крепостей производилась пальба; войско стреляло беглым огнем из ружей. Вечером весь город был иллюминован, и народ беспрерывно восклицал: «Виват! Государь наш избавитель Павел Петрович!».

Имя русского адмирала сегодня носит одна из улиц города Керкиры. На одной из площадей города ему воздвигнут памятник из мрамора и бронзы.

О церковном почитании святых мощей

Основанием для христианского почитания мощей святых является Воплощение Сына Божия: Господь воспринял во всей полноте человеческую природу, открыв путь к ее обожению. Тела святых, при жизни ставшие причастными невещественному «огню Божества», по смерти становятся подобными золоту, очищенному в горниле, и вмещают в себя тот «чистый свет» Божественной славы, в котором пребывают их души на небесах.

Свидетельства о чудотворности мощей угодников Божиих имеются уже в Ветхом Завете. Так, в 4-й книге Царств описано чудесное оживление умершего человека от прикосновения к костям пророка Елисея (гл. 13, ст. 21). Одним из ранних христианских свидетельств о поклонении святым мощам является послание Смирнской Церкви к Филадельфийской Церкви по поводу мученической кончины Поликарпа Смирнского ( 167 г.), приводимое церковным историком Евсевием. В нем говорится, что проконсул, по совету иудеев, сжег тело Поликарпа, чтобы оно не стало предметом поклонения христиан; но «мы собрали кости его… и положили их где следовало… туда, как только можно будет, мы станем собираться с веселием и радостью, и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения» (Евсевий Памфил. Церковная история, кн. 4, гл. 15, ст. 43-44). В древние времена на гробах мучеников, убиенных за Слово Божие (Откр. 6, 9), совершалась Божественная литургия. В напоминание об этом мощи святых мучеников до сих пор полагаются под престолом в алтаре храмов. Издревле в Церкви наряду с мучениками почитались также святители. Их тела часто полагаемы были внутри жертвенника — ради благодати Божественного священства. С прекращением гонений на христиан мощи святых стали полагать в храмах в специально устроенных раках. Их носили на крестных ходах, возлагали на больных. От мощей часто происходили, и происходят до сего дня, чудесные исцеления, мощи некоторых святых источают святое миро (свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и др.).

Обычай почитания святых мощей был закреплен в Апостольских постановлениях, в актах Вселенских и Поместных Соборов, в писаниях святых отцов. «Как спасительные источники, Господь Христос даровал нам останки святых, источающие немощным многообразные благодеяния, изливающие благовонное миро и прогоняющие демонов», — так подтвердили отцы Седьмого Вселенского Собора благочестивое Предание Вселенской Церкви о почитании святых мощей (цит. по: Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. М., 1995, с. 336).

Святитель Спиридон Тримифунтский и духовная традиция его почитания в Царственном Роде Романовых

Святой Спиридон является небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда. Но кипрский Чудотворец чтился в России и на вершинах Царской власти. Так, во время Казанского похода по дороге из Москвы было явление святителя Спиридона Тримифунтского Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Святой духовно укрепил Государя в Его решимости одолеть супостатов и освободить казанцев от ногайских узурпаторов. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не дожил, но на его месте возведен поклонный Крест.

Отец первого Царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича – Великий Государь и Господин Святейший Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Феодор Никитич Романов) воздвиг в Москве храм святителя Спиридона в своих владениях на Козьем болоте, там, где пасли коз Патриаршего двора. Впервые этот храм упоминается в 1627 году, первоначально он был деревянным. А в 1633–1637 годах была возведена каменная церковь. Этот храм со временем дал название улице Спиридоновка и переулку Спиридоньевский. Эти названия сохранились до сих пор, а храм был уничтожен богоборцами до основания. К истории этого храма я ещё вернусь в конце выступления.

Некоторые исследователи утверждают, что повсеместное почитание Тримифунтского Чудотворца Спиридона в первой половине и в середине XVIII столетия в Российской Империи несколько поугасло. Но 12 декабря 1777 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в Семье Наследника Престола Великого Князя Павла Петровича родился первенец – Великий Князь Александр Павлович – любимый внук и воспитанник Императрицы Екатерины Великой. В Царском Роду был обычай почитать в качестве небесного покровителя не только святого, чьим именем наречен Царственный Отпрыск, но и святого, в день которого появился на свет Августейший Младенец. Так, например, в царствование Петра Великого, да и потом в России очень чтился преподобный Исаакий Далматский, в день которого родился Царевич Петр Алексеевич. Именно поэтому в Санкт-Петербурге помимо собора Петра и Павла был соборный храм преподобного Исаакия Далматского, который, собственно, и стал кафедральным в столичной епархии. С рождением Великого Князя Александра Павловича особо стал отмечаться как Царский день праздник святителя Спиридона.

Почитанию святителя Спиридона определенным образом способствовали и войны России с Османской Турцией. Так, вечером 11 декабря 1790 года был закончен штурм Измаила – турецкой крепости на Дунае. По церковному времяисчислению, то есть после начала вечерней службы, наступали уже следующие церковные сутки – 12 декабря. Именно поэтому в Измаильской мечети XVI века в тот же вечер расположился походный воинский православный храм. Его посвятили святому Чудотворцу Спиридону. Победитель Измаила Александр Васильевич Суворов 13 декабря 1790 года докладывал в письме главному вельможе Императрицы – князю Потемкину: „Простите, что сам я не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со Крестом пред сим славным полком“.

Благодарственный молебен служил священник Полоцкого пехотного полка Трофим Егорович Куцынский. Его полк попал под ураганный огонь: командир был убит, многие офицеры ранены. Бросившись вперед с воздетым над собою Крестом, отец Трофим увлек за собой солдат. За этот подвиг он был пожалован наградным наперсным Крестом с бриллиантами на Георгиевской ленте и возведен в протоиереи. Измаильская Спиридоньевская церковь впоследствии, уже после кончины генералиссимуса А. В. Суворова, была заново освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Император-мученик Павел, который очень чтил святителя Спиридона как покровителя своего старшего Сына и защитника Православия на Балканах, решил освободить от захватчиков греческий остров в Ионийском море Керкиру. Там с XV века почивают мощи святителя Спиридона. Остров Керкиру, или по западноевропейскому Корфу, в 1797 году захватили революционные войска Франции. 18 февраля 1799 года штурмом с моря была взята почти неприступная крепость Корфу. Победителем стал святой флотоводец Федор Ушаков. А его союзниками на этот раз были турки. Генералиссимус Александр Суворов тогда в сердцах сказал, что в этом историческом штурме он готов был бы участвовать даже мичманом.

После воцарения в 1801 году Император Александр Павлович первоначально довольно широко смотрел на религиозные вопросы. Но, ведя упорную борьбу с Наполеоном и его революционной армией, он все более и более проникался духом Православия и решительно отходил от мистических увлечений юности. Биографы Государя этот перелом относят к 1806 году.

Знаменательно то, что именно в 1806 году Император Александр I Павлович основал при дворцовой резиденции в Стрельне из жителей близлежащих деревень Императорский батальон милиции. Батальонным праздником Высочайше был назначен день святителя Спиридона, а вскоре батальон был причислен к корпусу войск Гвардии и переформирован в Лейб-гвардии Финляндский полк. Приняв под Фридландом в 1807 году свое первое боевое крещение, Финляндский полк всегда грудью стоял за великое Отечество и множил его славу. Знамена доблестного полка победно развевались на полях Бородина, Малоярославца, Лейпцига, в Париже. В 1813 году, после окончания войны, Финляндский полк был расквартирован на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании при лазарете была освящена домовая полковая церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского.

Еще раньше, в марте 1808 года, была устроена церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского при Главном Управлении Императорских уделов. Первоначально Управление уделов находилось на Миллионной улице, в 1857 году оно переехало на Литейный проспект, куда перевели и домовую церковь святителя Спиридона.

Примерно к тому же времени относится и создание церкви Успения Пресвятой Богородицы в Москве. На Пречистенке в 1799 году начала строиться церковь по проекту архитектора Леграна. Строительство завершилось в 1806 году, и один из приделов храма был посвящен святому Спиридону Тримифунтскому. Прямых свидетельств о том, что этот придел как-то связан с Императором Александром Павловичем, нет. Но все же в год освобождения Керкиры от революционных французов, 1799-й, началось строительство храма, а религиозный поворот во взглядах Императора, 1806-й, приходится на год завершения строительства. Эти совпадения заставляют задуматься о том, что какая-то мистическая связь между этим приделом святителя Спиридона Тримифунтского и Царским Родом существует.

В Санкт-Петербурге около 1817 года при Елизаветинском женском институте стараниями Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны была устроена ещё одна церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Одна из святынь, хранившихся в церкви, – часть бархатной туфли из раки святителя на Керкире.

Мощи святого Спиридона раз в год, по обычаю, переобувают, поскольку святитель чудесным образом изнашивает свою обувь, посмертно странствуя по земле для исполнения молитв верующих. У нас так же регулярно меняют истоптанную святым обувь преподобного Сергия Радонежского. Изношенные за год, истоптанные святителем Спиридоном туфли передают верующим. Конечно, такого рода подношения удостаивают наиболее знатные православные персоны.

Устройство храма при Елизаветинском институте стараниями Императрицы Елизаветы Алексеевны явно было духовным подарком к сорокалетию Ее Супруга Государя Александра I Благословенного.

Летом 1821 года в связи с кардинальной перестройкой Исаакиевского собора было принято решение устроить временный поместительный храм в здании Адмиралтейства, что и было сделано архитектором Монфераном, автором проекта нового Исаакия. 12 декабря того же года ко Дню рождения Государя в Адмиралтействе был освящен храм по имя святителя Спиридона. А другой придел был посвящен преподобному Исаакию Далматскому.

Однако и по завершении строительства Исаакиевского собора, уже в царствование Государя Императора Николая I Павловича, Адмиралтейский храм святителя Спиридона решили не упразднять. А 27 октября 1858 года по повелению Государя Императора Александра II Освободителя Адмиралтейской церкви во имя святителя Спиридона Тримифунтского был Высочайше дарован статус собора. Здесь тоже хранилась бархатная туфля кипрского святого, привезенная в 1860 году с острова Корфу Великим Князем Константином Николаевичем, Братом Императора Александра II.

В 1863 для Адмиралтейского собора святителя Спиридона академик живописи Ф. Г. Солнцев написал образ Спасителя, для которого ювелиры Ф. А. Верховцев и Ф. Бутц сделали дорогой оклад с бриллиантами. Этот образ напоминал о спасении Генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича от руки террориста во время службы Царского брата в Польше.

Великий Князь Константин Николаевич был отцом Великой Княжны Ольги Константиновны, которая 15 октября 1867 года вышла замуж за короля Эллинов Георга I, сына короля Дании Христиана I и брата Датской Принцессы Дагмар, Великой Княгини Марии Феодоровны, будущей Императрицы Всероссийской. В 1869 году Великий Князь Константин Николаевич писал дочери Ольге:

Кроме того, святитель Спиридон был небесным покровителем и Лейб-гвардии Волынского полка. В Ораниенбауме под Петербургом для нужд полка был выстроен храм святителя Спиридона. Потом там располагалась офицерская стрелковая школа, и Спиридоньевский храм стал домовой церковью этой школы. Приход храма святителя Спиридона состоял из Управления Офицерской Стрелковой Школы, господ офицеров постоянного и переменного состава и их семейств и служителей, всего до 700 человек.

В числе временных прихожан церкви святого Спиридона в Ораниенбауме были Августейшие Особы Императорского Дома. Это бывало по случаю Высочайшего прикомандирования Их Императорских Высочеств к Учебному пехотному батальону для ознакомления со строевой службой. Так, при командире Генерал-майоре фон-Нотбеке в 1864 году осчастливили батальон временным своим пребыванием Их Императорские Высочества Великие Князья Александр Александрович (будущий Император Александр III Миротворец) и Владимир Александрович. В 1869 году – Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович. При командире Генерал-майоре Данилове – Их Императорские Высочества Великие Князья Николай Николаевич младший в 1872 году и Сергий Александрович в 1876 году. При командире Генерал-майоре Вилламове – Их Императорские Высочества Великие Князья Сергий и Павел Александрович и Дмитрий Константинович в 1879 году. Его Императорское Высочество Князь Романовский Герцог Лейхтенбергский Евгений Максимилианович изволил пробыть в Учебном пехотном батальоне целый учебный 1865–1866 год. После капитальной перестройки в 1896 году воинский Спиридоньевский храм в Ораниенбауме освещали заново, и в его освящении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В Адмиралтейском же соборе святителя Спиридона за эти годы появились новые приделы. В 1874 был освящен придел во имя Зачатия праведной Анны. А осенью 1889 на хорах собора освятили придел во имя пророка Осии, в память спасения Императорской Семьи в момент крушения Императорского поезда 17 октября 1888 года в Борках. Таким образом возникла ещё одна мистическая связь святителя Спиридона и Семьи Государя Императора Александра III.


Город Керкира (о.Корфу, Греция), храм святителя Спиридона Тримифунтского (вид со стороны ул. св. Спиридона)


Рака с мощами святителя Спиридона Тримифунтского
Фото: spyridon-trimifuntsky.narod.ru

Хочу опять мысленно вернуться на Керкиру, где и ныне в соборе святого Спиридона почивают мощи Тримифунтского Чудотворца. Неподалеку от него располагается летний дворец Мон-Репо, который принадлежал королю Георгу и королеве Ольге Константиновне. Четвертый ребенок эллинской королевской четы принц Андрей Георгиевич женился на герцогине Алисе Баттенбергской, племяннице святой Императрицы-мученицы Александры Феодоровны. От этого брака одна за другой родились три дочери. И только 10 июня 1921 года именно в Мон-Репо появился на свет долгожданный сын, которого они нарекли Филиппом. Роды были внезапными, счастливую мать пришлось укладывать прямо на обеденный стол в столовой. Потом — годы спустя греческий принц Филипп женился на милой англичанке, более известной нам как королева Английская Елизавета II.

Читайте так же:  Храм часовня иверской божьей матери

А задолго до этого, в 1894 году, когда Император Александр III Миротворец тяжело заболел, греческая королевская чета пригласила своего Великодержавного Родственника во Дворец Мон-Репо. Минеральные воды и климат Керкиры весьма благоприятствуют облегчению и даже исцелению почечных больных. А близкое присутствие мощей святителя Спиридона духовно содействует любому целительному процессу. Существует предание, что Государь Император Миротворец принял это приглашение и собирался отправиться к этой общеправославной святыне. Но резкое ухудшение Его состояния уже не позволило Императору отправиться в дальний путь морем.

30 июля 1904 года в Лейб-гвардии Финляндский полк пришла телеграмма от Государя Императора Николая Александровича:

Ликованию полка не было предела. По указанию капитана Свищевского за несколько дней к Крещению Его Высочества Алексия Николаевича был изготовлен складень в древнерусском стиле с образами Спаса Нерукотворного, святителя Спиридона и святителя Алексия. Финляндцы получили благодарность и услышали из уст Государя, что складень полка, водруженный им собственноручно на колыбели Царственного Младенца, будет висеть там всегда.

В 1903–1904 годах, к 100-летию Финляндского полка, по проекту архитектора С. П. Кондратьева на углу Большого проспекта и 19-й линии возводилась часовня святителя Спиридона, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Радостным событием в истории полка стало освящение часовни в день тезоименитства Цесаревича Алексия Николаевича в 1904 году. Через два года торжественно отмечалось столетие знаменитого полка. Сейчас богослужение в этой исторической часовне восстановлено, и среди верующих петербуржцев широко известно, как святитель многими своими чудесами помогает им в самых сложных жизненных обстоятельствах, исцеляет безнадежных больных.

А сейчас хочу вернуться к истории московского Спиридоньевского храма, построенного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Филаретом (Романовым), и к мистической связи этой церкви с Царственным Родом Романовых. 19 июля 1918 года в главной советской газете „Известия“ было опубликовано сообщение о расстреле святого Царя-мученика Николая Александровича. Через два дня, 21 июля, бывший Обер-прокурор Святейшего Синода Александр Дмитриевич Самарин в храме святителя Спиридона Тримифунтского на Спиридоновке заказал панихиду по убиенному Государю. Её отслужил игумен Неофит, титулуя Царя-мученика по полному чину, а не как „бывшего Императора“ или „гражданина Романова“. Кто-то из „прихожан“ донес об этом, и в тот же вечер игумен Неофит был арестован „чекистами“, а спустя некоторое время расстрелян как активный контрреволюционер. А. Д. Самарину расстрела удалось избежать: игумен-мученик Неофит не выдал того, кто заказал Царскую панихиду. Но и А. Д. Самарину вскоре досталась высылка из Москвы и многие страдания скитальца.

Опальный Московский храм святителя Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте был уничтожен летом 1930 года, а на его месте в 1934 году был построен пятиэтажный жилой дом по адресу Спиридоновка, № 21/1. Некоторое время улица носила имя советского „графа“ Алексея Толстого. После 1991 года ей формально вернули историческое имя, но пока не восстановили духовного содержания этого священного уголка древней Москвы.

Конечно, в данном кратком выступлении я только обозначила ту мистическую связь, которая существует между Царственным Родом Романовых и святителем Спиридоном Тримифунтским. Полагаю, церковные исследователи, историки смогут эту тему разработать более тщательно. Благодарю Вас за внимание.

Куликовская-Романова Ольга Николаевна, председатель Благотворительного фонда во имя Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны

Доклад на пресс-конференции в Даниловом монастыре, посвященной подготовке принесения из Керкиры в Россию десницы святителя Спиридона Тримифунтского, 13 марта 2007 года

Храм-часовня святителя Спиридона Тримифунтского в ростовском поселке Александровка отметил свое престольное торжество

  • 29 декабря 2019 г. В Канске состоялся региональный этап Рождественских образовательных чтений
  • 29 декабря 2019 г. В Новороссийской епархии простились с почившим протоиереем Никитой Гаврильчиком
  • 29 декабря 2019 г. В Москве состоялась презентация мобильного приложения нового поколения Rublev.com
  • 29 декабря 2019 г. В Сретенском ставропигиальном монастыре в Москве почтили память священномученика Илариона, архиепископа Верейского

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Последние телепередачи

12 июля. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я

11 июля 2019 г. «Свет невечерний» (Гомель)

Свет невечерний. Умывальная чаша Пилата

11 июля 2019 г. Православный словарь

Православный словарь. Любовь

11 июля 2019 г. «Анонсы православных событий»

Анонсы православных событий. 13 июля. п. Арти Свердловской обл.

11 июля 2019 г. «Анонсы православных событий»

Анонсы православных событий. 12-21 июля 2019. Екатеринбург

В чем помогает икона Святой Троицы?

— Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

— Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

— Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

Что такое Церковь?

— Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском — Тихвинский храм в Алексеевском

9 (26 июня) июля 2019 г.

Седмица 4-я по Пятидесятнице. Тихвинской иконы Божией Матери. Архиерейская служба

Святитель Спиридон Тримифунтский

12 (25) декабря святая Православная Церковь празднует память великого святого, почитаемого во всех концах христианского мира — святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского. В русской Церкви святителя Спиридона почитают наравне со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским чудотворцем.

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора, который был созван императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре с безумным Арием. Именно на Соборе среди множества епископов присутствовали святитель Николай, епископ Мир Ликийских и святитель Спиридон Тримифунтский. На нем святитель Спиридон вступил в состязание с видным греческим философом, защищавшим ариеву ересь.

Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

Выслушав столь пламенную и глубокую речь святителя, греческий мудрец обратился всем сердцем к Православию, сказав: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие, и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

На том же Вселенском Соборе святитель Спиридон для вразумления противников истинного богопочитания явил чудо, которое навсегда вошло в летопись истории христианской Церкви. Для доказательства единства Святой Троицы во время спора с арианами святитель взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино». Не случайно, что именно на Первом Вселенском Соборе был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.

Святитель Спиридон родился в конце III века на острове Кипр в деревне Аския (Ассия) (греч. ?????) / Пашакёй (тур. Pasakoy) — деревня на острове Кипр (в настоящее время находящаяся под властью Турции). По роду занятий будущий святой был пастухом и с самого детства был приучен к труду. По словам святителя Димитрия Ростовского «он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая — Давиду в кротости, Иакову — в сердечной простоте и Аврааму — в любви к странникам».

В зрелом возрасте святитель женился и стал отцом семейства. Однако семейная жизнь была краткой: через несколько лет после брака супруга Спиридона скончалась. Её кончина послужила толчком к изменению жизненного пути будущего святителя. Спиридон не возроптал на Бога. Не вопрошал, за что же ему, ничем не прогневившему Господа, послано такое наказание. Он принял свое вдовство с покорностью и смирением, увидев в нем знак — знак, которым Господь призывал его изменить свою жизнь. Святой Спиридон принял решение посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. В царствование Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб, трудился как обычный мирянин. Смирение святителя, его трудолюбие и упование на Промысел Божий позволило святому стяжать особые духовные дары, которые стали проявляться в исцелениях от телесных и душевных недугов, в чудесном избавлении страждущих от тяжких жизненных невзгод.

Житие святителя Спиридона изобилует множеством чудес, которые совершались по молитвам святого, как при его земной жизни, так и по отшествии в мир иной. О чудесной помощи чудотворца рассказывают и наши современники, многие из которых принадлежат к Русской Православной Церкви. Приведем лишь несколько наиболее ярких свидетельств о чудесной помощи святителя, взятых из его жития, в разное время составленного святителем Димитрием Ростовским, А.В. Бугаевским, Феодором, епископом Пафским и др. Из достоверных источников христианам известно, что по молитвам святителя Спиридона с неба проливался обильный дождь в местах страшной и губительной засухи, воскресали мертвые, бедняки получали столь необходимую материальную помощь, а неправедные богачи чудесно вразумлялись через потерю имущества и денег.

Известно, что однажды к святителю пришла женщина и принесла труп своей дочки-младенца, которая утонула несколько дней назад. Тело ребенка посинело и, даже зная о могуществе и чудесах Спиридона, никто не верил в то, что девочку можно воскресить. Видя безудержное горе матери, святитель вернул ребенка к жизни. В считанные мгновения синева пропала с тела, девочка открыла глаза и заговорила. Мать, которая все равно до конца не верила в чудо, а пошла просить помощи у Спиридона от отчаяния, не выдержав, умерла от потрясения. Тогда Спиридон тут же воскресил и ее. Все это произошло при многих свидетелях, и было запечатлено в хрониках острова Кипр. Церковь, детально изучив обстоятельства дела, официально признала случившееся чудом.

Церковь чтит Спиридона не только как чудотворца, но и как человека, прославившегося необыкновенной мудростью. Однажды, к нему пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» — спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь», — спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, — лишнее зерно высыпалось у него из рук.

Когда на острове Кипр случилась страшная засуха, многие крестьяне пошли просить хлеб у богачей, которые непомерно высоко подняли на зерно цены. Некоторые из наиболее отчаявшихся бедняков обратились за помощью к святителю, как к последней надежде перед лицом голодной смерти. Одному из них мудрый старец сказал: «Не горюй, чадо. Богач, не захотевший сегодня спасти от неминуемой смерти твою семью, завтра сам станет уговаривать тебя взять у него как можно больше зерна. Он будет жалок и смешон в глазах людей, а твой дом наполнится яствами. Это мне открыл Святой Дух». Бедняк подумал, что владыка говорит так, дабы утешить и успокоить его. Поэтому крестьянин отправился домой опечаленным, не надеясь на скорое исполнение предсказания. С наступлением ночи по мановению Божьему на землю обрушился мощный ливень. Под напором стихии упал заполненный до самого верха амбар алчного лихоимца. Разбросанные потоками воды, плоды и злаки лежали повсюду. Утром владелец рухнувшей житницы вместе со слугами бегал по Тримифунту и умолял прохожих помочь ему собрать хлеб, ячмень и бобы, однако ни у кого не нашел сочувствия. Вся городская беднота ринулась подбирать с земли даровую пшеницу и плоды, отнятые провидением у жадного человека. Среди них был и разорившийся селянин. Купец не мог помешать изнемогавшей от голода страждущей толпе, но, увидев вчерашнего посетителя, он притворился добрым и предложил ему в долг без барыша набрать побольше валявшегося на дороге хлеба. Земледелец, посмеиваясь над лицемерием и бесстыдством наказанного Богом скряги, взял даром, как и другие тримифунтцы, довольно много зерна. Крестьянин от всего сердца восславил человеколюбивого Господа и Его угодника Спиридона, ибо, не сея и не пожиная урожай, ему удалось наполнить закрома благами, уготованными нищим и убогим по праведному Божьему Суду.

Святитель Спиридон, как некогда ветхозаветный патриарх Авраам, старался всячески помогать странникам, лично служа им и оказывая должное почитание. Однажды по время Великого поста, который святитель соблюдал с особой строгостью, к нему в дом пришел усталый путник. Святой попросил дочь накормить чужестранца, однако в доме совсем не было еды. Тогда мудрый пастырь велел дочери сварить мясо свиньи, засоленное в их доме. Когда дочь приготовила мясо, Спиридон пригласил странника сесть с ним за стол. Владыке пришлось и самому есть свинину, ибо правило гостеприимства требовало от деликатного хозяина приступить к трапезе вместе с путником. Можно себе представить, как изнурен был странник и насколько его ослабевшее тело нуждалось в пище, если усердный хранитель чистоты решился нарушить великий пост. Однако гость не сразу согласился вкусить мясо. Он боялся прервать пост и называл себя христианином. Тогда Спиридон убедил его словом апостола Павла: «Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: все чисто для чистых (Тит. 1, 15)». Бесстрастный подвижник преступил строгий устав человеческий ради исполнения святой заповеди Христовой, по которой любовь к Богу и людям есть благо, высшее из всех благ.

Особая духовно-родственная связь святителя была со своей родной дочерью Ириной, которая скончалась во время пребывания Спиридона в Никее на первом Вселенском соборе. Незадолго до своей внезапной кончины некая знатная дама дала ей на хранение очень ценное украшение. Ирина надежно спрятала золотое изделие в отчем доме. Святитель был на Соборе в Никее и поэтому ничего об этом не знал. Когда он вернулся в Тримифунт, хозяйка драгоценности пришла к нему и попросила возвратить золото. Владыка тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Знатная дама заплакала и стала рвать на себе волосы. Потеря столь ценной вещи могла обернуться для нее непоправимой бедой. Сама справедливость побуждала великодушного пастыря найти золото, ведь его дочь, хоть и невольно, своей преждевременной смертью лишила доверившуюся ей женщину немалого достояния. Искренне желая помочь хозяйке драгоценности, Спиридон, всегда глубоко сострадавший горю людей, отправился вместе с обливавшейся слезами гостьей и несколькими спутниками на кладбище. Святитель вошел в склеп, где лежало мертвое тело девушки, и с непоколебимой верой и твердым упованием на Бога обратился к ней, как к живому человеку: «Дочь моя Ирина! Во имя Господа нашего Иисуса Христа скажи мне, куда ты спрятала украшение этой женщины? О великое чудо! По соизволению Божьему Ирина словно пробудилась от крепкого сна и, внимая владыке, ответила: «Господин мой, я хранила золото в нашем доме». И поведала, в каком месте зарыто сокровище. Благоговейный ужас и изумление охватили всех, присутствовавших при столь удивительном событии. Когда голос Ирины смолк, отец ласково произнес: «Теперь, дитя мое, упокойся, пока не воскресит тебя Христос после Второго пришествия». Всеславный иерарх вернулся домой, сразу нашел украшение и возвратил владелице ее золото, а она вместе с другими свидетелями чуда с радостью и ликованьем славила Бога и святого отца нашего Спиридона.

Читайте так же:  Никольская часовня в ханты-мансийске

Святитель своим кротким нравом и вразумлением исцелял людей от пагубной страсти сребролюбия и жажды неправедной наживы. Известны многие чудесные случаи, происходившие по его молитвам. Однажды к Спиридону пришел перекупщик скота и попросил продать сотню коз из его стада. Святитель не стал торговаться с гостем о цене. Купец же, поняв, что имеет дело с Божьим человеком, решил воспользоваться честностью владыки. Он оставил плату в доме епископа только за 99 коз. Спиридон не стал пересчитывать деньги и отправился вместе с покупателем к стаду. Когда они подошли к загону, прозорливый пастырь сказал: «Входи, чадо, и забери столько коз, за скольких ты расплатился со мной». Одержимый страстью к наживе купец отсчитал 100 голов и выпустил стадо за ограду. Все козочки последовали за новым хозяином, и лишь одна из них побежала назад. Жадный торговец несколько раз выгонял ее из загона, но козочка тотчас возвращалась к законному владельцу. Купец не мог понять, почему так поступает животное. Он разозлился и попытался на плечах унести чужое добро. Однако козочка бодала рогами голову покупателя и очень громко блеяла. Великодушный святитель не захотел открыто обличать плутоватого гостя и тихо сказал своему обидчику: «Эта неразумная тварь неспроста воспротивилась, бьется на твоих плечах и вопит. Не надо бороться с ней. Лучше поднимись в дом и проверь, сколько денег ты там оставил. Может быть, ты забыл за нее заплатить?». Торговец понял, что совершенный им бесчестный поступок известен владыке. Он раскаялся, попросил прощения у Спиридона и сполна расплатился за стадо. А козочка больше не упиралась, и сама спокойно последовала за новым хозяином. Купец был потрясен столь ясным проявлением Божьей воли и, славя Господа, искоренил в себе пагубное стремление к любостяжанию. «Верный слуга Христа Спиридон обладал ключами Царства Небесного и точно знал, какое целебное лекарство от страстей следует дать согрешившему человеку. Посему мудрый святитель не стал потворствовать пороку наживы богатого торговца и не отдал ему даром лишнюю козочку, а с бедняками, намеревавшимися украсть у него баранов, источающий сердечную доброту пастырь поступил иначе. Великодушный владыка не только простил, но и щедро их одарил».

Спиридон имел благочестивый обычай часть доходов раздавать нищим или ссужать без процентов деньгами малоимущих соотечественников. Однажды один тримифунтский судовладелец пришел к нему с просьбой одолжить немного золота. Мореплаватель хотел закупить товар на чужбине и с выгодой продать дома. Он был весьма беден и намеревался потратить прибыль на пропитание своей семьи. Владыка отдал купцу то немногое, что собрал на святую церковь и собственные нужды. По завершению плаванья корабельщик продал товар и принес архиерею долг. «Иди, чадо, и положи золотые монеты в шкаф, откуда, как ты видел, я взял их для тебя», — сказал Спиридон. Владелец судна исполнил указание епископа. Шло время. Купец по-прежнему нуждался в деньгах, и каждый раз, отправляясь в плаванье, просил у святителя золото для закупки товара, а после продажи груза неизменно возвращал долг. Корабельщику было выгодно брать взаймы у Спиридона, ведь отзывчивый пастырь помогал ему, не взыскивая проценты. Бесстрастный владыка мало заботился о земных благах и никогда не пересчитывал деньги. Он лишь просил тримифунтского торговца положить золотые монеты на место. Многократно купец занимал у епископа и всегда сполна отдавал долг, но однажды отец лжи сатана, завладев сердцем моряка, внушил ему мысль обмануть праведника. Охваченный страстью к обогащению, корабельщик оставил деньги не в архиерейском доме, а в своем собственном кармане. Однако утаенное золото не принесло мошеннику прибыли. Оно лишило успеха его торговлю и, словно огонь, быстро поглотило все имущество судовладельца. В скором времени моряк обнищал, и теперь уже крайняя нужда привела разорившегося купца в дом епископа. Долготерпеливый святитель выслушал гостя и смиренно сказал: «Ступай, чадо, и возьми деньги там, где ты их положил». Корабельщик прикинулся честным человеком, заглянул в шкаф и, ничего не найдя в нем, сообщил об этом владыке. «Попробуй поискать получше, — посоветовал Спиридон. — Ведь к золоту никто, кроме тебя, не прикасался». Мореплаватель тщательно осмотрел содержимое шкафа и, конечно, не обнаружил в нем ни одной монеты. Владелец судна надеялся, что отличавшийся простотой и доверчивостью епископ не узнает о совершенном мошенничестве, и сообщил о пропаже. «Если ты вернул золото, то оно лежит на прежнем месте, но если оставил деньги себе, так зачем же теперь искать их в шкафу?» — кротко ответил владыка.

Спиридон, как и прежде в отношениях с другими сребролюбцами, ласково увещевал прегрешившего мореплавателя не желать чужого добра и не пятнать коварством и ложью совесть, а зарабатывать усердным трудом и помогать бедным. Купец опомнился, устыдился и припал к ногам епископа. Незлобивый владыка тотчас простил раскаявшегося грабителя и стал за него молиться. Корабельщик горячо поблагодарил Спиридона за снисхождение к совершенному им бесчестному проступку и удалился, удивляясь доброте милосердного старца.

Не менее поразительный случай произошел со святителем недалеко от столицы острова Крит, когда владыка пришел в местный храм, но из-за переутомления попросил дьякона не затягивать богослужение. Однако просьба старца не была услышана и честолюбивый клирик продолжал крайне медленно напоказ возносить молитвы. Духовными очами богомудрый святитель увидел пагубную страсть строптивого селянина к тщеславию и, желая смирить гордеца, грозно воскликнул: «Замолчи, творец ослушания!». Дабы всякое непослушание получало праведное воздаяние (Евр. 2, 2), Господь без малейшего промедления лишил голоса дерзкого служителя, и он, открывая рот, издавал лишь невнятные звуки. Присутствовавшие в храме люди были поражены силой слова дивного архипастыря и с изумлением смотрели на владыку. Пока святитель сам завершал чтение молитвы, молва о Божьей каре, постигшей дьякона, разнеслась по всему селению и глубоко огорчила его родственников и друзей. Они пришли к Спиридону и стали упрашивать чудотворца избавить их провинившегося земляка от недуга, который не позволит ему служить в церкви и получать содержание на пропитание семьи от доходов храма. А немой клирик припал к ногам владыки и, обливаясь слезами, знаками умолял о прощении. С тех пор клирик говорил хриплым голосом, немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру. Дьякон прозрел духом, был целомудрен и до конца жизни служил для потомков примером того, сколь опасно ослушиваться святых старцев и превозноситься перед людьми.

Под конец своей жизни святитель удостоился особого посещения Божия для укрепления в вере окружающих его близких друзей. Как и в беседе преподобного Серафима с Н.А. Мотовиловым, при которой лицо святого сделалось светлее солнца, и из глаз сыпались молнии, так и со святителем Спиридоном по свидетельству очевидцев, на их глазах произошло чудесное преображение. Во время летней жатвы святитель трудился на своем поле. Друзья старца помогали ему собирать урожай. Хотя дождя не было, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали с неба и оросили только голову Спиридона. После столь странного явления тотчас произошло еще одно неизъяснимое чудо. Волосы владыки изменили цвет: часть их оказалась черной, другая стала белой, третья приобрела желтую окраску. Друзья Тримифунтского епископа с изумлением взирали на поразительную перемену в облике архиерея. А Спиридон благодаря озарению свыше узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в вечные обители, и обрел способность так видеть отдаленные события, словно они происходили теперь. Сердце праведника исполнилось благодатью Святого Духа, и с неизреченной радостью богоносный иерарх пророчески возвестил:

«Предрекаю вам, братья, что Господь увенчает славой память обо мне и многие люди, и старые и молодые, будут ежегодно праздновать у гроба с моим телом день преставления. Я, как вы видите, беден, но по изволению человеколюбивого Бога смогу подавать прихожанам те спасительные блага Горнего Иерусалима, которые сам стяжал у Всевышнего Творца, дабы они познали Нераздельную Святую Троицу — Единственного Истинного Бога. Я стану усердно просить Господа даровать им великую милость и вечную жизнь».

Как мы уже писали выше, еще больше чудес по молитвам святителя Спиридона совершалось после его кончины. Существует множество достоверных свидетельств о скорой помощи святителя всем с искренней верой и надеждой к нему обращающихся. Так, великий оптинский старец Амвросий, в одном из своих писем к духовным чадам упоминает о труднообъяснимом для атеистов чуде, свидетелем которого стал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Последний, как и многие другие русские литераторы и философы, часто посещал Оптину пустынь — обитель, являющуюся одним из главных духовных центров России, где писатель имел своего духовного отца. Будучи в очередной раз в Оптиной, Николай Васильевич рассказал своему духовнику и всей монашествующей братии о чудесном явлении, которое произошло на его глазах во время заграничного путешествия. Случилось оно при паломничестве его к святым мощам угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского. В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение святому, верующие, как это заведено каждый год 12 (25) декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладываются к ним. Однако на этот раз среди них находился некий английский путешественник, естественно, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех… медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому «идейному» наследнику апостола Фомы, прозванного «неверующим»: на, мол, дружок, поищи-ка «свои» надрезы! Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души.

Отец Иустин, настоятель храма святого Спиридона в городе Керкире (о. Корфу, Греция), рассказывает, что однажды нашелся один неверующий рыбак по имени Спиро (Спиридон): «Когда он вышел в море, начался шторм. Его корабль затонул, и сам он ушел под воду. Вдруг святой Спиридон вытащил его на сушу. Рыбак, чтобы проверить, что именно Святой спас его, бросился бегом в храм, а там монахи безуспешно пытались открыть ковчег с мощами. И ковчег открылся лишь тогда, когда пришел рыбак. На тапочках святого Спиридона были мокрые водоросли и ракушки. Рыбак тут же потратил всё своё состояние на золотую лампаду, которая до сих пор остается у нас единственной из чистого золота».

Святителя Спиридона Тримифунтского всегда почитали на Руси как покровителя бедных, бездомных, страдающих. В честь него возводили храмы и называли улицы. Известна улица Спиридоновка в центре Москвы на Пресне между Малой Никитской улицей и Садовой-Кудринской улицами. Такое название она получила (до 1941 года — Спиридоньевская улица) по церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте, известной с 1627 года, но взорванной в 1930 году. Церковь была воздвигнута отцом первого русского Царя из рода Романовых святейшим Патриархом Филаретом в своих владениях на Козьем болоте, там, где пасли коз Патриаршего двора. Сейчас на месте взорванного храма жилой дом.

Святой Спиридон является небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда, ведь даже в сане епископа он трудился на земле. Знаменательно, что на иконах святитель изображается не в митре, а в шапочке из овечьей шерсти. Крестьянская еда, воздержность в быту, доходящая до бедности, пастушеская шапка — всё это так не похоже на признаки святительского сана. Зато внутренние богатства благодати, которые носил в себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена пророков Илии и Елисея. Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого архиерея, поскольку небо слушалось святого. В случае засухи молитвы Спиридона приклоняли Бога на милость, и долгожданный дождь поил землю.

Святитель также нередко выступает и покровителем православного воинства. Так, во время Казанского похода по дороге из Москвы было явление святителя Спиридона Тримифунтского Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Святой духовно укрепил Государя в его решимости одолеть супостатов и освободить казанцев от ногайских узурпаторов. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не сохранился, но на его месте возведен поклонный Крест.

Во время войны с Османской империей 11 (24) декабря, то есть накануне праздника Спиридона Тримифунтского, под командованием славного российского полководца А.В. Суворова был победно закончен штурм турецкой крепости Измаил. Именно поэтому в Измаильской мечети в тот же вечер расположился походный воинский православный храм. Его посвятили святому Чудотворцу Спиридону. Победитель Измаила Александр Васильевич Суворов 13.12.1790 докладывал в письме главному вельможе Императрицы — князю Потемкину: «Простите, что сам я не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со Крестом пред сим славным полком».

В 1797 году на остров Корфу, где с XV века покоились мощи Спиридона Тримифунтского, вторглись революционные войска Бонапарта. Император Павел I принял решение о необходимости, вступив в коалицию теперь уже с турками, послать войска для освобождения Ионических островов от французов. Адмирал Ф.Ф. Ушаков, впоследствии канонизированный, взял неприступную крепость на острове Корфу (Керкира) и освободил от французов его и еще ряд островов Ионического моря.

Спиридона Тримифунтского призывали в покровители многим лучшим войскам России, строя при полках в его честь храмы, часовни, посвящая ему приделы. К 100-летию Финляндского полка в Санкт-Петербурге была выстроена часовня Спиридона Тримифунтского, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Ныне она сохранилась, и там ведутся богослужения.

Считается, что в первой половине XVIII века имя Спиридона Тримифунтского в России подзабыли. Но в 1777 году 12 (25) в семье престолонаследника Павла Петровича родился сын Александр Павлович — внук и воспитанник царицы Екатериной I. С рождением Великого Князя особо стал отмечаться как Царский день праздник святителя Спиридона.

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке (1634 год) находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей. В Покровском храме Данилова монастыря в Москве хранится башмачок с мощей святителя Спиридона, подаренный монастырю в 2007 году митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием.

Мощи святого Спиридона находились в Константинополе вплоть до его захвата турками. После этого нетленное тело было переправлено на греческий остров Корфу (местное название Керкира). Узнав о величайшем сокровище, которое им досталось, керкирийцы построили для мощей храм и по сей день считают святого Спиридона покровителем своего острова. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову.

В Православном мире он почитается как «ходящий» святой — бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение. В самой Греции восемьдесят церквей носят имя святого Спиридона, отмечая тем самым повсеместное почитание его памяти, искреннюю любовь и благодарность верующих. В России наибольшее количество храмов в честь святителя находится в Санкт-Петербурге.

Святителю отче Спиридоне, моли Бога о нас!

Aвтор: Старший научный сотрудник ИДВ РАН, к.ю.н. Трощинский Павел Владимирович

Храм Тихвинской иконы Божией Матери
в Алексеевском.
При использовании материалов
сайта активная ссылка обязательна.