Меню Закрыть

Достопримечательности ныроба

Ныроб находится на севере Пермского края. Это посёлок с многовековой тюремной историей, одно из первых мест не только политической ссылки, но и её увековечения — настолько успешного, что теперь в Ныроб иногда ездят по собственной воле смотреть на Никольскую церковь, выдающийся памятник узорочья. В окрестностях Ныроба встречаются интересные скальные выходы.

Ныроб
Владимир Плотников. Церковь в селе Ныроб (1908)
Полезная информация
Население 5152 чел. (2019)
Телефонный код +7 34240
Часовой пояс UTC+05:00

Ны?роб стоит на левом берегу Колвы в 45 км к северу от Чердыни. К реке посёлок не выходит и окружён тайгой. Название Ныроб имеет коми-пермяцкое происхождение от ныр — нос и ыб — поле, то есть «Носово поле» по имени хозяина здешних земель. Деревня Ныробка впервые упомянута в 1579 году, а уже через 30 лет после этого она стала известна по всей России. Борис Годунов, взошедший на трон в 1598 году, начал расправляться с наиболее влиятельными боярами, поскольку опасался их притязаний на царский престол. Среди прочих под опалу попали Романовы, которых обвинили в колдовстве и намерении убить царя. Фёдора Никитича (будущего патриарха Филарета) насильно постригли в монастырь, а его брату Михаилу Никитичу повезло ещё меньше. Того было велено отправить в Ныробку. Можно подумать, что дальше тогда не ссылали, но это не совсем так: двух других Романовых вообще отправили в Пелым (ныне вымирающий посёлок на севере Свердловской области), т.е. за Урал. Не совсем ясно, было это приказом Бориса Годунова или самовольством охранников, но Михаила Романова, в отличие от других Романовых, решили в буквальном смысле слова уморить. Его посадили в яму, заковали в кандалы и в какой-то момент перестали кормить. По легенде, местные жители тайком носили ему еду, но даже это не помогло: ныробская ссылка началась в конце 1601 года, а весной или летом 1602 года Михаил Романов скончался.

После смерти Бориса Годунова новые власти сделали всё, что в таких случаях положено: тело Михаила Романова перевезли в Москву и с почестями похоронили в Новоспасском монастыре. Взошедшие на престол Романовы (первым царём был племянник погибшего боярина Михаил Фёдорович, а фактически страной управлял его отец, патриарх Филарет) навсегда освободили жителей Ныроба от государственных повинностей, объявили ныробские места святыми и начали создавать там мемориал, который материализовался сто лет спустя Никольской церковью невиданной красоты. После этого Ныроб ещё не раз становился местом ссылки — например, в 1913 году тут жил видный советский деятель Климент Ворошилов — но все ссыльные были рангом пониже, да и жизнь их была не столь тяжкой, так что следов их пребывания не осталось. До середины XX века Ныроб оставался селом, позднее стал посёлком городского типа. В советское время он был райцентром, теперь относится к Чердынскому району.

Кроме замечательной церкви Ныроб в полной мере сохранил свою тюремную сущность. В посёлке находится огромная исправительная колония, а многие другие учреждения того же плана разбросаны по тайге к северу от Ныроба. Зарешёченные автомобили встречаются здесь чаще, чем любые другие, и цели приезда в Ныроб посторонних с туризмом обычно никак не связаны. Всё это создаёт довольно неприятную, давящую атмосферу, хотя и не несёт прямой угрозы путешественникам. В Ныроб можно съездить из Чердыни на пару часов, посмотреть церковь и вернуться обратно, посетив по дороге несколько интересных старых сёл. Оставаться тут на ночь, пожалуй, излишне, а по большому счёту и незачем. К северу от Ныроба нет ни дорог, ни общественного транспорта, и местность эта представляет интерес лишь для тех, кто хочет устроить сплав по реке Берёзовой или просто ищет экзотики и приключений.

В Ныроб ведёт единственная дорога из Чердыни (45 км) с асфальтовыми покрытием переменного качества. 2-3 раза в день по ней ходит прямой автобус из Перми (6.5 ч), бывают также автобусы из Соликамска и местные из Чердыни. Движение по Ныробскому тракту, конечно, не очень активное, но в светлое время суток перемещаться по этой дороге нетрудно, и при желании за один день вы посмотрите как сам Ныроб, так и все сёла по пути.

К северу от Ныроба единственным транспортом являются вахтовки, так или иначе связанные с господствующей в этих краях системой исправительных учреждений. Дороги проходимы только для внедорожников, попасть отсюда в республику Коми можно только пешком по лесным тропам. Если вам нужно на Вишеру, лучше вернуться в Чердынь и поехать через Красновишерск.

Ныроб — конгломерат из нескольких посёлков. На юге, со стороны Чердыни, находится Люнва, где вдоль дороги тянется длинный тюремный забор. В 3 км от неё старый Ныроб c Никольской церковью и ямой Романова. Ещё в 1.5 км к северу будет новая часть Ныроба, отличающаяся от прочих наличием трёхэтажных жилых домов. Там же автостанция, гостиница и прочая инфраструктура. От Люнвы до автостанции с интервалом в 40 мин ходит маршрутка — это единственный на весь посёлок общественный транспорт. Чердынские автобусы и маршрутки делают остановки в разных частях Ныроба.

Ещё два исторических здания Ныроба — это приходской дом рядом с Богоявленской церковью (ул. Ворошилова, 24) и богадельня рядом с ямой Михаила Романова (ул. Октябрьская, 14). Оба построены в начале XX века. В остальном Ныроб состоит из изб, местами переходящих в бараки.

Иско?р — село в 10 км к югу от Ныроба. Искорское городище было населено во времена Перми Великой, в конце XV века тут случались битвы между пермяками и шедшими с востока вогулами (манси). Потом городище забросили, и село переехало на равнину поближе к ныробскому тракту. В селе есть заброшенная церковь и старый каменный дом. Городище находится в лесу в 5 км севернее, а рядом с ним стоят красивые скальные останцы — главная природная достопримечательность Ныробского края. Идти к городищу нужно по лесной дороге, примыкающей к Ныробскому тракту примерно посередине между Искором и южной границей Ныроба. От шоссе до городища и скал около 1.5 км.

Напротив автостанции находится супермаркет «Магнит», за ним — местный торговый центр. Все остальные магазины являются частными и больше напоминают ларьки. Ныробский рынок как прежде уже не функционирует, лишь иногда приезжают торговцы из других городов и выстраивают вдоль дороги палатки.

В поселке функционирует небольшая столовая

В дополнение к обычным для России мерам учтите, что чаще всего в Ныроб едут не посмотреть на Никольскую церковь, а на свидание в одну из колоний. Преступности это не создаёт, но, скажем, на темах разговора может отразиться.

На север от Ныроба дорог, как уже отмечалось, практически нет. Вдоль Колвы можно проехать до деревни Булдырья, а дальше — только на вездеходе. Дорога лучшего качества уходит из Ныроба на восток к лагерным посёлкам Валай и Вижай на реке Берёзовой. По берегам этой реки, левого притока Колвы, десятки красивых скал, неполный список которых есть здесь. Пермские турфирмы организуют 4-7-дневные сплавы по Берёзовой, самостоятельных туристов там тоже немало.

Ныроб — посёлок в 40км севернее Чердыни. По населению он превосходит райцентр (7 тыс. жителей), но визуально Ныроб представляет собой большое и мрачное село, которое я про себя окрестил «деревня Зековка». В наши дни это один из крупнейших центров «республики зеков», раскинувшей на севере Пермского края, да и тюремные традиции здесь насчитывают около 400 лет: в 1601 году сюда по приказу Бориса Годунова был сослан и замучен его основной соперник — боярин Михаил Никтич Романов. А в результате еще в конце 17в. здесь появилось нечто вроде современных «монастырей новомучеников» с красивейшей Никольской церковью.

Чердынский район удивляет своей историчностью — что-нибудь примечательное есть почти в каждом деревне, а церквей на единицу площади (а тем более на единицу населения) больше, чем в Тверской области. Помимо Ныроба, самое интересное село — Пянтег, где сохранилась уникальная церковь, вероятно перестроенная из башни острога в 1617 году. Возраст самого сруба же не известен, и это не просто старейшее здание Урала, но и старше любого другого минимум на 100 лет.

Однако Пянтег — по другой дороге, до него 60км, а автобусы ходят всего дважды в день и возят народ в Чердынь на работу, поэтому я туда не попал.

Но и на Ныробском тракте интересно почти каждое село. Например, Покча в 5км от Чердыни — здесь в 1472-1505 годах (когда Чердынское княжество было вассалом Москвы) помещалось русское воеводство, от которого сохранились едва заметные валы городища; в 19в. появилось несколько кварталов купеческих домиков, достойных уездного города, Казанская часовня примитивного вида и Благовещенская церковь (1885), в которую дважды (в самом начале и в самом конце ХХ века) ударяла молния:

Читайте так же:  Троицкий заказник достопримечательности объекта

В селе Вильгорт — тоже несколько купеческих особняков и очень красивая Троицкая церковь (1772, трапезная и колокольня 1902):

Еще две церкви — в сёлах Камгорт и Искор. В тайге в 5км от Искора — скала Узкая Улочка высотой 50м, рассечённая от основания до вершины трещиной чуть меньше метра в ширину. На горе — остатки валов и святилища, а поверье гласит, что тому, кто взойдёт по «улочке» наверх отпустятся все грехи.
Словом, концентрация истории в Чердынском районе на уровне Псковщины.

А потом въезжаешь в Ныроб, точнее в его дальний район Люнва:

Путника тут встречают ЗОНЫ. Они тянутся вдоль дороги на несколько километров — тройные заборы, кольца колючей проволоки, вышки, бараки, трубы котельных, угрюмые тюремщики, горы дров и опилок. Лай собак и вой пилорамы. «Население» этих лагерей — по разным данным (неофициальным) от 2 до 4 тысяч человек, то есть в «республике зеков» это полноценный город.

И здесь же жилые дома. Страшно представить эту жизнь среди зон, когда происходящее за периметром можно наблюдать из окон. К слову, побеги из лагерей тоже регулярны, и опасность столкнуться с беглыми уголовником велика по всему району.

Адекватно фотографировать на Ныробском тракте у меня не получилось — оба раза автобус был переполнен, а я сидел не там, где надо. Поэтому прошу прощение за использование чужих фото и убогое качество своих.

Сам Нароб по своему устройству напомнил мне Соликамск, только меньше раз в 10. Тоже длинный и беспорядочный, и тоже состоит из трёх районов. В Соликамске — промзона, Старый Соликамск и Боровск. В Ныробе — Люнва, Старый Ныроб и Городок.

Старый Ныроб — большое и неуютное село, у меня ассоциирующееся скорее с Сибирью, чем Уралом. Хотя при всей удалённости главная улица тут асфальтирована, а на увале стоят вышки сотовой связи:

Приземистые и грубо сколоченные уральские избы на фоне увалов:

Водопровода тут нет, и воду набирают вот в таких сооружениях — почему они такого размера, сказать не могу. Может быть, насосные станции, а может быть резервуары:

Народ тут, как мне показалось, не агрессивный — но угрюмый и замкнутый. Впрочем, от взглядов мне часто делалось не по себе. Козлы и петухи тоже встречаются:

Однако в Ныробе есть кое-что, ради чего стоит сюда приехать — Никольская церковь, построенная в 1704 году в память Михаила Романова:

В начале 17в. Ныроб был одним из самых дальних владений России — Сибирь тогда была еще в процессе колонизации, и ссылать туда кого-то было негосбезопасно. Михаил Никитич был сослан сюда, по сути, на смерть — его держали в яме с решёткой, куда проникали и дождь, и снег, и где нельзя было даже встать в полный рост, да еще и в оковах весом около 30кг. Жители, видя такое изощрённое и непонятное издевательство, в тайне помогали боярину — носили ему еду и воду, за что неоднократно подвергались пыткам. Романов умер спустя полгода.

Что было дальше, все знают. Хотя Годунов был достаточно мудрым правителем (например, Московский университет вполне мог появиться в начале 17 века), ему не повезло с погодой, два неурожая подряд вызвали страшнейший во всей русской истории голод (погибло до 1/3 трети населения), перешедший в Смутное время, финалом которого стало воцарение Романовых. Про Ныроб они не забыли — еще при Михаиле Фёдоровиче жители Ныроба были освобождены от податей, а в конце 17в. началось строительство мемориальной церкви.

Храм вышел одним из красивейших на Урале — его украшения достойны церквей Соликамска:

Правда, впечатление малость испортил разговор с настоятелем — поп тут точь-в-точь такой, каким его представляют ненавистники РПЦ. Ну что ж — бывает, не все ж такие! А вот девушка, мывшая пол в храме, наоборот показалась мне очень доброй и светлой.

Крест «В память репрессированных РОССИЯН» — это очень неполиткорректно:

Вторая церковь — Богоявленская (1736), обезглавлена и невзрачна:

Здесь же и замечательный деревянный Дом Культуры:

А чуть в стороне — вот такой домик, занятый неким «Мемориальным центром М.Н. Романова»:

Подозреваю, это что-то типа музея, но на дверях висел замок, и никаких признаков того, что кто-то его откроет, не было.
А еще чуть дальше (точнее, если ехать из Чердыни, чуть ближе) — Яма Романова:

«Яма новомучеников» — это именно уральский феномен. Ганина Яма, куда были сброшены тела царской семьи, Алапаевская шахта, где так же было с телами семи великих князей — они появились в 1918 году. Династия Романовых вышла из Ипатьевского монастыря и прервалась в Ипатьевском доме, и более того — начала и закончила свою историю в уральских ямах.

Очень красивую модерновую ограду вокруг Ямы построили еще в начале ХХ века. Внутри ограды — обширный пустырь и ажурная часовня над собственно Ямой, похожая больше на клетку:

Ворота оказались наглухо заперты, как и дверь Мемориального центра. В общем, я решил тупо перелезть через забор. Часовня оказалась закрыта на засов, но не замок, и я спокойно отворил дверь:

Вот и сама Яма. Мне не верится, что это подлинник — скорее, всё-таки муляж. Но муляж исторический, ему не менее сотни лет:

На дне — цветы, иконы и мусор. Причём они там мирно уживаются — в этом, по-моему, вся наша жизнь!

Две мемориальных доски 1915 года, когда Яма реконструировалась (а сама часовня, кстати, современная — до Революции была деревянная):

В прошлом тут лежали и подлинные оковы Романова, ныне хранящиеся в Чердынском музее:

Тридцать килограмм, а еще решётка над головой и негде защититься от холода. В общем, судьба Николая Второго, которого «всего лишь» расстреляли, ЗДЕСЬ кажется еще не такой жуткой. В прошлом паломники надевали оковы на себя и молились в яме. Ныне приходят в музей и просто прикладываются к ним.

Около ограды — бывшая богадельня, а ныне больница в приятном модерновом здании (единственном в посёлке):

Дальняя часть Ныроба, в которой находится автостанция — Городок. Пешком от автостанции до церкви идти около получаса, но так как весь Ныроб — одна улица, автобус проезжает мимо храмов и туда, и обратно, причём в черте посёлка еще и с кондуктором.

Застроен Городок в основном вот такими домами, а народ там более люмпенизирован, чем в Старом Ныробе — видимо, пришлые:

Ныроб считают тут «краем земли» — далее нормальные люди почти не живут, а зон больше, чем деревень. А еще дальше, за полосой глухих лесов, вновь начинается обитаемая земля Республики Коми. Вообще же, Чердынский район находится на широте Южной Карелии.

В Ныроб я ездил из Чердыни ненадолго. В самой Чердыни ночевал две ночи — вечером первого дня приехал из Соликамска, утром третьего уехал в Березники. И в целом Пермь Великая вполне достойна Вологодщины.

С Пермью Великой на этом закончим, но поездка в Пермь Великую — меньше половины всего этого путешествия.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пермское Прикамье.
Хохловка.
Ильинский.
Пермь. О разном.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск. Соборная площадь.
Соликамск. По центру.
Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи.
Чердынь. Архитектура и музеи.
Ныроб.
Свердловская область.
Малая родина.

Путеводитель по Перми и Пермскому краю

Достопримечательности Ныроба и след Романовых

В Ныробе чувствуешь себя как на краю земли – дальше только тайга. Густые еловые чащи перемежаются с сосновыми беломошными борами, о седых уральских горах напоминают причудливые скалы-останцы и неровный рельеф местности, в долинах извилистых рек накапливаются непроходимые болота – природные фильтры воздуха и воды, а на многочисленных водоразделах царствуют альпийские луга. Достопримечательности Ныроба будут интересны всем.

Посёлок находится на одной параллели с Санкт-Петербургом, Сургутом и Магаданом. Любители мистики видят в этой широте сакральный смысл – на ней расположены большие древние святилища. Под Ныробом такое тоже есть – Узкая Улочка на Искорском городище, поднявшись по которой человек очищается от грехов. Пермичи отважились защищать именно это капище от христиан.

Ныробский край известен как страна заключённых, и в Ныробе находится один из её городов, хмуро встречающий гостей посёлка на въезде. Хотя до революции всё было не так мрачно: узником был только Михаил Романов во времена Бориса Годунова, а через некоторое время после смерти его оковы стали считаться чудотворными – исцеляющими. До Ныроба добирались тысячи паломников ежегодно.

Поселок Ныроб Пермский край

Ныроб – посёлок городского типа в Пермском крае, по асфальтированной дороге от Чердыни 41 км. Он находится на взгорье излучины Колвы, но до самой реки ещё километров 6-8. Делится на 3 части: Люнва – на въезде, территория колоний; Старый Ныроб, в котором сосредоточены все достопримечательности; Городок – современная застройка 2-3-этажными многоквартирными домами.

Читайте так же:  Хорватия достопримечательности дубровник

Первое упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 г.; название с коми-пермяцкого переводится как «Носово поле», поле человека по прозвищу Нос. В 1601 г. сюда сослали Михаила Никитича Романова, что определило дальнейшую судьбу села – до революции правящая династия благоволила ныробчанам.

В советское время в Ныробских краях сформирован Ныроблаг, численность его заключённых колебалась от 10 до 19 тыс. человек. В настоящее время в Чердынском районе отбывает наказание около 4,5 тыс. человек, из них около 2 тыс. – в Ныробе. Заключённые занимаются лесоповалом, а также вспомогательными работами. Постоянно проживают в Ныробе около 5 тыс. человек и заняты либо обслуживанием системы исполнения наказаний, либо обработкой и транспортировкой леса.

Официальный туризм в Ныробе строится вокруг Романовых – до революции в посёлок приходило до 6 тыс. паломников. Однако неофициально многие едут ради Искорского городища с необычными скалами – Большой и Узкой Улочками – и красивых видов на Колве – их создают камни колвинский Ветлан, Бобыка, Светик, Дивий, также примечательна Дивья пещера.

Никольская и Богоявленская церковь в Ныробе

Со времени воцарения династии Романовых в 1613 г. Ныроб объявляется святым местом и освобождается от налогов (до 1720 г.). В 1704 г. в память о мученической смерти члена династии строится каменная Никольская церковь, богато украшенная декоративными элементами. В 1736 г. рядом с Никольской добавляется Богоявленская церковь, выполненная в более классическом стиле. В 1793 г. каменная часовня Михаила Архангела сменяет прежнюю деревянную над ямой Романова, а в 1824 г. для неё создаётся иконостас. В 1913-1915 гг. обновляется ограда вокруг часовни и разбивается красивый сквер.

Ссылать в Ныроб по политическим мотивам после 1601 г. стали только в XX в., ещё во времена империи; в частности, сюда был выслан Ворошилов. В советское время о царской династии забыли.

С 2001 г. возвращается прежнее отношение к Романовым – сперва ставят железную часовню-сень над ямой. В 2010 г. её передают в Чердынь и строят обычную каменную часовню – аналог прежней. Возобновляют ограду со всеми атрибутами царской власти. Ремонтируют Никольскую церковь. Создают Мемориальный центр М.Н. Романова – его экспонаты сделаны в большинстве своём руками местных заключённых. И вновь ориентируются на паломнический туризм.

Часовня на месте ямы Михаила Романова в Ныробе

Сложившееся о Ныробе мнение

Ныроб впечатляет действующими колониями на въезде. Впечатления не перебиваются шикарным Никольским храмом в редком для Прикамья стиле барокко. Даже чудная вода из местного «живого» источника не способна изменить послевкусие. В Ныробе слишком чувствуется зона.

Никольская церковь удивляет своей пышностью – в такой глуши точно не ждёшь ничего подобного. Она и на фотографиях выглядит бесподобно, а в реальности, в том окружении, действительно, начинаешь верить в предания. Говорят, её строили по ночам, а местные увидели только уже полностью готовый результат. Хотя в Соликамске церковь смотрелась бы вполне органично.

Местный источник живой воды находится перед въездом в Ныроб, ещё до колоний. Рассказывают, что родник забил тогда же, когда рядом объявилась икона Николая Чудотворца. Икона утеряна во время революции. Над родником стоит часовня, возле которой собирались верующие в советское время.

Что посмотреть в Ныробе

Никольская церковь. Храм сейчас не в первозданном виде: раньше к нему прилагались колокольня, ликвидированная в 1934 г. как не соответствующая духу времени, и крыльцо, разобранное в 1950-х гг. как не соответствующее мнению историков. При этом церковь стала менее гармоничной – ей явно чего-то не хватает.

Также современная окраска не соответствует той, о которой писали путешественники в середине XIX в. (Н.П. Вагнер, путевые заметки «От Чердыни до Ныроба»): «окраска украшений арок и окон: красная, зелёная и жёлтая». Кроме того, на колокольне находился колокол, отлитый в Германии в 1600 г.

Церковь действующая, можно полюбоваться и не менее замечательным интерьером. Утверждают, что часть росписи выполнена до 1725 г.; есть и изображение Христофора, как в Искоре. Однако сверху роспись скрыта слоем извести. Акустика храма улучшена встроенными глиняными сосудами. Также есть непонятные конструкции из восьмиконечных крестов.

Богоявленская церковь (1736). Скромное с виду строение, некогда роскошно украшенное изнутри. В интерьер включалось первоначальное место захоронения М.Н. Романова – прах был перенесён на кладбище Ново-Девичьего монастыря в Москве. Здесь находилась деревянная скульптура Параскевы Пятницы (теперь в Пермской художественной галерее), выполненной в стиле, похожем на пермский звериный.

До революции церковь использовалась для богослужений чаще, чем Никольская. Колокол на её паперти собирал местных жителей на обсуждение вопросов и провожал торговые суда, шедшие по Колве. После революции кресты и главки были сломаны, длительное время в храме находилось представительство Центробанка, а сейчас он просто разрушается.

Никольский родник и часовня. Ключик связывают с иконой Николая Чудотворца, явленной в 1619 г.: якобы её пытались перевезти в другое место, но она снова появлялась здесь. В XIX в. икону изучали и описывали в журналах; её копия есть в Чердынском музее; однако оригинал до нас не дошёл. Часовня возле родника появилась ещё в XVII в., в советское время была разрушена, но к роднику ходили с иконой Николая Чудотворца и проводили службы. К 2010 г. часовня восстановлена, помимо этого, можно искупаться и набрать воды. В воде присутствуют ионы серебра; на вкус она многим нравится.

Романовский сад, яма Михаила Романова, часовня Михаила Архангела. Рядом с Богоявленской церковью огорожен стильной оградой сквер начала XX в. В его центре восстановленная в 2019 г. часовня Михаила Архангела, а под ней – яма, похожая на подвал. Говорят, что она претерпела изменения в XIX в. Можно оценить, насколько тяжело было боярину Михаилу в таком маленьком сооружении, но он продержался почти год. Говорят, что его убили охранники, чтоб быстрее разделаться с ним.

В середине сентября проходят дни памяти М.Н. Романова и разыгрываются максимально приближённо к действительности сцены из серии «Ныробский узник»: прибытие, заточение, помощь местных. Фактически возрождается культ Романова, хотя его оковы пока в Чердынском музее.

Мемориальный центр М.Н. Романова. До этого в посёлке действовал только школьный музей. В 2011 г. создали такой центр; экспонаты для него заказали заключённым, но есть и оригинальные дореволюционные и советские предметы быта. Получилось в целом неплохо.

Городище Люнва. Недалеко от моста через Люнву, не доезжая до Ныроба, колоний и родника.

Искорское городище. Овеянное мистикой и легендами место, хотя в реале – обычная христианская часовня на холме. Древнему Искору «повезло» – его часовню освятили в честь Параскевы Пятницы, особо почитаемой на севере Прикамья. Сейчас её отреставрировали. Несмотря на то, что на поверхности практически ничего не сохранилось – от археологических раскопок больше следов, – чувствуется дыхание истории. Особенно если никуда торопиться не надо или экскурсовод попался хороший.

Узкая Улочка. Рядом с Искорским городищем гора, на которую можно забраться по широкой расселине – Большой Улочке или маленькой – Узкой. В сухую погоду подняться по Узкой Улочке и очиститься от грехов не так уж сложно, а вот под дождём проблематично. А дожди здесь не редкость, так что не всем отпускаются грехи.

Покча, Вильгорт, Камгорт – В Покче больше резных домов, чем в Искоре или Ныробе.

Колва и камни на её берегах. И Искор, и Ныроб находятся не на берегу – Колва в этих краях уже равнинная река, многократно менявшая своё русло. Горы начинаются выше Вижаихи, деревни на правом берегу Колвы в 7-8 км северо-западнее Ныроба. На машине можно добраться до Ветлана, Бобыки, Светика; на лодке или снегоходе – до Бойца, Дивьего камня. Эти скалы – часть Полюдова кряжа, который пересекает Колва.

Дивий камень с пещерой и водопадом. Относится к особо охраняемым природным территориям. Находится на правом берегу Колвы. Представляет собой риф древнего Пермского моря – в пещере видны ископаемые кораллы, моллюски и даже пещерный жемчуг. Из наиболее интересных ручьёв, вытекающих из камня, – широкий ручей возле нежилой деревни Цепии и речка Алалай, образующая живописный водопад.

Дивья пещера находится на Дивьем же камне; вход в неё расположен выше уровня Колвы на 115 м и скрыт лесом. Длина пещеры больше, чем у широко известной Кунгурской ледяной, – 10,1 км. Гроты украшены кварцитами причудливых форм; есть несколько озёр. В пещере имеются наскальные изображения, относящиеся к каменному веку; она была святилищем на протяжении тысячелетий. Температура в пещере +4-+8 °С; коридоры зачастую узкие и низкие; водятся летучие мыши нескольких видов.

Видео про город Ныроб

Выбираем, куда поехать в выходные самостоятельно, в зависимости от региона и вида маршрута.

Читайте так же:  Достопримечательности города павлово нижегородской области

Также можно найти информацию об интересных летних маршрутах: куда поехать отдохнуть с палаткой.

Наш сайт поможет подобрать вам самый интересный маршрут в пределах 200 километров от города Екатеринбурга.

Ныроб, достопримечательности

Небольшое село Ныроб, основанное в 1579 году, стало известным не только в России, но и за ее пределами, благодаря своей кровавой историей.
Именно в деревеньку Ныроб в 1601 году был сослан в суровое заточение Михаил Никитич Романов (родной дядя первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича Романова), где спустя год скончался в специально вырытой яме, за «якобы желание отравить царя Бориса Годунова».

История и основные достопримечательности села Ныроб

Источник исторической информации о селе Ныроб: В.В. Косточкин «Чердынь, Соликамск, Усолье». М. «Строиздат», 1988г.

Ныроб расположен в пятидесяти километрах к северу от Чердыни, в окружении глухих, изобилующих пушным зверем лесов и топких болот. Относительно недавно в этом поселке насчитывалось всего лишь 150 дворов. Их деревянные дома с хозяйственными строениями свободно располагались в небольшой ложбине маленькой речки Ныробки.

Первое известие о Ныробе относится к 1579 году. Тогда в нем было всего лишь шесть крестьянских дворов. Только дорога, проходившая через Чердынь в Сибирь, оставленная в связи с открытием Бабинова тракта в конце 16 века, давала жизнь этому крохотному населенному пункту. В начале 17 века размеры Ныроба немного увеличились. В 1624 году это был уже погост, состоявший из восьми крестьянских дворов, между которыми возвышалась деревянная клетская Никольская церковь с шатровым верхом. Две мельницы, принадлежавшие жителям погоста, находились на речке Вильве.

Среди жителей Ныроба сохранилась память о каменной часовне, стоявшей некогда на берегу реки. Место расположения часовни уже забыто, но известно, что на ее стене имелась сделанная вязью надпись, текст которой рассказывал, что в 1601 году был прислан «из Москвы от царя Бориса Годунова в Пермь Великую, в Чердынский уезд, в погост Ныроб в заточение… боярин Михаил Никитич Романов, святейшему патриарху Филарету Никитичу брат родной». В надписи отмечалось, что Михаил Романов сидел в землянке, на месте которой впоследствии была поставлена деревянная часовня. В 1793 году по указу Екатерины 2 «тщаянием и коштом» волостных крестьян и «усердным старанием» крестьянина Михаила Денисовича Пономарева эта часовня заменена каменной. Согласно преданию, Михаила Романова, мешавшего Борису Годунову, привезли в Ныроб зимой, под конвоем, в кандалах и поместили в крытую досками яму, куда дети местных жителей тайком приносили узнику съестные припасы… Т.е. превращение поселка в место государственной ссылки произошло уже в начале 17 века.

Привлекает внимание каменная холодная Никольская церковь Ныроба (реставрирована в 1962 г. архитектором Г.Л. Кацко), связанная с преданием о Михаиле Романове. Она построена в 1704 – 1705 годах на месте деревянной, срубленной в 1619 году по распоряжению царя Михаила Федоровича. Легенда рассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кем нанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственниками Годунова. К этому народная фантазия добавила, что церковь возводилась без лесов и подъемных механизмов, и то, что делалось днем, за ночь уходило под землю. Поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда же работы были закончены, церковь «вышла» на поверхность, а ее мастера скрылись неизвестно куда, не получив даже денег за работу.

На стенах Николькой церкви сохранились фрагменты подновлявшейся масляной живописи, созданной Михаилом Базановым в 1722 – 1725 годах. Тематика росписи – страдания Христа и сюжеты из Апокалипсиса.

Учитывая немаловажное значение в истории государства Российского, на истории деревни Ныроб хочется остановиться подробнее. Наиболее полное историческое описания формирования и дальнейшего развития Ныроба мы получили из «Сборника исторических статей и материалов преимущественно о Пермском крае» А.А. Дмитриева, инспектора народных училищ Пермского уезда, действительного члена Пермского Губернского Статистического Комитета, Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ). Датирован сей сборник 1891 годом. Совсем ничтожная деревня Ныроб быстро возвысилась в степень погоста благодаря случайному обстоятельству: в 1601 г. Борис Годунов сослал сюда в суровое заточение злополучного боярина Михаила Никитича Романова, который через год и кончил в Ныробской темнице свою страдальческую жизнь.

Причиной ссылки было якобы желание отравить царя: «Родственник Бориса, Семен Годунов, подкупив Бартенева Второго, казначея Романовых, надоумил его подложить в кладовой у боярина Александра Никитича Романова мешок с какими то кореньями, а потом донести на своих господ, будто они злоумышляли извести царя отравою». Барским приговором решено было сослать третьего брата Романовых – Михаила Никитича в деревню Ныробку, а четвертого брата – Ивана Никитича еще дальше – в Пелым.

Тело Михаила Романова было захоронено на пустом месте, где впоследствии (в 1613 – 1614 годах) была построена церковь св. Николая Чудотворца. Года через четыре после смерти, прах его был увезен в Москву, где и положен в усыпальницы Новоспасского монастыря вместе с прахом других членов этой семьи. Понятно, что когда эта фамилия заняла русский престол, то память погибших при Годунове Романовых стала особенно почитаться. С того то времени ничтожная деревенька Ныроб обратила на себя внимание и стала пользоваться многими исключительными привилегиями.

До 30 годов 20 века, в дореволюционное время, на месте заточения М.Н. Романова была поставлена сначала деревянная, а позже каменная часовня. В 30 годы 20 века часовню снесли. Гораздо позже место заточения было огорожено небольшой деревянной оградкой (см. фото), с расположенным внутри оградки камнем. И только в 2012 году на месте заточения и смерти боярина М. Романова была восстановлена небольшая каменная часовня, в полу которой есть спуск в яму — темницу.

Как проехать до села Ныроб:

Маршрут рассчитан на стандартные легковые автомобили. Расстояние от г. Екатеринбург — около 700 км., от г. Пермь — около 350 км.

Из г. Екатеринбург до с. Ныроб можно проехать двумя способами:

1) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Нижний Тагил, Н.Тагил проезжаем по объездной — стороной проехав г. Верхняя Тура, по указателям уходим в сторону г. Чусовой Пермского края, ориентируясь на поселок Промысла. Проезжаем Промысла — г. Гремячинск — пос. Усьва — г. Соликамск — г. Чердынь — с. Ныроб.

2) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Пермь — далее уходим на г. Соликамск — г. Чердынь — с. Ныроб.
Расстояние в обоих случаях примерно одинаково.

Ныроб часто называют «поселком на краю земли», ведь севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных. Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году, а свою популярность она приобрела благодаря тому, что сюда в 1601 году царем Борисом Годуновым был сослан обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов — дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых.

До Ныроба можно добраться на автомобиле или рейсовыми автобусами из Перми, Соликамска и Чердыни. Расстояние от Чердыни до Ныроба — около 41 км.

Поиск авиабилетов в город Пермь (ближайший а/п к Ныробу)

Развлечения и достопримечательности Ныроба

Главными достопримечательностями Ныроба считаются яма, в которой держали Михаила Романова, и каменная Никольская церковь, построенная в 1704 году. Неподалеку от нее находится еще одна церковь Ныроба — Богоявленская, построенная в 1736 году на месте могилы Романова. Именно в Богоявленской церкви до некоторого времени хранились оковы Михаила Романова, прикоснуться к которым ежегодно приходило до нескольких тысяч паломников. В настоящее время оковы эти хранятся в Чердынском краеведческом музее имени А. С. Пушкина, а рядом с церковью находится та самая яма, в которой держали Михаила Романова. Ныне яма окружена каменными столбами, установленными к 300-летию дома Романовых.

Свято-Никольский родник

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник, расположенный с правой стороны при въезде в поселок. Согласно легенде, в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца, в честь чего в Ныробе построили Никольский храм, а над родником возвели деревянную часовню. В смуту икона эта была утрачена, а копия ее ныне хранится в музее истории веры в Чердыни.

В долине реки Колва неподалеку от поселка Ныроб Чердынского района расположена самая длинная пещера Урала — Дивья пещера протяженностью около 10 км. В пещере обнаружено множество гротов и несколько небольших озер. Славится пещера своими красивейшими сталактитами, сталагмитами, натечными формами, огромными колоннами высотой до 3,5 м и пещерным жемчугом. Организованных туров по пещере не проводится, но для посещений она не закрыта. От реки к пещере ведет хорошо протоптанная тропа, а вход в пещеру находится на высоте 90 метров и представляет собой небольшое отверстие шириной 1,5 метра и высотой 0,5 метра. Перед самостоятельным посещением пещеры следует быть хорошо подготовленным.